Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
2
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 3 в число 62. Определите значение b.
3
У исполнителя Бета две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Бета увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Бета — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12111 переводит число 7 в число 51. Определите значение b.
4
У исполнителя Бета две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Бета увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Бета — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 4 в число 72. Определите значение b.
5
У исполнителя Гамма две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Гамма увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Гамма — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 1 в число 97. Определите значение b.
Пройти тестирование по этим заданиям
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 5 задания
Содержание:
- ОГЭ по информатике 5 задания объяснение
- Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
- Разбор 5 задания ОГЭ по информатике
- Актуальное
- Тренировочные
5-е задание: «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, линейный алгоритм».
Уровень сложности — базовый,
Максимальный балл — 1,
Примерное время выполнения — 6 минут.
Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
* до 2020 г — это было задание № 6, 14 ОГЭ
Рассмотрим понятия, которые пригодятся для решения задач данной темы:
- Алгоритмом называется последовательность команд, предназначенных для выполнения какого-либо действия.
- Для выполнения алгоритма необходим исполнитель. Выполнять алгоритм, то есть быть исполнителем, может робот, компьютер, машина или даже человек.
- У исполнителя должна быть система команд, которые он может выполнять.
- И, кроме того, для исполнителя должна быть предусмотрена среда исполнения — то есть пространство, в котором он действует или существует.
Исполнитель Чертежник
- Большинство заданий 5-го варианта связано с исполнителем Чертежник, который перемещается на координатной плоскости согласно алгоритму:
Повтори k раз Сместиться на (a1,b1) Сместиться на (a2,b2) Конец
перемещение исполнителя по оси ох: k*(a1 + a2) перемещение исполнителя по оси оy: k*(b1 + b2)
Например:
Повтори 5 раз Сместиться на (2,3) Сместиться на (-1,4) Конец
✍ Решение:
перемещение исполнителя по оси ох: 5*(2 + (-1)) = 5 перемещение исполнителя по оси оy: 5*(3 + 4) = 35
Исполнитель Черепашка
- Формула нахождения внутреннего угла n-угольника:
- где n — количество вершин многоугольника
- Формула нахождения количества вершин многоугольника:
- где х — значение внутреннего угла многоугольника
- где y — значение внешнего угла многоугольника
[ внутреннийУгол = frac {180°(n-2)}{n} ]
[ n = frac {360°}{180°-x°} ]
или
[ n = frac {360°}{y°} ]
Исполнитель Муравей
- Задания с исполнителем Муравьем обычно связаны с его движением по клеточному полю, похожему на шахматное. В таких заданиях встречается циклическая структура, аналогичная с заданиями про исполнителя Чертежника. Важно правильно проследить шаги цикла:
Повтори n раз вниз a влево b вверх c влево d кц
Повтори n раз
указывает на то, что следующие за ней действия, вплоть до команды кц
(конец), будут повторяться n раз. Например:
Повтори 2 раз вниз 2 влево 1 вверх 3 влево 2 кц
Фактически означает:
Разбор 5 задания ОГЭ по информатике
Подробный видеоразбор по ОГЭ 5 задания:
📹 Видеорешение на RuTube здесь
Актуальное
Решение задания 5.6. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г. ФИПИ:
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Первая из них увеличивает число на экране на 1, втора умножает его на b.
Алгоритм для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Найдите значение числа b, при котором из числа 6 по алгоритму 11211 будет получено число 82.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 11211. Учтем, что исходное число — 6. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
команды 1: (6 + 1) 11: (6 + 1) + 1 112: ((6 + 1) + 1) * b 1121: (((6 + 1) + 1) * b) + 1 11211: ((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1
((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
((((6 + 1) + 1) * b) + 1) + 1 = 82
8 * b + 2 = 82
8 * b = 80
b = 10
Ответ: 10
Решение задания 5.10:
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2
2. раздели на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 12111
переводит число 47 в число 13. Определите значение b
.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 12111. Учтем, что исходное число — 47. В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки:
команды 1: (47 + 2) 11: (47 + 2) : b 112: ((47 + 2) : b) + 2 1121: (((47 + 2) : b) + 2) + 2 11211: ((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2
((((47 + 2) : b) + 2) + 2) + 2 = 13
49 : b + 6 = 13
49 : b = 7
7b = 49
b = 7
Ответ: 7
Тренировочные
Исполнитель Чертежник
Решение задания 5.1. Демонстрационный вариант 2019 г.
