Кусок глины номер 4

«Большую глину №4» установили 15 августа на Болотной Набережной в Москве. С тех пор обсуждение этого произведения в соцсетях и среди экспертов не прекращается. О том, почему Москве повезло с работой Урса Фишера — рассуждают культуролог Настя Четверикова и архитектурный критик Григорий Ревзин

Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера

12-метровая алюминиевая скульптура «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной 15 августа. Произведение швейцарского художника Урса Фишера — увеличенная копия комка глины, которую он сначала размял в руках, а затем разломил на несколько кусков и выложил их один на другой. Инсталляция приурочена к открытию «ГЭС-2» — центра современного искусства, который курирует фонд Леонида Михельсона V-A-С.

Москва — не первый город, где выставляется это произведение. В 2015 году «Большая глина» стояла на Манхеттене в Нью-Йорке, а в 2017-м — в итальянской Флоренции. Как пишут СМИ, москвичи, так же, как ранее американцы и итальянцы, скульптуру не оценили. В соцсетях ее сравнивают с кучей мусора, мороженым, а Максим Галкин назвал произведение «стопкой не очень аккуратного дерьма».

Другого мнения придерживается автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков», лектор «Прямой речи», культуролог Настя Четверикова. В разговоре со «Снобом» она отмечает, что тот факт, что работу всемирно известного художника Урса Фишера привезли в Москву, — большая честь для города и «всех нас» — скульптура уже выставлялась в крупнейших центрах современного искусства. Как говорит Четверикова, глину в качестве объекта искусства Урс Фишер выбрал неслучайно: «Это мощный культурный символ, основа основ. И хотя в момент замешивания глина выглядит некрасиво — этот процесс прекрасно отражает мысль о том, что шедевр можно сделать буквально из “ничего”». Культуролог напоминает, что людям поначалу не нравились ни Эйфелева башня, ни Нотр-Дам-де-Пари: «если идти “за массой” мы никогда не будем двигаться вперед, развиваться».  

Скульптура «Большая глина №4» швейцарского скульптора Урса Фишера
Фото: Киселев Сергей /Агентство «Москва»

С Четвериковой согласен архитектурный критик Григорий Ревзин. По его словам, «Большая глина №4» появилась на Болотной набережной перед «ГЭС-2» не просто так: «<…> это центр искусств, то есть там художники. Скульптура перед фасадом репрезентирует то, чем в здании занимаются. Скульптор вот мнет глину, что-то видать слепит. Могли тюбик краски положить. <…>». «В замысле <…> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей», — заключает Ревзин.

В Нью-Йорке «Большая глина №4» простояла ровно полгода, во Флоренции — четыре месяца. Организаторы московской инсталляции говорят, что скульптура в столице надолго не задержится, но конкретных сроков не называют.

Фишер не первый раз эпатирует московскую публику. Выставку 2016 года в центре «Гараж» москвичи запомнили по одному экспонату — фаянсовому унитазу, заполненному фруктами: клубникой, виноградом, яблоками и грушами. В одном из арт-обзоров ту работу швейцарца назвали «радикальной интерпретацией классического натюрморта».

Подготовили Дмитрий Толстошеев, Кристина Боровикова

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале«Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

На Болотной набережной Москвы установили скульптуру «Большая глина № 4». Арт-объект стал предметом бурных обсуждений в интернете: жители столицы спорят о его «привлекательности». Разбираемся, почему современное искусство вызвало у горожан неоднозначную реакцию и как оценивают искусствоведы это творение.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Искусство на Болотной набережной

Необычная скульптура появилась на Болотной набережной 15 августа. Она представляет собой 12-метровый арт-объект в виде бесформенного куска глины. Автор и создатель инсталляции – швейцарский художник Урс Фишер. Идея скульптуры родилась у него, когда он разминал в руках комок глины. Теперь застывший в необычной форме и увеличенный в 50 раз комок могут наблюдать москвичи в центре города.

В фонде современного искусства V-A-C объяснили смысл арт-объекта как знак незавершенности и становления.

Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы – знак незавершенности, преображения и становления.

фонд современного искусства V-A-C

Скульптура останется на Болотной набережной не навсегда, она временная. Однако некоторые горожане уже выступают против ее нахождения в центре столицы и сравнивают внешний вид инсталляции с экскрементами.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Особо бурные обсуждения развернулись на странице в Instagram телеведущего Максима Галкина, который одним из первых негативно высказался и высмеял этот арт-объект.

Это кошмар. Но это как бы современное искусство.

К негодованию Галкина присоединилась актриса и юмористка Елена Воробей. «Мать моя! Навалил от души!» – написала она со смайлами в комментариях под фото скульптуры. «Без смысла, но, слава богу, без запаха», – подхватила подписчица Светлана.

Однако сформировался и лагерь тех, кто встал на сторону художника и смог по достоинству оценить необычные формы. «На глину тоже можно смотреть по-разному: можно как на грязь, а можно как на шедевр в процессе рождения. Кто что видит», – отмечает пользовательница Мария.

