Влияние телефона на мозг ребенка

Как современные технологии влияют на здоровье детей? Как детской психике справиться с этим влиянием и чем неокрепшим умам могут помочь родители? Эксперты Роскачества собрали мнения детских психологов и дают пояснения родителям по важным вопросам, которые касаются практически каждой современной семьи.

Гаджеты и дети: мнение психолога

Многие из историй сильного воздействия техники на детскую психику касаются умной колонки – нового помощника и собеседника, появившегося и в российских домах (по данным IDC, в 2020 году рынок умных колонок в России вырос на 6,4%, скорее всего, за счет разработки «Яндекса»). Есть множество рассказов про детей, которые обманывают режим родительского контроля, говоря с «Алисой» низким голосом, как взрослый. Есть история про девочку, которая верит, что «Алиса» настоящая, называет ее своей подругой и что когда-нибудь она придумает, как ее освободить. Наконец, на американском форуме Reddit описали тревожную ситуацию с ребенком, который называет свою маму Alexa (как голосового помощника Google) и требует, чтобы она сыграла ему песенку с YouTube.

кес

Екатерина Кес

детский и семейный психолог с 20-летним опытом работы, сооснователь первой онлайн-школы о воспитании “Позитивные решения для родителей”

Для малышей раннее знакомство с гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом.

Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.

Гаджеты: риск аддикции?

попова

Ирина Попова

семейный психолог, специалист по зависимостям и гештальт-терапевт

Риск воздействия на детей современных гаджетов пока еще не исследован до конца. Сталкиваются напрямую с этим только врачи-психологи и психиатры, к которым обращаются за помощью родители детей с нарушениями поведения, коммуникации, а в некоторых случаях с аддикцией в результате чрезмерного общения с гаджетами. Естественно, гаджеты сказываются на развитии высших психических функций. Если ребенок с раннего возраста проводит большой процент времени с гаджетами, это скажется даже на физиологическом развитии ребенка. Онтогенетически, когда мы растем, у нас вначале развивается объемное, 3D-зрение, и только к 6–7 годам глаз достигает зрелости и готов воспринимать изображение на плоскости. Если ребенок начинает смотреть завлекающие картинки (игры, мультфильмы) с плоского экрана телефона или планшета раньше этого возраста, это может привести к нарушению естественного процесса развития зрительного аппарата и раннему ухудшению зрения.

Снижение фантазии и повышении тревоги

Следующая потенциальная проблема, по мнению психолога, это тотальное преобладание визуального восприятия. Сказки, рассказы, чтение книг вслух – все то, что будоражит и развивает фантазию, современным детям почти незнакомо. Из-за этого детское воображение не развивается – есть готовая картинка, к которой нечего добавить. Нет пространства для фантазии. А ведь воображение – это высшая психическая функция. В будущем это может привести к сокращению числа художников, людей творческих профессий.

Тревогу должны вызывать и ситуации, когда ребенок использует гаджеты, социальные сети для самоуспокоения, потому что не справляется с эмоциями сам. «Это классическая схема формирования зависимого поведения: ситуация, когда мы ищем внутреннее успокоение не в себе, а во внешних факторах (будь то гаджеты, игры или, в случае взрослых, алкоголь и запрещенные вещества). Родителям следует проявить внимание, если ребенок приходит в расстроенных чувствах и бежит к игре, настаивает, требует, если он без гаджетов перестает выполнять какие-то задачи. Родители по незнанию и сами создают безвыходные в будущем ситуации. Например, если стимулируют ребенка есть, показывая ему мультфильм с планшета. Это приводит к тому, что без мультфильма ребенок есть отказывается, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения. Взаимодействие с гаджетом – это искусственный контакт с неживым объектом, в который ребенок инвестирует свои чувства и потребности, что приводит к прямому нарушению способности к живой человеческой коммуникации. Если родители вовремя не позаботятся о том, чтобы ребенок общался с гаджетами реже, допустим 5% времени, а не 90 %, если получается, что только там, в Сети, в игре, он может получить поддержку, взаимность, быть понятым, – это может иметь негативные последствия, устранить которые очень сложно даже хорошему специалисту», – считает Ирина Попова.

Вред для спины и зрения

Не стоит также забывать и про вред гаджетов для спины, зрения, о последствиях в виде нарушения сна. К счастью, существующие в начале 2000-х теории про убийственное излучение, которое сделает будущие поколения бесплодными и провоцирует рак, не подтвердились. Однако при постоянном взаимодействии с гаджетами действительно можно испортить здоровье: особенно это касается зрения, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Близорукость и синдром сухого глаза, когда-то профессиональные болезни компьютерщиков, могут стать постоянными, нежелаемыми спутниками человека.

Ранее продолжительность работы за компьютером регулировали СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» – для детей допускалась максимальная продолжительность контакта с гаджетами 10–30 минут в день в зависимости от возраста. С 1 января 2021 года эти нормы признаны неактуальными, а в новом документе СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» максимально допустимая продолжительность контакта с экраном вообще не указана.

Что нужно усвоить родителям «цифровых» детей?

Рекомендации от Антона Куканова, руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества.

  • С помощью программ родительского контроля и пароля можно настроить как возрастные, постоянные ограничения доступа к устройству, так и временные. Предусмотрите, что ребенок может пытаться «взламывать» настройки и придумывать, как их обойти.

  • Дети не должны использовать смартфон во время перерывов от учебы – глазам нужно давать отдохнуть. Смартфон – это дополнительная нагрузка для глаз и мозга.

  • Научите детей пользоваться режимом чтения, чтобы нагрузка на глаза была меньше.

  • Не следует использовать смартфон и перед сном. Излучаемый гаджетами синий свет (с длиной волны около 450–480 нм) вызывает чувство настороженности и влияет на наши биологические часы. Со временем это нарушение может стать опасным и даже вызвать хроническую бессонницу, депрессию, биполярное расстройство и неврозы.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Семенова Н.В.

1

Денисов А.П.

1

Денисова О.А.

1

Кун О.А.

1

Кузюкова А.В.

1


1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросу влияния электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье ребенка. Было проведено измерения электромагнитного излучения (ЭМИ) от сотового. В результате анализа литературных данных за последние 10 лет было выявлено, что под воздействие ЭМИ попадают абсолютно все органы и системы организма ребенка. У детей, часто пользующихся сотовыми телефонами, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, сна. Они становятся более раздражительными и капризными. У таких детей наблюдаются задержка полового развития, они склоны к частым простудным заболеваниям. В заключение были даны рекомендации по минимизации негативного воздействия ЭМИ от сотовых телефонов на организм ребенка.

здоровье

дети

сотовые телефоны

электромагнитное излучение

1. Аполлонский С.М. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях. СПб.: Политехника, 2006. 266 с.

2. Беккер В.Н., Пашков А.П. Безопасность сотовых телефонов / В.Н. Беккер, А.П. Пашков // СИББЕЗОПАСНОСТЬ-СПАССИБ. – 2011. – № 1. – С. 120-123.

3. Безменова М.Д. Уровень информированности учащихся 5–11 классов МАОУ «Гимназия № 4» г. Саратова о влиянии мобильных телефонов на здоровье пользователей / М.Д. Безменова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2014. – C. 53.