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 paз Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3) 2) Сместиться на (–3, 9) 3) Сместиться на (–3, –1) 4) Сместиться на (9, 3)
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
по оси ox: 3 * (-2 + 3 - 4) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -9 по оси oy: 3 * (-3 + 2 + 0) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -3
Ответ: 1
Решение задания 5.2:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (−16, −8) 2) Сместиться на (16, 8) 3) Сместиться на (16, −8) 4) Сместиться на (−16, 8)
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0, y=0). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy:
по оси ox: 4 * (-1 + 2 + 3) = 0 (начало с 0) => по оси ox = 16 по оси oy: 4 * (-1 + 2 - 3) = 0 (начало с 0) => по оси ox = -8
Ответ: 4
Решение задания 5.3:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец Сместиться на (−12, −8)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
1) Сместиться на (−8, −4) 2) Сместиться на (−2, −1) 3) Сместиться на (7, 5) 4) Сместиться на (2, 1)
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вспомним, что команда
Повтори n
, означает умножение последующих параметров на n (вплоть до командыКонец
). - Выполним все действия сначала с первой координатой, подставив вместо неизвестного x:
4 * (x + 3 + 2) + (-12) = 4x + 12 + 8 - 12 4x = -8 x = -2
4 * (y + 2 + 1) + (-8) = 4y + 8 + 4 - 8 4y = -4 y = -1
Ответ: 4
Исполнитель Черепашка
Решение задания 5.4:
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения.
У исполнителя существует две команды:
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник 2) правильный треугольник 3) правильный шестиугольник 4) незамкнутая ломаная линия
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Вспомним формулу для вычисления количества вершин многоугольника по внутреннему углу:
- Найдем внутренний угол, с учетом, что Черепашка поворачивается на 60°:
[ n = frac {360°}{180°-x°} ]
180° - 60° = 120°
количество вершин = 360 / (180 - 120) количество вершин = 360 / 60 = 6
Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60]
Ответ: 4
Исполнитель Муравей
Решение задания 5.5:
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8×8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
Запись
Повтори k раз Команда1 Команда2 КомандаЗ Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.
Пусть, например, кубик на ходится в клетке Б6. Если Муравей выполнит команды вправо 1 вниз 3 , то сам окажется в клетке Б5, а кубик в клетке Б4.
Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?
1) Г6 2) Е4 3) Д1 4) Е6
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2, Муравей окажется в той же клетке, из которой он начал движение:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
Ответ: 4
Исполнитель Альфа
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя
* до 2020 г — это было задание № 14 ОГЭ
Решение задания 5.7:
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
- вычти 3
- возведи в квадрат
Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
Например, 21211 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 3, возведи в квадрат, вычти 3, вычти 3, который преобразует число 3 в 30.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
✍ Решение:
- В таких задачах, в которых у исполнителя есть команда «возведи в квадрат», проще решать с конца, т.е. начать рассуждение сразу с числа 49.
- Так, число 49 могло быть получено из 72 (команда 2).
- Число 7 не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 10 — 3 = 7 (команда 1).
- Число 10 также не может быть получено командой «возведи в квадрат», значит, его можно получить командой «вычти 3» : 13 — 3 = 10 (команда 1).
- С числом 13 рассуждаем аналогично : 16 — 3 = 13 (команда 1).
- А число 16 могло быть получено как 42 (команда 2).
- То есть все команды выглядят так:
команда
49 = 72 : 2
7 = 10-3 : 1
10 = 13-3 : 1
13 = 16-3 : 1
16 = 42 : 2
Ответ: 21112
Решение задания 5.8:
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
- раздели на 2
- вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами.
