Какая статья за отбирание телефона учителем

Смартфоны на уроке — враги или помощники?

Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно. Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни. Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны. Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный. На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения. В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов. На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Юридическая сторона вопроса

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ. Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц. Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) «Содержание права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст. 211 «Риск случайной гибели имущества»).

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Купить

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст. 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п. 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ («Содержание права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

Читайте ещё:

  • Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
  • 10 советов молодым учителям
  • Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
  • Правовой статус педагогических работников
  • Мобильные телефоны на уроке: запретить или разрешить?

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д. Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство». В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете. Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить. Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников. По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Современные школьники не расстаются со смартфонами ни на секунду. Соблазн полистать интернет, посмотреть смешные видео или поиграть в игры слишком силен, особенно если урок выдался скучным. Преподавателям такое поведение, мягко говоря, не очень нравится. Некоторые из них даже позволяют себе отнимать у учеников гаджеты.

Имеет ли право учитель забирать телефон и что делать школьнику в таких случаях. Давайте разберемся в вопросе досконально.

Это статья УК РФ

Случаи, когда у детей в школах забирают телефоны, не такая уж большая редкость. Ребенку сложно что-то противопоставить взрослому и авторитетному преподавателю, который наделен какой-никакой властью, пусть и в рамках одного класса. Тем более, когда ребенок чувствует себя виноватым, ведь он действительно нарушил дисциплину. Право учителя отнять смартфон воспринимается как нечто само собой разумеющееся, но так ли это на самом деле? Может ли учитель забрать телефон в рамках закона?   

Конечно же нет, преподаватель не обладает компетенцией так поступать. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с конституцией и уголовным кодексом Российской федерации. Никто не имеет права отнимать чужое имущество, а имуществом, в свою очередь, считается любой предмет, который был подарен человеку или куплен им на собственные деньги. Смартфон — точно такое же личное имущество, да еще и довольно дорогое.

Так что ничего забирать учитель не имеет права. Более того, отобрать чужой смартфон силой или угрозами, согласно уголовному кодексу, тянет на открытое хищение, другими словами, на настоящий грабеж (статья 161 УК РФ). И не имеет никакого значения, какие мотивы при этом двигали учителем, почему он позволил себе лишнего и собирался ли когда-нибудь вернуть гаджет владельцу. Есть свершившийся факт, и полицейскими он будет трактоваться однозначно.

Однако это вовсе не значит, что у ученика развязаны руки. И он может свободно пользоваться гаджетами прямо на уроке, наплевав на замечания учителя. В школе действуют свои правила, исполнение которых обязательно, пусть даже они и не регламентированы УК РФ. Да, забирать телефоны у учащихся не могут, как и установить полный запрет на гаджеты. Но в уставе школы обычно прописано ограничение на их использование на уроках. И преподаватель в праве потребовать от нерадивого ученика спрятать телефон. Также он может сообщить о ненадлежащем поведении директору и потребовать призвать ученика к дисциплинарной ответственности. Ну и жалобы родителям никто не отменял. 

Что делать, если забрали телефон

Если в школах забирают телефоны, то не стоит оставлять это просто так. Особенно в случае, когда преподаватель забрал и не отдает гаджет на протяжении всего учебного дня. Учителя не должны пользоваться своим положением и ущемлять права учеников, отбирая их имущество без разрешения.

Конечно, не нужно сразу решать проблему радикально и писать заявление в полицию. Для начала стоит попробовать обратиться к самому учителю или руководству учебного заведения. Тихо, мирно и без скандалов объяснить, что смартфоны детей трогать нельзя.

Скорее всего вам пойдут навстречу, ведь закон в любом случае на вашей стороне. А для учителя серьезные разбирательства, как минимум, закончатся выговором, как максимум — увольнением. Вряд ли стоит ломать человеку карьеру за небольшой проступок, никто не идеален, и ошибаться свойственно всем.

Важно понимать, что проблема здесь не только в учителе, но и в ученике, который спровоцировал подобную реакцию. До уроков ему явно дела нет, раз вместо занятий и классной доски он предпочитает экран своего смартфона. А у учителя практически нет легальных способов воздействовать на ученика, когда он обнаглел окончательно и вообще не реагирует на замечания. 

Если вы родитель, то стоит провести со своим чадом серьезный разговор и объяснить, где можно пользоваться смартфоном и в каких местах делать этого не стоит ни в коем случае. Ну а если вы учащийся, то помните — защищать свои права действительно важно, но не менее важно проявлять сознательность. Поэтому оставьте гаджеты для перемен, они никуда от вас не денутся. А уроки посвятите тому, для чего они предназначены — получению знаний. 

Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить крутые статьи

Telegram-канал с лучшими скидками и оперативным обновлением новостей

Geekville во «Вконтакте» — наша группа со всем актуальным контентом

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств  связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах,  передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Прокуратура области

Имеет ли право учитель забирать телефон у ученика на уроке?

Федеральным законодательством установлен запрет на использование средств  связи исключительно при проведении итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В то же время Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность обучающихся выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В целях недопущения дестабилизации образовательного процесса существует практика установления образовательными организациями в локальных нормативных актах правил пользования сотовыми телефонами (например, отключение телефонов во время нахождения в школе или во время проведения урока, отключение звуковых сигналов, использование телефонов на переменах,  передача телефона под ответственное хранение и др.). Действия учителя в данном случае также должны быть регламентированы.

Однако право собственности на имущество, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, не может быть ограниченно локальным актом образовательной организации.

Таким образом, учитель и сотрудники школы не вправе забирать телефоны и иные устройства учеников.

При закреплении в уставе школы запрета на использование телефонов во время учебного процесса, ученики должны его выполнять.

