Чем действительно стоит гордиться за свою страну, так это уровнем наших спортсменов, а в особенности силой женской сборной по фигурному катанию. Впервые в истории сразу две российские фигуристки побили мировой рекорд на Олимпийских играх с интервалом в 20 минут. Евгения Медведева и Алина Загитова настолько блистательно откатали свои короткие программы, что почти не осталось сомнений: уже завтра они поднимутся на пьедестал за медалями.
Ранее, вплоть до 2002 года, у нас не было ни одной призерки Олимпиады, пока Ирина Слуцкая не завоевала серебро в Турине. В Сочи ситуация улучшилась: чемпионкой стала 17-летняя Аделина Сотникова.
Новый сезон уже впечатлил мировую общественность: Женя и Алина принесли больше всего очков в копилку в командном турнире, а теперь еще и бьют рекорды, не обращая внимания ни на давление запретов МОК, ни на усложненную систему судейства, при которой нельзя совершить ни единой ошибки.
Пока наши спортсмены в Пхенчхане готовятся к последнему дню соревнований, мы вспоминаем 10 самых запоминающихся выступлений по фигурному катанию на Олимпийских играх прошлых лет. С годами многое менялось: система подсчета очков, уровень прыжков и ценность трюков, но фигурное катание до сих пор впечатляет зрителей.
1. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Олимпиада 2006 в Турине
Максим Маринин и Татьяна Тотьмянина получили свое золото в Турине под музыку из знаменитого кинофильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Фигуристы показали высший класс, даже несмотря на то, что незадолго до выступления Татьяна получила серьезную черепно-мозговую травму. На данный момент этот прокат считается эталонным номером в парном фигурном катании.
2. Тесса Вирчу и Скотт Мойр, Олимпиада 2010 в Ванкувере
Первую из нескольких золотых медалей эта канадская пара взяла у себя на родине в 2010. В этом зачаровывающем танце они не только выполняют сложнейшие технические элементы на большой скорости, но и поразительно передают настроение мелодии движениями. Стоит отметить, что на своей третьей Олимпиаде в Пхенчхане они показали настолько страстные номера в короткой и произвольной программах, что поклонники начали шутить, как им хотелось закурить после. Результат – еще один набор золотых медалей.
3. Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
На разминке перед произвольной программой соперники этой пары из Канады попытались пойти на таран и сбить противников с ног. Якобы случайно. Антон смог оттолкнуть партнершу и принять удар на себя, лишь повредив руку, однако это уже было тревожным звоночком.
Судьи отдали победу Бережной и Сихарулидзе, однако канадцы требовали пересмотреть итоги турнира. Четырехдневный скандал закончился повторным награждением, где получили золото сразу две пары – наша и канадская.
4. Оксана Грищук и Евгений Платов, Олимпиада 1998 в Нагано
Эта пара стала обладателем впечатляющего рекорда, попав на страницы Книги рекордов Гиннеса. Лишь им за всю историю танцев на льду удалось выиграть на Олимпиаде дважды.
Подготовка была невероятно сложной. Пара постоянно ссорилась, Оксана мечтала о золоте, а другие варианты считала неприемлемыми, Женя паниковал так, что был готов едва ли не застрелиться. Тем не менее они получили второе заслуженное золото за свой номер «Мемориал».
5. Алексей Ягудин, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
Еще одно выступление, которым действительно стоит гордиться. Никогда раньше мужчины в одиночном катании не получали все шестерки за артистизм. Блестяще исполненная короткая программа «Зима» по сей день считается эталонной с точки зрения хореографии и создания художественного образа на льду.
Алексей стал первым олимпийским чемпионом, выполнившим в программе два четверных прыжка.
6. Нэнси Керриган, Олимпиада 1994 в Лиллехаммере
В Лиллехаммере Нэнси получила золотую медаль после серьезной травмы колена, которая произошло по вине ее главной соперницы Тони Хардинг. Фильм об этом противостоянии уже набрал множество отличных отзывов, ведь он отлично демонстрирует весь накал страстей и волнение, сопровождающее фигуристов.
7. Юна Ким, Олимпиада 2010 в Ванкувере
Южнокорейская фигуристка выиграла женский турнир в Ванкувере, побив собственный рекорд на 16 баллов, который удерживала на протяжении 8 лет, пока его не побила наша фигуристка Евгения Медведева. В Сочи Юна получила серебро, с чем абсолютно не согласились ее поклонники, создав сотни петиций о пересмотре баллов. Никаких нарушений МОК не нашел, но «богиня Юна» в глазах соотечественников считается победительницей Олимпиады 2014 года. Кстати, в Пхенчхане именно она зажигала огонь во время торжественного открытия соревнований.
8. Аделина Сотникова, Олимпиада 2014 в Сочи
Как говорят СМИ, блестящее выступление этой фигуристки позволило забыть обо всех неудачах в других дисциплинах. Легкий и воздушный номер заставил зал замереть, а сложность выполненных элементов помогла ей обойти фигуристку Юну Ким и получить желанное золото.
9. Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
К сожалению, это выступление не принесло паре ни единой медали, из-за чего впоследствии разгорелся серьезный скандал. Маргарита и Повилас апеллировали в Олимпийский комитет, но протест отклонили. Дробязко с Ванагасом заявили, что после этой истории им больше ничего не остается, кроме как немедленно покинуть большой спорт.
10. Юзуру Ханью, Олимпиада 2014 в Сочи
Японское дарование регулярно появляется в новостях как фигурист, в очередной раз побивший рекорд. Его тренер подошел к подготовке со всей серьезностью и приучил подопечного кататься в любых условиях, вплоть до экстремальных: спарринги, темнота, сложные комбинации прыжков. Чем больше прессы вокруг, тем лучше! Стресс должен стать привычной частью антуража. Судя по тому, как ослепительно катается Юзуру, все это не зря.