Составьте алгоритм получения из числа 27 числа 3, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
Например, 12121 — это алгоритм: раздели на 2, вычти 1, раздели на 2, вычти 1, раздели на 2, который преобразует число 30 в 3.
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
✍ Решение:
- Начнем с числа 27. Поскольку 27 — число нечётное, то первая команда — «раздели на 2 — не подходит (исполнитель работает только с натуральными числами). То есть берем команду «вычти 1»: 27 — 1 = 26 (команда 2).
- Так как число 26 — четное, то используем команду «раздели на 2»: 26 : 2 = 13 (команда 1).
- Для нечетного числа 13 используем команду «вычти 1»: 13 — 1 = 12 (команда 2).
- Для четного числа 12 используем команду «раздели на 2»: 12 : 2 = 6 (команда 1).
- Для четного числа 6 опять используем команду «раздели на 2»: 6 : 2 = 3 (команда 1).
- То есть все команды выглядят так:
команда
27 - 1 = 26 : 2
26 : 2 = 13 : 1
13 - 1 = 12 : 2
12 : 2 = 6 : 1
6 : 2 = 3 : 1
Ответ: 21211
Сегодня изучим 5 задание из ОГЭ по информатике 2023. Это задание понятное и несложное.
Обычно в 5 задании из ОГЭ по информатике даются команды, которые может делать исполнитель, и зная начальное и конечное положение, нужно найти какой-нибудь параметр одной из команд.
Лучше один раз решить, чем сто раз услышать, приступим к первой тренировочной задаче.
Задача (Cтандартная)
У исполнителя Гамма две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Гамма увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Гамма — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 3 в число 75. Определите значение b.
Решение:
В начале у нас есть число 3. С ним начинаем делать команды из программы (11121).
Сперва нужно выполнить три раза команду 1.
3 + 3 = 6
6 + 3 = 9
9 + 3 = 12
В 5 задании из ОГЭ по информатике важно знать: мы делаем очередную команду к предыдущему результату.
Следуя программе, дальше нужно сделать команду под номером 2. Получается 12 * b. Затем выполним последнюю команду под номером 1. В результате будет выражение 12 * b + 3. Это выражение в итоге должно равняться 75.
12 * b + 3 = 75
Теперь осталось решить уравнение и найти b.
12 * b = 72
b = 6
В ответе напишем 6.
Ответ: 6
Задача (С делением)
У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. раздели на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Омега — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11121 переводит число 30 в число 6. Определите значение b.
Решение:
К первоначальному числу 30 применим три раза команду под номером 1.
30 + 3 = 33
33 + 3 = 36
36 + 3 = 39
Затем применим вторую команду. Получается 39 / b. Последней командой будет снова команда под номером один 39 / b + 3. Результат должен быть равен 6.
39 / b + 3 = 6
Решим это уравнение.
39 / b = 3
b = 39 / 3 = 13
Получаем b = 13.
Ответ: 13
Задача (Квадратное уравнение)
У исполнителя Алго две команды, которым присвоены номера:
1. прибавить 1
2. умножить на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Алго — это последовательность команд.
Известно, что программа 12121 переводит число 4 в число 49.
Определите значение b.
Решение:
Сделаем команды из программы для первоначального числа 4.
4 + 1 = 5
5b
5b+1
(5b+1)*b = 5b2 + b
5b2 + b + 1
Конечный результат должен равняться 49.
5b2 + b + 1 = 49
Получили квадратное уравнение!
5b2 + b — 48 = 0
D = 1 + 4 * 5 * 48 = 961
Иногда без калькулятора бывает трудно определить, какое число нужно возвести в квадрат, чтобы получить дискриминант. В этом случае нужно посмотреть на последнюю цифру. У нас это 1. Какое число при возведении в квадрат получает на конце единицу ? Это 1 и 9. Значит, на эти цифры может оканчиваться искомое число. Чтобы подобраться к числу 900, можно попробовать возвести 31 в квадрат. Проверив столбиком число 31, подтверждаем, что 31 это и есть корень из дискриминанта.
b=(-1 + 31) / (2 * 5) = 3
Второй корень получается отрицательный, он нам не подходит.
