ария
сольный оперный номер
Альтернативные описания
• вокальное произведение для одного голоса
• законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
• крик души в музыкальном сопровождении
• музыкальное произведение для одного певца или певицы
• номер в опере, исполняемый одним певцом
• российская рок-группа
• сольная партия в опере
• эпизод в опере, оперетте, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра
• каватина
• вокальная или инструментальная пьеса
• песенка, что спета Ленским
• выходная у Мистера Икса
• вокальный монолог
• оперное соло
• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»
• выступление оперного докладчика
• первая в России хэви-металл группа
• сольный номер из оперы, кантаты
• эпизод оперы, оперетты и др., исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
• женское имя
• фрагмент оперной партии
• часть оперной партии
• соло в опере
• сольный номер в опере
• рок-группа Кипелова
• оперный номер
• соло для тенора
• партия для голоса в опере
• та еще группа Кипелова
• … варяжского гостя в «Садко»
• эпизод оперы
• хэви-металл группа в России
• музыкальный крик души
• московская рок-группа с оперным названием
• сольный номер
• ариозо
• партия для голоса
• эпизод в кантате
• группа, в которой пел Кипелов
• оперный монолог
• кармен поет, а хор молчит
• «оперная» московская рок-группа
• оперная песня
• оперная партия
• оперная партия или московская рок-группа
• хэвиметалл группа в России
• оперное соло или московская рок-группа
• монолог оперного певца
• «речь» певца с оперной сцены
• монолог ОПЕРАтивного работника
• оперная партия для солиста
• сольное выступление в опере
• оперное пение
• оперное сольное пение
• соло на сцене оперного зала
• «номер» в опере
• оперная партия для голоса
• монолог на оперной сцене
• металлическая рок-группа
• Вокальная пьеса
• Музыкальное произведение для одного певца или певицы
• Партия в опере
• Вокальная или инструментальная пьеса
• Российская рок-группа (»Герой асфальта», »Крещение огнём»)
• Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента
• Выступление оперного докладчика
• «Монолог» оперного певца
• «Номер» в опере
• «Оперная» московская рок-группа
• «Речь» певца с оперной сцены
• … варяжского гостя в «Садко»
• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»
• выступление оперного «докладчика»
• ж. итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий
• оперная партия и московск. рок-группа
• оперное соло или московск. рок-группа
• партия в опере
• росийская рок-группа
• соло оперного баритона
«Норма». Режиссер Дэвид Маквикар, Метрополитен-опера, 2017
Фото: Jack Vartoogian/Getty Images
Каватина — сольный вокальный номер, род арии, в классической опере первой половины XIX века (итальянской, французской, русской) выделяющийся не столько особым складом, сколько особой функцией: чаще всего каватина — это выходная ария, призванная выгодно презентовать того или иного оперного героя.
Музыкальная и околомузыкальная терминология — вещь часто нелинейная, вернее сказать, наделенная совсем не той линейностью, которой от нее ожидаешь. Скажем, названия смычковых струнных в итальянском языке образованы от слова viola с прибавлением разнообразных суффиксов — и, в принципе, это понятно, учитывая, что с разнообразных виол, от басовой до дискантовой, славная история этих инструментов когда-то начиналась. Но посмотрите, как эти суффиксы распределились. Альт — это просто «виола», viola. Скрипка — violino, «маленькая виола», «виолочка». Контрабас — violone, «большая виола», «виолища». Еще один инструмент, виолончель, пришлось втискивать в этот ряд, склеив сразу два суффикса, увеличительный и уменьшительный: violoncello — это «маленькая большая виола».
В слове «каватина» тоже слышится нечто уменьшительное. И действительно, соответствующий «большой» термин — «кавата» — одно время был в ходу, только это было в XVII веке, тогда новые формы музыки только искали себе названия: что-то прижилось, что-то нет. У каваты могла бы быть столь же блестящая будущность, как и у кантаты, сонаты, токкаты: среди значений слова cavare (добывать, доставать, вырывать, выкапывать — это тот же корень, что и в слове «экскаватор», например) было и «извлекать звук». Однако не вышло.
