Задание 9 номер 10256 информатика

На уроке рассмотрен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике, разбор 9 задания. Объясняется тема о работе в электронных таблицах и базах данных.

ЕГЭ по информатике 9 задания объяснение

9-е задание: «Электронные таблицы»

Уровень сложности

— базовый,

Требуется использование специализированного программного обеспечения

— да,

Максимальный балл

— 1,

Примерное время выполнения

— 6 минут.

  
Проверяемые элементы содержания: Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах

До ЕГЭ 2021 года — определенные типы этого задания были заданием № 7 ЕГЭ


Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.

Таблица: Наиболее часто используемые функции

русский англ. действие синтаксис
СУММ SUM Суммирует все числа в интервале ячеек СУММ(число1;число2)
Пример:
=СУММ(3; 2)
=СУММ(A2:A4)
СЧЁТ COUNT Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек СЧЁТ(значение1, [значение2],…)
Пример:
=СЧЁТ(A5:A8)
СРЗНАЧ AVERAGE Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…)
Пример:
=СРЗНАЧ(A2:A6)
МАКС MAX Возвращает наибольшее значение из набора значений МАКС(число1;число2; …)
Пример:
=МАКС(A2:A6)
МИН MIN Возвращает наименьшее значение из набора значений МИН(число1;число2; …)
Пример:
=МИН(A2:A6)
ЕСЛИ IF Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. ЕСЛИ(лог_выражение;
значение_если_истина;
значение_если_ложь)
Пример:
=ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК»)
СЧЁТЕСЛИ COUNTIF Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий)
Пример:
=СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки»)
СУММЕСЛИ SUMIF Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СУММЕСЛИ
(диапазон, критерий, [диапазон_суммирования])
Пример:
=СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″)
  • следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):
  • 1

    Анализ диаграмм и графиков в электронных таблицах

    Типы ссылок в ячейках

    Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.

    • Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
    •  Относительная адресация

      Относительная адресация:
      имя столбца вправо на 1
      номер строки вниз на 1

    • Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
    • Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак $ перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак $ перед номером строки:
    • объяснение егэ по информатике

      Абсолютная адресация:
      имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными

    • В смешанных формулах меняется только относительная часть:
    • информатика егэ теория

      Смешанные формулы

    Построение диаграмм

    • Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
    • Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
    • Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
    • Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
    • круговая диаграмма, объяснение 9 задания егэ

    • Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
    • гистограмма, 9 задание егэ

    Егифка ©:

    решение 9 задания ЕГЭ

    * Некоторые изображения, представленные в изложении теоретического материала, заимствованны с сайта К. Полякова

    ЕГЭ по информатике 9 задание разбор

    Плейлист видеоразборов задания на YouTube: Задание 9 номер 10256 информатика
    Задание демонстрационного варианта 2022 года ФИПИ


    Встроенные функции в электронных таблицах

    9_00: 9 задание. Демоверсия варианта ЕГЭ по информатике 2021, ФИПИ:
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Типовые задания для тренировки


    9_01: Задание 1: (эмулятор экзамена 2021)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Найдите разность между максимальным и минимальным числом в диапазоне C48:Y360. В ответе запишите только целую часть числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A502 = МАКС(C48:Y360)
    • Ячейка B502 = МИН(C48:Y360)
    • любая пустая ячейка =A502-B502
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 920


    9_02: Задание: (К. Поляков, задание № 36)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-J1.xls электронной таблицы, содержащей вещественные числа – показатели высот над уровнем моря географических точек.

    Найдите среднее значение всех отрицательных показателей и максимальное положительное значение.

    В качестве ответа укажите целую часть суммы найденных значений.

    ✍ Решение:

    • Перейдите в пустую ячейку (например, АО1).
    • Поскольку для вычисления среднего арифметического используется дополнительное условие (только отрицательные показатели), то проще использовать формулу СРЗНАЧЕСЛИ. Внесите формулу в заготовленную ячейку:
    =СРЗНАЧЕСЛИ(A1:AN500;"
    

    Здесь условие обязательно должно быть в кавычках.

  • Таким же образом вычислим максимальное положительное значение, используя функцию МАКСЕСЛИ.
  • Добавьте формулу в пустую ячейку AO2:
  • =МАКСЕСЛИ(A1:AN500;A1:AN500;">0")
  • Вычислим сумму в ячейке АО3:
  • =СУММ(AO1;AO2)

    Получилось 502,531856

  • Отбрасывая дробную часть, получаем 502.
  • Ответ: 502


    9_03: Задание: (К. Поляков, задание № 37)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-j2.xl s электронной таблицы, содержащей вещественные числа – успеваемость учеников школ города по учебным дисциплинам за четвертую четверть.

    Найдите школы с максимальным и минимальным средними показателями.
    В качестве ответа укажите два числа – номера найденных школ, сначала с наименьшим показателем, затем с наибольшим.

    ✍ Решение:


    9_04: Задание: (К. Поляков, задание № 3)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением в первой половине дня (до 12:00 включительно).
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:N92) = 35,6
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(B2:N92) = 21,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 14,2
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 14


    9_05: Задание: (К. Поляков, задание № 15)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры в апреле и её средним арифметическим значением во второй половине дня (с 12:00) за тот же период.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за апрель (04 месяц). Для поиска среднего арифметического значения учтем также, что время должно быть с 12.00, то есть со столбца N:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:Y31) = 26,0
    • Ячейка A95 = СРЗНАЧ(N2:Y31) = 21,0
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 5,0
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 5


    9_06: Задание: (задание № 10, Школково сайт)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным и минимальным значением температуры среди измерений, сделанных в 17:00.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за 17.00, то есть со столбца S:

    • Ячейка A94 =МАКС(S2:S92) = 37,8
    • Ячейка A95 =МИН(S2:S92) = 22,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 15,4
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 15


    9_07: Задание: (задание № 12, Школково сайт)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте сумму средних арифметических значений температур в 16:00 и в 23:00.
    Округлите полученное число до целого и запишите его в ответ.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только в 16.00, то есть со столбца R и в 23.00, то есть со столбца Y:

    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(R2:R92) = 29,9
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(Y2:Y92) = 20,8
    • любая пустая ячейка =A94+A95 = 50,7
    • После округления получаем 51.
    • Можно также решить данное задание, записав все в одну строку:
     = СРЗНАЧ(R2:R92)+СРЗНАЧ(Y2:Y92)

    Ответ: 51


    9_08: Задание: (задание № 15, Школково сайт)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите результат деления суммы всех значений температуры на максимальное значение.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Ячейка A94 =МАКС(B2:Y92) = 38,0
    • Ячейка A95 =СУММ(B2:Y92) = 51807,0
    • любая пустая ячейка (поделим сумму на максимальное значение) =A95/A94 = 1363,3
    • Оставляем только целую часть = 1363.