4. Бецкий О.В., Кислов В.В., и др. Миллиметровые волны и живые системы. М.: САЙНС-ПРЕСС, 2004. 272 с.

5. Васильева Т.И., Сарокваша О.Ю. Влияние электромагнитного поля сотового телефона на организм человека в зависимости от возраста. / Т.И. Васильева, О.Ю. Сарокваша // Вестник Самарского Государственного Университета. – 2012. – № 3.2. – С. 29 – 36.

6. Визиренко А.Ф. Влияние электромагнитных полей и излучений на человека в сочетании с другими факторами внешней среды / А.Ф. Визиренко // Известия Юго-западного Государственного Университета. Серия: техника и технологии. – 2013. – № .4 – С. 131-136.

7. Григорьев О.А. О санитарно-эпидемиологической оценке абонентских терминалов сотовой радиосвязи // Ежедневник Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений за 2004-2005 гг. М.: АЛЛАНА, 2006. С. 40-47.

8. Григорьев Ю.Г. Сотовая связь: радиобиологические проблемы и оценка опасности. / Ю.Г. Григорьев // Радиационная биология. Радиоэкология. – 2001. – № 5. – С. 500-513.

9. Дуликов В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) / В.З. Дуликов // Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. – 2010. – № 2. – С. 108-116.

10. Ейст Н.А. Измерение электромагнитного излучения от мобильных телефонов и планшетов и его влияние на здоровье человека. / Н.А. Ейст, В.Е. Мухаметсафин // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2015. – № 10-1. – С.64-68.

11. Казаковцев В.П. Показатели заболеваемости хроническими болезнями верхних дыхательных путей детского населения г. Омска / В.П. Казаковцев, В.А. Ляпин // 20 лет системе обязательного страхования Омской области: достижения и перспективы: сб. ст. – Омск, 2013. – С. 90.

12. Казаковцев В.П. Оценка влияния факторов на хроническую заболеваемость ЛОР-органов в крупном промышленном городе / В.П. Казаковцев, О.М. Куликова, В.А. Ляпин // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. – 2013. – № 2 (46). – Режим доступа: URL: http://www. science-education.ru/108-8792 (дата обращения: 09.04.2013).

13. Ляпин В.А. Гигиеническая оценка влияния экологических факторов на формирование хронической патологии верхних дыхательных путей населения промышленного центра / В.А. Ляпин, В.П. Казаковцев // Российская отоларингология. – 2013. – № 2. – С. 65-68.

14. Ляпин В.А. Особенности заболеваемости населения крупного промышленного города / В.А. Ляпин, В.П. Казаковцев, Н.В. Семенова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа URL: www.science-education.ru/116-12869 (дата обращения: 15.12.2014).

15. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста / Денисов А.П., Бабенко А.И., Кун О.А., Банюшевич И.А. Омск, 2015. – 172 с.

16. Семенова Н.В. Влияние образа жизни студентов ВУЗов на пищевое поведение с учетом гендерных особенностей / Н.В. Семенова, Е.Г. Блинова, В.А. Ляпин // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 2 (51). С. 54-58.

17. Сургучев П.А. Негативное воздействие сотовых телефонов. / П.А. Сургачев // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – № 15. – С. 87-92.

18. Узденов, И.М. Влияние школы на здоровье детей и современные возможности восстановительного лечения / Узденов, И.М. / Вестник Северо-кавказского федерального университета. – 2014. – № 3(42). – С 106-111.

19. Ширинский В.А. Гигиеническая оценка формирования здоровья населения крупного административно-хозяйственного центра в условиях меняющейся социально-экономической ситуации: автореф. дис.. д-ра мед. наук / В.А. Ширинский. СПб., 2003. – 43 с.

20. Электромагнитные поля и общественное здравоохранение: мобильные телефоны. Информационный бюллетень № 193 Май 2010 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs193/ru/print.html.

21. Gandhi O.P. IEE Trans Microwave Theory Tech. / O.P. Gandhi, G. Lazzi, C.M. Furse // MTT-44. – 1996. – № 10. – P. 1884–1896.

22. Kolodnyski A. Motor and Psychological functions of school children living in the areas Scrunda radiolocation station Latvia / A. Kolodnyski, Y. Kolodniska // Sci. Total Environ. – 1996. –№ 180. – P. 87–93.

23. Preece A. Studies on children and mobile phone interaction in COST 261 Wolkspop on mobile phone and children / A. Preece // Rome. – 2002. – May. – P. 20–26.

24. Lee T. Effect on human attention of exposure to the electromagnetic field by mobile phones / T. Lee, Ho S. Tsang [et. al.] // NeuroReport, 2001. – V. 12, № 4. – P. 729–731.

25. Huber K. Frequency electromagnetic field exposure in humans, Estimation on SAR. Distribution in the Brain. Effects on sleep and Heart raten / K. Huber [et. al.] // Bioelectromagnetics. – 2003. – V. 24, № 4. – P. 262–276.

26. Klicersew N. The child scramler-what a mobile caw do youngster’s brain in 2 minutes. / N. Klicersew // UK SundyVorroray Mirror December. – 2001. – P. 1349–1356.

27. Tomas J. Exposure to RF-EMF and behavioural problems in Bavaria children and addes cents / J. Tomas [et. al.] // Ent. J. Epydemiol. – 2010. – V. 25, № 2. – P. 135–141.

XXI век называют веком высоких технологий. Под словом «высокие» подразумевается использование новейших научно-технических достижений [8]. Одним из таких достижений является сотовый телефон. В настоящее время сотовые телефоны являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека, они пронизывают буквально все сферы жизни человеческого общества и оказывают на них сильнейшее воздействие [9, 20]. Еще совсем недавно наличие сотового телефона казалось чем-то невероятным и заоблачным. Сегодня же мобильный телефон из игрушки и критерия престижа и богатства превратился в нечто обыденное, то, без чего мы не представляем своей жизни [2]. Сотовыми телефонами пользуются дети и подростки, беременные и кормящие женщины, граждане с ослабленным здоровьем [2], не понимая самого главного: нет однозначного мнения о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье человека. С одной стороны, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время достоверно не установлено негативное влияние электромагнитного излучения сотового телефона на здоровье абонента [4, 7, 8]. С другой стороны, отсутствуют и доказательства безопасности воздействия ЭМИ сотового телефона. Бурная «мобильная телефонизация», захлестнувшая человечество около двадцати лет назад, продолжается и по сей день [2]. Согласно статистике операторов сотовой связи около 70 % пользователей разговаривают по телефону более 30 минут в день; 30 % людей имеют по 2 сотовых телефона и регулярно их используют; 40 % наших сограждан на ночь кладут телефон на расстояние менее 0,7 м от головы, а ведь даже в состоянии покоя сотовый телефон излучает электромагнитное излучение для связи с базовой станцией; более 25 % пользователей имеют возраст до 18 лет и дольше других категорий разговаривают по мобильному телефону; только 20 % пользователей знают, что влияние мобильного телефона на человека может быть чрезвычайно вредным [6]. В связи с ростом численности пользователей мобильными телефонами, а так же не изученностью влияния ЭМИ от сотовых телефонов на организм человека людей стал беспокоить вопрос о действии электромагнитного поля на организм человека [2].

