Зависимость детей от телефонов

Содержание

  • Как возникает зависимость от телефонов, планшетов и прочи гаджетов?

  • Насколько опасна для детей зависимость от телефона

  • Признаки зависимости от телефона и Интернета

  • Ключевая ошибка родителей, кроющаяся в попытках пресечь зависимость от телефона и Интернета у детей

  • Что делать, если ребенок зависим от телефона?

  • Личный пример родителей

  • Досуг, детские секции

  • Сделать мобильный телефон полезным

  • Ограничьте время использования телефона

  • Как минимизировать вред от смартфона?

Многообразие приложений, невероятно удобные приложения и сайты онлайн-магазинов, а также возможности безграничного общения стремительно ворвались в жизнь современного общества. Несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона – зависимость от телефона.

Зависимость от телефона


Большинство людей имеют зависимость от телефона

Номофобия – страх остаться без телефона. Так принято называть болезнь, зависимость от телефона в современном обществе. Термин был придуман в 2010 году и является аббревиатурой англоязычной фразы «NO MOBILE PHONE PHOBIA».

Согласно статистическим данным, около 10% людей испытывают зависимость от телефона, при этом 70% жителей нашей планеты, у которых есть смартфон – не расстаются с ними вовсе. Подавляющее большинство попросту не может обходиться без гаджетов. Все это приводит к повсеместному образованию зависимости от телефона.

Как возникает зависимость от телефонов, планшетов и прочих гаджетов?

Смартфон – это современный и весьма эффективный метод контроля собственной повседневной жизни. С его помощью можно оставаться на связи с близкими круглосуточно. Удивительным является тот факт, что гаджет может не улучшить качество жизни, а наоборот, навредить человеку, став причиной постоянных беспокойств.

Несобранность, чувство повышенной тревожности, беспомощность и иные негативные переживания – все это происходит с нами во время использования гаджетов. Сильнее всего такого рода переживаниям подвержены дети и подростки. Именно они быстрее всего становятся жертвами зависимости от телефона.

Сама по себе зависимость от телефонов и планшетов, а также других гаджетов – это ничто иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Постоянно отвлекаясь на сообщения и звонки, изучение новостной ленты и, конечно, просмотр забавных видео и изображений, человек невольно теряет интерес к окружающему миру. Зависимость от телефона буквально рушит жизнь, оставляя на ее месте лишь пустоту и одиночество, ведь друзья и близкие люди могут постепенно отдалиться.

Зависимость детей от гаджетов


Зависимость детей и подростков от телефона достаточно опасна

Насколько опасна для детей зависимость от телефона?

Зависимость детей и подростков от телефона, а также планшета и иных гаджетов – вполне себе распространенное явление. Вот только не каждый понимает, насколько она опасна. Попробуем разобраться.

На самом же деле, зависимость от телефона кроет в себе две группы опасностей:

  • физические;

  • социально-психологические.

К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Научно доказано, что использование различного рода технологических решений трансформирует мысленные процессы и становится причиной рассредоточенности внимания и ухудшения памяти.

Кроме того, стоит также отметить, что зависимость от телефона у подростков может стать причиной минимизации общения со сверстниками и к существенному снижению физической активности, что так необходимо растущему организму.

Социально-психологическая опасность зависимости от телефона у детей кроется в сложности защиты от нежелательных контактов. Использование социальных сетей и посещение сайтов с вредоносной информацией может серьезно навредить психике подростка.

Признаки зависимости от телефона и Интернета

Зависимость от телефона у детей и взрослых – излечима. Избавиться от нее гораздо проще, чем от иных пагубных привычек. Гораздо труднее ее обнаружить.

Прежде чем понять, как избавиться от зависимости телефона, стоит научиться ее выявлять. Среди признаков зависимости от телефона и иных гаджетов стоит выделить:

  • снижение способности концентрироваться;

  • возникновение проблем с когнитивными способностями, среди которых – память;

  • трудности, возникающие в процессе принятия решений;

  • периодические головные боли, ухудшение зрения, боли в шейном отделе позвоночника;

  • нарушения сна, бессонница;

  • низкий уровень социализации.

Игнорирование признаков зависимости от телефона и иных гаджетов может стать причиной ухудшения здоровья и привести к цифровой деменции, что подразумевает расстройство памяти.

Ключевая ошибка родителей, кроющаяся в попытках пресечь зависимость от телефона и Интернета у детей

Большое количество родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения зависимости от телефона и Интернета у их ребенка. Среди попыток ее предотвращения наиболее частое решение – запрет на использование гаджетов, что в корне неверно.

Лишение подростка возможности использования гаджета без альтернативной замены – вызов. Подросток в любом случае сможет найти выход из ситуации и при необходимости воспользуется гаджетом друзей по школе.

Чтобы пресечь появление или искоренить уже имеющуюся проблему зависимости от телефонов, планшетов и иных гаджетов у любимого ребенка, важно подходить к этому вопросу обдуманно.

Зависимость от телефона, болезнь подрастающего поколения требует незамедлительного, но при этом грамотно спланированного лечения.

Признаки зависимости от телефона и Интернета


Можно помочь ребенку избавиться от зависимости от телефона

Что делать, если ребенок зависим от телефона?

Как избавиться от зависимости телефона? Можно ли избежать возникновения зависимости от телефона? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. А вот минимизировать вероятность ее появления и наметить пути искоренения – определенно можно.

Рассмотрим наиболее действенные методы борьбы с зависимостью от телефона и Интернета у детей и подростков.

Личный пример родителей

У ребенка зависимость от телефона, что делать?

Прежде всего важно понять, что гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни современного подростка. Исходя из этого, воздействие по минимизации рисков возникновения зависимости от телефона или ее искоренение должно основываться на особых принципах, среди которых – личный пример.

Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.

Досуг, детские секции

Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.

Альтернативой и отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктов, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений.

Сделать мобильный телефон полезным

Не хочется, чтобы ребенок тратил время в пустую? Не знаете, что предпринять при зависимости от телефона? Попробуйте обратить ситуацию в лучшую сторону, сделайте так, чтобы гаджет стал полезнее.

При зависимости от телефона у детей, большее количество свободного времени тратится на посиделки в социальных сетях, изучение новостной ленты и, конечно, использование различного рода программ и приложений. Отличной возможностью сделать времяпровождение ребенка полезнее является установка обучающих программ. Отдельное внимание при этом стоит уделить играм для развития умственных способностей.

