Контрольная работа номер 1 по литературе

Контрольная работа №1 по литературе для 7 класса по изученному в 1 четверти

Составила учитель русского языка и литературы И.А.Тынчерова , МОУСОШ№6 ст.Барсуковской Кочубеевского района Ставропольского края

Контрольная работа проводится в форме теста. Она состоит из 20 вопросов, которые включают в себя знание теории, истории литературы,  биографии поэтов и писателей, а также сюжета изученных произведений. Тест оценивается по количеству набранных баллов.

1. К жанру фольклора относится:

а) басня, б ) поэма,  в) предание.

2. Героями преданий были:

а) Иван Грозный, б) Юрий Долгорукий, в) Петр Первый, г) крепостные, мастеровые, солдаты.

3. Из какого произведения эти строки:

«Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, тот и царь»?

А) «Петр и плотник»,  б) «Сороки-ведьмы»,   в) Воцарение Ивана Грозного.

4. О каком жанре писал М.Горький: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»?

А) сказки, б) былины, в)оды.

5.Былина это:

а) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях,

 б)повествование, передающее представление людей о мире,

 в) произведение об одном событии в жизни персонажа.

6. Дать определение былине.

7. Из какого произведения эти строки: « А у оратая кудри покачиваются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются, у оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя»?

А) «Илья Муромец и соловей-разбойник», б) «Садко», в) «Вольга и Микула Селянинович»

8. К жанрам эпоса относится:

а) песни, б) былины, в) повести, в)баллады.

9. Закончите пословицу «Красна птица пером, а человек…………………»

10. Древнерусская литература появилась:

а) в 8 веке, б) в 11 веке, в) в 10 веке.

11. Поучения – это:

а) нравственные заветы, б) лирические песни, в) торжественные стихотворения.

12. Из какого произведения эти строки: «Она же в ответ: — Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза»?

А) «Повесть временных лет», б) Поучения В.Мономаха, в) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

13. Как вы понимаете понятие «жить благочестиво и праведно»

14. Кто сказал, что «утверждение наук в отечестве – залог процветания  своей родины»?

А) Державин, б) Ломоносов, в) Карамзин.

15.К какому жанру относится это понятие: «это жанр лирики, который представляет собой торжественное стихотворение, посвященное событию или главному герою»?

А) поэма, б) ода, в) басня.

16. Дать ответ на вопрос: «в чем заслуга Г.Р.Державина перед русской литературой?»

17.Небывалый всплеск творческих способностей случился с А.С.Пушкиным

а) весной 1834 года, б) осенью 1830 года, в) зимой 1831 года.

18. История какого жанра древнерусской литературы легла в основу исторической баллады А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?

А) миф, б) сказка, в) летопись.

19. Под каким псевдонимом вышли пять повестей А.С.Пушкина, повествующих о жизни и быте «маленьких людей»?

20. Перечислите 5 повестей А.С.Пушкина, в центре которых провинциальная Россия.

Ключи

  1. в, 5 б
  2. а, в, г, каждый ответ 1 б (3)
  3. в, 5 б
  4. б, 5 б
  5. а, 5 б
  6. Былина – это произведение устной поэзии о богатырях и народных героях, 5 б
  7. В, 5 б
  8. А,б,в, каждый ответ 1 б (3)
  9. «Красна птица пером, а человек уменьем (умом)» 5 б
  10. В, 5 б
  11. А, 5 б
  12. А, 5 б
  13. Благочестиво  —  жить с уважением и преданность по отношению к родителям или божествам. Праведно — придерживаясь правил морали, общепринятых норм и канонов. 10
  14. Б, 5 б
  15. Б, 5 б
  16. Соединил слова «высокого» и низкого» стиля, ставя их рядом в пределах одного произведения – 2 б;  открыл дорогу развитию реалистического языка – 2 б (4)
  17. Б, 5 б
  18. В, 5 б
  19. Под псевдонимом покойного Ивана Петровича Белкина, 5 б
  20. Выстрел, Барышня-крестьянка, Станционный смотритель, Гробовщик, Метель. 1 б за ответ. (5 б)

Максимальное количество баллов 100 – оценка «5», 70-90 – «4», 50-70 – «3», 10-40 – «2». Допускается отклонение на 2-3 балла

Контрольная работа №1 по литературе для 7 класса по изученному в 1 четверти

Ученика ___________________________________________________________

1. К жанру фольклора относится:

а) басня, б ) поэма,  в) предание.