Прокуратура области

Вузы МВД » Новости » Законно ли отбирать смартфон у школьника с сентября 2022 года: что грозит учителю – последние новости на сегодня

Запрет телефонов в школах

В Рос­сии День зна­ний в 2022 году начал­ся с резо­нанс­ной ново­сти о запре­те мобиль­ных теле­фо­нов в шко­лах. Соглас­но офи­ци­аль­ным доку­мен­там, теперь гад­же­том запре­ще­но поль­зо­вать­ся во вре­мя уро­ков. Но может ли учи­тель забрать смарт­фон, если ребе­нок игно­ри­ру­ет дан­ное пра­ви­ло? Что гро­зит педа­го­гу в этом слу­чае? Рас­ска­жем ниже.

Содер­жа­ние

  • 1 Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня
  • 2 Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах
  • 3 Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю
  • 4 Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков
  • 5 Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня

Нака­нуне 1 сен­тяб­ря министр обра­зо­ва­ния Сер­гей Крав­цов напом­нил школь­ни­кам о новых стан­дар­тах. Соглас­но этим пра­ви­лам, в шко­лах запре­ще­но поль­зо­вать­ся сото­вы­ми теле­фо­на­ми как сред­ством обучения.

Чинов­ник отме­тил, что гад­же­ты отвле­ка­ют детей от заня­тий. Мно­гие учи­те­ля и роди­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся ана­ло­гич­но­го мне­ния, но ини­ци­а­ти­ва была вос­при­ня­та неоднозначно.

Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах

Извест­но, что запрет на поль­зо­ва­ние сред­ства­ми свя­зи во вре­мя обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са рас­про­стра­ня­ет­ся на все уро­ки. При этом огра­ни­че­ния не дей­ству­ют во вре­мя пере­мен и пери­о­да после уро­ков. После учеб­но­го про­цес­са дети смо­гут свободно:

  • общать­ся с ровес­ни­ка­ми и родственниками;
  • про­ве­рять элек­трон­ную почту;
  • играть;
  • про­во­дить вре­мя в соци­аль­ных сетях.

Как объ­явил Сер­гей Крав­цов, шко­лы будут при­ни­мать реше­ние о запре­те мобиль­ных устройств инди­ви­ду­аль­но в соот­вет­ствии с зако­ном «Об обра­зо­ва­нии». Все­во­лод Лухо­виц­кий, пред­ста­ви­тель меж­ре­ги­о­наль­но­го проф­со­ю­за «Учи­тель», отме­тил, что все будет зави­сеть от пози­ции адми­ни­стра­ций школ, роди­те­лей и самих учеников.

Ири­на Волы­нец, гла­ва Наци­о­наль­но­го роди­тель­ско­го коми­те­та, отме­ти­ла, что неко­то­рые учи­те­ля уже дав­но про­сят детей убрать мобиль­ные теле­фо­ны в спе­ци­аль­ный общий шкаф­чик, забрать отку­да мобиль­ное устрой­ство они смо­гут толь­ко после окон­ча­ния заня­тий. Глав­ное, по сло­вам экс­пер­та, что­бы уче­ни­ки сами при­ни­ма­ли такие меры.

Волы­нец объ­яс­ни­ла, что не обя­за­тель­но пол­но­стью отби­рать теле­фон у ребен­ка. Луч­ше, если ребе­нок сам согла­сит­ся поло­жить его в сум­ку и выклю­чить звук на вре­мя урока.

Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю

Име­ет ли пра­во учи­тель отни­мать теле­фон у уче­ни­ка? Нет, в Рос­сии это запре­ще­но зако­ном, соглас­но Кон­сти­ту­ции. Смарт­фон при­над­ле­жит либо уче­ни­ку, либо его роди­те­лям, поэто­му учи­тель не име­ет пра­ва пося­гать на дан­ную собственность.

Учи­те­ля име­ют мно­же­ство дру­гих закон­ных мето­дов для того, что­бы уче­ник отка­зал­ся от теле­фо­на во вре­мя обу­че­ния. Так, напри­мер, соот­вет­ству­ю­щий запрет может быть про­пи­сан в уста­ве шко­лы. И если уче­ник не соблю­да­ет дан­ное пра­ви­ло, сна­ча­ла может после­до­вать заме­ча­ние или выго­вор. В слу­чае более злост­ных нару­ше­ний поряд­ков обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния, уче­ни­ка могут исклю­чить из школы.

Кро­ме того, суще­ству­ют меры, кото­рые выхо­дят за рам­ки того, что тре­бу­ет­ся по зако­ну, и таким обра­зом ста­но­вят­ся тра­ди­ци­я­ми или обы­ча­я­ми. Напри­мер, это может быть вос­пи­та­тель­ная бесе­да меж­ду дирек­то­ром шко­лы и роди­те­ля­ми ребен­ка. Если уче­ник ведет себя так, что это гра­ни­чит с зако­ном, учи­тель может при­влечь соци­аль­ные служ­бы или пра­во­охра­ни­тель­ные органы.

Читай­те также

«Реше­ние при­ня­то, роди­те­ли в шоке!»: вве­дут ли в рос­сий­ских шко­лах дистан­ци­он­ку с 3 сен­тяб­ря 2022 года – послед­ние новости
Ско­ро стар­ту­ет новый учеб­ный год. Роди­те­ли школь­ни­ков опа­са­ют­ся, что детей пере­ве­дут на дистан­ци­он­ное обу­че­ние, как это было во вре­ме­на актив­но­го рас­про­стра­не­ния коро­на­ви­рус­ной инфек­ции. Все дело…

Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков

На дан­ный момент шко­лы могут само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния об исполь­зо­ва­нии смарт­фо­нов в каж­дом кон­крет­ном слу­чае, учи­ты­вая при этом мне­ние роди­те­лей и уче­ни­ков. Так, тео­ре­ти­че­ски теле­фон может пона­до­бить­ся уче­ни­ку для того, что­бы немед­лен­но свя­зать­ся с роди­те­ля­ми. Одна­ко такие слу­чаи крайне редки.

