Лабораторная работа номер 1 механизмы саморегуляции

Вопрос 1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?

Вещество — это то, из чего состоят все физические тела в мире. Простые вещества состоят из атомов: соединений электронов, протонов и нейтронов. Атомами, в свою очередь, представлены элементы. Одни вещества имеют лишь один протон в ядре (водород), а другие сотню и больше. На сегодняшний день известно более 20 млн. веществ. Многие из них представлены в природе. В сотни раз больше веществ применяют и извлекают ученые.

Физическое тело — материальный объект, имеющий постоянные: массу, форму (причём, как правило, простую), а также соответствующий ей объём; и отделенный от других тел внешней границей раздела.

Вопрос 2. Что такое система? Чем открытые системы отличаются от закрытых?

Система — совокупность функционально связанных элементов или процессов, объединенных в целое для достижения результата и обособленная от окружающей среды.

Закрытая система не зависит от окружающей среды, отделена от нее и не взаимодействует с ней — это самодостаточное целое.

Открытая система находится в постоянном взаимодействии и обмене с внешней средой, от которой зависит ее функционирование. Она способна приспосабливаться к изменившимся внешним условиям своего существования, изменяя свою структуру.

Вопрос 3. О чём говорят законы сохранения массы вещества и превращения энергии, открытые в результате естественнонаучных исследований?

Из закона сохранения массы вещества следует, что вещества не могут возникать из ниоткуда и из ничего или превращаться в ничто. Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе продуктов реакции.

Закон сохранения и превращения энергии — это общий закон природы, согласно которому энергия любой замкнутой системы, при всех процессах, происходящих в системе, остаётся постоянной. Энергия может только превращаться из одной формы в другую и перераспределяться между частями системы. Для незамкнутой системы увеличение /уменьшение её энергии равно убыли /возрастанию энергии взаимодействующих с ней тел и физических полей.

Вопрос 4. Какие уровни организации живого выделяют в биологии?

Учёные выделяют несколько уровней организации биологических систем, в частности: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно — видовой, экосистемный и биосферный. Однако следует заметить, что часто выделяют и другие уровни организации, такие, как уровень сообщества (консорции), органов и тканей (его вы подробно изучали в 8 классе), клеточных органоидов и т. п., — это переходные уровни между шестью основными.

Вопрос 5. Что является материальной основой существования биологических систем?

Фундаментальной характеристикой биологических систем является их материальная природа, а также использование энергии для осуществления своей жизнедеятельности.

Вопрос 6. Что такое генетическая информация и какое значение она имеет для биологической системы любого уровня организации? Приведите примеры.

Генетическая информация — это такая наследственная информация, которая состоит из набора генов, каждый из которых отвечает за определенные особенности строения и функционирования организма, носителем которой является ДНК (у некоторых вирусов — РНК).

Генетическая информация обусловливает особенности строения биологической системы, а точнее, её элементарного структурного и функционального компонента, т. е. клетки.

Генетическая информация определяет морфологическое строение, рост, развитие, обмен веществ, психический склад, предрасположенность к заболеваниям и генетические пороки организма.

Вопрос 7. Что позволяет компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое? Какие механизмы лежат в основе этих процессов?

Взаимодействие между компонентами системы позволяет компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое.

В основе взаимодействия лежат различные процессы саморегуляции, основанные на механизме обратной связи.

Вопрос 8. Какая фундаментальная идея лежит в основе научного объяснения единства и многообразия жизни?

Фундаментальная идея, которая лежит в основе научного объяснения единства и многообразия жизни, заключается в том, что все организмы, жившие и живущие в настоящее время на Земле, являются модифицированными потомками их общих предков.

Вопрос 9. Используя рисунок 9, опишите последовательность, изображающую восходящую иерархию биологических систем, начиная с молекулярного уровня. Например, «молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом».

Я думаю, что имеется ввиду рис.10.

1. Из атомов, соединённых друг с другом состоит молекула.

1.1. Из молекул состоят биополимеры, из которых состоят органоиды клеток.

2. Из определенного набора органоидов, состоит клетка.

3. Ткани состоят из совокупности клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

4. Орган состоит из обособленной совокупности различных типов клеток и тканей, выполняющих определённую функцию в живом организме.

5. Из органов и систем органов образуется организм (особь) определенного вида, который представляет собой целостную и самовоспроизводящуюся систему. У микроорганизмов организменный уровень совпадает с клеточным.

6. Популяция состоит из особей одного вида, относительно изолированных от групп этого же вида.

7. Популяции объединяются в совокупности — сообщества (биоценозы).

8. Экосистемы состоят из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

9. Биосферный уровень охватывает все явления жизни на Земле, которые объединяет биотический обмен веществ и энергии.

