Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».
Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:
«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».
СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»
Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг. считал наивысшей радостью.
«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: „бедная чайка…“
А за правой играют на балалайке.
ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»
Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:
«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».
Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».
В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:
«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из „Гугенотов“, золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…
Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный „No 13“), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: „Рабкоммуна“. Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.
В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»
Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:
«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.
В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь. Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ
фото: Иван Пушкин
Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:
«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: «Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой
Семеновной.
— Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел?
— Так точно, горел.
— Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается.
— Именно для ночей оно и предназначено.
— Счетчик-то общий. Всем накладно.
— У меня темно от пяти до двенадцати вечера.
— Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим.
— Я печатаю червонцы.
— Как?
— Червонцы печатаю фальшивые.
— Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны.
— Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий.
— Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать.
— Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок.
Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».
Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА»
фото: Маргарита Басалаева
В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:
«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем.
Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь „неизвестно какими делами“, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей. — „Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка“, — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст „заявку“ в правление, чтобы меня выселили: „Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные“. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».
Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.
СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ»
фото: Иван Пушкин
Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:
«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».
Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.
Автор:
15 марта 2021 15:54
Михаил Булгаков — одна из самых загадочных персон русской литературы. До сих пор «нехорошая квартира» в Москве привлекает множество посетителей, особенно в «Ночь музеев», когда сотни людей выстраиваются в длинные очереди, вдоль Садового кольца.
Удивительно, как спустя столько десятков лет роман все еще актуален.
«Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну, что ж обыкновенные люди в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их».
Дом на Большой Садовой
Источник:
Он был построен в 1903 году. И именно там, в коммунальной квартире №50 и жил какое-то время Михаил Афанасьевич. Этот дом просто шедевр стиля модерн, а «квартирка» стала известна благодаря описанию ее жильцов и быта в романе «Мастер и Маргарита».
А дом этот был владением миллионера и табачного фабриканта Ильи Давидовича Пигита, который купил участок земли под табачную фабрику, однако рядом стоял храм (сейчас его не существует), а церковь выступала против табакокурения. Пигит ссориться с церковью не хотел и вместо фабрики построил доходный дом.
Он заселял туда богему, культурных деятелей. В этом доме были мастерские авангардистов Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского. И кстати, именно там и познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
Фанни Каплан
Источник:
А вот «нехорошей» квартира стала еще до романа «Мастер и Маргарита». Еще до приезда в Москву Михаила Афанасьевича, в ней жила эсерка Фанни Каплан (летом 1917 года), которая была подругой племянницы Пигита. А у самой Каплан был роман с братом Ленина Дмитрием Ульяновым. Вскоре, в середине 1918 года было совершено покушение на Владимира Ленина, виновницей была официально признана Каплан, которую казнили в Кремле.
Почему пруды Патриаршие
Источник:
Так их назвали, потому что они располагались на земле, освобожденной от налогов в, так называемой, Патриаршей слободе, которую основал патриарх Гермоген. На территории слободы был организован выгул коров, коз. Один из ближайших переулков поэтому был назван Козихинским.
Театр «Варьете»
Источник:
На рубеже XIX -XX веков рядом с доходным домом Пигита был парк «Аквариум» (сейчас на этом месте Театр Сатиры) — место всяческих увеселительных заведений. Во времена Булгакова там было варьете. Кстати, в романе тот самый «сеанс черной магии» идет ночью, со Страстной пятницы на Великую субботу. Вообще все события в «Мастере и Маргарите» происходят в предпасхальную неделю, когда люди посещают храмы, но в романе все совсем иначе.
О Надежде Крупской, жене Ленина
Источник:
Когда Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года он снимал вместе с женой комнату в квартире №50. Сестре он писал: «Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный… Комната скверная, соседство тоже, оседлым себя не чувствую, устроиться в неё стоило больших хлопот…»
Им удалось поселиться там только после того как Надежда Крупская, которая руководила журналом, куда Булгаков писал фельетоны, вмешалась.
Откуда взялся Коровьев?
Источник:
Фамилия одного из свиты Воланда была взята неспроста. Из окна комнаты Булгакова был виден Ермолаевский переулок, которые в народе называли Коровьевым переулком. Там коровы паслись и он был весь усеян отходами их жизнедеятельности.
История Чумы-Аннушки
Источник:
О, эта скверная дама жила в реальности. Соседкой Булгаковых была чрезмерно скандальная Анна Горячева. Вообще, практически всех персонажей романа Михаил Афанасьевич, списал с жителей той коммунальной квартиры. Писателю претил советский быт и он безжалостно поливал его сатирой. Вообще, в доме на Большой Садовой, 10 у Булгакова были весьма плодотворные годы: здесь он работал над «Белой гвардией», «Роковыми яйцами», «Записками юного врача», «Дьяволиадой».
