Лабораторная работа номер 4 состав костей

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Лабораторные работы по биологии 8 класс автор(ы) Колесов, Маш, Беляев

Содержание

  • Микроскопическое строение кости
  • Утомление при статической работе
  • Осанка и плоскостопие
  • Изучение особенностей кровообращения
  • Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
  • Действие слюны на крахмал
  • Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
  • Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
  • Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Микроскопическое строение кости

Стр. 69

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань»

Ход работы:

1. Рассматриваем при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 23, А и Б определяем, поперечный или продольный срез мы рассматриваем.

2. Находим канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. На продольном срезе – вид продолговатых полых образований внутри кости, которые тянутся внутрь нее, разветвляются и постепенно становятся тонкими.

3. Находим костные клетки, которые находится между кольцами, и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Вывод:

Мы рассмотрели при малом увеличении микроскопа костную ткань. На рисунке 23 А мы увидели продольный срез. На рисунке 23 Б – поперечный срез. Канальцев, по которым проходили сосуды и нервы, больше содержится в губчатом веществе кости. Однако и в компактном они также есть. Костными клетками заполнено почти все видимое пространство на обеих картинках.

Можно сделать вывод, что строение компактного вещества в кости обусловлено тем, что в нем пролегают нервы и сосуды, которые питают эту кость. Такое строение обеспечивает за счет полости трубочек наименьшую плотность, но высокую прочность, так как эти трубочки имеют малый вес, высокую прочность и ветвистую структуру. Последний аспект обеспечивает максимальную прочность, ведь осевая нагрузка распределяется не в одном направлении, а постепенно уменьшается. Именно по такому типу изготавливают и корпуса самолетов. Для них используют прочные дюралюминиевые конструкции, а не листовой прокат.

Утомление при статической работе

Стр. 94

Оборудование: секундомер, груз 4 – 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе. Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Ход работы:

  1. Становимся лицом к классу, вытягиваем руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечаем тот уровень, на котором находится рука.

  2. После приготовлений по команде включаем секундомер, и начинаем удерживать груз на уровне отметки.

  3. Начальное время указываем в первой строчке таблицы. Затем определяем фазы утомления и проставляем их время.

  4. Выясняем, за какое время наступает предельное утомление. Записываем показатели в таблицу.

Статическая работа Признак утомления Время
Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна 3 минуты
Первая фаза утомления Рука немного опускается, а потом рывком поднимается в исходное положение 8 минут
Вторая фаза утомления Дрожь в руке, пошатывание корпуса тела, повышение потоотделения, потеря координации 13 минут
Предельное утомление Рука с грузом опущена, опыт завершен 16 минут

Вывод: мы наблюдали за появлением признаков утомления при статической работе, определяли время наступления первой и второй фаз утомления, а также предельного утомления. Статическая работа подразумевает испытание выносливости тела человека, ведь оно находится определенное время в одном положении.

Осанка и плоскостопие

Стр. 98

1. Выявление нарушений осанки

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой было измерено расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, а после, отступя на 3 – 5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат – 63 см разделили на второй – 61 см:

63/61 = 1,033.

Вывод: нарушений нет.

2.Была выполнена требуемая поза – встать спиной к стенке так, чтобы пятки, колени, таз и лопатки касались стены. Попытка просунуть между спиной и стеной кулак не удалась. Попытка просунуть между спиной и стеной ладонь – удалась.

Вывод: нарушений осанки не выявлено.

2.Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш.

Ход работы:

После проведения манипуляций, указанных в задании, было выяснено, что в узкой части отпечатка стопы нет выпадов за пределы линии.

Вывод: плоскостопия нет.

Изучение особенностей кровообращения

Стр. 138

I. Функция венозных клапанов

Предварительные пояснения.

Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход опыта:

Я поднимаю одну руку вверх, а вторую опускаю вниз. Спустя минуту кладу обе руки на стол.

Ответы на вопросы:

1. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

Рука, которая была опущена вниз, стала красной, потому что вены в ней наполнились кровью. Такое явление происходит из-за того, что сердце вынуждено преодолевать силу тяжести руки.