Ограничьте время использования телефона

Любое пагубное увлечение требует ограничения. Так должно происходить и с зависимостью от телефона. Чтобы ее побороть, необходимо установить временные лимиты использования гаджетов.

Важно, что в подростковый период сделать это достаточно трудно, однако вполне реально. Отличным помощником в этом может стать приложение родительского контроля, одним из наиболее эффективных среди которых является UsafeKids.

При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.

Как минимизировать вред от смартфона?

Минимизировать вред от смартфона можно только при условии комплексного подхода, в особенности при наличии зависимости от телефона и Интернета.

Как известно, лучшим лечением любой болезни, в частности и зависимости от телефона, является ее профилактика. Чтобы снизить вероятность возникновения привычки постоянного использования гаджетов у детей, стоит своевременно установить дозволенные границы.

Приложение родительского контроля UsafeKids – то, что так необходимо родителям современных подростков.

Использование UsafeKids позволяет минимизировать вред от смартфона, обеспечивая возможность:

  • удаленного контроля совершаемых действий (звонки/смс, использование приложений/социальных сетей и пр.);

  • установки ряда ограничений на покупку, установку и использование приложений;

  • блокировки вредоносных сайтов, на которых может содержаться неприемлемый контент;

  • контроля времени использования гаджета как во время обучения, так и в свободный от занятий период.

Кроме того, установка UsafeKids имеет и дополнительные преимущества, например, передачу местоположения ребенка в режиме реального времени, а также возможность оповещения в случае отклонения от заданного маршрута (например, от дома до школы и пр.).

Помните, дети – самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность ребенка – неотъемлемый компонент счастливой жизни родителей.

С приложением UsafeKids зависимость от телефона и Интернета у детей больше не страшна.

Images designed by Freepik

Мы в Мегаплане решили разобраться, как найти грань, за которой использование смартфонов и других гаджетов становится опасным для ребенка: как выявить цифровую зависимость и бороться с ней. А еще подобрали несколько альтернатив смартфонам.

Современные дети относятся к поколению, которое не застало времени без интернета и цифровых устройств — компьютеров, планшетов и смартфонов. Цифровое общество диктует свои нормы и правила поведения. Часто родители чувствуют себя обязанными купить ребенку мобильный, поскольку у многих его друзей он уже есть. Чтобы ребенок не ощущал себя в классе белой вороной, ему покупают если не айфон, то точно смартфон с большим экраном.

Однако ребенку, у которого в кармане есть смартфон, бывает сложно преодолеть соблазн запустить приложение с любимой игрушкой вместо урока или залезть в TikTok, а не сделать домашнее задание. И это еще самые безобидные варианты! Интернет увлекает детей настолько, что они могут часами просиживать за гаджетами, забывая про другие дела.

По статистике, собранной в США, где уровень цифровизации один из самых высоких в мире, 47% опрошенных родителей считают, что у их ребенка цифровая зависимость. Общественность даже вынудила разработчиков мобильного ПО выпустить сервисы, ограничивающие работу и контролирующие использование устройств.

Как выявить цифровую зависимость

Если ваш ребенок давно пользуется смартфоном и вы подозреваете, что он делает это слишком активно, последите за его поведением. Вот как чаще всего проявляется цифровая зависимость у детей:

  • Появляются проблемы с концентрацией внимания, становится трудно выполнять домашнее задание.

  • Ребенок не выключает смартфон во время общения с домашними или друзьями.
  • Чтобы никто не заметил, ребенок пользуется смартфоном тайно (в туалете или ванной, запирается в комнате).
  • Вы замечаете у ребенка тревогу или даже панику, если он забывает смартфон дома.
  • Появляются проблемы со сном: ребенок не может заснуть или ворочается по ночам.

Долгосрочные последствия неконтролируемого увлечения гаджетами для детской психики могут быть очень серьезными. Как правило, они взаимосвязаны. Рассмотрим те из них, которые уже изучены и научно доказаны.

Бессонница

Экраны смартфонов излучают свет определенной частоты, также известный как синий свет, который влияет на способность организма вырабатывать гормон сна мелатонин. Синий свет стимулирует мозг, что помогает нам в течение дня выполнять задачи. Однако чрезмерное его воздействие, особенно на ребенка, может сделать его более возбудимым и даже вызвать у него бессонницу.

Исследования некоммерческой организации Common Sense Media свидетельствуют о том, что для подростков, проводящих более пяти часов в день за цифровым устройством, вероятность поспать менее 7 часов в сутки на 51% выше по сравнению с детьми, которые проводят с гаджетом только час.

Снижение успеваемости

Цифровое устройство может влиять на школьную успеваемость, даже если смартфон лежит на письменном столе ребенка, когда тот за уроками, потому что это его отвлекает и снижает работоспособность. Эффективность его усилий будет падать с ростом зависимости от гаджета. Надолго погружаясь в смартфон, ребенок начинает меньше времени уделять выполнению домашних заданий и хуже учиться.

Стресс

Телефон дает ребенку доступ к любому сайту, который он выберет, в том числе к взрослому контенту и видеороликам, демонстрирующим жестокость. Если родители не контролируют, на какие сайты заходит их ребенок, вредоносный контент может вызвать у него шоковую реакцию.

Нарциссизм

На фоне зависимости от гаджетов у ребенка вследствие привычки получать одобрения от интернет-друзей в виде лайков и хвалебных комментариев может развиться эгоцентризм. В реальной жизни он может проявляться в нежелании учитывать чужую точку зрения, спорах со взрослыми, упрямстве и неумении находить компромисс.

Депрессия и одиночество

Несмотря на то что дети часто используют телефон для общения в соцсетях и мессенджерах, они почти не развивают навыков реального общения в обществе. Другими словами, гаджеты отвлекают ребенка от окружающего мира. Из-за этого он может стать неразговорчивым, потерять способность понимать эмоции собеседников.

Избыточный вес

Чрезмерное увлечение гаджетами косвенно способствует детскому ожирению. В 2021 году группа ученых опубликовала исследование в «Малайзийском медицинском журнале», в котором показала взаимосвязь между малоподвижным образом жизни детей с цифровой зависимостью и их весом.

Синдром дефицита внимания

В исследовании, проведенном в Малайзии еще в 2011 году, было предложено ограничить продолжительность использования гаджетов детьми до 40 минут в день, а частоту — до трех раз в день и одного-трех дней в неделю.

Источник: «Русский медицинский журнал»

Что еще может заставить отказаться от покупки смартфона ребенку?

