Какие бывают сольные номера в опере

Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто.

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера – сериа (большая серьёзная опера) и опера – буффа (комическая опера). В основе оперы лежит литературный сюжет. На его основе создаётся либретто. Литератор, создающий либретто называется либреттистом

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера
  • полукомическая
  • комическая опера
  • романтическая опера, на романтический сюжет.
  • балладная опера
  • полу-опера, опера «наполовину» — форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены, танцы и симфонические произведения. Одним из приверженцев полу-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл
  • опера-балет

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, например «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т. д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив— музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9378 — | 7306 — или читать все.

78.85.5.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема: Из чего состоит опера?

Как мы уже говорили, опера – это вид театрального представления, в котором герои поют.

Т. е. самое главное в опере – это музыка.

Хотя опера представляет собой синтетический жанр искусства: в ней, кроме музыки, представлены литература, хореография, изобразительное искусство, драматическое искусство.

В основу оперы положено либретто — литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения.

Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

Сама опера состоит из законченных вокальных номеров — арий, ансамблей и речитативов.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

1. Характеры героев и их чувства наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, романс, куплеты, песня).

Виды сольных номеров:

· Ария (ит.»песня») — основная музыкальная характеристика оперного героя. Она наиболее полно раскрывает характер действующего лица. Это музыкальный портрет героя. Для неё характерна широкая распевность.

· Ариозо — небольшая лирическая ария с плавной песенной мелодией.

Раскрывает чувства героя.

· Ариэтта — буквально » маленькая ария».

· Каватина — первая выходная ария героя.

· Монолог — размышление, с высказыванием мыслей вслух.

· Баллада — музыкальный рассказ, имеет содержательный сюжет.

· Романс – лирический вокальный номер.

· Куплеты, песня – вокальный номер, имеющий несколько похожих друг на друга куплетов.

2. Ансамбль — вокальный номер, в котором участвует несколько певцов (дуэт, трио, квартет и т. п.)

3. Речитатив — род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации.

Это пение, но в нём нет яркой мелодии, в отличие от сольных номеров (ария и т. п.), слова просто произносятся нараспев.

Послушаем 2 номера:

· «Куплеты Мефистофеля» из оперы французского композитора Ш. Гуно «Фауст», на языке оригинала, в исполнении А. Пирогова,

· и они же в исполнении рок-группы «Агата Кристи», на русском языке.

1. О чём идёт речь в этих куплетах?

2. Можно ли эти куплеты назвать портретом героя (Мефистофеля) — или это просто рассказ о человеческих страстях?

3. Какой голос поёт куплеты в опере?

Текст «Куплетов Мефистофеля»:

На земле весь род людской

Чтит один кумир священный,

Он царит над всей вселенной,

Тот кумир — телец златой!

В умилении сердечном

Люди разных каст и стран

Пляшут в круге бесконечном,

Сатана там правит бал,

Сатана там правит бал,

Этот идол золотой

Волю неба презирает,

Он небес закон святой!

В угожденье богу злата

Край на край встаёт войной;

И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл,

Люди гибнут за металл!

Сатана там правит бал,

Сатана там правит бал,

Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля

Имя Мефистофель возможно, греч. происхождения — «ненавидящий свет», от me — не, phos — свет и phílos — любящий;

по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех.

В Библии оно не фигурирует.

Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам Сатана или Дьявол.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Из чего состоит опера?

Опера I действие II действие III действие картина картина картина сцена сцена сцена номер номер номер

Действия – акты, которые чередуются с антрактами (Антракт – это перерыв в спектакле. Он может быть музыкальным номером между картинами или перерывом, когда исполнители и зрители могут отдохнуть) Картины – меняются с изменением места действия сюжета Сцены — ситуации, которые происходят с героями Номера (эпизоды) — вокальные или инструментальные

Инструментальные номера Увертюра – вступление к опере, готовит зрителей к тому, что откроется , когда поднимется занавес. Инструментальные эпизоды в опере

Вокальные номера исполняются соло (в один голос) ансамблем (несколькими голосами) хором (группа певцов более 14 человек)

Сольные номера Речитатив. Герои на сцене «разговаривают» речитативом: слова в такой музыкальной речи произносятся распевно. Ариозо. Это тоже разговорная речь героя, но более певучая, наподобие арии. Ария. Именно из арии мы узнаем о чувствах, мыслях, эмоциях героя. Это характеристика героя. Арии становятся знаменитыми на весь мир.

