Моцарт симфония номер 40 описание

  1. Главная
  2. Чтиво
  3. Разное
  4. В.А.Моцарт симфония №40

Известная симфония №40 Моцарта – шедевр классической музыки, гениальное творение, прославившееся своего автора на века. Она удивительна по своему содержанию, ведь сочетает глубокую оперную драматургию и мотивы народного танца, тонкий психологизм и изысканный стиль звучания. Мелодия главной партии популярна во всем мире, является визитной карточкой творчества композитора.

Время и история создания

Вольфганг Амадей Моцарт написал более пятидесяти симфоний, но некоторые из них были утеряны, а оставшиеся по сей день восхищают и завораживают ценителей классической музыки. Самыми знаменитыми являются три последних — №39, №40 и №41. Все они написаны в 1788 году, а сама работа заняла у маэстро полтора месяца. 

Лето 1788 года было очень тяжелым для композитора. Вместе с семьей он вынужден покинуть свой дом в центре Вены и переехать за город. Он остро нуждался в деньгах, нужно было оплачивать долги. Вскоре после переезда умирает его маленькая дочь. Композитор создает свои музыкальные произведения на пределе творческих и душевных сил.

Скорее всего, Моцарт планировал исполнить симфонии во время «Академий», которые обычно проходили осенью и зимой. Однако этим планам не суждено было сбыться. Лишь после смерти автора с успехом была исполнена симфония №40 на благотворительных концертах.

Содержание и особенности произведения

Знаменитая симфония состоит из четырех частей, но не имеет вступления, а начинается сразу с главной партии.

• В первой части музыка раскрывает искренние и необычайно глубокие переживания души. Главная тема звучит пронзительно и взволнованно, интригующе сочетаясь с певучестью и задумчивостью. Порой кажется, что герой погружен в мир отрешения, но это лишь на мгновение. Мечты о душевном покое молниеносно рассеиваются. 
• Вторая часть в некоторой степени теряет взволнованность мелодии. Наступает умиротворение, музыка приобретает напевно-ласковое и задумчивое звучание. Она начинает излучать теплый солнечный свет, даря прекрасную надежду и пробуждая скрытые чаяния души.
• Третья часть, несмотря на свое название, мало напоминает менуэт. Ее звучание – это не столько танец, как драматическая миниатюра. Порой музыка становится суровой и властной, иногда кажется, что она холодная, но всегда – наполнена необычайной силой. 
• Четвертая часть завораживает своими контрастами, которые звучат с пронизывающей выразительностью. Основная тема развивается бурно, эмоционально, порывисто. Кульминация приносит с собой высший градус напряжения.

Симфонию № 40 очень часто называют вершиной творчества композитора. Она отличается богатым и достаточно сложным содержанием. В центре внимания – человек, его переживания, мысли и стремления. Он ищет гармонии и ясности, размышляет о жизненных конфликтах и несовершенстве мира. Многим современникам Моцарта его симфония казалась странной, но это отчасти потому, что она опередила свое время.

Другие статьи

Диджериду в современной музыке

Диджериду, традиционный музыкальный инструмент коренных жителей Австралии,…

Читать

Zakk Wylde (Зак Уайлд) творческий путь

В 2009 году известное британское музыкальное издание «Classic Rock» разродилось…

Читать

Восточная (арабская) музыка

Музыкальный арабский мир очень красочный и разнообразный. Каждый народ Ближнего…

Читать

История музыки соул

В музыке соул сочетаются эмоциональный вокальный стиль негритянской церкви и…

Читать

Стиль музыки Dub

На сегодняшний день существует великое множество самых различных музыкальных…

Читать

В.А. Моцарт симфония №40

Моцарт симфония 40

Одно из самых пронзительных и известных инструментальных произведений, сокровище классической музыки – симфония №40 Моцарта. Она входит в симфонический триптих, написанный на одном дыхании летом 1788 года. 39, 40 и 41 («Юпитер») Симфонии воплощают зрелое музыкальное мышление композитора, они одновременно продолжают традиции Баха и Генделя и предвосхищают душевный лиризм романтиков.

Симфония №40 одно из самых непостижимых творений, и в то же время понятна на каком-то личном уровне каждому. Она вмещает глубокую, развитую оперную драматургию и тонкий психологизм, присущий моцартовскому языку, мотив народного чешского танца и утонченный ученый стиль.

Йозеф Гайдн, лучший друг Моцарта, его старший товарищ, поддерживающий во всем, так отзывался об эмоциональности музыки Вольфганга: «Он так просвещен в сфере человеческих чувств, что создается впечатление, будто он – создатель их, а люди потом только освоили чувствование».

Историю создания Симфонии №40 Моцарта и содержание этого произведения читайте на нашей странице.

История создания

История не сохранила документы, из которых можно было бы судить об идее создания всех 3-х симфоний, вышедших из-под пера Моцарта тем летом. Они писались не на заказ. Вероятно, автор планировал исполнять их осенью и зимой во время так называемых «Академий». В этот период жизни композитор уже очень остро испытывал нужду и рассчитывал заработать на концертах «по подписке». Однако мечтам не суждено было сбыться, концерты так и не были даны, а симфонии – исполнены при жизни автора.

Вольфганг Амадей Моцарт

Все они были написаны в самые сжатые сроки, примечательно время работы над ними – лето. Ученики разъехались, Констанца в Бадене. Не сдерживаемый рамками заказа, Вольфганг может творить по своему желанию, воплощая любой художественный замысел.

И Моцарт, как истинный новатор, отнесся к этой свободе выбора с должным уважением. Сам по себе жанр симфонии прошел путь от небольшой музыкальной заставки, призванной подсказать слушателям, что опера начинается, и пора перестать разговаривать, до отдельного оркестрового произведения.

симфония 40 история создания

Работая над симфонией Соль-минор, Моцарт значительно расширяет драматургические границы жанра. Отец, Леопольд Моцарт, с детства внушал, что в основе любого произведения должен стоять высокий замысел, идея, техника вторична, но без нее и вся концепция не стоит и гроша ломанного. В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется. Такая манера в корне отличалась от холодной концертности и академичности, принятой в то время и понятной тогдашней публике.

По-настоящему эту работу оценили только в XIX веке, когда во всю уже исполнялись симфонии Бетховена и Шумана, когда тонкий романтизм Шопена стал привычным.

Выбор минорной тональности, отказ о медленной вступительной части сразу уводят от развлекательного жанра в область неизведанного. В ней нет торжественности, ощущения праздника (в оркестре нет труб и литавр), «массовости», несмотря на оркестровое звучание. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.

Незадолго до смерти, через 3 года после создания, Моцарт внес в партитуру изменения, введя кларнеты в оркестровый состав и немного отредактировав партию гобоя.

Современные обработки

Наиболее близкими к оригинальной трактовке считают исполнение симфонии g-moll таких дирижеров, как Тревор Пиннок, Кристофер Хогвуд, Марк Минковский, Джон Элиот Гардинер, Роджер Норрингтон, Николаус Арнонкур.

Однако существует немало современных обработок этого произведения:

The Swingle Singers — необычное исполнение симфонического произведения известным ансамблем вокалистов. (слушать)

Версия немецкого музыканта, аранжировщика и музыкального продюсера Anthony Ventura. (слушать)

Французский гитарист Nicolas de Angelis (слушать)

Waldo De Los Rios — аргентинский композитор, дирижер и аранжировщик. Его обработка была записана в 1971 году оркестром Мануэля де Фалья и заняла первое место в голландских чартах, а также вошла в лучшую десятку в ряде других европейских стран. (слушать)

Содержание

Моцарт

Точное количество написанных Моцартом симфоний установить нельзя, многие из них, написанные в юношеские годы, утеряны навсегда (приблизительное число около 50). Но в миноре звучит только Сороковая (и еще одна, №25, в этой же тональности).

