Мальчик играет в телефон

Наверное, каждый родитель по мере взросления его ребенка временами упирается в непонимание того, по каким правилам строить общение дальше: командовать и строго наказывать за неповиновение, все прощать и обнимать по восемь раз на дню или выбрать еще что-то из массы возможных (и одинаково непонятных пока) вариантов.

Периодически сомневаться в правильности своего поведения — это нормально, ведь осознанное родительство как раз и характеризует не только своевременным обнаружением проблем, но и умением искать и находить новые рабочие решения возникших непониманий.

Однако до сих пор множество родителей денно и нощно бьются со своими детьми в поисках решения величайшей проблемы нового времени — детского злоупотребления гаджетами.


«Ты скоро ослепнешь от своего телефона»,  — укоряет дочку мама. «Совсем уже отупел от своих игр»,  — гневается на сына отец. «Никаких интернетов раньше и в помине не было, и ничего, жили»,  — пытается вразумить внуков бабушка. Но дети продолжают играть и глядеть, взрослые продолжают ругать и терпеть, а воз и ныне там.


Так как же быть в подобной ситуации: запрещать, разрешать или, может, пытаться не замечать?

В этой статье я, семейный психолог Артем Скобелкин, хочу поделиться пятью шагами решения этой непростой, но распространенной и, к счастью, решаемой проблемы.

Начнем с того, что телефоны для современных школьников — это вообще не про звонки. Про коммуникацию — да; про фильмы и музыку — да; про создание контента, пусть и не всегда качественного — тем более да. Но не про звонки. Потому, кстати, многих взрослых ужасно раздражает недоступность ребенка, когда ему звонишь. «В туалет — с телефоном, спит и ест — с телефоном, а как позвонишь — вечно не берет трубку», — жалуются родители.

Умение детей использовать телефон на полную, находясь в одних и тех же приложениях — это своего рода социальный клей, позволяющий им быть на одной волне друг с другом. Поэтому избавлять детей от смартфонов (если так еще говорят), заменяя их кнопочными «тапками» вряд ли стоит, а вот влиять на умение ребенка своевременно и добровольно откладывать телефон в сторону точно нужно.

Думаю, вы согласитесь с тем, что родитель всегда должен знать об интересах и увлечениях своего ребенка, пусть даже сами эти увлечения ему неинтересны. И тут отлично работает практика «Два-три».

Знаете ли вы, в какие две-три игры чаще всего играет ваш ребенок?

Каких двух-трех блогеров смотрит?

Какими двумя-тремя приложениями чаще всего пользуется?

Какие два-три коротких видео за последнюю неделю показались ему самыми смешными?

Какие две-три песни он слушает чаще остальных?

С какими двумя-тремя приятелями он переписывается чаще остальных? И прочее-прочее. Не знаете? Узнайте!

Это и важно, и нужно, хотя бы для того, чтобы лучше понимать своего ребенка. Иногда полезно узнать, что «форточка» для ребенка и форточка для вас — это разные форточки (разгадка здесь кроется в названии одной популярной игры, Fortnite).

Чаще всего родители стремятся приучить ребенка к чему-то родительскому, не стараясь самим научиться чему-то детскому. Нам, родителям, кажется, что их увлечения в гаджетах — нечто примитивное, а вот наше — продвинутое и совершенное. К сожалению для нас, дети считают наоборот. И потому я предлагаю вам самим перенять у вашего сына или дочери какое-то одно интересное для него или нее занятие в телефоне.

Выражать не только формальный интерес к тому, чем увлекается ребенок, но и самим увлечься этим — интересный опыт для родителя. К тому же, у вас появится как минимум одна дополнительная тема для обсуждения, в которой вы можете совсем не разбираться.

Обычно мы, не задумываясь, вторгаемся на территорию ребенка, закрывая от него на все замки свои гектары личных увлечений. Но как по мне, так это не совсем справедливо.

Давайте на миг представим, что они в гаджетах разбираются чуть лучше нас. Давайте предположим, что они могли бы оптимизировать наши телефоны, порекомендовать другие приложения, включить новые функции, которые у нас есть, но о которых мы не знаем?