Ансамбли различают по количеству исполнителей Двое — дуэт Трое – терцет или трио Четверо – квартет Пятеро – квинтет Шестеро – секстет Семеро – септет

Опера – это текст (пение), музыка и сценическое действие. Если убрать хотя бы один компонент, получаются совсем другие жанры. Без пения или действия вместо спектакля будет концерт симфонической музыки, без музыки – драматический спектакль.

  • Антонова Валентина ИосифовнаНаписать 2319 05.02.2016

Номер материала: ДВ-418382

    05.02.2016 2925
    05.02.2016 561
    05.02.2016 384
    05.02.2016 4058
    05.02.2016 59
    05.02.2016 11055
    05.02.2016 4719

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

сольный номер в опере

Альтернативные описания

• вокальное произведение для одного голоса

• законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра

• крик души в музыкальном сопровождении

• музыкальное произведение для одного певца или певицы

• номер в опере, исполняемый одним певцом

• российская рок-группа

• сольная партия в опере

• эпизод в опере, оперетте, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра

• каватина

• вокальная или инструментальная пьеса

• песенка, что спета Ленским

• выходная у Мистера Икса

• вокальный монолог

• оперное соло

• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»

• выступление оперного докладчика

• первая в России хэви-металл группа

• сольный номер из оперы, кантаты

• эпизод оперы, оперетты и др., исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра

• женское имя

• фрагмент оперной партии

• часть оперной партии

• соло в опере

• сольный оперный номер

• рок-группа Кипелова

• оперный номер

• соло для тенора

• партия для голоса в опере

• та еще группа Кипелова

• … варяжского гостя в «Садко»

• эпизод оперы

• хэви-металл группа в России

• музыкальный крик души

• московская рок-группа с оперным названием

• сольный номер

• ариозо

• партия для голоса

• эпизод в кантате

• группа, в которой пел Кипелов

• оперный монолог

• кармен поет, а хор молчит

• «оперная» московская рок-группа

• оперная песня

• оперная партия

• оперная партия или московская рок-группа

• хэвиметалл группа в России

• оперное соло или московская рок-группа

• монолог оперного певца

• «речь» певца с оперной сцены

• монолог ОПЕРАтивного работника

• оперная партия для солиста

• сольное выступление в опере

• оперное пение

• оперное сольное пение

• соло на сцене оперного зала

• «номер» в опере

• оперная партия для голоса

• монолог на оперной сцене

• металлическая рок-группа

• Вокальная пьеса

• Музыкальное произведение для одного певца или певицы

• Партия в опере

• Вокальная или инструментальная пьеса

• Российская рок-группа (»Герой асфальта», »Крещение огнём»)

• Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента

• Выступление оперного докладчика

• «Монолог» оперного певца

• «Номер» в опере

• «Оперная» московская рок-группа

• «Речь» певца с оперной сцены

• … варяжского гостя в «Садко»

• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»

• выступление оперного «докладчика»

• ж. итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий

• оперная партия и московск. рок-группа

• оперное соло или московск. рок-группа

• партия в опере

• росийская рок-группа

• соло оперного баритона

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Сольный номер в опере «, 4 (четыре) буквы:
ария

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ария

Примеры употребления слова ария в литературе.

Вольфганг Амадей Моцарт, Эмануэль Шиканедер, Волшебная флейта, ария Царицы Ночи Алжир, июнь 1973 года Итак, Минни Ренселаас оказалась предсказательницей.

Но Эш уже без всякой передышки перешел к баритональной арии цирюльника Фигаро.

Меренков переглянулся с Мир-зояном, Борщев расстегнул ворот украинской рубахи, Ария хлопнул в ладоши и схватился за задний карман, из которого выпирало что-то угловатое.

Так Меренков стал крупнейшим философом и теоретиком кобизма, Мирзоян коммерсантом, Казанович техником, Ария психологом, Вершилов замечательным полководцем, Жбанов специалистом по всем искусствам, Борщев украинцем, а он, Молоков, зная несколько чужих слов и выражений, полиглотом.