Ответ: 3
Задача(Двухэтажная дробь)
У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
1. вычти b
2. раздели на 3
(b — неизвестное натуральное число).
Выполняя первую из них, Омега уменьшает число на экране на b, а выполняя вторую, делит это число на 3.
Программа для исполнителя Омега — это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 211212 переводит число 42 в число 1.
Определите значение b.
Решение:
Выполним команду под номером 2 с первоначальным числом 42.
Далее нужно сделать два раза команду под номером 1.
Далее идёт команда под номером 2.
Ещё раз команду 1.
Выполним последний раз команду под номером 2.
Это выражение после выполнения программы должно равняться 1. Получаем уравнение, которое нужно решить.
Ответ: 1
Задача (Возведение в квадрат)
У исполнителя Омега две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь b
2. возведи в квадрат
(b — неизвестное натуральное число).
Выполняя первую из них, Омега увеличивает число на экране на b, а выполняя вторую, заменяет число на экране на это же число, возведённое в квадрат.
Программа для исполнителя Омега — это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11112 переводит число 2 в число 100.
Определить значение b.
Решение:
Начнём делать с первоначальном числом 2 все команды из программы.
2 + b
2 + b + b = 2 + 2b
2 + 2b + b = 2 + 3b
2 + 3b + b = 2 + 4b
Мы сделали первые четыре команды из программы. Получили 2 + 4b. Теперь применим последнюю команду возведение в квадрат. В итоге получаем (2 + 4b)2. Это выражение должно равняться числу 100. Получается уравнение.
(2 + 4b)2 = 100
Здесь можно применить формулу квадрата суммы, тогда получится квадратное уравнение, но мы воспользуемся формулой разностью квадратов!
(2 + 4b)2 — 100 = 0
(2 + 4b — 10)*(2 + 4b + 10) = 0
2 + 4b — 10 = 0 или 2 + 4b + 10 = 0
4b — 8 = 0 или 4b + 12 = 0
В правом уравнении получается отрицательное b. Оно нам не подходит, т.к. b — натуральное число. Левое уравнение даёт результат.
4b — 8 = 0
4b = 8
b = 8 / 4 = 2
В ответе получается 2.
Ответ: 2
Задача(Припиши справа b)
У исполнителя Сигмы две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. припиши справа b
(b — неизвестная цифра)
Выполняя первую из них, Сигма уменьшает число на экране на 1, а выполняя вторую, приписывает к этому числу справа b.
Алгоритм для исполнителя Сигма — это последовательность номеров команд.
Известно, что алгоритм 12121 переводит число 3 в число 244.
Определите число b.
Решение:
Действие приписать справа b — это значит умножить число на 10 и прибавить b. Пример: пусть b=3, применим эту команду к числу 4. Тогда 4*10 + 3 = 43.
Выполним программу с первоначальным числом 3.
3 — 1 = 2
2*10 + b = 20 + b
20 + b — 1 = 19 + b
(19 + b)*10 + b = 190 + 10*b + b = 190 + 11*b
190 + 11*b — 1 = 189 + 11*b
Конечный результат равен 244.
189 + 11*b = 244
11*b = 55
b = 5
В ответе получилось 5.
Ответ: 5
Задание 5 ОГЭ по информатике:
Ниже я рассмотрю задание 5 ОГЭ по информатике всех типов
5 задание ОГЭ по информатике 2022 – алгоритм для исполнителя
Не забываем подписываться!
Смотрите наши разборы заданий ОГЭ по информатике 2022 на канале ФИЗИНФИКА
Наша группа в ВК: https://vk.com/fizinfika
Готовься с нами на 💯
✅ Наша группа в ВК
✅ Открытый курс по подготовке к ОГЭ по информатике 2022
✅ Присылайте задания ОГЭ по информатике сюда
Смотрите также:
✅ Разбор демоверсии огэ по информатике 2022
✅ Запись стримов 2022 ОГЭ Информатика
Задонатить денежку можно тут – https://www.donationalerts.com/r/nikolya29
Задачи в видеоразборе:
(№ 1196) У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
Задача с сайта: https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
(№ 1197) У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Известно, что программа 11211 переводит число 4 в число 56. Определите значение b.
