Киберспортивные дисциплины на телефоне

Привет, любители мобильных игр! С вами AppTime Media с очередной подборкой игр, на этот раз связанных с киберспортом. Сейчас ведь проходят Олимпийские игры в Китае, вот мы и подумали — а чем мобильные проекты хуже? Сидишь, тапаешь по экрану и зарабатываешь огромные суммы. Давайте посмотрим на крупных представителей этого течения, а также что ждёт мобильный киберспорт в ближайшее время. Пристегнулись? Поехали!

Hearthstone

Начну я с топовой ККИ — Hearthstone. Вы можете ругаться на рандом, на решение Blizzard по некоторым игрокам из Гонконга, но в этом году компания собирается увеличить число участников Чемпионата мира до 16, каждый из них поборется за призовой фонд в $500 000. Также турниры Grandmasters будут не единственным способом попасть на Чемпионат мира. Ну а если до таких ивентов вы ещё не дотягиваете, можно попытать силы в новом турнире — «Поля сражений: Легенды лобби!».

На протяжении 2022 года топовые игроки будут сражаться за призовой фонд в $500 000. Кстати, в Европе в режиме «Поля Сражений» лидирует российский киберспортсмен Владислав SilverName Синотов, выступающий за команду Team Spirit.

League of Legends: Wild Rift

Первый киберспортивный сезон Wild Rift уже начался, его частью стали восемь региональных лиг. Уже этим летом в европе пройдёт официальный международный турнир под названием Wild Rift Icons; в нём поборются 24 лучшие команды, но победитель будет только один. Сейчас проходят открытые квалификации Wild Rift EMEA Championship, где больше всего участников из России — целых 66 коллективов. Финал пройдёт в Барселоне, где команды сразятся за призовой пул в $336 000 и два места в Чемпионате мира по Wild Rift. Из топовых команд России можно выделить Unicorns of Love и Natus Vincere. А за кого будете болеть вы? Напишите в комментариях.

Brawl Stars

Кто-то считает Brawl Stars детской игрой, но у неё точно не детский призовой фонд — $1 000 000 в прошлом году, причём в СНГ победителями стала команда из Na’Vi, оторвавшись от второго места на почти 300 очков. Команда состоит из MMA, Jason и Cube. Эта тройка банит одних и тех же героев каждый матч и придерживается одной стратегии даже после проигрыша. Что до нового Чемпионата, то ежемесячный отбор начнётся уже в этом месяце, а финал стартует в марте. Из нашего региона в финал выйдут две команды, также Supercell обещает увеличенные призовые фонды. Может быть, ты станешь звездой Brawl Stars?

PUBG Mobile

Если говорить про мобильную сцену киберспорта, одна из первых игр, которая приходит на ум — PUBG Mobile. И не просто так, ведь в январе команда Na’Vi заняла второе место в Чемпионате мира и заработала $630 000. Первое место заняли китайцы из команды NOVA, оторвавшись на 47 очков. В конце января ещё прошли отборочные матчи Про-лиги PUBG Mobile среди команд из СНГ, победу одержала команда HYDRA, состоящая преимущественно из русских игроков. А в начале февраля на площадке Pinger.Pro провели решающие игры пятого сезона Alter Cyber Games, призовой фонд не такой большой — победителям выдали около 263 000 рублей. Посмотрим, как Krafton будет развивать киберспортивную сцену PUBG: New State.

Call of Duty: Mobile

А вот мобильная Call of Duty немного сдаёт ряды из-за пандемии. Несмотря на то, что игра приносит разработчикам огромные деньги, киберспортивная экосистема у Call of Duty Mobile слабая — в декабре закончился Чемпионат мира, проходивший отдельно в Азии и на Западе в онлайн-формате, то есть никаких съездов и арен с фанатами. Конечно, призовой пул впечатляет — $1 000 000 среди 12 команд в каждом регионе, топовая из них — Tribe Gaming из США — получила $300 000. К сожалению, украинцы из Na’Vi заняли всего лишь 8 место, разделив между собой крохотную сумму в $40 000. Выходит, СНГ-сцены у Call of Duty Mobile нет — даже предыдущий состав Na’Vi состоял из западных игроков, только его через пару месяцев распустили. Может сделка Activision Blizzard с Microsoft что-то исправит?

Magic: The Gathering

После того как Magic: The Gathering появилась на смартфонах, у игроков появилось больше шансов стать чемпионами этой классической и легендарной ККИ. Конечно, сначала надо пробиться в топ рейтинга, для этого будущие киберспортсмены открывают наборы с новыми карточками, получают опыт и приглашение на квалы. Будьте готовы, ведь разработчики выберут только 1 200 мифических игроков, а отборочный тур пройдёт с 26 по 27 марта. Чуть раньше — с 11 по 13 марта — пройдёт Чемпионат «Неоновая династия», где геймеры поборются за приз в $450 000. Жалко, что разработчики Magic не развивают её как киберспортивную дисциплину в СНГ, поэтому весь движ, хоть и не большой, проходит на Западе.

Mobile Legends: Bang Bang

Ну а если вы думали, что крупные тайтлы как Колда или Лига смогут затмить остальные мобильные игры, то глубоко ошибаетесь — по данным сайта Esports Charts Mobile Legends: Bang Bang недавно побила сразу несколько рекордов. Во-первых, среди женских турниров именно отборочные по этой дисциплине стали самыми просматриваемыми — за квалами смотрели более 392 000 зрителей. Во-вторых, Mobile Legends вошла в топ-5 самых просматриваемых мобилок за 2021 год. Отмечу, что даже League of Legends: Wild Rift не дотянулась до этого топа. Возможно, дело в том, что для Mobile Legends регулярно проводятся турниры, хоть их призовой фонд часто не превышает $15 000. Кстати, в последнем Чемпионате мира участвовала команда Na’Vi с составом из СНГ, но до призовых мест она не дотянулась — $300 000 забрала команда Blacklist International из Филиппин.

Free Fire

Free Fire также не отстаёт от предыдущего тайтла, особенно в плане взаимодействия с комьюнити. Например, издатель Garena постоянно проводит коллаборации со знаменитыми сериями по типу Assassin’s Creed, а русские звёзды выпускают клипы по Free Fire или подписывают контракты с киберспортивными командами. К слову, турнир Free Fire World Series, то есть Чемпионат мира по этой дисциплине, начнётся 14-го мая, а финал назначен на 21-е мая. В отличие от Valve и Tencent, Garena умеет проводить лан-турниры, из-за чего 22 команды из 13 регионов соберутся на острове Сентоса. Среди участников будут два состава из СНГ, названия которых будут известны после четвёртого сезона Free Fire Pro League. Судя по предыдущему году, Чемпионы мира получат минимум $500 000.

Arena of Valor

Arena of Valor, она же Honor of Kings в Китае — крупнейшая MOBA и мобильная игра в Азии. Вместе с PUBG Mobile она стала самой прибыльной мобилкой за 2021 год, принеся Tencent $2,8 млрд. Помимо этого она находится на 4-м месте по просмотрам среди мобильных игр. Ну а если и этого мало, то в 2022 году Tencent собирается разыграть на Чемпионате мира по Arena of Valor $10 млн. Призовой пул был больше только на The International по Dota 2 и в Fortnite, а это далеко не мобилки. Ещё разработчики займутся развитием полупрофессиональной сцены и увеличат призовой пул на Международном чемпионате до $2 млн. Мировой кубок пройдёт с октября по ноябрь этого года, а более точные даты будут объявлены позже.

Clash Royale

Ну и напоследок я оставил Clash Royale. Конечно, когда речь заходит о Supercell, то сейчас более популярной является Brawl Stars, но не об этом речь. Например, Clash Royale год назад стала частью Всероссийской интеллектуально‑киберспортивной лиги, а Федерация компьютерного спорта России проводила удалённый турнир по семи дисциплинам, среди которой был и проект от Supercell; призовой фонд составил 1,4 млн рублей. Но это всё мелочи, ведь в декабре на Чемпионате мира по Clash Royale разыгрывали $1 млн. Третье место занял игрок из Team Liquid под ником Egor, забрав $75 000.

