Много камер на телефоне

Зачем на телефоне несколько камер?

Многие люди в шутку говорят производителям: “С таким успехом вы могли бы создать смартфон с десятью камерами!”. Можно шутить сколько угодно, но мы не удивимся, если в скором будущем так и будет. 

Но зачем телефону так много модулей? Наличие нескольких камер на телефоне говорит об улучшенном качестве фотографий и делает смартфоны более похожими на профессиональные камеры.

Количество камер

В наше время телефоны с одним модулем камеры почти не выпускают. У наличия нескольких модулей на смартфонах есть свои плюсы. К примеру, можно снимать с разными объективами, выбирая между различными режимами: панорамой, зумом и обычным фокусным расстоянием.

Есть шесть видов камер, которые производители обычно устанавливают в смартфоны:

  • Портретный объектив
  • Широкоугольный объектив
  • Телеобъектив
  • Монохромная камера
  • Инфракрасная камера
  • Датчик для ночной съемки — позволяет создавать четкие снимки в темноте и при слабом освещении;
  • Фронтальный объектив

Расскажем об их предназначении, а также о том, какую роль они выполняют.

1.    Портретный объектив

Это первая камера, которая начала появляться даже в самых недорогих телефонах – например, у Xiaomi Redmi Note 5. По задумке создателей, модуль должен просчитывать расстояние для объекта и эффективнее размывать задний план при портретной съёмке. На деле модуль бесполезен, поскольку в создании таких фотографий первостепенную роль выполняет основная камера и программные алгоритмы.

Apple была первой компанией, представившей «Портретный режим» почти три года назад в своем флагмане iPhone 7 Plus. Затем присоединились другие производители, поэтому сейчас почти каждый флагманский телефон имеет собственный портретный режим.

2.    Широкоугольный объектив

Модуль создан для съёмки с расширенным углом захвата. Сам сенсор может находиться не только сзади, но и спереди, выступая частью двойной фронтальной камеры. Во многих современных смартфонах основной объектив является широкоугольным, а дополнительный объектив становится сверхширокоугольным, позволяя захватить в кадр больше объектов.

Такая камера полезна для панорамной съемки или для больших компаний.

Впервые широкоугольную камеру использовали для группового селфи на смартфон LG V10, выпущенном еще в 2015 году. Однако тогда пользователи отмечали низкое качество изображения с широким углом обзора и сильное искажение сцены по углам.

На этот модуль можно создавать видео, ничем не отличающееся от съемки на GoPro. Допустим, в телефоне One Action от компании Motorola модуль имеет собственную стабилизацию, записывая видео в горизонтальном формате даже тогда, когда телефон находится в вертикальном положении.

Широкоугольная камера присутствует почти во всех смартфонах средней стоимости (15 тысяч и выше).

3.    Телеобъектив

 Телеобъективы есть у топовых флагманов от Apple, Samsung, Huawei и не только. Его используют для съёмок с большим фокусным расстоянием без потери качества.

Стандартная широкоугольная линза имеет фокусное расстояние длиной 28 мм, благодаря чему вмещает в кадр больше деталей. Однако при близкой съемке людей, предметов и животных при помощи этой камеры, на снимках появляются искажения, а объекты растягиваются.

Телеобъектив отлично подходит для создания портретов, обеспечивая минимальное искажение и более сглаженные объекты, чем широкоугольный объектив. Большинство производителей добавляют к нему эффект размытости фона, чтобы портретные кадры с этой комбинацией были выведены на уровень, сравнимый с качеством «зеркальных» фотоаппаратов.

Впервые технологию представила компания OPPO представила в 2017 году и до сих пор использует в смартфонах поздних поколений. Apple обратила внимание на телефотокамеру как вторую камеру для своих смартфонов, начиная с iPhone 7 Plus, который стал первой моделью с двойной камерой.

Модуль с телеобъективом крайне редко можно встретить в смартфонах до 20 тысяч рублей. Мощные телеобъективы находятся в таких флагманах как Realme X3 SuperZoom или Samsung Galaxy S21 Ultra.

Минус телеобъектива на смартфонах заключается в том, что они не захватывают промежуточные значения.

4.    Монохромная камера

На монохромную камеру можно делать исключительно черно-белые фотографии. Интересно, что цветной модуль не может обеспечить такого высокого качества изображения даже после применения ЧБ-эффекта, как черно-белый сенсор.

Такая камера позволяет создавать снимки с большей резкостью, получая при этом более глубокие тени и яркие блики на кадрах.

Монохромный датчик ввиду отсутствия цветного RGB-фильтра, не может фиксировать информацию о цвете, однако может захватывать больше света, чем обычная камера.

Одним из первых смартфонов с дополнительной монохромной камерой можно назвать флагман Huawei P9. До сих пор китайская компания продолжает улучшать свою двойную камеру и сегодня у нее лучшая система с монохромным датчиком. К их разработке Huawei привлекла известного немецкого производителя фотокамер и линз — Leica.

5.    Инфракрасная камера

Несмотря на то, что такие камеры встречаются редко, они имеют главное преимущество над другими модулями, потому что могут снимать в полной темноте. Инфракрасный объектив встречается в некоторых защищённых смартфонах, а также в аппаратах, обладающих продвинутой системой разблокировки по лицу: Xiaomi Mi 8, Huawei Mate 20 Pro и другие.

6.    Датчик для ночной съемки

Модуль позволяет создавать четкие снимки в темноте и при слабом освещении. Дополнительная камера, находящаяся в основном на задней панели телефона, захватывает гораздо больше света. Благодаря этому фотографии при низкой освещенности становятся более детализированными и красочными. Камеры на устройствах Apple последнего поколения добились отличных успехов в этой области.

7.    Селфи (или фронтальная камера)

В этом случае много камер не нужно, двух-трех будет достаточно. Два необходимы для создания реалистичного размытия. Однако даже на профессиональных полнокадровых камерах широкоугольные объективы не очень хорошо размывают фон, так как у них больше DOF (глубина резкости). 