«Мы как-то про­жи­ли без сроч­ных звон­ков», — отме­тил Алек­сандр Сне­гу­ров, заслу­жен­ный учи­тель РФ.

Неза­ви­си­мо от реше­ний школь­ных, госу­дар­ствен­ных или феде­раль­ных зако­нов, теле­фо­ны долж­ны оста­вать­ся у детей, кото­рым они необ­хо­ди­мы по меди­цин­ским пока­за­ни­ям. Гад­жет мож­но исполь­зо­вать, напри­мер, для про­вер­ки сер­деч­но­го рит­ма ребен­ка или уров­ня саха­ра в крови.

Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Смарт­фо­ны ста­ли важ­ным аспек­том совре­мен­ной жиз­ни для мно­гих людей. Дети могут часа­ми смот­реть на экран, играть в игры или про­смат­ри­вать соци­аль­ные сети. Во вре­мя обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти такое пове­де­ние при­во­дит к тому, что уче­ни­ки выпа­да­ют из учеб­но­го процесса.

Вла­ди­слав Куч­ма заявил, что мобиль­ные теле­фо­ны мож­но исполь­зо­вать для изу­че­ния учеб­ных мате­ри­а­лов, но гад­жет не иде­аль­но под­хо­дит для этой цели из-за раз­ме­ра экра­на. Он счи­та­ет, что для обра­зо­ва­ния луч­ше при­об­ре­сти план­шет, ноут­бук или дру­гое устрой­ство с диа­го­на­лью экра­на 11 дюй­мов или больше.

А вы ЗА запрет теле­фо­нов в школах?

ДаНет

Автор ста­тьи

Шеф-редак­тор отде­ла ново­стей. Все­гда в кур­се всех собы­тий в сфе­ре сред­не­го и выс­ше­го образования.

– Заметила такую практику – когда сын в школе (второклассник), то не могу до него дозвониться, потому что телефон выключен. Задала вопрос, а он говорит о том, что учитель собирает у них телефоны перед началом уроков и отдает только после того, как обязательные уроки закончатся. Это вообще законно? И как быть, если я против таких действий учителя? А если мне надо срочно дозвониться до своего ребенка?

– Сегодня повсеместно можно услышать, что гаджетам в школе не место. Но законодательного запрета сегодня так и нет. Разберемся, кто прав, а кто виноват в данной ситуации.

СодержаниеПоказать

  • 💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон
  • 📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю
  • 👩‍🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение
    • Общая ответственность
    • Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал
  • ❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса
    • Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение
  • ✨ В качестве итога

💡 Законодательные положения о праве собственности на мобильный телефон

А вот тут все очень и очень сложно, и странно. И связано это с правильным толкованием правовой позиции.

Изначально при оформлении договора купли-продажи нужно понимать, кто и на какие средства этот телефон приобретает. Не уходя в правовые дебри, можно выделить две ситуации:

  • школьнику подарили деньги, и он на них приобрел себе гаджет;
  • смартфон или мобильный телефон был куплен родителями или законными представителями ребенка вне зависимости от возраста.

В первом случае в качестве собственника гаджета можно рассматривать ребенка. Но только при условии, что ему уже исполнилось 14 лет и родители оформили на его имя согласие на совершение сделок. Такое правило действует в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса (ГК) РФ. Необходимость составления такого согласия связана с тем, что покупку смартфона очень сложно отнести к мелким бытовым сделкам – хотя бы в обывательском понимании.

Если согласие на совершение сделки не было дано, а телефон фактически приобретал родитель – пусть даже и на средства ребенка, и родитель же вписан в договор купли-продажи, а также в гарантийный талон, то собственником будет де-юре родитель.

Во второй ситуации собственником телефона является, безусловно, родитель, который имеет право распоряжаться своим имуществом в порядке статьи 209 ГК РФ, в том числе подарить этот телефон или передать его в безвозмездное пользование.

Как же решить вопрос в этом случае о том, кому принадлежит телефон? Только принять во внимание, что мог иметь место простой договор дарения, совершенный в порядке Главы 32 ГК РФ, то есть без нотариального оформления. Тогда, даже если в тексте договора купли-продажи содержится указание на то, что покупатель телефона – родитель ребенка или законный представитель, собственником гаджета все равно будет считаться ребенок.

📲 Что происходит – с правовой точки зрения, – когда ученик сдает телефон учителю

Договор хранения предусматривается статьей 886 ГК РФ. А по статье 887 форма такого договора может быть простой письменной, а может быть и устной, если это не противоречит требованиям закона. И для устных сделок в расчет нужно брать еще и статью 159 ГК РФ.

С юридической точки зрения, имеет место заключение в устной форме договора хранения. Но здесь есть один нюанс: данный договор будет иметь силу при заключении в устной форме только в том случае, если речь идет о стоимости гаджета до 10 тысяч рублей. Если стоимость передаваемого по требованию учителю на хранение телефона превышает 10 тысяч рублей, то должен быть заключен письменный договор хранения.

Но кто его должен заключать? Учитель и ученик? Или учитель и законный представитель ученика?

С юридической точки зрения, в данном случае ни о какой мелкой сделке речи быть не может, поэтому здесь нужно уточнить, что подобный договор может заключить либо родитель или законный представитель ученика с учителем, либо сам ученик, но если ему дано согласие от родителей на данное действие.

Но этот договор должен быть – только если очень сильно придираться ко всей ситуации.

В целом же, если учитель принял решение о необходимости собрать телефоны у своих учеников, то он должен выполнить главное условие, которое предусмотрено положениями части 1 статьи 886 ГК РФ – вернуть полученное на хранение имущество в целости и сохранности.

Собирают ли в вашей школе телефоны у учеников на время уроков?

