Задание 9 номер 11019 информатика

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике, разбор 9 задания. Объясняется тема о работе в электронных таблицах и базах данных.

ЕГЭ по информатике 9 задания объяснение

9-е задание: «Электронные таблицы»

Уровень сложности

— базовый,

Требуется использование специализированного программного обеспечения

— да,

Максимальный балл

— 1,

Примерное время выполнения

— 6 минут.

  
Проверяемые элементы содержания: Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах

До ЕГЭ 2021 года — определенные типы этого задания были заданием № 7 ЕГЭ


Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.

Таблица: Наиболее часто используемые функции

русский англ. действие синтаксис
СУММ SUM Суммирует все числа в интервале ячеек СУММ(число1;число2)
Пример:
=СУММ(3; 2)
=СУММ(A2:A4)
СЧЁТ COUNT Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек СЧЁТ(значение1, [значение2],…)
Пример:
=СЧЁТ(A5:A8)
СРЗНАЧ AVERAGE Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…)
Пример:
=СРЗНАЧ(A2:A6)
МАКС MAX Возвращает наибольшее значение из набора значений МАКС(число1;число2; …)
Пример:
=МАКС(A2:A6)
МИН MIN Возвращает наименьшее значение из набора значений МИН(число1;число2; …)
Пример:
=МИН(A2:A6)
ЕСЛИ IF Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. ЕСЛИ(лог_выражение;
значение_если_истина;
значение_если_ложь)
Пример:
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК»)
СЧЁТЕСЛИ COUNTIF Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий)
Пример:
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки»)
СУММЕСЛИ SUMIF Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СУММЕСЛИ
(диапазон, критерий, [диапазон_суммирования])
Пример:
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″)
  • следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):
  • 1

    Анализ диаграмм и графиков в электронных таблицах

    Типы ссылок в ячейках

    Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.

    • Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
    •  Относительная адресация

      Относительная адресация:
      имя столбца вправо на 1
      номер строки вниз на 1

    • Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
    • Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак $ перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак $ перед номером строки:
    • объяснение егэ по информатике

      Абсолютная адресация:
      имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными

    • В смешанных формулах меняется только относительная часть:
    • информатика егэ теория

      Смешанные формулы

    Построение диаграмм

    • Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
    • Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
    • Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
    • Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
    • круговая диаграмма, объяснение 9 задания егэ

    • Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
    • гистограмма, 9 задание егэ

    Егифка ©:

    решение 9 задания ЕГЭ

    * Некоторые изображения, представленные в изложении теоретического материала, заимствованны с сайта К. Полякова

    ЕГЭ по информатике 9 задание разбор

    Плейлист видеоразборов задания на YouTube: Задание 9 номер 11019 информатика
    Задание демонстрационного варианта 2022 года ФИПИ


    Встроенные функции в электронных таблицах

    9_00: 9 задание. Демоверсия варианта ЕГЭ по информатике 2021, ФИПИ:
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Типовые задания для тренировки


    9_01: Задание 1: (эмулятор экзамена 2021)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Найдите разность между максимальным и минимальным числом в диапазоне C48:Y360. В ответе запишите только целую часть числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A502 = МАКС(C48:Y360)
    • Ячейка B502 = МИН(C48:Y360)
    • любая пустая ячейка =A502-B502
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 920


    9_02: Задание: (К. Поляков, задание № 36)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-J1.xls электронной таблицы, содержащей вещественные числа – показатели высот над уровнем моря географических точек.

    Найдите среднее значение всех отрицательных показателей и максимальное положительное значение.

    В качестве ответа укажите целую часть суммы найденных значений.

    ✍ Решение:

    • Перейдите в пустую ячейку (например, АО1).
    • Поскольку для вычисления среднего арифметического используется дополнительное условие (только отрицательные показатели), то проще использовать формулу СРЗНАЧЕСЛИ. Внесите формулу в заготовленную ячейку:
    =СРЗНАЧЕСЛИ(A1:AN500;"
    

    Здесь условие обязательно должно быть в кавычках.

