Киберспорт на телефоне 2020

Мобильный киберспорт — феномен 2020 года. Всего за год турниры по мобильным играм не только приблизилась к показателям PC-дисциплин, но и обогнали несколько популярных соревнований классического киберспорта. 

Некоторые регионы сходят с ума по мобильных состязаниям, благодаря чему события достигают невероятных показателей по зрителям,: а сам стереотип про популярность мобилокрынка только в Азии был разрушенпостепенно рушится. Esports Charts рассказывает, какие мобильные дисциплины сейчас самые популярные в мире.

Дисклеймер: Из статистики были исключены данные с китайских стриминговых платформ. Самые популярные мобильные игры в Китае — PUBG Mobile и Honor of Kings (альтернативное название Arena of Valor). 

#5 — Clash Royale

Как и в 2019, на пятом месте находится Clash Royale от студии Supercell. Хотя игра не улучшила свои позиции в рейтинге, её часы просмотра увеличились на 31,3% при 963 часах эфира. При этом по пику зрителей игра стала падать: лишь 112 тысяч одновременных зрителей во время Clash Royale League World Finals 2020, а это на 18% меньше, чем в 2019.

Увы, на фоне других популярных мобильных дисциплин игра растет не такими быстрыми темпами. В конце 2020 вышел LoL: Wild Rift и даже он обогнал игру по пику зрителей, хотя событий в дисциплине было очень мало по сравнению с тем же Clash Royale.

Более подробно про увядание главных турниров мы рассказали в отдельном материале про Clash Royale League.

#4 — Arena of Valor

В 2019 году Arena of Valor заняла первую строчку рейтинга, а в этом году попала лишь на четвертую. Однако дисциплина все равно остается крайне популярной: её часы просмотра увеличились на 30% за год.

На падение AoV повлияло прежде всего малое количество турниров и, как следствие, небольшая сумма эфирного времени. По сравнению с ML:BB, AoV была в эфире на тысячу часов меньше, с чем и связано меньшее количество часов просмотра по сравнению с конкурентом.

Заметим, что Arena of Valor не сильно популярна вне Азии в отличии от других дисциплин в рейтинге. Впрочем, в некоторых странах ЮВА (Таиланде, Вьетнаме и Тайване) она лидирует, именно там Garena продолжает проводить крупные сезонные соревнования. 

Что касается главного соревнования дисциплины, то Arena of Valor International Championship 2020 побил рекорд 2019 года, достигнув 568 тысяч зрителей на пике. Часы просмотра чемпионата мира при этом выросли почти вдвое — на 96%!

Подробный разбор достижений и результатов команд Arena of Valor вы найдёте в материале с итогами года этой дисциплины. 

#3 — Mobile Legends: Bang Bang

Mobile Legends: Bang Bang от Moonton поднялась с третьего на второе место, и невероятно выросла за год по статистике: ее показатели часов просмотра и пика зрителей увеличились на 262% и 114% соответственно. Турниры теперь можно смотреть на Nimo TV и TikTok: новые платформы также помогли повысить сумму часов просмотра. 

В 2020 ML:BB активно развивалась в Индонезии и стала популярной во многих странах Юго-Восточной Азии. Этому способствовали регулярные региональные лиги в Индонезии, Филиппинах, Мьянме, Сингапуре и Малайзии, которые с каждым разом бьют рекорды по зрительской статистике. Например, прирост MPL ID Season 6 составил 68,4% зрителей на пике без статистики с Nimo TV.

Читайте также: Абсолютный рекорд MPL ID Season 6

Результаты MPL PH, MY/SG и MM в ноябре

Кроме того, MPL стала второй самой популярной лигой в году во всем киберспорте, уступив только корейской лиге LCK

Главный чемпионат дисциплины M2 World Championship был перенесен на январь, поэтому его статистика не включена в рейтинг. Однако на турнире было побито множество рекордов по зрительской статистике, про которые вы можете узнать в соответствующем материале

В 2020 году ML:BB начала набирать обороты вне Азии: выросли показатели у СНГ региона, где был проведен M2 World Championship 2020 CIS Minor, на котором команды боролись за слот на чемпионате мира. Популяризации игры поспособствовали и беттеры: некоторые компании добавили возможность делать ставки на матчи ML:BB.

#2 — Garena Free Fire

Garena Free Fire в 2020 поднялась на второе место при росте часов просмотра в 246%! Free Fire Continental Series 2020 Asia стал самым популярным турниром дисциплины в прошедшем году с 2,5 млн зрителями на пике. На этом турнире случилось невероятное для дисциплины — азиатский регион впервые собрал больше зрителей, чем Латинская Америка (а там игра считается культовой). 

Заметим, что американский и азиатский регионы Free Fire Continental Series 2020 заняли второе и третье места в рейтинге самых популярных турниров 2020 года по пику зрителей и среднему количеству человек на трансляциях— и это с учётом компьютеных дисциплин.

Запуск сезонных лиг по всему миру привлек ещё больше зрителей на трансляции. Кроме Европы, состязания прошли даже в СНГ, где мобильный киберспорт все еще в новинку. Free Fire Continental Series EMEA 2020 собрал 128 тысяч русскоязычных зрителей на пике, и это новый рекорд для СНГ-турниров по Free Fire.

На популярность Garena Free Fire влияли не только турниры, но и стримеры. В 2020 мы увидели, как сильно бразильская организация LOUD повлияла на стриминг в Латинской Америке, и на Free Fire в частности. Контент-мейкеры команды проводили свои турниры, а соревнование от независимого стримера Nobru для латинских команд собрало 381 тысячу зрителей на пике. Второй сезон Copa Nobru показал результаты чуть хуже, но всё равно вошёл в список самых популярных турниров от стримеров в 2020 году. 

PUBG Mobile, прямой конкурент Garena Free Fire, лишился индийского региона в конце третьего квартала 2020 из-за блокировки в Индии. И это только сыграло на руку Free Fire: фанаты королевских битв сразу переключились на новую игру, а на Free Fire Continental Series 2020 Asia индийских зрителей было больше миллиона, что является рекордным показателем для Индии по пиковой отметке. 

#1 — PUBG Mobile

Первое место в нашем рейтинге заняла PUBG Mobile, хоть и с очень маленьким отрывом от предыдущего претендента (всего на 1,75% по часам просмотра). За 2020 дисциплина набрала 134,5 млн часов просмотра за 7,8 тысяч часов эфирного времени (это также самый высокий показатель среди мобильных игр). PUBG Mobile опередила Garena Free Fire на 4,5 тысяч часов просмотра, за счёт множества аматорских турниров по всему миру. 

Как и в случае с Mobile Legends: Bang Bang, чемпионат мира по PUBG Mobile прошел в январе 2021 года и не был включен в статистику за 2020 год. 

Самым популярным турниром дисциплины в прошедшем году стал PUBG Mobile World League 2020, а особенно его восточный дивизион, который на пике собрал более 1,1 млн зрителей. Отметим, что турнир также вошел в топ-5 по итогам года во всем киберспорте, включая компьютерные дисциплины.

Серия PUBG Mobile Club Open неплохо повышает популярность игры во всём мире. PMCO 2020 проходил в 14 регионах, а больше всего зрителей собрала Индия — 87 тысяч человек на пике. Этот один из ключевых регионов PUBG Mobile (как Латинская Америка для Garena Free Fire). В то же время, это “больная тема” для дисциплины, ведь в 2020 году игру запретили в регионе. Сейчас ведутся попытки перезапустить PUBG Mobile в Индии, однако точных новостей по этому поводу нет. 

PMCO 2021 стартовал без индийских команд, и это точно скажется на результатах турнира, ведь это самый популярный регион для игры. 

PUBG Mobile — одна из немногих дисциплин, которая сфокусировалась на рынке MENA. В 2020 мы наблюдали официальные турниры в ОАЭ, Саудовской Аравии, Египте и других крупных государствах региона.

PMPL — ещё одна лига, которая активно привлекает внимание к игре. Она, как и PMCO, поделена на осенний и весенний сплиты, и ориентирована на соревнования между лучшими командами регионов. 

PUBG Mobile продолжает активно развиваться и в студенческой среде. В 2020 году самым крупным событием такого уровня стал PUBG Mobile Campus Championship Indonesia 2020 с 28 тысячами зрителей на пике: оказывается, зрителям интересны не только про-команды.