Вопрос 10. Какое значение имеет изучение свойств биологических систем на различных уровнях организации?

Различные уровни организации формируют сложное иерархическое строение, когда нижележащие более простые уровни определяют свойства вышележащих. Но каждый из уровней организации имеет особенности, которые лишь частично можно объяснить, исходя из особенностей низшего уровня. Другими словами, свойства целого не равны сумме свойств его частей. Эта закономерность известна как принцип эмерджентности систем: при объединении компонентов в более крупные функциональные единицы, возникают качественно новые (эмерджентные) свойства, которые невозможно предсказать, исходя из свойств компонентов. Итак, свойства системы определенного уровня организации является суммой совокупных свойств ее компонентов и эмерджентных свойств, возникающих в результате взаимодействия этих компонентов.

Проще говоря, на каждом уровне возникают новые свойства живого, отсутствующие на нижележащем уровне, выделяются свои элементарные явления и элементарные единицы, поэтому стоит изучать свойства биологических систем на различных уровнях организации.

Вопрос 11. Почему владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки, как правило, позволяет оценить достоверность биологической информации, получаемой из различных информационных источников?

Владение Вами фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки позволят Вам в любых источниках информации заметить искажённые или ложные данные, факты, ошибочное употребление единиц информации (цифры, буквы, символа). Владение понятиями позволит также выявить недостоверность информации, её неадекватность; рассмотреть некомпетентность источника. Поэтому владение понятиями биологической науки очень важно для получения качественной информации.

Вопрос 12. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 «Механизмы саморегуляции».

Цель: провести исследование функций своего организма и объяснить полученные результаты с позиции понимания сущности механизмов саморегуляции.

Ход работы:

1. Измерьте собственный пульс, находясь в состоянии покоя. Запишите результат в тетрадь.

2. Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.


3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Например, мой пульс в покое — 55 ударов в минуту. После нагрузки — 95 уд. в мин. При сравнении двух показателей, мы видим, что после нагрузки пульс участился.

Вывод: здесь срабатывает один из механизмов саморегуляции, который позволяет сохранять доставку достаточного количества кислорода к органам, тканям и клеткам при любых физических нагрузках.

Кислород переносит эритроциты по кровеносным сосудам. Когда человек испытывает нагрузки, количество кислорода требуется в организм больше, значит, и количество эритроцитов будет увеличиваться, вместе с током крови. Отсюда усиливается частота сердцебиения, увеличивается пульс.

Страница 29 из 29

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторная работа №1.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 «Механизмы саморегуляции»
Цель: провести исследование функций своего организма и объяснить полученные результаты с позиции понимания сущности механизмов саморегуляции.

Ход работы:
1. Измерьте собственный пульс, находясь в состоянии покоя. Запишите результат в тетрадь.
2. Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.
3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.

Ответ:

1. Мой пульс, находясь в состоянии покоя, составляет 58 ударов в минуту.
2. После нагрузки пульс − 100 ударов в минуту.
3. Вывод: мы видим, что после активной нагрузки пульс повышается. Повышается он за счет того, что кровь начинает течь по сосудам интенсивнее для питания тканей кислородом (эритроциты в крови переносят кислород).

Лабораторная работа №2.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции»
Цель: показать наличие липидов в биологических объектах.
Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, мерный стакан объёмом 50 мл.
Реактивы: подсолнечное (или любое растительное) масло, 10 %−ный раствор гидроксида натрия, плод фенхеля.

Ход работы:
1. В пробирку налейте 1 мл растительного масла, прибавьте щепотку ванилина и прилейте 4−5 капель 10 %−ного NaOH. Нагрейте на водяной бане. Наблюдается жёлто−оранжевая окраска.
2. Плод фенхеля поместите на поверхность дистиллированной воды, при этом он начнёт непрерывно вращаться.
3. Внесите на поверхность дистиллированной воды небольшое количество растительного масла − движение фенхеля мгновенно прекратится.
4. Запишите результаты эксперимента и сделайте вывод

Ответ:

1. В пробирке мы можем наблюдать желто−оранжевую окраску, так как это является качественной реакцией на липиды.
2. Плод фенхеля поместили на поверхность дистиллированной воды, при этом он начал непрерывно вращаться.
3. Внесли на поверхность дистиллированной воды небольшое количество растительного масла − движение фенхеля мгновенно прекратилось, так как растительное масло не растворяется в воде.
4. Вывод: этот опыт показывает наличие липидов в клетках организма.

Лабораторная работа №3.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции»
Выполните лабораторную работу «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции» на с. 200.
Цель: показать наличие углеводов в биологических объектах.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетки ёмкостью 1 мл, водяная баня.
Реактивы: холодная вода со льдом, 1 %−ный раствор крахмала, 1 %−ный раствор иода в иодиде калия (раствор Люголя).

