Закон о номерах для людей

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении

Президент России Владимир Путин подписал законопроект о создании единой базы, где будут храниться данные всех жителей страны. Оператором нового реестра станет ФНС

Владимир Путин


Владимир Путин

Президент России Владимир Путин подписал законопроект о создании единого федерального информационного регистра, в котором будут содержаться сведения о населении России. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В базе будут указаны Ф.И.О. граждан, номера СНИЛС и ИНН, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение.

«Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность», — говорится в законе.

В конце мая законопроект одобрила Госдума, законопроект внесло правительство. Депутат Госдумы, глава комитета по СМИ Александр Хинштейн объяснял, что новая база данных поможет стратегическому, экономическому и социальному планированию. «Сегодня никто не может сказать, сколько будет призывников в Нижегородской области через 18 лет, а зайдя в базу единого регистра, это можно выяснить за несколько секунд», — отмечал он.

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян. Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении. Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности». Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера». В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях. «Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан. Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы. Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

Номера вместо имен и вечная «самоизоляция»: Новые законы уже готовы

Как известно, нет в нашей стране ничего более постоянного, чем временное. Или, точнее сказать, любое временное (чрезвычайное, вынужденное и т. д.) можно объявить постоянным и оставить как есть, если оно тебе нравится и тебе за это ничего не будет. Лишний раз мы убеждаемся в этом и сегодня.

По сообщению РИА «Новости», сенатор Ирина Рукавишникова (доктор юридических наук и декан юрфака, кстати сказать) вышла с предложением, поддержанным многими её коллегами по Совету Федерации – закрепить на законодательном уровне (внести в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») такое понятие, как «самоизоляция». Логика при этом приводится просто убийственная. Мол, поскольку вопросы самоизоляции в законодательстве не прописаны (т. е., говоря по-русски, введение оной являлось беззаконием) и введены были «с колёс», потому как прописывать времени не было (мы не могли рисковать здоровьем граждан!), то надо теперь это беззаконие как-то узаконить, чтобы, если понадобится – ррраз! – и снова ввести. Прописав заранее ситуации, в которых такой режим вводится, определив заранее его порядок и права глав регионов по его введению.

Инициативу коллеги горячо лоббирует другой юрист – первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев:

Мы как юристы не имеем права гадать, продлится ли пандемия или будет ли её вторая волна. Мы должны создать прочный законодательный резерв, чтобы в будущем у нас было чёткое понимание, что такое самоизоляция, когда мы можем её вводить, в каких пределах, её порядок и так далее.

Я, конечно, не юрист, но как журналист, русским языком владеющий, понимаю, что вообще-то «само-изоляция» – это такая изоляция, в которую человек садится по своей воле, а не по приказу мэра или губернатора, тем более – противоречащего конституционным правам граждан. Ладно бы ещё было введено, как того Конституция требует, чрезвычайное положение, а так – «чрезвычайное непонятно что». Заперли людей по домам, лишили работы и денег, обязали всех носить перчатки и намордники (которые, кстати, от вируса не защищают, что даже ВОЗ признала), далее ста метров от дома без выданного мэрией числового «аусвайса» отходить запретили. И ладно бы только заболевшим, так нет! – и всем здоровым тоже! Оформлять пропуска по интернету заставляют (в России же, как известно, у каждой пенсионерки компьютер с интернетом есть и пользоваться гаджетами она умеет!), а выйдешь без пропуска – полиция штрафует так, что любые гаишники обзавидуются.

самоизоляцияПроверка соблюдения режима самоизоляции.  Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»  

Если весь этот беспредел «самоизоляцией» называть, то получается, что мы САМИ всё это с собой сотворили, по доброй воле. То есть нация коллективно сошла с ума. На почве коронавируса. И теперь всё это тотальное сумасшествие осталось только узаконить. Но тогда давайте хоть называть его правильно: юридически это «домашний арест» называется. Да только ведь и на него сажают и браслет контрольный на ногу надевают только по постановлению суда, а никак не по желанию губернатора.

Так вот, теперь всю эту «принудительную изоляцию и ограничение гражданских прав» (давайте уж называть вещи своими именами!), вводимую пару месяцев назад как исключительно временная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами, предлагается сделать обычной практикой, дописав в закон, по какому поводу всегда можно будет граждан без суда принудительно изолировать и права их конституционные нарушать. А повод, сами понимаете, найдётся: вон, представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович в эфире «России 24» заявила, что «за первой волной пандемии по всему миру может последовать вторая». И ведь последует, будьте уверены! Пока у ВОЗ деньги от Клинтонов и Гейтса не кончатся.

А наши и рады стараться! Перефразируя знаменитые слова Лаврова, так и хочется сказать нечто вроде «Юристы, блин…»

«Большой брат» следит за вами!

