Виды номеров в балете

A LA SECONDE

[а ля сгон]

второй (от II позиции ног) Положение, при котором  исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° и выше

ALLONGE

[алонже]

удлиненный Положение удлиненной руки. ADAGIO

[адажио]

итал. — медленно, спокойно 1) Обозначение медленного темпа.

2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера.

3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе

4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у балетного станка, и на середине зала.

ARRONDIE

[аронди]

округленный Положение округленной руки. ARABESQUE

[арабеск]

от итал. arabesco — арабский Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. ALLEGRO

[аллегро]

От итал.-радостный В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из прыжков ASSEMBLE

[ассамбле]

собирать Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе. APLOMB

[апломб]

равновесие,

самоуверенность

1) Уверенная, свободная  манера исполнения.

2) Умение сохранять в равновесии все части тела.

ATTITUDE

[атитюд]

поза, положение Одна из основных поз  классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой  назад ноги. BALANCÉ

[балансе]

раскачивать,

качаться, колебаться

Танцевальное движение, в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi — plie с подъемом на полу-пальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания. BALLONNÉ

[баллонне]

раздутый, вздутый Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением  за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или вскока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié. BALLOTTÉ

[баллотте]

качать, качаться Прыжок с продвижением вперед  или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении BALANCOIRE

[баленсуа]

качели Battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол). BATTEMENTS

[батман]

биения Группа движений работающей ноги от простейших (tendus) до сложных, многосоставных. BATTERIES

[батри]

бить Прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны) BALLON

[баллон]

или элевация

фр. ballon, от balle – шар

elevation — подъём, возвышение

Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной BRAS

[бра]

рука (от плеча до кисти) Французская анатомия BATTUS

[баттю]

от battre — бить Прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Напр., échappe В., assemble В , jeté В и др. Battements В., ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements В. исполняется  на efface вперед назад. BOURRÉE, pas de bourrée

[па де буре]

от bourrer -набивать,

пичкать

Мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом.

Другая версия перевода  BOURRÉE -деревяшка, подбрасываемая в костер при исполнении танца «Костра» в племени северной Франции

BRISÉ

[бризе]

ломаный, разбитый прыжок, во время исполнения которого, нога из V позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную ногу и возвращается в прежнее положение. CABRIOLE

[кабриоль]

прыжок Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°. CAMBRÉ

[камбрé]

от франц. гл. «cambrer» — изогнуть, выгнуть, перегнуть Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону. CHAÎNĖ

[шенé]

от франц. гл. «chainer» — измерять мерной цепью, лентой и франц. сущ. «chaine» — цепь Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку. CHANGEMENT DE PIED

[шанжман де пье]

сhangement- перемена

pied- нога, стопа

Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch. de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air). CHASSÉ, pas

[шассе]

франц., от сhasser — охотиться, гнаться за Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в V позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также связующим pas для выполнения больших прыжков. CODA

[кода]

от лат. cauda—хвост 1) Заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями

2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец

COUPÉ, pas coupe

[купе]

франц., от coup — толчок, удар Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения). COURU, pas couru

[па курю]

франц., от courir — бежать Вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в не выворотном положении). CORPS DE BALLET

[кордебалет]

от corps – личный состав и ballet — балет Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах CROISE

[круазе]

скрещённый Одно из основных  положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение CROISE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans. DÉGAGÉ

[дегаже]

извлеченный, высвобождён-ный Отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее DEMI

[деми]

Полу-,

наполовину

Термин указывает исполнение только половины движения. Напр., D -plie— полуприседание; D -pointe — полупальцы; D -rond — 1/2 круга и др. DIVERTISS-MENT

[дивертисмент]

увеселение, развлечение 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного.

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

DEMI-PLIE RELEVE

[деми-плие релеве]

от demi-plié—полусогнуты, relevé — поднятый Термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения DESSUS-DESSOUS

[дессю дессу]

под-над, или сверху снизу Прыжок, во время исполнения, нога из V позиции сзади выносится вперед, давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную и приходит в sur le cou-de-pied вперед, и затем прыжок, где нога из cou-de-pied выносится назад и снова вперед в ер. croise (cou-de-pied назад). BATTEMENT DEVELOPPE

[батман девлоппе]

от développer- развитой, развернутый Вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.

Обратное движение – envelope.

