С 1 января в России изменились правила регистрации новых автомобилей. С этого дня у водителей появилась возможность ставить ТС на учет через дилерские центры. Также стала доступна опция получать госномера не в отделениях ГИБДД, а в автосалонах или специализированных организациях. Однако дилеры так и не начали выдавать номера, а в ГИБДД таблички дают далеко не всем.
Автовладельцы привыкли, что после покупки новой машины у них есть 10 дней, в течение которых им можно ездить без госномеров. Именно столько времени отводится на регистрацию транспорта в ГИБДД. Теперь салоны получили возможность ставить машины на учет, однако так и не начали печатать сами номерные таблички. А без прикрученных номеров водители уже зарегистрированных новых машин не могут покинуть пределы дилерских центров своим ходом.
Новые правила создали ловушку, которая может обернуться не только штрафом в 5 тыс. рублей, но и лишением прав на три месяца согласно ч. 2. ст. 12.2 КоАП «Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков». Именно такие наказания грозят тем, кто решит выехать из автосалона на зарегистрированной машине без номеров.
Также потенциальными нарушителями стали водители, которые обратились для постановки на учет нового автомобиля в МРЭО других регионов, где у них нет регистрации по месту жительства. При этом поставить на учет машину можно, однако ей присвоят лишь виртуальный госномер. Саму алюминиевую табличку в отделении выдать не смогут — владельцу также придется печатать номер самому в специализированной организации. Поскольку ездить на зарегистрированном автомобиле без госномера нельзя, отправиться за знаками придется своим ходом либо на эвакуаторе.
Что говорят в отделениях ГИБДД
Как выяснил корреспондент Autonews.ru, далеко не во всех МРЭО разобрались, как им теперь регистрировать новые транспортные средства. В некоторых отделениях сотрудники сообщили, что «про изменения только рассказали по телевизору, а не деле ничего не изменилось». В одном из подмосковных отделений корреспонденту посоветовали привозить машину сразу на эвакуаторе.
И лишь в нескольких инспекторы смогли четко объяснить: 10 дней на езду без госномеров есть только у водителей незарегистрированных машин — они по-прежнему могут приехать в МРЭО и получить таблички именно там, но номера выдадут лишь проживающим в этом же регионе.
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В случае если машину поставили на учет у дилера, а госномера там не выдали (то есть машине присвоен номер, но нет самих табличек), на дороги общего пользования таким ТС выезжать нельзя. Не помогут и разные приспособления вроде написанного от руки или распечатанного на принтере госномера — остановивший такое транспортное средство инспектор ГИБДД имеет полное право оштрафовать его водителя и отстранить от управления до устранения нарушения.
Официальная позиция Госавтоинспекции содержится в разъяснении, опубликованном в самом начале 2020 г., и повторяет фактическое положение дел. Ведомство объяснило, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 283-ФЗ (3 августа 2018 г.) введена процедура присвоения государственных регистрационных номеров без их фактической выдачи в подразделениях ГИБДД. При этом владелец транспортного средства обязан самостоятельно обратиться к изготовителю государственных регистрационных знаков. Также ведомство обратило внимание на недопустимость управления зарегистрированным транспортным средством без регистрационных знаков.
Где и как теперь получать номера
По замыслу законодателей, Госавтоинспекция и дальше продолжит выполнять функции по постановке автомобилей на учет — новый закон этой обязанности ГИБДД не лишает. Исключена была именно выдача государственных регистрационных знаков подразделениями ГИБДД. Этим должны были заняться специализированные организации, включая дилерские: все они должны содержаться в отдельном реестре и нести ответственность за умышленное или ненамеренное искажение регистрационных данных. При этом на ГИБДД накладывается функция контроля этих организаций с выявлением нарушений установленных правил и прав граждан.
По данным на лето 2019 г., достаточное число пунктов изготовления номерных знаков насчитывалось лишь в 11 субъектах РФ, а в 32 регионах страны этот показатель не достигал и 30%. Услуга регистрации автомобиля должна стоить 500 рублей — этот тариф ФАС утвердила еще в августе 2019 года. За изготовление самих госномеров на машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, придется заплатить 2 тыс. руб., а на мотоциклы и прицепы — 1,5 тыс. рублей.
Нововведение затронуло исключительно первичный рынок — для автомобилей с пробегом все осталось по-старому. «Специализированные торгующие организации смогут участвовать в процессе регистрации автомобилей от имени покупателя — готовить заявления, передавать эти документы в регистрационные подразделения ГИБДД, а после проверки получать СТС с присвоенным автомобилю госномером для своего клиента», — поясняли ранее корреспонденту Autonews.ru в Госавтоинспекции.