Кто, в конце концов, с веселой укоризной скажет нам о том, что у нас последний год, оказывается, был бесполезно включены блютус и геолокация.


А может, ребенок подскажет вам, откуда взять новые 4K-обои на ваш телефон. Если мы позволим нашим детям учить великомудрых нас, то и они будут чуть спокойнее принимать наши непрошеные наставления в их адрес.

Этот этап состоит из двух частей: нахождение тех игр и увлечений в телефоне, которые можно реализовать и в реальном мире (теннис, морской бой, шахматы, множество настольных игр), и перенос этого в настоящую жизнь. Даже если вы сейчас читаете это со скепсисом, просто попробуйте каждый (!) вечер играть с ним в любую настольную игру. Простецкие крестики-нолики зачастую увлекают детей больше множества компьтерных игр. И таких замен — несчетное количество.

Ну и конечно, лучший способ отложить телефон — заняться чем-то более ярким, интересным и увлекательным. И это наша взрослая задача — не просто найти детям достойное увлечение, но и мотивировать и заинтересовывать активной и интересной жизнью. Квесты, путешествия, посиделки в детских кафе, кинотеатры и спектакли, велопоездки, совместные тренировки и вечерние прогулки — все зависит от нашей фантазии и готовности выйти из дома с ребенком хотя бы в выходные.


Вряд ли на ребенка, «застрявшего» в телефоне, подействует советы «заняться делом», звучащие от отца, прилипшего к дивану и телевизору одновременно.


Чтобы мотивировать ребенка на активный досуг, нужно и самим стать примером энергичности, увлеченности и активности.


В завершение хотел бы привести немного космический пример. Давайте представим, что наши дети, например, с Плутона (планеты, отвечающей за свободу, шалость и любопытство). И мы с вами этих плутонианцев сами пригласили к себе в гости жить вместе с нами все их детство. Они ведут себя по-плутониански, развлекаются по-плутониански. А нас это раздражает. И, наверное, в таком случае, это нам вначале нужно выучить их язык и начать с ними общаться, чтобы затем приучить их еще и к нашему языку и заинтересовать нашим распорядком жизни.

Осваивайте интересы своих детей, делитесь с ними своими и учите их полезному, светлому и доброму на их «языке».

CHIPSовости

Слушайте наш подкаст

Ребенок много играет в телефоне: что делать?

-Моему сыну 8 лет. Он просыпается и садится за компьютер играть в видеоигры. Когда надоедает компьютер, включает плейстейшн. Если я прошу выключить и пойти погулять на улицу, то начинает психовать или плакать. Дома скандалы.

Чем-то заинтересовать его невозможно. Одевает наушники и погружается в онлайн общение с другими ребятами. Сын называет их друзьями, а на улице ни с кем не играет. Ужас!

Сначала многие родители рассуждают так: «Ну, посидит киндер пару часиков, ничего страшного… Ему же нравится! Да и лучше пусть тут на глазах будет, чем неизвестно с кем во дворе лазит». Кроме этого, компьютерные игры – «палочка-выручалочка». Ррраз, и ребенок ведет себя тихонько, не пристает и не скачет по квартире.

А потом, бац, и зависимость от компьютерных игр. С этим сталкивается все больше и больше родителей. Увы, не миновало это и нас. Мы подарили Андрею телефон в 6 лет. И даже подписали самый настоящий договор, в котором прописали правила пользования гаджетом. Подробнее о нюансах договора читайте в моей статье «Ребенок постоянно в телефоне. Что делать?» В ней я даю рекомендации, которые помогут научить сына или дочку пользоваться гаджетом без вреда для здоровья.

Дети в сетях интернета

Начиналось все с обычных игр-собиралок, гонок, развивающих игр. Я не видела в этом ничего плохого. Полгода сын педантично выполнял условия договора. Но постепенно переключился на другие видеоигры, которые устроены так хитро, что нужно регулярно играть, иначе сгорят очки.

Мы обратили внимание, что сын стал:

  • более резко, чем обычно, себя вести,

  • чаще маяться и говорить «мне скучно»,

  • огрызаться, раздражаться и спешить поскорее схватить телефон.