Зачастую размытые эффекты на фронтальных камерах, как на iPhone X, выглядят не совсем “профессионально”, а скорее, неестественно. Однако в правильных руках это определенно может сработать.

Сейчас камеры смартфонов могут не просто делать кадры, а идентифицировать и предоставлять дополнительную информацию обо всем, на что мы их направляем. Они позволяют собирать визуальные данные и видеть объекты дополненной реальности, размещенные в реальном мире. Фронтальные камеры могут повысить безопасность за счет системы распознавания лиц. Таким образом, в наше время камеры находятся в центре смены парадигмы, которая меняет человеческое взаимодействие с окружающим миром.

Сейчас найти в продаже более-менее дорогой смартфон с одной камерой на задней панели — задача практически невыполнимая. Почему? Потому что несколько фотосенсоров позволяют делать то, на что один-единственный сенсор не способен. И подходов к реализации этой идеи много.

В этой статье мы расскажем о том. зачем в абсолютном большинстве топовых и многих среднебюджетных смартфонах устанавливают по две, три и даже четыре камеры. С каждым месяцем производители выпускают все более дешевые мобильники с этой «фишкой», так что разобраться в ее смысле лишним не будет.

Подход «Две (три, четыре) лучше одной»

Разные фотомодули и объективы могут исполнять разные роли. Объектив с низкой апертурой и широким углом обзора отлично справится с детальным захватом объекта, который находится вблизи, но плохо покажет себя во время съемки движущейся цели. Длинный объектив позволит снять что-нибудь на удалении, но пропускает на сенсор меньше света.

Дело тут еще и в том, что смартфоны — штуки по сравнению с полноценными камерами очень миниатюрные. Фотомодуль не может иметь толщину больше нескольких миллиметров, что накладывает на инженеров серьезные ограничения. Добавление нескольких камер — отличный способ эти ограничения обойти.

Зачем смартфонам несколько камер?

Основная камера Galaxy S9 использует два одинаковых сенсора, но два разных объектива.

Кроме того, очень важно помнить о роли постобработки картинки. Производители смартфонов соперничают не только в том, сколько камер и какие объективы устанавливаются в их девайсы, но и в эффективности работы сверхсложных алгоритмов, которые отвечают за удачное и корректное комбинирование всей информации, полученной с разных сенсоров. У Google, Sony, Samsung и других они абсолютно разные.

В итоге изображение, полученное с использованием нескольких камер, просто объективно становится лучше обычного — благодаря постобработке в нем совмещаются преимущества сразу нескольких фото, а минусы разных объективов и сенсоров нивелируются. Именно так, к примеру, работает технология HDR — несколько фотографий делаются с разными настройками уровня экспозиции, а результатом становится HDR-картинка с широким цветовым диапазоном.

Благодаря нескольким сенсорам улучшаются все параметры фото (и видео, но там используются другие, менее качественные и более быстрые алгоритмы) — и детальность, и уровень шумов, и степень размытости, и баланс цветов. Стоит лишь помнить о том, что наличие двух и более камер совсем не гарантирует приятный глазу результат — правильно настроенные алгоритмы постобработки важны даже больше.

Зачем смартфонам несколько камер?

Один из примеров работы таких алгоритмов — эффект «боке», который в большинстве случаев работает совсем не так, как на традиционных зеркальных камерах. Камеры смартфонов просто «умно» размывают фон изображения — с переменным успехом. Иногда это приводит к поразительным результатам, а иногда — к появлению странных артефактов (например, iPhone на одной из старых версий прошивки могли добавить маленьие зубы на зубы улыбающегося человека).

Примеры такого подхода: iPhone X, iPhone XS, iPhone XS Max; Samsung Galaxy Note 9, Galaxy S9; LG V30; Huawei Mate 20 Pro

Подход «Оптический зум»

Камеры смартфонов способны на многое, но с одним они справляются откровенно плохо — с приближением картинки. Из-за своих размеров объективы мобильников просто не в состоянии менять фокус и захватывать достаточно информации. Исключением можно считать разве что странные решения вроде того, которое использовали в Samsung Galaxy S4 Zoom, а они попросту не прижились.

via GIPHY

Что ж, использование двух и более фотосенсоров позволяет решить и этот вопрос, как минимум в какой-то мере. Вспомогательный объектив современных смартфонов часто предназначен именно для этого. Результат не сможет посрамить профессиональную цифровую камеру с полноразмерным объективом, но он все равно гораздо лучше, чем результат, полученный с использованием обычного цифрового зума (а он просто увеличивает картинку с использованием сравнительно примитивных алгоритмов).

К примеру, Apple называет основную камеру топовых iPhone «широкоугольной», а вспомогательную — «телефото». Именно вспомогательная помогает приближать изображение примерно вдвое без особой потери качества.

Обычно вторичный (или один из трех-четырех) сенсоров имеет отличный от основного показатель светопропускания — соотношение апертуры и диаметра объектива. Здесь в дело тоже вступают алгоритмы, без которых комбинация двух картинок была бы просто невозможной. Разные производители добавляют к этому всему свои «фишки» — к примеру, Samsung позволяет «дополнить» приближенную картинку отсутствующими участками, которые сняты основным модулем и обработаны отдельным алгоритмом, чтобы лучше соответствовать изображению со вторичного.

Примеры такого подхода:  iPhone X, iPhone XS, iPhone XS Max; Samsung Galaxy Note 9, Galaxy S9; LG V30

Подход «Волшебник страны Оз»

Окей, «Волшебник страны Оз» — не совсем технический термин. Просто так мы бы предложили назвать подход, при котором одновременно используются цветные и монохромные (черно-белые) фотосенсоры.