Прежде чем говорить о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на организм человека, стоит выяснить, каким образом происходит формирование сигнала. Итак: связь по мобильным телефонам осуществляется с помощью радиоволн, распространяемых через сеть фиксированных антенн, называемых базовыми станциями. Радиочастотные волны являются электромагнитными полями [20]. Частота, на которой осуществляется работа сотового телефона, составляет 450-2700 МГц, при этом пиковые значения мощности находятся в диапазоне от 0,1 до 2 ватт. Стоит отметить, что передача мощности сотовым телефоном осуществляется лишь в случае связи устройства с базовой станцией [20]. Связь сотового телефона с базовой станцией, а следовательно, и увеличение значений мощности устройства, происходит в момент установления сигнала между двумя мобильными телефонами по средством звонка, смс-сообщения, а так же в период активности устройства в сети Интернет. Оценка электромагнитного излучения от сотовых телефонов проводилась по трем категориям: момент покоя, дозвона и разговора. В момент покоя электромагнитное излучение от сотового телефона не значительно и в среднем составляет 0,65 мкВт/см2. Такое излучение не оказывает влияние на физиологические и биохимические показатели организма человека. В 38 раз увеличилась электромагнитная активность от сотовых телефонов в момент дозвона, по сравнению с электромагнитным излучением в состоянии покоя. В 1,4 раза, по сравнению с моментом дозвона, и в 41,8 раза, по сравнению с моментом покоя, увеличилось электромагнитное излучение в момент разговора. Таким образом, наибольшей электромагнитной активностью сотовый телефон обладает в момент разговора и, следовательно, оказывает максимальное действие на органы, находящиеся в непосредственной близости от приложенного к уху телефона [11]. Поэтому очень важно понимать, исследовать и контролировать потенциальное воздействие электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье людей. На сегодняшний день вопрос о влиянии электромагнитного излучения от сотовых телефонов на здоровье человека, а особенно ребенка, весьма актуален. Во-первых, это связано с тем, что подвержены воздействию ЭМИ фактически все органы и системы (система кроветворения, ЦНС, иммунная, половая и нейроэндокринная системы) [13]. Во-вторых, дети – это основные пользователи сотовых телефонов. По результатам исследования некоторых авторов [4] 39 % школьников 5-11 классов, обучающихся в лицеях, пользуются телефоном более 30 минут в день. В 72 % случаях телефон хранится в непосредственной близости к жизненно важным органам. У 53 % школьников мобильный телефон во время сна находится рядом с кроватью. 79 % говорят по телефону, приложив его непосредственно к уху [4]. В-третьих, растущий детский организм значительно более восприимчив и уязвим к влиянию различных негативных факторов внешней среды, в том числе электромагнитного излучения (ЭМИ) [13, 21]. В связи с меньшими размерами головы и более тонкими костями черепа ребенка, по сравнению с взрослым человеком, головной мозг детей и подростков поглощает большее количество электромагнитной энергии [12, 14]. При этом ЭМИ проникает в те области мозга, которые у взрослого человека, как правило, не облучаются [12, 14]. Под воздействием ЭМИ от сотовых телефонов происходит увеличение числа нарушений фонематического восприятия и времени реакции на звуковой сигнал практически у всех детей-пользователей младшего школьного возраста [17]. В 40,7 % случаях у детей, пользующихся сотовыми телефонами ежедневно в течение 10 минут, наблюдается снижение работоспособности [19]. В 29,6 % случаев установлено увеличение показателя утомления [19]. Зачастую, после использования сотовых телефонов детьми происходит снижение произвольного внимания и смысловой памяти [19]. В условиях кратковременного воздействия ЭМИ мобильного телефона у детей могут измениться биоэлектрическая активность головного мозга [11, 25], когнитивные способности [12, 15, 22-24]. Соответственно дети будут испытывать трудности в учебе: ребенок будут рассеянным, ему трудно будет удержать внимание, появятся трудности с запоминанием и воспроизведением информации [13, 19]. Сон становится тревожным, с неприятными сновидениями, нарушатся процессы засыпания и пробуждения, часто перед сном у ребенка возникает чрезмерное возбуждение, которое сменяется слезами и страхом [12, 13, 25]. Эпидемиологические исследования немецких ученых, проведенные на основе данных опроса 3022 детей и подростков – пользователей мобильных телефонов, свидетельствуют об отставании их общего развития и психических способностей [12, 27]. В условиях повторяющихся воздействий ЭМИ от сотовых телефонов возможно появление таких нарушений, как ослабление памяти, развитие различных видов неврозов, неврастенических состояний, учащение головных болей, в основе которых лежат дистрофические проявления со стороны нервных клеток [2]. Основными проявлениями неврозов и неврастенических состояний у детей младшего возраста является каприз; у детей старшего возраста – неустойчивость настроения и эмоциональная не сдержанность [13]. Со стороны сердечно-сосудистой системы у детей наблюдается увеличение частоты пульса на 10 %, уровня систолического давления на 8 % [5]. Изменение частоты пульса является универсальной оперативной нейро-гуморальной реакцией целостного организма на любые воздействия со стороны внешней и внутренней среды. Частота пульса может увеличиваться при стрессе, нервном возбуждении, повышенных эмоциональных и физических нагрузках, повышении температуры, различных сердечных заболеваниях [1, 5]. Увеличение частоты пульса лишь в младшей возрастной группе говорит о наибольшей уязвимости сердечно-сосудистой системы детей по отношении к ЭМИ мобильной связи [5]. Иммунная система играет очень важную роль в поддержании нормального «функционирования» человека. Но иммунная система ребенка еще находится в стадии формирования и не может в полной мере обеспечить защиту организма. А под воздействием ЭМИ от сотового телефона, который дети не выпускают из рук, иммунные процессы, и так функционирующие с недостаточной силой, нарушаются: с одной стороны, повышается восприимчивость организма к инфекционным (вирусным, бактериальным, грибковым, глистным, протозойным) заболеваниям, с другой стороны – возрастает активность аутоиммунных процессов [13]. Ситуацию ухудшает изменение состава периферической крови, которые происходит под влиянием ЭМИ. В результате развивается панцитопения [13]. Все это приводит к частым инфекционным болезням ребенка. Сотовые телефоны оказывают отрицательное воздействие на органы чувств, в частности на зрение ребенка. Зачастую воздействие сотового телефона имеет комплексное воздействие на органы зрения ребенка [16, 18]. Это воздействие связано, во-первых, с повышенным напряжением зрения при написании смс-сообщений и во время игры в мобильные приложения [13], а так же в результате воздействия ЭМИ. Все это приводит к развитию миопии, которая является самой частой патологией зрения в детском возрасте [16, 18]. Исследования, проводимые в Израиле, показали, что длительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения [13]. Было выявлено, что люди, которые часто и продолжительно разговаривают по мобильному телефону, подвергают себя большому риску развития катаракты [13]. ЭМИ приводят к нарушению половой функции – задержке полового развития (инфантилизму). Воздействие ЭМИ на половую систему осуществляется через гипофиз, приводя к снижению или полному прекращению выработки регулирующих гормонов [13]. Стоит отметить, что ЭМИ от сотовых телефонов может оказывать влияние на ребенка в период внутриутробного развития, если беременная женщина не выпускает мобильный телефон из рук. Такое воздействие может проявиться в виде пороков и уродств у ребенка [13]. ЭМИ от сотовых телефонов так же оказывают негативное влияние на мочеполовую систему, в частности на почки. Под действием ЭМИ эритроциты изменяют свою форму и электрический заряд, в результате чего красные кровяные тельца способны проходить через почечный фильтр, закупоривать его с развитием почечной недостаточности [13]. Излучение от сотовых телефонов оказывают влияние на формирование костно-мышечной системы ребенка. Под воздействием ЭМИ остеобласты замедляют свою деятельность, в результате чего замедляется рост ребенка. Стоит отметить, что дети, особенно в период переходного возраста, зависимы от мнения окружающих их людей. А поскольку телефон – это один из способов завоевать уважение среди сверстников, то выбор школьников падает на те модели мобильных телефонов, которые превосходят аналоги у одноклассников, как по функциональности, так и по стоимости [17]. При этом школьники не всегда выбирают более безопасные модели. Но даже отсутствие сотового телефона рядом с нами косвенным образом сказывается на поведении и оказывает влияние на ребенка. В случае отсутствия сотового телефона под рукой люди, в том числе и дети, испытывают огромное беспокойство. Забыв телефон дома человек ощущает одиночество, депрессию и волнение, которое в отдельных случаях может перерасти в панику, а как следствие приступы гипертонии, аритмии и т.д. [17].