Андрея как будто подменили. Мой обычно понимающий старшенький явно переживал синдром отмены, когда мы настаивали на ограничениях в гаджетах.

Игровая зависимость у детей

Основные признаки зависимости от видеоигр:

  • раздражительность и нервозность,

  • истерики, которых раньше не было,

  • приступы агрессии по пустяковым поводам,

  • энурез,

  • неспособность сконцентрироваться,

  • нарушение сна,

  • тревога,

  • социальные фобии.

Ребенок играет в компьютерные игры

“Сыновьям 11 и 5 лет. На самом деле у детей зависимость от гаджетов. Младший встаёт утром и просит планшет. Старший вообще от гаджетов вечером не отходит. Помогите”

Давайте разберемся, чем же опасны игры.

  • Длительное сидение в неправильной позе приводит к сколиозу.

  • Постоянное использование мышки может спровоцировать туннельный синдром (сдавливание нервов, онемение, боль в пальцах).

  • Частое нажатие на кнопку игровой консоли может вызвать воспаление сухожилия.

  • Длительная игра может стать причиной мигрени.

  • Напряжённое вглядывание в светящийся экран вызывает синдром «сухого глаза», что в будущем чревато близорукостью.

  • Зависимость от компьютерных игр, и, как следствие, изменения веса (в любую сторону), пренебрежение личной гигиеной, снижение социальных взаимодействий и нарушение сна.

Компьютерные дети

Отдельно хочется написать об искажении мировосприятия. Сюжет многих видеоигр связан с насилием, агрессией и убийствами. Что выносят дети в реальный мир из таких игр?

  • Я, как и мой герой, бессмертный, ведь всегда можно начать игру заново. Это притупляет чувство самосохранения, и вызывает желание и в жизни делать головокружительные трюки. Но в реальности все это может закончиться плачевно.

  • Если меня обижают, надо использовать силу. Игры редко развивают навыки коммуникации и мало помогают обучаться решению конфликтов в реальной жизни, хотя бы потому что играть и гулять не хочется.

  • Можно все. И мне за это ничего не будет. Ведь герои игр не несут никакой ответственности за свои действия.

  • Всего можно достичь за пару кликов мышки. И зомби победить, и питомца выгулять, и обворожительной красавицей стать. Раз все так легко, то зачем делать уроки? Зачем убирать? Зачем вообще прилагать усилия для достижения результата?!

А чего стоят детские каналы на YouTube. Ролики с распаковкой игрушек и девайсов пропагандирующие культуру потребления. Анимированные в простой программе псевдомультфильмы, герои которых испражняются, занимаются расчлененкой, балуются туалетным юмором и другими способами «просвещают» детей.

Кажется, что поток чьей-то больной фантазии просто тоннами сливается на наших детей в YouTube. Дайте малышу гаджет с «нормальными» мультиками, и через мгновение он попадет на абсурдные шоу.

Если вы даете сыну или дочке телефон, будьте готовы контролировать и формировать культуру пользования гаджетами. Несмотря на бунт, плач и споры… Кстати, если после того, как вы ввели правила, малыш устраивает истерики, обязательно прочитайте статью «Последняя статья, которую я писала». В ней вы найдете алгоритм, как реагировать на детские истерики после установления запретов на электронные девайсы.

Эх, нам бы гаджеты взять и отменить. НО это не вполне реалистично. Современное обучение требует владения гаджетов, а обсуждение общих игр — одна из основ детской субкультуры.

Покупать ребенку телефон в 6 лет или в 11 лет, решать только вам. Однако, хочу обратить ваше внимание на такие интересные факты:

  • во Франции, Греции, некоторых районах Германии, США и Канады действует запрет на гаджеты в начальной и средней школе;

  • обеспеченные родители, работающие в IT-компаниях в Силиконовой долине, всё чаще запрещают электронные устройства в своих семьях.

Чем позже вы вручите ребенку его личный телефон, тем лучше будет для его здоровья, как физического, так и психического.

Еще один момент, который невозможно оставить без внимания – это потеря доверительных отношений при введении табу на гаджеты. Раз вы запрещаете, значит вы плохая, вы враг, а это может побудить играть тайком и обманывать.

