• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
По данным МВД РК, сегодня в Казахстане находится более 200 тысяч авто с российскими номерами. Из них не менее 80 тысяч машин заочно сняты с учёта в России, как их принято называть среди продавцов, «сняты на воздух». Как опознать такие машины их владельцам, кому светит штрафстоянка, а кому — нет?
Каким автомобилям с номерами РФ ездить в Казахстане разрешено
Свободно передвигаться по казахстанским дорогам автомобили с российскими госномерами могут только те, кто имеет:
- действующую регистрацию в ГИБДД РФ;
- действующий в Казахстане страховой полис;
- действующий российский техосмотр.
Проверить учёт в России можно в специальном разделе сайта госавтоинспекции — для этого необходимо ввести номер свидетельства транспортного средства (СТС) или VIN-код.
Подтвердить, что владение автомобилем на российском учёте является легальным, могут документы:
- договор купли/продажи;
- действующая генеральная доверенность от владельца авто;
- паспорт транспортного средства (ПТС).
Каким автомобилям с номерами РФ ездить в Казахстане запрещено:
- снятым с учёта в ГИБДД РФ;
- имеющим ограничения на передвижение в Российской Федерации: числятся в аресте, угоне, объявленные в розыск и т. д.
О том, как проверить машину «на чистоту», мы подробно рассказывали в отдельной статье.
Что делать, если оказалось, что автомобиль из России снят с учёта?
Машины, снятые с учёта, необходимо зарегистрировать в Казахстане. Но для этого они должны быть «проходными»:
- быть с левым рулём;
- выхлоп не ниже Евро-4;
- иметь ABS;
- иметь подушку безопасности водителя;
- оснащены системой крепления детских кресел ISOFIX;
- иметь дневные ходовые огни.
Растаможивать автомобили из РФ не нужно, но для постановки на учёт в Казахстане придётся уплатить утильсбор и сбор за первичную регистрацию.
«Непроходные» авто останется только вывезти из Казахстана, что будет непросто и недёшево с учётом запрета на эксплуатацию, или продать по запчастям.
По автомобилям, имеющим ограничения в РФ, полиция Казахстана будет разбираться по каждому случаю отдельно.
Кстати, накануне начальник УГАИ КАП МВД РК Юрий Козлов напомнил владельцам автомобилей с РФ-учётом, что даже те, у которых с регистрацией и документами всё в порядке, могут передвигаться по нашим дорогам только до одного года. По истечении этого срока машину необходимо вывезти не менее чем на месяц, после чего можно продолжить эксплуатацию в Казахстане.
Напомним, в Казахстане с начала ноября стартовали проверки автомобилей с российским учётом: машины, не имеющие действующую регистрацию, выявляют и отправляют сегодня на штрафстоянки.
• Бұл жарияланымды қазақ тілінде оқуға болады
Временную регистрацию автомобилей упразднили в Казахстане одновременно с введением экстерриториального принципа постановки на учёт. Начиная с 2017 года зарегистрировать машину стало возможным в любом спецЦОНе или областном РЭПе полиции вне зависимости от места проживания и регистрации владельца. Данные требования распространяются также и на авто, зарегистрированные в странах ЕАЭС (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Армения).
Причём если для некоторых кыргызских и армянских авто установлен ряд ограничений (типа запрета до 2020 г. оформления по доверенности, уплаты разницы в пошлинах при регистрации и т. д.), российские и белорусские машины, независимо от «право-» или «леворукости», возраста или даты первичного учёта на территории ЕАЭС, могут ездить по РК, в том числе управляемые гражданами Казахстана, практически свободно. Правда, ежегодно их необходимо вывозить из РК на 30 суток. В противном случае требуется ставить отечественные номера. (Статьи 63 и 65 закона «О дорожном движении».)
На сегодня владельцам российских и белорусских транспортных средств для передвижения по стране нужно лишь иметь на руках:
- Действующий страховой полис ОС ГПО, оформленный в Казахстане.
- Действующее свидетельство о прохождении техосмотра, пройденного на территории РФ. (Для этого придётся каждый год выезжать в Россию. По закону к участию в международном движении допускаются только автомобили, прошедшие ежегодный техосмотр, независимо от года выпуска.)
Ну и, естественно, на владельца машины с российским учётом должна быть оформлена в РФ доверенность с правом пересечения границы. (В Казахстане подобные документы выписывают максимум на три года. В России можно оформить доверенность бессрочную.)