Заключение

Таким образом, влияние электромагнитного излучения от сотовых телефонов на организм ребенка является весьма актуальной темой. При проведении измерений электромагнитной активности от сотового телефона, было установлено, что в момент разговора, когда телефон находится в непосредственной близости от головного мозга, ЭМИ максимально. Под воздействие ЭМИ попадают абсолютно все органы и системы организма ребенка. У детей, часто пользующихся сотовыми телефонами, нарушаются процессы запоминания и воспроизведения информации, сна. Они становятся более раздражительными и капризными. У таких детей наблюдаются задержка полового развития, они склоны к частым простудным заболеваниям. В заключение хотелось бы дать несколько советов о том, как же обезопасить себя и своего ребенка от воздействия ЭМИ от сотовых телефонов. Во-первых, все мобильные телефоны должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным нормам, принятым в РФ (Санитарные нормы иправила «Гигиенические требования по размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03). Решив поменять себе телефон, выбирайте модель с наименьшей мощностью[10]. Во-вторых, для минимизации влияния ЭМИ от мобильного телефона стоит носить его в сумке, а не в кармане одежды [10]. Поскольку при увеличении громкости автоматически увеличивается мощность излучения, стоит разговаривать тише [10]. Телефонный разговор должен занимать как можно меньше времени. Между телефонными разговорами должен быть перерыв не менее 15 минут. По возможности стоит заменить разговор на смс-сообщение [10]. Поскольку в момент разговора электромагнитная активность от сотового телефона максимальна, стоит держать его на расстоянии 3-5 сантиметров от кожи головы (использование громкой связи) [10]. Лучше отказаться от использования наушников, таккак они являются продолжением антенны – передатчика, в сторону которого идётмаксимальное излучение[10]. Стоит ограничить использование мобильных телефонов в метро, трамваях,троллейбусах и вблизи высоковольтных линий электропередач, т.е. там, где природноеэлектромагнитное поле ослаблено. Ну и конечно, необходимо выключать телефон и планшет перед сном [10].Соблюдая эти простые правила можно свисти к минимуму влияние ЭМИ от сотовых телефонов на свой организм.


Библиографическая ссылка

Семенова Н.В., Денисов А.П., Денисова О.А., Кун О.А., Кузюкова А.В. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ОТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4.
– С. 701-705;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9679 (дата обращения: 13.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина.  Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине! 

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

КОГДА МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДЕТЯМ ГАДЖЕТАМИ?

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.

Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика — смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

влияние гаджетов на психику ребенка

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Группа российских ученых завершила длившееся 14 лет исследование по воздействию излучения сотовых телефонов и смартфонов на детей. Выяснилось, что у активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы, заметно возросло число ошибок при письме. А также снизились показатели работоспособности, ослабли внимание и смысловая память. К доводам ученых уже прислушались в надзорных ведомствах — в августе Роспотребнадзор и Рособрнадзор выпустили рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах. Однако ряд ученых по-прежнему отрицает доказанность их негативного воздействия на мозг и другие органы человека.

Задачка для гимназиста

Группа ученых из Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили многолетнее исследование влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников, аналогов которому в мире нет.

Для этого в Химках на базе подмосковного лицея № 10 организовали мониторинг показателей детей – пользователей мобильной связи, который с 2014 года продолжили в расширенном объеме на базе лицея № 17.

— На данный момент мы располагаем результатами уникального лонгитюдного наблюдения за детьми, которые пользуются мобильными гаджетами, — сообщила «Известиям» кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН» Наталия Хорсева. — Важно отметить, что, помимо основной группы, в которую входили дети – пользователи мобильных телефонов (1161 человек), была сформирована контрольная, участники которой обходились без этих устройств (370 человек). Именно факт наличия контрольной группы является неоспоримым преимуществом наших исследований.

В результате выяснилось, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% — снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы.

— Последние пять лет на базе лицея № 17 проводится комплекс профилактических мер, в который вовлечены все участники образовательного процесса (школьники, родители, педагогический состав и администрация). Он направлен на снижение негативного воздействия мобильных телефонов, — рассказала «Известиям» Наталия Хорсева. — И эти мероприятия уже дали результаты. Установлено, что безопасный режим пользования (наушники, громкая связь, сообщения SMS, MMS) статистически значимо улучшают все психофизиологические показатели. Так происходит потому, что источник излучения находится дальше от формирующегося детского мозга.

Глубина проникновения

Авторы исследования уверены: изменения психофизиологических показателей детей — пользователей мобильных телефонов, убедительно доказывают, что хроническое воздействие электромагнитного излучения негативно воздействует на ребенка. Дети находятся в группе риска, так как их черепная коробка тоньше, чем у взрослых людей, у них меньше масса мозга, — из-за этого большее количество жизненно важных структур могут подвергаться воздействию излучения гаджетов.

По словам ученых, вопрос о специфике распределения полей и величине энергии, поглощенной мозгом ребенка, обсуждается в последние годы практически на всех международных форумах. В 1996 году была опубликована научная работа, посвященная расчетам поглощения электромагнитного излучения структурами головного мозга, американских исследователей (Gandhi, O., Lazzi G., Furse C).

В ней говорится о том, что если для взрослых глубина проникновения излучения равна примерно 37 мм (захватывает около 15% мозговых структур), то для детей и подростков она уже намного больше. Так, для ребенка пяти лет зона охвата составляет до 80% структур головного мозга, а для подростков — до 60%. Следовательно, разговаривая по мобильному телефону, ребенок подвергает электромагнитному излучению практически весь мозг, что неизбежно влечет изменение «физиологического ответа».

