Материалы для отработки задания №8 ОГЭ по математике.
Для выполнения задания 8 необходимо уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений.
Практика для задания 8 с ответами Тренинг действия с корнями → вариант 1 ответы → вариант 2 ответы |
Карточки для отработки задания 8 Источник: math100.ru → скачать |
Материалы для отработки задания 8 Автор: Е. А. Ширяева → теория → задания |
Теория для задания 8 Источник: synergy.ru → скачать |
Решение типовых задач №8 на ОГЭ по математике
Связанные страницы:
Решение заданий 1 — 5 ОГЭ по математике
Ключевые задания по геометрии для подготовки к ОГЭ
Тренировочные задания по теме «Вероятность» ОГЭ Математика
Тренировочные варианты ОГЭ 2021 по математике с ответами
Теория и практика по заданию 11 (ОГЭ по математике)
Рациональные уравнения
1. Задание 4 № 311381. Решите уравнение: .
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
2. Задание 4 № 311393. Решите уравнение .
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
3. Задание 4 № 311755. Решите уравнение
4. Задание 4 № 316225. Решите уравнение:
5. Задание 4 № 316341. Решите уравнение:
6. Задание 4 № 338483. Решите уравнение
7. Задание 4 № 338503. Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания.
8. Задание 4 № 338583. Решите уравнение
9. Задание 4 № 338723. Решите уравнение
10. Задание 4 № 338805. Решите уравнение
11. Задание 4 № 338937. Решите уравнение
Рациональные выражения
1. Задание 7 № 140. Упростите выражение , найдите его значение при ; . В ответ запишите полученное число.
2. Задание 7 № 311329. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
3. Задание 7 № 311352. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
4. Задание 7 № 311372. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
5. Задание 7 № 311451. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответе запишите найденное значение.
6. Задание 7 № 311463. Представьте в виде дроби выражение и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
7. Задание 7 № 311467. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответе запишите полученное число.
8. Задание 7 № 311471. Упростите выражение и найдите его значение при
9. Задание 7 № 311758. Найдите значение выражения при
10. Задание 7 № 311814. Найдите значение выражения при
11. Задание 7 № 311846. Найдите значение выражения при
12. Задание 7 № 311954. Найдите значение выражения при
13. Задание 7 № 314312. Упростите выражение и найдите его значение при В ответе запишите найденное значение.
14. Задание 7 № 314315. Упростите выражение и найдите его значение при и В ответе запишите найденное значение.
15. Задание 7 № 316344. Сократите дробь
16. Задание 7 № 318572. Упростите выражение и найдите его значение при В ответе запишите найденное значение.
17. Задание 7 № 319060. Найдите значение выражения при
18. Задание 7 № 319072. Найдите значение выражения при
19. Задание 7 № 338076. Найдите значение выражения если
20. Задание 7 № 338095. Найдите значение выражения при
21. Задание 7 № 338131. Найдите значение выражения при
22. Задание 7 № 338163. Найдите значение выражения при
23. Задание 7 № 338181. Найдите значение выражения при
24. Задание 7 № 338274. Найдите значение выражения при
25. Задание 7 № 338448. Найдите значение выражения при
Задание №7
Рациональные выражения
№ 140 1. Упростите выражение , найдите
его значение при ; . В ответ запишите
полученное число.
№ 311329 2. Упростите выражение и найдите его
значение при . В ответ запишите
полученное число.
№ 311352 3. Упростите выражение и найдите его
значение при . В ответ запишите
полученное число.
№ 311372 4. Упростите выражение и найдите
его значение при . В ответ запишите
полученное число.
№ 311451 5. Упростите выражение и найдите
его значение при . В ответе запишите
найденное значение.
№ 311463 6. Представьте в виде дроби выражение
и
найдите его значение при . В ответ запишите
полученное число.
Целые выражения
№ 36 1. Упростите выражение , найдите
его значение при . В ответ запишите
полученное число.
Задание №7
Рациональные выражения
№ 311467 7. Упростите выражение и найдите его
значение при . В ответе запишите
полученное число.
№ 311471 8. Упростите выражение и найдите
его значение при
№ 311758 9. Найдите значение выражения при
№ 311814 10. Найдите значение выражения
при
№ 311846 11. Найдите значение выражения
при
№ 311954 12. Найдите значение выражения
при
Целые выражения
№ 311383 2. Найдите значение выражения
при
Задание №7
Рациональные выражения
№ 314312 13. Упростите выражение и найдите
его значение при В ответе запишите
найденное значение.