    Ответ: 1363


    9_09: Задание: (задание № 16, Школково сайт)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте чему будет равно самое часто встречаемое значение температуры и среднее арифметическое значений температуры за всё время измерений. Найдите разницу между самым встречаемым значением и средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть числа (разницы).

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Для более достоверных расчетов будем использовать числа с тремя знаками после десятичной запятой. Воспользуемся кнопкой
    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(B2:Y92) = 23,721
    • Ячейка A95 =МОДА(B2:Y92) = 25,700
    • Для нахождения наиболее часто встречаемого значения используется функция МОДА ()

    • любая пустая ячейка =A95-A94 = 1,979
    • Оставляем только целую часть = 1.

    Ответ: 1


    9_14: Задание: (К. Поляков, задание № 40)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

    В каком количестве измерений температура оказалась выше 25 градусов?

    ✍ Решение:


    9_15: Задание: (К. Поляков, задание № 49)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-j5.xls, содержащей вещественные числа – количество баллов, которое набрали участники тестирования. В первой строке указаны дисциплины, во второй – максимальный балл за тест по дисциплине, в левом столбце – фамилии участников. Считается, что тест пройден, если участник тестирования набрал больше 60% от максимального балла. В качестве ответа укажите, сколько участников тестирования прошли больше трёх тестов.

    ✍ Решение:


    9_16: Задание: (К. Поляков, задание № 80)
    Задание 9 номер 10256 информатика

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    В электронной таблице в файле 9-j10.xls хранятся вещественные числа – результаты ежечасного измерения скорости ветра на протяжении трех месяцев.

    Найдите количество дней, когда максимальная скорость ветра составляла не менее 90% от максимального значения за весь период.

    ✍ Решение:


    Также можно посмотреть некоторые аналогичные задания ОГЭ

    Задания с диаграммами (задания прошлых лет для тренировки)

    ЕГЭ по информатике задание 9 (пример задания P-00, Поляков К.)

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Как изменится значение ячейки C3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2 в B3?
    («+1» означает увеличение на 1, «-1» означает уменьшение на 1):

    Варианты:
    1) -2
    2) -1
    3) 0
    4) +1

    ✍ Решение:

      Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:

    • В ячейке C2 будет находиться число 4, так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
    • В ячейке С3 будет находиться число 3:
    (1 + 2 + 2 + 6 + 4) / 5 = 3

    Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:

  • Перемещение содержимого ячейки означает, что ячейка B2 окажется пустой, а в ячейке B3 появится число 6.
  • Тогда расчёт формулы в ячейке C2 поменяется: количество непустых ячеек диапазона A1:B2 станет равным 3.
  • Соответственно изменится и значение после расчёта формулы ячейки C3: среднее значение содержимого диапазона ячеек A1:C2 станет равным:
  • (1 + 2 + 2 + 3) / 4 = 2

    (нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).

  • Таким образом, значение после перемещения формулы изменилось, уменьшившись на 1. Верный ответ 2
  • Результат: 2

    Подробное решение задания на видео:


    Задание:

    В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3.

    Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4), если значение ячейки С5 равно 5?

    ✍ Решение:

    • Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
    • Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
    (C2 + C3 + C4 + C5)/4 = 3
  • Примем неизвестную сумму в за x и получим по формуле вычисления среднего значения:
  • x / 4 = 3
  • Найдем x:
  • x = 3 * 4 = 12  ->  C2 + C3 + C4 + C5 = 12
  • По заданию необходимо найти =СУММ(С2:С4). Зная значение в ячейке С5, вычтем его из полученной суммы и найдем ответ:
  • C2 + C3 + C4 = C2 + C3 + C4 + C5 - C5 = 
    = 12 - 5 = 7 

    Результат: 7

    Подробное решение смотрите на видео:



    Рассмотрим еще один пример решения 9 задания ЕГЭ по информатике:

    9_10: ЕГЭ по информатике 2017 задание 9 (7) ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    разбор 9 задания егэ по информатике

    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?
    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

    ✍ Решение:

    • Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
    • По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
    • Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x:
    А2: х + 2
    В2: 8/2 = 4
    С2: х * 2
    
  • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем два из полученных выражений (например, С2 = В2):
  • 2 * х = 4 => x = 2
    

    Результат: 2

    Детальный разбор можно посмотреть в видеоуроке решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:


    9_11: Пример задания с ege.yandex.ru

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку:
    2

    ✍ Решение:

    • По диаграмме можно судить только о следующем: если она не перевернута, то значения в ячейках A2 и B2 должны быть равны, а значение ячейки C2 — в два раза больше каждой из них.
    • Поскольку у нас неизвестны значения двух ячеек, то обозначим B1 за x, а C1 за y.
    • Подставим неизвестные в формулы и получим:
    • 1

    • Исходя из первого пункта, получаем:
    A2 = B2 = C2/2
  • Составим систему уравнений:
  • 4y = x - y
    2 * 4y = x - y + 4
    
  • Первое уравнение нам дает x = 5y. Подставим это значение во второе уравнение:
  • 8y = 5y - y + 4  ->  y = 1
  • Таким образом, x=5. А значения ячеек A2 = B2 = 4, C2 = 8. Т.е. изображение диаграммы действительно сходится с полученными значениями.
  • Результат: 5

    Подробное решение смотрите на видео:


    9_12: Задание № 10 (до 2020г), К. Поляков:

    Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
    задание 9
    После копирования диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 была построена диаграмма (график) по значениям столбцов диапазона ячеек В2:Е6.
    1_11

    Значениям D2:D6 соответствует график:

     
    Варианты:
    1) А   2) Б   3) В   4) Г

    ✍ Решение:

    • Копирование диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 буквально означает выделение диапазона АЗ:ЕЗ и протягивание маркера копирования до конца указанного блока ячеек.
    • Поскольку нас интересует только столбец D, то посмотрим, что там за формула, и что с ней произойдет при копировании:
    • 1

    • в ячейке D3 значение зависит от ячейки A3 и оно равно 2;
    • при копировании формулы столбец остается тот же (D), поэтому и в формуле буквы остаются теми же (D и A), а вот строки копируются вниз, т.е. цифры в формуле увеличиваются на единицу при движении вниз на каждую строку; соответственно, нас интересуют еще ячейки A4, A5, A6;
    • формулы ячеек A4, A5, A6 зависят от ячеек столбца B, поэтому рассмотрим получившиеся при копировании формулы столбцов A и B:
    • 1_11

    • Теперь вычислим значения в этих столбцах:
    • 2

    • Получаем точки по столбцу D: 1, -1, -1, -7, -15, что соответствует графику Г (ответ 4)

    Результат: 4

    Разбор задания смотрите на видео:


    9_13: Задание № 83 (до 2020 г), Поляков К.:

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    1
    1
    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, положительные.

