Заметки по еврейской истории свежий номер

    �������� → ����� → ������������ ����� → �������

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������»

�����������


���������� «����������» ��������� ��������



����������� 1.998

RSS


 

������
2023

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

������� ������ «������� �� ��������� �������» ������������
��������� ������������ ������ � ������ �� ��������� ��������: «�������
���������», «������ ����», «��������� ���������»,
«����������� �������», «����� � ����», «���������
� ��������», «����� � ������ � �����», «����
�������������» � ��. ������ ������� ���-��� � �����. ����� ����,
���������� ������� �������� «��������� �������», ���������� ��������
����
�������� ���������� ������ ��������. �������� �������� «�������» ������
������ ������� �������.

����������

1.998 �����������

0 �� ������

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» �������� ‘��������� �������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� ����� ��������� <��������� �������: https://s.berkovich-zametki.com/?srce=115 . �������, ��� ��������� ��������� �������������� ������������� ����������� «���� ��������»/»��������� ������� � ��������» ��������� � ����� 18 ������. ���� ���������: <� ���������� ������ ����� � ��������. ��������� — ���� ������ (������. ����� ������� �� ����������� �������������� � ��������� �������������, ����� �������� �� ����, ��� �� ���������� ������ ���������…

2023-01-11 01:09:40

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ������ ‘���� ��������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ����������� ����� ������� <���� ��������> https://7i.7iskusstv.com/?srce=151 , �� �������� �������������� �������� ������, ������ �� ���������� ������ ������ ����������� ���������. ����� ����, ����� �������� ����� ����� �.���������, �.����������, �.������, �.���������, �.����������, �.�������, ������� �.���������� � �.��������, ������������ �.������� � ������������, �������� ������������ ������ �.����������, ����� ���� � ������ ���� �� ���������� ����� …

2022-12-29 12:38:45

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ‘������� �� ��������� �������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� � ���� ���� ����� ������� <������� �� ��������� �������: https://z.berkovich-zametki.com/?srce=241 , ���������� ��������� ����. ��������� ��������� ������ ���-�������� <���� ��������/��������� ������� � ��������> ��������� � ����� 21 �������. ��������� — ��������� �������� ����� ������ (�������. ����: <������������� �������. ����� ��� ���������� ���������� �� ���� ������: ������� ������, ��� � 1099 ���� �����������, ��������� �����, � ��������…

2022-12-08 16:38:24

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ������ ‘���� ��������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ���������, 150-� ����� ������� <���� ��������: https://7i.7iskusstv.com/?srce=150 , �� �������� �������������� �������� ������, ������ �������� ����� ��������� ������������� �� ��� ����� ����������� ����� ������. ����� ����, ����� �������� ����� ����� �.�������, �.���������, �.�������, �.������, �������� �.�������, �.�����������, �.�������, ������� �.���������� � �.����������, ������������ �.������� � ������������, �������� ������������ ������ �.�������…

2022-11-22 19:33:23

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ������� �� ��������� �������

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� ����� ������� <������� �� ��������� �������: https://z.berkovich-zametki.com/?srce=240 , ���������� ��������� ����. ��������� ��������� ������ ���-�������� <���� ��������/��������� ������� � ��������> ��������� � ����� 16 ������. ��������� — ����� �������� (�������. ����: <���������� ����� ���������� 1967-1989 ��� ���� � ������������ �����������������. ��������� �������� � ���� � 1967-1989 �������� ��������� ���� ����������� �������������� ���…

2022-11-01 15:22:46

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ‘���� ��������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� ����� ������� <���� ��������: https://7i.7iskusstv.com/?srce=149 , �� �������� �������������� �������� ������, ������ ������ ��������� ���� ������ ���������� ��� ������ ���������. ����� ����, � ������ ����� �.������, �.��������, �.�������, �������� � ������� �.���������, �.���������������, �.����������, �.��������, �.����������, ��. ������, ����� � ��������� �.�������, ������ �.������� � ����������� �� ����, �.������ � ����������� �. �������� …

2022-10-18 17:57:25

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» �������� ‘��������� �������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ������ � ���� ���� ����� ��������� <��������� �������: https://s.berkovich-zametki.com/?srce=114 . �������, ��� ��������� ��������� �������������� ������������� ����������� «���� ��������»/»��������� ������� � ��������» ��������� � ����� 19 �������. ���� ���������: � ����� � ����������� � ������� ������ ������� �����. ��������� — ����� ������ (�������. ������, ��� ������, � 18 ����� �� ������� �������, ������ � ���������. ����� �� ��������� �������� ���…

2022-10-03 11:13:32

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ‘���� ��������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� ����� ������� <���� ��������: https://7i.7iskusstv.com/?srce=148 . ��������� ��������� �������� <���� ��������/��������� ������� � ��������> ��������� ������, � ����� 21 ��������. � ��������� ������ ������ ���������� (��������) �� ���� <������� ����� � ��� �����. � ���������� ������� ������ ������� ���� ������: «� — ������ ����� ��� ������������� �������. ������� �� ����, ��� ����� ���������. �� ����� �����̣� �� ����� �. «��� ������� ��������…

2022-09-20 17:22:21

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ‘������� �� ��������� �������’

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ��������� ����� ������� <������� �� ��������� �������: https://z.berkovich-zametki.com/?srce=239 . ���������� ��������� ����. ��������� ��������� �������� <���� ��������/��������� ������� � ��������> ��������� � ����� 21 ��������. � ��������� ������ ������ ���������� (��������) �� ���� <������� ����� � ��� �����. � ���������� ������� ������ ������� ���� ������: «� — ������ ����� ��� ������������� �������. ������� �� ����, ��� ����� ���������. �� ����� �…

2022-09-05 10:52:15

������� «������� �� ��������� �������» � «���� ��������» ���� ��������

������� �������, ������� ������� ������! ����� � ���� ������������ ����� ������� <���� ��������: https://7i.7iskusstv.com/?srce=147 . �������, ��� ��������� ��������� �������������� ������������� ����������� «���� ��������»/»��������� ������� � ��������» ��������� � ����� 24 �������. ��������� — ���������� ������ ������������ (��������. ����: <��������� ��������� ������. ������, ��� ������, � 18 ����� �� ������� �������, ������ � ���������. ����� �� ��������� �������� ����� ������� � 17:45 (�� 15 ����� �� …

2022-08-22 10:36:27

Слово с придыханием

Как случилось, что вы — математик, человек, занимающийся точными науками, начали создавать сетевые проекты, посвященные еврейской истории, еврейской культуре?

Сказать, что я «задумал» такой проект, было бы не совсем точно. Он «вырос», как растет сад или сквер на пустыре: кто-то посадил дерево, потом куст, потом появилась скамейка…

Я ничего не писал по истории, пока был в Москве. Там я работал в разных областях: математика, физика, информатика. После эмиграции, в Ганновере, я случайно обнаружил улицу имени Берковича и решил узнать, в честь кого она названа. Оказалось, что в Ганновере проживало большое семейство Берковичей, и с каждым братом связана своя история: адвокат и нотариус Хорст — ветеран и инвалид Первой мировой войны, Харальд — глазной врач, который вылечил тысячи жителей Кашмира, Герхард был концертмейстером в ганноверской опере. На этой почве родился мой рассказ «Человек первого часа».