Задача с сайта: https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
(№ 1206) У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 2, а выполняя вторую, умножает это число на b. Известно, что программа 12121 переводит число 3 в число 90. Определите значение b.
Задача с сайта: https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm
У исполнителя Сигма две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1;
- раздели на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Сигма увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Сигма — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12111 переводит число 63 в число 11. Определите значение b.
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Сигма две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1;
- раздели на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Сигма увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, делит это число на b. Программа для исполнителя Сигма — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 12111 переводит число 50 в число 20. Определите значение b.
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Альфа две команды. которым присвоены номера:
- Вычти b;
- Умножь на 5.
(b — неизвестное натуральное число).
Выполняя первую из них, Альфа уменьшает число на экране на b, а выполняя вторую, умножает это число на 5. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 21121 переводит число 2 в число 17. Определите значение b.
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Квадратор две команды. которым присвоены номера:
- возведи в квадрат
- прибавь 3
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая увеличивает его на 3.
Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 25, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12221 — это алгоритм:
возведи в квадрат
прибавь 3
прибавь 3
прибавь 3
возведи в квадрат,
который преобразует число 2 в 169.)
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
- прибавь 1
- возведи в квадрат
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая возводит его во вторую степень.
Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 84, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 11221 — это алгоритм:
прибавь 1
прибавь 1
возведи в квадрат
возведи в квадрат
прибавь 1,
который преобразует число 1 в 82.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
- раздели на 2
- вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из чиcла 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12112 – это алгоритм:
раздели на 2
вычти 1
раздели на 2
раздели на 2
вычти 1,
который преобразует число 42 в число 4.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Задача с сайта: https://inf-oge.sdamgia.ru/
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b .
Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
Будем благодарны, если вы поделитесь данной записью со своими друзьями в социальных сетях, оставите отзыв и посмотрите другие материалы на нашем сайте.
-
Просмотров: 9449
Задание №5. Анализирование простых алгоритмов для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
Уровень сложности: базовый; макс. балл за задание: 1; примерное время выполнения: 6 минут.
Знать: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании.
Уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы.
Пример задания (Демоверсия 2020)
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ? 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82.
Определите значение b.
Разбор задания.
Данная нам программа 11211 выполняет пять действий. Прибавляет к шести два раза единицу, затем умножает на что-то неизвестное, прибавляет к произведению два раза единицу и получает 82. Разобьем решение на три части и начнём с конца.
1) 82 — это результат последнего сложения, следовательно до этого число было меньше на единицу, т.е. равнялось 81.
81 — это результат предпоследнего сложения, следовательно до этого число было ещё на единицу меньше, т.е. равнялось 80.
2) 80 — это результат умножения какого-то числа на b. Это число мы получаем при выполнении первых двух действий.
Первое действие — 6 + 1 = 7
Второе действие — 7 + 1 = 8
2) После второго действия мы уже точно знаем, что мы умножили 8 на b и получили 80, следовательно b = 80 / 8 =10.
Ответ: 10.
Пример задания. (Минак вар. 2)
У исполнителя Юпитер три команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. прибавь 2
3. прибавь s
(s – неизвестное натуральное число)
Выполняя первую из них, Юпитер увеличивает число на экране на 1, выполняя вторую – увеличивает число на 2, а выполняя третью – увеличивает число на s.
Программа для исполнителя Юпитер – это последовательность номеров команд. Известно, что программа 3123312 переводит число 18 в число 69. Определите значение s.
Разбор задания.
Эта задача немного сложнее (на первый взгляд), но сути решения это не меняет. Вспомним самый простой закон математики: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется! Нашу последовательность можно представить как угодно, например вот так: 1212333. Осталось подставить значения и составить маленькое уравнение.
1) 18 + 1 + 2 + 1 + 2 = 24
2) 69 — 24 = 45
3) Мы три раза прибавили s и получили 45, следовательно 45 делим на 3 и получаем ответ — 15.
Ответ: 15. (в сборнике в ответах опечатка!)