Вднх павильон грузинская сср номер

О месте

Этот павильон в стиле советского модернизма построен на месте утраченного павильона «Грузинская ССР». Массивное здание облицовано светлым и темным мрамором. Сейчас здесь располагается Выставочный центр профсоюзов.

Когда построен, кто автор

Павильон построен в 1987 году, архитектор — В. С. Кубасов.

Смена названия

До 1992 года — «Советские профсоюзы».

Современное состояние

Открыт для посещения.

Контакты

Адрес

проспект Мира, 119, павильон №12

История создания

В 1937 году на месте современного павильона №12 должен был расположиться павильон Закавказья (Грузинской ССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР), спроектированный архитектором М. К. Шашвили. Это эффектное п-образное в плане здание выделялось двумя боковыми портиками в восточном стиле и завершалось декоративной башней, расположенной сверху.

Однако вскоре планы изменились. Решено было возвести отдельный павильон для каждой республики, а почти готовое здание реконструировать для экспозиции Грузинской ССР. По проекту Г. И. Лежавы и А. Г. Курдиани башню демонтировали, а к боковым фасадам пристроили галереи. Вход в павильон солнечной Грузии предварял 18-метровый портик. За ним располагался небольшой парадный двор. Образующие его стены были богато украшены национальным орнаментом, а в водоемах, искусно вплетенных в мраморный узор пола, журчали фонтанчики. В архитектурной обработке интерьера, перекрытий, стен, проемов использовались приемы отделки грузинского жилого дома. Образ дополняли скульптурная группа работы В. Б. Топуридзе и огромная пальма, специально привезенная из Абхазии.

В 1965 году это здание было демонтировано, его сменил небольшой стеклянный параллелепипед павильона «Субтропические культуры».

Через двадцать с лишним лет на его месте было возведено массивное здание, облицованное светлым и темным мрамором. Павильон по проекту архитектора В. С. Кубасова, строившийся как «Труд и отдых», а при открытии получивший название «Советские профсоюзы», органично восполнил в ансамбле Выставки пустоту на месте утраченного павильона «Грузинская ССР».

История экспозиций

В период ВСХВ в трех залах павильона были представлены достижения культурного и политического развития Грузии, а также результаты успешного развития сельского хозяйства страны. В большой оранжерее плодоносили лимонные и апельсиновые, грейпфрутовые и мандариновые деревья, росли фейхоа и крупнолистные бананы. На открытых участках возле павильона в грунте и в кадках были высажены 500 кустов чая, бамбук, пальмы, эвкалипты, хурма, мушмула, персики, айва, кизил, гранаты, груши и яблони.

В начале 1960-х годов основная часть экспозиции была отдана промышленности Грузии. Гости Выставки могли увидеть здесь, например, металлорежущие станки и грузовые автомашины для горного земледелия, техническое оборудование для чайных плантаций и маломерные тракторы «Риони» и «Тбилиси».

Позже в павильоне №12 была создана выставка, посвященная садоводству, виноградарству и пчеловодству, тематически объединенная с расположенной в соседнем павильоне №13 экспозицией «Пищевая промышленность».

В апреле 1965 года дальнейшие планы в этом направлении нарушил пожар, практически уничтоживший павильон, созданный для демонстрации достижений Грузинской ССР. Уцелела лишь знаменитая теплица. В комплексе с новым небольшим стеклянным павильоном она стала базой для экспозиции «Субтропические культуры», где гости ВДНХ знакомились со значением роли цитрусовых в здоровом питании.

В 1987 году на этом месте был построен павильон «Советские профсоюзы», который украшает современную ВДНХ. Монументальный и суровый снаружи, внутри он почти целиком залит дневным светом, проникающим сквозь длинные ленты окон. Этот светлый объем интерьера абсолютно соответствовал содержанию экспозиции, посвященной улучшению условий труда и развитию санаторно-курортной системы в СССР.

https://sputnik-georgia.ru/20170507/Progulka-po-VDNH-ili-Zachem-razrushili-pavilon-Gruzii-235883436.html

Прогулка по ВДНХ, или Зачем разрушили павильон Грузии

Прогулка по ВДНХ, или Зачем разрушили павильон Грузии

В первые деньки холодной московской весны корреспондент Sputnik Лев Рыжков прогулялся по самому знаменитому выставочному комплексу России в компании поэта… 07.05.2017, Sputnik Грузия