Но ладно бы юридическое безумие поразило один только Совет Федерации! Так нет! Из той же серии принятый 21 мая 2020 года Госдумой в третьем чтении закон ФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который вступит в силу с 2023 года, а полностью начнётся его реализация с 2026 года.

Согласно этому закону, Федеральная налоговая служба РФ, собрав воедино данные двенадцати (!) ведомств, среди которых МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, Росморречфлот, ФОМС, ФСС и др., создаст небывалую по объёму информации федеральную базу данных о каждом из нас, содержащую информацию по ТРИДЦАТИ (!) параметрам, включая ФИО, дату и место рождения, все записи по линии ЗАГС, СНИЛС, ИНН, семейное положение, родственные связи и ряд других. Причём обещания, что сбор сведений ограничится этими «30 параметрами» никто не давал – возможно, завтра сведения о нас станут собирать по 130 позициям.

Короче говоря, база будет содержать все данные о каждом из нас: нажал некто «допущенный» кнопочку – и вот ты весь перед ним. Не то что голенький, а даже ещё и препарированный.

Данные будут собирать принудительно, обо всех не только россиянах, но также иностранцах и лицах без гражданства, включая временно работающих в РФ. Все органы власти обязаны (!) будут передавать в Единый регистр все данные о гражданах вне зависимости от согласия этих самых граждан. И уж, конечно, никто не собирается больше испрашивать согласия этих самых граждан на использование их персональных данных. То есть совершается банальный правовой беспредел: органы власти принуждаются принятым законом к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных.

Делается это вроде как ради облегчения сбора налогов, но мы же не дети и понимаем, что на самом деле цель – контролировать каждого из нас в каждом нашем шаге, когда нас всё же выпустят из принудительной изоляции.

Между тем собирать в один реестр полный набор сведений обо всех гражданах страны – это вообще чистое безумие:

Мало того, что при этом нарушается ФЗ РФ «О персональных данных» (ст.5), гласящая:

Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

Мало того, что закон кардинально противоречит поручению президента РФ председателю правительства РФ от 26 апреля 2017 г., предписывающему в качестве одного из основных принципов обработки данных в государственных информационных системах «минимизацию состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач».

Мало того, что игнорируется постановление Конституционного суда РФ от 22.06.2010 N 14-П о том, что

цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод,

ибо в статье 55 Конституции РФ подобного основания для ограничения прав граждан вообще не предусмотрено.

Наконец, мало того, что принудительный сбор и обработка персональных данных граждан является прямым нарушением статьи 24 Конституции РФ (впрочем, нарушение Конституции в процессе «карантинных» мер уже стало делом привычным).

Так кроме всего прочего, принятие закона «О едином реестре» несёт колоссальные угрозы не только гражданам, но и государственной безопасности! Речь идёт о сохранности собранных данных, к которым (внимание!) доступ будут иметь ВСЕ органы власти (федеральные, региональные, местные) вне зависимости от сферы своей деятельности, а также органы управления внебюджетными фондами, нотариусы, избиркомы и многофункциональные центры. То есть ни о какой секретности собранных сведений речь в принципе не идёт! Никаких сомнений, что данные немедленно утекут в криминальную сферу и станут основой для массы преступлений против граждан. Но не менее важно, что при известной зависимости элементной базы и программного обеспечения наших электронных систем от импорта информация быстро утечёт (а то и будет банально продана) за границу, что существенно облегчит задачу сбора данных о России всем иностранным разведкам.

Кстати, по информации газеты «Коммерсантъ», создание подобной «базы данных на каждого» шокировало даже ФСБ, справедливо усмотревшую в этом угрозу утечки данных о следователях, судьях, сотрудниках спецслужб, подопечных «службы защиты свидетелей» и других лицах, пользующихся государственной защитой. Примерно так же несколько раньше чекистов шокировал мэр Собянин, предписавший спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать у него в мэрии (!) пропуска на все свои машины: в том числе используемые в оперативной работе, перевозящие деньги и радиоактивные материалы, охраняемых лиц и т. д. Тогда мэру сумели доходчиво объяснить, что он не прав, но как теперь объяснишь это Госдуме, оперативно и без какого-либо обсуждения проголосовавшей в трёх чтениях за закон, имеющий гораздо более опасные риски для безопасности людей?!

СобянинСобянин предписал всем спецслужбам, во избежание задержаний со стороны автоинспекции, получать в мэрии (!) пропуска на все свои машины. Фото: АГН «Москва»  

Мало того, что даже ФСБ (!) считает «крайне опасной» идею столь полной централизации информации. Она также высказывает сомнения по поводу эффективности и сохранности такой базы, поскольку в законе ни механизм интегрирования данных из разных ведомств не прописан, ни тот, кто будет нести за это ответственность, не определён. А уж что при весьма широком допуске к базе данных из неё вскоре уплывут, в том числе – за границу – сомнений никаких.

