Закон о номерах телефонов

До 30 ноября включительно нужно зарегистрировать или подтвердить регистрацию симкарт, которые используются по корпоративным тарифам и были оформлены до 1 июня 2021 года. Если этого не сделать, с 1 декабря услуги связи будут приостановлены. Это касается организаций, ИП, их бывших и нынешних сотрудников и обычных абонентов, которые когда-то купили симкарту без оформления на свой паспорт.

Это не требование отдельных операторов, а федеральный закон. Все серьезно.

Что это за требование

Это требование федерального закона, который был принят еще год назад и вступил в силу 1 июня 2021 года. Теперь все корпоративные симкарты должны быть зарегистрированы в специальном реестре через госуслуги. Это касается и тех номеров, что используются сотрудниками, и карт, которые оформлены для устройств — терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.

Суть требования в том, чтобы операторы и государство знали, за кем конкретно закреплен номер телефона. Раньше симку можно было купить на организацию, потом ее передавали сотруднику или продавали в переходе, не требуя предъявить паспорт. И было непонятно, кто именно пользуется этим номером. Абонентом была условная «Ромашка» с нулевым балансом или вообще давно ликвидированное ООО «Связь для всех», а на самом деле телефон мог быть у Петра Иванова или кого угодно еще.

Такими симкартами многие пользовались годами, регистрировали на них онлайн-банки, использовали в бизнесе, а иногда — для мошенничества и других преступлений. Государство решило с этим бороться. Сначала ввели обязательную идентификацию абонентов по паспорту, теперь пытаются навести порядок в корпоративных номерах.

Из-за этого прибавилось хлопот у бизнеса. А простые абоненты могут вообще потерять номер, хотя честно использовали его в течение многих лет и ничего незаконного не задумывали.

Что нужно делать фирмам и ИП

С 1 июня по 30 ноября 2021 года всем абонентам с корпоративными симкартами нужно зарегистрировать используемые номера на госуслугах. То есть владелец номеров передает оператору связи сведения о том, кто и какими симкартами пользуется, — с данными конкретных сотрудников. Оператор запрашивает у этих сотрудников подтверждение через госуслуги — и после этого активирует карту.

Если симкарта установлена в устройстве, она активируется сразу после передачи данных, дополнительное подтверждение не требуется. Все это происходит дистанционно.

Вот что нужно сделать организации или ИП:

  1. Зарегистрировать учетную запись на госуслугах. Если запись есть — проверить, чтобы она была подтвержденной. Для регистрации понадобится учетная запись руководителя-физлица.
  2. Заполнить заявление для каждого оператора связи. Все номера одного оператора можно указать в одном заявлении. Данные можно вносить вручную или с помощью CSV-файла. Нужны паспортные данные и номера телефонов сотрудников. Если симкарта в устройстве — адрес размещения, номер устройства и телефона.

Заявление отправляется электронно — на портале.

Выберите, какие симкарты нужно зарегистрировать
Симкарты для устройств активируются сразу
Данные о сотрудниках можно заполнить вручную или передать в виде таблицы

Что делать работникам

Есть два варианта:

  1. дождитесь запроса на подтверждение симкарты на госуслугах. Он придет от оператора связи в личный кабинет. Проверьте номер и подтвердите, что используете его. Информация фиксируется в реестре: вот этот номер по договору с ООО «Ромашка» использует Иванов Петр с такими-то паспортными данными;
  2. зарегистрируйте свой номер самостоятельно. Нужно будет указать ИНН работодателя — на кого оформлена карта. Оператор проверит данные и после подтверждения активирует карту.

Получается, что пользователям симкарт нужно либо ждать инициативы от компании, которая заключила договор, либо знать ее данные и самостоятельно активировать карту. В любом случае сведения о конечном пользователе будут проверяться. Оператор активирует карту, только если данные от корпоративного абонента и физлица совпадут.

Это не будет проблемой для тех, кто на самом деле пользуется корпоративной связью действующих компаний. Добавит немного хлопот, но не более. А вот тем, кто потерял контакт с организацией или когда-то давно купил непонятно какую симкарту, придется столкнуться с проблемами — вплоть до потери номера.

Как оператор проверяет данные пользователя

Рассмотрим вариант, когда абонент передает данные на госуслугах сам за себя. Например, если организации уже нет, он уволился, покупал симку в переходе или не дождался запроса на активацию. Вот пользователь заполнил данные на госуслугах, оператор их получил.

