1 полоса: Первая полоса / Дискуссия. СССР – 100
История продолжаетсяСто лет назад образован Советский Союз
Общество
Сегодня нередко можно услышать, что создатели СССР не проявили дальновидности, что принципы, заложенные в основание государства, в итоге привели к его развалу. Тема спорная, и полемика по ней неизбежна, если всерьёз обсуждать историю вопроса.
Первая полоса
ЛГ-рейтинг
Литература
Ян Хьярстад. Знаки любви / пер. с норвежск. Алёны Дарской. – М.: Городец, 2023. – 416 с.
2 полоса: События и мнения / Очевидец
Россия как надежда
События и мнения / Актуально
Полезный ритуалВ Петербурге состоялся неформальный саммит СНГ
Политика
Попов Вадим
Дата проведения знаковая – 26 декабря: именно в этот день в 1991 году Михаил Горбачёв ушёл в отставку, формализовав прекращение существования Советского Союза.
События и мнения
Фотоглас
Искусство
На сцене Центрального академического театра Российской Армии идёт музыкальный спектакль режиссёра Андрея Бадулина на музыку Максима Дунаевского и стихи Юрия Энтина «Летучий корабль».
3 полоса: События и мнения / Дискуссия. СССР – 100
Про человекаПочему мы испытываем боль, глядя на руины сверхдержавы?
События и мнения / В тему
В 1991 году страна была отброшена на много лет назад
Общество
Саркисов Григорий
На вопросы ЛГ отвечает директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. Полностью интервью с Валерием Фёдоровым о «социологических» итогах ушедшего года читайте в первом номере «ЛГ» в 2023 году.
4 полоса: Настоящее прошлое / Дискуссия. СССР – 100
Realpolitik требовала компромиссаЕвгений Спицын – о перипетиях создания Советского Союза, споре между Лениным и Сталиным и невыученных уроках истории
Спецпроекты ЛГ
Спицын Евгений
Сто лет назад, 30 декабря 1922 года, на I Всесоюзном съезде Советов был подписан Договор о создании Союза Советских Социалистических Республик, в который вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
6 полоса: Культура / Судьба
Богом поцелованный мелодистАвтора музыки к фильму «Карнавальная ночь» вспоминают редко. А зря!
Искусство
…Кто из нас не наслаждался великолепно срежиссированной молодым Эльдаром Рязановым кинокартиной конца 50-х годов «Карнавальная ночь», которая до сего времени отзывается в сердце тихой восторженной радостью?
7 полоса: Культура / Событие
Донбасский рубежXIX Международный кинофестиваль «Волоколамский рубеж»
Искусство
Кондрашов Александр
В этом году военно-патриотический форум игрового и документального кино проходил под девизом «Волоколамский рубеж» – Донбасскому рубежу».
Культура / Премьера
В чужой «Монастырь»
ТелевЕдение
Куликова Поля
В основе сериала режиссёра Александра Молочникова – евангельский сюжет о блуднице, из которой Христос изгнал бесов, после чего она стала праведницей и верной его последовательницей.
8 полоса: Общество / Авторитетное мнение
Стоять на обочине – не русский форматКаковы политические уроки 2022-го, как побеждать в навязанной Западом схватке?
Общество
Сухомлинов Владимир
В уже опубликованной части нашей беседы с заместителем председателя Совета министров Республики Крым, постпредом Крыма при Президенте РФ Георгием Мурадовым («ЛГ», 2022, № 49) мы больше говорили о достижениях и проблемах Крыма, перспективах развития.
10 полоса: Общество / Точка зрения
С кого спросить?Ветераны СВО могут столкнуться с проблемами
Общество
Иванов Николай
Через 3 месяца (когда завершится первый срок контракта у мобилизованных и участников спецоперации) в стране появится почти полмиллиона ветеранов СВО.
Общество / Право на защиту
На те же граблиРусофобия стала мейнстримом
Общество
Брод Александр
Московское бюро по правам человека подготовило экспертный доклад «Нарушение прав россиян и соотечественников за рубежом в 2022 году».
11 полоса: Литература / Библиосфера
Достоверно и своевременно
Литература / Библиосфера
Пространство жизни и смерти
Литература
Наталия Лосева. Три дня до Нового года. Предисловие проф. С.Ю. Николаева, иллюстрации Е.В. Виноградова. – Тверь: Издательство Тверского госуниверситета, 2021. – 127 с.