  • Если он часто теряет вещи, то, скорее всего, потеряет и телефон. Если покупка телефона достаточно существенна для семейного бюджета, лучше с ней повременить или остановиться на более дешевых аналогах. Также учитывайте, что многие приложения с играми платные, и эти расходы лучше сразу учесть.
  • Иногда дети настолько поглощены телефоном, что продолжают смотреть на экран даже при переходе проезжей части. И в таких случаях нередко дети, увлеченные телефоном, к сожалению, попадают в дорожно-транспортные происшествия.
  • Дети часто не задумываются, что данные, которыми они делятся в социальных сетях, могут попасть в руки мошенников. Например, они могут похвастаться предстоящей поездкой на море. Этой информацией не преминут воспользоваться грабители, отслеживающие, кто и когда покидает свои дома.
  • В интернете полно и других преступников, которые могут серьезно навредить психике ребенка. В первую очередь это педофилы, которые обманом заставляют детей присылать им свои личные фото и видео. Особенно много таких «персонажей» в социальных сетях.

К тому времени, как вы дочитаете до этого места, у вас может появиться острое желание оставить ребенка без гаджетов. Погодите! У смартфона есть много плюсов, поэтому стоит потратить время и поискать менее радикальные способы справиться с цифровой зависимостью.

Не все так плохо, как кажется

С одной стороны, смартфоны захватили все внимание детей, а с другой — они очень удобны и могут приносить пользу. Например, они упрощают доступ к образовательным ресурсам и дистанционному обучению. Особенно ярко это проявилось во время пандемии, когда дети переходили на домашнее обучение.

Но самое главное — смартфон позволяет постоянно поддерживать с ребенком связь: быстро менять планы, отслеживать его местонахождение с помощью геотрекинга, контролировать процесс обучения, созваниваться в режиме видеосвязи или записывать голосовые сообщения друг для друга. Кроме того, знакомство с технологиями в детстве может значительно облегчить их дальнейшее освоение во взрослой жизни.

Будем честны сами с собой: смартфон прежде всего удобен родителям. Но так ли сильно он нужен ребенку?

Как побороть цифровую зависимость

Самый простой способ, который приходит на ум, — запретить ребенку пользоваться смартфоном. Но тогда придется обосновать свое решение. Категорическое «нет» может только усугубить проблему, ведь, как известно, запретный плод сладок.

Однако взрослым иногда бывает сложно объяснить детям, почему вредно пользоваться смартфоном, так как сами они постоянно носят его с собой. Тогда на помощь придут более щадящие методы. Для начала достаточно сократить время, которое ваш ребенок проводит за игрой в гаджет. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами (они бывают платные и бесплатные) или перевести внимание ребенка на другие активности.

1. Родительский контроль. Google предлагает бесплатный сервис Family Link, в айфоне ограничения устанавливаются в стандартных настройках. Через программу можно ограничить время работы смартфона, длительность его использования в течение дня, закрыть доступ к определенным сайтам.

Использование гаджетов более 120 минут в день и дольше 75 минут за одну игру рассматривается как высокоинтенсивное. Считается также, что многократное (более трех раз в день) использование гаджетов длительностью каждое по 30–75 минут вызывает привыкание.

Источник: «Русский медицинский журнал»

2. Занятия в свободное время: секции и кружки, прогулки на свежем воздухе и альтернативные игры.

Настольные игры — замечательный способ совместного времяпровождения. «Монополия», «Скрэббл» (аналог русского «Эрудита»), Pictionary (угадывание слов по рисункам) помогут детям развить математические и языковые навыки, разовьют воображение, улучшат отношения в семье. Собственный пример. Если вы сами часами не вылезаете из телефона, проверяете его во время разговора и за едой, позволяя гаджету вставать между вами и близкими, вы подаете очень плохой пример.

3. Собственный пример. Если вы сами часами не вылезаете из телефона, проверяете его во время разговора и за едой, позволяя гаджету вставать между вами и близкими, вы подаете очень плохой пример.

4. Домашние правила. Запрет на использование гаджетов в определенных обстоятельствах (например, после пяти вечера или за обеденным столом) поможет создать более здоровую атмосферу дома.

5. Больше общения. Проводите время всей семьей без мобильных устройств, обсуждайте дела и планы, общайтесь с ребенком. Только так вы сможете понять, нет ли у него проблем в школе, которые могут вызвать стресс и депрессию. Постоянное сидение в телефоне маскирует эти проблемы: так ребенок может прятаться от недружелюбной действительности.

Альтернативы смартфонам

Вот несколько гаджетов, которые могут заменить ребенку телефон:

1. Умные часы с GPS, если вам важно поддерживать связь с ребенком.

2. Кнопочный телефон, иногда без экрана, чтобы ребенок не портил зрение.

3. Киндл с экраном e-ink (на базе электронных чернил) для электронных книг.

4. MP3-плеер или для аудиокниг и любимой музыки.

Отвлечь ребенка от от цифровых гаджетов, а заодно привить любовь к ручному труду, повысить самодисциплину, расширить словарный запас и укрепить семейные связи помогут:

  • различные наборы для творчества — для гравировки, лепки, мыловарения и другие;

  • игра на музыкальных инструментах;

  • чтение бумажных книг, в том числе вслух родителями перед сном.

Когда ребенок достаточно взрослый для смартфона?

В наше время ребенку в какой-то момент неизбежно понадобится телефон. Поэтому вопрос можно переформулировать так: в каком возрасте можно смягчить ограничения для детей?

Согласно еще одному исследованию, которое провела компания Panda Security в 2019 году, 40% родителей считают, что детям нельзя пользоваться смартфоном до перехода в среднюю школу (11–13 лет). При этом почти треть опрошенных сошлась во мнении, что покупку смартфона можно отложить до старшей школы.

Например, если вашему ребенку от 7 до 10 лет, вы можете подарить ему телефон, чтобы он мог связаться с вами по пути домой из школы. Если вы не хотите, чтобы он использовался устройством для других целей, отключите на нем интернет или установите родительский контроль.

Специалисты, изучающие влияние гаджетов на здоровье детей, предлагают ограничить продолжительность использования экранных развлечений. Детям 18–24 месяцев вообще не советуют давать экранные носители (кто-то продлевает этот возраст до пяти лет). Для дошкольников время советуют ограничить одним часом в день. Дети начальной школы и подростки не должны использовать интернет-ресурсы для замены других важных занятий.