Текст, заряженный на новогоднее настроение.
В первый день декабря, когда запускается обратный отсчет до нового года, «Матч ТВ» рассказывает о самых вдохновляющих программах фигурного катания на зимнюю тематику. От Ягудина до Медведевой — искрящиеся, как снег на солнце, костюмы, великая музыка классиков, и не только, и мощный энергетический заряд.
Алексей Ягудин, «Зима»
Программа-бренд, программа-история и программа-легенда. Жаль, нельзя узнать точную статистику, какое количество поклонников фигурного катания назвали бы ее своей самой любимой на все времена. «Зима» Ягудина произвела фурор в 2002 году, потому что никто и никогда не катал ничего подобного, но главное — она помогла Алексею Ягудину выиграть олимпийское золото.
В качестве постановщика тренер Ягудина Татьяна Тарасова пригласила тогда еще 26-летнего Николая Морозова. Он же нашел музыку — композиция изначально называлась «Wintersun», исполнял ее струнный квартет Bond из Австралии, и диск Морозову попался в руки случайно — по совету продавца в музыкальном магазине. И сам фигурист, и его тренер сразу влюбились в предложенный Николаем вариант. Правда, в ходе работы над программой «Wintersun» превратилось просто в «Winter». Костюм выбрали символичный — узор на верхней части комбинезона выполнен таким образом, что имитирует черное дерево с заснеженными ветвями.
Конечно, без чистого исполнения элементов никакая самая гениальная постановка не помогла бы Алексею стать первым. Но в Солт-Лейк Сити сошлись все звезды, и после безошибочных прыжков (в том числе редкого тогда четверного тулупа), фишки с собиранием снега со льда и той самой зубцовой дорожки, названной впоследствии «ягудинской», американская публика вскочила со своих мест в едином восторженном порыве. Впереди была еще произвольная программа, но Алексей, кажется, убедил судей и доказал им все еще в короткой.
Алена Канышева, «Зимние грезы»
Девушки из группы тренера Светланы Пановой всегда отличались штучными постановками. Одной из самых удачных работ Пановой и хореографа Илоны Протасени стала «Снегурочка», с которой Алена Канышева (она тогда тренировалась у Пановой) выиграла бронзу финала юниорского Гран-при в прошлом сезоне.
Вообще название «Снегурочка» — это вольная трактовка болельщиков, которым очень уж полюбилась программа Канышевой. На самом деле она не имеет никакого отношения к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, а поставлена на первую симфонию Чайковского «Зимние грезы».
Костюм авторства дизайнера Ольги Рябенко был сшит словно для театра, а не для фигурного катания — настолько серьезна его детализация. Нижний слой — платье с кружевом цвета морозного неба. Верхний слой — белоснежная плиссированная юбка и лиф, разделенные контрастным узким поясом. Дополняют образ короткие рукава, как на русских народных костюмах, расшитое бусинами и жемчугом ожерелье и серебряная тиара с жемчугом.
Но главное даже не платье, пусть и очень красивое, а отсылки к балету «Зимние грезы» в хореографии программы и очень точная интерпретация пластики, жестов и мимики самой Аленой. Всего 13 лет, а уже такая способность превращать спорт в искусство.
Шома Уно, «Зима»
Шома Уно представлял программу «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в один из самых важных моментов своей карьеры — олимпийский сезон 2017/2018. В этой постановке не было спецэффектов в виде собирания снега или использования зубцов, как у Ягудина, — она была сделана исключительно от конька — то есть музыка и шаги первичны, корпус вторит шагам, а руки отражают музыкальные акценты. В начале — нарастающее напряжение под солирующие струнные и самый сложный элемент программы — четверной флип. В конце — популярнейший музыкальный фрагмент Вивальди — симфоническая развязка со скрипками и вращения.
Вивальди, кстати, сопроводил 4 концерта из «Времен года» сонетами, поясняющими музыкальные образы. В зимнем сонете есть такие строки:
Клубятся вихрем снежные покровы, как будто вырвавшись из заточенья. Бушуют ветры встречные в сраженье, друг против друга ринуться в бой готовы. Тяжка зима, но радости мгновенья порой смягчают лик ее суровый. (Перевод В. Рабея)
У Уно было много прекрасных программ, но «Зима» стала особенной.
Евгения Медведева, «Январские звезды»
Эта произвольная программа была поставлена как олимпийская, но таковой не стала — после первого же старта ее заменили на «Анну Каренину». Возможно, Евгения не чувствовала музыку, возможно, Этери Тутберидзе посчитала, что приглушенные «Январские звезды» еще до выхода на лед проигрывают «красной балерине» Алине Загитовой, и стремилась уравновесить впечатление публики и судей от выступления своих учениц.
В интервью для сайта Федерации фигурного катания на коньках России Медведева так комментировала свой смелый шаг:
— Мне кажется, что для программ олимпийского сезона лучше выбирать сильную музыку и узнаваемый образ, понятный не только соотечественникам, но и всем остальным без перевода. Анна Каренина соответствует этому.
В программе звучит музыка из фильма, которая также была номинирована на «Оскар» как «Лучшая музыка». Она очень сильная, пронзительная, проникает в самое сердце. Для меня всегда было важно понимать, про что я катаю программу, какую историю рассказываю на льду. Тема «Карениной» — история ее любви, переживания — мне по-человечески понятна.
Сложно сказать, верным ли было то решение. Возможно, хрустальная неброскость «Январских звезд» в спокойном, но по-настоящему роскошном платье помогли бы Евгении Медведевой сыграть на контрасте с Алиной — и выиграть у нее балл, которого не хватило до золота. Потому что с точки зрения музыкальности и презентации вопросов к «звездам» не было уже на первом соревновательном прокате в Братиславе.