Рука, которая была поднята вверх, побелела, так как действие силы тяжести на нее совпало с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки вен и капилляров.

2. В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Клапаны закрыты были в опущенной руке, потому что кровь поднимается вверх по руке по венам, а возвращается по венам большого круга к сердцу. Клапаны служат своеобразной преградой и дают крови стекать обратно, тем самым способствуя ее движению в едином направлении.

Вывод:

Опустив руку вниз, я увидел, что она стала красной. Так произошло, потому что сердцу приходится преодолевать дополнительно силу тяжести руки. Плюс, кровь в венах застаивается, а давление на ее стенки становится сильнее.

Рука, которая была поднята вверх, стала бледной. Такое явление поясняется тем, что ее сила тяжести совпадает с направлением движения крови, которая не застаивается и не давит на стенки капилляров и вен.

Когда я положил обе руки на стол, они стали находится немного выше уровня сердца. Это способствовало тому, что стенки сосудов уменьшились, давление снизилось, обе руки приобрели здоровый естественный вид.

II. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение (рис. 64).

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Ход опыта:

  1. Я перетягиваю палец с помощью нитки и провожу наблюдения за изменением цвета кожи и другими изменениями. Палец становится набухшим, красным, на ощупь плотным, появляется болезненность. Так происходит из-за того, что нить затрудняет отток крови по венам, а лимфы – по лимфатическим узлам. Если дольше держать палец перетянутым, он может посинеть, так как такая перетяжка не перекрывает полностью приток крови к пальцу, однако полностью прекращает отток крови обратно к сердцу.

  2. Дотрагиваюсь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Наблюдаю за ответной реакцией своего пальца – ощущение щекотки, легкого покалывания. Так объясняется кислородное голодание тканей пальца.

  3. После этого я снимаю перетяжку ниткой и массирую палец по направлению к сердцу. Движение крови по капиллярам восстанавливается, состояние кожи пальца становится прежним.

Ответы на вопросы:

1. Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Потому что это не только доставляет дискомфорт и неудобство, но и препятствует нормальному кровоснабжению сдавленных органов, тканей. А это чревато кислородным голоданием и даже отмиранием.

2. Почему вышли из моды корсеты, которые затягивались дамы XIX столетия?

Корсеты – это уникальные приспособления, которые носили девушки тех веков, дабы придать своей фигуре стройности и подтянутости. Однако они сильно перетягивали грудную и брюшную полости, из-за чего в них нельзя было нормально дышать, двигаться и долгое время находиться.

Вывод:

Если сильно затянуть палец ниткой, то отток крови нарушается. Возникает дискомфорт, покраснение кожи, болевые ощущения. Длительное нахождение пальца в таком состоянии чревато кислородным голоданием и, как следствие, отмиранием ткани. После того, как нить с пальца была снята, кровоснабжение в нем восстановилось, а кожа приобрела прежний вид.

Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку

Стр. 157

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения:

Цель этой работы — познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

Ход опыта:

1. Измеряем пульс в состоянии покоя. Для этого делаем 3-4 измерения за
10 секунд, и среднее значение умножаем на 6.

2. Делаем 20 приседаний в быстром темпе, садимся и тут же измеряем ЧСС за 10 секунд.

3. Повторяем замеры через каждые 20 секунд. Определяем ЧСС за 10 секунд. (При замерах 20 секунд отсчитываем от конца предшествующего измерения).

4. Результаты оформляем в таблице:

Состояние Показания ЧСС
Покой

13; 12; 11.

12 * 6 = 72

После приседаний 23; 18; 15; 12.

Вывод: после проведения опыта я могу сказать, что после физической нагрузки на мой организм ЧСС повысилась за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Мои результаты замеров ЧСС после приседаний повысились почти в два раза. Это средний результат. Спустя 10, 20 и 30 минут после завершения приседаний я наблюдал, что пульс нормализовался.

Действие слюны на крахмал

Стр. 211

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, раствор йода (5%-ы), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где крахмал сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не откраиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы:

  1. Готовим реактив на крахмал – йодную воду. Добавляем несколько капель йода в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая.