Есть хорошие новости — Supercell собирается дать возможность всем добраться до Чемпионата мира. Для этого будут проходить не только привычные турниры, но и 6-недельный ивент, стартующий в августе. Через специальные испытания и состязания любой желающий сможет побороться за место в главном событии года по Clash Royale, намеченного на 23-25 сентября.

А на этом у меня всё, дорогие друзья. Спасибо, что досмотрели до конца. Надеюсь, что эта информация позволила посмотреть на мобильный киберспорт с более радужной стороны. Всё возможно, если захотеть и прикупить боевой пропуск. Будьте здоровы и побеждайте, а для хороших новостей есть AppTime.

По разным данным, в мире на 2019 год смартфонами пользуются от 2,7 до 3,3 млрд человек, что составляет примерно 35–44% населения планеты. На смартфоны можно устанавливать игры. Соответственно, смартфоны — огромная потенциальная база клиентов для разработчиков игр, которую они принялись обслуживать ещё на заре iOS и Android. Как следствие, сегодня с мобильными играми знакомы 2,4 млрд человек.

Как киберспорт проник в смартфоны?

Многие склоняются к тому, что мини-киберспорт появился благодаря Clash of Clans — стратегии в реальном времени от студии Superсell. Сначала в игре просто была доска лидеров со списком самых могучих кланов. Быть первым — уже достойный повод сидеть в игре часами. Но вскоре разработчики начали поощрять команды с первых строчек внутриигровыми бонусами, что привело к всплеску популярности соревновательного режима в стратегии.

Фото © ТАСС, Xinhua via ZUMA Wire

Фото © ТАСС, Xinhua via ZUMA Wire

Осознав, что людям нравится мериться опытом и навыками даже со смартфонами в руках, Supercell в 2016 г. выпустила Clash Royale, по сути, клон Clash of Clans, из которой убрали всё лишнее и оставили только соревновательный режим. Новинке потребовалось менее года, чтобы заработать $1 млрд.

В 2017 г. студия создала Clash Royale League — лигу профессиональных игроков, у которой появились официальные подразделения в Северной Америке, Европе, Латинской Америке, Азии и Китае. В неё вошли многие именитые организации вроде Team Liquid, Team Solo Mid, Bren eSports и не только. Первые сезоны начались в 2018 г. Финал при поддержке ни много ни мало самой Google состоялся в Японии. Победила китайская команда Nova Esports. За год лига разыграла $1 млн.

Формально Clash Royale является первой мобильной киберспортивной дисциплиной, которая хорошо себя чувствует с первого вздоха по сей день. Фактически же первой мобильной игрой с общепризнанной про-сценой стала Vainglory — MOBA от студии Super Evil Megacorp. Ещё в 2016 г. компания провела чемпионат мира с призовым фондом в $120 тыс. Увы, выходцам из Rockstar, Riot Games и Blizzard не удалось создать устойчивую экономику, и в 2018 г. Super Evil Megacorp перестала заниматься киберспортом.

А во что играют сейчас?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Сейчас кроме Clash Royale про-сценой обладают ещё несколько тайтлов:

  • Arena of Valor — ещё одна MOBA. Которая, к слову, кроме как на iOS и Android присутствует ещё и на Nintendo Switch. Призовой пул World Cup 2019 составил $500 тыс;
  • PUBG Mobile — мобильная версия феноменально популярной «королевской битвы» PlayerUnknown’s Battlegrounds. В рамках итогового чемпионата разыгрывались $500 тыс;
  • Free Fire — ещё одна китайская мобильная «королевская битва». В финале 2019 г. было разыграно $400 тыс;
  • Mobile Legends: Bang Bang — MOBA, которая сильно похожа на компьютерную игру League of Legends от американо-китайской Riot Games. На этой почве, к слову, между сторонами в 2018 г. разгорелся серьёзный конфликт, в ходе которого Riot Games отсудила $2,9 млн. В 2019 г. в рамках финала было разыграно $250 тыс.

Другие дисциплины с меньшими призовыми: World of Tanks: Blitz (танковый симулятор), Guns of Boom (командный шутер), Lords Mobile (стратегия). Дисциплины, набирающие обороты: Monster Strike, QQ Speed, Knives Out, Onmyoji, Summoner Wars и не только.

Откуда столько денег?

Кто-кто, а рынок мобильных игр уж точно не бедствует. Денег там не меньше, чем у консолей или ПК. По данным аналитической компании Newzoo, индустрия интерактивных развлечений в 2019 г. заработает $152,1 млрд. Почти половина из них — 45%, или $68,5 млрд — придётся именно на мобилки.

Впрочем, все киберспортивные подразделения быстро закроются, если экономика не будет работать. Бесконечно вливать деньги в мероприятия без отдачи никто не будет. Одним из главных каналов монетизации киберспортивных мероприятий является реклама.

Витриной для коммерческого контента являются онлайн-трансляции. Декорации, форма игроков, графика в прямых эфирах — всё это, как правило, испещрено логотипами спонсоров. В дополнение к этому между матчами часто показываются рекламные видеоролики.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Чтобы дорого продавать рекламу, нужны хорошие просмотры, и, как ни странно, у мобильного киберспорта они есть. Ниже несколько примеров. Слева — название мероприятия, а справа — пиковое количество зрителей мероприятия.

  • Clash Royale League World Finals 2019 — 133 046 чел.;
  • Mobile Legends World Championship — 648 069 чел.;
  • PUBG Mobile Club Open Global Finals — 523 133 чел.;
  • Arena of Valor World Cup 2019 — 764 358 чел.;
  • Free Fire World Series 2019 — 2 016 157 чел.

Для сравнения: статистика популярнейших компьютерных дисциплин:

  • League of Legends 2019 World Championship — 3 985 787 чел.;
  • Fortnite World Cup 2019 Finals — 2 334 206 чел.;
  • The International 2019 — 1 968 497 чел.;
  • CS:GO IEM Katowice Major 2019 — 1 205 103 чел.;
  • PUBG Global Championship 2019 — 197 470 чел.

Да, традиционный киберспорт всё ещё на коне. Однако мобильные игры стремительно этого всадника догоняют. Главное — динамика, с которой растёт популярность смартфонных развлечений. Например, финал PUBG Mobile годом ранее смотрели на 200 тыс. человек меньше. А за Arena of Valor World Cup 2018 следили в 2,5 раза меньше человек, чем в этом году.

Спонсоры — ещё одна из финансовых жил мобильного киберспорта. Именно они, как правило, выкупают солидную часть рекламных слотов, а также вкладываются в призовые фонды. Например, Clash Royale до сих пор «подогревается» Google Play. В последний финал Mobile Legends вложился малайзийский телеком-гигант U-Mobile. А чемпионат мира по PUBG Mobile не состоялся бы без компании Vivo.

Кто во всё это играет?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Если речь о демографии, то есть следующая информация. Согласно исследованию eMarketing, 65% мобильных игроков старше 25 лет. При этом женщин и мужчин почти поровну: первых немного больше. Если речь о географии, то, по данным Newzoo, крупнейшим рынком мобильных игр в мире остаётся Китай. На этот регион приходится 47% всей прибыли индустрии. Самыми быстрорастущими рынками считаются Юго-Восточная Азия (Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия) и Индия.

Хочу стать мобильным киберспортсменом. Что для этого нужно?

Накануне PUBG Mobile Club Open Global Finals мы пообщались с российской командой Team Unique. На данный момент в неё входят Сергей Kitsune Померанцев, Ян YSHA Шабан, Дмитрий OldBoy Буй и Егор Roge Срослов. Ниже несколько тезисов, которые дадут понять, чем живут профессиональные игроки.

Во-первых, предвидятся регулярные и долгие тренировки. Состав Team Unique по PUBG Mobile тренируется минимум 4 часа в день.

— Бывают периоды, когда играть и тренироваться надо больше. Начинаем с самого утра и продолжаем до поздней ночи. На следующий день в том же ритме. К тому же много времени отнимают различные медиаактивности и перелёты в другие страны, — говорят ребята.