Ход работы:
1. К 10—12 каплям 1 %−ного раствора крахмала прибавьте каплю раствора Люголя. Запишите результат.
2. Осторожно нагрейте раствор на водяной бане (100 °С). Отметьте, что произошло с раствором. Запишите результат.
3. Аккуратно поставьте пробирку в холодную воду со льдом. Что происходит с раствором по мере его охлаждения?
4. Сделайте вывод. Объясните сущность наблюдаемых процессов.

Ответ:

1. Мы видим, как крахмал окрасился в синий цвет (качественная реакция на крахмал).
2. В результате нагревания раствора произошло его обесцвечивание.
3. По мере охлаждения раствор становится синего цваета.
4. Вывод: качественной реакцией на крахмал является раствор люголя, содержащий йод. Если нам нужно узнать, находится ли в биологическом объекте углевод, мы можем провести реакцию с йодом. Синий цвет обозначает наличие углеводов.

Лабораторная работа №4.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции»
Цель: показать наличие белков в биологических объектах.
Оборудование: штатив с пробирками, водяная баня, кристаллизатор со льдом, мерный стакан объёмом 50 мл.
Реактивы: куриное яйцо, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака, гидроксид натрия, раствор медного купороса, вода.

Ход работы:
1. Приготовьте раствор белка.
2. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налейте 2−3 мл раствора белка и добавьте несколько капель азотной кислоты. Соблюдайте технику безопасности при работе с химическими реагентами! Нагрейте содержимое пробирки, при этом образуется жёлтый осадок. Охладите смесь и добавьте раствор аммиака до перехода жёлтой окраски в оранжевую.
3. Биуретовая реакция. В пробирку налейте 2−3 мл раствора белка и 2−3 мл раствора гидроксида натрия, затем 1−2 мл раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание.
4. Запишите результаты эксперимента и сделайте вывод.

Ответ:

После приготовления раствора белка и добавления азотной кислоты мы получаем ксантопротеиновую реакцию (качественную реакцию). В результате получается раствор желтого цвета.
При добавлении к раствору белка гидроксида натрия, а затем медного купороса мы получаем биуретовую реакцию, раствор становится васильково−фиолетовым.
Вывод: Ксантопротеиновая и биуретовая реакции являются качественными реакциями на белки. В результате мы можем узнать о присутствии белка в биологическом объекте.

Лабораторная работа №5.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)»
Цель: доказать каталитическое действие белков−ферментов, показать их высокую специфичность, а также зависимость их действия от условий среды.
Оборудование: штатив с пробирками, мерный цилиндр объёмом 50 мл, пипетки, водяная баня или термостат, термометр.
Реактивы: лёд, 1 %−ный раствор крахмала, 1 %−ный раствор иода в иодиде калия (раствор Люголя), 5 %−ный раствор сульфата меди(II), 10 %−ный раствор гидроксиданатрия, 2 %−ный раствор сахарозы, 0,2 %−ная соляная кислота, свежий 3 %−ный раствор пероксида водорода.

Ход работы:
1. Приготовление раствора слюны, содержащего фермент амилазу.
− Тщательно прополощите рот водой.
− Наберите 2−4 мл слюны в мерный цилиндр.
− Добавьте в цилиндр воды до объёма 10 мл.
2. В две пронумерованные пробирки налейте по 10 капель раствора крахмала.
3. В пробирку № 1 внесите четыре капли воды (контроль), а в пробирку № 2 − 4 капли раствора слюны.
4. Перемешайте и поставьте на водяную баню или в термостат на 15 мин при температуре 37 °С.
5. Из пробирки № 2 возьмите четыре капли исследуемого вещества и внесите их вдве разные пробирки (по две капли в каждую). В одну из них добавьте каплю раствора иода в иодиде калия. В другую − каплю раствора сульфата меди (II) и четыре капли раствора гидроксида натрия и осторожно нагрейте до кипения. Те же действия проделайте с содержимым контрольной пробирки (№ 1).
6. Оформите полученные результаты в виде таблицы.
7. Сделайте вывод на основе проведённого исследования.

Ответ:

Пробирка Результат Результат после закипания
№ 2.1 − с каплей раствора йода в иодиде калия Мы наблюдаем красное окрашивание с расщеплением крахмала После закипания цвет исчезает (раствор обесцвечивается)
№ 2.2 − с каплей раствора сульфата меди (II) и 4−мя каплями раствора гидроксида натрия Мы видим синее окрашивание Появление желтого осадка, который становится красно−коричневым
№ 1.1 − с каплей раствора йода в йодиде калия Появляется васильковое окрашивание в результате образования комплексного соединения Обесцвечивание раствора
№ 1.2 − с каплей раствора сульфата меди (II) и 4−мя каплями раствора гидроксида натрия Раствор становится мутным Раствор становится черного цвета
Вывод: в данном случае белок амилаза представляет собой фермент, который расщепляет (гидролизует) крахмал до мономеров. Данный фермент действует в зависимости от условий среды (температура).