Склонность характера

Беркович Евгений Михайлович [6.10.1945, г. Иркутск] — математик, историк науки и литературы, издатель и гл. редактор ряда сетевых журналов.

В 1946 семья переехала в Москву.

После окончания восьмого класса средней школы работал на заводе радиомонтажником. Школу рабочей молодежи окончил в 1962 с золотой медалью. В том же году поступил на физический фак-т МГУ им. М. В. Ломоносова, окончил по каф. математики с «красным дипломом» в 1968 г., получив распределение в Научно-исследовательский вычислительный центр МГУ. Здесь без обучения в аспирантуре защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук, а впоследствии и диплом стар. науч. сотрудника. Он автор более 150 научных работ по прикладной и общей математике.

С 1995 живет и работает в Германии, где более 15 лет руководил научным направлением в крупном институте финансовой математики.

С 1997 стал публиковать в различных СМИ статьи на исторические темы, в 2000 вышла книга «Заметки по еврейской истории». С этого же времени начинает функционировать сетевой портал, носящий то же название.

В настоящее время в рамках издательского дома, связанного с порталом, регулярно выходят четыре популярные сетевые издания: ежемесячные журналы «Заметки по еврейской истории» и «Семь искусств», а также ежеквартальный альманах «Еврейская Старина» и обновляемый ежедневно журнал-газета «Мастерская».

Так я стал писать на исторические темы. Находил факт, описывал его, он оказывался интересным и другим. К 2000 году у меня накопилось на маленькую книжечку, которую я назвал «Заметки по еврейской истории». Она вышла сначала в Ганновере, а затем была издана в Москве. В этом же году я решил: почему бы эти рассказы не разместить в интернете, собрав их в одном месте?

Мне помогли создать сайт, а затем я начал получать письма от читателей. Кто-то комментировал мои рассказы, кто-то присылал свои истории. Тогда я стал эти истории размещать на сайте наряду со своими. Через год после экспериментального функционирования сайта я решил, что правильнее было бы этот поток организовать, и начал выпускать периодический журнал. Первый номер вышел в декабре 2001 года.

Оказалось, что это начинание очень востребовано. Тогда вообще было мало журналов с еврейской тематикой, слово «еврей» всё еще произносилось с придыханием и понижением голоса как что-то неприличное. А девизом моей книжки стали два лозунга: «Еврей — это звучит гордо» и «Быть евреем — это труд». Журнал стал интенсивно развиваться.

Когда и как появились другие сетевые издания?

На следующий год я решил отделить высококачественные материалы от основного потока. Мне пришла в голову идея возродить альманах «Еврейская старина», который издавался в начале ХХ века историком Семеном Дубновым. Сейчас возобновленный альманах уже приближается к 20-летию, он выходит ежеквартально. Журнал «Заметки по еврейской истории» выходит практически каждый месяц.

Тематику «Заметок» я старался не ограничивать, ведь так или иначе все события мировой истории связаны с историей еврейской. Но и размывания еврейской темы в журнале хотелось избежать. И через девять лет после создания «Заметок» пришла идея издавать журнал «Семь искусств», это уже общечеловеческий журнал. На его обложке значится: «Всё, что интересно интеллигентному человеку». Девизом стала известная фраза Аристотеля из «Политики» о том, что такое семь искусств: «Семь свободных искусств — основа воспитания, которое надлежит давать не для практической пользы, но потому, что оно достойно свободнорожденного человека и само по себе прекрасно». Так родился ежемесячный «толстый» журнал, объединяющий науку, культуру, словесность. С гордостью скажу, что журнал «Семь искусств» был отмечен в 2018 году Беляевской премией как лучший просветительский сайт на русском языке.

В 2012 году мы решили, что периодичность в месяц или квартал — это слишком редко для быстро меняющегося мира: сейчас важно многие вещи отражать оперативно. Поэтому мы с коллегами придумали такой симбиоз — журнал-газету «Мастерская», там материалы публикуются каждый день. Все издания очень солидные и образуют своеобразный портал. Мы придумали разные информационные связи между изданиями, поддерживаем диалоговый режим общения с читателями, даем им возможность вести свои блоги…

Литературная бомба

«Мы» — это кто? У вас есть редколлегия?

Команда, которая мне помогает. В основном волонтеры. Мы — абсолютно некоммерческий и независимый проект, вокруг которого образовалась довольно устойчивая и надежная команда. У нас есть, во-первых, редакционная коллегия, с которой мы обсуждаем возможность опубликовать тот или иной материал в том или ином журнале. Есть небольшая группа для программной поддержки портала. Кроме этого, есть бригада волонтеров, которые помогают верстать каждый номер. Есть технические корректоры и так далее. Читатели и авторы сплотились вокруг Портала, образовав своеобразную социальную сеть.

Где ваша команда находится географически?

На всех континентах, кроме Антарктиды. У нас представлены и Северная, и Южная Америка, Австралия, даже в Южной Африке был свой человек, сейчас он, правда, переехал. Главным образом — это, конечно, Россия, Израиль, Германия, США, Канада…

Какие публикации вы назвали бы резонансными?

Это один из самых трудных вопросов, которые вы могли бы задать. Дело в том, что Портал весьма результативен в плане информационной продукции. Судите сами: в месяц наши четыре издания выпускают от 120 до 150 оригинальных и полновесных статей. Более 1500 статей в год! Выходящие на бумаге номера «Семи искусств» и «Старины» содержат 400-500 страниц каждый. Мы ежегодно проводим конкурс «Автор года» по разным номинациям, чтобы определить лучшие работы. За 15 лет лучшими из лучших признаны около 100 работ. Представляете, как трудно назвать из них одну-две?

А вы попробуйте.

Очень широкий резонанс вызвала работа «Еврейская сага» в «Семи искусствах» великого дирижера Геннадия Рождественского о разгоне Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения в эпоху нарастания государственного антисемитизма в СССР. Никого не оставила равнодушным мемуарная повесть Якова Шепетинского «Яшка-жид» о том, как он прошел все круги ада и в сталинских лагерях, и в немецком гетто, и опять в ГУЛАГе. Особый случай — публикации в «Заметках» человека-легенды, танкиста-аса, хирурга от Б-га и автора лучшего стихотворения о войне Иона Дегена. Он сам однажды публично признался: «Для меня сейчас журнал Берковича примерно то же, что в 60-х годах был «Новый мир» Твардовского». Дружба и сотрудничество с таким человеком — это подарок судьбы! Его рассказы читатели всегда встречали восторженно.

Нельзя быть бывшим математиком, как нельзя быть бывшим пуделем. Математик склонен к тому, чтобы лучше понимать новую проблему, систематизировать и развивать ее дальше, строить для нее свою модель.
Евгений Беркович

И еще одного человека я хотел бы назвать среди «резонансных» авторов — академика Гинзбурга. Поздравляя с выходом в свет сотого номера «Заметок», Виталий Лазаревич сказал: «Я тоже главный редактор журнала («Успехи физических наук». — Прим. ред.) и поэтому хорошо знаю, как трудно заботиться о его содержании, форме и уровне. Но наш журнал все-таки издается только для физиков. Ваш же журнал охватывает, по-моему, самые разные стороны нашей непростой сегодняшней жизни и куда как не простой истории».