История кота Бегемота
Источник:
Даже у этого кота был реальный прототип. За одним маленьким исключением: в жизни это был не кот, а собака. Черный пес Булгакова по кличке Бегемот. Собака была очень умна, есть даже история, что когда семья Булгаковых отмечала новый Новый год, после боя курантов пес пролаял ровно 12 раз, хотя его никто не учил этому.
О создании музея
Источник:
Михаил Афанасьевич прожил в «нехорошей квартире» три года с 1921 по 1924 годы. В 1994 году она была в аварийном состоянии и передана Фонду М.А. Булгакова, что там создали музей писателя. До наших дней в квартире сохранились щеколды на окнах, двери, ручки, овальное окно, до которых дотрагивалась рука писателя.
В комнате писателя, где он жил, висит полка, которую он купил, а стол не тот, что был именно в этой комнате, но он привезен с Пречистенки, 24, из квартиры дяди Булгакова, где он частенько бывал в гостях. Подлинные вещи Михаила Афанасьевича находятся в соседней комнате музея, в которой воссоздали обстановку его последней квартиры в Нащокинском переулке.
Сожжение романа
Источник:
Самый первый вариант романа Булгаков сжег в 1928 году , как и Мастер. Напоминает любимого Михаилом Афанасьевичем Гоголя, который спалил второй том романа «Мертвых душ».
После сожжения рукописи мысли о романе писателя не отпускали. Произведение создавалась мучительно, тяжело, он действительно выстрадал его. Шифровал, прятал и надиктовывал, будучи уже смертельно больным, борясь с мучительными болями, впадая, порой, в беспамятство.
Михаил Булгаков умер со словами о романе: «Чтобы знали. Чтобы знали». Он взял с жены, Елены Сергеевны, клятву, что роман увидит свет.
Его опубликовали в сокращённом варианте через 26 лет после смерти писателя. «Мастер и Маргарита» переведен на сотни языков, многократно разобран и истолкован и до сих воспринимается (особенно на Западе) как одна из вершин русской литературы 20 века.
Источник:
Еще крутые истории!
Новости партнёров
реклама
Адрес: г. Москва, ул. Большая Садовая, 10, кв. 50
Станция метро «Маяковская»
«Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на садовой улице. Надо сказать, что квартира эта — N 50 — давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года тому назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому — с утраченной фамилией. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать…»
В романе «Мастер и Маргарита» «нехорошая квартира», в которой жили Берлиоз и Степа Лиходеев, располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже дома № 302-бис по Садовой улице. В этой квартире поселились Воланд и его свита после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х — 30-х годов. Основным прототипом «нехорошей квартиры» считается квартира № 50 дома №10 на Большой Садовой, в одной из комнат которой жили Михаил и Татьяна Булгаковы после переезда в Москву осенью 1921 года. Здание было сооружено в 1903 году по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Юдицким и Милковым в стиле позднего московского модерна, а после Октябрьской революции оно стало рабочим домом-коммуной. Четыре года Булгаковы прожили в квартире № 50, а затем полгода — в квартире № 34. Дом 10 на Большой Садовой улице фантазией автора превратился в дом «302-бис по Садовой» (формулу превращения вывел литературовед И.Ф. Бэлза: (3 + 0 + 2) x 2 = 10). А изменение автором романа названия самой улицы не слишком грешит против истины: Большая Садовая в 20—30-е годы называлась и Садовой-Триумфальной, и просто Садовой. Справочники и путеводители по Москве тех лет однозначно подтверждают это.
«Нехорошая квартира номер 50» в романе сохранила и свой реальный номер и, судя по ранним рассказам романиста, не изменяла свою нехорошую репутацию. Правда, в этой квартире мы не найдем описанных в романе апартаментов бывшей ювелирши, где вместо Степы Лиходеева и погибшего Михаила Берлиоза обосновался черный маг Воланд со своей беспокойной свитой, где был страшный полуночный бал Сатаны и встретились после долгой разлуки главные герои книги — Мастер и Маргарита. В квартире 50 все комнаты небольшие, камины и витражные стекла отсутствуют. Описание Булгаковым ее интерьера и некоторые детали заимствованы из квартиры 34 того же дома и квартиры 66 дома 12 в Савельевском переулке.
