Вузы МВД » Новости » Законно ли отбирать смартфон у школьника с сентября 2022 года: что грозит учителю – последние новости на сегодня
В России День знаний в 2022 году начался с резонансной новости о запрете мобильных телефонов в школах. Согласно официальным документам, теперь гаджетом запрещено пользоваться во время уроков. Но может ли учитель забрать смартфон, если ребенок игнорирует данное правило? Что грозит педагогу в этом случае? Расскажем ниже.
Содержание
- 1 Запрет телефонов в школах – что известно на сегодня
- 2 Когда именно нельзя пользоваться гаджетами в школах
- 3 Законно ли отбирать смартфон у ученика: что грозит учителю
- 4 Кто может пользоваться телефоном во время уроков
- 5 Почему запретили пользоваться гаджетами в школе
Запрет телефонов в школах – что известно на сегодня
Накануне 1 сентября министр образования Сергей Кравцов напомнил школьникам о новых стандартах. Согласно этим правилам, в школах запрещено пользоваться сотовыми телефонами как средством обучения.
Чиновник отметил, что гаджеты отвлекают детей от занятий. Многие учителя и родители придерживаются аналогичного мнения, но инициатива была воспринята неоднозначно.
Когда именно нельзя пользоваться гаджетами в школах
Известно, что запрет на пользование средствами связи во время образовательного процесса распространяется на все уроки. При этом ограничения не действуют во время перемен и периода после уроков. После учебного процесса дети смогут свободно:
- общаться с ровесниками и родственниками;
- проверять электронную почту;
- играть;
- проводить время в социальных сетях.
Как объявил Сергей Кравцов, школы будут принимать решение о запрете мобильных устройств индивидуально в соответствии с законом «Об образовании». Всеволод Луховицкий, представитель межрегионального профсоюза «Учитель», отметил, что все будет зависеть от позиции администраций школ, родителей и самих учеников.
Ирина Волынец, глава Национального родительского комитета, отметила, что некоторые учителя уже давно просят детей убрать мобильные телефоны в специальный общий шкафчик, забрать откуда мобильное устройство они смогут только после окончания занятий. Главное, по словам эксперта, чтобы ученики сами принимали такие меры.
Волынец объяснила, что не обязательно полностью отбирать телефон у ребенка. Лучше, если ребенок сам согласится положить его в сумку и выключить звук на время урока.
Законно ли отбирать смартфон у ученика: что грозит учителю
Имеет ли право учитель отнимать телефон у ученика? Нет, в России это запрещено законом, согласно Конституции. Смартфон принадлежит либо ученику, либо его родителям, поэтому учитель не имеет права посягать на данную собственность.
Учителя имеют множество других законных методов для того, чтобы ученик отказался от телефона во время обучения. Так, например, соответствующий запрет может быть прописан в уставе школы. И если ученик не соблюдает данное правило, сначала может последовать замечание или выговор. В случае более злостных нарушений порядков образовательного учреждения, ученика могут исключить из школы.
Кроме того, существуют меры, которые выходят за рамки того, что требуется по закону, и таким образом становятся традициями или обычаями. Например, это может быть воспитательная беседа между директором школы и родителями ребенка. Если ученик ведет себя так, что это граничит с законом, учитель может привлечь социальные службы или правоохранительные органы.
Читайте также
«Решение принято, родители в шоке!»: введут ли в российских школах дистанционку с 3 сентября 2022 года – последние новости
Скоро стартует новый учебный год. Родители школьников опасаются, что детей переведут на дистанционное обучение, как это было во времена активного распространения коронавирусной инфекции. Все дело…
Кто может пользоваться телефоном во время уроков
На данный момент школы могут самостоятельно принимать решения об использовании смартфонов в каждом конкретном случае, учитывая при этом мнение родителей и учеников. Так, теоретически телефон может понадобиться ученику для того, чтобы немедленно связаться с родителями. Однако такие случаи крайне редки.
«Мы как-то прожили без срочных звонков», — отметил Александр Снегуров, заслуженный учитель РФ.
Независимо от решений школьных, государственных или федеральных законов, телефоны должны оставаться у детей, которым они необходимы по медицинским показаниям. Гаджет можно использовать, например, для проверки сердечного ритма ребенка или уровня сахара в крови.
Почему запретили пользоваться гаджетами в школе
Смартфоны стали важным аспектом современной жизни для многих людей. Дети могут часами смотреть на экран, играть в игры или просматривать социальные сети. Во время образовательной деятельности такое поведение приводит к тому, что ученики выпадают из учебного процесса.
Владислав Кучма заявил, что мобильные телефоны можно использовать для изучения учебных материалов, но гаджет не идеально подходит для этой цели из-за размера экрана. Он считает, что для образования лучше приобрести планшет, ноутбук или другое устройство с диагональю экрана 11 дюймов или больше.
А вы ЗА запрет телефонов в школах?
ДаНет
Автор статьи
Шеф-редактор отдела новостей. Всегда в курсе всех событий в сфере среднего и высшего образования.
