A LA SECONDE [а ля сгон] | второй (от II позиции ног) | Положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° и выше |
ALLONGE [алонже] | удлиненный | Положение удлиненной руки. |
ADAGIO [адажио] | итал. — медленно, спокойно | 1) Обозначение медленного темпа. 2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера. 3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе 4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у балетного станка, и на середине зала. |
ARRONDIE [аронди] | округленный | Положение округленной руки. |
ARABESQUE [арабеск] | от итал. arabesco — арабский | Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. |
ALLEGRO [аллегро] | От итал.-радостный | В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из прыжков |
ASSEMBLE [ассамбле] | собирать | Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе. |
APLOMB [апломб] | равновесие, самоуверенность | 1) Уверенная, свободная манера исполнения. 2) Умение сохранять в равновесии все части тела. |
ATTITUDE [атитюд] | поза, положение | Одна из основных поз классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой назад ноги. |
BALANCÉ [балансе] | раскачивать, качаться, колебаться | Танцевальное движение, в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi — plie с подъемом на полу-пальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания. |
BALLONNÉ [баллонне] | раздутый, вздутый | Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или вскока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié. |
BALLOTTÉ [баллотте] | качать, качаться | Прыжок с продвижением вперед или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении |
BALANCOIRE [баленсуа] | качели | Battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол). |
BATTEMENTS [батман] | биения | Группа движений работающей ноги от простейших (tendus) до сложных, многосоставных. |
BATTERIES [батри] | бить | Прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны) |
BALLON [баллон] или элевация | фр. ballon, от balle – шар elevation — подъём, возвышение | Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной |
BRAS [бра] | рука (от плеча до кисти) | Французская анатомия |
BATTUS [баттю] | от battre — бить | Прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Напр., échappe В., assemble В , jeté В и др. Battements В., ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements В. исполняется на efface вперед назад. |
BOURRÉE, pas de bourrée [па де буре] | от bourrer -набивать, пичкать | Мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Другая версия перевода BOURRÉE -деревяшка, подбрасываемая в костер при исполнении танца «Костра» в племени северной Франции |
BRISÉ [бризе] | ломаный, разбитый | прыжок, во время исполнения которого, нога из V позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную ногу и возвращается в прежнее положение. |
CABRIOLE [кабриоль] | прыжок | Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°. |
CAMBRÉ [камбрé] | от франц. гл. «cambrer» — изогнуть, выгнуть, перегнуть | Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону. |
CHAÎNĖ [шенé] | от франц. гл. «chainer» — измерять мерной цепью, лентой и франц. сущ. «chaine» — цепь | Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку. |
CHANGEMENT DE PIED [шанжман де пье] | сhangement- перемена pied- нога, стопа | Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch. de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air). |
CHASSÉ, pas [шассе] | франц., от сhasser — охотиться, гнаться за | Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в V позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также связующим pas для выполнения больших прыжков. |
CODA [кода] | от лат. cauda—хвост | 1) Заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями 2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец |
COUPÉ, pas coupe [купе] | франц., от coup — толчок, удар | Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения). |
COURU, pas couru [па курю] | франц., от courir — бежать | Вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в не выворотном положении). |
CORPS DE BALLET [кордебалет] | от corps – личный состав и ballet — балет | Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах |
CROISE [круазе] | скрещённый | Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение CROISE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans. |
DÉGAGÉ [дегаже] | извлеченный, высвобождён-ный | Отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее |
DEMI [деми] | Полу-, наполовину | Термин указывает исполнение только половины движения. Напр., D -plie— полуприседание; D -pointe — полупальцы; D -rond — 1/2 круга и др. |
DIVERTISS-MENT [дивертисмент] | увеселение, развлечение | 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного. 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). |
DEMI-PLIE RELEVE [деми-плие релеве] | от demi-plié—полусогнуты, relevé — поднятый | Термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения |
DESSUS-DESSOUS [дессю дессу] | под-над, или сверху снизу | Прыжок, во время исполнения, нога из V позиции сзади выносится вперед, давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную и приходит в sur le cou-de-pied вперед, и затем прыжок, где нога из cou-de-pied выносится назад и снова вперед в ер. croise (cou-de-pied назад). |
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] | от développer- развитой, развернутый | Вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной. Обратное движение – envelope. |
DOUBLE [дубль] | двойной | Термин указывает на двойное исполнение pas. Напр., в Double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. |
ÉCARTÉE [экарте] | от écarter — раздвигать | Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад). |
ÉCHAPPÉ [эшапе] | от échapper — ускользать, вырываться | Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit Е. и grand Е. , а также с заноской — Е. battu. По такому же принципу исполняется pas E. на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию. |
EFFACE [эфасе] | от effacer — сглаживать | Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение efface достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors. |
EMBOÎTE [амбуате] | от emboîter le pas — идти следом | 1) Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie 2) Прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е.) или 90° (grand Е.) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга. |
EN ARRIERE [ан аррьер] | назад | Термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад. |