Лабораторная работа №6.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 «Выделение ДНК из ткани печени»
Метод основан на способности ДНП (дезоксинуклеопротеида) растворяться в солевых растворах большой ионной силы и выпадать в осадок при снижении их концентрации.
Цель: выделить из клеток печени ДНП−соединение, состоящее из ДНК и белков.
Оборудование: ступка с пестиком, мелкий песок, кристаллизатор, мерный цилиндр объёмом 50 мл, деревянные палочки с насечками, водяная баня, марля для фильтрования.
Реактивы: хлорид натрия (5 %−ный раствор, содержащий 0,04 % нитрата натрия), дистиллированная вода, печень свежая или мороженая.
Ход работы:
1. 2—3 г ткани печени тщательно разотрите в ступке с песком, постепенно приливая 35—40 мл раствора хлорида натрия.
2. Из двух слоёв марли сделайте фильтр и пропустите через него полученный вязкий раствор в кристаллизатор.
3. Цилиндром отмерьте шестикратный (по отношению к фильтрату) объём дистиллированной воды и медленно добавьте её в фильтрат.
4. Возьмите деревянную палочку и намотайте на неё образовавшиеся нити ДНП.
5. Сделайте вывод.

Ответ:

Вывод: в результате выпадения белых нитей дезоксирибонуклеопротеидов в осадок в солевых растворах, мы понимаем, что клетки печени очень богаты нуклеопротеидами.

Лабораторная работа №7.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Цель: на основе изучения клеток разных организмов выявить основные черты сходства и различия в их строении.
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Ход работы:
1. Настройте микроскоп на малое увеличение и рассмотрите готовые микропрепараты.
2. Зарисуйте увиденное.
3. Переведите настройки микроскопа на большое увеличение и снова рассмотрите клетки организмов. Сделайте соответствующие рисунки.
4. Сделайте вывод на основе проведённого исследования.

Ответ:

Вывод: при малом увелечении мы можем увидеть только основные структуры клетки (ядро, плазматическая мембрана и цитоплазма), но не мембранные органоиды. В случае большего увлелечения мы можем наблюдать ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии и другие органоиды клетки.

Лабораторная работа №8.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»
Цель: познакомиться с явлением плазмолиза растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, препаровальная игла, пипетка, фильтровальная бумага, репчатый лук.
Реактивы: вода, дистиллированная вода, раствор иода, 3 %−ный раствор хлорида натрия.
Ход работы:
1. Приготовьте временный препарат растительной клетки. Для этого отделите от кусочка луковицы мясистую чешуйку. Пинцетом снимите с внутренней стороны чешуйки тонкую плёнку. Положите кусочек плёнки на предметное стекло, нанесите на него каплю раствора иода и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат при малом, а затем при большом увеличении. Найдите клеточную стенку, окрашенное иодом ядро (возможно, и ядрышки), цитоплазму, неокрашенные вакуоли. Зарисуйте и подпишите увиденное.
3. Нанесите на один край покровного стекла 3 %−ный раствор хлорида натрия, а с противоположной стороны положите полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках (при большом увеличении). Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду. Объём цитоплазмы при этом уменьшится, и она начнёт отходить от клеточных стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара. Это явление называют плазмолизом. Зарисуйте увиденное, объясните происходящий процесс.
4. Добавьте под покровное стекло дистиллированную воду. Что происходит с цитоплазмой? Это явление называют деплазмолизом. Зарисуйте увиденное.
5. Сделайте вывод.

Ответ:

ГДЗ ответы для учебника по биологии 10 класс (Линия Жизни) ПасечникПлазмолиз происходит в результате того, что под воздействием более концентрированного внешнего раствора вода выходит из клетки. При помещении клетки в чистую воду или слабоконцентрированный раствор вода поступает в клетку. объем вакуоли возрастает, клеточный сок давит на цитоплазму и прижимает ее к клеточной оболочке. под влиянием внутреннего давления клеточная стенка растягивается, а клетка переходит в напряженное состояние (тургор).
Деплазмолиз – процесс, обратный плазмолизу, проявляющийся в восстановлении нормального состояния клетки при перенесении ее в чистую воду.
Вывод: клетка является эластичной и достаточно прочной, так она способна в гипертоническом растворе отставать от оболочки клетки, а в гипотоническом вновь восстанавливать первоначальное положение. Плазмолиз и деплазмолиз можно наблюдать только в живых клетках.

