Метафорическая карта значение по номерам

Душа в картинках: как понять смысл метафорической карты

Пару месяцев назад, во время игры на развитие творческих способностей, я впервые познакомилась с метафорическими картами. Опыт работы с этим ментальным инструментом подарил яркие эмоции и открыл для меня два новых удивительных мира.

Первый — мир картин потрясающего турецкого художника Гурбуза Догана Эксиоглу, сюжеты которых притягивают и пробуждают глубинные слои в душе человека. Мастер является обладателем более 60 наград, включая международные. Его работы часто публикуют на своих страницах The New Yorker и Forbes.

Второй — мир художественных затейливых образов. «Чтение» метафорических карт — увлекательная и захватывающая игра, своего рода головоломка. Знаете, одно дело умно рассуждать о том, что хотел сказать художник своей картиной, и совсем другое вскрыть код замысловатых образов, чтобы получить ответ на свой конкретный вопрос.

Ну что, поиграем? 


Загадайте желание или сформулируйте вопрос, ответ на который хотите получить. А теперь выберите любую цифру от 1 до 9.
Картинки с номерами вы найдете внизу, после текста, а пока рассказываю, в чем суть.

Перед тем как вы взгляните на метафорическую карту, которая вам досталась, хочу предостеречь вас от желания найти подсказку в ее названии, так как оно отражает авторский взгляд художника на мир. Истинный смысл послания можно прочесть только через свое восприятие действительности.

Как же расшифровать тайный смысл метафорической карты?

Абстрагируйтесь от сюжета рисунка и ответьте на три простых вопроса.

1. Что вижу?

Разложите картинку на отдельные предметы и части. Можете записать их на бумаге. Будьте внимательны к самым незначительным деталям. Опишите форму, размер, цвет предмета и его способ размещения в пространстве.

2. Что об этом думаю?

На втором этапе попытайтесь сопоставить, как истинное предназначение этих предметов в реальной мире может быть связано с вашим прошлым, настоящим и будущим или относится к тому вопросу, который вас интересует.

3. Что чувствую?

Теперь отключите логику и дайте волю чувствам. Прислушайтесь к себе. Оцените всю картинку целиком. Какие ощущения вы испытываете внутри себя, как откликается ваше тело. Что это? Радость, улыбка на лице или, наоборот, сюжет и краски рисунка вас удручают? Опишите все свои ассоциации и ощущения на бумаге.

Оцените с точки зрения чувств каждый предмет в отдельности. Пишите все, что приходит в голову. Это поможет в дальнейшем связать отдельные части в единое целое.

Подключите к работе правое творческое полушарие. Вспомните как в детстве, рисуя карандашами или красками на бумаге незатейливые сюжеты, вы придумывали для своих героев удивительные истории. Кто они такие. Где живут. Откуда пришли, или куда направляются. Что им нравится или не нравится, чего хотят. Что они делают сейчас, и планируют делать потом. Придумывайте! Отпустите на волю свою фантазию, ведь все, что вы рассказываете об этих вымышленных героях так или иначе связано с тем, что лежит глубоко внутри вас. И самое главное, вы — автор и вправе написать свой сюжет именно таким, каким хотите увидеть его в финале.

Для закрепления алгоритма — немного практики.

В качестве примера приведу иллюстрацию Гурбуза Эксиоглу «Сломанные лестницы».

Как вы думаете, это о надежде или о безысходности?

gurbuz


1. Что вижу?
Человек. Лестницы. Стена. Ясное небо.

2. Что об этом думаю?

Человек любознательный, и его интересы выходят за рамки дозволенного. Он хочет увидеть мир своими глазами. Скорее всего, это смелый путешественник, поскольку готов отправиться навстречу неизвестному даже в одиночестве. Судя по одежде, это служащий, который почти ежедневно ходит привычным маршрутом из дома на работу, и обратно. И вот теперь он принял решение — отказаться от привычного размеренного ритма жизни ради свободы, о которой так долго мечтал. Он почти у цели. Ему немного страшно — естественное состояние человека, стоящего на пороге нового и неизвестного. Герой не спешит хвататься за лестницу, а предусмотрительно пытается оценить обстановку, находясь на знакомой территории. 

А что вы думаете об этом герое?

Лестницы.

Попробуйте найти для них аллегорию — что это?
Возможность выбраться наружу и оказаться на свободе? Как ими распорядится этот человек — продолжит стоять, пытаясь разглядеть хоть что-то краем глаза, или все-таки использует какую-нибудь из лестниц более эффективно? Что вы об этом думаете? 

Еще один интересный момент — откуда здесь лестницы, и чьи они? Ответ на эти вопросы открывает второй подтекст — опыт. Лестницы вполне могут принадлежать тем, кто так же, как и герой рисунка, прошли свой путь. И…

Вырвались на свободу, в новую жизнь? Или вернулись назад, так и не осмелившись выйти за рамки привычного? Судьба всегда предоставляет человеку право выбора. А как бы вы поступили в такой ситуации?

3. Что чувствую?

Какие вы видите перспективы?

По-моему, они чистые и безоблачные как небо. Стена — это единственная преграда на пути, и, чтобы ее преодолеть, осталось приложить лишь малые усилия.

А теперь пришло время взглянуть на вашу метафорическую карту и отпустить на свободу свои мысли и чувства. Итак, ваш вопрос и ваш номер карты?

Желаю вам приятного «полета»!

1. Музы

20-8

2. Завтрак у моря

25-4

3. Штиль

16-11

4. Строчки

15-19

5. Вам посылка

13-19

6. Маски

11-21

7. Помощь?

8-28

8. Сплетение судеб

6-32

9. Кофе с молоком

3-39

P.S. Выражаю огромную благодарность Ольге Скребейко, автору идеи, за эмоции и вдохновение, которые захлестнули меня во время игры.

Фото + иллюстрации Гурбуза Эксиоглу.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram

pexels-pixabay-265946.jpg

Фото: pexels/pixabay

  • Что такое метафорические карты и для чего они нужны
  • Виды МАК
  • МАК — инструкция для психолога
  • Как самостоятельно работать с метафорическими картами
  • Расшифровка значений метафорических карт
  • Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты

Корень всего, что происходит в нашей жизни, принадлежит нашему подсознанию. Необходимо понимать, что для результативного решения трудностей и задач, с которыми мы сталкиваемся, первопричину следует искать в себе. Это и помогают сделать метафорические карты – при помощи внутренней интуиции отыскать в себе источник проблем и научиться регулировать этот момент в желаемую положительную сторону.