Да, собирают – и это правильно: дети не отвлекаются от занятий на развлеченияДа, собирают, но я против этого – а как же право на частную собственность? И как дозвониться до ребенка тогда?Нет, не собирают, но заставляют выключать, чтобы ничего не мешалоНет, не собирают и вообще никак не контролируют процесс – все зависит только от совести самих учениковУ нас другая ситуация, расскажу в комментариях

👩‍🏫 Какие обязанности появляются у учителя в случае получения телефона на хранение

Если учитель собрал у учеников мобильные телефоны, то он должен быть готов к тому, что у него появятся определенные обязанности по отношению к полученному на хранение имуществу.

Общая ответственность

Общая ответственность, как уже было сказано выше, представлена положениями части 1 статьи 886 ГК РФ. И заключается она в том, что учитель обязан вернуть ученику полученный от последнего гаджет в целости и сохранности.

В том случае, если по каким-то причинам возникает угроза такому имуществу, то учитель, как хранитель, обязан предпринять все возможные действия, зависящие от него, которые позволят избежать такой угрозы или минимизировать возможный ущерб.

Рекомендации педагогу: что делать, если полученный на хранение телефон был поврежден или пропал

Если же по каким-то причинам телефон пострадал или вовсе был утрачен, то для учителя в данном случае начинает действовать принцип необходимости возмещения причиненного ущерба. Однако хвататься за голову и возмещать стоимость нового флагманского гаджета в случае его повреждения или потери не стоит, так как сначала необходимо выполнить следующие действия:

  • уведомить непосредственного руководителя (как правило, это директор образовательного учреждения) о ситуации. Вполне возможно, что такое уведомление необходимо будет составить в письменном виде, ссылаясь в том числе на локальные правовые акты образовательного учреждения, в которых указано требование о необходимости забирать у учеников мобильные телефоны;
  • уведомить родителей или иных законных представителей о произошедшем с имуществом ребенка;
  • в случае проведения служебной проверки по линии руководства образовательного учреждения дать подробные объяснения о случившемся.

Вот только в свидетели своих учеников призвать не получится – дети до 10 лет не дают показания вообще, так как, с правовой точки зрения, они не могут еще отдавать отчет в своих словах. Дети до 14 лет дают показания только в присутствии родителя, законного представителя, педагога или иного работника образовательного учреждения либо психолога, специально приставленного к нему. И даже в суде такие показания не оцениваются со стопроцентной вероятностью их принятия, в том числе из-за того, что дети в этом возрасте могут приукрасить известные им обстоятельства, а проверка на полиграфе в отношении детей не проводится. Единственный случай, когда можно привлечь в качестве свидетеля учащегося – если ему исполнилось 14 лет и он обладает частичной дееспособностью.

Учитель дает объяснения по факту случившегося. Но при этом следует понимать, что принудить к выплате материального ущерба учителя в случае повреждения или утраты гаджета может только суд. Исключение здесь только одно: если был подписан договор хранения, в котором указываются все права и обязанности сторон, то тогда учитель будет обязан возместить причиненный ущерб в том порядке и на тех условиях, которые указаны в тексте договора.

❗ Ученикам и родителям на заметку. Право педагога требовать сдать телефон на хранение на время учебного процесса

А теперь нужно разобраться в том, как быть ученику, если учитель требует сдать телефон. И здесь опять есть две ситуации:

  1. в Уставе образовательного учреждения указано, что ученик обязан перед началом занятий сдавать своему классному руководителю или руководству образовательного учреждения на хранение свой мобильный телефон. В этом случае ученик не имеет права отказываться сдавать телефон, так как во время учебного процесса на него распространяют свое действие локальные акты образовательного учреждения.
  2. в Уставе и других актах школы или иного образовательного учреждения нет требования о необходимости сдать телефон учителю или классному руководителю. Однако и в этом случае требование учителя если не сдать, то хотя бы выключить или перевести в беззвучный режим мобильный телефон не будет считаться незаконным. В этом случае они будут опираться на «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях», подготовленных совместно Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Утверждение этих Методических рекомендаций произошло еще 14 августа 2019 года.

Итак, в первой ситуации ученик обязан сдать телефон на хранение.

Во второй – телефон не обязательно сдается, но должен быть переведен либо в беззвучный режим, либо выключен полностью.

Санитарные нормы для школ и садиков. Обзор новых правил Роспотребнадзора

Читать

Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию

Подробнее

ЕГЭ 2021. Какие экзамены будут обязательными, а какие – отменят

Смотреть

Правила для ученика, который не хочет сдавать телефон на хранение

Если ученик не хочет сдавать свой мобильный телефон учителю, то он должен опираться на указанные выше правовые ситуации с фиксацией требования о сдаче гаджета учителю в локальных актах.

Если в локальных актах обязанность ученика сдать телефон на хранение указана, то ученик должен будет подчиниться.

Если такой обязанности нет, то ученику нужно будет подчиниться требованию сделать так, чтобы телефон не мешал образовательному процессу – то есть сделать те действия, которые предусмотрены указанными выше Методическими рекомендациями.

Свою позицию ученик обязан довести до сведения учителя, классного руководителя или представителя руководства школы строго во внеучебное время, чтобы не срывать образовательный процесс. В качестве такого времени рассматривается период времени до начала уроков, а также перемены между ними.

Права детей-сирот на бюджетные места в вузах. Что учесть абитуриенту для получения льготы в 2021 году

Читать

Школьный аттестат по новым правилам. Каких изменений ждать выпускникам и их родителям в 2021 году

Подробнее

Цифровая биография школьника. Какие сведения об ученике будут учитываться в электронном портфолио

Смотреть

✨ В качестве итога

Говорить о том, что учитель где-то и в чем-то нарушает требования законодательства, когда забирает у ученика телефон, слишком сложно. Так как в данном случае вопрос о том, кто и какими правами обладает, придется решать сразу в нескольких плоскостях, в том числе, с точки зрения допустимости использования любого гаджета во время образовательного процесса.