Плюсы данного способа владения как новой, так и подержанной машиной достаточно очевидны:
- не требуется платить утильсбор;
- не требуется платить сбор за постановку на учёт;
- нет необходимости соблюдать требования по соответствию Евро-4, наличию ABS, подушек безопасности, креплений для детских кресел ISOFIX и дневных ходовых огней;
- автомобиль может быть праворульным.
Из минусов стоит отметить:
- необходимость быть уверенным в человеке, на которого оформлена машина, ведь по факту вы не будете являться её собственником;
- необходимо ежегодно вывозить авто из РК (причём желательно в Россию, чтобы сразу же пройти техосмотр) на 30 суток, а это время, нервы и дополнительные расходы;
- налоги в России для авто с большим количеством «лошадок», в некоторых регионах, значительно превышают казахстанские.
Так нужна вам или нет машина на российских номерах? Решайте сами!
Удачи на дорогах!
Содержание
- Что нужно сделать до покупки автомобиля из России
- Сколько стоит растаможка российского авто в Казахстане
- Утильсбор
- Первичный сбор
- Как поставить авто на учет в Казахстане
В России автомобильный рынок как новых, так и подержанных машин очень разнообразен. Поэтому некоторые жители Казахстана готовы покупать и пригонять автомобили именно из РФ. Дополнительным аргументом приобретения российских авто является то, что обе страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это упрощает и удешевляет процедуру регистрации машины в РК. Ввиду этого казахстанцы интересуются тем, как проходит растаможка российского авто в Казахстане и сколько за это придется заплатить. Об этом и пойдет речь в материале.
Что нужно сделать до покупки автомобиля из России
Перед тем, как отправиться за автомобилем в Россию, прогоните понравившиеся варианты через специальный онлайн-сервис. Вдруг красивая на фото машина не раз билась или порядком износилась, пока возила пассажиров в службе такси. Проверив авто, не дадите себя обмануть и купите достойный экземпляр.
Пробить автомобиль по VIN, госномеру или номеру кузова (у праворульных авто) можно через сервис avtocod.ru. Он собирает данные из официальных источников и формирует отчет всего за две минуты. В полном отчете отображается количество владельцев, ДТП, расчеты ремонтных работ, использование в такси, скрутка пробега, угон, залог и другое. Информация актуальна на момент проверки.
Покажем на примере. Допустим, вы хотите перевезти этот Mitsubishi Pajero Sport.
Вбиваем госномер на главной странице сайта или в приложении «Автокод» для Android или iOS, оплачиваем проверку и ждем, когда подгрузятся данные. Информация по «Паджеро» пришла следующая.
Машина продается после пяти владельцев, последний пользовался ей в течение года. За этот период собственник заработал 20 штрафов и не оплатил три из них.
При пяти хозяевах «Паджеро» имеет дубликат ПТС. Оригинал, скорее всего, находится в банке, так как сам автомобиль на момент проверки числится в залоге.
Машина по факту принадлежит банку, а не продавцу. Если последний перестанет выплачивать кредит, банк имеет право на изъятие авто у текущего собственника.
Если проверка не покажет проблем и вы решитесь на сделку, перед подписанием договора купли-продажи пробейте и самого владельца через специальный сервис. Он покажет, числится ли продавец в розыске, действителен ли паспорт собственника ТС и др. Посмотреть пример отчета
Если проблем у владельца и авто не окажется, покупайте автомобиль, если что-то не так, лучше поискать другой вариант.
Также читайте: Дорого-сердито: сколько стоят русские автомобили за рубежом
Сколько стоит растаможка российского авто в Казахстане
Растаможка авто из России в Казахстане – понятие весьма условное. Из-за того, что обе страны входят ЕАЭС, казахстанцам не нужно растаможивать российские машины. Помимо этого, жители РК освобождаются и от уплаты НДС. Но на этом финансовые льготы заканчиваются. При растаможке авто из РФ в Казахстане все же необходимо оплачивать утильсбор и сбор за первичную регистрацию (первичный сбор).
Чтобы выяснить, сколько стоит растаможка авто в Казахстане, необходимо высчитать сумму утильсбора и приплюсовать к ней плату за первичный сбор. Оба платежа рассчитываются с учетом актуального месячного расчетного показателя (МРП). На 2023 год 1 МРП в Республике Казахстан равен 2 917 тенге.
Рассмотрим каждый платеж в отдельности.
Также читайте: Есть, где развернуться на полмиллиона: какие авто можно купить в Японии за 500 тыс. рублей
Утильсбор
Утилизационный сбор обязаны оплачивать как автопроизводители в РК, так и те, кто ввозит в страну авто. Оплата производится до первичной регистрации машины.
