Законопроект о присвоении номера человеку

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. Видеоописание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта — общая информация по законопроекту/проекту постановления;

  • стадии рассмотрения — стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;

  • хронология (без документов) — стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;

  • отзывы — отзывы к законопроекту/проекту постановления ;

  • поправки — поправки к законопроекту/проекту постановления;

  • видеозаписи — видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии — события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре — события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку «Свернуть все» — на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку «Развернуть все события».

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку «Развернуть все документы в событиях» или ссылку «Показать еще» в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице «Карточка законопроекта/проекта постановления » служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

Добавить отзыв к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» перейти на вкладку «Отзывы».

Нажать кнопку «Добавить отзыв»

Открывается форма «Добавить отзыв на законопроект», в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку «Сохранить» — отзыв отображается на вкладке «Отзывы» в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)» нажать кнопку «Добавить заметку».

Открывается форма «Заметки пользователей».

Нажать кнопку «Сохранить» — в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Добавить в избранное».

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в «Избранное».

Нажать на ссылку в сообщении «Перейти на страницу избранного» — открывается страница «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Добавить» — открывается форма «Добавить в подборку».

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку «Сохранить»- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел «Избранное/Подписки» через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку «Подборки ОЗ«.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Режим редактирования».

Открывается страница «Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)».

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Подписаться».

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку «Применить» — настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице «Избранное/Подписки» личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку «Скачать архив».

Выбрать вариант для скачивания «Все документы» или «По процедуре». Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «Печать».

Откроется форма «Печать».

После настройки параметров печати нажать кнопку «Печать».

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице «Карточка законопроекта/проекта постановления» нажать на кнопку «RSS подписка на обновления по событиям».

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

Видеоописание функционала страницы

  •  

Нашумевший законопроект «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ» прошел второе чтение в Госдуме. У депутатов возникло много вопросов, в том числе связанных с защитой персональных данных. Но не менее бурно документ обсуждается в социальных сетях, где массово расходятся посты и видеоролики о том, что этот закон – лишь первый шаг к «присвоению людям номеров», «чипизации» и прочим прелестям жизни, которыми пугают россиян еще со времен СНИЛС и ИНН. Что из этого всего правда, а что – миф, расскажем в материале «ФедералПресс».

«Чипы» детям не игрушка

Мифы о чипировании и присвоении номеров гражданам России появились еще в 1980-е. Уже в современной России противники цифровизации выступали сначала против ИНН, затем против СНИЛС. Конспирологи искали в этих данных подтверждение слов из Библии о том, что на чело и руку в последние времена будут наносить «число Зверя».

Новая волна слухов родилась сейчас, с внесением в Госдуму закона о едином федеральном информационном ресурсе (ЕФИР). Замысел разработчиков в том, чтобы собрать из разных ведомств все данные граждан страны в общий реестр.

Противники этого нововведения нашлись быстро. 6 мая прошел онлайн-митинг против рассмотрения данного проекта в третьем чтении. Единый реестр сравнили с присвоением номеров узникам концлагерей. Одним из организаторов митинга выступила руководитель информационно-правозащитного центра «Иван Чай» Элина Жгутова. «Я против принятия в третьем чтении закона о ЕФИРе. Фактически каждому человеку будет присвоена запись или номер. Присвоение номера человеку осуждено на Нюрнбергском процессе. Также законопроект нарушает ст. 24 Конституции о добровольности передачи персональных данных и принцип необъединяемости баз данных. Многие страны, включая Великобританию, отказались от единого реестра, потому что он нарушал неприкосновенность частной жизни», – рассказала в своем видеоролике Элина Жгутова.

На Нюрнбергском процессе Международный военный трибунал в числе прочих преступлений нацизма действительно признал практику присвоения людям номеров и клеймения этими номерами людей «преступлением против человечности, не имеющим срока давности». Но речь шла об обезличивании. В реестре же, который предлагается создать в России, будет отражено и полное имя носителя номера. К слову, сравнивать законодателей с нацистскими преступниками – это уже слишком.