Обычные настройки фото в таких смартфонах позволяют получить фотографию с более высоким уровнем деталей — опять-таки, пресловутые алгоритмы берут информацию с монохромного снимка и добавляют ее в цветной, в итоге заметно его улучшая.

Зачем смартфонам несколько камер?

Изображения, полученные монохромным сенсором и цветным сенсором Essential Phone.

Опять-таки, здесь очень много зависит именно от реализации алгоритмов. Помимо повышения уровня детальности картинки монохромный сенсор еще и позволяет быстрее работать системе автофокуса, а также даже показывать пользователю результат работы нескольких объективов в реальном времени.

Зачем смартфонам несколько камер?

Некоторые компании — например, Huawei со своим P20 Pro — используют сразу несколько описанных нами подходов. У P20 Pro три сенсора — 20-мегапиксельный основной, вспомогательный с тройным зумом и монохромный, который улучшает четкость финального изображения.

А в Samsung Galaxy A9 (2018) и вовсе установлено сразу четыре камеры. Все они имеют разные характеристики — фокусное расстояние, светопропускаемость и так далее. Этот девайс, несмотря на свою относительную «бюджетность», благодаря обилию возможностей позволит «разгуляться» даже фотографу-энтузиасту.

Примеры такого подхода: Huawei P20, P20 Pro, Honor 10

Зачем смартфонам несколько камер?

Подход Google Pixel и будущее индустрии

А что же Google с ее флагманскими Pixel 3 и Pixel 3 XL? Эти модели числятся топовыми и используют всего одну камеру на задней панели — почему? Что ж, здесь все предельно просто.

Google — компания, которая, пожалуй, в ходе своей деятельности собрала больше информации, чем любая другая организация, когда-либо существовавшая на нашей планете. В ее распоряжении — тысячи, миллионы и миллиарды фотографий и видео, на которых с помощью мощных серверов тренируют ИИ-алгоритмы.

Понимаете, к чему это все? Google считает (и вполне обоснованно — просто взгляните на рейтинг DxOMark), что алгоритмы — вообще всему голова, и им достаточно всего одной картинки, чтобы творить чудеса. И получается! Достаточно посмотреть на необыкновенные результаты работы «ночного режима» камеры Pixel 3 или ее портретные снимки. В общем, этот подход тоже пока имеет право на существование. Получится ли у этих алгоритмов еще более впечатляющий результат, если Pixel 4 будет иметь два или три фотомодуля? Все зависит от инженеров Google и ее желания идти на риск. Ну а пока что ее девайсы и так находятся чуть ли не впереди всех конкурентов.

Зачем смартфонам несколько камер?

Что дальше? А дальше все станет еще интереснее. HMD Global, к примеру, на выставку Mobile World Congress 2019 в Барселоне привезет новый флагманский смартфон Nokia 9 PureView, который получит целых пять камер. Для чего они все будут нужны? Пока не ясно. А еще в 2019 в смартфонах начнут использовать специальные сенсоры типа 3D Time-of-flight, которые с помощью измерения скорости движения света к объекту и обратно позволяют вычислить глубину его расположения в кадре. Эти сенсоры в сочетании с традиционными должны сделать фото еще более реалистичными и детальными.

Как же выбрать смартфон, который снимает фото и видео лучше остальных? Раньше основным советом было «не ведитесь на количество мегапикселей», а теперь к нему добавляется еще и «не ведитесь на количество камер». Главное — результат, так что просто оцените его по обзорам специалистов. Например, той же лаборатории DxOMark.

15 октября 2020

Как в смартфонах появилось несколько камер и к чему это привело

Продолжаем разбирать спорные идеи, которые нам пытаются навязать производители. Мы уже обсудили складные смартфоны с двумя экранами и прозрачные телефоны, теперь хочу поговорить о том, как в смартфонах появилось две-три и больше основных камер, и почему это не всегда удачное решение.

Под телефонами с двойной камерой мы не будем рассматривать модели, у которых есть одна основная и одна фронтальная камеры — тут все просто. Речь идет о двух или нескольких объективах, расположенных рядом.

Первые телефоны с «настоящей» двойной камерой использовали для 3D. Первым таким был Samsung SCH-B710 в далеком 2007 году — он продавался только в Корее, поэтому про него многие даже не слышали.

У этого телефона был экран, который передавал 3D-эффект без специальных очков. Объемных игр или видео в то время не было, поэтому в него добавили две камеры, чтобы владелец такого устройства мог хотя бы разглядывать свои объемные фотографии. Правда, это были камеры посредственного качества с разрешением 1,3 Мп, поэтому сами можете представить, какое там было 3D.

После этого экспериментального телефона на рынке было еще несколько смартфонов с 3D-экраном и двойной камерой для съемки фото и видео со стереоэффектом — из более популярных можно вспомнить LG Optimus 3D и HTC Evo 3D, но на самом деле их намного больше. Даже у той же LG было несколько смартфонов с двойной камерой для съемки 3D, а еще есть вариации от Sharp, ZTE и множества других компаний.

3D в телефонах так и не взлетело, как и в телевизорах, а для других задач никто не видел необходимости в двух камерах. Только в 2014 году HTC придумала, что в смартфоне One M8 будет стоять двойная камера — основной модуль на 4 Мп и вспомогательный на 2 Мп. Вторая камера нужна была только для двух функций — программного размытия фона или изменения точки фокусировки на готовом снимке.

Правда, эти дополнительные функции работали далеко не идеально. Да и большие пиксели основной камеры усугубляли ситуацию — из-за низкого разрешения страдала детализация на снимках. Так что маркетинговый трюк с двойной камерой от HTC не взлетел.

В том же 2014 году Huawei представила Honor 6 Plus с двумя камерами на 8 Мп. Посыл тот же самый — можно управлять точкой фокусировки на снимках и даже имитировать разную глубину резкости. На практике это работало не очень — точно не лучше, чем в смартфонах, которые пытались делать то же самое с одной камерой.