Если бы мы в высокой степени владели уровнем самопознания и самосовершенствования, умели бы прислушиваться к колебаниям своей души, можно было бы обойтись и без карт. Но наша культура интуитивно направляет нас к визуализации, анализу и просчету, нежели к интуиции.

Что же такое метафорические карты, как они работают и как научиться их правильно «считывать»?

Что такое метафорические карты и для чего они нужны

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК) представляют собой набор психологических картинок/открыток с изображением людей, животных, природы, предметов, абстрактных событий, образов или слов, вызывающих у человека свои собственные ассоциации.

Обычно сюжет ассоциативной карты неоднозначен и не имеет точечной интерпретации. На одном и том же изображении разные люди способы найти как позитивные, так и отрицательные фокусировки, в зависимости от индивидуального психоэмоционального фона и глубины мышления.

В психологии при помощи МАК специалисты хотят добраться до первоисточника расстройства – события, из-за которого начался переломный момент в жизни пациента. Убедительно яркие образы на картах дают толчок к возрождению событий из прошлого. А без прошлого трудно разобраться в настоящем и, тем более, скорректировать грядущее. А еще завязывается полезный диалог сознания с подсознанием. Им давно бы пора подискутировать друг с другом:)

Виды МАК

Метафорические карты подразделяются на тематические виды. Есть узкоспециализированные изображения, призванные разобраться в конкретном сложном вопросе, а есть довольно-таки универсальные открытки, способные нащупать в подсознании обширную проблемную область.

Наибольшую популярность среди психологов приобретают следующие виды МАК:

  • Персона (Persona) – набор открыток с изображением человеческих лиц с разнообразными эмоционально окрашенными выражениями и состояниями;

  • Танду (Tandu) – специальная колода карт, призванная проработать и скорректировать взаимоотношения в паре;

  • Экко (Ecco) – работа с творческим потенциалом;

  • Коуп (Cope) – исцеление душевных травм;

  • Сага (Saga) – формирование и рост креативности мышления, воображения и творческих способностей;

  • Морена (Morena) – активирует ресурсы и дарит простые способы стать счастливым;

  • Она – женская, высокоресурсная колода;

  • OH (ОХ) – раскрытие и понятие самого себя, своего смысла и роли во Вселенной;

  • 1001 – смысловые сказки для роста воображения и заполнения бессонных ночей;

  • Из сундука прошлого – работа с детскими страхами, травмами, неврозами;

  • Окна и двери – проработка разных опасных состояний, поиск ресурсов для выхода из них.

Это лишь небольшая тематическая часть от общего внушительного объема карточных ассоциативных колод, которая наиболее активно используется коррекционными специалистами или людьми, стремящимися к самопознанию.

Фото автора RF._.studio Pexels.jpg

Фото автора: RF._.studio/Pexels

МАК – инструкция для психолога

МАК являются действенным инструментом в руках психолога, педагога или тренера и давно успешно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих лекциях. При помощи карт, например, можно с легкостью наладить взаимоотношения, организовать знакомство, развить творческий потенциал, сделать выбор в сложном принятии решения.

Как работают метафорические карты? Человек вытаскивает открытку по своему запросу, разглядывает изображение и описывает свои интуитивные ассоциации. Пациент не говорит о себе, поэтому расслабляется и как бы уходит в сторону от собственных проблем, высвобождая свои болезненные блоки и вскрывая переживания. Через ассоциативные карты опытный психотерапевт способен не только обнаружить причину проблемы, но и вытащить ее из подсознания и проработать до полноценного излечения.

Клиенты психологов, особенно дети, очень любят в игровой форме взаимодействовать с метафорическими ассоциативными картами, легко расслабляются и получают явное удовольствие в процессе игры в ассоциации. При этом психолог может беспрепятственно добраться до внутренних глубинных проблем, которые человек в себе и не подозревает.

71_3 (1).jpg

Фото автора: RF._.studio/Pexels

Известный факт, что наше подсознание сопротивляется и опасается быть рассекреченным, а такой метод глубинных ассоциаций как МАК помогает обойти это препятствие и расшифровать субъективные причины определенного поведения и эмоционального реагирования на жизненные факторы. Поэтому метафорические ассоциативные карты – это уникальный способ и лучший помощник в психологической практике. Опрос действующих психологов показал, что те, кто уже испробовал в коррекционных консультациях инструмент МАК – не представляют свою работу без этих чудо-карт!

Как самостоятельно работать с метафорическими картами

Когда человек решает обратиться за психотерапевтической помощью и начинает работать с метафорическими картами, он мысленно формирует свои вопросы.

При самостоятельном исследовании подсознательного не так-то просто сформулировать свой запрос. Способы взаимодействия и упражнений с МАК могут носить специфический характер в зависимости от использования конкретной колоды.

Для этого действа существуют две востребованные стратегические терапевтические методики:

  1. Открытая. Колода метафорических карт расположена вверх изображениями. Психолог задает вопрос, а пациент выбирает картинку, которая наиболее верно отображает его точечное настоящее состояние. Это безопасная и полностью подконтрольная методика, ориентирующаяся на расслабленное состояние и снижение эмоциональной тревожности.

  2. Закрытая. Случайный «слепой» выбор карт. Такая технология основывается на работе с глубинным подсознанием, и пациент интуитивно реагирует на результат выбора, как на судьбоносное послание свыше. Такая метода придает всей работе неповторимое ощущение острой интриги, но может заметно усилить беспокойство пациента. Психотерапевты применяют этот способ МАК после освоения первого открытого способа.

Если вы честны с собой и бесстрашны – вперед! Можно попробовать совместить в себе роли пациента и терапевта и попрактиковаться в работе с картами.

Расшифровка значений метафорических карт

Теперь, когда мы знаем о способах применения метафорических карт в профессиональной и обывательской практиках, возникает главный вопрос: а как же научиться «распаковывать» карту, как понять, что именно она транслирует?

Для начала вытяните из колоды карту, постарайтесь полностью абстрагироваться от изображенного сюжета и, стараясь довериться только собственной интуиции, ответьте себе на три простых вопроса:

  1. Что именно я вижу? Попробуйте расчленить картинку на отдельные предметы и частицы. Старайтесь быть внимательными ко всем, даже самым незначительным, деталям. Описывайте форму, размер, цвет, свойства и способы расположения в пространственном периметре. Помните, ключевое значение может иметь любая мелочь.