Симфония имеет традиционную для того времени 4-х частную форму, однако у нее отсутствует вступление, она начинается сразу с главной партии, что совершенно не характерно для канона того времени. Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора. Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит более томно, загадочно и светло (благодаря мажору). Сонатное allegro первой части получает почти сквозное развитие: солирующие скрипки в главной партии, ритмичность связующей, небольшое просветление в исполнении деревянных духовых (гобои, кларнеты) побочной партии, все это получает яркое развитие и к заключительной партии прорисовывается конфликт, который в разработке только усиливается нарастанием напряжения. Реприза не дает разрешения этого конфликта, даже побочная партия приобретает минорный характер главной. Общее звучание становится даже мрачным, напоминания крушение надежд, несбыточность порывов, безутешность страданий.

Вторая часть, словно затишье после бури, исполняется в неторопливом темпе (andante), спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже нет. Звучание символизирует свет и разум. Общая форма части – вновь сонатная, но за счет отсутствия противопоставления ведущих тем ощущается как сквозное развитие. Музыкальная ткань, включая несколько смысловых поворотов, непрерывно развивается, достигая сладостно-мечтательной кульминации в разработке и утверждения в репризе. Некоторые короткие фразы-вдохи похожи на пасторальный рисунок природы.

симфония №40 Моцарта 2-я часть

Несмотря на название 3-й части – MenuettoМенуэт»), это совсем не танец. Трехдольный размер, скорее, подчеркивает маршевость и суровость звучания. Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу и страх. Словно непреодолимая сверхсила, холодная и бездушная, грозит карой.

Тема трио уводит от зловещих угроз менуэта, и в даже в какой-то степени приближается по характеру к легкому танцевальному менуэту. Мелодия, звучащая в соль-мажоре, светлая, солнечная, теплая. Ее оттеняют крайние суровые части, придавая еще больше выразительности этим контрастом.

Возврат в соль-минор словно возвращает к настоящему, отрывает от грез, вырывает из упоительного сна и подготавливает драматический финал симфонии.

Менуэт из Симфонии 40 Моцарта

Финальная 4-я часть («Allegro assai») написана в сонатной форме. Абсолютное преобладание главной темы, исполняемой в быстром темпе, словно сметает на своем пути возникающие тут и там мелодии и фразы связующей, побочной тем. Разработка получает бурное, стремительное развитие. Энергичный характер музыки стремится к драматической кульминации всего произведения. Яркий контраст между темами, полифоническое и гармоническое развитие, переклички между инструментами – все безудержным потоком несется к неминуемому финалу.

Это драматургическое развитие образов на протяжении всего произведения – характерная черта Моцарта, отличающая его симфонизм.

Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то же время стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками. Соприкасаясь с такими произведениями, думаешь, что сам Бог ведет беседу с человеком через талант своего избранника.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вольфганг Амадей Моцарт Симфония № 40

Symphony No. 40 (g-moll), K. 550

Композитор

Год создания

1788

Жанр

Страна

Австрия

Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

Состав оркестра: флейта, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, струнные.

История создания →

Вторая из написанных летом 1788 года симфония соль минор была закончена в конце июля. Как и предшествующая, Сороковая симфония была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от пред­шествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.

Музыка

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Тем не менее Моцарт, как и в предшествующих симфониях, использует здесь сонатную форму. Альты с их своеобразным, чуть придушенным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой (на октаву выше) с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Записи

Symphony in G minor
No. 40
by Wolfgang Amadeus Mozart
Mozart by Posch Wien SAM 841.jpg

Mozart c. 1788

Key G minor
Catalogue K. 550
Composed 1788
Movements four

Symphony No. 40 in G minor, K. 550 was written by Wolfgang Amadeus Mozart in 1788. It is sometimes referred to as the «Great G minor symphony», to distinguish it from the «Little G minor symphony», No. 25. The two are the only extant minor key symphonies Mozart wrote.[1][nb 1]

History[edit]

Composition[edit]

The date of completion of this symphony is known exactly, since Mozart in his mature years kept a full catalog of his completed works; he entered the 40th Symphony into it on 25 July 1788.[2] Work on the symphony occupied an exceptionally productive period of just a few weeks during which time he also completed the 39th and 41st symphonies (26 June and 10 August, respectively).[3] Nikolaus Harnoncourt conjectured that Mozart composed the three symphonies as a unified work, pointing, among other things, to the fact that the Symphony No. 40, as the middle work, has no introduction (unlike No. 39) and does not have a finale of the scale of No. 41’s.[4]

The 40th symphony exists in two versions, differing primarily in that one includes parts for a pair of clarinets (with suitable adjustments made in the other wind parts). Most likely, the clarinet parts were added in a revised version.[5] The autograph scores of both versions were acquired in the 1860s by Johannes Brahms, who later donated the manuscripts to the Gesellschaft der Musikfreunde in Vienna, where they reside today.[6]

Premiere[edit]

As Neal Zaslaw has pointed out, writers on Mozart have often suggested – or even asserted – that Mozart never heard his 40th Symphony performed. Some commentators go further, suggesting that Mozart wrote the symphony (and its companions, Nos. 39 and 41) without even intending it to be performed, but rather for posterity, as (to use Alfred Einstein’s words) an «appeal to eternity».[nb 2]

Modern scholarship suggests that these conjectures are not correct. First, in a recently discovered 10 July 1802 letter by the musician Johann Wenzel (1762–1831) to the publisher Ambrosius Kühnel [de] in Leipzig, Wenzel refers to a performance of the symphony at the home of Baron Gottfried van Swieten with Mozart present, but the execution was so poor that the composer had to leave the room.[7][nb 3]

There is strong circumstantial evidence for other, probably better, performances. On several occasions between the composition of the symphony and the composer’s death, symphony concerts were given featuring Mozart’s music for which copies of the program have survived, announcing a symphony unidentified by date or key. These include:[8]

  • Dresden, 14 April 1789, during Mozart’s Berlin journey
  • Leipzig, 12 May 1789, on the same trip
  • Frankfurt, 15 October 1790
  • Copies survive of a poster for a concert given by the Tonkünstler-Societät (Society of Musicians) 17 April 1791 in the Burgtheater in Vienna, conducted by Mozart’s colleague Antonio Salieri. The first item on the program was billed as «A Grand Symphony composed by Herr Mozart».[nb 4]

Most important is the fact that Mozart revised his symphony (see above). As Zaslaw says, this «demonstrates that [the symphony] was performed, for Mozart would hardly have gone to the trouble of adding the clarinets and rewriting the flutes and oboes to accommodate them, had he not had a specific performance in view.»[9] The orchestra for the 1791 Vienna concert included the clarinetist brothers Anton and Johann Nepomuk Stadler; which, as Zaslaw points out, limits the possibilities to just the 39th and 40th symphonies.[9]

Zaslaw adds: «The version without clarinets must also have been performed, for the reorchestrated version of two passages in the slow movement, which exists in Mozart’s hand, must have resulted from his having heard the work and discovered an aspect needing improvement.»[10][nb 5]

Regarding the concerts for which the Symphony was originally intended when it was composed in 1788, Otto Erich Deutsch suggests that Mozart was preparing to hold a series of three «Concerts in the Casino», in a new casino in the Spiegelgasse owned by Philipp Otto. Mozart even sent a pair of tickets for this series to his friend Michael Puchberg. But it seems impossible to determine whether the concert series was held, or was cancelled for lack of interest.[3] Zaslaw suggests that only the first of the three concerts was actually held.[citation needed]

Music[edit]

The symphony is scored (in its revised version) for flute, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons, 2 horns, and strings.