  • Таким же образом вычислим максимальное положительное значение, используя функцию МАКСЕСЛИ.
  • Добавьте формулу в пустую ячейку AO2:
  • =МАКСЕСЛИ(A1:AN500;A1:AN500;">0")
  • Вычислим сумму в ячейке АО3:
  • =СУММ(AO1;AO2)

    Получилось 502,531856

  • Отбрасывая дробную часть, получаем 502.
  • Ответ: 502


    9_03: Задание: (К. Поляков, задание № 37)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-j2.xl s электронной таблицы, содержащей вещественные числа – успеваемость учеников школ города по учебным дисциплинам за четвертую четверть.

    Найдите школы с максимальным и минимальным средними показателями.
    В качестве ответа укажите два числа – номера найденных школ, сначала с наименьшим показателем, затем с наибольшим.

    ✍ Решение:


    9_04: Задание: (К. Поляков, задание № 3)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением в первой половине дня (до 12:00 включительно).
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:N92) = 35,6
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(B2:N92) = 21,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 14,2
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 14


    9_05: Задание: (К. Поляков, задание № 15)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры в апреле и её средним арифметическим значением во второй половине дня (с 12:00) за тот же период.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за апрель (04 месяц). Для поиска среднего арифметического значения учтем также, что время должно быть с 12.00, то есть со столбца N:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:Y31) = 26,0
    • Ячейка A95 = СРЗНАЧ(N2:Y31) = 21,0
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 5,0
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 5


    9_06: Задание: (задание № 10, Школково сайт)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным и минимальным значением температуры среди измерений, сделанных в 17:00.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за 17.00, то есть со столбца S:

    • Ячейка A94 =МАКС(S2:S92) = 37,8
    • Ячейка A95 =МИН(S2:S92) = 22,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 15,4
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 15


    9_07: Задание: (задание № 12, Школково сайт)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте сумму средних арифметических значений температур в 16:00 и в 23:00.
    Округлите полученное число до целого и запишите его в ответ.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только в 16.00, то есть со столбца R и в 23.00, то есть со столбца Y:

    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(R2:R92) = 29,9
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(Y2:Y92) = 20,8
    • любая пустая ячейка =A94+A95 = 50,7
    • После округления получаем 51.
    • Можно также решить данное задание, записав все в одну строку:
     = СРЗНАЧ(R2:R92)+СРЗНАЧ(Y2:Y92)

    Ответ: 51


    9_08: Задание: (задание № 15, Школково сайт)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите результат деления суммы всех значений температуры на максимальное значение.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Ячейка A94 =МАКС(B2:Y92) = 38,0
    • Ячейка A95 =СУММ(B2:Y92) = 51807,0
    • любая пустая ячейка (поделим сумму на максимальное значение) =A95/A94 = 1363,3
    • Оставляем только целую часть = 1363.

    Ответ: 1363


    9_09: Задание: (задание № 16, Школково сайт)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте чему будет равно самое часто встречаемое значение температуры и среднее арифметическое значений температуры за всё время измерений. Найдите разницу между самым встречаемым значением и средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть числа (разницы).

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Для более достоверных расчетов будем использовать числа с тремя знаками после десятичной запятой. Воспользуемся кнопкой
    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(B2:Y92) = 23,721
    • Ячейка A95 =МОДА(B2:Y92) = 25,700
    • Для нахождения наиболее часто встречаемого значения используется функция МОДА ()

    • любая пустая ячейка =A95-A94 = 1,979
    • Оставляем только целую часть = 1.

    Ответ: 1


    9_14: Задание: (К. Поляков, задание № 40)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

    В каком количестве измерений температура оказалась выше 25 градусов?