А дальше оператор проверяет:

  1. Правда ли есть такой договор.
  2. Передавала ли эта организация реестр с данными этого пользователя.

И если хотя бы что-то не совпадает, карта не будет активирована. А после 1 декабря есть риск остаться без номера.

Что за реестры передают организации

По закону с 2018 года корпоративные абоненты должны передавать операторам связи информацию о том, кто фактически пользуется номерами. Согласие пользователей при этом не требуется. Оператор проверяет достоверность данных — например запрашивая паспорт. А если сведения не подтверждаются, услуги связи могут приостановить.

Если юрлицо или ИП ликвидируется, абонентские номера могут быть переоформлены на конечных пользователей.

То есть уже три года корпоративные абоненты и так сообщают данные конечных пользователей. Или, по крайней мере, должны это делать.

Но кто-то из них мог не передать информацию или сообщить недостоверные сведения. Или директор просто везде указывал пользователем себя, а карты раздавал менеджерам. Кто-то уже и не помнит, кому передали симкарту. Некоторые пользователи получили корпоративный номер не от работодателя, а от какой-то посторонней компании, с которой давно нет связи. Раньше об этом никто не задумывался.

Теперь это будет серьезной проблемой. Даже если вы честно сообщаете, что пользуетесь номером такого-то юрлица, нужно, чтобы это юрлицо передало о вас сведения. Только тогда карта будет активирована. В противном случае после 1 декабря вас ждет неприятный сюрприз в виде блокировки, даже если вы самый честный на свете абонент.

Что можно сделать, чтобы сохранить номер

Если точно знаете, что сведения о вас не передадут или они будут недостоверными, можно попробовать переоформить корпоративный номер на себя без участия второй стороны — организации, которая заключала договор.

Для этого у операторов связи есть услуга — обычно платная, но недорогая. Проблема не в стоимости, а в самом процессе: он не дает гарантии, что заявку на переоформление точно одобрят.

Алгоритм переоформления обычно такой:

  1. Узнайте, на кого зарегистрирована симкарта. Эта информация есть в личном кабинете. Туда можно попасть по смс или с помощью набора короткого номера — только если у вас есть доступ к симкарте.
  2. Подайте заявление оператору связи. Форму можно взять в офисе или найти на сайте.
  3. Предоставьте информацию по запросу. Это могут быть данные о последних платежах, часто используемых номерах для звонков, PUK или ICCID. То есть оператор захочет убедиться, что вы действительно пользуетесь номером.
  4. Ждите решения по заявке. Нет никакой гарантии, что номер передадут вам официально. Могут отклонить заявку — и тогда ничего нельзя будет сделать.

При положительном решении нужно заключить договор на свое имя. Тогда вся эта история с активацией уже не будет вас касаться, так как абонентом станет физлицо. Правда, до декабря переоформить карту можно и не успеть.

А еще бывает, что организация реальная и до сих пор работает, но передавать симкарту не хочет. Хотя человек пользуется ею много лет в личных целях и сам платит за связь. Тут ничего не поделать.

Что делать, если переоформить номер не получится

Нужно подготовиться к возможной блокировке. Приостановка услуг связи по неподтвержденным корпоративным номерам может произойти 1 декабря или позднее. Может, переходный период и продлят, но пока об этом ничего не известно — надеяться не стоит.

Вспомните все, что зарегистрировано на этот номер: личные кабинеты, доступы, подтверждения, платежи, интернет-банки, маркетплейсы, мессенджеры, доставки, скидочные карты, государственные сервисы. Измените номер, где возможно, на новый — зарегистрированный на вас.

Сообщите новый номер своим контактам. Перенесите историю в мессенджерах. Заново настройте приложения, если потребуется.

Это будет большая работа, но деваться некуда.

Как узнать, на кого оформлен номер

Эта информация есть в личном кабинете вашего оператора. Туда можно попасть через приложение или войти с компьютера — но симкарта должна быть доступна. На нее придет смс для подтверждения. Или нужно знать пароль.