2. Героями преданий были:

а) Иван Грозный, б) Юрий Долгорукий, в) Петр Первый, г) крепостные, мастеровые, солдаты.

3. Из какого произведения эти строки:

«Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, тот и царь»?

А) «Петр и плотник»,  б) «Сороки-ведьмы»,   в) Воцарение Ивана Грозного.

4. О каком жанре писал М.Горький: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»?

А) сказки, б) былины, в)оды.

5.Былина это:

а) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях,

 б) повествование, передающее представление людей о мире,

 в) произведение об одном событии в жизни персонажа.

6. Дать определение былине.

Былина – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Из какого произведения эти строки: « А у оратая кудри покачиваются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются, у оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя»?

А) «Илья Муромец и соловей-разбойник», б) «Садко», в) «Вольга и Микула Селянинович»

8. К жанрам эпоса относится:

а) песни, б) былины, в) повести, в)баллады.

9. Закончите пословицу «Красна птица пером, а человек____________________»

10. Древнерусская литература появилась:

а) в 8 веке, б) в 11 веке, в) в 10 веке.

11. Поучения – это:

а) нравственные заветы, б) лирические песни, в) торжественные стихотворения.

12. Из какого произведения эти строки: «Она же в ответ: — Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза»?

А) «Повесть временных лет», б) Поучения В.Мономаха, в) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

13. Как вы понимаете понятие «жить благочестиво и праведно»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Кто сказал, что «утверждение наук в отечестве – залог процветания  своей родины»?

А) Державин, б) Ломоносов, в) Карамзин.

15.К какому жанру относится это понятие: «это жанр лирики, который представляет собой торжественное стихотворение, посвященное событию или главному герою»?

А) поэма, б) ода, в) басня.

16. Дать ответ на вопрос: «в чем заслуга Г.Р.Державина перед русской литературой?»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Небывалый всплеск творческих способностей случился с А.С.Пушкиным

а) весной 1834 года, б) осенью 1830 года, в) зимой 1831 года.

18. История какого жанра древнерусской литературы легла в основу исторической баллады А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?

А) миф, б) сказка, в) летопись.

19. Под каким псевдонимом вышли пять повестей А.С.Пушкина, повествующих о жизни и быте «маленьких людей»?___________________________________________

20. Перечислите 5 повестей А.С.Пушкина, в центре которых провинциальная Россия._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 1 по
литературе (7 класс).

1.Предания
– это:

А)
Жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения об исторических
лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.

Б)
Небольшой рассказ на различные  темы.

2.
Иван Грозный – это:

А)
Холоп

Б)
Русский царь

В)
Дворянин

3.
Петр
I – это:

А)
Русский император

Б)
Холоп

В)
Полководец.

4.
Выберете правильное определение термина «былины».

А)
Жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения об исторических
лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.

Б)
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

5.
Чем сопровождалось пение былин в древности?

А)
Игрой на гитаре

Б)
Игрой на гуслях

6.
Как назывался известный музыкальный инструмент, на  котором исполнялись былины?

А)
Барабан

Б)
Гусли

В)
Арфа

7.
Три богатыря – это:

А)
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Б)
Вольга, Змей Горыныч и Садко.

8.
Назовите самые известные циклы былин:

А)
Московский и псковский

Б)
Киевский и новгородский.

9.
Главными героями былин являлись:

А)
Крестьяне, дворовые, слуги

Б)
Богатыри, народные герои

10.
Богатыри – это:

А)
защитники русской земли

Б)
так называли русских царей.

11.Главный
былинный герой – это:

А)
Змей Горыныч

Б)
Добрыня Никитич

В)
Илья Муромец

12.
Кто из былинных героев канонизирован русской православной церковью?

А)
Садко

Б)
Алеша Попович

В)
Илья Муромец

13.
«Песнь о Роланде» — это:

А)
Поэма, написанная Пушкиным

Б)
Самая знаменитая из поэм французского Средневековья.

