Лабораторная работа номер два по биологии

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 81 по биологии 7 класс автор(ы) Константинов, Бабенко

Лабораторная работа 2

Тема: Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя, способ его передвижения; провести наблюдения за реакцией червя на раздражение.

Оборудование и материалы: сосуд с дождевыми червями (на влажной пористой бумаге), бумажная салфетка, фильтровальная бумага, лупа, стекло (примерно 10*10 см), лист плотной бумаги, пинцет, кусочек лука.

Ход работы:

  1. Помещаем дождевого червя на стекло. Рассматриваем спинную и брюшную стороны, переднюю и заднюю части, их различие.

Тело дождевого червя удлиненное, состоящее из сегментов кольцевидной формы. Передний конец тела более длинный, темный, немного заостренный, а задний – сплющен и светлого цвета. На переднем конце находится ротовое отверстие – начальный этап пищевой системы. На заднем конце расположен конечный этап пищеварительной системы – анальное отверстие. Брюшная сторона тела дождевого червя относительно плоская, светлая. Спинная – более выпуклая и темная.

  1. Рассматриваем с помощью лупы щетинки на брюшной стороне дождевого червя. Наблюдаем, как он ползает по бумаге, и прислушиваемся, есть ли шуршание при движении по мокрому стеклу.

Тело дождевого червя состоит из члеников, на которых есть маленькие щетинки (их можно разглядеть при помощи лупы). Сокращаясь и расслабляясь, червь немного извивается, продвигаясь вперед по бумаге. Когда он ползет по бумаге, слышен еле уловимый звук шуршания, издаваемый при трении щетинок о ее поверхность. Когда червь ползет по мокрому стеклу, никакого звука нет.

  1. Выясняем реакцию дождевого червя на различные раздражители: прикасаемся листочком бумаги; подносим к передней части его тела свежесрезанный кусочек лука.

При прикосновении к телу дождевого червя листочком бумаги, он начинает уползать в противоположную от раздражителя сторону. Когда мы поднесли к передней части его тела свежесрезанный кусочек лука, червь начал сжимать ее, втягивать и также стараться уползти. Несмотря на то, что специальные органы чувств у дождевого червя отсутствуют, он воспринимает раздражители из внешней среды с помощью своей нервной системы, которая представлена чувствительными клетками, расположенными на всей поверхности его тела.

  1. Зарисовываем дождевого червя, делаем необходимые обозначения и надписи к рисунку.

Diagram Description automatically generated

  1. Вывод:

На основании наблюдений за дождевым червём мы установили, что у него вытянутое тело, длиной около 12-14 см, поделенное на сегменты кольцевыми перетяжками. Дождевой червь – представитель малощетинковых червей. На каждом сегменте тела можно увидеть маленькие и упругие щетинки, которые нужны ему во время движения, чтобы цепляться за неровности почвы или любой другой поверхности. Поверхность тела у дождевого червя увлажненная за счет того, что железы кожного эпителия постоянно выделяют слизь. Это очень важно, потому что через покровы осуществляется газообмен. Также у червя хорошо развита нервная система, а чем говорит наличие защитных рефлексов, раздражимость в ответ на прикосновения к его телу.

1.

2.

3.

4.

Общее: наличие ядра, цитоплазматической мембраны, цитоплазмы. Отличаются: клетки растений имеют оболочку, хлоропласты, вакуоль с клеточным соком.

5.

Сравнение клеток растений и животных

6.

Вывод: общее строение клеток растений и животных схожее, но есть отличия в некоторых органоидах и оболочке.

7.

Дайте краткий ответ на вопрос и выполните задание.

1. О чем свидетельствует сходство в строении клеток растений и животных?

О единстве происхождения живых организмов.

2. Вспомните основные положения клеточной теории (с. 56 учебного пособия). Отметьте, какое из положений можно подтвердить проведенной работой.