Дети игры зависимость: как же реагировать?

«На, дитятко, играй, лишь бы над тобой не смеялись» или «Пусть смеются, не обращай внимания» — это две крайности, которых лучше избегать.

Предлагаю начать с психологического экспресс-теста «Дети и гаджеты». Он бесплатный, и поможет вам узнать, не допускаете ли вы ошибки в своем цифровом образовании и том, как организовали использование девайсов.

Baner img

Что сделали мы в нашей семье, чтобы спасти Андрея от игровой зависимости?

1.     Запретили все видеоигры на телефоне. Точка.

2.     Начали формировать культуру пользования гаджетами. Для этого акцентировали внимание сына на полезных возможностях устройств: музыка, фотография, монтаж видео, программы для рисования.

3.     Подключили критическое мышление. Вместе с сыном стали разбирать такие вопросы: как гаджеты влияют на нас? что изменилось в его поведении и почему? с чем связаны наши запреты?

4.     Предложили альтернативные занятия: чтение, прогулки, общение с друзьями вживую, походы, творчество, конструирование и т.д.

5.     Установили ограничения по времени пользования каждым видом приложений и запретили гаджеты в кровати.

Алгоритм введения новых правил

Чтобы помочь сыну или дочке принять новые правила, необходимы последовательность и твердость. Не рубите с плеча в стиле: «Аааа, достал уже со своими играми. Все. С этой минуты ты больше не играешь!». Дайте ребенку время, принять новые условия.

  • Поговорите с чадом, объясните свою обеспокоенность, сделайте так, чтобы ребенок заметил и признал проблему.

  • Предупредите о новых правилах заранее, например, за 10 дней.

  • Удалите все игровые приложения в день Х без компромиссов и новых договоренностей.

Дети будут обещать очень многое, чтобы убедить вас не удалять игры. Очень тяжело пережить бесконечное нытье: «Ну, мам, ну, пожалуйста, ну разреши! Я буду только 30 минут в день играть. Ну, мааааам!» Если ваш ребенок часто ноет и привык таким способом добиваться своего, приглашаю вас прочитать статью «Как отучить ребенка ныть». Волшебную палочку не обещаю, но вы поймете, как реагировать на детские капризы.

Только мы, родители, можем помочь ребенку верно расставить приоритеты, взрастить сильный внутренний стержень в виде здравого смысла, дать поддержку семьи и сформировать культуру пользования гаджетами. Устройства должны служить нам, а не мы им.

Как научить ребенка базовым правилам и диджитал-гигиене? Как говорить с детьми о гаджетах, чтобы не потерять доверие и достичь результатов? Как справиться с синдромом отмены и истерикой?

Если вы хотите знать ответы на все эти вопросы, уверенно, с позиции взрослого помогать ребенку осваивать онлайн мир, защитить сына или дочку от интернет-опасностей, таких как реклама, взрослый контент, нежелательные детские шоу, тогда мастер-класс «Дети и гаджеты» именно то, что вам нужно.

Я подготовила инфографику, сценарии разговоров с детьми, медиапланы, инструкции и правила безопасности, как для детей, так и для взрослых. Пусть в вашей семье царит мир, и гаджеты будут приносить только пользу.

Baner img

Что делать если ребенок все время сидит телефоне

Оглавление:

  • Номофобия – недуг 21 века
  • Почему дети не могут отказаться от смартфона?
  • Школьник зависит от телефона – что делать?
  • Практические советы для родителей от детского психолога.

Планшеты, телефоны и прочие гаджеты настолько вошли в нашу жизнь, что мы уже не помним, как было раньше. А дети –просто этого не знают. Что делать, если ребенок постоянно зависает в телефоне?

Подростку не понятно, как распоряжаться временем без гаджета. Эти случаи встречаются часто.

Номофобия – недуг 21 века:

Это страх остаться без мобильного. Она всё чаще встречается среди людей.

Зависимость от телефона молодеет с огромной скоростью. У детей привыкание возникает гораздо быстрее, чем у взрослых!