Более того, если после окончания уроков учитель возвращает ученикам их гаджеты, а не оставляет их себе, при этом телефоны остаются исправными и их внешний вид никак не испорчен, то никаких законов он не нарушает.

Однако и безоговорочно требовать сдать телефон учитель, не имея под своим требованием достаточной правовой базы, в том числе в виде локальных актов образовательного учреждения, не должен, так как это может стать причиной открытого конфликта с учениками. В любом случае сейчас этот вопрос находится на очень тонкой грани и может быть использован в свою пользу как сторонниками полного отсутствия гаджетов в школе, так и противниками такой ситуации.

Может ли учитель отобрать у ребенка на уроке смартфон?

Именно такой вопрос недавно был задан в сервисе «Советы». Ответы поступали один за другим, что неудивительно – вопрос действительно актуальный для многих педагогов. 

В ответах на этот вопрос, данных членами сообщества Педсовета,  предложено пять разных вариантов действия учителя, оказавшегося в ситуации, когда на уроке ребенок отвлекается на смартфон.

Вариант 1. Отобрать смартфон

Педагоги пишут: «Я считаю, что может. Так как смартфон отвлекает от учебного процесса. После неоднократных предупреждений, если ребёнок все равно пользуется на уроке смартфоном, забрать его. Но после урока вернуть, а так же попросить родителей провести беседу об использовании гаджетов во внеурочное время».

А также: «Думаю, конечно может, если это мешает упрек. Важно сделать это по-возможности деликатно».

Вариант 2. Собирать гаджеты у учеников перед началом урока

Цитата: «Если учитель не разрешает использовать смартфон на уроке в учебных целях, то смартфоны и прочие гаджеты ребенок должен при входе в класс оставлять в специальном прозрачном ящике». 

Другой учитель делится своим опытом: « На ответственных проверочных работах или контрольных работах дети складывают свои смартфоны в «волшебную коробочку», которая стоит у меня на столе, при этом никто не сопротивляется». 

Вариант 3. Изучить устав школы и локальные акты и действовать, согласуясь с ними

Один из отвечающих дает совет: «Нужно смотреть Устав школы. Если в нём прописано запрещение использования смартфона учеником во время урока, то можете». 

Вариант 4. Убеждать ребенка самостоятельно отдать смартфон учителю

Цитата: «Я это иногда делаю, но с согласия самого ученика, убеждая его при этом в том, что смартфон ему мешает заниматься и работать плодотворно»

Вариант 5. Не отбирать ни в коем случае

Одно из мнений: «Не может, это личная «вещь» учащегося. Потом могут сказать, что учитель отдал телефон в неисправном состоянии».

Итак, понятнее не стало. Возможно, комментарий юриста поможет разобраться.

Комментирует юрист Екатерина Сергеевна Афиногенова 

«Учитель не имеет права отбирать у обучающегося принадлежащее ему имущество.

 Часть 1, глава 13 статья 209 «Гражданского кодекса РФ» гласит:

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Устав школы может ограничить право использования (но не собственности!), если в уставе есть статья на эту тему. Поступая в школу, в уставе которой содержится оговорка о запрете использования гаджетов, ученик и его родители автоматически соглашаются с его положениями и обязуются их соблюдать, то есть не пользоваться гаджетами в учебное время.  Право же собственности гарантируется Конституцией, и ни один закон (не говоря уже о локальном акте школы, каковым является устав) не может его ограничивать.

Таким образом, максимальная мера, которую учитель вправе применить к ученику, — это дисциплинарное воздействие (замечание, вызов родителей). А за изъятие телефона родители ученика имеют право применить меры к учителю». 

Каждый ребенок подвержен социальной деформации. Несформировавшийся человек подобно губке впитывает в себя различные аспекты деятельности: как хорошие, так и плохие. Особое место в жизни ребенка занимает школа. Громадное влияние на детей оказывают учителя. Но где обозначены границы этого влияния? Что дозволено, а что запрещено педагогу? Имеет ли учитель право забрать телефон ребенка, ограничить в пользовании определенными вещами или установить нестандартные запреты? Постараемся разобраться в статье.

Организация образовательного процесса

Школы уже давно не руководствуются одними лишь нормами морали и нравственности. В 2012 году был принят Закон «Об образовании», в котором закреплялись правила поведения учеников и учителей, а также способы организации учебного процесса. На основе этого закона школы стали издавать свои уставы, в которых закреплялись правила образовательной процедуры.

Проблема пользования гаджетами остро проявилась лишь в середине 2000-х годов. В то время ученики только начали приносить с собой в школу сотовые телефоны. Это вызвало волну негодования со стороны педагогов. При этом дети и родители задались вопросом о том, имеет ли учитель право забрать телефон ученика.

Обязанности учителя

Педагог наделен рядом общих обязанностей. Первая и самая важная функция учителя — это качественная реализация образовательного процесса. Процедура образования включает в себя обучение и воспитание — два взаимосвязанных направления. Учитель не сможет качественно организовать ни тот, ни другой процесс без уважительного отношения к каждому ребенку. Именно проявление уважения, этичности и толерантности является второй обязанностью педагога.

Учитель должен показывать своим детям пример. Этот до безумия банальный тезис до сих пор не осмыслен многими работниками в сфере образования. Большинство педагогов отдают приоритет авторитаризму и запугиванию. Вместо поучительной беседы о неуместности телефонов на уроке учителя прибегают к спорам и конфликтам. Здесь мы подходим к ключевому вопросу статьи: имеет право учитель забирать телефон у ученика?