The work is in four movements, in the usual arrangement for a classical-style symphony (fast movement, slow movement, minuet, fast movement):

  1. Molto allegro, 2
    2
  2. Andante, 6
    8
  3. Menuetto. Allegretto – Trio, 3
    4
  4. Finale. Allegro assai, 2
    2

I. Molto allegro[edit]

The first movement begins darkly, not with its first theme but with the accompaniment, played by the lower strings with divided violas. The technique of beginning a work with an accompaniment figure was later used by Mozart in his last piano concerto (KV. 595) and later became a favorite of the Romantics (examples include the openings of Mendelssohn’s Violin Concerto and Sergei Rachmaninoff’s Third Piano Concerto). The first theme is as follows.

 relative c'' { key g minor tempo "Molto allegro" time 2/2 set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 105 partial 4 es8(p d) | d4 es8( d) d4 es8( d) | d4( bes') r bes8( a) | g4 g8( f) es4 es8( d) | c4 c }

II. Andante[edit]

The second movement is a lyrical work in 6
8
time. It is in the subdominant key of the relative major of G minor (B major): E major. The contrapuntal opening bars of this movement appear thus in keyboard reduction:

Mozart-s40-part II-FirstTheme.JPG

[edit]

The minuet begins with an angry, cross-accented hemiola rhythm and a pair of three-bar phrases, as shown in the following piano reduction:

Mozart-s40-part III-FirstTheme.JPG

Various commentators[who?] have asserted that while the music is labeled «minuet», it would hardly be suitable for dancing. The contrasting gentle trio section, in G major, alternates the playing of the string section with that of the winds.

IV. Finale. Allegro assai[edit]

The fourth movement opens with a series of rapidly ascending notes outlining the tonic triad illustrating what is commonly referred to as the Mannheim rocket.

 relative c' { time 2/2 tempo "Allegro assai" key g minor set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 120 partial 4 dp ( g ) bes-. d-. g-. bes2 ( a4 ) cis,8f }

A remarkable modulating passage in which every tone in the chromatic scale but one is played, strongly destabilizing the key, occurs at the beginning of the development section; the single note left out is G (the tonic):

 relative c'' { key g minor time 2/2 set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 120 partial 4 besf( | d4) f-. a-. bes-. | des2( c4) e,-. | as4-. r b,-. r | r2 r4 r8 times 2/3 { b16( c d } | es!4-.) r fis,-. r | bes!4-. r r2 | cis,4-. r r2 | f!4-. r gis,-. r | }

Legacy[edit]

Reception[edit]

This work has elicited varying interpretations from critics. Robert Schumann regarded it as possessing «Grecian lightness and grace».[11] Donald Tovey saw in it the character of opera buffa. Almost certainly, however, the most common perception today is that the symphony is tragic in tone and intensely emotional; for example, Charles Rosen (in The Classical Style) has called the symphony «a work of passion, violence, and grief.»[12]

Although interpretations differ, the symphony is unquestionably one of Mozart’s most greatly admired works,[13] and it is frequently performed and recorded.

Influence[edit]

Ludwig van Beethoven knew the symphony well, copying out 29 bars from the score in one of his sketchbooks.[14] As Gustav Nottebohm observed in 1887, the copied bars appear amid the sketches for Beethoven’s Fifth Symphony, whose third movement begins with a pitch sequence similar to that of Mozart’s finale (see example below).[15]

 relative c { clef bass key c minor time 3/4 tempo "Allegro" set Staff.midiInstrument = #"cello" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2. = 80 partial 4 g(pp | c ees g | c2 ees4 | d2 fis,4) | g2.~ | g2. }

Franz Schubert likewise copied down the music of Mozart’s minuet, and the minuet of his Fifth Symphony strongly evokes Mozart’s.[16] Zaslaw has suggested that a passage late in Joseph Haydn’s oratorio The Seasons (1801), a meditation on death, quotes the second movement of the 40th Symphony and was included by Haydn as a memorial to his long-dead friend.[nb 6]

The symphony has been widely recorded and adapted by many orchestras.[17] Vince Guaraldi adapted the symphony as a jazz piece in the opening track of his 1964 studio album «From All Sides», «Choro». Lebanese singer Fairuz also adapted the symphony for her 1972 song “Ya Ana Ya Ana.”

First recording[edit]

The first known recording of the 40th Symphony was issued by the Victor Talking Machine Company in 1915 under the title «Symphony in G Minor». The Victor Concert Orchestra performed under the direction of Victor’s house conductor, Walter B. Rogers.[18]

See also[edit]

  • Mozart and G minor

Notes[edit]

  1. ^ A possible exception is the so-called «Odense Symphony», whose attribution to Mozart is doubtful; see Mozart symphonies of spurious or doubtful authenticity.
  2. ^ For discussion of claims of this sort, see Zaslaw 1994; the quotation from Einstein is taken from this source.
  3. ^ The letter reads «im Wien habe ich selbst es von verstorbenem Mozart gehört, als Er sie bei Baron Wanswiten [sic] hat produciren lassen, das[s] er wärend der production aus dem Zimmer sich hat entfernen müssen, wie man Sie unrichtig aufgeführt hat», meaning «and in Vienna I have heard myself from the departed Mozart, that when he had it performed in Baron Wanswiten’s rooms, he had to leave the room during the performance because it was being played so incorrectly.»[7]
  4. ^ The text of the poster is given in Deutsch 1965, p. 393.
  5. ^ Though quoted heavily above, Zaslaw is not alone in denigrating the old view that the symphony was never performed: Otto Biba 2009 writes, «Since there is no known date of a premiere performance, there developed the long standing legend among Mozart biographers of a romantic persuasion, who wished to portray primarily the brilliance and tragedy of a genius’ life, that Mozart never heard performances of [his last] three symphonies. This arrogant assumption, which equates missing information with the theory that the event never happened, is not serious scholarship and must be rejected.»
  6. ^ See No. 38, the aria «Erblicke hier, bethörter Mensch». Source: Zaslaw & Cowdery 1990, p. 210.

References[edit]

  1. ^ «Mozart – Symphony No. 40 in G minor». Classic FM. Retrieved 23 July 2020.
  2. ^ Heartz 2009, p. 207.
  3. ^ a b Deutsch 1965, p. 320
  4. ^ Clements, Andrew (23 July 2014). «Mozart: The Last Symphonies review – a thrilling journey through a tantalising new theory». The Guardian.
  5. ^ Zaslaw 1983, p. 10.
  6. ^ See Zaslaw 1983, p. 10, Swafford 1997, p. 287, and this facsimile edition.
  7. ^ a b Milada Jonášová [cs]: «Eine Aufführung der g-moll-Sinfonie KV 550 bei Baron van Swieten im Beisein Mozarts», in: Mozart Studien 20, Tutzing 2011, pp. 253–268. An abridged English translation was published in the Newsletter of the Mozart Society of America 16.1 (2012),(online).
  8. ^ List from Zaslaw 1983
  9. ^ a b Zaslaw 1983, p. 9
  10. ^ Zaslaw 1983, pp. 9–10.
  11. ^ James 1967, p. 33.
  12. ^ Rosen 1997, p. 334.
  13. ^ «The 20 greatest symphonies of all time». Classical Music/BBC Music Magazine. 25 September 2018.
  14. ^ Hopkins 1981.
  15. ^ Nottebohm 1887, p. 531.
  16. ^ Zaslaw & Cowdery 1990, p. 210.
  17. ^ Bowen, José Antonio (1996-01-01). «Tempo, duration, and flexibility: Techniques in the analysis of performance». Journal of Musicological Research. 16 (2): 111–156. doi:10.1080/01411899608574728. ISSN 0141-1896.
  18. ^ «Wolfgang Amadeus Mozart – Symphony in G Minor». Discography of American Historical Recordings.

