Журнал лехаим читать последний номер

Обвинения в антисемитизме были превращены в оружие, чтобы подорвать авторитет Джереми Корбина и его соратников, заявило движение «Народная ассамблея» в резолюции, принятой днем 14 января, сообщает «The Jerusalem Post».

Что такое «Народное собрание»? «Народное собрание» было создано как национальная кампания против жесткой экономии, сокращений и приватизации в частных, государственных и муниципальных учреждениях. Заявление было сделано, несмотря на декларацию движения о том, что оно не связано с какой-либо политической партией и выступает против «любых и всяческих утверждений о том, что можно «разрешить вышеупомянутые кризисы путем дискриминации или поиска козла отпущения по признаку инвалидности, расы, религии, этнического происхождения, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации или идентичности».

14 января «Народное собрание» приняло в свой состав движение «Еврейский голос за лейборизм» и провело митинг под названием «Кампания против расизма и антисемитизма». Хотя было подтверждено, что бывший лидер лейбористской партии Джереми Корбин присутствовал на митинге, неясно, присутствовал ли он на самом голосовании. Присутствовали также генеральный секретарь Национального образовательного союза Лора Пидкок, член Палаты лордов Кевин Кортни и президент Союза сотрудников государственных коммерческих служб Джон Хенди. Часть шестичасовой встречи, где можно было увидеть Корбина, транслировалась в прямом эфире в Интернете. В резолюции, принятой единогласно, говорилось, что «превращение антисемитизма в оружие сыграло ключевую роль в подрыве движения Корбина и всего, что оно предлагало, не только с точки зрения решения проблемы жесткой экономии, но и надежды на лучшее будущее …»

В дополнение к этому в письменном заявлении, распространенном во время заседания, говорилось, что «использование обвинений в антисемитизме для нападок на тех, кто отстаивает права палестинцев, продолжается и опасно по многим причинам. Например, в том смысле, что почти принудительное принятие так называемого «рабочего определения антисемитизма» IHRA ограничило свободу слова, поставило под угрозу научную свободу и привело к потере рабочих мест, опасениям потерять работу, а также опасениям тех, кто управляет площадками для проведения мероприятий в поддержку палестинцев».

Источник, присутствовавший на встрече, заявил, что из 16 резолюций, выдвинутых в ходе заседания, все, кроме двух, были приняты единогласно. В 2020 году движение, которое утверждает, что стоит вне политики, выступило с заявлением, в котором выразило свою полную поддержку и солидарность с Джереми Корбином. Джереми Корбин, который был лидером Лейбористской партии Великобритании с 2015 по 2020 год, на протяжении многих лет подвергался многочисленным обвинениям в антисемитизме. Наиболее известные инциденты, которые стали предметом тщательного изучения, включают в себя то, что он назвал «друзьями» террористические организации ХАМАС и «Хезболла».

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Видный лидер европейских евреев заявил 16 января в Министерстве иностранных дел Израиля (МИД), что в течение 30-50 лет 50% небольших еврейских общин исчезнут из-за ассимиляции, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.

«Современные данные показывают, что смешанные браки и ассимиляция в еврейской диаспоре достигли предельного уровня», — заявил президент Европейского еврейского конгресса Ариэль Музыкант. «Смешанные браки составляют 50% в Европе и 75% в США. Если эта тенденция сохранится, значительная часть еврейской диаспоры исчезнет в течение одного – двух поколений. Другими словами, 50% небольших еврейских общин исчезнут в ближайшие 30-50 лет». Музыкант сделал это заявление во время официальной конференции еврейских лидеров европейских стран, организованной МИД, в которой приняли участие около 40 глав еврейских общин из 28 стран.

«В течение 125 лет диаспора строила и поддерживала Государство Израиль», — заметил Музыкант. «Хотя это должно продолжаться, нам нужно серьезно изменить парадигму». Музыкант призвал Израиль и еврейские учреждения «существенно увеличить свои инвестиции в еврейство диаспоры» тремя способами.

Как помочь еврейской диаспоре?

Что касается образования, Музыкант заявил, что «нам нужны еврейские школы, воскресные школы, учебные материалы и учителя. Мы должны иметь более 70% еврейских детей учились в еврейских школах, обучать учителей-евреев из европейских общин в Израиле», — заявил он. Второй вопрос, который он поднял, заключался в том, что необходимо «привезти в Израиль как можно больше евреев» и «увеличить и перезапустить такие программы, как «Таглит», «Маса Исраэль» и «Лимуд»». Кроме того, Музыкант заявил, что он чувствует необходимость того, чтобы израильское правительство «расширяло или создавало программы, доносящие еврейскую культуру, традиции и религию до всех слоев еврейского населения за пределами Израиля». «Ассимиляция — самый большой враг еврейского народа сегодня», — заметил Музыкант. «Мы не можем продолжать строить еврейскую жизнь исключительно на борьбе с антисемитизмом и памяти о Холокосте. Если мы хотим способствовать еврейской жизни за пределами Израиля, нам нужно увеличить охват и донести знания о еврействе до как можно большего числа евреев».

В ходе конференции, организованной Отделом Европы и Отделом диаспоры и религий МИД, участники обсудили вопросы, касающиеся еврейской жизни в диаспоре, такие как антисемитизм и разжигание ненависти в Интернете, законодательство, ограничивающее еврейскую жизнь, следующее поколение и многое другое. Кроме того, на конференции обсуждались отношения между Государством Израиль и еврейскими общинами Европы, а также изменения, происходящие на Ближнем Востоке. Министр иностранных дел Эли Коэн заявил участникам конференции, что «отношения с еврейскими общинами являются одним из столпов работы миссий МИД по всему миру. Мы рады принимать глав еврейских общин и организаций из европейских стран в МИД в Иерусалиме и с нетерпением ждем от вас информации о проблемах, с которыми сталкиваются наши братья и сестры в диаспоре».

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Коллекция еврейского и иммигрантского искусства в лондонской галерее «Бен-Ури «вот-вот привлечет новую аудиторию, пишет журналистка «The Jewish Chronicle» Антея Джерри.

Галерея станет музеем-партнером на Лондонской художественной ярмарке в этом месяце — честь, которая предоставляется только одному учреждению в год. «Это позволит нам общаться с 20000 человек в неделю, на охват которых в противном случае потребовалось бы два года», — заявил председатель попечительского совета галереи Дэвид Глассер, который принесет на выставку искусство великих англо-еврейских художников, включая Дэвида Бомберга и Франка Ауэрбаха, а также работы художников из Нигерии, Индии, Турции, Ирана, США и Европы.

Галерея «Бен Ури» также была приглашен стать членом «Всемирного фонда искусств», что ставит ее в один ряд с великими мировыми музеями, включая Мэйта, Соломона Гуггенхайма, Дж. Пола Гетти, Генри Мура и Луи Виттона. По словам Глассера, это признание значительных инвестиций и умелых приобретений, которые превратили «Бен-Ури» из еврейского общинного художественного общества в музей, в котором хранятся работы иммигрантов, родившихся в 45 разных странах.