Что в имени тебе моём?

Кроме того, есть ещё и этический момент, связанный с присвоением каждому из нас единого «идентификационного номера» (сейчас есть ИНН, СНИЛС и т. д.), по которому нас будут отныне различать. Даже если отвлечься от ассоциаций с апокалиптическим «числом зверя», наносимым каждому для идентификации на лоб или на руку, то всё равно факт остаётся фактом: согласно свежепринятому Закону (ч. 8 ст. 8), все включаемые в реестр сведения о человеке образуют единую запись, которая идентифицируется не повторяющимся более нигде индивидуальным номером. Который таким образом становится фактически новым «именем» человека, под которым его и будет знать «цифровое государство» и под который отныне будут собираться все сведения о нём. То есть будет человек отныне не «Иван Иваныч Иванов», а № NNN.

Но, может быть, замена человеческого имени на понятный электронной «машине» номер – это «международная практика», которой наши либералы так любят следовать? А вот и нет! В Англии, где «реестр населения» и идентификационные ID-карты ввели было в 2006 г., их отменили уже в 2010-м, как нарушающие неприкосновенность частной жизни и угрозу безопасности. Конституция Португалии (ст. 5) запрещает «присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер». Конституционный суд Венгрии в 1991 г. признал присвоение гражданам такого номера антиконституционным, поскольку личный номер «стал символом тотального контроля над гражданами» и рассматривает человека как объект.

Если кого-то это не убеждает, то есть ещё одно постановление – Нюрнбергского трибунала 1945 года, которое в числе прочих злодеяний фашизма признало присвоение людям номеров «преступлением, не имеющим срока давности». И лично я что-то не слышал, чтобы решения Нюрнбергского трибунала кто-то отменял. Даже такие затейники, как Госдума с Советом Федерации.

Похоже, наши думские законодатели настолько привыкли бездумно нажимать по приказу кнопки для голосования, что на сей раз в спешке сотворили нечто не просто антигосударственное и антиконституционное, но и прямо подпадающее под действие Уголовного кодекса РФ, статья 137 коего гласит:

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия

карается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет. А ведь депутатская неприкосновенность, на которую, как видно, уповают «нажимальщики кнопок», действует лишь на период исполнения ими депутатских полномочий, и до выборов 2021 года остался всего год с небольшим… Так что список всех голосовавших «за» закон, перед будущими выборами извольте – на стол! И копию – в СКР. Правительства, инициировавшего закон, это, кстати, тоже касается.

А напоследок я скажу…

Право же, надо быть наивным до идиотизма человеком, чтобы поверить, что тотальный банк информации, который, несомненно, будет дополнен нашими биометрическими данными и разными прочими сведениями, скажем так, «интимного характера» мудрая власть собирает исключительно для упрощения сбора налогов и более ни для чего.

Особенно, если собираемое всестороннее досье на каждого из нас рассматривать в сочетании с уже созданной в Москве (разумеется, исключительно «в целях контроля соблюдения гражданами карантина»!) системы тотальной слежки за каждым из нас с распознаванием по лицам и системы контроля местоположения каждого по биллингу наших телефонов. Ну и, конечно же, с намерением узаконить «принудительную самоизоляцию» граждан и отмену их конституционных прав по воле губернатора. А в дальнейшем, вероятно, также мэра, управдома, проходящего мимо полицейского и т. д. – ибо нет предела креативному мышлению наших законодателей.

Куда более, чем на заботу о нашем здоровье, всё это нарастающее безумие похоже на систему тотального контроля и вмешательства в частную жизнь граждан, которая и не снилась Оруэллу с его «1984». И которая, разумеется, никуда не исчезнет после прекращения эпидемии и «карантинных мер».

То есть и здесь мы имеем всё то же – превращение некой «временной» и «вводимой только в чрезвычайной ситуации» меры, связанной с ограничением наших конституционных прав в нечто постоянное, законное и не подлежащее изменению. Никогда. Независимо от нашей воли. Хотя по Конституции мы, народ, кажется, всё ещё считаемся «источником всякой власти». Если, конечно, наши не в меру шустрые законодатели и здесь «под коронавирус» что-нибудь втихаря не изменили.

Грустно это всё, граждане. И, что самое неприятное, всё чаще повторяемые пророчества о грядущем «цифровом фашизме» уже не кажутся большинству из нас проявлениями конспирологии.

Принят закон об электронных досье на жителей России


Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Каждому гражданину присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию сконцентрируют в одной базе: так удобнее, считает правительство.

Федеральный закон «устанавливает правовые основы формирования и ведения единого Регистра, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации».

