Телефонное мошенничество
Телефонное мошенничество получило развитие с начала 2000-х годов, когда сотовый телефон стал массовым и доступным.
В настоящее время, когда широко используются мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от десятилетнего ребёнка до восьмидесятилетнего пенсионера, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.
Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.
Обман по телефону: родственник попал в беду, требование выкупа.
Звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство.
Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует привезти в оговоренное место или передать какому-либо человеку. Цена вопроса от тысячи рублей до 30 тыс. долларов США.
В организации обмана по телефону с требованием выкупа могут участвовать несколько преступников. Звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать. Часто мошенники предлагают снять недостающую сумму в банке и сопровождают жертву лично. Мошенники стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ней вплоть до получения денег.
После того как гражданин оставляет деньги в указанном месте или кому-то их передает, ему сообщают, где он может увидеть своего родственника или знакомого.
Рекомендации гражданам:
Первое и самое главное правило – прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если телефон отключён – связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Следует задать уточняющие вопросы, ответы на которые посторонним не известны. Спросить, из какого отделения полиции звонящий. После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда. Требование взятки является преступлением.
Телефонный номер-грабитель
Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества. Приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной — помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того, как потерпевший перезванивает, долго держат на линии. В результате оказывается, что со счёта списаны крупные суммы.
Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
Совет гражданам: не звонить по незнакомым номерам.
Телефонные вирусы
Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке…». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер…. для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Существует множество вариантов таких мошенничеств.
Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счёт они снимаются с телефона.
Совет гражданам: не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS.
Простой код от оператора связи
Потерпевшему поступает звонок либо приходит SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи. Обоснования этого звонка или SMS могут быть: предложение подключить новую эксклюзивную услугу; для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя; для улучшения качества связи; для защиты от СПАМ-рассылки; предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора.
Предлагается набрать под диктовку код или сообщение SMS, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и т.п. на самом деле код, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Как только его наберёт потерпевший, злоумышленник получает доступ к счёту.
Для граждан: любая упрощённая процедура изменения тарифных планов должна вызывать подозрение, необходимо перезванивать своему мобильному оператору по телефону горячей линии для уточнения условий или открыть соответствующие разделены на официальном сайте оператора (в мобильном приложении).
SMS-просьба о помощи
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счёт. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
Об использовании информации сайта
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых
средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо
ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и
страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на
первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации
не требуется.
Вчера утром моей девушке поступил необычный звонок с телефона +7 (495) 040-52-13. Собеседник представился, назвав свои ФИО и сообщив, что он является следователем отдела экономической безопасности ГУ МВД России по г. Москва. Содержание разговора и крайнюю его сомнительность я и хочу рассказать в данной статье.
Сразу скажу, что на vc я начитался огромного количества историй о всевозможных современных махинациях с картами, лицевыми счетами, кредитами и пр., и совершенно не исключаю, что такое может произойти как с моими близкими, так и со мной. Поэтому заранее прошу прощения за скептицизм, если вдруг ситуация кажется рядовой и нормальной (хотя мне она таковой не кажется).
Постараюсь кратко передать суть разговора и мои опасения по этому поводу. Итак, по словам т. н. «следователя», из ЦБ поступила информация о том, что «на вас заведено дело по статье 159 ч.2 УК РФ в связи с тем, что была совершена кража в размере более 1 млн. рублей с единого лицевого счета». Собственно, в данной фразе непонятно ровным счетом ничего. Что такое единый лицевой счет? Почему данную «кражу» не видно ни в одном из приложений банков? Каков конкретно размер кражи? И, самое главное, если деньги якобы украдены у девушки, то почему дело заведено на нее? ведь она же потерпевшая…ну да ладно. Ответы сотрудника по порядку: единый лицевой счет — некий счет, содержащий информацию о всех счетах в банках. Сорри за мою безграмотность, но о существовании данного счета я слышу впервые. Гугл считает, что это словосочетание применимо только к единому лицевому счету ЖКХ и к банкам не имеет отношения. На вопрос «почему кражу не видно ни в одном из приложений», он ответил, что списание произойдет тогда, когда деньги поступят на счет мошенников. Ни на вопрос про точный размер кражи, ни на вопрос, почему девушка по данному делу является ответчиком, а не потерпевшей, ответить он не смог. Кроме того, «следователь» спрашивал, какими банками моя девушка пользуется, в отделения каких банков она ходила за последнее время и есть ли в них счета на сумму более 1 млн. рублей. На данные вопросы, разумеется, ответов он не получил.
Также «следователь» спрашивал, не приходили ли смс от банков с предложениями о кредитах, на что, получив отрицательный ответ, был весьма удивлен и переспросил повторно (разумеется, приходили, но к полученному ответу он не был готов). Всем же шлют предложения, а вам чего не шлют??Последним вопросом с нашей стороны было «какова, собственно, цель вашего звонка?», ибо до текущего момента этого явно не прослеживалось. На что он ответил, что информация нужна для заполнения протокола, после чего разговор был завершен.