Для подростка ограничения могут быть уже менее строгими. К примеру, вы можете позволить ему скачивать приложения с детскими играми или заходить на развлекательные сайты для детей, например через сервис «YouTube Детям».

***

Кажется, в наше время оградить детей от влияния технологий почти невозможно. Это действительно сложно, но вполне можно уменьшить их негативное влияние и сконцентрироваться на позитивном. Мы подготовили для вас полезные инструкции, которые в этом помогут.

По этой ссылке вы можете скачать сводную таблицу плюсов и минусов использования телефонов детьми. А здесь найдете особенности влияния гаджетов на детское поведение в разном возрасте. Поделитесь статьей со своими друзьям, у которых есть дети.

Сергей Козлов

Гендиректор Мегаплана

Когда мне было 11 лет, у одноклассника с романтической кличкой Куба дома появилась одна из первых компьютерных игровых приставок. Она проигрывала игры с кассеты и подключалась к обычному черно-белому телевизору с выпуклым экраном. Тогда специальных мониторов не было. Технология была несовершенной, но очень увлекательной.

Мои родители выступили со строгим запретом покупки аналогичного чуда, так как справедливо боялись ухудшения зрения. Был сделан выбор в пользу здоровья глаз. Так судьба увела меня тогда от программирования. Через 20 лет пришлось запрыгивать в уходящий поезд: если не самому программировать, то хотя бы руководить разработчиками.

Я считаю, что именно через гаджеты и компьютерные игры происходит вовлечение подростка в информационные технологии. У него появляется желание самому стать создателем персонажей и чего-то нового. А еще начать изучать, как же устроен этот дивный виртуальный мир. В общем, отбирая смартфоны у детей, вы закрываете им путь в IT-отрасль, а ведь будущее и настоящее определенно за ней.

ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Проблема зависимости ребенка от
гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и
как отучить ребенка от планшета и смартфона – рекомендациями поделилась с РИА Томск семейный психолог, ведущая тренинговой программы для родителей Ирина
Кустова.

Как ранее сообщали
«Известия», расходы на смартфоны и планшеты, которые родители
приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно
выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали
тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%. 

Кто приучил?

«Когда ко мне приходят родители с
ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета,
то возникает логичный вопрос к родителям: «Кто приучил?», – говорит Кустова.

По ее словам, порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами,
в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

Ирина рассказала, что причин, по
которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая –
занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

«Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и
без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит
время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает
исключительно гаджетами», – такие причины отмечает психолог, говоря о детях
от года до шести лет.

Зачем «яблоко» школьнику?

Психолог рассказала о самой
частой причине появления «навороченных» телефонов у детей уже школьного
возраста. По ее мнению, родители видят в этом способ сблизить ребенка с
одноклассниками и сверстниками.

По словам Ирины, на вопрос, зачем
семилетнему ребенку телефон за 12 тысяч рублей, родители часто отвечают,
что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным «он
будет изгоем среди них».

«В такой ситуации именно эти
телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того?
Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты,
родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с
друзьями», – уточнила семейный психолог.

Начать работу над возникающими трудностями она призывает родителей
именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой
ситуации, не обвиняя ребенка.

В чем опасность

Специалист поделилась, что
различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к
цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией
внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.

© предоставил Артур Шугуров

«Порой говорят, что
«сейчас другое время и дети другие». Я согласна, но мозг также
нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в
этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление,
воображение, речь, развитие моторики», – пояснила собеседница.

Частично проблема в том, что на
экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю
сфокусироваться и осмыслить информацию.

«Ребенок становится
информативно «всеядным», а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что
ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным.
Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не
тренировано, мышление не развивается», – сказала Кустова.

Что делать?

Шаг 1: пересмотреть отношения

«Во время консультаций я
спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но
это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи
заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в Горсаду, но
этого мало», – говорит собеседница.

Ирина сравнивает отношения между
родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.

«Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает,
обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он
появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас
устроят такие отношения? Нет. А с детьми это нормально: накормили, одели,
обули, игрушки купили. А любовь где?» – замечает специалист.

По словам Кустовой, первый шаг –
проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый
день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями,
просите ли советов.

«Если дитя уходит в
гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он
чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и
несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство», – говорит психолог.

При этом в компьютерных играх, в
общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным
героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители
позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: «Не хочу, лучше в
телефоне посижу».

На этой стадии
«нездоровых» отношений с техникой собеседница рекомендует обращаться
за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.

Шаг 2: найти замену

Как правило, самый популярный
метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то
специалист рекомендует подумать о том, что дать взамен.

«Нельзя у ребенка забрать
удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть
уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся
глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или
плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий.
Представляете, как повысится самооценка ребенка», – поясняет Ирина.

В борьбе с гаджетами главное
оружие – это родительская мудрость. Кустова добавляет, что в ее практике были
примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, но ищет там что-то
развивающее и полезное.

«У меня племянница увидела
на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки
сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае
гаджет объединил семью и помог принести радость», – говорит психолог.

Шаг 3: общаться вживую

Специалист рекомендует завести
семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Она приводит пример:
основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться
гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Что страшного – выпустить из рук на
вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или
пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

Шаг 4: быть примером

«У нас самих у многих зависимость
(от гаджетов. – Ред.), это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой
досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример
мы показываем своим детям», – поясняет собеседница.

Шаг 5: приучать к
ответственности

Отвечая на вопрос, сколько
времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, психолог отметила, что
важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в
общей сложности от 5 до 15 минут в день.

Пяти-шестилетнему дошкольнику не
повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам
временные границы можно расширить от часа до полутора.

При этом специалист рекомендует
совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать
время.

«Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы
становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки
будет играть?» – отметила психолог.  

Она советует в случаях нарушения договоренностей
говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и
искать варианты как это можно исправить.

«Наша задача – показывать
нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках», – подытожила Ирина
Кустова.

Технологии переживают период бурного роста, и как бы вы ни старались, вы не сможете полностью защитить от них своего ребёнка. В какой-то момент малыши обязательно заинтересуются гаджетами, и если вы не будете осторожны, они станут буквально одержимы ими. Но подумайте: как долго вы сами можете обходиться без смартфона? Сколько часов в день вы обычно сидите в телефоне и паникуете ли вы каждый раз, когда вы лезете в карман, а телефона там нет?