Размер утильсбора зависит от фиксированного коэффициента, который применяется в зависимости от объема двигателя транспортного средства. Формула расчета утилизационного сбора выглядит так: базовая ставка (50 МРП) х на фиксированный коэффициент.
В 2023 году утильсбор для легковых машин и авто с повышенной проходимостью рассчитывается так, как указано в таблице.
Утильсбор за ввезенные из России электромобили оплачивать не нужно.
При растаможке грузовых авто в Казахстане расчет утилизационного сбора производится в зависимости от полной массы транспортного средства. Данный показатель влияет на применяемый коэффициент, который умножается на 50 МРП.
В приведенной ниже таблице указан размер утильсбора для грузовиков с разной полной массой.
Для оплаты утилизационного сбора необходимо:
- Пройти регистрацию на сайте recycle.kz.
- Сформировать заявку.
- Загрузить документы, которые указаны в п. 27 Правил реализации расширенных обязательств производителей.
- После проверки данных будет выдан счет, который можно оплатить онлайн. В назначении платежа обязательно следует указать номер заявки.
После оплаты утильсбора придет сертификат об оплате, который понадобится при постановке машины на учет.
Также читайте: Нам об этом только мечтать: каких премиалов можно купить в США за 500 тыс. рублей
Первичный сбор
Вторым платежом, который нужно оплатить за растаможку авто в Казахстане, является первичный сбор. Его размер зависит от двух показателей: возраста авто и ставки МРП.
Растаможка нового авто из России в Казахстане обойдется значительно дороже автомобилей старше трех лет. Последние есть смысл приобретать в РФ и ввозить в РК в том случае, если автомобилист хочет приобрести конкретную модель, которая не продается в Казахстане.
Размер сбора за первичную регистрацию грузовых автомобилей указан в таблице ниже:
Если взять для примера российскую машину с объемом двигателя 1,4 л, возраст которой от двух до трех лет, то цена растаможки авто в Казахстане будет составлять 1 166 800 тенге. Из-за увеличения МРП в 2021 году процедура стала немного дороже, чем растаможка авто в Казахстане в 2020 году.
Также читайте: Стоит ли покупать китайские автомобили
Как поставить авто на учет в Казахстане
Для постановки российской машины на учет в Казахстане необходимо все делать правильно с самого момента покупки автомобиля. Для этого автовладельцу нужно приобрести авто, которое соответствует требованиям допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан, а именно:
- не ниже экологического класса «Евро-4»;
- с антиблокировочной тормозной системой;
- с фронтальной подушкой безопасности;
- с системой крепления детских кресел ISOFIX;
- с дневными ходовыми огнями.
При покупке автомобиля, соответствующего вышеописанным требованиям, собственник для беспроблемной растаможки авто в Казахстане из России, должен:
- составить договор купли-продажи (ДКП) авто;
- если планируется растаможка новых авто в Казахстане, то автосалоне нужно взять справку о том, что машина не находится в залоге или угоне;
- вписать себя паспорт транспортного средства (ПТС);
- в ГАИ снять автомобиль с учета и оформить свидетельство о регистрации авто на себя;
- иметь при себе одобрение типа транспортного средства (ОТТС);
- оформить транзитные номера;
- оформить в РФ страховой полис ОСАГО (если машина будет перегоняться своим ходом);
- при въезде в Казахстан оформить страховой транзитный полис;
- на границе получить документ о ввозе машины в РК;
- в аттестованном установочном центре оснастить авто системой безопасности ЭВАК (если авто с «ЭРА-ГЛОНАСС», то его необходимо подключить и зарегистрировать в системе ЭВАК);
- в сертифицированном центре получить свидетельство о безопасности конструкции ТС (СБКТС);
- оплатить утильсбор, сбор за первичную регистрацию и госпошлину за выдачу государственных регистрационных номерных знаков (ГРНЗ) и свидетельства о регистрации транспортного средства (СРТС) в Казахстане.
Пошлина за ГРНЗ на 2023 год составляет 8 167,8 тенге (2,8 МРП), а за СРТС — 3 646,25 тенге (1,25 МРП).
Транспортное средство, ввезенное с территории Российской Федерации, должно пройти проверку в регистрационно-экзаменационном пункте (РЭП) на соответствие номерных агрегатов тем, что указаны в документах на машину. Проверка также может проводиться по базе Единой информационной системы (ЕИС). По окончании процедуры собственник авто получит акт осмотра транспортного средства.
