Закон о присвоение номера человеку

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

Номера вместо имен и вечная «самоизоляция»: Новые законы уже готовы

Как известно, нет в нашей стране ничего более постоянного, чем временное. Или, точнее сказать, любое временное (чрезвычайное, вынужденное и т. д.) можно объявить постоянным и оставить как есть, если оно тебе нравится и тебе за это ничего не будет. Лишний раз мы убеждаемся в этом и сегодня.

По сообщению РИА «Новости», сенатор Ирина Рукавишникова (доктор юридических наук и декан юрфака, кстати сказать) вышла с предложением, поддержанным многими её коллегами по Совету Федерации – закрепить на законодательном уровне (внести в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») такое понятие, как «самоизоляция». Логика при этом приводится просто убийственная. Мол, поскольку вопросы самоизоляции в законодательстве не прописаны (т. е., говоря по-русски, введение оной являлось беззаконием) и введены были «с колёс», потому как прописывать времени не было (мы не могли рисковать здоровьем граждан!), то надо теперь это беззаконие как-то узаконить, чтобы, если понадобится – ррраз! – и снова ввести. Прописав заранее ситуации, в которых такой режим вводится, определив заранее его порядок и права глав регионов по его введению.

Инициативу коллеги горячо лоббирует другой юрист – первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев:

Мы как юристы не имеем права гадать, продлится ли пандемия или будет ли её вторая волна. Мы должны создать прочный законодательный резерв, чтобы в будущем у нас было чёткое понимание, что такое самоизоляция, когда мы можем её вводить, в каких пределах, её порядок и так далее.

Я, конечно, не юрист, но как журналист, русским языком владеющий, понимаю, что вообще-то «само-изоляция» – это такая изоляция, в которую человек садится по своей воле, а не по приказу мэра или губернатора, тем более – противоречащего конституционным правам граждан. Ладно бы ещё было введено, как того Конституция требует, чрезвычайное положение, а так – «чрезвычайное непонятно что». Заперли людей по домам, лишили работы и денег, обязали всех носить перчатки и намордники (которые, кстати, от вируса не защищают, что даже ВОЗ признала), далее ста метров от дома без выданного мэрией числового «аусвайса» отходить запретили. И ладно бы только заболевшим, так нет! – и всем здоровым тоже! Оформлять пропуска по интернету заставляют (в России же, как известно, у каждой пенсионерки компьютер с интернетом есть и пользоваться гаджетами она умеет!), а выйдешь без пропуска – полиция штрафует так, что любые гаишники обзавидуются.

самоизоляцияПроверка соблюдения режима самоизоляции.  Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»  

Если весь этот беспредел «самоизоляцией» называть, то получается, что мы САМИ всё это с собой сотворили, по доброй воле. То есть нация коллективно сошла с ума. На почве коронавируса. И теперь всё это тотальное сумасшествие осталось только узаконить. Но тогда давайте хоть называть его правильно: юридически это «домашний арест» называется. Да только ведь и на него сажают и браслет контрольный на ногу надевают только по постановлению суда, а никак не по желанию губернатора.

Так вот, теперь всю эту «принудительную изоляцию и ограничение гражданских прав» (давайте уж называть вещи своими именами!), вводимую пару месяцев назад как исключительно временная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами, предлагается сделать обычной практикой, дописав в закон, по какому поводу всегда можно будет граждан без суда принудительно изолировать и права их конституционные нарушать. А повод, сами понимаете, найдётся: вон, представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович в эфире «России 24» заявила, что «за первой волной пандемии по всему миру может последовать вторая». И ведь последует, будьте уверены! Пока у ВОЗ деньги от Клинтонов и Гейтса не кончатся.

А наши и рады стараться! Перефразируя знаменитые слова Лаврова, так и хочется сказать нечто вроде «Юристы, блин…»

«Большой брат» следит за вами!

Но ладно бы юридическое безумие поразило один только Совет Федерации! Так нет! Из той же серии принятый 21 мая 2020 года Госдумой в третьем чтении закон ФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который вступит в силу с 2023 года, а полностью начнётся его реализация с 2026 года.

