Недавно мы рассказали о том, с какими проблемными вариантами можно столкнуться при покупке подержанного автомобиля. Но если те варианты более характерны для праворульных машин, то сегодня мы разберем проблему, которая возможна при покупке автомобиля практически любой марки, возраста и цены. Это случай, когда у машины есть «двойник». Что это такое, какие неприятности может принести и как с ними бороться?
Что такое автомобиль-двойник?
Название говорит само за себя: двойник – это автомобиль, который копирует другую машину. Обычно копирование полное: совпадает марка, модель, цвет, номерные знаки, а также VIN и, соответственно, документы на машину, в которых указан идентификационный номер автомобиля. Само собой, без нарушения закона таких совпадений не бывает: двойник – это машина с перебитыми номерами и поддельными документами, обычно угнанная или привезенная из-за рубежа «под документы». Иногда встречаются более «легкие» варианты, когда документы не подделываются, а на автомобиль просто вешают номера от аналогичного зарегистрированного экземпляра. Оба варианта способны принести проблемы законопослушным гражданам, но первый чреват более серьезными финансовыми потерями.
В чем опасность двойника?
Автомобиль-двойник способен принести много проблем. Главная – это приобретение такой машины. Дело в том, что при проверке двойника перед покупкой вы будете получать данные о существующей машине, которая выглядит абсолютно законно, стоит на учете и имеет историю в разнообразных базах данных пробега, обслуживания и так далее. На самом же деле перед вами будет стоять автомобиль с перебитыми номерами, и то, что вы не будете знать его настоящего пробега, аварийной истории и технического состояния – это меньшее из зол. Настоящие проблемы могут возникнуть либо при перерегистрации машины, либо после, уже при эксплуатации.
Если факт подделки номеров будет замечен при попытке перерегистрации свежеприобретенной машины, она будет направлена на криминалистическую экспертизу. Экспертиза, разумеется, выявит нарушение, и автомобиль будет изъят для разбирательства, а покупателю придется доказывать свою непричастность к подделке номеров и документов. А подделка VIN – это уголовное преступление, за которое статья 326 УК РФ предусматривает наказание от крупного штрафа до 2 лет лишения свободы. И даже если неудачливый покупатель докажет свою невиновность, то автомобиль после долгого разбирательства он может получить только для дальнейшей продажи на запчасти – на учет такая машина не встанет уже никогда.
Если же двойника каким-то образом удастся перерегистрировать, это не значит, что сложности позади. Во-первых, владелец «оригинала» будет получать штрафы за нарушения, совершенные двойником. Ну а во-вторых, если «оригинал» будет продан в другой регион и сменит номерные знаки, двойник быстро попадет в поле зрения полиции, так как продолжит использовать старые номера. Возможны и другие варианты выявления: например, при снятии оригинальной машины с учета двойник тоже пропадет из базы, а номера условно попадут в розыск, и ездить после этого владелец двойника сможет недолго.
Третий вариант касается покупки оригинальной машины, у которой тоже есть двойник. В этом случае покупатель не рискует самой машиной, поскольку у нее не подделаны номера и документы. Но штрафы от машины-двойника будут приходить ему, а если двойник будет, например, снят с учета, то и оригинальная машина тоже окажется в ситуации, запрещающей эксплуатацию. В общем, при возникновении проблем придется доказывать свою правоту через суд и экспертизы.
Отдельно упомянем «легкий» случай, когда владелец автомобиля специально вешает на него заведомо подложные номера от другой машины, чтобы избежать штрафов. Для собственника «оригинала» эта ситуация тоже максимально неприятна: штрафы за нарушения приходят ему, а в случае ДТП, особенно с серьезными последствиями, ему придется доказывать свою непричастность. Штрафы можно пытаться оспаривать, но далеко не всегда факт невиновности можно доказать. Так что, по сути, единственный вариант гарантированно избавиться от двойника – изменить регистрационные данные автомобиля и получить новые номера. Конечно, это хлопоты на ровном месте, но иногда за спокойствие стоит заплатить. Ну а все, чем рискует нарушитель, ездящий с чужими номерами – получить лишение прав на срок от полугода до года по части 4 статьи 12.2 КоАП.
Что делать, если уже купил двойника?
Если вы купили автомобиль, а через некоторое время начали получать явно чужие штрафы или просто встретили на дороге «свою же» машину с идентичными номерами, это явный признак того, что одна из машин – двойник. Главное в этой ситуации – не пытаться быстро перепродать машину другому человеку в надежде, что он тоже не заметит подвоха: если обман вскроется, то доказывать свою невиновность и непричастность к подделке номеров придется уже вам как продавцу. Попытка вернуть свои деньги не стоит риска уголовного наказания.
Единственный легальный вариант – инициировать экспертизу и попытаться найти продавца. Если экспертиза покажет, что вы купили двойника, автомобиль будет изъят как вещественное доказательство, а вам придется подавать в суд на продавца и признавать сделку недействительной. Главная проблема в этом случае – то, что человек, продавший машину, скорее всего не будет реальным собственником, а значит, его данные не будут фигурировать в договорах и других документах. То есть, мошенника, продавшего «дубликат» машины, можно попросту не найти.
Как не попасться на двойника?
Учитывая огромные потенциальные риски, хочется максимально обезопасить себя при покупке. Однако специфических советов о том, как гарантированно избежать покупки автомобиля-двойника, попросту не существует. Как уже говорилось выше, при попытках проверки машины по базам будут выдаваться реальные данные о «чистой» истории. Так что проверять нужно сам автомобиль, а не его данные. Ну а советы о том, как избежать покупки двойника, будут довольно общими.
Во-первых, не стоит доверять предложениям о продаже машины по явно заниженной цене. Все реально дешевые варианты обычно быстро перехватывают перекупщики, да и вообще чудеса в финансовом мире случаются редко. Так что машина за половину ее рыночной стоимости наверняка принесет проблемы – она может быть не только двойником, но и восстановленным после аварии «тоталом», «утопленником» и так далее.
Во-вторых, не надо покупать автомобиль у человека, не являющегося его собственником. Все схемы с «машиной брата жены, который уехал в Руанду, но дал копию паспорта и доверенность на продажу» – это способ получить проблемы на ровном месте. Перед покупкой нужно проверить все данные: продавец должен быть собственником автомобиля, вписанным в ПТС, и договор купли-продажи нужно заключать именно с ним, чтобы в случае проблем судиться с реальным человеком, а не абстрактным перекупщиком.
В-третьих, автомобиль при осмотре нужно изучить на предмет подлинности VIN и других номеров, включая двигатель. Конечно, полную гарантию может дать только экспертиза, но если речь идет о дорогой машине, то можно потратиться и на нее.
