Лабораторная работа номер 1 по химии

Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов.
Сравните, используя приведённый на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
вариант 1 − кристаллических сахара и поваренной соли;
вариант 2 − глюкозы и лимонной кислоты.

reshalka.com

ГДЗ учебник по химии 8 класс Габриелян. Лабораторный опыт №1. Номер №1

Решение

Вариант 1.

Свойства Кристаллический сахар Поваренная соль
Агрегатное состояние Твёрдое Твёрдое
Цвет Бесцветное Бесцветное
Запах Без запаха Без запаха
Твёрдость по шкале Мосса 2 2
Физические свойства Не пластичен и не эластичен Не пластичен и не эластичен
Растворимость Растворимо в воде Растворимо в воде
Температура плавления и кипения Температура плавления − 186°C, при более высокой температуре сахар карамелизируется, поэтому температуры кипения нет Температура плавления − 801°C, температура кипения − 1465 °C
Плотность 1,587

г

/

с

м

3

2,165

г

/

с

м

3

Тепло − и электропроводность В сухом виде не проводит электрический ток и тепло В сухом виде не проводит электрический ток и тепло. В виде раствора или расплава обладает тепло − и электропроводностью

Вариант 2.

Свойства Глюкоза Лимонная кислота
Агрегатное состояние Твёрдое Твёрдое
Цвет Белый цвет Белый цвет, имеет блеск
Запах Без запаха Без запаха
Твёрдость по шкале Мосса 2 2
Физические свойства Не пластичен и не эластичен Не пластичен и не эластичен
Растворимость Растворимо в воде Растворимо в воде
Температура плавления и кипения Температура плавления − 146°C, при плавлении разлагается, поэтому температуры кипения нет Температура плавления − 153 °C, при плавлении разлагается, поэтому температуры кипения нет
Плотность 1,56

г

/

с

м

3

1,66

г

/

с

м

3

Тепло − и электропроводность Не проводит электрический ток и тепло Не проводит электрический ток и тепл

Практическая работа № 1.

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и
нагревательными приборами.

Цель работы: 1. Изучить правила техники безопасности при
работе в

                               
  химической  лаборатории (кабинете).

                             2.
Познакомиться  с устройством и основными приёмами 

                                 
обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: Штатив, спиртовка, пробирка, стакан с водой,
лабораторная

                               
посуда.

Ход работы.

I. Правила
техники безопасности при работе в химической лаборатории (кабинете).

1.  Категорически запрещается:

·       
брать вещества руками.
Твёрдые вещества можно брать из баночек только сухой специальной ложкой,
насыпать твёрдые вещества и наливать жидкости нужно осторожно и только над
столом или специальным поддоном;

·       
пробовать вещества на
вкус;

·       
нюхать вещества из
горлышка склянок, т.к. вдыхание паров и газов может вызвать раздражение
дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать
движение от отверстия сосуда к носу (рис. 112);

·       
при смешивании веществ в
пробирке зажимать отверстие пальцем;

·       
смешивать вещества без
указания учителя.

2.  Проводить опыты  только с теми веществами,
которые указаны учителем.

3.  Проводить опыты только с таким количеством
веществ, которые указаны в

     инструкции.

4.  Спиртовку зажигать только спичкой! НЕЛЬЗЯ
зажигать спиртовку зажигалкой,  

     горящей бумагой
или другой спиртовкой, т.к. может пролиться  спирт и

     возникнет  пожар!
НЕЛЬЗЯ ни в коем случае держать голову близко к пламени  

     или наклоняться
над ним.

5.  Тушить пламя спиртовки только колпачком!

6.  При нагревании вещества в пробирке её сначала
необходимо целиком прогреть

     над пламенем; отверстие
пробирки направлять в сторону от себя, и от соседей.

7.  Соблюдать особую осторожность при работе с
едкими веществами –

     кислотами  и щелочами!
ПОМНИТЕ – при разбавлении кислоту медленно

     наливают 
тонкой струйкой  в воду!!!

8.  В случае ожога, пореза или попадания едкой и
горячей жидкости на кожу или

     одежду следует немедленно
обратиться к учителю или лаборанту!

9.  Не загромождать рабочее место посторонними
предметами, бережно    

     обращаться с  лабораторным
оборудованием!