А теперь представьте, что ребёнок начал вести себя также. Не самая заманчивая картинка, не так ли? Как сделать так, чтобы ребёнок не пристрастился к смартфону? Вот десять советов, которые помогут.

Будьте хорошим образцом для подражания

Будьте хорошим образцом для подражания

Поначалу родители влияют на поведение детей в самой значительной степени. По мере того, как малыш растет, он учится подражать вашим действиям. Если вы постоянно разговариваете по телефону, а не общаетесь с окружающими, у него разовьется та же привычка. Будьте правильным примером того, каким вы хотели бы видеть ребёнка.

Если вы запрещаете ребёнку пользоваться смартфоном, убедитесь, что вы соблюдаете то же правило, когда находитесь с ним. Используйте время, которое вы проводите с малышом, для общения и установления связи с ним. Это полезно для детского развития.

Факт!

Ученые Израиля изучили количество общения и внимания, уделяемого детям 1-2 лет их мамами в зависимости от того, чем мамы были заняты – смартфоном или чтением журнала (Child Development). Так вот если в руках был смартфон, количество внимания и реакций на просьбы ребёнка оказалось в четыре раза меньше!

Выделите в доме несколько зон, свободных от смартфонов

Создайте зоны в доме, где никто, включая вас, не может пользоваться своим смартфоном. Желательно, чтобы это были места, где семья проводит большую часть времени вместе. Рекомендуемые зоны: кухня, гостиная или спальня.

Если у вас есть телефон в любой из этих комнат, убедитесь, что он не будет вас отвлекать. Уменьшите громкость уведомлений и приглушите свет, излучаемый при их получении. Используйте эти комнаты, чтобы провести время с семьей без использования гаджетов.

Создайте график использования

Это касается как ребёнка, так и взрослых. Определите часы, когда можно пользоваться телефоном или планшетом дома, и следите за тем, как ребёнок соблюдает это правило. Избегайте использования телефона во время еды или в спальне и четко дайте понять ребёнку, что он не может заменить дневной сон играми на смартфоне.

Если ребёнку нужно пользоваться телефоном для звонков, например, друзьям или родным, ограничьте его выходными или важными звонками. Если вам нужно воспользоваться телефоном, выйдите из комнаты и старайтесь общаться только по действительно срочным делам.

Не знакомьте детей с медиа в юном возрасте

Вы можете вводить экранное время, то есть знакомить с мультфильмами или играми, только в том случае, если ребёнку уже больше 18 месяцев. От одержимости гаджетами трудно избавиться, и вы точно не хотите, чтобы ребёнок стал зависимым еще до того, как научится эффективно общаться.

Эта стратегия является наиболее эффективной, поскольку она обеспечивает профилактику зависимости от смартфонов. Даже после того, как детям исполнится 18 месяцев, использование смартфона или планшета должно быть ограничено одним часом в день, при этом распределенным в течение дня, например, 4 раза по 15 минут.

Не существует достаточно веских причин знакомить детей с телефонами или телевизорами в то время, когда они должны взаимодействовать с окружающей средой для здорового роста и развития.

Не пускайте все на самотек

Правило родителя номер один: главный – это я. И это означает не только команды (и не столько команды), сколько ответственность за деятельность ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия.

Если ребёнок пользуется смартфоном, то именно родитель должен решать, как он может использовать это время. Ищите интерактивные образовательные занятия, соответствующие возрасту, или игры, которые помогут развить когнитивные способности ребёнка.

Вы также можете ограничить использование смартфона важными семейными звонками. Это решение зависит исключительно от вас, и оно может повлиять на будущую одержимость вашего ребёнка смартфонами.

Совет!

Если вы никак не можете справиться с иерархией в доме, возможно, ребёнок уже избалован, а вы как родитель слабоваты. Такое бывает. Важно признать это и вовремя начать действовать. 

Как именно определить проблему и что делать, мы рассказали в статье «6 признаков избалованного ребёнка и как это все исправить».

Защитите свои смартфоны паролем

Ваш телефон может быть в пределах досягаемости ребёнка, но он не должен получать доступ к содержимому. Дело в том, что информация не всегда может соответствовать возрасту. Это не обязательно связано с тем, что вы смотрите откровенный контент, но мы не способны контролировать изображения или видео, которые люди нам отправляют, или рекламу, которая выскочит в ненужный момент.

Используйте пароль для защиты своего смартфона: при этом вы также защитите своего ребёнка! Существуют также приложения и программное обеспечение, которые можно использовать для блокировки доступа к определенным сайтам.

Ищите альтернативные занятия, которые приносят удовольствие

Ищите альтернативные занятия, которые приносят удовольствие

Малыши могут ныть и капризничать, но малейшего отвлечения часто достаточно, чтобы они успокоились. Вероятно, единственная причина, по которой ваш ребёнок одержим смартфоном, заключается в том, что гаджет его отвлекает.

Планируйте занятия, которые принесут удовольствие и позволят вам сблизиться с ребёнком. Это может быть настольная игра с ребёнком любого возраста, совместное приготовление пищи – даже малыш отлично может порвать листики салата или смешать его в миске, или разбор постиранных вещей.

Узнайте, какие занятия нравятся ребёнку, и запланируйте для них время. Вы будете удивлены, увидев, что требования дать смартфон также сократится.

Прямое ограничение смартфонов в доме

Ребёнок не может диктовать вам, когда ему должен быть доступен смартфон. Он не отвечает за то, как он использует телефон. Дети не могут сказать, должны ли они его использовать. Только взрослым решать, когда наступит подходящее время.

Однако важно отметить, что реализовать это будет крайне сложно. Это также будет означать ограничение использования смартфонов для всех членов семьи в доме. Преимущество этого метода в том, что он очень эффективен. Вы только должны убедиться, что все члены семьи могут соблюдать это правило.

Ограничьте физический доступ к телефону

Прежде чем принять решение обуздать зависимость малыша смартфонами, спросите себя, имеет ли к этому какое-то отношение физическая доступность телефона. Если телефон всегда находится в пределах досягаемости ребёнка, то неудивительно, что он стал буквально одержим!

Малыши от природы любознательны, и они будут тянуться ко всему, что находится в пределах их досягаемости. Вы знаете, что нельзя класть бьющиеся предметы в места, к которым они могут получить доступ, и следует сделать то же самое со смартфонами.

Так что если вы не ожидаете важного звонка, оставляйте свой телефон в сумке или закрывайте его в шкафу в течение дня. Принцип «с глаз долой – из сердца вон» работает с малышами как нельзя лучше: их память еще недостаточно долговременна.