Великобритания в 2017 году отказалась от введения публичного реестра бенефициаров для своих заморских территорий. Причина проста. Под «удар» попадали Бермуды после принятия поправки 14 к британскому законопроекту о криминальных финансах. Его цель – борьба с преступностью и отмыванием денег. Фактически Британия скрыла свои офшоры от внимания общественности и СМИ, и никакой страх перед единым реестром данных тут ни при чем.

Что касается ст. 24 Конституции, она гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Впрочем, в данном законопроекте речь не идет о частной жизни.

Элина Жгутова также упомянула принцип необъединяемости баз данных. Действительно, ст. 5 федерального закона «О персональных данных» гласит, что не допускается объединение баз, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. В случае с законопроектом о создании ЕФИР его цели заявлены в тексте документа и они не противоречат друг другу.

Ни о каком чипировании россиян, по словам директора благотворительного учреждения «Право и порядок», полковника в запасе Олега Иванникова, речь не идет. «От безграмотности рождаются подобные новости. Они охотно распространяются на Западе и пользуются спросом у населения, которое не осведомлено о работе электронного правительства. Это в основном рассчитано на группу граждан, которая недостаточно образована в этой сфере», – подчеркнул эксперт.

Под невидимым колпаком

За возмущением новой инициативой законодателей противники создания единого реестра данных забывают об одном: каждый гражданин страны и так давно под присмотром. Мифы о чипировании политолог Даниил Рубинович назвал «паникой и нагнетанием». «Во-первых, если вы законопослушны, то никакого интереса для изучения не представляете. Люди явно преувеличивают свою значимость. Во-вторых, мы все давно «под колпаком» у Мюллера. Существует масса база данных, где мы числимся начиная с рождения. Что изменится в нашей жизни? Ничего. В-третьих, просто представьте, какое количество людей должно быть задействовано в тотальной слежке за всем населением. Это неосуществимо и незачем», – отметил Рубинович.

Исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Александр Бражников приводит простой пример: «Если пользуетесь «Яндекс.Такси», правоохранительные органы могут запросить распечатку, куда и когда вы ездили, когда и какую доставляете еду, если пользуетесь картой «Виза», уже знают, где вы расплатились».

По словам эксперта, пользуются информацией о нас и крупные компании, которым мы даем бонусные карты, скидки и разрешения. В той же Великобритании однажды даже разразился скандал, когда люди шли мимо магазинов и им приходили предложения через Wi-Fi: телефон «видел», что человек идет мимо конкретного магазина. «Нам не нужны «умные» браслеты, сообщающие сведения о местонахождении человека. Для этого есть мобильные телефоны. Скоро телефоны, привезенные из-за границы, будут под запретом, потому что IMEI, купленный не в России, тяжелее отследить. Это нужно, например, правоохранителям: если произошла кража в каком-то доме, можно будет посмотреть по базам, кто в это время там находился, – поясняет Александр Бражников. – Мир меняется, найти человека стало проще. Если вы интересны правоохранительным органам, вас найдут. «Цифра» становится безопаснее для честных людей и опаснее для злоумышленников».

Эксперт Олег Иванников называл законопроект «полицейским». «Спецслужбы, занимающиеся общественной безопасностью, однозначно выигрывают: противодействие же могут оказывать те, кто желает оставаться в тени. В целом, полагаю, преступность снизится, что положительно скажется на общественной безопасности», – добавил общественный деятель.

Утекут ли данные за «бугор»?

Сегодня данные о гражданах России действительно разобщены, что рождает бюрократическую волокиту и порой путаницу. Во время пандемии коронавируса проблема оказалась особенно остра. Например, безработные не всегда могли подать заявку на пособие, потому что для этого нужно было принести трудовую книжку и справку с последнего места работы. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность принимаемых государством решений, сократить сроки оказания госуслуг и увеличить эффективность борьбы с правонарушениями.

Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД Олег Иванников не беспокоится за сохранность данных россиян. Он заметил, что сервера будут храниться на территории РФ и на них нельзя будет влиять извне. «В России создается единая информационная база, которой будут пользоваться министерства и ведомства. Гражданин, обратившись в центр госуслуг, сумеет оперативно получить нужную услугу или ответ на свое обращение. У этого проекта есть много недоброжелателей из числа тех граждан, кто несколько отстал от действительности и слабо понимает, что такое интернет-технологии», – подчеркнул Иванников.

Но есть и противоположные мнения. Так, председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов не исключает, что наши персональные данные могут стать «добычей западных спецслужб и мошенников». «Закон о персональных данных предполагает, что их обработка ограничивается достижением конкретных и законных целей. Но законопроект обозначил весьма расплывчатую формулировку цели формирования регистра. При этом на него будут затрачены средства из федерального бюджета, – отмечает Гаврилов. – Также вызывает сомнение, что оператор федеральной информационной системы сможет в полной мере обеспечить защиту сведений регистра. Мы ежедневно узнаем факты массовых утечек персональных данных граждан».

Исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Александр Бражников также считает защиту единого реестра персональных данных «проблемой, которая должна быть решена». «Нужно исключить ситуации, когда какой-нибудь умный хакер взломает эту систему», – добавил Бражников.

По его мнению, надо создавать больше экспертных сообществ, которые могут оценивать этот и другие спорные законопроекты.

Фото: pxhere.com

Данные «инновации» цифровизаторов, для которых граждане (и их ПД) – это «новая нефть» позволят органам власти, банкам, торговым сетям, работодателям и т.д. навязывать гражданам любые удобные этим структурам идентификаторы, превращая людей в абсолютно бесправных объектов с нулевой личной защищенностью.

В феврале Госдума приняла в первом чтении поправки в федеральный закон «О персональных данных», предполагающие, что помимо имени, фамилии и паспортных данных гражданин будет давать согласие на свою идентификацию по «уникальному идентификатору субъекта персональных данных (далее ПД), который устанавливается в соответствии с федеральными законами или соглашением сторон». Ничего подобного в нашем законодательстве доселе не было – личность человека и его правосубъектность предлагается теперь устанавливать по номеру, который может произвольно присваиваться ему не только госорганами, но и любыми частными структурами. Кроме того, якобы в целях безопасности в законе предусматривается согласие на обработку ПД в разных целях (ранее допускалась только одна конкретная цель) – с подробным указанием доверяемых оператору сведений для каждой из них. Данные «инновации» цифровизаторов, для которых граждане (и их ПД) – это «новая нефть» позволят органам власти, банкам, торговым сетям, работодателям и т.д. навязывать гражданам любые удобные этим структурам идентификаторы, превращая людей в абсолютно бесправных объектов с нулевой личной защищенностью.

Проект федерального закона № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» (в части уточнения порядка обработки персональных данных)» https://sozd.duma.gov.ru/bill/992331-7) был внесен в Госдуму еще 21 июля 2020 г. Им предлагается ввести в этот закон понятие некоего «уникального идентификатора субъекта персональных данных». Оно отсутствует в действующем законодательстве РФ, а в самом законопроекте никак не расшифровывается, что открывает широчайшую возможность для произвола, который может вылиться в навязывание гражданам нашей страны идентификатора любого типа, вплоть до вживляемого в человеческое тело электронного чипа или иной метки, наносимой на тело.

Независимые эксперты, анализировавшие документ, считают совершенно недопустимым его положение, согласно которому уникальный идентификатор будет устанавливаться не только в соответствии с федеральными законами, но и по соглашению сторон, т.е. в гражданско-правовом порядке. Этот совершенно непонятный и произвольно устанавливаемый каким-то государственным ведомством, банком, продавцом или работодателем «уникальный идентификатор субъекта персональных данных» рассматриваемым законопроектом приравнивается к основному документу, удостоверяющему личность человека. Все это в разы увеличивает вероятность утечек ПД, различных злоупотреблений и мошенничества.