«Дело не в плохом искусстве, а в плохом взгляде», – присоединяется Артем. Защитники современного искусства рекомендуют критикам прочитать историю создания скульптуры и попытаться понять, что хотел сказать автор.

Следует отметить, что «Большая глина № 4» ранее уже выставлялась во Флоренции на площади Синьории.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Новое всегда критикуют

Бурные обсуждения вокруг современных арт-объектов в столице поднимаются не впервые. Ранее критике подверглась скульптура Романа Ермакова «Стабильная композиция», выставленная на Красной площади. Горожане сравнили ее с огромными белыми горошинами, непонятно зачем установленными в центре столицы.

По мнению искусствоведа, директора Музея имени Андрея Рублева Михаила Миндлина, проблема в восприятии современного искусства может крыться в том, что многие «воспитаны на традиционной структуре».

«Вообще доминируют вкусы XIX века. Хотя то, что устанавливалось в XIX веке, казалось тоже эпатажным. Когда в Париже была построена Эйфелева башня, выдающиеся деятели мировой культуры, такие как Виктор Гюго, считали, что это ужас и позор. А сегодня это символ Парижа во всем мире», – пояснил Миндлин в интервью Москве 24.

Это было всегда. Все новое, что предлагается широкому, неподготовленному зрителю, вызывает отторжение, совершенно невообразимые сравнения и неадекватные реакции.

Михаил Миндлин

искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева

Искусствовед отметил, что в России «наблюдается некая деградация общественного вкуса». Однако есть и те, кто по достоинству может оценить современное искусство, добавил он. «Есть бесконечное множество отзывов представителей новой генерации, молодого поколения, которые только приветствуют это. Им хочется жить в современном городе, а не в среде, от которой пахнет нафталином, как из бабушкиного сундука», – подчеркнул Миндлин.

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Развитие визуальной культуры

Россиянам пока сложно воспринимать такие современные скульптуры из-за низкой визуальной культуры, считает галерист, член Ассоциации искусствоведов Сергей Попов. «Общество так неоднозначно воспринимает, потому что оно все еще чудовищно образованно у нас в России. Это основная причина», – отметил он в диалоге с Москвой 24.

Галерист подчеркнул, что с темой неоформленной глины, из которой лепится скульптура, лучшие художники и скульпторы работают последние несколько десятилетий.

Это большое счастье, что в Москву привезена огромная вещь художника такого уровня. Урс Фишер – это мировая звезда, с ним почитают за счастье работать все крупнейшие музеи мира.

Сергей Попов

галерист, член Ассоциации искусствоведов

По мнению Попова, «Большая глина № 4» напоминает именно пластичный, неоформленный материал – глину. «Тем людям, которым эта форма напоминает экскременты, наверное, лучше обратиться к психологу», – добавил эксперт.

Попов также отметил, что установка скульптуры в центре Москвы «показывает нашу близость к европейским столицам, в которых раньше эта вещь выставлялась». И если бы арт-объект был выставлен где-то в другом месте, парке, то это бы не было так выразительно, считает галерист.

По мнению специалиста, благодаря таким временным инсталляциям у горожан, которые никогда не интересовались подобным искусством, может появиться желание больше об этом узнать и увидеть другие эксперименты современных художников.

Москвичам рассказали, надолго ли в центре города задержится новый арт-объект

Читайте также

  • «Больше чем просто горошины». Автор скульптуры на Красной площади ответил критикам
  • Скульптуру «Большая глина № 4» установили на Болотной набережной в Москве

Одни подбирают не самые вкусные сравнения, другие видят в «Большой глине №4» гениальное творение

Всю эту неделю неравнодушные к искусству жители Москвы яростно обсуждают гигантскую скульптуру на Болотной площади, воздвигнутую перед домом культуры «ГЭС-2». С какой силой одни возмущаются, что сооружение — позор и уродливый шрам на архитектурном ландшафте столицы, с такой же другие доказывают, что скульптура не иначе как произведение искусства. В четверг вечером противники творения Урса Фишера «Большая глина №4» даже собирались на сходку возле ее подножия. О главном культурном скандале последних дней — в материале «БИЗНЕС Online».

Еще во время возведения конструкции на Болотной соцсети взорвались недоуменными сообщениями прохожих с комментариями вроде «А почему в коричневый цвет не покрасили инсталляцию? Недоработка!» или «Художник нагадил, впарил про глину и угорает втихаря над всеми»
Еще во время возведения конструкции на Болотной соцсети взорвались недоуменными сообщениями прохожих с комментариями вроде «А почему в коричневый цвет не покрасили инсталляцию? Недоработка!» или «Художник нагадил, впарил про глину и угорает втихаря над всеми»

«Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма»

В прошлые выходные напротив ГЭС-2 установили скульптуру швейцарского художника Урса Фишера под названием «Большая глина №4». И если обычно для того, чтобы завладеть вниманием вечно спешащих москвичей, требуется большая информационная поддержка, то этот public art сам обратил на себя внимание.

