Выход первого номера журнала современник

В первой половине 19 века в России значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, но из всех преобладали издания консервативного направления.

(11) 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанный А.С. Пушкиным.

Раздел поэзии первого номера содержал стихи Пушкина, Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Тютчева и других авторов. В разделе прозы основное место занимали произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, а также рассказы других авторов, статьи Давыдова, Вяземского и Одоевского.

Поскольку журнал издавался в тяжелых цензурных условиях, произведения авторов постоянно запрещались, некоторые пропускались урезанными или с искажениями. Помимо стихов и прозы, в журнале публиковались критические, исторические, этнографические и другие материалы.

После гибели Пушкина в 1837 году «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В. Жуковским, где в этот же год были опубликованы неизданные ранее произведения Пушкина: «Медный всадник», «Русалка», «Арап Петра Великого» и другие, а также произведения Жуковского, Лермонтова, Вяземского и Ершова.

С 1838 года журнал переходил к разным издателям, и регулярность выхода номеров часто нарушалась. В 1845 году «Современник» перешел Н. Некрасову, который привлек в журнал И. Тургенева, И. Гончарова, А. Герцена, Л. Толстого, также там печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и других западных писателей.

В 1847-1848 годах стиль журнала определяли статьи В.Белинского, в которых он критиковал современную действительность и пропагандировал революционно-демократические идеи. Политическая реакция и преследования цензуры осложнили работу редакции, но «Современник» продолжал выходить.

Наиболее яркими в истории «Современника» стали 1854-1862 года, когда журнал возглавили Н. Чернышевский и Н. Добролюбов и печатали там свои произведения. Тогда «Современник» вел резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, будучи преимущественно политическим изданием, причем революционной направленности.

Смерть Добролюбова и арест Чернышевского в 1862 году приостановили работу и выход «Современника», но уже через год Некрасову удалось возобновить издание, и он продолжал оставаться лучшим из демократических журналов. В эти годы в нём был опубликован роман «Что делать?» Чернышевского, реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, Слепцова, Решетникова, Успенского и других русских писателей и публицистов.

В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был закрыт властями. Продолжателем дела «Современника» стал журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В первой половине XIX века в России значительно возросло число газет и журналов, увеличились их тиражи, но из всех преобладали издания консервативного направления. Первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанный Александром Пушкиным, вышел в Петербурге 23 апреля 1836 года.

Раздел поэзии первого номера содержал стихи Пушкина, Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Тютчева и других авторов. В разделе прозы основное место занимали произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, а также рассказы других авторов, статьи Давыдова, Вяземского и Одоевского.

Поскольку журнал издавался в тяжелых цензурных условиях, произведения авторов постоянно запрещались, некоторые пропускались урезанными или с искажениями. Помимо стихов и прозы, в журнале публиковались критические, исторические, этнографические и другие материалы.

После гибели Пушкина в 1837 году «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с Жуковским, где в этот же год были опубликованы неизданные ранее произведения Пушкина: «Медный всадник», «Русалка», «Арап Петра Великого» и другие, а также произведения Жуковского, Лермонтова, Вяземского и Ершова.

С 1838 года журнал переходил к разным издателям, и регулярность выхода номеров часто нарушалась. В 1845 году «Современник» перешел Некрасову, который привлек в журнал Тургенева, Гончарова, Герцена, также там печатались переводы произведений Диккенса, Санд и других западных писателей.

Наиболее яркими в истории «Современника» стали 1854-1862 года, когда журнал возглавили Чернышевский и Добролюбов и печатали там свои произведения. Тогда «Современник» вел резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, будучи преимущественно политическим изданием, причем революционной направленности.

Смерть Добролюбова и арест Чернышевского в 1862 году приостановили работу и выход «Современника», но уже через год Некрасову удалось возобновить издание, и он продолжал оставаться лучшим из демократических журналов. В эти годы в нем был опубликован роман «Что делать?» Чернышевского, реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, Слепцова, Решетникова, Успенского и других русских писателей и публицистов.

В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был закрыт властями. Продолжателем дела «Современника» стал журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Журнал «Современник»

185 лет назад в России был основан литературный и общественно-политический журнал «Современник». За 30 лет своего существования – с 1836 по 1866 годы – он стал одним из крупнейших явлений в русской журналистике и литературе, самым содержательным и интересным журналом своего времени, на его страницах выросло целое поколение русских писателей.