Галерея «Бен-Ури» была основана в Уайтчепеле в 1915 году русским евреем-эмигрантом для поддержки беженцев и других художников, работающих вне мейнстрима. «Это часто был трудный путь к тому, чтобы переместить то, что было 85-летним стойким интересом еврейской общины, из общины в центр художественных интересов музеев», — рассказал Глассер. Галерея шесть лет была без собственного помещения после закрытия в 1995 году, и теперь у нее есть помещение на Баундэри-роуд, Сент-Джонс-Вуд. Она повысила свой статус благодаря исследовательскому подразделению и стала пионером в онлайн-партнерстве с ведущими учреждениями, а также развивала передвижные выставки основных фондов, таких как набор литографий Шагала, которые в настоящее время демонстрируются в Винчестере.

Глассер рассказал об онлайн-партнерство с Национальной галереей, объединившем одну из работ Ауэрбаха, хранящихся в галерее с «Подсолнухами» Ван Гога, как о еще одном признании качества ее коллекции. Красочный пейзаж Морнингтон-Кресент работы Ауэрбаха станет главным экспонатом Лондонской художественной ярмарки, наряду с картиной Евы Франкфуртер, изображающей официанток из Вест-Индии, которая была рекламой недавней лондонской выставки послевоенных художников, работавших в Британии. Другие поразительные картины включают автопортрет Исаака Розенберга в стальном шлеме — он погиб во время Первой мировой войны — и портрет Оровиды Писсарро, внучки основателя импрессионизма, работы Клары Клингхоффер.

30 картин, представленных на лондонской ярмарке, которая пройдет с 18 по 22 января в Центре бизнес-дизайна в Ислингтоне, Северный Лондон, являются яркими моментами коллекции «Бен-Ури», состоящей из 880 работ, созданных 380 художниками, включая Хаима Сутина, Марка Гертлера, Джейкоба Эпштейна и Соня Делоне. ««Бен-Ури» приносит огромную пользу и признание еврейской общине. И мы надеемся, что она так же гордится нами, как и мы, представляя ее», — заметил Глассер.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху предупредил режим аятолл в Тегеране на церемонии назначения нового начальника Генерального штаба ЦАХАЛа 16 января, что его правительство без колебаний защитит Израиль, если его безопасность окажется под угрозой, сообщает «Israel Hayom».

Комментарии были сделаны на встрече в Офисе премьер-министра, во время которой генерал-лейтенант Авив Кохави был отправлен в отставку, поскольку заменивший его генерал-майор Герци Халеви был назначен на высшую должность всего за несколько часов до того, на церемонии в Главном штабе в Тель-Авиве. «Сегодня израильское правительство определило откуда исходит опасность и дало ЦАХАЛу директиву принять меры для противодействия экзистенциальной для нас угрозе», — заявил Нетаньяху. «Иранский режим угрожает уничтожить нас, и мы не будем ждать, пока нам приставят к шее острый меч; ЦАХАЛ вместе с агентством безопасности «Шин-Бет» и «Моссадом» сделают все возможное, чтобы ответить тем же нашим врагам».

Нетаньяху добавил, что Израиль не будет «втянут в бессмысленные войны», но если его заставят это сделать, он будет «бороться за то, что существенно и необходимо». Нетаньяху отметил, что Иран несет ответственность за 90% проблем Ближнего Востока. Всего за несколько дней до события уходящий начальник штаба сообщил «Israel Hayom», что за время его пребывания в должности военные подготовили три разных плана нападения на Иран, в том числе один, который должен был «нейтрализовать» его ядерную программу.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Новый фильм израильского режиссера Гая Натива «Голда» дебютирует на Берлинском кинофестивале, пишет журналист «Ynet» Амир Боган.

Голду играет легендарная актриса Хелен Миррен. Сюжет вращается вокруг первой и пока единственной женщины-премьер-министра Израиля, Голды Меир, и ее борьбы за безопасность Израиля во время войны Йом-Кипур.

Лив Шрайбер играет тогдашнего госсекретаря Генри Киссинджера. В фильме также снимались известные израильские актеры Лиор Ашкенази, Ротем Кейнан и Рами Хойбергер. Хотя фильм в основном посвящен событиям в Израиле, он снимался в Лондоне и считается британским кино. Первоначально выбор Миррен на главную роль был встречен скептически. Хотя в ее актерском мастерстве не было никаких сомнений, многие отмечали, что она не еврейка. То, что «икону» Израиля играет нееврейка положило начало небольшому движению под названием «Еврейское лицо», но оно довольно быстро утихло.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что присоединение страны к программе безвизового въезда в США резко увеличит число американских евреев, совершающих алию, пишет журналист «Israel Hayom» Ариэль Кахана.

Нетаньяху сделал этот прогноз во время еженедельного заседания Кабинета министров 15 января, отвергнув высказанные некоторыми опасения, что программа приведет к движению в другом направлении. «Экономика Израиля становится сильнее, мы опередим США и уже опередили Европу», — заметил Нетаньяху. «Мы приведем к алие с Запада потенциальных иммигрантов, желающих улучшить свое финансовое благополучие. Конечно, есть и рост антисемитизма, но это будет не единственная движущая сила переезда в Израиль, поток будет большим».

Нетаньяху добавил, что все может развиваться так, как это произошло после либерализации валютного рынка в Израиле в 1990-х годах. «Посмотрите, что мы сделали с этими реформами. В то время вы не могли вывести деньги из Израиля, и люди предупреждали, что наши меры откроют шлюзы. Но затем произошло прямо противоположное: иностранная валюта потекла в Израиль». По словам Нетаньяху, «мы не можем защитить сионизм, ограждая его или ограничивая передвижения граждан».

Министр по региональным делам Рон Дермер, который был послом Израиля в США, заметил, что Израиль должен воспользоваться моментом, присоединившись к программе. «Есть окно возможностей, которое будет оставаться открытым в течение нескольких месяцев; мы, возможно, не сможем сделать это позже, и посол США очень хочет нам помочь», — заявил Дермер Кабинету министров. Ключевым показателем для определения того, имеет ли Израиль право на участие в программе, является количество отклоненных заявлений на получение визы в период обзора с сентября 2021 года по сентябрь 2022 года. Среди американских чиновников общепринято мнение, что в предстоящем объявлении эта цифра будет ниже 3%, что устранит серьезное препятствие на пути к присоединению к программе, хотя завершение процесса потребует от Израиля принятия нескольких законодательных актов, некоторые из которых были рассмотрены 15 января Кабинетом министров.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

С 16 по 31 января в России пройдет Неделя памяти жертв Холокоста, сообщили в Российском еврейском конгрессе (РЕК). Неделя памяти жертв Холокоста — это цикл мемориальных и образовательных мероприятий, приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста (27 января).

В этом году региональные мероприятия начнутся с 16 января, а официальное открытие «Недели памяти» состоится 22 января в Москве, в Центральном доме актера, с показа спектакля «Кабаре Терезин», в ноябре 2022 года, получившего национальную премию «Музыкальное сердце театра». В основе постановки, широко известной за рубежом, музыкальные и текстовые произведения, созданные в 1942-1944 годах заключенными нацистского концлагеря Терезиенштадт, среди которых были известные артисты и звезды эстрады.