На сегодня эта публикация уже заработала 473,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Краткое содержание:
- Запрет телефонов в школах – что известно на сегодня
- Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года
- Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах
- Когда именно нельзя пользоваться гаджетами в школах
- Законно ли отбирать смартфон у ученика: что грозит учителю
- Кто может пользоваться телефоном во время уроков
- Почему запретили пользоваться гаджетами в школе
- Обсуждение
В Министерстве просвещения Российской Федерации рассказали о запрете на использование мобильных телефонов в школьных учреждениях. Новые ограничения для школьников вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
В России День знаний в 2022 году начался с резонансной новости о запрете мобильных телефонов в школах. Согласно официальным документам, теперь гаджетом запрещено пользоваться во время уроков. Но может ли учитель забрать смартфон, если ребенок игнорирует данное правило? Что грозит педагогу в этом случае?
Запрет телефонов в школах – что известно на сегодня
Накануне 1 сентября министр образования Сергей Кравцов напомнил школьникам о новых стандартах. Согласно этим правилам, в школах запрещено пользоваться сотовыми телефонами как средством обучения.
Чиновник отметил, что гаджеты отвлекают детей от занятий. Многие учителя и родители придерживаются аналогичного мнения, но инициатива была воспринята неоднозначно.
Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года
После того как представители Министерства просвещения России рассказали о новых ограничениях для школьников, у многих больше не осталось вопросов относительно того, можно ли использовать смартфоны в школьных учреждениях. Новый запрет на использование школьниками телефонов вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
Согласно новым правилам, теперь российские школьники не имеют права использовать свои мобильные устройства на уроках. Министр образования Сергей Кравцов объяснил, что введение новых ограничений направлено на то, чтобы школьники меньше отвлекались во время уроков.
Что касается различных чрезвычайных происшествий, от которых никто не застрахован, то функция информирования ложится на плечи “ответственных лиц”. Министр успокоил родителей и напомнил, что когда они учились в школах, мобильных телефонов не было, и в случае чего директора и завучи могли связаться. Поэтому ничего страшного в новом ограничении нет, это естественный процесс обучения.
Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах
Родители российских школьников обеспокоены тем, что из-за нового ограничения, связанного с использованием мобильного телефона, они не смогут связаться со своими детьми. Однако министр просвещения Сергей Кравцов их успокоил, и объяснил, что пользоваться смартфонами нельзя только на уроках. Следовательно, до них или после окончания, а также во время школьных перемен учащиеся могут разговаривать со своими родителями по телефону.
Напомним, до того, как стало известно о новом ограничении, распространяющемся на использование смартфона в школе, советник российского президента Владимир Мединский во время своего выступления предложил учащимся на время уроков прятать мобильные устройства в свои личные шкафчики. Такое решение чиновник объяснил тем, что многие дети часто отвлекаются на смартфоны. Они постоянно играют или общаются в мессенджерах, в результате чего пропускают важную информацию, которую пытается до них донести учитель. Для начала советник Владимира Путина посоветовал протестировать свой метод в одной из столичных школ.
Когда именно нельзя пользоваться гаджетами в школах
Известно, что запрет на пользование средствами связи во время образовательного процесса распространяется на все уроки. При этом ограничения не действуют во время перемен и периода после уроков.
После учебного процесса дети смогут свободно:
- общаться с ровесниками и родственниками;
- проверять электронную почту;
- играть;
- проводить время в социальных сетях.
Как объявил Сергей Кравцов, школы будут принимать решение о запрете мобильных устройств индивидуально в соответствии с законом «Об образовании». Всеволод Луховицкий, представитель межрегионального профсоюза «Учитель», отметил, что все будет зависеть от позиции администраций школ, родителей и самих учеников.
Ирина Волынец, глава Национального родительского комитета, отметила, что некоторые учителя уже давно просят детей убрать мобильные телефоны в специальный общий шкафчик, забрать откуда мобильное устройство они смогут только после окончания занятий. Главное, по словам эксперта, чтобы ученики сами принимали такие меры.
Волынец объяснила, что не обязательно полностью отбирать телефон у ребенка. Лучше, если ребенок сам согласится положить его в сумку и выключить звук на время урока.
Законно ли отбирать смартфон у ученика: что грозит учителю
Имеет ли право учитель отнимать телефон у ученика? Нет, в России это запрещено законом, согласно Конституции. Смартфон принадлежит либо ученику, либо его родителям, поэтому учитель не имеет права посягать на данную собственность.
Учителя имеют множество других законных методов для того, чтобы ученик отказался от телефона во время обучения. Так, например, соответствующий запрет может быть прописан в уставе школы. И если ученик не соблюдает данное правило, сначала может последовать замечание или выговор. В случае более злостных нарушений порядков образовательного учреждения, ученика могут исключить из школы.