  2. Наматываем на спичку вату, смачивая ее слюной. Далее пишем ватой букву на накрахмаленном бинте.

  3. Расправленный бинт зажимаем в руках и держим его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты).

  4. Опускаем бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрашиваются в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. На синем фоне получилась белая буква.

Ответы на вопросы:

  1. Субстратом является крахмал, а ферментом будет амилаза в составе слюны.

  2. Синяя буква на белом фоне при проведении опыта не получится.

  3. При кипячении слюны ферменты, которые входят в её состав, будут разрушаться. Соответственно, на крахмал слюна, которая продет процесс кипячения, действовать не будет.

Вывод: по итогу проведения опыта мы смогли увидеть, что при воздействии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет. Исключение составляет место, где была нанесена слюна.

Также мы видим, что на крахмале, который обработан слюной, окрашивания не произошло. Это значит, что слюна способствовала расщеплению крахмала.

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Стр. 245

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. В положении сидя задерживаем дыхание при вдохе на максималь­ный срок. Включаем секундомер (предварительное глубокое дыха­ние перед опытом не допускается!). Мой результат – 37 секунд.

  2. Выключаем секундомер в момент восстановления дыхания. Записываем результат. Отдыхаем 5 мин.

  3. Встаем и делаем 20 приседаний за 30 секунд.

  4. Вдыхаем, быстро задерживаем дыхание и включаем секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, садимся на стул.

  5. Выключаем секундомер при восстановлении дыхания. Записываем результат. Вычисления делаю следующим образом: (15*10)/37 = 40,05% или округляем 40,1%.

  6. Спустя минуту повторяем первую пробу. Результат записываем. В этот раз результат составляет 42 секунды, что в процентном соотношении будет равно: (37*100)/42 = 88,09% или округляем 88,1%.

  7. Делаем в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравниваем свои результаты с таблицей и делаем вывод. После проведенного опыта функциональной пробы с задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки, а также сравнив свои показатели с нормативами, я могу отнести себя к группе «Здоровые нетренированные». Чтобы в будущем улучшить свои показатели, мне нужно тщательно поработать над собой: чаще гулять на свежем воздухе, больше двигаться, заниматься спортом, например, футболом.

Ответы на вопросы:

1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Потому что при дыхании выделяется углекислый газ. Если будет задержка дыхания, то углекислый газ не сможет выделяться из организма, а будет накапливаться там.

2. Почему при определенной концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно?

Дыханием управляет дыхательный центр в продолговатом мозге. Он получает импульсы, которые информируют о насыщенности крови кислородом и углекислым газом. Когда мозг понимает, что концентрация углекислого газа повышается, он задает команду дышать. Соответственно, человек не может контролировать данный процесс по своему желанию.

3. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?

Возрастает количество вдохов, они становятся глубокими, так как мозг посылает сигнал организму «дышать», чтобы пополнить запасы кислорода в крови.

4. Почему эти воздействия называются гуморальными?

Потому что эти воздействия связаны с взаимодействием химических молекул, а не нервных импульсов.

5. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее вре­мя, чем в состоянии покоя?

Потому что организм терпит физические нагрузки, при которых сердце бьётся быстрее, а значит, и кровь бежит быстрее. Из-за этого организму требуется больше кислорода.

6. Почему у тренированного человека энергетический обмен проис­ходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Общий расход энергии у тренированного человека будет почти на 10-15% ниже, чем у нетренированного. Понижение таких затрат связано с улучшением вентиляции легких, уменьшением количество потребляемого кислорода. Натренированный человек может лучше расслаблять и напрягать свои мышцы. Для нетренированного человека такие манипуляции связаны с дополнительными затратами энергии.

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

Стр. 342

Условия работы:

Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестрой­кой динамического стереотипа.

Ход работы:

  1. Измеряем, сколько секунд потребуется, чтобы написать скоро­писью какое-либо слово, например «Психология».

  2. С правой сторо­ны ставим затраченное время.

  3. Предлагаем испытуемому написать то же слово зеркальным шриф­том: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Делаем 10 попыток, око­ло каждой из них с правой стороны ставим время в секундах.