На показательное выступление на Гран-при Канады этого сезона Евгения вышла на лед в том самом платье, но каталась под другую музыку с вокалом.
Наталья Забияко — Алекандр Энберт, Екатерина Рязанова — Илья Ткаченко, «Метель»
Эта музыка относится к категории советской классики. Георгий Свиридов написал оркестровую сюиту «Метель» для кинофильма по одноименной повести Пушкина в середине 70-х годов. Потому все, кто используют музыку Свиридова для программ в фигурном катании, так или иначе опираются на первоисточник.
По сюжету провинциальная девушка Мария Гавриловна влюблена в бедного и потому немыслимого для родительского благословения человека. Она хочет бежать со своим избранником и обвенчаться с ним, но в решающий вечер все планы путает сильная метель. Возлюбленный не может найти дорогу в церковь, Мария ждет его там, а венчают ее в результате с незнакомым военным, которого в церковь по ошибке также привела метель. Так зимняя стихия навсегда изменила судьбы трех человек.
В фигурном катании наиболее часто берут для программ две части сюиты — вальс и романс.
Первый пример — Екатерина Рязанова — Илья Ткаченко и их стремительный легкомысленный вальс. В тот сезон вальс был обязательным танцем, поэтому постановка в первую очередь ориентирована на демонстрацию паттерна — обязательной дорожки шагов. Благодаря этому в танце есть настроение настоящего бала.
Позже у них был и произвольный танец «Метель» — на другую часть произведения Свиридова.
Ее же использовали Наталья Забияко — Александр Энберт в одной из своих самых запоминающихся программ, которая как влитая села на фактуру спортсменов. Белый мундир Александра и белое платье Натальи — идеальное попадание в образы.
Наталья Забияко и Александр Энберт / Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын
Юко Кавагути — Александр Смирнов, «Февраль»
Было что-то символичное в том, что петербургская пара катается под музыку современного петербургского композитора Леонида Левашкевича — кстати, именно благодаря выбору тренера Тамары Николаевны Москвиной для своих учеников «Февраль» Левашкевича получил мировую известность.
В нынешнем сезоне эту музыку взяла для себя Станислава Константинова — тоже петебурженка.
«Февраль» хотя и является самостоятельным произведением, все-таки завершает собой цикл «Времена года». Композитор так его характеризовал:
— Это не просто созерцательное отражение смены сезонов, это осмысление самой сути течения времени от истока, рождения до последнего аккорда увядания. На пороге февраля начинается новый этап — новая жизнь.
Однажды Левашкевич пригласил Тамару Николаевну с учениками на концерт. Когда Юко и Александра поприветствовал зал и зазвучал «Февраль», партнерша расплакалась.
— Когда исполнялось это произведение, на глазах Юко я заметила слезы. Настолько тронула ее эта музыка, так она прочувствовала ее, — сказала Москвина.
Юко Кавагути и Александр Смирнов / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
Александра Бойкова — Дмитрий Козловский, «Щелкунчик»
Трудно представить себе более праздничную музыку, чем балет Чайковского. Есть семьи, в которых поколениями формируется традиция в декабрьские и январские дни ходить на «Щелкунчик» в театр.
Произвольную программу под «Апофеоз» — кульминационную коду балета — Александра и Дмитрий катали два сезона: последний юниорский и первый взрослый. И только к концу второго года стали справляться с Чайковским так, как он того требует — широко, амплитудно и торжественно. Программа была задумана «без потолка» — спортсмены могли в ней расти и показывать прогресс, что говорит о высоком профессионализме постановщика.
Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф
В музыке на тему зимы композиторы при помощи мелодии, гармонии и ритма воплощают художественные образы самого холодного времени года. Низкие морозные звуки напоминают порывы вьюжного ветра, теплые и открытые — звуки огня, дающего дому тепло. В пассажных скрипичных переливах угадывается ностальгия по лету. Духовые инструменты в оркестре (например, гобой) могут показать даже мягкий снегопад, а колокольчики — хрустальный перезвон оттепели, переходящей в заморозки. Зимой, как и во все другие времена года, широко развита лирическая тема — когда еще предаваться размышлениям, как не в студеные вечера у горячего камина.
Словом, в этой музыке столько образов, что каждый обращающийся к ней хореограф найдет, что предложить фигуристу. Возможно, мы так любим зимние программы еще потому, что в них всегда есть драма, но почти никогда — трагедия. Привычный ход вещей не дает нам забыть, что зима, какой бы суровой она ни была, все равно сменится весной.
Читайте также:
- Покорять Турин отправляются сразу шестеро. Рассказываем, кто стоит за расцветом парного катания в России
- Мир уложен на лопатки. Как ученицы Тутберидзе забрали все золото Гран-при
- «Топовые фигуристы смогут позволить себе музыку на заказ». Интервью хореографа Никиты Михайлова о том, как устроена постановка программ
* Соцсеть, признанная в России экстремистской
Золотая программа: самые невероятные выступления российских фигуристок, которые вошли в историю
Вспоминаем яркие номера российских фигуристок, которые хочется пересматривать снова и снова, затаив дыхание.
24 093
Алина Загитова, Ирина Слуцкая, Юлия Липницкая
Наблюдать за выступлениями фигуристов без замирания сердца, кажется, совершенно невозможно. Профессионалы с интересом следят за четкостью выполнения программы, точностью двойных и тройных элементов, оценивают артистичность и попадание в такт. Но фигурное катание для нас, зрителей, которым не обязательно знать названия всех «тулупов», остается миром, который не перестает восхищать и вдохновлять. Выступления длиною в несколько минут запросто превращаются в истории, мы сопереживаем артистам — спортсменам, которым удается донести до нас огромный спектр эмоций. Удивляемся, как они могут так легко скользить по льду, завораживая каждым движением.