Логика тут не работает: этимологически каватина — это маленькая кавата, но что же может быть меньше, чем крошечная, зачаточная ария, точнее даже ариозо, небольшая распевная «мораль» в конце длинного речитативного монолога. В опере конца XVIII и первой половины XIX века каватина — номер, может, и не самый грандиозный, но зато, как правило, довольно эффектный — вспомните хотя бы Фигаро из «Севильского цирюльника», выходящего на сцену со своим «Largo al factotum della citta». Ключевые слова тут — «выходящего на сцену»: для композиторов того времени каватина — это прежде всего выходная ария, способ презентовать зрителю впервые появляющегося ключевого персонажа, а заодно и возможности того певца, которому эта роль поручена.
Многим позднее, уже на ущербе романтизма, вдруг выяснилось, что создатели опер на самом деле не слишком и нуждаются в каватине как приеме что музыкальной драматургии, что сюжетной. Заставить персонажа являться перед аудиторией с этаким транспарантом, сходу исчерпывающе и прямолинейно сообщавшим, кто он таков, какого он нрава и что тревожит его душу — это все-таки отдавало архаикой. В «Отелло» Верди саморазоблачительного монолога Яго слушателю приходится ждать до второго акта, но будь эта опера написана не в 1880-е, а четырьмя-пятью десятками лет ранее, у Яго наверняка был бы шанс выговориться раньше. Особенно если на примете у композитора был певец, который рассчитывал на такую любезность со стороны автора. И если театральному менеджменту в момент премьеры было очевидно, что для кассы такая любезность тоже будет благоприятна.
Вот здесь уже все линейно и логично. Главный товар в опере — пение, вернее сказать, умение певца впечатлить и взять за живое; но в ситуации, когда большая часть присутствующих в зрительном зале занята в основном светскими визитами из ложи в ложу, болтовней и лорнированием друг друга, когда опера тем не менее остается, по словам Жорж Санд, «опасным поприщем, где не жюри и не знатоки, а публика держит в одной руке пальмовую ветвь, а в другой свисток», певцу нужно, чтобы его первый выход был обставлен особенно торжественно. Отсюда, собственно, и вся индустрия выходных арий, которыми еще в конце XVIII века (чему позднейшие мастера оперного театра искренне ужасались) нередко бывали вдобавок так называемые arie di baule, «чемоданные арии» — то есть впечатляющие вокальные пьесы, которые та или иная оперная звезда знала назубок, в которых умела как следует блеснуть и которые, словно багаж, таскала за собой со сцены на сцену. Так, к примеру, знаменитый сопранист моцартовских времен Луиджи Маркези требовал, чтобы в любой опере какого бы то ни было содержания ему позволяли исполнять при первом появлении на сцене одну и ту же арию (рондо «Mia speranza, io pur vorrei» Джузеппе Сарти).
Времена, когда оперная знаменитость могла требовать от композитора (либо капельмейстера) настолько значительных уступок или хотя бы компромиссов, давно прошли. Композиторы второй половины XIX века уже предпочитали другие способы обрисовать своих главных героев в момент их знакомства со слушателем (лейтмотивы, например). Вдобавок в современном оперном театре этим героям, как правило, предлагается и довольно плотный режиссерский текст: вкупе с теперешним этикетом, предполагающим, что ни на какие социальные обязанности отвлекаться от сцены зрителю негоже, это гарантирует, что важный персонаж не появится на сцене незамеченным. Но сами каватины, разумеется, не стали в результате анахронистичной музыкой проходного значения. Напротив, часто бывает так, что именно по ним-то соответствующую оперу и знают: честные старания композиторов отметить именно эти эпизоды несомненным вокальным хитом тому порука.
портретная каватина
«Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта (1786)
«Свадьба Фигаро» — пример классицистской оперы-buffa, где каватины оказываются зеркалом, которое умудряется отразить и характер героя, и обстоятельства, заставшие его в момент завязки, и даже его будущий modus operandi. В «Se vuol ballare» Фигаро сардонически грозит в конце концов обвести хозяина вокруг пальца, а «Porgi amor» — портрет Графини, которая теперь уже не зелье-баловница Розина из «Севильского цирюльника», а меланхоличная дама, чувствительно расстроенная собственной брачной жизнью.