10. Закончив работу, привести рабочее место в
порядок!

II. Лабораторное оборудование.

1. Устройство
лабораторного штатива.

    Задание: рассмотреть и нарисовать штатив, обозначить
его составные части.

1.    
Чугунная подставка

2.    
Стержень

3.    
Муфта

4.    
Лапка

5.    
Кольцо

2. Устройство
спиртовки.

     Задание 1: рассмотреть и нарисовать спиртовку,
обозначить её составные  

                        
части.

          

1.Сосуд

2.Фитиль

3.Металлическая трубка с диском

4.Колпачок

    Задание 2: налить в пробирку 2 мл воды, закрепить
пробирку

                       
в держателе, нагреть  воду до кипячения.     

3. Химическая
посуда.

    Задание: рассмотреть и нарисовать образцы химической
посуды.

Практическая работа № 2.

Наблюдение за горящей свечой.

Цель работы: 1. Изучить строение пламени.

                            
2. Изучить явления, происходящие при горении свечи.                
Оборудование: Свеча, предметное стекло, пробирки, лучина, резиновая

                               
груша, 2 химических стакана разного объёма.

Ход работы.

Опыт 1. Физические явления при горении свечи:

    Задание: Зажечь свечу. Что наблюдаете?

Наблюдение: таяние парафина. Это физический процесс – плавление.

Вывод:

Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

    Задание 1: Возьмите тигельными щипцами предметное стекло,
внесите в зону  темного конуса горящей свечи и подержите 3-5 с. Что наблюдаете?
Дайте объяснение.

 Наблюдение: на
предметном стекле, внесённом в зону темного конуса пламени, образовалось чёрное
пятно – сажа.

Вывод:

    Задание 2: Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните
вверх дном и подержите над пламенем. Что наблюдаете? Дайте объяснение.

Наблюдение: сухая пробирка, находящаяся над пламенем запотела.

Вывод:

    Задание 3: В ту же пробирку быстро прилить известковой воды. Что
наблюдаете? Дайте объяснение.

Наблюдение: в эту же пробирку быстро прилили известковой воды,
она помутнела.

Вывод:

    Задание 4: Рассмотрите, какое строение имеет пламя. Поместите
лучину (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через все зоны. Что
наблюдаете? Дайте объяснение.

Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи.

    Задание 1: Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в
резиновую грушу. Сжимая её рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Что
наблюдаете? Дайте объяснение.

 Наблюдение:
усиление яркости пламени при продувании грушей около пламени.

Вывод:

    Задание 1: Зажгите две свечи и накройте их стаканами разного
объёма. Что наблюдаете? Дайте объяснение.

Наблюдение: горение свечи дольше под стаканом большего объёма.

Вывод:

«Правила т/б в хим. лаборатории. Ознакомление с лабораторным оборудованием»

♦ В этой работе вам будет необходимо:

1. Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории.

2. Изучить лабораторное оборудование и лабораторную посуду, их назначение.

3. Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой.

4. Поработать с тренажерами..

5. Оформить (отправить учителю) отчет о проделанной работе.

I. Правила техники безопасности в кабинете химии

  1. Соблюдение требований настоящей Инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.
  3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.
  4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, методам нагревания, наполнению сосудов и т.д.                                                                    
  5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
  6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.
  7. Запрещается прием пищи и напитков в кабинете химии.
  8. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками.
  9. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
  10. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  11. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
  12. Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости, они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.
  13. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.
  14. Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
  15. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
  16. По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  17. При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов)  не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

II. Лабораторная посуда и оборудование

1. Посмотрите презентацию

2. Изучите таблицу:

Образец Название

Пробиркодержатель

Для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

Фарфоровая чашка

Для выпаривания и кристаллизации

Колбы

Для приготовления растворов и проведения реакций

Лабораторный штатив

Мерный цилиндр

Для измерения объема вещества

Пробирка

Для проведения химических опытов

Асбестовая сетка

Для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Штатив для пробирок

Для размещения пробирок

Спиртовка

Для нагревания веществ

Химический стакан

Фарфоровая ступка с пестиком

Для измельчения твердых веществ

Воронка

Для переливавния жидкостей

III. Правила работы со спиртовкой

  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

IV. Устройство спиртовки

1 — стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 — металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 — фитиль;

4 — колпачок.