Оформление результатов:

Строим график. На оси X (абсциссе) отмечаем порядковый но­мер попытки, на оси У (ординате) — время, которое было потрачено на написание очередного слова.

Считаем, сколько разрывов между буквами было при написа­нии слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Называем число букв, в которых встречаются элементы, написан­ные старым способом.

Время на написание слова, с.
Обычным способом Способом зеркального письма
6 Попытки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
42 40 39,5 38 37,5 36,2 36 35 33 30

[CHART]

Вывод: при написании слова «Психология» обычным способом организм не ощущает дискомфорт. Все выполняется автоматически и занимает всего 6 секунд. При написании слова «Психология» зеркальным шрифтом справа налево организм начинает учиться новым действиям, затрачивается дополнительное время на написание каждого элемента буквы. Происходит угасание выработанных условно-рефлекторных реакций. С каждой попыткой навык обратного письма улучшается, а потому времени затрачивается меньше.

Ответы:

1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные элементы, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?

При написании слова новым росчерком происходит обдумывание движений по выведению той или иной буквы.

2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?

Да, такие попытки делаются, происходит формирование нового динамического стереотипа, а потому все действия выполняются без инструкции.

3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами – вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

При написании слова в зеркальном отражении старый стереотип держится долго, но потом он уступает место новому – происходит повторение одного и того же раздражителя. В результате образуется новый навык, который продолжает конкурировать со старым.

Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды (рис. 155) в различных условиях

Стр. 363

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  1. Попытаемся представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к нам и от нас.

  2. Когда оба образа сформированы, они сменяют друг друга: пирамида кажется то обращенной к нам, то от нас.

  3. При каждом изменении образа заносим в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя!

  4. По числу колебаний этих образов можем судить об устойчивости внимания. Для экономии времени измеряем число колебаний за 30 секунд и результат удваиваем.

  5. Составляем таблицу:

Колебания внимания Время
30 секунд 1 минута
Непроизвольное внимание (без установки) 12 20
Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) 6 10
Произвольное внимание при активной работе с объектом 4 8

Изучение тканей
организма человека
.

Вопросы

  1. Понятие онтогенез,
    основные этапы эмбрионального развития

  2. Зародышевые
    листки, их обособление.

  3. Понятие ткань
    организма человека, классификация
    тканей.

Рассмотреть под
микроскопом и зарисовать препараты
тканей, отметить особенности строения
в связи с выполняемыми функциями.

Эпителиальная
ткань однослойный и многослойный
эпителий

Рыхловолнистая
соединительная ткань

Плотноволокнистая
соединительная ткань

Хрящевая ткань
(волокнистый, гиалиниовый, эластический
хрящ)

Мышечная ткань
(гладкомышечная, поперечнополосатая,
сердечная)

Нервная ткань.

Подготовить ответы
на вопросы к контрольной.

  1. Клетка
    структурно-функциональная и информационная
    единица живого.

  2. Мембранные
    органеллы клетки (ядро, митохондрии,
    ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы,
    плазмолемма)

  3. Немембранные
    компоненты клетки (рибосомы, клеточный
    центр)

  4. Принципы
    классификации соединительных тканей.

  5. Хрящевая ткань
    ее виды.

  6. Эпителиальная
    ткань ее виды.

  7. Мышечная ткань
    ее виды.

  8. Нервная ткань.

Лабораторная работа № 2. Кость как орган

Кость как орган.

В состав кости
входят несколько тканей. Ведущей,
обеспечивающей функцию кости является
костная ткань, также в состав кости
входят хрящевая ткань, нервная ткань,
кровь и гладкомышечная ткань,
плотноволокнистая соединительная
ткань. Все внутренне пространство кости
заполнено костным мозгом, который
является неотъемлемой частью органа.
Снаружи кость покрыта надкостницей
(соединительная ткань), за счет которой
кость питается, растет в ширину и способна
к регенерации.

Рассмотрите внешнее
и внутреннее строение кости (рис.3),
расположение компактного и губчатого
вещества – зарисуйте

Классификация
костей

Рассмотрите
различные виды костей, зарисуйте, найдите
примеры.