Академик Гинзбург писал для «Заметок» и «Старины» весьма страстные статьи. Состоялась, например, большая полемика вокруг книги Коры Ландау, в ней участвовали физики, работавшие с Ландау, а также сын Льва Давыдовича Игорь. Всё это можно без преувеличения назвать «резонансными публикациями». Академик Халатников дал нам целую книгу своих воспоминаний. Эти материалы до сих пор не утратили актуальности и значимости. Вижу по откликам, что и мои «сериалы» об Эйнштейне, Томасе Манне, физиках и математиках читатели встречают с интересом.

В вашей редакторской практике были открытия? Приходит письмо, и вы понимаете, что речь идет о сенсации.

Практически в каждом номере есть изюминка, редкий, удивительный, необычный материал. За сенсациями мы не гонимся, но захватывающие статьи приходят регулярно. Навскидку отмечу воспоминания израильского летчика-аса, подполковника ВВС Израиля и одновременно магистра по математике и программированию Исаака Мостова. Он был первым репатриантом из СССР, который стал боевым летчиком в штурмовых, бомбардировочных и истребительных эскадрильях. Его воспоминания о жизненном пути, о его пути к штурвалу — настоящая сенсация. Или другой пример. Мы начинаем публиковать воспоминания вдовы замечательного поэта Льва Друскина, Лидии (Лили) Друскиной, а также дневники самого Льва, которые он вел в годы войны и ленинградской блокады. И Лев, и его жена были в центре литературной жизни Ленинграда: Бродский, Бобышев, вся ахматовская четверка — это их близкие друзья и знакомые. Воспоминания Лили Друскиной о Довлатове, о ленинградских поэтах — это литературные бомбы.

У нас публикуются материалы мемуарного плана, воспоминания людей, переживших Холокост, блокаду Ленинграда, просто людей, проживших долгие и насыщенные жизни. Эта часть «устной истории» — незаменимый источник для исследователей. Наши публикации часто цитируются известными историками. Например, «Заметки по еврейской истории» нередко упоминает Геннадий Костырченко в своих книгах. На мою книгу «Томас Манн и физики ХХ века», опубликованную по главам в «Семи искусствах», вышла недавно рецензия в немецком «Журнале мировой истории».

Были сенсации с отрицательным знаком?

В последнее время активизировались попытки оспорить авторство Иона Дегена. Речь идет о знаменитом стихотворении «Валенки», известном по первой строке «Мой товарищ, в смертельной агонии…» Это стихотворение многими мэтрами поэзии признано лучшим стихотворением о войне. И вот находятся люди, которые допускают, что Ион Лазаревич использовал чей-то более ранний текст, что у стихотворения есть другой автор. Не нужно далеко ходить — даже некогда уважаемый «Новый мир» опустился до этого: в июльском номере журнала напечатана статья известного литературоведа Игоря Сухих, в которой утверждается всё вышесказанное. Несмотря на неприемлемое для нас содержание, нужно отметить, что статья переполнена ссылками на «Заметки по еврейской истории» и «Семь искусств». Это следствие того, что у нас в защиту авторства и чести Иона Дегена опубликовано немало материалов, эта работа ведется постоянно, и на статью Сухих мы тоже непременно ответим.

Планируется ли выход на новый медиауровень? Сегодня есть видеоблоги, конференции Zoom.

Я открыл YouTube-канал «Беркович. Лекторий». Свои работы, которые были или будут опубликованы, я представляю там в виде иллюстрированных лекций и презентаций. Кроме того, долгое время я вел в Ганновере семинар «Еврейская история и культура». До пандемии мы собирались ежемесячно, приглашали авторов, это был такой классический семинар. С осени я хочу возобновить это мероприятие виртуально в виде конференции Zoom.

Секретная комната

Насколько тяжело было жить в послевоенной Москве человеку по фамилии Беркович?

Признаюсь, я долгое время не обращал на национальный вопрос большого внимания. Во дворе и в школе знали, что я еврей, национальность я никогда не скрывал. Негативное отношение к евреям в быту, дворовые обиды и стычки воспринимал как данность, как плохую погоду, с которой бессмысленно воевать. Да и серьезных проблем до поры до времени мне мое еврейство не доставляло, позитива вокруг было явно больше, чем негатива. Настоящая проблема возникла неожиданно, когда я после школы решил поступать на физический факультет МГУ. В целом те годы были достаточно вегетарианскими, на дворе стояло хрущевское время «оттепели». Но именно физический факультет МГУ отличался жестким непринятием евреев. Там впервые организовали специальную схему вступительных экзаменов, целью которой было недопущение евреев в студенты.

В чём это заключалось?

Была специальная комната, где проходил устный экзамен по математике. Туда направлялись в основном люди с еврейскими следами в анкете. И специально подобранная бригада экзаменаторов безжалостно «резала по живому».

Я сдал письменный экзамен по математике на пятерку. Чтобы вы представляли себе значение этого факта, приведу статистику: в тот год на физфак поступало
5.000 человек на 500 мест. Письменный экзамен по математике на пятерку написали 12 (!) человек из 5 000. Поступали в основном те, кто получил тройку на письменном, потому что на устном они получали пятерку и шли дальше. А у меня случилось наоборот: я на письменном получил пятерку, а на устном мне дали задачу, которая элементарными средствами не решается. И совершенно неожиданно для себя (и тем более для экзаменатора) я ее решил другим способом, который вообще не предусматривался никакой программой. Не буду вдаваться в подробности, задача была на сложную комбинаторику, а решил я ее методом математической индукции. Экзаменатор меня спрашивает: «Вы в каком вузе учились?» А мне тогда еще 16 лет не было. Я окончил школу рабочей молодежи, ни о каком вузе в этом возрасте, конечно, речи не шло. И я благодаря этому решению всё же не был «зарезан», как другие абитуриенты «секретной комнаты», и в конечном итоге поступил на физфак. Это был первый серьезный барьер, связанный с еврейством, который мне удалось преодолеть.

Дальше были мелкие трудности, неприятности. Мне не дали Ленинскую стипендию, не взяли в аспирантуру. Я защищал диссертацию без аспирантуры и защитил ее на факультете вычислительной математики и кибернетики, хотя это, казалось бы, еврею было невозможно. Можно было подумать, что всё худшее позади. Однако через два года после защиты диссертации меня заставили уйти из университета, где я работал, имел серьезные научные успехи и безупречную характеристику. Годы учебы и работы в МГУ были самыми светлыми в моей математической карьере, в целом достаточно успешной. Но после Шестидневной войны, после всех принятых решений сверху, оказалось, что евреям в высшем образовании делать нечего, и в науке делать нечего. Мне пришлось радикально менять свою жизнь.

В каком направлении?

Я стал разработчиком информационных систем, затем — главным конструктором большой отраслевой системы, всякие правительственные награды были. Но ощущение слома судьбы, конечно, на всю жизнь осталось.