Вот примеры:

Поэтому возникает вопрос — стоит ли эти сомнительные функции того, чтобы ради них ставить вторую камеру в смартфон. Но, похоже, у производителей смартфонов такой вопрос не возник, поэтому 2014 год можно обозначить началом моды на смартфоны с несколькими камерами.

В 2015 году LG представила V10 — только двойной у него была не основная камера, а фронтальная. Специально для селфи к обычной камере добавили широкоугольную, чтобы в кадр попадало больше людей. Такой вариант выглядит даже разумнее, чем все предыдущие варианты двойных камер в смартфонах.

Самой LG этот вариант тоже понравился, поэтому во флагмане G5 появилась уже основная камера с дополнительным широкоугольным модулем. Но с этим смартфоном было много других проблем, так что пойдем дальше.

Другую реализацию двойной камеры придумала Huawei вместе с Leica. Во флагман P9 тоже поставили вторую камеру, только не обычную, а монохромную. По словам производителя, она помогала расширять динамический диапазон и получать больше света. Как на самом деле это работало — знают только инженеры компании.

Зато монохромная камера Huawei позволяла делать красивые черно-белые снимки:

Apple в 2016 году предложила другой вариант исполнения двойной камеры — в iPhone 7 Plus появилась камера-телевик. При переключении между двумя объективами получается 2-кратный оптический зум — оптимально для портретов или предметной фотографии. Сейчас такая схема используется повсеместно, потому что габариты смартфонов не позволяют вместить объектив с изменяемым фокусным расстоянием, как в больших камерах.

Но у iPhone 7 Plus была одна проблема — длиннофокусные объективы требуют больше света. У второй камеры не было стабилизации, поэтому светосилы объектива было недостачно. В итоге смартфон для 2-кратного зума при плохом освещении использовал не дополнительную камеру, а кропал изображение с основной камеры — это уже программный, а не оптический зум. Честное увеличение работало только днем при хорошем свете.

Ситуация улучшилась только в iPhone X, когда ко второй камере добавили оптическую стабилизацию.

К чему мы пришли

Последние три года идет настоящая гонка — кто больше. Так, например, появился Samsung Galaxy A9 с четырьмя камерами, из которых нормально снимала только основная, а широкоугольная и «телевик» давали картинку намного хуже. Этот набор дополнили так называемым датчиком глубины — специальной камерой для программного размытия фона. Тут стоит вспомнить HTC One M8.

Самый сложный смартфон года: Nokia 9 Pure View

Тут нельзя не вспомнить про Nokia 9 с хитрой системой из пяти камер, которые на деле оказались не так хороши

Сейчас смартфон с двумя-тремя или даже большим количеством камер — это норма. Только если в дорогие флагманы ставят хорошие сенсоры с качественными объективами, как в iPhone 11 Pro или Galaxy S20, то в бюджетные и средние модели ставят что попало — в лучшем случае не очень качественный широкоугольный модуль, но чаще всего дают бесполезный датчик глубины или макро-камеру на 2 Мп.

Поэтому мне в этом плане больше нравится подход Apple — компания пытается выжать из всего максимальную прибыль, но при этом сохраняет базовую рациональность. Так в условно-недорогом iPhone SE (2020) есть только одна хорошая камера без отдельных модулей для боке или макро. Если вам нужен широкоугольный объектив или оптический зум, то есть более дорогие iPhone 11 и 11 Pro.

Хотя Apple тоже любит хитрить с камерами. Например, компания рассказывает, что в новом iPhone 12 Pro Max есть пятикратный зум, но это не совсем так. Компания считает оптический зум от самого широкоугольного модуля до телефото-объектива — там действительно получается увеличение в 5 раз. Только обычно принято считать зум от основного модуля к телевику — поэтому на самом деле в 12 Pro Max увеличение только 2,5-кратное, а не 5-кратное.

Попробуйте с первого раза понять, какую камеру вы получите / скриншот сайта Apple

Предлагаю обсудить в комментариях, нужны ли смартфонам двойные или тройные камеры, особенно в бюджетных смартфонах. Как часто в жизни вам нужен «телевик» или широкоугольная камера, если вы не увлекаетесь фотографией?

Количество камер в смартфонах растет с такой скоростью, что от некоторых моделей уже можно заработать триптофобию. Мы уважительно говорим: двойная камера, тройная камера, и по умолчанию считаем, что такие телефоны лучше фотографируют (и это действительно так). Разберемся, почему же для хорошего снимка смартфону нужно именно несколько камер.

Слишком мало места!

Главная трагедия печальной жизни конструкторов мобильных телефонов заключается в нехватке места. Толщина современного смартфона уже давно не превышает десятка миллиметров, и в такое узкое пространство просто невозможно «впихнуть невпихуемое» — а конкретно, нормальный объектив фотокамеры.

Нормальный — это с несколькими стеклянными линзами разных размеров, которые могут «раздвигаться», чтобы собрать как можно больше света и обеспечить максимальное приближение кадра (зум). На заре камерофонов были попытки сделать смартфон с полноценным выдвижным объективом. Но выглядело это, мягко говоря, как гибрид бульдога с носорогом. К примеру, вот такой Samsung Galaxy K-Zoom:

Для чего смартфону несколько камер?

Вот что получается, если делать качественный объектив из стекла — определенно, такой гаджет не выглядит сильно мобильным, не правда ли? Можно было бы, конечно, попробовать выточить линзы из другого материала, но вот беда — не существует на земле такого, который бы преломлял свет лучше, чем обычное стекло. И вот что делать?

Что делать? Вторую камеру приделать!

Вот тут и появилась гениальная идея. Если в телефоне нельзя сделать один большой объектив с несколькими линзами, то почему бы не поставить два маленьких с одной? Причем с разным фокусным расстоянием: одна будет делать широкоугольные снимки, а вторая будет «телеобъективом» — с узким полем зрения, но большим увеличением.