Учитель, ребенок и телефон

Работа педагога предполагает громадное количество обязанностей. Однако ничтожная зарплата и, как следствие, невысокая профессиональная мотивация зачастую делают учителя безалаберным и халатным работником. Нередко педагог ничем не отличается от своих же учеников. Он хамит, ленится и без причины раздражается. Телефоны у детей являются отличным поводом для конфликта. В порыве гнева педагог может выбросить или даже сломать устройство. С такими случаями все понятно: школьный работник ведет себя непрофессионально и намеренно портит собственность третьих лиц. Но как быть с изъятием? Имеет ли учитель право забрать телефон? Ответ юристов однозначен: нет, такого права работники школы, колледжа или вуза не имеют.

Каждый человек обладает тремя правами собственности: владением, пользованием и распоряжением. Ни одно из этих прав не может быть ограничено иначе, как по решению суда. Если учитель забирает телефон ученика, то это однозначное нарушение прав. Норма в уставе школы о запрете пользования напрямую противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Но как вести себя педагогу, если дети всецело отдались миру игр и интернета вместо поглощения знаний? Давайте разбираться.

Что позволено учителю?

Справедливости ради стоит отметить, что прав у педагога не так уж и много. Приоритет в учебном процессе отдается детям, хоть они этого и не замечают. Учитель же нередко превышает свои полномочия. На примере ситуации с телефоном это нетрудно проследить.

Легко представить ситуацию: педагог на протяжении получаса пытается объяснить материал детям, которым нет до учебы никакого дела. Все они уткнулись в телефоны. Как поступит в этом случае хороший, образованный работник? Он применит все свои навыки и проведет с детьми беседу: повысит им учебную мотивацию, расскажет о разрушительном влиянии «пустой» информации, наконец, поделится собственным опытом избавления от вредных привычек. Однако организовать такую беседу очень трудно. Куда проще изъять телефоны и в очередной раз подпитать учеников ненавистью к себе.

Есть и второй, чуть более простой вариант легальной борьбы с «телефонной зависимостью». Стоит организовать родительское собрание. Педагог рассказывает о проблеме законным представителям своих учеников и просит принять меры. Поднимается вопрос о том, имеет ли учитель право забрать телефоны учеников, которые являются, по сути, собственностью родителей. Как итог — добросовестный родитель сам не позволяет своему чаду ходить с гаджетами в школу.

Права учеников в РФ, РК и РБ

Имеет ли учитель право забирать телефон ученика в любой другой стране постсоветского пространства, кроме России? Если в конституции или любом другом законе регламентируется право собственности, то такой возможности у педагога нет. Школьные уставы не дополняют учителя в правах: это локальные акты, которые не должны противоречить федеральным нормам и статьям.

Учитель не имеет права забирать телефон. Разобравшись с этим, следует обратить внимание на учеников. Какими правами они обладают? Здесь нужно обратиться к Конвенции прав ребенка 1989 года. Документ закрепляет право на жизнь и здоровье, на получение образования, а также защиту от насилия и угроз. Не секрет, что некоторые учителя превышают свои полномочия. При этом поведение ребенка не оправдывает нарушений со стороны педагога. Учителя часто давят на детей, угрожают им или даже применяют силу. Терпеть в этом случае не стоит. Необходимо как можно скорее обращаться за помощью.

Решение конфликтов

Вернемся к ситуации с электронными устройствами. Что делать, если учитель забрал телефон у ребенка и не желает его отдавать? Сначала ученик должен обратиться к родителям. Необходимо во всех подробностях рассказать о произошедшем. Вместе с ребенком родители отправляются к директору школы, где заявляют о мирном разрешении конфликта.

Если директору нет до родителей никакого дела, то обращаться стоит в муниципалитет или в управление образования. Будет составлена жалоба в отношении конкретного педагога. В течение месяца школа должна ответить на жалобу и вынести мотивированное решение.

Источник


На сегодня эта публикация уже заработала 475,45 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня
  2. Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года
  3. Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах
  4. Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах
  5. Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю
  6. Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков
  7. Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе
  8. Обсуждение

В Министерстве просвещения Российской Федерации рассказали о запрете на использование мобильных телефонов в школьных учреждениях. Новые ограничения для школьников вступят в силу с 1 сентября 2022 года.

В Рос­сии День зна­ний в 2022 году начал­ся с резо­нанс­ной ново­сти о запре­те мобиль­ных теле­фо­нов в шко­лах. Соглас­но офи­ци­аль­ным доку­мен­там, теперь гад­же­том запре­ще­но поль­зо­вать­ся во вре­мя уро­ков. Но может ли учи­тель забрать смарт­фон, если ребе­нок игно­ри­ру­ет дан­ное пра­ви­ло? Что гро­зит педа­го­гу в этом слу­чае?

Запрет теле­фо­нов в шко­лах – что извест­но на сегодня

Нака­нуне 1 сен­тяб­ря министр обра­зо­ва­ния Сер­гей Крав­цов напом­нил школь­ни­кам о новых стан­дар­тах. Соглас­но этим пра­ви­лам, в шко­лах запре­ще­но поль­зо­вать­ся сото­вы­ми теле­фо­на­ми как сред­ством обучения.

Чинов­ник отме­тил, что гад­же­ты отвле­ка­ют детей от заня­тий. Мно­гие учи­те­ля и роди­те­ли при­дер­жи­ва­ют­ся ана­ло­гич­но­го мне­ния, но ини­ци­а­ти­ва была вос­при­ня­та неоднозначно.

Запрет на мобильные телефоны для школьников с 1 сентября 2022 года

После того как представители Министерства просвещения России рассказали о новых ограничениях для школьников, у многих больше не осталось вопросов относительно того, можно ли использовать смартфоны в школьных учреждениях. Новый запрет на использование школьниками телефонов вступит в силу с 1 сентября 2022 года.

Согласно новым правилам, теперь российские школьники не имеют права использовать свои мобильные устройства на уроках. Министр образования Сергей Кравцов объяснил, что введение новых ограничений направлено на то, чтобы школьники меньше отвлекались во время уроков.