Можно лишь поставить вопрос: позаимствовали ли бхилы это предание от ариев-завоевателей, или, наоборот, не переняли ли его арии от туземцев, которых они застали во время своего расселения по стране?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Îòâåò íà êðîññâîðä èç 4 áóêâ, íà áóêâó À:

ÀÐÈß

×òî çíà÷èò ñëîâî ÀÐÈß â ñëîâàðÿõ:

  • «Îïåðíàÿ» ìîñêîâñêàÿ ðîê-ãðóïïà
  • «Ïåñíÿ» èç îïåðû
  • «Ðå÷ü» ïåâöà ñ îïåðíîé ñöåíû
  • ÀÐÈß âàðÿæñêîãî ãîñòÿ â «Ñàäêî»
  • «Îïåðíàÿ ïåñíü»
  • Âîêàëüíàÿ èëè èíñòðóìåíòàëüíàÿ ïüåñà
  • Âîêàëüíî-èíñòðóìåíòàëüíûé àíñàìáëü, ñîçäàííûé íà áàçå ÂÈÀ «Ïîþùèå ñåðäöà»
  • Âîêàëüíûé ìîíîëîã
  • Âûñòóïëåíèå îïåðíîãî äîêëàä÷èêà
  • Âûõîäíàÿ ó Ìèñòåðà Èêñà
  • Æåíñêîå èìÿ
  • Êàêàÿ ðîê-ãðóïïà áûëà ñîçäàíà â 1984 ãîäó íà áàçå ÂÈÀ «Ïîþùèå ñåðäöà»
  • Êàðìåí ïî¸ò, à õîð ìîë÷èò
  • Êðèê äóøè â ìóçûêàëüíîì ñîïðîâîæäåíèè
  • Ìîíîëîã ÎÏÅÐÀòèâíîãî ðàáîòíèêà
  • Ìîíîëîã îïåðíîãî ãåðîÿ
  • Ìîíîëîã îïåðíîãî ïåâöà
  • Ìîñêîâñêàÿ ðîê-ãðóïïà
  • Ìîñêîâñêàÿ ðîê-ãðóïïà ñ îïåðíûì íàçâàíèåì
  • Ìóçûêàëüíîå ïðîèçâåäåíèå äëÿ îäíîãî ïåâöà èëè ïåâèöû
  • Ìóçûêàëüíûé êðèê äóøè
  • Íîìåð â îïåðå, èñïîëíÿåìûé îäíèì ïåâöîì
  • Îïåðíàÿ ïàðòèÿ äëÿ ñîëèñòà
  • Îïåðíàÿ ïàðòèÿ èëè ìîñêîâñêàÿ ðîê-ãðóïïà
  • Îïåðíàÿ ïåñíÿ
  • Îïåðíîå ïåíèå
  • Îïåðíîå ñîëî
  • Îïåðíîå ñîëî èëè ìîñêîâñê. ðîê-ãðóïïà
  • Îïåðíîå ñîëî èëè ìîñêîâñêàÿ ðîê-ãðóïïà
  • Îïåðíîå ñîëüíîå ïåíèå
  • Îïåðíûé ìîíîëîã
  • Îïåðíûé íîìåð
  • Îïåðíûé ýïèçîä
  • Ïàðòèÿ äëÿ ãîëîñà
  • Ïàðòèÿ îïåðíîãî ïåâöà
  • Ïåðâàÿ â Ðîññèè õýâè-ìåòàëë ãðóïïà
  • Ïåñåíêà, ÷òî ñïåòà Ëåíñêèì
  • Ïåñíÿ èç ðåïåðòóàðà îïåðíîãî ñîëèñòà
  • Ïåñíÿ îïåðíîãî ïåâöà
  • Ðîê-ãðóïïà Êèïåëîâà
  • Ðîññèéñêàÿ ðîê-ãðóïïà
  • Ñîëî Ëåíñêîãî â îïåðå «Åâãåíèé Îíåãèí»
  • Ñîëî â îïåðå
  • Ñîëî äëÿ òåíîðà
  • Ñîëî îïåðíîãî ïåâöà
  • Ñîëüíàÿ ïàðòèÿ â îïåðå
  • Âîïðîñ: Ñîëüíûé íîìåð â îïåðå — îòâåò: ÀÐÈß
  • Ñîëüíûé íîìåð èç îïåðû, êàíòàòû
  • Ñîëüíûé îïåðíûé íîìåð
  • Ôðàãìåíò îïåðíîé ïàðòèè
  • Õýâè-ìåòàëë ãðóïïà â Ðîññèè
  • ×àñòü îïåðíîé ïàðòèè
  • ×òî çâó÷èò â îïåðå
  • ×òî îïåðíàÿ ïåâèöà ðàçó÷èâàåò
  • ×òî îïåðíûé ïåâåö èñïîëíÿåò
  • ×òî ó Ëåíñêîãî ëèðè÷åñêîå, ó Èâàíà Ñóñàíèíà — ãåðîè÷åñêîå, ó Âèîëåòòû æå — ñêîðáíîå
  • Ýïèçîä îïåðû, èñïîëíÿåìûé îäíèì ïåâöîì â ñîïðîâîæäåíèè îðêåñòðà
  • Ýïèçîä îïåðû, îïåðåòòû è äð., èñïîëíÿåìûé îäíèì ïåâöîì â ñîïðîâîæäåíèè îðêåñòðà
  • êàâàòèíà
  • ïàðòèÿ äëÿ ãîëîñà â îïåðå