Авторами российской версии спектакля стали режиссер и сценарист Нина Чусова, композитор и художественный руководитель проекта Сергей Дрезнин и хореограф Сергей Филин. Реагируя на призыв РЕК и ФАДН (Федерального агентства по делам национальностей), большинство регионов России готовятся провести мемориальные, культурные и образовательные мероприятия, посвященные теме Холокоста. В школах почти всех регионов РФ, как и прежде, пройдут уроки по истории Холокоста. Главным событием «Неделя памяти» станет мемориальный вечер «Хранитель памяти», который пройдет 26 января в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. На нем в пятый раз будет вручена премия Российского еврейского конгресса «Хранитель памяти», которая ежегодно присуждается выдающимся людям, внесшим особый вклад в сохранение памяти о Холокосте.

В Доме народов России 25 января пройдет показ и обсуждение анимационного документального фильма «263 ночи». Совместный проект России, Белоруссии и Израиля, снятый киностудией «Беларусьфильм», рассказывает историю 26 евреев из Минского гетто, которые до прихода Красной армии 263 дня и ночи скрывались в подвале, где на всех не хватало еды и воды. В Московской городской думе 27 января откроется историко-документальная выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение», подготовленная Центром «Холокост» при участии РЕК. С 2015 года она была показана на шести языках в 13 странах на четырех континентах, в том числе в штаб-квартирах ООН и ЮНЕСКО, парламентах России и других стран, в мэрии Москвы и в университетах за рубежом. Также в этом году среди событий «Недели памяти» будет литературно-музыкальный проект «Памяти жертв Холокоста» с участием актера Леонида Каневского и солистов оркестра Владимира Спивакова, который пройдет в Московском международном доме музыки 24 января, презентация выставки «Женщины в Холокосте», подготовленной РЕК совместно с посольством Израиля в РФ, онлайн-лаборатория мемориального проекта «Вернуть достоинство» и методические вебинары Центра «Холокост» для московских и региональных педагогов по истории Холокоста.

С 24 по 28 января впервые при поддержке посольства ОАЭ в РФ в РГГУ и Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе пройдет научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Холокост: память и предупреждение». Кроме того, во время «Недели памяти» в социальных сетях вновь пройдет международная акция «Мы помним»/«We remember», объединяющая тех, кто выступает против любых форм ксенофобии. Акцию в России проводит Российский еврейский конгресс совместно со Всемирным еврейским конгрессом. Участвовать в ней может любой пользователь социальных сетей: нужно сфотографироваться с листом бумаги, на котором написано на двух языках «Мы помним»/«We remember», и, выложив эту фотографию у себя на странице с хештегами #мыпомним и #weremember, зажечь таким образом виртуальную «Свечу памяти». Пользователи социальных сетей зажигают и обычные свечи и пишут трогательные сообщения, демонстрируя солидарность со всеми неравнодушными.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Данные Индекса израильской демократии за 2022 год, опубликованные 15 января, показывают, что только 18% израильтян доверяют Кнессету, в то время как большинство считает, что политики ставят свои личные интересы выше интересов общества, пишет журналистка «Ynet» Сиван Хилаи.

В отчете собраны данные опроса, проведенного в октябре 2022 года, перед недавними выборами, и он показывает резкую тенденцию к снижению доверия к институтам за последние несколько лет. В 2022 году всего 33% израильтян доверяли государственным учреждениям, по сравнению с 63% в 2012 году. Единственными структурами, доверие к которым выросло, были армия и президент. Что касается других институтов, в отчете говорится, что 42% израильтян доверяют Верховному суду, 23% – СМИ, 18% – Кнессету и 9% политическим партиям. Кроме того, 85% респондентов – евреев и 82% респондентов – арабов признали, что, по их мнению, политики ставят свои личные интересы выше интересов общества. Лишь 22% населения считают, что законодатели много работают и хорошо выполняют свою работу. Кроме того, только 38% евреев и 24% арабов согласны с тем, что баланс сил между политическими партиями является отражением общественного мнения, в то время как 61% евреев считают, что существует партия, которая представляет их взгляды. Соответственно, 69% евреев и 31% арабов считают, что Израиль ведет себя как демократия по отношению к своим арабским гражданам.

В отчете также сообщается, что за последнее десятилетие на 20% увеличилось количество людей, которые хотели бы, чтобы доминирующий лидер управлял без особых ограничений (41% в 2012 году и 61% в 2022 году). Но, 55,6% населения поддерживают право Верховного суда накладывать вето на принятые законы, если они противоречат принципам демократии. Кроме того, только 49% израильтян с оптимизмом смотрят в будущее Государства Израиль по сравнению с 76% в 2012 году. Тем не менее 69% заявили, что хотят остаться в Израиле.

Президент Института демократии Йоханан Плеснер заяви, что исследование показывает, что большинство израильтян не поддерживают законодательство, которое ослабило бы Верховный суд. «Оглядываясь на 20 лет назад, мы видим эрозию демократических принципов среди израильских евреев, особенно когда речь идет о равенстве арабских граждан страны», — заявила менеджер семейного центра изучения общественного мнения и политики Витерби при Израильском институте демократии профессор Тамар Германн. «Мы также видим явный рост среди евреев стремлений больше внимания уделять Израилю как еврейскому государству, а не демократии».

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Новый опрос, проведенный Центром еврейского влияния в партнерстве с Группой геокартографических знаний об отношениях между Израилем и еврейской диаспорой, показывает, что почти 82% израильтян считают Израиль самым безопасным местом для евреев, и потому евреи за пределами Израиля должны совершить алию, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.

Большинство израильтян также считают, что Закон о возвращении должен оставаться неизменным, несмотря на недавние призывы внести в него поправки. Однако 66,5% израильтян заявили, что считают, что евреи диаспоры не должны вмешиваться в дела Израиля.

Опрос, проведенный онлайн среди 500 израильских евреев в возрасте от 18 лет и старше в последнюю неделю декабря, проливает свет на то, как израильские евреи воспринимают отношения между Израилем и еврейской диаспорой.

Каковы результаты опроса?

Несмотря на текущую ситуацию с безопасностью в Израиле, израильтяне, по-видимому, воспринимают антисемитизм как более серьезную угрозу, поскольку 82% считают, что самое безопасное место для евреев в сегодняшнем мире — это Израиль. Можно заметить значительное укрепление этого мнения по сравнению с 76,2% в 2020 году. 58,8% респондентов согласились с тем, что диаспора выступает в качестве первой линии обороны Израиля от элементов, враждебных стране. Однако, несмотря на важность диаспоры, выраженную в этом выводе, 66,4% израильтян считают, что диаспора не имеет права участвовать в израильских делах, поскольку эти люди не живут в Израиле. Это ставит под сомнение динамику отношений между Израилем и диаспорой, поскольку ожидается, что последняя будет защищать Израиль извне. Но при этом исключена из вмешательства в израильские дела, что в любом случае часто влияет на них.

Политически окрашенный вопрос о внесении поправок в «пункт о внуках» в Законе о возвращении также был затронут в опросе: 61,4% израильтян выразили обеспокоенность тем, что его изменение поставит под угрозу отношения между Израилем и его братьями из диаспоры. Это убеждение оказалось значительно слабее среди респондентов-мужчин и ортодоксов или ультраортодоксов. Респондентам было предложено оценить влияние нового израильского правительства на отношения между израильским обществом и диаспорой и то укрепит ли оно их или оттолкнет диаспору.