Кроме того, существуют меры, которые выходят за рамки того, что требуется по закону, и таким образом становятся традициями или обычаями. Например, это может быть воспитательная беседа между директором школы и родителями ребенка. Если ученик ведет себя так, что это граничит с законом, учитель может привлечь социальные службы или правоохранительные органы.
Кто может пользоваться телефоном во время уроков
На данный момент школы могут самостоятельно принимать решения об использовании смартфонов в каждом конкретном случае, учитывая при этом мнение родителей и учеников. Так, теоретически телефон может понадобиться ученику для того, чтобы немедленно связаться с родителями. Однако такие случаи крайне редки.
«Мы как-то прожили без срочных звонков», — отметил Александр Снегуров, заслуженный учитель РФ.
Независимо от решений школьных, государственных или федеральных законов, телефоны должны оставаться у детей, которым они необходимы по медицинским показаниям. Гаджет можно использовать, например, для проверки сердечного ритма ребенка или уровня сахара в крови.
Почему запретили пользоваться гаджетами в школе
Смартфоны стали важным аспектом современной жизни для многих людей. Дети могут часами смотреть на экран, играть в игры или просматривать социальные сети. Во время образовательной деятельности такое поведение приводит к тому, что ученики выпадают из учебного процесса.
Владислав Кучма заявил, что мобильные телефоны можно использовать для изучения учебных материалов, но гаджет не идеально подходит для этой цели из-за размера экрана. Он считает, что для образования лучше приобрести планшет, ноутбук или другое устройство с диагональю экрана 11 дюймов или больше.
Источник ftimes.ru
Смартфоны на уроке — враги или помощники?
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».
А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.
Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.
Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».
Юридическая сторона вопроса
Имущество
В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.
Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.
В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.
Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).
Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).
А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя
Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!
Купить
Хранение
Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).
В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).
Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.
Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).
Читайте ещё:
- Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
- 10 советов молодым учителям
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
- Правовой статус педагогических работников
- Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?
В чём же подвох?
Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.
Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.
Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.
Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):
«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:
1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;
2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».
В помощь учителю
Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.
Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.
В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.
Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.
Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.
#ADVERTISING_INSERT#
Вне зоны доступа
С 1 сентября этого года в российских школах вводится запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов на общероссийском родительском собрании, передает ТАСС.
По словам министра, требование вводится в соответствии с новыми санитарными правилами. «У нас мобильные телефоны с этого учебного года на уроках, я подчеркиваю, использовать не допускается. На уроках. Чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий», — отметил он.
Кравцов посчитал запрет обоснованным потому, что родители смогут созвониться или списаться со своим ребенком во время перемены.
«Если какая-то чрезвычайная ситуация, обязательно родители позвонят, скажут, есть учитель, классный руководитель», — добавил глава ведомства.
Однако не все педагоги согласны с таким требованием. В межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» заявили «Газете.Ru», что запрет является избыточным и не окажет должного эффекта. Некоторые учителя, напротив, поддержали инициативу.
Смартфон ли всему виной?
В соответствии с законом «Об образовании» решение о подобных запретах принимает каждая школа самостоятельно, заявил «Газете.Ru» член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.
«Если родители, учителя и дети, как участники образовательного процесса, решат, что в их школе это необходимо, то это будет. Для этого необходимо будет внести изменения в устав, либо в какой-то отдельный локальный акт, либо в правила внутреннего распорядка», — рассказал он.
По его мнению, своим заявлением Кравцов хочет показать, что заботится о школьниках перед 1 сентября. «Я думаю, что перед 1 сентября у нас будет еще много заявлений разных чиновников и политиков о том, как они заботятся о школе. Вместо того, чтобы сделать нормальное финансирование школы и нормальное управление школой», — рассказал Луховицкий.
При этом эксперт уверен, что не смартфоны мешают школьникам заниматься на уроках.
«Существует идея, что мешают именно мобильные телефоны. Я считаю, что мешают не мобильные телефоны, а общая обстановка в школе. Хорошей школе мобильный телефон не мешает», — добавил Луховицкий.
Он также указал на то, что введение подобных запретов в отдельных школах в прошлом оспаривалось. «Были уже прокурорские проверки в разных регионах по жалобам родителей, и прокуратура заявляла, что лишать мобильных телефонов детей незаконно», — сказал представитель «Учителя».
По словам Луховицкого, многие родители считают, что ребенок должен в любой момент иметь возможность связаться с ними. «И школа сможет определить, как он будет это делать: сам с телефоном в руках, или будет поднимать руку и просить учителя, потому что ему стало плохо», — заключил специалист.
Дети потеряли контроль над собой?
Мобильные телефоны отвлекают на уроках подавляющее большинство детей, сообщил в разговоре с «Газетой.Ru» историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров.
«Конечно здесь возникнет много конфликтов в связи с этим распоряжением, которое я в целом поддерживаю. А вот если мама срочно позвонит? Ну как-то мы прожили десятки лет без таких срочных звонков?» — заметил он.
По мнению Снегурова, несмотря на обязательность запрета, учителю важно создать атмосферу доверия в классе. «Обязательно должно быть, чтобы учителю доверяли, чтобы атмосфера была педагогической, и тогда дети не будут протестовать против такого вот сбора телефонов. Это важное условие», — добавил он.