В этом же доме в квартире № 48 этажом ниже жила Аннушка-чума, подобравшая у своей двери золотую подковку Маргариты — подарок Воланда. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей — дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, киевский дядя Берлиоза. Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в квартире № 35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в квартире № 11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки. Стоит отметить, что в настоящее время в комнатах, в которых когда-то располагалось домоуправление, находится Культурный центр «Булгаковский дом», а в знаменитой «нехорошей квартире» № 50 — музей имени Михаила Булгакова, в котором можно погрузиться в атмосферу первых лет жизни писателя в Москве.
Большая Садовая, дом 10. Дом-коммуна для рабочих
Большая Садовая, дом 10
Внутренний двор дома на Большой Садовой. Вид 6-го подъезда, где на 4-м этаже находится «нехорошая квартира» № 50
Пожарная лестница, ведущая в «нехорошую квартиру», по которой поднимались те, кто «шли арестовывать» шайку гипнотизера Воланда (Большая Садовая, дом 10)
Дом № 10 по Большой Садовой в Москве
Дверь в квартиру № 50
Ну, вот, наконец, мы и в «Нехорошей квартире» №50, что в подъезде №6 на Садовой 302-бис. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. А затем — еще полгода в квартире №34 – с августа по ноябрь 1924 года. Некоторые булгаковеды считают, что более всего под условия действия романа подходит именно квартира №34, однако мы примем официальную версию. Давайте, приступим к осмотру этой удивительной и, наверное, самой загадочной квартиры Москвы.
Непременным ритуалом будет подъем по лестнице к музею на четвертом этаже, среди безудержного иступленного творчества поклонников Мастера. Подробнее о настенных росписях «Нехорошей квартиры» можно ознакомиться в этом моем материале…
02.
03.
Вот мы и у двери Музея Мастера… Итак, входим…
04.
Это старая входная дверь квартиры №50, что раньше была также доступна для «народного творчества».
Сейчас внешняя входная музейная дверь полностью металлическая.
05.
Квартира находится на четвертом этаже по Большой Садовой, 10. В романе упоминается 5-й этаж – возможно автор имел ввиду счет этажности с учетом высокого цоколя здания. В квартире №50 была классическая коммуналка. Поселиться в этой комнате ему удалось после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.
06.
Планировка квартиры № 50
07.
Прихожая этой квартиры небольшая. Первое что мы видим в прихожей, это портрет Мастера, круглый столик, длинный коридор и комнаты слева и справа.
08.
Стойка для зонтов (на фото ниже). Гнутое дерево. Начало ХХ века, Россия.
Здесь стоит стойка для зонтов и тростей (а, быть может, и шпаг), принадлежавшая М.А. Булгакову и Е.С. Булгаковой, из их квартиры в Нащокинском переулке. Поступила в фонды музея в 2010 г. от Тарасевичей.
09.
Круглый столик (на фото выше). Дерево, мрамор, перламутр. Резьба, инкрустация. Середина XIX века. Европа. Благодаря сохранившимся фотографиям последней квартиры Булгакова в писательском доме в Нащокинском, точно известно, что этот столик стоял точно также в прихожей, и над ним висело большое зеркало в тяжелой резной раме. На нем Булгаковы оставляли друг другу и домработнице записки, ставили сумки и вазы с цветами…
Сейчас «Нехорошая квартира» №50 — государственный музей, здесь идут постоянные многочисленные экскурсии, снуют экскурсоводы, экскурсанты и сотрудники музея. В частности, поэтому осмотреть «Гардероб» с его булгаковскими платяным шкафом и вешалкой для одежды, а также смежную с ними комнату (для сотрудников) мне так и не удалось, как и не удалось заглянуть в смежную с «синим кабинетом» — комнаты «Редакции» — она была на переоформлении экспозиции.
10.
Комната «Редакция» (в нее сейчас нет доступа). Открывшаяся в ноябре 2010 года временная выставка стала постоянной экспозицией музея. Легендарная редакция газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский — в «Нехорошей квартире»! В экспозиции представлена мебель из редакции «Гудка» 1940-х годов, архивные документы, газеты и журналы, а также фотографии Александра Родченко.
11.
У высоких дверей «Редакции», на старом стуле, стоит большая бутыль для пожертвований — можно дать «Аннушке на масло…»)
12.
Комната «Для сотрудников музея». Вроде бы как обычноый офис.
13.