  2. Что я об этом думаю? На этом этапе попытайтесь понять, как именно явное предназначение этих предметов в реальном мире может соотноситься с вашим индивидуальным прошлым, настоящим, будущим или конкретным заданным вопросом.

  3. Что я чувствую прямо сейчас? На этом этапе царству логики пришел конец. Максимально отключайте ее, давайте волю интуиции и чувствам. Слушайте себя и пытайтесь комплексно оценить всю картину и уловить всю гамму своих эмоций – радость или удручение, улыбку или грусть, напряжение или благодать. Важно все.

Непременно опишите все свои ощущения и мысли на бумаге. Конспектируйте все, что приходит в голову. Отпускайте свою фантазию – она давно заслужила «свободное плавание» и «попутный ветер». Рассказывайте о вымышленных персонажах свои истории. Вскрывайте все коды замысловатых образов, чтобы получить ответы на свои вопросы. Самое главное – стать АВТОРОМ и захотеть написать свое собственное произведение именно так и таким, каким хочется только лишь вам.

Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты

Попробуем резюмировать, какие же цели можно достичь при помощи работы с МАК?

  • Легко обойти рациональное мышление и достать сокровенные причины многих наших злободневностей.

  • Осуществить результативный диалог сознательного с подсознательным.

  • Реконструировать прошедшие события, повлекшие за собой страхи, тревожность, неврозы и психологические травмы.

  • Прояснить свои актуальные волнения и потребности.

  • Завершить все гештальты, забирающие энергию и силы.

  • Смоделировать промежуток от смутного прошлого к счастливому грядущему.

Метафорические карты – это особенный инструмент, основанный на простейших постулатах проективных техник, и грех не использовать эти преимущества в позитивной коррекции своей жизни и жизни наших близких.

В Национальной академии дополнительного профессионального образования доступен курс повышения квалификации «Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога», цель которого научить слушателей применять метод МАК в качестве действенного способа проработки запросов пациентов, поднятия уровня своего профессионализма и создания уникальной методологии, позволяющей привлечь новых клиентов в работе с психотравмами и кризисными состояниями. Новую специальность по взаимодействию с МАК в сфере психологии можно получить на курсе профпереподготовки «Метафорические ассоциативные карты в практике работы психолога», после освоения которого Вы будете владеть полноформатными знаниями и инструментами диагностики и корректировки психоэмоционального фона человека.

Полученные знания о работе с метафорическими картами вы можете использовать в сфере помогающих и социальных профессий, коучинга, проводить индивидуальные или групповые консультации.

Содержание статьи

  • Метафорические карты. Что это такое?
    • Почему эти карты называются метафорические и ассоциативные?
    • Чем хороши метафорические карты?
  • Значение метафорических карт
  • Как работать с метафорическими ассоциативными картами?
  • Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам
  • Техники работы с метафорическими картами
  • Метафорические карты – руководство для психолога

Метафорические карты. Что это такое?

Метафорические карты – это инструмент, широко используемый в психологическом консультировании. Они не имеют ничего общего с оккультизмом и гаданиями. Главное отличие от карт, на которых осуществляются предсказания, состоит в том, что они ничего не предсказывают, а помогают человеку высвободить свое подсознание, с помощью психолога найти ответы на свои вопросы и избрать дальнейший путь.

Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:

>> Вебинар: Секреты Рун

>> Вебинар: Мантика, руны и силы природы

>> Онлайн тренинг: Введение в чакрамную систему

>> 3-дневный онлайн-интенсив: Метафорические карты

Метафорические Ассоциативные Карты

Почему эти карты называются метафорические и ассоциативные?

Метафорические ассоциативные карты были изобретены в Германии. Это некий сплав работы психолога и художника. Художник по запросу психолога рисует картинки, на которых изображены определенные эмоции или сценарии. На картах могут быть изображены животные, сказочные сюжеты, портреты, пейзажи, сценки из жизни и даже отдельные фразы и слова. В карты закладываются не только позитивные, но и негативные сценарии отношений.

Метафорические карты помогают рассказать клиенту его историю более подробно со всеми нюансами и со всеми мелочами, которые он может упустить или даже забыть.

Изображения на картах – это метафоры, которые стимулируют возникновение ассоциаций, связанных с тем или другим событием в жизни человека.

Чем хороши метафорические карты?

Когда клиент приходит к психологу, он озвучивает заранее подготовленные фразы о том, что его беспокоит. Зачастую при этом скрывается истинная причина этой боли, когда и почему все началось и что происходит на самом деле.

Это объясняется довольно просто. Если у вас что-то когда-то произошло, мозг выступает охранником для вашей психики и пытается максимально стереть воспоминания об этом событии. А если прошло уже довольно много времени, вы уже привыкли жить с этой болью. Одновременно с этим ваш мозг выработал стройную систему, стратегию, как вам жить и действовать в этом мире. Ему совершенно не хочется, чтобы вы вышли из зоны комфорта. А если вы начинаете копаться в себе и начнете работать, вы же выйдете из зоны своего комфорта. Начнутся перемены. И мозг очень сильно начинает сопротивляться и пытается защитить вас от этих перемен. И мы начинаем бояться. Нам страшна неизвестность, нам очень страшно открыть дверь, начать меняться, начать пускать в свою жизнь перемены.

Когда нужно выяснить истинную причину, нашим соперником выступает мозг, который, вопреки желанию человека изменить себя, не пускает его.

И здесь свою очень важную роль играют карты. Психологи предлагают рассказать историю, опираясь на картинку. Мозг сосредотачивается на. И в этот момент, когда мозг отвлекся, подсознание берет управление в свои руки. Оно начинает выдавать нужную и очень важную информацию. Когда начинает говорить подсознание, появляется возможность осознать и раскопать корень проблемы, узнать историю более полно, со всеми мелочами и со всеми нюансами. То есть, по существу.

Картины, которые изображены на метафорических картах – это ключи к дверям в ваше подсознание, они помогают перенести информацию из подсознания в осознанное, при этом клиент сам составляет те сценарии, которые для него на данный момент будут оптимальными.  Клиент выберет те варианты, которые не просто оптимальны, а к которым он готов не только изменить себя, но и быть готовым к последствиям этих изменений.