На обе камеры синхронно делаем снимки, а затем совмещаем их при помощи программного обеспечения для пост-обработки. Это, конечно, сложно, но в сложности софта нас никто не ограничивает — в отличие от размера объектива. Так мы соберем вдвое больше света, получим два снимка с разной глубиной резкости, а также сможем одинаково четко снимать и самые темные, и самые светлые детали.

Для чего смартфону несколько камер?Сказано — сделано. Так в смартфонах появились двойные камеры. Пионерами направления стали LG и Huawei, а популяризовала технологию, разумеется Apple. На картинке показано, как работает двойная камера iPhone 7.

А зачем третья?

А третья камера в смартфоне (и все последующие), на самом деле, в большинстве случаев и не камера вовсе. Нет, это может быть и дополнительный объектив с еще одним вариантом фокусного расстояния. Вот у такого телефона Light L16 таких вариантов целых 16:

Для чего смартфону несколько камер?

Но часто под третьим (и всеми последующими) кружками скрывается датчик, который используется для дополнительного улучшения изображения. В целом, существует пять вариантов того, чем может быть третья «камера» в смартфоне:

  • Телеобъектив — еще один объектив с узким полем зрения для съемки с увеличением;
  • Широкоугольный объектив — дополнительный объектив для создания широких снимков;
  • Черно-белый сенсор — позволяет снимать с большей резкостью, получать более глубокие тени и яркие блики;
  • Датчик для ночной съемки — позволяет создавать четкие снимки в темноте и при слабом освещении;
  • Сенсор для анализа глубины — помогает двум основным объективам создавать снимки с правильной глубиной резкости.

Все это позволяет мобильным телефонам снимать лучше, ярче и резче, при этом не увеличивая габариты смартфона. Вот зачем смартфону несколько камер — и чем их больше, тем лучше. Возможно, устройства нового поколения будут сплошь и рядом покрыты «глазками» объективов. Но мы чешемся уже от Nokia 9 c пятью камерами — надеемся, что до безумия дело не дойдет!

А вот еще о многокамерных смартфонах:

  • «Глазастые» смартфоны: гаджеты с 4 и 5 камерами
  • Топ-5 смарфтонов с двойными камерами
  • Лучшие камерофоны: сводный тест 30 камер смартфонов

Фото: Samsung, Apple, Light 

Инженерная мысль достигла потолка – дальнейшее совершенствование камер объективно невозможно без радикальной смены конструкции самого смартфона. Все флагманские модели снабжены практически идеальными, с технической точки зрения, модулями и чтобы выявить победителя, придется пойти альтернативным путем.

В каком смартфоне самая лучшая камера в 2021 году – Топ 15

♥ ПО ТЕМЕ: Зачем в Айфоне 3 камеры: для чего нужна каждая и как переключаться?

Пока пользователи смартфонов наперегонки пополняют свои файловые хранилища и аккаунты в социальных сетях фотографиями котов, пейзажей и себя любимых, инженеры ломают голову над тем, как улучшить и без того отличные камеры. Причем конкуренция у последних еще жестче, ведь борьба идет не за лайки, а за миллионы долларов потенциальной прибыли для компании.

Несколько лет назад, глядя на результаты работы камер флагманских аппаратов Apple, Samsung и прочих A-брендов, казалось, что эволюция данных модулей вот-вот должна остановиться. Качественные, «бесшумные» фотографии даже в условиях низкой освещенности, сверхбыстрый автофокус, оптическая стабилизация при съемке видео — чего же боле? Однако нет предела совершенству, появление новых возможностей и улучшений зависит исключительно от пользовательского спроса.

К новому году все ведущие вендоры уже порадовали публику анонсами и релизами свежих флагманских моделей смартфонов, а значит можно подводить промежуточные итоги. В этом материале рассмотрим 10 лучших камер в мобильных устройствах по состоянию на 2022 год.

Все представленные ниже смартфоны снимают отличные фото и видео. Для большинства пользователей разница в качестве камер, представленного ниже топа, будет практически неощутима. Однако узконаправленные специалисты все же могут расставить приоритеты, выделив преимущества и недостатки той или иной модели. Данный рейтинг составлен по данным экспертов DxOMark и других авторитетных ресурсов.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно фотографировать: 12 простых советов для тех, кто хочет улучшить качество своих фотографий.

10 место Samsung Galaxy S21 Ultra

Дизайн Samsung Galaxy S21 Ultra

Главной фишкой Samsung Galaxy S21 Ultra стало появление второго телеобъектива с 10-кратным оптическим зумом. Работает оптика превосходно, позволяет разглядывать и снимать Луну без искусственно-интеллектуальных фокусов с подклейкой сторонних изображений в стиле Huawei.

В остальном возможности камеры смартфона практически не изменились в сравнении с Galaxy S20 Ultra.

Основные характеристики камер Samsung Galaxy S21 Ultra:

  • Широкоугольная: 108 МП, размер пикселя 0,8 мк и 2,4 мк в режиме объединения точек Nonacell, светосила F/1.8, оптическая стабилизация изображения, 24 мм фокусное расстояние, фазовый автофокус;
  • Телеобъектив: 10 МП, размер точки 1,22 мк, светосила F/2.4, оптическая стабилизация изображения, 72 мм фокусное расстояние, 3-кратный оптический зум;
  • Телеобъектив: 10 МП, размер точки 1,22 мк, светосила F/4.9, оптическая стабилизация изображения, 240 мм фокусное расстояние, 10-кратный оптический зум;
  • Сверхширокоугольная камера: разрешение 12 МП, размер пикселя 1.4 мк, светосила F/2.2, фокусное расстояние 13 мм.;
  • Фронтальная камера: 40 МП, светосила F/2.2.



♥ ПО ТЕМЕ: Что такое QuickTake на iPhone, или как снимать видео в режиме «Фото».