Клетки всех организмов схожи по строению, химическому составу и основным проявлениями жизнедеятельности.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_11,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»
Цель работы: выявить особенности анатомического строения растений в связи с приспособлением к различным абиотическим факторам.
Материал и оборудование: комнатные растения из разных мест обитания (молочай, алоэ, гибискус, бегония, сенполия, папоротник, элодея, валлиснерия и др.); лезвия безопасной бритвы; пинцеты; препаровальные иглы; микроскопы; предметные и покровные стёкла.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепараты кожицы и поперечных срезов листьев разных растений. Кожицу листьев снимают путём надрыва листа. Для лучшего приготовления поперечного среза объект рекомендуется поместить в расщеп кубика картофеля или пенопласта и сделать лезвием срез такого кубика вместе с объектом. Срез, сделанный косым скользящим движением, должен быть как можно более тонким и прозрачным.
2. Полученный срез надо перенести на кончике препаровальной иглы в каплю воды на предметном стекле. Накройте объект покровным стеклом и изучите под микроскопом. Для изучения анатомического строения можно использовать готовые микропрепараты.
3. Изучите приготовленные микропрепараты, обращая внимание на признаки, указанные в таблице. Результаты исследования занесите в таблицу 1.
Таблица 1.
Особенности анатомического строения растений в связи с приспособлением к различным абиотическим факторам
Задание рисунок 1
4. На основе анализа изученных признаков, пользуясь данными, приведёнными в таблицах 2 и 3, укажите принадлежность растений к определённой группе по отношению к условиям увлажнения и световому режиму
Таблица 2.
Приспособительные признаки растений по отношению к водному режиму

Гидатофиты Нет устьиц, нет кутикулы, клетки основной ткани не дифференцированы
Гидрофиты Есть эпидермис с устьицами, мякоть листа дифференцирована на столбчатую и губчатую ткани
Гигрофиты Кутикула выражена плохо, могут быть гидатоды для выделения капель жидкой воды
Мезофиты Есть устьица, кутикула тонкая, мякоть листа дифференциро−вана на столбчатую и губчатую ткани. Проводящие и механические ткани развиты хорошо
Суккуленты Хорошо развита водозапасающая ткань, толстая кутикула, восковой налёт или густое опушение, устьица погружённые
Склерофиты Листья нередко покрыты волосками или восковым налётом. Хорошо развиты механические ткани

Примечание к табл. 2. Экологические группы по отношению к водному режиму:
1. гидатофиты (растения, целиком или почти целиком погружённые в воду);
2. гидрофиты (наземно−водные растения, частично погружённые в воду);
3. гигрофиты (наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха);
4. мезофиты (растения могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху);
5. ксерофиты (растения мест с недостаточным увлажнением, среди которых суккуленты обладают развитой водозапасающей паренхимой, а склерофиты имеют хорошо выраженную механическую ткань, из−за чего кажутся сухими).
Таблица 3.
Приспособительные признаки растений по отношению к свету

Светолюбивые растения Теневыносливые растения Тенелюбивые растения
Толстая кутикула, нередко с восковым налётом или опушением, большое число устьиц, клетки эпидермиса мелкие, хорошо развитая механическая ткань, столбчатая ткань — двух−трёхслойная, хлоропласты мелкие, в клетках их много В зависимости от степени теневыносливости и места произрастания имеют адаптации, сближающие их то со светолюбивыми, то с теневыносливыми растениями Тонкая кутикула, без воскового налёта, густого опушения, число устьиц небольшое, клетки эпидермиса крупные, механической ткани немного, столбчатая ткань однослойная, хлоропласты крупные, в клетках их не много

Примечание к табл. 3. Экологические группы растений по отношению к условиям освещённости:
1. светолюбивые растения (растения открытых, постоянно освещённых мест);
2. теневыносливые (могут переносить затенение);
3. тенелюбивые (растения нижних ярусов тенистых лесов, плохо переносят сильное освещение).
5. По результатам работы сделайте выводы.

reshalka.com

ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №2. Номер №1

Решение

Таблица 1.
Особенности анатомического строения растений в связи с приспособлением к различным абиотическим факторам
Анатомическая характеристика растений