12 полоса: Литература / Приглашение к диалогу
В поисках золотой песчинкиЖелание поделиться хорошими стихами с читателями помогает справиться с потоком текстов
Литература
Татаренко Юрий
В уходящем 2022 году «Наш современник» учредил и реализовал проект «Русский литературный журнал». О творческой кухне известного издания, работе с молодыми литераторами и важных уроках Эдуарда Балашова – рассказывает поэт, заместитель главного редактора Карина Сейдаметова.
13 полоса: Литература / Поэзия
Звон колокольный в деревне
Литература / Поэзия
Луна за морем
14 полоса: Литература / Библиосфера
Любимые книги любимых писателейЕсть одно обстоятельство, которое объединяет их
Литература
Алёшкин Пётр
Они выстроились перед моим столом на книжной полке. Когда я отрываюсь от работы, поднимаю голову, то всегда вижу эти книги, и невольно возникают в душе воспоминания…
15 полоса: Литература / Библиосфера
Дальше горизонта
Литература
Замшев Максим
Алексей Хазанский. Мгновения души мятежной: поэтический сборник. – СПб.: Четыре, 2022. – 228 с.
16 полоса: Литература / Библиосфера
Всё, что из века в век передаётся…
Литература
Ткаченко Пётр
Георгий Зайцев. На расстоянии дыханья. Стихотворения и поэмы. – М.: Звонница-МГ, 2022. – 350 с.
Литература / Класс премиум
Успеть до весны
Литература
В связи с дополнениями, внесёнными в условия конкурсного отбора, Дом поэзии Андрея Дементьева объявляет о продлении срока приёма заявок на соискание Всероссийской поэтической премии имени Андрея Дементьева. Заявки будут приниматься до 1 марта 2023 года.
Литература / Встреча
С ответным визитом
Литература
В конце весны в Калининградской области прошёл литературный фестиваль «Русский Гофман», на котором побывало более шестидесяти писателей из разных регионов России.
18 полоса: Невский проспект / Архивариус
Я была тогда с моим народом80 лет назад Анна Ахматова была удостоена медали «За оборону Ленинграда»
Спецпроекты ЛГ
Андрей Соколов
Этой самой ценной для любого жителя Северной столицы награды она была удостоена указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года.
Невский проспект
Архитектор Высочайшего Двора
Спецпроекты ЛГ
В Мариинском дворце состоялась итоговая встреча «Года Сильвио Данини» (1867–1942) – последнего придворного архитектора, по проектам которого было построено и отреставрировано более тридцати зданий в Петербурге и Царском Селе.
Невский проспект / Музейное дело
Путешествие в волшебство
19 полоса: Невский проспект / Заметки на полях
Симфония русской провинцииОчерки о современной деревне полны любви и разбитых надежд
Спецпроекты ЛГ
В журнале «Молодая гвардия» (2022, № 9) появилась объёмная работа «Кто поднимет село Рождество? Осиротевшее Нечерноземье» известного петербургского прозаика Александра Скокова. Его очерк посвящён состоянию дел в современной деревне сегодняшней Тверской области.
20 полоса: Литература / Приглашение к диалогу
Представь, что ты умерТакое упражнение крайне эффективно для самопознания
Литература
Колокольцева Ксения
«Когда мне показалось, что света уже нет и никогда не будет, когда я обнаружил себя в абсолютно чёрной непроглядной тьме, многое вдруг начало проясняться», – признаётся Игорь Озёрский.
21 полоса: Литература / Коротко
ПРОСТО ФАНТАСТИКА!
Литература / Четвёртое дыхание
Нездешний год
Колумнисты ЛГ
Дмитрий Воденников
Нет, конечно, текст и не должен быть прозрачным, текст даже не должен быть нам понятным. Но текст должен держаться на пусть причудливом образе, но живом
22 полоса: Литература / Поэзия
Всё нормально, мама!