Далее постановка машины на учет проходит в РЭП или в спецЦОН. Согласно инструкции сайта «Электронного правительства» Республики Казахстан, для регистрации автомобиля физическому лицу нужно предоставить следующие документы:
- паспорт гражданина РК;
- технический документ или свидетельство о регистрации транспортного средства;
- договор купли-продажи автомобиля;
- свидетельство о безопасности конструкции ТС;
- одобрение типа транспортного средства;
- адресную справку;
- подтверждение об оплате госпошлин и сборов.
Если все в порядке, то авто будет поставлено на учет.
Автор: Максим Бондаренко
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Напишите, почему хотите купить авто в России, а не в Казахстане? К какой модели присматриваетесь? Чем она вам нравится?
В Казахстане даже при запущенных программах льготного автокредитования и уменьшения ставок на утильсбор, немало авто из РФ — их дорого и сложно переоформить. О том, как все-таки переоформить машину с российским учетом в 2023 году в РК — здесь.
В том, что так происходит, есть множество факторов. Непродуманная система автокредитования или долгий запуск уменьшения утильсбора и так далее. Необходимо улучшить и продолжить программу льготного автокредитования, и еще раз уменьшить ставки утильсбора, чтобы казахстанцы могли позволить себе более лучшие машины. Кто, как не мы их заслуживаем?
Все мы помним, как еще с ноября 2021 года количество авто с российскими номерами в РК насчитывалось более чем 200 тысяч. Из них не менее 80 000 были сняты с учета в России — их часто называли «снятыми с учета для воздуха». Тогда было неясно, как владельцы автомобилей, снятых с учета, могут узнать о нарушении, ведь если об этом прошлый владелец не проинформировал, была угроза конфискации машины на штрафстоянку.
Как поставить авто на учёт с российскими номерами
Напоминалка
Российские машины с номерными знаками могут передвигаться по дорогам Казахстана только при наличии действующей регистрации в ГИБДД России, действующего страхового полиса в РК и действующего российского техосмотра.
Проверить регистрацию машины с российскими номерами
Чтобы проверить регистрацию автомобиля в России, вы можете посетить сайт Госавтоинспекции. Там можно ввести номер свидетельства транспортного средства (СТС) или VIN для просмотра регистрационных данных.
Документы, которые могут подтвердить, что автомобиль легально зарегистрирован в России:
- договор купли/продажи;
- действующая генеральная доверенность от владельца автомобиля;
- паспорт транспортного средства (ПТС).
Российские автомобили с номерными знаками, снятыми с учета в ГИБДД России, не допускаются к движению в нашей стране. Кроме того, в нашей стране запрещено движение транспортных средств, имеющих ограничения на передвижение по территории Российской Федерации.
В каких случаях необходимо обязательно поставить на учет машины
В РК новый автомобиль, ввезенный из России, должен быть зарегистрирован в течение 10 дней. Об этом говорится в статье 66 закона «О дорожном движении».
Если вы не уложитесь в эти сроки, на вас может быть наложен штраф в размере 10 МРП (34 450 тенге на 2023 год), согласно пункту 2 статьи 590 Административного кодекса.
Как забрать авто со штрафстоянки
Чтобы забрать авто со штрафной стоянки, необходимо сначала оплатить штраф, а затем его зарегистрировать. С этими документами на руках вы можете забрать автомобиль со штрафстоянки.
При этом авто будет находиться на штрафстоянке до тех пор, пока нарушение не устранено. То есть, пока не оплатят регистрация транспортного средства.
Примечание
Вам не нужно платить за содержание автомобиля на штрафстоянке, но могут возникнуть некоторые расходы, связанные с процессом регистрации и потерей несколько тысяч тенге.
Чтобы привезти автомобиль из Российской Федерации в Казахстан и зарегистрировать его в 2023 году, для этого необходимо оплатить утилизационный сбор в тенге (в зависимости от объема двигателя), плату за первичную регистрацию в тенге (в зависимости от возраста автомобиля), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и заплатить сбор за систему экстренного вызова в тенге.
- Уменьшенный утилизационный сбор – зависит от объема двигателя и варьируется между 75 МРП (258 750 тенге) и 575 МРП (1 983 750 тенге);
- Платеж за первичную регистрацию – зависит от возраста авто и может достигать от 0,25 МРП (862,2 тенге) до 500 МРП (1 725 500 тенге);
Также необходимо учесть стоимость свидетельства о государственной регистрации транспортного средства (СГРТС) — 1,25 МРП или 4 312,5 тенге и выдачу государственного регистрационного номерного знака на транспортное средство (ГРНЗ) — 2,8 МРП (9 660 тенге).
Регистрации подлежат только те автомобили, которые были сняты с учета в РФ и не находятся в розыске.