Bibliography[edit]

  • Biba, Otto (2009). «Kommentar», Wolfgang Amadeus Mozart. Sinfonie g-moll, KV 550. Autographe Partitur. Erste und zweite Fassung. Faksimile-Ausgabe. Gesellschaft der Musikfreunde in Wien, p. 8.
  • Deutsch, Otto Erich (1965). Mozart: A Documentary Biography. Stanford, California: Stanford University Press.
  • Heartz, Daniel (2009). Mozart, Haydn and Early Beethoven, 1781–1802. New York: W. W. Norton. Extracts online at Google Books.
  • Hopkins, Antony (1981). The Nine Symphonies of Beethoven. Heineman.
  • James, Burnett (1967). An Adventure in Music. London: Baker. Retrieved 25 September 2016.
  • Nottebohm, Gustav (1887). Zweite Beethoviana. Leipzig: C. F. Peters. Available online Zweite Beethoveniana:   at the International Music Score Library Project
  • Rosen, Charles (1997). The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven (expanded ed.). New York and London: W. W. Norton. Online at Google Books.
  • Swafford, Jan (1997). Johannes Brahms: A Biography. New York: Alfred A. Knopf.
  • Zaslaw, Neal (1983). Introductory notes to a recording of the 31st and 40th Symphonies made by Christopher Hogwood and the Academy of Ancient Music, Oiseau-Lyre 410-197-2
  • Zaslaw, Neal (1994). «Mozart as Working Stiff». In James M. Morris (ed.). On Mozart. Washington: Woodrow Wilson Center Press.[page needed]
  • Zaslaw, Neal; Cowdery, William (1990). The Compleat Mozart: A Guide to the Musical Works of Wolfgang Amadeus Mozart. New York: W. W. Norton. Extracts cited at Google Books.

Further reading[edit]

  • Schoenberg, Arnold (1954, revised 1969). Structural Functions of Harmony. New York: W. W. Norton. Analyzes the wide-ranging development sections of both outer movements at some length.

External links[edit]

  • Sinfonie in g K. 550 (1st version): Score and critical report (in German) in the Neue Mozart-Ausgabe
  • Sinfonie in g K. 550 (2nd version): Score in the Neue Mozart-Ausgabe
  • Symphony No. 40: Scores at the International Music Score Library Project
  • Kalmus miniature editions, from the William and Gayle Cook Music Library at the Indiana University Jacobs School of Music
  • A public domain version by the Columbia University Orchestra at TEOC Classical Music Radio: Symphony No. 40
  • The apartment where Mozart wrote his last three Symphonies: Michael Lorenz, «Mozart’s Apartment on the Alsergrund»
Symphony in G minor
No. 40
by Wolfgang Amadeus Mozart
Mozart by Posch Wien SAM 841.jpg

Mozart c. 1788

Key G minor
Catalogue K. 550
Composed 1788
Movements four

Symphony No. 40 in G minor, K. 550 was written by Wolfgang Amadeus Mozart in 1788. It is sometimes referred to as the «Great G minor symphony», to distinguish it from the «Little G minor symphony», No. 25. The two are the only extant minor key symphonies Mozart wrote.[1][nb 1]

History[edit]

Composition[edit]

The date of completion of this symphony is known exactly, since Mozart in his mature years kept a full catalog of his completed works; he entered the 40th Symphony into it on 25 July 1788.[2] Work on the symphony occupied an exceptionally productive period of just a few weeks during which time he also completed the 39th and 41st symphonies (26 June and 10 August, respectively).[3] Nikolaus Harnoncourt conjectured that Mozart composed the three symphonies as a unified work, pointing, among other things, to the fact that the Symphony No. 40, as the middle work, has no introduction (unlike No. 39) and does not have a finale of the scale of No. 41’s.[4]

The 40th symphony exists in two versions, differing primarily in that one includes parts for a pair of clarinets (with suitable adjustments made in the other wind parts). Most likely, the clarinet parts were added in a revised version.[5] The autograph scores of both versions were acquired in the 1860s by Johannes Brahms, who later donated the manuscripts to the Gesellschaft der Musikfreunde in Vienna, where they reside today.[6]

Premiere[edit]

As Neal Zaslaw has pointed out, writers on Mozart have often suggested – or even asserted – that Mozart never heard his 40th Symphony performed. Some commentators go further, suggesting that Mozart wrote the symphony (and its companions, Nos. 39 and 41) without even intending it to be performed, but rather for posterity, as (to use Alfred Einstein’s words) an «appeal to eternity».[nb 2]

Modern scholarship suggests that these conjectures are not correct. First, in a recently discovered 10 July 1802 letter by the musician Johann Wenzel (1762–1831) to the publisher Ambrosius Kühnel [de] in Leipzig, Wenzel refers to a performance of the symphony at the home of Baron Gottfried van Swieten with Mozart present, but the execution was so poor that the composer had to leave the room.[7][nb 3]

There is strong circumstantial evidence for other, probably better, performances. On several occasions between the composition of the symphony and the composer’s death, symphony concerts were given featuring Mozart’s music for which copies of the program have survived, announcing a symphony unidentified by date or key. These include:[8]

  • Dresden, 14 April 1789, during Mozart’s Berlin journey
  • Leipzig, 12 May 1789, on the same trip
  • Frankfurt, 15 October 1790
  • Copies survive of a poster for a concert given by the Tonkünstler-Societät (Society of Musicians) 17 April 1791 in the Burgtheater in Vienna, conducted by Mozart’s colleague Antonio Salieri. The first item on the program was billed as «A Grand Symphony composed by Herr Mozart».[nb 4]

Most important is the fact that Mozart revised his symphony (see above). As Zaslaw says, this «demonstrates that [the symphony] was performed, for Mozart would hardly have gone to the trouble of adding the clarinets and rewriting the flutes and oboes to accommodate them, had he not had a specific performance in view.»[9] The orchestra for the 1791 Vienna concert included the clarinetist brothers Anton and Johann Nepomuk Stadler; which, as Zaslaw points out, limits the possibilities to just the 39th and 40th symphonies.[9]

Zaslaw adds: «The version without clarinets must also have been performed, for the reorchestrated version of two passages in the slow movement, which exists in Mozart’s hand, must have resulted from his having heard the work and discovered an aspect needing improvement.»[10][nb 5]

Regarding the concerts for which the Symphony was originally intended when it was composed in 1788, Otto Erich Deutsch suggests that Mozart was preparing to hold a series of three «Concerts in the Casino», in a new casino in the Spiegelgasse owned by Philipp Otto. Mozart even sent a pair of tickets for this series to his friend Michael Puchberg. But it seems impossible to determine whether the concert series was held, or was cancelled for lack of interest.[3] Zaslaw suggests that only the first of the three concerts was actually held.[citation needed]

Music[edit]

The symphony is scored (in its revised version) for flute, 2 oboes, 2 clarinets, 2 bassoons, 2 horns, and strings.