В середине 90-х пришлось начинать жизнь в Германии, когда я уже не рассчитывал ни на какие новые достижения. Мне уже было 50 лет, я решил спокойно провести старость за чтением книг и занятиями философией, историей, но не тут-то было. Спортивный склад характера заставил поучаствовать в борьбе, и я, окончив тут специальный институт повышения квалификации, неожиданно получил работу по специальности. Проработал 15 лет в крупной немецкой фирме, занимаясь тем делом, которым занимался последние десятилетия в Москве.

Несостоявшийся дипломат

Почему в Советском Союзе так много физиков стало лириками? Есть немало литераторов с математическим и инженерным бэкграундом. В вашем случае вы — человек, который работал в сферах физики, математики, программирования, — стали заниматься еврейской историей. В чём причина такой метаморфозы?

То, о чём вы упомянули, больше относится к математикам. Дело в том, что математика — это гуманитарная наука, это тоже язык. Поэтому у нас таких барьеров между математикой и лирикой нет. Известный математик Гуго Штейнгауз сказал, что если какое-то незнакомое дело поручить разным людям, то лучше всех с ним справится математик. Математик — это вообще не профессия, а порода.

Что, простите?

Нельзя быть бывшим математиком, как нельзя быть бывшим пуделем. Математик склонен к тому, чтобы лучше понимать новую проблему, систематизировать и развивать ее дальше, строить для нее свою модель. Поэтому для математика неважно, какую сторону действительности он моделирует. Это может быть физический процесс, исторический или поэтический. Это склонность характера.

Я хотел еще отметить такой фактор, что мое поколение, родившееся сразу после войны или в самом конце войны, отличала особенная многогранность. С нашего курса физиков вышли бард и композитор Сергей Никитин, кинорежиссер Вано Киасашвили («Дамы приглашают кавалеров»), несколько довольно известных поэтов и даже заведующий репертуарной и литературной частью Большого театра СССР! Наше поколение родилось в позитивной эмоциональной атмосфере: предчувствие победы, ожидание светлого будущего, окончание страданий дало каждому заряд, позволяющий реализовывать себя в самых разных областях.

Планируете ли вы перевести ваши публикации на немецкий, чтобы, попросту говоря, внуки знали, чем занимается дед?

Задумываюсь о переводах своих книг. Сейчас в Москве должна выйти новая книга «Альберт Эйнштейн и революция вундеркиндов». Я бы очень хотел, чтобы мои внуки ее прочитали. Она родилась не совсем обычно. Я достаточно много публикуюсь в разных серьезных толстых журналах, но те публикации — это как бы отдельные статьи, а тут я написал большую серию статей на одну тему, связанную с «революцией вундеркиндов», то есть с созданием квантовой механики в 20-х годах ХХ века. Не очень веря в успех, я предложил эту серию статей журналу «Наука и жизнь», и мое предложение было неожиданно для меня немедленно принято. И вот почти полтора года в каждом номере журнала «Наука и жизнь» выходила моя очередная статья об Эйнштейне и революции вундеркиндов. Эта публикация, кстати, тоже была удостоена литературной Беляевской премии в номинации «За лучшую серию научно-популярных статей». Из этой серии и выросла новая книга, рукопись которой из-за пандемии уже несколько месяцев лежит в издательстве без движения, но должна всё же, надеюсь, появиться на свет.

Можно ли осознанно вырастить вундеркинда или это природная аномалия?

Безусловно, можно вырастить. Каждый здоровый ребенок — это вундеркинд в потенциале. Абсолютно в этом уверен. Я достаточно много в своей жизни занимался педагогической практикой. В университете у нас была подшефная математическая школа, где я два года вел математические дисциплины в одном классе вплоть до его выпуска, преподавал математику студентам МГУ и инженерам на факультетах повышения квалификации. Очень много занимался и просто репетиторством: готовил школьников к вступительным экзаменам.

В моей практике было немало случаев, когда вундеркинд, так сказать, создавался на моих глазах. Конкретный пример: однажды ко мне привели молодого человека, школьника 9-го класса, которому его важные родственники уготовили дипломатическую карьеру, и он сам собирался быть только гуманитарием. Проблема в том, что он физику и математику абсолютно не знал и не переваривал, родители просили подготовить мальчика, чтобы он получил хотя бы тройку на выпускных экзаменах по математике и физике, а дальше уже дипломатическая дорога будет для него открыта. Мы с ним позанимались два года, и подросток поменял все свои планы. Он поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, стал математиком, защитил кандидатскую диссертацию, потом докторскую, работал в самом престижном институте математики Академии наук и до сих пор трудится в этой области, получает серьезные математические результаты, признанные во всём мире. Мы с ним и сейчас поддерживаем связь.

Хотите сказать, что гуманитарий — это просто человек, которому плохо преподавали математику?

Если человек не любит и не знает математики, значит, ему плохо ее преподавали. Я убежден, как это ни банально звучит, что нет плохих учеников, есть плохие учителя. А гуманитарий может быть и хорошим математиком. Раввин Адин Штейнзальц, например, знал математику очень неплохо.

Могли бы поделиться практическими советами? Что вы делали с собственными детьми?

Педагогика — это искусство. Можно ли спрашивать пианиста, как сыграть тот или иной ноктюрн Шопена? Каждый человек требует особого подхода. С моим внуком, которому два с половиной года, я регулярно хожу в парк, где мы читаем книжки, решаем задачи и просто беседуем на разные темы. И я нахожу в нем отдачу и соответствие многим моим ожиданиям и мыслям. А с его младшими братьями, возможно, потребуется другой подход. Работа с каждым учеником — это творческий процесс, здесь вряд ли можно найти единый рецепт. Главное условие хорошего обучения — чтобы ученику было интересно. Вот этого и должен добиваться учитель, неважно, кого он обучает — дошкольника, студента или инженера. Этот принцип работает и при обучении одного человека, и при занятиях с классом, группой. Если всем интересно, то отпадают проблемы дисциплины, усидчивости, внимания и тому подобное. Интерес — это двигатель учебы.

Чем бы вы объяснили такое невероятное присутствие евреев среди лауреатов Нобелевской премии?

Могу адресовать вас к одной из лекций моего лектория. Она так и называется — «Нобелевская аномалия». Примерно четверть нобелевских лауреатов по естественным наукам и экономике имеют еврейские корни, тогда как евреев в большинстве стран не более 12%. А здесь среди нобелевских лауреатов — аж 26%! Этому, конечно, есть объяснение, и надо принимать во внимание несколько факторов. С моей точки зрения, главное — это то, что сформулировал Фрейд, размышляя на эту тему: часто дискриминация помогает таланту. Этот тезис хорошо иллюстрируется примером нобелевского лауреата по химии Рихарда Вильштеттера. В его книге воспоминаний «Из моей жизни» рассказан такой эпизод. У Рихарда в гимназии плохо шла латынь. По всем предметам он успевал, а вот по латыни были плохие отметки. И вот однажды мальчик напрягся, подготовился, выучил урок и получил оценку gut (хорошо). Счастливый прибежал домой, мама бросила взгляд на тетрадку и сказала фразу, которую будущий ученый запомнил на всю жизнь: «Gut ist schlecht» («Хорошо — это плохо»). То есть надо не «хорошо», а «очень хорошо», «отлично».