23 полоса: Литература / Поэзия
Детства отзвук золотой
Литература / Проза
ЭрликРассказ
24 полоса: Общество / Портреты замечательных людей
Производственный романПока одни говорят об импортозамещении, другие им занимаются на деле
Общество
Смирнов Владимир
В качестве оплаты моего труда и бонуса за кропотливую работу на Сернурском сырзаводе меня одарили набором из продуктов, куда входили сыр, овечье молоко, козье масло, другая вкуснятина, и многое из этого я в жизни не едал.
Общество / Культурный слой
Из родословной Санта-КлаусаСудьба его причудлива и поучительна
Общество
Палладин Александр
У нашего Деда Мороза есть близкий родственник в Северной Америке по имени Санта-Клаус. Обязанности у него, в общем-то, те же самые: под Новый год разносить детишкам подарки и веселить людей.
25 полоса: Литература / Книжный ряд
Победа над хаосом бытияО повести Людмилы Лазебной «Имя твоё – Человек!»
Литература
Перед нами семейные хроники Гражданской войны, исторические события далёкого прошлого в повестях и рассказах Людмилы Лазебной, вошедших в сборник «Коготь падшего ангела». Отчасти вымысел, отчасти правда. Художественная проза и правда жизни.
26 полоса: Культура / Персона
В фаворе у небаРусский Паганини верит в миротворческую миссию Искусства
Искусство
Виктор Терентьев
Присвоение в апреле почётного звания народного артиста России Вадиму Репину наконец-то «узаконило» давнюю народную любовь к нему, яркие проявления которой – на каждом выступлении и при любом появлении в медиапространстве.
27 полоса: Культура / Театральная площадь
Необычный бал во всю мощьФантасмагория по мотивам романа Михаила Булгакова вновь собрала аншлаг
Искусство
В сентябре уходящего года на образовательном форуме «Таврида» главный редактор «ЛГ» Максим Замшев выбрал наиболее интересных авторов. Предлагаем вашему вниманию материал одного из них.
28 полоса: Литература / Поэзия
Солнца последний бликАнтология одного стихотворени
30 полоса: Однажды с Алисой Даншох / Библиосфера
Дитя фата-морганыГлава из книги «Истории из пропавшего чемодана»
32 полоса: Клуб 12 стульев / Лига сексуальных реформ
Отцовский совет
Клуб 12 стульев / Хорошо излагает, собака, учитесь!
Степанцовогоднее
Клуб 12 стульев / Лёд тронулся
Новый год на Амазонке
Клуб 12 стульев / Гигант мысли
О котах и кроликах
Клуб 12 стульев
Содружество авторов афоризмов и малых литературных форм «СОКРАТ» – это добровольное объединение авторов, пишущих в жанре афоризмов, одностиший, коротких стихов, миниатюр.
Печальные новости пришли от коллег. Стало известно, что редакцию «Литературной России» лишили исторических помещений на Цветном бульваре. По словам главного редактора газеты Вячеслава Огрызко, это ставит под удар и само существование издания.
Публикуем поступившее к нам сообщение редакции.
«Вчера, в 8 утра, было совершено нападение не только на нашу редакцию, но и на свободу слова в нашей стране, на российскую многонациональную культуру и литературу.
Наша газета – это не просто одно из многих литературных изданий, наша газета – это культурный и исторический феномен, существующее с 1958 года.
Первое. Только наше издание так много внимания уделяет многонациональной литературе в России, а в нашей стране, где проживают сотни народов, это критически важно для взаимопонимания между народами. Например, мы и в данный момент совместно с депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым добиваемся крыши над головой для замечательного эвенкийского писателя Александра Латкина. Чиновники пока отвечают, как всегда – существует «очередь». Место вашего писателя, мол, там – 267. И точка. И плевать, что человек живёт в аварийном жилье, а зимовать сибирскую зиму собирается, завалив снегом баню. И это только самый актуальный случай нашей правозащитной деятельности.
Второе. Только наше издание даёт высказаться и «красным», и «белым», и многим другим. Условие только одно – на наших страницах нет места для тех, кто желает нашей Родине зла.
Третье. Наши издания: и сама газета, и журнал «Мир Севера» – регулярно пишут о подвигах наших офицеров и солдат, о достижениях и проблемах, путях их решения в нашей армии. С нами тесно сотрудничают ветеранские организации по всей стране, в том числе в реализации наших проектов нам неоднократно выражали поддержку ветераны органов госбезопасности из общественного объединения «Вымпел-Гарант».