Будьте благоразумны

Признайте, смартфоны повсюду, и как бы вы ни хотели защитить своего ребёнка, вы можете проиграть эту битву. Да, вы будете соблюдать все правила в своем доме, но что происходит, когда ребёнок остается с няней или родственниками? Что будет происходить, когда нас не будет рядом?

Признайтесь себе, что вы не можете полностью контролировать использование смартфонов детьми. Лучшее, что вы можете сделать, это научить их безопасному использованию. Научите их, что разрешено, а что нет. Пусть они вырастут, умея различать разумное пользование гаджетами и опасные моменты – от поиска ненужной информации и знакомства с чужаками до первых признаков цифровой зависимости.

Ну а если вы сами не можете отказаться от смартфона, то вам поможет объяснение того, что происходит в это время внутри организма и как с этим бороться. Читайте об этом в статье «Дофаминовая диета: зачем отказывать себе в удовольствиях?». Кстати, если вы – мама, то там вы также узнаете, почему в отдельные дни месяца от смартфона порой просто не оторваться: ученые Рурского университета Бохума уже доказали связь между менструальным циклом и дофаминовой прокрастинацией.

Learning on hold: Cell phones sidetrack parent-child interactions / Reed J, Hirsh-Pasek K, Golinkoff RM. // Dev Psychol. 2017 Aug 53(8)

Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. // М .: КНОРУС 2016

Genetic variation in dopamine availability modulates the self-reported level of action control in a sex-dependent manner / Caroline Schlüter, Larissa Arning, Christoph Fraenz, et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience July 2019 Volume 14, Issue 7

Если ребенок всё больше отдаляется от вас и предпочитает онлайн-мир реальному общению с друзьями, пора действовать

Поделиться

Родители хватаются за голову, когда замечают, что их любимый ребенок ставит в приоритет гаджеты, а живое общение с семьей и друзьями уходит на второй план. Если запустить ситуацию, то безобидное увлечение может превратиться в большую проблему — цифровой аутизм.

Как избежать этого и вернуть ребенку интерес к жизни? Рассказывает педагог-психолог из бизнес-школы ЦБО Екатерина Султанова.

Мне лично не понаслышке знакома эта проблема: имея двоих детей, взаимодействуя со множеством родителей, ощущаю ее глобальность и даже трагичность. Ребенок должен проживать свое детство: бегать, прыгать, познавать, играть в ролевые игры, общаться со сверстниками и взрослыми, заниматься творчеством, придумывать занятия, быть постоянно увлеченным чем-то, тем самым развивая и усложняя нейронные структуры мозга.

Если при появлении любой свободной минуты ребенок сразу хватает телефон или бежит к компьютеру — это уже зависимость. Пребывая достаточно продолжительное время в этой деятельности, та часть мозга, что отвечает за социальные отношения, совсем не эксплуатируется.

Аутизм — расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Симптомы, специфичные для аутизма, можно наблюдать и у детей, проводящих слишком много времени перед экранами телевизоров, телефонов и компьютеров. Так в нашу жизнь пришло понятие «цифровой аутизм».

Решающим становится то, чем именно в гаджетах занимается ребенок — смотрит яркие картинки, видео без смыслового содержания или решает сложные логические задачи и смотрит познавательные сложные фильмы. В зависимости от этого мозг ребенка будет или развиваться, или придет к «цифровому аутизму». Это как с мышцами: если человек выполняет регулярные упражнения — будут объем и сила, не пользуется мышцами — они атрофируются.

Детям обязательно нужны игры, но лучше, чтобы они были реальными и со сверстниками

Детям обязательно нужны игры, но лучше, чтобы они были реальными и со сверстниками

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

Поделиться

Помимо того, что ребенок при любом удобном случае хватается за гаджет, он еще:

  • раздражителен;
  • ему проще общаться в мессенджерах, чем вживую;
  • пассивен, ничего не хочет, его сложно чем-то увлечь;
  • постоянно проверяет соцсети, играет — даже когда рядом друзья;
  • не хочет подстраиваться под характер своего собеседника, регулировать взаимоотношения: ему проще отказаться от общения;
  • не заинтересован в конкретных людях, может легко заменить человека другим, отсутствует привязанность к людям;
  • не распознает, что чувствует сам и другой человек, и, в общем-то, ему всё равно;
  • реальная жизнь бедна на события и эмоции.

Если на большинство этих утверждений ответ утвердительный, то ребенок попал в цифровой капкан.

Телефоны и ноутбуки — важные помощники в общении и учебе, но важно, чтобы им было посвящено не всё время вашего ребенка

Телефоны и ноутбуки — важные помощники в общении и учебе, но важно, чтобы им было посвящено не всё время вашего ребенка

Фото: Артем Устюжанин / Е1.RU

Поделиться

Проводя длительное время с техникой, ребенок не развивает функции, свойственные каждому конкретному возрастному периоду.

Например, во время подросткового периода (с 10–11 лет) у тинейджера значительно трансформируются его принципы, мировоззрение, общественная позиция, положение среди одноклассников.

К 18 годам ребенок уже имеет:

  • стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности;
  • навык брать на себя ответственность, решать сложные вопросы;
  • сформированное чувство взрослости;
  • собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии — увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;
  • навык самоуправления, стремление заново осмыслить всё окружающее, имеет жизненное определение;
  • навык распознавать свои и чужие эмоции и чувства, способность ими управлять;
  • навык строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

При определенной степени психологической зрелости 18-летний — это уже не ребенок, а полноценная взрослая личность. Если ребенок не научился преодолевать препятствия, договариваться, а также не развил гибкость мышления, он не сможет в полной мере реализовать интеллектуальные, эмоциональные и социальные возможности в своей будущей жизни.

Интересуйтесь увлечениями ребенка. Так он будет ощущать родительскую любовь

Интересуйтесь увлечениями ребенка. Так он будет ощущать родительскую любовь

Фото: Елена Латыпова / NGS55.RU

Поделиться

1. Нужен личный пример родителя. Воспитывайте не ребенка, а самого себя. Он вырастет успешным и зрелым рядом с успешным и зрелым родителем.

2. Ребенок должен иметь свою зону ответственности в соответствии со своим возрастом. Он должен усвоить, что за собственные успехи и неудачи ответственен он. Дайте ему возможность самому решать свои проблемы, совершать ошибки, расстраиваться, чувствовать боль и разочарование. Не бросайте его со своими проблемами, а помогайте справиться самому. Научите правильно проживать чувства. Из-за неумения делать это дети часто и уходят в гаджеты.