Историк рассказал, что в некоторых школах отдельные учителя ввели собственный вариант сбора гаджетов до урока: рядом с дверью в класс висит покрывало с кармашками для телефонов.
«Виртуальный мир на нас наступает очень высокими темпами, и за лето многие дети просто в него влезли по самую макушку, а педагогический процесс все-таки требует подключения сознания, эмоций ребенка, находящегося на уроке», — заключил он.
Лингвист, президент Ассоциации учителей английского языка Московской области Ирина Мазирка рассказала «Газете.Ru», что ее учащиеся стали более внимательными на занятиях вскоре после того, как она стала добровольно собирать их смартфоны в специальный мешок на первой парте.
«У подростков фактически зависимость. Вот они сидят, они ничего не слышат, ничего не видят, сидят и чатятся в этих телефонах. И это никак не связано с интересом к иностранному языку. Я считаю, что это на уровне болезни», — добавила она.
По мнению лингвиста, в дальнейшем эта проблема лишь усугубляется в высших учебных заведениях.
«В английском языке есть такой термин absent — присутствует, но отсутствует. Он физически только присутствует, но он не слышит, что говорят, не слышит объяснение», — заключила Мазирка.
Школьники активно используют смартфоны для списывания, поэтому запрет оправдан, сообщила в разговоре с «Газетой.Ru» учитель русского языка и литературы, представитель Общественного совета модернизации образования Любовь Павлюченкова.
«Это мешает работать и учителю. Они [с помощью мобильного телефона] хитрят — они не учат, учителя не слушают, а скорее под парту чик-чик-чик, и на вопрос отвечают, который учительница дает. Я считаю, что не надо на уроке иметь мобильник», — сказала она.
Учесть мнение родителей
Лидер Национального родительского комитета Ирина Волынец в беседе с «Газетой.Ru» выразила уверенность, что такой запрет нужно делать не обязательным, а обсуждать с родителями школьников.
«Вместо жесткого запрета необходимо получить понимание и согласие родителей на эту меру. Ведь это действительно действенная мера, по моему мнению. Из-за гаджетов дети отстают. Даже если речь не про игры, а про соцсети», — подчеркнула она.
По словам общественницы, нежелание прислушиваться к мнению родителей в отдельных школах приведет к конфликтным ситуациям. «В итоге это может привести к негативу и новым проблемам. Правильным будет сделать так, чтобы школа принимала все в согласии с родителями», — пояснила Волынец.
Глава комитета рассказала, что родителям стоит также убеждать детей отказываться от смартфонов на время уроков.
«Я сама детей настраиваю на то, что нельзя во время уроков пользоваться телефоном. Не у всех родителей такая точка зрения, и главная задача их убедить в том, что только так ребенок избежит отставания по образовательной программе», — добавила она.
По ее словам, ребенок с зависимостью от смартфона будет страдать не только от проблем по школьным предметам — в старшем возрасте он не сможет сконцентрироваться на лекциях и семинарах в университете, а затем проблема сохранится и на работе.
«Лучшее решение — убедить детей выключить звук и положить телефон в портфель. Это не будет унижать достоинство ребенка, у которого учитель должен будет отнимать телефон, как надсмотрщик», — заключила она.
С 1 января 2021 года в России действуют новые санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются».
Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, так как подобные гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки, говорится на сайте Минпросвещения.
Современные школьники не расстаются со смартфонами ни на секунду. Соблазн полистать интернет, посмотреть смешные видео или поиграть в игры слишком силен, особенно если урок выдался скучным. Преподавателям такое поведение, мягко говоря, не очень нравится. Некоторые из них даже позволяют себе отнимать у учеников гаджеты.
Имеет ли право учитель забирать телефон и что делать школьнику в таких случаях. Давайте разберемся в вопросе досконально.
Это статья УК РФ
Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?
Конечно же нет, преподаватель не обладает компетенцией так поступать. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с конституцией и уголовным кодексом Российской федерации. Никто не имеет права отнимать чужое имущество, а имуществом, в свою очередь, считается любой предмет, который был подарен человеку или куплен им на собственные деньги. Смартфон — точно такое же личное имущество, да еще и довольно дорогое.
Так что ничего забирать учитель не имеет права. Более того, отобрать чужой смартфон силой или угрозами, согласно уголовному кодексу, тянет на открытое хищение, другими словами, на настоящий грабеж (статья 161 УК РФ). И не имеет никакого значения, какие мотивы при этом двигали учителем, почему он позволил себе лишнего и собирался ли когда-нибудь вернуть гаджет владельцу. Есть свершившийся факт, и полицейскими он будет трактоваться однозначно.