Четвёртое. Только наше издание пристально следит за нездоровой ситуацией в архивной отрасли, указывает на проблемы в библиотечной и культурной сфере в разных уголках нашей Родины. «ЛР» – одна из немногих газет, которая освещает на федеральном уровне – региональные, как будто бы «маленькие» проблемы. Люди – ущемлённые в правах, жаждущие справедливости – приходят и говорят нам: «спасибо!».
И это – день сегодняшний. А история газеты содержит множество славных страниц. Именно «Литературная Россия» первая начала говорить о необходимости восстановления Храма Христа Спасителя. В лихие девяностые годы еженедельник оставался со своим народом. Редакция отстаивала интересы страны в «горячих точках», боролась за сохранение присутствия России в Арктике, всегда выступая против коррупции. Свидетельство тому – изданные нашей редакцией сборники документальных материалов «Подвиг бессмертен», «Время Русь собирать», «Неизвестные войны XX века», «Честь имею», «Неизвестный Север»…
Теперь наше издание хотят лишить будущего. Писателей и деятелей искусства – площадки для высказывания. Читателей – одного из немногих изданий, которое пишет не только о тех, кто при чинах и званиях, но и о маленьком человеке тоже, причём любой национальности.
Что делать?
Сегодня главное для нас – спасти ценнейший архив редакции. С этой целью приезжал вчера депутат Госдумы Сергей Шаргунов, которого поначалу даже не впустили в здание.
Сегодня мы готовим множество обращений в различные инстанции.
Сегодня нам нужна помощь. Оплатить судебный долг – значит развязать путы, которые накинул на нас департамент, чтобы бороться дальше.
Наши реквизиты:
АНО «Редакция газеты «Литературная Россия»
ИНН/КПП 7702173342/770201001
ОГРН 1037739461759
ПАО СБЕРБАНК
Р/сч 40703810838090104168
К/сч 30101810400000000225
БИК 044525225
Назначение платежа:
благотворительность.
Спасибо вам, дорогие друзья!
С верой в победу справедливости,
РЕДАКЦИЯ «ЛР»
Теги события:
литературная россия
скандалы
Владимир Ерёменко меняет Вячеслава Огрызко. В «Литературной России» с сегодняшнего дня – новый главный редактор
10 ноября 2021 года состоялось заседание Совета учредителей АНО «Редакция газеты «Литературная Россия».
На повестку дня был вынесен вопрос о главном редакторе.
Согласно Уставу АНО «Редакция газеты «Литературная Россия», (п.5.4) именно совету учредителей дано право «…утверждение состава Совета редакции, избрание главного редактора, определение срока их полномочий».
Уведомлены о собрании были все учредители. На собрание не явился один учредитель – Огрызко В.В. Тем не менее кворум в 2/3 голосов был соблюден и собрание было открыто. Все решения были правомочны.
Учредители отметили творческий, организационный и хозяйственный кризис, который преследует редакцию долгие месяцы, безуспешность попыток изменить ситуацию. Для спасения газеты было принято решение сменить главного редактора. За это проголосовали единогласно все из присутствующих членов собрания.
Учредители поблагодарили Вячеслава Вячеславовича Огрызко за проделанную работу. Они также пришли к мнению, что необходимо качественно усилить работу по сохранению авторитета издания, выправления ситуации с невыплаченными арендными платежами, допущенными прежней редакцией с 2016 года, что привело к потере управляемости газетой.
На должность главного редактора АНО «Редакция газеты «Литературная Россия» Совет учредителей предложил писателя, лауреата литературных премий имени М. Горького, А. Дельвига, Александра Невского, кандидат филологических наук Владимира Владимировича Ерёменко.
В.В. Ерёменко работал в институте Мировой литературы, затем 15 лет в «Литературной России» (из них 10 – главным редактором, сменив на этом посту легендарного Эрнста Сафонова).
Отмечено, что в данной ситуации, когда редакция осталась с трёхмиллионным непогашенным долгом и практически на улице, редакцию должен возглавить человек, прекрасно знающий коллектив редакции, систему выпуска газеты и готовый взять на себя ношу исправления допущенных грубейших ошибок.