14.
Выберете верное определение термина «поэма»:

А)
Поэма – это крупное эпическое стихотворное произведение, в котором развивается
некий сюжет.

Б)
Поэма – это лирическое произведение небольшого объема с определенной рифмой,
нет сюжета.

15.
Пословица – это:

А)
Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе
законченную мысль, житейскую мудрость.

Б)
Яркое, меткое народное выражение, часть суждения без вывода.

16.
Поговорка – это:

А)
Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе
законченную мысль, житейскую мудрость.

Б)
Яркое, меткое народное выражение, часть суждения без вывода.

17.
Фраза «Лёгок на помине» это:

А)
Пословица

Б)
Поговорка

18.
Фраза «Терпенье и труд все перетрут» это:

А)
Поговорка

Б)
Пословица

19.
Фраза «За словом в карман не лезет» это:

А)
Пословица

Б)
Поговорка

20.
Фраза «Повторенье – мать учения» это:

А)
Поговорка

Б)
Пословица

21.
Фраза «Как снег на голову» это:

А)
Пословица

Б)
Поговорка

22.
Фраза «Старый друг лучше новых двух» это:

А)
Поговорка

Б)
Пословица

23.
Фраза «Работать с огоньком» это:

А)
Пословица

Б)
Поговорка

24.
Автором «Повести временных лет» является:

А)
Монах Нестор

Б)
Владимир Мономах

В)
Сергий Радонежский

25.
Келья – это:

А)
Гостиная в замке

Б)
Комната монаха в монастыре.

26.
Монах – это:

А)
Человек, посвятивший свою жизнь служению Богу

Б)
Человек, занимающийся знахарскими делами.

27.
В каком городе происходит действие «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

А)
Санкт-Петербурге

Б)
Москве

В)
Муроме

28. От
чего тело Петра (героя «Повести о Петре и Февронии..»)  покрылось струпьями?

а) змий
забрызгал его своей кровью

б) от
деяний жены своей

в) от
неправильного лечения

29. Что
явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а)
мудрость

б) любовь

в)
смирение

30. Что
произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город
стал процветать

б) в
городе начались усобицы

в) ничего
не изменилось

Контрольная работа по литературе № 1 с ответами «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве» к учебнику Коровиной «Литература 9 класс». Литература 9 класс Коровина Контрольная 1 (в 2-х вариантах). Ответы даны только на первые пять вопросов.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку контрольных работ

КР-1 Вариант 1

  • Выполните задания 1—7. Ответом к заданиям 1—5 является слово или цифра.

№ 1. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ЖАНРЫ: A) летопись Б) житие B) слово.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) повествование о людях, чья жизнь и поступки были признаны образцовыми; 2) жанр древнерусского красноречия; 3) форма путевых записок, в которых описывались путешествия, паломничества; 4) описание исторических событий по годам.
Правильный ОТВЕТ: А–4, Б–1, В–2.

№ 2. Установите соответствие между авторами и произведениями древнерусской литературы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АВТОРЫ: A) Нестор; Б) Ермолай Еразм; B) Ярослав Мудрый.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1) «Похвала книгам»; 2) «Житие Сергия Радонежского»; 3) «Повесть временных лет»; 4) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Ответ запишите цифрами в таблице.
Правильный ОТВЕТ: А–3, Б–4, В–1.

№ 3. Установите соответствие между произведениями древнерусской литературы и темами, которые в них раскрываются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ: A) «Слово о полку Игореве»; Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; B) «Поучение Владимира Мономаха».
ТЕМЫ: 1) неправедность суда, взяточничество, корыстолюбие судей; 2) правила жизни нравственного человека, истинного христианина; 3) история любви, преданности, самоотверженности; 4) княжеские междоусобицы на Руси и борьба против внешних врагов.
Правильный ОТВЕТ: А–4, Б–3, В–2.

№ 4. В каком веке было написано «Слово о полку Игореве»?
Правильный ОТВЕТ: XII век.

№ 5. К какому роду литературы относится «Слово о полку Игореве»?
Правильный ОТВЕТ: лиро-эпическое.

  • Прочитайте фрагмент «Слова о полку Игореве» и выполните задание 6.