Игра продолжает развиваться не только с точки зрения присутствия в регионах, но и по охвату трансляций. В 2020 году разработчики увеличили количество стримов на Twitch и стали транслировать турниры на Nimo TV, тем самым приумножив число зрителей.

Вне топа оказались Brawl Stars, CoD:Mobile, Clash of Clans, Summoners War и League of Legends: Wild Rift. Мобильный аналог LoL — главная загадка в мире мобильного киберспорта. Игра вышла в четвёртом квартале 2020, но пока в ней не так много героев по сравнению с оригиналом и нет официальных лиг. Интересно, что будет с дисциплиной в 2021: учитывая огромную фанбазу оригинала, у неё есть все шансы ворваться в топ-5.

“Цифры свидетельствуют, что мобильный киберспорт наступает на пятки классическому киберспорту, а в некоторых аспектах даже опережает его. Мобильный киберспорт стал феноменом 2020 года, и он продолжит нас удивлять и в 2021. Рост мобильных дисциплин составил более 100%, в то время, как показатели обычных дисциплин выросли в среднем на 1-10%.

Мобильный киберспорт стал популярнее не только в Азии, но и вышел на другие регионы. Так некоторые дисциплины “захватили” рынки MENA, CIS, LATAM, а также вышли на новые стриминговые платформы — Nimo, TikTok, Booyah. В результате мобильные игры в 2020 привлекли много новой аудитории, в том числе и тех, кто впервые открыл для себя игры и трансляции из-за пандемии.

Мы также увидели много новых команд по мобильному киберспорту, так как эта сцена оказалась более доступной как на профессиональном, так и на аматорском уровнях, по сравнению с традиционным киберспортом.” 

Артём Одинцов, CEO Esports Charts

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить всю актуальную статистику. Если у вас остались вопросы — можете задать их на нашем Discord-сервере или прислать их на press@escharts.com

Соревновательный дух заложен глубоко в человеческой природе. Будь то тупая физическая сила в армрестлинге или столкновение разумов за шахматной доской, но человек всегда найдет область, в которой готов доказывать свое превосходство над другими. А потому нет ничего удивительного в том, что по примеру традиционного спорта появился компьютерный киберспорт, который совсем недавно дополнился и мобильным направлением. Всякое занятие, в котором «роляют» умения и навыки, в конце концов находит свое соревновательное воплощение. Вместе с VOKA покажем, каким может быть мобильный киберспорт.

В предыдущей статье мы рассказывали о становлении мобильного гейминга, который зародился со «Змейкой» на первых кнопочных телефонах Nokia. Высокоскоростной мобильный интернет, сенсорные экраны и мощное железо смартфонов последнего десятилетия подготовили почву для появления геймплейно сложных игр на мобильных устройствах. Со временем эти игры начали предлагать и соревновательные элементы, что в конце концов вылилось в настоящий мобильный киберспорт.

Это произошло во многом благодаря низкому порогу вхождения. Современные мобильные игры разрабатывают с прицелом на широкую аудиторию, оптимизируют даже под не самое производительное железо. А потому у игр с легкостью находится тот процент увлеченных геймеров, готовых оттачивать свое мастерство и соревноваться с такими же продвинутыми игроками.

Как ТЦ «Столица» стал киберспортивным хабом

В Беларуси (да и на территории СНГ в принципе) зарождение киберспорта связано с первыми компьютерными клубами. В конце 1990-х они стали точкой притяжения для молодежи, которая заходила поиграть в Quake, StarCraft, мод Counter-Strike для Half-Life. В душных полуподвальных помещениях, заставленных ЭЛТ-мониторами, они тусовались, соревновались и создавали команды по интересам.

Лучшие команды обзаводились поддержкой клубов, а клубы, в свою очередь, устраивали регулярные турниры с призовыми фондами. «Катана», «Тарантул», «Блэкдрагон», v4, Devil Mice в те годы были на слуху. В них рождались звездочки отечественного киберспорта, которые потом посещали и турниры в Москве и дальнем зарубежье.

В середине 2000-х в Беларуси начали проводиться национальные отборочные турниры на World Cyber Games — мировую олимпиаду киберспорта тех лет. Отбор проводился не только в столице, но и в областных городах. В 2006 году, например, на площадках интернет-кафе «Союз-онлайн» проходили квалификации по WarCraft III: TFT, в «Тарантуле» выбирали лучшие команды по Counter-Strike. Главный финал проходил в столичном футбольном манеже, а лично поздравить победителей пришел тогдашний заместитель министра культуры Валерий Гедройц. Победители отборочных поехали на WCG 2006 в итальянскую Монцу.

В том же 2006 году закончилась реконструкция площади Независимости в Минске. Под землей появился первый крупный торговый центр столицы, который так и назвали — «Столица».

В следующем году именно в этом ТЦ проводился финал национальных отборочных на WCG 2007. В дальнейшем турниры этого формата устраивали в ДК МТЗ или концертном зале «Минск», но всегда это были масштабные площадки с большим числом участников и зрителей.

В 2010-х ТЦ «Столица» стал принимать турниры серии Techlabs Cup. Первый — по Counter-Strike 1.6, WarCraft III: TFT и FIFA 2010 — прошел в апреле 2010 года. Это не было идеальным местом для долгой киберспортивной тусовки: в жару в помещениях торгового центра было душно, а зрителей набивалось столько, что не вспотеть было непросто.

Во второй половине 2010-х спонтанные одиночные турниры стали принимать форму организованных и регулярных соревнований, появились Белорусская федерация киберспорта, Белорусская федерация компьютерного спорта и две регулярные лиги: МЭТА и Voka League.

Сперва основное внимание они уделяли традиционному киберспорту, однако вскоре начали экспериментировать и с мобильными играми. Благо сами разработчики таких игр, как Clash Royale, Brawl Stars, PUBG Mobile, были заинтересованы в продвижении своих проектов в том числе и в виде киберспортивных дисциплин. И тут к ним стоит присмотреться повнимательнее.

Мобильный киберспорт на конкретных примерах

В 2016 году Supercell — гигант мобильной индустрии — выпускает Clash Royale. Это стратегия в реальном времени с элементами коллекционной карточной игры, которая находится в той же игровой вселенной, что и другая их популярная игра — Clash of Clans.

В игре предусмотрены режимы 1 на 1 и 2 на 2. Задача простая: отправить на половину врага свои войска, которые разрушат его королевскую башню. Геймплейная глубина раскрывается в подборе карточек войск, которые будут участвовать в битве, последовательности их выхода на поле и реакции на тип войск, которые к вам «в гости» послал противник.

В Clash Royale, как мы видим, изначально был заложен киберспортивный потенциал, а потому неудивительно, что вскоре разработчики запустили Clash Royale League — официальный командный чемпионат мира с регулярным сезоном в пяти регионах, отборочными турнирами и крупным финалом в Токио.

Показатели первого чемпионата были, мягко говоря, потрясающими. Clash Royale League World Finals 2018 на пике смотрели более 360 тыс. зрителей, их среднее количество колебалось в районе 282 тыс. на протяжении девяти часов эфирного времени. Итоговый призовой фонд составил более $1,2 млн. Прорыв мобильной игры в большой киберспорт оказался впечатляющим.

Региональные турниры такими призовыми похвастаться пока не могут. Но в Беларуси активно прощупывают это направление. Не нужно быть владельцем дорогого компьютера, так как игра идет практически на любом современном смартфоне. А потому игроков у нас достаточно много.

На последний турнир VOKA Mobile по Clash Royale зарегистрировались более 30 игроков. Те, кто дошел до финала, сражались в прямом эфире.

Да, пандемия наложила свой отпечаток на большинство киберспортивных турниров в этом году, а потому проходят они в формате «удаленки». Тем не менее для мобильных турниров поддерживают уровень трансляций большого киберспорта: студия с двумя комментаторами, профессиональный свет, камеры и микрофоны, целая команда режиссеров, операторов, которые следят за выходящей в эфир картинкой, и художник, который по ходу трансляции перерисовывает графику.

Конечный результат деятельности этого оркестра должен выливаться в серьезную картинку. Уровень современных трансляций киберспортивных ивентов не позволяет халтурить, так как за последние годы эта индустрия крепко прокачалась.