The work is in four movements, in the usual arrangement for a classical-style symphony (fast movement, slow movement, minuet, fast movement):

  1. Molto allegro, 2
    2
  2. Andante, 6
    8
  3. Menuetto. Allegretto – Trio, 3
    4
  4. Finale. Allegro assai, 2
    2

I. Molto allegro[edit]

The first movement begins darkly, not with its first theme but with the accompaniment, played by the lower strings with divided violas. The technique of beginning a work with an accompaniment figure was later used by Mozart in his last piano concerto (KV. 595) and later became a favorite of the Romantics (examples include the openings of Mendelssohn’s Violin Concerto and Sergei Rachmaninoff’s Third Piano Concerto). The first theme is as follows.

 relative c'' { key g minor tempo "Molto allegro" time 2/2 set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 105 partial 4 es8(p d) | d4 es8( d) d4 es8( d) | d4( bes') r bes8( a) | g4 g8( f) es4 es8( d) | c4 c }

II. Andante[edit]

The second movement is a lyrical work in 6
8
time. It is in the subdominant key of the relative major of G minor (B major): E major. The contrapuntal opening bars of this movement appear thus in keyboard reduction:

Mozart-s40-part II-FirstTheme.JPG

[edit]

The minuet begins with an angry, cross-accented hemiola rhythm and a pair of three-bar phrases, as shown in the following piano reduction:

Mozart-s40-part III-FirstTheme.JPG

Various commentators[who?] have asserted that while the music is labeled «minuet», it would hardly be suitable for dancing. The contrasting gentle trio section, in G major, alternates the playing of the string section with that of the winds.

IV. Finale. Allegro assai[edit]

The fourth movement opens with a series of rapidly ascending notes outlining the tonic triad illustrating what is commonly referred to as the Mannheim rocket.

 relative c' { time 2/2 tempo "Allegro assai" key g minor set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 120 partial 4 dp ( g ) bes-. d-. g-. bes2 ( a4 ) cis,8f }

A remarkable modulating passage in which every tone in the chromatic scale but one is played, strongly destabilizing the key, occurs at the beginning of the development section; the single note left out is G (the tonic):

 relative c'' { key g minor time 2/2 set Staff.midiInstrument = #"violin" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2 = 120 partial 4 besf( | d4) f-. a-. bes-. | des2( c4) e,-. | as4-. r b,-. r | r2 r4 r8 times 2/3 { b16( c d } | es!4-.) r fis,-. r | bes!4-. r r2 | cis,4-. r r2 | f!4-. r gis,-. r | }

Legacy[edit]

Reception[edit]

This work has elicited varying interpretations from critics. Robert Schumann regarded it as possessing «Grecian lightness and grace».[11] Donald Tovey saw in it the character of opera buffa. Almost certainly, however, the most common perception today is that the symphony is tragic in tone and intensely emotional; for example, Charles Rosen (in The Classical Style) has called the symphony «a work of passion, violence, and grief.»[12]

Although interpretations differ, the symphony is unquestionably one of Mozart’s most greatly admired works,[13] and it is frequently performed and recorded.

Influence[edit]

Ludwig van Beethoven knew the symphony well, copying out 29 bars from the score in one of his sketchbooks.[14] As Gustav Nottebohm observed in 1887, the copied bars appear amid the sketches for Beethoven’s Fifth Symphony, whose third movement begins with a pitch sequence similar to that of Mozart’s finale (see example below).[15]

 relative c { clef bass key c minor time 3/4 tempo "Allegro" set Staff.midiInstrument = #"cello" set Score.tempoHideNote = ##t tempo 2. = 80 partial 4 g(pp | c ees g | c2 ees4 | d2 fis,4) | g2.~ | g2. }

Franz Schubert likewise copied down the music of Mozart’s minuet, and the minuet of his Fifth Symphony strongly evokes Mozart’s.[16] Zaslaw has suggested that a passage late in Joseph Haydn’s oratorio The Seasons (1801), a meditation on death, quotes the second movement of the 40th Symphony and was included by Haydn as a memorial to his long-dead friend.[nb 6]

The symphony has been widely recorded and adapted by many orchestras.[17] Vince Guaraldi adapted the symphony as a jazz piece in the opening track of his 1964 studio album «From All Sides», «Choro». Lebanese singer Fairuz also adapted the symphony for her 1972 song “Ya Ana Ya Ana.”

First recording[edit]

The first known recording of the 40th Symphony was issued by the Victor Talking Machine Company in 1915 under the title «Symphony in G Minor». The Victor Concert Orchestra performed under the direction of Victor’s house conductor, Walter B. Rogers.[18]

See also[edit]

  • Mozart and G minor

Notes[edit]

  1. ^ A possible exception is the so-called «Odense Symphony», whose attribution to Mozart is doubtful; see Mozart symphonies of spurious or doubtful authenticity.
  2. ^ For discussion of claims of this sort, see Zaslaw 1994; the quotation from Einstein is taken from this source.
  3. ^ The letter reads «im Wien habe ich selbst es von verstorbenem Mozart gehört, als Er sie bei Baron Wanswiten [sic] hat produciren lassen, das[s] er wärend der production aus dem Zimmer sich hat entfernen müssen, wie man Sie unrichtig aufgeführt hat», meaning «and in Vienna I have heard myself from the departed Mozart, that when he had it performed in Baron Wanswiten’s rooms, he had to leave the room during the performance because it was being played so incorrectly.»[7]
  4. ^ The text of the poster is given in Deutsch 1965, p. 393.
  5. ^ Though quoted heavily above, Zaslaw is not alone in denigrating the old view that the symphony was never performed: Otto Biba 2009 writes, «Since there is no known date of a premiere performance, there developed the long standing legend among Mozart biographers of a romantic persuasion, who wished to portray primarily the brilliance and tragedy of a genius’ life, that Mozart never heard performances of [his last] three symphonies. This arrogant assumption, which equates missing information with the theory that the event never happened, is not serious scholarship and must be rejected.»
  6. ^ See No. 38, the aria «Erblicke hier, bethörter Mensch». Source: Zaslaw & Cowdery 1990, p. 210.

References[edit]

  1. ^ «Mozart – Symphony No. 40 in G minor». Classic FM. Retrieved 23 July 2020.
  2. ^ Heartz 2009, p. 207.
  3. ^ a b Deutsch 1965, p. 320
  4. ^ Clements, Andrew (23 July 2014). «Mozart: The Last Symphonies review – a thrilling journey through a tantalising new theory». The Guardian.
  5. ^ Zaslaw 1983, p. 10.
  6. ^ See Zaslaw 1983, p. 10, Swafford 1997, p. 287, and this facsimile edition.
  7. ^ a b Milada Jonášová [cs]: «Eine Aufführung der g-moll-Sinfonie KV 550 bei Baron van Swieten im Beisein Mozarts», in: Mozart Studien 20, Tutzing 2011, pp. 253–268. An abridged English translation was published in the Newsletter of the Mozart Society of America 16.1 (2012),(online).
  8. ^ List from Zaslaw 1983
  9. ^ a b Zaslaw 1983, p. 9
  10. ^ Zaslaw 1983, pp. 9–10.
  11. ^ James 1967, p. 33.
  12. ^ Rosen 1997, p. 334.
  13. ^ «The 20 greatest symphonies of all time». Classical Music/BBC Music Magazine. 25 September 2018.
  14. ^ Hopkins 1981.
  15. ^ Nottebohm 1887, p. 531.
  16. ^ Zaslaw & Cowdery 1990, p. 210.
  17. ^ Bowen, José Antonio (1996-01-01). «Tempo, duration, and flexibility: Techniques in the analysis of performance». Journal of Musicological Research. 16 (2): 111–156. doi:10.1080/01411899608574728. ISSN 0141-1896.
  18. ^ «Wolfgang Amadeus Mozart – Symphony in G Minor». Discography of American Historical Recordings.