Это правило, которое в еврейских семьях внушают детям с младых ногтей: чтобы ты стал наравне с другими, ты должен быть лучше других, ты должен знать больше других. Я много занимался самостоятельно сверх программы, к этому же готовил своих детей. Они должны знать больше, чем их сверстники, больше, чем требуется по программе. Поэтому они получили хорошее образование, стали математиками, специалистами по информатике и неплохо устроились в жизни. Хочется верить, что эта традиция перейдет и к внукам.

Текущая страница: 1 (всего у книги 37 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Евгений Беркович
Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста. Заметки по еврейской истории двадцатого века

Наташе с любовью

Evgueni Berkovitch

DIE BANALITÄT DES GUTEN

Helden, Gerechten und andere Menschen in der Geschichte des Holocaust. Anmerkungen zur j-dischen Geschichte des 20. Jahrhunderts

Vorwort von Jurij Tabak

«Janus-K» Verlag Moskau 2003

БАНАЛЬНОСТЬ ДОБРА

Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста Заметки по еврейской истории двадцатого века

Предисловие Юрия Табака

Продажа книги за пределами России – только по письменному разрешению автора

Предисловие

Против течения плыть очень трудно. А иногда почти невозможно, особенно если это течет кровь твоего народа и сердце зовет пусть не к мести, но к настороженной отчужденности по отношению к тем, кто убивал твоих отцов и дедов. Так уж печально сложилась человеческая история, что цивилизованный мир больше двух тысяч лет делился на евреев и все остальные «народы», которые сообща и по отдельности гнали и убивали евреев, оставляя им лишь недолгие просветы покоя. Апофеозом противостояния стала Катастрофа, когда шесть миллионов человек пало от автоматных очередей и испарилось в дыму газовых печей.

Закончилась Вторая мировая война, и «народы» содрогнулись. И первым содрогнулся христианский мир, который должен был следовать евангельским путем любви и который вдруг в ужасе оглянулся на содеянное, на бесчисленные гонения и погромы, причиненные им одному маленькому народу – народу, подарившему миру Того, Кого христиане называют Спасителем и от Чьего имени совершались бесчисленные злодеяния. В этот момент во многих христианских душах совершился переворот и началась новая эпоха взаимоотношений евреев и «народов» – когда лучшие представители христианского мира стали видеть в евреях братьев, а в иудаизме – великую и глубокую религию.

Да, началась новая эпоха, но еврейская боль не прошла. Она застыла где-то в глубине души и усиливается при взгляде на старые фотографии и при поминовении погибших. И гнездящиеся в глубине души страх и недоверие к «народам» не исчезают – какой бы скорбью и состраданием ни были исполнены лица молодых французов, итальянцев, поляков, украинцев, оцепеневших в залах Яд-Вашема. И так часто еврейские старики, пережившие Освенцим, говорят своим детям и внукам: не верьте им, они все и всегда были одинаковы. Стариков нельзя переубедить, ибо их не избавишь от того, что уже произошло. Это трагедия: они умирают с той же болью и недоверием. Ведь у «народов», кажется им, есть родовая память. И особенно у одного народа – немцев. Если деды нынешних немцев были почти неразличимой массой убийц, как о том пишет Дэниэль Гольдхаген, если они были все такие, то значит, это уже в крови, в генах. И тогда даже с некоторым облегчением, внутренним удовлетворением принимается развенчание мифа об Оскаре Шиндлере, который сотрудничал с абвером, пьянствовал и развратничал, евреи же ему были нужны ради гешефта, а на самом-то деле ему было глубоко на них наплевать…

Но растут дети. Выросло уже не одно поколение еврейских детей, в душах которых боль и та же родовая память о погромах борются с желанием понять и поверить: они, люди «народов» – не все такие, они другие или, по крайней мере, разные. Но очень трудно разорвать связь времен. Трудно поверить, что сплошная чернота прошлого из эсэсовских мундиров хотя бы кое-где может прореживаться настоящим из белых футболок со слоганом: «Израиль, мы с тобой!». Да и события в мире не располагают к такой вере. Осквернения кладбищ, шествия бритоголовых, вспышки антисемитизма, двойные стандарты западного мира – все это наводит на мрачные размышления. Но даже не это главное. Есть память времен, память культуры, память генов. И если те все были одинаковы, то почему вдруг эти станут иными? И возникает очевидный, спасительный вопрос: а может быть, те не все были одинаковыми? Ведь только тогда вера в «народы» получает свое оправдание, если перефразировать Владимира Соловьева («Оправдание добра»).

Ответить на этот вопрос очень не просто. Прежде всего – их, иных, всегда было слишком мало. Из всей средневековой истории можно извлечь не так уж много примеров защиты евреев светским государством или христианской церковью, да и эта защита чаще всего имела под собой чисто прагматические соображения. А уж христиан, сердечно расположенных к евреям, защищавших их не из корысти, а по естественной потребности человеческого сердца, вплоть до конца XIX в. вообще можно было пересчитать по пальцам (по крайней мере тех из них, чьи имена история донесла до нас): Пьер Абеляр, аббат Анри Грегуар, Владимир Соловьев, немногие другие. И в огне Катастрофы и мир, и церковь проявили, казалось бы, безразличие к судьбе погибающего народа. На десятки миллионов людей нашлось не более двух десятков тысяч человек, в честь которых высажена аллея «праведников народов мира». И пусть даже история еврейского народа вряд ли могла быть написана без психологически объяснимых историографических преувеличений, когда цвет исторических мазков преимущественно черный и тысячи погромщиков заслоняют собой десятки праведников – эти цифры все равно несоизмеримы…