героическая каватина
«Танкред» Джоаккино Россини (1813)
Рыцарь Танкред, возвращающийся после изгнания в родные Сиракузы, почтен удачным и знаменитым номером: его каватина «Di tanti palpiti» моментально стала обожаемым шлягером и до сих пор любима россиниевскими меццо-сопрано. Но мало кто знает, что для второй редакции «Танкреда», где опера кончается трагически, Россини написал еще одну прекрасную каватину — изумительную по сдержанности, благородству и отсутствию привычных украшений «cavatina finale», изображающую смерть главного героя на руках его возлюбленной, Аменаиды.
божественная каватина
«Норма» Винченцо Беллини (1831)
Прагматически задача арии «Casta diva» как будто бы незатейлива: показать главную героиню в торжественном ореоле друидской жрицы, молящейся «целомудренной богине» — Луне. Но музыка — и это на самом деле в подобных случаях возникает вовсе не так редко — эту задачу перерастает. Вразрез с чисто формальными функциями каватины как таковой, именно «Casta diva» стала для многих не просто главной и самой известной арией Беллини, но и своего рода символом итальянского бельканто (а отчасти и итальянской оперы вообще).
русская каватина
«Руслан и Людмила» Михаила Глинки (1842)
При всем стилевом и колористическом новаторстве, оперы Глинки строились по канве привычных для публики схем белькантовых музыкальных драм. Каватины — не исключение: их композитор с явным удовольствием выписывает для самых важных и самых интересных своих героинь. Например, для Людмилы, чья каватина «Грустно мне, родитель дорогой» — развернутый номер, элегантно соединяющий русский фольклорный мелос и итальянский вкус к виртуозным фразам, чистую лирику и шаржи на неудачливых женихов героини.
Ad
Ответы на сканворды и кроссворды
Ария
Сольный номер в опере 4 буквы
Похожие вопросы в сканвордах
- Сольный номер в опере 4 буквы
- Небольшой сольный номер в опере 6 букв
- Сольный эпизод в опере 6 букв
Похожие ответы в сканвордах
- Ария — Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента 4 буквы
- Ария — Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента, а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса 4 буквы
- Ария — Оперное соло 4 буквы
- Ария — Музыкальное произведение для одного певца или певицы 4 буквы
- Ария — Российская рок-группа 4 буквы
- Ария — Вокальное соло в оратории 4 буквы
- Ария — Законченный по построению эпизод- номер, исполняемый певцом-солистом в опере, оперетте, оратории или кантате 4 буквы
- Ария — Законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра 4 буквы
- Ария — Крик души в музыкальном сопровождении 4 буквы
- Ария — Номер в опере, исполняемый одним певцом 4 буквы
- Ария — Партия в опере 4 буквы
- Ария — Партия в опере; первая в России хэви-металл. группа 4 буквы
- Ария — Партия для одного голоса в опере 4 буквы
- Ария — Самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью 4 буквы
- Ария — Сольная партия в опере 4 буквы
- Ария — Эпизод в опере, оперетте, исполняемый певцом- солистом в сопровождении оркестра 4 буквы
- Ария — Российская группа, играющая в жанре хеви-метал, музыка которой выдержана в стиле групп новой волны британского хеви-металла 4 буквы
- Ария — Адвокат Адвокатской палаты Московской области. Заслуженный юрист РСФСР. (фамилия) 4 буквы
- Ария — Вокальное произведение для одного голоса 4 буквы
- Ария — Московск. рок-группа с оперным названием 4 буквы
- Ария — Выступление оперного «докладчика» 4 буквы
- Ария — Партия для голоса 4 буквы
- Ария — Монолог оперного певца 4 буквы
- Ария — Московская рок-группа 4 буквы
- Ария — «Речь» певца с оперной сцены 4 буквы
- Ария — Оперная партия для солиста 4 буквы
- Ария — Оперное соло или московск. рок-группа 4 буквы
- Ария — Оперная партия и московск. рок-группа 4 буквы
- Ария — «Монолог» оперного певца 4 буквы
- Ария — «Оперная» московская рок-группа 4 буквы
- Ария — Росийская рок-группа 4 буквы
- Ария — Каватина 4 буквы
- Ария — Хэвиметалл группа в России 4 буквы
- Ария — Партия для голоса в опере 4 буквы