— Американцы в своих научных статьях даже ввели специальный термин «тяжелый пользователь» (heavy user) — это человек, который разговаривает по телефону долго. У этих людей как раз появились опухоли, — отметил ведущий научный сотрудник лаборатории радиобиологии и гигиены неионизирующих излучений ФМБЦ им А.И. Бурназяна ФМБА России, почетный председатель Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений Юрий Григорьев. — Шведы, которые закончили свои исследования, обратились в ВОЗ, чтобы переместить электромагнитное излучение в категорию № 1 — с доказанной канцерогенностью для человека.

Также ученые обращают внимание на то, что в некоторых зарубежных странах уже введены полные или частичные ограничения на использование мобильной связи и Wi- Fi в детских садах и школах. В числе таких стран — Германия (Бавария), Франция, Греция, Италия, Великобритания, Бельгия, Бангладеш, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан.

Вооружен и потенциально опасен

Споры вокруг влияния электромагнитного излучения на разные органы человека и, в частности, на мозг идут давно, но в последнее время чаша весов начала склоняться в сторону признания его опасности.

В 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на российские и зарубежные исследования, рекомендовал не использовать мобильные телефоны детям и подросткам до 16 лет. Также это касалось беременных женщин.

В 2011 году Международное агентство по изучению рака (International Agency for Research on Cancer — входит в ВОЗ) отнесло радиочастотные электромагнитные поля, в том числе от сотовых телефонов, к «вероятно канцерогенным для человека». Специалисты агентства причислили электромагнитное излучение к группе 2B — в нее включают вещества или факторы, для которых существуют ограниченные свидетельства (или их недостаточно) в пользу опасности для человека. Следует отметить, что последние экспериментальные исследования на животных в большинстве случаев убедительно доказывают негативное воздействие электромагнитного излучения мобильных телефонов на организм.

Совсем недавно, 14 августа, свои рекомендации по использованию мобильных устройств дали Роспотребнадзор и Рособрнадзор. Документы подписали главы ведомств Анна Попова и Сергей Кравцов. В рекомендациях указано, что ранний возраст начала использования гаджетов и длительные накопленное время их эксплуатации являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка в гиперактивности, повышенной раздражительности, нарушении коммуникативных способностей, расстройстве сна, снижении долговременной памяти и умственной работоспособности. То есть ведомства прислушались к тревожным выводам российских и зарубежных специалистов.

Недоказанный вред

Однако ряд ученых не подтверждают сведения о негативном воздействии излучения мобильных телефонов.

Исследование, проведенное на сотне детей, не может считаться доказательным, так как испытания мобильных телефонов проводились на тысячах людей, считает декан факультета радиотехники и телекоммуникаций, заведующий кафедрой радиоэлектронных средств Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ (вуз участник проекта «5-100») Виктор Малышев.

— Интенсивность поля тщательно изучалась, на эти исследования потрачены миллионы долларов. Никто никогда не доказал его негативного влияния на организм человека. Другое дело, что там происходит на клеточном уровне, — вот этого никто толком не знает, — заявил эксперт. — Понятно, что при большой интенсивности поля вред будет. Но интенсивности, вызванные мобильным телефоном — низкие. Мы сами исследовали то, как проникает излучение в биоткань. Конечно, многое зависит еще и от конкретной модели телефона, но всё это укладывается в нормативы.

С Виктором Малышевым согласен доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей РУДН Дмитрий Кулябов.

— Электромагнитное загрязнение городов настолько сильное, что воздействие телефонов и другой бытовой техники на общем фоне незначительны. Если вы едете на трамвае или на метро, излучение будет сильнее, чем от телефона. Для того чтобы добиться негативного влияния, нужно примотать телефон к уху и ходить с ним круглосуточно. В данном случае есть вероятность нагрева тканей по тому же принципу, по которому он происходит в микроволновке. Но никто так делать не будет, — уверен эксперт.

Споры между учеными продолжаются. Решено продлить и мониторинг на базе лицея №м17. Исследователи уверены, что добудут новые доказательства негативного влияния электромагнитного излучения на мозг детей.

«Поколение несчастливых детей», «зомбированные гаджетами» — мы нещадно клеймим такими определениями подростков, которые родились в начале нулевых и стали первыми в мире людьми, не знающими жизни без Интернета. Нам — взрослым — пришлось подстраиваться под новую действительность. Они — дети — в этой действительности уже родились. Они не знают, как человечество обходилось без социальных сетей. А времена без телефонной связи и вовсе считают доисторическими.

Год назад статья американской журналистки и социолога Джин Твенге о разрушительном влиянии смартфонов на подростков взорвала Интернет. После выводов, к которым приходит автор, хочется продать на сайте бесплатных объявлений все семейные девайсы, а вырученные деньги вложить в разработку машины времени. Чтобы одним прекрасным утром махнуть лет на сорок вперед и задать один-единственный вопрос: «Ну как вы там, потомки, — все еще сидите, уткнувшись в гаджеты?»

С помощью специалистов мы попытались понять, права ли Твенге? И так ли страшны гаджеты, как их малюют?

Эксперты сошлись в одном: ответственность за покалеченную психику детей лежит не на смартфонах, а на родителях, которые позволили гаджету занять позицию главы семьи. С другой стороны, нашим детям выпала честь (или несчастье?) стать экспериментальным поколением, по которому потом будут судить о цифровом влиянии на жителей планеты.

Виртуальный рай или добровольное рабство?

Российская действительность все же отличается от американской. Отечественные ученые, безусловно, не одобряют одержимость гаджетами, но делают более оптимистичные прогнозы. Принято считать, что поколение сменяется другим в течение 20–25 лет. Жители планеты, родившиеся после 1998 года, получили название «постмиллениалы». Если говорить о России, среда, в которой выросли эти дети, является полной противоположностью той, которая царила в стране в 80-е и 90-е. Люди той эпохи руководствовались принципами, направленными прежде всего на комфорт других. Помните поговорку «Я — последняя буква алфавита»? Родители и бабушки вдалбливали нам, что нельзя повышать голос в общественном месте, что надо делиться, даже если не хочется, вести себя так, чтобы за тебя не было «неудобно перед людьми». В общем, потребности окружающих ставились выше, чем свои собственные.

Буква «i» в продукции Apple в первую очередь означает Internet. Но также она внесла в нашу жизнь и важный переносный смысл. I-поколение — это поколение «Я». Не в плане эгоизма, а в плане самоанализа, внимания к своему внутреннему миру, попыток разобраться, кто я. Современное «я» — это про любовь и принятие себя без навязанных рамок. Отсюда такая бешеная популярность соцсетей: мы моделируем слепок нашей личности в виртуальном пространстве, можем приоткрыть завесу души человека, не вступая с ним в диалог. Сейчас, в 2018-м, это внимание к себе порой настолько гипертрофировано, что впору требовать переименовать Iphone в Wephone. Тем не менее постмиллениалы гораздо лучше разбираются в себе — и тратят на это слишком много времени.