Проверьте на всякий случай эту информацию, если не помните, на кого оформляли карту, или меняли данные при увольнении.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Номер телефона персональные данные

Номер телефона персональные данные

Подборка наиболее важных документов по запросу Номер телефона персональные данные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Персональные данные:
  • Cookie
  • Адвокатский запрос персональные данные
  • Адрес электронной почты
  • Акт об уничтожении персональных данных
  • Аттестация информационной системы
  • Ещё…
  • Сотовая (мобильная) связь:
  • Возврат телефона
  • Вышка сотовой связи
  • Вышки сотовой связи
  • Корпоративная связь
  • Номер телефона
  • Ещё…

Судебная практика: Номер телефона персональные данные

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 5 «Порядок осуществления перевода денежных средств» Федерального закона «О национальной платежной системе»«Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность незамедлительного исполнения банком распоряжений клиента, в том числе при оплате товаров и услуг, совершении расчетов с контрагентами. Фактически исполнение банком распоряжения А. осуществлено непосредственно после подтверждения операции путем указания кода аутентификации, о чем свидетельствует указание в выписке истца о нахождении денежных средств в обработке, что свидетельствует о наступлении безотзывности перевода денежных средств и соответственно невозможности отмены данных операций. Основания для приостановления операций в момент их осуществления у банка отсутствовали, поскольку персональные данные банковской карты были предоставлены, указанный код аутентификации, направленный на номер телефона непосредственно истца, совпал.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Номер телефона персональные данные

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Типовая ситуация: Персональные данные работников: понятие, обработка, защита и передача
(Издательство «Главная книга», 2022)Персональные данные работника — любая информация о человеке, имеющаяся у работодателя. Это Ф.И.О. и другие паспортные данные, ИНН, СНИЛС, номер телефона, сведения об образовании, доходах и др. (ст. 3 Закона N 152-ФЗ, Письмо Минкомсвязи от 28.08.2020 N ЛБ-С-074-24059).

Нормативные акты: Номер телефона персональные данные

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
«О персональных данных»1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31, ст. 3431; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 27, ст. 3408; N 31, ст. 4190; 2011, N 7, ст. 901; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6333; N 50, ст. 7351, 7366; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4062; N 43, ст. 5451; N 44, ст. 5643; N 48, ст. 6162; N 49, ст. 6339, 6347; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 560; N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4229, 4273; N 49, ст. 6928; 2015, N 29, ст. 4342, 4383; 2016, N 10, ст. 1316, 1318; N 15, ст. 2066; N 26, ст. 3873; N 27, ст. 4213, 4221; N 28, ст. 4558; 2017, N 31, ст. 4742, 4794; N 50, ст. 7557; 2018, N 53, ст. 8453, 8455; 2019, N 18, ст. 2214; N 23, ст. 2914; 2020, N 15, ст. 2233) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) дополнить подпунктом 31-1 следующего содержания:

«31-1) идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования) — идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором предусмотрена возможность использования идентификационного модуля;»;

б) в подпункте 32 слово «устанавливается» заменить словом «используется»;

2) в статье 44:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

Заключение договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случая, указанного в абзаце пятом пункта 11 настоящей статьи, осуществляется при наличии волеизъявления физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо юридического лица одним из следующих способов:

с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации, при условии идентификации физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, уполномоченного представителя юридического лица, с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 141 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Оператор связи или уполномоченное им лицо для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи должны использовать:

помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде;

оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.

Заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в транспортных средствах, которые специально оборудованы для обслуживания абонентов и требования к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с абзацами третьим — пятым пункта 1 настоящей статьи с учетом особенностей, установленных абзацем пятым настоящего пункта.

В случае использования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), имеющего встроенный идентификационный модуль, который позволяет программно изменять информацию на идентификационном модуле, необходимую для идентификации абонента и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в сети оператора подвижной радиотелефонной связи заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется только с использованием способов, указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 настоящей статьи.

Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту — физическому лицу или абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Абонент — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, заключающие договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставляют возможность пользоваться в рамках указанного договора услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям услугами связи — физическим лицам только при условии внесения в федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — единая система идентификации и аутентификации) абонентом — юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем или по решению абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя пользователем услугами связи сведений о таком пользователе услугами связи — физическом лице и сведений об используемом этим пользователем услугами связи абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи, а также о наименовании абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Оператор связи обязан проверять наличие таких сведений посредством направления запроса в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия до начала оказания услуг связи. В случае, если при проверке оператор связи обнаружит, что сведения отсутствуют или не являются достоверными, оператор связи обязан не оказывать в отношении данного абонентского номера услуги связи, о чем уведомляет юридическое лицо либо индивидуального предпринимателя, и в случае отсутствия ответа в установленный срок исключает из договора указанный абонентский номер, выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае, если услуги подвижной радиотелефонной связи оказываются абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю в целях обеспечения функционирования пользовательского оборудования (оконечного оборудования), в котором используется идентификационный модуль, указанные услуги оказываются при условии внесения абонентом — юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации сведений об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования), адресе абонента или адресе установки пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и других сведений, позволяющих идентифицировать абонента или его пользовательское оборудование (оконечное оборудование). Состав указанных в настоящем абзаце сведений и порядок их внесения абонентом — юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в единую систему идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При внесении в единую систему идентификации и аутентификации сведений, предусмотренных абзацем шестым настоящего пункта, абонентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такие сведения должны быть подтверждены пользователем услугами связи с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя.»;

в) в пункте 6:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«6. Оператор связи или лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи. Лицо, действующее от имени оператора связи, обязано направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.»;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«использование единой системы идентификации и аутентификации;»;

абзац седьмой признать утратившим силу;

3) дополнить статьей 442 следующего содержания:

«Статья 442. Информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя

1. В целях осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается информационная система мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя (далее — информационная система мониторинга).

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с использованием информационной системы мониторинга осуществляет мониторинг соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи.

3. В целях осуществления мониторинга, указанного в пункте 2 настоящей статьи, информационная система мониторинга взаимодействует с единой системой идентификации и аутентификации, базой данных перенесенных абонентских номеров, иными определенными Правительством Российской Федерации информационными системами.

4. Организационные и технические меры, необходимые для реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, полномочий по мониторингу соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляет радиочастотная служба.»;

4) статью 45 дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

«7. Физическое лицо, зарегистрированное в единой системе идентификации и аутентификации, вправе вносить в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также исключать из указанной системы:

сведения об одном или нескольких абонентских номерах, выделенных ему оператором подвижной радиотелефонной связи;

идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования), который используется в его пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) в привязке к его абонентскому номеру, выделенному оператором подвижной радиотелефонной связи.

В случае утраты пользовательского оборудования (оконечного оборудования), идентификатор которого внесен в единую систему идентификации и аутентификации, физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, вправе внести сведения об утрате такого пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в единую систему идентификации и аутентификации с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. После получения из единой системы идентификации и аутентификации информации об утрате пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и в случае подтверждения уникальности идентификатора пользовательского оборудования (оконечного оборудования), внесенного в единую систему идентификации и аутентификации, на основании сведений, имеющихся в распоряжении оператора подвижной радиотелефонной связи, данный оператор обязан не оказывать услуги связи абоненту — физическому лицу или пользователю услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя в случае использования им утраченного пользовательского оборудования (оконечного оборудования). Порядок взаимодействия оператора подвижной радиотелефонной связи с оператором единой системы идентификации и аутентификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. При получении оператором подвижной радиотелефонной связи от оператора единой системы идентификации и аутентификации запроса о соответствии данных об абоненте — физическом лице или пользователе услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, данным об абоненте — физическом лице или пользователе услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, которые получены оператором подвижной радиотелефонной связи в результате проведения проверки достоверности сведений в соответствии с пунктом 6 статьи 44 настоящего Федерального закона, оператор подвижной радиотелефонной связи предоставляет соответствующую информацию в единую систему идентификации и аутентификации.

Указанное взаимодействие между оператором подвижной радиотелефонной связи и оператором единой системы идентификации и аутентификации осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.»;

5) в статье 46:

а) абзац девятый пункта 1 изложить в следующей редакции:

«прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативноразыскную деятельность, запроса от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, или предписания указанного федерального органа исполнительной власти, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах, а также в случае предотвращения и пресечения преступлений с использованием сетей связи и средств связи;»;

б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. Для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя оператор подвижной радиотелефонной связи обязан обеспечить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, доступ, в том числе с использованием информационной системы мониторинга, к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, к сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также направлять в указанную информационную систему мониторинга иную информацию в составе, порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.»;

6) абзац второй пункта 1 статьи 53 после слов «оконечное оборудование,» дополнить словами «в том числе идентификатор пользовательского оборудования (оконечного оборудования),».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2021 года.