9. Xiaomi 12 Pro

Xiaomi 12 Pro

Этот смартфон относится к линейке флагманов компании 2022 года. Модуль камер выглядит лаконично, но это не мешает ему демонстрировать те самые возможности модели Pro. Система камер в этом поколении устройств была переосмыслена – бесполезный телемакро, который присутствовал в Mi 11, исчез. Зато значительно обновилась аппаратная платформа – каждая камера получила 50-мегапиксельный датчик.

  • Основная камера, 50 МП, Sony IMX707, семилинзовый объектив, f/1.9. Эффективный размер пикселя 2,44 мкм в готовом 12,5-мегапиксельном результате.
  • Сверхширокоугольная камера, 50 МП, угол съемки 115 градусов, f/2.2.
  • Телеобъектив, 50 МП, f/2.2, ЭФР 48 мм, 2x оптический зум.

Каждая из камер при необходимости может снимать с родным разрешением, но по умолчанию оно «сжимается» в 4 раза. Снимки в солнечную погоду выглядят действительно качественно. Фокус четкий, как и экспозиция, баланс белого передается четко.

В условиях плохого освещения используется основная камера с цифровым увеличением, чтобы захватывать больше света. Но съемка в ночное время – не самая сильная сторона этого смартфона.



♥ ПО ТЕМЕ: Насколько важно количество мегапикселей в камере смартфона.

8. Oppo Find X5 Pro

Oppo Find X5 Pro

В Oppo Find X5 Pro производитель вложил все свои самые лучшие технологии на текущий момент. Дизайн блока камер выглядит необычным сам по себе. Это неслучайно, ведь Find X5 Pro позиционируется, как мощное фотоустройство. Работе трех камер помогает собственный процессор обработки изображений Marisilicon X от Oppo. Он обеспечивает умные возможности обработки фотографий с помощью искусственного интеллекта, позволяет быстрее обрабатывать данные и даже повышает энергоэффективность устройства. Как и дочерний бренд OnePlus, Oppo сотрудничает с Hasselblad для наилучшей обработки цвета. Производитель всячески подчеркивает, что фотографии уделяется особое внимание.

  • Основная камера, 50 Мп Sony IMX766, 5-осевая оптическая стабилизация, f/1.7, пиксель 1 мкм, сенсор 1/1,56 дюйма, ЭФР 25 мм, угол обзора 80 градусов.
  • Сверхширокоугольная камера, 50 Мп Sony IMX766, f/2.2, пиксель 1 мкм, сенсор 1/1,56 дюйма, ЭФР 15 мм, угол обзора 110 градусов.
  • Телеобъектив, 13 Мп, f/2.4, пиксель 1 мкм, сенсор 1/3,4 дюйма, ЭФР 52 мм, 2-кратный оптический зум.

Работающий с данными камер искусственный интеллект использует формат RAW, улучшая шумоподавление, компенсируя слабое освещение. Find X5 Pro разумно отказался от бесполезного 60-кратного микроскопа, который стоял в предшественнике. С помощью улучшенного 13-канального спектрального датчика общие возможности камер только улучшились.

В режиме Pro становятся доступными некоторые тонкие настройки, в частности, фирменные фильтры Hasselblad, а также расширенный режим съемки видео в кинематографическом формате.

♥ ПО ТЕМЕ: Скрытый смысл логотипов известных компаний.

7 место. Samsung Galaxy S22 Ultra

7 место. Samsung Galaxy S22 Ultra

Флагман Samsung образца 2022 года просто обязан задавать стандарты качества, в том числе в области мобильной фотографии. Именно этот смартфон зачастую используется в качестве эталонного в тестах. Тыльная система камер включает в себя четыре модуля:

  • Основная, 108 Мп, матрица 1/1,33 дюйма, 0,8 мкм, f/1,8, 23 мм, фазовый автофокус PDAF, дальномер Laser AF, OIS (основной). За счет объединения пикселей по умолчанию фотография создается в разрешении 12 Мп, но есть возможность снимать в полном разрешении.
  • 10 Мп, 1/3,52 дюйма, 1,12 мкм, f/4,9, 230 мм, dual pixel PDAF, OIS, оптический зум 10× (телефото, перископ)
  • 10 Мп, 1/3,52 дюйма, 1,12 мкм, f/2,4, 70 мм, dual pixel PDAF, OIS, оптический зум 3× (телефото)
  • Сверширокоугольная, 12 Мп, 1/2,55″, 1,4 мкм, f/2,2, 13 мм, 120˚, dual pixel PDAF, Super Steady video (широкоугольный)

Основная камера обеспечивает высочайший уровень съемки, баланс белого работает практически безошибочно, даже со снегом в кадре. Смартфон справляется со сложными условиями, широкий динамический диапазон матрицы отлично экспонирует свет и тень.

Пара модулей позволяет экспериментировать с зумом, давая 3х и 10х оптическое приближение. Обе эти камеры получили как автофокус, так и оптический стабилизатор. Качество картинки с ее приближением не страдает. Максимальный зум 100х подходит для передачи крупных деталей с дальних планов.

В Ночном режиме удалось обеспечить баланс между шумодавом и уровнем добавленной резкости, снимки кажутся четкими, естественными, ночная картина не пересвечивается. И хотя модуля для макросъемки и нет, с помощью длиннофокусного объектива получится снять нечто похожее.



♥ ПО ТЕМЕ: Как в «Фото» на iPhone копировать эффекты с одного фото на другое.