№ 314315 14. Упростите выражение и найдите
его значение при и В ответе запишите
найденное значение.
№ 316344 15. Сократите дробь
№ 318572 16. Упростите выражение и найдите
его значение при В ответе запишите
найденное значение.
№ 319060 17. Найдите значение выражения
при
Целые выражения
№ 311910 3. Найдите значение выражения
при
Задание №7
Рациональные выражения
№ 319072 18. Найдите значение выражения
при
№ 338076 19. Найдите значение выражения
если
№ 338095 20. Найдите значение выражения
при
№ 338131 21. Найдите значение выражения
при
№ 338163 22. Найдите значение выражения
при
Задание 7
Целые выражения
№ 338067 4. Найдите значение выражения при
Задание №7
Рациональные выражения
№ 338181 23. Найдите значение выражения
при
№ 338274 24. Найдите значение выражения
при
№ 338448 25. Найдите значение выражения
при
№ 341353 26. Найдите значение выражения
при a
= 78, c = 21.
№ 341704 27. Найдите значение выражения
при a
= 7,7.
Целые выражения
№ 338092 5. Найдите если
Целые выражения
№ 338423 6. Найдите значение выражения при
Прав
ответ
№
п/п
Номер
Тип
Прав
ответ
1
140
7
1,5
1
36
7
0
2
311329
7
-1
2
311383
7
16
3
311352
7
0,4
3
311910
7
27
4
311372
7
0,25
4
338067
7
-230,4
5
311451
7
1,5
5
338092
7
4
6
311463
7
-5
6
338423
7
452
7
311467
7
16
8
311471
7
1,7
9
311758
7
1
10
311814
7
0,8
11
311846
7
0,5
12
311954
7
5,6
13
314312
7
4
14
314315
7
1,5
15
316344
7
84
16
318572
7
-10,5
17
319060
7
-2
18
319072
7
-2
19
338076
7
12
20
338095
7
0,25
21
338131
7
390
22
338163
7
0,75
23
338181
7
-2,5
24
338274
7
31
25
338448
7
-2,6
26
341353
7
-8
27
341704
7
0,66
Задание 13.
Рациональные выражения
1. Упростите выражение ,
найдите его значение при ; . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
Найдём значение выражения при , :
Ответ: 1,5.
Ответ: 1,5
140
1,5
Источник: ГИА по математике 28.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.
2. Упростите выражение
и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
При a = −2, значение полученного выражения равно −2:2 = −1.
Ответ: -1
311329
-1
Источник: 9 класс. Математика. Краевая диагностическая работа. Краснодар (вар. 2)
3. Упростите выражение
и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
При , значение выражения равно 2:5 = 0,4.
Ответ: 0,4.
Ответ: 0,4
311352
0,4
Источник: 9 класс. Математика. Краевая диагностическая работа. Краснодар (вар. 4)
4. Упростите выражение
и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
При , значение полученного выражения равно 0, 25.
Ответ: 0,25.
Ответ: 0,25
311372
0,25
Источник: 9 класс. Математика. Краевая диагностическая работа. Краснодар (вар.6)
5. Упростите выражение
и найдите его значение при . В ответе запишите найденное значение.
Решение.
Упростим выражение:
При , значение полученного выражения равно 7,5 : 5 = 1,5.
Ответ: 1,5.
Ответ: 1,5
311451
1,5
Источник: ГИА-2013. Математика. Экзамен. Вариант 5
6. Представьте в виде дроби выражение
и найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
Найдем значение выражения при :
Ответ: −5.
Ответ: -5
311463
-5
Источник: ГИА-2013. Математика. Тренировочная работа № 1(2 вар)
7. Упростите выражение
и найдите его значение при . В ответе запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
При , значение полученного выражения равно 16.
Ответ: 16.
Ответ: 16
311467
16
Источник: ГИА-2013. Математика. Тренировочная работа № 4.(1 вар.)
8. Упростите выражение
и найдите его значение при
Решение.
Упростим выражение:
Найдем значение выражения при :
Ответ: 1,7.
Ответ: 1,7
311471
1,7
Источник: ГИА-2012. Математика. Диагностическая работа № 1 (1 вар)
9. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
Подставим в полученное выражение значение
Ответ: 1.