Таким образом, метафорические ассоциативные карты –это способ, с помощью которого та информация, которая была усвоена вашим мозгом из окружающего пространства, но вами не осознанна, вытаскивается наружу. Вы ее осознаете и делаете выбор, учитывая новые возможности, новую информацию и новое понимание.

Значение метафорических карт

Значение метафорических карт

Значение метафорических карт трудно переоценить. Они не только высвобождают подсознание.

  • Карты делают тандем пациента и психолога менее напряженным и более продуктивным.
  • Работа с картами увлекает и создает атмосферу игры и в какой-то степени азарта: человек понимает, что он не просто достанет карту из колоды, он своими руками выбирает ответ на свой вопрос.
  • Клиент расслабляется и раскрепощается: он понимает, что нет никакого принуждения, ему не задают «неудобные» вопросы, нет воздействия на его сознание (как, например, гипноз), он свободен в своем выборе.
  • Когда мы видим картинку, у нас нет сопротивления: одно дело, когда нам что-то говорит специалист (по сути, посторонний для нас человек) – мы можем как-то не воспринимать это. А когда вы достаете картинку, то она действует напрямую на подсознание, идя в обход сопротивлению.
  • Скрепляются отношения между психологом и пациентом.
  • Карты высвобождают не только подсознание, они дают толчок эмоциям. Есть люди, которые только при одном взгляде на карту испытывают такие сильные эмоции, что сразу готовы идти вперед, только вперед в радостном настроении.

При этом не стоит забывать, что карты – это всего лишь инструмент в работе психолога. Даже если вы приобретете себе одну или несколько колод метафорических карт, вы не получите результат без помощи и специалиста, который способствует более глубокому погружению в карту-метафору и максимальному высвобождению подсознания.

Как работать с метафорическими ассоциативными картами?

На самом деле с метафорическими ассоциативными картами работать и просто, и сложно одновременно.

Как работать с метафорическими ассоциативными картами?

Работа с картами строится по определенному сценарию. Нужно знать несколько базовых правил и принципов работы:

  • Карта всегда принадлежит клиенту

Никогда не приходит случайная карта. Как бы клиент не противился описанию карты, даже если он говорит, что это не про него, он не понимает, что здесь изображено, он может отказаться обсуждать эту карту, специалист может, конечно же, предложить ему на выбор другую карту. Однако ему будет сказано тоже самое, но другим метафорическим языком. Клиент – хозяин этой карты.

Все, что он будет рассказывать о том, что происходит на карте, он будет проецировать это на свою жизнь, соотносить это с событиями в своей жизни. И чем больше будет диссоциация от реальности в действительности клиента, тем на первых порах лучше.

Когда клиент начинает рассказывать о карте, об изображении, психолог его направляет: задает вопрос и дает человеку время, чтобы погрузиться в эту карту, чтобы увидеть детали. Потому что с первого раза не всегда можно увидеть какие-то важные мелочи и нюансы.

  • Карта нейтральна

Колоды метафорических карт делятся на:

  1. ресурсные
  2. на работу с травмами
  3. для работы с расстановкой персонажей
  4. архетипические карты
  5. для работы с женщинами
  6. для работы с финансами
  7. и так далее

Но, тем не менее, если человек вытягивает карту даже из ресурсной колоды, он видит в ней что-то очень глубокое, что очень-очень свое. Она для него не будет ресурсной.

Как пример. Вытянув карту с драматическими событиями, негативными изображениями (гроб, смерть, война), клиент будет говорить о том, что здесь все не так плохо, эта не безвыходная ситуация.

Важно понимать, что может быть и обратная ситуация – позитивная карта может вызвать негативные эмоции.

  • Последовательность действий должна обязательно соблюдаться

Сначала клиент должен озвучить свой вопрос и только после этого ему предлагается выбрать карту.

  • Клиент вправе поменять карту

Возможно не подходит колода или изображение. Человек не может расслабиться и сосредоточиться на картинке. Или он не понимает изображение, если, например, была выбрана абстрактная колода. В этом случае психолог предлагает выбрать другую карту или колоду.

  • Ответственность за интерпретацию изображения лежит полностью на клиенте

Он сам озвучивает, что он видит. Он сам говорит о том, что на картине происходит. Специалист спрашивает лишь о том, какие эмоции вызывает карта. При этом клиент наглядно видит весь процесс работы. Другими словами, все, что он видит в карте, это только его проекция.

Если клиент говорит, что он ничего не понимает, это никак не связано с его жизнью, пусть он просто рассказывает то, что происходит на карте. А дальше психолог поможет ассоциировать это с реальной жизнью человека.

  • Заканчивать консультацию нужно правильно

Это лучше всего делать на ресурсной колоде. Предложить клиенту выбрать карту, которая подведет итог сеанса и будет его поддерживать. Важно чтобы человек ушел от психолога не на раздрайве, а на ровном эмоциональном фоне.

Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам

Обучение работе с метафорическими ассоциативными картам

Если вы хотите профессионально помогать людям, или вы – практикующий психолог и желаете пополнить свой арсенал таким мощным инструментом для работы с подсознанием, как метафорические ассоциативные карты, то следует ответственно подойти к выбору обучения. Вы должны понимать, что важно не только изучить теоретическую часть работы с метафорическими картами, но и получить практические знание. Обучаться следует только у проверенных специалистов, дипломированных психологов, которые много лет уже работают с картами.

Техники работы с метафорическими картами

В техническом плане работать с картами можно вслепую, когда рубашки карт лежат кверху, и в открытую. В последнем случае клиенту предлагается перевернуть карты изображениями вверх и выбрать одну или несколько, которые наиболее соответствуют заданному ему вопросу.

Каждый специалист сам выбирает, как ему работать – в открытую или в закрытую. Однако нужно понимать, что есть техники, где нужно работать только в закрытую, а есть техники, которые предполагают использование комбинированного метода.

Важно понимать, что, когда психолог впервые предлагает клиенту работу с картами, нужно объяснить принципы работы с метафорическими картами. При этом лучше использовать открытый метод. Это имеет ряд преимуществ:

  1. Работа с открытыми картами не вызовет у человека тревожности или подозрительности. Для него это будут всего лишь картинки.
  2. Человек проникается к этой методике, так как видит, что она достаточно проста и информативна.

В закрытую хорошо работать на последующих этапах. Здесь начинает работать элемент загадочности и неожиданности.

Метафорические карты – руководство для психолога

Метафорические ассоциативные карты – это универсальный инструмент, позволяющий работать с любым клиентом и с любым запросом. Важно понимать, что по окончании сеанса с психологом клиент должен получить ресурс, обеспечивающий для него опору и поддержку.