Во-вторых, готовьтесь к конфликтам с близкими. Старшее поколение всё ещё с трудом принимает прогейминг как профессию.

— У всех нас родители вначале негативно относились к увлечению играми. Как и в случае с любым другим хобби или увлечением важно объяснить родителям значимость игр в своей жизни. Первые выигранные призовые послужат аргументом в пользу серьёзности увлечения и подтвердят тот факт, что игры могут быть полноценной работой и приносить хороший доход, — делится своим опытом Team Unique.

В-третьих, играть нужно только ради удовольствия от самосовершенствования. Деньги не должны быть первопричиной.

— Если твоей целью являются деньги — тебе не сюда. Идти в киберспорт с целью заработать нельзя — ничего не выйдет, — рассуждают про-игроки.

В конце концов, неплохо было бы разжиться смартфоном для игр. Несмотря на предрассудки, команда Team Unique считает, что тренироваться можно не на каждом девайсе.

— Главные атрибуты для геймеров, которых не встретишь в простых смартфонах, это внутреннее и внешнее охлаждение и оптимизация высокой производительности в играх. Например, на турнире PUBG MOBILE Club Open 2019 Fall мы играли на vivo NEX 3. В нём есть всё вышеперечисленное, — рассказывает квартет из СНГ.

Собственно, именно поэтому каждый член команды владеет двумя девайсами: повседневным и специальным — геймерским. Такой расклад желателен, но необязателен. Многие игроки, по словам Team Unique, обходятся одним смартфоном.

Рынок мобильных игр и их киберспортивных сцен активно менялся в 2021 году, что отразилось на зрительской статистике игр. В Индии появился местный аналог PUBG Mobile — BGMI, LoL: Wild Rift оказалась успешнее Brawl Stars, Clash Royale и Call of Duty: Mobile, а самый невероятный рост показала Mobile Legends: Bang Bang. Esports Charts рассказывает, турниры по каким мобильным играм привлекают больше всего зрителей.

Дисклеймер: рейтинг основан на сумме часов просмотра киберспортивных турниров; из статистики исключены данные китайских стриминговых сервисов из-за особенностей подсчета ими зрительской активности.

#5 — Battlegrounds Mobile India

Топ-5 открывает Battlegrounds Mobile India — специально адаптированная версия PUBG Mobile для геймеров из Индии. Игра вышла летом в качестве альтернативы оригиналу, который в сентябре 2020 года был забанен в стране наряду с сотней других китайских приложений.

Игра мгновенно стала хитом и вскоре после релиза на Android достигла отметки в 16 млн игроков. По случаю запуска BGMI издатель Krafton провел первый турнир под названием The Launch Party, который объединил популярных индийских стримеров и про-игроков: чемпионат оказался невероятно успешным по аудитории, собрав 547,8 тысяч зрителей на пике.

До конца года по Battlegrounds Mobile India прошли десятки турниров, в том числе при поддержке Red Bull, Tesseract Esports, Skyesports, Upthrust Esports и других компаний, включая издателя Krafton. Все они привлекали десятки тысяч зрителей. Суммарно же дисциплина с лета набрала 19,3 млн часов просмотра при 1134 часах эфирного времени. 

В начале декабря в дисциплине стартовал крупный ивент iQOO Battlegrounds Mobile India Series 2021. Его финалы пришлись на начало 2022 года, а матчи каждый день собирали свыше 300 тысяч зрителей на трансляциях. Похоже, в новом году BGMI станет полноценным конкурентом Free Fire в Индии.

#4 — Arena of Valor

Arena of Valor сохранила четвертое место в рейтинге. В международной версии китайского хита Honor of Kings продолжают регулярно проходить крупные турниры, и в 2021 году в ней был поставлен новый рекорд — 879 тысяч зрителей перед финалом Arena of Valor International Championship 2021.

Региональные издатели самой популярной мобильной дисциплины 2019 из Level Infinite и Garena активно продвигают игру на новых рынках, а также активно вкладываются в киберспорт. Помимо чемпионатов для азиатских команд на 2022 год запланированы региональные турниры для Европы, Америки, Ближнего Востока и Северной Африки.

Летом в офлайне также пройдет Arena of Valor International Championship 2022 на $2 млн (вдвое больше, чем годом ранее), а в октябре — итоговый турнир Arena of Valor World Cup 2022 с рекордным для мобильного киберспорта призовым фондом в $10 млн: больше было только на The International по Dota 2 и ЧМ по Fortnite.

Помимо международных чемпионатов больше всего зрителей в дисциплине привлекают региональные лиги Вьетнама. Сотни тысяч человек следили за Arena of Glory Spring 2021 / Winter 2021. 

За 1655 часов эфирного времени дисциплина набрала 82,1 млн часов просмотра, что на 12% меньше, чем в 2020-м. Но, возможно, инвестиции издателей в новые региональные турниры помогут изменить ситуацию в новом году. 

#3 — Free Fire

Free Fire продолжает оставаться в топе мобильных киберспортивных игр. Хотя игра опустилась со второго на третье место с 142,2 млн часов просмотра (+7% по сравнению с 2020-м), турниры все равно регулярно привлекают сотни тысяч зрителей, особенно в Индии, Бразилии, Латинской Америке и Индонезии.

Самый популярный киберспортивный турнир 2021 года состоялся именно в игре, издаваемой Garena: Free Fire World Series 2021 Singapore на пике привлек 5,4 млн зрителей. Это рекорд для киберспорта (без учета китайских сервисов), по онлайн-аудитории ивент превосходит даже турниры серии Worlds по League of Legends. Из региональных же первенств успехом у зрителей пользовались Liga Brasileira de Free Fire, Free Fire League Latinoamerica и Free Fire India Championship.

Увы, Garena не удалось закрепить успех турнира в Сингапуре: предполагалось, что второй ивент серии World Series может пройти в ноябре в Мексике, однако планам издателя помешал коронавирус. Возможно, если бы чемпионат состоялся, Free Fire могла бы побороться за второе место, которое досталось ее основному конкуренту.

#2 — PUBG Mobile

В 2020 году PUBG Mobile заняла первое место рейтинга, опередив Free Fire всего на несколько млн часов просмотра. На этот раз игра Krafton и Tencent значительно увеличила отрыв от конкурента: зрители провели на трансляциях киберспортивных матчей 216,7 млн часов просмотра (на 61% больше, чем годом ранее).

Успех дисциплине обеспечило активное продвижение в регионах, где регулярно проходят локальные турниры разного уровня, спонсируемые издателями. Помимо Индонезии, турниры по игре собирают тысячи зрителей в других странах Юго-Восточной Азии, а также в Бразилии, Турции и странах Восточной Европы.

На январь 2021 года пришлись решающие матчи PMGC Season 0, который на пике собрал свыше 3,8 млн зрителей (многие смотрели трансляции прямо в клиенте, где раздавались внутриигровые подарки). Онлайн-аудиторию в миллион и больше зрителей также собрали PMPL 3 2021 Southeast Asia Finals и PUBG Mobile World Invitational 2021.

Отметим, что PUBG Mobile обошла Free Fire именно за счет большого количества региональных ивентов. В 2021 году киберспортивные матчи по “королевской битве” были в эфире на протяжении 8,8 тысяч часов, что на 55% больше, чем у FF.

Уже через две недели стартует решающий этап PUBG Mobile Global Championship 2021 с рекордным призовым в $3,49 млн, где выступят лучшие команды со всего мира, включая Natus VincereDAMWON Gaming и Team Secret. Вполне возможно, нас ждут новые рекорды дисциплины!

Примечательно, что киберспорт PUBG Mobile продолжил расти по просмотрам в 2021 году, хотя игра лишилась одного из крупнейших рынков — Индии. Теперь основная аудитория PUBG Mobile — это Индонезия, но в стране есть еще более популярная мобильная дисциплина, которая добилась невероятных успехов в прошлом году.