Еще одна популярная мобильная дисциплина в киберспорте — Brawl Stars от тех же разработчиков. Новичку разобраться в хитросплетениях происходящего на экране бывает сложно. А вот для казуалов, которые запускают мобильные игры время от времени, это может стать интересным форматом «А вот как можно играть круче».

Если Clash Royale и Brawl Stars — это продукты в первую очередь мобильной игровой индустрии, то PUBG Mobile корнями уходит в PC-гейминг. Старшая версия PlayerUnknown’s Battlegrounds стала хитом в 2016-м, быстро добралась до киберспортивных трансляций, а спустя два года мигрировала на мобильные платформы.

Очевидно, что мобильная версия, как и ее «старший брат», не могла обойти стороной киберспорт. А мобильный формат наложил некоторый особый отпечаток: обычно это сквад из двух игроков и управление от третьего лица (в «большой» версии обычно играют вчетвером и в формате от первого лица).

В целом эксперимент с киберспортом в мобильном гейминге находит свой отклик и аудиторию. Конечно, пока по охвату и личным историям успеха он не может потягаться с «дотой» или «контрой», однако число мобильных игроков растет, и они генерируют больше половины прибыли всей игровой индустрии. Вместе с этим растет и потенциал мобильного киберспорта. И это разнообразие контента в плане любимых игр не может не радовать.


Видеосервис VOKA предлагает доступ к более чем 130 ТВ-каналам, многотысячной библиотеке фильмов и сериалов и разнообразному контенту собственного производства. Для поклонников компьютерных игр в разделе «Киберспорт» доступны прямые трансляции и архивные записи различных турниров (в частности, VOKA League и VOKA Mobile Gaming) в популярных игровых дисциплинах, а также интервью и репортажи с важнейших событий с участием представителей белорусского киберспорта.

Партнерский спецпроект. Реализован при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Читайте также:

  • «Змейка», игровой телефон Nokia и революция Apple. Как менялись игры на мобильниках
  • Почти как в военкомате, только круче. Как киберспортсменов готовят к турнирам

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

29 ноября 2022

09:16
На ЧМ по Brawl Stars 1-е и 2-е место заняли 2 состава японского клуба Zeta. Они заработали 600 тысяч долларов|0

9 августа 2022

13:55
В Китае откроют отель для киберспортсменов. Управляющей станет виртуальная девушка|1

23 июня 2022

23:13
Продюсер Riot Games: «Игры скрывают механику P2W на более поздних этапах игрового процесса и маскируются слоем геймплея»|0

20 июня 2022

20:15
Мобильная Apex Legends заработала за месяц более 12 млн долларов|0

13 июня 2022

21:04
NAVI подписали 16-летнего игрока в Brawl Stars|0

27 мая 2022

19:23
Фото Новый персонаж и оружие M24 в новом ивенте «Катаклизм» в Free Fire|0

19 мая 2022

20:36
Видео Бывший босс Hearthstone Бен Броуд анонсировал ККИ во вселенной Marvel|0

12 мая 2022

11:45
Релизный трейлер Apex Legends Mobile|0

10 мая 2022

22:38
Apex Legends Mobile выйдет 17 мая на iOS и Android (Том Хендерсон)|0

16 апреля 2022

19:56
В разработку российского магазина приложений вложат 100 млн рублей|0

6 апреля 2022

19:29
Ubisoft открыла регистрацию в закрытую альфу Rainbow Six Mobile|0

5 апреля 2022

17:02
Видео Ubisoft анонсировала Rainbow Six Mobile|0

31 марта 2022

09:41
PUBG Mobile Pro League для СНГ отменена. Слоты на чемпионате Европы будут перераспределены|0

26 марта 2022

20:51
Бразильскую команду по PUBG Mobile обвинили в употреблении допинга|1

9 марта 2022

08:46
ESL и Qualcomm разыграют 2 млн долларов на турнирах по мобильным играм|1

23 февраля 2022

10:21
PUBG Mobile заработал 237 млн долларов и стал самой прибыльной мобильной игрой января|0

22 февраля 2022

18:16
Турниры по Brawl Stars, Clash Royale и Age of Empires 4 пройдут в рамках марафона «Московский Киберспорт»|0

15 февраля 2022

23:26
Free Fire заблокировали в Индии. 40 млн игроков королевской биты находятся в этой стране |1

14 февраля 2022

17:01
Фото Певица Клава Кока появилась в PUBG Mobile|1

5 февраля 2022

16:42
Рэпер IAMMIND подписал Сборную Чечни по мобильной игре Free Fire|1

30 января 2022

15:22
MMA стал лучшим игроком в мобильные игры по версии премии CIS Esports Best 2021|0

29 января 2022

19:45
Фото Kitsune, Matic и MMA из NAVI попали в шорт-лист номинации «Лучший игрок в мобильные игры» на CIS Esports Best 2021|1

10:21
Virtus.pro открыла состав по League of Legends: Wild Rift|0

27 января 2022

14:05
Киберспортивные курсы улучшают самоконтроль и психическое здоровье детей|5

23 января 2022

19:23
NAVI заняли 2-е место на чемпионате мира по PUBG Mobile. Команда заработала 630 тысяч долларов|0

21 января 2022

16:11
NAVI играют на чемпионате мира по PUBG Mobile с призовым фондом 3,5 млн долларов|0

20 января 2022

19:34
Mobile Legends: Bang Bang стала самой просматриваемой киберспортивной мобильной игрой в 2021 году|0

10:33
V1lat про нормативы для МС по киберспорту: «Почему у нас нет метания гранаты (мяча для девочек) и челночного бега. В Квейке это необходимо»|6

17 января 2022

19:13
ЧМ по Free Fire пройдет на лане в Сингапуре в мае. СНГ на турнире представят 2 команды|0

23 декабря 2021

13:04
Выручка игрового рынка за 2021 год составила 180,3 млрд долларов (Newzoo)|0

8 декабря 2021

10:35
Мобильная Call of Duty Warzone может выйти в 2022 году (Том Хендерсон)|1

28 ноября 2021

18:12
NAVI заняли второе место на чемпионате мира по Brawl Stars. Клуб заработал 200 тысяч долларов|0

16:47
NAVI сыграют в гранд-финале ЧМ по Brawl Stars с призовым фондом 1 млн долларов|0

15 ноября 2021

08:51
NAVI выиграли Чемпионат Европы по PUBG Mobile|0

10 ноября 2021

16:42
Чемпионат мира по Free Fire пройдет в мае 2022 года|0

9 ноября 2021

20:03
Фото Free Fire – самая популярная мобильная «королевская битва» в первой половине 2021 года|0

21 сентября 2021

11:10
Фото «Продвинутая» версия Free Fire MAX выйдет 28 сентября|0

20 сентября 2021

15:51
Авторы Clash Royale анонсировали турнир с призовым фондом 1 млн долларов. СНГ представит 17-летний россиянин Khazardy из Team Liquid|1

5 сентября 2021

12:50
Капитан Unique перешел в Major Pride за 15 тысяч долларов – это рекордный трансфер PUBG Mobile в СНГ|0

28 августа 2021

11:52
Актер серии «Форсаж» Тайриз Гибсон примет участие в турнире по PUBG Mobile|0

10 августа 2021

09:26
SK Gaming объявила о партнерстве с Motorola|0

28 июля 2021

17:55
Роналдиньо проведет турнир по Free Fire. Призовой фонд – 15 тысяч долларов|0

26 июля 2021

10:13
Tencent проведет чемпионат мира по PUBG Mobile. Призовой фонд – 6 млн долларов|0

24 июля 2021

22:42
Команды китайской лиги по League of Legends ищут составы по Wild Rift – игра еще не вышла в стране|0

19 июля 2021

18:44
В Free Fire стартовал кроссовер с «Маклареном»|0

26 июня 2021

21:39
Team SoloMid открыла состав по Free Fire|0

15 июня 2021

13:20
Россияне потратили 235 млн долларов на мобильные игры за первый квартал 2021 года. Это 5-й результат в мире|0

2 июня 2021

16:51
Riot Games выпустит мобильный Valorant. В ПК-версию шутера ежемесячно играют 14 млн человек|0

1 июня 2021

19:56
NAVI подписали российский состав по League of Legends Wild Rift|0

30 мая 2021

21:42
Российский клуб занял третье место на чемпионате мира по Free Fire в Сингапуре|0