EN DEDANS [ан дедан] | внутрь | 1) «Закрытое» положение ног: носки и колени сведены 2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге 3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь. |
EN FACE [анфас] | напротив, в лицо | Фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без epaulement. |
EN DEHORS [ан деор] | наружу | 1) Основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое 2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги. 3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу. |
EN L’AIR [анлер] | в воздухе | Обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Например, rond de jambe en l’air, tour en l’air. |
EN TOURNANT [ан турнан] | в повороте tournant -вращающий-ся | Обозначение поворота во время исполнения pas на полкруга, целый круг и т. д. Например, battement tendu en tournant |
ENCHAINE-MENT [аншенман] | соединение, связь | Ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу. |
ENTRECHAT [антраша] | от итал. intrecciato — переплётный, скрещённый | Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied. |
ENTREE [антре] | вход | 1) Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции. |
BATTEMENT ENVELOPPE [батман энвелоппе] | от enveloper- завёртывать, заворачивать | Противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. |
JETE ENTRELACE [антреласе] | переплетный прыжок от entrelacer-переплетать, вплетать | Вид перекидного jete- прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Jete Entrelace Возможно с заноской, а так же двойное(double) с приземлением в ARABESQUE или IV позицию |
EPAULEMENT [эпальман] | франц., от epaule — плечо | Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. |
EXERCICE [экзерсис] | упражнение | Первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца. |
FAILLI [фалли] | от faillir — слабеть | Прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на неё переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается в epaulement croise, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении efface, a завершается прыжок в ep. croise с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemble, grand ras jete). |
FLIC FLAC [Флик фляк] | шлёп-шлёп или хлоп-хлоп | Движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом. |
BATTEMENT FONDU [батман фондю] | от fondre — таять | Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue). |
FOUETTE [фуете] | от fouetter — хлестать | Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающий движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Fouette на 45 — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. |
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] | от frapper — ударять | Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад. |
GARGOUILLA-DE [гаргуйад] | от gargouiller — булькать | Другое название — rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l’air (на 45) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция — V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. |
GLISSADE [глиссад] | скольжение | Маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различных pas, a также может служить толчком для др. прыжков. |
GLISSE [глиссе] | от glisser — скользить | Шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразит, движений классического танца. |
GRAND [гранд] | большой | Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, grand plie — глубокое приседание; grand battement jete — бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouette — самая развитая форма fouette; grand changement — большой прыжок. Grand pas — многочастная, сложная танцевльно-музыкальная форма и др. |
JAMB [жамб] | нога | Французский перевод русского слова |
JETE [жете] | бросать | Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. 1) Battement tendu jete — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete — броском ноги на 90 и выше. 2) Jete — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца. |
LENT [лян] | медленный | Термин, определяющий медленное исполнение pas. Например, tour lent, releve lent. |
PAS [па] | шаг | 1) Обозначение одного из видов танц. шагов (pas de bourree, pas glisse, pas balance и др.). 2) Отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.). 3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois. |
PARTERRE | пол | 1) Rond de jambe parterre 2) Партерная разминка |
PAS D’ACTION [па д’аксьон] | действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие | Сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды. |
PAS DE BASQUE [па де баск] | шаг баска Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции | Прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basque назад. Grand pas de basque делается на большом прыжке с высоким броском ног. |
PAS DE CHAT [па де ша] | шаг кошки от pas -шаг , chat-кошка | Прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat — petits (малые) и grands (большие). |
PAS DE CISEAUX [па де сизо] | от ciseaux — ножницы | Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque |
PAS DE DEUX [па де де] PAS DE TROIS [па де труа] PAS QUATRE [па де катр] | танец двоих, троих, четверых | Балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательно структура pas de deux — entree, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во 2-й пол. 19 в. |
PAS DE D’ENSEMBLE [па д’ансамбль] | от ensemble — вместе | Танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко. |
PAS DE MARCH [па марше] | от marcher — ходить | Танц. шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки. |
PAS DE POISSON [па де пуасон] | от poisson — рыба | Прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название — jete passe. |
PAS SOUBRESAUT [па субресо] | от soubresaut — резкий скачок | Прыжок с двух ног на две с большим отлётом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад. |
PASSE [пассе] | от passer- проходить | Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию — passe par terre. |
PETIT [пти] | маленький | Термин, применяемый для обозначения малых движений. |
PIROUETTE [пируэт] | поворот | Старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят название tours. |
POUR LES PIED [Пур ли пье] | pour -для pied -стопа | Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок, затем стопа делает движение на себя и снова на носок — закрыть в V позицию. |
PLIE [плие] | сгибать | Приседание на двух или одной ноге: a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола; б) demi plie — не отрывая пяток от пола. |