Ответ: 1
311758
1
10. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
Подставим в полученное выражение значение
Ответ: 0,8.
Ответ: 0,8
311814
0,8
11. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
Подставим в полученное выражение значение
Ответ: 0,5.
Ответ: 0,5
311846
0,5
12. Найдите значение выражения
при
Решение.
Раскроем скобки и приведём к общему знаменателю:
Тем самым, искомое значение не зависит от Значение выражения при равно
Ответ: 5,6.
Ответ: 5,6
311954
5,6
13. Упростите выражение
и найдите его значение при В ответе запишите найденное значение.
Решение.
Упростим выражение:
Найдём значение выражения при :
Ответ: 4.
Ответ: 4
314312
4
Источник: Банк заданий ФИПИ
14. Упростите выражение
и найдите его значение при и В ответе запишите найденное значение.
Решение.
Упростим выражение:
(при и
Найдём значение выражения при :
Ответ: 1,5.
Ответ: 1,5
314315
1,5
Источник: Банк заданий ФИПИ
15. Найдите значение выражения
при а = 6.
Решение.
Упростим выражение:
(при ).
Найдём значение полученного выражения при
Ответ: 0,5.
Ответ: 0,5
316255
0,5
Источник: Диагностическая работа 01.10.2013 Вариант МА90106
16. Сократите дробь
Решение.
Сократим дробь:
Ответ: 84.
Ответ: 84
316344
84
17. Упростите выражение
и найдите его значение при В ответе запишите найденное значение.
Решение.
Упростим выражение:
Найдём значение выражения при
Ответ: −10,5.
Ответ: -10,5
318572
-10,5
18. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
Найдём значение выражения при
Ответ: −2.
Ответ: -2
319060
-2
19. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
Значение выражения при равно
Ответ: −2.
Ответ: -2
319072
-2
20. Найдите значение выражения
если
Решение.
Разложим числитель на множители по формуле разности квадратов:
Ответ: 12.
Ответ: 12
338076
12
21. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим значение
Ответ: 0,25.
Ответ: 0,25
338095
0,25
22. Найдите значение выражения
при
Решение.
Приведём в скобках к общему знаменателю:
Подставим значение
Ответ: 390.
Ответ: 390
338131
390
23. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим значение
Ответ: 0,75.
Ответ: 0,75
338163
0,75
24. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим значения
Ответ: −2,5.
Ответ: -2,5
338181
-2,5
25. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим значения
Ответ: 31.
Ответ: 31
338274
31
26. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим
Ответ: −2,6.
Ответ: -2,6
338448
-2,6
27. Найдите значение выражения
при a = 78, c = 21.
Решение.
Преобразуем выражение:
Ответ: −8.
Ответ: -8
341353
-8
28. Найдите значение выражения
при a = 7,7.
Решение.
Упростим выражение:
Подставим в полученное выражение значение
Ответ: 0,66.
Ответ: 0,66
341704
0,66
29. Найдите значение выражения: ,
если
Целые выражения
1. Упростите выражение ,
найдите его значение при . В ответ запишите полученное число.
Решение.
Упростим выражение:
Найдём значение полученного выражения при :
Ответ: 0.
Ответ: 0
36
0
Источник: Демонстрационная версия ГИА—2013 по математике.
2. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
При , значение полученного выражения равно 16.
Ответ: 16.
Ответ: 16
311383
16
Источник: ГИА-2013. Математика. Диагностическая работа № 2.(1 вар)
3. Найдите значение выражения
при
Решение.
Упростим выражение:
При получаем:
Ответ: 27.
Ответ: 27
311910
27
4. Найдите значение выражения
при
Решение.
Преобразуем выражение:
Подставим значение
Ответ: −230,4.
Ответ: -230,4
338067
-230,4
5. Найдите если
Решение.
Имеем:
Ответ: 4.
Ответ: 4
338092
4
6. Найдите значение выражения
при
Восьмое задание в модуле алгебре проверяет знания в области обращения со степенями и подкоренными выражениями.
При выполнении задания №4 ОГЭ по математике проверяются не только навыки выполнения вычисления и преобразований числовых выражений, но и умение преобразовывать алгебраические выражения. Возможно, потребуется выполнить действия со степенями с целым показателем, с многочленами, тождественные преобразования рациональных выражений.