Реклама 18+

26 мая 2021

18:44
Видео Free Fire объявила о коллаборации с «Маклареном» и гонщиком Ландо Норрисом|0

17:08
Virtus.pro заменит игрока в составе по PUBG Mobile|0

19 мая 2021

14:16
70% российских геймеров – старше 24 лет. Мобильный гейминг наиболее популярен, средний чек на покупку мобильных игр вырос на 46% (MY.GAMES)|1

11 мая 2021

15:55
В PUBG Mobile забанили 1,6 млн читеров за первую неделю мая|2

19 апреля 2021

20:16
Фото Россия – 5-я в мире по количеству загрузок мобильных приложений за первый квартал 2021 года|0

15 апреля 2021

11:31
Activision проведет турнир по Call of Duty Mobile с призовым фондом в 2 млн долларов|0

19 марта 2021

22:29
Анонсирован Free Fire World Series 2021 Singapore. Призовой фонд турнира составит 2 млн долларов|3

13 марта 2021

15:47
Live Сборная Чечни играет в финале Free Fire Pro League CIS|0

12 марта 2021

17:27
Гранд-финал лиги СНГ по Free Fire пройдет 13 марта|0

1 марта 2021

11:44
Virtus.pro планирует открыть состав по PUBG Mobile (Cyberslovo)|0

25 февраля 2021

10:30
Видео Анонсирована PUBG: New State – футуристическая мобильная королевская битва|1

10:16
Видео Элджей и Free Fire объявили о коллаборации. В игре стартовал эксклюзивный ивент|3

15 февраля 2021

14:13
Филиппинский про-игрок выставил свой аккаунт на продажу. Он перешел из Доты в Mobile Legends|8

26 января 2021

21:27
NAVI заняли четвертое место на ЧМ по PUBG Mobile и заработали 40 тысяч долларов|0

19 января 2021

20:50
Игрок сборной Чечни по Free Fire: «После 23 лет уже несерьезно этим заниматься. Я и сейчас не говорю девушкам, что играю в игры»|3

16 декабря 2020

13:05
Фото PUBG Mobile с доходом в 2,6 млрд долларов стал самой прибыльной мобильной игрой 2020 года|1

11 декабря 2020

13:26
Фото Криштиану Роналду проведет стрим по Free Fire|4

10 декабря 2020

15:54
Фото Россияне потратили 1,2 млрд долларов на мобильные игры в 2020 году|12

7 декабря 2020

12:20
Видео Криштиану Роналду появится в Free Fire|16

24 ноября 2020

16:35
Фото Моргенштерн и Free Fire представили коллаборацию. В игре пройдет тематический ивент|10

19 октября 2020

17:47
Red Bull анонсировал третий сезон турнира по мобильным играм|0

6 октября 2020

20:30
Фото StarLadder анонсировал лигу по мобильным играм Gamestars League. Пройдут турниры по PUBG Mobile, Brawl Stars и Free Fire|0

4 октября 2020

16:24
На чемпионате мира по Brawl Stars разыграют миллион долларов|0

21 августа 2020

23:02
Фото 🍏 Epic Games проведет турнир Free Fortnite с призами, высмеивающими Apple|6

09:13
Как скачать Fortnite на iOS после удаления игры из App Store|0

14 августа 2020

08:56
Google удалил Fortnite из Play Store из-за системы прямых покупок. Ранее это же сделала Apple|2

20 июня 2020

16:43
Alliance подписала российский состав по PUBG Mobile|0

29 мая 2020

11:05
Мобильные игры по итогам 2020 года заработают в 3 раза больше, чем игры на PC или консолях (App Annie)|1

18 мая 2020

15:00
Финал чемпионата России по киберспорту пройдет в онлайне|1

15 мая 2020

15:34
Мобильная версия Fortnite заработала больше миллиарда долларов за 2 года|0

12 мая 2020

13:18
Российская команда по PUBG Mobile пожертвовала 250 тыс. долларов на борьбу с коронавирусом после победы на турнире|0

4 мая 2020

11:45
Valorant может выйти на Android и iOS|0

23 апреля 2020

11:38
На чемпионате мира по Call of Duty: Mobile разыграют миллион долларов|0

15 апреля 2020

09:35
Riot разыграет 200 тысяч долларов на турнире по Teamfight Tactics|2

12 апреля 2020

23:21
Фото Мама Неймара встречается с 22-летним бразильским киберспортсменом|19

6 марта 2020

14:21
Чемпионат по мобильному шутеру Free Fire перенесли из-за коронавируса|1

25 января 2020

13:40
Создатели TikTok выпустят мобильные онлайн-игры|0

3 января 2020

11:20
ЧМ по LoL – самый популярный турнир 2019 года. The International – четвертый|3

10 декабря 2019

16:23
Фото Hot Wheels сделает коллаборацию с киберспортивным клубом|0

14:52
16-летний российский игрок выиграл чемпионат мира по Clash Royale в составе Team Liquid|0

16 октября 2019

17:39
Maincast покажет чемпионат мира по Auto Chess в Шанхае|1

09:02
Видео Отдельная League of Legends для смартфонов и консолей выйдет в 2020 году|0

15 октября 2019

14:31
Фото Сегодня может выйти мобильная League of Legends. Riot работает над аниме и ККИ по мотивам LoL|0

14 октября 2019

14:59
Фото PUBG Mobile принесла 496 млн долларов в третьем квартале 2019 года|2

12 октября 2019

09:28
Газета Washington Post откроет специальный раздел о киберспорте|1

23 сентября 2019

19:33
Видео Google презентовала Google Play Pass – ежемесячную подписку на игры для пользователей Android|0

20 сентября 2019

12:36
Федерация компьютерного спорта анонсировала квалификации на Кубок России по киберспорту|0

17 сентября 2019

14:37
Фото В Японии построят отель в киберспортивной тематике|0

12 сентября 2019

14:12
Фото Мобильная версия Гвинта выйдет на iOS 29 октября. Игра доступна для предзаказа|1

20 августа 2019

21:28
Фото Таиландские монахи выиграли студенческий турнир по мобильной гонке Speed Drifter|2

Реклама 18+

Привет, любители мобильных игр! С вами AppTime Media с очередной подборкой игр, на этот раз связанных с киберспортом. Сейчас ведь проходят Олимпийские игры в Китае, вот мы и подумали — а чем мобильные проекты хуже? Сидишь, тапаешь по экрану и зарабатываешь огромные суммы. Давайте посмотрим на крупных представителей этого течения, а также что ждёт мобильный киберспорт в ближайшее время. Пристегнулись? Поехали!

Hearthstone

Начну я с топовой ККИ — Hearthstone. Вы можете ругаться на рандом, на решение Blizzard по некоторым игрокам из Гонконга, но в этом году компания собирается увеличить число участников Чемпионата мира до 16, каждый из них поборется за призовой фонд в $500 000. Также турниры Grandmasters будут не единственным способом попасть на Чемпионат мира. Ну а если до таких ивентов вы ещё не дотягиваете, можно попытать силы в новом турнире — «Поля сражений: Легенды лобби!».

На протяжении 2022 года топовые игроки будут сражаться за призовой фонд в $500 000. Кстати, в Европе в режиме «Поля Сражений» лидирует российский киберспортсмен Владислав SilverName Синотов, выступающий за команду Team Spirit.

League of Legends: Wild Rift

Первый киберспортивный сезон Wild Rift уже начался, его частью стали восемь региональных лиг. Уже этим летом в европе пройдёт официальный международный турнир под названием Wild Rift Icons; в нём поборются 24 лучшие команды, но победитель будет только один. Сейчас проходят открытые квалификации Wild Rift EMEA Championship, где больше всего участников из России — целых 66 коллективов. Финал пройдёт в Барселоне, где команды сразятся за призовой пул в $336 000 и два места в Чемпионате мира по Wild Rift. Из топовых команд России можно выделить Unicorns of Love и Natus Vincere. А за кого будете болеть вы? Напишите в комментариях.