Признаки номофобии:

  1. Человек раздражен, если у него нет доступа к гаджету, он постоянно рядом
  2. Проверка уведомлений сразу после оповещения
  3. Трансляция всех действий в соц. сетях и постоянное отслеживание реакции
  4. Сильное раздражение при просьбе выключить телефон и частое игнорирование такой просьбы
  5. Эйфория от пребывания в интернет. Всегда хочется полистать ленту в интернете
  6. Потеря контакта с окружающими людьми
  7. Ухудшение общего психического состояния, агрессивность, раздражительность

Опасность зависимости от телефона:

  • Меняется работа мозга. Ухудшается память и умение концентрировать внимания.
  • Мобильный вызывает высокую утомляемость и усталость.
  • При удерживании внимания на экране происходит уменьшение количества морганий, и сухостью роговицы глаза. Это чревато воспалением глаз, ухудшением зрения.
  • Пагубно на организм влияют электромагнитные волны. Они становятся причинами головокружений, раздражительности, тошноты, увеличения температуры тела.
  • Конечно, аппараты всё лучше и лучше. Но не стоит забывать об этом. Нельзя держать смартфон рядом с грудными и маленькими детьми.
  • Уход от действительности, потеря контактов, плохое развитие навыков общения.

Почему дети не могут отказаться от смартфона?

Причин может быть много. Здесь мы расскажем про наиболее частые из них.

Так привык. С детства, чтобы малыш не плакал, его руки занимали гаджетом.

Как родители. Копирование поведения мамы и папы – стандартная причина проблемы.

Боюсь или не умею общаться. А в сети – не страшно. Там общение другое, более безопасное. Так кажется детям.

Пройдите короткий тест и узнайте, умеет ли ваш ребенок общаться

Пройти тест

Не знаю, чем заняться. Время должно быть структурировано. Нечего делать – буду играть.

Школьник зависит от телефона – что делать?

Конечно, совсем запретить мобильники не выйдет, да это и не надо. Стоит работать над тем, чтобы подросток верно использовал его. И не допустить развитие зависимости. А если заметили проблему, постараться её исправить.

Плох не гаджет сам по себе, а тотальное увлечением им или чем бы то ни было. Будь даже запойное чтение книг.

Важно не запретить, а научить распоряжаться. Чтобы гаджет был на службе у ребенка, а не наоборот.

Есть строгие правила, которые необходимо соблюдать:

  • Перед сном (хотя бы за 1 или 2 часа) не пользоваться гаджетом. Это поможет ребенку восстановить нервную систему и обеспечит нормальный, а также полноценный сон;
  • Ограничить от гаджета за едой. Можно просто общаться. Полезно и приятно.

Эти правила полезны для детей и взрослых. Ваш пример — важен.

Практические советы для родителей от детского психолога.

Сегодня мы разберем, как помочь ребенку стать хозяином гаджета.

Этап №1. Подготовка.

Детский психолог Наталья Ломилина

  1. Определить, сколько времени, ребенку можно проводить со смартфоном. 
  2. Ответьте на вопросы: Как долго? С какими устройствами? Вам важно, чем именно школьник занимается? Или играет роль только фактические часы и минуты?
  3. Понять, для чего вам, как родителю, нужно ограничить использование гаджета. Определить, зачем ограничение нужно ребенку? Пусть сам школьник ответит на этот вопрос. Здесь важен реальный ответ, как есть на момент начала. Даже если ребенок считает, что ему совершенно не обязательно вводить запреты и ограничения.
  4. Есть ли у вас группа поддержки? Ваши домашние и близкие готовы вести единую политику работы и борьбы с возникшей проблемой?
  5. Как вы сами регулируете для себя, сколько вы проводите с электронным устройством. Дети часто копируют поведение родителей. Если вы сами «зависаете» в смартфоне, то начать надо с себя.
  6. Важно. Если не использовать гаджет, появится свободное время. Чем его занять? Полезным? Приятным? Ничего неделанием?

Задача родителей организовать жизнь без смартфона досугом.

Можно узнать у ребенка, как он сам собирается это делать. То есть спросить его. Если он хочет лежать в постели и мечтать вместо игры в телефоне – ваша реакция? Порадуетесь? Будете ли желать его занять чем-то полезным? Отнесетесь с пониманием или с раздражением?