Ну а в-четвертых, хорошим доказательством честности продавца будет его готовность присутствовать в ГИБДД при переоформлении автомобиля. Если он уверен в машине, то скрывать ему нечего, а вот желание получить деньги и поскорее разойтись – не очень добрый знак.
Напоследок сделаем еще одно замечание, которое нельзя назвать настоящим советом. Если вы хотите снизить риск купить двойника, выбирайте редкие и не самые популярные модели автомобилей. Мошенники вряд ли будут связываться с неликвидом и эксклюзивом, так что шанс купить «дубликат» для серого Hyundai Solaris гораздо выше, чем для красного Dodge Coronet Super Bee 1969 года.
В 2020 году Госавтоинспекция начнет поэтапно внедрять совершенно новую систему по отлову автомобилей-двойников. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-центре МВД России в ответ на соответствующий запрос. Как уточнили в ведомстве, в настоящее время функционал находится в стадии тестирования — внедрение и испытания нового информационного ресурса провели в 2019 г. в ряде регионов. Предполагается, что при ведении сплошного контроля передвижения транспортных потоков функционал позволит фиксировать факты одновременного проезда автомобилей с одинаковыми номерами в различных местах.
«Внедрение указанного ресурса на всей территории России позволит организовать своевременное реагирование нарядов дорожно-патрульной службы на факты фиксации транспортных средств рассматриваемой категории, а также минимизировать случаи вынесения в отношении собственников «оригинальных» автомобилей постановлений по делам об административных правонарушениях в автоматическом режиме», — объяснили в МВД России.
Система сможет распознавать соответствие госномера попавшего в объектив видеокамеры автомобиля и конкретной марки и модели, на которую этот номер был выдан. Что должно значительно упростить выявление автомобилей, эксплуатируемых с подложными государственными регистрационными знаками.
Ловить будут только после жалоб
Сотрудники ГИБДД смогут ловить нарушителей с поддельными номерами только после официальных жалоб от пострадавших автовладельцев, объяснил эксперт по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорий Шухман. Фиксировать проезды двойников одновременно во всех регионах в автоматическом режиме не получится — это слишком трудозатратно. Однако, по оценке эксперта, если машина-двойник находится в одном регионе с оригиналом, то камеры вполне могут обнаружить таких нарушителей и поставить их в стоп-лист для проверки инспекторами ГИБДД даже без обращений от автомобилистов.
Фото: Комсомольская правда / Global Look Press
«При постоянном насыщении городов России новыми комплексами фиксации считать госномера и определить положение и привычный маршрут каждого автомобиля уже не проблема, — рассказал Шухман. — Главное, чтобы патрули оперативно получали информацию о том, что скоро будет проезжать машина, которая находится под подозрением — в стоп-листе. Если это не случайный проезд и машина уже находится на контроле и передвигается по более-менее однотипному маршруту, то очень легко определить этот маршрут и поймать водителя. Но основанием для анализа должна стать именно жалоба от гражданина. Инспекторы региональных ЦАФАПов не могут заранее знать, какие регионы проверять, где могут быть машины-двойники. Сами автомобилисты путешествуют по разным городам — люди могут просто уехать в отпуск. И ничего подозрительного в том, что машина с такими госномерами вчера была в Москве, а сегодня — в Сочи, по сути нет».
По его словам, можно создать фильтр по проездам транспортных средств в пределах одного региона. То есть настроить систему так, чтобы она давала сигнал, что машина телепортировалась в другой конец города, — тогда инспекторы получат сигнал ее проверить.
Эксперт назвал проблему автомобилей-двойников серьезной головной болью для автомобилистов. Так, если штраф приходит из другого региона, в ГИБДД далеко не всегда их отменяют и решают не тратить много времени на поиски мошенников. А ездить в суды и доказывать, что водитель не совершал эти нарушения, слишком неудобно. Поэтому водители вынуждены либо оплачивать чужие штрафы, либо просто менять госномера. Одновременно с этим Шухман прогнозирует, что на перенастройку системы ГИБДД и создание единой универсальной базы потребуется серьезное финансирование.
«Речь идет о том, чтобы заменить все программное обеспечение, а это колоссальная работа, — объяснил эксперт. — Во многих регионах используют совершенно разный софт, и тут встает даже не вопрос времени, а в первую очередь финансовый вопрос. Но эта система действительно нужна — любителей, которые пробивают по базам такие же модели и безнаказанно нарушают ПДД, нужно ловить».
Фото: stroi.mos.ru
Впрочем, быстро запустить систему не получится, считает эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. Основная проблема, по его словам, в разрозненном способе хранения и обработки данных в каждом регионе — до текущего времени отсутствовал принцип стандартизации при составлении местных баз.
«Ни о какой простоте передачи таких данных, как двойные номера, или любых других не может быть и речи, — объяснил эксперт. — Представьте, в условный Иркутск поступила жалоба на автомобиль в Ярославле. В ЦАФАП Иркутска в собственную систему вбивают параметры — марка автомобиля, модель, госномер, ФИО владельца и так далее. А в Ярославле они пишут, например, сначала ФИО автовладельца, потом госномер. И все, если объединять такие базы, получится бессмысленная каша. И совершенно непонятно, почему в МВД не хотят использовать современный и быстрый способ — блокчейн. С этой технологией можно быстро извлекать все данные, обрабатывать их, не будет историй с разными «белыми списками», изменениями данных, потерей массивов информации по постановлениям, как это сейчас происходит регулярно. Перейти на единую стандартизированную работу не получится даже за ближайшие пять лет».
Как накажут нарушителя и что делать с чужим штрафом
За управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками ч. 4 ст. 12.2 КоАП России грозит лишением права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. В МВД России заверили, что если должностные лица ЦАФАПов выявляют при проверке материалов с камер факты использования подложных госномеров, то не выносят постановления об административных правонарушениях. Вместо этого необходимая информация по таким случаям направляется в отделы ДПС территориальных подразделений Госавтоинспекции. Там перед личным составом ставят задачу по поимке такого нарушителя.
Фото: РБК
Владельцу автомобиля, который обнаружил, что аналогичные государственные регистрационные знаки, выдававшиеся на принадлежащее ему транспортное средство, установлены на другом автомобиле, в ГИБДД советуют обратиться с заявлением в отделение полиции. А если штраф за двойника все-таки пришел, необходимо обжаловать такое постановления согласно ст. 30 КоАП России. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления.