Опрос показал, что 48% были уверены, что отношения станут более прохладными, причем вера в это была сильнее среди людей с высоким доходом и светских людей; 23,6% были уверены, что отношения станут ближе; в то время как 28,4% считают, что отношения останутся неизменными, и это мнение сильнее среди ортодоксального и ультраортодоксального населения. «Это исследование предлагает ценный взгляд на сложную динамику между Израилем и диаспорой и подчеркивает важность укрепления этих отношений», — заявил «The Jerusalem Post» председатель Центра еврейского влияния Роберт Сингер. Он добавил, что рост глобального антисемитизма только усилил веру в то, что Израиль является самым безопасным местом для евреев, и поэтому Израиль должен содействовать репатриации, а не препятствовать ей, изменяя Закон о возвращении.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Британский режиссер Оливер Парк не еврей, но он глубоко ценит еврейские корни жанра ужасов, которые повлияли на его работу над «Заклятием Абизу», его полнометражным фильмом – дебютом о древнем демоне, действие которого происходит в хасидском анклаве в Бруклине, пишет журналист JTA Стивен Сильвер.

«Еврейские страшилки существуют уже тысячи лет, — заявил Парк JTA. «Все эти фантастические и богатые истории исходят из этого еврейского пространства». Он указывает, что первая франшиза фильма ужасов была сосредоточена на еврейском монстре Големе и была снята в 1910-х годах, за много лет до «Носферату», известного немого фильма о вампирах 1922 года. Легенда о Големе, которая, как говорят, возникла в Праге 16-го века, считается источником вдохновения для «Франкенштейна».

«Будучи пожизненным фанатом ужастиков, я всегда хотел попасть в еврейское пространство», — заметил Парк. Демон в «Заклятии» известен как Абизу. «Она очень, очень старый и древний демон. Насколько нам известно, она могла быть самой Лилит», — рассказал Парк, имея в виду дух тьмы и сексуальности, встречающийся в библейских и талмудических текстах.

В фильме, который вышел в прокат в пятницу (13-го числа), молодой человек (Ник Блад) приводит свою беременную невесту-нееврейку (Эмили Уайзман) на встречу со своим давно живущим отдельно отцом (Аллан Кордунер), хасидом, который работает в похоронном бюро и морге в Бруклине. Вскрываются и пересматриваются давно запрятанные противоречия, а также есть несколько диалогов на идиш.

Сценарист и продюсер Хэнк Хоффман — сын раввина, знакомый с каббалой, еврейской мистической традицией. Главный продюсер Джонатан «Йони» Юнгер также имеет еврейское происхождение. Хоффман какое-то время в юности работал в морге. «У них обоих сразу же мозги просто взорвались идеями», — заявил Парк. Фильм создавался около шести лет. Он назвал это «проектом страсти и во многом их детищем».

«Заклятие» было снято в начале 2021 года, когда Болгария заменила Бруклин, и производство удалось продолжить во время особенно неприятного этапа пандемии. Парк назвал сценарий «настолько богатым персонажами, настолько богатым ужасом, мифологией и ритуалами, оккультизмом и эзотерикой, и все это внутри этой прекрасной еврейской общины». В последние годы наблюдается бум на фильмы ужасов на еврейскую тематику.

Темой «Бдения» 2020 года стала шемира, или еврейский ритуал наблюдения за мертвым телом. «Нерожденный» — это фильм ужасов на тему диббука, который вышел в 2009 году с Гэри Олдманом в роли раввина, а в 2021 году в Индии на хинди был снят фильм под названием «Диббук». Это был ремейк фильма 2017 года под названием «Эзра», который был снят на малаялам, индийском языке, и его главным героем был индийский еврей.

«Я так взволнован тем, что за последние 30 или около того лет они медленно просочились обратно. И теперь мы видим их все больше и больше», — заметил Парк о фильмах ужасов на еврейскую тематику. «Поэтому я очень надеюсь, что есть еще много страшных и тревожных историй, вдохновленных еврейским фольклором». У ведущего актера Ника Блада может быть идеальное имя для фильма ужасов — «Я думаю, что однажды мне суждено сыграть Дракулу», — заявил он, — но он назвал себя не особенным энтузиастом этого жанра. Однако он заметил JTA, что страсть режиссера и сценаристов к этому сразу же убедила меня» сняться в фильме. Блад рассказал, что у него было несколько сеансов «Zoom» с учителем идиша в Нью-Йорке, который помог ему правильно подобрать слова и произношение. Некоторые из заклинаний и заклятий, использованных в фильме, были написаны на арамейском языке, с которым знаком Хоффман.

«Заклятие», премьера которого состоялась на фестивалях в прошлом году, принадлежит компании «Millennium Films», основанной израильско-американским продюсером Ави Лернером. Кордунер, сыгравший отца, был воспитан евреем, как и актер Пол Кэй (сыгравший Тороса из Мира в «Игре престолов»), актер Даниэль Бен-Зеноу и несколько актеров второго плана в фильме. Парк и Блад оба рассказали, что на «Заклятие» оказал большое влияние «Серьезный человек» братьев Коэн, и не только из-за сцены, в которой отрывок из каббалы появляется внутри мертвого тела — очень похоже на отрывок на иврите выгравированном на зубах пациента в очень еврейском фильме Коэнов. В начальной сцене «Серьезного человека» возможный диббук появляется в местечке 19 века. «Из этого фильма было почерпнуто огромное количество вдохновения», — заметил Пак.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Выдающийся британский историк и журналист Пол Джонсон, который был верным сторонником Израиля и еврейского народа, скончался в возрасте 94 лет, сообщает «Jewish Chronicle».

Его книга «История евреев», опубликованная в 1987 году, стала международным бестселлером. Джонсон был католиком, опубликовавшим множество других исторических работ, в том числе «Историю современного мира» (1983 г.), еще один мировой бестселлер, и «Историю американского народа» (1997 г.).

Получив образование в католической государственной школе Стонихерст и Колледже Магдалины в Оксфорде, он стал журналистом после государственной службы. Он присоединился к левому еженедельнику «New Statesman» и стал его редактором в 1965 году. Под его руководством тираж журнала достиг самого высокого уровня в истории – 94000 экземпляров. Он ушел в 1970 году и стал плодовитым обозревателем и комментатором многих газет и журналов, особенно «Daily Mail» и «Spectator», а также начал свою карьеру историка.

Начав как ярый сторонник Лейбористской партии, он постепенно двигался вправо, в основном из-за своей оппозиции власти и влиянию профсоюзов в 1970-х годах, но его поддержка Израиля никогда не колебалась. В конце концов он стал одним из самых горячих сторонников Маргарет Тэтчер, давая ей советы, когда она была на посту премьер-министра. И помогая ей в некоторых ее выступлениях. В 2016 году он стал Командором Ордена Британской империи.

Бесстрашный и боевитый человек, он вызывал глубокое восхищение в Соединенных Штатах и ​​ был награжден Президентской медалью свободы президентом Джорджем Бушем – младшим в 2006 году. Мистер Джонсон был болен в течение нескольких лет. У него остались жена Мэриголд и четверо детей, в том числе журналист Дэниел Джонсон и Люк Джонсон, бывший председатель «Channel 4».

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Картина Эдварда Мунка, которая была спрятана в сарае рядом с версией «Крика», чтобы она не попала в руки немецких солдат, будет продана на аукционе. А вырученные средства будут разделены с семьей еврея, который был вынужден продать его при бегстве от нацистов, пишет журналистка «The Guardian» Даля Альберге.