6 место. Xiaomi 12S Ultra

Xiaomi 12S Ultra

Компания Xiaomi не стесняется бросать вызов лидерам рынка и создавать дорогие и действительно качественные устройства. При создании флагманов нельзя обойти внимание функционал камер. Xiaomi 12S Ultra это не просто топ линейки, это нечто ультимативное и явно премиальное. Сам блок камер очень большой, занимает не меньше трети задней панели. Инженеры Xiaomi разместили тут четыре модуля, в области камер смартфон оказался довольно толстым (15 мм):

  • Широкоугольная камера, 50,3 Мп Sony IMX989, матрица ¾ дюйма, самая большая в индустрии. Объектив из восьми асферических линз с низким коэффициентом отражения. Диафрагма f/1.9, эквивалентное фокусное расстояние 23 мм. Биннинг четырех пикселей до 3,2 мкм, результирующее разрешение 12 МП.
  • Ультраширокоугольная камера, Sony IMX586, разрешение 48 Мп, пиксели 1,6 мкм, f/2.2, ЭФР – 13 мм. Автофокус, возможность макросъемки.
  • Телефотообъектив, Sony IMX586, разрешение 48 Мп, ЭФР 120 мм, оптический зум 5x, f/4.1
  • TOF-камера, 0,3 Мп.
  • Фронтальная камера, 32 Мп.

Большой размер матрицы основной камеры позволяет использовать аппаратные возможности наравне с программными. Сенсор дает увеличенный динамический диапазон, лучший микроконтраст. Широкоугольная камера получилась отменной, работать с ней – одно удовольствие. Она создает объемные картинки. Камера активно работает с HDR, но при этом порой цвета даже оказываются перенасыщенными. Есть возможность съемки в RAW.



♥ ПО ТЕМЕ: В чем отличие JPG от JPEG?

5 место. Huawei Mate 40 Pro и Huawei Mate 40 Pro Plus

Huawei Mate 40 Pro Plus

Вопреки ожиданиям оптимистично настроенных любителей мобильной фотографии, флагманский аппарат Huawei 2020 года не получил существенного обновления камеры в плане аппаратной начинки. Главным апдейтом, отмечаемым экспертами, стал доведенный до ума режим ночной съемки, который теперь не «шарпит» фотографии, сделанные даже в кромешной тьме, и уступает разве что специальным камерам для съемки в условиях низкой освещенности.

Кроме того, появилось несколько новых функций, например, слежение за объектом в режиме Full-HD, что станет полезным при видеосъемке спортивных мероприятий, животных, экшен-сцен.

Характеристики камера Huawei Mate 40 Pro Plus:

  • Основная камера Ultra Vision: разрешение матрицы 50 МП, фокусное расстояние 23 мм, диафрагма f/1,9 с системой автофокуса Octa-PD, оптическая стабилизация изображения;
  • Суперзум камера: 8 МП, 10-кратное оптическое увеличение, OIS (стабилизация).
  • Сверхширокоугольный объектив: 20 МП, фокусное расстояние 18 мм, диафрагма f/2,4, автофокус PD;
  • Телеобъектив: 12 МП, 3-кратное оптическое увеличение, фокусное расстояние 125 мм, диафрагма f/3,4, OIS;
  • ToF-камера для съемки портретных фотографий (3D-камера с датчиком глубины);
  • Фронтальная камера: 32 МП с ИК-датчиком для определения глубины сцены и возможностью съемки видео в 4К.



Характеристики камеры Huawei Mate 40 Pro:

  • Основная камера Ultra Vision: разрешение матрицы 50 МП, фокусное расстояние 23 мм, диафрагма f/1,9 с системой автофокуса Octa-PD, оптическая стабилизация изображения;
  • Сверхширокоугольный объектив: 20 МП, фокусное расстояние 18 мм, диафрагма f/2,4, автофокус PD;
  • Телеобъектив: 12 МП, 5-кратное оптическое увеличение, 10-кратное гибридное увеличение, 50-кратное цифровое увеличение, фокусное расстояние 125 мм, диафрагма f/3,4, OIS;
  • Лазерный автофокус для быстрой фокусировки.
  • Фронтальная камера: 32 МП с ИК-датчиком для определения глубины сцены и возможностью съемки видео в 4К.



♥ ПО ТЕМЕ: Как сделать белый фон (удалить / изменить) на фото в iPhone в приложении PhotoRoom.

4 место iPhone 13 Pro / iPhone 13 Pro Max

Камеры iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max

Флагманы Apple неизменно выделяются своими фотовозможностями, ведь там, где не справляется оптика, помогают программные алгоритмы. Обе старшие модели линейки Apple в 2021 году получили одинаковый модуль камер. Относительно предшественников основная камера получила более крупный сенсор и быструю диафрагму. Сверхширик сохранил прежний размер матрицы, но изменилась в лучшую сторону диафрагма и появился автофокус PDAF. В телеобъективе теперь имеется трехкратное увеличение, тогда как в модели iPhone 12 Pro это был 2х.

  • Основной объектив: 12 МП, диафрагма f/1.5, эквивалент фокусному расстоянию 26 мм, оптическая стабилизация OIS, размер пикселя 1,9 мкм, автофокусировка Dual Pixel.
  • Сверхширокоугольный объектив: 12 МП, диафрагма f/1.8 в эквиваленте 13 мм, PDAF, макросъемка с расстояния 2 см.
  • Телеобъектив: 12 МП, диафрагма f/2.8 в эквиваленте 77 мм, оптическая стабилизация изображения.

Камеры в iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max обеспечивают точную и повторяемую экспозицию. Баланс белого формируется правильно, цвета и тона естественные даже в сложных условиях. Но это фирменный стиль всех iPhone. Автофокусировка камеры работает точно и быстро, снимки хорошо детализированы. Несмотря на кажущееся отставание от конкурентов в параметрах оборудования, в Apple смогли максимально эффективно подойти к программной обработке изображения.

♥ ПО ТЕМЕ: Панорамная съемка на iPhone: как правильно снимать панорамы, менять направление и делать вертикальные фото.