Ñîëüíàÿ ïàðòèÿ â îïåðå

Ñîëüíûé íîìåð èç îïåðû, êàíòàòû

Кабалетта, стретта, ариозо…

Номерная опера  долго господствовала в мировом музыкальном искусстве. Номерной она называется потому, что может быть с легкостью разбита на номера — арии героев оперы. Таковы оперы эпохи барокко (в которых количество арий могло превышать все разумные пределы), оперы эпохи романтизма (Беллини, например), оперы классицизма (Моцарт, конечно), оперы Верди (кроме поздних) и многие другие. С появлением Вагнера произошла некоторая революция, после которой стала высоко цениться сквозная опера, из которой сложно или невозможно выделить отдельные номера.

Когда опера была номерная, в ней могли быть написаны арии для каждого героя. Для главных действующих лиц композиторы сочиняли по несколько сольных номеров. Естественно, такое многообразие не могло называться одним словом «ария». На самом деле, есть классификация оперных арий, и певцу неплохо бы разбираться в ней.

Итак, есть основной вид сольного номера — ария. Это полностью законченный, самостоятельный эпизод в опере (или оратории), который с легкостью может быть из нее взят для отдельного исполнения. Ария наиболее полно характеризует героя. По продолжительности ария может быть разной. Например, aria da capo, распространенная в старинных opera-seria, состоит из первой части, средней и повторения первой части, но с вариациями, пример арии да капо — Гендель «Lascia ch’io pianga«. В эпоху барокко вариаций было столько, что концертмейстер мог спокойно попить чаю, пока певец выводит колоратуры. Большая ария подразумевает медленную и быструю части (такие арии поют на последних турах вокальных конкурсов). Арии может предшествовать сцена, то есть речитативный эпизод. Примеры арий из опер: Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» Пуччини, ария Хозе с цветком из «Кармен», две арии Церлины из «Дон Жуана» Моцарта, ария дона Базилио о клевете из «Севильского цирюльника» и т. д.

Часто главному герою дается две арии, вторая из них может быть менее развернутой. В таком случае номер называется «ариозо«. Он более насыщенный, чем речитатив, тоже может быть с легкостью изъят из оперы для исполнения на концерте. Чаще всего ариозо описывает реакцию героя на происходящие события. Так же ариозо встречается в больших дуэтных сценах (сцена Виолетты и Жермона из «Травиаты»). Примеры у Чайковского: ариозо Германа «Прости, небесное созданье«, ариозо Ленского «Я люблю вас«, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна» и т. д.

Близко по значению к ариозо примыкает ариетта. Она имеет более простую мелодию песенного характера. Ариетта распространена во французской комической опере. Например, ариетта Лоретты Гретри, ариетта Снегурочки «Слыхала я» и др.

Особое место занимает каватина. Раньше это была самая первая ария героя, «выходная», то есть пелась сразу при выходе на сцену. Позже каватиной стали называть арии со свободным построением. Примеры: каватина Валентина из «Фауста» Гуно, каватина Розины и каватина Фигаро (обе очень популярные) из «Севильского цирюльника» Россини.

В операх встречаются и романсы. Вообще, романс — это основной жанр камерной музыки, но вспомним романс Дубровского из оперы Направника, романс Сантуццы из «Сельской чести», романс Неморино из «Любовного напитка». Чаще темой романса является любовное переживание.