Справа от входа – «Синий кабинет». В этой комнате в музее попытались воссоздать образ последнего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире в «писательской надстройке» дома 3/5 в Нащокинском переулке – на основе воспоминаний близких и друзей, сохранившихся фотографий и рисунков. В экспозиции представлена часть стоявшей там мебели, которая по воле случая спустя 70 лет после кончины писателя поступила в музей. Сотрудники музея «…стремились нащупать атмосферу, в которой создавались «Театральный роман», «Мольер», «Мастер и Маргарита»…
14.
Кресла из последней квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.
15.
Ранее в этом углу находился «гоголевский» секретер, но сейчас его я не обнаружил. Оказалось, что он временно на выставке в галерее «На Шаболовке».
16.
По разным источникам — «время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г…».
Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем романе «Мастер и Маргарита»: «…Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде…».
17.
Варианты названия романы не были столь ярки как окончательное: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». Совершенно не впечатляют — правда? Кстати, первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
18.
Радиоприемник 6Н-1. Аналогичная модель радио (6Н-1, шестиламповый), выпускавшаяся в СССР Воронежским заводом в конце 1930-х, видна на фото комнаты Булгаковых в доме в Нащокинском переулке на столике возле кровати.
19.
Слева — шкаф-бюро «монашка» (на фото ниже). Шпон – красное дерево. Середина 19 века, Россия. Странное название такой вид шкафов с полукруглой передней дверцей получил благодаря своей компактности и многофункциональности – они могли умещаться в кельях и совмещать в себе платяной шкаф, секретер и комод. У Булгаковых в квартире в Нащокинском переулке он стоял в гостиной возле рояля и носил ласковое прозвище «пузатик». Экспонат поступил в музей в 2010 году от семьи Тарасевичей.
Псише (по центру кадра, на фото ниже). Шпон красного дерева, зеркало. Первая половина 19 в., Россия. Псише – от имени Психея, «душа», несомненно, служило Елене Сергеевне Булгаковой и заменяло бюро, где в ящиках в большом беспорядке хранились документы. Михаил Булгаков, в поисках важных бумаг, писал жене в 1938 году: «…пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек… Боги мои! Что же это меня ждет?! Посочувствую мне, Лю!». На боковых тумбах его стояли, синие вазочки. Поступление от Тарасевичей в 2010 г.
20.
Гардероб (на фото ниже). Шпон, красное дерево. Вторая четверть 19 века, Россия. Угловой гардероб со стрельчатыми филенками принадлежал Елене Сергеевне Булгаковой и стоял в «синем кабинете» в квартире в Нащокинском переулке. Можно только удивляться, как большая модница Елена Сергеевна могла уместить в нем все свои наряды, кстати, среди них были вещи и от знаменитой еще с дореволюционных времен модельера Ламановой. Ничем другим, кроме колдовства, это объяснишь… Поступил в 2010 г. от Л.Тарасевича.
Фортепияно (на фото ниже). Красное дерево, металл. Торговый дом Юлий Генрих Циммерман, Москва, 1900-е годы Пианино принадлежало семье Черкашиных, которые хранили его как память о тех моментах, когда на нем играла вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская, обладавшая хорошим музыкальным слухом.
21.
Выходим из «Синего кабинета».
Следующая дверь справа — комната «История дома». Она довольно своеобразна и нестандартна и современна — явно выбивается из «загадочного» контекста «Нехорошей квартиры».
22.
23.
Чтобы увидеть всю экспозицию комнаты — надо очень сильно пригнуться… Не очень понятная, на первый взгляд, концепция.
24.
25.
Ну, не знаю, наверное что-то в этом есть, но я не проникся)
Пикантно, но во времена Булгакова в этой комнате проживала проститутка Дуся)
26.
В коридоре на стенах — размещены сквозные стеклянные овальные окна из комнат — справа — круглые…
27.
28.
…слева — квадратные. Предполагаю, что это сделано из соображений экономии электричества, чтобы не включать в дневное время свет в коридоре.
29.
Официальная версия – напротив, через коридор, находились туалеты, тоже с окнами, и это была лишь возможность экономить электричество и осветить ватерклозет. Такая система использовалась в жилых домах очень часто, вплоть до 1960-х годов. А вот необычная форма – это особенность именно пигитовского дома, дань архитекторов Э. Юдицкого и А. Милкова стилю модерн.
Сейчас мы входим в «Комнату Булгакова».
30.
Первое, на чем останавливается взгляд посетителя — старый письменный стол. Он и является основным экспонатом «кабинета».