Что касается различных чрезвычайных происшествий, от которых никто не застрахован, то функция информирования ложится на плечи “ответственных лиц”. Министр успокоил родителей и напомнил, что когда они учились в школах, мобильных телефонов не было, и в случае чего директора и завучи могли связаться. Поэтому ничего страшного в новом ограничении нет, это естественный процесс обучения.

Можно ли будет пользоваться мобильным телефоном на переменах

Родители российских школьников обеспокоены тем, что из-за нового ограничения, связанного с использованием мобильного телефона, они не смогут связаться со своими детьми. Однако министр просвещения Сергей Кравцов их успокоил, и объяснил, что пользоваться смартфонами нельзя только на уроках. Следовательно, до них или после окончания, а также во время школьных перемен учащиеся могут разговаривать со своими родителями по телефону.

Напомним, до того, как стало известно о новом ограничении, распространяющемся на использование смартфона в школе, советник российского президента Владимир Мединский во время своего выступления предложил учащимся на время уроков прятать мобильные устройства в свои личные шкафчики. Такое решение чиновник объяснил тем, что многие дети часто отвлекаются на смартфоны. Они постоянно играют или общаются в мессенджерах, в результате чего пропускают важную информацию, которую пытается до них донести учитель. Для начала советник Владимира Путина посоветовал протестировать свой метод в одной из столичных школ.

Когда имен­но нель­зя поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школах

Извест­но, что запрет на поль­зо­ва­ние сред­ства­ми свя­зи во вре­мя обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са рас­про­стра­ня­ет­ся на все уро­ки. При этом огра­ни­че­ния не дей­ству­ют во вре­мя пере­мен и пери­о­да после уро­ков.

После учеб­но­го про­цес­са дети смо­гут свободно:

  • общать­ся с ровес­ни­ка­ми и родственниками;
  • про­ве­рять элек­трон­ную почту;
  • играть;
  • про­во­дить вре­мя в соци­аль­ных сетях.

Как объ­явил Сер­гей Крав­цов, шко­лы будут при­ни­мать реше­ние о запре­те мобиль­ных устройств инди­ви­ду­аль­но в соот­вет­ствии с зако­ном «Об обра­зо­ва­нии». Все­во­лод Лухо­виц­кий, пред­ста­ви­тель меж­ре­ги­о­наль­но­го проф­со­ю­за «Учи­тель», отме­тил, что все будет зави­сеть от пози­ции адми­ни­стра­ций школ, роди­те­лей и самих учеников.

Ири­на Волы­нец, гла­ва Наци­о­наль­но­го роди­тель­ско­го коми­те­та, отме­ти­ла, что неко­то­рые учи­те­ля уже дав­но про­сят детей убрать мобиль­ные теле­фо­ны в спе­ци­аль­ный общий шкаф­чик, забрать отку­да мобиль­ное устрой­ство они смо­гут толь­ко после окон­ча­ния заня­тий. Глав­ное, по сло­вам экс­пер­та, что­бы уче­ни­ки сами при­ни­ма­ли такие меры.

Волы­нец объ­яс­ни­ла, что не обя­за­тель­но пол­но­стью отби­рать теле­фон у ребен­ка. Луч­ше, если ребе­нок сам согла­сит­ся поло­жить его в сум­ку и выклю­чить звук на вре­мя урока.

Закон­но ли отби­рать смарт­фон у уче­ни­ка: что гро­зит учителю

Име­ет ли пра­во учи­тель отни­мать теле­фон у уче­ни­ка? Нет, в Рос­сии это запре­ще­но зако­ном, соглас­но Кон­сти­ту­ции. Смарт­фон при­над­ле­жит либо уче­ни­ку, либо его роди­те­лям, поэто­му учи­тель не име­ет пра­ва пося­гать на дан­ную собственность.

Учи­те­ля име­ют мно­же­ство дру­гих закон­ных мето­дов для того, что­бы уче­ник отка­зал­ся от теле­фо­на во вре­мя обу­че­ния. Так, напри­мер, соот­вет­ству­ю­щий запрет может быть про­пи­сан в уста­ве шко­лы. И если уче­ник не соблю­да­ет дан­ное пра­ви­ло, сна­ча­ла может после­до­вать заме­ча­ние или выго­вор. В слу­чае более злост­ных нару­ше­ний поряд­ков обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния, уче­ни­ка могут исклю­чить из школы.

Кро­ме того, суще­ству­ют меры, кото­рые выхо­дят за рам­ки того, что тре­бу­ет­ся по зако­ну, и таким обра­зом ста­но­вят­ся тра­ди­ци­я­ми или обы­ча­я­ми. Напри­мер, это может быть вос­пи­та­тель­ная бесе­да меж­ду дирек­то­ром шко­лы и роди­те­ля­ми ребен­ка. Если уче­ник ведет себя так, что это гра­ни­чит с зако­ном, учи­тель может при­влечь соци­аль­ные служ­бы или пра­во­охра­ни­тель­ные органы.

Кто может поль­зо­вать­ся теле­фо­ном во вре­мя уроков

На дан­ный момент шко­лы могут само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния об исполь­зо­ва­нии смарт­фо­нов в каж­дом кон­крет­ном слу­чае, учи­ты­вая при этом мне­ние роди­те­лей и уче­ни­ков. Так, тео­ре­ти­че­ски теле­фон может пона­до­бить­ся уче­ни­ку для того, что­бы немед­лен­но свя­зать­ся с роди­те­ля­ми. Одна­ко такие слу­чаи крайне редки.

«Мы как-то про­жи­ли без сроч­ных звон­ков», — отме­тил Алек­сандр Сне­гу­ров, заслу­жен­ный учи­тель РФ.