2017-05-07T13:26+0400

2017-05-07T13:26+0400

2017-05-07T13:26+0400

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23588/29/235882967_0:137:2871:1760_1920x0_80_0_0_1930bd5f5775e649eabf6eaa909d9e47.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2017

Лев Рыжков

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23446/71/234467131_202:0:998:796_100x100_80_0_0_f9eb0917fc6583055a1a83e80d699e3c.jpg

Лев Рыжков

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23446/71/234467131_202:0:998:796_100x100_80_0_0_f9eb0917fc6583055a1a83e80d699e3c.jpg

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23588/29/235882967_0:46:2871:1851_1920x0_80_0_0_0b6dfe588b4207bbd06082d7e2a47ef1.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Лев Рыжков

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23446/71/234467131_202:0:998:796_100x100_80_0_0_f9eb0917fc6583055a1a83e80d699e3c.jpg

обзоры, россия, аналитика

обзоры, россия, аналитика

Прогулка по ВДНХ, или Зачем разрушили павильон Грузии

Подписаться на

НовостиTelegram

В первые деньки холодной московской весны корреспондент Sputnik Лев Рыжков прогулялся по самому знаменитому выставочному комплексу России в компании поэта, мыслителя и знатока Москвы Амирама Григорова. Особое внимание уделили национальным павильонам.

Призраки и тайны

На майские праздники комплекс ВДНХ пережил невероятное нашествие гуляющих. Очевидцы говорили, что на аллеях выставочного комплекса было невероятно многолюдно. И даже в Фейсбуке – не вру! – примерно каждый пятый пост содержал селфи на фоне красот ВДНХ.

Что же так приманивает гуляющих? Аттракционы по пятьсот рублей? Или вдруг там что-то дешево продается? Собственно, еще в начале «нулевых», когда ВДНХ какое-то время называлась ВВЦ, там действительно было много дешевых товаров, в основном контрафакт.

Амирам Григоров:

«Лихие девяностые» — не лучшие годы России, главная выставка страны переживала их тяжело. Центральная аллея была с двух сторон заставлена ларьками, где продавали все на свете: от сарделек с кетчупом до китайской пиротехники. Толкались бесчисленные покупатели, орала попса, шныряли крупные крысы. Дух легендарного места был практически неощутим.

Было грустно, обидно и стыдно. Наверное, то же чувствовали последние римляне, попав на Бычий рынок, устроенный варварами на Форуме.

Однако по вечерам, когда закрывались времянки и иссякал базарный поток, вновь проступала настоящая Выставка – и за исписанными граффити колоннами, осыпающимися гипсовыми статуями, высохшими фонтанами восставал призрак былого величия. Выставка оставалась грандиозна и прекрасна даже в своем запустении, и мы верили, что она обязательно возродится.

Лев Рыжков:

Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Например, из памяти может выветриться прогулка по любому парку или даже самой живописной улице. А вот ВДНХ – каждый визит туда – в вашей памяти останется. Да еще во всех деталях. Не случайно знаменитая песня из фильма «Свинарка и пастух» «Друга я никогда не забуду…» снималась именно на ВДНХ. Строители комплекса определенно что-то знали о манипуляциях с памятью.

А еще ВДНХ дает человеку, ее посещающему, несомненный эмоциональный заряд. Не то, чтобы «Ах, какая красота!» Хотя и это тоже. Побывать на ВДНХ – это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного, а забыть трудно.

Амирам Григоров:

Удивительное это место, полное тайн и загадок! Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать? Наглядное свидетельство этому осталось в виде шестнадцати статуй фонтана «Дружба народов» и шестнадцати медальонов с гербами на Центральном павильоне (бывший павильон СССР). Где сноп конопли, вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны? Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты? А недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.

Расцвет Советского Эдема

Амирам Григоров:

Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором. Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка Сокольники. Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.

В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись, и народ повалил глядеть на новое чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там встречались Свинарка и Пастух, оркестр играл их «Песню о Москве», и продавали эскимо на палочке, то самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был Эдем предвоенной Москвы.

Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года, руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.

Вихри истории

Лев Рыжков:

Нас интересуют национальные павильоны, посвященные бывшим союзным республикам. Когда-то их было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие – переехали. Третьи оказались изуродованы (и таких историй много). Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.