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Водители автомобилей могут получить штрафы за нарушения ПДД, которые они не совершали, – и если посмотреть на приложенные фотографии, окажется, что номера автомобиля совпадают с правильными, а машины практически идентичны. Речь идет о так называемых «автомобилях-двойниках», которые появляются обычно после угона автомобиля. Чтобы упростить «легализацию» купленного авто, угонщики используют данные уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели и делают идентичные номера – создают «автомобиль-двойник» под реально существующую машину, находящуюся в пользовании законного владельца. «Дублёр», скорее всего, будет иметь оригинальный ПТС, выданный в ГИБДД. Иногда подлог вскрывается не только после получения штрафа, но и в результате ДТП с участием «двойника». Так произошло в деле Оксаны Гусляк, дошедшем до Верховного суда.
Евгений Карандашов* стал виновником ДТП: при повороте налево его Toyota Harrier не уступила дорогу встречному автомобилю Lexus, принадлежащему Инге Кисеевой*. Вторая машина получила повреждения. Оказалось, что ответственность водителя, виновного в ДТП, не застрахована, и Кисеева обратилась в суд, чтобы взыскать ущерб и судрасходы, в общей сложности около 2,6 млн руб., с владельца Toyota. Как выяснили в ГИБДД, авто принадлежало Оксане Гусляк*.
Однако она не признала требования и настаивала, что её Toyota в ДТП не участвовала, – Карандашов, настаивала она в суде, управлял другим автомобилем с точно таким же номером – «автомобилем-двойником». В суде Гусляк указала: её машина отличается от изображённой на снимках ГИБДД с места аварии цветом кузова, модификацией колёсных дисков, декоративными накладками на передних и задних фарах. Предположения о том, что существует еще один автомобиль той же марки с тем же номером, подтверждалось и рядом других обстоятельств – так, «двойник» участвовал еще в одном ДТП уже после того, как Гусляк продала Toyota и авто поменяли номер. Гусляк также обратила внимание, что ее автогражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в СК «Росгосстрах». Оценив доказательства, в первой инстанции пришли к выводу, что автомобиль Гусляк действительно не участвовал в ДТП. При этом Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре частично удовлетворил иск, взыскав с водителя, виновного в аварии, ущерб, расходы на эвакуацию машины, оплату услуг по определению размера ущерба, государственной пошлины и почтовые расходы.
Решение не устояло в апелляции: Хабаровский краевой суд отменил его и удовлетворил исковые требования Кисеевой к Гусляк, заключив, что автомобиль её и обратного она не доказала.
Однако коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова, рассмотревшая дело (№ 58-КГ17-21 ), отменила апелляционное определение. В Коллегии указали, что апелляция не исследовала доводы Гусляк. Самостоятельно определить, принимал ли автомобиль Тоуоtа, принадлежавший Гусляк, участие в ДТП и есть ли на нем соответствующие повреждения, вторая инстанция не могла – но суд даже не пытался назначить экспертизу, то есть, отметили в Коллегии, уклонился от возложенной на его задачи полно установить и исследовать обстоятельства, значимые для дела. ВС отменил определение апелляции и направил дело на новое рассмотрение в краевой суд (дело пока не рассмотрено).
ВС РФ вынес справедливое решение, считает адвокат Андрей Каюрин. Дело в том, что фактически в ДТП с каждой стороны участвуют два субъекта – водитель и автомобиль. Оба идентифицируются по имеющимся документам (на лицо и транспортное средство). При этом необходимо устанавливать причинно-следственную связь между ДТП, его последствиями и участниками – и сделать это может только эксперт. Обычная фотография не может в данном случае служить доказательством, замечает Каюрин. При этом надо быть готовым к тому, что экспертизу придется делать за свой счет.
«Если возбуждено уголовное дело, можно написать соответствующее ходатайство и тогда следственные органы проведут экспертизу в рамках уголовного дела. Для потерпевшего она будет бесплатной, а ее результаты суд вполне примет как доказательство», – разъясняет вопрос Каюрин. В деле Гусляк вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, не решен: ведь до сих пор не установлен фактический причинитель вреда, а вынести решение возможно, только когда на эти вопросы ответит экспертиза.
Что касается судебной практики по подобным вопросам в судах, то ее фактически нет, поясняет эксперт. В этом свете решение ВС может оказаться особенно полезным.
О том, что делать тем, кто столкнулся с проблемой «автомобилей-двойников», несколькими годами ранее давала разъяснение ГИБДД.
– внимательно изучить прилагаемые фотографии;
– если номера совпадают, но авто не ваше, надо обратиться с заявлением в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление об административном правонарушении;
– в заявлении надо изложить доводы о возможной фиксации «автомобиля-двойника» и приложить фотографии, на которых отображены отличительные особенности вашего авто. Можно направить информацию на официальный сайт Госавтоинспекции.
Эксперты также давали советы относительно того, как избежать покупки «автомобиля-двойника»: если владелец оригинального авто при появлении машины с такими же номерами отделается лишь небольшими сложностями, то тот, кто купил «дублёра», потеряет и машину, и деньги. Поэтому лучше отнестись к покупке подержанного автомобиля внимательно и тщательно проверить машину.
– обращайте внимание на стоимость автомобиля: если цена намного ниже рыночной, автомобиль может быть краденым;
– убедитесь, что автомобиль продаёт собственник;
– не совершайте сделок при отсутствии паспорта у владельца или по его копии, сверяйте данные ПТС и другие реквизиты авто, в ПТС не должно быть никаких правок, лучше не покупать автомобили с дубликатом ПТС;
– до покупки покажите машину специалисту, который проверит подлинность маркировки. Если продавец не хочет осмотра экспертом – не стоит покупать авто;
– если у Вас есть данные об особенностях маркирования приобретаемого автомобиля, проверьте наличие заводских табличек в местах, где они и должны быть. Ключи должны подходить ко всем замкам, а сами замки – быть исправными;
– в договоре купли-продажи указывайте полную, а не заниженную стоимость автомобиля: при возврате (например, если обнаружится изменение VIN и т. п.) получится вернуть лишь ту сумму, которая указана в договоре.
Источник: МВД, «Щит и Меч»
*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией.
- Верховный суд РФ
Содержание
- Что такое автомобили-двойники и зачем их создают
- Как понять, что купленный автомобиль — двойник
- Чем опасна покупка машины-двойника
- Как не купить машину-двойника
- Что делать, если вы купили машину-двойника
В этом материале разберем, что такое двойник автомобиля, откуда он берется, как избежать его покупки и что делать, если вы приобрели двойника?
Что такое автомобили-двойники и зачем их создают
Двойник — это машина, которая создана под уже существующее авто, имеющее ту же марку, цвет, модель, номерные знаки и номер кузова. Копии создают для того, чтобы не платить штрафы с камер за нарушения ПДД. Водители вешают на машину подложные номера, принадлежащие другому автомобилю такой же марки, цвета и модели. Если водитель двойника нарушает правила на дороге, штрафы с камер приходят владельцу оригинального авто.