#1 — Mobile Legends: Bang Bang

Самой популярной мобильной киберспортивной дисциплиной 2021 года стала Mobile Legends: Bang Bang. Мобильная MOBA от Moonton регулярно собирает сотни тысяч и даже миллионы зрителей в странах Юго-Восточной Азии. Соревнования по игре суммарно набрали 386,8 млн часов просмотра, что в 2,5 раза больше, чем в 2020-м.

Самым популярным турниром года в дисциплине стал M3 World Championship с пиком в 3,1 млн зрителей. Всего же за год прошло семь турниров с одновременной аудиторией более чем в 1 млн человек, среди которых как международные первенства, так и региональные лиги MPL для Индонезии и Филиппин, где игра пользуется наибольшей популярностью.

Если в 2020-м ML:BB заняла только третье место среди мобильных киберспортивных дисциплин, то теперь она не только вышла на первое место, но и серьезно оторвалась от всех конкурентов. Ближайший преследователь в лице PUBG Mobile набрал на 45% меньше часов просмотра — при этом матчи по ML:BB были в эфире почти вдвое меньше времени.

***

Из других интересных итогов 2021 года можно отметить рост популярности мобильной версии LoL: Wild Rift. Игра от Riot Games обошла многие другие популярные тайтлы, включая Brawl Stars, Clash Royale и Call of Duty: Mobile. При этом на 2022-й у разработчиков есть амбициозные планы по развитию киберспортивной сцены игры, где пока нет устоявшихся региональных серий турниров.

Хотите изучать турниры самостоятельно? Для этого воспользуйтесь преимуществами нашей PRO-подписки. Если же вам нужно еще больше данных по командам, языкам и платформам трансляций, вас может заинтересовать наш дашборд, доступ к которому можно приобрести у нашего отдела продаж.

Игровая индустрия уже давно переросла из небольшого кружка по интересам в сформировавшийся рынок со своими законами и правилами. И сейчас, спустя годы, появляются новые соревновательные дисциплины, завязанные на играх. В этом обзоре мы расскажем о пяти самых ярких представителях этого направления.

Мобильный киберспорт — лучшие представители жанра

HearthStone

Hearthstone — один из самых удачных киберспортивных проектов для мобильных платформ. Залог успеха проекта в том, что игрок может проводить в нем время в любом месте. Будь то школа, автобус или работа, времени на одну партию всегда хватит.

Цель коллекционной карточной игры проста. Нужно собрать самую эффективную колоду и занять первое место в рейтинге сервера. Каждые несколько месяцев меняется список метовых карт, что влияет на наполнение колод.

Hearthstone не только стримит огромное количество человек на Twitch и других стримминговых платформах, но по этой игре проводится большое количество турниров от крупных киберспортивных организаций, например, Starladder. Сами Blizzard также проводят свой собственный ежегодный чемпионат мира.

Да, нельзя не отметить тот факт, что мобильная версия ККИ немного уступает компьютерной в удобстве, но это различие не критично. Что более важно, так это способ монетизации проекта, который напрямую обменивает ваше время на внутриигровые достижения, хотя даже тут разработчики пошли навстречу игрокам и каждые несколько месяцев обновляют список играбельных карт, чтобы новичкам было легче войти в игру.

Мобильный киберспорт — лучшие представители жанра

Vainglory

По этой MOBA постоянно проводятся турниры. Прямо сейчас можно зайти на тот же Twitch и понаблюдать за каким-нибудь турниром по этой игре, и мы уверены, что все это будут комментировать профессионалы из профильных студий.

Разработчики игр подобного толка зарабатывают на косметических предметах. При этом некоторые идут по пути Лиги Легенд, заставляя игрока открывать всех героев постепенно, что ставит платящих игроков в несколько более выгодное положение.

Геймплейно игра ничем не отличается от Dota 2 или League of Legends. Есть 3 линии и 5 героев с каждой стороны. Ваша цель — уничтожить центральное строение команды противника и защитить свое.

В целом, данная MOBA хоть и снискала относительную популярность, но на мобильном рынке вряд ли продержиться сколь бы то ни было длительный срок, ведь игры этого жанра приспособлены для мыши и клавиатуры, а никак не для сенсорных экранов.

Мобильный киберспорт — лучшие представители жанра

PUBG Mobile

Данный проект является мобильным аналогом десктопной версии и является популярным представителем жанра Battle Royale, который был изначально создан с прицелом на возможное киберспортивное будущее.

Жанр является новым даже в так называемом “большом” киберспорте, но и в индустрии мобильного гейминга уже формируются свои команды и организации, подбираются оптимальные устройства для проведения турниров.

Проект достаточно грамотно перенесен на мобильные устройства и к технической части претензий нет. Геймплейно мобильная версия ничем не отличается от компьютерной и играть в нее интересно, даже если не брать во внимание киберспортивную направленность.  

Clash Royale

Этот RTS-проект выполнен в жанре идеально адаптированном под мобильные устройства. По обе стороны игрового поля находятся 2 замка, которые необходимо уничтожить, направляя свои войска в бой.

Каждый юнит представлен картой и чтобы его разыграть нужно потратить определенное количество маны. Юнитов можно выкладывать, когда набирается достаточное количество маны и при этом они сразу начнут атаковать противника. Всего в игре есть два типа войск: бойцы ближнего и дальнего боя.

В этом жанре размер экрана не влияет на игровой процесс, но есть другая насущная проблема. Для того чтобы купить все карты в игре и при этом не вложить в нее ни копейки, нужно потратить на игру около десяти лет. При этом, чтобы соревнования были честными, все игроки должны быть в равных условиях.

Несмотря на комплексную систему монетизации, киберспортивная сцена Clash Royale цветет и пахнет. Турниры проводятся не только разработчиками, но простыми игроками и киберспортивными организациями.

Мобильный киберспорт — лучшие представители жанра

WoT Blitz

Мобильная версия “больших” танков от Wargaming довольно быстро завоевала рынок и успешно держится на плаву уже долгое время. При этом качество мобильной версии и общая динамика развития проекта дает надежду на то, что  WoT Blitz не постигнет участь компьютерной версии, которая медленно увядает.

Blitz представляет собой шутер с примесью социальных механик из MMO RPG. Весь геймплей завязан на управлении бронетехникой и точечном поражении уязвимых зон вражеских машин.

В WoT Blitz разработчики стараются выдержать баланс между соревновательным аспектом и премиум-контентом, соответствуя лозунгу компании Free to Win. В WoT Blitz, в отличие от того же Hearthstone, клавиатура и мышка в значительной степени влияют на эффективность игрока, поэтому полноценного киберспорта в данном проекте пока быть не может, но попытки продолжаются.

Заключение

В нашем материале мы постарались привести примеры 5 самых популярных соревновательных мобильных игр. В целом, вся индустрия страдает от отсутствия универсальных игровых платформ и неудобства игры на сенсорном экране. Надеемся, вы нашли для себя интересный проект и хорошо проведете время!

Еще каких-то два-три
года назад никто не мог подумать, что оборудование профессионального
киберспортсмена можно будет носить в кармане. По легенде, пионером стала Clash
of Clans — стратегия в реальном времени от студии Superсell. Сначала в игре
просто была доска лидеров со списком кланов, а потом разработчики начали
поощрять команды с первых строчек внутриигровыми бонусами, что привело к
всплеску соревновательного азарта. Сейчас топовые мобильные дисциплины
практически сравнялись по призовым фондам и популярности трансляций с
классическими, а оборудование для них обходится куда дешевле — игровой смартфон
недешев, но игровой компьютер дороже в разы. Это, а еще то, что тренироваться
можно не обязательно сидя дома, очень стимулирует игроков уходить в мобильный
сегмент.

Как и в традиционном киберспорте, в мобильных дисциплинах
есть множество турниров различных уровней. Это могут быть локальные
соревнования городского масштаба от небольших клубов или масштабные турниры,
которые организовывают разработчики игр и международные киберспортивные
организации. Большие призы обеспечивает реклама. Поскольку витриной для
коммерческого контента являются онлайн-трансляции, то декорации, форма игроков,
графика в прямых эфирах усеяны логотипами спонсоров. Индустрия производства игр
и игрового железа готова вкладываться в игроков. Но куда вкладывать силы и
время игроку?