Амирам Григоров:

Еще в начале эпохи Леонида Брежнева Выставку стали переделывать, менять, как сказали бы сейчас, концепцию. «Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые», – решили наверху, и никто не смог возразить. В угоду этому решению по выставке прошлись уродующей бороной. Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры, чтобы освободить место под бетонный брежневский уродец «Советские профсоюзы».

Зачем ломали такую красоту? Это как раз объяснимо. Грузия – родина Сталина. А, значит, Иосифа Виссарионовича в грузинском павильоне было много. Начиная с 1956 года изображения Сталина повсеместно уничтожались. Вот и на грузинском павильоне отразилась борьба с «культом личности».

Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав, таким образом, «Здравоохранение» и «Вычислительную технику». Изуродовали и один из самых чудесных – павильон Казахстана. При переделке в «Металлургию» его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра – мавзолея Джучи.

Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.

Лев Рыжков:

Мы видим павильон «Киргизия», который когда-то принадлежал Эстонии. И балтийские следы сохранились. Например, настенная роспись, посвященная рыбной ловле в морских водах. Хотя, если подумать, то и для современного Кыргызстана изображения эти – актуальны. Ведь ловят же рыбу в Иссык-Куле?

Бывший павильон Латвийской ССР свежепобелен, но заперт. Он построен в 1954 году по проекту архитекторов Айварса, Закиса и Плуксне и совмещает в себе черты как латвийского народного зодчества, так и европейского ар-деко. После перехода ВДНХ в 1963 г. на отраслевой принцип экспозиции тут размещался павильон «Физика». Но атмосфера в окрестностях, как в романтическом гроте.

Амирам Григоров:

Павильон Грузии, огромный, занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева — самых титулованных бакинских мастеров.

Лев Рыжков:

Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем «Грузии». Обшарпанное здание, сохранило, однако, часть прежнего декора. Облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи. И скульптурные гроздья винограда по стенам — остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.

Амирам вспоминает, что раньше заходил сюда, и словно бы оказывался на родине, в Баку. Словно вдыхал запах моря. А к павильону еще и примыкал роскошный сад с прудом с осетрами!

Вернется ли чудо?

Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем, по старой памяти, бывшие республики, а ныне страны – получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет – с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.

Правда, Армения теперь занимает павильон Сибири, где в период переделки выставки была «Угольная промышленность». В павильоне все мало того, что хорошо, так еще и богато. Есть ресторан, где можно отведать роскошного коньяка, магазин, где продаются работы армянских ювелиров. Есть и турфирма, организующая путешествия в Армению.

Белорусы успешно сохраняют за собой традиционный великолепный особняк с колоннами, увенчанный статуей с венком.

Внутри – все красиво и правильно. Представлены прилавки с белорусской продукцией. Вот продукты питания, а вот — одежда, а вот – национальные белорусские сувениры. Расставлены стенды с информационными материалами. Есть фото с рукопожатием Александра Григорьевича и Владимира Владимировича. Все чисто, правильно и – немного скучно. Но, наверное, так надо.

Что подкупает больше всего – белорусы тщательно восстановили изначальную, еще довоенную роспись стен.

Сейчас ВДНХ принимает 25 млн посетителей в год, зимой здесь заливают самый большой каток в Европе. В апреле 2017 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале масштабной реконструкции выставки. В ближайшие годы здесь планируется восстановить 37 исторических павильонов, 17 фонтанов, построить конно-спортивный манеж, а также 15 тематических павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек. Будет открыто 11 новых музеев, высажено более 1800 деревьев и кустарников. Также в план реконструкции входит очистка четырех прудов и создание на территории выставки уникального комплекса из пяти природных зон. В южной части ВДНХ будет построен высокотехнологичный парк развлечений с всесезонными аттракционами и 140-метровым колесом обозрения.

Выставочный центр профсоюзов

Выставочный центр профсоюзов на ВДНХ — двенадцатый павильон ВДНХ, построенный в 1987 году. До 1992 года носил название «Советские профсоюзы».