    ✍ Решение задания 7:

    • На изображенной диаграмме (если она преднамеренно не перевернута) секторы соответствуют указанному диапазону ячеек при движении по часовой стрелке с «севера на юг»: т.е. А2 — синий сектор, B2 — красный и т.п. Таким образом, делаем следующий вывод:
    А2 = B2 = 2 * C2 = 2 * D2
  • Поскольку необходимо найти C1, и оно встречается в формулах, то примем его за x.
  • Перепишем формулы согласно введенному обозначению:
  • 1_11

  • Приравняем формулы в ячейках B2 и D2 (см. п.1) и получим:
  • B2 = 2 * D2
    2(x + 5) = x + 21
    2x - x = 21 - 10
    x = 11
    
  • Т.е. С1 = 11
  • Результат: 11

    Видеоразбор задания:


    За это задание ты можешь получить 1 балл. На решение дается около 5 минут. Уровень сложности: базовый.
    Средний процент выполнения: 63%
    Ответом к заданию 9 по информатике может быть цифра (число) или слово.

    Разбор сложных заданий в тг-канале

    Задачи для практики

    Задача 1

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке пять натуральных чисел. Определите сколько существует строк, в которых сумма квадратов максимального и минимального значения больше, чем произведение оставшихся.

    Решение

    Для начала нужно расположить числа по возрастанию (или убыванию)

    Для этого запишем формулы, в ячейки соседние с числами:
    =НАИБОЛЬШИЙ(A1:E1;1)
    =НАИБОЛЬШИЙ(A1:E1;2)
    =НАИБОЛЬШИЙ(A1:E1;3)
    =НАИБОЛЬШИЙ(A1:E1;4)
    =НАИБОЛЬШИЙ(A1:E1;5)

    Далее найдём сумму квадратов наибольшего и наименьшего: =F1^2+J1^2
    и произведение оставшихся: =G1*H1*I1:

    Проверим в каких строчках соблюдается условие: =ЕСЛИ(K1>L1;1;0)

    После этого, просто найдём сумму столбца: =СУММ(M:M) Это и будет нашим ответом.

    Ответ: 23

    Задача 2

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке шесть натуральных чисел, координаты и радиус двух окружностей: x1, y1, r1, x2, y2, r2. Определите количество строк, в которых эти две окружности касаются, пересекаются или одна окружность находится внутри другой. В ответе запишите только число.

    Решение

    В данном случае достаточно проверить, что расстояние между окружностями меньше или равно сумме их радиусов.

    Воспользуемся формулой: =ЕСЛИ(КОРЕНЬ((D1-A1)^2+(E1-B1)^2)<=C1+F1;1;0)

    Посчитать количество окружностей, удовлетворяющих условию: =СУММ(H:H)

    В ответе запишем полученный результат.

    Ответ: 6692

    Задача 3

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в первой строке координаты центра и радиус окружности (x, y, R), в каждой последующей строке два целых числа, координаты точки: x1, y1. Найдите количество точек, которые лежат на окружности с центром в точке x, y и радиуса R. При решении нужно воспользоваться уравнением окружности. В ответе запишите только одно число.

    Решение

    В общем виде уравнение окружности выглядит следующим образом: (x – a)2 + (y – b)2 = R2, где a и b – координаты центра окружности.

    Для начала нужно проверить, лежит точка на окружности или нет, если точка находится на окружности, то поставить 1, иначе 0: =ЕСЛИ((A2-$A$1)^2+(B2-$B$1)^2=$C$1^2;1;0)

    Обратите внимание на то, что некоторые ссылки являются абсолютными, т.к. уравнение окружности применимо только для первой строки из таблицы.

    Посчитать количество точек, которые расположены на окружности можно по формуле: =СУММ(D:D)

    В ответе запишем полученный результат.

    Ответ: 5

    Задача 4

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в первой строке координаты центра и радиус окружности (x, y, R), в каждой последующей строке два целых числа, координаты точки: x1, y1. Найдите сколько точек лежит внутри круга с центром в точке x, y и радиуса R. При решении можно воспользоваться уравнением окружности. В ответе запишите только одно число.

    Решение

    В общем виде уравнение окружности выглядит следующим образом: (x – a)2 + (y – b)2 = R2, где a и b – координаты центра окружности.

    Для начала нужно проверить, лежит точка внутри окружности или нет, если точка находится внутри окружности, то поставить 1, иначе 0: =ЕСЛИ((A2-$A$1)^2+(B2-$B$1)^2<$C$1^2;1;0)

    Обратите внимание на то, что некоторые ссылки являются абсолютными, т.к. уравнение окружности применимо только для первой строки из таблицы.

    Посчитать количество точек, которые расположены внутри окружности можно по формуле: =СУММ(D:D)

    В ответе запишем полученный результат.

    Ответ: 134

    Задача 5

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке четыре натуральных числа, координаты двух точек, начала и конца отрезка: x1, y1, x2, y2. Найдите количество отрезков, у которых длина больше 30 и не больше 50. При решении воспользоваться формулой вычисления длины отрезка по двум точкам. В ответе запишите только целую число.

    Решение

    Длина отрезка вычисляется по формуле: =КОРЕНЬ((A1-C1)^2+(B1-D1)^2)

    Найдём количество отрезков, удовлетворяющих условию задачи =СЧЁТЕСЛИМН(E:E;»>30″;E:E;»<=50″)

    В ответе запишем полученное число.

    Ответ: 2136

    Задача 6

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке четыре натуральных числа, координаты двух точек, начала и конца отрезка: x1, y1, x2, y2. Найдите максимальную длину среди всех отрезков. При решении воспользоваться формулой вычисления длины отрезка по двум точкам. В ответе запишите только целую часть числа.

    Решение

    Длина отрезка вычисляется по формуле: =КОРЕНЬ((A1-C1)^2+(B1-D1)^2)

    Найдём наибольшее значение, при условии, что длины отрезков записаны в столбце Е: =МАКС(E:E)

    В результате получим 126,732

    В ответе запишем только целую часть.

    Ответ: 126

    Задача 7

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Назовём тройку «подходящей», если в ней среднее по величине число равно среднему арифметическому большего и меньшего чисел: b = (a+c)/2. Посчитайте количество «подходящих» троек. В ответе запишите только число.