Чтобы быстро, эффективно и безопасно погрузить клиентам в ресурсное состояние, рекомендуется использовать три вопроса.

Нужно, чтобы клиент взял карту из любой ресурсной глубокой колоды. Он берет любую карту, сюжетную, яркую, которая ему нравится и отвечает на вопрос: «Что мне дает опору на данный момент?». Психолог погружает клиента в карту.

На следующей сессия, чтобы дать возможность клиенту погрузиться в ресурсное состояние, спросите его, после того, как он выбрал карту: «что есть такого во мне, что меня может поддержать сейчас?». Это про какие-то качества, про какие-то умения. При этом можно предложить клиенту вспомнить какую-то тяжелую жизненную ситуацию и сказать, что тогда было в нем такого, что ему помогло, на что он тогда опирался.

Третий вопрос: «Какой был самый счастливый день в вашей жизни?». Клиент закрывает глаза, погружается в воспоминания. Затем он открывает глаза, ищет в открытой колоде карту, как-то напоминающую ему это состояние. Здесь нужно попросить клиента максимально подробно описать этот день. Здесь важно максимально тотальное погружение в карту. Можно спросить, какая была погода, если это было на улице. Тепло или холодно? Какое время года? Если это было в помещение, какая обстановка была вокруг, где были окна? Было ли душно или свежо? Чем там пахло? Нужно задействовать всевозможные рецепторы. В чем вы были тогда одеты?

Что дает карта? Карта дает возможность погрузиться в это состояние гораздо быстрее, как бы соскользнуть в это ресурсное состояние.

Эти три вопроса не нужно использовать все сразу. Это очень много. Психолог должен выбрать какой-то один, который именно сейчас его клиенту даст поддержку и даст ему опору.

Когда надо погружать клиента в ресурсное состояние? Это нужно делать в конце сессии после тяжелой и сложной работы.

Так же это необходимо и в начале консультации, чтобы погрузиться на нужную глубину, чтобы войти в какую-то травму, в болезненные воспоминания детства, в утрату. Тогда такие вопросы тоже позволяют очень быстро обеспечить клиенту ресурсное состояние.

Содержание

1. Цели использования ассоциативных карт

2. Значение метафорических карт

3. Как работать с метафорическими картами?

Метафорические карты - фото 1Метафорические карты представляют собой комплект специальных карточек с изображениями людей, пейзажей, представителей животного мира, сказочных героев, абстракций. Каждая карта имеет свой стиль и смысл, может включать слова и целые фразы. Значимо не само изображение на карте, а отклик человека на эту картинку. Размерами карта из такой колоды не отличается от тех, которыми играют или гадают, и напоминает открытку. Всматриваясь в одну карту, человек будто совершает путешествие в своем внутреннем мире. МАК (метафорические ассоциативные карты в сокращенном варианте) являются для работы психологов эффективным инструментом, который помогает проникать в человеческое подсознание.

В ассоциативных картах или проективных картах, как их еще называют, актуализируются чувства и проблемы человека. Трактуются они всегда индивидуально, ведь у каждого свое видение изображения и ощущения, которые вызывает картинка. Изображения являются ассоциациями, метафорами определенного чувства, мысли, воспоминания либо переживания. Основной эффект – это проекция.

Читайте нашу статью «Как защититься от сглаза: лучшие способы».

Первым художником, который рисовал такую колоду, был Э. Раман. И в 1983 г. она заинтересовала психотерапевта М. Эгетмейера, и он воспользовался этим средством в своей работе с пациентами. На сеансе задача клиента заключалась в выборе понравившейся картинки в картах «Ох» (так назвали колоду через выкрики «О, это оно!» и т.п. при выборе изображения).

Цели использования ассоциативных карт

Психолог помощью метафорических карт может воспользоваться в своей работе, преследуя следующие цели:Метафорические карты - фото 2

  • упрощение установки контактов с людьми, нуждающимися в помощи психолога – предполагает помощь в раскрепощении человека, пришедшего к психологу со своими проблемами. Ведь не так просто говорить о своих чувствах, тревогах на консультации. А если речь идет о ребенке, то с ним проще найти контакт во время своеобразной игры. Благодаря картам клиент расслабляется и чувствует себя менее напряженно и скованно. Работа психолога с группами также упрощается. Создается более теплая и дружеская обстановка уже на начальном этапе;
  • свободное общение – заключается в снятие ограничительных блоков, защиты. Не каждому просто прийти к специалисту и прямо рассказать о своей проблеме. Описание изображений на предложенных картах клиенту дается проще. Это объясняется снятием барьеров, внутренних табу, которые присутствуют обычно при разговоре напрямую.
  • эффективное обращение за пределы сознания клиента – предполагает открытие возможностей видения и осознания того, что спрятано в глубинах подсознания. На волнующий вопрос клиент может ответить просто, описывая картинку на выбранной карте. Таким образом, он способен осознать вещи, понять разные жизненные ситуации, которые раньше были для него загадками;
  • возможность актуализировать проблемы – заключается в использовании потенциала колоды, позволяющем достичь осознания, принятия и вербализации актуальных, волнующих на текущий момент проблем у клиента. Среди разнообразия мелочей и деталей на каждой карте он видит элементы, соответствующие своему состоянию;
  • поиски решений ситуаций – предполагает включение воображения, фантазии клиента, запуск определенных ассоциаций, которые способны подсказать неожиданные варианты решений, изменить взгляды и открыть глаза на разные вещи. С помощью метафор можно взглянуть на внутренний мир ближе, прочувствовать глубину проблемы, найти пути преодоления барьеров, помех, раскрыть свой потенциал.

Значение метафорических карт

Дело в том, что одна выбранная карта не имеет значения, все зависит от видения человека ситуации. Здесь не существует готового решения, как, например, при прохождении тестов. Это целый процесс, в ходе которого выдвигаются предположения, уточняются детали, происходит размышление с последующим и углублением в саму суть. В итоге человек видит картину волнующей его проблемы.

Этот инструмент работает, если даже человеку нечего рассказать о своих чувствах, эмоциях, причинах своего состояния. К примеру, при описании картинки за картинкой, клиент без посторонней подсказки выходит к пониманию своей проблемы. Благодаря тому, что методика проективная, нет повторного нанесения травмы. Люди не погружаются в собственную проблему, а воспринимают ее в качестве внешнего явления.