Картина «Танец на пляже» будет продана на аукционе «Sotheby’s» в Лондоне 1 марта и ориентировочно оценивается в 12–20 миллионов фунтов стерлингов. Чуть более четырех метров в ширину это загадочная композиция, изображающая танцующие фигуры и две самые большие любви художника – отношения, которые закончились трагедией и разбитым сердцем. Ее продает семья Томаса Ольсена, норвежского судовладельца и соседа Мунка, который умер в 1969 году. Он купил картину в Осло в 1934 году, всего через несколько месяцев после того, как выдающийся немецкий ученый Курт Глейзер был вынужден продать ее в Берлине. Оба мужчины были близкими друзьями художника, написавшего портреты их жен, Генриетты Ольсен и Эльзы Глейзер. Теперь их потомки договорились о продаже картины через «Sotheby’s», исправив по крайней мере одну ошибку нацистов, которые в 1930-х включили Мунка в число художников, запрещенных как «дегенеративные».

«Танец на пляже» был частью шедевра из 12 крупных панелей, которые Макс Рейнхардт, театральный директор, заказал в 1906 году для своего авангардного театра в Берлине. Мунк спроектировал декорации для своих постановок «Призраков» Генрика Ибсена и Гедды Габлер, а Райнхардт, создавая свой круглый театр, попросил его нарисовать фриз, который окружал бы зрителей в зале на верхнем уровне, погружая их в то, что художник назвал «образы современной психики». Когда театр был отремонтирован в 1912 году, фриз был разделен, и «Танец на пляже» был приобретен Глейзером, директором Берлинской государственной художественной библиотеки, который опубликовал первую немецкую монографию о Мунке, и собрал выдающуюся коллекцию картин.

Преследуемый нацистами из-за своего еврейского происхождения, Глейзер потерял работу, а его квартиру конфисковали. Он продал свою коллекцию и бежал в Швейцарию, в конце концов добравшись до Америки, где и умер в 1943 году. Ольсен повесил «Танец на пляже» в салоне первого класса своего пассажирского лайнера MS «Черная стража», который путешествовал между Осло и Ньюкаслом в течение нескольких месяцев в 1939 году. Он был частью его коллекции из примерно 30 работ Мунка. После того как Великобритания объявила войну Германии, он спрятал их в отдаленном сарае в норвежском лесу. Среди них была версия «Крика», которую «Sotheby’s» продал от имени семьи Ольсен за рекордную сумму в 119,9 млн долларов в 2012 году. Вырученные средства пошли на недавнее повторное открытие Музея Мунка в Осло, одного из крупнейших в мире учреждений, посвященных одному художнику.

Вице-председатель «Sotheby’s» и руководитель отдела реституции Лучан Симмонс заявил «Observer»: «Это не просто потрясающая картина, которая имеет невероятную историю создания по заказу Макса Рейнхардта, который был суперзвездой в театральном мире, но она также имеет эту невероятную двойную историю принадлежности к этим двум великим покровителям этого художника». Он добавил: «Глейзер и его первая жена регулярно навещали Мунка в Осло, а когда Мунк посетил Берлин в 1920-х годах, он остановился у Глейзеров. Так что это были не просто покровительственные отношения. Точно так же у Ольсенов был дом по соседству с домом Мунка. Это феноменальная картина — и у нее феноменальная история».

Считается, что фигуры в «Танцах на пляже» олицетворяют невинность, любовь, жизнь и смерть, повторяющиеся темы для Мунка, который столкнулся с множеством трагедий. Он потерял мать, когда ему было пять лет, и старшую сестру девятью годами позже — обеих из-за туберкулеза, а его старшая сестра провела большую часть своей жизни в психиатрической больнице. В 1908 году у Мунка случился острый нервный срыв. Вице-председатель аукционного дома «Sotheby’s» в Нью-Йорке Саймон Шоу заявил: «Наряду с мгновенно узнаваемыми образами, такими как крик, вампир, Мадонна и девушки на мосту, изображения танцующих фигур стали ключевым мотивом в работах художника с конца 1890-х годов». По его словам, «Танец на пляже» передает это ощущение «жизни, разыгрывающейся перед его (Мунка) глазами», включая многие из наиболее важных мотивов его творчества, а также людей, воспоминания о которых терзали память художника.

На переднем плане на полотне изображены две величайшие любви Мунка — Тулла Ларсен и Милли Таулоу. «Первая была бурным романом, который закончился тем, что Мунк в пылу страсти прострелил себе руку, а вторая была женой его кузена и первой любовью Мунка», — рассказал Шоу. «Танец на пляже», вероятно, вызовет интерес во всем мире, поскольку это единственная часть цикла фризов, оставшаяся в частных руках. Все остальные находятся в музеях.

Шедевр будет выставлен на всеобщее обозрение перед аукционом «Sotheby’s» в Лондоне с 22 февраля по 1 марта.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Выбор редакции

«Американский мэтр»: вышел документальный фильм о Соле Беллоу

Споры о том, следует ли называть Беллоу «еврейским писателем» и что это значит, преследовали его на протяжении большей части карьеры. В эссе, опубликованном после смерти Беллоу, ученый и писатель-фантаст Джон Дж. Клейтон утверждал: «Ни один хороший писатель не хочет, чтобы его помещали в ту или иную категорию… Но он глубоко еврейский писатель — не просто еврей по рождению. Его труды пронизывают еврейская культура, еврейская чувствительность, еврейское чувство святости в повседневности».


16 января


Подготовил Семен Чарный

Евреи как евреи

«А разве плохо, — думаю, — если бы круглый год стояло лето? Не лучше было бы, если бы молились и каялись, когда на полях еще колосится хлеб? Неужели Всевышнему не нравилось бы, если бы молитву вел молодой кантор с красивым голосом, а не Мошка, который скрипит, как тупая пила? И вообще, почему евреи выбрали себе такие грустные праздники, такие мрачные?»


15 января


Иешуа Перле. Перевод с идиша Исроэла Некрасова

Филип Рот, жизнь после смерти

Поскольку Рот был американским евреем, со свойственным американскому еврею странным сочетанием ответственности за иудаизм и безразличия к нему, желание он воспринимал как еврейскую проблему. Все, что он считал важным — писать честно, оставить родной дом и жить в большом мире, наслаждаться сексом, — было для него победами над иудаизмом… Рот терпеть не мог ярлык «еврейский писатель», но никогда не переставал «писать о евреях».


15 января


Книжный разговор


Адам Кирш. Перевод с английского Веры Пророковой

Пятый пункт: Гарвард, Байден, Польша, перепись, Дядя Лёва

Как антиизраильская деятельность помешала еврею-правозащитнику устроиться на работу в Гарвардский университет? Сравнивал ли президент США Джо Байден беженцев из нацистской Германии с современными нелегальными эмигрантами? И куда исчезла половина российских евреев за десять лет при переписи населения? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.


13 января


об этом надо поговорить


Борух Горин

Художник, не ставший тореадором

Хаим Сутин был мало известен в СССР. Не издано ни одного альбома художника, не было и его персональных выставок. Однако в мире Хаима Сутина хорошо знают как одного из основателей «Парижской школы». Его имя в истории искусства стоит рядом с именами Пикассо, Модильяни и Шагала. Коровин, тонкий знаток западноевропейское живописи, называл его в пятерке самых значительных художников мира (в этой же пятерке — Моне, Сезанн и Ренуар).