2. Абоненты — юридические лица либо индивидуальные предприниматели, заключившие с операторами связи договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо пользователи услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя по решению указанных абонентов вносят сведения о пользователях услугами связи в федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» в соответствии с требованиями, установленными абзацем шестым пункта 11 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», в срок до 30 ноября 2021 года.

3. Обязанности операторов связи, установленные абзацем седьмым пункта 11 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», в отношении абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, заключивших с операторами связи договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, возникают с 1 декабря 2021 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В ноябре 2021 года заканчивается переходный период, в течение которого корпоративные сим-карты нужно было зарегистрировать и активировать на портале Госуслуг. В декабре бизнес-номера, не прошедшие регистрацию, будут заблокированы. Какие действия нужно срочно предпринять, чтобы предотвратить блокировку? Читайте в нашей статье.

Что такое корпоративный номер

Это номер сотового телефона, который получила организация (или ИП) на основании договора об оказании услуг связи. В отличие от личного номера, корпоративный оформлен на компанию либо предпринимателя, а не на «обычное» физлицо.

Довольно часто корпоративными номерами пользуются мошенники. Это позволяет им «замести следы». Ведь очень трудно установить, кто именно звонил с такого телефона: директор, сотрудник или посторонний человек.



Фокус


Проверить телефон организации или ИП



Изменения в Законе о связи

Чтобы исправить эту ситуацию, были внесены поправки в Федеральный закон от 07.07.03 «О связи» (изменения утв. Федеральным законом от 30.12.20 № 533-ФЗ).

По новым правилам юрлица и ИП обязаны вносить данные обо всех корпоративных номерах в специальный реестр на портале Госуслуг. Там нужно фиксировать, кто из физических лиц вправе пользоваться тем или иным номером. Для входа на портал Госуслуг бизнесу потребуется электронная подпись.



Электронная подпись


Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час



У физлиц — пользователей корпоративных телефонов тоже появилась новая обязанность. Каждому из них необходимо зайти под своим именем на портал Госуслуг и подтвердить, что указанный номер действительно находится в его распоряжении.

Если не выполнить перечисленные действия, номер заблокируют.

Справка

Новшества распространяются и на сим-карты для технических устройств. Речь идет об устройствах, которые могут обмениваться данными без участия человека (так называемое Mashine-to-Mashine взаимодействие, сокращенно M2M). Это системы навигации, вендинговые автоматы и проч. Юрлица и ИП, оформившие на себя такие сим-карты, обязаны фиксировать на Госуслугах, на каком устройстве и по какому адресу расположена каждая карта.

Переходный период

Указанные поправки вступили в силу с 1 июня 2021 года. Но начало их применения разбито на два этапа:

  1. С июня по 30 ноября 2021 года. Нельзя начать использовать вновь приобретенную корпоративную сим-карту, не зарегистрировав ее на Госуслугах и не получив подтверждения от пользователей-физлиц. Если номер подключен до июня, его не заблокируют даже при отсутствии регистрации.
  2. С 1 декабря 2021 года. Все корпоративные номера, не прошедшие регистрацию, будут отключены, вне зависимости от даты приобретения сим-карты. Об этом напомнило Минцифры в письме от 02.11.21 № П24-2-070-49831.

Дополнительная информация размещена на сайте Госуслуг в разделе «Жизненные ситуации: Регистрация корпоративных сим-карт». 



Путевые листы




Заполнить путевой лист со всеми обязательными реквизитами в специальном сервисе


Попробуйте бесплатно



Как зарегистрировать номер на Госуслугах

Возможны два варианта: ответить на запрос, который пришлет оператор сотовой связи, либо начать процедуру регистрации самостоятельно.
Приведем пошаговый алгоритм для самостоятельной регистрации.

Шаг 1. Зайти в личный кабинет своего ООО или ИП на портале Госуслуг.

Шаг 2. Выбрать услугу «Регистрация корпоративных сим-карт». Откроется текстовая инструкция, в пункте 4 которой есть активная кнопка «Зарегистрировать сим-карты». Нажать на нее.

Шаг 3. Система спросит, для чего приобретен номер: для автоматического устройства, либо для работника. Выбрать нужный вариант.

Шаг 4. Подготовить документы, необходимые для регистрации (договор с оператором связи, личные данные сотрудников), и приступить к заполнению заявления.

Шаг 5. Последовательно ответить на все вопросы, которые будет задавать система. В завершении нажать кнопку «Отправить заявление».