    Решение

    Чтобы определить наибольшее из чисел, воспользуемся формулой в ячейке E1: =МАКС(A1:C1)

    Чтобы определить наименьшее из чисел, воспользуемся формулой в ячейке F1: =МИН(A1:C1)

    Чтобы определить среднее число, воспользуемся формулой в ячейке G1: =СУММ(A1:C1)-МАКС(A1:C1)-МИН(A1:C1)

    Формулу из условия проверим функцией: =ЕСЛИ(G1*2=E1+F1;1;0)

    Посчитаем количество строк, принимающих единицу в финальном столбце столбцах. Таких 17.

    Ответ: 17.

    Ответ: 17

    Задача 8

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Назовём тройку «подходящей», если в ней самое большее число равно сумме удвоенного среднего (по величине) числа и утроенного меньшего числа: a = 2b+3c. Посчитайте количество «подходящих» троек. В ответе запишите только число.

    Решение

    Чтобы определить наибольшее из чисел, воспользуемся формулой в ячейке E1: =МАКС(A1:C1)

    Чтобы определить наименьшее из чисел, воспользуемся формулой в ячейке F1: =МИН(A1:C1)

    Чтобы определить среднее число, воспользуемся формулой в ячейке G1: =СУММ(A1:C1)-МАКС(A1:C1)-МИН(A1:C1)

    Формулу из условия проверим функцией: =ЕСЛИ(E1=2*G1+3*F1;1;0)

    Посчитаем количество строк, принимающих единицу в финальном столбце столбцах. Такая только одна.

    Ответ: 1.

    Ответ: 1

    Задача 9

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Определите максимальную площадь треугольника, который можно составить из троек чисел. При решении воспользоваться неравенством треугольника и формулой Герона. В ответе запишите только одно число — значение максимальной площади, округлённое до целого.

    Решение

    Согласно неравенству треугольника, в любом треугольнике сумма длин двух сторон всегда должна быть больше третьей. Чтобы проверить неравенство треугольника, достаточно убедиться, что сумма длин двух наименьших сторон больше длины наибольшей стороны. Площадь треугольника будем находить по формуле Герона.

    Чтобы определить наибольший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке E1: =МАКС(A1:C1)

    Чтобы определить наименьший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке F1: =МИН(A1:C1)

    Чтобы определить средний отрезок, воспользуемся формулой в ячейке G1: =СУММ(A1:C1)-МАКС(A1:C1)-МИН(A1:C1)

    Чтобы определить полупериметр, воспользуемся формулой в ячейке H1: =СУММ(A1:C1)/2

    Неравенство треугольника проверим формулой =ЕСЛИ(E1<F1+G1;1;0)

    Добавим в эту формулу вместо единицы формулу Герона: =ЕСЛИ(E1<F1+G1;КОРЕНЬ(H1*(H1-E1)*(H1-F1)*(H1-G1));0)

    Максимальную площадь найдём поиском максимума в столбце площадей: =МАКС(I:I)

    Наибольшая площадь: 3942,653. Округлив до целого, получим окончательный ответ: 3943.

    Ответ: 3943.

    Ответ: 3943

    Задача 10

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Определите количество троек чисел, из которых возможно составить треугольник согласно неравенству треугольника. В ответе запишите только число.

    Решение

    Согласно неравенству треугольника, в любом треугольнике сумма длин двух сторон всегда должна быть больше третьей. Чтобы проверить неравенство треугольника, достаточно убедиться, что сумма длин двух наименьших сторон больше длины наибольшей стороны.

    Чтобы определить наибольший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке E1: =МАКС(A1:C1)

    Чтобы определить наименьший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке F1: =МИН(A1:C1)

    Чтобы определить средний отрезок, воспользуемся формулой в ячейке G1: =СУММ(A1:C1)-МАКС(A1:C1)-МИН(A1:C1)

    Неравенство треугольника проверим формулой =ЕСЛИ(E1<F1+G1;1;0)

    Посчитаем количество единиц в финальном столбце, получим 528 подходящих троек.

    Ответ: 528.

    Ответ: 528

    Задача 11

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке четыре натуральных числа — координаты концов отрезка x1, y1, x2, y2 соответственно. Определите количество отрезков, расположенных горизонтально (параллельно оси Ох). В ответе запишите только число.

    Решение

    Отрезок параллелен оси Ох, если y1 = y2.

    В ячейку F1 запишем =ЕСЛИ(B1=D1;1;0)

    Посчитаем количество единиц в финальном столбце F, получим 12 подходящих отрезков.

    Ответ: 12.

    Ответ: 12

    Задача 12

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке три натуральных числа. Определите максимальную площадь треугольника, который можно составить из троек чисел. При решении воспользоваться неравенством треугольника и формулой Герона. В ответе запишите только одно число — значение максимальной площади, округлённое до целого.

    Решение

    Согласно неравенству треугольника, в любом треугольнике сумма длин двух сторон всегда должна быть больше третьей. Чтобы проверить неравенство треугольника, достаточно убедиться, что сумма длин двух наименьших сторон больше длины наибольшей стороны. Площадь треугольника будем находить по формуле Герона.

    Чтобы определить наибольший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке E1: =МАКС(A1:C1)

    Чтобы определить наименьший из отрезков, воспользуемся формулой в ячейке F1: =МИН(A1:C1)

    Чтобы определить средний отрезок, воспользуемся формулой в ячейке G1: =СУММ(A1:C1)-МАКС(A1:C1)-МИН(A1:C1)

    Чтобы определить полупериметр, воспользуемся формулой в ячейке H1: =СУММ(A1:C1)/2

    Неравенство треугольника проверим формулой =ЕСЛИ(E1<F1+G1;1;0)

    Добавим в эту формулу вместо единицы формулу Герона: =ЕСЛИ(E1<F1+G1;КОРЕНЬ(H1*(H1-E1)*(H1-F1)*(H1-G1));0)

    Максимальную площадь найдём поиском максимума в столбце площадей: =МАКС(I:I)

    Наибольшая площадь: 3658,396. Округлив до целого, получим окончательный ответ: 3658.

    Ответ: 3658.

    Ответ: 3658

    Задача 13

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей натуральные числа — еженедельные замеры стоимости автомобилей в течение года. В какой месяц средняя цена на все автомобили была максимальная? В ответ запишите целую часть максимальной средней цены.