DOUBLE

[дубль]

двойной Термин указывает на двойное исполнение pas. Напр., в Double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. ÉCARTÉE

[экарте]

от écarter — раздвигать Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад). ÉCHAPPÉ

[эшапе]

от échapper — ускользать, вырываться Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit Е. и grand Е. , а также с заноской — Е. battu. По такому же принципу исполняется pas E. на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию. EFFACE

[эфасе]

от effacer — сглаживать Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение efface достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors. EMBOÎTE

[амбуате]

от emboîter le pas — идти следом 1) Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie

2) Прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е.) или 90° (grand Е.) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

EN ARRIERE

[ан аррьер]

назад Термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад. EN DEDANS

[ан дедан]

внутрь 1) «Закрытое» положение ног: носки и колени сведены

2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге

3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

EN FACE

[анфас]

напротив, в лицо Фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без epaulement. EN DEHORS

[ан деор]

наружу 1) Основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое

2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги.

3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

EN L’AIR

[анлер]

в воздухе Обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Например, rond de jambe en l’air, tour en l’air. EN  TOURNANT

[ан турнан]

в повороте

tournant -вращающий-ся

Обозначение поворота во время исполнения pas на полкруга, целый круг и т. д. Например, battement tendu en tournant ENCHAINE-MENT

[аншенман]

соединение, связь Ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу. ENTRECHAT

[антраша]

от итал. intrecciato — переплётный, скрещённый Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied. ENTREE

[антре]

вход 1) Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.

2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции.

BATTEMENT ENVELOPPE

[батман энвелоппе]

от enveloper-

завёртывать, заворачивать

Противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. JETE ENTRELACE

[антреласе]

переплетный прыжок от entrelacer-переплетать, вплетать Вид перекидного jete- прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Jete Entrelace

Возможно с заноской, а так же двойное(double) с приземлением в ARABESQUE или IV позицию

EPAULEMENT

[эпальман]

франц., от epaule — плечо Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. EXERCICE

[экзерсис]

упражнение Первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца. FAILLI

[фалли]

от faillir — слабеть Прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на неё переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается в epaulement croise, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении efface, a завершается прыжок в ep. croise с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemble, grand ras jete). FLIC FLAC

[Флик фляк]

шлёп-шлёп или хлоп-хлоп Движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом. BATTEMENT FONDU

[батман фондю]

от fondre — таять Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue). FOUETTE

[фуете]

от fouetter — хлестать Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающий движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Fouette на 45 — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. BATTEMENT FRAPPE

[батман фраппе]

от frapper — ударять Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад. GARGOUILLA-DE

[гаргуйад]

от gargouiller — булькать Другое название — rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l’air (на 45) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция — V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. GLISSADE

[глиссад]

скольжение Маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различных pas, a также может служить толчком для др. прыжков. GLISSE

[глиссе]

от glisser — скользить Шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразит, движений классического танца. GRAND

[гранд]

большой Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, grand plie — глубокое приседание; grand battement jete — бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouette — самая развитая форма fouette; grand changement — большой прыжок. Grand pas — многочастная, сложная танцевльно-музыкальная форма и др. JAMB

[жамб]

нога Французский перевод русского слова JETE

[жете]

бросать Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

1) Battement tendu jete — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete — броском ноги на 90 и выше.

2) Jete — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца.

LENT

[лян]

медленный Термин, определяющий медленное исполнение pas. Например, tour lent, releve lent. PAS

[па]

шаг 1) Обозначение одного из видов танц. шагов (pas de bourree, pas glisse, pas balance и др.).

2) Отдельное  выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.).

3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois.

PARTERRE пол 1) Rond de jambe parterre

2) Партерная разминка

PAS D’ACTION

[па д’аксьон]

действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие Сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды. PAS DE BASQUE

[па де баск]

шаг баска

Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basque назад. Grand pas de basque делается на большом прыжке с высоким броском ног. PAS DE CHAT

[па де ша]

шаг кошки

от pas -шаг ,

chat-кошка

Прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat — petits (малые) и grands (большие). PAS DE CISEAUX

[па де сизо]

от ciseaux — ножницы Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque PAS DE DEUX

[па де де]

PAS DE TROIS

[па де труа]

PAS QUATRE

[па де катр]

танец двоих,

троих,

четверых

Балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательно структура pas de deux — entree, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во 2-й пол. 19 в. PAS DE D’ENSEMBLE

[па д’ансамбль]

от ensemble — вместе Танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко. PAS DE MARCH

[па марше]

от marcher — ходить Танц. шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки. PAS DE POISSON

[па де пуасон]

от poisson — рыба Прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название — jete passe. PAS SOUBRESAUT

[па субресо]

от soubresaut — резкий скачок Прыжок с двух ног на две с большим отлётом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад. PASSE

[пассе]

от passer- проходить Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию — passe par terre. PETIT

[пти]

маленький Термин, применяемый для обозначения малых движений. PIROUETTE

[пируэт]

поворот Старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят название tours. POUR LES PIED

[Пур ли пье]

pour -для

pied -стопа

Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок, затем стопа делает движение на себя и снова на носок — закрыть в V позицию. PLIE

[плие]

сгибать Приседание на двух или одной ноге:

a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола;

б) demi plie — не отрывая пяток от пола.