Однако это вовсе не значит, что у ученика развязаны руки. И он может свободно пользоваться гаджетами прямо на уроке, наплевав на замечания учителя. В школе действуют свои правила, исполнение которых обязательно, пусть даже они и не регламентированы УК РФ. Да, забирать телефоны у учащихся не могут, как и установить полный запрет на гаджеты. Но в уставе школы обычно прописано ограничение на их использование на уроках. И преподаватель в праве потребовать от нерадивого ученика спрятать телефон. Также он может сообщить о ненадлежащем поведении директору и потребовать призвать ученика к дисциплинарной ответственности. Ну и жалобы родителям никто не отменял.
Что делать, если забрали телефон
Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.
Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.
Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.
Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания.
Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний.
Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи
Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей
Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом
– Заметила такую практику – когда сын в школе (второклассник), то не могу до него дозвониться, потому что телефон выключен. Задала вопрос, а он говорит о том, что учитель собирает у них телефоны перед началом уроков и отдает только после того, как обязательные уроки закончатся. Это вообще законно? И как быть, если я против таких действий учителя? А если мне надо срочно дозвониться до своего ребенка?
– Сегодня повсеместно можно услышать, что гаджетам в школе не место. Но законодательного запрета сегодня так и нет. Разберемся, кто прав, а кто виноват в данной ситуации.
СодержаниеПоказать
- 💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
- 📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю
- 👩🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение
- Общая ответственность
- Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал
- ❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса
- Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение
- ✨ В качестве итога
💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
А вот тут все очень и очень сложно, и странно. И связано это с правильным толкованием правовой позиции.
Изначально при оформлении договора купли-продажи нужно понимать, кто и на какие средства этот телефон приобретает. Не уходя в правовые дебри, можно выделить две ситуации:
- школьнику подарили деньги, и он на них приобрел себе гаджет;
- смартфон или мобильный телефон был куплен родителями или законными представителями ребенка вне зависимости от возраста.
В первом случае в качестве собственника гаджета можно рассматривать ребенка. Но только при условии, что ему уже исполнилось 14 лет и родители оформили на его имя согласие на совершение сделок. Такое правило действует в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Необходимость составления такого согласия связана с тем, что покупку смартфона очень сложно отнести к мелким бытовым сделкам – хотя бы в обывательском понимании.
Если согласие на совершение сделки не было дано, а телефон фактически приобретал родитель – пусть даже и на средства ребенка, и родитель же вписан в договор купли-продажи, а также в гарантийный талон, то собственником будет де-юре родитель.
Во второй ситуации собственником телефона является, безусловно, родитель, который имеет право распоряжаться своим имуществом в порядке статьи 209 ГК РФ, в том числе подарить этот телефон или передать его в безвозмездное пользование.
Как же решить вопрос в этом случае о том, кому принадлежит телефон? Только принять во внимание, что мог иметь место простой договор дарения, совершенный в порядке Главы 32 ГК РФ, то есть без нотариального оформления. Тогда, даже если в тексте договора купли-продажи содержится указание на то, что покупатель телефона – родитель ребенка или законный представитель, собственником гаджета все равно будет считаться ребенок.
📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю
Договор хранения предусматривается статьей 886 ГК РФ. А по статье 887 форма такого договора может быть простой письменной, а может быть и устной, если это не противоречит требованиям закона. И для устных сделок в расчет нужно брать еще и статью 159 ГК РФ.
С юридической точки зрения, имеет место заключение в устной форме договора хранения. Но здесь есть один нюанс: данный договор будет иметь силу при заключении в устной форме только в том случае, если речь идет о стоимости гаджета до 10 тысяч рублей. Если стоимость передаваемого по требованию учителю на хранение телефона превышает 10 тысяч рублей, то должен быть заключен письменный договор хранения.
Но кто его должен заключать? Учитель и ученик? Или учитель и законный представитель ученика?
С юридической точки зрения, в данном случае ни о какой мелкой сделке речи быть не может, поэтому здесь нужно уточнить, что подобный договор может заключить либо родитель или законный представитель ученика с учителем, либо сам ученик, но если ему дано согласие от родителей на данное действие.
Но этот договор должен быть – только если очень сильно придираться ко всей ситуации.
В целом же, если учитель принял решение о необходимости собрать телефоны у своих учеников, то он должен выполнить главное условие, которое предусмотрено положениями части 1 статьи 886 ГК РФ – вернуть полученное на хранение имущество в целости и сохранности.
Собирают ли в вашей школе телефоны у учеников на время уроков?
Да, собирают – и это правильно: дети не отвлекаются от занятий на развлеченияДа, собирают, но я против этого – а как же право на частную собственность? И как дозвониться до ребенка тогда?Нет, не собирают, но заставляют выключать, чтобы ничего не мешалоНет, не собирают и вообще никак не контролируют процесс – все зависит только от совести самих учениковУ нас другая ситуация, расскажу в комментариях
👩🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение
Если учитель собрал у учеников мобильные телефоны, то он должен быть готов к тому, что у него появятся определенные обязанности по отношению к полученному на хранение имуществу.