Современные подростки отличаются от предыдущего поколения тем, что практически у каждого из них есть друг, с которым никогда не скучно. И да, этот друг — смартфон. Американские исследования показывают, что их школьники перестали тусоваться на баскетбольных площадках и катках, а свободное время проводят в своих комнатах в обнимку с гаджетами. В России среди детей тоже отмечается тенденция к домоседству. Они стали реже бесцельно шататься по улицам. Казалось бы, постоянное нахождение дома должно укрепить внутрисемейные отношения. Однако практикующие психологи говорят, что это не так.

— Подростки сейчас действительно не рвутся на улицы: многие сидят дома при условии, что у них есть телефон с выходом в Интернет, — рассказывает семейный психолог Наталья Панфилова. — Увы, несмотря на то, что дети под боком у родителей, нельзя сказать, что они стали ближе друг другу. Ведь физическая близость ничего не дает в голове. Ребенку по мере развития нужно живое общение. Особенно если речь идет о хорошо развитых и требовательных в плане общения детях. Если родитель амебный, измученный работой, и разговор с ребенком для него не разрядка, а дополнительная нагрузка, — дети это элементарно чувствуют. Даже без лишних слов. Если вечером мама или папа в полуобморочном состоянии лежат на диване, что остается делать ребенку? Конечно, он предпочтет потусить в Интернете, чем тормошить этого полуживого родителя. Ребенок отлично знает: начнешь приставать — еще и ушат негатива получишь на свою голову. Вот он и думает: «А мне это нужно? Спасибо, не хочу». И все, тема закрывается.

Потребность детей сбежать из мира взрослых в свой собственный мир никуда не исчезла. Только раньше это были гаражи и детские площадки, а теперь их заменило виртуальное пространство. В редких случаях это может стать патологией. Практикующие врачи рассказывают о молодых пациентах, которые справляют нужду в пластиковые бутылки: они настолько погружаются в Сеть, что не могут себя заставить подняться со стула и сходить в туалет.

«Не выпускают из рук смартфоны в течение дня»

Российские социологи называют детей, которые родились в цифровую эпоху, «комфортным» поколением. Людьми, которые «сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть». Они родились в эпоху финансовой стабильности: да, не всем из них родители могут купить последнюю модель айфона, но они могут позволить себе носить модную одежду и иметь гаджет с выходом Сеть.

Доступность благ снизила уровень тревожности за свое будущее, которое было у предыдущего поколения. Дети не замотивированы на получение хорошего образования, со школьной скамьи знают, что хоть куда-нибудь, да поступят. Если не получится на бюджет, родители напрягутся и пристроят их в вуз на платной основе.

В прошлом году студентка Тульского педагогического университета Екатерина Кудинова изучала влияние гаджетов на учеников выпускного класса одной из областных школ. Исследование показало удивительные результаты: 78% школьников признались, что вообще не выпускают из рук смартфоны в течение дня. В опросе также приняли участие преподаватели. Они подтвердили, что чрезмерное употребление гаджетов влечет за собой катастрофическую деформацию учебной деятельности. Учителя отметили у старшеклассников:

— дефицит внимания и концентрации — подростки гиперактивны и крайне рассеянны;

— дефицит слухового аспекта — они плохо воспринимают информацию на слух, не могут повторить то, что сказали ученики до них;

— дефицит активной искры и снижение фантазии — им совершенно не интересно рассуждать, они не в состоянии написать сочинение, создать новый образ.

В российских школах нет категорического запрета на гаджеты. Часто телефоны запрещают доставать в классе, но старшеклассники прячут их под тетрадями, в пеналах — и постоянно мониторят ленты соцсетей. По сути, подростки присутствуют в кабинете лишь физически.

Кстати, во Франции недавно приняли закон, запрещающий пользоваться телефонами в начальной и средней школе. Причем это распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Инициативу поддержали далеко не все французы.

«Раздражительность и легкая паника»

Специалисты говорят, что повальное увлечение гаджетами не только снижает качество учебы, но и оказывает негативное влияние на настроение и психический фон подростков. Подобные исследования периодически проводятся в школах России. Результаты практически везде одинаковы: оставшись без смартфона, школьники тоскуют, испытывают растерянность и совершенно не знают, чем себя занять.

В 2016 году в школе №43 в Братске среди учеников был проведен эксперимент, инициаторами которого стала группа девятиклассников. Они отобрали 108 учеников с 7-го по 11-й класс и предложили им принять участие в эксперименте. Исследователи предположили, что у школьников, чрезмерно увлекающихся гаджетами, может возникнуть абстинентный синдром («ломка»). Это состояние обычно возникает при внезапном прекращении приема вредных веществ и характеризуется психологическими, неврологическими и вегетативно-соматическими расстройствами. Зависимость от гаджетов носит такой же характер, как наркотики и алкоголизм, а значит, внезапный отказ от них будет сопровождаться похожими симптомами. Это в первую очередь чувство потерянности, грусть, паника.

Сначала школьники ответили на 20 вопросов. На вопрос «Вы берете с собой телефон повсюду (в туалет, ванную, постель)?» 70 процентов ответили положительно. «Если вы забыли телефон дома, вы испытываете дискомфорт?» — 77 процентов ответили положительно. «Сколько времени занимает у вас работа с гаджетом?» — 44,5 процента выбрали вариант «весь день», 35 процентов — «более 3–4 часов». «Есть ли вы в социальных сетях?» — 98 процентов ответили «Да». «Почему именно этот телефон вы выбрали?» — ответ «Наличие Интернета» выбрали 88 процентов.

После первого анкетирования было проведено второе исследование, которое заключалось в том, что ученики проведут один учебный день без своего электронного устройства. В нем приняли участие 66 человек из 9–11-х классов. Продержаться весь день без телефона смогли только… 5 человек! Буквально через час после начала 11 подростков воспользовались смартфоном. Через 2 часа в телефон уткнулись еще 6 человек, через 3 часа — 8, через 4 часа — 12, через 5 часов — 11, через 6 часов — 13. Все принявшие участие в проекте отметили ощущения, которые испытывали, оставшись без гаджета. Во время эксперимента у большинства обучающихся наблюдались:

1. Раздражительность.

2. Скука.

3. Потеря во времени.

4. Легкая паника.

5. Ощущение потери.

6. Дискомфорт.

7. Чувство ненужности.

Эти симптомы сразу же исчезли при возобновлении пользованием сотовым телефоном.

Что же это означает? Медленно, но верно электронные устройства снижают качество жизни подрастающих детей. Причем совершенно незаметно для них самих.

Смартфоны-убийцы: от чего умирают подростки

Гаджеты все чаще становятся причиной подростковой смертности. В 80-е и 90-е родители боялись, что дети упадут в открытый люк с кипятком, провалятся в прорубь, разобьются, лазая по заброшенным стройкам. Современным подросткам не нужно далеко ходить за смертью. По всей стране дети гибнут в собственных ваннах — и не от того, что тонут. Криминальная хроника «МК» пестрит заголовками, за которыми скрывается одна и та же трагедия. «Подмосковную школьницу убило током, когда она принимала ванну с мобильником». «Принимавшая ванну красноярская школьница уронила телефон и погибла». «Смартфоны убивают детей: трагедия в ванной на севере Москвы». У всех этих (и других подобных) случаев есть один общий момент — телефон в это время находился на подзарядке и в какой-то момент оказался в воде. Все дети погибли от мощнейшего удара током.