За развитием российских фигуристок мы следим с особым вниманием. Изначально особенно успешным было парное катание: спортсмены из СССР завоевывали медали на Олимпийских играх и демонстрировали элементы, которые позже входили в обязательную программу соревнований. Несколько десятилетий одиночные программы все же оставались в тени и не были столь успешны. К концу 90-х годов ситуация стала меняться, и на спортивной арене появились спортсменки, изменившие ход событий. Они вошли в историю мирового фигурного катания и покорили сердца зрителей.
Мария Бутырская
Мария Бутырская, без которой невозможно вспомнить историю этого вида спорта в конце 90-х и начале нулевых, вошла в историю фигурного катания благодаря тому, что стала первой русской чемпионкой мира. Принимая участие в чемпионатах Советского Союза и России, фигуристка ни разу не оставалась без медалей и, можно сказать, открывала золотую эру фигурного катания для нашей страны. Самым запоминающимися стали выступления именно на первенстве мира в Хельсинки в 1999 году, ее произвольная программа буквально сразила на повал и не оставила шансов конкуренткам (читайте также: До победного: самые заклятые соперники в спорте).
Главным отличием фигуристки стало ее эмоциональное исполнение, что, как известно, завораживает не меньше, чем идеально отточенная техника. Затрагивая этот период времени, невозможно не сказать о том, что Мария Бутырская шла бок о бок с не менее именитой спортсменкой, которую мы хорошо знаем — Ириной Слуцкой, достижения и успехи которой мы также не можем оставить без внимания.
Ирина Слуцкая
Российская спортсменка вывела одиночные катания на новый уровень и является первой одиночницей, ставшей семикратной чемпионкой Европы и первой из русских спортсменок, занявшей первое место в 1996 году. В арсенале спортсменки есть серебряные и бронзовые медали на Олимпийских играх, споры о том, заслуживает ли она «золото», серьезные проблемы со здоровьем и отягчающие последствия, признание зрителей и высокие оценки профессионалов. Несмотря на яркий и запоминающийся, но в то же время крайне сложный путь, ее выходы вошли в историю: предлагаем вспомнить выступление Ирины Слуцкой на чемпионате Европы в 2006 году, на котором она стала чемпионкой в седьмой раз.
Аделина Сотникова
Аделина Сотникова стала первой российской фигуристкой, которая завоевала заветную золотую медаль в женском одиночном катании на Олимпийских играх, и это случилось на домашней Олимпиаде в 2014 году в Сочи. Желанное золото было настоящим праздником для болельщиков и зрителей: воздушный номер не оставлял сомнений в заслуженности этой победы. За сложными элементами с замиранием сердца смотрел каждый, в том числе и жюри, члены которого поставили фигуристке высшие баллы за выступление. Легкое скольжение девушки восхищает каждый раз, как в первый, а утонченность и женственность выделяют среди других фавориток.
Юлия Липницкая
Олимпиада в Сочи запомнилась нам не только золотой медалью, но и юной девушкой — фигуристкой Юлией Липницкой, которая покорила сердца всего мира своим профессионализмом, молодостью и искренностью. Завоевав золото в командных соревнованих, она стала самой юной чемпионкой в истории — на момент соревнований Юлии было всего 15 лет. Программа под музыку из кинофильма «Список Шиндлера» (читайте также: 9 фильмов, которые нужно посмотреть до 30 лет) вызвала небывалый резонанс, за спортсменкой завороженно стал следить весь мир, а режиссер кинокартины Стивен Спилберг написал девушке личное письмо после того, как увидел ее феноменальный прокат.
Алина Загитова
Вторую золотую медаль все время Олимпийских игр Россия получила благодаря произвольной программе Алины Загитовой под музыку из балета «Дон-Кихот». Юная девушка (на момент соревнований ей было 15 лет) обогнала свою коллегу Евгению Медведеву и заслуженно заняла первое место. Фигуристка, максимально усложняя вторую часть программы и включая в нее большое количество прыжков, показала миру свою уникальную технику и доказала профессионалам, что она может совмещать крайне высокие технические показатели и непринужденность, невесомость исполнения.
Евгения Медведева
Российская фигуристка Евгения Медведева может удивить как минимум списком своих наград и побед. Например, на Олимпийских играх в 2018 году в Пхенчхане девушка стала двукратным серебряным призером Игр и установила мировой рекорд по набранным балам. По словам девушки, для нее важно рассказывать на льду понятную ей историю — ту, которая затронет каждого зрителя, будет узнаваемой и понятной каждому. Ее одиночная программа «Анна Каренина» поражает своей пронзительностью, силой и заставляет лишний раз задуматься о наших личных переживаниях и смятениях.
Анна Щербакова
За выступлением этой спортсменки на Олимпиаде в Пекине наблюдал весь мир, затаив дыхание. Безупречно откатав произвольную программу, 17-летняя фигуристка стала олимпийской чемпионкой и завоевала сердца миллионов зрителей. Помимо техничности и уверенности во время исполнения сложных элементов на высшем уровне Анна Щербакова поражает своей грацией и нежностью. Наблюдать за ее выступлением без слез на глазах почти невозможно, ведь каждое движение кажется естественным продолжение мелодии, а изящество, легкость и искренность дарят только положительные эмоции и вызывают слова восхищения.