- Ария — Эпизод оперы 4 буквы
- Ария — Сольный номер 4 буквы
- Ария — Вокальный монолог 4 буквы
- Ария — Кармен поёт, а хор молчит 4 буквы
- Ария — Выходная у Мистера Икса 4 буквы
- Ария — Музыкальный крик души 4 буквы
- Ария — Песенка, что спета Ленским 4 буквы
- Ария — … варяжского гостя в «Садко» 4 буквы
- Ария — Металлическая рок-группа 4 буквы
- Ария — Оперный монолог 4 буквы
- Ария — Оперная песня 4 буквы
- Ария — Монолог на оперной сцене 4 буквы
- Ария — Сольный номер в опере 4 буквы
- Ария — Оперная партия для голоса 4 буквы
- Ария — «Номер» в опере 4 буквы
- Ария — Соло на сцене оперного зала 4 буквы
- Ария — Оперное сольное пение 4 буквы
- Ария — Оперное пение 4 буквы
- Ария — Оперная партия 4 буквы
- Ария — Хэви-металл группа в России 4 буквы
- Ария — Эпизод в кантате. 4 буквы
- Ария — Фрагмент оперной партии 4 буквы
- Ария — Сольный оперный номер 4 буквы
- Ария — Рок-группа Кипелова 4 буквы
- Ария — Часть оперной партии 4 буквы
- Ария — Соло для тенора 4 буквы
- Ария — Оперный номер 4 буквы
- Ария — Соло в опере 4 буквы
- Ария — Часть оперы 4 буквы
- Ария — Партия для голоса в опере, оперетте 4 буквы
- Ария — Песня из репертуара оперного солиста 4 буквы
- Ария — «Оперная песнь» 4 буквы
- Ария — Что звучит в опере 4 буквы
- Ария — Песня оперного звучания 4 буквы
- Ария — Песня главного героя 4 буквы
- Ария — Один поющий персонаж в опере 4 буквы
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
Ответов: 1 шт.
Буквы:
1
2
3
4
Описание:
Yandex
АРИЯ
Все пожелания и предложения можно отправлять на почту: support@poncy.ru.
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Сольный номер оперы», 4 буквы (первая — а, последняя — я):
ария
(АРИЯ)
Другие определения (вопросы) к слову «ария» (182)
- Вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью
- Произведение для оперного солиста
- Партия для голоса в опере
- Излияние оперной Кармен
- Единоличное выступление в опере
- Песня из репертуара оперного солиста
- Партия в опере
- Бывшая команда Кипелова
- Вокальное соло в оратории
- Рок-группа с песней «Беспечный ангел»
- Песня оперной примы
- Соло оперного певца
- Что оперная певица разучивает
- Оперная партия на одну персону
- «Монолог» Хосе Каррераса
- Песня оперного исполнителя
- Монолог Ивана в «Сусанине»
- Имя латышской поэтессы Элксне
- Соло для тенора
- Советская и российская рок-группа с альбомами «Штиль», «Кровь за кровь» и «Химера»
- Партия оперного героя
- Вокальная пьеса
- Рок-группа, грозившая раскачать этот мир
- Московская рок-группа
- Российская рок-группа
- Музыкальный номер одного певца
- Партия оперной дивы
- Что у Ленского лирическое, у Ивана Сусанина — героическое, у Виолетты же — скорбное
- Первая в России хэви-металл группа
- В 1991 году эта рок-группа выпустила альбом «Кровь за кровь»
- Российская рок-группа («Герой асфальта», «Крещение огнём»)
- Вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»
- Песня в «Травиате»
- Монолог ОПЕРАтивного работника
- Лебединая песнь тенора
- Сольный номер в опере
- Соло в опере
- Фрагмент оперной партии
- Песня Онегина
- Оперная форма
- Песенка, что спета Ленским
- Оперное выступление
- Каватина
- Третий альбом этой группы «Герой асфальта» в 1987 году разошёлся в СССР миллионным тиражом за несколько месяцев, а хит «Улица Роз» многие напоют и сегодня
- Оперное соло примадонны
- Соло оперной дивы
- Партия в один голос
- Произведение для одного оперного певца
- … Хозе из оперы Бизе
- Песня Ленского
- Какая российская хеви-метал-группа известна песнями «Ангельская пыль» и «Кровь за кровь»
- Кусок оперы на одного
- Одноголосое сочинение
- Соло на сцене оперного зала
- Эпизод в опере, оперетте, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра
- Певческий монолог в составе оперы
- Партия для одного певца в опере
- Эпизод оперы, оперетты и др., исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- Оперный «крик души»
- Песня оперного звучания
- Партия Сусанина в опере
- Партия поющей Кармен