Согласно этому закону, Федеральная налоговая служба РФ, собрав воедино данные двенадцати (!) ведомств, среди которых МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Росморречфлот, ФОМС, ФСС и др., создаст небывалую по объёму информации федеральную базу данных о каждом из нас, содержащую информацию по ТРИДЦАТИ (!) параметрам, включая ФИО, дату и место рождения, все записи по линии ЗАГС, СНИЛС, ИНН, семейное положение, родственные связи и ряд других. Причём обещания, что сбор сведений ограничится этими «30 параметрами» никто не давал – возможно, завтра сведения о нас станут собирать по 130 позициям.

Короче говоря, база будет содержать все данные о каждом из нас: нажал некто «допущенный» кнопочку – и вот ты весь перед ним. Не то что голенький, а даже ещё и препарированный.

Данные будут собирать принудительно, обо всех не только россиянах, но также иностранцах и лицах без гражданства, включая временно работающих в РФ. Все органы власти обязаны (!) будут передавать в Единый регистр все данные о гражданах вне зависимости от согласия этих самых граждан. И уж, конечно, никто не собирается больше испрашивать согласия этих самых граждан на использование их персональных данных. То есть совершается банальный правовой беспредел: органы власти принуждаются принятым законом к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных.

Делается это вроде как ради облегчения сбора налогов, но мы же не дети и понимаем, что на самом деле цель – контролировать каждого из нас в каждом нашем шаге, когда нас всё же выпустят из принудительной изоляции.

Между тем собирать в один реестр полный набор сведений обо всех гражданах страны – это вообще чистое безумие:

Мало того, что при этом нарушается ФЗ РФ «О персональных данных» (ст.5), гласящая:

Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

Мало того, что закон кардинально противоречит поручению президента РФ председателю правительства РФ от 26 апреля 2017 г., предписывающему в качестве одного из основных принципов обработки данных в государственных информационных системах «минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач».

Мало того, что игнорируется постановление Конституционного суда РФ от 22.06.2010 N 14-П о том, что

цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод,

ибо в статье 55 Конституции РФ подобного основания для ограничения прав граждан вообще не предусмотрено.

Наконец, мало того, что принудительный сбор и обработка персональных данных граждан является прямым нарушением статьи 24 Конституции РФ (впрочем, нарушение Конституции в процессе «карантинных» мер уже стало делом привычным).

Так кроме всего прочего, принятие закона «О едином реестре» несёт колоссальные угрозы не только гражданам, но и государственной безопасности! Речь идёт о сохранности собранных данных, к которым (внимание!) доступ будут иметь ВСЕ органы власти (федеральные, региональные, местные) вне зависимости от сферы своей деятельности, а также органы управления внебюджетными фондами, нотариусы, избиркомы и многофункциональные центры. То есть ни о какой секретности собранных сведений речь в принципе не идёт! Никаких сомнений, что данные немедленно утекут в криминальную сферу и станут основой для массы преступлений против граждан. Но не менее важно, что при известной зависимости элементной базы и программного обеспечения наших электронных систем от импорта информация быстро утечёт (а то и будет банально продана) за границу, что существенно облегчит задачу сбора данных о России всем иностранным разведкам.

Кстати, по информации газеты «Коммерсантъ», создание подобной «базы данных на каждого» шокировало даже ФСБ, справедливо усмотревшую в этом угрозу утечки данных о следователях, судьях, сотрудниках спецслужб, подопечных «службы защиты свидетелей» и других лицах, пользующихся государственной защитой. Примерно так же несколько раньше чекистов шокировал мэр Собянин, предписавший спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать у него в мэрии (!) пропуска на все свои машины: в том числе используемые в оперативной работе, перевозящие деньги и радиоактивные материалы, охраняемых лиц и т. д. Тогда мэру сумели доходчиво объяснить, что он не прав, но как теперь объяснишь это Госдуме, оперативно и без какого-либо обсуждения проголосовавшей в трёх чтениях за закон, имеющий гораздо более опасные риски для безопасности людей?!

СобянинСобянин предписал всем спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать в мэрии (!) пропуска на все свои машины. Фото: АГН «Москва»  

Мало того, что даже ФСБ (!) считает «крайне опасной» идею столь полной централизации информации. Она также высказывает сомнения по поводу эффективности и сохранности такой базы, поскольку в законе ни механизм интегрирования данных из разных ведомств не прописан, ни тот, кто будет нести за это ответственность, не определён. А уж что при весьма широком допуске к базе данных из неё вскоре уплывут, в том числе – за границу – сомнений никаких.

Что в имени тебе моём?