Авторы ПФЗ, пытаясь обосновать его необходимость, отмечают в пояснительной записке:

«Предлагаемое изменение является крайне актуальной общественной потребностью для построения цифровой среды доверия, в том числе для запуска новых инновационных сервисов и услуг, удаленного взаимодействия с клиентами, работниками, получения государственных услуг и прочее, а также позволит уменьшить количество согласий, предоставляемых субъектом персональных данных в письменной форме».

Таким образом, этим законопроектом, а, следовательно, и вводимым им уникальным идентификатором субъекта персональных данных, будет определяться не только предоставление пресловутых государственных услуг, но и удаленное взаимодействие с клиентами и работниками. Из процитированного фрагмента следует, что он будет использоваться и для запуска неких «новых инновационных сервисов и услуг», степень вторжения которых в частную жизнь граждан будет ограничиваться лишь пределом фантазии «инноваторов». Все это авторы ПФЗ именуют «построением цифровой среды доверия», лицемерно заявляя, что в ней якобы существует крайне актуальная общественная потребность. Даже в древности рабовладельцы были честнее этих разработчиков и строили отношения со своими рабами на праве силы, не прибегая к лживым увещевания о необходимости построения «среды доверия». Более того, этот

идентификатор (QR-код, личный номер, метка, чип и т.д.) приравнивается по правовому статусу к основному документу, удостоверяющему личность человека. Это уже совершенно конкретная отсылка к реалиям концлагерного барака.

Заметим, что даже в скандальном 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ», против принятия и за отмену которого и по сей день сражается патриотическая общественность, приводится исчерпывающий список ПД гражданина, который вправе собирать государство, и никаких идентификаторов личности там не значится. Весьма вероятно, что само понятие «уникального идентификатора» было заимствовано авторами законопроекта из медицинской сферы, а именно – из переведенного с английского Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/TS 22220—2013. В нем, в частности, говорится:

«В данный раздел включены элементы данных, которые в совокупности образуют уникальный идентификатор субъекта медицинской помощи. Одним из способов уникальной идентификации субъекта медицинской помощи является сочетание идентификатора субъекта медицинской помощи и организации здравоохранения, типа идентификатора и имени, присвоенного организацией идентификатору…» (Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/TS 22220—2013. М., 2015. с. 5-6).

Если это так, то сфера действия непонятного «уникального идентификатора субъекта персональных данных» может быть распространена и на сферу здравоохранения, что многократно повысит потенциальную опасность рассматриваемого ПФЗ.

В пояснительной записке разработчики документа также утверждают, что он разработан «во исполнение подпункта «б» пункта 2 перечня поручений по реализации Послания президента РФ Федеральному от 15 января 2020 года № Пр-113». Однако в этом подпункте Владимир Путин поручил премьеру Мишустину и спикеру ГД Володину обеспечить «регулирование оборота больших объемов данных с учетом необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных». Рассматриваемый законопроект не только не способствует защите прав и свобод человека и гражданина, но напротив, создает максимально благоприятные условия для их повсеместного нарушения и превращения человека в бесправного и несвободного индивида. В его тексте говорится лишь о защите информации, а не о защите прав и свобод человека. Это заявление разработчиков ПФЗ, по нашему мнению, является откровенной ложью, призванной ввести депутатов в заблуждение.

И это еще не все медвежьи услуги народу от цифросектантов. Ст. 1 разбираемого законопроекта предусматривает изменения в части дачи согласия гражданином на обработку его ПД. На сегодняшний день письменное согласие субъекта должно включать в себя цель обработки персональных данных. Авторы ПФЗ предлагают заменить это следующим текстом:

«цель (цели) обработки персональных данных. В случае, если обработка персональных данных осуществляется в нескольких целях, в отношении каждой цели должны быть указаны сведения в соответствии с пунктами 5-8 настоящей части».