- Рулады оперного эгоиста
- Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента
- Мелодичное изложение своей партии в опере
- Московская рок-группа с оперным названием
- Вокальная или инструментальная пьеса
- Оперный номер
- Партия в опере; первая в России хэви-металл. группа
- Сольный номер
- Оперное «заливное»
- Рок-группа, в которой пел Валерий Кипелов
- «Хит» для любителя оперы
- Усложненная каватина
- Оперная …
- Речь певца с оперной сцены
- «Монолог» оперной Аиды
- «Монолог», что слушают в опере
- Выходная у Мистера Икса
- Соло Ленского или Онегина
- Партия для одного голоса в опере
- Монолог в опере
- «Монолог» оперного певца
- Музыкальный крик души
- Советская и российская рок-группа в стиле хеви-метал
- Рок-группа, певшая о Жанне, Икаре и Понтие Пилате
- Та еще группа Кипелова
- Партия из оперной жизни
- Соло оперной примы
- Песенка, спетая Ленским
- Группа Кипелова
- Крик души в музыкальном сопровождении
- Оперная партия и московская рок-группа
- Группа, где играл Кипелов
- Что звучит в опере
- Группа, где пел Кипелов
- Партия для голоса или для инструмента
- Сольное выступление в опере
- Законченный по построению эпизод в опере,оратории или кантате,исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- Популярная российская рок-группа
- Оперный эпизод
- Какая российская хеви-метал-группа известна песнями «Ангельская пыль» и «Кровь за кровь»?
- Оперная партия для солиста
- Музыкальное произведение для одного певца или певицы
- Доклад оперного оратора
- Редкая для СССР группа, исполняющая хеви-метал
- Росийская рок-группа
- Вокальный монолог в опере
- Популярная рок группа
- «Монолог» оперной примы
- Соло оперного баритона
- Сольный оперный номер
- Металлическая рок-группа
- Монолог на оперной сцене
- «Песня» Кармен
- Эпизод в кантате
- Женское имя
- Оперная партия для голоса
- Законченный по построению эпизод в опере, исполняемый солистом в сопровождении оркестра
- Песня для тенора
- Партия для голоса в опере, оперетте
- Опера, соло
- Оперная партия и московск. рок-группа
- Хор молчит, одна Кармен поёт
- Способ душеизлияния для Хозе в опере Бизе
- Вокальное произведение для голоса с аккомпанементом
- «Оперная» московская рок-группа
- Номер, исполняемый одним певцом
- Эпизод оперы, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- Соло на оперной сцене
- Песня солиста оперного театра
- Песня Фигаро
- Партия для баса
- Оперное пение
- Оперная песня
- Партия для голоса
- Песенка, которую поют в опере
- Душеизлияние одиночки на оперной сцене
- Сольная партия в опере
- Кармен поет, а хор молчит
- Рок-группа с оперным названием
- Эпизод в опере
- Часть оперы
- Монолог тенора на сцене
- Песня в «Риголетто»
- Сольный номер из оперы
- Песнь для тенора
- Песня оперного певца
- Законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- Сольный номер из оперы, кантаты
- Вокальный монолог
- Монолог оперного певца
- Сольный эпизод в опере
- Номер в опере, исполняемый одним певцом
- В центре сюжета хита этой группы — беспечный ангел
- Оперное соло или московская рок-группа
- Эпизод оперы
- Законченный по построению эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- Выступление оперного докладчика
- Что оперный певец исполняет
- Хэви-металл группа в России
- Ариозо
- Оперный монолог
- Рок-группа Кипелова
- Группа, в которой пел Кипелов
- Соло Ленского
- Оперное сольное пение
- Сольное вокальное произведение
- Оперное соло или московск. рок-группа
- Часть оперной партии
- московск. рок-группа с оперным названием
- Песенка, что в опере спета
- варяжского гостя в «Садко»
- Номер в опере
- Оперная партия
- Оперная партия или московская рок-группа
- Песня в опере
- Вокальное произведение для одного голоса
- Партия для тенора
- Оперное соло
- Песня из оперы
- Песнь князя Игоря в опере
- муз. (музыкальное) законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
- вокальная или инструментальная пьеса, отличающаяся мелодичностью, напевностью
Значение слова
А́РИЯ,
-и, ж. Муз.