Журнал Современник

Журнал был основан Александром Сергеевичем Пушкиным, после гибели поэта издавался его друзьями во главе с Василием Андреевичем Жуковским, с 1838 года перешел к поэту, критику, профессору и ректору Императорского Санкт-Петербургского университета Петру Александровичу Плетнёву.

В журнале публиковались: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. В. Кольцов и другие известные писатели и поэты того времени.

Несмотря на громкие имена авторов, журнал изначально не был успешен финансово. К 1846 году у него осталось всего 233 подписчика. П. А. Плетнёв был вынужден передать право на издание поэту Николаю Александровичу Некрасову и издателю Ивану Ивановичу Панаеву.

Журнал Современник

Переход журнала летом 1846 года к поэту Н. А. Некрасову был не случаен. Несмотря на молодость (ему исполнилось всего 25 лет), у Некрасова уже был довольно успешный опыт издательской деятельности. Ещё в 1840-1845 годах он работал в «Литературной газете», где был фактически редактором, там же анонимно и под псевдонимом Н. А. Перепельский печатал стихи, рецензии, фельетоны, пародии. Первые, изданные им в сотрудничестве с В. Г. Белинским, сборники «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), вызвали интерес у читающей публики.

Приобретая права на «Современник» Некрасов хотел создать независимый прогрессивный журнал, объединить в нём передовые силы литературы. Главная роль в идейном руководстве журнала должна была принадлежать Виссариону Григорьевичу Белинскому. Вместе с Белинским в журнал перешла большая часть талантливых молодых писателей, сотрудничавших с журналом «Отечественные записки», издаваемым Андреем Краевским.

Биография Н. А. Некрасова (1821-1878), 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году, с этого времени неотделима от истории его издательской и журналистской деятельности. Он смог возродить журнал, привлечь лучших авторов, сделать журнал популярным и продаваемым.

Талантливый и популярный писатель стал успешным издателем. Это уникальный случай в истории русской литературы.

Деятельность Некрасова, журналиста и редактора сначала «Современника», а затем «Отечественных записок», была тесным образом связана с освободительным движением, журналы Некрасова неизменно являлись оплотом передовой общественной мысли.

Уже при отборе произведений была продекларирована приверженность Н. А. Некрасова реалистичному направлению в русской литературе, так называемой «натуральной школе».

В поэме «В. Г. Белинский» Некрасова так охарактеризовал обстановку общественного и литературного безвременья, в условиях которой осуществлялось издание журнала.

Тогда всё глухо и мертво
В литературе нашей было:
Скончался Пушкин; без него
Любовь к ней в публике остыла…
В боренье пошлых мелочей
Она, погрязнув, поглупела…
До общества, до жизни ей
Как будто не было и дела.

«Современник» был призван освежить литературную и общественную жизнь. С самого начала Некрасов стремился создать журнал, соответствующий названию, который бы освещал современное состояние науки, искусства и литературы, как отечественной, так и вообще европейской.

Н.А. Некрасов

Согласно утвержденной правительством программе, каждый из ежемесячных номеров должен был включать разделы: «Словесность» (отечественные и переводные поэтические и прозаические произведения); «Наука и художества» (статьи об истории, о достижениях науки и явлениях искусства в России и за рубежом); «Критика и библиография» (критические статьи о новых книгах русских и европейских авторов, в том числе обзоры русской литературы за истекший год); «Смесь» (публикации о географических и научных открытиях, биографии известных ученых, бытовые очерки и юмористические рассказы, заметки о наиболее значимых музыкальных и театральных премьерах); «Моды» (последние новости парижских домов моды). Предполагалось, что к каждому номеру будет прилагаться гравированная на меди и раскрашенная в Париже картинка мод из лучшего французского модного журнала.

Первый номер нового «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Некрасову и Белинскому удалось собрать уникальный материал и сделать его событием в литературной и общественной жизни. В первый номер были включены статьи В. Г. Белинского, стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка», стихи Н. П. Огарева и И. С. Тургенева, юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского; статья историка К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России». Был напечатан рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало знаменитому циклу «Записки охотника» И. С. Тургенева, повесть И. И. Панаева «Родственники».

