Кому верить зеркалу или камере телефона

Иногда бывают дни, когда мы думаем, что выглядим лучше всех и, кажется, даже отражение в зеркале подмигивает нам в знак одобрения. Но фотографии, сделанные в тот же день, резко роняют нашу самооценку. А бывает наоборот: нам кажется, что выглядим мы мягко говоря «не очень», а коллеги и друзья восхищаются нашим цветом лица после недельного недосыпа. Разбираемся, кому можно верить в вопросах красоты.

Как врут зеркала

Первое, что создает в нашей голове образ себя-любимых — это зеркало. Или селфи-камера, которая выполняет ту же функцию. Отражающие поверхности можно найти практически повсюду, и к своему образу в зеркале мы привыкаем довольно быстро. Возникает когнитивное искажение, называемое эффектом знакомства с объектом: мы привыкаем видеть себя в зеркальном отражении, под определенным углом и с определенным освещением, например, если зеркало висит в ванной и не покидает свой пост вот уже несколько десятилетий. У нас появляется прочная ассоциация того, что вон тот красивый (или не очень) человек в зеркале — это и есть мы, и не важно, что у него правый глаз на месте левого и наоборот. Чем чаще мы видим знакомый объект, тем сильнее он нам нравится.

Само отзеркаливание может исказить наше видение себя. В качестве эксперимента попробуйте открыть фронтальную камеру на смартфоне и в настройках уберите «Зеркальный режим». Сделайте снимок — смартфон сделает неотображенный кадр. Посмотрите, насколько вам комфортно от получившегося изображения: как будто его делали не вы или на снимке другой человек.

А, может, получившееся изображение немного разочарует вас: ведь согласно исследованию 2008 года люди считают себя симпатичнее, чем они есть на самом деле, независимо от внешних данных. В рамках исследования ученые взяли фотографии добровольцев, сделали «улучшенные» в фотошопе копии, перемешали полученные фото с изображениями незнакомцев и попросили участников выбрать свои портреты. Быстрее всего добровольцы выбирали свои отфотошопленные кадры, потому что они сильнее ассоциировали свой образ с «симпатичной версией себя». Хотя есть исследования, в которых респонденты придерживались противоположной точки зрения и считали себя менее симпатичными, чем являлись на самом деле.

Можно ли верить фотографиям?

Портретная фотография действительно кажется объективным взглядом со стороны, особенно, когда камера в руках у профессионала. От нее не скроются ни набранные за праздники килограммы, ни следы бурной ночи, ни искренние чувства. Но камере тоже нельзя слепо верить.

Во-первых, изображение на фото очень зависит от внешних факторов, главным образом, от света и всех поверхностей, которые могут его отразить. Правильно подобранное освещение уберет недостатки, добавит блеск в глазах, а вот неудачный поворот к источнику света может нарисовать вам даже те подбородки, которых никогда не было.

Во-вторых, важную роль играет ракурс и поза. Вы можете визуально удлинить или укоротить ноги, просто выбрав правильное положение по отношению к камере.

Не стоит в том числе забывать и об оснащении и настройках камеры, в частности, об объективах. Линзы разного диаметра по-разному будут передавать изображение, поэтому на портретах, сделанных с помощью разных объективов, человек может получиться непохожим на самого себя. Также будет играть важную роль настройка камеры: сколько света она фиксирует, насколько она чувствительна к цветам и так далее.

Важную роль играет также сам фотографируемый человек. Перед камерой многие испытывают дискомфорт, и эта напряженность будет отображена на снимках. Одни люди чувствуют неуверенность, потому что не могут наблюдать процесс создания кадра, они не могут представить, что получится на фото, другие беспокоятся из-за своей нефотогеничности, боятся моргнуть или задерживают дыхание, чтобы втянуть в себя кажущиеся лишними килограммы. И в погоне за «идеальной» картинкой человек теряет собственный облик.

И, конечно, не стоит забывать о постобработке фотографий, которая может исправить недостатки и сделать человека на портрете привлекательнее (или нет, в зависимости от уровня мастерства).

Кому же тогда верить? Селфи-камере без режима «зеркало»?

Это оптимальный вариант, но сперва убедитесь, что вы отключили искусственный интеллект у камеры, который размывает фон и выравнивает тон кожи.

А можете не отключать, пользоваться beauty-фильтрами или отказываться от них, верить зеркалу, получать удовольствие от собственных фотографий, экспериментировать с камерой, пока не получите результат, который вам понравится, потому что восприятие вашей внешности обитает только в вашем сознании.

В вопросах внешнего вида мы ориентируемся, прежде всего, на наше отражение в зеркале. Однако оно не только не может передать всю правду, но и может нас обмануть.

Немного физики

Чтобы прояснить вопрос правдивости зеркал, нужно вспомнить уроки истории, физики и анатомии. Отражающий эффект современных зеркал базируется на свойствах стекла, покрытого специальным слоем металла. В древности, когда способ получения стекла еще не был открыт, в качестве зеркала использовали пластины драгоценных металлов, чаще всего круглой формы.