Развитие костей

Развитие любой
кости происходит за счет остеобластов,
которые образуются их мезенхимы зародыша.
Эти клетки вырабатывают межклеточное
вещество кости. Косит могут развиваться
на почве соединительной или хрящевой
ткани и в соответствии с этим различают
виды окостенения:

Эндесмальное

Перихондральное

Периостальное

Эндохондральное

Первыми окостеневают
участки костей наибольшую основную
нагрузку, затем из благодаря добавочным
очагам окостенения остальные части
скелета. Весь процесс развития кости
происходит в тесной связи с кровеносной
системой. Также на скелеты ярко отражается
работа мышц. Длительные сокращения
мускулатуры вызывают усиление обмена
веществ кости, в результаты кость
увеличивается в размере, выраженнее
становится ее рельеф.

Ответьте на
вопросы
.

  1. Какие ткани входят
    в состав кости.

  2. Химический состав
    кости

  3. Внешнее строение
    кости

  4. Внутреннее строение
    кости

  5. Губчатое и
    компактное вещество кости, особенности
    их строения и расположения

  6. Костный мозг, его
    виды, функции

  7. Возрастные
    изменения кости

  8. развитие кости,
    типы окостенения

  9. Классификация
    костей, ее принципы.

  10. Влияние образа
    жизни на структуру и размер костей.

Лабораторная работа № 3 Соединение костей. Артрология.

По развитию,
строению и функции все виды соединения
костей делят на 2 большие группы:

Непрерывные –
синартрозы

Прерывные
– диартрозы

И выделяют переходную
форму — попупрерывное или симфиз,
он имеет
небольшую щель, но не снабжен настоящей
суставной полостью и сумкой.

Основные типы
соединений костей и их примеры

1. Рассмотрите
различные виды швов черепа, зарисуйте
и подпишите

Отметьте зубчатый,
чашуйчатый, гармонический (гладкий
шов).

2. Рассмотрите
строение сустава, зарисуйте и подпишите
его основные элементы.

Определите принципы
классификации суставов, типы движения
и плоскости вращения в них.

Биомеханика
суставов
.

Суставы играют
тройную роль:

  1. сохранение
    положения тела

  2. перемещение частей
    тела друг относительно друга

  3. локомоция

По форме суставные
поверхности рассматриваются как отрезки
геометрических тел вращения: цилиндра
(одна ось вращения), эллипс (две оси), шар
(три оси). Различают следующие виды
движения:

  • вокруг фронтальной
    оси – сгибание и разгибание

  • вокруг сагиттальной
    оси – отведение и приведение

  • вокруг вертикальной
    оси – вращение (супинация и пронация)

  • с переход с одной
    оси на другую – круговое движение —
    циркумдукция

укрепляющей частью
сустава являются связки. Они выполняют
две функции – направляют и удерживают
работу суставов.

Классификация
суставов по форме суставных поверхностей
и функции (тип выполняемых движений)

12а и 12б одноосный
блоковидный сустав, движения разгибание
(а) и сгибание (б).

13 седловидный
двуосный сустав движения – сгибание,
разгибание и отведение, приведение

14 одноосный
цилиндрический сустав – вращение вправо
и влево

15 трехосный
шаровидный сустав.

Весь двигательный
аппарат человека делят на две части –
пассивную и активную, также можно
выделить три системы органов:

Кости

Соединения костей

Мышцы и их
вспомогательные элементы

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лабораторная работа: Изучение строения костей и типов их соединения

Автор составитель

Новикова Татьяна Анатольевна

учитель биологии

МАОУ « СОШ №111»г. Перми

Биология 8 класс

УМК для учителя:

Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006.

Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.

Раздел «Опора и движение» (9 часов)

Урок №25 «Строение и свойства костей, типы их соединения»

Лабораторная работа №5

Тема работы: Изучение строения костей и типов их соединения;

Цель работы: Научиться распознавать все виды костей скелета и типы их соединения:

Оборудование: 3скелета (помимо учебного, мною используются два скелета, собранные детьми по инструкции в журнале из полимерных материалов, и подаренные школе), влажные препараты распилов плоских и трубчатых костей, муляжи черепов и

трубчатых костей.