Решением совета учредителей В.В. Еременко назначен редактором газеты единогласно от числа присутствующих на собрании.
Протокол для Минюста подписан и заверен надлежащим порядком. В. В. Огрызко представлено пять дней для передачи документов и печати новому главному редактору.
ООО «Союз писателей России» является одним из учредителей АНО «Редакция газеты «Литературная Россия». От СП России на собрании присутствовал председатель Николай Фёдорович Иванов.
Скандал вокруг газеты «Литературная Россия» уже несколько месяцев будоражит столичные медиа. Что стоит за конфликтом между изданием и властями?
Председатель Союза писателей России Николай Иванов рассказал «Вечерней Москве» о своем видении ситуации вокруг «Литературной России», вокруг которой в последнее время сломано немало копий.
— Николай Федорович, в газете «Литературная Россия» сменился главный редактор…
— Не вижу никакой трагедии. Советом учредителей вместо Вячеслава Огрызко назначен — а можно сказать, возвращен на свою прежнюю должность, — известный писатель Владимир Еременко. Он лауреат литературных премий имени М. Горького, А. Дельвига, Александра Невского. Кандидат филологических наук. Работал в Институте мировой литературы, затем 15 лет в «ЛитРоссии», из них 10 — главным редактором, сменив на этом посту легендарного Эрнста Сафонова. Особо подчеркну, чтобы не перевиралось потом никем это решение: согласно п. 5.4 Устава АНО «Редакция газеты «Литературная Россия» именно учредители, и только они, имеют право утверждать состав Совета редакции и избирать главного редактора, определять срок их полномочий. Все. Точка. Остальное от лукавого.
— Что означает эта смена для Союза писателей как одного из учредителей газеты?
— Это надежда на более плодотворную, в какой-то степени более целенаправленную и скоординированную работу в литературном поле России по отстаиванию русского слова, вскрытию писательских проблем и поиску путей их разрешения, более объемное освещение творческой жизни в регионах. Это консолидация усилий по принятию закона о творческих союзах, возвращению профессии «писатель» в Трудовой кодекс, это усиление работы по художественному переводу творчества национальных писателей… Работы много. И я рад, что знаковая, некогда легендарная «ЛитРоссия» возвращается к писателям.
— Но разве все эти годы она не была с писателями? Давайте уж откровенно…
— Давайте откровенно. Была. Но не с писателями, к сожалению, а около писателей. Никогда никто из журналистов «ЛР» за последние годы не был на Комсомольском, 13, не посетил ни один наш секретариат, не выехал с нами ни в одну командировку в регионы. Зато подсматривали в щелочку, ловили слухи, добавляли своих два предложения — и вот на юру уже совершенно другие истории, ничего общего не имеющие с действительностью.
— Примеры?
— Вы хотите, чтобы я пересказал подшивку газеты минимум за четыре года? Грязь, вылитая на писательскую организацию в Ханты-Мансийске, а до этого — во Владивостоке, Дагестане. Обвинения в ничегонеделании по проблемам национальных литератур. Подсчет каких-то мифических писательских денег, которые якобы руководство СП России разбазаривает в командировках. Наверное, это было впервые в истории журналистики: став редактором, Вячеслав Вячеславович изгоняет из редакции сначала одного учредителя, потом второго обвиняет в хищениях и распродаже неких активов газеты. Союз писателей для редактора вообще стал красной тряпкой. Я у него и топчу Конституцию, и вешаю свои портреты то ли рядом с портретом Бондарева, то ли вместо него, заставляю писателей ходить строевым шагом, и поэтому татарские писатели не хотят вступать в СП России — якобы там одни солдафоны.
Ну и прочий бред с бантиком сбоку. Но даже не это главное, личностное у нас, слава богу, всегда уходило на второй план, когда шел разговор о деле. Но из газеты ушла собственно литература. Главный конек — это скандал, обличение всех и каждого. Посмотрите язык материалов — словно попадаешь на сходку братков в лихие 90-е. В какой-то момент, когда обращался в архивы за тем или иным документом, мне практически в открытую стали говорить сотрудники: «Благодарите «Литературную Россию».