Осенью 1921 года сюда въехал в будущем знаменитый русский писатель Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Тут он провел первые свои годы в Москве, — суетливые, голодные, но невероятно плодотворные. Тут он работал над «Дьяволиадой», «Записками юного врача» и «Морфием», «Роковыми яйцами» и, наконец, здесь создавалась «Белая гвардия». Обстановка – диван, зеркало, походная кровать, стол и два шкафчика. Надо сказать, что эти рамы, щеколды, паркет и стены помнят Булгакова…, они можно сказать «оргинальные».
31.
Письменный стол. Резьба, лак. Конец XIX в. Россия. Вопреки ожиданиям, этот массивный резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях и, несомненно, стол ему был хорошо знаком. Но со всей уверенностью можно сказать, что это еще и стол булгаковского персонажа – профессора Преображенского из «Собачьего сердца», позаимствовавшего многие черты у своего прототипа Покровского.
32.
Стол был подарен Елене Афанасьевне Булгаковой, младшей сестре писателя, в день свадьбы с Михаилом Васильевичем Светлаевым от ее дяди Н.М. Покровского. Поступил в 2008 году от Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова.
33.
34.
Книги Булгаков считал своей слабостью, потому и покупал их, как только предоставлялась возможность. Любовь к чтению была воспитана в нем еще с детства — в доме родителей, преподавательницы и профессора, библиотека была большая, с множеством редких изданий русских и зарубежных авторов.
35.
36.
37.
38.
Книжная полка. Дерево, резьба, лак. 19 век, Европа. Обживая комнату в большой коммунальной квартире, Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна хоть каким-то образом старались украсить свой аскетический интерьер. Так, постепенно в комнате появился фамильный ореховый, овальный, на гнутых ножках стол, а вслед за ним супруги «купили длинную книжную полку — боковинами ее были два сфинкса — и повесили ее над письменным столом».
39.
Стоит отметить уже тогда проявившееся пристрастие Булгакова к старинной мебели. Эта книжная полка – единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг. После развода с Булгаковым Татьяна Николаевна Лаппа подарила эту полку в семью Крешковых, которые были друзьями Булгаковых и жили недалеко от Большой Садовой, на Малой Бронной улице. Именно в их квартире состоялся спиритический сеанс, легший в основу рассказа писателя с одноименным названием. Поступила из семьи Крешковых в 2009 г.
40.
41.
Еще несколько ракурсов «стола Булгакова»…
42.
43.
44.
Это экспозиция «Жизнь в ящике письменного стола». Письменный стол является главным в пространстве комнаты писателя. В литературном плане «стол» символизирует творчество и писательский труд.
45.
Ящик стола – символ внутреннего содержания личности. Письменный стол с его содержимым является метафорической моделью «дома», «последним приютом», экзистенциальным пространством художника, находящего истинное убежище лишь в «монастыре собственного духа». Очень интресные композиции!
46.
47.
48.
Напольное зеркало.
49.
Портреты Михаила Булгакова и Татьяны Лаппа
50.
51.
52.
53.
Инсталяция «Трудовые годы». Репрезентует один из наиболее тяжелых и трагических моментов из жизни писателя — первый год жизни в Москве.
54.
55.
Идем дальше по коридору квартиры №50…
56.
Ранее в этом коридоре, помнится мне, на стенах коридора находились стилизованные зеркала с зыбкими тенями персонажей «Мастера и Маргариты». Надо сказать, что они превращали квартиру №50, действительно, в «Нехорошую», близкую по таинственному духу самого романа. Сейчас все здесь выглядит как в обычном стандартном музее. Жаль! Было, как говорится, «прикольно»!)
57.
И, наконец, «Гостиная» — «Высшие женские курсы».
58.
Надо сказать, что «коммуналкой» помещение №50 было с самого начала. Дело в том, что оно никогда не принадлежало одному владельцу, здесь никогда не было отдельных «спален», «столовой», «кабинета»… Здесь, в левом крыле, на трех этажах еще в 1904 году было открыто общежитие для слушательниц Московских высших женских курсов Герье. Для этого были попарно соединены квартиры – в частности, №50 и №41 – и в итоге получился длинный коридор гостиничного типа с комнатами налево и направо, без ванных. Скорее всего, эта большая комната с широким окном, находящаяся в конце коридора, служила залом для занятий и отдыха курсисток. Сейчас среди дореволюционной мебели, старых фотографий, гравюр и фортепьяно последней трети XIX века здесь проходят концерты и спектакли.
59.
Во времена Булгакова здесь проживал хлебопек с женой Натальей.
60.
Помните, из Белой Гвардии» — «…пианино, ноты «Фауста» на пюпитре…» и непререкаемое авторское: «Фауст»… совершенно бессмертен»…
Так вот — ноты с Фаустом перед вами…
Фортепиано H.WOLFRAMM-DRESDEN.