PORT DE BRAS

[порт-де-бра]

от porter – носить

bras — рука

Правильное движение рук в основных позициях (arrondi или  allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса PREPARATION

[препрасьон]

Приготовление Подготовительные движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и др. сложных движений. POINTE

[пуант]

DEMI POINTE

[деми пуанте]

la pointe — кончик, наконечник — полупальцы Исполнение танцовщицей pas в специальной обуви – пуантах (касках) PIQUE

[пике]

укол Легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту RELEVE

[релеве]

от relever — поднимать 1) Подъём на полупальцы, пальцы)

2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца.

BATTEMENT RELEVE LENT

[батман релеве лян]

relever — подъем

lent — медленно

Плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад. BATTEMENT RETIRE

[батман ретире]

retire-  удаление Перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади. RENVERSE

[ренверсе]

опрокинутый Сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов — renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком и в plie. REVOLTADE

[револьтад]

от итал. rivoltare – переворачивать Прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преим. в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. ROND DE JAMBE

[ронд де жамб]

круг ногой Круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: rond de jambe, выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l’air), a также с броском на 90 (grand rond de jambe jete). SAUTE

[соте]

от sauter — прыгать 1) Прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении.

2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком.

SAUTE DE BASQUE

[со де баск]

прыжок баска

Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. saut de basque делается на высоком прыжке, исполняется также с двумя оборотами в воздухе. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг — coupe pas chassee. SIMPLE

[сэмпль]

простой Термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Например, pas de bourree simple SISSONNE

[сиссон]

имя собственное — не переводится Группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей. Sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Осн. виды sissonne: simple, fermee, ouverte, tombee, fondue, pas soubresaut. SISSONNE

SIMPLE

[Сисон сэмпль]

от simple-простой, не сложный V позиция, demi-plie, делается прыжок,во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты. После прыжка опуститься на одну ногу в plié, другая sur le cou-de-pied,и закончить, сделав assemble. SISSONNE

TOMBEE

[Сисон томбэ]

От tombée — падение V позиция, demi-plie, прыжок с двух ног , проходящим движением правая  sur le cou-de-pied (или у колена, в зависимости grand или pettit  pas). Падение на plié на левую ногу, с одновременным  выниманием правой ноги на croise или efface, затем, как бы с запозданием, на plié (после большого прыжка можно завершить pas de bourre) SISSONNE

OUVERTE

[Сисон увёрт]

ouvertement — открытый Это pas  является развитием SISSONE SIMPLE, т.е. после прыжка из положения  sur le cou-de-pied нога открывается на 45° — в сторону, вперед или назад, (оставаясь в plié). SISSONNE

FERME

[Сисон фермэ]

от fermeture — закрытый Небольшой прыжок. V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на II позицию(45°). Когда толчковая нога приземляется, рабочая закрывается в V позицию (практически одновременно) SISSONNE

FONDU

[Сисон фондю]

растаявший, расплавленный V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на 90° и мягко, чуть-чуть сдерживаясь, закрывается в  V позицию(характер FONDU) . SISSONNE

RENVERSEE

[Сисон ренверсе]

renversement — опрокидывание, переворачивание Сначала исполняется sissonne overte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors ( или en dedance). SISSONNE

SOUBRESAUT

[Сиссон субресо]

от soubresaut — толчок, вздрагивание Исполняется, как  sissonne overte,но при начале прыжка с Vпозиции обе ступни вместе, как это делается в soubresaut, причём корпус также вначале наклоняется вперед и во время полета сильно выгибается назад. SUIVI

[сюив’и]

последовательный, связный Pas de bourree suivi — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в V позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене. SUR LE COU-DE-PIED

[сюр ле ку де-пье]

cou-de-pied- подъем ноги, щиколотка

Pied – нога

Sur — на

Положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади+ основное). BATTEMENT TENDU

[батман тандю]

от tendu-тянуть, вытягивать Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону BATTEMENT TENDU JETE

[батман тандю жете]

от jete -бросок Отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту 25°. TEMPS LEVE

[тан леве]

от lever — поднимать Вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз. TEMPS LIE

[тан лие]

от lier — связываться, соединять Специальная комбинация движений  состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определенные port de bras. Кроме простейшей формы temps lie — par terre (внизу), существуют другие — усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90, турами (tours). TEMPS LEVE TOMBE