Редакция Современника и Отечественных записок

Для Некрасова возможность руководить крупным журналом, находиться в центре литературной жизни, быть свидетелем и непосредственным участником рождения новой литературы значила очень много. С момента выхода первого сборника он не мыслил своей жизни без профессии редактора и издателя. Но принося несомненное удовлетворение, эта деятельность требовала невероятных усилий даже для привыкшего к интенсивной деятельности поэта: изнурительные согласования с цензурой, поиски средств, которых постоянно не хватало, поиск новых авторов и переговоры с ними отнимали практически всё время. В своих многочисленных письмах Некрасов сообщает последние журнальные новости, торгуется с авторами, просит немного подождать с гонораром или обещает прислать деньги вперед (для того, чтобы заполучить нового сотрудника или автора); просит приятелей прислать что-нибудь новое, напоминает о неисполненных обещаниях.

В письме Тургеневу 9 января 1850 года он пишет: «… невероятное, поистине обременительное и для крепкого человека количество работы … чтобы составить одну только 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), … переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец написал полсотни писем, был каждый день, кроме лихорадки, болен еще злостью, разлитием желчи и проч.» (Полное собрание сочинений и писем, Т. 10, 1952)

Работа в журнале отнимает столько сил, что страдает творчество – с 1847 до 1854 года Некрасов напишет незначительное количество стихотворений.

Огромным испытанием для Некрасова и всех его соратников стал 1848 год. Революция во Франции и прокатившаяся волна революций практически по всей Европе вызвали неподдельный интерес и сочувствие у образованной части общества и жесткую реакцию правящих кругов. Император Николай I был готов сделать всё, чтобы не допустить проникновения революционных и либеральных идей в российское общество.

Особое внимание стало удаляться прессе. Был создан особый комитет для рассмотрения действий цензуры и соответствия журналов утвержденным программам. От издателей оппозиционных «Современника» и «Отечественных записок» стали требовать не только не публиковать предосудительные с точки зрения власти произведения, но всячески доказывать свою благонадежность, размещая верноподданнические материалы, содействующие охранительной политике правительства.

С целью сохранения журнала Некрасову приходилось лавировать, занимать выжидательную позицию: он просит авторов смягчить резкие высказывания, сам внимательно просматривает каждый материал, от некоторых статей отказывается. Но даже после этого многие произведения отвергаются официальной цензурой.

Это приводит к тому, что «Современник» утрачивает самобытность. Всё меньше публикуется произведения современной русской прозы, их место занимают романы зарубежных писателей Г. Филдинга, Ж. Санд и других, печатающихся с продолжением в течение года.

Необходимость наполнить «Современник» заставляет Н. А. Некрасова вместе с писательницей А. Я. Панаевой взяться за создание длинного приключенческого романа «Три страны света», который публикуется в течение 1848-1849 годов. Затем совместно написан новый сериальный роман «Мертвое озеро». Эти произведения были созданы по законам массовой литературы, пользовались популярностью.

В журнале всё чаще печатаются материалы, избегающие острых тем: описания путешествий, научные очерки о развитии естественных наук, статьи по истории, переводы произведений второстепенных зарубежных писателей. «Современник» постепенно теряет традиционных подписчиков.

К этому времени Некрасов приобретает статус солидного издателя и редактора, сложившаяся репутация «Современника» как ведущего журнала страны даёт возможность постепенно привлекать новых авторов. В 1849-1850 годах складывается круг авторов, соответствующий эпохе застоя. Среди них А. В. Дружинин, дебютировавший популярной повестью «Полинька Сакс», посвященной эмансипации женщин, Д. Григорович, Е. Тур, А. Ф. Писемский, опубликовавший роман «Богатый жених». Из прежних авторов остался верен журналу И. С. Тургенев. Кроме нескольких рассказов из «Записок охотника» в журнале были опубликованы его повести «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Муму».

Н.А. Некрасов

В июле 1852 года в журнал приходит рукопись повести «Детство», написанная начинающим автором, молодым офицером Л. Н. Толстым. Впоследствии в журнале было опубликовано ещё несколько произведений Толстого: «Набег» (1853), «Отрочество» (1854).

Характерным для периода реакции и застоя становится обращение к лирике и юмору, менее подверженным цензуре. В 1853-1854 годах в журнале появляется много новых авторов-поэтов: Я. П. Полонский, А. А. Фет, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, активнее печатается сам Н. А. Некрасов. В 1864 году в разделе «Ералаш» впервые появился на свет знаменитый Козьма Прутков (А. М. Жемчужников, В. М. Жемчужников, А. К. Толстой).