Достопримечательность
Выставочный центр профсоюзов
павильон «Советские профсоюзы»
"ВВЦ - павильон № 12 Профсоюзы".jpg
55°49′49″ с. ш. 37°37′41″ в. д.HGЯO
Страна  СССР
Город Москва
Строитель
  • Архитектор В. С. Кубасов[1]
Дата постройки 1987 год
Статус павильон
Состояние сохранился

ИсторияПравить

На довоенной выставке на месте существующего ныне Выставочного центра профсоюзов планировалось строительство павильона республик Закавказья (Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР), проект которого составил архитектор М. К. Шашвили. Но впоследствии было решено построить отдельные павильоны для каждой из трёх республик, и 12-й павильон достался Грузинской ССР, будучи при этом реконструирован в процессе окончания строительства по проекту архитекторов и Арчила Курдиани. Этот павильон был разобран в 1965 году после пожара. На его месте был построен павильон «Оранжерея субтропических культур», который, в свою очередь, был разобран в 1986 году[2].

Существующий павильон построен в 1987 году по проекту архитектора Владимира Кубасова в стиле советского модернизма. Изначально этому павильону планировалось присвоить название «Труд и отдых», но при окончании строительства он был назван «Советские профсоюзы». Здание представляет собой массивный куб, облицованный светлым и тёмным мрамором. Все четыре фасада выглядят как сплошная стена с двумя вертикальными прорезями окон. Экспозиция павильона была посвящена теме улучшений условий труда и санаторно-курортной системе в СССР и действовала до 1992 года. В настоящее время в павильоне расположен выставочный центр профсоюзов России[2].

В интерьере здания до начала 2010-х находилась пространственная композиция, созданная художником Е. М. Аблиным[3].

ПримечанияПравить

  1. Зиновьева, 2014, с. 141.
  2. 1 2 Выставочный центр профсоюзов. ВДНХ. Дата обращения: 29 ноября 2017. Архивировано 22 ноября 2017 года.
  3. Пространственная композиция в павильоне №12 на ВДНХ в Москве. 1987 (рус.). Евгений Аблин. Дата обращения: 10 декабря 2020. Архивировано 24 июня 2020 года.

ЛитератураПравить

  • Зиновьева, О. А. Восьмое чудо света. ВСХВ–ВДНХ–ВВЦ. — М.: Центрполиграф, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-227-05083-0.

СсылкиПравить

  • Выставочный центр профсоюзов на сайте ВДНХ Архивная копия от 22 ноября 2017 на Wayback Machine
  • Выставочный центр профсоюзов ВДНХ на сайте «Парки Москвы» Архивная копия от 25 октября 2016 на Wayback Machine
  • ВДНХ. Павильон №12 на сайте «Живая Москва»

January 10 2020, 11:17

Category:

  • История
  • Cancel

                      ВДНХ от 1939 г. до наших дней. Часть 43.

        Часть 1 — 23 Северная часть ВДНХ (см. оглавление здесь).
Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31. Часть 32. Часть 33. Часть 34. Часть 35. Часть 36. Часть 37. Часть 38. Часть 39. Часть 40. Часть 41. Часть 42.

    Продолжаю свою прогулку по выставке. Напомню, мы двигаемся по центральной аллее в сторону современного Главного входа ВДНХ и смотрим павильоны, стоявшие тут прежде справа от нас. За павильоном «Армянской ССР», о котором я рассказала в прошлом посте, в 1939 г. стоял павильон «Грузинской ССР». Вот о нем и поговорим.
    ВСХВ. Павильоны Грузинской и Армянской ССР. Фото 1940 — 1941 гг.

Павильон «Грузинская ССР» первоначально строился в 1936 году как павильон Закавказских республик (архитекторы М.К. Шавишвили, И.Н. Чхенкели, инженер Андроникашвили), включавший три зала, расположенные П-образно, над которыми возвышалась двадцатипятиметровая башня, причем конструкции ее основания загромождали центральный зал, практически не оставляя места для экспонатов.
               
    В 1939 г. планы изменились и вместо одного павильона на левой стороне площади Колхозов  были выстроены павильоны трех закавказских республик – Грузии, Армении и Азербайджана. Грузинский павильон, один из самых красивых на выставке, к сожалению, до наших дней не дожил.
    Павильон Грузинской ССР. ВСХВ. Фото 1939 г.

    История его создания такова. После разделения экспозиций трех республик в 1938–1939 годах  он  был перестроен грузинскими архитекторами А. Г. Курдиани и Г. И. Лежава по традиции того времени объединившими формы древней Эллады с национальным грузинским зодчеством и с добавлением советской символики. За этот павильон его создатели были удостоены Сталинской премии в области архитектуры 2-й степени (1941 г.). Образ дополняла огромная пальма, специально привезенная из Абхазии и скульптурная группа работы В. Б. Топуридзе.
     ВСХВ. Скульптурная группа у павильона «Грузинская ССР». Фото 1939 г.
                                              
    К павильону с двух сторон была пристроена открытая галерея, где можно было отдохнуть в тени.
    ВСХВ. Павильон Грузинской ССР. Фото 1939 г.
                