61.
Уникальный роскошный буфет. Россия. Начало XX века.
62.
63.
64.
65.
Еще один буфет за дверью комнаты.
66.
Еще несколько ракурсов «Гостиной».
67.
68.
69.
Что-то мы подзабыли, где находимся. А по всем признакам из романа «Мастер и Маргарита» — именно на этой люстре раскачивался и отчаянно отстреливался от группы «серьезных мужчин» Кот Бегемот. Я с определенной долей скептицизма и отсутствием надежды на конкретный ответ, спросил у служительницы музея, — А в какой комнате, на люстре отстреливался Кот Бегемот? — Ну, это было в пятом измерении, — слегка иронично, но дежурно ответила она и комнату никак не обозначила)
70.
Но, можно даже, прямо сейчас, при разгулявшемся воображении, представить на этой люстре Кота Бегемота…)
71.
…– Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот,
– и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное…
72.
Наверное, Кот Бегемот вот так и видел Гостиную, расхаживая здесь на своих задних лапах)
73.
74.
Далее, по коридору — Белый зал, где проходят экскурсионные лекции… Там ничего интересного…, только множество стульев.
75.
Мы почти в конце коридора Нехорошей квартиры… Здесь, тут и там, располагаются интересные экспонаты…
76.
…такие, как вот этот огромный сундук с металлическими набойками. Это универсальный предмет мебели крестьянского, купеческого и мещанского быта – совмещал в себе функции и платяного шкафа, и буфета, и сейфа, и кровати, и лавки, и чемодана.
77.
В этой нише — информационный уголок семейства Пигитов…
78.
Ну, и, наконец, знаменитая «Кухня». Увидеть в таком виде, без любопытствующих, оказалось не так то просто. При мне здесь довольно долго находилась группа школьников и тут же, за ней, собиралась за ней заходить вторая — пришлось твердо просить дать мне несколько секунд на съемку) Так, что — вот!
79.
Коммунальная кухня – квинтэссенция духа «нехорошей квартиры». Здесь были владения Аннушки-Чумы (Горячевой), здесь шипели примусы и шатался «кошмар в полосатых подштанниках», здесь сушилось белье, сгорал в печке пигитовский паркет, устраивались скандалы и пение под гармонику… Кухня — самое пекло нехорошей квартиры №50, стало для Михаила Афанасьевича неиссякаемым источником впечатлений и образов, ведь здесь шумели и разговаривали будущие персонажи «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Самогонного озера», «№13 – Дома Эльпит-рабкоммуны» и, наконец, «Мастера и Маргариты». И теперь здесь – полуистлевший быт 1920-х, предметная среда булгаковских произведений.
80.
Снять Примус крупным планом мне не дали, но вот он — под зеленым эмалированым «сталинским» чайником — это примус 20-х годов.
81.
82.
Ну, вот, всё, что было возможно — мы осмотрели в «Нехорошей квартире»…
Прикоснулись к неосязаемым рукописям Мастера и попытались представить для себя, как же все это было…
83.
Наверное, необходимо выразить немного личных впечатлений. Музей очень понравился, хотя и были «некоторые вопросы») Правда, каких-то особенных потусторонних ощущений, я не испытал) Но, само по себе осознание, что здесь жил и творил Мастер очень вдохновляет. Музей не частный и это позволяет ему быть в тонусе. Радует, что музею хватило такта оставить в целости и сохранности паркет, двери, окна, важные бытовые мелочи и собрать как личные вещи Булгаковых, так и экспонаты времен Михаила Афанасьевича. Музей динамичен, профессионален и умудряется на такой маленькой территории проводить экскурсии, даже чтения и концерты. Браво, что еще сказать. А «Нехорошая квартира» совершенно реальна, она была, есть и будет и, это не может не радовать! И это здорово, что в Москве есть такой музей — Музей Булгакова — «Нехорошая квартира» под номером 50.
Музей Булгакова «Нехорошая квартира». Сайт Булгаковская Москва.
Музей Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом на Большой Садовой. dom10.bulgakovmuseum.ru.
Нет, наверное, в Москве более популярного Булгаковского адреса, чем «нехорошая квартира». В квартиру №50 по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис — это зашифрованный по формуле (3+2)х2 номер здания) начиная с 80-х годов идет непрекращающийся поток поклонников писателя и его «закатного романа». Сегодня здесь располагается музей М.А. Булгакова. Мало кто задумывается, что «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты» включила в себя черты и других мест, где жил или бывал Булгаков.