13 января


мир искусства


Ирина Опимах

  • Бумажный "Лехаим"

Бумажный "Лехаим"

Бумажный “Лехаим”

Магазин подписок и бумажных номеров альманаха “Лехаим”

Бумажный "Лехаим"

О чём “Лехаим”?

В журнале публикуются известные деятели, публицисты, музыкальные, литературные и арт- критики, переводчики, историки, искусствоведы, а также русские и зарубежные писатели, в творчестве которых отражена еврейская тема.

Каждый номер журнала включает корпус переводных материалов ведущих зарубежных журналистов и прозаиков.

Литературный блок журнала – это художественные тексты классиков XX века и современных авторов еврейской и израильской литературы в переводах с идиша, иврита, английского и других языков; авторские фотоистории, эссе, документальные рассказы и очерки русскоязычных литераторов.Ежемесячно в Лехаиме обзор книжных новинок ведущих российских издательств, еврейских издательств.

Мы ругаемся, врем, громыхаем,

Разрываем врагов на куски —

А тем временем умный “Лехаим”

Продолжает писать по-людски.

История

Борух Горин,

главный редактор

В декабре 1991 года Борух Горин, в то время студент московской ешивы, задумал издавать еврейский журнал. Первый номер вышелна 8 страницах, зато тиражом 30 тысяч экземпляров и распространился сразу по всем общинам бывшего СССР.

С тех пор, месяц за месяцем и год за годом, выпуск журнала “Лехаим” ни разу не прекращался.И это единственное русскоязычное еврейское издание, беспрерывно выходившее на протяжении 25 лет на пространстве русскоговорящего еврейства.

В декабре 2011 года мы отметили 20-летие журнала — юбилейным выпуском и юбилейным вечером. На вечере присутствовали и сказали много добрых и умных слов наши авторы, читатели, про-сто друзья “Лехаима”. В декабре2016 года “Лехаим” готовится от-метить свое 25-летие.

Журнал издается ежемесячно с конца 1991 года, вышедший из печати майский номер 2016 года является 289-м.Совокупный тираж номеров за 25 лет превышает 8’000’000 экз.

Наш адрес

У нас есть магазин с полками, продавцами и журналами, а еще там много-много книг нашего и не только издания.

Россия, 127018, Москва, ул. Образцова, д. 19/2-1

Часы работы

Воскресенье — Четверг

10:00 — 19:00

Пятница

10:00 — 13:00

Суббота

Выходной

Avatar

Журнал «Лехаим»

Ежемесячный иллюстрированный литературно-публицистический журнал, посвященный истории, культуре и религии еврейского народа. Объединяет разнообразные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, рецензии и обзоры. Журнал начал издаваться в декабре 1991 года по инициативе Боруха Горина, который стал его главным редактором.

Помочь уроку

От Журнал «Лехаим»

Борух Горин Двар Тора Ваехи 5781

Борух Горин. Двар Тора | Ваехи: Почему Израиль переизбрал первенца?

Мы сегодня читаем главу Ваехи, и это последняя глава книги Берейшит. Она, собственно, заканчивает историю формирования еврейского народа как семейной ячейки…

Avatar

31 декабря, 2020 · 1 min read

Журнал Лехаим Гет по принуждению Заставить мужа расторгнуть брак

Гет по принуждению: Можно ли заставить мужа расторгнуть брак

Тора отдает мужу право расторгнуть брачный союз с женой. Но речь идет о самом акте расторжения брака, инициатива же может принадлежать и супруге, главное чтобы муж был согласен…

Avatar

21 декабря, 2020 · 1 min read

Лехаим Евгений Левин Судьба меноры

Судьба меноры

…Овладев Храмом, Маккавеи решили зажечь храмовый семи­свечник, однако нашли лишь небольшой сосуд с неоскверненным маслом, которого хватило бы только на один день. Хасмонеи все же решили возжечь менору, и произошло чудо. Однако что за светильник стоял в это время в Храме и какова была дальнейшая судьба меноры?..

Avatar

7 декабря, 2020 · 1 min read

Борух Горин Двар Тора Ваишлах 5781

Борух Горин. Двар Тора | Ваишлах: Яаков и Эсав с точки зрения советского раввина

Добрый день! Сегодня у нас по программе Двар Тора на недельную главу Ваишлах…

Avatar

3 декабря, 2020 · 1 min read

Журнал Лехаим Муж и жена разные обычаи многообразие

Еврейское многообразие | Что делать, если муж и жена придерживаются разных обычаев

Еврейская религиозная жизнь всегда отличалась многообразием. У нас есть письменные свидетельства об общинных различиях в религиозной практике уже во времена Мишны. Разнообразие было нормой во всех сферах жизни, включая пищу, одежду, формы обрядности, а также Б-гослужение, выполнение постановлений мудрецов, чье мнение часто не совпадало во многих вопросах…

Avatar

30 ноября, 2020 · 1 min read

Журнал Лехаим Еврей по матери или по рождению

Еврей по матери или по рождению?

Все мы знаем трогательную историю о том, как праотец еврейского народа Яаков встретил Рахель, полюбил ее и решил на ней жениться. Этому библейскому сюжету посвящено немало произведений искусства. Но давайте присмотримся к этой истории пристальнее – может быть, мы отыщем в ней нечто неожиданное!

Avatar

23 ноября, 2020 · 1 min read

Борух Горин Двар Тора Толдот 5781

Борух Горин. Двар Тора | Толдот: Ицхак и Ривка — неравный брак?

Добрый день, здравствуйте! Мы сегодня будем говорить о главе Толдот. Но, по уже сложившейся с прошлой недельной главы традиции, сначала поговорим о вопросе…

Avatar

19 ноября, 2020 · 1 min read

Журнал Лехаим Еврейская медитация

Еврейская медитация

Человечество создало множество медитативных техник, преследующих различные цели. В еврействе, разумеется, есть свои «инструменты», в чем­-то схожие с понятием «медитация». Тем не менее еврейский подход принципиально отличается от нееврейского…

Avatar

16 ноября, 2020 · 1 min read

Борух Горин Двар Тора Хаей Сара 5781

Борух Горин. Двар Тора | Хаей Сара: Жить каждую минуту

Сегодня мы необычно начнем наш с вами разговор о недельной главе. Мы начнем эту беседу о главе Хаей Сара с прошлой недельной главы…

Avatar

12 ноября, 2020 · 1 min read

Лехаим Рав Адин Штейнзальц Противоречие между Торой и наукой

Есть ли противоречие между Торой и наукой?

Поставленная в заголовке проблема — противоречие между Торой и наукой, кажется необъятной, никакая статья не может «закрыть тему», над которой лучшие умы думают столетия. Я лишь поделюсь некоторыми своими мыслями в надежде, что это может быть кому-то полезно…

Avatar

2 ноября, 2020 · 1 min read

Журнал Лехаим Авраам ангелы трапеза мясное и молочное

Как Авраам кормил гостей молочным вместе с мясным?