Еще во время возведения конструкции на Болотной соцсети взорвались недоуменными сообщениями прохожих с комментариями вроде «А почему в коричневый цвет не покрасили инсталляцию? Недоработка!» или «Художник нагадил, впарил про глину и угорает втихаря над всеми». Скульптуру Фишера не понял и артист Максим Галкин. В своем «Инстаграме» он опубликовал ролик с критикой арт-объекта, где назвал скульптуру «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма». В комментариях его поддержал певец Денис Клявер. Он написал: «Тот случай, когда автора не понесло, а пронесло». А юмористка Елена Воробей добавила: «Ой, мать моя!!! Навалил от души».

Более любопытные граждане полезли гуглить, что за гигантское чудо-юдо теперь поселилось в городе, и нашли вполне занятную историю создания скульптуры, преисполненную философским смыслом. 8 лет назад Фишер работал с глиной. Мял куски податливого материала, перекладывал из руки в руку и клал друг на друга. Внезапно художник остановился и взглянул на получившийся комок — вот оно, произведение искусства! Пять кусков глины — это не что иное, как символ созидания и преображения материи в руках человека. Фишер понял, что его идея гениальна, поэтому решил увеличить комки в 50 раз и отлить их из алюминия.

«Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — пояснили в пресс-службе фонда V-A-C.

Еще до приезда в Москву скульптура успела погостить в США и Италии, где наделала не меньше шума. Впервые ее экспонировали на Манхеттене — район Нью-Йорка — в 2015 году среди модернистских небоскребов. Американцы тоже были не в восторге. Даже профессионалов в мире искусства монумент озадачил. Через два года скульптура приехала во Флоренцию, где выставлялась среди предметов эпохи Возрождения. Стоит ли говорить, что такое искусство поняли не все итальянцы.

Однако сам Фишер не находит ничего позорного и оскорбительного в собственном творении и спокойно отвечает недовольным, что «искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Так он высказался на страницах международного журнала искусств Apollo.

Более любопытные граждане полезли гуглить, что за гигантское чудо-юдо теперь поселилось в городе, и нашли вполне занятную историю создания скульптуры, преисполненную философским смыслом
Более любопытные граждане полезли гуглить, что за гигантское чудо-юдо теперь поселилось в городе, и нашли вполне занятную историю создания скульптуры, преисполненную философским смыслом

«Если хотите, это памятник потребности человека творить»

И все же 12-метровая алюминиевая скульптура останется в Москве не навсегда. Она установлена в рамках временной инсталляции, приуроченной к открытию прилегающих к ГЭС-2 территорий. А значит, самое время разобраться с самим феноменом такого искусства и, в частности, послушать людей, его защищающих.

Куратор, арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции, заявил, что и до Москвы «Большая глина № 4» вызвала много разных, в том числе и негативных, оценок. «Конечно, реакция общества важна, как позитивная, так и негативная. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться с определенной долей скептицизма, — цитирует Бонами пресс-служба ГЭС-2. — Что же касается смысла данной работы, то, если хотите, это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства. Если вы дадите ребенку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему подобное подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует „Большая глина № 4“. Простота человеческого жеста, который в итоге приведет его к культуре, искусству, религии и духовности».

Известный архитектурный критик и журналист Григорий Ревзин тоже не видит в скульптуре оскорблений этики и нравственности. «Скульптура Фишера вообще-то банальна. Это увеличенный в 50 раз и воспроизведенный в алюминии кусок глины, который скульптор разминает в руке, до того как что-нибудь слепить, — сказал Ревзин „БИЗНЕС Online“. — Красота, как известно, в глазах смотрящего, и говна это тоже касается. В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя все дерьмо, которым в него кидаются. Изначально проект не был памятником, но здесь, в Москве, данная вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей. Правда, память тут коротенькая, жизнь маленькая, так что и памятник временный. Для „Фейсбука“ три месяца — это больше, чем жизнь, это целая вечность».

Современные творцы также не высказали негатива. Например, художник Глеб Скубачевский, который недавно выставлялся в казанской галерее «БИЗОN», отметил, что основная проблема стоит в культурном образовании жителей столицы. «Автор действительно известный и знаковый. Но другой вопрос, что москвичи в основном далеки от современного искусства», — отметил он. А художник Александр Петлюра вспомнил негативную реакцию на творения Зураба Церетели. «Думаю, можно посмотреть и на московской земле. На мой взгляд, в столице очень много слабых памятников. Сколько было споров о памятниках Церетели? И чем закончилось? Расплавили хоть один на медь?» — отмечает художник.