1.
Вокальное произведение для одного голоса (обычно составная часть оперы, оратории и т. п.).
2.
Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.
[Итал. aria]
А́рия (итальянское aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера.
Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является арие́тта.
В своем историческом развитии ария как оперная форма прошла различные стадии. Для итальянской оперы-сериа характерно деление арий в зависимости от чувств, которые они выражали: арии мести, арии жалобы («ламенто»), любовные, героические. Ария в опере-сериа, как правило, имела трёхчастную форму, когда третья часть полностью повторяла первую (ария «да-капо», от итальянского da capo — снова). Встречаются двухчастные арии, в которых через контраст медленной первой части и быстрой второй части раскрываются переживания персонажа. Выделяют также арию-рассказ и арию-монолог.
Существует термин обозначающий небольшую по объему арию — ариозо. В ариозо характерна свободная композиция как правило, это монолог одного из персонажей. С ним связывают два других термина. В кабалетте отличием является героический характер мелодии и слов, а в каватине — преобладает романтическая певучая интонация.
Показать дальше
- Поиск занял 0.016 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.
Пишите, мы рады комментариям
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос «Сольная вокальная пьеса в опере «, 8 (восемь) букв:
каватина
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова каватина
Определение слова каватина в словарях
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Кавати́на — небольшая лирическая оперная ария . Произошла от каваты . С конца XVIII века часто — выходная ария в опере . Небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой. В XIX—XX вв. наряду с виртуозной распространена …
Большая Советская Энциклопедия
Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(итал. cavatina, от cavare, буквально ≈ извлекать), сольная лирическая пьеса в опере и оратории. В 18 в. обычно носила созерцательно-задумчивый характер и отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии и скромностью масштабов. В 1-й половине …
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Небольшая ария лирико-повествовательного характера в опере, оратории. Небольшая инструментальная пьеса (или ее часть) певуче-мелодического характера.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАВАТИНА (итал. cavatina) небольшая сольная вокальная пьеса лирического характера в опере и оратории.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-ы, ж. Небольшая оперная ария, обычно лирического характера а также напевная инструментальная пьеса.
Примеры употребления слова каватина в литературе.
Зато потом, — смеялся Франческо Арайя, — я эту каватину без стыда при дворе продам!
За кларнетом я слежу, Чтобы слиться в каватине И рукою провожу По открытой окарине.
Она звала франтов из театра пить чай, обещала повторить каватину и ему велела приехать.
Но, боже великий, что было бы со мной, если бы мне пришлось аккомпанировать Амелии, поющей какую-нибудь каватину, и что сталось бы с моим отцом, если бы я заиграл одну из старинных гуситских мелодий, доведших стольких богемцев до каторги и казни, или какой-нибудь из не менее старых гимнов наших лютеранских предков, — ведь он краснеет за свое происхождение от них!
Венеру должна была изображать Консуэло, а так как это была главная роль и в конце надо было спеть очень эффектную каватину, то граф Годиц, не имея возможности поручить ее на репетиции какой-либо из своих корифеек, решился сам провести ее — отчасти, чтобы не провалить репетиции, а отчасти, чтобы Консуэло вникла в дух, тонкость и красоту роли.
Источник: библиотека Максима Мошкова