Баркарола (от итальянского слова «барка» — лодка) — это песня венецианских гондольеров, ее мелодия словно «качает» слушателя на волнах. Самый известный пример — дуэт-баркарола «Belle nuit» из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха.

К серенаде композитор прибегает тогда, когда герой оперы поет под окном возлюбленной. Примеры: Серенада Смита из «Пертской красавицы» Бизе, серенада Мефистофеля Гуно (эта серенада сатирическая).

Оперные арии

Баллада — это песенный рассказ с драматическим и фантастическим содержанием. Например, баллада Мефистофеля или баллада Маргариты о Фульском короле из оперы «Фауст».

Канцоной в итальянской опере называется лирическая песня. Самая известная песня — «Сердце красавицы» из оперы Верди «Риголетто», еще примеры: канцона Альмавивы из «Севильского цирюльника», канцона Керубино «Voi che sapete«. Канцонетта — это небольшая канцона, как, например, канцонетта де Грие из оперы «Манон Леско» Пуччини.

Для показа героического, боевого, волевого характера героя используется кабалетта. Она небольшая по размеру, быстрая и ритмичная. Такова кабалетта Манрико «Di quella pira» из «Трубадура», каватина и кабалетта Нормы или Эльвиры у Беллини. Правда, кабалетту Манрико называют так же стреттой Манрико, что означает ускорение темпа музыки и действия в финале произведения.

Вот основные виды оперных арий, зная которые, вы правильно объявите свое выступление на концерте или перед жюри.

Из чего состоит опера

Содержание:

  1. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка». IV действие (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);
  3. С. Баневич. «Пусть будет радость в каждом доме». Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
  3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
  4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей…

(А. С. Пушкин)

За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником.

Балет и хор давно уже «прижились» в опере как неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни с чем несравнимой динамичностью и задушевностью вокальных интонаций. Самое сочетание слова и выразительной мелодии всегда было и будет в центре внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую свободу развития, естественно, оказались решающими в построении музыкально-сценического образа.

Вокальные номера

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

Ария — вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.

Речитатив — род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль (франц., вместе) — законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.

Хор — певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор — это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

Певческие голоса

Главное в опере — пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние.

Многие арии оперных произведений отличаются особой выразительностью. Примером может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых ручейков.

Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства. Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери-Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена в её словах – «люблю и таю».

Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при этом полна самого живого и тёплого чувства.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», IV действие.

Декорации

Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Художник-декоратор разрабатывает эскизы декораций.

Самые известные эскизы декораций и костюмов к опере создал художник Виктор Васнецов. Тот самый, который написал «Алёнушку» и знаменитых «Богатырей». Неудивительно, что эскизы к «Снегурочке» получились потрясающими – это же настоящие картины!

Части оперы

Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх — четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух — трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

Инструментальные номера

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью).

Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Один из таких примеров — «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

Каждая опера — это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

Вопросы и задания:

  1. Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясните на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова.
  2. Считаете ли вы, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажите на примере «Сечи при Керженце».
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте эскиз декораций к фрагментам известных вам оперных произведений.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3;
    Римский-Корсаков. Сеча при Керженце из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

A number opera (Italian: opera a numeri; German: Nummeroper) is an opera consisting of individual pieces of music (‘numbers’) which can be easily extracted from the larger work.[1] They may be numbered consecutively in the score, and may be interspersed with recitative or spoken dialogue. Opera numbers may be arias, but also ensemble pieces, such as duets, trios, quartets, quintets, sextets or choruses. They may also be ballets and instrumental pieces, such as marches, sinfonias, or intermezzi.[2] The number opera format was standard until the mid-19th century and most opera genres, including opera seria, opera buffa, opéra comique, ballad opera, Singspiel, and grand opera, were constructed in this fashion.[1]

The replacement of numbers with more continuous music began in operas by Jommelli, Traetta, Gluck, and especially Mozart, whose late operas Le Nozze di Figaro and Don Giovanni contain several segments in which different numbers are unified by bridge passages to form a musical whole. This trend became even more striking in the operas of the German composers Beethoven, Weber, and Meyerbeer, while their Italian and French contemporaries Rossini, Donizetti, Bellini, and Auber retained the number opera style.[2]

The number opera was strongly condemned by Wagner for dramatic reasons, and he replaced it with continuous music that advances the drama without interruption.[2] The number opera became unfashionable, and the late operas of Verdi and those of Puccini and the Verismo school, cannot be described as such.[1]

Many operatic composers subsequent to Wagner adopted his approach.[2] However, in the 20th century some composers intentionally revived or adapted the number opera format, e. g., Busoni’s Arlecchino (1917),[3][4] Berg’s Wozzeck (1925),[1] Hindemith’s Cardillac (1926, rev. 1952), and Stravinsky’s The Rake’s Progress (1951).[2] In operetta and in popular music theatre, number opera format has remained the norm.