V. Строение пламени

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

VI. Тренажеры

Тренажер №1: “Меры предосторожности при работе а кабинете химии (лаборатории)”

Тренажер №2: “Оборудование и посуда для химической лаборатории”

VII. Оформление отчета

Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов

Сравните, используя приведенный на с. 10 план, свойства выданных вам в стаканчиках образцов веществ:
вариант 1 – кристаллических сахара и поваренной соли;
вариант 2 – глюкозы и лимонной кислоты.

План, приведённый на с. 10 учебника:

  1. В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком, твёрдом) находится вещество при данных условиях?
  2. Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
  3. Имеет ли вещество запах?
  4. Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости (шкале Мооса*)? (См. справочники)
  5. Проявляет ли вещество пластичность, хрупкость, эластичность?
  6. Растворяется ли вещество в воде?
  7. Какова температура плавления и температура кипения вещества? (См. справочники)
  8. Какова плотность вещества? (См. справочники)
  9. Обладает ли вещество тепло- и электропроводностью? (См. справочники)

* Шкала Моо́са – относительная десятибалльная минералогическая шкала для оценки твёрдости поверхности. Если исследуемый образец царапает эталонный минерал из шкалы, то его твёрдость выше; если он царапается эталоном – то ниже. Подробнее https://ru.wikipedia.org/wiki/Шкала_Мооса

Вариант 1 Кристаллический сахар Поваренная соль
Агрегатное состояние Твёрдое Твёрдое
Цвет, блеск Белые** кубические кристаллы, блестят на свету Белые крситаллы без блеска
Запах Нет Нет
Твёрдость по Моосу 2 2
Пластичность, хрупкость, эластичность Непластичный, хрупкий, неэластичный Непластичный, хрупкий, неэластичный
Растворимость, г на 100 мл воды (0° C) 179 35,7
Температуры плавления и кипения, ° C пл = 186, разлагается пл = 801, t°кип = 1465
Плотность, г/см3 1,59 2,17
Тепло- и электропроводность λ = 0,42Вт/м*К, не проводит ток λ = 6,9 Вт/м*К, хорошо проводит ток только в растворе

** Чистая сахароза (сахар) прозрачна, но наличие примесей делает её белой. Обычный пищевой сахар имеет белый цвет.

Вариант 1 Глюкоза Лимонная кислота
Агрегатное состояние Твёрдое Твёрдое
Цвет, блеск Белые крситаллы без блеска Белые крситаллы без блеска
Запах Нет Нет
Твёрдость по Моосу 2 2
Пластичность, хрупкость, эластичность Непластичный, хрупкий, неэластичный Непластичный, хрупкий, неэластичный
Растворимость, г на 100 мл воды (0° C) 32,3 96
Температуры плавления и кипения, ° C пл = 146, разлагается пл = 153, разлагается
Плотность, г/см3 1,54 1,67
Тепло- и электропроводность λ = 0,43Вт/м*К, не проводит ток λ = 0,18 Вт/м*К, слабо проводит ток только в растворе

1. Филео (греч.) означает «люблю», фобос – «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений – цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры свойств других веществ, которые используются в литературных произведениях.

3. Выпишите отдельно названия веществ и названия тел из приведённого перечня: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела – существительному – можно подобрать относительное прилагательное, образованное от названия вещества, например: железо и гвоздь – железный гвоздь.

4. Выпишите качественные прилагательные: лёгкий, круглый, длинный, тяжёлый, твёрдый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, – которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам и к веществам.

5. Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.

6. Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 2 на с. 5, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.

7. Какое понятие более широкое – «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.

8. Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе: а) кислород малорастворим в воде; б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода; в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объему); г) кислород входит в состав углекислого газа.

9. Укажите, где о водороде говорится как о химическом элементе, а где – как о простом веществе: а) водород входит в состав большинства органических соединений; б) водород – самый лёгкий газ; в) водородом заполняют воздушные шары; г) молекула метана содержит четыре атома водорода.

10. Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере: а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.

  • Лабораторная работа номер 1 многообразие клеток
  • Лабинск госпиталь для ковид телефон
  • Лабораторная работа номер 1 механизмы саморегуляции
  • Лабдиагностика краснокамск карла маркса телефон
  • Лабораторная диагностика лесосибирск телефон белинского 5б