В соответствии с материалами проведения основного экзамена могут быть задания, в которых потребуется выполнение тождественных преобразований рациональных выражений, разложение многочленов на множители, использование процентов и пропорций, признаков делимости.
Ответом в задании №8 является одна из цифр 1; 2; 3; 4 соответствующая номеру предложенного варианта ответа к заданию.
Теория к заданию №4
Из теоретического материала нам пригодятся правила обращения со степенями:
Правила работы с подкоренными выражениями:
В моих разобранных вариантах представлены данные правила — в разборе первого варианта третьего задания представлены правила обращения со степенями, а во втором и третьем варианте разобраны примеры работы подкоренными выражениями.
Разбор типовых вариантов задания №4 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
Какое из данных ниже выражений при любых значениях n равно произведению 121 • 11n ?
- 121n
- 11n+2
- 112n
- 11n+3
Решение:
Для решения данной задачи необходимо вспомнить следующие правила обращения со степенями:
- при умножении степени складываются
- приделении степени вычитаются
- при возведении степени в степень степени перемножаются
- при извлечении корня степени делятся
Кроме того, для решения необходимо представить 121 как степень 11, а именно это 112.
121 • 11n = 112 • 11n
С учетом правила умножения, складываем степени:
112 • 11n = 11n+2
Следовательно, нам подходит второй ответ.
Ответ: 2
Второй вариант задания
Значение какого из данных ниже выражений является наибольшим?
- 3√5
- 2√11
- 2√10
- 6,5
Решение:
Для решения данного задания нужно привести все выражения к общему виду — представить выражения в виде подкоренных выражений:
- 3√5
Переносим 3 под корень:
3√5 = √(3² •5) = √(9•5) = √45
- 2√11
Переносим 2 под корень:
2√11 = √(2² • 11) = √(4 • 11) =√44
- 2√10
Переносим 2 под корень:
2√10 = √(2² • 10) = √(4 • 10) =√40
- 6,5
Возводим 6,5 в квадрат:
6,5 = √(6,5²) = √42,25
Посмотрим на все получившиеся варианты:
- 3√5 = √45
- 2√11 = √44
- 2√10 = √40
- 6,5 = √42,25
Следовательно, правильный ответ первый
Ответ: 1
Третий вариант задания
Какое из данных чисел является рациональным?
- √810
- √8,1
- √0,81
- все эти числа иррациональны
Решение:
Для решения этой задачи нужно действовать следующим образом:
Сначала разберемся, степень какого числа рассмотрена в данном примере — это число 9, так как его квадрат 81, и это уже чем-то похоже на выражения в ответах. Далее рассмотрим формы числа 9 — это могут быть:
0,9
90
Рассмотри каждое из них:
0,9 = √(0,9)² = √0,81
90 = √(90²) = √8100
Следовательно, число √0,81 является рациональным, остальные же числа
- √810
- √8,1
хотя и похожи на форму 9 в квадрате, не являются рациональными.
Таким образом, правильный ответ третий.
Ответ: 3
Четвертый вариант задания
По просьбе подписчика моего сообщества Спадило Дианы, привожу разбор следующего задания №4:
Какое из данных ниже чисел является значением выражения?
Решение:
Заметим, что в знаменателе присутствует разность (4 — √14), от которой нам необходимо избавиться. Как же это сделать?
Для этого вспоминаем формулу сокращенного умножения, а именно разность квадратов! Чтобы правильно её применить в этом задании необходимо помнить правила обращения с дробями. В данном случае вспоминаем, что дробь не изменяется, если числитель и знаменатель домножить на одно и то же число или выражение. Для разности квадратов нам не хватает выражения (4 + √14), значит, домножим на него числитель и знаменатель.
После этого в числителе получим 4 + √14, а в знаменателе разность квадратов: 4² — (√14)². После этого знаменатель легко вычисляется:
16 — 14 = 2
Суммарно наши действия выглядят так:
Ответ: 4
Хотите, чтобы ваше задание я разобрал и представил здесь? Подписывайтесь на мою группу Спадило и присылайте задание в личные сообщения группы!
Пятый вариант задания (демонстрационный вариант ОГЭ 2017)
Значение какого из выражений является рациональным числом?
- √6-3
- √3•√5
- (√5)²
- (√6-3)²
Решение:
В данном задании у нас проверяют навыки операций с иррациональными числами.