Bibliography[edit]

  • Biba, Otto (2009). «Kommentar», Wolfgang Amadeus Mozart. Sinfonie g-moll, KV 550. Autographe Partitur. Erste und zweite Fassung. Faksimile-Ausgabe. Gesellschaft der Musikfreunde in Wien, p. 8.
  • Deutsch, Otto Erich (1965). Mozart: A Documentary Biography. Stanford, California: Stanford University Press.
  • Heartz, Daniel (2009). Mozart, Haydn and Early Beethoven, 1781–1802. New York: W. W. Norton. Extracts online at Google Books.
  • Hopkins, Antony (1981). The Nine Symphonies of Beethoven. Heineman.
  • James, Burnett (1967). An Adventure in Music. London: Baker. Retrieved 25 September 2016.
  • Nottebohm, Gustav (1887). Zweite Beethoviana. Leipzig: C. F. Peters. Available online Zweite Beethoveniana:   at the International Music Score Library Project
  • Rosen, Charles (1997). The Classical Style: Haydn, Mozart, Beethoven (expanded ed.). New York and London: W. W. Norton. Online at Google Books.
  • Swafford, Jan (1997). Johannes Brahms: A Biography. New York: Alfred A. Knopf.
  • Zaslaw, Neal (1983). Introductory notes to a recording of the 31st and 40th Symphonies made by Christopher Hogwood and the Academy of Ancient Music, Oiseau-Lyre 410-197-2
  • Zaslaw, Neal (1994). «Mozart as Working Stiff». In James M. Morris (ed.). On Mozart. Washington: Woodrow Wilson Center Press.[page needed]
  • Zaslaw, Neal; Cowdery, William (1990). The Compleat Mozart: A Guide to the Musical Works of Wolfgang Amadeus Mozart. New York: W. W. Norton. Extracts cited at Google Books.

Further reading[edit]

  • Schoenberg, Arnold (1954, revised 1969). Structural Functions of Harmony. New York: W. W. Norton. Analyzes the wide-ranging development sections of both outer movements at some length.

External links[edit]

  • Sinfonie in g K. 550 (1st version): Score and critical report (in German) in the Neue Mozart-Ausgabe
  • Sinfonie in g K. 550 (2nd version): Score in the Neue Mozart-Ausgabe
  • Symphony No. 40: Scores at the International Music Score Library Project
  • Kalmus miniature editions, from the William and Gayle Cook Music Library at the Indiana University Jacobs School of Music
  • A public domain version by the Columbia University Orchestra at TEOC Classical Music Radio: Symphony No. 40
  • The apartment where Mozart wrote his last three Symphonies: Michael Lorenz, «Mozart’s Apartment on the Alsergrund»

Среди современных ей симфоний g-moll-ная выделяется очень резко, прежде всего – чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех ее частях. Возможно, сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в XVIII века трудно найти более скорбное произведение. Иногда 40-ю симфонию называют «вертеровской», проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».

1 часть

Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как исповедь. Моменты личностные, интимные господствуют и в дальнейшем развитии симфонии g-moll [1], вот почему ее нередко считают предшественницей будущего романтического стиля. Поставив личные переживания человека в центр действия, 40-я симфония Моцарта утвердила новый тип лирико-драматической симфонии, получивший развитие у композиторов-романтиков.

В сонатной форме I части и главная, и побочная темы одинаково лиричны, ни одна, ни другая изначально не содержат «волевых» элементов (кварто-квинтовых интонаций, унисонных ходов, пунктированных ритмов и т.д.). Главная тема опирается на «мотивы вздоха» и широкие секстовые скачки. Учащенный ритмический пульс подчеркивает ее беспокойное волнение. Побочная тема (B-dur) более спокойна и поэтична, однако это спокойствие скоро рассеивается: в побочную тему вторгается материал главной партии (резко неустойчивые, плотные аккорды в синкопированном ритме и нарастающей динамике). Такой прием – «прорыв в побочной» – служит драматизации музыкального образа. Волевые наступательные мотивы появляются только в конце главной темы и в связующей партии, где возникает ритмически четкое движение по звукам аккордов.

Начало разработки отмечено резким тональным сдвигом из B-dur в далекий fis-moll – общий колорит внезапно темнеет. Минорные краски подчеркиваются почти на всем протяжении этой разработки. Другая отличительная черта – монотематический характер: все внимание сосредоточено исключительно на главной теме. Она то блуждает по далеким тональностям (в основном по квинтовому кругу), то дробится на мотивы, утрачивая свой первоначальный облик. При этом главная тема предстает то мрачной, горестно-исступленной (в первом разделе разработки), то проникается безысходной скорбью (во втором разделе).

Реприза обширнее экспозиции, в основном, за счет связующей партии, которая разрослась почти вдвое. В ее теме акцентируется действенная мятежность. Тем резче становится сопоставление связующей темы с побочной, которая погружаются в минор. Оминоривание мажорных тем в репризе – черта, свойственная именно моцартовским сонатным формам.

2 часть

II часть – лирическое Andante (Es-dur, сонатная форма). В драматургии цикла это момент эмоциональной передышки. Однако за внешним душевным равновесием в Andante тоже ощущается внутреннее беспокойство. Фактура главной темы поначалу имитационна. Это сразу придает музыке некоторую суровость, подчеркнутую настойчивыми повторами звуков и относительно низким регистром. Тихая, нежная побочная тема (B-dur) отличается камерностью звучания. С главной темой ее объединяют легкие, «порхающие» мотивы 32х. Однако, как и в I части симфонии, просветление, вносимое побочной темой, оказывается временным. В самом начале разработки прорывается волнение и тревога. Главная тема утрачивает свою спокойную повествовательность, ее фразы становятся напряженными, восклицательными (квартовый затакт сменяется малосекундовым). Непрерывно меняются тональности. Очень широко развивается мотив 32х, приобретающий драматическую активность. И хотя репризное проведение тем отмечено чувством умиротворения, в целом это Andante не позволяет слушателю расслабиться и отдохнуть.

3 часть

Менуэт (g-moll, сложная 3-х ч. форма) также не является здесь развлекательным жанровым интермеццо. Под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки, неквадратные и несимметричные построения, уверенное восходящее движение по устойчивым звукам лада, нервная и взрывчатая динамика (сильные акценты на слабых долях, диссонантные задержания) – всё подчеркивает необычный и небытовой характер менуэта. Только в трио (G-dur) возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия. Но он не получает развития в дальнейшем содержании симфонии.

Финал

В классической музыке финал, как правило, проще по форме и легче по содержанию, чем первая часть: его роль – «снятие» всех конфликтов (если произведение драматического склада). Финал симфонии № 40 (g-moll, сонатная форма) к этим случаям не относится. В нем с первой до последней ноты господствует тревожное настроение. Правда, главная тема отличается ярко выраженной танцевальностью, но непевучий характер мелодии, резкие контрасты звучности, стремительность движения придают ей внутренний драматизм.

Соотношение тем экспозиции – примерно такое же, как в первой части симфонии, и судьба побочной темы оказывается столь же печальной: после бурной разработки она лишается мажорной окраски и в репризе проходит в g-moll. Разработочный раздел финала по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее.

Итак, основное содержание симфонии – это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии – безрезультатны.


[1] Этим, очевидно, объясняется отсутствие в партитуре таких инструментов, как трубы и литавры.

История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.  

Как мы уже говорили, жанр симфонии как раз и формировался в творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена,  а в дальнейшем стал неотъемлемой частью творчества последующих композиторов.

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. 

По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Подобно  сонате, симфонии имеют циклическое строение, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме. Чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной  классической форме. Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга

Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. 

Моцартом написано около 50 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии. Симфонической музыке свойственна та же сложность и противоречивость чувств, что отличают моцартовских героев в их сольных и ансамблевых характеристиках. Два жанра обогащают друг друга, основа их едина психологический мир человека.