Дилеры не знают, как работать
Никто из опрошенных Autonews.ru автодилеров выдачу физических номеров не начал. Сами продавцы рассказали, что пока не заметили интереса автомобилистов к новой услуге. «Пока мы не видим активного спроса на эту услугу. Возможно, это связано и с тем, что в настоящее время законодатель ведет разработку и утверждение подзаконных нормативных актов, определяющих процедуру и порядок действий», — сообщили в пресс-службе АГ «АВИЛОН».
Фото: Skoda
В свою очередь, в дилерском центре «Автомир» Autonews.ru сообщили, что регистрация в автосалонах все еще не работает: «В ГИБДД субъектов Федерации не знают, как автосалоны должны пройти аккредитацию и быть допущенными к процессу регистрации. Мы ждем разъяснений. При этом ГИБДД дало указание пока не штрафовать клиентов, купивших новые авто. Пока еще можно использовать 10 дней на регистрацию, указанные ранее в законодательстве».
Еще один из крупных автодилеров анонимно подтвердил, что продолжает работать по-старому. «По желанию клиента можем поставить автомобиль на учет в ГИБДД, но мы делаем это не как специализированная организация, о чем идет речь в законе», — отметил представитель дилерской компании.
В частных беседах дилеры предполагают, что запуск нововведения могут отложить, так как салоны оказались совершенно не готовы к сотрудничеству с ГИБДД. Autonews.ru направил соответствующий запрос в МВД России.
Одно из нововведений 2020 года, которое уже вступило в силу – это возможность выехать из автосалона на новом автомобиле уже с номерами, без необходимости ездить в ГИБДД. Давайте разберемся, что для этого нужно, и сколько это стоит.
С 1 января 2020 года в силу вступил Федеральный закон № 283 «О государственной регистрации транспортных средств», который утвердил возможность осуществлять регистрацию нового автомобиля при участии «специализированной организации». Раньше для регистрации купленной машины нужно было обязательно лично посетить отделение ГИБДД – на это дается 10 дней, и такой способ регистрации остается в силе. Однако для покупателей новых машин, которые ранее не были в эксплуатации и не состояли на учете, теперь есть дополнительная опция: можно не ехать в ГИБДД самому, а забрать машину от дилера уже с номерами. Регистрацию для первого владельца проведет так называемая специализированная организация (далее – CO) и предоставит ему автомобиль с уже готовым пакетом документов.
Что такое «специализированная организация»?
Требования к специализированным организациям изложены в статье 21 нового закона. Часть 1 гласит, что СО могут быть либо «зарегистрированные в Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на основании договора изготовителем или представителем иностранного изготовителя в Российской Федерации на реализацию изготовленных ими транспортных средств», либо «изготовитель транспортных средств». Проще говоря, специализированная организация – это либо авторизованный производителем дилер, либо сам производитель автомобиля. Поэтому верить каким-либо сторонним посредникам, которые будут предлагать провести регистрацию, нельзя.
Как купить автомобиль с номерами с помощью специализированной организации?
Для покупателя процедура регистрации сводится к заключению договора со специализированной организацией и предоставлению им необходимых для регистрации документов. Все остальные действия проводит непосредственно СО, их перечень указан в части 2 статьи 22 нового закона. Так, СО подготавливает документы для регистрации, проверяет данные автомобиля и покупателя, передает документы в регистрационное подразделение, изготавливает номерные знаки (при наличии полномочий) и передает покупателю автомобиль с номерами и пакет документов. При этом личные документы покупателя остаются у него и не требуются для регистрации: в частности, паспорт после заключения договора с СО ей больше не нужен, поскольку пункт 2 части 1 статьи 15 уточняет, что «документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации».
Сколько стоит регистрация машины через специализированную организацию?
Стоимость услуги регистрации с помощью СО жестко зафиксирована приказом ФАС № 448/19. Согласно ему, предельный уровень тарифа на услуги специализированной организации по государственной регистрации автомобиля составляет 500 рублей – это и будет суммарная переплата по сравнению с самостоятельной постановкой автомобиля на учет. Все остальные затраты, включая пошлины за выдачу ПТС и 2 000 рублей за изготовление номерных знаков – стандартные.
Что будет, если специализированная организация совершит ошибку при регистрации?