Часто бывает такая ситуация. Гаджет отняли, а потом начинаются жалобы родителей. Причина — он ничего не хочет и ничем не занимается.

Переводя внимание ребенка с электронного устройства, вы хотите:

  • Сберечь его здоровье?
  • Хотите, чтобы он распоряжался временем продуктивно? Вывести из виртуального пространства в реальное?
  • Научить служить гаджет ему во благо, а не в разрушение?
  • Или что еще…?

Этап №2. Разговор.

Возможно, это будет беседа о том, что вы тревожитесь за него. И вы приведете факты, которые вас беспокоят. Расскажите о своих чувствах и о проблемах, которые могут наступить при бесконтрольном использовании смартфона. Будете честны.

Узнайте мнение школьника по этому вопросу.

Познакомьте его с понятием «нормы». Она всё-таки существует. Не более 1 часа для детей младше 10 лет.

Школьник может не согласиться с вами. Часто дети говорят, что проблемы нет. Тогда предложите провести эксперимент. Заведите дневник гаджета.

Большой плюс, если и родитель будет вести свой дневник. Конечно, со взрослыми нормами.

Этап №3. Дневник гаджета.

  1. Заведите дневник. В него подросток будет записывать количество обращений к гаджету. А также время, которое он проводит за играми, поиском информации.
  2. Используйте дневник несколько дней и проанализируйте результат.
  3. Теперь определите желаемый результат.
  4. Определите награду за достижение результата и действуйте!

Пример договорённости:

  • Сократить часы работы с гаджетом. Например, до одного часа в день.
  • В работе глазами – чтение это, или гаджеты важно делать перерыв для глаз. Оптимально — 30 минут работы на 5 минут

Здесь задача родителя показать, что реальная жизнь интереснее виртуальной.

У ребенка появится свободное время. Его необходимо занимать. А как – он не знает. Будете не надзирателями, а поддержкой и помощниками. «Я переживаю за твоё здоровье. Я знаю, что тебе сложно, давай помогу?!» Вот что важно слышать ребенку. Только не крики в сторону дочери или сына: «Убери телефон!»

И помните – новая привычка вырабатывается за 21 день. Возможно все при методическом и систематическом подходе. Наберитесь терпения и ресурса на о, чтобы поддерживать и помогать.

Вы всегда можете задать мне вопрос или записаться на консультацию.

Удачи вам и терпения! Будете рядом со своими детьми, любите их и помогайте!

subscribe

подписаться

на новости

order

заказать тренинг

для группы

communicate

связаться

с нами

Сегодня мало кого удивит, что ребенок играет в телефон. Современные дети, даже совсем малыши легко проходят уровни, знают куда нужно нажимать. У родителей сначала это может вызвать восторг, который позже сменяется на тревогу. Постепенно кроха теряет интерес к реальности. Он становится нервным, тревожным, плохо спит. Хорошо, если взрослые смогут вовремя выяснить причину такого поведения. Когда ребенок играет в телефон, планшет или компьютер, его все меньше интересуют «живые» игры. В результате это может привести к игровой зависимости у детей.

Что делать, если ребенок играет в телефон

rebenok_igraet_v_telefon_01

Это острая проблема растущего поколения. У меня есть опыт с подобной историей. С этим ребенком до сих пор поддерживаем связь. Сейчас с ним все хорошо. Все наверняка слышали про игру Minecraft. Этот мальчик тоже с ней был знаком, но не понаслышке. Он пришел в детский сад когда ему было 4 года. На тот момент кроха уже год играл в Minecraft. История начиналась как у многих. Мама в качестве поощрения разрешала играть в планшет. Мальчик смотрел мультики, ролики на YouTube. Затем эти видеоролики привели его на обзоры игр, одной из которых стала Minecraft. Малыш заинтересовался и ее скачали.