Для увеличения светоотражающей способности металлические диски подвергались дополнительной обработке – шлифовке.

Стеклянные зеркала появились лишь в XIII веке, их научились делать римляне, разбивая на куски сосуды с застывшим слоем олова внутри. Листовые зеркала на основе сплава олова и ртути стали изготавливать на 300 лет позднее.

Светоотражающую часть зеркала многие по старинке называют амальгамой, хотя в современном производстве используется алюминий или серебро (толщиной 0,15–0,3 мкм), покрытые несколькими защитными слоями.

Как выбрать «правдивое» зеркало?

Отражающие свойства современных зеркал зависят не только от вида амальгамы, но и от ровности поверхности и «чистоты» (прозрачности) стекла. Лучи света чувствительны даже к таким неровностям, которые не видны человеческому глазу.

Любые дефекты стекла, возникающие в процессе его изготовления, и структура отражающего слоя (волнистость, пористость и прочие дефекты) влияют на «правдивость» будущего зеркала.

Степень допустимого искажения отображает маркировка зеркал, она делится на 9 классов – от М0 до М8. Количество пороков зеркального покрытия зависит от метода изготовления зеркала.

Наиболее точные зеркала – класса М0 и М1 производят методом Флоат. Горячую стекломассу выливают на поверхность раскаленного металла, где она равномерно распределяется и охлаждается. Такой способ отливки позволяет получить максимально тонкое и ровное стекло.

Классы М2-М4 изготовливают по менее совершенной методике – Фурко. Горячую ленту стекла вытягивают из печи, пропуская между валиками, и охлаждают. В этом случае конечный продукт имеет поверхность с утолщениями, которые являются причиной искажения отражения.

Идеальное зеркало М0 встречается редко, обычно в продаже самое «правдивое» – М1. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении, покупать зеркала последующих классов можно разве что для оборудования комнаты смеха.

Специалисты считают наиболее точными зеркала с серебряным покрытием, произведенные в России. У серебра более высокий коэффициент отражения, а отечественные производители не используют маркировку выше М1. А вот в изделиях китайского производства мы покупаем зеркала М4, которые не могут быть точными по определению. Нельзя забывать про свет – наиболее реалистичное отражение обеспечивает яркое равномерное освещение объекта.

Отражение как проекция

Все в детстве посещали так называемую комнату смеха или смотрели сказку про Королевство кривых зеркал, поэтому никому не нужно объяснять, как меняется отражение на выпуклой или вогнутой поверхности.

Эффект кривизны присутствует и в ровных, но очень больших зеркалах (со стороной ≥1 м). Это объясняется тем, что их поверхность деформируется под собственным весом, поэтому большие зеркала делают из листов толщиной не менее 8 мм.

Но идеальное качество зеркала не является залогом его «правдивости» для отдельного индивида. Дело в том, что, даже имея безупречно ровное зеркало, которое очень точно отображает внешние объекты, человек воспримет отражение с дефектами, обусловленными его индивидуальными особенностями.

То, что мы привыкли считать своим отражением, в действительности не является им – это всего лишь зрительная проекция, которая проявляется в подкорке головного мозга, благодаря работе сложной системы восприятия человека.

На самом деле восприятие во многом зависит от функции органов зрения (глаз человека, который смотрится в зеркало) и работы мозга, трансформирующего поступающие сигналы в образ. Как иначе можно объяснить визуальную зависимость искажения отражения от формы зеркала?! Ведь всем известно, что вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые зрительно полнят. Так работает психология восприятия человеческого мозга, который анализирует поступающую информацию, привязывая ее к знакомым предметам и формам.

Зеркало и фото – что правдивее?

Известен еще один странный факт: многие люди подмечают разительные отличия между своим отражением в зеркале и собственным изображением, которое они видят на фото. Особенно это волнует представительниц прекрасного пола, желающих по старой русской традиции знать лишь одно: «я ль на свете всех прекрасней?».

Явление, когда человек не узнает себя на фотографии, довольно распространено, ведь в своем внутреннем мире он или она видят себя иначе – и во многом благодаря зеркалу. Этот парадокс послужил причиной сотен научных исследований. Если все ученые выводы перевести на простой язык, то подобные различия объясняются особенностями оптического устройства двух систем – объектива фотоаппарата и органов зрения человека.

1) Принцип действия рецепторов глазного яблока совсем не такой, как у стеклянной оптики: линза фотоаппарата отличается от строения хрусталика глаза, а еще он может быть деформирован вследствие усталости глаза, возрастных изменений и пр.

2) На реальность изображения влияет количество точек восприятия объекта и их расположение. В фотоаппарате только одна линза, поэтому изображение получается плоским. Органы зрения у человека и доли мозга, фиксирующие изображение, – парные, поэтому мы воспринимаем отражение в зеркале объемным (трехмерным).