    Решение

    Откроем файл электронной таблицы. В удобной для вас пустой ячейке (например, в ячейке Q2) запишем формулу =СРЗНАЧ(B2:P6), чтобы посчитать среднее арифметическое значение цены на автомобили в январе. Аналогичным образом считаем среднее арифметическое значение цены автомобилей в другие месяцы. Для удобства формулы будем записывать в ячейки Q3-Q13 включительно. Теперь нужно выбрать из получившихся чисел наибольшее. Для этого в любой свободной ячейке запишем формулу =МАКС(Q2:Q13). Получается 566682,5167. В ответ записываем только целую часть (не округляем!), получается ответ 566682.

    Ответ: 566682

    Задача 14

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей натуральные числа — результаты ежечасного замера температуры воздуха в течение трёх месяцев. Найдите разность между средним арифметическим значением температуры в апреле и средним арифметическим значением температуры в марте. В ответ запишите только целую часть получившего числа.

    Решение

    Откроем файл электронной таблицы. В удобной для вас пустой ячейке (например, в ячейке Z2) запишем формулу =СРЗНАЧ(B2:Y32), чтобы посчитать среднее арифметическое значение температуры в марте. В другой пустой ячейке запишем формулу =СРЗНАЧ(B33:Y62), чтобы посчитать среднее арифметическое значение температуры в апреле. Теперь нужно вычесть первое число из второго. Получается 10,51890681. В ответ записываем только целую часть (не округляем!), получается ответ 10.

    .

    Ответ: 10

    Задача 15

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей натуральные числа — результаты ежедневных продаж крепёжных материалов на протяжении шести месяцев. Найдите разность между материалами, проданными за всё время, и материалами, проданными за лето.

    Решение

    Откроем файл электронной таблицы. В удобной для вас пустой ячейке (например, в ячейке N2) записываем формулу =СУММ(B2:M184), чтобы посчитать количество товаров, проданных за всё время. В соседней пустой ячейке (например, в ячейке N3) записываем формулу =СУММ(B63:M154), чтобы посчитать количество материалов, проданных за лето. Теперь нам осталось найти разность двух чисел. Для удобства можно посчитать разность в таблице. Получается ответ 2751277.

    Ответ: 2751277

    Задача 16

    Откройте файл электронной таблицы, содержащей натуральные числа — результаты ежедневных продаж крепёжных материалов на протяжении шести месяцев. Найдите, каких крепёжных материалов продали за сентябрь больше всего, а каких — меньше всего. Посчитайте разность этих чисел.

    Решение

    Откроем файл электронной таблицы. В удобной для вас пустой ячейке (например, в ячейке B185) записываем формулу =СУММ(B155:B184), чтобы посчитать количество проданных гвоздей 15 мм за сентябрь. Далее нужно посчитать количество остальных проданных товаров за сентябрь. Для удобства тянем за правый нижний угол ячейки с формулой вправо, до ячейки M185 включительно. Теперь необходимо узнать, какого материала было продано больше всего, а какого — меньше всего, и посчитать разность этих чисел. Для удобства в пустой ячейке (например, в ячейке N185) запишем формулу =МАКС(B185:M185)-МИН(B185:M185). Получилось число 16154, которое является ответом.

    Ответ: 16154

    Рекомендуемые курсы подготовки

    Ребята, покидайте, плиз, в комментариях ещё хороших каналов по ЕГЭ и учёбе!

    • Информатика — уроки для подготовки к экзаменам ЕГЭ ОГЭ
    • Evgenij Jobs
    • Задание №9. Разбор демоверсии-2023 | Информатика ЕГЭ

    Задание №9. Разбор демоверсии-2023 | Информатика ЕГЭ

    Смотреть видео:

    #информатика #егэинформатика #икт #экзамены #егэ_2020 #мгту #школьникам #помощь_студентам #поступление

    Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Информатике (листай):

    С этим видео ученики смотрят следующие ролики:

    Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):

    • Комментарии

    Нет комментариев. Ваш будет первым!

    На уроке рассмотрен материал для подготовки к ЕГЭ по информатике, разбор 9 задания. Объясняется тема о работе в электронных таблицах и базах данных.

    Содержание:

    • ЕГЭ по информатике 9 задания объяснение
      • Анализ диаграмм и графиков в электронных таблицах
      • Типы ссылок в ячейках
      • Построение диаграмм
    • Тренировочные задания 9 ЕГЭ по информатике и их решение
      • Встроенные функции в электронных таблицах
      • Задания с диаграммами (задания прошлых лет для тренировки)

    9-е задание: «Электронные таблицы»

    Уровень сложности

    — базовый,

    Требуется использование специализированного программного обеспечения

    — да,

    Максимальный балл

    — 1,

    Примерное время выполнения

    — 6 минут.

      
    Проверяемые элементы содержания: Умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах

    До ЕГЭ 2021 года — определенные типы этого задания были заданием № 7 ЕГЭ


    Ниже рассмотрены наиболее часто встречающиеся функции и их смысл. Наводите курсор на пример для просмотра ответа.

    Таблица: Наиболее часто используемые функции

    русский англ. действие синтаксис
    СУММ SUM Суммирует все числа в интервале ячеек СУММ(число1;число2)
    Пример:
    =СУММ(3; 2)
    =СУММ(A2:A4)
    СЧЁТ COUNT Подсчитывает количество всех непустых значений указанных ячеек СЧЁТ(значение1, [значение2],…)
    Пример:
    =СЧЁТ(A5:A8)
    СРЗНАЧ AVERAGE Возвращает среднее значение всех непустых значений указанных ячеек СРЕДНЕЕ(число1, [число2],…)
    Пример:
    =СРЗНАЧ(A2:A6)
    МАКС MAX Возвращает наибольшее значение из набора значений МАКС(число1;число2; …)
    Пример:
    =МАКС(A2:A6)
    МИН MIN Возвращает наименьшее значение из набора значений МИН(число1;число2; …)
    Пример:
    =МИН(A2:A6)
    ЕСЛИ IF Проверка условия. Функция с тремя аргументами: первый аргумент — логическое выражение; если значение первого аргумента — истина, то результатом выполнения функции является второй аргумент. Если ложно — третий аргумент. ЕСЛИ(лог_выражение;
    значение_если_истина;
    значение_если_ложь)
    Пример:
    =ЕСЛИ(A2>B2;»Превышение»;»ОК»)
    СЧЁТЕСЛИ COUNTIF Количество непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СЧЁТЕСЛИ(диапазон, критерий)
    Пример:
    =СЧЁТЕСЛИ(A2:A5;»яблоки»)
    СУММЕСЛИ SUMIF Сумма непустых ячеек в указанном диапазоне, удовлетворяющих заданному условию. СУММЕСЛИ
    (диапазон, критерий, [диапазон_суммирования])
    Пример:
    =СУММЕСЛИ(B2:B25;»>5″)
  • следует иметь в виду, что при использовании функции СРЗНАЧ не учитываются пустые ячейки и текстовые ячейки; например, после ввода формулы в C2 появится значение 2 (не учитывается пустая А2):
  • 1

    Анализ диаграмм и графиков в электронных таблицах

    Типы ссылок в ячейках

    Формулы, записанные в ячейках таблицы, бывают относительными, абсолютными и смешанными.