Мы раньше спокойно открывали архивы, доверяя как литературному изданию. К сожалению, журналисты выхватывали из документов, часто личных писем, какую-то одну скандальную строчку, строили на ней разоблачения, а мы затем вынуждены были объясняться с родственниками писателей: на каком основании личная переписка ушла в прессу? Так что спасибо и за эту «работу». А знаете, сколько претензий приходило от молодых писателей, потому что после каждого Всероссийского совещания в Химках их выставляли на страницах газеты с обрывками фраз, дописывали за них целые абзацы. В трубку плакала Светлана Пешкова из Липецка: «Николай Федорович, я никогда этого не говорила на свой союз! Зачем они так нас подставляют?» Воистину — зачем? Однажды Петр Вяземский произнес: «Если из истории убрать всю ложь, то останется только литература».
Вот если убрать всю ложь вокруг уничтожения газеты, то останется только хозяйственный спор. Если не осознаем этого, то газете идти дальше ко дну. Знаете, что случилось самое страшное с «ЛитРоссией»? Она потеряла доверие и уважение у литературного сообщества. Из авторитетнейшего издания превратилась в мечущуюся собачонку, потерявшую дом, хозяев, друзей и потому огрызающуюся на всех. Весь мир виноват, но только не она… Но, мне кажется, мы не должны уподобляться нашему визави, и предлагаю отсечь негатив, исходивший от редакции все эти годы, и сосредоточиться на дне сегодняшнем и завтрашнем.
— Хорошо. Итак, день сегодняшний. Московские власти закрывают редакцию…
— Будем точны в формулировках: никто «ЛитРоссию» не закрывал. Ее может закрыть или суд, или учредители. Суд обязал заплатить обязательную коммуналку и как недобросовестного арендатора освободить помещение. Банальная бытовуха.
— Что все-таки произошло между московскими властями и редакцией?
— 30 мая 2019 года Арбитражным судом города Москвы зарегистрировано гражданское дело № А40–136029/2019 по иску Департамента городского имущества города Москвы к АНО «Литературная Россия» о взыскании задолженности по арендной плате и выселении редакции из помещения. Решением суда первой инстанции от 17 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд установил, что истцом и ответчиком 28.02.2008 года был заключен договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в отношении помещения редакции. Суд установил и взыскал задолженность по арендной плате с 21 мая 2016-го по 15 марта 2018-го в размере 3 049 077 рублей и 6 копеек, из которых: 2 767 993 рубля и 54 копейки — арендная плата, 281 083 рубля и 52 копейки пени. Исходя из этого, суд выселил АНО из занимаемого помещения как недобросовестного многолетнего арендатора и обязал передать помещение в освобожденном виде департаменту.
— То есть нарушения шли с 2016 года, и редакция их не устраняла? Она решила поиграть с судом?
— Редакция имела право подавать апелляции или встречные иски. Что и делала, не устраняя при этом главных причин. Но 19 декабря 2019 года девятым арбитражным апелляционным судом была рассмотрена и оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба редакции на данное решение. А 16 марта 2020 года редакция проиграла спор окончательно, поскольку суд кассационной инстанции, Арбитражный суд Московского округа тоже оставил решение в силе. Так что редакция в течение полутора лет имела время или погасить задолженность, или спокойно подыскать новое помещение и вывезти имущество, не доводя дело до абсурда.
— И московский Департамент имущества…
— …получил указание от суда выполнить его решение. Поэтому редакционные наскоки на департамент юридически ничтожны. Признай это честно, будь мужиком…
— Будешь тут мужиком, когда долг более трех миллионов…
— А тут надо посмотреть бухотчетность. Редакция, игнорируя договор об аренде, даже не закладывала деньги на арендные платежи. Смотрите, на издание газеты — 412 тысяч рублей, на оплату труда себе любимым — 659,5 тысячи, на реализацию некоего социально значимого проекта «Мы — единый мир» — уже 1,816 миллиона. На аренду — ни копейки. Это что? Свой карман не забывали, о будущем же газеты не думали…
Нас же все эти годы уверяли, что несчастную редакцию московские чиновники гнобят за то, что газета отстаивает какую-то принципиальную позицию. Но в конце девяностых был прекрасный ролик: «Заплати налоги — и спи спокойно». Та же «Литературная газета» трижды меняла адреса, переезжала — и ничего, выходит! Давайте все же до конца посчитаем деньги в чужом кармане. Говорю условно, потому что «ЛР» — это не газета одного Огрызко или даже коллектива редакции. В учредителях — Союз писателей России, а это восемь тысяч литературных перьев. И они вправе знать, какие средства и на что тратились и тратятся редакцией.