В течение недели ходил к нам на адаптацию в садике. Ребенок явно нервный. Мама у него замечательная. Родители разошлись, но на доброй ноте. Поэтому у сына не осталось травмы. Он видится с папой, чувствует, как его любят родители. Значит проблема не здесь. Правда выяснилась во время свободной игры. Он забегает в игровую комнату и кричит: «Ну что, давайте играть в Майнкрафт!». Все дети 4 лет были не в курсе, что это за игра. Малыши продолжили играть в пиратов. Его никто не понял, что конечно, расстроило малыша.

Мальчик остался один. Затем пошел к воспитателям и начал говорить: «Игра Майнкрафт, там есть Алекс!». Взрослые его тоже не могут понять. Здесь, задача педагогов быть в курсе современных течений. Некоторые отказываются с тобой играть или общаться, ведь ты их не понимаешь. Например, не знаешь персонажей любимых новых мультфильмов. В итоге ребенку не о чем с тобой говорить. Поэтому, педагоги, воспитатели, родители должны интересоваться этим. Понаблюдайте, что нравится детям.

Маленький любитель Майнкрафта рыдал целый месяц. Мы его направляли, пытались заинтересовать играми, рисованием, пением.

Только такими уловками удалось его переманить в реальность, на свою сторону. Мы распечатывали раскраски с Майнкрафт. Нужно было показать ребенку, что раскрашивать и рисовать тоже интересно, весело. Проблема таких детей в том, что у них стирается грань между реальностью и играми. Они начинают жить в игре, в которой сюжет не прокладываешь сам. В ней уже все прописано: построить дом, взять меч, пойти подраться. В жизни они всего этого не делают. Им страшно, ведь не знают реакцию другого ребенка. Возможно, кроха решит попробовать кого-нибудь ударить, но кому понравится получить сдачу в ответ. Реакция какая? Слезы и мысль: «Лучше я пойду поиграю в телефон или планшет». Там сдачу получаешь, но тебе не больно. В игре вообще не получишь ответного удара, а если получишь, то боли нет. В ней можно бить безнаказанно кого угодно.

За месяц мы смогли вернуть мальчика «в жизнь». Его мама была очень благодарна нам. Это был сложный период для самого ребенка и для воспитателей. Очень страшно смотреть на детей зависимых от игр. Они трясутся от того, что их не понимают. Им хочется сбежать в игровой мир на экране — это схоже с наркозависимыми. Просто взрослые могут осознать ситуацию, а дети нет, их нужно направлять. Лучше вообще подобной ситуации не допускать. Ведь легче предотвратить проблему, чем ее решать. Но если вы заметили игроманию у детей, то помните, что можно все исправить. Чем раньше начать это делать, тем лучше.

Здесь главное правильно реагировать на слезы малыша. Когда плачет, то нужно как-то отвлечь. Что-то мы переводили в шутку, переключали внимание на другую тему:

— Почему ты плачешь? — в ответ молчит, говорим, — а в Майнкрафте дом построил?
— Да — перестает плакать, оживленно смотрит.
— А корову купил?
— Нееет, там нет коров!
— А кто есть?
— Бараны.
— Ой здорово, пойдем барана нарисуем. А что есть у главного персонажа?
— Меч.
— Давай его сделаем из картона.

Конечно, это долгий процесс и нужно набраться терпения. Таким образом, мы его завлекали в реальную жизнь. Потом он даже пошел в театральную студию. Это большой успех. Ребята начали пускать его в свою игру. Это доказывает, что ребенок обрел коммуникативный навык. Мама рассказывала, как вновь предложила поиграть малышу в Майнкрафт. Конечно, мы не одобряли это. Но она объяснила, что хотела перепроверить, правда ли кроха отвык от «игрушки». Мальчик действительно потерял интерес к игре. Добиться такого результата можно, нужно только использовать правильный подход.

Клепальская Дарья ― детский песочный и игровой психотерапевт. Специальность: педагог-психолог.

ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Проблема зависимости ребенка от
гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и
как отучить ребенка от планшета и смартфона – рекомендациями поделилась с РИА Томск семейный психолог, ведущая тренинговой программы для родителей Ирина
Кустова.

Как ранее сообщали
«Известия», расходы на смартфоны и планшеты, которые родители
приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно
выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали
тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%. 