3 место. Honor Magic 4 Ultimate

Honor Magic 4 Ultimate

Бренд Honor является дочерним для Huawei. Стало быть, можно ожидать, что модели производителя получат некоторые интересные технологии «старшего брата». Honor хочет доказать всем, компания не ограничивается выпуском бюджетников. Примером тому служит модель Honor Magic 4 Ultimate. В названии нашлось место упоминанию магии, да и визуально огромный модуль камер на задней панели намекает, что это не просто элемент дизайна. Вот характеристики системы камер:

  • Основная камера: 50 МП, диафрагма f/1.6, матрица 1/1,12 дюйма, пиксели 1,4 мкм, эквивалентное фокусное расстояние 23 мм, оптическая стабилизация OIS.
  • Сверхширокоугольная: 64 МП, диафрагма f/3.5, матрица 1/2,0 дюйма, пиксели 0,7 мкм, оптическая стабилизация OIS.
  • Телефото: 64 МП, диафрагма f/3.5, матрица 1/2,0 дюйма, 3,5-кратный оптический зум, эквивалентное фокусное расстояние 90 мм, оптическая стабилизация OIS.
  • Широкоугольная: 50 МП, диафрагма f/2.0, матрица 1/2,5 дюйма.

Следуя заданной Samsung моде, Honor использует объектив в стиле перископа, что обеспечивает 3,5-кратный оптический и зум и аж 100-кратный цифровой. Камеры получили интеллектуальное управление, в темных сценах задействуется основная камера, а не телефото. Хорошо показывает себя Ночной режим, смартфон удачно сохраняет баланс, контролируя источники света в сцене для формирования реалистичной картинки.

В этот смартфон установлен еще и датчик мерцания, а также сенсор расширенного спектра для улучшения результата даже в трудных условиях. Система камер в Honor Magic 4 Ultimate действительно впечатляет – надо просто навести камеру на объект, нажать кнопку и получить отличное фото.



♥ ПО ТЕМЕ: Негативное пространство в фотографии: что это и как использовать?

2 место. Huawei P50 Pro

Huawei P50 Pro

Компания Huawei успешно доказывает, что ее флагманы практически ни в чем не уступают топовым моделям Apple и Samsung. Касается это и возможностей камер.

  • Основной объектив: 50 МП (разрешение фотографий 12,5 МП), диафрагма f/1.8, эквивалент фокусному расстоянию 23 мм, оптическая стабилизация изображения
  • Монохромный сенсор: 40 МП (путем объединения пикселей уменьшение до 10 МП), диафрагма f/1.6, эквивалент фокусному расстоянию 26 мм.
  • Телеобъектив: 64 МП (16 МП на выходе), диафрагма f/3.5 в эквиваленте 90 мм, оптическая стабилизация изображения
  • Сверхширокоугольный объектив: разрешение 13 МП, диафрагма f/2.2 в эквиваленте 13 мм.
  • Фронтальная камера: 40 МП, размер пикселя 0,7 мкм (1,4 мк в режиме Nonacell), светосила F/2.2.

В этом смартфоне Huawei вернулась к использованию монохромного датчика совместно с основным, что в последний раз было реализовано еще в 2018 году на P20 Pro. Монохромный датчик улучшает отображение мелких деталей и снижает шумы, особенно при слабом освещении. Также с его помощью можно лучше оценивать глубину сцены при формировании эффекта боке.

Основная и широкоугольная камера демонстрируют низкий уровень шума и широкий динамический диапазон в любых условиях. Баланс белого точен и естественен. На средней и дальней дистанции в помещении и при дневном свете присутствует хорошая детализация. При съемке неподвижных объектов у Huawei P50 Pro нет конкурентов. Этот смартфон лучше соседей по рейтингу работает с зумом. А при ночной съемке даже без вспышки на изображениях подбирается хорошая экспозиция, как для лица, так и для фона.



♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно снимать групповые фотографии на iPhone – советы от профессионалов.

1 место. iPhone 14 Pro / 14 Pro Max

Дизайн iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max

Линейка Pro в iPhone традиционно превосходит основные модели прежде всего в возможностях съемки. Три модуля + сканер LiDAR в iPhone 14 Pro / 14 Pro Max против пары камер в iPhone 14 – серьезное преимущество. Но линейка iPhone 14 Pro еще и получила заметное обновление относительно прошлогодней модели.

  • Основная камера, 48 Мп, семилинзовый объектив f/1.78, оптическая матричная стабилизация второго поколения.
  • Ультраширокоугольная камера, 12 Мп, пиксель 1,4 мкм, f/2.2, угол обзора 120 градусов, шестилинзовый объектив.
  • Телевик, 12 Мп, оптическая стабилизация, 3х оптический зум, f/2.8.

И хотя на бумаге характеристики камер не особенно впечатляют, важнее не число мегапикселей, а работа техники. Apple же давно показала себя лидером вычислительной фотографии, умные алгоритмы компании и мощный процессор действительно творят чудеса. Неслучайно iPhone 14 Pro / 14 Pro Max используют в своей работе даже профессиональные фотографы. Например, макро можно снимать с расстояния в 2 сантиметра, более того, даже в замедленном видеорежиме.

Технология Smart HDR 4 и Neural Engine позволяют избежать перекосов с освещением даже в сложных сценах. А Ночной режим в iPhone это вообще чуть ли не эталон в отрасли, на который равняются конкуренты. Apple предлагает для своих камер немало интересных режимов, которые превращают съемку в настоящее фото- и киноискусство.

Кроме того, фронтальная камера iPhone 14 Pro / 14 Pro Max также считается лучшей камерой в отрасли.



Смотрите также:

  • Как сделать фото во время видеосъёмки на iPhone и iPad.
  • Как вывести фото или видео с iPhone или iPad на телевизор — 3 способа.
  • iMovie или как делать монтаж видео (из видео и фото) на Айфоне или Айпаде бесплатно.

  • Много звонков с незнакомых номеров
  • Мне угрожают по телефону что делать
  • Мию 13 какие телефоны
  • Миэт студенческий офис телефон
  • Мишустин телефон горячей линии