Лабораторная работа №9.

Задание №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений»
В растительных клетках пигменты, окрашивающие в яркие цвета цветки и плоды покрытосеменных растений, содержатся не только в пластидах, но и в растворе, заполняющем крупные клеточные вакуоли.
Цель: развить умение работать с лабораторным оборудованием, освоить технику приготовления временных микропрепаратов, изучить строение клеток, сделать описание.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетки, пинцеты, скальпели, биологический материал (кусочки яблока, томата, мякоть арбуза).
Реактивы: вода.
Ход работы:
1. Приготовьте препараты клеток мякоти яблока, томата, арбуза. Для этого в каплю воды на предметном стекле перенесите частицу мякоти плода, разделите её на клетки и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках вакуоли, отметьте их окраску.
3. Зарисуйте строение клеток.
4. Сделайте вывод.

Ответ:

Клетки мякоти томата на которых мы можем видеть небольшие темно−красные очертания вакуолей:
ГДЗ ответы для учебника по биологии 10 класс (Линия Жизни) ПасечникНа препарате мы видим что у вакуолей есть окраска (они заметны на фоне границ окраски других частей клетки).
Вывод: сок в вакуолях также влияет на окраску плода растения, помимо пластид, содержащихся в растительной клетке. Пигменты клеточного сока (антоцианы, флавоноиды) окрашивают органы растений в красный, розовый, синий, голубой, желтый и бурый цвета.

Конспект урока №3 в 10 классе
Приходько М.А, дата проведения  15.09

Тема:    Методы научного
познания.

 ЦЕЛИ: создать условия для
формирования  знаний методов научного познания.

Задачи:

Образовательные : ознакомить с  эмпирическими,
теоретическими и комплексными методами  ; показать значение биологических
теорий и закономерностей для практики; сформировать понимание значения и
актуальности биологических исследований и достижений для человека.

Развивающая: развить умение
самостоятельно работать с учебником, оперировать его компонентами,
самостоятельно актуализировать базовые знания по курсу Общая биология;

Воспитательная: формировать
стремление к самообразованию.

УУД:

Личностные: формирование готовности
к саморазвитию и непрерывному образованию;

Метапредметные: умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.

Предметные:  характеристика методов
научного познания; выделение отличий одного метода от другого.

Ход урока:

1.         Организационный
момент.

2.         Актуализация
знаний
:

Проверочная работа «Биология как
предмет»- фронтально письменно.

Биология в системе наук( п№1)-
индивидуальный опрос

Объект изучения биологии ( п№2) –
индивидуальный опрос.

3.       Изучение нового:

Научный метод- совокупность спососбов для построения
системы знаний.

Особенность методов : объективность,
достоверность.

Разнообразие методов:

1)     
Специальные.
Стр 27

2)     
Общие: 
рис 9 стр 23

— эмпирические ( наблюдение,
сравнение, эксперимент, измерение);

-теоретические( абстрагирование,
идеализация, индукция, дедукция);

-комплексные( анализ, синтез,
моделировнаие).

Закрепление :Сам работа  с уч стр.24-28.
Заполнение таблицы.

Таблица1. Методы.

Название метода

Суть метода

Наблюдение: простое и
косвенное

Фиксация результатов,
невмешательство. Простое- наблюдается объект. Косвенное- его проявления(
следы, экскременты и т.д)

Описание

Фиксация признаков
объекта

Измерение

Определение численного
значения.

Сравнение

Установление сходства и
различий.

Моделирование

Использование для работы
модели.

Эксперимент

Проверка гипотезы.
Обязательное условие контрольной группы

Сравнительно- историческ.

 Сопоставление данных с
раннее полученными.

Абстрагирование

Отвлечение от
одних качеств и выделение других.

Анализ

Разложение на
части

Синтез

Соединение
частей

Идеализация

Создание
представления о несуществующем объекте

Индукция

От частного к
общему

Дедукция

Вывод об
объекте на основе анализа признаков всего класса

Обсуждение результатов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.   Стр
200

Тема: Механизмы
саморегуляции.

Цель: провести исследование
функций своего организма и объяснить полученные результаты с позиций  механизма
саморегуляции.

Ход работы:

1.       Измерить пульс в состоянии
покоя. 2. После приседания. 3. Сравнить  результаты.

Вывод:

Итоги урока

 Выставление отметок

Рефлексия

Инструктаж д/З  изучить п №3,
завершить заполнение таблицы.

Вывод:

Конспект урока №5 в 10 классе
Приходько М.А, дата проведения 

Тема:    Биологические
системы и их свойства.

Цель: создать условия для
изучения биологических систем и их свойств.