В 1855 году заканчивается «мрачное семилетие» — умирает Николай I, новый император Александр II проводит более либеральную политику. Для издателей заканчивается период выживания, наступает необходимость искать новые цели и смыслы в условиях относительной свободы печати и периода преобразований.

Большую роль в этот период сыграл один из недавно пришедших сотрудников – Н. Г. Чернышевский, выдвинувший идею служения литературы и искусства общественному благу. Это вызвало полемику среди постоянных авторов, многие из которых придерживались идеи чистого искусства, выдвигали на первый план художественную ценность произведения.

Для Некрасова как крупного издателя было важно, невзирая на собственные предпочтения, уловить общественный запрос, выбрать правильное направление развития журнала, определить круг будущих читателей. Необходимо было не только определить содержание журнала и круг его авторов, но решить коммерческие вопросы существования журнала (находящегося в сложном финансовом положении), которые зависели от числа подписчиков.

Некрасов выбирает сторону Чернышевского, что приводит к конфликтам с Тургеневым, Григоровичем, Толстым. Некрасову приходилось выступать посредником между противоборствующими сторонами.

Роль примирителя сторон первоначально удается. В 1855-1856 годах в «Современнике» публикуются «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, фрагменты «Фрегата Паллада» И. А. Гончарова, пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», с журналом начинает сотрудничать драматург А. Н. Островский.

Писательский круг Современника

В 1856 году Н. Г. Чернышевский приводит в журнал Н. А. Добролюбова. Они на несколько лет определяют политику журнала. Журнал постепенно меняется в сторону общественно-политического издания, становится органом радикально настроенных демократов.

Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов

Некрасов являлся не только издателем и редактором «Современника», но и одним из его постоянных авторов, помещая на страницах журнала свои стихи, рассказы, романы и критические статьи. Редакционная политика журнала совпадает с демократической и антикрепостнической направленностью творчества самого поэта. Некрасов стал выразителем настроений разночинной интеллигенции, возглавил «гражданское» направление в поэзии, его стихи особенно популярны в среде революционной молодёжи. Некрасовская поэзия смогла открыть читателю реальный духовный мир русского крестьянства и городских низов, выразила их чувства, стремления, идеалы. С его приходом в поэзии появляются непоэтические, на первый взгляд, картины жизни, рождаются новые герои, принося с собой интонации живой устной многоголосной речи.

Несмотря на уход из журнала таких писателей как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович тираж «Современника» в 1861 году достиг рекордной цифры – свыше семи тысячи экземпляров. В журнал приходят такие авторы как М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, Г. Г. Помяловский.

За двадцать лет издания и редактирования журнала Некрасова выпустил свыше 200 томов, объём отдельных номеров достигал 400 страниц. Случались дни, когда из-за цензурных препон нечего было печатать, не было средств для оплаты бумаги, услуг типографии или гонораров. Всё это приходилось преодолевать ценой невероятных усилий и потери здоровья. В 1856 году Некрасов вынужден надолго оставить свое детище из-за отъезда за границу для лечения. В этот период выходит книга стихотворений поэта, ставшая крупным литературным и общественным событием.

Начало 60-х годов стало временем жестоких испытаний. В ноябре 1861 года умирает Добролюбов, в июле 1862 года был арестован Чернышевский. Многолетние цензурные преследования приводят к приостановке издания в июне 1862 года на 8 месяцев. Однако Некрасов мужественно отстаивает революционно-демократическую направленность журнала. В 1863 году в «Современнике» опубликован роман «государственного преступника» Чернышевского «Что делать?», написанный им в Петропавловской крепости. Общественно-политическая ситуация в стране обостряется, неудавшееся покушение в 1866 году на Александра II приводит к ужесточению цензуры. В июне 1866 года журнал был окончательно закрыт.

После закрытия «Современника» Некрасов не сдается. Не проходит и года, как он начинает переговоры с владельцем «Отечественных записок» А. Краевским о покупке, которые увенчались успехом, с 1868 года журнал занимает место закрытого «Современника». В состав редакции входит М. Е. Салтыков-Щедрин, публикуются авторы, придерживающиеся демократических взглядов: Н. Успенский, Ф. Решетников, В. Слепцов. Журнал становится одним из главных проводников идей народничества. Заботы о журнале по-прежнему поглощают много времени и сил: приходится заниматься будничной редакторской работой, чтением и правкой корректур, финансовыми вопросами. Это был настоящий общественный подвиг. Но особенно тяжелым и изнурительным было постоянное противоборство с цензурой.