Как сотруднику подтвердить данные на Госуслугах

Прежде всего, работнику необходимо создать подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг.



Электронная подпись




Заказать ЭЦП юрлица для Госуслуг


Получить через час



Далее нужно дождаться, когда система пришлет запрос на активацию в личном кабинете сотрудника (это случится после того, как ООО или ИП зарегистрирует корпоративный номер). Получив запрос, работник должен проверить информацию о себе и подтвердить ее.

Но есть и другой путь. Сотрудник может самостоятельно зайти на Госуслуги в свой личный кабинет и выбрать услугу «Активация корпоративной сим-карты». Далее ответить на вопросы, которые задаст система (ИНН работодателя, название оператора, номер телефона), и нажать кнопку «Отправить заявление».

Регистрация корпоративных сим-карт на портале Госуслуги

Правительство РФ затеяло очередную борьбу только уже с нелегальными сим-картами. Что должен сделать работодатель, который приобретает корпоративные сим-карты для сотрудников?

Корпоративная связь в компании для сотрудников или ее части не является предметом роскоши. Корпоративные тарифы удобны и делают возможным проведение совместных рабочих конференций, чатов. Оплата корпоративной связи сотрудников повышает привлекательность компании как работодателя. Да и для самой компании это удобно.

Например, сотрудник уволился, а корпоративную сим-карту можно передать пришедшему на его место другому сотруднику.

Использование корпоративной связи привлекательно и с точки зрения налогов компании — расходы на связь можно отнести в уменьшение базы для расчетов налога.

Какие изменения в части работы с корпоративными сим-картами вступили в силу?

Основной закон, который устанавливает правила пользования связью, — это Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». И с 1 июня 2021 г. действуют изменения, благодаря которым установлены новые правила по регистрации корпоративных сим-карт (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ, постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).

С какой целью введена регистрация сим-карт?

Цель данных изменений — контроль за рынком «серых» сим-карт.

Введенная верификация, т. е. подтверждение, преследует цель ограничить распространение обезличенных сим-карт, которые могут использоваться в мошеннических и экстремистских целях.

По данным главы TelecomDaily, в России порядка 10-11 млн «серых» сим-карт, которые можно приобрести на вокзале, у метро без паспорта.

И, по мнению законодателей, факт бесконтрольной реализации сим-карт угрожает безопасности страны. Хотя вопрос этот, безусловно, спорный. Зачастую сим-карты покупают несовершеннолетние, у которых еще нет паспорта.

Начиная с 1 июня 2021 г., корпоративные сим-карты не могут быть обезличенными и их номер должен быть привязан к конкретным работникам.

Такое правило действует не только в отношении сим-карт в телефонах, но и в онлайн-кассах и другом оборудовании.

Какие сведения должны быть раскрыты?

Перечень сведений, которые подлежат раскрытию, приведен в специальных правилах, утв. Правительством РФ № 844.

Так, при использовании корпоративной сим-карты в телефонах или оборудовании должны быть зарегистрированы следующие сведения (п. 2 Правил):

  • номер абонента;
  • ИНН налогоплательщика-абонента;
  • наименование компании или ФИО предпринимателя — владельца оборудования;
  • наименование и ОГРН оператора связи;

Здесь приводится основной государственный регистрационный номер оператора связи, с которым у компании или предпринимателя заключен договор оказания услуг связи.

  • адрес абонента либо фактический адрес оборудования, в котором установлена сим-карта;
  • вид и название используемого оборудования;
  • специальный номер, который указан на оборудовании — идентификатор пользовательского оборудования.

Как зарегистрировать сим-карту на сайте госуслуг?

Для того чтобы работники могли полноценно пользоваться корпоративной связью, необходимо зарегистрировать сим-карты на сайте госуслуг.

Причем сделать это могут как сами работники, так и работодатель.

Но, как правило, регистрацию корпоративной сим-карты осуществляет работодатель, а работник только подтверждает номер через сайт госуслуг.

Для подтверждения сим-карты у работника, как и у компании-работодателя, должна быть подтвержденная учетная запись на госуслугах.

Если у компании или предпринимателя заключен договор связи до 1 июня 2021 г., то регистрацию сим-карт они должны пройти в срок до 30 ноября 2021 г.

А информацию по вновь оформленным корпоративным сим-картам нужно регистрировать на госуслугах, начиная с 1 июня 2021 г. Только тогда оператор активирует сим-карту.