Как работать с метафорическими картами?

Читайте нашу статью «Камень красная яшма против всех невзгод».

Метафорические карты - фото 3Ключевые принципы работы с этими картами можно выразить утверждениями:

  • полученные результаты не могут быть основой для психологического заключения, диагноза клиента, однако способны помочь сделать обработку персональных данных человека, по ним психолог может выдвинуть ряд гипотез;
  • профессионализм психолога напрямую влияет на то, насколько успешной будет применение этого инструмента;
  • во время практик, не нужно ничего подсказывать клиентам, давать им какие-либо интерпретации. Важно не влиять на их выбор, они сам должны все понять и осознать;
  • лучший ориентир – чувство, ассоциация, интуиция, а на логику с разумом не следует полагаться;
  • выбор клиента является шагом к его пониманию и не может быть оценен, как правильный или неверный.

Могут применяться:

  • стратегии открытого выбора изображения в произвольном порядке – рекомендуется на начальных этапах для расслабления клиента;
  • стратегии выбора наугад из закрытых карт – более сложный вариант с элементами азарта.

Еще по одной классификации выделяют следующие стратегии с использованием:

  • зрительных образов (фото, рисунков);
  • словоформами, фразами.

Можно работать, используя одну технику, а также сочетать разные, главное, чтобы клиент захотел их выполнять.

Колода может иметь разные темы, к примеру, идентичности, детских переживаний, отношений в паре и т.п., а также стилевые и цветовые решения. Практиковать можно не как с одной колодой, так и с несколькими. Конкретных правил и норм не существует, все зависит от ситуации и цели. Кроме этого есть готовые техники, которые можно использовать в разных ситуациях, но можно также разрабатывать свои варианты.  

Самостоятельная практика помогает познавать себя, путешествуя в своем внутреннем мире, но результаты могут быть поверхностными. Поэтому хотя бы для начала рекомендуют практику под руководством опытного специалиста. Профессионалы в отличие от начинающих обладают навыками снятия внутренних защитных блоков и барьеров, мешающих людям.

Работа по любым метафорическим картам предполагает намного больше, чем просто распечатывание изображений. Здесь все важно: и формат, и то, из какого материала изготовлен этот инструмент, вид покрытия, и самое главное – мастерство тех, кто его использует.

Читайте нашу статью «Четки из 108 бусин: символика и практическое применение».

Больше информации о метафорических картах, их возможностях и пользе можно получить у специалистов Центра развития личности «Арканум». Они готовы делиться опытом со всеми желающими.

Метафорические карты – это психологические картинки, на которых изображены люди, события и абстракции, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Работа с метафорическими ассоциативными картами относится к проективным методикам, поскольку помогает раскрыть индивидуальные психические содержания клиента через перенос на карты. На одинаковых картинках один человек, мыслящий позитивно, находящийся в хорошем настроении, может увидеть праздник, радость, восторг, счастье и другие положительные содержания, другой же, имея внутренние проблемы, перенесет их на карты и увидит какое-то напряжение, сопротивление, войну, тревогу. Человек проецирует свое подсознательное на картинку, не осознавая это – именно эта неосознанность и в реальности не позволяет решить его проблему.

Метафорические ассоциативные карты хороши тем, что являются переводчиком бессознательного на уровень сознания. Бессознательное оперирует образами и картинками, сознание же мыслит единицами речи – словами, фразами. Бессознательные процессы являются приэтом самой большой частью психического айсберга, на сознание остается лишь малая часть, которая уже не решает, а лишь объясняет бессознательные импульсы.

В подсознании, как правило, прячутся родовые, детские травмы, которые создают запреты у человека на определенные действия. Человек может желать чего-то, однако бессознательное, следуя своей цели сохранить жизнь и психическое равновесие, не пускает его, поскольку здесь произошла определенная травма. С опасностью мог столкнуться даже другой человек, что может сохраниться в подсознательном и будет препятствовать повторению негативного, возможно, опыта. С помощью же картинок можно извлечь то, что препятствует достижению целей.

Метафорические карты – руководство для психолога

Как работают метафорические ассоциативные карты? Человек описывает картинку, которую он вытащил по своему запросу, барьер незаметно снимается. Он говорит не о себе, а потому расслабляется, работа с метафорическими ассоциативными картами высвобождает болезненные блокированные переживания, которые обычным способом поднять человек не сможет. Через карты боль можно обнаружить, вытащить и проработать вплоть до полного исцеления.

Клиенты любят взаимодействие с метафорическими картинками, поскольку большую часть времени им нужно расслабляться и играть, даже это благотворно воздействует на эмоциональное состояние. Если не всегда клиент серьезно воспринимает работу с проективными карточками – при профессиональной работе психолога может быть проведена колоссальная работа с глубинными внутренними изменениями, которые клиент не сможет в себе не отметить.

Существует много различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Например, колоду «Персона» используют, работая с личностными аспектами и в расстановках. При консультации с ней психолог просит клиента найти лицо, которое соответствует текущему состоянию, затем желаемому, проблемному или такому, какому никто клиента не видел. Клиент раскладывает и рассказывает о картах, затем психолог предлагает их переместить, если есть такое желание. Существует и детский вариант колоды – «Персонита».

Карты «Ох» содержат не только картинки, но и рамки для них со словами. Сначала выкладывается рамка, а на нее – картинка, и психолог задает клиенту вопрос, что же они означают. Клиент пытается понять данную метафору. Однако строгих правил здесь нет, если картинка со словом для нее никак не связываются и не резонируют, материал не пошел – можно заменить картинку.

Существуют наборы карточек для работы специально с травматическими переживаниями, для поиска ресурсов, даже чистые наборы, когда можно самостоятельно нарисовать желаемое. У многих наборов карт есть и цифровой вариант, который позволяет консультировать удаленно, сохраняя весь процесс в презентацию. Ее можно передать клиенту, он сможет продолжать с ней взаимодействовать, закрепляя результаты работы.

Метафорические ассоциативные карты позволяют даже провести самостоятельную сессию, причем использовать карты можно очень творчески, отходя от инструкций. Раскладывая и трактуя карты, человек с опытом рефлексии начинает осознавать свое нынешнее внутреннее состояние, переживания, мотивы и установки.