Калининградская областная научная библиотека не имеет оригинала журнала периода 1836-1846 годов, но располагает его факсимильным изданием.

Журнал Современник Журнал Современник

Оригинальные издания «Современника» периода 1847-1866 года представлены 44 номерами разных лет, в том числе первым номером журнала за 1847 год.

Журнал «Современник» является ярким представителем так называемых «толстых журналов». Они возникли в России в середине XVIII века по образцу западноевропейских. Но вскоре обрели свое неповторимое лицо и сыграли важную роль в развитии русской литературы и общественной жизни. Лучшие отечественные «толстые журналы» обладали особыми качествами: сочетание литературной и общественно-политической тематики; наличие ярко выраженной художественной и идеологической направленности; неразрывная связь с читателем.

Среди представителей великой русской литературы середины и второй половины XIX века нет ни одного, кто не был связан с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Почти четырнадцать лет с «Современником» сотрудничал И. С. Тургенев, «литературным крестником» журнала стал Л. Н. Толстой, в журнале публиковались фрагменты знаменитой трилогии И. А. Гончарова, печатались А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен и многие другие.

«Современник» стал неотъемлемой и яркой страницей литературной и общественной жизни страны середины XIX века, вошел в историю русской журналистики и литературной критики.

Список использованной литературы:

  1. Современник : литературный журнал издаваемый Александром Пушкиным. В 4 томах. — Факс. изд. 1836 г. — Москва : Книга, 1987. – Т. 1-4.
  2. Современник : литературный и (с 1859 года) политический журнал / издаваемый с 1847 года И. Панаевым и Н. Некрасовым. — Санкт-Петербург : Типография Карла Вульфа, 1847 — 1866.
  3. Евгеньев-Максимов, В. Е. «Современник» в 40-50 гг. : от Белинского до Чернышевского. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, [1934]. — 454 с.
  4. Макеев, М. С. Николай Некрасов. — Москва : Молодая гвардия, 2017. — 461, [2] с. : [16] л., портр., факс. ; 21 см. — (Жизнь замечательных людей)
  5. Очерки по истории русской журналистики и критики. В 2 томах / Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1950 – 1965. – Т. 1-2
  6. Сикорский, Н. М. Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г. Из истории русской революционно-демократической журналистики. — Москва : Издательство Московского государственного университета, 1991. — 206 с. : ил. — (Академия наук СССР. Научно-популярная серия)
  7. Степанов, Н. Л. Н. А. Некрасов : критико-биографический очерк. — Москва : Гослитиздат, 1962. — 264 с. : портр.

23 апреля. Журнал Современник

В этот день 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанный Александром Пушкиным. В нем печатались все самые значительные поэты и писатели эпохи.

«Современник» Пушкина

Пушкина давно привлекала мысль о создании собственного печатного издания, который явился бы независимой трибуной для него и его литературных соратников. Поэт считал, что уже факт появления такого печатного органа лишит издателей Булгарина и Греча монополии. Те владели литературной газетой «Северная пчела», единственной частной газетой. Они же в свою очередь боялись Пушкина, как и другие авторы литературных изданий.

Александр Сергеевич Пушкин

Смирдин, хозяин журнала «Библиотека для чтения», предлагал поэту пятнадцать тысяч отступных, чтобы он отказался от издания «Современника». Пушкин не согласился. Несмотря на усилия недоброжелателей, выпуск состоялся.

Правда, учредить «Современник» Пушкину разрешили только на условии, что на его страницы не попадут политические материалы. Но и это не мало. Ведь мир СМИ в ту эпоху был беден. Все печатные органы – наперечет.

Цензура была очень бдительна. Привлеченный Пушкиным к сотрудничеству поэт-партизан Денис Давыдов написал по поводу своей статьи, попавшей под правку:

«…унывать грешно солдату – надо или лопнуть или врубиться в паршивую колонну Цензуры».

И Пушкин действительно вступил в битву. Почти без единой поправки он довел до читателей многие свои произведения: «Капитанскую дочку», «Скупого рыцаря», а также Гоголевские – «Коляску», «Нос» и другие.