Разберем каждый вариант ответа в решении:
1) √6-3
√6 само по себе является иррациональным числом, для решения подобных задач достаточно помнить, что рационально извлечь корень можно из квадратов натуральных чисел, например, 4, 9, 16, 25…
При вычитании из иррационального числа любого другого, кроме его же самого, приведет вновь к иррациональному числу, таким образом, в этом варианте получается иррациональное число.
2) √3•√5
При умножении корней, мы можем извлечь корень из произведения подкоренных выражений, то есть:
√3•√5 = √(3•5) = √15
Но √15 является иррациональным, поэтому данный вариант ответа не подходит.
3) (√5)²
При возведении квадратного корня в квадрат, мы получаем просто подкоренное выражение (если уж быть точнее, то подкоренное выражение по модулю, но в случае числа, как в данном варианте, это не имеет значения), поэтому:
(√5)² = 5
Данный вариант ответа нам подходит.
4) (√6-3)²
Данное выражение представляет продолжение 1 пункта, но если √6-3 иррациональное число, то никакими известными нам операциями перевести в рациональное его нельзя.
Ответ: 3
Шестой вариант задания
Найдите значение выражения:
Решение:
В 1-м корне представляем 4900 в виде произведения 49·100. Оба эти числа являются точными квадратами: 49=72 и 100=102. И, значит, число под корнем можно полностью вынести из-под него, применив правила работы с подкоренными выражениями. В целом получаем:
По аналогии извлекаем и 2-й корень:
В итоге получаем:
Ответ: 70,7
Седьмой вариант задания
Найдите значение выражения:
Решение:
Используем правило умножения и деления степеней с одинаковым основанием. Заключается оно в том, что при их умножении показатели степеней суммируются, а при делении вычитаются (от показателя в числителе вычитается показатель, стоящий в знаменателе). Тогда получаем:
Ответ: 81
При выполнении задания 8 ОГЭ по математике необходимо: знать свойства степеней и корней, уметь сравнивать рациональные и иррациональные числа, применять формулы сокращённого умножения.
Пример 1. Найдите значение выражения . В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 84 2) 2352 3) 4) 252
Решение. Произведение корней равно корню из произведения, т. е. . Тогда
Ответ: 1.
Пример 2. Найдите значение выражения . В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4)
Ответ: 3.
Пример 3. На рулоне обоев имеется надпись, гарантирующая, что длина полотна обоев находится в пределах 10 ± 0,05 м. Какую длину не может иметь полотно при этом условии?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 10,03 2) 10,05 3) 9,96 4) 10,08
Решение. Длина рулона находится в интервале от 10 — 0,05 = 9,95 м до 10 + 0,05 = 10,05 м. Таким образом, только число 10,08 не попадает в этот диапазон.
Ответ: 4.
Пример 4. Сравните числа и 14. В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3)
Решение. Очевидно, что равенство между заданными числами невозможно. Предположим, что справедливо неравенство Возведём обе части неравенства в квадрат и проведём соответствующие преобразования:
Полученное неравенство неверно, а это значит, что предположение неверно. Тогда верно неравенство .
Ответ: 1.
Пример 5. Укажите наименьшее из чисел. В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4)
Решение. Сравним сначала первые три числа, представив их в виде корней:
1) 2) 3)
Из этих чисел наименьшим является . Осталось сравнить его с четвёртым значением.
Результат очевиден. Наименьшим оказалось число под номером 4.
Ответ: 4.
Пример 6. Представьте выражение в виде степени с основанием m. В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4)
Решение. Используем свойства степеней:
Ответ: 2.
Пример 7. Вычислите . В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4)
Решение. Используем свойства степеней:
Ответ: 3.
Пример 8. Какое из чисел является иррациональным? В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4) все числа иррациональны
Решение. Если в результате вычислений или преобразований всё равно остаётся корень, то число является иррациональным:
1) (рациональное число)
2) (иррациональное число)
3) (рациональное число)
Ответ: 2.
Пример 9. Какое из числовых выражений является рациональным? В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 2) 3) 4)
Решение. Если в результате вычислений корень «исчезнет», то число является рациональным:
1) (иррациональное число)
2) (иррациональное число)
3) (иррациональное число)
4) (рациональное число)
Ответ: 4.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 8 ОГЭ по математике. Числа, вычисления и алгебраические выражения.» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.01.2023