Но сначала, все же, о той самой квартире №50. Здесь Булгаков жил с осени 1921 года по август 1924 года. Здесь же жила некая Анна Горячева, вошедшая в историю как Аннушка, сгубившая Берлиоза. «Мастера и Маргариту» Булгаков начнет писать только в 1929 году, уже совсем в другом месте, но именно эта квартира больше всего окажется связанной с романом.
Здание по адресу Большая Садовая, 10 было построено в начале прошлого века. Это был доходный дом — дом, квартиры в котором предназначались для сдачи в наем. В годы советской власти дом стал одним из первых в Москве домов-коммун. Иначе говоря, коммуналок.
В те времен, когда здесь жил Булгаков, перед домом располагался палисадник, уничтоженный при расширении Садового кольца в 1938 году.
ул. Большая Садовая, 10. Фото 1920-27 гг.
Даже в отрыве от связи с творчеством Булгакова, дом этот заслуживает внимания. Это интересный пример московского модерна, более всего проявившегося именно в доходных домах.
Однако о модерне как-нибудь потом. Чтобы войти в жилые подъезды дома нужно пройти через арку, расположенную в центре здания. Сегодня на ней даже висит табличка с указанием его «литературного» адреса, так что ошибиться сложно.
Интересующий нас подъезд №6. Раньше чтобы попасть туда, нужно было знать код от замка, который жильцы подъезда исправно запирали. Правда, если немного поискать рядом с подъездом, обязательно обнаруживалась заботливо оставленная кем-нибудь надпись или бумажка. Сейчас дверь открыта для всех.
Дверь в подъезд еще носит следы военных действий между жителями дома и поклонниками творчества Булгакова, но в последнее время перемирие, вроде бы, никто не нарушает.
Уже на лестнице, ведущей к квартире Булгакова вас встречают его герои. Эту лестницу начиная с 80-х годов расписывают поклонники автора. Рисунки периодически закрашивают, но они появляются снова. Сейчас некоторые наиболее интересные творения сотрудники коммунальных служб стали обходить стороной.
Квартира №50 располагается на самом верхнем, пятом, этаже. Вход в нее теперь запирает железная дверь, но старая деревянная никуда не делась. Вряд ли она осталась здесь со времен Булгакова, но определенное чувство эпохи передает.
За дверью находится бывшая коммунальная квартира, а ныне — музей М.А. Булгакова. Квартира полностью сохранила свою первоначальную планировку, но вот обстановка, увы, за долгие годы была утрачена. Сегодня здесь можно посмотреть несколько экспозиций, посвященных Булгакову, истории дома, а также быту 20-х — 30-х гг. прошлого столетия.
Нас больше всего интересует 4-я комната справа по корридору — та самая комната, где жил писатель со своей первой женой, Татьяной Лаппа.
План с сайта музея: http://www.bulgakovmuseum.ru/
Сегодня здесь находится экспозиция, воссоздающая быт семьи писателя в начале 20-х годов.
Не все представленные здесь вещи принадлежали Булгакову. Полка со сфинксами, расположенная над столом действительно висела в этой комнате в начале 20-х годов…
… а вот резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца».
Принадлежал семье Булгакова и вот этот плюшевый гарнитур, когда-то зеленый, а теперь выцвевший.
Из окон квартиры №50 можно увидеть противоположное крыло дома. Именно здесь располагалась квартира №34 — в ней Булгаков жил несколько месяцев после того, как выехал из квартиры №50. Это второе жилище, чьи черты использовал писатель в образе «нехорошей квартиры».
В пользу 34-й квартиры как одного из прототипов московского жилья Воланда и его свиты говорит несколько фактов. Во-первых, в отличие квартиры №50, в которой была коридорная система и 7 комнат, в квартире №34 было пять комнат, как и в «нехорошей квартире» из романа. Во-вторых, если в 50-й жили в основном рабочие, то в 34-ая была «интеллигентской». Жившие в ней финансист с женой, их прислуга, сын — будущий писатель (по выезду которого и получил жилплощадь Булгаков с женой) и некая Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой (судя по тому, что она считается прототипом героини рассказа «Псалом», женщина приличная) гораздо более соответствовали по уровню Степе Лиходееву и Берлиозу. Однако непосредственных параллелей между кем-то из жильцов 34-й квартиры по адресу Большая Садовая, 10 и жильцами «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита» провести невозможно.
И здесь на сцену выходит третий протопип «нехорошей квартиры» — квартиру Александра Петровича Фаберже, родственника владельца знаменитой ювелирной фирмы. Она находится в доходном доме Я.А. Рекка, расположенном на углу Пречистенки и Лопухинского переулка (ул. Пречистенка, 13).