Каждое СМИ обязано выставлять в открытый доступ свою отчетность, это требование законов. С «ЛР» же и здесь происходили странности, с помощью которых редакция уходила от открытости и гласности в своей работе. Даже мы, учредители, до сих пор не знаем, на какое частное лицо зарегистрирован сайт газеты.
Кому и какие суммы уходят от рекламы на этом сайте? Насколько я понимаю, после решения суда редакционные счета должны быть закрыты. Тем не менее газета выходит. У «ЛР» есть подпольные счета? Она тратит на газету деньги, которые в виде пожертвований (для погашения долга) присылали читатели? То есть опять нецелевое расходование средств? На каком счету они находятся? Где аудит? Но это уже работа нового главного редактора. Литература должна играть белыми. И не в поддавки. И тем более не жульничая. Мы, учредители, долго, может быть, слишком долго надеялись, что редакция встанет и на правовые, и на нравственные рельсы.
Не дождались. И поняли, что теперь уже надо спасать редакцию не только и не столько от московских властей, а от некоторых недобросовестных руководителей, потерявших управление прекрасным лайнером «ЛР» и пустивших его в пике.
Владимир Еременко, нынешний главный редактор «ЛР» / Фото: Из личного архива
— И что дальше?
— Отвечаю за свой участок деятельности: Союзу писателей России работать совместно с «Литературной Россией» на благо русской литературы. Вдумчиво, принципиально, со знанием дела и с любовью к писателям. Газета, вне сомнения, будет выходить, мы сможем и показывать истинное лицо литературной России, и вскрывать имеющиеся проблемы, и совместно находить пути их решения.
Без истерик, без обмана читателей, без искажения фактов. «ЛР» снова должна стать газетой для всех писателей и любителей литературы. Мы ждем на своих секретариатах журналистов газеты, чтобы они из первых уст получали всю информацию о литературном процессе в стране и отношении к нему руководства Союза писателей. Мы готовы резервировать место для сотрудников «ЛР» при наших выездах в регионы — пусть они посмотрят, чем дышит настоящая литература.
У нас прекрасные отношения практически со всеми литизданиями: с журналом «Наш современник» мы учредили совместную премию для молодых писателей имени Александра Казинцева, у нас нет проблем с размещением информации о деятельности Союза писателей в «Литературке», главные редакторы «Роман-газеты» и «Москвы» — наш золотой актив в работе с молодежью, не говоря уже о главных редакторах региональных изданий «Подъем», «Берега», «Врата Сибири», «День и ночь» и так далее. Мы готовы продумать и рассмотреть вопрос о создании совместно с «ЛР» премии имени Эрнста Сафонова — в области литературной журналистики. Газета, несомненно, может сотрудничать с Российским книжным союзом и созданной Ассоциацией союзов писателей и издателей. Работы столько, что высасывать проблемы из пальца времени не останется.
— Трудно что-то возразить против такой программы…
— Потому что это не моя личная программа, а ожидания всех писательских организаций страны, уставших отмахиваться от недобросовестности при освещении их жизни и деятельности на страницах газеты. Но если она в какой-то момент отвернулась от писателей, то мы этого не сделали и с удовольствием начнем вновь сотрудничать.
СПРАВКА
«Литературная Россия» основана в 1958 году как печатный орган Союза писателей РСФСР (до 1962-го газета называлась «Литература и жизнь»). Газета освещала события литературной, культурной и общественно-политической жизни страны. Сегодня издание выходит раз в неделю, объем 16 страниц формата АЗ. В числе учредителей — Союз писателей России.
ДОСЬЕ
Писатель Николай Иванов родился в 1954 году в селе Страчево Брянской области. Автор двух десятков книг (проза, драматургия). Служил в Воздушно-десантных войсках, в конце 1970-х — начале 1980-х прошел Афганистан, в 1990-х — Чечню. С 15 февраля 2018 года — председатель правления Союза писателей России.