Названия растений Толщина стенок эпидермиса Наличие кутикулы и волосков на поверхности листа Развитие механической ткани Особенности строения и расположения клеток основной ткани Наличие и расположение устьиц
Алоэ Толстый кутинизированный эпидермис Восковой налёт или густое опушение Плохо развита механическая ткань Хорошо развита водозапасающая ткань Устьица погружённые
Тростник Тонкая Почти не имеет кутикулы и тем более воскового налета Хорошо развиты механические ткани листа Мякоть листа дифференцирована на столбчатую и губчатую ткани Устьица на верхней стороне
Папоротник Эпидермис тонкий Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту Хорошо развита механическая ткань Мякоть листа дифференцирова−на на столбчатую и губчатую ткани Есть устьица
Элодея Эпидермис тонкий Нет волосков или воскового налета Механическая ткань развита умеренно Клетки основной ткани не дифференцированы Нет устьиц

Вывод: в зависимости от среды обитания формируется анатомическое (морфологическое) строение растения.

Лабораторная работа № 2

Изучение строения растительной и животной клеток

Учебная цель: познакомиться с особенностями строе­ния клеток растительных и животных организмов.

Учебные задачи:

  1. научиться готовить микропрепараты растений

  2. познакомиться со строением микроскопа, научиться с ним работать

  3. познакомиться с многообразием клеток, убедиться в принципиальном единстве их строения

Обеспеченность занятия (средства обучения):

  1. Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология».

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Карандаш.

  4. Оборудование и материалы.

Оборудование и материалы.

  • микроскоп, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, пинцет, пипетка.

  • клубни картофеля, головка лука, раствор йода, вода,

  • фиксированные препараты тканей растений и жи­вотных.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия.

Все известные одноклеточные и многоклеточные организмы делятся на 2 группы: прокариоты и эукариоты. К прокариотам относятся бактерии и циано­бактерии. У прокариот в клетках нет оформленного ядра. К эукариотам отно­сятся протесты, грибы, растения и животные. Для всех эукариотических клеток характерны общие черты строения. Их особенностью является наличие ядра и ядрышка. От внешней среды клетка отделена цитоплазматической мембраной — плазмалеммой. Под ней находится гелеобразная часть клетки — цитоплазма. В цитоплазме расположены все органоиды клетки. К органоидам клетки относят­ся: ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, пластиды, вакуоли, ри­босомы, клеточный центр. Цитоплазма также содержит различные включения.

Несмотря на сходство по строению и химическому составу, клетки жи­вых организмов из различных царств живой природы имеют и существенные различия. Клетки грибов, растений и животных различаются по структурным и физиолого-биохимическим особенностям. Так, например, клетки грибов и рас­тений помимо плазматической мембраны окружены еще и прочной клеточной стенкой. Однако, химический состав клеточной стенки различен. У растений она состоит преимущественно из целлюлозы, а у грибов в состав клеточной стенки входит хитин — вещество, из которого построен наружный скелет члени­стоногих животных. У животных клеток клеточных оболочек нет. В отличие от животных, клетки растений и грибов имеют крупную вакуоль. Чем старше клетка, тем вакуоль больше. Растительная клетка содержит в своем составе пластиды. Хлоропласты (содержат хлорофилл, окрашены в зеленый цвет, обеспечивают синтез органических веществ); лейкопласты (бесцветны, в ос­новном служат для запаса питательных веществ); хромопласты (содержат пиг­менты, придающие клеткам желтый, красный или оранжевый цвет, например, каратиноиды). В клетках животных и грибов пластиды отсутствуют, поэтому лишь растения имеют автотрофный способ питания. Различия прослеживаются и в типе запасных питательных веществ. Так, у грибов и животных резервным углеводом является гликоген, а у растений — крахмал. Еще одним различием является отсутствие у растений центриолей.

Рис. 1 Строение животной клетки

Рис. 2 Строение растительной клетки

Задания для лабораторной работы.

Задание 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа и правилами работы с ним.