Ответственность специализированных организаций также обозначена в том же законе № 283. Так, часть 2 статьи 25 гласит, что при регистрации нового автомобиля «специализированные организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за умышленное или совершенное по неосторожности искажение регистрационных данных транспортных средств, маркировки транспортных средств и (или) маркировки основных компонентов транспортных средств, а также за нарушение порядка государственной регистрации транспортных средств». При этом СО максимально заинтересованы в исключении таких ошибок, поскольку часть 3 статьи 21 гласит, что «неоднократное (два и более раза) в течение одного года» искажение данных или ошибка при осуществлении регистрации является основанием для прекращения статуса специализированной организации.
С 1 января покупатели машин в России должны получать регистрационные знаки на свои автомобили в автосалонах. Однако закон на самом деле до сих пор не заработал. Почему и что же теперь делать покупателям машин?
К тому, что ГИБДД перестанет выдавать регистрационные знаки, российских водителей готовили с 2018 года, когда был принят соответствующий закон. Однако его вступление в силу переносили несколько раз, а в 2019 году в подписанный президентом нормативный акт даже вносили изменения. С 2020 года закон формально работает. На самом деле — нет.
Почему дилеры не выдают номера?
«Пока дилерским центрам не предоставили права доступа к базе ГИБДД. Сами ждем. Причем говорилось об этом с мая. Но как скоро появится такая возможность — непонятно», рассказали Авто Mail.ru в дилерском центре Hyundai Авилон.
Некоторые дилерские центры и вовсе не в курсе изменений в законе. Так, в Легион Моторс, официальном дилерском центре Skoda в Челябинске, нам сообщили, что «все действует исключительно по инициативе дилерских центров. У нас такого нет, и в ближайшем будущем вряд ли появится». Впрочем, про инициативу дилерских центров — тоже правда.
В компании Natc Group (дилер Nissan в Реутове) говорят следующее: «инициатива запущена, просто списки дилерских центров еще не утвердили. Но мы можем сделать регистрацию. Забрать авто с номерами можно будет на следующий день к обеду».
Подтверждают возможность изготовления регистрационных знаков и у официального дилера Volkswagen «Нева-Автоком» в Санкт-Петербурге, и в московском Favorit Motors. При этом на своих сайтах компании предпочитают не сообщать о возможности оказания содействия при постановке нового автомобиля на учет.
ГИБДД ясности не вносит
ГИБДД прекрасно знает о ситуации. Но сделать пока что ничего не может из-за межведомственной неразберихи — договориться между собой чиновники не могли целый год, и в ближайшее время вряд ли смогут. После отставки правительства министерствам не до каких-то там автомобильных номеров.
При этом Госавтоинспекция посчитала нужным выступить с официальным заявлением по поводу постановки автомобилей на учет.
Суть заявления ГИБДД: регистрация автомобиля — проблема владельца.
«Владелец транспортного средства обязан в целях участия транспортного средства в дорожном движении обратиться к изготовителю государственных регистрационных знаков для их изготовления в случае присвоения государственного регистрационного номера при регистрации автомобиля без фактического получения комплекта государственных регистрационных знаков непосредственно в подразделении Госавтоинспекции», сообщили в ГИБДД.
Заодно Госавтоинспекция обратила «внимание автовладельцев на необходимость изготовления государственных регистрационных знаков после присвоения государственных регистрационных номеров и недопустимость управления зарегистрированным транспортным средством без установки на нем государственных регистрационных знаков».
Штраф за езду без номеров — 5000 рублей. Также нарушителя могут лишить прав.
Как получить номера на новую машину?
- Оформить договор купли-продажи, купить ОСАГО.
- Подать заявление на регистрацию транспорта в подразделении ГИБДД или через сайт Госуслуг.
- Получить СТС и заказать изготовление регистрационных знаков.
Фирмы, предлагающие изготовление номеров, по-прежнему наперебой рекламируют свои услуги возле подразделений ГИБДД.
Кто придумал выдавать номера в автосалонах?
А что еще успел сделать для водителей Дмитрий Медведев? Смотрите в нашем видео:
Читайте также:
-
Что Медведев сделал для водителей, пока не отправился в отставку
-
Представлен корейский конкурент BMW X5 (фото)
-
Уникальный УАЗ «Патриот»: таких будет всего 200 штук
-
Новая Kia Rio: она может стать такой (фото)
-
Обновленная «Нива»: ее уже можно купить