Самые яркие выступления в фигурном катании
Фигурное катание является не только одним из самых сложных видов спорта, где от спортсмена требуется невероятная выносливость, терпение, умение грамотно распределять свои силы и множество других факторов, но также фигурное катание является одним из самых красивых зрелищ среди всех видов спорта. Выступления профессиональных фигуристов, особенно в парах, иногда претендуют на звание произведений искусства. Именно поэтому мы хотим осветить несколько невероятно ярких выступлений как отечественных спортсменов, так и фигуристов из других стран на Олимпийских играх прошлых лет.
Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Олимпиада 2006 в Турине
Максим Маринин и Татьяна Тотьмянина получили свое золото в Турине под музыку из знаменитого кинофильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Фигуристы показали высший класс, даже несмотря на то, что незадолго до выступления Татьяна получила серьезную черепно-мозговую травму. На данный момент этот прокат считается эталонным номером в парном фигурном катании.
Тесса Вирчу и Скотт Мойр, Олимпиада 2010 в Ванкувере
Первую из нескольких золотых медалей эта канадская пара взяла у себя на родине в 2010. В этом зачаровывающем танце они не только выполняют сложнейшие технические элементы на большой скорости, но и поразительно передают настроение мелодии движениями. Стоит отметить, что на своей третьей Олимпиаде в Пхенчхане они показали настолько страстные номера в короткой и произвольной программах, что любовь поклонников возросла в несколько раз. Результат такого успеха вполне обоснован – фигуристы взяли еще один набор золотых медалей.
Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
На разминке перед произвольной программой соперники этой пары из Канады попытались пойти на таран и сбить противников с ног. Спортсмены заявили, что это произошло случайно. Антон смог оттолкнуть партнершу и принять удар на себя, лишь повредив руку, однако это уже было тревожным звоночком. Судьи отдали победу Бережной и Сихарулидзе, однако канадцы требовали пересмотреть итоги турнира. Четырехдневный скандал закончился повторным награждением, где получили золото сразу две пары – наша и канадская. Этот пример наглядным образом доказывает, что желание победить, соперничество и невероятная конкуренция свойственны абсолютно любому виду спорта.
Алексей Ягудин, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
Еще одно выступление, которым действительно стоит гордиться. Никогда раньше мужчины в одиночном катании не получали все шестерки за артистизм. Блестяще исполненная короткая программа «Зима» по сей день считается эталонной с точки зрения хореографии и создания художественного образа на льду. Алексей стал первым олимпийским чемпионом, выполнившим в программе два четверных прыжка.
Юна Ким, Олимпиада 2010 в Ванкувере
Южнокорейская фигуристка выиграла женский турнир в Ванкувере, побив собственный рекорд на 16 баллов, который удерживала на протяжении 8 лет, пока его не побила наша фигуристка Евгения Медведева. В Сочи Юна получила серебро, с чем абсолютно не согласились ее поклонники, создав сотни петиций о пересмотре баллов. Никаких нарушений МОК не нашел, но «богиня Юна» в глазах соотечественников считается победительницей Олимпиады 2014 года. Кстати, в Пхенчхане именно она зажигала огонь во время торжественного открытия соревнований.
Аделина Сотникова, Олимпиада 2014 в Сочи
Как говорят СМИ, блестящее выступление этой фигуристки позволило забыть обо всех неудачах в других дисциплинах на Олимпиаде 2014 года. Легкий и воздушный номер заставил зал замереть, а сложность выполненных элементов помогла ей обойти вышеупомянутую фигуристку Юну Ким и получить желанное золото. Выступление российской спортсменки отражает всю красоту, элегантность, чистоту и страсть фигурного катания, как профессионального вида спорта.
Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Олимпиада 2002 в Солт-Лейк-Сити
К сожалению, это выступление не принесло паре ни единой медали, из-за чего впоследствии разгорелся серьезный скандал. Маргарита и Повилас апеллировали в Олимпийский комитет, но протест отклонили. Дробязко с Ванагасом заявили, что после этой истории им больше ничего не остается, кроме как немедленно покинуть большой спорт. Но важно понимать, что выступление этой пары также завораживает и достойно места в нашем рейтинге. Превосходное исполнение, сложные элементы и по-настоящему качественное взаимопонимание между фигуристами, отточенное до идеала.
Юзуру Ханью, Олимпиада 2014 в Сочи
Японское дарование регулярно появляется в новостях как фигурист, в очередной раз побивший рекорд. Его тренер подошел к подготовке со всей серьезностью и приучил подопечного кататься в любых условиях, вплоть до экстремальных: спарринги, темнота, сложные комбинации прыжков. Японец уверен, чем больше сложностей и отягощений вокруг фигуриста в процессе тренировок, тем лучше и увереннее он будет себя чувствовать во время конечного выступления. Стресс должен стать привычной частью антуража. Судя по тому, как ослепительно катается Юзуру, все это не зря.