References[edit]

Notes

  1. ^ a b c d «Number opera» in New Grove.
  2. ^ a b c d e Apel, p. 582.
  3. ^ Chris Walton, «Neo-classical opera» in Cooke, p. 108.
  4. ^ Busoni, Ferruccio (1918). Arlecchino. Part.-Biibl. 1700. Leipzig: Breitkopf & Härtel. See this work page of the International Music Score Library Project. Accessed 3 October 2009.

Sources

  • Apel, Willi, ed. (1969). Harvard Dictionary of Music, Second Edition. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 0-674-37501-7.
  • Cooke, Mervyn (2005). The Cambridge Companion to Twentieth-Century Opera. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-78009-8. See also Google Books partial preview. Accessed 3 October 2009.
  • Sadie, Stanley; John Tyrrell, eds. (2001). The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition. New York: Grove’s Dictionaries. ISBN 1-56159-239-0.

A number opera (Italian: opera a numeri; German: Nummeroper) is an opera consisting of individual pieces of music (‘numbers’) which can be easily extracted from the larger work.[1] They may be numbered consecutively in the score, and may be interspersed with recitative or spoken dialogue. Opera numbers may be arias, but also ensemble pieces, such as duets, trios, quartets, quintets, sextets or choruses. They may also be ballets and instrumental pieces, such as marches, sinfonias, or intermezzi.[2] The number opera format was standard until the mid-19th century and most opera genres, including opera seria, opera buffa, opéra comique, ballad opera, Singspiel, and grand opera, were constructed in this fashion.[1]

The replacement of numbers with more continuous music began in operas by Jommelli, Traetta, Gluck, and especially Mozart, whose late operas Le Nozze di Figaro and Don Giovanni contain several segments in which different numbers are unified by bridge passages to form a musical whole. This trend became even more striking in the operas of the German composers Beethoven, Weber, and Meyerbeer, while their Italian and French contemporaries Rossini, Donizetti, Bellini, and Auber retained the number opera style.[2]

The number opera was strongly condemned by Wagner for dramatic reasons, and he replaced it with continuous music that advances the drama without interruption.[2] The number opera became unfashionable, and the late operas of Verdi and those of Puccini and the Verismo school, cannot be described as such.[1]

Many operatic composers subsequent to Wagner adopted his approach.[2] However, in the 20th century some composers intentionally revived or adapted the number opera format, e. g., Busoni’s Arlecchino (1917),[3][4] Berg’s Wozzeck (1925),[1] Hindemith’s Cardillac (1926, rev. 1952), and Stravinsky’s The Rake’s Progress (1951).[2] In operetta and in popular music theatre, number opera format has remained the norm.

References[edit]

Notes

  1. ^ a b c d «Number opera» in New Grove.
  2. ^ a b c d e Apel, p. 582.
  3. ^ Chris Walton, «Neo-classical opera» in Cooke, p. 108.
  4. ^ Busoni, Ferruccio (1918). Arlecchino. Part.-Biibl. 1700. Leipzig: Breitkopf & Härtel. See this work page of the International Music Score Library Project. Accessed 3 October 2009.

Sources

  • Apel, Willi, ed. (1969). Harvard Dictionary of Music, Second Edition. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 0-674-37501-7.
  • Cooke, Mervyn (2005). The Cambridge Companion to Twentieth-Century Opera. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-78009-8. See also Google Books partial preview. Accessed 3 October 2009.
  • Sadie, Stanley; John Tyrrell, eds. (2001). The New Grove Dictionary of Music and Musicians, 2nd edition. New York: Grove’s Dictionaries. ISBN 1-56159-239-0.

  • Какие бывают разъемы для зарядки телефонов
  • Какие бывают разрешения экрана телефона
  • Какие бывают пароли на телефоне графические
  • Какие бывают оперные номера
  • Какие бывают операционные системы для телефонов