Отметим, что фонд, который привез скульптуру Фишера на Болотную, принадлежит нефтегазовому миллиардеру Леониду Михельсону, а значит, деньги налогоплательщиков на спорное искусство не тратили. Хотя бы насчет этого можно быть спокойными.

Искусство - РИА Новости, 1920, 16.04.2019

https://ria.ru/20220823/skulptura-1811484159.html

Скульптура «Большая глина» остается в Москве не только из-за логистики

Скульптура «Большая глина» остается в Москве не только из-за логистики — РИА Новости, 23.08.2022

Скульптура «Большая глина» остается в Москве не только из-за логистики

Скульптура «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера остается в Москве не только из-за проблем в логистике, заявили РИА Новости в пресс-службе Дома… РИА Новости, 23.08.2022

2022-08-23T12:26

2022-08-23T12:26

2022-08-23T12:26

культура

новости культуры

сергей собянин

москва

флоренция

дом культуры «гэс-2»

выставки

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/10/1745955860_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_1d72f77fc39e4b629e0ce0d3438dff22.jpg

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости. Скульптура «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера остается в Москве не только из-за проблем в логистике, заявили РИА Новости в пресс-службе Дома культуры «ГЭС-2».»Решение о продлении экспонирования работы связано не только с логистическими издержками, но и с институциональной задачей — вовлекать в разговор и говорить о современном искусстве с самой широкой аудиторией. За этот год мы отметили, как менялось отношение и реакция людей на работу «Большая глина № 4″. У многих, кто увидел работу вживую, возникло совершенно противоположное первой реакции впечатление — красота идеи, баланс и пространственная гармония», — говорится в сообщении.В пресс-службе отметили, что в ГЭС-2 начнется серия туров «Как не бояться современного искусства?», посвященная тому, как знакомиться с современным выставочным пространством и рассматривать произведения с непривычной стороны.Кроме того, в пресс-службе заявили, что не обладают информацией о желании кого-либо приобрести скульптуру.Год назад мэр Москвы Сергей Собянин упомянул, что она «через девять месяцев будет востребована в другом городе мира».Временную экспозицию «Большая глина №4» Урса Фишера установили на Болотной набережной в Москве в 2021 году — напротив арт-центра «ГЭС-2». Ранее произведение выставлялось во Флоренции на площади Синьории в 2017 году. Произведение представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — копию комка глины, который автор разминал в руках. Оно олицетворяет суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. В соцсетях негативно отреагировали на появление скульптуры, сравнив ее с отходами жизнедеятельности.

https://ria.ru/20220807/digitalart-1807546711.html

москва

флоренция

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/08/10/1745955860_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_cd6735198a1e563ebbc3b9b1f4fbf2fb.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новости культуры, сергей собянин, москва, флоренция, дом культуры «гэс-2», выставки

Культура, Новости культуры, Сергей Собянин, Москва, Флоренция, Дом культуры «ГЭС-2», Выставки

Скульптура «Большая глина» остается в Москве не только из-за логистики

Скульптура «Большая глина №4» Урса Фишера остается в Москве не только из-за логистики

МОСКВА, 23 авг — РИА Новости. Скульптура «Большая глина №4» швейцарского художника Урса Фишера остается в Москве не только из-за проблем в логистике, заявили РИА Новости в пресс-службе Дома культуры «ГЭС-2».

«Решение о продлении экспонирования работы связано не только с логистическими издержками, но и с институциональной задачей — вовлекать в разговор и говорить о современном искусстве с самой широкой аудиторией. За этот год мы отметили, как менялось отношение и реакция людей на работу «Большая глина № 4″. У многих, кто увидел работу вживую, возникло совершенно противоположное первой реакции впечатление — красота идеи, баланс и пространственная гармония», — говорится в сообщении.

В пресс-службе отметили, что в ГЭС-2 начнется серия туров «Как не бояться современного искусства?», посвященная тому, как знакомиться с современным выставочным пространством и рассматривать произведения с непривычной стороны.

«Перемещение скульптуры со спуска перед «ГЭС-2″ в ближайшее время не планируется. Прилегающая территория и спуск безусловно в фокусе внимания кураторской группы, однако сейчас — в большей степени с точки зрения событийных мероприятий», — рассказывают представители арт-пространства.

Кроме того, в пресс-службе заявили, что не обладают информацией о желании кого-либо приобрести скульптуру.

Год назад мэр Москвы Сергей Собянин упомянул, что она «через девять месяцев будет востребована в другом городе мира».

Временную экспозицию «Большая глина №4» Урса Фишера установили на Болотной набережной в Москве в 2021 году — напротив арт-центра «ГЭС-2». Ранее произведение выставлялось во Флоренции на площади Синьории в 2017 году.

Произведение представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую композицию — копию комка глины, который автор разминал в руках. Оно олицетворяет суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. В соцсетях негативно отреагировали на появление скульптуры, сравнив ее с отходами жизнедеятельности.