Другие статьи по теме:
Популярность таких зимних видов спорта, как фигурное катание, хоккей, шорт-трек растет с каждым годом. На ледовые площадки приходят тренироваться спортсмены и простые любители активного отдыха, желающие с комфортом и пользой […]
«Фигурное Катание» довольно красивый и сложный вид спорта не только физически, но и психологически. За годы практики, уже сформировались шаблонные и сезонные проблемы этого вида спорта. Из фигурного катания часто […]
Безусловно, коньки – главный атрибут экипировки любого фигуриста, от качества которых во многом зависят результаты тренировок и выступлений. Они призваны обеспечивать не только легкость скольжения, но и безопасность спортсмена на […]
Нет на свете более красивой спортивной дисциплины, чем фигурное катание. Оно является разновидностью конькобежного спорта, фундамент которой составляют различные элементы движения фигуриста под музыку. Такое название дисциплина получила потому, что […]
Понятие судейской системы в фигурном катании представляет собой сложнейший механизм, включающий специфику оценок за технику и компоненты, надбавки и штрафы, а также функции арбитров. Ранее в дисциплине придерживались «системы 6.0», […]
Специальное тренировочное оборудование незаменимо для повышения мастерства катания и отработки правильной техники скольжения по льду. Такие тренажеры, как правило, не занимают много мета, регулируются по росту спортсмена и главное – […]
Невзирая на юные годы, Камила Валиева смогла внести свой вклад в развитие мирового фигурного катания и завоевать любовь миллионов поклонников. Она входит в число одиночниц, кому подвластен четверной тулуп и […]
Хоккей в нашей стране очень популярен и, если с профессиональными хоккейными лигами знакомы многие, о любительских мало кто осведомлен. Тем не менее, они есть практически в каждом крупном городе и […]
Около 70% людей страдают заболеваниями ног, нередко выраженных разными формами плоскостопия. Особенно данному недугу подвержены спортсмены. Для хоккеистов, испытывающих колоссальные нагрузки на ноги, предусмотрены специальные стельки. Обычные стельки, идущие в […]
Этери Георгиевну можно с уверенностью назвать одним из самых успешных и востребованных тренеров современного фигурного катания, уже не в первый раз приводящей к олимпийскому золоту своих воспитанниц. Ежегодно она выводит […]
Букмекерский бизнес процветает уже не одно десятилетие, продолжая наращивать свою финансовую мощь. Многие известные букмекерские конторы (БК) выступают в роли спонсоров клубов, крупнейших спортивных мероприятий и соревнований. Это организации, анализирующие […]
Родителям, мечтающим вырастить из ребенка олимпийского чемпиона и выбравшим в качестве спортивной дисциплины фигурное катание, стоит взять на заметку некоторые простые, но полезные рекомендации, которые помогут быстрее освоить коньки и […]
Хотя хоккей считается жестким и травмоопасным видом спорта, связанным с огромными физическими нагрузками, в него играют не только представители сильного пола, но и хрупкие девушки, причем довольно миловидные и привлекательные. […]
О фигурном катании написано немало книг, как художественных, так и автобиографичных. Среди них есть и такие, которые подойдут для обучения новичков и пригодятся опытным наставникам, преподающим в школах фигурного катания. […]
За последние годы интерес к фигурному катанию значительно вырос. Ежегодно тысячи любителей этого красивого вида спорта посвящают свой досуг отдыху на льду. Катание на коньках действительно может стать увлекательным и […]
Петербуржские спортбары помогут создать нужную атмосферу для всех болельщиков, не имеющих возможности попасть на стадион. Здесь всегда есть, что посмотреть и с кем поболеть за любимую команду, а потом поделиться […]
Фигурное катание – не только очень красивый и зрелищный, но и достаточно травмоопасный вид спорта, достичь желаемых высот в котором можно, лишь упорно тренируясь и посвятив ему большую часть жизни. […]
Фигурное катание является красивейшим видом спорта и во многом благодаря участию в нем очаровательных грациозных фигуристок. У каждого любителя этой дисциплины есть своя фаворитка и выбрать среди них главную красавицу […]
НХЛ является одной из старейших и авторитетнейших хоккейных лиг, продолжающей приковывать к себе внимание огромной армии почитателей хоккея со всего света. За длительную историю своего существования она собрала немало выдающихся […]
Дочь многократного чемпиона Советского Союза и легендарного тренера хоккейного клуба ЦСКА Анатолия Тарасова просто не имела права не соединить свою жизнь со спортом. Она взрастила десять олимпийских чемпионов (семь золотых […]
Увлечение фигурным катанием для ребенка – это возможность стать сильной, гармоничной и целеустремленной личностью. Ведь за легкостью и грациозностью танца стоят годы упорных занятий и тренерского труда. Каждый родитель, отдавая […]
Один из самых титулованных фигуристов страны, чемпион России, Европы и мира – Евгений Плющенко за свою карьеру собрал немыслимое количество наград, перенес пятнадцать сложных операций и стал первым одиночником, исполнившим […]
Одним из эффективных способов борьбы с лишним весом считаются занятия фигурным катанием. Это прекрасный способ похудеть быстро, не насилуя свой организмом и с удовольствием. Благодаря наличию большого количества площадок с […]
Хорошее выступление на соревнованиях или игра невозможны без надлежаще заточенного лезвия. Качественная заточка коньков позволяет спортсменам улучшить мастерство катания и дает ряд преимуществ: лучшее скольжение и ускорение, хорошую устойчивость, баланс […]
ОФП или общая физическая подготовка считается важной частью занятий фигурным катанием для детей, да и вообще практически любых видов спорта. Это система выполнения физических упражнений, направленная на развитие силовых и […]
Хотя средний возраст в фигурном катании сейчас составляет 17 лет, в этом красивейшем виде спорта за всю историю были и более зрелые фигуристы. Это такие легендарные спортсмены, как Николай Панин-Коломенкин, […]
Фигурное катание во все времена считалось дисциплиной для молодых, однако в последнее десятилетие эта тенденция стала еще более очевидной. Средний возраст призеров и топовых фигуристок равняется 17 годам, и он […]
Для фигуриста очень важно подобрать качественную экипировку и хорошие коньки, которые позволят ощущать себя на льду уверенно и комфортно. Приобретать их нужно в специализированных магазинах, отдавая предпочтение зарекомендовавшим себя брендам. […]
Наблюдая за выступлением фигуристов, зрители ждут от них творческого самовыражения, подчас не подозревая о множестве ограничений, касающихся и костюмов, и некоторых элементов, и музыкального сопровождения. Между тем, в фигурном катании […]
Легендарная личность в фигурном катании — Виктор Николаевич Кудрявцев, взрастивший первого советского чемпиона мира — одиночника Сергея Волкова, несмотря на солидный возраст, по сей день трудится старшим тренером-консультантом российской сборной. […]
Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) представляет собой общественную организацию, образованную в 1992 г. для помощи в развитии отечественного фигурного катания, укреплении здоровья граждан, повышении значимости физкультуры и спорта […]
Под допингом в спорте подразумевают запрещенные способы, методы и препараты для искусственного повышения работоспособности в период соревновательной и учебно-тренировочной деятельности. В фигурном катании время от время тоже случаются скандалы с […]
Сегодня модели фигурных коньков достаточно разнообразны. Среди них есть специальные и универсальные, которые подходят для катания на обычном катке. Особенность коньков для фигуристов заключается в том, что они дают возможность […]
Фигурное катание остается одним из самых красивых, узнаваемых и популярных видов спорта. За свою историю оно собрало немало выдающихся фигуристов, о которых знает весь мир. Их достижения и награды заслуживают […]
Фигурное катание – один из самых ярких и зрелищных видов спорта, популярного во всем мире. Это настоящее искусство, сочетающее в себе грациозные движения, красивый танец, музыку и массу эмоций. Недаром […]
Скидки на аренду льда для фигуристов и хоккеистов. Ледовая арена «ПАРНАС» — Доступно бронирование льда на июнь-август До конца апреля действует скидка -30%, поспешите. Центр Хоккейной Подготовки «СНАЙПЕР» — по […]
Сдается время на катке 20х40. Санкт-Петербург, Бугры. Звоните!