Ход работы:

1.Класс, в составе 27 человек делится на 5 групп;

2.Каждая группа получает индивидуальное задание (отчёт о результатах работы каждой группы будет представлять собой единый структурированный системный ответ, который предполагает решение заявленной цели лабораторной работы);

3.Теоретическими источниками информации в процессе работы служат пособия по биологии для поступающих в ВУЗы, учебник Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек», Internet;

4.Задания для групп:

Группа №1 Оборудование: скелет, распилы костей:

Задания:1. Перечислите отделы скелета и назовите кости, их образующие.

2.Ответьте на вопрос: Чем трубчатые кости отличаются от плоских.

Группа №2 Оборудование: скелет, муляжи трубчатых костей;

Задания:1. Узнайте, предложенную вам для работы кость, зарисуйте её и

подпишите части;

2.Найдите в скелете все трубчатые кости и укажите типы их

соединения;

Группа №3 Оборудование: череп, распилы плоских костей;

Задания:1. Узнайте, предложенную вам для работы кость, зарисуйте её и

опишите её строение;

2.Найдите в скелете все плоские кости и укажите типы их

соединения;

Группа №4 Оборудование: скелет;

Задания:1.Найдите полуподвижные соединения костей, перечислите все полусуставы;

2.ответьте на вопрос: Чем данное соединение костей отличается от других соединений костей;

Группа №5 Оборудование: ноутбук, доска SMART

Задания:1.Используя Internet, найдите рисунки всех типов соединения костей с подписями, разместите их в мини презентации; определите значение для человека

2.Составьте таблицу для фиксации отчётов групп, за основу возьмите содержание цели работы;

5.В процессе отчёта групп, группа №5 заполняет таблицу, остальные участники групп фиксируют её в тетрадях;

п/п

Особенности строения костей

Типы соединения костей

Значение для человека

1

трубчатые

   

2

плоские

   

3

комбинированные

   

Вывод: особенности строения и соединения костей связаны с их функциями в организме человека.

Вывод: формулируется каждым участником самостоятельно;

Тетрадь сдаётся на проверку;

Подходы к оцениванию:

1.Правильность оформления работы, согласно предъявляемым требованиям;

2.Отчёт, по результатам работы в группе;

3.Правильность заполнения таблицы, представленный теоретический материал;

4.Общий вывод по результатам проверенной работы;

Примечание: При такой форме организации деятельности на уроке у учащихся формируются не только знания предметной области, но и УУД, ведущая роль принадлежит личностным результатам.

Урок № 10.

Тема: Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Лабораторная работа

Задачи: раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микро-строение костей, их классификацию.

Оборудование: модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губчатых и плоских костей; прокаленные на огне и вымоченные в кислоте трубчатые куриные кости; два штатива с двумя кольцами; для лабораторной работы на каждый стол: микроскопы, препараты костной ткани.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, хроматида, ген, митоз, мейоз, рост, развитие, возбудимость, раздражимость, нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, нервное волокно, синапс, нерв, нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга

2. Индивидуальный опрос.

Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.

Чем условный рефлекс отличается от безусловного? Приведите примеры.

Объясните действие прямых и обратных связей в нервной системе.

III. Изучение нового материала

  1. Функции скелета и мышц: защитная, опорная, двигательная. Роль мышц и кистей в движении. (Беседа с использованием таблиц.)

  2. СООД – комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве.

СООД

Активная часть

(мышцы)

Пассивная часть

(кости, связки, суставы, хрящи, фасции)

Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанные между собой соединительной тканью.

600 скелетных мышц

Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет.

220 костей

Значение:

  1. Энергетическая функция – превращение химической Е в механическую и тепловую.

Значение:

  1. Опорная функция

.

  1. Двигательная функция – обеспечение подвижности тела и его частей в пространстве.

  2. Защитная функция – создание полостей тела для защиты внутренних органов.

  3. Формообразующая функция – определяет форму и размеры тела.