    • Имена ячеек в относительной формуле автоматически меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы:
    •  Относительная адресация

      Относительная адресация:
      имя столбца вправо на 1
      номер строки вниз на 1

    • Имена ячеек в абсолютной формуле не меняются при переносе или копировании ячейки с формулой в другое место таблицы.
    • Для указания того, что не меняется столбец, ставится знак $ перед буквой столбца. Для указания того, что не меняется строка, ставится знак $ перед номером строки:
    • объяснение егэ по информатике

      Абсолютная адресация:
      имена столбцов и строк при копировании формулы остаются неизменными

    • В смешанных формулах меняется только относительная часть:
    • информатика егэ теория

      Смешанные формулы

    Построение диаграмм

    • Диаграммы используются для наглядного представления табличных данных.
    • Разные типы диаграмм используются в зависимости от необходимого эффекта визуализации.
    • Так, круговая и кольцевая диаграммы отображают соотношение находящихся в выбранном диапазоне ячеек данных к их общей сумме. Иными словами, эти типы служат для представления доли отдельных составляющих в общей сумме.
    • Соответствие секторов круговой диаграммы (если она намеренно НЕ перевернута) начинается с «севера»: верхний сектор соответствует первой ячейке диапазона.
    • круговая диаграмма, объяснение 9 задания егэ

    • Типы диаграмм Линейчатая и Гистограмма (на левом рис.), а также График и Точечная (на рис. справа) отображают абсолютные значения в выбранном диапазоне ячеек.
    • гистограмма, 9 задание егэ

    Егифка ©:

    решение 9 задания ЕГЭ

    * Некоторые изображения, представленные в изложении теоретического материала, заимствованны с сайта К. Полякова

    Тренировочные задания 9 ЕГЭ по информатике и их решение

    Плейлист видеоразборов задания на YouTube:
    Задание демонстрационного варианта 2022 года ФИПИ


    Встроенные функции в электронных таблицах

    9_00: 9 задание. Демоверсия варианта ЕГЭ по информатике 2021, ФИПИ:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы, содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    Типовые задания для тренировки


    9_01: Задание 1:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Найдите разность между максимальным и минимальным числом в диапазоне C48:Y360. В ответе запишите только целую часть числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A502 = МАКС(C48:Y360)
    • Ячейка B502 = МИН(C48:Y360)
    • любая пустая ячейка =A502-B502
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 920


    9_02: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-J1.xls электронной таблицы, содержащей вещественные числа – показатели высот над уровнем моря географических точек.

    Найдите среднее значение всех отрицательных показателей и максимальное положительное значение.

    В качестве ответа укажите целую часть суммы найденных значений.

    ✍ Решение:

    • Перейдите в пустую ячейку (например, АО1).
    • Поскольку для вычисления среднего арифметического используется дополнительное условие (только отрицательные показатели), то проще использовать формулу СРЗНАЧЕСЛИ. Внесите формулу в заготовленную ячейку:
    • =СРЗНАЧЕСЛИ(A1:AN500;"<0")

      Здесь условие обязательно должно быть в кавычках.

    • Таким же образом вычислим максимальное положительное значение, используя функцию МАКСЕСЛИ.
    • Добавьте формулу в пустую ячейку AO2:
    • =МАКСЕСЛИ(A1:AN500;A1:AN500;">0")
    • Вычислим сумму в ячейке АО3:
    • =СУММ(AO1;AO2)

      Получилось 502,531856

    • Отбрасывая дробную часть, получаем 502.

    Ответ: 502


    9_03: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл 9-j2.xl s электронной таблицы, содержащей вещественные числа – успеваемость учеников школ города по учебным дисциплинам за четвертую четверть.

    Найдите школы с максимальным и минимальным средними показателями.
    В качестве ответа укажите два числа – номера найденных школ, сначала с наименьшим показателем, затем с наибольшим.

    ✍ Решение:

    • Поскольку средние значения по дисциплинам расставлены по столбцам, то необходимо выполнить вычисление общего среднего арифметического по каждой школе в каждом столбце.
    • Для этого в пустой ячейке B18 для школы №1 напишите формулу вычисления среднего арифметического:
    • =СРЗНАЧ(B2:B16)
    • Скопируйте формулу на всю строку вправо (во все столбцы школ).
    • Для поиска максимального значения из всех средних значений будем рассуждать следующим образом: если максимальное значение из диапазона всех найденных средних значений совпадает со средним значением конкретной школы, то выводим значение ячейки номера школы, иначе – оставляем значение пустым.
    • Т.е. поставьте курсор на ячейку B20 и введите формулу:
    • =ЕСЛИ(МАКС($B$18:$AI$18)=B18;B1;"")
    • Здесь обязательно для диапазона необходимо использовать абсолютную адресацию (знаки $), иначе при копировании диапазон изменится, а нам этого не надо.
    • Скопируйте формулу на всю строку вправо. В строке появилось значение 8.
    • Для поиска минимального значения будем придерживаться таких-же рассуждений.
    • Т.е. поставьте курсор на ячейку B21 и введите формулу:
    • =ЕСЛИ(МИН($B$18:$AI$18)=B18;B1;"")
    • Скопируйте формулу на всю строку вправо. В строке появилось значение 32.

    Ответ: 32 8


    9_04: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры и её средним арифметическим значением в первой половине дня (до 12:00 включительно).
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:N92) = 35,6
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(B2:N92) = 21,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 14,2
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 14


    9_05: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным значением температуры в апреле и её средним арифметическим значением во второй половине дня (с 12:00) за тот же период.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за апрель (04 месяц). Для поиска среднего арифметического значения учтем также, что время должно быть с 12.00, то есть со столбца N:

    • Ячейка A94 = МАКС(B2:Y31) = 26,0
    • Ячейка A95 = СРЗНАЧ(N2:Y31) = 21,0
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 5,0
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 5


    9_06: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите разность между максимальным и минимальным значением температуры среди измерений, сделанных в 17:00.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только за 17.00, то есть со столбца S:

    • Ячейка A94 =МАКС(S2:S92) = 37,8
    • Ячейка A95 =МИН(S2:S92) = 22,4
    • любая пустая ячейка =A94-A95 = 15,4
    • Оставляем только целую часть (отсекаем дробную, не округляя число).