Кроме того, есть ещё и этический момент, связанный с присвоением каждому из нас единого «идентификационного номера» (сейчас есть ИНН, СНИЛС и т. д.), по которому нас будут отныне различать. Даже если отвлечься от ассоциаций с апокалиптическим «числом зверя», наносимым каждому для идентификации на лоб или на руку, то всё равно факт остаётся фактом: согласно свежепринятому Закону (ч. 8 ст. 8), все включаемые в реестр сведения о человеке образуют единую запись, которая идентифицируется не повторяющимся более нигде индивидуальным номером. Который таким образом становится фактически новым «именем» человека, под которым его и будет знать «цифровое государство» и под который отныне будут собираться все сведения о нём. То есть будет человек отныне не «Иван Иваныч Иванов», а № NNN.

Но, может быть, замена человеческого имени на понятный электронной «машине» номер – это «международная практика», которой наши либералы так любят следовать? А вот и нет! В Англии, где «реестр населения» и идентификационные ID-карты ввели было в 2006 г., их отменили уже в 2010-м, как нарушающие неприкосновенность частной жизни и угрозу безопасности. Конституция Португалии (ст. 5) запрещает «присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер». Конституционный суд Венгрии в 1991 г. признал присвоение гражданам такого номера антиконституционным, поскольку личный номер «стал символом тотального контроля над гражданами» и рассматривает человека как объект.

Если кого-то это не убеждает, то есть ещё одно постановление – Нюрнбергского трибунала 1945 года, которое в числе прочих злодеяний фашизма признало присвоение людям номеров «преступлением, не имеющим срока давности». И лично я что-то не слышал, чтобы решения Нюрнбергского трибунала кто-то отменял. Даже такие затейники, как Госдума с Советом Федерации.

Похоже, наши думские законодатели настолько привыкли бездумно нажимать по приказу кнопки для голосования, что на сей раз в спешке сотворили нечто не просто антигосударственное и антиконституционное, но и прямо подпадающее под действие Уголовного кодекса РФ, статья 137 коего гласит:

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия

карается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет. А ведь депутатская неприкосновенность, на которую, как видно, уповают «нажимальщики кнопок», действует лишь на период исполнения ими депутатских полномочий, и до выборов 2021 года остался всего год с небольшим… Так что список всех голосовавших «за» закон, перед будущими выборами извольте – на стол! И копию – в СКР. Правительства, инициировавшего закон, это, кстати, тоже касается.

А напоследок я скажу…

Право же, надо быть наивным до идиотизма человеком, чтобы поверить, что тотальный банк информации, который, несомненно, будет дополнен нашими биометрическими данными и разными прочими сведениями, скажем так, «интимного характера» мудрая власть собирает исключительно для упрощения сбора налогов и более ни для чего.

Особенно, если собираемое всестороннее досье на каждого из нас рассматривать в сочетании с уже созданной в Москве (разумеется, исключительно «в целях контроля соблюдения гражданами карантина»!) системы тотальной слежки за каждым из нас с распознаванием по лицам и системы контроля местоположения каждого по биллингу наших телефонов. Ну и, конечно же, с намерением узаконить «принудительную самоизоляцию» граждан и отмену их конституционных прав по воле губернатора. А в дальнейшем, вероятно, также мэра, управдома, проходящего мимо полицейского и т. д. – ибо нет предела креативному мышлению наших законодателей.

Куда более, чем на заботу о нашем здоровье, всё это нарастающее безумие похоже на систему тотального контроля и вмешательства в частную жизнь граждан, которая и не снилась Оруэллу с его «1984». И которая, разумеется, никуда не исчезнет после прекращения эпидемии и «карантинных мер».

То есть и здесь мы имеем всё то же – превращение некой «временной» и «вводимой только в чрезвычайной ситуации» меры, связанной с ограничением наших конституционных прав в нечто постоянное, законное и не подлежащее изменению. Никогда. Независимо от нашей воли. Хотя по Конституции мы, народ, кажется, всё ещё считаемся «источником всякой власти». Если, конечно, наши не в меру шустрые законодатели и здесь «под коронавирус» что-нибудь втихаря не изменили.

Грустно это всё, граждане. И, что самое неприятное, всё чаще повторяемые пророчества о грядущем «цифровом фашизме» уже не кажутся большинству из нас проявлениями конспирологии.