Современник

Кроме старых своих друзей – Вяземского, Жуковского, Давыдова, Баратынского – Пушкин призвал к себе молодых поэтов, таких как Тютчев – он открыл его для читателя. Вообще весь золотой век русской литературы нашел свое отражение на страницах журнала.

Однако, несмотря на все успехи, большие авторские имена, надо признать, тираж у издания был скромный. Всего 600-700 экземпляров. Так было, прежде всего, потому что вообще читающей публики в стране было не много. Издание оказалось занятием, не приносящим прибыли. И просуществовал пушкинский «Современник» только один 1836 год. Последний его пятый выпуск увидел свет уже после гибели поэта в 1837 году.

Далее полтора десятилетия некогда пушкинский журнал влачил несчастное существование.

«Современник» Некрасова

Возрождение он пережил в 1845 году, когда его купил Николай Некрасов. И тогда на его страницах открылось новое поколение будущих классиков. Тургенев, Гончаров. Однако они довольно скоро покинули «Современник», в котором появились политическая рубрика, едкие фельетоны. Чем дальше, тем более радикальным становилось содержание журнала.

Николай Алексеевич Некрасов

Из витрины русской литературы журнал превращался в сцену антиправительственных выступлений. Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов. Они, как могли, обходили цензуру, обличали, критиковали, нарывались на предупреждения от власти. Случалось, что за один месяц цензура изымала из журнала по 150 страниц. Все кончилось в 1866 году. В апреле некто Каракозов стрелял в Александра II и не попал. Государь только что провел удачные реформы, дал свободу крестьянам и недоумевал, за что ему желали смерти. Власть закроет самые рьяные антиправительственные СМИ. В том числе «Современник», так не похожий уже на пушкинский литературный альманах.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера

В первой половине XIX века в России издавалось множество газет и журналов довольно большими тиражами, но из всех преобладали издания консервативного направления, не хватало свежих, смелых идей. Но все изменилось 23 апреля 1836 года, когда в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник». Его основателем и редактором стал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Еще в 1825 году он писал одному из своих ближайших друзей Петру Вяземскому: «Когда-то мы возьмемся за журнал; мочи нет хочется». Накануне 1836 года Пушкин посылает Александру Бенкендорфу (шефу жандармов и одновременно Главному начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества) канцелярии просьбу о разрешении выпустить четыре книжки литературного сборника-альманаха. В программе, представленной в цензуру, было написано: «В журнале будут помещаться стихотворения всякого роду, повести, статьи о нравах и тому подобное (оригинальные и переводные), критики замечательных книг русских и иностранных; наконец статьи, касающиеся вообще искусств и наук».

Затея Пушкина издавать журнал вызвала много кривотолков и даже насмешек со стороны его врагов. Чаще других ему приходилось выслушивать упреки в жажде наживы.

Первый номер журнала был высоко оценен Виссарионом Белинским. Он написал о нем, как о «явлении важном и любопытном» как по знаменитому имени его издателя, так и по оригинальности помешенных в нем статей. Раздел поэзии первого номера содержал стихи Пушкина, Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Тютчева и других авторов. В разделе прозы основное место занимали произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, а также рассказы других авторов, статьи Давыдова, Вяземского и Одоевского.

Пушкин был энергичным и доброжелательным редактором. Он широко распахнул двери «Современника» перед молодыми талантами. Так, например, он «открыл» Федора Тютчева, Павла Ершова, автора сказки «Конек-горбунок». Но работу редактора отравляли не прекращавшиеся прения с цензурой. Замученный постоянными запрещениями, вымарками, требованиями что-то изменить, поправить, Пушкин в одном из писем к жене с досадой восклицает: «черт догадал меня родиться в России с душой и с талантом!».

После трагической гибели поэта «Современник» на протяжении десяти лет влачил печальное существование журнала, не имеющего определенного лица и характера. И лишь в 1847 году, когда журнал попадает в руки Николая Некрасова, «Современник» ожил. В нем начинают активно сотрудничать Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин.

В 1847-48 годах стиль журнала определяли статьи Белинского, в которых он критиковал современную действительность и пропагандировал революционно-демократические идеи. Политическая реакция и преследования цензуры осложнили работу редакции, но «Современник» продолжал выходить.

Наиболее яркими в истории «Современника» стали 1854-62 года, когда журнал возглавили Чернышевский и Добролюбов и печатали там свои произведения. Тогда «Современник» вел резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, будучи преимущественно политическим изданием, причем революционной направленности.