3. Больше рассказывайте о своем опыте, работе, как справлялись со своими жизненными трудностями. Обсуждайте, интересуйтесь увлечениями ребенка — так он будет ощущать родительскую любовь. Он должен чувствовать вашу поддержку, а не пренебрежение и насмешку.

4. Сотрудничайте с подростком, вооружитесь терпением и участливостью, уважайте его позицию, не навязывая собственное мировоззрение как единственно верное.

5. Создайте доверительный круг. Когда чадо верит и знает, что в любых ситуациях дома его ждут понимание и поддержка, тогда это минимизирует негативное воздействие среды, снижает риски попадания в плохие компании либо помогает вовремя из них уйти.

6. Погрузите ребенка в правильное окружение. Курсы развития личных качеств, бесплатные мастер-классы, тренинги и игры по развитию коммуникативных навыков, бизнес-лагерь, интеллектуальные путешествия: это далеко не весь перечень имеющихся в наше время возможностей для формирования и развития успешной личности.

Мир стремительно меняется, цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Просто забрать их у детей мы уже не можем, нам нужно научиться жить с ними так, чтобы они работали на нас, делали нашу жизнь эффективнее, комфортнее и качественнее. Главное — любите детей просто так, без каких-либо условий, достижений, научите радоваться жизни, своим успехам, жить «здесь и сейчас» и верить в себя.

Компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. К такому выводу пришли психологи УрФУ, которые изучили поведение 44 детей в возрасте 6–7 лет.

Прочитайте также интервью с экспертом по безопасности — о том, что следует блокировать в детском смартфоне.

А еще изучите советы экспертов по детской интернет-безопасности «Лаборатории Касперского». В интервью E1.RU они рассказывали, куда можно зайти по ссылкам во «ВКонтакте» и какие правила общения в интернете дети должны знать как таблицу умножения.

Наверное, каждый родитель по мере взросления его ребенка временами упирается в непонимание того, по каким правилам строить общение дальше: командовать и строго наказывать за неповиновение, все прощать и обнимать по восемь раз на дню или выбрать еще что-то из массы возможных (и одинаково непонятных пока) вариантов.

Периодически сомневаться в правильности своего поведения — это нормально, ведь осознанное родительство как раз и характеризует не только своевременным обнаружением проблем, но и умением искать и находить новые рабочие решения возникших непониманий.

Однако до сих пор множество родителей денно и нощно бьются со своими детьми в поисках решения величайшей проблемы нового времени — детского злоупотребления гаджетами.


«Ты скоро ослепнешь от своего телефона»,  — укоряет дочку мама. «Совсем уже отупел от своих игр»,  — гневается на сына отец. «Никаких интернетов раньше и в помине не было, и ничего, жили»,  — пытается вразумить внуков бабушка. Но дети продолжают играть и глядеть, взрослые продолжают ругать и терпеть, а воз и ныне там.


Так как же быть в подобной ситуации: запрещать, разрешать или, может, пытаться не замечать?

В этой статье я, семейный психолог Артем Скобелкин, хочу поделиться пятью шагами решения этой непростой, но распространенной и, к счастью, решаемой проблемы.

Начнем с того, что телефоны для современных школьников — это вообще не про звонки. Про коммуникацию — да; про фильмы и музыку — да; про создание контента, пусть и не всегда качественного — тем более да. Но не про звонки. Потому, кстати, многих взрослых ужасно раздражает недоступность ребенка, когда ему звонишь. «В туалет — с телефоном, спит и ест — с телефоном, а как позвонишь — вечно не берет трубку», — жалуются родители.

Умение детей использовать телефон на полную, находясь в одних и тех же приложениях — это своего рода социальный клей, позволяющий им быть на одной волне друг с другом. Поэтому избавлять детей от смартфонов (если так еще говорят), заменяя их кнопочными «тапками» вряд ли стоит, а вот влиять на умение ребенка своевременно и добровольно откладывать телефон в сторону точно нужно.

Думаю, вы согласитесь с тем, что родитель всегда должен знать об интересах и увлечениях своего ребенка, пусть даже сами эти увлечения ему неинтересны. И тут отлично работает практика «Два-три».

Знаете ли вы, в какие две-три игры чаще всего играет ваш ребенок?

Каких двух-трех блогеров смотрит?

Какими двумя-тремя приложениями чаще всего пользуется?

Какие два-три коротких видео за последнюю неделю показались ему самыми смешными?

Какие две-три песни он слушает чаще остальных?

С какими двумя-тремя приятелями он переписывается чаще остальных? И прочее-прочее. Не знаете? Узнайте!

Это и важно, и нужно, хотя бы для того, чтобы лучше понимать своего ребенка. Иногда полезно узнать, что «форточка» для ребенка и форточка для вас — это разные форточки (разгадка здесь кроется в названии одной популярной игры, Fortnite).

Чаще всего родители стремятся приучить ребенка к чему-то родительскому, не стараясь самим научиться чему-то детскому. Нам, родителям, кажется, что их увлечения в гаджетах — нечто примитивное, а вот наше — продвинутое и совершенное. К сожалению для нас, дети считают наоборот. И потому я предлагаю вам самим перенять у вашего сына или дочери какое-то одно интересное для него или нее занятие в телефоне.

Выражать не только формальный интерес к тому, чем увлекается ребенок, но и самим увлечься этим — интересный опыт для родителя. К тому же, у вас появится как минимум одна дополнительная тема для обсуждения, в которой вы можете совсем не разбираться.

Обычно мы, не задумываясь, вторгаемся на территорию ребенка, закрывая от него на все замки свои гектары личных увлечений. Но как по мне, так это не совсем справедливо.

Давайте на миг представим, что они в гаджетах разбираются чуть лучше нас. Давайте предположим, что они могли бы оптимизировать наши телефоны, порекомендовать другие приложения, включить новые функции, которые у нас есть, но о которых мы не знаем?


Кто, в конце концов, с веселой укоризной скажет нам о том, что у нас последний год, оказывается, был бесполезно включены блютус и геолокация.


А может, ребенок подскажет вам, откуда взять новые 4K-обои на ваш телефон. Если мы позволим нашим детям учить великомудрых нас, то и они будут чуть спокойнее принимать наши непрошеные наставления в их адрес.