В целом, автомобили с российской регистрацией (даже с правым рулем) разрешено эксплуатировать в Казахстане. Казахстанские владельцы таких автомобилей могут свободно ездить по дорогам общего пользования при наличии генеральной доверенности и страховки.
В РФ также проводится технический осмотр транспортных средств. Если авто приобретается по договору купли-продажи, то регистрация в Казахстане обязательна, так как российская регистрация снимается после совершения сделки.
Автомобили, ввозимые в Казахстан из других стран-членов ЕАЭС для постановки на учет, должны соответствовать тем же правилам, что и автомобили из других стран. К ним относятся Кыргызстан, Беларусь и Армения.
Что делать, если оказалось, что автомобиль из России уже снят с учёта?
Если авто из РФ снят с учета, он должен быть зарегистрирован в Казахстане. Однако для этого автомобиль должен соответствовать определенным требованиям, в том числе быть леворульным, соответствовать нормам выбросов не ниже Евро-4 и иметь подушку безопасности для водителя. Кроме того, машина должна быть оснащена рядом других характеристик — системой крепления детских кресел ISOFIX и иметь дневные ходовые огни.
Если авто не походит под стандарты
Специалисты центра сверят идентификационный номер автомобиля со всеми документами. Затем они проверят его на соответствие требованиям безопасности Евро-4, Евро-5 или Евро-6. Если он не соответствует этим требованиям, автомобиль не зарегистрируют в Казахстане.
Непрошедшие авто лучше вывезти из Казахстана, хоть это сложно и дорого, учитывая запрет на их использование. Лучшим вариантом может быть их продажа на запчасти, либо в стране, где авто покупался. Но понятно, что эти варианты вряд ли окупят приобретенное авто.
Как получить свидетельство о безопасности конструкции авто
Чтобы убедиться, что ваш авто соответствует техническим требованиям Казахстана и, следовательно, безопасен для вождения, вы должны получить сертификат безопасности конструкции автомобиля. Этот документ подтверждает, что ваш автомобиль сконструирован в соответствии с правилами ЕАЭС.
Для ввоза в страну авто должен быть сертифицирован. Сертификация проводится в специальных центрах, которые находятся в каждом областном центре и в некоторых крупных городах. Для того чтобы сертифицировать автомобиль, вам необходимо предоставить пакет документов, в том числе:
- ваш паспорт;
- договор купли-продажи;
- зарубежный технический паспорт;
- фотографии общего вида (с четырёх сторон и подкапотного пространства);
- таблички с VIN-кодом, таблички двигателя;
- таможенная декларация.
Что делать и как решить вопрос с предыдущим владельцем
По словам Серика Тусупова, заместителя председателя Комитета административной полиции, все зарегистрированные транспортные средства, которые находятся в Казахстане, должны иметь казахстанские регистрационные знаки. Это означает, исключений нет и их не будет.
Он заявил, новый закон полностью соответствует всем требованиям, и в нем нет исключений ни для одной категории граждан. Он добавил, что, транспортные средства придется зарегистрировать в любом случае. Или, по крайней мере, не эксплуатировать их до тех пор, пока не будет решен юридический вопрос с бывшими владельцами этих транспортных средств.
Тем не менее полиция в Казахстане будет рассматривать каждый случай с автомобилем, имеющим ограничения в Российской Федерации, отдельно.
Сколько можно на территории РК ездить на машине, привезенной за РФ
Начальник Департамента Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Казахстана (МВД) Юрий Козлов напомнил владельцам автомобилей с российской регистрацией, они могут ездить по казахстанским дорогам только до одного года. По истечении этого срока машина должна быть вывезена из страны минимум на 30 дней. После этого они могут продолжать эксплуатировать авто в Казахстане.
В прошлом году, с ноября 2021, МВД РК затеяло проверку автомобилей с российскими номерами. Машины, которых насчиталось несколько тысяч, не имевших действующей регистрации, отправили на штрафстоянки.
Заключение
В Казахстане недавно уменьшили ставки на утильсбор, так как народу прежние цены не нравились. Для людей также запустили специальную программу льготного автокредитования под 4%, которую также можно и нужно будет улучшить.
Все это, с одной стороны, улучшает жизнь казахстанцев — они ездят на новых авто, но, с другой стороны, все это повышает долговую нагрузку. Сейчас машину можно купить в кредит, но цены на них неумолимо растут. Есть вероятность, что совсем скоро случится скачек. Кто пострадает? Мы.