Вид с Пречистенки на дом Я.А. Рекка.
Дом Я.А. Рекка был построен в 1911-13 годах. Он был поистине роскошен — огромные квартиры в семь комнат с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. В верхнем этаже размещались напротив друг друга квартиры: № 11 и № 12. Их до революции и занимал Александр Петрович Фаберже.
Где-то здесь, на верхнем этаже, и располагалась квартира Фаберже. Только не смотрите на пентхаус — он был пристроен уже в XXI веке.
Дом Я.А. Рекка без пентхауса. Фото 1912-13 гг. Примерно также он выглядел и в булгаковские времена.
Источник: http://um.mos.ru/personalities/5105/
Современный вид дома. Помимо пристройки пентхауса появилось много и других изменений.
Во время революции Александр Петрович Фаберже покинул Россию, но оставил здесь всю мебель, видимо, рассчитывая вернуться. Этого, разумеется, не случилось. Обе квартиры стали коммунальными и частично их заняла коммуна московских художников. Булгаков общался с ними и часто у них бывал.
Помимо старинной мебели со времен Фаберже в квартире остались камин с чугунной решеткой и большая люстра, свисающая с высоченного (7,5 м) потолка. Эти элементы, как и родственная связь бывших владельцев с ювелирами (у них даже имена похожи Фужере — Фаберже), и нашли отражение в «Мастере и Маргарите».
Увы, сейчас доходный дом Я.А. Рекка является элитным жильем, и попасть внутрь абсолютно невозможно. Да и не особо стоит — он был отреставрирован «лужковским методом» в начале XXI века, так что там ничего исторического внутри не осталось. Хотя, рассказывают, что вход и лестница тоже соответствовали описанию в романе, например, такая деталь, как деревянные диванчики на лестничных площадках.
Однако как бы не походила лестница дома Рекка на описание в «Мастере и Маргарите», настоящей лестницей в нехорошую квартиру все равно останется та самая, расписанная, в 6-м подъезде 10-ого дома на Большой Садовой. По крайней мере, Коровьеву и Бегемоту здесь явно больше нравится.
Использованная литература:
http://www.bulgakov.ru/n/badflat/
http://www.bulgakovmuseum.ru
http://wikimapia.org/8977481/ru/Доходный-дом-Я-А-Рекка
Другие заметки о Москве «Мастера и Маргариты» смотрите здесь.
Квартира № 50 в доме 302-бис по Садовой улице в романе «Мастер и Маргарита». В Н. к. поселяется Воланд и его свита. Здесь происходит контакт потусторонних сил с современным московским миром. Прообразом Н. к. послужила квартира № 50 в доме № 10 по Б. Садовой улице в г. Москве, где Булгаков жил в 1921-1924 гг. Кроме того, некоторыми чертами планировки Н. к. соответствует более просторной квартире № 34 в том же доме, где писатель поселился в период с августа по ноябрь 1924 г. Вымышленный номер 302-бис — это зашифрованный номер 10 здания-прототипа по формуле 10=(3+2)х2. В этом номере угадывается также связь с нечистой силой (по-украински «бис» означает «бес»). Кроме того, фантастически большой номер (ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером) должен подчеркнуть нереальность происходящего, так же как и невероятно большой номер отделения милиции, выдавшего паспорт дяде Берлиоза Максимилиану Андреевичу Поплавскому — 412-й.
Квартира № 50 запечатлена в ряде рассказов и фельетонов: «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», «Воспоминание…» и др.
Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру № 50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: «Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система:, комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели». В отличие от коридорной системы № 50, в квартире № 34 было пять комнат, в двух из которых жил богатый финансист Артур Борисович Манасевич с женой, еще в одной — их прислуга, в четвертой — Александра Николаевна Кибель с сыном Вовкой, послужившие прототипами героев рассказа «Псалом», а в пятой вместо выехавшего сына А. Б. Манасевича —будущего писателя Владимира Артуровича Лёвшина (Манасевича) (1904-1984) — поселились Булгаков с Т. Н. Лаппа. В Н. к., в отличие от квартиры № 50, живут относительно интеллигентные жильцы (оба — партийцы), скорее напоминающие обитателей квартиры № 34 — директор Театра Варьете Степан Богданович Лиходеев, держащий прислугу Груню, и председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, имеющий общие с Булгаковым инициалы и писательскую профессию.
Булгаковская энциклопедия. — Академик.
2009.