3) Достоверность фиксации образа зависит от освещения. Фотографы часто используют эту особенность, создавая на фото интересный образ, разительно отличающийся от реальной модели. Рассматривая себя в зеркале, люди обычно не меняют освещение так, как это делает вспышка фотоаппарата или софиты.

4) Еще один немаловажный аспект – расстояние. Смотреться в зеркало люди привыкли вблизи, тогда как фотографируются чаще издалека.

5) Кроме того, время, необходимое фотоаппарату для снимка ничтожно мало, в фотографии даже существует специальный термин – выдержка. Фотообъектив выхватывает долю секунды, запечатлевая порой неуловимое для глаз выражение лица.

Как видите, каждая система имеет свои особенности, влияющие на искажение изображения. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что фото точнее фиксирует наш образ, но только на мгновение. Человеческий же мозг воспринимает изображение в более широком спектре. И дело не только в объеме, а еще и в невербальных сигналах, которые люди посылают постоянно. Поэтому с точки зрения восприятия нас окружающими людьми, отражение в зеркале более правдиво.

Почему в зеркале мы выглядим красивее, чем на фото, и чему надо верить

А ты когда-нибудь смотрела на свою фотографию с мыслями: «Какой ужас! Неужели это я?!»

Почему в зеркале мы выглядим красивее, чем на фото, и чему надо верить

Почему же так получается: в зеркале мы себе нравимся, а на снимках — нет? И что лучше отражает нашу внешность на самом деле?


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зазеркальный мир

Согласно опросам, мужчины смотрятся в зеркало 23 раза в день, женщины — 16. Мы видим себя, когда чистим зубы, наносим макияж или делаем прическу. Именно под влиянием зеркала формируется наше отношение к собственной внешности.

Но стеклянная поверхность не воспроизводит реальность со стопроцентной точностью, ведь мы сталкиваемся с перевернутой версией себя. Именно к ней и привыкают люди, потому что на фото мы смотрим гораздо реже. (Если, конечно, не считать фанаток селфи, которые генерят сотни портретов в день, чтобы выбрать два-три самых удачных).

Очень часто случается так, что собственные снимки ужасают девушку: «Какой кошмар! Какая же я страшная, как у меня вообще могли появиться друзья и бойфренд!» Почему же так происходит? Как получилось, что два способа столкнуться со своим изображением дают настолько разный эффект?

Молниеносная реакция и хитрый мозг

Ученые объясняют происходящее двумя причинами. Первая — возможность сразу же скорректировать отражение в зеркале. Иными словами, как только ты замечаешь у себя двойной подбородок, то тут же поднимаешь голову или, сама того не осознавая, немного поворачиваешься, чтобы ненавистная складка кожи исчезла. С фото такой фокус недоступен: результат уже не подлежит изменению.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая причина — это желание нашего мозга тратить как можно меньше ресурсов. Например, мы не видим отличий в освещении, когда смотримся в зеркало. Наши «серые клеточки», попав в привычную ситуацию, транслируют одну и ту же картинку — ту, к которой мы привыкли. Другое дело — фотографии. На них свет и тени играют колоссальное значение, и каждый фотограф знает, как важно уметь с ними работать.

Не узнаю брата Колю!

А еще мы привыкаем видеть себя в зеркале под определенным углом и отраженными, и потому на снимках, столкнувшись с другим ракурсом, воспринимаем себя как незнакомца — уже совсем не такого симпатичного. Это нормально: мозг, обеспокоенный появлением «постороннего», может сделать его непривлекательным, чтобы ты не расслаблялась. Не суди свой разум строго: он до сих пор живет в мире с саблезубыми тиграми и старается держать тебя в тонусе.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и психологические причины, по которым на фотографиях мы выглядим хуже, чем в зеркале. Дело в том, что когда мы смотрим на свое отражение, то, как правило, находимся в комфортной ситуации — у себя дома. Другое дело снимки: нередко человек напряжен, когда рядом находится кто-то с камерой, и слишком старается «держать» красивое лицо. Эффект получается обратный: мы слишком напрягаем мышцы и только портим портрет неестественной мимикой. 

Кому же верить?

Думаем, ты уже догадалась: верить не надо ни фотоаппарату, ни зеркалу. И в том, и в другом случае будут искажения. В снимки свои «поправки» внесут свет, качество техники и профессионализм фотографа. В отражение — наш собственный мозг. Так что смело ориентируйся на то, что тебе больше нравится, и не беспокойся из-за неудачных кадров.

Фото: Andrea Piacquadio / Pexels

  • Комтехцентр екатеринбург телефон техподдержки
  • Комтех львовский официальный сайт телефон
  • Комтех львовский диспетчер телефон
  • Комтел ясиноватая номер телефона
  • Комстройсервис новоспасское номер телефона