Элементарная техника безопасности, которую нужно вбивать в голову с того момента, когда ребенок впервые взял в руки телефон: если устройство подключено к розетке — держись подальше от воды. Одно неосторожное движение — и вместо живого человека мы получаем труп.

— Принимать ванну с телефоном на зарядке нельзя категорически, и современные дети должны об этом помнить всегда, — говорит учитель ОБЖ высшей квалификационной категории Валерий Николаевич Комаров. — В воде ток воздействует на тело со всех сторон, сердце останавливается почти мгновенно. В школьной программе не прописаны основы безопасности работы со смартфонами, но мы с учениками их разбираем. Как правило, сначала эта тема вызывает у них смех. Но по мере углубления в материал они проникаются. Я предлагаю им найти дома инструкцию от гаджета и внимательно ее прочесть: многие очень удивляются почерпнутой оттуда информации.

В топ-3 причин, по которым подростки 15–18 лет получают травмы, входит селфимания или маниакальное желание запечатлеть себя в момент экстремального поступка. Друзья забрались на мост и решили снять эффектный кадр с проезжающим поездом. Девочка сорвалась. Парень решил выпендриться перед одноклассниками и по мосту перебраться на другую сторону железной дороги. Происходящее снималось на камеру. Погода была сырая, его ударило током, отбросило на рельсы…

Медики говорят, что поколение, воспитанное на гаджетах, вообще отличается хрупкостью костей.

— Сегодня с самого раннего детства формируется сидячий образ жизни, — констатирует детский врач-травматолог Георгий Афанасьевич Чоговадзе. — Раньше дети были более крепкие физически, ведь мы носились по двору до позднего вечера. Сейчас оглядитесь — все сидят в телефонах. Недавно в школы внедрили сдачу норм ГТО, и результаты весьма грустные: современные дети не способны выполнить эти нормы.

Благодаря виртуальной жизни наши дети подвергаются и другой опасности. Они слишком доверяются миру Интернета, не подозревая, что собеседник может оказаться плохим человеком. С 17-летней дочерью моей коллеги произошла очень неприятная история. Девушка поступила в престижный вуз, стала изучать японский язык. В социальной сети с ней познакомился юноша, представился гостем из Южной Кореи и пригласил на свидание. Во время рандеву парень всячески пытался произвести на спутницу впечатление, только странным образом: пренебрежительно отзывался о ее одежде и сумочке, хвастался своим дорогим прикидом, обещал подарить ей модные дорогие вещи. В ходе разговора выяснилось, что парень и не кореец вовсе, а выходец одной из бывших республик СССР. Первокурсница довольно быстро поняла, что им не по пути, и мечтала как можно скорее отделаться от кавалера. Но по дороге домой парень внезапно заблокировал двери машины и сказал, что свидание ей придется продолжить у него дома. Чудом девочке удалось уболтать его, давя на жалость и умоляя отложить все до следующего раза. Псевдокореец отключил блокировку дверей и отпустил студентку восвояси. Естественно, больше она на связь не выходила.

«Нет ни малейших оснований сказать, что мы победили это проблему»

Врачи говорят, что зависимость от гаджетов начинается тогда, когда родители и не подозревают о западне, которую сами готовят своему ребенку. Сегодня дети знакомятся с электронными устройствами еще в младенчестве.

— Родители дают ребенку телефон или планшет по разным мотивам — чаще всего, чтобы занять его, чтобы развивать, — рассказывает заведующая Детским наркологическим центром ГБУЗ «МНПЦ Наркологии ДЗМ» Вероника Готлиб. — С одной стороны, я поддерживаю это. Но любая нагрузка в детском возрасте должна быть дозирована. И если режим сна, бодрствования, приема пищи, игр родители стараются соблюдать, то с дозированием гаджетов у нас проблема. Надо есть ребенку — он ест под мультики, надо маме заняться какими-то рабочими моментами — ему снова дают планшет. И набегает достаточно большой объем времени. Планшет становится палочкой-выручалочкой.

Вручая младенцу планшет, мы даем ему сильный световой и звуковой раздражитель. Яркий свет, мерцание, звуки — все это воздействует на нервную систему и нарушает привычное восприятие мира. Когда мама разговаривает с ребенком, когда читает ему книгу, она делает это спокойным размеренным голосом, на приятной частоте. И ребенок реагирует на именно такой уровень звуков. Длительное «общение» со смартфоном, откуда доносится громкая музыка, звонкие голоса, вспышки света, формирует высокий порог раздражителя. Чем больше ребенок проводит время с такой «развивашкой», тем хуже он будет реагировать на привычную спокойную речь. Поэтому специалисты советуют изначально ставить границы по времени использования гаджета.

Первые дети, которых нужно было лечить от компьютерной зависимости, появились около десяти лет назад. Что любопытно, за это время количество обращающихся за помощью к психиатрам не выросло. В стационаре Детского наркологического центра ежегодно лечится всего около пяти человек. Но если у ребенка нет тяжелой зависимости, это вовсе не значит, что его настроение и психологическое состояние остаются в норме.

— Количество обращений к нам не растет еще и потому, что многие родители даже не видят в этом проблемы, — объясняет Вероника Яковлевна. — К примеру, они считают, что ребенок вырастет и будет программистом. Может, так и случится. Но будет ли он социально адаптированным — большой вопрос. Родители часто не замечают опасности, ведь они тоже пользуются Интернетом. Например, если мы говорим о наркотиках, то взрослые знают, что это беда, надо срочно что-то делать. А в случае с гаджетами папа и мама часто считают так: ребенок дома, под боком, чем-то занят — ну и отлично. Нигде не шляется, с плохими компаниями не связывается — просто мечта! А ребенок в это время превращается в настоящего маргинала.

Эксперты отмечают, что не только в России, а во всем мире появился тренд интровентированности. Люди сидят за одним столом, но общаются не друг с другом, а с невидимыми собеседниками в телефоне. К чему это приведет, пока неясно. Но если родители не замечают того, что ребенок пропадает в телефоне, это может иметь дурные последствия: эмоциональные, психологические и даже психические нарушения.

— Нет ни малейших оснований сказать, что мы победили эту проблему, но мы ее изучаем, — говорит Готлиб. — Важно помнить, что природа зависимости от наркотиков и от Интернета — одна и та же. Однако если у подростка есть смартфон, вовсе не обязательно, что он столкнется с зависимостью.

Авторитет родителей упал еще ниже

Родители 14-летнего Ивана обратились к психологу с вполне распространенной проблемой: сын полностью ушел в виртуальный мир. Достучаться до него нереально, подросток просто не реагирует на внешние раздражители. Спрашивают, что будет на ужин, — Иван даже не поднимает головы. Мама повторяет вопрос еще два раза, повысив голос. Сын нехотя отрывается от экрана: взгляд стеклянный, он не может сразу переключиться и дать ответ, который от него ждут.