     Аркада павильона Грузинской ССР. ВСХВ. Фото 1939 г.

    ВСХВ. В галерее павильона «Грузинская ССР». Фото 1939 г.

    ВСХВ. В галерее павильона «Грузинская ССР». Фото 1939 г.

     Вместо башни высотным акцентом нового павильона стала легкая колоннада, скрывающая внутренний дворик —  атриум, ограниченный богато орнаментированными стенами.
    Портал павильона Грузинской ССР. Фото 1954 г.

        В водоемах, искусно вплетенных в многоцветный мраморный узор пола, журчали фонтанчики. В архитектурной обработке интерьера, перекрытий, стен, проемов использованы приемы отделки грузинского жилого дома.
    ВСХВ. Павильон Грузинской ССР. Колоннада. Фото 1939 г.

    С верхней галереи колоннады открывался великолепный вид на Площадь Колхозов.
    ВСХВ. Вид на площадь Колхозов из павильона «Грузинской ССР». Фото 1939 — 1941 гг.
                                            
    За павильоном располагался зеленый участок с растительностью, произростающей в Грузии.
    ВСХВ. У павильона Грузинской ССР.  Фото 1939 — 1940 гг.

    К павильону была пристроена оранжерея с субтропической растительностью Золотой Колхиды.
    Павильон Грузии. Галерея субтропических фруктовых культур. Фото 1939 г.

    Ко второму открытию выставки павильон сохранил свой прежний вид. Конструкции павильона остались деревянными, лишь оранжерея приобрела металлический каркас. Объем здания – 19 тысяч кубических метров.
    Павильон Грузинской ССР. Фото 1954 г.

    Ниже представлены интерьеры павильона 1950-х годов.
    Вводный зал павильона Грузинской ССР.  Фото 1954 г.

                               Стенд шампанских и столовых вин, павильон “Грузинская ССР”. Фото 1954 г.
                                 
                                                Павильон Грузинской ССР. Интерьеры. Фото 1954 — 1956 гг.
                                             
   Сохранился и зеленый участок, представляющтй растительность Грузинской СССР., в т. ч. за павильоном находилась аллея с пальмами.
                                                ВСХВ. Аллея за Грузинским павильоном. Фото 1954 — 1955 гг.
                                             
    Рядом располагалась чайная плантация, показывающая различные сорта чая, производимого в республике.
                                                         Чайная горка у павильона Грузинской ССР. Фото 1954 г.
                                   
    Затем в павильоне какое-то время располагалась выставка, посвященная садоводству, виноградарству и пчеловодству, тематически объединенная с расположенной в соседнем павильоне №13 экспозицией «Пищевая промышленность».
    В апреле 1965 года в павильоне произошел пожар, практически уничтоживший его полностью. Уцелела лишь теплица. Здание павильона было демонтировано, его сменил небольшой стеклянный параллелепипед для экспозиции «Субтропические культуры».
    А в 1987 году на его месте был построен павильон «Советские профсоюзы» по проекту архитектора Владимира Степановича Кубасова (сейчас «Выставочный центр профсоюзов»). Трехчастное здание отличают гармоничные пропорции и лаконичная серо-белая облицовка натуральным камнем
   Павильон «Выставочный центр профсоюзов».

    Далее располагается сейчас павильон Казахстана.

    О нем в следующей части.

        Продолжение. Часть 44.

        ВДНХ. Оглавление в какой части о какой постройке или павильоне рассказано.

        Другие достопримечательности. Оглавление.

        Использованы материалы: https://vdnh.ru/places/pavilon-12-vystavochnyy-tsentr-profsoyuzov/ ; Алексей Рогачев «Москва. Великие стройки социализма» и др.