Предлагаем вам пятерку мобильных игр, составляющих ТОП-55 по
призовому фонду в 2022 году!

PUBG
Mobile — $22 070 829

PUBG Mobile
полностью называется PlayerUnknowns Battlegrounds
Mobile. Она появилась аж в 2018 году, когда мобильный киберспорт
делал первые неуклюжие шаги, а смартфоны по нынешним меркам были вообще
никакие. Но создатели «игрушки» из компаний Tencent Games и Krafton,
отчитавшись о рекордных доходах за первые годы существования их «детища»,
решили не останавливаться на достигнутом и ударились в киберспорт.

Вообще, сделать игру киберспортивной несложно — надо просто
пообещать много призовых, а геймеры сами сбегутся. Трудности начинаются потом —
поддержка актуальности проекта требует непрерывного креатива и денег, денег,
денег… В Tencent
справились, и PUBG Mobile по призовому
фонду кроет даже большинство «десктопных» коллег. Не в последнюю очередь это
результат политики «коллабораций» — сотрудничества с другими брендами, начиная
с фильмов и игр и заканчивая Yamaha и Burger King.

PUBG Mobile — это порт
компьютерной «королевской битвы» PlayerUnknowns Battlegrounds.
Ее сделали максимально похожей на «большую» версию, обойдясь без существенных
изменений. Для игрока все очень просто — создаете персонажа, выбираете режим
(соло, дуо или стычка отрядов), запускаете поиск и через секунду оказываетесь
на большой площадке с другими участниками, ожидая запуска матча. Это типичная MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) — «всех убью, один останусь». Игры этого жанра
традиционно лидируют в киберспорте.

Стать чемпионом PUBG Mobile может каждый, начиная с
четырнадцати лет. Геймеры участвуют в турнирах, выигрывают призы и гранты, тем
самым мотивируя других игроков и создавая игровое комьюнити. Организаторы PUBG
Mobile Global Championship 2022 объявили об общем «призовом пироге» в 4
миллиона долларов, почти половину из которых может забрать себе победитель. За
такой приз стоит побороться!

Arena of Valor — $7 645 260

Это международная версия очень популярной китайской игры Honor of Kings. Еще одна типичная MOBA, но в фэнтезийном
сеттинге. То есть не «пушки-патроны-аптечки», а «мечи-стрелы-мана». В игре
присутствуют различные режимы геймплея, включая матчи 5 на 5, и огромный выбор
героев-персонажей. Больше всего игра похожа на League of Legends или Dota 2.

Основная механика очень проста: 2 команды по 5 игроков,
которые соревнуются, чтобы уничтожить центральное ядро ​​противника, каждый
матч длится около 20 минут. Стратегия строится на выборе героев, чтобы иметь
сбалансированную команду. Есть лучники, волшебники, «танки», воины, убийцы и
так далее. Каждая команда из 5 игроков должна состоять из персонажей,
дополняющих друг друга. Тактика формируется вокруг разрушения центрального ядра
противника, для чего игроки должны снести башни, которые защищают каждую линию.
Есть 3 линии для доступа к центральному ядру, каждая линия имеет 3 башни, чтобы
их разрушить есть дружественные миньоны — ну и так далее.

Arena of Valor
располагает огромной фан-базой и является одной из самых популярных
многопользовательских мобильных игр. Зрительская аудитория чемпионата Arena of
Valor International Championship 2021 достигла в пике 879 481 зрителей — еще не
футбол, но уже немало.

League
of Legends: Wild Rift — $5 247 882

Wild Rift
это версия стратегической MOBA League of Legends, созданная с нуля для мобильных устройств. Управление в
ней было полностью переработано, а матчи стали еще динамичнее. По геймплею это
такая же фэнтези-MOBA, только с мобильными особенностями. Карта в Wild Rift
незначительно меньше, а время матча уменьшилось до 15 минут.

Игра, как и предыдущая, представляет собой три линии на
карте, между которыми располагается лес. На одном конце имеется база союзников,
а на противоположном — вражеская территория. Для того, чтобы победить, важно
защитить свою главную башню (Нексус) и разбить вражескую.

В одном матче участвуют две команды по пять игроков. Перед
началом поединка они выбирают персонажей и формируют уникальную пятерку. Дальше
как всегда — нужно прокачивать героя, убивать врагов, уничтожать важные объекты
и покупать предметы, чтобы делать все это еще успешнее. То есть основа
стратегии — грамотный подбор персонажей, а тактики — придерживаться принципов
командной игры.

Новички в Wild Rift
сразу пойти в рейтинговые матчи не смогут, для разблокировки такого типа игры
следует достичь хотя бы 10-го уровня. А чтобы поиграть на турнире, придется
пройти отборочный этап и попасть в 16 лучших команд.

Заработок игроков League of Legends: Wild Rift в прошлом году составил до $2 612 536. Самое популярное соревнование — Twitch
Rivals League of Legends: Wild Rift Invitational.

Free Fire — $4 603 10

Garena Free Fire — один из
популярнейших представителей жанра «Королевской битвы». Цель игры такая же, как
и в других играх жанра: выжить, сражаясь с другими игроками, высадившимися на
карте. Сеттинг — «беги и стреляй».

Отличие от других спортивных MOBA — за право стать последним выжившим
сражаются друг с другом одновременно аж 50 геймеров, так что недостатка в мишенях
не будет, хватило бы патронов.

Free Fire очень хвалят за то, что она запускается даже на
смартфоне нижнего ценового сегмента. Игра хорошо оптимизирована и расходует
меньше трафика и заряда, чем другие популярные мобильные «Королевские битвы».
Это очень помогает начинающим киберспортсменам, которым до миллионных призов
еще очень далеко.

Free Fire признана «Лучшей киберспортивной мобильной игрой
года» на Esports Awards 2021. Кроме этого она установила новый мировой рекорд в
области киберспорта: более 5.4 миллионов одновременных зрителей на пике
трансляции чемпионата мира Free Fire World Series 2021 Singapore. Также игра Fire
стала первой мобильной королевской битвой, набравшей более миллиарда загрузок в
Google Play.

Киберспортивные турниры по Free Fire проходят с 2019 года:
тогда в Рио-де-Жанейро был разыгран призовой фонд в 400 000$. Чемпионат мира в
Сингапуре, который прошел в 2021 году, отметился уже солидными призовыми: они
составили 2 миллиона долларов. В России и СНГ проводится собственная лига Free
Fire Pro League CIS.

Call of Duty: Mobile — $1 557 057

Call of Duty Mobile — это многопользовательский шутер с
видом от первого лица для мобильных устройств от компании Activision. Еще одна
мобильная версия игры, изначально создававшейся для компьютера.

Сражения ведутся от первого лица, а игровой процесс
заключается в соревновании с другими игроками. Есть два основных режима: матч
между командами, состоящими из пяти человек либо «королевская битва», в которой
принимает участие до 100 геймеров.

В битве надо искать снаряжение, повышая боеспособность
персонажа — ну и, конечно, убивать всех подряд. Хотя входить в игру можно
группой, в конце концов все равно придется сражаться с бывшими напарниками, так
как остаться должен только один.

Самое популярное спортивное событие Call of Duty: Mobile — 80′s
Throwdown: Doc & Ferg, в прошлом году чемпионат собрал 97 475
зрителей.

Заработок игроков Call of Duty в прошлом году составил $4
389 882

Железный вопрос

Большинство мобильных игр «спортивного класса» запустятся
даже на весьма среднем смартфоне. Но производители не становились бы с такой
охотой спонсорами турниров, если бы не было специальных «игровых» моделей.

Первое, что разделяет игровые смартфоны и просто флагманы — система
охлаждения. В универсальных моделях, даже дорогих, процессор способен работать на
предельной загруженности без потери производительности не так уж долго — скажется
перегрев. В них важнее, чтобы корпус был тонким. А вот в игровые ставят
эффективное охлаждение, пусть даже они из-за этого станут в два раза толще. В
итоге они обеспечивают минимальное падение мощности при длительной нагрузке и
не обжигают руки спортсмену через полчаса игры.