    Ответ: 15


    9_07: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте сумму средних арифметических значений температур в 16:00 и в 23:00.
    Округлите полученное число до целого и запишите его в ответ.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Возьмем значения ячеек только в 16.00, то есть со столбца R и в 23.00, то есть со столбца Y:

    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(R2:R92) = 29,9
    • Ячейка A95 =СРЗНАЧ(Y2:Y92) = 20,8
    • любая пустая ячейка =A94+A95 = 50,7
    • После округления получаем 51.
    • Можно также решить данное задание, записав все в одну строку:
    •  = СРЗНАЧ(R2:R92)+СРЗНАЧ(Y2:Y92)

    Ответ: 51


    9_08: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Найдите результат деления суммы всех значений температуры на максимальное значение.
    В ответе запишите только целую часть получившегося числа, округлять не нужно.

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Ячейка A94 =МАКС(B2:Y92) = 38,0
    • Ячейка A95 =СУММ(B2:Y92) = 51807,0
    • любая пустая ячейка (поделим сумму на максимальное значение) =A95/A94 = 1363,3
    • Оставляем только целую часть = 1363.

    Ответ: 1363


    9_09: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.
    Посчитайте чему будет равно самое часто встречаемое значение температуры и среднее арифметическое значений температуры за всё время измерений. Найдите разницу между самым встречаемым значением и средним арифметическим значением.
    В ответе запишите только целую часть числа (разницы).

    ✍ Решение:

      Добавим формулы в пустые ячейки. Используем в формулах вcю таблицу, то есть диапазон ячеек от B2 до Y92 (B2:Y92):

    • Для более достоверных расчетов будем использовать числа с тремя знаками после десятичной запятой. Воспользуемся кнопкой
    • Ячейка A94 =СРЗНАЧ(B2:Y92) = 23,721
    • Ячейка A95 =МОДА(B2:Y92) = 25,700
    • Для нахождения наиболее часто встречаемого значения используется функция МОДА ()

    • любая пустая ячейка =A95-A94 = 1,979
    • Оставляем только целую часть = 1.

    Ответ: 1


    9_14: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-0.xls (в заголовке задания), содержащей вещественные числа – результаты ежечасного измерения температуры воздуха на протяжении трёх месяцев.

    В каком количестве измерений температура оказалась выше 25 градусов?

    ✍ Решение:

    • Поскольку нам необходимо посчитать количество, то будем использовать функцию СЧЁТ(). Но так как считать надо количество измерений температуры выше 25 градусов, то нужно использовать функцию с критерием, а именно, СЧЁТЕСЛИ().
    • Введите формулу в любую пустую ячейку:
    • =СЧЁТЕСЛИ(B2:Y92;">25")

      Обратите внимание, что так как с условием сравнивается диапазон, а не единственная ячейка, то само условие необходимо разместить в кавычках.

    Ответ: 942


    9_15: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    Откройте файл электронной таблицы 9-j5.xls, содержащей вещественные числа – количество баллов, которое набрали участники тестирования. В первой строке указаны дисциплины, во второй – максимальный балл за тест по дисциплине, в левом столбце – фамилии участников. Считается, что тест пройден, если участник тестирования набрал больше 60% от максимального балла. В качестве ответа укажите, сколько участников тестирования прошли больше трёх тестов.

    ✍ Решение:

    • Для начала будем сравнивать максимальный балл * 0,6 с баллом, набранным участником. Если балл участника больше, будем ставить в ячейку цифру 1, иначе — 0.
    • В ячейку B35 введем формулу:
    • =ЕСЛИ(B4>B$2*0,6;1;0)
    • Скопируем формулу на всю 35-ю строку. И затем вниз до 64 строки (так как нумерация не сначала).
    • Затем выделим полностью столбец с формулой и скопируем его вправо, до столбца О включительно (последний столбец с данными).
    • Теперь необходимо посчитать кол-во единиц в каждой строке: если их больше трех, то считаем такой вариант. Будем использовать функцию ЕСЛИ().
    • В ячейку А35:
    • =ЕСЛИ(СУММ(B35:O35)>3;1;"")
    • Копируем формулу до ячейки B64.
    • Выделяем часть столбца c рассчитанными значениями и в нижней части экрана смотрим сумму – 18.

    Ответ: 18


    9_16: Задание:

    Задание выполняется с использованием прилагаемых файлов

      
    В электронной таблице в файле 9-j10.xls хранятся вещественные числа – результаты ежечасного измерения скорости ветра на протяжении трех месяцев.

    Найдите количество дней, когда максимальная скорость ветра составляла не менее 90% от максимального значения за весь период.

    ✍ Решение:

    • Сначала найдем максимальную скорость ветра за весь период. Введем формулу в ячейку AB2:
    • =МАКС(B2:Y91)
    • Теперь посчитаем количество дней по всему диапазону дней с условием, что скорость ветра составляла бы не менее 90% от максимального значения за весь период, т.е. рассчитанного значения в ячейке AB2. Будем использовать функцию СЧЁТЕСЛИ(), так как считаем при условии.
    • Введем формулу в любую пустую ячейку:
    • =СЧЁТЕСЛИ($Z$2:$Z$91;">="&AB2*0,9)

      Обратите внимание, что в условии используются кавычки, но для добавления к условию рассчитанного значения в ячейке AB2, необходимо «приклеить» это значение с помощью знака &

    Ответ: 80


    Также можно посмотреть некоторые аналогичные задания ОГЭ

    Задания с диаграммами (задания прошлых лет для тренировки)

    9_7:

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Как изменится значение ячейки C3, если после ввода формул переместить содержимое ячейки B2 в B3?
    («+1» означает увеличение на 1, «-1» означает уменьшение на 1):

    Варианты:
    1) -2
    2) -1
    3) 0
    4) +1

    ✍ Решение:

      Проанализируем данные электронной таблицы до перемещения:

    • В ячейке C2 будет находиться число 4, так как функция СЧЁТ подсчитывает количество непустых ячеек указанного диапазона.
    • В ячейке С3 будет находиться число 3:
    • (1 + 2 + 2 + 6 + 4) / 5 = 3

      Теперь посмотрим, что произойдет после перемещения:

    • Перемещение содержимого ячейки означает, что ячейка B2 окажется пустой, а в ячейке B3 появится число 6.
    • Тогда расчёт формулы в ячейке C2 поменяется: количество непустых ячеек диапазона A1:B2 станет равным 3.
    • Соответственно изменится и значение после расчёта формулы ячейки C3: среднее значение содержимого диапазона ячеек A1:C2 станет равным:
    • (1 + 2 + 2 + 3) / 4 = 2

      (нужно не забывать, что функция СРЗНАЧ не учитывает пустые ячейки, поэтому ячейка B2 не учтена).