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Ох и любим мы все составлять разного рода рейтинги. В этом посте мне бы не хотелось сравнивать спортсменок между собой. Здесь — субъективный взгляд на лучшую программу и лучший показательный номер по мнению самого автора. Никому не навязываю свою позицию, а предлагаю просто ещё раз вспомнить прекрасные моменты спортивной жизни на льду
Основной состав: Алина Загитова, Алёна Косторная, Евгения Медведева, Александра Трусова, Елизавета Туктамышева, Анна Щербакова.
Алина Загитова. Мой выбор — «Призрак оперы». Здесь мне очень нравится и платье, и образ, который так талантливо передаёт Алина (актриса Кристина — сильная и при этом нежная девушка, которая не боится загадочного влюблённого в неё Призрака). Особенно проникновенно эта программа удалась на этапе Гран-при 2018 года в России. Просто дух захватывало, насколько фигуристка чувствовала то, что катает.
Среди показательных номеров для меня особняком стоит «Outro». Безусловно, очень многим до этого успела полюбиться Лара Крофт. И всё-таки история о круговороте жизни затрагивает душу гораздо сильнее. Отдельно хочется отметить и идею с цветком на финальных секундах выступления.
Алёна Косторная. Сама Алёна говорит, что программа «Ангел» — не про неё. Тем не менее, она сумела завоевать сердца многих болельщиков. При этом лично мне эта программа намного больше нравилась, когда спортсменка выступала на юниорском уровне. Во взрослом сезоне добавился тройной аксель, но ушла какая-то часть магии образа.
Показательный номер Алёны в минувшем сезоне как-то не зацепил. А вот в роли вампира в предыдущий год фигуристка смотрелась и необычно, и органично. Была заметна тщательная проработка мелочей, что отлично сказывалось на общем восприятии.
Евгения Медведева. Самой удачной программой этой спортсменки мне видится «Слышу — не слышу». Ощущения усиливаются также при помощи языка жестов, удачно вплетённого в нить выступления. Получается настоящая история на льду, которая приковывает к себе внимание.
Из показательных выделю «Кукушку» под песню в исполнении Полины Гагариной. Слова песни не отвлекают от выступления фигуристки, что тоже очень важно.
Александра Трусова. Девочка-покорительница рекордов летней грозой обрушилась на мир фигурного катания. Поэтому пусть будет программа под музыку Антонио Вивальди. Интересно, что и цвет, и само платье совпали с музыкой.
Насчёт показательных, конечно, «Unstoppable». Само название композиции ёмко и кратко описывает Сашу, её характер и стремление к новым вершинам.
Елизавета Туктамышева. Мне безумно нравится, как сама Лиза чувствует себя в программе под песню Caro Emerald «You don’t love me». То, как она может зажечь зал, болельщики в который раз наблюдали на Командном чемпионате мира в 2019 году.
Показательный номер «стюардессы Лизы», наверное, очень долго обсуждался всеми фанатами и не только, но я выбираю недавнюю постановку «Звезда родилась». В ней фигуристка вышла далеко за рамки привычных для себя образов, что не может не восхищать.
Анна Щербакова. Короткая программа сезона 2018-2019 так изящно подчёркивает сочетание хрупкости и несгибаемой воли, характерное для Ани.
Признаюсь, сначала я была вообще не в восторге от номера «Кимоно». А потом… как-то увидела его другим взглядом. Опять же, всё продумано: и нарядное кимоно, и боевой костюм, и эти крохотные шажочки.
Я не признаю слово «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно (Ф. Раневская).
В фигурном катании тоже есть программы, которые спортсмен буквально проживает. Вероятно, именно они и заставляют миллионы болельщиков покупать билеты на соревнования или с нетерпением ждать трансляцию, чтобы уловить частичку ледового волшебства в исполнении любимого фигуриста.
Фигурное катание весь год держало в напряжении: сначала из-за отмены соревнований по причине коронавируса, затем олимпийской гонкой. В уходящем году есть что вспомнить — от доминирования россиян на мировом первенстве, до сумасшедшего чемпионата России. Однако, скандалы забудут, а программы фигуристов, с которыми те поедут в Пекин-2022, будут помнить долго. «МК-Спорт» выбрал самые яркие номера 2021 года в фигурном катании.