Задачи Образовательные : ознакомить с целями,
задачами, содержанием курса Биология  ; показать значение биологических теорий
и закономерностей для практики; сформировать понимание значения и актуальности
биологических исследований и достижений для человека; продолжить формирование
представления об уровнях организации жизни, их соподчинении, основных признаках
и свойствах живого, о жизни как особой форме существования материи;

Развивающая: развить умение
самостоятельно работать с учебником, оперировать его компонентами, самостоятельно
актуализировать базовые знания по курсу Общая биология;

Воспитательная: воспитать бережное
отношение к живому как к уникальному явлению природы на всех уровнях его
организации, показать единство и взаимосвязь всего живого.

УУД:

Личностные: формирование
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Метапредметные: умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.

Предметные: выделение существенных
признаков биологических объектов и процессов;

Ход урока:

1.         Организационный
момент.

2.         Актуализация
знаний:

Уст индив опрос: Основные признаки
живого.

Фронт письменно: Вставить слова в
таблицу

Название
метода

Суть метода

Наблюдение:
простое и косвенное

Фиксация
результатов, невмешательство. Простое- наблюдается объект. Косвенное- его
проявления( следы, экскременты и т.д)

Описание

Фиксация
признаков объекта

Измерение

Определение
численного значения.

Сравнение

Установление
сходства и различий.

Моделирование

Использование
для работы модели.

Эксперимент

Проверка
гипотезы. Обязательное условие контрольной группы

Сравнительно-
историческ.

 Сопоставление
данных с раннее полученными.

Абстрагирование

Отвлечение от одних качеств и выделение других.

Анализ

Разложение на части

Синтез

Соединение частей

Идеализация

Создание представления о несуществующем объекте

Индукция

От частного к общему

Дедукция

Вывод об объекте на основе анализа признаков всего класса

3.Изучение нового, темы  «
Биологические системы».

3.1 Объяснение.
«Фундаментальные положения биологии».

— Уровневая организация живой
природы( биосистемы).

Энергия и материя- основа
систем.

-Передача наследственной информации
в череде поколений.

-Взаимодействие компонентов в
биосистемах.

-Эволюция.

3.2. Беседа с элементами
объяснения. «Уровневая организация живой природы. Понятие  «эмергентность» (
системный эффект)».

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05bd/0000dc94-b3323031/img1.jpg

3.3. Беседа . «Энергия и
материя- основа систем. Энтропия».

4. Закрепление:  работа с
вопросами приложения

5. Итоги урока:

Проверочная работа . 10 класс.
Тема: Методы . ____________________________________________

1.      
Вставьте
нужные слова в таблицу:

Название
метода

Суть
метода

Наблюдение:

простое

 косвенное

Фиксация
результатов, невмешательство.

Простое-
наблюдается …………………..

Косвенное-
наблюдение за……………………..

Фиксация
признаков объекта

Определение
численного значения.

Сравнение

Использование
для работы модели.

Разложение на части

Дедукция

2.      
Напишите
несколько специальных методов:

Проверочная работа . 10 класс.
Тема: Методы . ____________________________________________

1.         Вставьте нужные слова в
таблицу:

Название
метода

Суть
метода

Фиксация
результатов, невмешательство.  

Сравнение

Моделирование

Проверка
гипотезы. Обязательное условие контрольной группы

Сравнительно-
историческ.

Анализ

Индукция

Дедукция

2.Напишите несколько специальных методов:

Проверочная работа . 10 класс.
Тема: Методы . ____________________________________________

1.                   
Вставьте
нужные слова в таблицу

Название метода

Суть метода

Наблюдение: 

…………………………………… 

Описание

Фиксация ……………………………………..

Измерение

Определение
………………………………………..

Сравнение

Установление
……………………………..

Моделирование

Использование для работы
…………………………………..

Эксперимент

Проверка ……………………………….. 

Сравнительно- историческ.

 Сопоставление данных с ……………………………

Анализ

Разложение на
………………………………

2.                   
Напишите
несколько специальных методов

Проверочная работа . 10 класс.
Тема: Методы . ____________________________________________

1.         Вставьте нужные слова в
таблицу

Название
метода

Суть
метода

Фиксация
результатов, невмешательство.

Фиксация
признаков объекта

Определение
численного значения.

Установление
сходства и различий.

Использование
для работы модели.

Проверка
гипотезы. Обязательное условие контрольной группы

 Сопоставление
данных с раннее полученными.

Отвлечение от одних качеств и выделение других.