Общая ответственность
Общая ответственность, как уже было сказано выше, представлена положениями части 1 статьи 886 ГК РФ. И заключается она в том, что учитель обязан вернуть ученику полученный от последнего гаджет в целости и сохранности.
В том случае, если по каким-то причинам возникает угроза такому имуществу, то учитель, как хранитель, обязан предпринять все возможные действия, зависящие от него, которые позволят избежать такой угрозы или минимизировать возможный ущерб.
Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал
Если же по каким-то причинам телефон пострадал или вовсе был утрачен, то для учителя в данном случае начинает действовать принцип необходимости возмещения причиненного ущерба. Однако хвататься за голову и возмещать стоимость нового флагманского гаджета в случае его повреждения или потери не стоит, так как сначала необходимо выполнить следующие действия:
- уведомить непосредственного руководителя (как правило, это директор образовательного учреждения) о ситуации. Вполне возможно, что такое уведомление необходимо будет составить в письменном виде, ссылаясь в том числе на локальные правовые акты образовательного учреждения, в которых указано требование о необходимости забирать у учеников мобильные телефоны;
- уведомить родителей или иных законных представителей о произошедшем с имуществом ребенка;
- в случае проведения служебной проверки по линии руководства образовательного учреждения дать подробные объяснения о случившемся.
Вот только в свидетели своих учеников призвать не получится – дети до 10 лет не дают показания вообще, так как, с правовой точки зрения, они не могут еще отдавать отчет в своих словах. Дети до 14 лет дают показания только в присутствии родителя, законного представителя, педагога или иного работника образовательного учреждения либо психолога, специально приставленного к нему. И даже в суде такие показания не оцениваются со стопроцентной вероятностью их принятия, в том числе из-за того, что дети в этом возрасте могут приукрасить известные им обстоятельства, а проверка на полиграфе в отношении детей не проводится. Единственный случай, когда можно привлечь в качестве свидетеля учащегося – если ему исполнилось 14 лет и он обладает частичной дееспособностью.
Учитель дает объяснения по факту случившегося. Но при этом следует понимать, что принудить к выплате материального ущерба учителя в случае повреждения или утраты гаджета может только суд. Исключение здесь только одно: если был подписан договор хранения, в котором указываются все права и обязанности сторон, то тогда учитель будет обязан возместить причиненный ущерб в том порядке и на тех условиях, которые указаны в тексте договора.
❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса
А теперь нужно разобраться в том, как быть ученику, если учитель требует сдать телефон. И здесь опять есть две ситуации:
- в Уставе образовательного учреждения указано, что ученик обязан перед началом занятий сдавать своему классному руководителю или руководству образовательного учреждения на хранение свой мобильный телефон. В этом случае ученик не имеет права отказываться сдавать телефон, так как во время учебного процесса на него распространяют свое действие локальные акты образовательного учреждения.
- в Уставе и других актах школы или иного образовательного учреждения нет требования о необходимости сдать телефон учителю или классному руководителю. Однако и в этом случае требование учителя если не сдать, то хотя бы выключить или перевести в беззвучный режим мобильный телефон не будет считаться незаконным. В этом случае они будут опираться на «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», подготовленных совместно Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Утверждение этих Методических рекомендаций произошло еще 14 августа 2019 года.
Итак, в первой ситуации ученик обязан сдать телефон на хранение.
Во второй – телефон не обязательно сдается, но должен быть переведен либо в беззвучный режим, либо выключен полностью.
Санитарные нормы для школ и садиков. Обзор новых правил Роспотребнадзора
Читать
Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию
Подробнее
ЕГЭ 2021. Какие экзамены будут обязательными, а какие – отменят
Смотреть
Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение
Если ученик не хочет сдавать свой мобильный телефон учителю, то он должен опираться на указанные выше правовые ситуации с фиксацией требования о сдаче гаджета учителю в локальных актах.
Если в локальных актах обязанность ученика сдать телефон на хранение указана, то ученик должен будет подчиниться.
Если такой обязанности нет, то ученику нужно будет подчиниться требованию сделать так, чтобы телефон не мешал образовательному процессу – то есть сделать те действия, которые предусмотрены указанными выше Методическими рекомендациями.
Свою позицию ученик обязан довести до сведения учителя, классного руководителя или представителя руководства школы строго во внеучебное время, чтобы не срывать образовательный процесс. В качестве такого времени рассматривается период времени до начала уроков, а также перемены между ними.
Права детей-сирот на бюджетные места в вузах. Что учесть абитуриенту для получения льготы в 2021 году
Читать
Школьный аттестат по новым правилам. Каких изменений ждать выпускникам и их родителям в 2021 году
Подробнее
Цифровая биография школьника. Какие сведения об ученике будут учитываться в электронном портфолио
Смотреть
✨ В качестве итога
Говорить о том, что учитель где-то и в чем-то нарушает требования законодательства, когда забирает у ученика телефон, слишком сложно. Так как в данном случае вопрос о том, кто и какими правами обладает, придется решать сразу в нескольких плоскостях, в том числе, с точки зрения допустимости использования любого гаджета во время образовательного процесса.