Также с помощью копии злоумышленники скрывают факт угона или незаконного ввоза в страну. Если авто угнали или незаконно ввезли в Россию, его необходимо легализовать. Для этого мошенники присматривают машину с теми же параметрами, что и угнанная, и копируют ее данные из ПТС.
Также читайте: Как автоподборщики обманывают покупателей
Как понять, что купленный автомобиль — двойник
Определить, что покупаемый автомобиль — двойник, очень сложно. Пробивая авто по базе, вы увидите историю оригинала. Даже если вас остановят инспектора ГИБДД, понять, что ваша машина — близнец, они не смогут. Установить факт двойничества может только криминалистическая экспертиза.
Вы будете ездить на машине, ничего не подозревая, пока вам не начнут приходить штрафы с камер за нарушения, которые вы не совершали, либо подлинник попадет ДТП или окажется снятым с учета.
В то же время ваши нарушения тоже будут приходить оригинальному авто. Если владелец подлинника станет оспаривать штрафы и выяснится, что их заработал двойник, то есть ваш автомобиль, вы станете фигурантом уголовного дела.
В ролике вы можете посмотреть, как определить перебитый VIN-код автомобиля:
Также читайте: Не верьте этому! Самые популярные мифы о покупке подержанного автомобиля
Чем опасна покупка машины-двойника
Если оригинал попадет в ДТП, вы получите повестку в суд, где придется доказывать, что это не вы устроили аварию. Если оригинал снимут с учета, ваше авто исчезнет из базы ГИБДД. Если обнаружится, что вашей машины нет в базе, авто заберут на штрафстоянку. Затем начнется долгое разбирательство с установлением подлинности автомобиля.
Уголовное дело возбудят по статье 326 УК за подделку идентификационных номеров автомобиля, по которой грозит до двух лет лишения свободы. Если будете доказывать невиновность, судебный процесс может затянуться на годы.
При направлении ходатайства дознавателю о выдаче авто после проведенных экспертиз машину, может, и вернут, но вы не сможете продать ее или разукомплектовать. Придется продать машину на запчасти либо сдать на металлолом.
При попытке сбыть двойника с рук вы попадете под статью 175 уголовного кодекса за продажу нелегального авто. Наказание по ней — до пяти лет лишения свободы. Даже если сможете продать машину, факт «двойничества» обнаружится при регистрации автомобиля. Новый собственник предъявит претензии и привлечет органы полиции. Уголовное дело заведут по вышеуказанной статье за сбыт имущества, добытого преступным путем.
На практике добиться возврата машины сложно. По сути, вы потеряете и автомобиль, и уплаченные за нее деньги.
Также читайте: 5 признаков, из-за которых не стоит покупать подержанный автомобиль
Как не купить машину-двойника
Чтобы не купить автомобиль-двойник, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Не ведитесь на низкий ценник. Если автомобиль стоит подозрительно дешево, насторожитесь: скорее всего, это приманка. Элитная иномарка никогда не будет продаваться по цене LADA.
- Покупайте автомобиль только у собственника. Паспортные данные владельца должны совпадать с данными, указанными в ПТС и договоре купли-продажи.
- Заключайте договор, а не доверенность и указывайте в нем сумму, уплаченную за авто.
- Возьмите на сделку эксперта-криминалиста, который подтвердит подлинность маркировки узлов и агрегатов. Можно обратиться к частному эксперту или же в организацию, специализирующуюся на судебно-криминалистических экспертизах. Стоимость услуги в российских регионах варьируется от 10 до 35 тыс. рублей. Советуем не скупиться: лучше заплатить специалисту, чем лишиться денег и машины и стать участником уголовных разбирательств. Эксперт проверит подлинность VIN-кода и установит, не вносились ли в него изменения. Если они обнаружатся, лучше отказаться от покупки.
Обратите внимание на то, как ведет себя продавец. Если он нервничает, отказывается предоставлять документы, уходите со сделки. Честный продавец не станет препятствовать проверкам.
Также читайте: 7 «сюрпризов», из-за которых не получится зарегистрировать автомобиль после покупки
Что делать, если вы купили машину-двойника
Если выяснится, что ваш автомобиль — близнец, придется доказывать, что вы не знали о проблеме и приобрели авто на законных основаниях. Обратитесь к криминалистам и закажите экспертизу. Доказательством послужит и договор, подтверждающий факт покупки.
После этого потребуйте у продавца расторгнуть ДКП и вернуть деньги на основании заключения эксперта. Если бывший владелец откажет, обратитесь с иском в суд, приложив к исковому заявлению ДКП, заключение экспертизы, ваше досудебное требование к продавцу и его ответ в письменном виде.
Суд должен встать на вашу сторону, и тогда вам вернут средства, уплаченные за автомобиль, включая затраты на экспертизу криминалиста. Процесс, правда, может затянуться на годы.
Автор: Ирина Джиоева
Сталкивались ли вы с обманом продавцов при покупке б/у автомобиля? Расскажите свою историю в комментариях.
1
Многие покупают машины на вторичном рынке, ездят на них и даже не догадываются о наличии у своего «железного коня» машины двойника.
При этом речь идет непросто об одинаковой модели и цвете, но и зачастую об идентичных номерных знаках, номерах кузова и узлов.
В принципе, на «двойнике» можно проездить всю жизнь, так и не будучи пойманным. Здесь многое зависит от бдительности инспекторов на дороге и везения владельца (который зачастую ни о чем не подозревает).
Откуда берутся такие авто?
Давайте разберем стандартный пример. Злоумышленники угоняют автомобиль у его законного владельца. Последний заявляет об угоне, рассчитывая на скорую поимку преступников и возврат любимого авто.
Но угонщики также не лыком шиты. Они отгоняют машину куда-нибудь на край города и ставят ее в заброшенный гараж. Что дальше? Ездить на таком автомобиле опасно, ведь ГАИ, вернее всего, уже объявило план-перехват.
2
В такой ситуации первая же остановка инспектором, попытка выезда из страны или перерегистрации приведет к аресту преступника и возврату машины законному владельцу.
Естественно, подобный сценарий злоумышленника не устраивает, и здесь есть два варианта.
Первый вариант.
Не тратить время на перебивание номеров двигателя и кузова, а просто подделать документы под имеющиеся номерные знаки.
Такую машину можно с легкостью продать на одном из авторынков. Если же криминальная история авто вскроется только через несколько дней, то отыскать продавца уже не получится.
Причина проста — чаще всего злоумышленник использует вымышленные личные данные.
К слову, этот способ слишком рискованный – всегда есть опасность попасться на «горячем».
Второй вариант.
Перебить номерные знаки на кузове и агрегатах. Естественно, брать номера «из головы» и делать поддельные ПТС – бессмысленно. Подобная махинация сразу же вскроется.