В минувшие выходные на Болотной набережной произошло, пожалуй, самое громкое культурное событие года: перед фасадом ГЭС-2 установили 12-метровую скульптуру швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Сборка скульптуры осуществлялась по частям и завершилась 15 августа.

Скульптуру установили лишь на время: предполагается, что она проведёт в Москве несколько месяцев. До прибытия в столицу она уже успела побывать в других городах мира, в частности, в Нью-Йорке (2015) и Флоренции (2017).

«Большая глина № 4» представляет собой гигантскую копию комка глины, размятого руками автора и разломанного на небольшие кусочки, которые затем были уложены один на другой. Отлитый из алюминия «комок» увеличен примерно в 50 раз и выполнен очень детально: если подойти к нему поближе, на поверхности скульптуры можно увидеть бороздки отпечатков пальцев. Издалека же «Глина» выглядит как то ли стела, то ли обелиск, выполненный в крайне динамичной и живой форме, которая резко контрастирует с привычной глазу застройкой исторического центра Москвы.

Большая глина № 4 - скульптура Урса Фишера на Болотной набережной

Скульптура действительно выглядит очень необычно, причём с разных сторон воспринимается совершенно по-разному. В ней нет ни симметрии, ни прямых линий. Вечером вокруг неё работает подсветка.

Большая глина № 4 на Болотной набережной

Большая глина № 4 на фоне городской застройки МосквыБольшая глина № 4 - скульптура Урса Фишера на Болотной набережной

Большая глина № 4 - вид на скульптуру снизу

Однако, вовсе не смысловое наполнение скульптуры принесло ей славу среди москвичей и сделало её открытие настолько громким. Горожан задела за живое её форма: многие сочли, что «Большая глина № 4» своим видом напоминает экскременты, и ей не место в центре столицы.

Реакция горожан

В соцсетях и СМИ вот уже несколько дней не утихают дискуссии о форме скульптуры, в ходе которых москвичи высказали множество критики в её адрес. Высказались о ней и публичные люди. Одно из самых откровенных критических мнений о «Большой глине № 4» высказал известный российский артист Максим Галкин, который в публикации на своей страничке в Instagram сравнил её со «стопкой дерьма».

«Двенадцатиметровая скульптура, да простит меня Урс Фишер и фонд, который это ставит. Я так понимаю, это не за деньги налогоплательщиков, это частные инвестиции в развитие современного искусства, но это не отменяет того, что это просто выглядит как двенадцатиметровая стопка не очень аккуратного дерьма. Просто… Это кошмар! Но это как бы современное искусство» — Максим Галкин

Шквал критики и шуток можно обнаружить и в комментариях под фотографиями скульптуры на развлекательном портале «Пикабу», которые опубликовал пользователь портала под ником aloha1.

«Хорошо, это говно, но что они хотели этим показать изначально?» — AbadBezrukij

«У меня был лабрадор, так вот он мог навалить один-в-один макет такого монумента. Не каждый день, разумеется, но раз в месяц запросто, если ландшафт территории благоволил. Так я всё в пакет и выбрасывала, а нужно было запечатлевать» — Natky

«Фекалоид?» — Phibus

«Видимо я и сам изготовитель своего рода скульптур» — jumberca

«Такое ощущение, что это стилизованное изображение говна…» — NetuNikaUMenya

«Лучше бы памятник ЖОПЕ поставили! Был бы символ этой эпохи. А так куча и куча… по всей стране таких куч насрано — вовек не уберёшь!» — Mavedi

Некоторые комментаторы отнеслись к новости об установке «Большой глины № 4» позитивно и отметили, что она выглядит нестандартно и не так скучно, как обычные скульптуры. Однако, одобрительные комментарии оказались в меньшинстве.

Большая глина № 4 на фоне памятника Петру I

Как долго скульптура останется в Москве — не сообщается, но одно можно сказать с уверенностью: её появление — это, пожалуй, самое громкое культурное событие года, о котором москвичи будут помнить ещё очень долго. Сложно представить, какой перформанс должен произойти или какой арт-объект должен появиться в столице, чтобы резонанс от него перекрыл эффект, произведённый «Большой глиной № 4». Провоцировать общество на дискуссию — одна из задач современного искусства, и в случае со скульптурой Урса Фишера это определённо удалось.

Если вы ещё не успели увидеть «Большую глину № 4» собственными глазами, но хотели бы посмотреть на неё лично, сделать это проще простого: просто отправляйтесь на Болотную набережную Водоотводного канала. Скульптура установлена перед фасадом ГЭС-2 вблизи Патриаршего моста.