2.Напишите несколько специальных методов

Приложение.Уровни
организации живой природы

1. 
Какой
уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций
разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой

 1)
организменный   2) популяционно-видовой   3) биогеоценотический  4) биосферный

2. Генные мутации
происходят на уровне  1) организменном  2) клеточном   3) видовом  4)
молекулярном

3. Зеленая
эвглена, совмещающая признаки растений и животных, — пример уровня организации

 1)
популяционно-видового 2) организменного 3) биогеоценотического 4) молекулярного

4.  Стая волков в
тайге представляет собой уровень жизни

 1)
биосферный  2) популяционно-видовой 3) организменный 4) биоценотический

5. Передача наследственной информации происходит на уровне жизни:1)
молекулярном

2)
тканевом 3) организменном 4) биогеоценотическом

6. Удвоение ДНК
происходит на уровне организации жизни

 1)
клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном

7. Движение
цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом  4) организменном.

8. Круговорот воды
в природе наблюдается на уровне организации жизни

 1)
популяционно-видовом 2) биосферном   3) экосистемном   4) организменном.

9. Миграция
северных оленей наблюдается на уровне организации жизни

 1)
организменном 2) биосферном 3) экосистемном 4) популяционно-видовом.

10. Газообмен в
легких наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном 2) молекулярном 3) органно-тканевом 4) организменном

11. Цветение
черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном  2) молекулярном  3) органо-тканевом   4) организменном

12. Миграция атомов
и молекул в природе — это проявление жизни на уровне

 1)
популяционно-видовом 2) биосферном  3) экосистемном 4) организменном. .  

13. Деление ядра –
это пример проявления жизни на уровне

 1)
клеточном  2) молекулярном  3) органо-тканевом 4) организменном. .

14. Динамика
численности уссурийского тигра – это пример на уровне

 1)
популяционно-видовом  2) биосферном   3) экосистемном   4) организменном.

15. Строение и
функции молекул белка изучают на уровне организации живого

 1)
организменном  2) тканевом   3) молекулярном   4) популяционном

 Приложение.Уровни
организации живой природы

1. 
Какой
уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций
разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой

 1)
организменный   2) популяционно-видовой   3) биогеоценотический  4) биосферный

2. Генные мутации
происходят на уровне  1) организменном  2) клеточном   3) видовом  4)
молекулярном

3. Зеленая
эвглена, совмещающая признаки растений и животных, — пример уровня организации

 1)
популяционно-видового 2) организменного 3) биогеоценотического 4) молекулярного

4.  Стая волков в
тайге представляет собой уровень жизни

 1)
биосферный  2) популяционно-видовой 3) организменный 4) биоценотический

5.
Передача наследственной информации происходит на уровне 1) молекулярном 2)
тканевом

3)
организменном 4) биогеоценотическом

6. Удвоение ДНК
происходит на уровне  1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном

7. Движение
цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом  4) организменном.

8. Круговорот воды
в природе наблюдается на уровне организации жизни

 1)
популяционно-видовом 2) биосферном   3) экосистемном   4) организменном.

9. Миграция
северных оленей наблюдается на уровне организации жизни

 1)
организменном 2) биосферном 3) экосистемном 4) популяционно-видовом.

10. Газообмен в
легких наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном 2) молекулярном 3) органно-тканевом 4) организменном

11. Цветение
черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни

 1)
клеточном  2) молекулярном  3) органо-тканевом   4) организменном

12. Миграция атомов
и молекул  — это проявление жизни на уровне

 1)
популяционно-видовом 2) биосферном  3) экосистемном 4) организменном. .  

13. Деление ядра – это
 проявление жизни на уровне   1) клеточном  2) молекулярном  3)
органо-тканевом 4) организменном. .               14. Динамика численности
уссурийского тигра – это пример на уровне 

 1)
популяционно-видовом  2) биосферном   3) экосистемном   4) организменном.

15. Строение и
функции молекул белка изучают на уровне организации живого

 1)
организменном  2) тканевом   3) молекулярном   4) популяционном

Лабораторная работа

Работа
1.

Зарисовка
схем основных прессорных и депрессорных
рефлексов человека.

С
помощью преподавателя зарисуйте схемы
депрессорного рефлекса Циона-Людвига
и прессорного рефлекса Геринга.
Обозначьте элементы рефлекторных дуг.
Опишите физиологические эффекты,
реализуемые при участии этих рефлексов.
Обратите внимание на отделы вегетативной
нервной системы, участвующие в реализации
прессорных и депрессорных рефлексов.

Работа
2.

Аускультация
тонов сердца человека в покое и при
физической нагрузке.

Для
работы необходимы фонендоскопы. Изучите
на схеме места наилучшего прослушивания
тонов. У испытуемого при помощи
фонендоскопа прослушайте в указанных
точках грудной клетки тоны сердца в
покое и после физической нагрузки (15
приседаний за 15 с). Сравните звучность
и длительность тонов сердца у испытуемого
в разных состояниях.