Неза­ви­си­мо от реше­ний школь­ных, госу­дар­ствен­ных или феде­раль­ных зако­нов, теле­фо­ны долж­ны оста­вать­ся у детей, кото­рым они необ­хо­ди­мы по меди­цин­ским пока­за­ни­ям. Гад­жет мож­но исполь­зо­вать, напри­мер, для про­вер­ки сер­деч­но­го рит­ма ребен­ка или уров­ня саха­ра в крови.

Поче­му запре­ти­ли поль­зо­вать­ся гад­же­та­ми в школе

Смарт­фо­ны ста­ли важ­ным аспек­том совре­мен­ной жиз­ни для мно­гих людей. Дети могут часа­ми смот­реть на экран, играть в игры или про­смат­ри­вать соци­аль­ные сети. Во вре­мя обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти такое пове­де­ние при­во­дит к тому, что уче­ни­ки выпа­да­ют из учеб­но­го процесса.

Вла­ди­слав Куч­ма заявил, что мобиль­ные теле­фо­ны мож­но исполь­зо­вать для изу­че­ния учеб­ных мате­ри­а­лов, но гад­жет не иде­аль­но под­хо­дит для этой цели из-за раз­ме­ра экра­на. Он счи­та­ет, что для обра­зо­ва­ния луч­ше при­об­ре­сти план­шет, ноут­бук или дру­гое устрой­ство с диа­го­на­лью экра­на 11 дюй­мов или больше.

Источник ftimes.ru

Учитель на уроке забрал у ребенка смартфон: это вообще законно?

3 года назад · 7041 просмотров

С развитием и распространением гаджетов учителя столкнулись с серьезной проблемой – дети на уроках стали больше уделять внимания своим смартфонам, а не тому, что рассказывает педагог. Имеет ли в таком случае учитель законное право отобрать у ребенка телефон?

Основные обязанности учителя

Учитель требует смартфон

Источник:

Эксперты отмечают, что в определенный момент российской школе, которой становилось все труднее самостоятельно придерживаться норм морали и нравственности, понадобился закон об образовании. В принятом в 2012 году документе были указаны правила поведения учителей и учеников, а также способы организации учебного процесса. На основе данного документа школы стали разрабатывать свои уставы, которые содержали правила образовательной процедуры.
В упомянутом законе указано, что педагог наделен рядом общих обязанностей. Самой важной из них является качественная организация и реализация образовательного процесса. Процедура образования включает в себя два взаимосвязанных направления – обучение и воспитание. Ни одну из этих задач невозможно качественно решить без уважительного отношения к детям. Этот факт подводит нас к другой обязанности педагога – проявлению уважения, толерантности и этичности.
Учитель должен служить примером для своих учеников. К сожалению, сегодня нередки случаи возникновения конфликтов между педагогом и его воспитанниками, в которых взрослые ведут себя не лучшим образом – они проявляют авторитаризм и опускаются до запугивания и прямых угроз. Одной из причин возникновения подобных ситуаций является использование ребенком смартфона на уроке.

Имеет ли право учитель забрать смартфон у ребенка

Школьник со смартфоном

Источник:

Подойдем к рассмотрению этого вопроса с юридической точки зрения. По закону, ребенок, получивший в подарок (так чаще всего и бывает) от своих родителей смартфон, становится собственником гаджета. Это означает, что владеть и распоряжаться этим устройством он может в рамках осуществления своих гражданских прав, если его действия не нарушают закон.
Если учитель просит ребенка отдать телефон, то между ними возникает особый вид сделки – хранение. Естественно, в данной ситуации ни одна из сторон не будет подписывать договор хранения: он заключается устно. То есть учитель обязуется в конце урока вернуть гаджет своему воспитаннику и при этом на протяжении урока несет ответственность за сохранность устройства.
Важное примечание: учитель может получить смартфон ребенка только в том случае, если подросток готов добровольно отдать цифровое устройство. Педагог не имеет права требовать и уж тем более силой отбирать телефон. В противном случае взрослый нарушает ст.209 ГК РФ («Содержание права собственности»).
На стороне ученика также выступает Конвенция прав ребенка 1989 года. Этот документ закрепляет право детей на жизнь, здоровье, получение образования, а также на защиту от угроз и насилия.

Учитель может добиться своего по Уставу школы

Учитель и ученик

Источник:

Как было отмечено ранее, закон об образовании позволяет школам вводить свой Устав. Если в этом внутреннем документе указано, что ребенок не имеет права пользоваться гаджетом во время урока, то это правило следует соблюдать. Важное уточнение: речь идет только о пользовании во время занятий – этот пункт не затрагивает право собственности. Родители, отдающие свое чадо в школу с подобным пунктом в Уставе, обязаны знать о нем, чтобы предупредить ребенка о возможных ограничениях.
Но и такой пункт в Уставе совершенно не означает, что учитель имеет право силой забирать гаджеты. Он может напомнить ребенку о положении Устава и попросить отдать ему смартфон. Если ученик не согласится, то далее необходимо действовать исключительно в рамках закона и не покушаться на чужую собственность. К примеру, с таким учеником можно прогуляться к директору учебного заведения, который разъяснит положения Устава. Другой вариант – вызвать в школу родителей для проведения профилактической беседы. Если педагог изъял телефон против воли ученика, то он автоматически становится нарушителем.
Подводя итог: учитель имеет право, основываясь на положениях Устава школы, попросить ученика отложить, выключить или сдать смартфон на время проведения урока, а после вернуть ему цифровое устройство. Он не имеет права забирать гаджет силой, против воли ребенка. Если ученик не намерен отдавать смартфон, то учитель может провести с ним личную беседу, а также беседу в присутствии директора школы и родителей ребенка. Если ребенок будет систематически нарушать положения Устава школы, то в последующих беседах с родителями может возникнуть тема отчисления ученика из школы.

Источник:

  • Какая статья за мошенничество по телефону
  • Как читаются номера машин
  • Как читать чужие смс на телефоне
  • Как читать сообщения на чужом телефоне
  • Как читать смс с чужого телефона