Нажмите на этот спойлер, чтобы увидеть фрагмент

Литература 9 класс Коровина Контрольная 1

№ 6. С помощью каких художественных средств и приёмов автор подчёркивает героизм русских воинов и драматический характер сражения? Дайте связный ответ в объёме 5—10 предложений.

  • Прочитайте фрагмент произведения древнерусской литературы «Задонщина» и выполните задание 7.

Нажмите на этот спойлер, чтобы увидеть фрагмент

№ 7. В чём сходство и различие описания битв в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине»? Дайте связный ответ в объёме 5—10 предложений.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку контрольных работ

КР-1 Вариант 2

  • Выполните задания 1—7. Ответом к заданиям 1—5 является слово или цифра.

№ 1. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ЖАНРЫ: A) житие Б) летопись B) хождение
ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) описание исторических событий по годам; 2) форма путевых записок, в которых путешественники описывали свои впечатления от посещения разных земель; 3) повествование о людях, чья жизнь и поступки расценивались как образцовые; 4) жанр древнерусского красноречия.
Правильный ОТВЕТ: А–3, Б–1, В–2.

№ 2. Установите соответствие между авторами и произведениями древнерусской литературы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
АВТОРЫ: A) Нестор; Б) Епифаний Премудрый; B) Владимир Мономах.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1) «Поучение»; 2) «Житие Сергия Радонежского»; 3) «Повесть временных лет»; 4) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Правильный ОТВЕТ: А–3, Б–2, В–1.

№ 3. Установите соответствие между произведениями древнерусской литературы и темами, которые в них раскрываются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ: A) «Слово о полку Игореве»; Б) «Повесть временных лет»; B) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
ТЕМЫ: 1) правила жизни нравственного человека, истинного христианина; 2) история любви, преданности, самоотверженности; 3) история Руси, становление её как государства; 4) княжеские междоусобицы на Руси и борьба против внешних врагов.
Правильный ОТВЕТ: А–4, Б–3, В–2.

№ 4. Известно ли имя автора «Слова о полку Игореве»? Если да, назовите его.
Правильный ОТВЕТ: неизвестно.

№ 5. Черты каких жанров нашли воплощение в «Слове о полку Игореве»?
Правильный ОТВЕТ: воинская повесть, слово, плач.

  • Прочитайте фрагмент «Слова о полку Игореве» и выполните задание 6.

Нажмите на этот спойлер, чтобы увидеть фрагмент

№ 6. С помощью каких художественных средств и приёмов автор показывает героизм князя Всеволода? Дайте связный ответ в объёме 5—10 предложений.

  • Прочитайте фрагмент произведения древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем» и выполните задание 7.

Нажмите на этот спойлер, чтобы увидеть фрагмент

№ 7. В чём сходство описания подвигов князя Всеволода из «Слова о полку Игореве» и Евпатия Коловрата из «Повести о разорении Рязани Батыем»? Дайте связный ответ в объёме 5—10 предложений.


Вы смотрели: Контрольная работа по литературе с ответами по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве» к учебнику Коровиной «Литература 9 класс». Литература 9 класс Коровина Контрольная 1.

О Г Л А В Л Е Н И Е Вернуться к списку контрольных работ

Контрольные работы по литературе 8 класс к учебнику В. Я. Коровиной и др. — Л. Н. Гороховская 2020

Вариант 1

1. Назовите три основных рода литературы.

Ответ: эпос, лирика, драма

2. Эпос — это род литературы,

1) отражающий внутренние переживания героя

2) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени

3) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей

Ответ: 2

3. Перечислите жанры устного народного творчества. С какими из них вы познакомились в 7 классе?

Ответ: предания, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, песни, считалки и др.

В 7 классе изучали предания, былины, пословицы и поговорки.

4. Малые жанры устного народного творчества:

1) повесть

2) рассказ  

3) загадка

4) пословица

Ответ: 3, 4

5. Дайте определение жанра «былина».

Ответ: эпическая песнь о богатырях и народных героях

6. «Вольга и Микула Селянинович» — это …

1) былина

2) предание  

3) летопись

Ответ: 1

7. Краткое мудрое изречение, выражающее законченную мысль, — это …

Ответ: пословица

8. Когда возникла древнерусская литература?