    • Таким образом, значение после перемещения формулы изменилось, уменьшившись на 1. Верный ответ 2

    Результат: 2

    Подробное решение задания на видео:

    📹 YouTube здесь (теоретическое решение)

    📹 Видеорешение на RuTube здесь (теоретическое решение)


    Задание:

    В электронной таблице значение формулы =СРЗНАЧ(С2:С5) равно 3.

    Чему равно значение формулы =СУММ(С2:С4), если значение ячейки С5 равно 5?

    ✍ Решение:

    • Функция СРЗНАЧ предназначена для вычисления среднего арифметического значения указанного диапазона ячеек. Т.е. в нашем случае среднее значение ячеек C2, C3, C4, C5.
    • Результат функции =СРЗНАЧ(С2:С5) задан по условию, подставим его в формулу:
    • (C2 + C3 + C4 + C5)/4 = 3
    • Примем неизвестную сумму в за x и получим по формуле вычисления среднего значения:
    • x / 4 = 3
    • Найдем x:
    • x = 3 * 4 = 12  ->  C2 + C3 + C4 + C5 = 12
    • По заданию необходимо найти =СУММ(С2:С4). Зная значение в ячейке С5, вычтем его из полученной суммы и найдем ответ:
    • C2 + C3 + C4 = C2 + C3 + C4 + C5 - C5 = 
      = 12 - 5 = 7 

    Результат: 7

    Подробное решение смотрите на видео:

    📹 YouTube здесь



    Рассмотрим еще один пример решения 9 задания ЕГЭ по информатике:

    9_10:

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    разбор 9 задания егэ по информатике

    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек А2:С2 соответствовала рисунку?
    Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.

    ✍ Решение:

    • Круговая диаграмма отображает доли отдельных частей в общей сумме. В нашем случае в диаграмме отражаются результаты вычисления формул в ячейках А2:С2
    • По диаграмме можно судить о том, что, скорее всего, полученные значения в формулах во всех ячейках должны быть равны (секторы диаграммы визуально равны).
    • Получим выражения из формул ячеек, подставив вместо С1 -> x:
    • А2: х + 2
      В2: 8/2 = 4
      С2: х * 2
      
    • Так как секторы диаграммы равны, то приравняем два из полученных выражений (например, С2 = В2):
    • 2 * х = 4 => x = 2
      

    Результат: 2

    Детальный разбор можно посмотреть в видеоуроке решения данного 9 задания ЕГЭ по информатике:

    📹 YouTube здесь
    📹 Видеорешение на RuTube здесь (теоретическое решение)


    9_11:

    Задан фрагмент электронной таблицы:
    1

    Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:C2 соответствовала рисунку:
    2

    ✍ Решение:

    • По диаграмме можно судить только о следующем: если она не перевернута, то значения в ячейках A2 и B2 должны быть равны, а значение ячейки C2 — в два раза больше каждой из них.
    • Поскольку у нас неизвестны значения двух ячеек, то обозначим B1 за x, а C1 за y.
    • Подставим неизвестные в формулы и получим:
    • 1

    • Исходя из первого пункта, получаем:
    • A2 = B2 = C2/2
    • Составим систему уравнений:
    • 4y = x - y
      2 * 4y = x - y + 4
      
    • Первое уравнение нам дает x = 5y. Подставим это значение во второе уравнение:
    • 8y = 5y - y + 4  ->  y = 1
    • Таким образом, x=5. А значения ячеек A2 = B2 = 4, C2 = 8. Т.е. изображение диаграммы действительно сходится с полученными значениями.

    Результат: 5

    Подробное теоретическое решение смотрите на видео:

    📹 YouTube здесь
    📹 Видеорешение на RuTube здесь (теоретическое решение)


    9_12:

    Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
    задание 9
    После копирования диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 была построена диаграмма (график) по значениям столбцов диапазона ячеек В2:Е6.
    1_11

    Значениям D2:D6 соответствует график:

     
    Варианты:
    1) А   2) Б   3) В   4) Г

    ✍ Решение:

    • Копирование диапазона ячеек АЗ:ЕЗ в диапазон А4:Е6 буквально означает выделение диапазона АЗ:ЕЗ и протягивание маркера копирования до конца указанного блока ячеек.
    • Поскольку нас интересует только столбец D, то посмотрим, что там за формула, и что с ней произойдет при копировании:
    • 1

    • в ячейке D3 значение зависит от ячейки A3 и оно равно 2;
    • при копировании формулы столбец остается тот же (D), поэтому и в формуле буквы остаются теми же (D и A), а вот строки копируются вниз, т.е. цифры в формуле увеличиваются на единицу при движении вниз на каждую строку; соответственно, нас интересуют еще ячейки A4, A5, A6;
    • формулы ячеек A4, A5, A6 зависят от ячеек столбца B, поэтому рассмотрим получившиеся при копировании формулы столбцов A и B:
    • 1_11

    • Теперь вычислим значения в этих столбцах:
    • 2

    • Получаем точки по столбцу D: 1, -1, -1, -7, -15, что соответствует графику Г (ответ 4)

    Результат: 4

    Разбор задания смотрите на видео:

    📹 YouTube здесьздесь (теоретическое решение)


    9_13:

    Дан фрагмент электронной таблицы:
    1
    1
    Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, положительные.

    ✍ Решение задания 7:

    • На изображенной диаграмме (если она преднамеренно не перевернута) секторы соответствуют указанному диапазону ячеек при движении по часовой стрелке с «севера на юг»: т.е. А2 — синий сектор, B2 — красный и т.п. Таким образом, делаем следующий вывод:
    • А2 = B2 = 2 * C2 = 2 * D2
    • Поскольку необходимо найти C1, и оно встречается в формулах, то примем его за x.
    • Перепишем формулы согласно введенному обозначению:
    • 1_11

    • Приравняем формулы в ячейках B2 и D2 (см. п.1) и получим:
    • B2 = 2 * D2
      2(x + 5) = x + 21
      2x - x = 21 - 10
      x = 11
      
    • Т.е. С1 = 11

    Результат: 11

    Видеоразбор задания:

    📹 YouTube здесьздесь (теоретическое решение)


  • Задание 8 номер 9985
  • Задание 8 номер 7785
  • Задание 8 номер 7774
  • Задание 8 номер 7651
  • Задание 8 номер 7566