Это нововведение следует рассматривать во взаимосвязи с предложенными ими в новой редакции п. 6 этой же части:

«наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу (таким лицам)».

Действующая редакция 152-ФЗ говорит лишь об одном лице. Очевидно, что чем больше будет этих лиц, то тем больше будет вероятность утечки персональных данных либо злоупотребления ими. Формально увеличение целей обработки ПД и количества занимающихся ей лиц происходит с письменного согласия субъекта, однако на практике это может означать получение согласия в добровольно-принудительном порядке с использованием разнообразных способов давления – то есть основная форма согласия теперь может быть расширена до бесконечности в угоду владельцам и потребителям «новой нефти». Обратившись за какой-нибудь базовой госуслугой, гражданин вскоре с удивлением обнаружит, что его ПД оказались у частника, промышляющего совсем в иной сфере. Подобное повсеместно происходит уже сегодня, причем последствия будут все более серьезными и печальными.

Естественно, положения данного ПФЗ грубо нарушают статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Однако в рамках строящейся «новой нормальности» мы в который раз отмечаем, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов.

В завершение обзора обратим внимание, что заключение Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, размещенное на том же сайте, также содержит резкую критику предлагаемого нововведения:

«Обращаем также внимание, что термин «иной уникальный идентификатор» носит с правовой позиции абсолютно неопределенный характер. Приравнивание проектом федерального закона «иного уникального идентификатора», устанавливаемого по соглашению сторон, к фамилии, имени, отчеству, реквизитам документа, удостоверяющего личность, то есть к тем персональным данным, которые благодаря своей уникальной сущности позволяют установить субъекта персональных данных, повлечет возможность использования в качестве персональных данных любых сведений (логин в сети «Интернет», кодовый сигнал, любой внешний признак субъекта персональных данных и т.д.), что нивелирует саму суть и содержание института персональных данных и механизмов их защиты. Кроме того, по смыслу предлагаемой законопроектом нормы об «ином уникальном идентификаторе» фамилия, имя и отчество субъекта персональных данных относятся к идентификаторам, что не корректно не только с правовой позиции, но и, в первую очередь, с этической. В этой связи термин «иной уникальный идентификатор» требуется исключить из проекта федерального закона».

Однако даже это заключение ответственного Комитета не помешало депутатам «Единой России» протащить документ в первом чтении 16 февраля. До 17 марта в текст документа будут предлагаться поправки, и пока еще есть время, неравнодушные граждане также могут выступить против данного ПФЗ – обращение к любому депутату (особенно важно писать представителям профильного Комитета и спикеру) с приводимыми в данной статье аргументами можно направить через электронную приемную Думы .

На очереди рассмотрение иных, не менее токсичных закладок от цифровизаторов в законодательство о персональных данных и не только. В частности, в феврале цифропремьер Мишустин заявил о подготовке поправок в ФЗ. Согласно которым «оформить пенсию, узнать о начисленных налогах или льготах, получить некоторые государственные или муниципальные услуги можно будет не только в многофункциональных центрах, но и вне государственных организаций, где есть для этого технические возможности. В том числе, в уполномоченных банках – можно будет выбрать ближайшую организацию, чтобы получить сразу весь комплект необходимых документов и больше не придется тратить время на сбор справок и выписок из реестров». Очевидно, что вместе с мнимым «удобством» обратившемуся за госуслугой к ростовщикам тут же присвоят личный идентификатор, а также предложат подписать согласие на передачу максимального количества своих ПД всем, кому вздумается. Призываем граждан и сознательных депутатов остановить это беззаконие и снять с рассмотрения цифроконцлагерный законопроект № 992331-7.

  • Законопроект номер 1120845 7
  • Законопроект найти по номеру
  • Законектить телефон с телевизором самсунг
  • Закон под номером 1120845 7
  • Закон об образовании номер