    ✍ Решение:


    9_15: Задание: (К. Поляков, задание № 49)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-j5.xls, содержащей вещественные числа – количество баллов, которое набрали участники тестирования. В первой строке указаны дисциплины, во второй – максимальный балл за тест по дисциплине, в левом столбце – фамилии участников. Считается, что тест пройден, если участник тестирования набрал больше 60% от максимального балла. В качестве ответа укажите, сколько участников тестирования прошли больше трёх тестов.

    ✍ Решение:


    9_16: Задание: (К. Поляков, задание № 80)
    Задание 9 номер 11019 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    В электронной таблице в файле 9-j10.xls хранятся вещественные числа – результаты ежечасного измерения скорости ветра на протяжении трех месяцев.

    Найдите количество дней, когда максимальная скорость ветра составляла не менее 90% от максимального значения за весь период.

    ✍ Решение:


    Также можно посмотреть некоторые аналогичные задания ОГЭ

    Задания с диаграммами (задания прошлых лет для тренировки)

    ЕГЭ по информатике задание 9 (пример задания P-00, Поляков К.)

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Как изменится значение ячейки C3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2 в B3?
    («+1» означает увеличение на 1, «-1» означает уменьшение на 1):

    Варианты:
    1) -2
    2) -1
    3) 0
    4) +1

    ✍ Решение:

      Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:

    • В ячейке C2 будет находиться число 4, так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
    • В ячейке С3 будет находиться число 3:
    (1 + 2 + 2 + 6 + 4) / 5 = 3

    Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:

  • Перемещение содержимого ячейки означает, что ячейка B2 окажется пустой, а в ячейке B3 появится число 6.
  • Тогда расчёт формулы в ячейке C2 поменяется: количество непустых ячеек диапазона A1:B2 станет равным 3.
  • Соответственно изменится и значение после расчёта формулы ячейки C3: среднее значение содержимого диапазона ячеек A1:C2 станет равным:
  • (1 + 2 + 2 + 3) / 4 = 2

    (нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).

  • Таким образом, значение после перемещения формулы изменилось, уменьшившись на 1. Верный ответ 2
  • Результат: 2

    Подробное решение задания на видео:


    Задание:

    В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3.

    Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4), если значение ячейки С5 равно 5?

    ✍ Решение:

    • Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
    • Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
    (C2 + C3 + C4 + C5)/4 = 3
  • Примем неизвестную сумму в за x и получим по формуле вычисления среднего значения:
  • x / 4 = 3
  • Найдем x:
  • x = 3 * 4 = 12  ->  C2 + C3 + C4 + C5 = 12
  • По заданию необходимо найти =СУММ(С2:С4). Зная значение в ячейке С5, вычтем его из полученной суммы и найдем ответ:
  • C2 + C3 + C4 = C2 + C3 + C4 + C5 - C5 = 
    = 12 - 5 = 7 

    Результат: 7

    Подробное решение смотрите на видео:



    Рассмотрим еще один пример решения 9 задания ЕГЭ по информатике:

    9_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 (7) ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    разбор 9 задания егэ по информатике

    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?
    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

    ✍ Решение:

    • Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
    • По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
    • Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x:
    А2: х + 2
    В2: 8/2 = 4
    С2: х * 2
    
  • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем два из полученных выражений (например, С2 = В2):
  • 2 * х = 4 => x = 2
    

    Результат: 2

    Детальный разбор можно посмотреть в видеоуроке решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:


    9_11: Пример задания с ege.yandex.ru

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку:
    2

    ✍ Решение:

    • По диаграмме можно судить только о следующем: если она не перевернута, то значения в ячейках A2 и B2 должны быть равны, а значение ячейки C2 — в два раза больше каждой из них.
    • Поскольку у нас неизвестны значения двух ячеек, то обозначим B1 за x, а C1 за y.
    • Подставим неизвестные в формулы и получим:
    • 1

    • Исходя из первого пункта, получаем:
    A2 = B2 = C2/2
  • Составим систему уравнений:
  • 4y = x - y
    2 * 4y = x - y + 4
    