Таким образом, поиск праведников и рассказ о них есть не только знак благодарности и признания человеческого благородства. С каждым новым именем праведника растет надежда – вопреки всем мрачным прогнозам. И огромные усилия к тому, чтобы дать нам эту надежду, приложил автор настоящей книги. С настойчивостью, достойной восхищения, он в течение многих лет рассказывает о праведниках. И не просто о праведниках. Время от времени в Израиле вручаются награды белорусским и украинским крестьянам, которые с огромным риском для жизни спасали евреев. Но почти никто не знает, что праведники были и в логове нацизма, в самой Германии. Не знает и не хочет знать. Так проще, хотя и страшнее. В сознании многих евреев, отнюдь не только Гольдхагена, немцы ассоциируются с убийцами. И мало находится тех, кто берет на себя смелость ломать привычные схемы. Даниэль Баренбойм упорно играет Вагнера, являя гениальную музыку антисемита. Евгений Беркович упорно ломает черно-белую картину «немцы – евреи», вскрывая удивительные полутона. Разве можно представить конструкцию «фашисты-праведники»? Оказывается, можно. Автор порой специально подчеркивает это в кажущихся парадоксальными названиях статей: «Как итальянские фашисты спасали евреев», «Брат рейхсмаршала – защитник евреев». И это вовсе не рекламный ход. В самом деле, всегда найдутся, просто не могут не найтись разные люди – даже среди нацистов, даже не просто среди обычных солдат, а в элите нацистской верхушки. И вообще в немецком народе. В очень важной статье «Немецкий антисемитизм – правда и вымыслы» Беркович вполне аргументированно опровергает устоявшийся миф о каком-то особом антисемитизме немцев. И в этом он глубоко прав. История способна легко вертеть и каждым человеком, и целыми народами. Специфические социальные условия, совокупность культурных факторов, вовремя появившийся мощный харизматический лидер – и «народный дух» изменяется с калейдоскопической быстротой. Никто никогда ни от чего не застрахован. И история с трансформацией немцев – лишь эпизод, хотя и чудовищно кровавый, в цепи других подобных исторических эпизодов. Когда, например, древние народы, носители великих культур, порождают вдруг сотни монстров, отрезающих уши у пленных и вспарывающих животы беременным женщинам, – о чем мы столько наслышаны в ходе национальных конфликтов последних десятилетий. И тем поучительнее и удивительнее примеры людей, сохранивших человеческий облик и имевших мужество противостоять всеобщей вакханалии. Холокост по размаху и трагической глубине есть общая модель геноцида человечества. И те немногие, кто противостоял адской машине изнутри ее самой, – праведники в нацистских мундирах – автоматически становятся моделью праведника. В результате выбор героев для этой книги – среди немцев, итальянцев и других народов, чьи правительства в той или иной степени оказались в ареале нацистского влияния, – обретает особый смысл. А одновременно нам открываются и поразительные судьбы, немыслимые немецко-еврейские переплетения. Можно ли себе представить, что Магда Геббельс, отравившая своих шестерых детей из верности фюреру, была падчерицей еврея и любовницей видного сиониста? Что брат Геринга спас от смерти десятки евреев? Что сотни немецких женщин, протестовавших против арестов своих еврейских мужей, в конце концов победили? Представьте себе, можно. Читатель словно погружается в перипетии невероятного детектива. И детектива необычайно увлекательного (сколь бы странным ни казалось употребление слова «увлекательный» применительно к трагической истории), чему в немалой степени способствует не только тема книги, но и писательское мастерство автора. В такого рода изданиях, предназначенных для широкого читателя, надо выбрать точный стиль изложения, чтобы, с одной стороны, не скатиться в сухой пересказ событий, цифр и фактов, а с другой – не впасть в сентиментальные восклицания. И автору эту задачу замечательно удается решить.

Он не только рассказывает нам о праведниках, но и размышляет на некоторые другие темы, не менее важные. Многие десятилетия не прекращаются споры, в основе которых лежат все те же мифы потрясенного сознания, не способного различать иные цвета помимо черного и белого (и в результате воспринимающего один только черный цвет). Как могли сотни тысяч людей безропотно стать жертвами адской машины, почему они не взбунтовались, чтобы защитить себя, своих стариков и детей? Много копий было сломано по этому поводу, но редко оспаривался сам исходный тезис: все евреи шли на смерть безропотно. И в самом деле, было много таких, кто от отчаяния, беспомощности и одиночества полагался на волю судьбы, – но ведь были и другие, которые отстаивали свои и чужие жизни силой оружия, дрались отчаянно и умно. И напоминая нам об этом, Евгений Беркович опять же делает очень важное дело, обозначая не только узы страданий, соединяющие поколения, но и общий путь мужества. Наконец, автором затрагивается тема взаимодействия двух миров – христианского и иудейского – в прошлом и будущем, когда он бесстрашно, вслед за Эли Визелем, Франсуа Мориаком и многими другими размышляет над страшным в своей парадоксальности образом «Христа в Освенциме», когда цивилизация, признавшая распятого еврея своим Спасителем, распинает его народ. Но даже и здесь Евгений Беркович не дает читателю погрузиться в отчаяние, ибо подвиг хотя бы одного христианина, подобного Бернгарду Лихтенбергу, служит не только спасительным якорем для самой церкви, но и, опять же, якорем надежды на преодоление недоверия евреев к христианам. Та же иудейско-христианская тема, хотя и в гораздо более широком культурологическом аспекте, затрагивается в интереснейшем «синтетическом интервью» с Иосифом Бродским, где Евгений Беркович попытался представить читателям внутренний мир великого русского поэта. Но при всем тематическом разнообразии книги главной для автора остается прочная нить памяти. Если человечество хочет будущего, оно должно помнить о прошлом. И благодаря Евгению Берковичу восстают из небытия имена многих праведников. Чтобы помнили.

Юрий Табак

От автора

В польском городке Радоме жила женщина с двумя сыновьями. Ее муж в начале 1939 года, незадолго до нападения Германии на Польшу, уехал в Палестину, они должны были последовать за ним, но не успели: война разорвала семью на части. Отец семейства пытался получить для своих близких разрешение на переезд, и через долгие три года ему удалось добиться, казалось, невозможного. В октябре 1942-го, когда многие в гетто уже догадывались, какая им уготована страшная судьба, женщину вызвали в гестапо и сообщили, что ее вместе с детьми выпускают в Палестину в порядке обмена с семьей немецких переселенцев. В течение одного часа они должны прибыть в комендатуру.

– Мой старший сын работает в городе, – попыталась объяснить женщина. – Так быстро я не смогу его найти.

– Это нас не интересует, – сказал гестаповец. – Вам дается ровно час.

Женщина была в отчаянии. Должна ли она со своим младшим сыном разделить судьбу старшего? Или попытаться спасти хотя бы одного? В этот момент пришел сосед и предложил:

– Ты не можешь помочь своему старшему сыну. Бери моего, они ведь ровесники, и уезжайте.

В слезах, почти не помня себя от горя, пришла она с двумя детьми в комендатуру. Одиннадцатого ноября 1942 года они уже были в Хайфе. Оба парня стали известными в своей стране людьми, у них есть собственные дети и внуки. Женщина о себе почти никому не рассказывала, ей не хотелось, чтобы ее жалели. До конца жизни она держала небольшой магазинчик напротив синагоги в центре Тель-Авива. Говорили, что ей повезло, что она пережила Холокост. Но так ли это на самом деле?

Полностью «пережить» подобную трагедию невозможно, эта рана еще открыта, ее боль ощущают миллионы людей, в том числе и те, кто родился после войны.

* * *

Проблемы Катастрофы европейского еврейства актуальны и сегодня, о них написаны сотни научных и художественных книг, тысячи статей. Мемориалы евреям – жертвам нацизма установлены не только в Германии и Израиле, США и России. В окрестностях Хиросимы тоже есть музей Освенцима. Люди во всем мире начинают понимать, что Холокост – универсальный символ Зла. И хотя геноцид существовал и до, и после власти нацистов, но именно при Холокосте впервые была предпринята попытка уничтожения целого народа – тотальная, глобальная и имевшая исключительно идеологические корни.

Тотальная – потому что смертный приговор выносился «по крови». Глобальная – потому что уничтожению подлежали не только немецкие, польские или, шире, европейские евреи. Должны были исчезнуть все семнадцать миллионов евреев, живших в то время в мире. И наконец, нацистский антисемитизм, с его уверенностью в мировом еврейском заговоре, был чистой идеологией, не имевшей отношения к действительности.