Рассказывается в Торе, что Авраам, принимая пришедших к нему ангелов за обыкновенных путников, постарался принять их как можно лучше и угостить самым вкусным…

Avatar

26 октября, 2020 · 1 min read

lechaim streshinskiy vavilonskaya bashnya

Грех строителей Вавилонской башни

В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни…

Avatar

19 октября, 2020 · 1 min read

Воспоминания Боруха Горина, выпустившего свой первый номер в 18 лет

25 лет назад 18-летний Борух Горин выпустил самый первый, ханукальный номер журнала «Лехаим». За четверть века чего только не произошло! Мы попросили Боруха рассказать нам несколько самых захватывающих «лехаимовских» историй.

Как из «кветча» вырос журнал

Я очень рано стал заниматься журналистикой. Учился в школе молодого журналиста при крупной областной молодежной газете. Уже в 15 лет начал официально работать в отделе писем. И, когда я начал учебу в ешиве в Марьиной роще, за спиной у меня был некоторый журналистский опыт. Поэтому, при всем восторге от открывшейся мне еврейской жизни, было кое-что, что сильно меня смущало: качество русскоязычной еврейской пропагандистской литературы. Ее тогда массово завозили почему-то из Лондона: брошюрки, аудиокниги. Качество этой литературы было ниже плинтуса. А ведь 1988-89 годы были временем расцвета свободного слова России. Еще будучи старшеклассником, я выписывал десятки превосходных журналов из разных уголков СССР. На этом фоне еврейская религиозная пресса не то что проигрывала – сразу сдавалась без боя. Мы ездили на мивцоим в разные города, и мне было стыдно это раздавать. Я страдал. Ходил и разговаривал на эту тему с разными людьми. Нет, я не воспринимал себя в качестве возможного редактора – понимал, что для этого нужен другой профессиональный уровень. Это, скорее, был старый как мир еврейский жанр – «кветч» («жалобы» – идиш). В 1991 году я впервые поехал в США и с этим своим «кветчем» обратился в организацию «Эзрат Ахим», курировавшую процесс еврейского религиозного возрождения в России. Мне сказали: «Надо что-то начинать». Я, в силу возраста, хотел делать детскую или подростковую газету. Но мне отрезали: «Нет, не детскую, а взрослую. И не газету, а журнал. Вперед!». Мы заключили договор, пестревший, как в «Театральном романе» Булгакова, формулировками: «Автор обязан, обязан, обязан». В обязанности «Эзрат Ахим» входило выделять мне несусветные по тем временам деньги – 500 долларов в месяц – и предоставить старенький компьютер. С этим я и вернулся в Москву.

Ханукальный «уродец»

Начался путь проб и ошибок. Мне было 18 лет, последние полтора года я провел в ешиве, не прочитав за это время ни одной книги на русском языке, не написав ни слова по-русски. Я сознавал, что начал забывать не только ремесло, но и язык. Поэтому первые журналы представляли собой компиляции лучших материалов на еврейскую тему, вышедших на русском языке. Существовало издательство «Шамир», в США издавался довольно качественный журнал «Свет», выходил журнал «Алеф». Первый номер, посвященный Хануке, включил в себя набор перепечаток из этих изданий. Этот выпуск вышел комом, уродцем, я был в ужасе от того, что получилось. Конечно, это отличалось в лучшую сторону от лондонской макулатуры, но и вовсе не было тем, что мне хотелось видеть. Правда и сейчас, 25 лет спустя, остались верные поклонники, которые вспоминают тот журнал как очень «теплый», «свой».

Журнал Лехаим 25 лет Борух Горин интервью

«Московская ешива – и Муся Иосифовна Вигдорович»

В 1992 году на пороге редакции появилась невероятная женщина, Муся Иосифовна Вигдорович, старый зубр советской редакторской школы. Со словами «Ребята, с этим надо что-то делать» она пришла устраиваться к нам на работу. В руках она держала журналы «Лехаим», испещренные красными пометами: «Ужас!», «Бред!».

Журнал Лехаим 25 лет Борух Горин интервью

Муся Иосифовна была ученицей Розенталя и Былинского, представителем ныне вымершей профессии редактора. Долго работала в журнале «Бытовая химия», который, в силу тематики, не очень ощущал на себе ярмо цензуры и был своего рода интеллектуальной отдушиной в советской журнальной жизни. Уже пожилой человек, она пришла к нам в момент отчаяния: муж умер, она осталась одна как перст. Ей хотелось забыться, погрузиться в работу. Ее появление перевернуло страницу истории нашего журнала. Муся Иосифовна – не просто человек, который вывел «Лехаим» на новый уровень: это мои университеты, мой факультет журналистики, моя теория и практика. Официально я считался ее работодателем, но на самом деле она была моим учителем. Она обучала меня азам редакторской работы, терзала по десять часов подряд, объясняя, что и почему исправила. Ее профессиональным кредо было: «Любую правку надо уметь объяснить, иначе это не правка, а вкусовщина». Сегодня в своих CV я могу написать так: «Московская ешива – и Муся Вигдорович».

«Милейший, у вас климакс?»

Авторы ее ненавидели, потому что обращалась она с ними чудовищно. Приносит ей статью почетный киновед, полвека печатавшийся в лучших изданиях, а она ему: «Чушь! Бред!». Автор – возмущаться, а она ему, опустив очки: «Милейший, у вас климакс?». Муся Иосифовна была жестким профессионалом, для которого не существовало имен и авторитетов. Она научила меня тому, что любой факт надо проверять. Она привыкла так работать: советских изданиях существовало специальное бюро, где выверялась каждая дата, каждый инициал. Дело было до эпохи Интернета, и на столе у нас вырастала такая гора энциклопедий и справочников, что из-за нее не видно было нас.

Это продолжалось долгие счастливые годы – до 1997 г., пока Мусю Иосифовну не сразил инсульт. Но маховик уже был запущен. Именно благодаря Мусе Иосифоыне «Лехаим» стал профессиональным изданием, а вскоре и, без ложной скромности, одним из лучших журналов страны. Она вывела журнал на такой уровень, что стало ясно: не быть напечатанным в «Лехаиме» – значит не быть специалистом в еврейской теме. Мы перестали искать авторов. Авторы, причем маститые, сами начали приходить к нам. Заслуга Муси Иосифовны в том, что сегодня в стране нет ни одного классного журналиста, который отказался бы напечататься у нас. Сегодня благодаря ей – и благодаря огромному количеству прекрасных профессионалов, делавших журнал на протяжении четверти века, – «Лехаим» – один из ведущих русскоязычных еврейских журналов в мире. У нас работают самые профессиональные люди страны, которые создали один из самых профессиональных журналов в истории еврейской журналистики.

Журнал Лехаим 25 лет Борух Горин интервью

Почему «Лехаим»?

История с названием журнала на самом деле грустная. Его предложил рав Берл Лазар. У меня были другие идеи, например, «Бета». Это название было бы понятно интеллектуальной публике: тут есть перекличка между «бета» и «бет» – я так и представлял себе на обложке греческую букву, перетекающую в ивритскую. Тем не менее, я согласился на «Лехаим» из почтения к раву, преподававшему у меня в ешиве.

Какие ассоциации вызывает слово «Лехаим»?

Для американца это песня из «Скрипача на крыше». У р. Лазара это слово, думаю, сидело в подсознании по другой причине: в то время Хабад выпускал вполне приличный агитационный листок с таким названием. Из него впоследствии выросли все качественные хабадские издания. И назывался он в память о ребецн Хае-Мушке («Лехаим» – «Хая»). Ну а для советского еврея «Лехаим» – это «за что пьем». Вот поэтому это название мне и не по душе: оно является расхожим шаблоном, а ведь мы все 25 лет занимаемся тем, чтобы эти шаблоны ниспровергать.