1) в XII веке

2) в XI веке

3) в XVII веке

Ответ: 2

9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:

1) «Повесть о Петре и Февронии»

2) «Повесть временных лет»

3) «Похвала князю Ярославу и книгам»

Ответ: 2

10. Назовите основные жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этих жанров.

Ответ: летопись, житие, хождения, воинская повесть, поучение, сказание

11. Заполните следующую таблицу, опираясь на теорию «трёх штилей» М. В. Ломоносова.

Ответ:

«Штили»

Жанры

Язык

Высокий

Героические поэмы, оды, трагедии

Церковнославянские и русские слова

Средний

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

Русские с небольшой примесью церковнославянских

Низкий

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских

12. Установите соответствие между строками, приведёнными ниже, и произведениями, из которых они взяты. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Строки

A) «Науки юношей питают,

Отраду старым подают…»

Б) «Ум и сердце человечье

Были гением моим».

B) «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе Россов всех, но кто он был таков…»

Произведения

1) М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года»

2) Г. Р. Державин. «Признание»

3) М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого»

Ответ:

13. Назовите исторического героя, правителя-преобразователя, часто привлекавшего внимание А. С. Пушкина. Героем каких произведений он является?

Ответ:

Пётр I, «Полтава», «Медный всадник»

14. Что такое сюжет? Перечислите основные элементы сюжета литературного произведения.

Ответ:

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

15. Почему своё произведение «Песня про …купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов назвал песней?

Ответ:

«Песня про царя Ивана Васильевича…» написана в духе народной поэзии, близка по форме и по содержанию народным историческим песням, поётся от имени гусляров.

16. Как называется изобразительное средство, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому и использованное М. Ю. Лермонтовым в следующих строках: «Побледнел, как осенний лист», «Повалился, будто сосенка»?

Ответ: сравнение

17. Перечислите трёхсложные размеры стиха и нарисуйте схемы каждого из них.

Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий

18. Определите стихотворный размер произведения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Ответ: ямб

19. Дайте определение художественного приёма «олицетворение», приведите пример этого тропа из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

Ответ:

Олицетворение — перенесение свойств живых существ на неодушевлённые предметы и явления. Например, 2-я строфа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва».

20. Назовите виды рифмовки, использованные в следующих строках стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их сёлы и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Ответ: перекрёстная и смежная

21. Назовите героя, описанного в приведённом ниже фрагменте повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. …А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».

Ответ: Андрий

22. Прочитайте приведённые ниже фрагменты из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и былины «Илья Муромец и Калин-царь». Что объединяет героев-запорожцев с былинными богатырями? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайновцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет уманский куренной атаман, и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех Козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Так, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды, и снопами валились ляхи!

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И спустился он с горы высокий,

И подъехал он к богатырям ко святорусскиим;

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый.

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую

И приехали к палатке полотняноей…

    («Илья Муромец и Калин-царь»)

Ответ

23. Какое средство художественной выразительности, основанное на противопоставлении предметов или явлений, использует И. С. Тургенев в пейзажной зарисовке в рассказе «Бирюк»: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом»?

Ответ: антитеза

24. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с фольклорной сказкой сближает

1) острая социальная направленность

2) наличие автора-повествователя, чьё отношение к изображаемому выражается в речи, в художественных средствах

3) наличие фантастической условности, зачина, концовки, постоянных эпитетов

Ответ: 2, 3

25. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ответ:

Комическое или сатирическое преувеличение, основанное на соединении реального и фантастического.

26. Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в генералах, а что — в мужике? Одинаков ли смех писателя? (По «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

Ответ:

Над генералами писатель смеётся зло, издевается над их невежеством, неприспособленностью к жизни, напыщенностью. В мужике М. Е. Салтыкова-Щедрина восхищает трудолюбие, находчивость, настойчивость, но его рабское терпение, покорность и безропотность вызывают у сатирика горький смех.

27. Назовите юмористические рассказы А. П. Чехова, которые вы прочитали. Чем юмористическое произведение отличается от сатирического?

Ответ:

Юмор — добродушная насмешка над недостатками, которые не имеют характер пороков. Сатира — уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности.