Необходимо как можно скорее придумать что-то, чтобы сдержать цены на машины. Это не кажется таким сложным для государства. Или мы, казахстанцы, снова поедем в другие страны покупать и искать, где подешевле. И привезем их и будем снова пытаться, поставить на учет в нашей стране. А владельцы этих авто, в том числе в РФ и других стран, будут ломить цены.
То есть получается замкнутый круг. Приехать в РФ — привезти машину в РК — попытаться поставить на учет в нашей стране — при этом есть риск, что авто не примут — платить пошлины в МРП. Как видим, нужно обо всем позаботиться. И сколько это будет продолжаться — неизвестно.
Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук, GoogleNews и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
Читайте также:
Потерял госномер авто, что делать в Казахстане в 2022 году?
В Казахстане даже при запущенных программах льготного автокредитования и уменьшения ставок на утильсбор, немало авто из РФ — их дорого и сложно переоформить. О том, как все-таки переоформить машину с российским учетом в 2022 году в РК — здесь.
В том, что так происходит, есть множество факторов. Непродуманная система автокредитования или долгий запуск уменьшения утильсбора и так далее. Необходимо улучшить и продолжить программу льготного автокредитования, и еще раз уменьшить ставки утильсбора, чтобы казахстанцы могли позволить себе более лучшие машины. Кто, как не мы их заслуживаем?
Все мы помним, как еще с ноября 2021 года количество авто с российскими номерами в РК насчитывалось более чем 200 тысяч. Из них не менее 80 000 были сняты с учета в России — их часто называли «снятыми с учета для воздуха». Тогда было неясно, как владельцы автомобилей, снятых с учета, могут узнать о нарушении, ведь если об этом прошлый владелец не проинформировал, была угроза конфискации машины на штрафстоянку.
Как поставить авто на учёт с российскими номерами
Напоминалка
Российские машины с номерными знаками могут передвигаться по дорогам Казахстана только при наличии действующей регистрации в ГИБДД России, действующего страхового полиса в РК и действующего российского техосмотра.
Проверить регистрацию машины с российскими номерами
Чтобы проверить регистрацию автомобиля в России, вы можете посетить сайт Госавтоинспекции. Там можно ввести номер свидетельства транспортного средства (СТС) или VIN для просмотра регистрационных данных.
Документы, которые могут подтвердить, что автомобиль легально зарегистрирован в России:
- договор купли/продажи;
- действующая генеральная доверенность от владельца автомобиля;
- паспорт транспортного средства (ПТС).
Российские автомобили с номерными знаками, снятыми с учета в ГИБДД России, не допускаются к движению в нашей стране. Кроме того, в нашей стране запрещено движение транспортных средств, имеющих ограничения на передвижение по территории Российской Федерации.
В каких случаях необходимо обязательно поставить на учет машины
В РК новый автомобиль, ввезенный из России, должен быть зарегистрирован в течение 10 дней. Об этом говорится в статье 66 закона «О дорожном движении».
Если вы не уложитесь в эти сроки, на вас может быть наложен штраф в размере 10 МРП (30 630 тенге на 2022 год), согласно пункту 2 статьи 590 Административного кодекса.
Как забрать авто со штрафстоянки
Чтобы забрать авто со штрафной стоянки, необходимо сначала оплатить штраф, а затем его зарегистрировать. С этими документами на руках вы можете забрать автомобиль со штрафстоянки.
При этом авто будет находиться на штрафстоянке до тех пор, пока нарушение не устранено. То есть, пока не оплатят регистрация транспортного средства.
Примечание
Вам не нужно платить за содержание автомобиля на штрафстоянке, но могут возникнуть некоторые расходы, связанные с процессом регистрации и потерей несколько тысяч тенге.
Чтобы привезти автомобиль из Российской Федерации в Казахстан и зарегистрировать его в 2022 году, для этого необходимо оплатить утилизационный сбор в тенге (в зависимости от объема двигателя), плату за первичную регистрацию в тенге (в зависимости от возраста автомобиля), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и заплатить сбор за систему экстренного вызова в тенге.
- Уменьшенный утилизационный сбор – зависит от объема двигателя и варьируется между 75 МРП (229 725 тенге) и 575 МРП (1 761 225 тенге);
- Платеж за первичную регистрацию – зависит от возраста авто и может достигать от 0,25 МРП (765 тенге) до 500 МРП (1 531 500 тенге);
Также необходимо учесть стоимость свидетельства о государственной регистрации транспортного средства (СГРТС) — 1,25 МРП или 3 828 тенге и выдачу государственного регистрационного номерного знака на транспортное средство (ГРНЗ) — 2,8 МРП (8 576 тенге).