Также в обычных смартфонах редко встретишь частоты
обновления экрана до 165 Гц, дискретизации до 720 Гц и задержки обработки
нажатия (аналог Input Lag) всего 23 мс. Этот параметр для спортсмена важнее
качества картинки, потому что обеспечивает быструю реакцию.

Отдельная история — эргономичные решения. Например, в ASUS
ROG Phone 6 Pro убрали вырез в экране под фронтальную камеру, чтобы он не
закрывал часть картинки, и сделали второй порт для зарядки сбоку, чтобы провод не
торчал там, где игрок держит ладонь. Крутая специализация на некоторых игровых
моделях — дополнительные чувствительные зоны («сенсорные курки») на корпусе (на
их касания можно назначить определенные игровые действия, получая как бы аналог
геймпада). В играх со сложным управлением, типа Call of Duty: Mobile, это дает
существенное преимущество опытному игроку.

Однако для того, чтобы тренироваться, это все избыточно — сейчас
в киберспорте нет настолько требовательных игр, чтобы им не хватало бы мощности
старших моделей среднего класса. Поэтому мобильный гейминг — лучшая «точка
входа» в киберспорт, в том числе для игроков из небогатых регионов, которые не
могут позволить себе дорогой компьютер с мощной видеокартой.

Читать на ЦО.РФ

Первая пятерка в большом киберспорте Самые популярные киберспортивные игры для РС

В России киберспорт — официальный вид спорта. Это полноценная работа и огромная индустрия. Какие дисциплины сейчас актуальны?

Он круче, чем вы думали

Team Liquid 

По прогнозам аналитического агенства IDC, в 2021 году будет продано 1,7 млрд смартфонов. При этом уже сейчас в мире продается 1,5 млрд смартфонов в год. Отдельным абзацем в отчете идут смартфоны с экраном более, чем 5,5 дюймов. Подобные аппараты аналитики считают игровыми — и на их долю в 2021 году придется 1 млрд проданных смартфонов в год.

Несложно посчитать, что к 2021 году производительные смартфоны будут практически у каждого человека. А вот стационарные устройства теряют в своей популярности – в 2018 году было продано всего 250 миллионов персональных компьютеров.

Тенденция очевидная — и уже в 2019 году рынок мобильных игр сосредоточит в себе более 50% общей прибыли всей индустрии. Об этом сообщает авторитетное аналитическое агентство newzoo:

расчеты в миллиардах долларов

Мобильный рынок растет так мощно, что с каждым годом будет отбирать все больший кусок от общих доходов. И если в исходе девелоперов в мобайл нет никакой новости, то вот резкий скачок зрительского интереса к крупным и сложным мобильным играм тянет на один из трендов 2018 года. Года, когда мобильный киберспорт оформился в отдельную категорию.

Рынок

Апрельские прогнозы newzoo отдавали под мобильные игры 51% общего рынка видеоигр уже в 2018 году. Однако, ближе к концу отчетного периода, аналитики признали, что поспешили с оценками — и скорректировали данные:

Подобная корректировка является результатом нашего непрерывного анализа финансовых результатов более 100 публичных компаний в первой половине 2018 года. Мы проанализировали не только доходность приложений, но и ключевые события на рынке с начала года. Мобильные игры остаются крупнейшим сегментом, но теперь уже с 47% мирового игрового рынка.

Питер Варман, аналитик Newzoo

Главная причина изменения прогнозов от начальных в 70,3 млрд долларов (+ 25,5% годового роста) до 63,2 млрд долларов (+ 12,8% роста) — серьезные законодательные изменения в Китае. Правительство поднебесной отдало под крыло ведомства отдела пропаганды Коммунистической партии процедуру проверки печатной и кинопродукции, а Администрацию по делам печати, радиовещания, кинематографии и телевидения (SARFT) реформировало в SART, тем самым создав новый правительственный орган, который с нуля начинает работу в этих направлениях.

Из-за подобных изменений получить лицензию на выпуск игры в Китае стало практически невозможно еще с 28 марта 2018 года. Но и здесь мучения издателей не заканчивались — даже получивший в итоге лицензию PUBG Mobile до сих пор не может монетизироваться в Китае. Рынок буквально встал. И даже в таком виде мобильные игры получили свою долю в 47% — это наивысшее скопление денег и игроков в индустрии.

Тайтлы

Однако нельзя ставить знак равенства между ростом индустрии мобильных игр и ростом мобильного киберспорта. Тут, кстати, нашлось место феномену — в мобильном гейминге удивительно высокая корреляция между увлеченным игроком и начинающим киберспортсменом, потому что затесаться на локальные турниры можно и сидя на унитазе. А вот сами разработчики не создают игры, изначально заточенные на киберспорт. В частности, об этом говорит Дарья Кимчук, глава развития киберспортивного направления World of Tanks Blitz, в материале Rusbase.

Такого понятия как «мобильная киберигра» — того, что специально конструируется под киберспорт, — нет. Киберспорт — это уже надстройка над игрой: то, что распространяется на опытных игроков, которые имеют определенные навыки и успехи и которые могут соревноваться друг с другом. Их цель — не получить контент от игры или занять время, а престиж, узнаваемость, конкуренция с другими, желание быть лучше и показать свои умения. В мобильных играх нет изначально созданных киберспортивных приложений для смартфонов. Существуют продукты, которые представлены на рынке и развиваются в сторону киберспорта.

Дарья Кимчук, Глава развития киберспортивного направления World of Tanks Blitz.

Аналитики портала Gamblingnews.com считают, что главными киберспортивными дисциплинами среди мобильных игр в 2019 году станут следующие проекты:

· Mobile Legends: Bang Bang

· Arena of Valor

· Honor of Kings

· Fornite

· PUBG

· Clash Royale

· Clash of Titans

От себя добавим к этому списку Hearthstone и King of Glory — как два киберспортивных направления, развитых уже сейчас.

А теперь — посмотрим, как дела у тех игр, в которых весь 2018 год происходили массовые киберспортивные баталии.

Arena of Valor

Азиатская MOBA зашла в киберспорт летом 2017 года, запустив свои первые турниры в Азии. Проект захватил рынок даже при том, что в Китае не смог тягаться с King of Glory. Важнейшим моментом продвижения игры было то, что издатель Garena смог «пушить» игру через популярный в Азии стриминговый сервис Garena.live. Самый крупный турнир по игре прошел летом 2018 года и назывался Arena of Valor International Cup 2018. Призовой фонд составил 600 000$. С антуражем все было в порядке:

это ничем не отличается от Major по Dota 2

Сама трансляция происходила по классической схеме: студия аналитики, разбор драфтов, комментаторы и «обсерверы» на матчах. Выглядело это так:

А победили — ребята из Тайваня

Победители — тайваньская команда J Team

King of Glory

King of Glory — адаптация Arena of Valor для китайского рынка. И у нее все очень хорошо — но только на территории Китая. Игра опередила по доходам и популярности саму Dota 2 и продолжает набирать обороты.

В 2018 году по King of Glory провели множество крутых турниров, в комьюнити появились звездные игроки и собрались ростеры, названия которых нам не скажут вообще ничего. По просмотрам турниров King of Glory в Китае уступает только League of Legends, а лучшие игроки уже стали звездами.

Clash Royale

А вот Clash Royale ни с кем не соперничает — вместо этого Supercell постепенно переводит игру в киберспортивное русло — и в 2018 году виден огромный прогресс данного направления.

League World Finals 2018 — главный турнир года по Clash Royale

При этом стоит отметить какое-то тотальное неумение Supercell правильно организовывать турниры. Так уж вышло, что ключевая аудитория Clash Royale – испаноговорящая, однако главный турнир по игре проходил в максимально неудобное для Южной Америки время, из-за чего большая часть зрителей смотрела только первые матчи дня. Также заметен странный подход к выбору стриминговых сервисов, метание с youtube на twitch и спорные временные рамки – главный турнир по игре длился всего 1 день. И даже при этом Clash Royale за год набрал еще 600 000 зрителей, по сравнению с 2017.