PORT DE BRAS [порт-де-бра] | от porter – носить bras — рука | Правильное движение рук в основных позициях (arrondi или allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса |
PREPARATION [препрасьон] | Приготовление | Подготовительные движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и др. сложных движений. |
POINTE [пуант] DEMI POINTE [деми пуанте] | la pointe — кончик, наконечник — полупальцы | Исполнение танцовщицей pas в специальной обуви – пуантах (касках) |
PIQUE [пике] | укол | Легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту |
RELEVE [релеве] | от relever — поднимать | 1) Подъём на полупальцы, пальцы) 2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца. |
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] | relever — подъем lent — медленно | Плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад. |
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] | retire- удаление | Перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади. |
RENVERSE [ренверсе] | опрокинутый | Сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов — renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком и в plie. |
REVOLTADE [револьтад] | от итал. rivoltare – переворачивать | Прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преим. в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. |
ROND DE JAMBE [ронд де жамб] | круг ногой | Круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: rond de jambe, выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l’air), a также с броском на 90 (grand rond de jambe jete). |
SAUTE [соте] | от sauter — прыгать | 1) Прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении. 2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком. |
SAUTE DE BASQUE [со де баск] | прыжок баска Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции | Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. saut de basque делается на высоком прыжке, исполняется также с двумя оборотами в воздухе. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг — coupe pas chassee. |
SIMPLE [сэмпль] | простой | Термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Например, pas de bourree simple |
SISSONNE [сиссон] | имя собственное — не переводится | Группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей. Sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Осн. виды sissonne: simple, fermee, ouverte, tombee, fondue, pas soubresaut. |
SISSONNE SIMPLE [Сисон сэмпль] | от simple-простой, не сложный | V позиция, demi-plie, делается прыжок,во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты. После прыжка опуститься на одну ногу в plié, другая sur le cou-de-pied,и закончить, сделав assemble. |
SISSONNE TOMBEE [Сисон томбэ] | От tombée — падение | V позиция, demi-plie, прыжок с двух ног , проходящим движением правая sur le cou-de-pied (или у колена, в зависимости grand или pettit pas). Падение на plié на левую ногу, с одновременным выниманием правой ноги на croise или efface, затем, как бы с запозданием, на plié (после большого прыжка можно завершить pas de bourre) |
SISSONNE OUVERTE [Сисон увёрт] | ouvertement — открытый | Это pas является развитием SISSONE SIMPLE, т.е. после прыжка из положения sur le cou-de-pied нога открывается на 45° — в сторону, вперед или назад, (оставаясь в plié). |
SISSONNE FERME [Сисон фермэ] | от fermeture — закрытый | Небольшой прыжок. V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на II позицию(45°). Когда толчковая нога приземляется, рабочая закрывается в V позицию (практически одновременно) |
SISSONNE FONDU [Сисон фондю] | растаявший, расплавленный | V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на 90° и мягко, чуть-чуть сдерживаясь, закрывается в V позицию(характер FONDU) . |
SISSONNE RENVERSEE [Сисон ренверсе] | renversement — опрокидывание, переворачивание | Сначала исполняется sissonne overte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors ( или en dedance). |
SISSONNE SOUBRESAUT [Сиссон субресо] | от soubresaut — толчок, вздрагивание | Исполняется, как sissonne overte,но при начале прыжка с Vпозиции обе ступни вместе, как это делается в soubresaut, причём корпус также вначале наклоняется вперед и во время полета сильно выгибается назад. |
SUIVI [сюив’и] | последовательный, связный | Pas de bourree suivi — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в V позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене. |
SUR LE COU-DE-PIED [сюр ле ку де-пье] | cou-de-pied- подъем ноги, щиколотка Pied – нога Sur — на | Положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади+ основное). |
BATTEMENT TENDU [батман тандю] | от tendu-тянуть, вытягивать | Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону |
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] | от jete -бросок | Отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту 25°. |
TEMPS LEVE [тан леве] | от lever — поднимать | Вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз. |
TEMPS LIE [тан лие] | от lier — связываться, соединять | Специальная комбинация движений состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определенные port de bras. Кроме простейшей формы temps lie — par terre (внизу), существуют другие — усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90, турами (tours). |
TEMPS LEVE TOMBE [томбе] | tomber — падать | Перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45 или 90. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45 и 90. Исполняется также с прыжком sis-sonne tombee, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений. |
TOUR [тур] | оборот, поворот | Оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. Тour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l’air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со II, IV, V позиций и заканчиваться в различных позах. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passe, вторые в больших позах — attitude, arabesque, a la seconde. |
TOUR EN L’AIR [тур ан лэр] | поворот в воздухе en – в l’air- воздух | Исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в V позицию, в различные позы. |
TOUR LENT [тур лян] | tour — поворот lent-медленный | Медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a la seconde, croisee и effacee вперёд, ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота. |
VARIATION [вариация] | от лат. variatio — изменение | Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых. Как правило, вариация — часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные эпизоды. |
ЛИБРЕТТО | итал. libretto, букв. — книжечка | Изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария. |