[томбе]

tomber — падать Перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45 или 90. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45 и 90. Исполняется также с прыжком sis-sonne tombee, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений. TOUR

[тур]

оборот, поворот Оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. Тour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l’air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со II, IV, V позиций и заканчиваться в различных позах. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passe, вторые в больших позах — attitude, arabesque, a la seconde. TOUR EN L’AIR

[тур ан лэр]

поворот в воздухе

en – в

l’air- воздух

Исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied  с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в V позицию, в различные позы. TOUR LENT

[тур лян]

tour —  поворот

lent-медленный

Медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a la seconde, croisee и effacee вперёд, ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота. VARIATION

[вариация]

от лат. variatio — изменение Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых. Как правило, вариация — часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные эпизоды. ЛИБРЕТТО итал. libretto, букв. — книжечка Изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария.

Что надо знать о балете

Балет
(французское
ballet
происходит от итальянского ballo
– танец, пляска) – вид
сценического искусства, содержание
которого раскрывается в танцевально-музыкальных
образах.

В
балете выделяют три сос­тавные
части: классический
танец
,
характерный
танец

и пантомиму.

  1. Классический
    танец

    система
    танцевальных движений, основанных на
    определённых позициях ног, рук, положения
    корпуса, головы.

Этот
танец красив и грациозен. Он исполняется
на пуантах (на кончиках пальцев) и
включает элементы придворного этикета:
поклоны, реверансы, торжественную
поступь. Существует
2 вида классического танца:

  • Аллегро
    – быстрый, виртуозный танец

  • Адажио
    – медленный, плавный, лирический танец.

  1. Хара́ктерный
    танец

    – вид
    сценического танца. В его основе народный
    танец (или
    бытовой), подвергается обработке
    балетмейстером для балетного спектакля.

В
балете П.Чайковского «Лебединое
озеро»: в его третьем действии испанский
и неаполитанский танцы воспроизводят
движения народных танцев. Такие танцы
называются характерными.

  1. Пантомима
    (греческое
    слово), означает «все воспроизводящий
    подражанием».

Это
движения, жесты, которыми актёры как бы
разговаривают
друг
с другом. При помощи пантомимы передаётся
содержание спектакля, развитие его
сюжета. В современном балете широко
применяются
движения, заимствованные из гимнастики,
акробатики. Употреблённые уместно и
тактично, они обогащают старинное
искусство, омолаживают его, делают
современным.

СТРОЕНИЕ
БАЛЕТА

По
своему строению балет похож на оперу.
У него есть либретто, увертюра (интродукция
– вступление, небольшая увертюра),
музыкальные антракты.

Балетный
спектакль делится на действия, картины,
сцены и номера.

  1. Сольные номера исполняются только солистами балета

Вариация
– небольшой сольный классический танец,
обычно технически сложный и композиционно
развёрнутый. Различают:


мужские вариации, построенные на мелких,
технически сложных движениях; и


женские вариации, построенные на больших
прыжковых движениях.

Па-де-дё
(французское pas de deux, буквально – танец
вдвоём), музыкально-танцевальная форма
– общий выход двух танцовщиков (антре),
лирический дуэт (адажио),
мужской и женский сольный танец (вариации)
и совместное заключение
(кода).

Па-де-труа
(фр. pas de trots букв. танец втроём) – в
классическом балете танец трёх
исполнителей.

  1. Ансамблевые
    номера исполняют корифеи балета –
    ведущие артисты кордебалета.

    Такие номера включают от 4 до 8 исполнителей.

  2. Массовые номера исполняет кордебалет.

Слово
«кордебалет»
переводится как «корпус балета»
– это группа (8-30) танцоров; его можно
сравнить с хором в опере.

Часто
в балете встречаются танцы, расположенные
в определённом порядке, называемые
сюитой.
Подобные
сюиты получили название –
дивертисмент.

Дивертисмент
(от
французского, буквально – увеселение,
развлечение) встав­ные
эпизоды из балетных номеров между актами
спектакля и в его конце;
могут составлять целое представление
развлекательного характера,
объединённое общим сюжетом.

Литература:

  1. Отровская
    Я., Фролова Л. Музыкальная литература
    в определениях и нотных примерах. –
    СПб.: «Валери СПД», 1998.

  2. http://dancy-jam.net/articles/432

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Сделала себе напоминалку: некоторые характерные движения и самые расхожие балетные термины,
которые на слуху — гранд-батман, антраша, непременное: «— Плие, девочки, ревеле, и раз, спину держать!..»
в фильмах с классическим танцем, то в литературе попадается «Я тебя люблю — шестнадцать фуэте!
Я тебя очень люблю — тридцать два фуэте!
«(с) ) — чтоб представлять о чем речь. fotovivo
В большом размере
fotovivo
В большом размереfotovivo
В большом размере

Плюс несколько определений без картинок:

Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.