— Я всячески призываю родителей, чтобы они как можно больше сами общались со своими детьми, брали их куда-нибудь, креативили, — говорит психолог Наталья Панфилова. — Худшее, что можно сделать в такой ситуации, — стоять над душой и как попугай талдычить «вылези из Интернета». Это не сработает. У многих родителей работа связана с Интернетом, часто это переносится в дом. Рабочий день закончен, а мама с папой по инерции что-то роют в ноутбуке. Дети это видят и считают нормой. Это как раз должно рождать понимание. Отвратительно, когда родители сами не вылезают из соцсети или переписываются с кем-то, а ребенку запрещают. Такие двойные стандарты дети очень хорошо запоминают и потом «тюкают» ими родителей со страшной силой. Эффект этих увещеваний сводится к нулю. Если нельзя ребенку — то и родителям нельзя. Это то же самое, как курящие родители запрещают курить ребенку. Это вызывает улыбку. «Да, я курю, я взрослый, а ты даже не думай». Это что такое?

Специалисты призывают бросить взгляд в прошлое. 50 лет назад родители паниковали из-за того, что ребенка невозможно оттащить от телевизора. Конечно, влияние ТВ не настолько воздействует на психику, как гаджеты. А самое главное, что с появлением в жизни подростка смартфона родитель становится абсолютно ему не конкурентным. И это становится реальной проблемой. Даже если дети идут куда-то со взрослыми, они все равно увлечены смартфонами.

— Это как раз должно подстегивать родителя быть конкурентноспособным телефону, — считает Панфилова. — Почему родитель такой скучный для своего ребенка? Почему ему интересней в телефоне, чем со своей семьей? Задайте этот вопрос СЕБЕ. Да, это будет не самый удобный вопрос. Но ответить на него необходимо.

Причем недостаточно просто куда-то выбраться, нужно продумать, чтобы младшим членам семьи это было действительно интересно. Подросток, конечно, пойдет и в цирк, и в зоопарк. Но важно, как будет строиться это совместное время. Если родитель сам воспринимает прогулку как наказание или вынужденную вылазку, ничего хорошего не выйдет.

— Даже в самом классном и интересном месте можно испортить ребенку настроение. Вы, наверное, и сами часто видели ситуацию, когда взрослые постоянно дергают детей: мороженое нельзя, близко не подходи, зачем ты прямо на землю сел?! Ребенок в стрессе, он думает: «Да лучше бы я мультики дома сидел смотрел!» И в следующий раз, когда ему говорят «а пойдем?…» он ответит «Ээ, я дома у телека останусь». Так было и 20, и 40 лет назад. А сейчас все повторяется, но с Интернетом.

И все же, по мнению специалистов, опасность гаджетомании преувеличена. Не надо так сильно бояться жизни, есть смысл дать ребенку поэкспериментировать. Просто надо приглядывать за ним, разговаривать, а главное — не паниковать. Подростковый протест опасен тем, что чем больше родитель истерит и запрещает, тем хитроумнее план подростка по сопротивлению. Прежде чем запретить, надо предложить альтернативу. Вам кажется, что семейный вечер в театре — прекрасная идея, от которой ваш сын или дочь будут прыгать от радости и забросят свой смартфон? Не факт. Ваш ребенок может так не считать. Влезьте в его шкуру, подумайте о том, чем он увлекается. При этом нет смысла запрещать ему пользоваться Интернетом и соцсетями. Пусть будет одна страничка, зато настоящая, о существовании которой вы будете знать.

Психиатры же считают, что сейчас самое время задуматься о введении уроков, посвященных дозированному общению с гаджетами. Причем начинать массовое воспитание необходимо с детского сада. Никто из подрастающего поколения не сумеет избежать сетей Всемирной паутины. А значит, надо учиться с этим взаимодействовать.

Моей старшей дочери недавно исполнилось 7 лет. В сентябре она пошла в первый класс, мы отдали ей старый простенький смартфон, по которому она звонит, когда хочет пообщаться. У многих ее одноклассников такая же история. При том, что у учительницы есть дежурный телефон, по которому тоже можно звонить, и родителям, и детям удобнее иметь прямой канал связи друг с другом. Алиса и большинство ее сверстников еще не успели слиться воедино с телефоном. Однако уже в этом юном возрасте мы наблюдаем, как легко и быстро можно стать заложником виртуальной реальности.

Теплый осенний день, мы с подругой и тремя детьми идем гулять в парк. За 15 минут дороги дети три раза просят разрешить достать телефон. Сначала мы отказываем. Потом, устав от напора, предлагаем компромисс: сначала час гуляем на площадке, потом можно чуть-чуть поиграть в игру в телефоне. Дети радостно уносятся на площадку. Но при этом каждые 10 минут подбегают к нам и уточняют: не подошло ли время для телефона? Когда этот момент наконец наступает, они плюхаются на лавочку и с головой погружаются в игру. Следующие полчаса они даже не поднимают головы. На улице успевает стемнеть, мы успеваем допить кофе, а дети даже не двигаются с места… Мы говорим, что пора идти домой. Они выныривают из смартфона и удивленно оглядываются по сторонам: «Уже что, вечер?!» В 2018-м сказка о потерянном времени начиналась бы именно так.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В 2010–2013 гг. специалисты Казанской государственной медицинской академии провели анкетирование 130 семей, имеющих детей от 1 до 5 лет. Все дети были разделены на 2 группы. В первой группе были дети без речевых нарушений, во второй группе у детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями.

74% опрошенных семей регулярно использовали гаджеты для раннего развития ребенка, для отвлечения и утешения ребенка, при нарушениях поведения, для приобретения личного времени. Достоверно чаще электронные устройства использовались во второй группе — 84%.

В 86 (66,2%) семьях родители проводят большую часть свободного времени с компьютером или другим электронным устройством. В 59 (45,3%) семьях за игрой родителей наблюдают дети.

В семьях, где дети и взрослые слишком часто пользуются гаджетами, выявлены следующие факторы риска нарушения коммуникации:

1) в 60% семей — речевая депривация (родители, приходя

после работы, включают телевизор и немногословно, с единичными комментариями, всей семьей его смотрят);

2) в 56,9% — постоянное фоновое воздействие на слуховой

анализатор (радио или телевизор работают в качестве сопровождения игры ребенка или еды);

в 51,5% — речевое общение делегировано техногенным средствам, не требующим выстраивания диалоговой коммуникации (включают мультфильмы в надежде, что он освоит фразовую речь («речевые клише»), услышав ее от любимых персонажей);

в 45,4% семей — предлагают игровую деятельность, для которой речь не требуется (гаджеты).

Выводы:

Если ребенок бесконтрольно «зависает» с планшетом и компьютер становится лучшим другом, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в семейную систему, если время, проведенное с гаджетом, имеет большую ценность, чем совместное общение с родителями, сверстниками, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества.

Фото: Иван Скрипалев



  • Влияние телефона на здоровье человека проект
  • Влияние телефона на здоровье человека кратко
  • Влияние телефона на здоровье ребенка
  • Влияние телефона на жизнь человека проект
  • Влияние телефона на детей