Поставьте перед собой микроскоп так, чтобы штатив был обращен к вам, а столик от вас. Поставьте в рабочее положение объектив с малым увеличением (+8). Глядя в окуляр, осветите с помощью зеркала или электронной подсветки поле зрения. Положите на предметный столик готовый препарат, прижмите его клеммами. Осторожно вращая макрометрические винты, опустите объектив так, чтобы он находился на расстоянии 2-3 мм от препарата. Теперь глядя в окуляр, медленно поднимайте объектив до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение объекта. Рассмотрите объект при большем увеличении. Для этого поставьте в рабочее положение объектив (+40). Затем настройте на резкость изображение объекта с помощью микрометрических винтов. Увеличение микроскопа равно произведению увеличения объектива на увеличение окуляра. Для типичного исследовательского микроскопа увеличение окуляра равно 10, а увеличение объективов – 10, 45 и 100.

Запишите, во сколько раз можно увеличить изображение на вашем микроскопе?

Задание 2. Выполните опыты:

Опыт№1. Приготовление и изучение препарата кожицы лука.

а) от чешуйки лука отделите небольшую часть эпидермиса и положите в каплю подкрашенной йодом воды на предметное стекло;

б) расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите из­быток воды фильтровальной бумагой;

в) рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением;

г) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки.

Опыт №2. Приготовление и изучение препарата клеток клубня картофеля.

а) со среза клубня картофеля соскоблить препаровальной иглой немного мякоти;

б) поместите ее на предметное стекло в кагшю воды, окрашенную слабым раствором йода, накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтро­вальной бумагой;

в) рассмотрите приготовленный препарат под малым, а затем под боль­шим увеличением микроскопа:

г) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки, укажите зерна запасного вещества — крахмала.

Опыт№3. Изучение микропрепарата стебля герани.

а) рассмотрите препарат стебля герани под малым, а затем под большим увеличением микроскопа;

б) сделайте рисунок в тетради, обозначьте зерна хлорофилла.

Опыт №4. Изучение микропрепарата клеток печени животного.

а) рассмотрите препарат клеток печени животного под малым, а затем под большим увеличением микроскопа;

б) сделайте рисунок в тетради, обозначьте видимые части клетки.

Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.

  1. Выполните задание 1.

  2. Выполните задание 2. Зарисуйте все рассмотренные в микроскоп типы клеток, обозначьте видимые части клеток.

  3. Какие черты сходства растительных и. животных клеток вы наблюда­ли? В чем причина их сходства?

  4. Какие черты различия растительных и животных клеток вы наблюда­ли? В чем причины их различия?

  5. Заполните таблицу.

Признаки

Клетки

Растительные

Животные

Клеточная стенка

Пластиды

Крупная вакуоль

Центриоли

Способ питания

Запасающий углевод

Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия

Лабораторная работа №
2

Тема: Рассматривание
микропрепаратов с делящимися клетками растения

Цель работы:
изучение делящихся
клеток.

Оборудование:
микроскоп, готовые
микропрепараты с делящимися клетками кончика корня.

Ход работы

1.  Рассмотрите микропрепарат сначала при малом, а затем — при большом увеличении.

2.  Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.

3.  Сосчитайте количество делящихся клеток, которые находятся в поле зрения (не сдвигая микропрепарат под микроскопом).

4.  Сосчитайте количество неделящихся клеток, находящихся в поле зрения под микроскопом.

5.  Зарисуйте делящиеся клетки в таблице по образцу:

Фаза деления клетки

Вид клетки во время фазы деления

Номер данной фазы на рисунке

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

Кончик корешка лука

II. Фазы митоза и
цитокинез в кончике корня лука (схема)

1 — интерфаза

2, 3, 4, — профаза,

5 — метафаза,

6 — анафаза,

7, 8, 9 — телофаза,

10 — цитокинез,

11 — дочерние клетки

На нижнем рисунке найдите фазы митоза и их номера занесите в таблицу

  • Лабораторная работа номер 4 состав костей
  • Лабораторная работа номер 3 информатика
  • Лабораторная работа номер 2 физика перышкин
  • Лаборатория на ямальской салехард телефон
  • Лаборатория на чичканова тамбов телефон