Brawl Stars

Кто-то считает Brawl Stars детской игрой, но у неё точно не детский призовой фонд — $1 000 000 в прошлом году, причём в СНГ победителями стала команда из Na’Vi, оторвавшись от второго места на почти 300 очков. Команда состоит из MMA, Jason и Cube. Эта тройка банит одних и тех же героев каждый матч и придерживается одной стратегии даже после проигрыша. Что до нового Чемпионата, то ежемесячный отбор начнётся уже в этом месяце, а финал стартует в марте. Из нашего региона в финал выйдут две команды, также Supercell обещает увеличенные призовые фонды. Может быть, ты станешь звездой Brawl Stars?

PUBG Mobile

Если говорить про мобильную сцену киберспорта, одна из первых игр, которая приходит на ум — PUBG Mobile. И не просто так, ведь в январе команда Na’Vi заняла второе место в Чемпионате мира и заработала $630 000. Первое место заняли китайцы из команды NOVA, оторвавшись на 47 очков. В конце января ещё прошли отборочные матчи Про-лиги PUBG Mobile среди команд из СНГ, победу одержала команда HYDRA, состоящая преимущественно из русских игроков. А в начале февраля на площадке Pinger.Pro провели решающие игры пятого сезона Alter Cyber Games, призовой фонд не такой большой — победителям выдали около 263 000 рублей. Посмотрим, как Krafton будет развивать киберспортивную сцену PUBG: New State.

Call of Duty: Mobile

А вот мобильная Call of Duty немного сдаёт ряды из-за пандемии. Несмотря на то, что игра приносит разработчикам огромные деньги, киберспортивная экосистема у Call of Duty Mobile слабая — в декабре закончился Чемпионат мира, проходивший отдельно в Азии и на Западе в онлайн-формате, то есть никаких съездов и арен с фанатами. Конечно, призовой пул впечатляет — $1 000 000 среди 12 команд в каждом регионе, топовая из них — Tribe Gaming из США — получила $300 000. К сожалению, украинцы из Na’Vi заняли всего лишь 8 место, разделив между собой крохотную сумму в $40 000. Выходит, СНГ-сцены у Call of Duty Mobile нет — даже предыдущий состав Na’Vi состоял из западных игроков, только его через пару месяцев распустили. Может сделка Activision Blizzard с Microsoft что-то исправит?

Magic: The Gathering

После того как Magic: The Gathering появилась на смартфонах, у игроков появилось больше шансов стать чемпионами этой классической и легендарной ККИ. Конечно, сначала надо пробиться в топ рейтинга, для этого будущие киберспортсмены открывают наборы с новыми карточками, получают опыт и приглашение на квалы. Будьте готовы, ведь разработчики выберут только 1 200 мифических игроков, а отборочный тур пройдёт с 26 по 27 марта. Чуть раньше — с 11 по 13 марта — пройдёт Чемпионат «Неоновая династия», где геймеры поборются за приз в $450 000. Жалко, что разработчики Magic не развивают её как киберспортивную дисциплину в СНГ, поэтому весь движ, хоть и не большой, проходит на Западе.

Mobile Legends: Bang Bang

Ну а если вы думали, что крупные тайтлы как Колда или Лига смогут затмить остальные мобильные игры, то глубоко ошибаетесь — по данным сайта Esports Charts Mobile Legends: Bang Bang недавно побила сразу несколько рекордов. Во-первых, среди женских турниров именно отборочные по этой дисциплине стали самыми просматриваемыми — за квалами смотрели более 392 000 зрителей. Во-вторых, Mobile Legends вошла в топ-5 самых просматриваемых мобилок за 2021 год. Отмечу, что даже League of Legends: Wild Rift не дотянулась до этого топа. Возможно, дело в том, что для Mobile Legends регулярно проводятся турниры, хоть их призовой фонд часто не превышает $15 000. Кстати, в последнем Чемпионате мира участвовала команда Na’Vi с составом из СНГ, но до призовых мест она не дотянулась — $300 000 забрала команда Blacklist International из Филиппин.

Free Fire

Free Fire также не отстаёт от предыдущего тайтла, особенно в плане взаимодействия с комьюнити. Например, издатель Garena постоянно проводит коллаборации со знаменитыми сериями по типу Assassin’s Creed, а русские звёзды выпускают клипы по Free Fire или подписывают контракты с киберспортивными командами. К слову, турнир Free Fire World Series, то есть Чемпионат мира по этой дисциплине, начнётся 14-го мая, а финал назначен на 21-е мая. В отличие от Valve и Tencent, Garena умеет проводить лан-турниры, из-за чего 22 команды из 13 регионов соберутся на острове Сентоса. Среди участников будут два состава из СНГ, названия которых будут известны после четвёртого сезона Free Fire Pro League. Судя по предыдущему году, Чемпионы мира получат минимум $500 000.

Arena of Valor

Arena of Valor, она же Honor of Kings в Китае — крупнейшая MOBA и мобильная игра в Азии. Вместе с PUBG Mobile она стала самой прибыльной мобилкой за 2021 год, принеся Tencent $2,8 млрд. Помимо этого она находится на 4-м месте по просмотрам среди мобильных игр. Ну а если и этого мало, то в 2022 году Tencent собирается разыграть на Чемпионате мира по Arena of Valor $10 млн. Призовой пул был больше только на The International по Dota 2 и в Fortnite, а это далеко не мобилки. Ещё разработчики займутся развитием полупрофессиональной сцены и увеличат призовой пул на Международном чемпионате до $2 млн. Мировой кубок пройдёт с октября по ноябрь этого года, а более точные даты будут объявлены позже.

Clash Royale

Ну и напоследок я оставил Clash Royale. Конечно, когда речь заходит о Supercell, то сейчас более популярной является Brawl Stars, но не об этом речь. Например, Clash Royale год назад стала частью Всероссийской интеллектуально‑киберспортивной лиги, а Федерация компьютерного спорта России проводила удалённый турнир по семи дисциплинам, среди которой был и проект от Supercell; призовой фонд составил 1,4 млн рублей. Но это всё мелочи, ведь в декабре на Чемпионате мира по Clash Royale разыгрывали $1 млн. Третье место занял игрок из Team Liquid под ником Egor, забрав $75 000.

Есть хорошие новости — Supercell собирается дать возможность всем добраться до Чемпионата мира. Для этого будут проходить не только привычные турниры, но и 6-недельный ивент, стартующий в августе. Через специальные испытания и состязания любой желающий сможет побороться за место в главном событии года по Clash Royale, намеченного на 23-25 сентября.

А на этом у меня всё, дорогие друзья. Спасибо, что досмотрели до конца. Надеюсь, что эта информация позволила посмотреть на мобильный киберспорт с более радужной стороны. Всё возможно, если захотеть и прикупить боевой пропуск. Будьте здоровы и побеждайте, а для хороших новостей есть AppTime.

По разным данным, в мире на 2019 год смартфонами пользуются от 2,7 до 3,3 млрд человек, что составляет примерно 35–44% населения планеты. На смартфоны можно устанавливать игры. Соответственно, смартфоны — огромная потенциальная база клиентов для разработчиков игр, которую они принялись обслуживать ещё на заре iOS и Android. Как следствие, сегодня с мобильными играми знакомы 2,4 млрд человек.

Как киберспорт проник в смартфоны?

Многие склоняются к тому, что мини-киберспорт появился благодаря Clash of Clans — стратегии в реальном времени от студии Superсell. Сначала в игре просто была доска лидеров со списком самых могучих кланов. Быть первым — уже достойный повод сидеть в игре часами. Но вскоре разработчики начали поощрять команды с первых строчек внутриигровыми бонусами, что привело к всплеску популярности соревновательного режима в стратегии.

Фото © ТАСС, Xinhua via ZUMA Wire

Фото © ТАСС, Xinhua via ZUMA Wire

Осознав, что людям нравится мериться опытом и навыками даже со смартфонами в руках, Supercell в 2016 г. выпустила Clash Royale, по сути, клон Clash of Clans, из которой убрали всё лишнее и оставили только соревновательный режим. Новинке потребовалось менее года, чтобы заработать $1 млрд.

В 2017 г. студия создала Clash Royale League — лигу профессиональных игроков, у которой появились официальные подразделения в Северной Америке, Европе, Латинской Америке, Азии и Китае. В неё вошли многие именитые организации вроде Team Liquid, Team Solo Mid, Bren eSports и не только. Первые сезоны начались в 2018 г. Финал при поддержке ни много ни мало самой Google состоялся в Японии. Победила китайская команда Nova Esports. За год лига разыграла $1 млн.