Смерть Добролюбова и арест Чернышевского в 1862 году приостановили работу и выход «Современника», но уже через год Некрасову удалось возобновить издание, и он продолжал оставаться лучшим из демократических журналов. В эти годы в нём был опубликован роман «Что делать?» Чернышевского, реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, Слепцова, Решетникова, Успенского и других русских писателей и публицистов.

В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был закрыт властями. Продолжателем дела «Современника» стал журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

23 апреля 1836 года в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанный А.С. Пушкиным.

Раздел поэзии первого номера содержал стихи Пушкина, Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Тютчева и других авторов. В разделе прозы основное место занимали произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, а также рассказы других авторов, статьи Давыдова, Вяземского и Одоевского.

Поскольку журнал издавался в тяжелых цензурных условиях, произведения авторов постоянно запрещались, некоторые пропускались урезанными или с искажениями. Помимо стихов и прозы, в журнале публиковались критические, исторические, этнографические и другие материалы.

После гибели Пушкина в 1837 году «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В.Жуковским, где в этот же год были опубликованы неизданные ранее произведения Пушкина: «Медный всадник», «Русалка», «Арап Петра Великого» и другие, а также произведения Жуковского, Лермонтова, Вяземского и Ершова.

С 1838 года журнал переходил к разным издателям, и регулярность выхода номеров часто нарушалась. В 1845 году «Современник» перешел Н.Некрасову, который привлек в журнал И.Тургенева, И.Гончарова, А.Герцена, Л.Толстого, также там печатались переводы произведений Ч.Диккенса, Ж.Санд и других западных писателей.

В 1847-48 годах стиль журнала определяли статьи В.Белинского, в которых он критиковал современную действительность и пропагандировал революционно-демократические идеи. Политическая реакция и преследования цензуры осложнили работу редакции, но «Современник» продолжал выходить.

Наиболее яркими в истории «Современника» стали 1854-62 года, когда журнал возглавили Н.Чернышевский и Н.Добролюбов и печатали там свои произведения. Тогда «Современник» вел резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, будучи преимущественно политическим изданием, причем революционной направленности.

Смерть Добролюбова и арест Чернышевского в 1862 году приостановили работу и выход «Современника», но уже через год Некрасову удалось возобновить издание, и он продолжал оставаться лучшим из демократических журналов. В эти годы в нём был опубликован роман «Что делать?» Чернышевского, реалистические произведения Салтыкова-Щедрина, Слепцова, Решетникова, Успенского и других русских писателей и публицистов.

В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был закрыт властями. Продолжателем дела «Современника» стал журнал «Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Sovremennik

Sovremennik.jpg

The title page of the issue printed after the death of Alexander Pushkin

First issue 1836
Final issue 1866
Based in St. Petersburg
Language Russian

Sovremennik (Russian: «Современник», IPA: [səvrʲɪˈmʲenʲːɪk] (listen), «The Contemporary») was a Russian literary, social and political magazine, published in Saint Petersburg in 1836–1866. It came out four times a year in 1836–1843 and once a month after that. The magazine published poetry, prose, critical, historical, ethnographic and other material.

Sovremennik originated as a private enterprise of Alexander Pushkin who was running out of money to support his growing family. To assist him with the magazine, the poet asked Nikolai Gogol, Pyotr Vyazemsky and Vladimir Odoyevsky to contribute their works to the journal. It was there that the first substantial assortment of Fyodor Tyutchev’s poems was published. Soon it became clear that Pushkin’s establishment could not compete with Faddey Bulgarin’s journal, which published more popular and less demanding literature. Sovremennik was out of date and could not command a paying audience.

When Pushkin died, his friend Pyotr Pletnyov took over the editorship in 1838. A few years later the magazine fell into decline, and Pletnyov handed it over to Nikolay Nekrasov and Ivan Panaev in 1847. It was Nekrasov who really made the magazine profitable. He enlisted the services of Ivan Turgenev, Ivan Goncharov, Alexander Herzen and Nikolai Ogaryov. Sovremennik was the first to publish translated works by Charles Dickens, George Sand and other best-selling foreign writers.