1. «Болеро» Камилы Валиевой
Главное оружие 15-летней фигуристки в этом году уже побило множество рекордов. Тем удивительнее, что произвольную программу Валиевой мир увидел больше года назад. Тогда казалось, что в олимпийском сезоне главной фаворитке Пекина-2022 поставят новую программу, но тренерский штаб «Хрустального» решил сделать ставку на «Болеро» и в этом году. И не прогадал.
В 2020-м эксперты недоумевали: как юная фигуристка справится с монотонным ритмом «Болеро» Равеля? Старинный испанский танец, и правда, казался слишком «зрелым» для 14-летней спортсменки. Олимпийский чемпион-1994 Алексей Урманов «вообще ничего не понял из того, что показала Камила», а тренер Инна Гончаренко отмечала, что «музыка довлеет над Валиевой». Спустя год мнения экспертов полностью изменились.
2. Ритм-танец Пападакис и Сизерона
«Номер-событие олимпийского сезона», — так охарактеризовал ритм-танец французского дуэта российский хореограф Илья Авербух. И с ним сложно не согласиться: в этом году темой короткой программы являются уличные танцы с блюзовым паттерном, и танцоры в основном используют одни и те же приемы, а иногда даже одну музыку. Ритм-танец Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона на этом фоне выгодно отличается.
Французы используют песни одного и того же исполнителя (Джона Ледженда), но главной фишкой фигуристов является вакинг — клубный американский танец 70-х. «Руки-петли», как про них рассказывал Авербух, Пападакис и Сизерон используют даже в твиззлах. И выглядит это впечатляюще! Вот что Габриэлла рассказывала про постановку номера:
«Наша задача была научиться танцевать этот стиль именно на полу, без скидок на то, что мы фигуристы. А потом мы начали переносить движения на лед. И это было нелегко, это как учить новый язык, голова все время работает, на координацию движений ушли долгие недели. В общем, сейчас мы вполне пристойно можем станцевать вакинг и в клубе. Так что нас можно считать амбассадорами вакинга».
3. «Время, вперед» от Мишиной и Галлямова
К произвольному танцу фигуристов Тамары Москвиной в начале сезона относились критично. «Метель» и «Время, вперед!» от Георгия Свиридова звучало очень спорно: к тому же эта музыка за пределами бывшего СССР известна куда хуже проверенной классики.
Москвина аргументировала неоднозначный выбор произведения тем, что в Китае, где пройдут Олимпийские игры-2022, любят российскую и советскую музыку, а также тем, что ей хотелось показать Анастасию и Александра в новом стиле. Сами фигуристы признавались, что хотели, чтобы их программы были быстрее, поэтому «Время, вперед!» как нельзя лучше им подошла.
К концу года, когда Мишина и Галлямов выиграли все турниры, на которых принимали участие (и не только чемпионат России), стало понятно, что произвольный танец в мире приняли. А значит, что и на Олимпиаде претензий к нему быть не должно, тем более, что Анастасия и Александр, и правда, стали кататься быстрее.
4. «Ромео и Джульетта» от Букина и Степановой
И если танцоры из Франции выигрывают в этом сезоне по качеству ритм-танца, то в России есть свой «танец-событие» олимпийского года от Александры Степановой и Ивана Букина. Фигуристы исполняют произвольную программу под один из треков мюзикла «Ромео и Джульетта» композитора Нино Роты. Довольно банальная тема в фигурном катании, но главное ведь воплощение.
«Прежде всего, эта программа не про то, чтобы казаться, чтобы показывать судьям, играть на публику. Она глубже, здесь огромная палитра эмоций, которую нужно передать за четыре минуты. Нужно больше сил и эмоций, чтобы показать ее такой, какой она должна быть, и с нашей новой большой командой мы месяц работали над тем, чтобы эмоционально показать эту историю», — говорила Степанова после победы на чемпионате России.
5. «Мастер и Маргарита» Евгения Семененко
В этом рейтинге нельзя обойтись без мужских программ. И так как главные фавориты Олимпиады-2022 Натан Чен и Юдзуру Ханю в этом сезоне свою силу еще не показали, кроме, пожалуй, японца, исполнившего четверной аксель на чемпионате страны, оценивать их номера сложно. Зато в Европе и США восхитились произвольным танцем Евгения Семененко.
«В этом сезоне он поднял свое выступление на новый уровень, представив произвольную программу на музыку «Мастера и Маргариты». Эффект от этой программы невероятен, как будто вы наблюдаете, как щеголеватый дьявол бродит по Москве, оставляя за собой след элегантного хаоса. С колдовскими движениями рук и хорошо подогнанным фраком, развевающимся за его спиной, когда он прыгает, застегивается и крутится по льду в роли Воланда, Семененко мастерски адаптировал себя и свои движения тела к персонажу. Даже его волосы подходят для роли», — пишут болельщики фигурного катания.
С этим номером Семененко не смог претендовать на пьедестал чемпионата России, но по совокупности результатов в сезоне в олимпийскую сборную попал.
Бонус
Ну и нельзя не отметить программы других фигуристов. В один из главных сезонов в карьере спортсменов хореографы постарались на славу, поэтому номера у многих действительно получились олимпийскими.
«Arabia» Hanine El Alam и «My Love» Darbuka Dance Music от Елизаветы Туктамышевой
Dangerous Affairs композитора Инона Зура от Анны Щербаковой
I Guess That’s Why They Call It the Blues от Пайпер Гиллес и Поля Пуарье
Подписывайтесь на канал «МК-Спорт» в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!