Всего 15 фото

Всего 15 фото

Только ленивый не критиковал этой странной скульптуры у арт-центра ГЭС-2, вот и мне придется наконец это свершить!) Однако речь пойдет скорее не о провокационной швейцарской скульптуре, а о новом арт-центре «Дом Культуры «ГЭС-2», который вот уже несколько лет пытались привести в удобоваримое состояние и вписать в арт-пространство Болотной набережной и окрестности «Красного Октября». Внешне центр уже отстроен и отделан. Мы немного узнаем его историю, осмотрим с разных ракурсов, сложим своё объективное впечатление, ну и немного «коснемся» «Большой глины №4»)

ГЭС-2 была построена в 1905-1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная электростанция», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. Ввод всего станционного оборудования в эксплуатацию был привязан к планам расширения трамвайной сети и продолжался до 1910 года. 

02. «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг.

02. «Трамвайная электростанция» на Водоотводной улице построенная в 1905-1907 гг.

На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря. В 1910-1912 и 1917 годах на станции было установлено дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза. Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.

03. Городская трамвайная электростанция (ныне ГЭС-2). Дореволюционное фото.

03. Городская трамвайная электростанция (ныне ГЭС-2). Дореволюционное фото.

В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной», поскольку большая часть энергии направлялась в общую сеть МОГЭС. В 1925 году котлы ГЭС-2 были переоборудованы на антрацит для экономии нефти, в конце 1920-х — начале 1930-х годов станция прошла реконструкцию и модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки. С началом поставок природного газа по газопроводу Саратов — Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива.

В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Леониду Михельсону, искавшему здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства V-A-C. В 2014-2015 годах дочернее предприятие принадлежащей Михельсону и его бизнес-партнёру Леониду Симановскому группы компаний «Новатэк» приобрело здание ГЭС-2 (и очевидно землю) за 1,7 миллиарда рублей.

04. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

04. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

Проект реконструкции предполагал восстановление первоначального исторического облика Трамвайной электростанции и переосмысление его внутреннего пространства. Он предполагал обращение к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры — использование солнечных батарей, забор чистого воздуха через надстроенные до 70 метров «голубые» трубы и сбор дождевой воды, а крышу машинного зала планировалось сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток.

05. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

05. Реконструкция ГЭС-2. Фото 2018 года.

Демонтаж оборудования электростанции начался в первой половине 2016 года. По его завершению в феврале 2017 года фонд V-A-C провёл в очищенном здании проект «Геометрия настоящего» — серию музыкальных перформансов и инсталляций, лекций и открытых мастерских по саунд-арту, раскрывающих историю развития электронной музыки в России.

06. ГЭС-2 - вид с Якиманской набережной

06. ГЭС-2 — вид с Якиманской набережной

17 августа 2021 года в V-A-C объявили о вводе территории «Дома культуры» в эксплуатацию. Была открыта для публичного доступа отремонтированная набережная и спуск к Водоотводному каналу, на открытой территории ГЭС-2 стали проводится занятия йогой и экскурсии об истории места, открылась пекарня. 

07. Фасад ГЭС-2 с Болотной набережной

07. Фасад ГЭС-2 с Болотной набережной

Архитектура. Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ архитектора Василия Башкирова — фасада Третьяковской галереи по эскизам Виктора Васнецова и особняка-галереи Ивана Цветкова на Пречистенской набережной. К машинному залу примыкало здание котельной, имевшее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Московского кремля (на фото ниже), демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник». 

Ещё один утерянный архитектурный элемент — узорчатые 62-метровые трубы котельной, которые наряду с колокольней церкви Софии в Средних Садовниках были высочайшими сооружениями Якиманки своего времени и были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах. Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы, но память об оригинальных сохранилась в литературе

08.

08.

Как мы видим, «спасскую башенку» восстановили…

Арт-пространство начало заполняться первыми объектами искусства: перед входным комплексом ГЭС-2 установили скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4», которая вызвала неоднозначную оценку и волну критики, а на арт-аллее — работу «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне (за зданием ГЭС-2 в «березовой роще»).

09. ГЭС-2 со стороны Якиманской набережной и Патриаршего моста через Обводной канал

09. ГЭС-2 со стороны Якиманской набережной и Патриаршего моста через Обводной канал

Остановимся на «Большой глине №4» (англ. Big Clay #4) — скульптуре швейцарского художника Урса Фишера, презентующей «акт творения, созидания, преображения». Создана она в 2013-2014 гг. Скульптура выставлялась в Нью-Йорке (2015 г.) и Флоренции (2017 г.). В августе 2021 г. к открытию центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2» была установлена перед его входным комплексом, на Болотной набережной Москвы.

10.

10.

Скульптура представляет собой 13-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины, которые когда-то «разминал в руках автор». Изображения кусков глины увеличены по сравнению с оригиналом примерно в 50 раз.

11. На этом фото я специально отснял Большую глину №4 на фото не менее уродливого памятника Петру Первому на стрелке Обводного канала и Москва реки

11. На этом фото я специально отснял Большую глину №4 на фото не менее уродливого памятника Петру Первому на стрелке Обводного канала и Москва реки

Сбор скульптуры производился по частям, в установке участвовали порядка 20 рабочих с использованием крана. Скульптура была полностью смонтирована 15 августа (по другим данным, 16 августа).