Although the magazine was owned and run by Nekrasov, its official editor-in-chief was Alexander Nikitenko. The virulent realist critic Vissarion Belinsky was responsible for its ideology. His criticism of present-day reality and propaganda of democratic ideas made the journal very popular among the Russian intelligentsia. Sovremennik’s circulation was 3,100 copies in 1848.

During the reactionary reign of Nicholas I, the journal had to struggle against censorship and complaints of disgruntled aristocracy. Its position grew more complicated after Herzen’s emigration (1847) and Belinsky’s death (1848). Despite these hardships, Sovremennik published works by best Russian authors of the day: Leo Tolstoy, Turgenev and Nekrasov. Timofey Granovsky, Sergey Solovyov and other leading historians were published as well.

The period between 1852 and 1862 is considered to be the most brilliant in the history of the journal. Nekrasov managed to strike a deal with its leading contributors, whereby their new works were to be published exclusively by him. As regards ideology, Sovremennik grew more radical together with its audience. Belinsky was succeeded by Nikolai Chernyshevsky in 1853 and by Nikolai Dobrolyubov. All their principal articles were published in Sovremennik.

In late 1858, the magazine entered into polemics with the liberal and conservative press and became a platform for and ideological center of the revolutionary democracy, turning into a political magazine. In 1861, it published materials, dedicated to the emancipation of the serfs and advocated the interests of serfs in the strongest terms possible. In 1859-1861, Sovremennik argued with Herzen’s Kolokol about the aims of the Russian democracy.

Such a radical stance alienated those writers who were indifferent to politics or personally disliked revolutionary intelligentsia. Although Tolstoy, Turgenev, and Dmitry Grigorovich eventually left the magazine, Sovremennik’s circulation reached 7,126 copies in 1861. The death of Dobrolyubov in 1861, an 8-month suspension of publishing activities (in June 1862), and Chernyshevsky’s arrest caused irreparable damage to the magazine. Its ideological stance became less clear and consistent.

In 1863, Nekrasov managed to resume publishing Sovremennik. He invited Mikhail Saltykov-Shchedrin (stayed until 1864), Maxim Antonovich, Grigory Yeliseyev and Alexander Pypin to join its editorial staff. Controversy among the members of the editorial staff soon resulted in adoption of a more temperate policy.

In 1863-1866, Sovremennik published Chernyshevsky’s What Is to Be Done? (written in the Peter and Paul Fortress), satires by Saltykov-Shchedrin, and works by the so-called plebeian authors (Vasily Sleptsov, Fyodor Reshetnikov, Gleb Uspensky). The magazine was closed down in June 1866, owing to the official panic that followed the first attempt on Alexander II’s life. After that, Nekrasov and Saltykov-Schedrin acquired the rights to publish the Otechestvennye Zapiski, a literary journal widely viewed as Sovremenniks successor.

Sovremennik inspired Al Nafais Al Asriyyah, an Arabic literary and political magazine which was published in Jerusalem between 1908 and 1923.[1]

Contributors to Sovremennik

«Inevitable Contributors»

Featured titles[edit]

  • Nikolai Chernyshevsky
    • What Is to Be Done? (1863)
  • Nikolai Gogol
    • «The Nose» (1836)
  • Ivan Goncharov
    • The Same Old Story (1847)
  • Mikhail Lermontov
    • Borodino (1837)
  • Nikolai Nekrasov
    • Who Is Happy in Russia? (1863-1876)
  • Alexander Pushkin
    • The Captain’s Daughter (1836)
    • The Bronze Horseman (1837)
  • Leo Tolstoy
    • Childhood (1852)
    • Boyhood (1854)
    • Sevastopol Sketches (1855)
    • «The Snowstorm» (1856)
    • Youth (1857)
  • Ivan Turgenev
    • A Sportsman’s Sketches (1852)
    • «Mumu» (1854)
    • Rudin (1856)
    • Home of the Gentry (1859)
  • Alexander Sukhovo-Kobylin
    • Krechinsky’s Wedding (1855)

References[edit]

  1. ^ Spencer Scoville (2015). «Reconsidering Nahdawi Translation: bringing Pushkin to Palestine». The Translator. 21 (2): 228. doi:10.1080/13556509.2015.1073466.

External links[edit]

  • Media related to Sovremennik (magazine) at Wikimedia Commons

  • Выход первого номера газеты искра
  • Выход первого номера газеты ведомости
  • Выход на питер телефон
  • Выход на межгород со стационарного телефона
  • Выход на межгород с городского телефона