В
выводах

объясните происхождение тонов, сопоставьте
их с фазами сердечного цикла. Опишите
возможные причины изменения тонов
сердца при физической нагрузке, используя
миогенные, нервные и гуморальные
механизмы регуляции частоты и силы
сокращения миокарда.

Ситуационные
задачи:

  1. Человеку
    с лечебной целью ввели атропин
    (холинолитик). Изменится ли работа
    сердца в этом случае?

  2. У
    животного стимулируется периферический
    конец перерезанного в шейном отделе
    левого блуждающего нерва. Какие эффекты
    проявятся в этом случае?

  3. У
    животного фармакологически блокировали
    альфа-адрено-рецепторы. Изменится ли
    работа сердца при стимуляции симпатических
    нервов сердца?

  4. В
    вольер с собакой, у которой произведена
    аутотрансплантация сердца, пустили
    зайца. Собака побежала за ним. Изменится
    ли работа сердца у этой собаки? Ответ
    объясните.

  5. У
    животного при неизменной частоте
    сердцебиений частично пережали аорту,
    что привело к увеличению сопротивления
    в ней. Венозный приток остался неизменным.
    Как измениться сила сокращений левого
    желудочка?

  6. При
    интенсивной физической деятельности
    ЧСС значительно увеличивается. Однако
    МОК при этом может уменьшиться. Объясните
    этот результат.

  7. У
    больного приступ тахикардии. Под рукой
    нет необходимых лекарств. Как можно
    попытаться оборвать приступ?

Занятие № 25 Тема занятия: Анатомия, гистология и физиология кровеносных сосудов. Регуляция тонуса сосудов

Цель
занятия:

Изучить морфологические и функциональные
особенности кровеносных сосудов в
малом и большом кругах кровообращения,
основные законы гемодинамики. Познакомиться
с общими клинико-физиологическими
методами их исследования, видами и
механизмами регуляции сосудистого
тонуса.

Знать

Уметь

  1. Виды
    кровеносных сосудов, особенности
    строения сосудистой стенки.

  2. Миогенные,
    нервные и гуморальные механизмы
    регуляции тонуса сосудов.

  1. Рисовать
    схему эфферентной иннервации
    кровеносных сосудов.

  2. Исследовать
    характеристики пульса человека
    (частоту, ритмичность, наполнение и
    напряжение).

  3. Измерять
    артериальное давление у человека
    непрямым методом (по Рива-Роччи и по
    Короткову).

Рекомендуемая
литература:

  1. Лекционный
    материал.

  2. Алипов,
    Н.Н. Основы медицинской физиологии
    [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа,
    2008. – 423 с.

  3. Физиология
    человека: Учебник [Текст] / Под ред.
    В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько //
    М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные
вопросы для самостоятельной внеаудиторной
работы:

1.
Анатомическая и функциональная
классификация кровеносных сосудов,
особенности строения стенки артерии,
вены, капилляра. Физиологическая роль
сосудов амортизирующего типа, резистивных,
обменных, шунтирующих и емкостных
сосудов.

2.
Основное уравнение гемодинамики, формула
Пуазейля.

3.
Характеристика механизмов регуляции
тонуса кровеносных сосудов.

3.1.
Роль сосудодвигательного центра, его
расположение и функции.

3.2.
Особенности вегетативной иннервации
кровеносных сосудов и нервных
механизмов регуляции их тонуса.

3.3.
Гуморальные механизмы регуляции тонуса
сосудов.

3.4.
Периферические миогенные механизмы
саморегуляции просвета кровеносных
сосудов.

4.
Гидродинамические закономерности
движения крови по сосудам.

5.
Принципы прямого и косвенного измерения
артериального давления. Характеристику
понятий систолического, диастолического,
среднего артериального и пульсового
давления.

6.
Понятие артериального пульса. Принципы
определения характеристик артериального
пульса: частоты, ритмичности, наполнения
и напряжения.

7.
Строение и функции системы микроциркуляции,
особенности регуляции кровотока в
капиллярах. Механизмы транскапиллярного
обмена веществ между кровью и межклеточной
жидкостью. Роль лимфатической системы.

8.
Диагностическое значение определения
величины артериального давления и
пульса для оценки состояния системы
кровообращения.

  1. В
    тетради для самоподготовки выполните
    следующие задания:

1)
конспективно охарактеризуйте общий
план строения стенки кровеносного
сосуда;

2)
зарисуйте схему эфферентной вегетативной
иннервации кровеносного сосуда, да­йте
функциональную характеристику медиаторов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Лабораторная диагностика лесосибирск телефон белинского 5б
  • Лабаз щекино телефон магазин
  • Лаборатория юнилаб хабаровск телефон
  • Ла салюте таганка телефон
  • Лаборатория юнилаб в хабаровске адреса телефоны