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении

Президент России Владимир Путин подписал законопроект о создании единой базы, где будут храниться данные всех жителей страны. Оператором нового реестра станет ФНС

Владимир Путин


Владимир Путин

Президент России Владимир Путин подписал законопроект о создании единого федерального информационного регистра, в котором будут содержаться сведения о населении России. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В базе будут указаны Ф.И.О. граждан, номера СНИЛС и ИНН, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение.

«Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность», — говорится в законе.

В конце мая законопроект одобрила Госдума, законопроект внесло правительство. Депутат Госдумы, глава комитета по СМИ Александр Хинштейн объяснял, что новая база данных поможет стратегическому, экономическому и социальному планированию. «Сегодня никто не может сказать, сколько будет призывников в Нижегородской области через 18 лет, а зайдя в базу единого регистра, это можно выяснить за несколько секунд», — отмечал он.

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян. Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении. Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности». Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера». В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях. «Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан. Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы. Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

Нашумевший законопроект «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ» прошел второе чтение в Госдуме. У депутатов возникло много вопросов, в том числе связанных с защитой персональных данных. Но не менее бурно документ обсуждается в социальных сетях, где массово расходятся посты и видеоролики о том, что этот закон – лишь первый шаг к «присвоению людям номеров», «чипизации» и прочим прелестям жизни, которыми пугают россиян еще со времен СНИЛС и ИНН. Что из этого всего правда, а что – миф, расскажем в материале «ФедералПресс».

«Чипы» детям не игрушка

Мифы о чипировании и присвоении номеров гражданам России появились еще в 1980-е. Уже в современной России противники цифровизации выступали сначала против ИНН, затем против СНИЛС. Конспирологи искали в этих данных подтверждение слов из Библии о том, что на чело и руку в последние времена будут наносить «число Зверя».

Новая волна слухов родилась сейчас, с внесением в Госдуму закона о едином федеральном информационном ресурсе (ЕФИР). Замысел разработчиков в том, чтобы собрать из разных ведомств все данные граждан страны в общий реестр.

Противники этого нововведения нашлись быстро. 6 мая прошел онлайн-митинг против рассмотрения данного проекта в третьем чтении. Единый реестр сравнили с присвоением номеров узникам концлагерей. Одним из организаторов митинга выступила руководитель информационно-правозащитного центра «Иван Чай» Элина Жгутова. «Я против принятия в третьем чтении закона о ЕФИРе. Фактически каждому человеку будет присвоена запись или номер. Присвоение номера человеку осуждено на Нюрнбергском процессе. Также законопроект нарушает ст. 24 Конституции о добровольности передачи персональных данных и принцип необъединяемости баз данных. Многие страны, включая Великобританию, отказались от единого реестра, потому что он нарушал неприкосновенность частной жизни», – рассказала в своем видеоролике Элина Жгутова.

На Нюрнбергском процессе Международный военный трибунал в числе прочих преступлений нацизма действительно признал практику присвоения людям номеров и клеймения этими номерами людей «преступлением против человечности, не имеющим срока давности». Но речь шла об обезличивании. В реестре же, который предлагается создать в России, будет отражено и полное имя носителя номера. К слову, сравнивать законодателей с нацистскими преступниками – это уже слишком.

Великобритания в 2017 году отказалась от введения публичного реестра бенефициаров для своих заморских территорий. Причина проста. Под «удар» попадали Бермуды после принятия поправки 14 к британскому законопроекту о криминальных финансах. Его цель – борьба с преступностью и отмыванием денег. Фактически Британия скрыла свои офшоры от внимания общественности и СМИ, и никакой страх перед единым реестром данных тут ни при чем.

Что касается ст. 24 Конституции, она гласит: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Впрочем, в данном законопроекте речь не идет о частной жизни.

Элина Жгутова также упомянула принцип необъединяемости баз данных. Действительно, ст. 5 федерального закона «О персональных данных» гласит, что не допускается объединение баз, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. В случае с законопроектом о создании ЕФИР его цели заявлены в тексте документа и они не противоречат друг другу.

Ни о каком чипировании россиян, по словам директора благотворительного учреждения «Право и порядок», полковника в запасе Олега Иванникова, речь не идет. «От безграмотности рождаются подобные новости. Они охотно распространяются на Западе и пользуются спросом у населения, которое не осведомлено о работе электронного правительства. Это в основном рассчитано на группу граждан, которая недостаточно образована в этой сфере», – подчеркнул эксперт.