Историки выделяют три большие группы людей, существовавших в годы Второй мировой войны: преступники, жертвы и зрители. Если выделить еще и четвертую – героев и праведников, спасавших евреев во время Катастрофы, – то в сравнении с первыми тремя она будет очень невелика, но без этих людей вся картина трагедии была бы иной.

На аллее Праведников в мемориале Яд-Вашем в Иерусалиме растут тысячи деревьев, посаженных в честь людей из разных стран, которые в те годы не захотели остаться в стороне. Мир узнает все новые имена тех, кто, «спасая одну жизнь, спасал весь мир».

Ханна Арендт в книге «Эйхман в Иерусалиме» бездушный нацистский механизм уничтожения называет «банальностью зла». Однако история Холокоста показывает, что человек может не только творить зло, но и с риском для жизни оказывать бескорыстную помощь обреченным людям, совершать героические подвиги, даже в нечеловеческих условиях показывать высокие образцы верности и благородства.

Этим темам, которым в литературе о Холокосте уделяется незаслуженно мало внимания, посвящена предлагаемая читателю книга.

* * *

Книга условно разделена на пять частей.

В первую вошли малоизвестные страницы антифашистского сопротивления в Испании, Италии, Алжире и других странах. Во время Второй мировой войны случались такие поразительные события, которые не выдумает сценарист с самой изощренной фантазией. Чего стоит, например, такой сюжет: еврей в нацистском мундире организует партизанский отряд, а после войны становится почетным гражданином освобожденного им французского города. Или демонстрация немецких женщин в центре Берлина в защиту схваченных нацистами евреев, закончившаяся полной победой: всех арестованных освободили, некоторых даже выпустили из лагеря смерти Освенцим. А вот еще один еврей: убежав из варшавского гетто, он получает место управляющего на немецком военном предприятии и спасает несколько десятков работавших там людей от неминуемой гибели…

Вторая часть посвящена признанным и не признанным праведникам из разных стран – Польши и Франции, Голландии и Германии, России и Японии… Известно, что в Яд-Вашеме все датчане отмечены за коллективную помощь в спасении евреев. Но мало кто знает, что пока итальянские фашисты были у власти, ни один еврей в Италии, а также на подконтрольных Муссолини территориях в Югославии, Греции и Франции не был выдан нацистам и не пострадал.

То, что двигало итальянцами в отношении евреев в годы фашизма, можно было бы назвать «банальностью добра». В душах многих людей сохранился определенный порог порядочности, перейти который они не могли даже по приказу дуче. Престиж нации, совесть и человечность оказались не пустыми словами для многих итальянцев – будь то простой солдат, генерал или министр. После окончания войны итальянцы, вернувшиеся из советского плена, рассказывали, что отношение к ним в лагерях было лучше, чем к пленным немцам, на чьей совести были массовые убийства мирного населения.

В третьей части собраны очерки о немцах, чьи судьбы добавляют новые краски в картину Второй мировой войны. В сложившиеся стереотипы наших представлений о людях Третьего Рейха с трудом укладываются истории о брате рейхсмаршала Геринга, спасавшем в годы войны евреев, или о жене гитлеровского министра пропаганды Магде Геббельс, в молодости увлекавшейся идеями сионизма. Внучка Магды после войны прошла ортодоксальный гиур и живет сейчас в Гамбурге с мужем евреем. Среди героев заметок и известный немецкий писатель Йохен Клеппер, разделивший трагическую судьбу своей жены еврейки, и знаменитый боксер, чемпион мира Макс Шмелинг, «образцовый немец», по выражению Гитлера, который помогал во время Хрустальной ночи друзьям евреям, и бесстрашная графиня фон Мальцан, в течение нескольких лет прятавшая у себя дома любимого человека и спасшая кроме него еще десятки обреченных людей, и посмертно удостоенный звания Праведника мира немецкий фельдфебель Антон Шмид…

Четвертая часть – «Заложники Второй мировой» – включает заметки о судьбах евреев в те годы, когда Германией правили нацисты.

В статье, давшей название всему разделу, исследуются два важных вопроса, на которые историки до сих пор не имеют однозначного ответа: кто отдал приказ об «окончательном решении еврейского вопроса» и когда это было сделано? Несколько биографических очерков об известных и не очень известных людях добавляют штрихи к портрету эпохи. Среди них Теодор Лессинг и Пауль Шпигель, Хорcт Беркович и Виктор Клемперер… Здесь же рассказывается о положении евреев в это трагическое время в разных странах – в Германии и Америке, в Польше и России.

В последней, пятой части книги рассматриваются корни и национальные особенности антисемитизма – явления, сопровождающего евреев на протяжении всей их долгой истории. Обсуждаются острые проблемы иудейско-христианского диалога, факты и вымыслы о пресловутой немецкой юдофобии, особенности государственного антисемитизма в СССР времен «дела врачей» и готовящейся депортации евреев в Сибирь и на Дальний Восток. На примере трагической судьбы талантливого ученого Отто Вейнингера исследуется такой феномен, как «еврейская самоненависть».

В приложении приведены два биографических очерка в вопросах и ответах: опыт «синтетического» интервью с Иосифом Бродским и автобиография.

* * *

На специальном заседании Бундестага 27 января 1998 года, посвященном Дню памяти жертв нацизма, председатель международного Центра изучения Холокоста в Яд-Вашеме Иегуда Бауэр сказал: «В Библии записаны Десять Заповедей. Вероятно, мы должны к ним добавить еще три:

– Ты, твои дети и дети твоих детей никогда не должны быть преступниками.

– Ты, твои дети и дети твоих детей никогда не должны быть жертвами.

– Ты, твои дети и дети твоих детей никогда не должны быть пассивными наблюдателями при массовых убийствах, при уничтожении народов и – мы надеемся, что это никогда не повторится, – при трагедиях, подобных Холокосту».

Чтобы подобные трагедии не повторялись, люди не должны забывать уроки прошлого. Не в еврейской традиции культивировать память о зле. Когда-то существовала книга «МЕГИЛАТ ТААНИТ», список памятных дней, напоминающих о бедах еврейского народа. В Талмуде сказано, что «МЕГИЛАТ ТААНИТ» была упразднена мудрецами, и аргументировано это решение просто: «Что было, то было». Наверное, мудрецы считали, что люди должны жить настоящим и будущим, а не вечно возвращаться к воспоминаниям о прошлых страданиях. Но никогда не должны быть забыты те уроки добра, которые оставлены нам героями, праведниками и другими людьми, жившими в страшное время.

* * *

В заключение – слова благодарности.

Я сердечно признателен Юрию Табаку, прочитавшему рукопись и любезно согласившемуся написать предисловие. Многие очерки из этой книги впервые появились на страницах журнала «Заметки по еврейской истории» и альманаха «Еврейская Старина» (www.berkovich-zametki.com). Спасибо многочисленным читателям этих сетевых изданий за доброжелательные замечания и ценную критику.

1. найди что-нибудь интересное >>> 2. нажми/кликни на какую-нибудь картинку >>> 3. сыграй в пазл :) ………………..1. найди что-нибудь интересное >>> 2. нажми/кликни на какую-нибудь картинку >>> 3. сыграй в пазл :) ………………..

… портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» и альманах «Е…

Заметки по еврейской истории
URL (b) berkovich-zametki.com
Коммерческий Нет
Тип сайта Интернет-портал (b)
Язык (-и) Русский (b)
Начало работы 2001 (b)
Текущий статус Активен

«Заме́тки по евре́йской исто́рии» — сетевой портал (b) , в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года (b) ) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года (b) ). Основатель портала и главный редактор изданий — Евгений Беркович (b) .

Журнал «Заметки по еврейской истории» имеет более 15 постоянных рубрик и отличается широтой тематики — в архиве журнала более пяти тысяч оригинальных статей по еврейской истории (b) , традиции (b) , культуре (b) . Количество авторов приближается к двум тысячам.

Альманах «Еврейская старина» выходит как в сетевом, так и в бумажном вариантах. На портале действуют также многочисленные форумы и гостевая книга.

Сетевой портал «Заметки по еврейской истории» входит в Каталог наиболее значимых сетевых проектов «Еже-ТОП», поддерживаемый Международным союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ (b) »[1], а также помещён в рубрику «Этнография и история народов» Яндекс.Каталога (b) [2].

Примечания

  1. Гуманитарные науки. ЕЖЕ-Топ. Дата обращения: 22 мая 2008. Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года.
  2. Этнография и история народов. Яндекс.Каталог. Дата обращения: 7 января 2010. Архивировано 13 марта 2012 года.

Ссылки

  • Главная страничка порталаАрхивная копия от 26 января 2021 на Wayback Machine (b)
  • «Расскажи мне, старина, про „Старину“…»: Интервью с Евгением БерковичемАрхивная копия от 11 апреля 2021 на Wayback Machine (b) , «Пока издание интересно читателям и мне, силы находятся»: Интервью редактора об истории создания порталаАрхивная копия от 11 января 2010 на Wayback Machine (b)
  • Текст радиопередачи «„Еврейская Старина“ в сегодняшнем интернете»Архивная копия от 25 июля 2021 на Wayback Machine (b) // svoboda.org (b) , 9 декабря 2003 года

Вверх

Эта статья опубликована с веб-сайта Wikipedia. Исходная статья может быть немного сокращена или изменена. Некоторые ссылки могли быть изменены. Текст находится под лицензией «Creative Commons — Attribution — Sharealike» [1], а часть текста также может быть лицензирована в соответствии с условиями «Лицензии свободной документации GNU» [2]. К медиафайлам могут применяться дополнительные условия. Используя этот сайт, вы соглашаетесь с нашими юридическими страницами[3] [4] [5] [6] [7]. Веб-ссылки: [1] [2]

W w W

Заметки по еврейской истории (сетевой портал под редакцией Евгения Берковича)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

«Последнее редактирование: 29 Ноября 2011, 04:12:36, Leonid»


Н. А. Бердяев.

Никакой вульгарный антисемитизм не может быть оправдан религиозным постижением судьбы еврейства. Окончательное разрешение еврейского вопроса возможно лишь в плане эсхатологическом. Это и будет разрешение судьбы всемирной истории, в последнем акте борьбы Христа и антихриста. Без религиозного самоопределения еврейства задача всемирной истории не может быть разрешена.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.


Всем интересующимся историей евреев и иудаизма, рекомендую «Заметки…»

Статей и книг там очень много, если кто-нибудь прочтёт что-то интересное, анонсируйте в этой ветке.

«Последнее редактирование: 06 Апреля 2011, 00:37:16, Leonid»


Мемуары активиста алии (Меир Гельфонд) — очень живо и интересно написанные воспоминания диссидента-сиониста.

Мне книга понравилась тем, что обрисовывает как сионизм завладевал сердцами молодых евреев даже в сталинском СССР и тем, что раскрывает видение ГУЛАГа глазами еврея-сиониста

«Последнее редактирование: 06 Апреля 2011, 00:37:49, Leonid»


Книга католического исследователя Джеймса Кэрролла
«Меч Константина. Церковь и евреи. История.»

Рекомендую всем, интересующимся еврейскими корнями христианства, и отношениями (особенно раннего) христианства и иудаизма.

Хотя с суждениями автора порой бывает трудно согласиться, но исторический материал в книге представлен богатый, о многих фактах я узнал впервые.

«Последнее редактирование: 20 Апреля 2011, 09:12:54, ВОЗ»


«Последнее редактирование: 17 Января 2020, 02:46:36, Андрей Иванченко»


Заметки по еврейской истории
Zametki.jpg
URL:

berkovich-zametki.com

Коммерческий:

Нет

Тип сайта:

Интернет-портал

Язык(и):

Русский

Начало работы:

2001

Текущий статус:

Активен

«Заметки по еврейской истории» — сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).

Журнал «Заметки по еврейской истории» имеет более 15 постоянных рубрик и отличается широтой тематики — в архиве журнала более трёх с половиной тысяч оригинальных статей по еврейской истории, традиции, культуре. Количество авторов приближается к тысяче.

Альманах «Еврейская Старина» выходит как в сетевом, так и в бумажном вариантах. На портале действуют также многочисленные форумы и гостевая книга.

Сетевой портал «Заметки по еврейской истории» входит в Каталог наиболее значимых сетевых проектов «Еже-ТОП», поддерживаемый Международным союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ»[1], а также помещён в рубрику «Этнография и история народов» Яндекс.Каталога[2].

На Портал регулярно ссылаются другие издания[3][4][5][6][7], он рекомендуется как образовательный ресурс РУДН[8], его содержание положительно оценивается сайтом «Фонда „Холокост“»[9].

Основатель портала и главный редактор изданий — Евгений Беркович.

Примечания

  1. Гуманитарные науки. ЕЖЕ-Топ. Архивировано из первоисточника 13 марта 2012.
  2. Этнография и история народов. Яндекс.Каталог. Архивировано из первоисточника 13 марта 2012.
  3. Тайна сакральных знаков. pravda.ru (19.11.2003). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.
  4. Русский «Лебедь» в Бостоне. newsbabr.com (20.02.2007). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.
  5. Профессия — еврей. versii.com (10.08.2009). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.
  6. Анатолий СВИДЗИНСКИЙ Николай Николаевич Боголюбов, каким я его видел и понимал. day.kiev.ua (№150, 27 августа 2009). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.
  7. «Мы, евреи Финляндии…». jewish.ru (01.10.2009). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.
  8. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62740
  9. «Заметки по еврейской истории»: тема Холокоста — одна из ведущих…. Центр и Фонд «Холокост» (2008). Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012. Проверено 20 ноября 2012.

Ссылки

  • Главная страничка портала
  • [1], [2] Интервью редактора о истории создания портала
  • Текст передачи Радио «Свобода» «„Еврейская Старина“ в сегодняшнем интернете» svoboda.org, 09-12-03

  • Заметки на рабочий стол телефона
  • Заметки в телефоне samsung
  • Замес митино ресторан телефон
  • Замерло новокузнецк ресторан телефон
  • Замерить уровень шума телефоном