Значение метафорических карт

Закон метафорических карт – сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит клиент. Методически метафорические карты связаны с тестом Роршаха, в котором испытуемому следует в чернильных пятнах рассмотреть изображение. Конечно, каждый человек начинает рассказывать о себе, видя то, что его волнует. Со временем направление развилось в целый класс проективных техник, которые легко обходят сопротивление клиента, решают проблему вербализации проблемы.

Метафорические карты помогают работать, когда человек даже вообще не находит, что сказать о своих эмоциях, расфокусирован, не может осознать, отчего ему плохо. Описывая карту за картой, например, по технике шести карт, когда нужно описать каждое изображение в привязке к выложенному к нему слову, клиент обычно к шестой карте сам понимает, в чем заключается его проблема, над чем стоит работать, какова его основная тема. Поскольку методика проективная, работа с метафорическими картами имеет большой плюс – не происходит ретравматизации. Человек всегда рассказывает о карте как о неком предмете, который находится снаружи, ему не нужно погружаться в свои переживания. Не стоит путать метафорические карты с гаданием, картами Таро и другими эзотерическими методиками.

Метафорические карты сами ничего не открывают, кроме того, что содержится в бессознательном самого человека, а потому они могут помочь в вопросах о поиске внутренних решений и ресурсов, но не могут ответить, сбудется ли что-то извне без вмешательства субъекта и его психических сил. Для устранения ассоциации с картами Таро некоторые психологи даже начали называть метафорические карты проективными карточками.

Метафорические карты также редко используются для психодиагностики по причине соответствия закону, что метафорическая карта сама не несет никакого значения, кроме того, какое в ней видит клиент.

Как работать с метафорическими картами?

В процессе работы психолог как ведущий задает наводящие вопросы, клиент отвечает, описывает картинку, вербализируя и осознавая затем и свои психические содержания, перенесенные на нее. Например, клиент обратился с пожеланием найти свое предназначение. Психолог предлагает ему произнести свой вопрос и вытянуть одну картинку из набора «Персона». Клиент переворачивает ее и видит человека с неоднозначными эмоциями. Психолог просит описать, кого он на карте видит, рассказать, каков этот человек. После того психолог предлагает клиенту проанализировать, насколько описание человека на картинке соответствует самой личности клиента, какова схожесть.

Если же он увидел на картине что-то очень неприятное для себя, вызывающее дискомфорт – сразу можно проработать эту проблему, найти для нее ресурс. Например, черные волосы для клиента проассоциировались с тяжелым характером, тогда психолог предлагает ему выбрать из следующей колоды «Персона» еще одну карту для решения этой проблемы, высказав вслух перед этим пожелание найти ресурс, который наиболее полно сможет помочь. Например, это оказывается карта с человеком, закрывшим лицо руками. Клиент описывает его как играющего в прятки, ведущего сейчас в игре, он находится в состоянии сосредоточенности, ожидания, какое все мы испытывали в детстве.

Если этого клиенту не хватило – он может выбрать другие картинки в открытую. Например, для уверенности в себе он останавливается на изображении ныряющего на фоне солнца и прекрасной погоды человека. Он целенаправленный, тело его излучает силу и расслабленность, он хорошо себя чувствует и наслаждается своим телом. Карту можно расположить даже поверх ранее вытянутой карты, вызывающей дискомфорт, будто перекрывая ее.

Описав ресурсную карту, ее можно отложить и снова взглянуть на первую карту, вызвавшую ранее неприятные ассоциации. Психолог просит клиента посмотреть, что на ней изменилось. Удивительно, но то, что не нравилось, будто смягчается – некрасивые волосы становятся вполне привлекательными, колючий взгляд добреет. Клиент уже сообщает, что у человека на карте появилась уверенность, он идет в правильном направлении.

Часто на сессиях картинка меняется буквально на глазах. Если выражение лица клиент видел напряженным, глаза печально закрытыми, то после взаимодействия с картой, добавления сил и ресурсов, других состояний – клиент видит спокойствие, даже какую-то радость, расслабление, происходят сразу изменения в лучшую сторону. Как только он начинает работать с картами – он будто дает команду подсознанию, которое воспринимает образы картинок и уже на сознательном уровне возвращает ответ, вследствие чего происходят жизненные изменения.

Техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты – хороший рабочий инструмент, который в легкой непринужденной форме выявляет глубинные содержания человека, о каких он не смог бы даже сходу рассказать.

Техник использования метафорических карт множество, более того, можно свободно изобретать новые, использовать одновременно несколько колод. Например, если человек выложил карту нынешнего состояния, а с ней карту идеального, можно предложить ему найти карту и переходного состояния, которое позволит добиться желаемого. Можно задавать вопросы и доставать карты наугад, можно рассматривать карты, просто объясняя то, что на них видишь. В каждой метафорической колоде обычно порядка 90 карт, потому сюжетных линий можно разложить довольно много. Имея большой опыт работы с разными наборами карт, психолог может подобрать для каждого клиента и его проблемы максимально подходящую колоду.

В классической консультационной работе психолог обычно задает клиенту наводящие вопросы к каждой карте, при этом вопросы должны быть обязательно открытыми и не наталкивать клиента на содержание, какое в карту мог вложить сам психолог. Например, если на карте изображена гора или вулкан, психолог лишь спрашивает, что за гора, что за вулкан, где они находятся, что происходит там. Выслушивая содержания клиента, в конце психолог узнает у клиента, может быть, у него есть еще что-либо об этом.

Существуют и техники, преимущественно опирающиеся на игру. Например, в технике «Препятствия и возможности» психолог выступает ведущим и просит игроков выбрать по 5 карт вслепую, даже не задавая перед этим никаких вопросов, не формулируя запросы. Игра ассоциативная, потому здесь нет выигрыша, кроме, конечно, психологической выгоды от полученных выводов. Психолог просит первого игрока посмотреть карты, не показывая их другим, и выбрать одну, на какой изображено препятствие, трудность. Например, он выбирает и выкладывает карточку с домиком, сообщая, что он разваливается. Задача второго игрока найти среди своих карточек и выложить ту, что изображает возможность для решения проблемы. Первый игрок, предъявивший проблему, слушает и принимает предложенное решение. Если оно оказалось, как он посчитал, неподходящим или недостаточным – сообщает об этом, второй игрок снова предлагает карту возможности. После принятого решения игроки меняются местами.

После игры психолог предлагает игрокам проанализировать, пересекается ли игра с жизнью, обнаружили ли участники какие-то личностные проблемы, а также решения для них. Объяснение перед другими участниками, потому не обязательно ему быть подробным, достаточно понять ситуацию для себя, немного озвучив. Однако часто еще до этого участники понимают, чем обусловлен их выбор карт.