Под невидимым колпаком

За возмущением новой инициативой законодателей противники создания единого реестра данных забывают об одном: каждый гражданин страны и так давно под присмотром. Мифы о чипировании политолог Даниил Рубинович назвал «паникой и нагнетанием». «Во-первых, если вы законопослушны, то никакого интереса для изучения не представляете. Люди явно преувеличивают свою значимость. Во-вторых, мы все давно «под колпаком» у Мюллера. Существует масса база данных, где мы числимся начиная с рождения. Что изменится в нашей жизни? Ничего. В-третьих, просто представьте, какое количество людей должно быть задействовано в тотальной слежке за всем населением. Это неосуществимо и незачем», – отметил Рубинович.

Исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Александр Бражников приводит простой пример: «Если пользуетесь «Яндекс.Такси», правоохранительные органы могут запросить распечатку, куда и когда вы ездили, когда и какую доставляете еду, если пользуетесь картой «Виза», уже знают, где вы расплатились».

По словам эксперта, пользуются информацией о нас и крупные компании, которым мы даем бонусные карты, скидки и разрешения. В той же Великобритании однажды даже разразился скандал, когда люди шли мимо магазинов и им приходили предложения через Wi-Fi: телефон «видел», что человек идет мимо конкретного магазина. «Нам не нужны «умные» браслеты, сообщающие сведения о местонахождении человека. Для этого есть мобильные телефоны. Скоро телефоны, привезенные из-за границы, будут под запретом, потому что IMEI, купленный не в России, тяжелее отследить. Это нужно, например, правоохранителям: если произошла кража в каком-то доме, можно будет посмотреть по базам, кто в это время там находился, – поясняет Александр Бражников. – Мир меняется, найти человека стало проще. Если вы интересны правоохранительным органам, вас найдут. «Цифра» становится безопаснее для честных людей и опаснее для злоумышленников».

Эксперт Олег Иванников называл законопроект «полицейским». «Спецслужбы, занимающиеся общественной безопасностью, однозначно выигрывают: противодействие же могут оказывать те, кто желает оставаться в тени. В целом, полагаю, преступность снизится, что положительно скажется на общественной безопасности», – добавил общественный деятель.

Утекут ли данные за «бугор»?

Сегодня данные о гражданах России действительно разобщены, что рождает бюрократическую волокиту и порой путаницу. Во время пандемии коронавируса проблема оказалась особенно остра. Например, безработные не всегда могли подать заявку на пособие, потому что для этого нужно было принести трудовую книжку и справку с последнего места работы. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что создание федерального ресурса о населении позволит повысить оперативность принимаемых государством решений, сократить сроки оказания госуслуг и увеличить эффективность борьбы с правонарушениями.

Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД Олег Иванников не беспокоится за сохранность данных россиян. Он заметил, что сервера будут храниться на территории РФ и на них нельзя будет влиять извне. «В России создается единая информационная база, которой будут пользоваться министерства и ведомства. Гражданин, обратившись в центр госуслуг, сумеет оперативно получить нужную услугу или ответ на свое обращение. У этого проекта есть много недоброжелателей из числа тех граждан, кто несколько отстал от действительности и слабо понимает, что такое интернет-технологии», – подчеркнул Иванников.

Но есть и противоположные мнения. Так, председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов не исключает, что наши персональные данные могут стать «добычей западных спецслужб и мошенников». «Закон о персональных данных предполагает, что их обработка ограничивается достижением конкретных и законных целей. Но законопроект обозначил весьма расплывчатую формулировку цели формирования регистра. При этом на него будут затрачены средства из федерального бюджета, – отмечает Гаврилов. – Также вызывает сомнение, что оператор федеральной информационной системы сможет в полной мере обеспечить защиту сведений регистра. Мы ежедневно узнаем факты массовых утечек персональных данных граждан».

Исполнительный директор Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна Александр Бражников также считает защиту единого реестра персональных данных «проблемой, которая должна быть решена». «Нужно исключить ситуации, когда какой-нибудь умный хакер взломает эту систему», – добавил Бражников.

По его мнению, надо создавать больше экспертных сообществ, которые могут оценивать этот и другие спорные законопроекты.

Фото: pxhere.com

  • Закон о красивых номерах
  • Закон о возврате телефона
  • Закон номер 5242 1
  • Закон номер 146 фз
  • Закон номер 1120845 7