Для регистрации сим-карты на сайте госуслуг работодатель должен выполнить следующие действия:

  • выбрать в перечне услуг — «Регистрация и активация корпоративных сим-карт»;
  • далее нужно указать, где используются сим-карты: в пользовательском оборудовании или в телефонах работников;
  • указать наименование оператора связи, с кем у компании или ИП заключен договор;

В том случае, если у бизнесменов заключено несколько договоров с разными операторами связи, то заполняется отдельное заявление на каждого оператора.

  • ввести данные по номерам сотрудников, которые пользуются корпоративными сим-картами.

Система предлагает осуществлять ввод на выбор: либо вручную вбивать каждый номер, либо загрузить единым списком.

При этом нужно указать следующие сведения: в отношении сотрудников — паспортные данные и номер телефона, а в отношении пользовательского оборудования — наименование, тип устройства и номер телефона.

Завершающим этапом регистрации сим-карты со стороны работодателя будет отправка заявления оператору связи.

А что будет, если корпоративная сим-карта так и не будет зарегистрирована?

По закону оператор должен направить абоненту уведомление, после чего номер будет исключен из договора оказания услуг связи. То есть после 1 декабря 2021 г. работник не сможет пользоваться неподтвержденной корпоративной сим-картой.

Отметим, что требования о передаче сведений о сим-картах не действует в отношении пользователей связи, которые являются государственными или муниципальными заказчиками (Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ).

Корпоративная мобильная связь: что изменилось с июня 2021 года

С 1 июня 2021 года для организаций и ИП изменились правила приобретения сим-карт, а также была введена обязанность по раскрытию информации о корпоративных сим-картах на портале «Госуслуги». Рассказываем, какие изменения следует учесть при использовании корпоративных номеров.

Как организациям приобретать сим-карты с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года вступили в силу новые правила предоставления организациям и ИП услуг корпоративной мобильной связи (Федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

В числе прочих изменений – новый порядок приобретения бизнесом через интернет корпоративных сим-карт, которые предполагается использовать в разного рода оборудовании (например, в онлайн-кассах) или в мобильных устройствах сотрудников компаний.

По новым правилам организация или ИП могут заключить договор об оказании услуг связи и приобрести корпоративные сим-карты через интернет одним из указанных ниже способов (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):

  • с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
  • с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Раскрытие информации о корпоративных сим-картах с 1 июня 2021 года

С 1 июня 2021 года обязательным условием предоставления и получения услуг корпоративной мобильной связи является раскрытие компаниями информации о себе и своих сотрудниках, которые пользуются такой связью.

Данная информация подлежит раскрытию в единой системе идентификации и аутентификации абонентов (ЕСИА), через которую будут контролировать и мониторить все организации и ИП, заключившие договоры с операторами мобильной связи и интернета.

В целях информационной безопасности и борьбы с телефонным мошенничеством компании теперь обязаны размещать в ЕСИА, которая интегрирована с единым порталом «Госуслуги», следующую информацию (п. 1.1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ):

  • данные о конкретном пользователе услугами связи – физическом лице, которому предоставлена корпоративная сим-карта;
  • сведения об используемом физлицом абонентском номере, выделенном оператором подвижной радиотелефонной связи;
  • сведения о наименовании самого абонента – организации либо ИП.

shutterstock_154603154.jpgСведения подаются по каждому оператору связи, с которым заключен договор. Все эти сведения абоненты вносят в ЕСИА сразу же после заключения договора с оператором связи, но до начала получения соответствующих услуг. В свою очередь оператор связи обязан проверять наличие таких сведений в системе мониторинга посредством направления запроса в ЕСИА до начала оказания услуг связи.

Если при проверке оператор связи обнаружит, что вышеуказанные сведения в ЕСИА отсутствуют или являются недостоверными, оператор обязан уведомить об этом абонента, предоставив ему срок для внесения/исправления в ЕСИА соответствующих сведений.