Регистрации подлежат только те автомобили, которые были сняты с учета в РФ и не находятся в розыске.
В целом, автомобили с российской регистрацией (даже с правым рулем) разрешено эксплуатировать в Казахстане. Казахстанские владельцы таких автомобилей могут свободно ездить по дорогам общего пользования при наличии генеральной доверенности и страховки.
В РФ также проводится технический осмотр транспортных средств. Если авто приобретается по договору купли-продажи, то регистрация в Казахстане обязательна, так как российская регистрация снимается после совершения сделки.
Автомобили, ввозимые в Казахстан из других стран-членов ЕАЭС для постановки на учет, должны соответствовать тем же правилам, что и автомобили из других стран. К ним относятся Кыргызстан, Беларусь и Армения.
Что делать, если оказалось, что автомобиль из России уже снят с учёта?
Если авто из РФ снят с учета, он должен быть зарегистрирован в Казахстане. Однако для этого автомобиль должен соответствовать определенным требованиям, в том числе быть леворульным, соответствовать нормам выбросов не ниже Евро-4 и иметь подушку безопасности для водителя. Кроме того, машина должна быть оснащена рядом других характеристик — системой крепления детских кресел ISOFIX и иметь дневные ходовые огни.
Если авто не походит под стандарты
Специалисты центра сверят идентификационный номер автомобиля со всеми документами. Затем они проверят его на соответствие требованиям безопасности Евро-4, Евро-5 или Евро-6. Если он не соответствует этим требованиям, автомобиль не зарегистрируют в Казахстане.
Непрошедшие авто лучше вывезти из Казахстана, хоть это сложно и дорого, учитывая запрет на их использование. Лучшим вариантом может быть их продажа на запчасти, либо в стране, где авто покупался. Но понятно, что эти варианты вряд ли окупят приобретенное авто.
Как получить свидетельство о безопасности конструкции авто
Чтобы убедиться, что ваш авто соответствует техническим требованиям Казахстана и, следовательно, безопасен для вождения, вы должны получить сертификат безопасности конструкции автомобиля. Этот документ подтверждает, что ваш автомобиль сконструирован в соответствии с правилами ЕАЭС.
Для ввоза в страну авто должен быть сертифицирован. Сертификация проводится в специальных центрах, которые находятся в каждом областном центре и в некоторых крупных городах. Для того чтобы сертифицировать автомобиль, вам необходимо предоставить пакет документов, в том числе:
- ваш паспорт;
- договор купли-продажи;
- зарубежный технический паспорт;
- фотографии общего вида (с четырёх сторон и подкапотного пространства);
- таблички с VIN-кодом, таблички двигателя;
- таможенная декларация.
Что делать и как решить вопрос с предыдущим владельцем
По словам Серика Тусупова, заместителя председателя Комитета административной полиции, все зарегистрированные транспортные средства, которые находятся в Казахстане, должны иметь казахстанские регистрационные знаки. Это означает, исключений нет и их не будет.
Он заявил, новый закон полностью соответствует всем требованиям, и в нем нет исключений ни для одной категории граждан. Он добавил, что, транспортные средства придется зарегистрировать в любом случае. Или, по крайней мере, не эксплуатировать их до тех пор, пока не будет решен юридический вопрос с бывшими владельцами этих транспортных средств.
Тем не менее полиция в Казахстане будет рассматривать каждый случай с автомобилем, имеющим ограничения в Российской Федерации, отдельно.
Сколько можно на территории РК ездить на машине, привезенной за РФ
Начальник Департамента Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Казахстана (МВД) Юрий Козлов напомнил владельцам автомобилей с российской регистрацией, они могут ездить по казахстанским дорогам только до одного года. По истечении этого срока машина должна быть вывезена из страны минимум на 30 дней. После этого они могут продолжать эксплуатировать авто в Казахстане.
В прошлом году, с ноября 2021, МВД РК затеяло проверку автомобилей с российскими номерами. Машины, которых насчиталось несколько тысяч, не имевших действующей регистрации, отправили на штрафстоянки.
Заключение
В Казахстане недавно уменьшили ставки на утильсбор, так как народу прежние цены не нравились. Для людей также запустили специальную программу льготного автокредитования под 4%, которую также можно и нужно будет улучшить.
Все это, с одной стороны, улучшает жизнь казахстанцев — они ездят на новых авто, но, с другой стороны, все это повышает долговую нагрузку. Сейчас машину можно купить в кредит, но цены на них неумолимо растут. Есть вероятность, что совсем скоро случится скачек. Кто пострадает? Мы.