Следующая техника называется «Место и время моей мечты». Клиенту предложено выбрать из перевернутых рубашкой вверх карт одну, перед этим также можно не формулировать запрос. Посмотрев на нее, он должен подумать, какая это страна, какое время, наше ли, прошлое. Чем ему может быть нужно пребывание в этом времени. Клиент может вообразить себя в нем, будто войти в мир, изображенный на карточке, и походить в нем, посмотреть, даже мысленно взять подарок себе или близкому. Психолог задает снова наводящие вопросы, спрашивает, что полезного клиент нашел для себя в этом времени, какой ресурс смог пополнить.

Техника «Выход из тупика» подходит для поиска выхода из сложных ситуаций и анализа повторяющихся проблем, которые клиент никак не может решить. Для определения текущей ситуации тупика перед клиентом раскладываются открытыми несколько карт, предлагается выбрать одну, какая максимально точно описывает текущее состояние дел. Выбирать следует чувствами, ту карточку, какая привлекает внимание больше всех. Выбрав, психолог уточняет, что клиента цепляет на этой карточке, куда все время тянется взгляд. Обратив свое внимание на эту деталь, клиент должен пронаблюдать, какие эмоции у него появляются. Возможно, на карте он найдет также то, что ему не нравится, вызывает отторжение, нежелание смотреть на этот элемент карты. Далее психолог просит рассказать о ситуации, изображенной на карточке, и герое ее сюжета.

Следующий расклад в этой технике – изображения различных дверей как путей выхода из ситуации. Клиенту нужно отобрать одну и описать, что за дверь, может ли она помочь выйти из тупиковой ситуации, сложно ли в нее пройти или легко, открыта она или закрыта для него. Затем, возможно, клиент сможет представить, что находится за дверью, описав свои ощущения. Если для клиента эта дверь не является выходом, то психолог уточняет, куда она может вести.

Затем следует расклад карт по вопросу, что мешает выйти из тупиковой ситуации. Здесь клиент может выбрать уже до трех карт, тех, что описывают страхи и блоки. Психолог уточняет, что сам клиент подразумевает в каждой выбранной карте, что, возможно, пугает клиента или препятствует поиску выхода, просит рассказать историю каждой карточки, об изображенных на ней персонажах, чтобы максимально раскрыть то, что блокирует клиента, не дает ему выйти из сложной ситуации. Часто на картах обнаруживаются и вторичные выгоды клиента, психолог просит его задуматься, какую выгоду он получает оттого, что остается в этом тупике, от чего страх, возможно, защищает его, что еще более страшное может произойти в жизни, если он решится все же на перемены. Осознавая свои страхи, блоки и вторичные выгоды, клиент может двигаться дальше и имеет шанс преодолеть тупик.

Последний расклад – ресурсный. Снова перед клиентом несколько карточек с тем, что может помочь выйти из тупика, совершить перемены. Психолог просит его выбрать те, что являются для клиента поддержкой и ресурсом, на какие он может опираться, а выбрав, описать каждую. Клиент рассказывает, что наиболее интересно, позитивно для него на карточке, что привлекает внимание, вызывает прилив энергии, дает силы. Психолог предлагает рассмотреть, какие из изображенных ресурсов у клиента уже есть, а какие можно привлечь, подумать, каким образом ресурс можно использовать, что можно сделать уже в ближайшее время. Чем более подробно клиент отвечает на вопросы, описывая карту – тем более содержательный он извлечет результат, более интересные открытия получит о своем тупике, о том, почему в нем находится, зачем тупик ему нужен. Это может стать точкой, из которой клиент даже сможет перевернуть свое мировоззрение.

С помощью ассоциативных метафорических карточек можно поработать и с Тенью. Психолог тогда просит клиента создать мысленное намерение, а затем из колоды карточек с лицами выбрать себя, каким клиент сейчас себя видит и принимает, потом – свою противоположность. Пол и возраст изображенного на карточке человека значения не имеет, важны лишь его эмоции. Если клиент затрудняется выбрать только одну карточку на каждую из ипостасей – он может выбрать две или даже несколько.

Описывая первую ипостась, клиент рассказывает, что он видит на карточке, какие чувства и эмоции на ней присутствуют. Если изображенный на ней человек, по словам клиента, смотрит на кого-то – психолог просит выбрать из колоды того, на кого он смотрит, что можно сделать в закрытую, а затем описать. Далее психолог переводит клиента к описанию карты противоположности. После чего спрашивает, правильно ли карты расположены перед ним на столе, или клиенту хочется изменить их позиции. Чаще всего клиент отодвигает карту противоположности, символизирующую его Тень.

Психолог просит клиента проанализировать взаимодействие карт-антиподов, спрашивая, видит ли одна карта другую. Если да, то, как изображенные на них личности относятся друг к другу, нужна ли карта противоположности главной карте, может ли главная карта за что-то поблагодарить свою противоположность, что негативного привносит карта противоположности в жизнь главной карты, если ее хочется отодвинуть.

Если карты не видят друг друга, то, что необходимо изменить в раскладе, чтобы они увиделись. Когда клиент изменяет положение карточек, психолог узнает, что изменилось у главной карты. Когда клиент говорит о негативных качествах антипода, психолог выслушивает, затем предлагает трансформировать эти качества, заменив их позитивными синонимами, и подытоживает, проговаривая, какое положительное зерно было найдено, как главная карта может интегрировать эти качества, как изменится после этого, может ли поблагодарить свою противоположность и какие чувства после благодарности испытывает.

После проведенной работы будет отличным, если клиент от имени главной карты проговорит благодарность карте-антиподу за переданный ресурс. Возможно, после того клиент снова захочет поменять расположение карточек на столе или даже заменить какую-то карточку на другую из колоды.

Данная техника позволяет проработать теневые качества личности, в результате клиент может интегрировать, принять свою теневую сторону. Психолог спрашивает, что клиент ощущает в связи с проведенной работой, как изменились его ощущения после примирения со своей ранее вытесненной частью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

  • Металлобазы в иркутске адреса и телефоны
  • Металлыч ру рязань телефон
  • Металлургов хендай екатеринбург телефон
  • Металлургов 56 новокузнецк жилкомцентр телефон
  • Металлургов 55 череповец регистратура телефон