  • Первое уравнение нам дает x = 5y. Подставим это значение во второе уравнение:
  • 8y = 5y - y + 4  ->  y = 1
  • Таким образом, x=5. А значения ячеек A2 = B2 = 4, C2 = 8. Т.е. изображение диаграммы действительно сходится с полученными значениями.
  • Результат: 5

    Подробное решение смотрите на видео:


    9_12: Задание № 10 (до 2020г), К. Поляков:

    Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
    задание 9
    После копирования диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 была построена диаграмма (график) по значениям столбцов диапазона ячеек В2:Е6.
    1_11

    Значениям D2:D6 соответствует график:

     
    Варианты:
    1) А   2) Б   3) В   4) Г

    ✍ Решение:

    • Копирование диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 буквально означает выделение диапазона АЗ:ЕЗ и протягивание маркера копирования до конца указанного блока ячеек.
    • Поскольку нас интересует только столбец D, то посмотрим, что там за формула, и что с ней произойдет при копировании:
    • 1

    • в ячейке D3 значение зависит от ячейки A3 и оно равно 2;
    • при копировании формулы столбец остается тот же (D), поэтому и в формуле буквы остаются теми же (D и A), а вот строки копируются вниз, т.е. цифры в формуле увеличиваются на единицу при движении вниз на каждую строку; соответственно, нас интересуют еще ячейки A4, A5, A6;
    • формулы ячеек A4, A5, A6 зависят от ячеек столбца B, поэтому рассмотрим получившиеся при копировании формулы столбцов A и B:
    • 1_11

    • Теперь вычислим значения в этих столбцах:
    • 2

    • Получаем точки по столбцу D: 1, -1, -1, -7, -15, что соответствует графику Г (ответ 4)

    Результат: 4

    Разбор задания смотрите на видео:


    9_13: Задание № 83 (до 2020 г), Поляков К.:

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    1
    1
    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, положительные.

    ✍ Решение задания 7:

    • На изображенной диаграмме (если она преднамеренно не перевернута) секторы соответствуют указанному диапазону ячеек при движении по часовой стрелке с «севера на юг»: т.е. А2 — синий сектор, B2 — красный и т.п. Таким образом, делаем следующий вывод:
    А2 = B2 = 2 * C2 = 2 * D2
  • Поскольку необходимо найти C1, и оно встречается в формулах, то примем его за x.
  • Перепишем формулы согласно введенному обозначению:
  • 1_11

  • Приравняем формулы в ячейках B2 и D2 (см. п.1) и получим:
  • B2 = 2 * D2
    2(x + 5) = x + 21
    2x - x = 21 - 10
    x = 11
    
  • Т.е. С1 = 11
  • Результат: 11

    Видеоразбор задания:


    На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, рассмотрены примеры того, как решать 9 задание. Дан теоретический материал по теме «Анализирование информации, представленной в виде схем и поиск количества путей».

    Содержание:

    • ОГЭ по информатике 9 задания объяснение
      • Поиск количества путей
    • 9 задание как решать
      • Актуальное
      • Тренировочные

    9-е задание: «Анализирование информации, представленной в виде схем».
    Уровень сложности — повышенный,
    Максимальный балл — 1,
    Примерное время выполнения — 4 минуты.

    * до 2020 г — это было задание № 11 ОГЭ

    Поиск количества путей

    • Если в город R из города A можно добраться только из городов X, Y и Z, то количество различных путей из города A в город R равно сумме числа различных путей проезда из A в X, из A в Y и из A в Z, то есть:
    • NR = NX + NY + NZ

    • где NR — это количество путей из вершины A в вершину R
    • Число путей не бесконечно, исключением является только схема, в которой есть циклы – замкнутые пути.
    • Часто подобные задания целесообразней решать с конца (рассмотрим пример ниже).