Кто приучил?

«Когда ко мне приходят родители с
ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета,
то возникает логичный вопрос к родителям: «Кто приучил?», – говорит Кустова.

По ее словам, порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами,
в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

Ирина рассказала, что причин, по
которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая –
занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

«Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и
без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит
время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает
исключительно гаджетами», – такие причины отмечает психолог, говоря о детях
от года до шести лет.

Зачем «яблоко» школьнику?

Психолог рассказала о самой
частой причине появления «навороченных» телефонов у детей уже школьного
возраста. По ее мнению, родители видят в этом способ сблизить ребенка с
одноклассниками и сверстниками.

По словам Ирины, на вопрос, зачем
семилетнему ребенку телефон за 12 тысяч рублей, родители часто отвечают,
что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным «он
будет изгоем среди них».

«В такой ситуации именно эти
телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того?
Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты,
родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с
друзьями», – уточнила семейный психолог.

Начать работу над возникающими трудностями она призывает родителей
именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой
ситуации, не обвиняя ребенка.

В чем опасность

Специалист поделилась, что
различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к
цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией
внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.

© предоставил Артур Шугуров

«Порой говорят, что
«сейчас другое время и дети другие». Я согласна, но мозг также
нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в
этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление,
воображение, речь, развитие моторики», – пояснила собеседница.

Частично проблема в том, что на
экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю
сфокусироваться и осмыслить информацию.

«Ребенок становится
информативно «всеядным», а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что
ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным.
Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не
тренировано, мышление не развивается», – сказала Кустова.

Что делать?

Шаг 1: пересмотреть отношения

«Во время консультаций я
спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но
это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи
заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в Горсаду, но
этого мало», – говорит собеседница.

Ирина сравнивает отношения между
родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.

«Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает,
обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он
появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас
устроят такие отношения? Нет. А с детьми это нормально: накормили, одели,
обули, игрушки купили. А любовь где?» – замечает специалист.

По словам Кустовой, первый шаг –
проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый
день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями,
просите ли советов.

«Если дитя уходит в
гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он
чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и
несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство», – говорит психолог.

При этом в компьютерных играх, в
общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным
героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители
позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: «Не хочу, лучше в
телефоне посижу».

На этой стадии
«нездоровых» отношений с техникой собеседница рекомендует обращаться
за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.

Шаг 2: найти замену

Как правило, самый популярный
метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то
специалист рекомендует подумать о том, что дать взамен.

«Нельзя у ребенка забрать
удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть
уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся
глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или
плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий.
Представляете, как повысится самооценка ребенка», – поясняет Ирина.

В борьбе с гаджетами главное
оружие – это родительская мудрость. Кустова добавляет, что в ее практике были
примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, но ищет там что-то
развивающее и полезное.

«У меня племянница увидела
на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки
сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае
гаджет объединил семью и помог принести радость», – говорит психолог.

Шаг 3: общаться вживую

Специалист рекомендует завести
семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Она приводит пример:
основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться
гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Что страшного – выпустить из рук на
вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или
пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

Шаг 4: быть примером

«У нас самих у многих зависимость
(от гаджетов. – Ред.), это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой
досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример
мы показываем своим детям», – поясняет собеседница.

Шаг 5: приучать к
ответственности

Отвечая на вопрос, сколько
времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, психолог отметила, что
важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в
общей сложности от 5 до 15 минут в день.

Пяти-шестилетнему дошкольнику не
повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам
временные границы можно расширить от часа до полутора.

При этом специалист рекомендует
совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать
время.

«Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы
становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки
будет играть?» – отметила психолог.  

Она советует в случаях нарушения договоренностей
говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и
искать варианты как это можно исправить.

«Наша задача – показывать
нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках», – подытожила Ирина
Кустова.

  • Мальчик говорит по телефону
  • Мальченкова нотариус казань телефон
  • Мальчевская поликлиника регистратура номер телефона
  • Мальцов гусь хрустальный ресторан телефон
  • Мальцева лаборатория вологда телефон