В связи с постоянными и массовыми утечками персональных данных из разных государственных БД создание единого реестра позволяет уверенно предположить, что количество таких утечек уменьшится — ведь информация теперь будет сконцентрирована в одном месте и достаточно будет одной утечки. В общую базу сведут примерно 30 показателей из 12 ведомств (среди них ЗАГСы, МВД, Пенсионный фонд и другие).

Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание федерального ресурса о населении «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России».

Кроме того, государство получит более полную информацию о населении, о поло-возрастном составе, уровне образования и так далее. Этого своего рода перепись населения, которая обновляется практически в режиме реального времени.


Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Единый реестр предоставляет расширенные возможности по моделированию различных сценариев социального воздействия на население. Но это только фундамент: его нужно дополнить более полными профилями, которые можно получить из социальных сетей. Возможно, в будущем граждан попросят привязать свои аккаунты в социальных сетях к персональным идентификаторам для упрощения аналитики.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Виталий Колесников ранее заявил, что единый реестр поможет рассчитать доходы граждан. По его словам, сейчас в России «нет нормального объективного счётного понятия семьи, домохозяйства». Однако, пояснил замруководителя ФНС, доход семьи можно будет рассчитать, используя данные о семейных связях из единого регистра. «<…> можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае».

Какая информация будет в базе

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Кто её будет вести

Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии. Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных. Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части: «Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции», — пояснил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн, комментируя принятый в третьем чтении законопроект.

Будут в регистре и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб.


Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т. д.

Как она будет храниться

Центр обработки данных, в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

Глава ФНС Даниил Егоров пояснил, что вся информация физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.

Как обеспечат защиту

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне.

Кроме того, в регистре нет никаких биометрических данных, а также телефонов, налогов, имущества, штрафов.

Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др.

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

Закон принят несмотря на определённые возражения со стороны отдельных представителей общественности и даже некоторых силовых структур. Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее был забракован в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации». На это указали несколько десятков учёных, которые направили открытое письмо в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму. На изъяны Единого регистра населения указывали и сами парламентарии. Например, депутат Николай Земцов обратил внимание на поспешность, с которой принимается законопроект: «Законопроект требует широкого обсуждения, парламентских слушаний, общественных слушаний, работы с экспертами. И мы не можем понять, зачем такая спешка. Никакими обстоятельствами вот этой пандемии, коронавирусной инфекции он не обусловлен. То есть это никак не связано. Нам хотелось бы обсуждения. Потому что речь идёт об очень важных вещах», — сказал Земцов.

Депутат пояснил, что в законопроекте речь идёт об объединении баз данных. Насколько это безопасно? Земцов рассказал о вероятных рисках:

«Мы знаем, что за достаточно небольшие деньги можно приобрести на чёрном рынке разного рода информацию, — сказал Земцов. — Утечки продолжаются. Утечек очень много. Даже абсолютно секретные базы продаются. И более того, существует возможность облегчения такой работы для наших недругов, для стран, которые с удовольствием воспользовались бы, если бы все сведения о человеке были соединены. Очень много вопросов. И непонятная спешка».

«Кто эти сисадмины, которые будут владеть этой абсолютно секретной информацией? Если бы это были офицеры спецслужб, той же ФСБ. Но понятно, они служат, у них есть звания, допуски, секретность. Потом, они давали присягу. И, в общем-то, вся их работа связана с хранением государственной тайны. А вот кто будут эти сисадмины, которые станут хранить эту информацию, объединенную базу в том числе?» — спросил депутат.

Член экспертного совета при комитете Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Игорь Понкин тоже считает, что законопроект, в числе прочего, создаёт предпосылки для утечек персональных данных.

Во время последнего обсуждения глава ФНС Даниил Егоров пообещал максимальный уровень защиты базы и успокоил депутатов. В результате они проголосовали за принятие закона.

Теперь законопроекту предстоит пройти рассмотрение в Совете Федерации (его дата пока не определена), и получить подпись Президента России Владимира Путина. В случае подписания Путиным документ вступит в силу 1 января 2022 г. за исключением нескольких положений.

Минутка заботы от НЛО

Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Евгений Разумный / Ведомости

Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?

Какие сведения войдут в регистр

Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.

Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении. МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании. Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования. Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.

Первые шаги к созданию регистра

В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.

С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС. Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи. Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.

К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г. для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия. Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.

Основная концепция регистра

В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.

Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты. Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.

ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.

На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно. По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.

Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения. Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д. В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.

Каковы реальные цели регистра

Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами. Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы. Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.

Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.

Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи. В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).

Как повлияет регистр на бизнес

Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.

В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей. Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации. Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.

Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.

Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.

Но не исключены и разнообразные утечки информации.

Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.

Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»

  • Закон о красивых номерах
  • Закон о возврате телефона
  • Закон номер 5242 1
  • Закон номер 146 фз
  • Закон номер 1120845 7