Зато сами турниры интересно смотреть — это не MOBA, а потому и формат показа немного другой. В чем-то все это напоминает теннисный Кубок Дэвиса, где один за всех и все за одного, а каждое поражение воспринимается как серьезный удар по шансам всей команды. Круто и то, что динамика Clash Royale значительно выше, чем у MOBA, а потому и событий на экране значительно больше.

PUBG Mobile

PUBG Mobile отличается от своего «большого» собрата запредельным уровнем качества. С самого начала эта игра отлично выглядела и работала по отточенной формуле – а потому неудивительна такая популярность. В 2019 году PUBG Mobile легко сдвинет Arena of Valor на второе место среди главных азиатских мобильных киберспортивных дисциплин – ведь уже на главном турнире прошлого года пиковое количество смотрящих PUBG Mobile на Youtube впечатляло:

Сам турнир проходил в духе «большого» PUBG — с 600 000$ призовых и на шикарной арене:

А по картинке и не понять, что играют в мобильную игру:

Hearthstone

Карточная игра от Blizzard стагнирует. В 2019 году будет изменена система проведения соревнований, где на место части ланов придут онлайн — турниры. Этот ход был задуман еще до выхода Artifact, который явно нервировал издателя Hearthstone. Но даже полный провал Artifact не гарантирует игре лидерства среди ККИ, ведь издатель издатель Magic: The Gathering всерьез собрался в киберспорт и уже в следующем году потратит 10 000 000$ на призовой фонд турниров.

С точки зрения нейтрального зрителя Hearthstone перестал быть увлекательной игрой — с одной стороны здесь слишком много рандома, с другой — после каждого нового дополнения мета меняется так сильно, что людям со стороны приходится заново разбираться в игре.

При этом в 2017 году Hearthstone подарил нам один из самых смешных момент в киберспорте, наглядно показывающий, как сильно различаются киберспортсмены:

Постепенно Hearthstone становится такой вещью «в себе», которой на данный момент сложно привлечь новую аудиторию.

При этом о Hearthstone еще и сложно говорить как о мобильном киберспорте — это тот странный случай, когда в игру играют на мобильных устройствах, но киберспорт, вроде как, вполне себе классический.

Турниры

Как правило, издатели и разработчики популярных мобильных игр сами берутся и за проработку турниров. Благо есть у кого перенять опыт.

Турниры отличаются от классических схем в киберспорте. Скажем, Arena of Valor или King of Glory предпочитают проводить сезонные игры по 2-3 месяца, внутри которых происходит множество локальных лан — турниров. По их итогам отбираются лучшие команды, которые и приезжают на главное состязание бороться за большой призовой куш, составляющий, в среднем, порядка 600 000$.

При этом в Arena of Valor, из-за высокой диверсификации азиатских игроков по странам, отдельно проводятся отборы в Таиланде и Вьетнаме, где игра крайне популярна.

Twister Cup по WoT: Blitz. Призовой фонд — 15 000$. 

Похожей схемы придерживается и Clash Royale. Supercell поделила игроков на региональные лиги, по итогам которых и определялись инвайты на League world finals — главный турнир с призовым фондом в 1 000 000$.

финал североамериканских отборов на PUBG Mobile Star Challenge — уже повод для шоу

Зачастую разработчики проводят не самые кассовые, но увлекательные для зрителя турниры ради инфоповода — та же WoT: Blitz проводит множество соревнований с небольшим призовым фондом.

Однако до тех призовых, что есть в большом киберспорте, «мобилкам» еще далековато. Прежде всего из-за того, что поднять реальный куш можно только на главных турнирах, а они проводятся строго под эгидой разработчиков и издателей — всего по паре штук в год.

Команды

Крупные «теги» не относятся к мобильному киберспорту с должным пиететом — хотя и делают какие-то шаги в его сторону. Так, скажем, NAVI собирали состав по WoT: Blitz, в Европейском Clash Royale — отборе участвовали Team Liquid и FNATIC, а на PUBG Mobile Stars Challenge присутствовали Cloud 9. Все они не добились успеха — у мобильного киберспорта свои герои.

Так, главный турнир по PUBG Mobile выиграла RRQ Athena из Таиланда, Тайваньская J Team стала лучшей в Arena of Valor, а Nova eSports забрала себе звание чемпионов Clash Royale. У Nova eSports, помимо команды в Clash Royale, числится состав по Overwatch, а J Team имеет еще один ростер по League of Legends — без особых успехов.

Игроки

Обратимся к сервису www.esportsearnings.com и сравним доходы «мобильных» и «немобильных» кибератлетов.

Вот так выглядит десятка самых богатых «мобильных» игроков:

А так — у классических киберспортсменов:

Понятно, что до доходов профессиональных дотеров мобильному киберспорту еще далеко. Но я бы отметил и еще одну важную вещь — в прошлом году мир обратил внимание на киберспортсменов как на инфлюенсеров и кумиров молодежи. Даже в России киберспортсмены снимались в рекламе шампуня, наносили ластхит по перхоти, попадали на страницы РБК и всячески выдергивались из подполья. В этом смысле мобильный киберспорт бесконечно далек от киберспорта «большого» везде, кроме Азии — но там кумиротворчество можно считать национальной забавой.

Рейтинги

Переходим к главному — к рейтингам крупных мобильных киберспортивных турниров. Для этого воспользуемся замечательной платформой esports charts:

Начнем мы с Arena of Valor — и с ее главного турнира 2018 года.

Arena of Valor International Cup 2018

Поскольку Arena of Valor – MOBA, то и сравним ее с главными MOBA человечества. Таковы показатели The International 2018 – главного турнира по Dota 2 в 2018 году, с призовым фондом $25 532 177:

The International 2018

Разница кажется разительной. Dota 2 популярнее в 14 раз. При этом удивительной кажется статистика пика «без китайских зрителей». Выходит, что если убрать из статистики всех китайцев, на пиковом значении Arena of Valor уступила Dota 2 менее чем в 3 раза! А ведь это лишь второй крупный турнир по мобильной MOBA. Стоит отметить и обратное – европейцам баталии Arena of Valor совершенно не интересны, а вот Вьетнаму, Таиланду и прочим азиатским странам – очень даже.

Теперь пришел черед League of Legend и 2018 World Championship с призовым фондом в 2 250 000$:

2018 World Championship

Показатели безумные. Однако и тут отметим тот самый пик «без китайских зрителей».

А вот еще одно сравнение. Теперь уже – крупного Major – турнира по Dota 2 (Kuala Lumpur Major) и World Cup 2018 по Arena Of Valor. Разница в призовых – 1 000 000$ против 550 000$ в пользу «Доты».

Kuala Lumpur Major

Зрителей, в сравнении с The International 2018, стало значительно меньше.

Arena Of Valor World Cup

И на пиковых значениях Arena of Valor проигрывает Major- турниру по Dota 2 всего в 2 раза!

King of Glory

Говорить о King of Glory сложнее. Потому что это — исключительно китайская забава, пусть в Китае она и бьет все рекорды по популярности.

Вот – показатели с главного турнира по KOG:

King Pro League Fall Season 2018 Playoffs

League of Legends устояла, а вот главный турнир года по Dota 2 оказался менее популярен, чем мобильная китайская MOBA.

Clash Royale

За год Clash Royale набрал еще 600 000 зрителей

Главный и итоговый декабрьский турнир Clash Royale League World 2018 показал следующие результаты:

Clash Royale League World 2018

Это вполне на уровне Major-турнира по Dota 2. Отметим и то, что Clash Royale почти одинаково любят как в Китае, так и в остальном мире.

PUBG Mobile

На PUBG Mobile Ace Championship 2019, первом крупном азиатском турнире в 2019 году, случились выдающиеся числа:

PUBG Mobile Ace Championship 2019

И все это – притом, что PUBG Mobile еще не монетизируется в Китае и в 2019 году он серьезно увеличит свою долю.