Три  последние симфонии являются ныне самыми  знаменитыми: №39 Es-dur, №40 g-moll и №41 C-dur «Юпитер». Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Многие историки музыки рассматривают эти произведения как пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Они считаются шедеврами  и их часто исполняют во всех странах мира и в наши дни. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах. 

Симфония №40 g-moll

Это едва ли не самое популярное из сочинений композитора. Симфония написана в лирико-драматическом жанре. Все внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. При этом внутренний мир человека предстает здесь сложным, глубоким: это мир напряженных исканий гармоничности, разумности, ясности. Симфония соль минор Моцарта одно из самых трагических произведений XVIII века. И не случайно композиторы-романтики выделили именно это произведение из богатейшего музыкального наследия XVIII века как наиболее созвучное их собственному мироощущению.

Идея симфонии: исповедь человека, поиск душевной гармонии, преодоление жизненных конфликтов. Музыка отличается единством образов во всем цикле (этому способствуют интонационно-тематические связи между темами). Особенностями цикла являются: отсутствие вступления; преобразование танцевальной III части (менуэта) в драматическую; драматический, а не жанрово-бытовой финал.

Стиль симфонии отличается тонкостью, камерностью: оркестр здесь без труб и литавр лишь струнные, деревянные духовые и валторны; фактура прозрачна, все голоса воспринимаются слухом; музыкальная ткань тщательно разработана, развитие отличается большой детализированностью. Все четыре части симфонии отмечают путь становления и утверждения ее трагической идеи.

                                                       

             Три  части Симфонии — 1, 2 и 4-я — написаны в сонатной форме.                   Первая

  • Симфония № 40,  часть 1.
  • Симфония № 40, часть 2.
  • Симфония № 40, часть 3.
  • Симфония № 40, часть 4.

Теперь сравните свои впечатления о музыке 40 симфонии Моцарта с  другими прочтениями, которые найдёте, перейдя по ссылке. Затем выполните предложенное задание.

https://stepik.org/lesson/342132/step/2?unit=325762    

Моцарт. Жизнь и мастерство гения

Жизнь его овеяна легендами, хотя известна до мелких деталей. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» показал столкновение одухотворённого творца с упорным и завистливым ремесленником, лишённым божественного дара, а потому способного на злодейство. Однако версия об отравлении Моцарта недостоверна, да и Сальери не мог быть причастен к убийству хотя бы потому, что при жизни был прославлен больше него, да и сам обладал немалым талантом.

Моцарт — редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удаётся сохранить свою яркую индивидуальность, не привыкнув угождать публике.

Решающую роль в его судьбе сыграл отец — Иоганн Георг Леопольд, который был скрипачом, композитором и замечательным педагогом. Он служил придворным музыкантом в капелле архиепископа в Зальцбурге (Австрия).

С младенчества  его  сына — Вольфганга Амадея сопровождала музыка. Уже с четырёх лет Амадей играл на скрипке и клавесине, с пяти начал сочинять музыку, с восьми — сонаты и симфонии, а ещё через три года — оперы. Пожалуй, только в музыке может столь рано проявиться гениальность.

Леопольд Моцарт со своим шестилетним сыном и старшей дочерью начал гастролировать по европейским странам. Они побывали в Вене, Париже, Лондоне, городах Швейцарии, Германии.

Несмотря на огромный успех гастролей, богатства они не принесли и, по-видимому, серьёзно подорвали здоровье ребёнка. Он вызывал восторг слушателей прежде всего как виртуоз-исполнитель. А в 14 лет ему довелось уже дирижировать в Милане исполнением своей оперы «Митридат, царь Понта». В том же 1770 году его после специального испытания избрали в члены прославленной Филармонической академии в Барселоне.

Он вынужден был служить капельмейстером у Зальцбургского архиепископа, который подчас обращался с ним, как с лакеем. Вольфганг пытался обрести свободу, отправлялся в гастрольные поездки, но его искусство не находило признания. Он уже не привлекал внимания как вундеркинд и был слишком молод для создания выдающихся произведений.

В 1782 году он женился, пришлось заботиться о семье. Он давал уроки и концерты, выполнял заказы на музыкальные произведения. В Вене была поставлена его комическая опера «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля», а через четыре года другая — «Директор театра», а также «Свадьба Фигаро», по-революционному направленной против аристократии пьесы Бомарше «Безумный день».

Венские аристократические круги встретили «Фигаро» с прохладцей. Зато на следующий, 1787 год в Праге она имела шумный успех. Для чешской публики он написал оперу «Наказанный распутник, или Дон Жуан», принятую в Праге с не меньшим восторгом и провалившуюся в Вене.

Моцарт собирался покинуть Австрию, когда император Иосиф II предложил ему должность придворного композитора — освободившуюся после смерти великого Кристофа Виллибальда Глюка. Пришлось сочинять танцы для балов, маскарадов, комическую оперу «Все они таковы».

По обычаю того времени тексты опер писались на итальянском языке, да и характер музыки во многом соответствовал считавшейся образцовой итальянской школе. У Вольфганга Амадея была мечта, о которой он рассказал в 1777 году отцу. «И как любили бы меня, если бы я помог подняться немецкой национальной сцене и в области музыки! — И мне это, наверное, удалось бы». Осуществилась его мечта в 1791 году, когда была поставлена — на немецком языке — его опера «Волшебная флейта».

Часто биографы подчёркивают, что Моцарт жил в бедности, умер в нищете, а потому похоронен в общей могиле. Однако, по некоторым данным, его скромное материальное состояние объясняется не столько тем, что он мало зарабатывал, сколько небрежным отношением к деньгам и большими расходами. Работал он много, проявил свой гений в самых разных жанрах, сочинил 41 симфонию и 27 концертов для фортепиано. Но следует помнить, что, несмотря на недолгую жизнь, он отдал музыке 30 лет.

За последние три года жизни, словно предчувствуя приближение смерти, Моцарт кроме «Волшебной флейты» и множества небольших сочинений создаёт три симфонии (среди них — «Юпитер») и полный трагизма «Реквием». Этот заказ на заупокойную мессу приводит его в мистическое состояние, вызывает сильное душевное потрясение. Он сообщает в письме: «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит меня, упрекает и требует заказанной работы. Я продолжаю композицию, потому что работа утомляет меня меньше, чем бездействие. Чего мне страшиться? Я чувствую, близок мой час! Близка моя смерть!»

Теперь уже трудно отделить переживания и образы, созданные воображением Моцарта, от происходивших событий, в которых он видел нечто символическое. Можно согласиться с мнением А. Виноградовой: «Потомки, разбирая архивные документы в надежде найти подтверждение или опровержение разным версиям, не способны, однако, воссоздать подлинный диалог Моцарта со Смертью; их обмен репликами был непонятен для чужих ушей; нам доступны лишь обрывки, записанные или слышанные кем-то. Пусть тайна останется тайной. Следующим поколениям было завещано бесценное достояние: оперы и симфонии, фортепианные и скрипичные концерты, квартеты, сонаты — словом, вся музыка Моцарта и в ней — его душа, обрётшая бессмертие».

Симфония № 40 соль минор

«Достичь небес — это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми» — эти слова величайшего композитора В. А. Моцарта раскрывают его творческое кредо.

Моцартовские симфонии настоящие инструментальные драмы. От них — прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. Л. Бернстайн, выдающийся американский композитор и дирижёр ХХ века, писал: «Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Она обращена назад — к Баху и вперёд — к Бетховену, Шопену, Шуберту… Верди и даже к Вагнеру. Моцарт — это сама музыка; что бы вы ни пожелали найти в музыке, вы найдёте у Моцарта… Моцарт… дух милосердия, всеобщей любви, даже страдания — дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности».