Приурочена установка скульптуры была именно к запуску в эксплуатацию нового образовательно и арт-кластера столицы – «Дома культуры ГЭС-2». Выбор скульптуры Фишера в качестве первого, «пускового», арт-объекта «ГЭС-2» не был случайным: «… она олицетворяет то, что будет проходить в стенах «ГЭС-2». Все-таки открывается не музей, а дом культуры. В нем будут всевозможные студии, куда будут приходить те же дети и лепить из пластилина и глины свои произведения искусства»…)

12. "Большая глина №4"

12. «Большая глина №4»

Скульптура вызвала откровенную негативную реакцию у москвичей, которые в отзывах в соцсетях нередко сравнивали её с фекалиями. Известный юморист и телеведущий Максим Галкин сравнил скульптуру с «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма». 

В свою очередь, ещё во время экспонирования скульптуры на Манхеттене в 2015 году критик Джереми Сиглер назвал её «самым дорогим говном в художественном казино» (англ. the most expensive turd in the art casino). Так что нечего «эстетам-ценителям» пенять на москвичей и обвинять именно их в отсталом восприятии современного искусства)

13. «Большая глина № 4» — вид в сторону Большой Полянки

13. «Большая глина № 4» — вид в сторону Большой Полянки

Сам Урс Фишер в ответ на эти обвинения заявил, что «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма». Но, это явно не цветок!)

По мнению искусствоведа, куратора выставок Кирилла Светлякова, скульптура Фишера «сразу создает ситуацию конфронтации, и зритель реагирует на неё однозначно», однако при этом «само пространство выиграло (вот именно). Без этой скульптуры оно было виртуальное, сухое, стерильное. «Большая глина № 4» придало ему динамики, энергии, фактуры, которой там не было»)

14. «Большая глина № 4»

14. «Большая глина № 4»

Ну, что сказать; несмотря на полярные мнения, — цель новых хозяев «Дома Культуры» достигнута — потому как организаторы этой инсталляции явно изначально просчитали реакцию москвичей, но осознанно пошли на конфронтацию с общественным мнением, справедливо понимая, что подобное социальное арт-отторжение сыграет только на руку новому «Дому  Культуры» как черный пиар собственно)

15. Дом Культуры "ГЭС-2"

15. Дом Культуры «ГЭС-2»

Надо сказать, что по некоторым сведениям, скульптура эта установлена не навсегда и, к началу зимы ее должны убрать)

P.S. Добавлю одну мысль. Поскольку открытие арт-пространства «Дом Культуры ГЭС-2» анонсировано в начале декабря, исходя из этого возникает уже любопытный вопрос, уберут скульптуру №4 к открытию (а обещали это сделать «через три месяца») или отсчитывать их уже от момента открытия!? Если второе, то москвичам и гостям столицы придется еще три месяца терпеть Это до весны)

Источники:

Автор скульптуры «Большая глина № 4 удивился реакции москвичей на его работу. ТАСС.

Андреев Г.Л. Трамвайная электростанция. Музей истории Мосэнерго.

Леонид Михельсон доволен «Большой глиной»: зачем нужна провокация на Болотной. Forbes.ru.

Светлана Волкова. Музей искусства в бывшей ГЭС в центре Москвы: Гигантская статуя, итальянская пьяцца и берёзовая роща. Комсомольская правда.

Светлана Янкина. Фонд V-A-C представит своё выставочное пространство в Москве паблик-арт проектом. ТАСС.

© Vladimir d’Ar, 2021

Скульптура «Большая глина №4» напротив будущего дома культуры «ГЭС-2»

Глеб Леонов

Скульптура известного швейцарского скульптора Урса Фишера в центре Москвы вызвала шквал эмоций у горожан. Почему жителей столицы так раздражает современное искусство?

Уже не первый год в Москве ожидают открытия «ГЭС-2», нового Центра искусств фонда современного искусства V–A–C, принадлежащего российскому миллиардеру Леониду Михельсону. Под него еще в 2014 году он купил здание выведенной из эксплуатации электростанции в самом центре Москвы на Болотной площади. Реконструировать постройку и окружающую территорию взялся автор Центра Помпиду в Париже и многих других музеев по всему миру, притцкеровский лауреат Ренцо Пьяно. Проект был одобрен и лично мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Открытие Центра из-за пандемии переносят уже год, но в качестве своеобразного анонса организаторы решили установить объект паблик-арта на уже отреставрированной набережной. Им стала 12-метровая скульптура «Большая глина №4» известного швейцарского художника Урса Фишера, гипертрофированно увеличенный кусок глины, смятый в руках скульптора. Однако жителям столицы и хейтерам в соцсетях работа ужасно не понравилась.

Что не так со скульптурой «Большая глина»?