Формально Clash Royale является первой мобильной киберспортивной дисциплиной, которая хорошо себя чувствует с первого вздоха по сей день. Фактически же первой мобильной игрой с общепризнанной про-сценой стала Vainglory — MOBA от студии Super Evil Megacorp. Ещё в 2016 г. компания провела чемпионат мира с призовым фондом в $120 тыс. Увы, выходцам из Rockstar, Riot Games и Blizzard не удалось создать устойчивую экономику, и в 2018 г. Super Evil Megacorp перестала заниматься киберспортом.

А во что играют сейчас?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Сейчас кроме Clash Royale про-сценой обладают ещё несколько тайтлов:

  • Arena of Valor — ещё одна MOBA. Которая, к слову, кроме как на iOS и Android присутствует ещё и на Nintendo Switch. Призовой пул World Cup 2019 составил $500 тыс;
  • PUBG Mobile — мобильная версия феноменально популярной «королевской битвы» PlayerUnknown’s Battlegrounds. В рамках итогового чемпионата разыгрывались $500 тыс;
  • Free Fire — ещё одна китайская мобильная «королевская битва». В финале 2019 г. было разыграно $400 тыс;
  • Mobile Legends: Bang Bang — MOBA, которая сильно похожа на компьютерную игру League of Legends от американо-китайской Riot Games. На этой почве, к слову, между сторонами в 2018 г. разгорелся серьёзный конфликт, в ходе которого Riot Games отсудила $2,9 млн. В 2019 г. в рамках финала было разыграно $250 тыс.

Другие дисциплины с меньшими призовыми: World of Tanks: Blitz (танковый симулятор), Guns of Boom (командный шутер), Lords Mobile (стратегия). Дисциплины, набирающие обороты: Monster Strike, QQ Speed, Knives Out, Onmyoji, Summoner Wars и не только.

Откуда столько денег?

Кто-кто, а рынок мобильных игр уж точно не бедствует. Денег там не меньше, чем у консолей или ПК. По данным аналитической компании Newzoo, индустрия интерактивных развлечений в 2019 г. заработает $152,1 млрд. Почти половина из них — 45%, или $68,5 млрд — придётся именно на мобилки.

Впрочем, все киберспортивные подразделения быстро закроются, если экономика не будет работать. Бесконечно вливать деньги в мероприятия без отдачи никто не будет. Одним из главных каналов монетизации киберспортивных мероприятий является реклама.

Витриной для коммерческого контента являются онлайн-трансляции. Декорации, форма игроков, графика в прямых эфирах — всё это, как правило, испещрено логотипами спонсоров. В дополнение к этому между матчами часто показываются рекламные видеоролики.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Чтобы дорого продавать рекламу, нужны хорошие просмотры, и, как ни странно, у мобильного киберспорта они есть. Ниже несколько примеров. Слева — название мероприятия, а справа — пиковое количество зрителей мероприятия.

  • Clash Royale League World Finals 2019 — 133 046 чел.;
  • Mobile Legends World Championship — 648 069 чел.;
  • PUBG Mobile Club Open Global Finals — 523 133 чел.;
  • Arena of Valor World Cup 2019 — 764 358 чел.;
  • Free Fire World Series 2019 — 2 016 157 чел.

Для сравнения: статистика популярнейших компьютерных дисциплин:

  • League of Legends 2019 World Championship — 3 985 787 чел.;
  • Fortnite World Cup 2019 Finals — 2 334 206 чел.;
  • The International 2019 — 1 968 497 чел.;
  • CS:GO IEM Katowice Major 2019 — 1 205 103 чел.;
  • PUBG Global Championship 2019 — 197 470 чел.

Да, традиционный киберспорт всё ещё на коне. Однако мобильные игры стремительно этого всадника догоняют. Главное — динамика, с которой растёт популярность смартфонных развлечений. Например, финал PUBG Mobile годом ранее смотрели на 200 тыс. человек меньше. А за Arena of Valor World Cup 2018 следили в 2,5 раза меньше человек, чем в этом году.

Спонсоры — ещё одна из финансовых жил мобильного киберспорта. Именно они, как правило, выкупают солидную часть рекламных слотов, а также вкладываются в призовые фонды. Например, Clash Royale до сих пор «подогревается» Google Play. В последний финал Mobile Legends вложился малайзийский телеком-гигант U-Mobile. А чемпионат мира по PUBG Mobile не состоялся бы без компании Vivo.

Кто во всё это играет?

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Если речь о демографии, то есть следующая информация. Согласно исследованию eMarketing, 65% мобильных игроков старше 25 лет. При этом женщин и мужчин почти поровну: первых немного больше. Если речь о географии, то, по данным Newzoo, крупнейшим рынком мобильных игр в мире остаётся Китай. На этот регион приходится 47% всей прибыли индустрии. Самыми быстрорастущими рынками считаются Юго-Восточная Азия (Вьетнам, Таиланд, Малайзия, Индонезия) и Индия.

Хочу стать мобильным киберспортсменом. Что для этого нужно?

Накануне PUBG Mobile Club Open Global Finals мы пообщались с российской командой Team Unique. На данный момент в неё входят Сергей Kitsune Померанцев, Ян YSHA Шабан, Дмитрий OldBoy Буй и Егор Roge Срослов. Ниже несколько тезисов, которые дадут понять, чем живут профессиональные игроки.

Во-первых, предвидятся регулярные и долгие тренировки. Состав Team Unique по PUBG Mobile тренируется минимум 4 часа в день.

— Бывают периоды, когда играть и тренироваться надо больше. Начинаем с самого утра и продолжаем до поздней ночи. На следующий день в том же ритме. К тому же много времени отнимают различные медиаактивности и перелёты в другие страны, — говорят ребята.

Во-вторых, готовьтесь к конфликтам с близкими. Старшее поколение всё ещё с трудом принимает прогейминг как профессию.

— У всех нас родители вначале негативно относились к увлечению играми. Как и в случае с любым другим хобби или увлечением важно объяснить родителям значимость игр в своей жизни. Первые выигранные призовые послужат аргументом в пользу серьёзности увлечения и подтвердят тот факт, что игры могут быть полноценной работой и приносить хороший доход, — делится своим опытом Team Unique.

В-третьих, играть нужно только ради удовольствия от самосовершенствования. Деньги не должны быть первопричиной.

— Если твоей целью являются деньги — тебе не сюда. Идти в киберспорт с целью заработать нельзя — ничего не выйдет, — рассуждают про-игроки.

В конце концов, неплохо было бы разжиться смартфоном для игр. Несмотря на предрассудки, команда Team Unique считает, что тренироваться можно не на каждом девайсе.

— Главные атрибуты для геймеров, которых не встретишь в простых смартфонах, это внутреннее и внешнее охлаждение и оптимизация высокой производительности в играх. Например, на турнире PUBG MOBILE Club Open 2019 Fall мы играли на vivo NEX 3. В нём есть всё вышеперечисленное, — рассказывает квартет из СНГ.

Собственно, именно поэтому каждый член команды владеет двумя девайсами: повседневным и специальным — геймерским. Такой расклад желателен, но необязателен. Многие игроки, по словам Team Unique, обходятся одним смартфоном.

Молодая индустрия, развивающаяся невероятными темпами.

В 2019 году киберспорт перешагнул важнейшую отметку: совокупные доходы индустрии превзошли миллиард долларов, подтвердив прогнозы роста аналитиков.

Удивительными кажутся причины таких результатов: просмотры соревнований растут за счёт общего старения геймерской аудитории. Последовательность ясна: чем старше человек, тем меньше у него времени и желания играть, но вот наблюдать он совсем не против — и потому с годами в киберспорт приходит всё больше платёжеспособной аудитории.

Из отчёта greenmangaming.com

Отсюда следует и ещё один важный вывод: для стабильного роста киберспорту необходимы «устоявшиеся» дисциплины. Легко можно назвать топ-3 дисциплин в 2019 году — с большим отрывом там расположились «старички» Dota 2, CS:GO и League of Legends. В лидирующей пятёрке нашлось место и другому «долгожителю» — мобильная Arena of Valor оказалась лишь чуть менее популярной, чем Overwatch.

При более детальном рассмотрении оказывается, что если вынести за скобки недосягаемую тройку киберспортивных лидеров, самые популярные киберспортивные события 2019 года выглядели вот так.