С другой стороны, за эти годы, мне кажется, слово «Лехаим» начало в первую очередь вызывать в памяти журнал. Даже если забить это слово в поисковик, в первую очередь выйдут ссылки на наш журнал. Видимо, мы потеснили первичные ассоциации, хоть это заняло много времени и сил.

Если бы я создавал журнал сегодня, то назвал бы его «Вавилон». В отличие от «Лехаима», это не «лобовое» название, что важно для меня. Здесь множество ассоциаций, и не только еврейских: и смесь языков, и Вавилонская башня (а значит, Библия!), и Вавилонский талмуд.

Как бы то ни было, с названием «Лехаим» я смирился. А «Вавилон» с радостью дарю тем, кто будет после нас!

Журнал Лехаим 25 лет Борух Горин интервью

«Лехаим» и «Википедия»

Сегодня «Лехаим» растет и берет новые высоты. У нас появился сайт, где журнал существует в новом качестве – как новостной ресурс, и количество читателей выросло во много раз. Количество еврейских СМИ невелико, поэтому мы пытаемся быть всем понемногу. У нас работает пять отделов, каждый из которых, по сути, является отдельным журналом. И это важно. Я не представляю себе человека, для которого журнал будет интересен целиком, ведь охват тем очень широк. И, с другой стороны, я не представляю себе и человека, которому в нашем журнале не интересно ничего. Тот, кто интересуется еврейской темой, обязательно найдет у нас что-то уникальное. Мы ставим перед собой цель: о чем бы мы ни писали, делать это на самом высоком уровне. В итоге индекс цитируемости у журнала запредельный. В Википедии вы увидите 570 ссылок на «Лехаим», а значит, журнал воспринимается как надежный источник знаний, на который можно ссылаться при исследованиях.

«Лехаим» изнутри

Как я уже сказал, у нас есть пять отделов, и в каждом из них свой редактор; отдел корректуры; художественный отдел, где на полную ставку работают трое сотрудников. Есть Интернет-отдел, состоящий из двух человек. И, конечно же, огромное количество авторов – их сотни. Некоторые публикуются на постоянной основе. И, да здравствует эпоха Интернета, живут наши авторы в самых разных уголках мира – везде, где есть русско-еврейские оазисы, и большинство из них мы никогда не видели в лицо! Также на нас работают переводчики: в журнале есть раздел «Библиотека», где печатаются художественные произведения, рецензии и литературоведческие статьи. Здесь представлены лучшие образцы еврейской прозы, которых не найти в Интернете из-за проблемы копирайта. Для читателя это дополнительный стимул покупать «Лехаим»: многие образцы еврейской литературы XX века на русском языке можно прочитать только у нас. Это отдельный новый мир – «журнал в журнале», включающий в себя более 30 полос ежемесячно.

Почему «Лехаим» перестали распространять в еврейских общинах?

В начале этого года в системе финансирования и распространения журнала возник коллапс. Бюджеты помощи региональным общинам были сокращены, и одна из статей, подпавших под сокращение, – это дорогостоящая система распространения журнала в еврейских общинах. Многие наши читатели огорчаются, что больше не могут получать журнал бесплатно или за символические деньги. Но в этом огорчении, мне кажется, есть некая доля лукавства. На самом деле, каждый может оформить подписку и получать журнал у себя дома – это не так уж дорого. Бесплатное распределение, на мой взгляд, – нездоровая система, основанная на королевском слове «халява».

Для журнала это тоже стало вызовом. Раньше централизованные закупки полностью закрывали бюджет. Но нет худа без добра. Сейчас мы перешли на другую систему менеджмента: появилось больше рекламы. К концу года мы вышли в ноль. Количество наших подписчиков не уменьшилось – наоборот, выросло в разы благодаря распространению по платным каналам. Нас покупают сети магазины, киоски. Появилась и система платных стоек, которая, как я надеюсь, со временем придет и в Петербург.

Уверен, что в будущем журнал станет самоокупаемым без привлечения средств из других проектов издательства «Лехаим».

Первый в новом 2023 году «Лехаим» посвящен стопятидесятилетию со дня рождения писателя и переводчика Хаима Нахмана Бялика. Хаим Бялик сочинял в стихах и прозе, на иврите и идише, его творчество высоко ценили Александр Блок и Владимир Маяковский, оно оказало неоспоримое влияние на современную еврейскую поэзию. Его именем назван город Кирьят–Бялик в Израиле, а дом Бялика в Тель–Авиве стал национальным музеем. К масштабности фигуры Хаима Бялика отсылает и название статьи, «Бейт–Бялик, Кирьят–Бялик, Эрец–Бялик» (дом Бялика, поселение Бялика, земля Бялика), с которой читатель приблизится к наследию одного из наиболее выдающихся еврейских поэтов.

В рубрике «Опыт» доктор исторических наук и заведующий кафедрой иудаики МГУ Аркадий Ковельман рассуждает о том, как рифмуется искусство с жизнью, и как жизнь подсматривает сюжеты у искусства. Бескрайняя и эфемерная тема раскрывается с острой и актуальной стороны на примерах конкретных героев — как художественного вымысла, так и фактической истории России — в статье «Коктебель».

Также о неразрывной связи давно прошедшей истории с современностью расскажет репортаж «Обыкновенный Холокост» о состоявшемся в Белоруссии захоронении евреев, расстрелянных в 1942 и 1943 годах на территории ложбины возле поселка Новоельня Гродненской области. Случайное обнаружение здесь в 2004 году останков повело за собой цепочку воздаяния долга памяти погибшим в Холокосте людям: открытие мемориала, тщательный поиск всех погибших и, наконец, похороны.

И в теме искусства, которой посвящена не одна статья в январском «Лехаиме», сохраняется внимание к созвучию прошлого с нынешним днем: статья «Жизнь и смерть витебского авангарда» начинается с освещения выставки супрематистов в Еврейском музее и центре толерантности и развивается в анализ того понимания авангардной живописи ХХ века, которое присуще современному зрителю, и сколько еще для него остается в ней неразгаданного.

Книжные новинки издательского дома «Книжники» по традиции завершают очередной номер. В этот раз читателям предлагается обозрение книги Йохана Икса «Бюро. Пий XII и евреи: секретные досье Ватикана» об архивном исследовании автора внутреннего и — до недавнего времени — строго закрытого отношения Ватикана к Холокосту, а также фрагмент–продолжение книги Иешуа Перле «Евреи как евреи», где от лица мальчика Мендла происходит повествование о жизни польских евреев в XIX веке.

Литературно–публицистический альманах «Лехаим» выходит с 1991 года. Каждый месяц журнал предлагает читателям материалы различных жанров: эссе на современные и исторические темы, обозрения новинок искусства и публицистики, статьи о религии, науке и выдающихся личностях. В течение года портал журнала в интернете посещают миллионы читателей со всего мира.

Пресс-служба Федерации еврейских общин России

Читайте также

  • Журнал лайф последний печатный номер
  • Журнал кругозор архив номеров
  • Журнал крестьянка архив номеров
  • Журнал космополитен архив номеров
  • Журнал клаксон свежий номер