По мнению искусствоведов, скульптура воспевает сырой материал и все будущие произведения, которые могут из него получится. «Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления», — рассказали представители фонда V-A-C в интервью ТАСС.

Трактовки произведений современного искусства могут быть разные, однако, многие пользователи соцсетей углядели в «глине» кучу экскрементов. «Это просто выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма», — заявил еще до установки монумента в своем инстаграме юморист и телеведущий Максим Галкин. Сотни подобных комментариев появились в соцсетях после открытия объекта. 

Скульптура «Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека

Скульптура «Большая глина №4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека

Сергей Киселев/Moskva agency

В основном недовольство выражали «обыватели», однако, негативную реакцию вызвала скульптура и у людей из мира искусства. «В Москве навалили кучу говна!» — не стала стесняться в выражениях известный фотограф и художник-модельер Екатерина Рождественская. «Автор — некий Фишер, который назвал свою какашку «Большая глина номер 4», типа, разминал глину в руках и ему тааааак понраааавилась композиция! Ну и вот результат, сами видите», —  написала Рождественская у себя на фейсбуке. Правда, вживую скульптуру она не видела, потому что находилась в этот момент за рубежом.

Претензию всех недовольных иронично сформулировал у себя на фейсбуке архитектурный критик Григорий Ревзин: «Нас обос*али! Всех! Кто? По какому праву? Куда смотрит правительство?»

Ревзин также считает, что скульптура довольно банальна, но скандал — часть замысла, и с этой точки зрения, работа удалась. Он также напомнил обывателю про скандальный русский авангард. «Чуть больше века назад искусство открыло стратегию «пощечины общественному вкусу». Ну то есть оно начало специально провоцировать обывателя на отрицательные эмоции, и их сила стала критерием качества произведения».

Сергей Киселев/Moskva agency

Ажиотаж вокруг произведения, по мнению экспертов, это вообще неотъемлемая составляющая современного искусства. «Конечно, это намеренная (и весьма удачная провокация) от Урса Фишера, она уже доводит до ярости комментаторов и это говорит о точности выбора», — написал на фейсбуке искусствовед Дмитрий Пиликин. «То, что она так злит обывателя так же ее качественное слагаемое». 

Почему в России не любят современное искусство

Организатор крупнейшего фестиваля лэнд-арт объектов «Архстояние» в Никола-Ленивце, Иван Полисский считает, что фонд V-A-C выбрал неправильную стратегию. «Нельзя не учитывать свой народ. Пусть он вот такой вот и ему лишь бы устроить срач, но он должен хотеть ходить в музеи, а не проповедовать антихудожественные идеологии», — написал Полисский на фейсбуке.

Работа Урса Фишера стала настоящей лакмусовой бумагой отношения к современному искусство в России. Ведь ранее скульптура стояла в Нью-Йорке, а также во Флоренции, прямо рядом с копией «Давида» Микеланджело, но местные жители не устраивали истерик. 

У культурного обозревателя Анны Наринской нашелся ответ, почему именно москвичей так задела «Большая глина». Она совершенно не удивилась хейту, и по ее мнению, работа перекликается с памятником Петру I работы Зураба Церетели на той же Болотной — одному из самых ненавистных монументов москвичей. «Скульптура покойно становится в ряд и так ненавидимых предметов», — пишет она в своей статье в Новой Газете.

Сергей Киселев/Moskva agency

Полемика на тему «Большой глины» вышла за пределы комментариев в соцсетях. Общество буквально разделилось, а волна хейта заставила отреагировать даже власти. 

«Все, что оскорбляет чувства жителей — москвичей и гостей [столицы], не должно быть выставлено напоказ», — сказал Глава Общественного Совета при Министерстве культуры Михаил Лермонтов в интервью ТАСС. Он также пообещал вынести вопрос на обсуждение в Общественной Палате Москвы.

Случай с глиной Фишера не единственный скандал, связанный с современным искусством за последнее время. В России, воспитанной долгими годами советским соцреализмом с предельно понятными образами, все новое и требующее трактовки и анализа вызывает, как правило, нездоровый ажиотаж. (Впрочем, как заметил Резвин критикуют в России любой крупный скульптурный проект — будь то мемориал Ржевскому солдату или памятник создателю автомата АК-47 Михаилу Калашникову). 

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» прошла в 2016 году в Эрмитаже

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» прошла в 2016 году в Эрмитаже

Сергей Коньков/TASS

Один из самых громких скандалов последних лет — выставка в Эрмитаже бельгийского классика Яна Фабра, чьи работы выставлялись в Лувре, на Венецианской биеннале и в сотнях других престижных мест. Петербуржцев тогда оскорбило, что среди классических картин Эрмитажа появились «трупы животных» Фабра.

  • Кусковский госпиталь ковидный телефон
  • Кыштым детская поликлиника телефон регистратуры
  • Кыштым детская неотложка номер телефона
  • Кыштым городская больница регистратура телефон
  • Кыштым вокзал номер телефона