28. Назовите автора и произведение, из которого взят фрагмент: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

Ответ: М. Горький. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко).

29. Слова Б. Л. Пастернака «Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» можно отнести к…

1) Юшке (А. П. Платонов. «Юшка»)

2) Ларре (М. Горький. «Старуха Изергилъ»)

3) Беликову (А. П. Чехов. «Человек в футляре»)

Свой выбор аргументируйте.

Ответ: 1

30. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет

1) повествование о трудной жизни лошадей в деревне

2) тема сострадания к чужой беде

3) тема ответственности «за тех, кого мы приручили», тема единства человека и природы

Ответ: 3

Вариант 2

1. Назовите три основных рода литературы.

Ответ: эпос, лирика, драма

2. Лирика — это род литературы,

1) отражающий внутренние переживания, чувства героя

2) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени

3) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей

Ответ: 1

3. Перечислите жанры устного народного творчества. С какими из них вы познакомились в 7 классе?

Ответ: предания, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки, песни, считалки и др.

В 7 классе изучали предания, былины, пословицы и поговорки.

4. Малые жанры устного народного творчества — это …

1) поговорка

2) рассказ

3) пословица

4) повесть

Ответ: 1, 3

5. Дайте определение жанра «былина».

Ответ:

Былина — эпическая песнь о богатырях и народных героях.

6. «Пётр и плотник» — это …

1) былина

2) предание

3) летопись

Ответ: 2

7. Каким термином называется меткое, яркое народное выражение?

Ответ: поговорка

8. Когда возникла древнерусская литература?

1) в XV веке

2) в XI веке

3) в XVII веке

Ответ: 2

9. Назовите первый памятник древнерусской литературы:

1) «Повесть о Петре и Февронии»

2) «Повесть временных лет»

3) «Похвала князю Ярославу и книгам»

Ответ: 2

10. Каков жанр произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? Свой ответ обоснуйте.

Ответ:

Сказание — повествование о людях, чья жизнь и деяния признаны образцовыми.

11. Назовите основные жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этих жанров.

Ответ: летопись, житие, хождения, воинская повесть, поучение, сказание

12. Заполните следующую таблицу, опираясь на теорию «трёх штилей» М. В. Ломоносова.

Ответ:

«Штили»

Жанры

Язык

Высокий

Героические поэмы, оды, трагедии

Церковнославянские и русские слова

Средний

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

Русские с небольшой примесью церковнославянских

Низкий

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских

13. Установите соответствие между строками, приведёнными ниже, и произведениями, из которых они взяты. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

A) «Науки юношей питают,

 Отраду старым подают…»

Б) «Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

 К утехе Россов всех, но кто он был таков…»

B) «Ум и сердце человечье

 Были гением моим».

1) М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года»

2) Г. Р. Державин. «Признание»

3) М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого»

Ответ:

14. Что такое сюжет? Перечислите основные элементы сюжета литературного произведения.

Ответ:

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

15. Назовите жанр произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В творчестве какого поэта вы уже встречались с этим жанром?

Ответ:

Баллада. В. А. Жуковский

16. Соотнесите приведённые ниже строки и художественные средства, использованные в них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Строки

A) «Не найти, не сыскать такой красавицы,

Ходит плавно — словно лебёдушка»

Б) «И очнулся тогда добрый молодец»

B) «В семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной».

Художественные средства

1) инверсия

2) сравнение

3) постоянные эпитеты

Ответ:

17. Перечислите трёхсложные размеры стиха и нарисуйте схемы каждого из них.

Ответ: дактиль, анапест, амфибрахий

18. Определите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», фрагмент которого приведён ниже, и нарисуйте его схему.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка…

Ответ: ямб

19. Можно ли назвать произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» исторической повестью? Почему?

Ответ:

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV — XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон в повести достаточно условен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведениях отражены жизненные идеалы, рожденные в народном сознании, так и в повести Гоголя воссозданы идеальные человеческие характеры.

20. Как называется изречение, выражающее в лаконичной форме законченную мысль («Терпи казак — атаманом будешь»)?

Ответ: афоризм

21. Прочитайте приведённые ниже фрагменты из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и былины «Илья Муромец и Калин-царь». Что объединяет героев-запорожцев с былинными богатырями? Дайте развёрнутый ответ (примерный объём 3 — 5 предложений).

Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамай- новцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьём и конника и коня, пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет уманский куренной атаман, и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех Козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Так, где прошли незамайновцы, — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды, и снопами валились ляхи!

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях.

И спустился он с горы высокий,

И подъехал он к богатырям ко святорусскиим;

Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый.

И приехали они ко силушке татарскоей,

Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую,

Притоптали тут всю силушку великую

И приехали к палатке полотняноей…

    («Илья Муромец и Калин-царь»)

Ответ

22. Назовите автора сборника произведений «Записки охотника».

Ответ: И. С. Тургенев

23. Кому посвящена поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»?

Ответ: жёнам декабристов

24. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с фольклорной сказкой сближает

1) острая социальная направленность

2) наличие автора-повествователя, чьё отношение к изображаемому выражается в речи, художественных средствах

3) наличие фантастической условности, зачина, концовки, постоянных эпитетов

Ответ: 2

25. Какие приёмы художественной выразительности, использованные автором, лежат в основе следующих фрагментов?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблицу.

Фрагменты

A) «…мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить…»

Б) «…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил»

B) «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Г) «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву».

Художественный приём

1) ирония

2) гротеск

3) гипербола

4) аллегория

Ответ:

26. Что высмеивает М. Е. Салтыков-Щедрин в генералах, а что — в мужике? Одинаков ли смех писателя? (По «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».)

Ответ:

Над генералами писатель смеётся зло, издевается над их невежеством, неприспособленностью к жизни, напыщенностью. В мужике М. Е. Салтыкова-Щедрина восхищает трудолюбие, находчивость, настойчивость, но его рабское терпение, покорность и безропотность вызывают у сатирика горький смех.

27. Назовите автора и произведение, из которого приведён фрагмент.

Какое это произведение — юмористическое или сатирическое? Свой ответ обоснуйте.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Ответ:

А. П. Чехов. «Человек в футляре». Сатирический.

28. Что такое автобиографическое произведение? Приведите пример такого произведения.

Ответ:

Произведение, в котором писатель наделяет героя своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу.

29. Слова Б. Л. Пастернака «Верю я, придёт пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» можно отнести к…

1) Юшке (А. П. Платонов. «Юшка»)

2) Ларре (М. Горький. «Старуха Изергилъ»)

3) Беликову (А. П. Чехов. «Человек в футляре»)

Свой выбор аргументируйте.

Ответ: 1

30. Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет

1) тема о трудной жизни лошадей в деревне

2) тема сострадания к чужой беде

3) тема ответственности «за тех, кого мы приручили», тема единстве человека и природы

Ответ: 3

Вариант 1

1. Какое произведение посвящено Отечественной войне 1812 года?

а) «Заколдованное место» б) «Муму» в) «Бородино» г)» На Волге»

2. Что такое баллада? Приведи пример.

3. Определите вид рифмовки в стихотворении Майкова:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

4. С кем соревновался Жуковский при написании сказки «Спящая царевна»?

5. Прочитай приведенные фрагменты текста и укажи, из каких произведений они взяты, напиши название и автора.

А) Жил-был добрый царь Матвей; Б) Подруга дней моих суровых,

Жил с царицею своей Голубка дряхлая моя!

Он в согласье много лет; Одна в глуши лесов сосновых

А детей все нет как нет. Давно, давно ты ждешь меня.

6.Назовите изобразительное средство выделенных слов:

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

7.Сопоставь автора и произведение:

1) И.А.Крылов 2) Н.А.Некрасов 3) М.Ю.Лермонтов 4) А.С.Пушкин

а) «Бородино» б) «Няне» в) «Волк на псарне» г) «Крестьянские дети»

8.Какие способы рифмовки ты знаешь, перечисли их.

9. Как зовут главного героя сказки «Черная курица, или подземные жители»? Сколько ему лет? Ваше отношение к герою.

10. Какое произведение из литературы 1 половины 19 века больше всего понравилось, какое не понравилось?

Контрольная работа по литературе №1 по произведениям 1 половины 19 века 5 кл

Вариант 2

1. Кто автор строк: «На другой день проснулся, смотрю: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.»