Мировой кубок Fortnite тут вне досягаемости, но в остальном — полное доминирование мобильных дисциплин.

Темпы роста и место в иерархии

О росте мобильного игрового сегмента сказано немало. Достаточно сослаться на часто цитируемое аналитическое агентство Newzoo и станет ясно, что темпы роста мобильного гейминга в 2019-м значительно превысили ПК и консоли.

В киберспорте происходят очень похожие явления. Более того, пиковая аудитория турниров по «оригинальному» PUBG или Overwatch в 2019 году и вовсе оказалась ниже таковой в 2018-м, в то время как топовые мобильные тайтлы лишь набирают популярность.

При этом мобильный киберспортивный рынок избавился от какой-либо турбулентности: растут здесь давно находящиеся на рынке и изначально заточенные под киберспорт игры с продуманной экосистемой турниров и призовых. Прямо сейчас дальнейшая судьба многих мобильных киберспортивных игр прогнозируема настолько, что уже известны новые проекты, в чьей популярности можно будет убедиться к концу 2020 года.

Всё это позволяет уверенно говорить о мобильном киберспорте, как о состоявшейся индустрии. Пожалуй, даже отдельной от «большого» киберспорта — слишком уж у них разные аудитории.

Однако такая разница не говорит о меньшей популярности. В прошлом году пиковое количество зрителей главного турнира по Garena Free Fire, без учёта китайской аудитории, оказалось выше, чем у The International по Dota 2.

Многое говорит о том, что это только начало. О перекосе интереса азиатских стран в сторону мобильных игр известно давно, а с недавних пор эту нишу активно развивают Tencent и NetEase, которые превращают народную любовь к мобильным играм в спорт.

И потому 2020 год — идеальный момент для того, чтобы прийти в мобильный киберспорт, вне зависимости от того, зритель вы, игрок или организатор.

Как всё началось

Мобильный киберспорт — не социально-экономическое явление. И хотя своей бешеной популярностью первые киберспортивные дисциплины вроде Vainglory и Arena of Valor обязаны не самым богатым странам (Вьетнам, Индия, Китай — лидеры по количеству мобильных геймеров), выбор игроков пал на мобильные тайтлы не из-за труднодоступности мощных ПК. Даже во Вьетнаме не существует проблемы собрать игровой ПК, а главный стример страны Mixi Gaming собирает по 70 тысяч зрителей на стримах, играя на ПК.

Более того, страны вроде Филиппин, Вьетнама или Индии выделяются слабым развитием 4G-сетей и общим невысоким уровнем пользователей смартфонов — ещё недавно 71% сёрфинга веб-страниц во Вьетнаме приходился на ПК.

Основными причинами роста мобильного гейминга называют следующее.

  • Распространение смартфонов с большой диагональю. В 2019 году доля смартфонов с диагональю от 5 дюймов превысила 75% рынка;
  • Модель распространения. Соревновательные мобильные игры бесплатны и их легко загрузить;
  • Многопользовательские экшн-игры на мобильных платформах растут в своей популярности за счёт использования идей, придуманных в играх для ПК;
  • Изменения в культуре потребления и привычках. В то время как игроки от 20 лет и старше выросли на ПК и консолях, молодое поколение гораздо больше привыкло к смартфонам и для них вполне естественно играть исключительно на мобильных устройствах.

Стоит обратиться и к годовому отчёту крупного мобильного (и не только) издателя Tencent от 2018 года. Компания отмечает «постоянный переход» игроков с ПК на мобильные платформы, а главное то, что азиатский рынок — основа бурного роста мобильного киберспорта.

Феномен заключается в том, что рост популярности мобильных игр пришёлся на исторический отрезок быстрого роста молодых азиатских рынков — и поэтому мобильный гейминг в этих странах развивается взрывными темпами.

Большой приток игроков изменил и сам подход к созданию мобильных игр. Ещё в 2017 году важными мобильными киберспортивными тайтлами были проекты вроде QQ Speed или Monster Strike — сегодня представить игру похожего качества на киберспортивном рынке невозможно.

Интересно и то, что часть высокобюджетных тайтлов попросту не успели «поймать волну» — так, например, авторы мобильной MOBA Vainglory проиграли маркетинговую войну Arena of Valor и Mobile Legend: Bang Bang, недооценив потенциал мобильного киберспорта.

Главные тайтлы

Пятёрка самых популярных мобильных тайтлов на сегодня включает в себя две MOBA, два Battle Royale и уникальную в своём жанре Clash Royale, аналогов которой просто нет. Последняя при этом рискует покинуть топ уже в 2020-м, несмотря на высокие призовые, необычную механику, давнюю известность и Tencent за плечами — уж слишком много популярных конкурентов.

Пятёрка самых «просматриваемых» киберспортивных мобильных игр 2019 года выглядит так.

  • Arena of Valor — 72,2 миллиона часов;
  • PUBG Mobile — 55,5 миллиона часов;
  • Garena Free Fire — 38,1 миллиона часов;
  • Mobile Legends — 29,2 миллиона часов;
  • Clash Royale — 5,2 миллиона часов.

Clash Royale

Clash Royale была самой популярной киберспортивной дисциплиной 2018 года, и тем показательнее рост её конкурентов.

Сама игра, увы, сильно теряет в популярности: за год в ней не произошло практически ничего нового, и даже частичный ребаланс не изменил главных тактик, к которым привыкали годами.

Как итог — совокупные просмотры турниров Clash Royale за год едва превысили пять миллионов часов. Потому за финалом, где команда Team Liquid забрала главный приз на CRL World Finals 2019, следило на 63% меньше зрителей, чем в 2018-м.

Supercell и Tencent всё ещё держат призовые своих мейджоров на привычном уровне в 400 тысяч долларов, но создаётся впечатление, что внимание издателей постепенно переключается на другую игру тандема — экшен Brawl Stars.

Mobile Legends: Bang Bang

Bang Bang не просто похожа на League of Legends — она во многом её копирует. Tencent и Riot тоже отметили сходство и в июле 2018-го выиграли у разработчиков Bang Bang дело о плагиате, отсудив 2,9 миллиона долларов.

Конечно, сумма смехотворная, если учитывать тогдашний статус Bang Bang как самой скачиваемой бесплатной игры для iPhone в Юго-Восточной Азии.

Путь Bang Bang интересен не только поэтому. Ещё в 2018 году игра не была известна как киберспортивная дисциплина, однако создание собственной профессиональной лиги ML: BB Professional League с небольшими призовыми позволило привлечь в киберспорт большое количество фанатов. Уже в 2019 году Mobile Legends ожидал настоящий прорыв.

Активное привлечение игроков, зрителей и спонсоров позволило увеличить призовые турниров — и на главном мейджоре года MLBB World Championship 2019 разыгрывалось уже 250 тысяч долларов. Кубок забрала вьетнамская команда Evos Legends, а пиковое значение зрителей составило 648 тысяч тысяч человек.

Garena Free Fire

Классический батл-рояль от Garena стал самой скачиваемой игрой 2019 года, заработав более миллиарда долларов США по всему миру. С такими показателями неудивительно, что издатель так активно стремится сделать из неё мощную киберспортивную дисциплину.

У популярности Free Fire есть две удивительные особенности. Например, Free Fire крайне популярна у западной аудитории, включая СНГ. Для российских игроков Garena даже организовала турнир Free Fire Russia League, первый сезон которой проходил в феврале 2020 года, а его призовой фонд превысил один миллион рублей.

Но больше всего удивляет Free Fire World Series 2019 Rio — турнир, пиковое количество зрителей которого превысило The International 2019 по Dota 2. Более двух миллионов аудитории на пике — лучший результат в истории мобильного киберспорта и сильная заявка на то, чтобы потеснить остальные «большие» дисциплины.

Подобные показатели — результат продуманной организации соревнований. В Garena знали, что в Бразилии обожают Free Fire, а потому разыграли главный мейджор сезона именно там, раздавая памятные призы зрителям при достижении определённых отметок просмотров. Победителем турнира на 400 тысяч долларов в итоге стали бразильцы из Corinthians, а второе место досталось команде из Чечни Sbornaya CHR.

PUBG Mobile

PUBG Mobile — уникальный случай, когда мобильная версия не просто обошла оригинал по популярности, но и вообще оказалась куда разнообразнее по контенту и технически стабильнее.