Для сравнения — главный турнир прошлого года смотрели в разы меньше:

Выводы

Важный момент — многие мобильные игры предпочитают YouTube «Твичу». Это еще раз доказывает, что на данный момент аудитория мобильного и классического киберспорта — разная:

В первую очередь популярность мобильного киберспорта обусловлена тем, что здесь до больших соревнований дорвались страны, которые не могли играть на подобном уровне раньше. Потому так много игроков из Таиланда, Вьетнама и прочих азиатских стран.

Однако и в остальном мире мобильный киберспорт — тренд, набирающий обороты. Да, в Европе не любят азиатские мобильные MOBA, однако играют в Clash Royale, PUBG Mobile или Hearthstone, а Америка в следующем году наверняка выдаст множество крупных турниров по мобильному Fortnite.

Одно можно сказать точно. Мобильный киберспорт — это живая, денежная и развивающаяся индустрия, которая серьезно вырастет в ближайшие годы. Возможно, развитие классического и мобильного киберспорта — две альтернативные непересекающиеся истории, однако есть предпосылки к тому, что именно мобильный гейминг станет в авангарде развития киберспорта как социального явления.

10:00, 24 марта 2019 / Обновлено: 23 октября 2020 •
Автор: Валерия Ларионова

Наверняка каждый хоть раз да слышал о соревнованиях по CS:GO, Dota 2, Call of Duty, FIFA и еще паре-тройке популярных игр. Явление киберспорта с каждым годом все больше всесторонне освящается различными информационными ресурсами. Если консольный и ПК киберспорт уже, в общем-то, принят общественностью, то о мобильном киберспорте так пока сказать нельзя. Мобильные киберспортивные дисциплины лишь набирают популярность.

Мобильные киберспортивные дисциплины

Мобильные киберспортивные дисциплины

В мобильном киберспорте можно выделить следующие жанры:

  • MOBA;
  • Battle Royale;
  • RTS;
  • Simulator;
  • Fighting;
  • DCCG.

Каждый из жанров имеет наиболее полюбившихся представителей, превращенных в киберспортивные дисциплины и определенную аудиторию.

Симулятор камня на ПК

Популярные MOBA игры

Многопользовательская онлайн боевая арена является одним из жанров, стоящих у истоков понятия “Киберспорт”. Самые популярные ПК-игры этого жанра:

  • Dota 2;
  • League of Legends
  • Arena of Valor;
  • Heroes of the Storm.

Все игры этого жанра, так или иначе, устроены по одному принципу: во время матча игроки делятся на две команды, чаще всего это 3/3 или 5/5. Каждый игрок управляет своим персонажем, развивает его и повышает уровень. Основной задачей является полное уничтожение базы команды соперников.

Vainglory - первая мобильная киберспортивная дисциплина в жанре MOBA

На мобильных устройствах в число самых популярных Multiplayer Online Battle Arena игр входят:

  • Vainglory;
  • Arena of Valor;
  • King of Glory.

Стоит выделить King of Glory, являющуюся адаптированной версией Arena of Valor для китайского рынка. Именно глядя на судьбу этого проекта можно в общих чертах представить дальнейшее развитие мобильного киберспорта. В Китае, а все мы знаем, как азиаты любят всевозможные игрушки, King of Glory УЖЕ обошла по популярности и общему доходу знаменитую Dota 2.

Battle Royale на телефонах

Жанр королевской битвы появился относительно недавно, но очень быстро вышел на уровень своих более “опытных” предшественников как на ПК, так и на мобильных телефонах и планшетах. Смысл игр подобного жанра заключается в том, что определенное количество игроков высаживаются на карте без амуниции и оружия. Все, что необходимо для выживания, разбросано в случайном порядке по всей карте.

PUBG на мобильных устройствах

Выигрывает тот, кто останется последним выжившим в матче. Игра может быть как одиночной, где каждый сам за себя, так и командной, по два-четыре человека в команде. В число самых распространенных королевских битв входят:

  • Fortnight;
  • PUBG;
  • Survival Heroes.

Регулярно проводимые турниры всех масштабов каждый раз привлекают все большую публику, что делает этот жанр одним из самых популярных в киберспорте.

RTS игры для Android/IOS

Стратегии реального времени захватили львиную долю целевой аудитории еще в конце 90-х и начале 00-х годов. Мобильные аналоги в корне отличаются от привычной механики игр тех времен. Если раньше пользователь ПК не на минуту не мог оставить без присмотра свое государство и армию, сейчас так называемые “стратегии” полностью автоматизированы. Игрокам нужно всего несколько раз в день заходить в приложения и отдавать своим подданным указания.

Популярная RST на мобильных телефонах и планшетах

Несмотря на свою примитивность, игры подобного плана сумели привлечь внимания десятков тысяч игроков по всему миру, которые, в свою очередь, содействовали организации и проведению различных турниров и соревнований.

Самыми популярными мобильными приложениями данного жанра сегодня являются:

  • Vikings: War of Clans;
  • Castle Clash;
  • Clash Royal;
  • Clash of Clans.

Некоторые из игр этого жанра сумели установить рекорды по количеству зрителей, наблюдающих за трансляциями турниров среди всех мобильных кибердисциплин.

Лучшие Action Simulator

Самой обсуждаемой, известной и популярной среди пользователей игрой данного жанра по праву считают World of Tanks. Выход приемника, WoT Blitz, на мобильных платформах быстро пополнил ряды “танкистов” любителями мобильного гейминга.

World of Tanks Blitz

Помимо WoT Blitz популярностью пользуются такие игры, как:

  • War Robots;
  • World of Warships Blitz;
  • War Machines.

Своей популярностью данные игры обязаны, в первую очередь, успешным предшественникам на ПК.

Мобильные Fighting игры

Файтинги, как и стратегии, являются одними из первых игр, по которым начали проводить спортивные соревнования. У истоков стояли Mortal Combat и Tekken, выпущенные на ПК еще в 1992 и 1994 годах. Серии этих игр до сих пор не изжили себя и пользуются огромной популярностью. Продолжение на мобильных платформах легендарные проекты также имеют. Среди игр в похожем стиле также проводят турниры по:

  • Injustice/ Injustice 2;
  • EA Sports UFC;
  • Power Rangers: Legacy Wars;
  • Real Steel Boxing Champions.

Многие игроки негативно высказываются в адрес мобильных файтингов. Все потому, что, как и стратегии, файтинги подверглись сильным изменениям при переходе на новую платформу. Геймплей упростили до неприличия и сейчас, чтобы победить, в большинстве случаев нужно всего лишь монотонно зажимать пальцем дисплей в одном и том же месте.

Мортал Комбат X

Онлайн-игры жанра CCG

CCG — Collectible Card Games или коллекционные карточные игры пользуются большим спросом среди обладателей мобильных устройств. Игры подобного жанра выделяются среди прочих тем, что они не требуют слишком мощных устройств и повышенной концентрации от игроков. В них удобно играть как дома, так и в общественном транспорте по дороге на работу.

Как и во всех предыдущих случаях высокая популярность стала одной из причин появления крупных соревнований и турниров среди игроков со всего мира. Самой распространенной CCG на мобильных устройствах является Hearthstone.

hearthstone

В последние годы можно видеть, как всевозможные мобильные приложения по всем фронтам вытесняют полноценные игры на консолях и персональных компьютерах. Это не могло не отразиться и на киберспорте. Появление новых мобильных киберспортивных дисциплин вызывают все больший интерес, что, в свою очередь, негативно сказывается на аудитории популярных турниров по Dota 2 и LoL.

Игрок ПК

Букмекерские конторы не могли оставить без внимание столь быстрое развитие киберспорта. Большинство крупных БК уже давно принимают пари на результаты турниров по тем или иным киберспортивным дисциплинам. Если вы еще не определились с первой букмекерской конторой, на нашем сайте вы можете ознакомится с полными обзорами лучших компаний, а также выбрать бесплатный промокод для регистрации и получения бонуса.

  • Киберспорт игры на телефон
  • Киберпанк тема на телефон
  • Киберпанк обои на телефон full hd
  • Киберпанк игра на телефон
  • Киберпанк заставка на телефон