а) Пушкин б) Лермонтов в) Гоголь г) Некрасов

2. Что такое мораль в басне? Приведи пример.

3. Назовите способ рифмовки;

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

4.Что высмеивается в баснях? А именно в «Вороне и лисице»?

5. Прочитай приведенные фрагменты текста и укажи, из каких произведений они взяты, напиши название и автора.

А) … «Братец мой, — Б) Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Отвечает месяц ясный, — Французы двинулись, как тучи,

Не видал я девы красной. И все на наш редут.

На стороже я стою Уланы с пестрыми значками,

Только в очередь свою. Драгуны с конскими хвостами,

Все побывали тут.

6. Назовите изобразительное средство выделенных слов:

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица…

7. Сопоставь автора и произведение:

1) В.А. Жуковский 2) М.Ю.Лермонтов 3) А.С.Пушкин 4) И.А.Крылов

а) «Сказка о мертвой царевне…» б) «Ворона и лисица» в) «Спящая царевна» г) «Бородино»

8.О чем отрывок из поэмы Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…»

9. Назовите жанр произведения «Черная курица, или подземные жители». Напишите его особенности.

10. Какое произведение из литературы 1 половины 19 века больше всего понравилось, какое не понравилось?

Контрольная работа по литературе №1 по произведениям 1 половины 19 века 5кл

Вариант 3

1. К какому жанру относится произведение Лермонтова «Бородино»:

а) рассказ б) повесть в) баллада г) стихотворение

2. Что такое литературная сказка? Приведи примеры.

3. Назовите способ рифмовки;

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

4. В каком году происходили события, описанные в произведении «Бородино»?

5. Прочитай приведенные фрагменты текста и укажи, из каких произведений они взяты, напиши название и автора.

А) Ты сер, а я , приятель, сед, Б) Невежда так же в ослепленье

И волчью вашу я давно натуру знаю; Бранит науки и ученье,

А потому обычай мой: И все ученые труды,

С волками иначе не делать мировой, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Как снявши шкуру с них долой.

6. Как называется художественный прием:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах..

7. Сопоставь автора и произведение:

1) Н.В.Гоголь 2) Н.А.Некрасов 3) А.Погорельский 4) В.А. Жуковский

а) «Черная курица, или подземные жители»; б) «Кубок»; в) «Заколдованное место»;

г) «Мороз, Красный нос»

8. Чему учат басни Крылова? Докажи.

9. Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне и о …..»? К каким силам природы он обращается в поиске царевны, перечисли их.

10. Какое произведение из литературы 1 половины 19 века больше всего понравилось, какое не понравилось?

Контрольная работа по литературе №1 по произведениям 1 половины 19 века 5 кл

Вариант 4

1.Как называется часть басни, где открыто выражена позиция автора?

У сильного всегда бессильный виноват…

2. Что такое народная сказка? Приведи пример.

3. Определите вид рифмовки в стихотворении Никитина:

Ясное утро. Тихо веет

Теплый ветерок;

Луг, как бархат, зеленеет,

В зареве восток.

4.На что похожи басни Крылова по форме?

5. Прочитай приведенные фрагменты текста и укажи, из каких произведений они взяты, напиши название и автора.

А) уж сколько раз твердили миру, Б)Там на неведомых дорожках

Что лесть грустна, вредна; но только все не впрок, Следы невиданных зверей;

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон и дверей.

6. Как называется художественный прием выделенных слов:

И волны спирались, и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

7. Сопоставь автора и произведение:

1) И.А.Крылов 2) А.С.Пушкин 3) Н.В.Гоголь 4) Н.А.Некрасов

а) «Заколдованное место» б) «Мороз, Красный нос» в) «Свинья под дубом» г) «У лукоморья…»

8. Чему учит произведение Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

9. Укажите жанр произведения «Кубок». Каким предстает в произведении молодой паж?

10. Какое произведение из литературы 1 половины 19 века больше всего понравилось, какое не понравилось?

  • Контрольная работа номер 1 основы кинематики
  • Контрольная работа номер 1 молекулярный уровень
  • Контрольная работа номер 1 многоугольники
  • Контрольная работа номер 1 механическое движение
  • Контрольная работа номер 1 механика