Над мобильной версией родоначальника Battle Royale работала внутренняя студия Tencent, не связанная с разработчиками оригинала, а потому все решения по игре принимались новыми разработчиками. В результате в PUBG Mobile упростили многие интерфейсные решения (автоматический подбор вещей, открывание дверей) и добавили массу нового: карты, Royal Pass, события по расписанию, кроссоверы с «Ходячими мертвецами» и Resident Evil 2, слалом, тюнинг авто — список можно продолжать долго.

Существенно (в сравнении с оригиналом) улучшилась и поддержка игры: в PUBG Mobile читеров банят эшелонами, да и оптимизация при таком качестве картинки приятно удивляет.

Как результат: 50 миллионов активных пользователей, 600 миллионов загрузок по миру за 2019 год и 50 тысяч киберспортивных команд, принявших участие в соревнованиях по PUBG Mobile.

Киберспорт — отдельный пункт в программе развития PUBG Mobile. В 2019 году за просмотром официальных турниров по игре геймеры провели более 55 миллионов часов — уже в следующем году по этому показателю игра сможет состязаться с Overwatch.

Фишка PUBG Mobile — в локальности соревнований. Здесь существуют не только региональные лиги, но и локальные турниры в отдельных странах. А потому выступить на отборочных можно, просто зарегистрировав команду. Переход в профессиональные лиги состоит из нескольких уровней: нижний уровень — для игроков-любителей, победители которых получают доступ к PUBG Mobile Club Open, и затем и к Pro League, соревнования в которой проходят уже на уровне страны.

Bigetron RA, победители PUBG Mobile Club Open Spring Split Global Finals

На официальных турнирах по PUBG Mobile в 2019 году было разыграно чуть менее 2,5 миллионов долларов США. В 2020 году Tencent утвердила призовой фонд в 5 миллионов.

Arena of Valor

Arena of Valor (она же Honor of Kings и Kings of Glory) — мобильная MOBA, ставшая для Вьетнама примерно тем же, чем World of Tanks стала для белорусской игровой индустрии.

Несмотря на то, что игра может считаться родоначальницей мобильного киберспорта, двукратный скачок популярности проекта в 2019 году — не столько результат кропотливой работы тандема Garena и Tencent (игра не сильно меняется ещё с 2017 года), сколько непредсказуемая сила любви азиатской публики. Команды из Таиланда и Вьетнама успешно выступают на турнирах и 764 358 зрителей Arena of Valor World Cup 2019 на пике — во многом заслуга этих стран.

С будущим Arena of Valor связан один интересный казус. На весну 2020 года Riot Games совместно с Tencent планируют выпустить Wild Rift — мобильную версию League of Legends, игры, с которой во многом списана Arena of Valor.

Как именно Tencent, будучи издателем обеих, планирует развивать киберспортивные направления двух похожих игр, неясно, но это не единственный похожий случай в линейке издателя — и потому поговорить о претендентах на захват мобильного киберспорта в 2020 году не менее интересно.

Претенденты — 2020

Dota 2, League of Legends и Counter Strike: GO не потеряют своих позиций вне зависимости от скорости развития мобильного киберспорта. А вот Fortnite и Overwatch вполне способны уступить напору новой волны.

Brawl Stars

Киберспортивную дисциплину Clash Royale вряд ли ждёт светлое будущее. Есть ощущение, что даже Supercell и Tencent всё больше говорят о своём новом хите Brawl Stars, хотя Brawl Stars World Finals 2019, при серьёзном призовом фонде в 250 тысяч долларов собрал далёкую от результатов Clash Royale аудиторию.

В 2020 году Tencent организовала уже две полноценных лиги Brawl Stars Championship 2020 с неплохим средним зрительским онлайном. Потенциала «мобильного Overwatch» достаточно для того, чтобы развить игру в крепкую киберспортивную дисциплину, а для мотивации участников Tencent планируют выделить миллион долларов США в качестве призовых за год.

У публики есть интерес к Brawl Stars, а у Tencent есть опыт в раскрутке киберспортивных дисциплин — всё это вполне может сложиться в новый соревновательный хит.

Call of Duty: Mobile

Первый серьёзный турнир по мобильной версии легендарного шутера WSOE Call of Duty: Mobile Creator Challenge показал неплохой зрительский интерес, и слухи упорно твердили о том, что уже в апреле 2020 года будет организован официальный Call of Duty Mobile Champions, но обещанного турнира так и не случилось.

Качество мобильной Call of Duty вполне позволяет проекту метить в киберспортивную дисциплину, но, по слухам, к этому не очень стремится сама Activision Blizzard, чем и создает для Tencent проблемы.

World of Tanks: Blitz

В 2019 году Wargaming провели три заметных турнира по мобильной версии «танков», повышая свою зрительскую аудиторию с каждым новым мероприятием в два раза. Если ноябрьский «Турнир профессионалов» посмотрело всего 10 тысяч человек, то пиковые показатели Blitz Twister Cup 2019 перевалили за 20 тысяч уникальных зрителей, а призовой фонд составил 100 тысяч долларов.

В развитии киберспортивной составляющей WoT: Blitz заинтересована и сама Wargaming — об этом прямо говорит руководитель киберспортивного направления игры Дарья Климчук. Также, по словам Дарьи, за турнирами по Blitz наблюдают 2,4 миллиона человек.

Hearthstone

Аудитория Hearthstone стабильно падает с каждым годом. Оно и неудивительно — игра теряет хардкорную аудиторию и не имеет притока новых геймеров, а сам формат ККИ, кажется, уходит из поля внимания современного игрока.

Тем не менее, на мейджоре Hearthstone World Championship 2019 разыгрывали 1 миллион долларов призовых, а сам турнир собрал 276 тысяч зрителей на пике, что до сих пор является отличным результатом, а потому списывать Hearthstone со счетов ещё рано.

Teamfight Tactics

Принимая во внимание мощь маркетинговой машины Riot Games, наверняка можно предсказать взлёт Teamfight Tactics. Twitch Rivals Teamfight Tactics Showdown уже оказался популярным турниром, а с выходом проекта на мобильные платформы аудитория способна увеличиться многократно. На этом фоне перспективы умирающих Dota Underlords и Auto Chess выглядят совсем печально.

Wild Rift

Но главным претендентом года, безусловно, является Wilf Rift — «настоящая» мобильная League of Legends от разработчиков оригинала. Даже сейчас, с неопределённой датой выхода, Wild Rift удаётся оставаться в медиапространстве, а глядя на то, как гремит ещё не вышедшая Valorant, сомнений в мощном старте мобильной LoL попросту не остаётся.

Мобильный киберспорт — новая реальность

Рост мобильного киберспорта в 2018 и 2019 годах — настоящий феномен. Всего два года потребовалось ему для того, чтобы из индустрии аутсайдеров стать чуть ли не эпицентром событий киберспорта.

Как явление мобильный киберспорт во многом любопытнее обычного. Он более «подвижен», пока ещё экзотичен, имеет очевидные точки роста в виде быстрорастущих мощностей устройств ввода. Качество игр при этом ежегодно всё ближе подходит к привычному уровню «больших» проектов — достаточно вспомнить как далеко ушёл в развитии PUBG Mobile.

С точки зрения финансов мобильные игры растут над «классическими» с каждым годом. Даже сами игроки больше тратят в мобильных проектах. В Китае донатят 40% мобильных геймеров, а среди ПК-игроков таких лишь 26%.

Отдельный нераскрытый фактор — гендерный. Количество женщин, играющих в мобильные игры, существенно превосходит таковое на ПК и консолях. Многие из них проводят в мобильных играх более 30 часов в неделю и играют не меньше мужчин.

Организация турниров, призовые бонусы и общий уровень соревнований по мобильным играм не уступают привычным нам киберспортивным дисциплинам. И при этом — Европейские и Американские геймеры только начинают приходить в индустрию. Судя по словам Тима Суини, привычные нам гиганты рынка уже обратили свой взор на мобильный киберспорт, а потому уже в ближайшее время мы увидим ещё больший приток новой аудитории.

  • Киберспорт игры на телефон
  • Киберпанк тема на телефон
  • Киберпанк обои на телефон full hd
  • Киберпанк игра на телефон
  • Киберпанк заставка на телефон