    9 задание как решать


      Подробный видеоразбор по ОГЭ 9 задания:

    • Рассмотрено 3 задачи. Перемотайте видеоурок на решение нужной задачи.

    Актуальное

    Решение задания 9.3. Демонстрационный вариант огэ по информатике 2022 г.:

      
    На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

      
    Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?
    решение 9 задания ОГЭ по информатике

    ✍ Решение:
     

      ✎ 1 способ (дерево):

    • Поскольку нас интересуют пути, проходящие через город В, то вычеркнет те дороги, которые минуют город В:
    • Как видим, таких дорог получилось две — Б->Д и А->Г. Учтем это при дальнейших расчетах.
    • Решим задание с конца. Т.е. так как траектория поиска путей — от А до K, то мы будем рассматривать сначала город K.
    • В город K можно попасть из трех городов — Д, E и Ж; запишем это так:
    • K = Д + Е + Ж
      
    • Теперь аналогично рассмотрим города Д, Е и Ж:
    • Д = В (Б -> Д не учитываем)
      Е = Д + В
      Ж = В + Г
      
    • Далее, рассмотрим каждый город, дойдя до первого — города А. Для него существует только одни путь. Также, для городов, выходящих только из города А, тоже существует только 1 путь. Таким образом имеем:
    • К = Д + Е + Ж
      
      Д = В 
      Е = Д + В
      Ж = В + Г
      -----
      Б = А = 1
        A = 1 
      В = Б + А 
      Д = B
      Ж = B + Г
        Г = В  (А - Г не учитываем)
      
      
      Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑
      В = Б + А = 2
      Г = В = 2
      Д = В = 2
      Ж = B + Г = 2 + 2 = 4
      Е = Д + В = 2 + 2 = 4
      
    • Поскольку нас интересуют пути, проходящие через город В, то вычеркнет те дороги, которые минуют город В:
    • К = Д + Е + Ж = 2 + 4 + 4 = 10
      

      ✎ 2 способ (дерево):

    • Построим дерево, расположив его для удобства горизонтально:
    •                 К
                 Д -  Е  -  К
                --------------
                            Е   -  К
                      Д  -  К
           Б -   В -  Е  -  К
                      Ж  -  К
                      Г  -  Ж - К
      А           ----------------
                 Д -  К
                      Е  -  К
           В -   Е -  К
                 Ж -  К
                 Г -  Ж  - К
                 ----------------
           Г -   Ж -  К
      
    • Уберем пути, в которых отсутствует город В:
    •                 К
                 Д -  Е  -  К
                --------------
                            Е   -  К
                      Д  -  К
           Б -   В -  Е  -  К
                      Ж  -  К
                      Г  -  Ж - К
      А           ----------------
                 Д -  К
                      Е  -  К
           В -   Е -  К
                 Ж -  К
                 Г -  Ж  - К
                 ----------------
           Г -   Ж -  К
      
    • Подсчитаем количество оставшихся путей следования до города К, их 10.

    Ответ: 10

    Решение задания 9.4:

    На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

      
    Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город Ж?
    решение 9 задания ОГЭ по информатике

    ✍ Решение:
     

      ✎ 1 способ (с конца):

    • Поскольку нас интересуют пути, проходящие через город Ж, то вычеркнем те дороги, которые минуют город Ж:
    • Решим задание с конца. Т.е. так как траектория поиска путей — от А до K, то мы будем рассматривать сначала город K.
    • В город K можно попасть из трех городов — И, E и Ж; запишем это так:
    • K = И + Ж
      
    • Теперь аналогично рассмотрим города И, Е:
    • И = Ж
      Ж = Д + В + Е
      
    • Далее, рассмотрим каждый город, дойдя до первого — города А. Для него существует только одни путь. Также, для городов, выходящих только из города А, тоже существует только 1 путь. Таким образом имеем:
    • К = И + Ж
      