Разумеется, все вышеописанное кажется каким-то бредом и, вероятно, каким-то новым видом мошенничества, но я совершенно не понимаю, чего конкретно хотел добиться данный «сотрудник»? Он не спрашивал никаких кодов из смс, секретных вопросов, номеров карт, cvc и пр. Мб он планировал записать голос, чтобы потом его использовать при разговоре с банками от чужого имени? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями по описанной проблеме, а также расскажите, не сталкивались ли вы с подобным? Каков вообще рекомендуемый порядок действий в подобных ситуациях?
P.S. звонили в @Тинькофф, описали ситуацию, обращение зафиксировали. Также было бы интересно узнать, получали ли они подобные обращения и будет ли что-то сделано для предотвращения схожих ситуаций. #мошенничество #жалоба
В России резко возросла популярность «старой» схемы мошенничества со звонками якобы из полиции и банков. Об этом 27 июля рассказали «Известиям» эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества.
Согласно данным платформы «Мошеловка», в мае количество обращений на портал выросло почти вдвое — на 86% — по сравнению с апрелем.
В организации подчеркнули, что самый распространенный сценарий — это якобы звонок из Центробанка или одного из известных банков. В мае чаще всего звонили от имени якобы сотрудников ВТБ. Разговор начинался с того, что злоумышленники пытались получить доступ к личному кабинету человека в кредитной организации. Клиентам как будто грозила кража денег, поэтому срочно нужно было перевести их на безопасный счет.
С этой или подобной фразы начинают диалог возможные преступники, звоня по очередному номеру из «слитой» базой данных. Далее собеседнику быстро и невнятно озвучивают информацию, фоном звучат шумы, голоса и разговоры, имитируя рабочий процесс в отделении финансовой организации. Это делают для того, чтобы жертва не могла критически мыслить и ориентироваться в ситуации.
«Известия» направили запрос ресурсу «Мошеловка».
В Роскачестве назвали «Известиям» признаки попыток обмана: инициатором звонка, сообщения, SMS становится незнакомец, который предлагает историю про личные финансы. Собеседники просят раскрыть конфиденциальные данные — PIN-коды, пароли, CVC, цифры из SMS-сообщений. Плюс людей пытаются напугать какой-то новостью: например, у человека взломали личный кабинет, кто-то пытался оформить кредит.
Старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко посоветовал не принимать поспешных решений, особенно в финансовых вопросах и говорить, что нужно время подумать, а затем класть трубку.
«Вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления», — сказал он.
Есть и другие подходы: аферист представляется следователем или сотрудником силовых структур. Он сообщает, что на имя человека мошенники пытались оформить кредит или снять деньги с его счета. Далее следуют разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим «послушного гражданина», который, конечно же, поможет следствию. В конце концов гражданам предлагают общение с «сотрудником» Банка России для подтверждения информации.
В Роскачестве подчеркнули: вся личная информация о движениях средств по счету является банковской тайной. Поэтому никто из сотрудников МВД ее знать не может, только по разрешению суда. Кроме того, МВД и ЦБ не могут переводить звонки друг на друга.
В Центробанке рассказали «Известиям», что схема телефонного мошенничества, при которой злоумышленники представляются сотрудниками регулятора или предлагают для сохранности денег перевести средства на «специальный» («безопасный») счет в ЦБ, используется мошенниками уже длительный период. Нарушители рассчитывают, что упоминание регулятора усыпит бдительность потенциальной жертвы, добавили там. В Банке РФ подчеркнули, что не работают с физлицами как с клиентами, не ведут их счета и не совершают звонков гражданам.
Ситуация с мошенничеством в первом полугодии 2022 года была неоднородной, рассказали «Известиям» в ВТБ.
«В январе и феврале мы наблюдали сезонный спад, в марте активность мошенников была сильно ниже обычного уровня, но затем их атаки вновь активизировались», — добавили в банке.
Начало лета отметилось резким ростом мошенников в интернете, в июне наши специалисты выявили около 7 тыс. мошеннических и фишинговых ресурсов, имитирующих банковские сайты, что в 10 раз выше результатов мая. Каждый десятый звонок пользователей в контакт-центр ВТБ касается подозрения на мошенничество.
В целом за первое полугодие банк обработал почти 3,9 млн обращений по темам, связанным с мошенничеством, добавили там. Общий объем спасенных денег составил порядка 13 млрд рублей, банк защитил средства почти 600 тыс. клиентов.
О подобной схеме мошенничества Роскачество сообщало в конце февраля. В организации тогда рекомендовали гражданам не вести разговоры о деньгах с незнакомыми, подчеркнув, что сотрудники МВД не звонят людям для обсуждения их личных счетов в банках. Также нельзя сообщать посторонним номера карт и другие данные. Тем, кого обманули мошенники, надо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.