Если абонент в оговоренный с оператором срок не раскроет достоверную информацию о пользователях корпоративных сим-карт, оператор должен будет расторгнуть договор с абонентом и перестать обслуживать ранее выделенный компании абонентский номер (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Раскрытие сведений о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании

Если корпоративная сим-карта используется организацией/ИП в применяемом оборудовании (онлайн-кассах, модемах, платежных терминалах и т.д.), то в единую систему идентификации и аутентификации должны вноситься следующие сведения (п. 2 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844):

  • об абонентском номере, используемом при функционировании пользовательского оборудования (оконечного оборудования);
  • вид и наименование пользовательского оборудования абонента, в котором используется сим-карта;
  • идентификатор пользовательского оборудования;
  • идентификационный номер налогоплательщика-абонента;
  • наименование организации или ФИО предпринимателя – владельца пользовательского оборудования;
  • наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН) оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи;
  • адрес абонента (в случае нестационарного размещения оборудования) или фактический адрес установки этого оборудования.

Порядок раскрытия сведений о корпоративных сим-картах

Сведения о корпоративных сим-картах вносятся в единую систему идентификации и аутентификации через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Внесение сведений осуществляется уполномоченным лицом абонента через учетную запись на портале «Госуслуги».

Уполномоченное компанией-абонентом физлицо вправе через портал «Госуслуги» вносить в ЕСИА и исключать из нее (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»):

  • сведения об одном или нескольких абонентских номерах/их конкретных владельцах, выделенных оператором связи;
  • сведения о корпоративных сим-картах, используемых в оборудовании.

Раскрыть данные о корпоративной сим-карте необходимо еще до момента ее использования в целях получения услуг связи. А именно – не позднее 3 рабочих дней до планируемой даты начала оказания услуг связи, если иной срок не определен договором с оператором мобильной связи/интернета (п. 3 постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 844).

Если раскрытые сведения претерпели какие-либо изменения (например, сменился адрес использования онлайн-кассы или поменялось Ф.И.О. предпринимателя), такие изменения компания должна отразить в единой системе идентификации в течение 3 рабочих дней со дня изменения сведений.

Если корпоративные сим-карты приобретались до 1 июня 2021 года и к указанному моменту уже использовались, то раскрыть информацию о таких сим-картах компании должны не позднее 30 ноября текущего года.

В противном случае операторы связи должны будут уже 1 декабря 2021 года заблокировать корпоративные сим-карты, по которым не была раскрыта информация в ЕСИА (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 533-ФЗ).

Являются ли номер телефона и адрес электронной почты персональными данными?

Нужна консультация юриста по персональным данным?

Задайте вопрос юристу

Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ)).

Телефон и адрес электронной почты как персональные данные

Как следует из положений ст. 8 Закона N 152-ФЗ, к персональным данным можно отнести фамилию, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, то есть ту информацию, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. При этом приведенный перечень является открытым.

Принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным (Письмо Роскомнадзора от 20.01.2017 N 08АП-6054).

Абонентский номер и адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в том случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Например, абонентский номер, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных (Письмо Минкомсвязи России от 07.07.2017 N П11-15054-ОГ).

Таким образом, номер телефона и адрес электронной почты будут являться персональными данными, если они зарегистрированы на определенное физическое лицо, что позволит идентифицировать конкретного человека.

Согласие на использование номера телефона и адреса электронной почты

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных (ч. 1 ст. 19 Закона N 152-ФЗ).

Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, при этом обработка персональных данных, необходимая для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей допускается без согласия субъекта персональных данных (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

При осуществлении расчета в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю контрольно-кассовой техники до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты пользователь контрольно-кассовой техники обязан направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (ст. 1.1, п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

Таким образом, отправка электронных кассовых чеков или бланков строгой отчетности на номера или электронную почту покупателей является выполнением положений, установленных п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ.

В случае отправки продавцом чеков на почту покупателя согласие на обработку персональных данных, в частности номера телефона и адреса электронной почты, не требуется, однако при последующем использовании персональных данных покупателя или их использовании в целях, не связанных с исполнением договора, оператору персональных данных требуется получение согласия от физического лица на обработку указанных данных.

Ответственность за распространение номера телефона и адреса электронной почты

Распространение персональных данных представляет собой действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Лица, виновные в нарушении требований Закона N 152-ФЗ, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность (ч. 1 ст. 24 Закона N 152-ФЗ).

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):

• на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.;

• на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;

• на юридических лиц — от 15 000 до 75 000 руб.

Причиненный вследствие нарушения прав субъекта персональных данных моральный вред также подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 1099 — 1101 ГК РФ, ст. 24 Закона N 152-ФЗ).

  • Закон о красивых номерах
  • Закон о возврате телефона
  • Закон номер 5242 1
  • Закон номер 146 фз
  • Закон номер 1120845 7