История и архитектура

На месте 12-го павильона в 1937 году успели выстроить павильон «Закавказье» — П-образной здание с башней, в котором каждой из закавказских республик отводилось по крылу. Потом, видимо, поняли, что хотя республики и небольшие, им всё равно нужны отдельные павильоны. Армению и Азербайджан передвинули дальше по аллее, а павильон Грузии перестроили. Он был очень красивым, его архитектура объединяла грузинские традиции, античность и признаки сталинской архитектуры. Ажурное, будто готовое взлететь здание «прижимали к земле» глухие боковые галереи. Перед павильоном стояла типичная для тех лет скульптурная группа: мужчина и женщина в национальных костюмах, и подросток, одетый на современный лад. Внутри павильона грудами лежали дары садов и поле, а рядом был разбит сад и высажена чайная плантация.

Павильон №12 на ВДНХ (Москва)

Павильн №12 на ВДНХ. 1954 г. Фото с Pastvu

К сожалению, здание (а оно, несмотря на свой вид, было деревянным) полностью сгорело, уцелела только стеклянная оранжерея. Случилось это как раз в разгар перепрофилирования павильонов под отраслевые, и никто прекрасную «Грузию» восстанавливать не стал. Хотя павильон, безусловно, этого заслуживал.

Современный павильон

Нынешнее здание построено в 1987 году. Бетонный куб Владимира Кубасова резко выделяется среди других павильонов. Архитектор как бы предвидел, что в ближайшие годы в страну будут актуальны толстые стены и небольшие, похожие на бойницы, окна. Причём проектировал Кубасов павильон под названием «Труд и отдых», «Профсоюзное» название появилось позже. Впрочем, в том же духе Кубасов построил и здание МХАТа.

На сегодняшний день на ВДНХ осталось три чисто «торговых» павильона: «Китайский», «Белоруссия» и №12, «Выставочный центр профсоюзов». Торговля в центре ведётся самая разнообразная, но дешёвого ширпотреба, которым ВДНХ был завален в 90-е, уже нет. В павильоне есть очень приличные магазины музыкальных инструментов, кожи, меха, «Армейский магазин» и большой по ассортименту магазин-салон «Часы».

Отзывы посетителей

Видео про Павильон №12 — «Выставочный центр профсоюзов»

Может быть интересно

Как оплатить билет

Экскурсия проходит на улице. Пожалуйста, одевайтесь по погоде.

В 1961 году на северо-востоке Тбилиси открылась Выставка достижений народного хозяйства Грузинской ССР. В отличие от своей прародительницы, сталинской ВСХВ в Москве, огромной по своим масштабам и насыщенной разного рода украшениями, эта выставка воплотила в себе основные идеи архитектуры оттепели: легкость, открытость, свободу планировки. Ансамбль выставки был создан грузинским архитектором-художником Леонидом Мамаладзе вместе с многочисленной командой проектировщиков и оформителей. Вплоть до 1971 года на территории строили новые павильоны. Отличительной чертой этих построек стали яркие мозаики. Тогда же был окончательно оформлен парк с прудами и богатой растительностью. Ансамбль выставки получился камерным и уютным. ВДНХ сохранилась до наших дней с незначительными изменениями, что редкость для ансамблей эпохи советского модернизма и радость для нас — исследователей и любителей архитектуры.

Вы увидите:

  • 11 павильонов, построенных с 1961 по 1971 год;

  • сохранившийся выставочный ансамбль 1960-х годов;

  • купол оранжереи субтропических растений и снаружи, и изнутри;

  • грузинские мозаики эпохи советского модернизма;

  • скульптуры «Полет разума» и «Творчество».

Вы узнаете:

  • Какими зданиями вдохновлялись архитекторы при проектировании ВДНХ;

  • Как выглядели интерьеры павильонов 50 лет назад;

  • Что написал в своих заметках советский корреспондент об открытии выставки;

  • Как противостояние СССР и Америки в ходе «Холодной войны» повлияло на развитие столичной выставочной архитектуры и отголосками докатилось до Грузии.

Продолжительность: 2 часа 

Где начинаем: 118 Akaki Tsereteli Ave, на ступеньках рядом со скульптурой “Полет разума” — это исторический вход на выставку, сейчас он располагается между павильоном №1 Expo Georgia и автомойкой с кафе Burger Bar

Где заканчиваем: в центре выставки у Restaurant Terrace.

  • Вднх ковидный госпиталь справочная телефон
  • Вднх ковидный госпиталь отдел кадров телефон
  • Вднх ковид госпиталь телефон справочной службы
  • Вднх ковид госпиталь отдел кадров телефон
  • Вднх вакцинация спутник лайт телефон