Есть более хитрый способ. Берется информация с уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели (вопрос с цветом решается просто) и набиваются соответствующие номера.
3
Остается лишь сделать ПТС с такими же параметрами, что и у легального транспортного средства. Вот и появился автомобиль двойник, на котором можно спокойно ездить и не бояться никаких проверок.
Пробитие по базе покажет, что такой автомобиль существует, и все параметры реальны.
Опасности
Такая схема может работать довольно долго до того момента, пока одна из машин не снимается с учета.
После новой постановки на учет автомобиль получает уже новые номерные знаки, и вот здесь и начинаются проблемы – все остальные «двойники» оказываются вне базы ГАИ.
Такие автомобили часто «всплывают» при попытке их продажи и снятия с учета в МРЭО или же во время периодических рейдов на дорогах с проверкой документов и сверкой номеров.
4
Если автомобиль не будет найден в базе, то все – проблемы гарантированы.
Махинация может вскрыться и при переоборудовании автомобиля к примеру, установке ГБО. Часто такая работа должна сопровождаться внесением изменений в техпаспорт автомобиля, и вот здесь как раз и будет обнаружен клон.
Результат – транспортировка машины на штраф площадку и длительные судебные тяжбы, которые могут растянуться на несколько месяцев, а то и лет.
Достаточно почитать в интернете отзывы многочисленных горемык, которые оказались в такой ситуации.
Как предотвратить беду?
Чтобы автомобиль двойник не оказался в ваших руках, не нужно гнаться за экономией.
Многие автолюбители сами накликают на себя беду, когда пытаются сэкономить 30-40% цены при покупке машины.
Кого винить, если риск был осознанным? Вопрос, конечно, в большей степени риторический.
Чтобы не попасться на «удочку» злоумышленников, необходимо внимательно относиться ко всем этапам сделки и проверке документов. Как правило, бдительным нужно быть при выборе автомобиля.
5
сли владелец во время продажи отказывается снимать машину с учета под различными предлогами, то это должно вызывать подозрения.
Конечно, оформление доверенность – это довольно удобно, но при обнаружении машины двойника подобная «бумажка» не сможет подтвердить прав владения транспортным средством.
Кроме этого, доказать собственную непричастность к махинации также не получится.
Но даже при снятии машины с учета нужно быть начеку. Многие мошенники имеют в МРЭО «своих» людей, которые без проблем пропустят автомобиль.
И вот здесь также нелишним будет иметь своего знакомого в органах автоинспекции, который сможет пробить автомобиль по базе и уточнить всю его «подноготную».
Если же таких знакомств нет, то всегда можно обратиться к эксперту, который за небольшое вознаграждение сделает порученную работу.
Что делать, если вы уже «попались»?
Если так произошло, что ваша машина оказалась в роли двойника, и это обнаружил сотрудник ГИБДД, то здесь вариантов немного – свою невиновность и право владения транспортным средством придется доказывать через суд.
Но нужно быть готовым к серьезным материальным и временным затратам. Особая статья расходов – наем на работу хорошего юриста, который потребует, естественно, немалое вознаграждение за свои услуги.
Самое плохое, что гарантий победы в суде никто не дает – машина может так и остаться на штраф площадке. Кроме этого, если честно купленное авто все-таки и получиться вернуть, то ездить на нем все равно не получиться.
Путь у такого «двойника» только один – продажа на запчасти или сдача на металлолом.
6
Рассмотрим другую ситуацию, когда юридическая чистота машины не вызывает сомнений (к примеру, вы брали ее в уважаемом автосалоне еще новой).
Но вдруг так случилось, что на дороге вы увидели клона своего авто – такой же марки, модели и с аналогичными номерными знаками.
Кроме этого, по вашему адресу приходят штрафы за нарушения, о которых вы вообще не слышали, или повестки суд для разбирательств по конкретному ДТП.
Как глупо это ни было, но все равно придется идти в суд, чтобы доказывать свою непричастность к такому эпизоду.
Если «двойник» обнаружен или же есть серьезные подозрения на его существование, необходимо действовать как можно быстрее – сразу же обращаться в ГАИ с соответствующим заявлением и требованием разобраться со сложившейся ситуацией.
Конечно, в этом случае придется потратить какое-то время и деньги, но это все равно лучше, чем потом долго доказывать свое право владения автомобилем и непричастность к мошенническим действиям.
Выводы
К сожалению, количество двойников с каждым годом только растет. Есть статистика, согласно которой практически каждый десятый автомобиль – чей-то клон.
В такой ситуации нарваться на «незаконную» покупку очень просто. Особенно, если сделка проводится на вторичном рынке и по подозрительно низкой цене на автомобиль.
Чтобы исключить все неприятные моменты, необходимо пристально проверять все документы, проводить экспертизы и отказываться от покупки при выявлении подозрений.
Помните, что автомобиль – это дорогостоящая покупка, поэтому здесь спешка является недопустимой.
Автомобилем-двойником называют транспортное средство, которое полностью копирует другую машину. Как правило, совпадение бывает полным — по модели, цвету, году выпуска, VIN-коду и номерным знакам.
Понятно, что такое дублирование не бывает случайным и является следствием противоправных действий. Как правило, преступники перебивают номера и делают комплект поддельных документов для угнанной или привезенной из-за границы и нерастаможенной машины.
Впрочем, достаточно часто встречаются и случаи так называемого неполного копирования — когда злоумышленники ограничиваются изготовлением номерных знаков от аналогичного легального экземпляра. В таком случае автомобиль-двойник создают, как правило, чтобы избежать штрафов с камер или за парковку.
Увы, эти штрафы будут приходить владельцу оригинального, должным образом зарегистрированного автомобиля. Еще хуже, если автомобиль-двойник попадет в ДТП или будет задействован в разного рода правонарушениях. В этом случае ответственность могут возложить опять-таки на владельца клонированной машины, и невиновность придется доказывать в суде.
Самый же неприятный сценарий — это когда вы приобретаете «фейковый» автомобиль. Даже если вы не подозревали о криминальном статусе такого авто, вам грозит штраф 5 тыс. рублей и лишение водительских прав на срок от одного до трех месяцев. Такое наказание предусматривает статья 12.2 КоАП РФ (управление ТС с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков).
Более того, автомобиль-двойник в этом случае будет конфискован как вещественное доказательство в уголовном деле. И в результате, даже если вам удастся доказать в суде, что вы приобрели машину, не нарушив закон, впоследствии вы столкнетесь с большими сложностями при постановке такого транспортного средства на учет, равно как и при его продаже.
Можно, конечно, попытаться оспорить сделку купли-продажи с бывшим владельцем и вернуть свои деньги через суд. Однако, как показывает практика, выйти на след продавца, который лишь за редким исключением не оказывается мошенником, удается не часто.