Этот этап состоит из двух частей: нахождение тех игр и увлечений в телефоне, которые можно реализовать и в реальном мире (теннис, морской бой, шахматы, множество настольных игр), и перенос этого в настоящую жизнь. Даже если вы сейчас читаете это со скепсисом, просто попробуйте каждый (!) вечер играть с ним в любую настольную игру. Простецкие крестики-нолики зачастую увлекают детей больше множества компьтерных игр. И таких замен — несчетное количество.

Ну и конечно, лучший способ отложить телефон — заняться чем-то более ярким, интересным и увлекательным. И это наша взрослая задача — не просто найти детям достойное увлечение, но и мотивировать и заинтересовывать активной и интересной жизнью. Квесты, путешествия, посиделки в детских кафе, кинотеатры и спектакли, велопоездки, совместные тренировки и вечерние прогулки — все зависит от нашей фантазии и готовности выйти из дома с ребенком хотя бы в выходные.


Вряд ли на ребенка, «застрявшего» в телефоне, подействует советы «заняться делом», звучащие от отца, прилипшего к дивану и телевизору одновременно.


Чтобы мотивировать ребенка на активный досуг, нужно и самим стать примером энергичности, увлеченности и активности.


В завершение хотел бы привести немного космический пример. Давайте представим, что наши дети, например, с Плутона (планеты, отвечающей за свободу, шалость и любопытство). И мы с вами этих плутонианцев сами пригласили к себе в гости жить вместе с нами все их детство. Они ведут себя по-плутониански, развлекаются по-плутониански. А нас это раздражает. И, наверное, в таком случае, это нам вначале нужно выучить их язык и начать с ними общаться, чтобы затем приучить их еще и к нашему языку и заинтересовать нашим распорядком жизни.

Осваивайте интересы своих детей, делитесь с ними своими и учите их полезному, светлому и доброму на их «языке».

CHIPSовости

Слушайте наш подкаст

Еще 20-30 лет назад родителям не приходилось сталкиваться с проблемой гаджетной зависимости у детей. Гаджетов просто не было! Современная жизнь такова: мы редко выходим из дома без смартфона, у каждого 2-го ребенка в возрасте 5 – 7 лет уже есть собственный телефон, а среди младших школьников гаджеты есть у 90%. Что уж говорить, главной фобией нашего времени стала номофобия – это боязнь остаться без смартфона. Чтобы мобильное устройство не превратилось из помощника во врага, важно быть на чеку.

Поколение Z и гаджеты

Детей и подростков, рожденных после 2000 года, называют поколением Z или iGen (Internet Generation). Это по-новому мыслящие люди, рожденные в эпоху интернета и навороченных гаджетов. Они получают информацию, делают покупки, учатся и работают, общаются посредством интернета. Для них странно и не понятно, как их мамы и бабушки жили (или даже выжили) без интернета. В связи с этим у современных детей и подростков есть несколько отличительных черт:

  • Они не готовы подолгу концентрировать внимание на чем-либо. Среднее время удерживания внимания подростка на каком-либо предмете 8 секунд.
  • Они не охотно читают тексты, особенно длинные, а отдают предпочтение видеороликам и картинкам.
  • У них реальное общение дополнено виртуальным, они практически никогда не бывают в одиночестве и боятся выпасть из социума.
  • Для них важна оценка окружающих.
  • Они больше времени проводят дома.
  • Они легко и быстро находят различную информацию через интернет.

Поколение Z сформировалось в эпоху гаджетов и онлайн трансляций, они не знают жизни без смартфонов. Зависимость от гаджетов – прямое последствие их образа жизни. Часто ли вы замечаете детей, просто читающих книги или болтающих друг с другом на лавочке?

Зависимость от гаджетов у детей: основные опасности

Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов. Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического здоровья ребенка.

Опасность для здоровья

Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.

Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?

Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.

Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.

Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.

Из-за неправильного положения тела при использовании смартфона, у ребенка могут возникать боли в шейном отделе позвоночника.

Психологические опасности

Психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:

  • Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной.
  • Снижение интереса к реальному общению со сверстниками.
  • Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.

Чтобы смартфон и интернет не представляли для ребенка угрозы, родители должны рассказать ему о правилах безопасности в сети, особенностях общения в соцсетях и на форумах. Так взрослые смогут оградить ребенка от кибербуллинга, опасных групп и агрессивного контента.

Как понять, что у ребенка гаджетозависимость?

Понять, что у ребенка развилась зависимость от смартфона, очень просто:

  • Гаджет находится в руках ребенка слишком часто.
  • Каждый раз, при свободной минутке, ребенок берет в руки телефон.
  • При попытке ограничить время использования телефона, он проявляет агрессию, возможно даже закатывает истерику.
  • У ребенка снижается концентрация внимания.
  • Он отказывается от других занятий, отдавая предпочтение игре в телефоне.

Как помочь ребенку?

Избавить ребенка от гаджетной зависимости проще, чем бороться с любыми другими вредными привычками. Главное – признать проблему и действовать.

Первое, что нужно сделать – проанализировать ваши отношения с ребенком. Сколько времени вы уделяете своему чаду? Какие у вас общие интересы? Возможно, смартфон стал его лучшим другом из-за отсутствия внимания со стороны родителей?

Шаг 2: замените гаджет на что-то интересное. Чтобы ребенку было проще отвыкнуть от телефона, освободившееся время нужно занять чем-то интересным для него. Хорошо, если у ребенка есть хобби. Если его нет, подумайте, что бы могло его увлечь? Возможно, ему нравится что-то мастерить или конструировать.

Шаг 3: станьте примером! Заведите семейное правило – не пользоваться телефонами вечером. Используйте освободившееся время на общение и игры в кругу семьи.

Шаг 4: приучите ребенка к ответственности. Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка, особенно подростка, вряд ли получится. Но вы можете установить временные рамки и показать ребенку важность их соблюдения.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте достаточно получаса в день. Детям 6-7 лет можно увеличить это время до 1-1,5 часа. Лучше будет, если ребенок сам научится отслеживать время. Если его будут ограничивать родители, они рискуют стать первыми врагами. Если ребенок не соблюдает договоренности относительно времени, проведенного в телефоне, родителям стоит поговорить с ним о том, как плохо не сдерживать обещания и насколько сильно это портит отношения. Родители должны научить ребенка ответственно относиться к собственному времени и данным обещаниям.

  • Зависать в телефоне на английском
  • Зависает ютуб на телефоне
  • Зависает экран телефона на андроид
  • Зависает тик ток на телефоне почему
  • Зависает телефон редми нот 9