Па де де (от фр. pas de deux — танец вдвоём) — танцевальный номер включающий в себя двух участников.

(Соответственно — Па де труа (от фр. pas de trois — танец втроём) — танцевальный номер, включающий трёх исполнителей.
Па де катр (от фр. pas de quatre — танец в четвером) — танцевальный номер для четырёх исполнителей.)

Па балансе (от фр. pas balance) — движение, которое создаёт у зрителя впечатление покачивания. Пример: pas ballance
Па курю ( pa couru от фр. courir — бежать) — мелкий бег, вспомогательное движение в танце.
Используется для связи отдельных частей.
Па де пуасон (от фр. poisson — рыба) — прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад.
Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса,
рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу,
выпрыгивающую из воды.

Адажио (от фр. adagio) — В балетном спектакле часто представляет собой танцевальный дуэт
Антре (франц. — вход) 1. танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.
2. первая часть таких классических танцевальных форм, как па де де и па де труа.

Вариация — небольшой, но технически сложный и композиционно развёрнутый классический танец для одного
или нескольких танцовщиков, обычно часть па-де-де, па-де-труа и др.

Дивертисмент (от фр. divertissement и итал. divertimento — «увеселение», «развлечение») — ряд концертных номеров,
составляющих особую увеселительную программу, в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту.
Дивертисмент в музыке это музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес для одного или нескольких инструментов.
Дивертисмент в балете это балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом.

Кода (от фр. Coda) — 1. быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией.
2. финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец.
Партер (от фр. parter) — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.
Фондю (от фр. fondu — таять) — мягкое, эластичное плие на одной ноге, другая нога согнута и прижата к щиколотке.
Фрапе (от фр. frappe) — ударять. Удар ноги о другую и возвращение её в исходное положение.

Элевация (фр. elevation — возвышение, возвышенность) — термин в классическом танце, означающий высокий прыжок. Элевация состоит из двух элементов: собственно элевации (высокий прыжок по воздуху) и баллона (способность танцовщика сохранять в воздухе позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе).
Цитата из академика хореографии Агриппины Вагановой: «Элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху. Но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически-акробатичным. Какой-нибудь акробат может перепрыгнуть через 10 человек, поставленных в шеренгу, изумляя ловкостью, но признать за ним элевацию классического порядка нельзя — это механический фокус, обусловленный хорошо тренированными мышцами. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической элевации».

Ссылы по теме —
Основные балетные термины описание, +видео-примеры
В Театральной библиотеке лежит фундаментальный учебник классика Ваганова А. Я. Основы классического танца
(Расползшиеся по сайтам-дублям определения и иллюстрации надерганы оттуда)

На удивление не так просто оказалось найти внятные пояснения,
глоссариев полно, но без иллюстраций, какая рука-нога что делает, представить невозможно.

В отличии от напр. фигур фигурного катания, которые на раз показываются в поиске —
закину сюда, чтоб два раза не вставать, ссылочки —
Прыжки в картинках: «разножка», «тулуп», «аксель», «Риттбергер» и пр
Основные группы движений
с подробными описаниями, какие требования судьи предъявляют к исполнению;
фигурные элементы на видео

fotovivo
(Корсар. фотопресса)
АПД.
в комментах прыжок на фото определили как:
» Или гранд жете, или гранд па-де-ша. Вторая фаза у этих больших прыжков одна и та же»
и занятный спор разгорелся, в стиле «не долго мучалась старушка» — не мучайтесь, все равно не разберетесь;
отчасти соглашусь, справочная информация всегда, мягко говоря, недостаточна для понимания, а уж графическая и подавно,
и скепсис автора понятен — технаря бы тоже перекосило, если б базовые элементы схемотехники представили как
«кругленькое с двумя ножками — это то», «лепешка с тремя — сё», а «сороконожка — наше все».

Непривычный глаз не сходу определит, в чем разница, тем более в непрерывном движении. На самом деле позы отличаются разворотом ступней, поворотом головы. Но любопытство неискушенного зрителя простирается до знакомства с основными понятиями, чтоб не путаться в «адажио из балета…», «вы смотрели вариацию из ..», а тонкости терминологии — для специалистов.

  • Виды мошенничества по телефону через звонок
  • Виды микро usb разъемов для телефонов
  • Виды клавиатур на телефоне
  • Виды карт памяти для телефона
  • Виды камер на телефоне