Легализация «фейковой» машины — тоже процесс не из приятных. На успех можно надеяться лишь в том случае, если у подделки не перебивались номера. В этом случае после весьма утомительных юридических процедур такую машину может получиться поставить на учет. В противном случае легализовать авто станет возможным только после приобретения новых номерных деталей, в том числе кузовных, что, разумеется, выльется в серьезные финансовые затраты.
Еще один возможный выход — продажа машины на запчасти. Так вы получите хоть какую то финансовую выгоду.
Решить проблему куда проще, если вы оказались владельцем легального, оригинального, автомобиля, «клонированного» злоумышленниками. Эксперты рекомендуют перепродать такое авто ближайшим родственникам и при переоформлении заменить государственные номера.
Что же касается штрафов, которые вы могли получить за нарушения, совершенные не вами на машине-двойнике, их можно пытаться обжаловать. И, кстати, это можно сделать в том числе и через портал Госуслуги. Однако помните, что на все про все у вас лишь 10 дней с момента получения постановления.
После истечения этого срока обжалование осуществляется только через суд. Во всех случаях имеет смысл обратиться в то отделение ГИБДД, которое выписало штраф, подать заявление на имя начальника и представить фотодокументы и описания отличительных черт вашей машины. Впрочем, как показывает практика, даже эти меры помогают отменить штраф далеко не всегда.
О необычном случае двух автомобилей с одинаковыми VIN-номерами ПТС из Ленинградской области и Ханты-Мансийского автономного округа «Газете.Ru» рассказал руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков.
«Эдуард Геннадьевич Буценко из города Гатчина в Ленинградской области приобрел в 2011 году новый автомобиль Toyota Land Cruiser Prado в кредит на пять лет, ПТС автомобиля находился все эти годы в залоге у банка, — рассказывает Шелков «Газете.Ru». – В 2016 году владелец выплатил кредит, получил ПТС и захотел сменить страховую компанию. Однако застраховать автомобиль не смог».
Страховая компания обратила внимание, что по тем же учетным данным уже застрахован автомобиль в Нижневартовске. После того, как Буценко обратился в ГИБДД, регистрация его автомобиля и вовсе была прекращена, а «левый» автомобиль из Ханты-Мансийского округа остался в легальном правовом поле, после чего был несколько раз перепродан, продолжает Шелков.
«Оказывается, пока ПТС лежал в банке, под его машину сделали «двойника» в Нижневартовске, который был три раза продан, и все юридические права полностью закреплены за «двойником».
То есть владелец имеет машину со всеми документами от официального дилера и банка, но по факту имеет 2,5 тонны металла, которые не могут выехать на дорогу», — констатирует он.
По словам Шелкова, вероятно, злоумышленники воспользовались тем, что в 2011 году региональные базы ГИБДД еще не были объединены в общую, а когда это произошло, наличие двух машин с одинаковыми данными и было обнаружено, а впоследствии полиция вынесла четыре отказа в возбуждении уголовного дела по данному факту, опираясь на данные экспертизы автомобиля из Нижневартовска, признавшей автомобиль подлинным.
При этом признаков изменения маркировки на Land Cruiser Prado из Ленинградской области также не было выявлено.
Автовладелец из Гатчины обратился в суд и в управления МВД и ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в УМВД по Ханты-Мансийскому автономному округу. Заседание назначено на 1 ноября.
При сравнении копий ПТС двух автомобилей можно заметить ряд несоответствий, указывает Максим Шелков из «Автокриминалиста». В частности, всего на один день отличается дата выдачи и страна вывоза ТС, также отличается таможенный пост проводивший таможенное оформление. Если в открытых платных базах проверить VIN автомобиля, можно получить информацию по таможенной декларации, в которой указана настоящая дата выдачи ПТС и настоящая страна вывоза ТС.
«Все это проверяется за 10 минут и при необходимости подтверждается запросами в профильные организации.
Как ПТС с такими «ляпами» и ошибками прошел экспертизу в Нижневартовске и четыре регистрационных действия?»
— задается вопросом Шелков.
Редкий случай
Если автовладелец уверен, что приобрел машину законно и легально, и дилер это подтверждает, а путь автомобиля прослеживается отчетливо, то нужно заявить в полицию для возбуждения уголовного дела относительно другого автомобиля, указывает в беседе с «Газетой.Ru» адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Следователи должны завести дело о том, что машина была поставлена на учет по поддельным документам. На автомобилях Toyota присутствует дополнительная маркировка примерно в 300 точках, и выявить автомобиль с измененными данными при желании довольно легко, добавляет он.
«Придется долго ходить по всем кругам ада, обжаловать, доказывать, но установить измененную маркировку в таком случае можно только путем возбуждения уголовного дела и подробнейшего расследования появления в России этой машины, — говорит Радько. –
Конечно, полиция не хочет этим заниматься, потому что это очень долго и нудно».
Придется выяснить, каким образом другой автомобиль попал в Россию, и если машина была ввезена «левым» способом, это можно доказать, добавляет он. Подобные случаи единичны, поскольку не имеет смысла подделывать VIN-номер автомобиля — это достаточно легко вскрывается. Более распространены «двойники» с чужими номерными знаками, отмечает Радько. Такая практика применяется, чтобы избежать штрафов за нарушение ПДД, они приходят владельцу оригинального автомобиля.
Для разрешения проблемы жителю Гатчины стоит обратиться к руководству федеральной ГИБДД или к депутату Госдумы от региона с просьбой направить в ГИБДД депутатский запрос по этой проблеме, советует вице-президент «Национального автомобильного союза» (НАС) Антон Шапарин.
«Такую уникальную ситуацию нужно решать в «ручном» режиме, с привлечением к вопросу руководства Госавтоинспекции, потому что нужно назначать повторную экспертизу.
Только качественная экспертиза, выполненная профессионалами, которых невозможно заподозрить в ангажированности, могла бы подтвердить правоту или неправоту каждой из сторон»,
— объясняет Шапарин «Газете.Ru».
При этом лучше, если такая экспертиза будет проведена в другом регионе, например, в Москве, а не в тех городах, где зарегистрированы оба автомобиля, подчеркивает он.
«Если отказы пишутся на региональном уровне, я боюсь, что мог быть коррупционный фактор.
В малых городах такие вопросы решаются гораздо проще, чем в больших»,
— считает Шапарин.
«Газета.Ru» обратилась с запросом в компанию Toyota о возможности появления на двух разных автомобилей одинакового VIN-номера и в пресс-центр МВД относительно сложившейся ситуации с двумя автомобилями из Ленобласти и ХМАО и проблем с выявлением «машин-двойников», на момент публикации материала ответы в редакцию не поступили.