  4. Кроветворная функция

  5. Обменная функция – кость – источник Са2+, F+ и др. минеральных веществ.

  1. Химический состав костей. (Беседа с использованием демонстрации костей: вымоченной в соляной кислоте, жженой и необработанной.)

Химический состав кости

Органически в-ва (30%)

Белок – коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты

Неорганические в-ва (60%)

Соли Ca2+, P3+, Mg2+

микроэлементы

Н2О (10%)

придают упругость

придают прочность

Кость – орган, в состав которого входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды, суставные хрящи.

Костная ткань

Костные клетки

Плотное межклеточное в-во

  1. Макроскопическое строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и желтый костный мозг. (Беседа с использованием таблиц, натуральных препаратов или их моделей.)

8. Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. (Беседа с использованием демонстрации прочности Двух бумажных моделей, положенных на кольца двух химических штативов. К середине модели подвешивается груз для определения ее прочности. Первая модель изготовляется из листа

бумаги, сложенного в полоску, вторая модель — из такого же листа бумаги, но свернутого в трубку)

9. Рост костей в длину и ширину. (Беседа с демонстрацией распилов трубчатых костей. На натуральных препаратах можно показать полоски компактного вещества в тех местах, где ранее находились зоны роста кости в длину.)

IV. Закрепление знаний

Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости». (Выполняется по инструкции учебника нас. 50.)

V. Задание на дом

Изучить § 10. Ответить на вопросы в конце параграфа, учить термины.

Слайд 1

Лабораторная работа «Строение скелета человека» Дектерева Наталья Витальевна

Слайд 2

Цель работы Изучить общий план строения скелета человека, типы костей и их строение

Слайд 3

Оборудование и материалы Макет скелета человека Кости скелета человека разных типов Рисунки

Слайд 4

Ход работы Скелет человека (др.-греч. «высушенный») — совокупность костей человеческого организма, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Скелет взрослого человека состоит из около 206-208 костей, а ребенка – примерно из 300 Функции : Опорная : является опорой всего тела Двигательная: система рычагов с подвижными соединениями, приводимых в движение мышцами Защитная: образует полости для жизненно важных органов Минеральный обмен: кости являются депо для минеральных солей: фосфора, кальция, железа, меди Кроветворная: из стволовых гемопоэтических клеток костного мозга образуются клетки крови и иммунной системы

Слайд 6

Череп человека (вид сбоку): 1 – венечный шов; 2 – лобная кость; 3 – большое крыло основной кости; 4 – надглазничное отверстие; 5 – глазница; 6 – носовые кости; 7 – слёзная кость; 8 – скуловая кость; 9 – подглазничное отверстие; 10 – верхнечелюстная кость; 11 – нижняя челюсть; 12 – шиловидный отросток височной кости; 13 – наружное слуховое отверстие; 14 – сосцевидный отросток височной кости; 15 – височная кость; 16 – затылочная кость; 17 – ламбдовидный шов ; 18 – чешуйчатый шов; 19 – теменная кость.

Слайд 7

Бедреная кость Фаланга пальца Ребро Кости предплюсны и плюсны Лопатка Кости таза Позвонок Крестец

Слайд 8

рост в толщину рост в длину

Слайд 9

Химическое строение костей Неорганические вещества Органические вещества 70% 30% Соли Ca (99% всего организма), P , Mg и др. Вода (10%) Твёрдость Упругость ПРОЧНОСТЬ + Белки – коллаген, оссеин Углеводы Лимонная кислота Ферменты

Слайд 10

Вопросы для закрепления Каковы функции скелета человека? Почему в скелете ребенка насчитывается больше костей, чем в скелете взрослого человека? Почему предпочтительнее начинать профессионально заниматься различными видами спорта с раннего детства? Какие особенности строения скелета человека связаны с прямохождением?

  • Лабораторная работа номер 3 информатика
  • Лабораторная работа номер 2 физика перышкин
  • Лаборатория на ямальской салехард телефон
  • Лаборатория на чичканова тамбов телефон
  • Лаборатория на чичерина калуга телефон