В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество. В этих симфониях композитор раскрывает «неизмеримые богатства человеческой души», готовит путь героике Бетховена. Увлечённость и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: «Я всецело поглощён музыкой, я занимаюсь ею весь день, всё время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю её…»

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.

Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром — «Джокондой» Леонардо да Винчи. Читаем о картине Леонардо да Винчи (эти характеристики приводит в своей книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин), а каждое слово как будто о музыке Моцарта!

«Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете». «Матовое лицо выступает из дымки. < … > Взгляд коричневых глаз производит двойственное впечатление. Он и целомудрен, и обольстителен, в нём светятся истома и ирония, лукавство и очарованье. На губах играет непостижимая улыбка».

В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души… Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом целом…

Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймёте, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность. Эта симфония едва ли не самое трагичное произведение XVIII века. Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.

Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряжённости и изливает эти впечатления в музыке.

I. Allegro molto

Первая часть написана в сонатной форме сонатного allegro.

Главная партия звучит с первых же тактов произведения. Это несколько грустная, трепетно-нежная музыка. Эта тема очень похожа на речь взволнованного жалующегося человека. Послушайте её внимательно, и вы услышите, что герой симфонии, как бы захлёбываясь и вздыхая, жалуется нам на что-то. Эту взволнованность, трепетность и беспокойство придают музыке нисходящая секунда, повторение одного звука, учащённый ритм. Мелодию исполняют скрипки, и это придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.

Всё, что дальше будет происходить в первой части симфонии, связано с развитием главной партии. Противостоит ей только побочная партия, но она лишь ненадолго уводит из мира главной. Тем более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в параллельной к соль минору тональности — си-бемоль мажоре. Лукавая, несколько танцевального склада, эта тема звучит мягко и изящно.

Кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир отрешения от острых коллизий, мир душевного покоя. Но это лишь миг. Покой рассеивается, и вновь главенствует образ главной партии.

В разработке развивается исключительно только основная тема. Напряжение всё более усиливается, нарастает драматизм. Тема предстаёт то мрачной, то исступлённо-горестной, то проникнутой безысходной скорбью. Постепенно она приобретает энергичный характер. Вместо задушевной вокальной «жалобы» появляется грозное и решительное звучание главной партии. Кажется, что весь оркестр приходит в движение.

После напряжённых изменений главной партии в разработке её полное проведение в репризе похоже на попытку героя вновь обрести душевные силы. Но восстановить утраченную целостность чувств не удаётся. Безутешны страдания. И даже побочная партия в репризе меняет свой характер. Она теряет свою светлую окраску, а вместе с ней задорный, лукавый оттенок. Минор окрашивает её в грустные, печальные тона. Так исчезает единственный солнечный «островок».

Всем своим образным строем реприза уже предвещает, чем закончится развитие всего симфонического цикла. Тщетны порывы к гармонии.

Можно трактовать 1-ю часть симфонии по-разному: с одной стороны, она по своему интонационному и образному строю выделяется среди других частей сонатно-симфонического цикла, составляет его «точку отсчёта» (явное присутствие двух начал: мужского — главная партия и женского — побочная; их сопоставление и взаимодополнение); с другой стороны, сравнение лирико-драматических образов 1-й части с образами финала даёт возможность подчеркнуть драматичность, стремительность движения, порывистость, мятежность последней части. Если 1-я часть сродни внутреннему монологу героя симфонии, то финал ближе к объективному повествованию, открытому для других. Именно исключительность музыки 1-й части Симфонии № 40 сделала её любимой и узнаваемой несколькими поколениями слушателей, дала повод современным музыкантам обращаться к её разнообразным интерпретациям.

II. Andante

Вторая часть — Анданте (неторопливо). Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей первой части следует светлая, умиротворённая, напевно-ласковая музыка Анданте.

Неторопливо, с некоторой величавостью струнные инструменты исполняют основную тему. Характерные для Моцарта восходящие задержания («запаздывания» очередного звука мелодии) придают ей мягкость и изящество.

Этому же способствует и короткая мелодическая фигурка из тридцать вторых, которая пронизывает собою музыку всей части.

Во второй части симфонии отсутствуют резкие контрасты тем. Все голоса оркестра поют, и пение это как бы излучает мягкий тёплый солнечный свет.

III. Menuetto Allegretto

Третья часть — оживлённый менуэт. Следуя установившейся традиции, Моцарт пишет в качестве третьей части менуэт, контрастирующий со второй частью. Общий замысел симфонии заставляет композитора наделить его чертами, мало свойственными этому танцу. Ещё более чем в сонате, волевой и энергичный, менуэт резко отличается от произведений подобного рода.

И лишь в средней части танца — в трио — Моцарт возвращает менуэту его характерные черты. Проходя поочерёдно у струнных и деревянных духовых инструментов, тема трио звучит мягко и светло, в соль мажоре. Изящные окончания фраз вызывают представление о галантных поклонах танцующих, присущих придворному менуэту того времени.

Третья часть менуэта представляет собой точное повторение первой (da саро).

Так в третьей части симфонии с новой силой проявляется серьёзность и глубина её общего замысла.

IV. Allegro assai

Четвёртая часть — финал. Чувства и настроения, выраженные в финале, роднят его с музыкой первой части: та же взволнованность главной и светлая грациозность побочной партии (финал написан в форме сонатного allegro).

А некоторые разделы финала (заключительная партия, начало разработки) имеют даже мелодическое сходство с первой частью.

Но это не только возврат к основным настроениям первой части. Финал — итог развития всей симфонии. Значительнее становится различие между главной и побочной темами, резче контраст внутри самой главной партии. А развитие основной темы в разработке бурное, порывистое и возбуждённое, достигает огромной напряжённости. Это кульминация произведения, то есть высшая по напряжённости точка всего цикла.

Вот эта взаимосвязь чувств и настроений всех частей, их постепенное и неуклонное развитие существенно отличают симфонию Моцарта от симфоний Гайдна, где цикл основан на выразительном контрасте частей.

Вопросы и задания:

  1. В каком году и где была написана симфония соль минор?
  2. Дайте характеристику основных тем первой части симфонии, опишите их оркестровое звучание.
  3. Какой характер свойствен музыке второй части?
  4. Расскажите о третьей части симфонии (менуэте) и финале.
  5. Какие черты отличают симфонию Моцарта от симфонии «С тремоло литавр» Гайдна?

Можно предложить учащимся высказаться о музыке каждой из четырёх частей симфонии от имени разных реальных лиц (методика А. Пиличяускаса): 1-я часть — композитор о себе, жизни и окружающих его людях; 2-я часть — Констанца, жена Моцарта; 3-я часть — композитор Й. Гайдн, старший современник Моцарта, высоко ценивший его талант; 4-я часть — Леопольд Моцарт, отец композитора, музыкант, педагог. Вслед за этой своеобразной «ролевой игрой» необходимо более детально обсудить музыкальные особенности тем симфонии, приёмы их развития, сопоставление различных образных сфер в сонатно-симфоническом цикле.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Моцарт. Симфония № 40:
        I. Allegro molto, mp3;
        II. Andante, mp3;
        III. Menuetto Allegretto, mp3;
        IV. Allegro assai, mp3;
    Фрагменты первой части симфонии:
        Главная партия, mp3;
        Побочная партия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

  • Моцарт номер 7 колыбельная
  • Моцарт концерт для фортепиано номер 23
  • Моцарт караоке астрахань телефон
  • Моцарт гостиница хабаровск телефон
  • Моцарелла дербышки казань телефон