Многие водители только понаслышке знают, что значит машина-двойник. Водители, которые никогда не сталкивались с этим явлением, не попадались сами, просто счастливчики. Откуда же берутся автомобили-двойники, и что это такое?
Машины-двойники имеют идентичный внешний вид, такой же номерной знак, документы и техпаспорт также одинаковые. А вот подлинной является только одна машина. Владелец поддельных документов и автомобиля с номерами, которые перебиты, в итоге останется и без своего «железного коня», и без денег.
Откуда же берутся машины-двойники?
Появление машин-двойников связано с двумя путями, оба из которых незаконные. В первом случае автомобилист сознательно нарушает закон, вешая на свой автомобиль перебитые номерные знаки. При этом подбирается автомобиль той же марки и цвета. Цель таких манипуляций – перенаправить штрафы, фиксируемые камерами видеофиксации, совсем другому человеку. На самом деле невиновному гражданину будет очень тяжело доказать, что это не он нарушил права.
Второй путь возникновения машин-двойников – легализация незаконно попавших в Россию или угнанных автомобилей. Для этого на машине перебивают номера VIN, копируют украденные документы. Причем или машину угоняют на заказ под документы, или наоборот – вначале пригоняют машину, а потом воруют документы. Оба эти действия противозаконные и уголовно наказуемые.
Что делать владельцу машины-двойника?
Некоторые идут на покупку авто-двойника вполне осознанно, ведь часто в объявлении продавец указывает данный факт. Почему водители рискуют? Причина одна – такие машины продают гораздо дешевле. Но стоит ли из-за сомнительной экономии ввязываться в авантюру?
Владельцев «настоящих» машин ожидают неприятности, если авто-двойник совершит правонарушение, совершит ДТП и пр. Если совершено уголовное преступление с использованием двойника, добросовестному водителю придется доказывать, что он и его автомобиль находились совсем в другом месте. Именно в таких ситуациях чаще всего владелец и узнает, что у его авто есть двойник.
Некоторые, купив машину, даже не подозревают, что стали владельцем двойника. Но даже в этом случае неприятностей не избежать. Прежде всего он может быть оштрафован (статья 12.2 КоАП РФ) на сумму 5 тысяч рублей, а также лишен прав на период от одного до трех месяцев. Основанием вынесения административного взыскания является управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков.
Автомобиль конфискуется в качестве вещественного доказательства, отгоняется на стоянку, его использование не разрешено. Срок ведения уголовного дела достаточно продолжительный. Владелец может подать ходатайство, чтобы ему выдали машину. Это возможно, но водитель подписывает обязательство не разукомплектовывать, не продавать машину.
В суде может рассматриваться дело о признании права собственности на двойника, но на практике получить положительное решение по данному делу практически невозможно. Лучшее решение в данном случае – автомобиль вернут, но только без права эксплуатации. Все что с ним можно будет сделать – гораздо дешевле продать машину на запчасти.
Что делать владельцу оригинала машины-двойника?
Если водитель случайно увидел на улице или на дороге автомобиль-двойник, необходимо срочно сообщить об этом сотрудникам ГИБДД. Если об этом заявить официально, будет значительно легче доказать, что правонарушение допустило другое лицо.
Если автолюбитель получает чужие штрафы, оспаривать необходимо каждый из них. Для того, чтобы было принято решение об отмене штрафа, нужно написать заявление в ближайшее подразделение ГИБДД, зафиксировать наличие машины-двойника, приложить доказательство того, что правонарушение вынесли неправомерно.
Чтобы в ближайшее время избавиться от возникшей проблемы, просто перерегистрируйте автомобиль и получите другие номерные знаки.
Что грозит водителю, который купил машину-двойника?
Иногда бывает и так, что человек покупает автомобиль даже не подозревая, что это двойник. Водитель может спокойно использовать авто. Продолжаться это может достаточно долго. Но если владелец оригинального авто решает снять ее с учета, проблемы ожидают всех «клонов», ведь не обязательно даже, что двойник один.
После того, как «настоящий» автомобиль будет поставлен на новый учет, будут получены новые номерные знаки, а это означает, что все авто-двойники «выпадут» с базы ГАИ. Обнаруживают такие машины при попытке совершить продажу, снятии с учета, а также даже при обычной остановке сотрудниками ГИБДД. Для водителя вряд ли станет приятным сообщение, что автомобиль не внесен в базу, а значит это двойник.
Как избежать покупки авто-двойника?
Конечно, можно сразу посоветовать – покупайте автомобили только в салонах и у официальных дистрибьютеров, но мы отлично понимаем, что многим это не по карману, люди ищут более дешевые варианты. Советуем промониторить рынок перед окончательным выбором. Например, Авито в каждом объявлении показывает среднюю цену автомобиля со схожими характеристиками. Если разница в цене составляет 40% это должно насторожить.
Что должно насторожить:
- низкая стоимость;
- нежелание владельца снимать автомобиль с учета в МРЭО;
- если при снятии машины с регистрации продавец проводит документы через явно хорошо знакомое лицо, может иметь место сговор;
- уговоры приобрести машину по оформленной доверенности.
Проверять «двойника» по базам ГИБДД бесполезно, ведь машина (правда другая) официально зарегистрирован. Можно перед покупкой обратиться к эксперту дорожно-патрульных органов, чтобы выяснить полную историю этого автомобиля.
К огромному сожалению, количество машин-клонов с каждым годом в России только увеличивается. Некоторые продавцы в объявлении прямо указывают, что это авто-двойник. Если вы осознанно идете на возможные риски, соблазнившись низкой ценой, дело ваше. Стоит только помнить, что вас могут признать причастными к махинации, за что будете отвечать перед судом.
Автомобили-клоны на дорогах
Эксплуатация автомобиля-клона является противозаконным действием. Горечи ситуации добавляет то, что на удочку мошенников можно попасть как при покупке поддержанного ТС, так и при повседневной эксплуатации собственного автомобиля. Рассмотрим, что представляют собой машины двойники, как распознать и не купить такое авто.
Терминология
Чтобы подробно разобраться в вопросе, необходимо представление о следующих понятиях:
Определение
Автомобиль-двойник – транспортное средство, передвигающееся по идентификационным данным машины, эксплуатация которой на дорогах общего пользования полностью узаконена. Иными словами, у законно купленного и поставленного на учет ТС появляется внешне идентичная машина, у которой индивидуальный регистрационный знак, а также информация в ПТС полностью совпадают с авто «оригиналом».