Более того, если после окончания уроков учитель возвращает ученикам их гаджеты, а не оставляет их себе, при этом телефоны остаются исправными и их внешний вид никак не испорчен, то никаких законов он не нарушает.
Однако и безоговорочно требовать сдать телефон учитель, не имея под своим требованием достаточной правовой базы, в том числе в виде локальных актов образовательного учреждения, не должен, так как это может стать причиной открытого конфликта с учениками. В любом случае сейчас этот вопрос находится на очень тонкой грани и может быть использован в свою пользу как сторонниками полного отсутствия гаджетов в школе, так и противниками такой ситуации.
Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах, передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.
Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.
Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.
При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.
Прокуратура области
Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика на уроке?
Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах, передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.
Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.
Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.
При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.
Прокуратура области
Перед началом нового учебного года министр просвещения Сергей Кравцов заявил о запрете на использование мобильных телефонов в школах в 2022 году.
Разбираемся, как будет работать запрет на использование телефонов, какими правилами будет регулироваться, какие наказания грозят для нарушителей и что изменится для школьников и их родителей.
Как будет работать запрет на использование мобильных телефонов
Что изменилось. На самом деле – ничего. Запрет на использование мобильных телефонов действует еще с 2021 года. Согласно действующим санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»:
3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Фактически это означает не запрет на звонки и сообщения близким, а недопустимость использования телефона в процессе обучения: для проверки домашних заданий или усвоения материала урока.
При этом на уроках могут использовать планшеты, интерактивные доски и ноутбуки, но с соответствующей диагональю и с учетом ограничения по времени до 20-30 минут (согласно 2.4.5 СП):
- для интерактивной доски – 165,1 см;
- для компьютера и ноутбука – 39,6 см;
- для планшета – 26,6 см.
Мобильные телефоны имеют слишком маленький размер экрана, что негативно сказывается на зрении и ведет к нарушению осанки.
Можно ли брать телефон в школу. Использование телефонов запрещено только на уроках в учебных целях. Дети могут пользоваться телефонами на переменах, в перерывах или в экстренных случаях. Поэтому школьники могут брать телефон с собой и при необходимости звонить родным и близким.
Для чего ввели запрет. Чтобы дети смогли лучше сконцентрироваться на уроках и меньше отвлекались, а также для снижения рисков для их здоровья из-за электромагнитного излучения. Длительное использование ведут к нарушению психики: это проявляется в снижении работоспособности, гиперактивности, расстройстве сна, раздражительности.
По какому закону введут запрет на телефон
Отдельный закон, который бы регламентировал запрет на использование мобильных телефонов в стенах учебного заведения, принимать не планируют. Каждая школа может самостоятельно определить правила реализации запрета и прописать его в собственном положении или уставе.
Согласно пп.2 п.1 ст.43 ФЗ «Об образовании» ученики обязаны соблюдать требования устава, а также правила внутреннего распорядка. Следовательно, если запрет на использование телефона во время урока прописан в уставе, школьники не могут его игнорировать.
Есть ли санкции за нарушение запрета. Пока нет. Но на практике при введении запрета школы могут столкнуться с двумя проблемами. С одной стороны, учителя не имеют права отбирать мобильные телефоны у детей, с другой – если не ввести санкции для нарушителей, школьники будут просто игнорировать правила.
Плюсы и минусы запрета на телефон в школе
Учителя и родители разошлись в позиции относительно того, стоит ли вводить запрет на телефон в школе. Доводы сторонников обычно тождественны официальной позиции Минпросвящения: телефоны отвлекают, портят зрение и негативно влияют на психику.
Противники нововведений полагают, что телефон нельзя рассматривать только как помеху обучению. Часто он помогает школьникам в обучении: поиске информации по предмету, хранении данных и пр. Тогда как аргументы сторонников запретов они видят неубедительными – когда телефонов еще не было, школьники все равно отвлекались на посторонние дела и проблему следует искать не в телефонах, а в неумении учителя удерживать внимание учеников.
Родители также отмечают, что покупают детям телефоны в целях безопасности: чтобы убедиться в местонахождении ребенка и всегда быть с ним на связи в нужный момент. Некоторым детям телефоны нужны по состоянию здоровья: для контроля сахара или сердечного ритма. Запрет на телефон для них может быть крайне опасен.
Может ли учитель отбирать мобильные телефоны у детей в школе
Планируется ли после введения запрета отбирать телефоны у детей. Нет. В санитарных правилах ничего не говорится о том, где должен храниться телефон во время урока.
Хотя такой вариант для решения проблемы ранее предлагали. Весной 2022 года Минпросвещения рекомендовало сдавать телефона при входе в школу или класс. Согласно совместным рекомендациям Рособрнадзора и Роспотребнадзора школьникам предлагали на выбор:
- переводить телефоны в режим без звука;
- сдавать телефоны в специальные места для хранения.