      И = Ж
      Ж = Д + В + Е
      -----
      Д = Б + В
      Е = В + Г 
      В = Б + А + Г 
      А = 1
      Г = А = 1
      Б = А = 1
      
      
      Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑
      В = Б + А + Г = 1 + 1 + 1 = 3
      Д = Б + В = 1 + 3 = 4
      Е = В + Г = 3 + 1 = 4
      Ж = Д + В + Е = 4 + 3 + 4 = 11
      И = Ж = 11
      К = И + Ж = 22
      

    Ответ: 22

    Тренировочные

    Решение задания 9.1:

      
    На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город H?
    9 задание ОГЭ с графами

      
    Типовые задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Решим задание с конца. Т.е. так как траектория поиска путей от А до Н, то мы будем рассматривать сначала город Н.
    • В город Н можно попасть из трех городов — C, D и G; запишем это так:
    • H = C + D + G
      
    • Теперь аналогично рассмотрим города C, D и G:
    • C = D + A
      D = A + E
      G = D + E + F
      

      Далее, рассмотрим каждый город, дойдя до первого — города А. Для него существует только одни путь. Также, для городов, выходящих только из города А, тоже существует только 1 путь. Таким образом имеем:

      H = C + D + G
      
      C = D + A
      D = A + E
      G = D + E + F
      -----
      D = Е + A 
      A = 1 
      E = A + B
      F = B
      B = 1
      
      Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑
      F = B = 1
      E = A + B = 1 + 1 = 2
      D = Е + A = 2 + 1 = 3
      G = D + E + F = 3 + 2 + 1 = 6     
      D = A + E = 1 + 2 = 3 
      C = D + A = 3 + 1 = 4
      
      H = C + D + G = 4 + 3 + 6 = 13
      

    Ответ: 13


    Решение задания 9.2:

    На карту нанесены 4 города (A, B, C и D).
    Известно, что:
    между городами A и C — три дороги,
    между городами C и B — две дороги,
    между городами A и B — две дороги,
    между городами C и D — две дороги,
    между городами B и D — четыре дороги.
    По каждой из этих дорог можно ехать в обе стороны.

     
    Сколькими различными способами можно проехать из A в D, посещая каждый город не более одного раза?

     
    Типовые задания для тренировки

    ✍ Решение:
     

    • Построим все возможные ветви для движения из города A. Будем выполнять произведение количества дорог для каждой ветви, так как движение возможно в обе стороны:
    • A * B * C * D = 2 * 2 * 2 = 8  (A и B - две дороги, C и B - две дороги, C и D - две дороги)
      A * B * D = 2 * 4 = 8          (A и B - две дороги, B и D - четыре дороги)
      A * C * D = 3 * 2 = 6          (A и C - три дороги, C и D - две дороги)
      A * C * B * D = 3 * 2 * 4 = 24 (A и C - три дороги, C и B - две дороги, B и D - четыре дороги)
      
    • Полученные результаты для каждого способа движения из города A в город D следует сложить:
    • 8 + 8 + 6 + 24 = 46

    Ответ: 46


    Ребята, покидайте, плиз, в комментариях ещё хороших каналов по ЕГЭ и учёбе!

    • Информатика — уроки для подготовки к экзаменам ЕГЭ ОГЭ
    • Evgenij Jobs
    • Задание №9. Разбор демоверсии-2023 | Информатика ЕГЭ

    Задание №9. Разбор демоверсии-2023 | Информатика ЕГЭ

    Смотреть видео:

    #информатика #егэинформатика #икт #экзамены #егэ_2020 #мгту #школьникам #помощь_студентам #поступление

    Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Информатике (листай):

    С этим видео ученики смотрят следующие ролики:

    Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):

    • Комментарии

    Нет комментариев. Ваш будет первым!

  • Задание 8 номер 9985
  • Задание 8 номер 7785
  • Задание 8 номер 7774
  • Задание 8 номер 7651
  • Задание 8 номер 7566