В зависимости от степени совпадения данных, существует несколько видов «двойников»:
- у машин одинаковые регистрационные номера, ПТС «клона» в точности повторяет паспорт «оригинала», но у двойника остался оригинальный ВИН-номер. Встретить такие авто можно нечасто, так как обман легко раскрыть при проверке на любом стационарном посту ДПС, просто сверив данные ПТС и маркировочной таблички с VIN;
- у машин одинаковые не только регистрационные знаки и информация в ПТС, но и все данные маркировочных табличек. В таком случае определить машину-двойника можно по косвенным признакам вмешательства в идентификационную маркировку.
Природа возникновения
Способов появления на свет «сестры/брата» реального авто может быть несколько:
- автомобиль ввозят из заграницы. Часто машина похищается, иногда угон по предварительному договору с владельцем инсценируется. В последнем случае покупатель получает машину для создания двойника по значительно заниженной цене. Выигрыш продавца в том, что как только проданный автомобиль попадает на территорию страны, в которой будут проходить все мошеннические действия, составляется заявление об угоне. Машина появляется в базе Интерпола, а владелец получает компенсацию от страховой компании. В обоих случаях автомобили не растаможиваются. Для пересечения границы и ухода от налогового платежа используются коррупционные схемы. Часто машины из-за границы специально подбираются под готовые документы (известную информацию о реально существующем авто на территории страны). Иногда владельцы авто сами выкладывают в сеть основную информацию о своем авто, а самое главное – VIN-номер, но и без этого у мошенников достаточно «каналов» для получения данных;
- автомобили родом из одной и той же страны. В таком случае схема рассчитана на угнанные авто. Маркировочные таблички угнанного авто подгоняются под реально существующую машину.
При этом вариаций способов получения информации, пересечения границы и прочих аспектов мошеннических схем – может быть значительно больше. К примеру, документы с реально существующего автомобиля можно вполне законно купить отдельно от машины либо с остатками ТС, побывавшего в серьезном ДТП. Как вариант, у владельца авто могли украсть документы вместе с портмоне. Взамен утерянного ПТС ГИБДД выдаст дубликат с указанием в особых пометках «Взамен утерянного». Выбросить украденный ПТС может только неопытный вор. Если говорить о ценности документа, то цена за ПТС может доходить до 10% рыночной стоимости автомобиля.
«Клоны» на дорогах
Грамотные мошенники стараются подбирать документы так, чтобы регионы регистрации реального авто и машины-двойника находились как минимум в нескольких сотнях километров друг от друга. Поэтому встретить копию своего автомобиля крайне сложно. Узнать о существовании можно через сайт для проверки штрафов. Поскольку в базе ГИБДД за номерными знаками закреплены вы, то полученные машиной-двойником штрафы будут приходить на вашу учетную запись. Если вы получили фотодоказательства нарушения и уверены в том, что ваш автомобиль никоим образом не мог находиться в указанном месте и в указанное время, немедленно отправляйтесь в ГИБДД.
Учтите, что вам обязательно потребуются свидетельства для подтверждения ваших заявлений. Это могут быть записи с видеокамер наружного наблюдения, которых сейчас действительно много.
Поскольку превращение авто в «двойников» является уголовно наказуемым преступлением, то органы сами заинтересованы в поимке мошенников.
Как не купить двойника
Признаки, выдающие машину-двойник:
- несоответствие фактического года выпуска остекления и ремней безопасности с датой, указанной в ПТС. На всех авто в маркировке стекол указывается год его производства. Вполне вероятно, что стекла могут быть, к примеру, 2011 года выпуска, а автомобиль съехал с конвейера в начале 2012. Но год выпуска автомобиля никак не может предшествовать году выпуска всех стекол. Если вы заметили несоответствие всех родных стекол, то в 99% перед вами либо машина-двойник, либо перевертышь. Такой же метод проверки и для бирок на ремнях;
- следы перечеканки либо вваривания планки в месторасположение ВИН-номера. Еще перед осмотром изучите места расположения идентификационных маркировок на выбранном вами авто (самые распространенные: опора стойки, моторный щит, пол возле переднего пассажирского сидения, багажник, дверная стойка). К сожалению, часто квалификация мастеров-мошенников настолько высока, что заметить следы вмешательства может только опытный эксперт-криминалист. Чтобы не купить проблемный автомобиль, вы можете обратиться к эксперту такого профиля еще перед покупкой. Осмотр машины специалистом не даст вам совершить ошибку и потерять впоследствии крупную сумму;
- сверка номерных агрегатов. В ПТС указывается номер двигателя, для рамных авто еще и номер рамы, поэтому несовпадение комбинации цифр будет поводом задуматься. Номера также могут перечеканиваться, делают это дабы замести следы. Поэтому хорошо выполненную работу больше шансов определить у эксперта криминалиста. Если номер затерт, то вполне вероятно, что перед вами ворованная машина. Учтите, что такой двигатель мог быть установлен взамен штатного, поэтому делать поспешных выводов не стоит;
- проверка комплектации через электронные ресурсы. По ВИН-коду вы можете узнать комплектацию автомобиля, чтобы сверить наличие функций в осматриваемой вами машине. Если есть отличия – перед вами «двойник»;
- совместимость дверной личинки и ключа в брелке (актуально для авто с бесключевым доступом, кнопкой «старт-стоп»);
- компьютерная диагностика. У многих своременных авто VIN-номер записывается в «мозги» автомобиля. Узнать двойника можно при помощи диагностического оборудования, так как данные в ПТС и в «мозгах» не будут совпадать.
Правовой вопрос
На рынке поддержанных ТС автомобили-двойники опасны тем, что проверка по всевозможным базам данных ГИБДД, залоговых или угнанных авто может не дать никаких положительных результатов. Ведь вы будете проверять информацию по реальному автомобилю. Что делать в таком случае? Лучший способ не купить авто-двойник – заплатить за автомобиль после переоформления в ГАИ. Продавцы «двойников» ни в коем случае не поедут с новым владельцем в ГАИ для переоформления. Воздержитесь от покупки по доверенности, если в ПТС указан не тот человек, который продает вам машину.
Купил двойника
Внесение изменений в VIN-номер автомобиля является уголовно наказуемым преступлением. Поэтому не рекомендуем пытаться продать машину, так как при обнаружении обмана вас могут принять за сообщника.
Что делать, если купил двойника? К сожалению, любой из исходов заканчивается для вас потерей средств. Если внесение изменений было заподозрено при постановке на учет, то автомобиль у вас конфискуют и направят на экспертизу к эксперту-криминалисту. Если органам удастся найти признаки, по которым можно определить реального владельца угнанного ТС, то машина вернется к нему во владение. Если установить владельца не удается, то взамен автомобиля вы получаете набор запчастей. Иными словами, на авто накладывается запрет на регистрационные действия, поэтому продать его и переоформить уже невозможно. Эксплуатировать такую машину также запрещено. Если вы хотите вернуть часть стоимости, то выход только один – продать машину на запчасти.