Вправе ли учитель отбирать телефоны у учеников. В некоторых школах учителя проявляют излишнюю инициативу и отбирают телефоны у учеников, чтобы они не отвлекались и не списывали. Такие действия являются противозаконными и противоречащими положениям Конституции:
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Учитель может только попросить выключить звук на время урока или отключить телефон, либо с согласия школьников собрать телефоны. Никто не может отбирать телефон у школьников насильно.
За использование телефона во время уроков учитель может сделать выговор или замечание, пригласить родителей для беседы.
Если учитель собрал телефоны с согласия школьников, он фактически заключает с ними договор ответственного хранения (согласно ст.886 «Договор хранения» гражданского кодекса). Это значит, что хранитель отвечает за сохранность переданного имущества. Если кто-то украдет или повредит телефон школьника, учителю или школе придется платить компенсацию.
Если учитель нарушает правила. Если учитель отбирает телефоны вопреки воле школьников, то можно обратиться к директору или комиссию по разрешению споров на базе школы.
Если решить конфликт так и не удалось, можно пожаловаться на действия учителя в департамент образования, Рособрнадзор или в прокуратуру. Стоит отметить, что прокуратура в большинстве случаев занимает позицию родителей в подобных спорах.
Существует ли в 2023 году запрет на использование телефона в школах, применяют ли его в учебных заведениях и что грозит за его невыполнение? «Комсомолка» изучила нормативно-правовые документы и рассказывает все, что известно на текущий момент.
Закон о запрете телефонов
Формально, закона о запрете телефонов в школах не существует. Однако в выпущенных 1 января 2021 года рекомендациях Роспотребнадзора есть часть, посвященная использованию электронной техники в школе. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» будут действовать до 1 января 2027 года.
Если вчитаться в текст постановления, запрета приносить мобильники в школу в нем не увидеть. Дети могут свободно пользоваться ими для связи с родителями или общения — это никак не регламентируется. В новых санитарных правилах речь идет о том, что мобильные телефоны не должны использоваться как средство для обучения. И если на уроке учитель хочет, допустим, показать какие-то видеоматериалы в электронном виде, то он должен использовать компьютер, планшет, моноблок, интерактивную доску, но ни в коем случае не личные телефоны учеников.
Так что родители могут не беспокоиться: давать школьнику телефон с собой на уроки — можно. А вот использовать телефон на уроках в образовательных целях — нельзя.
Статья 209 Гражданского кодекса и Конституция РФ защищают право собственника владеть своим имуществом, и поэтому отбирать гаджеты у школьников учителя не вправе, это будет нарушением прав учащихся.
Нужен ли запрет на использование телефонов в школе
Ответить однозначно на этот вопрос не получится. Был проведен опрос среди экспертов, школьных учителей и преподавателей вузов, который дал интересные результаты.
Часть учителей (в основном старших поколений) категорично высказываются насчёт электронных устройств, считая, что кроме вреда учебному процессу и здоровью устройства ничего не дают.
Другие учителя полагают, что нужно идти в ногу со временем, а смартфоны открывают большое количество возможностей в плане обучения. Запрещать же их — это меры сродни средневековой инквизиции, когда любая прогрессивная мысль душилась на корню.
С другой стороны, даже молодые педагоги признают, что в активном использовании мобильных телефонов гораздо больше минусов, чем плюсов.
Во-первых, смартфоны отвлекают учеников во время уроков. Во-вторых, на переменах дети перестали общаться друг с другом, играть и бегать, а большая часть школьников утыкается в гаджеты. В результате чего перерыв, который предназначен для того, чтобы дети пришли в себя и отдохнули, ученики «просиживают» в телефонах, нанося дополнительный ущерб своему здоровью, а заодно теряя навыки самого элементарного общения.
Кроме того, многие учителя убеждены, что использование телефонов усиливает социальный разрыв между учащимися.
Есть и еще один нюанс. Сейчас практически любую информацию можно найти за считаные секунды. Вследствие этого обесценивается информация, и мозг быстро ее забывает. Но есть и другая сторона — в процессе обучения можно собрать большее количество источников и провести более глубокий анализ материала.
В каких странах существует запрет на технику
А есть и страны, которым удалось ввести запрет на использование гаджетов в школах? Да, есть. Например, во Франции ученикам запретили приносить в школы любые электронные устройства с доступом в интернет. Конечно же, все равно есть учащиеся, которые этот закон нарушают.
В Германии данный запрет действует на территории Баварии. Причем ученикам нельзя приносить в школу не только мобильные телефоны и планшеты, но и ноутбуки. Большая часть жителей страны выступает за то, чтобы ввести этот запрет во всей Германии.
Что касается Великобритании, то там решение о введении такого запрета школы принимают самостоятельно. В результате чего в одних школах ученикам разрешается даже читать учебники со смартфона, а в других запрещено проносить в школу любые электронные устройства.
Что касается остального мира, то использование гаджетов в школах запрещено в Греции, Азербайджане и Таджикистане. А в Канаде и США все зависит от конкретной провинции и штата.