Необходимо как можно скорее придумать что-то, чтобы сдержать цены на машины. Это не кажется таким сложным для государства. Или мы, казахстанцы, снова поедем в другие страны покупать и искать, где подешевле. И привезем их и будем снова пытаться, поставить на учет в нашей стране. А владельцы этих авто, в том числе в РФ и других стран, будут ломить цены.
То есть получается замкнутый круг. Приехать в РФ — привезти машину в РК — попытаться поставить на учет в нашей стране — при этом есть риск, что авто не примут — платить пошлины в МРП. Как видим, нужно обо всем позаботиться. И сколько это будет продолжаться — неизвестно.
Ажиотаж вокруг авто с российскими номерами может породить серый бизнес. Уже многие водители ищут незаконные пути, чтобы решить свою проблему. Интернет заполонили объявления об услуге проверки авто с росучётом на наличие регистрации, сообщает «31 канал».
О развитии серого бизнеса по продаже так называемых машин-доноров говорят общественники. Владельцы авто с российскими номерами ищут похожие внешне на свои авто, чтобы купить по сути просто документы с казахстанским учётом.
«Не исключаю, что именно сейчас эта тенденция возрастёт в несколько раз, аварийные автомобили вырастут в цене», – поделился прогнозом глава Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов.
Эксперты уверены: расти в цене автомобили ещё будут, особенно те, которые с пробегом. Ведь люди, кому так и не удастся поставить на учет водворённые на штрафстоянки машины, скорее всего, будут покупать другие авто.
Ещё один новый вид бизнеса, который породило изъятие машин – это объявления по проверке авто с российским учётом на наличие регистрации. Корреспонденты «31 канала» решили проверить, насколько достоверные данные предоставляют услугодатели. Отправив вин-код авто на WhatsApp, журналисты получили вполне достоверную информацию, заплатив за это 700 тенге. Несмотря на правдивые данные, полицейские всё же советуют не обращаться к неизвестным за подобного рода информацией. Ведь её можно получить бесплатно в полиции.
«Департамент полиции Костанайской области настоятельно рекомендует гражданам доверять только проверенной информации. Проверить состояние транспортного средства по телефону 52-66-06 в Костанае, в Рудном 3-32-33, в остальных городах и районах области можете позвонить на номер 102», – сказал заместитель начальника Управления местной полицейской службы ДП Костанайской области Виталий Цой.
Ранее аналитики уже назвали Казахстан рынком слива автохлама. По дорогам страны колесят не только местные «старички», но и немало незарегистрированных легковых авто из стран ЕАЭС. В официальную статистику такие авто не попадают.
По мнению председателя Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, казахстанцы ищут варианты ввоза в страну машин из Кыргызстана, Армении или России потому, что утильсбор и стоимость первичной регистрации в Казахстане огромны.
«Основная причина проблем с кыргызскими и армянскими машинами, сейчас с машинами на российских номерах в том, что наше государство запретительными ограничительными мерами – неподъёмным утилизационным сбором, первичной регистрацией – практически сняло возможность ввезти подержанный автомобиль за разумную цену. Поэтому казахстанцы пытаются найти любой возможный способ, чтобы купить подержанный автомобиль в хорошем состоянии за разумную цену. И регулярно наступают на такие грабли», – пояснил эксперт.
Чтобы проиллюстрировать неподъёмность казахстанского утильсбора, Эдоков привёл такие цифры: в Германии этот сбор составляет 100-150 евро, а в Казахстане – от 1500 до 4500 долларов.
«Государство огромные деньги с нас берёт, причём утилизировать вашу машину вряд ли кто-то когда-то будет, – подчеркнул Эдоков. – Она если состарится, разберётся на запчасти, продастся, сдастся на металлолом, хотя вы за неё заплатили утильсбор 4 тысячи долларов. Эти деньги складываются в какие-то кубышечки, а мы от этого страдаем».
По словам главы автомобильного союза, зарегистрировать удастся лишь те авто, которые соответствуют требованиям казахстанского техрегламента, при этом придётся заплатить за саму регистрацию и утильсбор. Если же машина леворульная, старая, находится в угоне или не соответствует нормам техрегламента, законно зарегистрировать её никак не удастся. Придётся продавать здесь на запчасти или вывозить обратно в Россию и там продавать.
Читайте также:
- МВД: 80 тысяч авто с российскими номерами нарушают ПДД, передвигаясь по дорогам Казахстана
- Налоговики рекомендовали казахстанцам не покупать незаконно эксплуатируемые автомобили с абхазскими номерами
- МВД: Автомобили с российскими номерами больше останавливать не будут