Как поставить на учет машину с двигателем без номера?
Продал автомобиль с двигателем без номера. Когда продавец пошел ставить машину на учет, ему отказали. отправили на экспертизу. Оказалось, что двигатель менял предыдущий собственник, у которого я приобрел авто. О замене агрегата он меня не предупредил, документы к «новому» двигателю также не предоставил. Ну и соответственно в ГАИ замену агрегата он не зарегистрировал. Я владел авто 3 года до продажи. При постановке мною на учет номер двигателя не проверяли, и я его не сверял. По виду похоже что номер был «спилен». Как привлечь к ответственности бывшего собственника, заменившего агрегат? Если в ГАИ наложат арест, и заберут машину на штраф-стоянку, как вернуть авто, ведь арест только на двигатель? Имеет ли право покупатель вернуть мне машину и забрать свои деньги, или требовать замены двигателя на другой с документами? Если двигатель все таки «чистый», как его поставить на учет, какие документы можно предоставить?
Показать полностью
30 июля 2018, 15:04, Идрис, г. Москва
Здравствуйте!
Вы пишете:
Продал автомобиль с двигателем без номера. Когда продавец пошел ставить машину на учет, ему отказали. отправили на экспертизу. Оказалось, что двигатель менял предыдущий собственник, у которого я приобрел авто. Имеет ли право покупатель вернуть мне машину и забрать свои деньги, или требовать замены двигателя на другой с документами? Если двигатель все таки «чистый», как его поставить на учет, какие документы можно предоставить?
Да, покупатель имеет такое право. Если добровольно не согласитесь, он может обратиться в суд о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной Вам суммы за автомобиль, а также потребовать компенсацию морального вреда и судебные расходы.
31 июля 2018, 17:24
Похожие вопросы
Помог другу оформить машину, продали ее по договору купли продажи, человек ее так и не переоформил, штрафы
Здравствуйте, такой вопрос у меня к вам. Помог другу оформить машину , продали ее по договору купли продажи, человек ее так и не переоформил , штрафы приходят на меня, уже более 50000 накапало , человека найти не могу и оплачивать их и не собирается, подскажите как лучше поступить в этой ситуации, говорят подать на угон , но ее ведь не угоняли и он ее покупал за деньги , если снять с учета то он ее легко поставит сам и будет ездить , подскажите пожалуйста, с Добром Дмитрий.
13 января, 13:44, вопрос №3561629, Lvbnhbq, г. Москва
1100 ₽
Вопрос решен
Военное право
Если не пойти, будут ли при этом меня разыскивать с учетом нововведениями по цифровизации?
Стоит ли сейчас идти в военкомат для того, чтобы встать на учет по месту временной регистрации?
Сейчас состою на учете в военкомате в другом городе, и при переезде в другой город уже больше 2х лет не вставал на учет. Я знаю, что это может грозить штрафом, но больше волнует другой вопрос.
Мобилизация вроде как окончена, но страх есть, что вручат мне что-нибудь и отправят куда не следует. При этом я служил, мне 33 года и у меня есть отсрочка от мобилизации по ИТ, не знаю, действует ли она сейчас и может она пропадет при смене военкомата.
Вопрос в том идти ли в военкомат по новому месту жительства и не бояться, или нет? Если не пойти, будут ли при этом меня разыскивать с учетом нововведениями по цифровизации? Они же будут знать о моем месте жительства. Или пойти во время весеннего призыва с апреля, чтобы было меньше желания мне что-то впарить типа повестки на фронт?
13 января, 12:47, вопрос №3561557, Ярослав, г. Москва
82 Правил предоставления коммунальных услуг – Акт проверки технического состояния прибора учета (осмотр), — п
Как сейчас у нас.
Сотрудник нашей компании через мобильное приложение получает заявку от жителя на ввод счетчика в эксплуатацию (при его установке). Наш сотрудник по факту ввода счетчика закрывает заявку в моб. приложении, автоматически формируется акт ввода с простой электронной подписью нашего сотрудника в формате pdf. Далее сотрудник через мобильное приложение направляет данный акт жителю через чат бот. Данная процедура не является юридически оконченной т.к. требуется подпись акта жителем (на основании ПП № 354 см. ниже весь перечень актов, которые мы реализуем по указанной схеме ).
Примечание. При регистрации в боте пользователю необходимо ввести ФИО, номер телефона, адрес (+эл почта) и дать свое согласие на обработку персональных данных и на политику конфиденциальности. Использование бота пользователем полностью бесплатное.
Что мы планируем сделать.
Внедрить возможность подписания электронной версии актов жителем при помощи простой электронной подписи в чат боте. Т.е. при формировании акта в мобильном приложении нашего сотрудника, акт направляется жителю в боте с командой «Подписать», при нажатии на «Подписать» бот генерирует и направляет цифровой код на указанный жителем эл адрес при регистрации в боте и пишет «Внесите код, направленный вам на электронную почту, указанную при регистрации в боте», житель вводит в бот код и бот сообщает «Документ подписан, скачайте документ тут…».
Обращаю внимание, что код, направляемый на эл адрес жителю генерируется нашей базой данных.
Вопрос:
Каким образом мы должны оформить юридическую сторону данной процедуры чтобы подпись жителя имела статус ПЭП(сразу отмечу — письменные соглашения с пользователями бота на согласие не подходят)?
Возможно при регистрации в боте нужно добавить «Пользовательское соглашение» в котором будет четко описано, что пользователь с нами договорился, что дает согласие на подписание таких-то документов (печень документов в Соглашении будет только тот что указан ниже, ни на какие другие документы ПЭП жителя согласно Соглашению не будет распространяться ) по средствам простой электронной подписи (ПЭП) через получение цифрового кода на электронную почту, указанную при регистрации пользователя в боте.
Перечень документов (актов) для подписания в боте при помощи ПЭП.
постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг):
— п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг – Акт о выявлении фактического количества потребителей коммунальных услуг в жилом помещении,
— п. 62, 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг – Акт о выявлении несанкционированного подключения/вмешательства в работу прибора учета,
— п. 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг – Акт ввода (отказа в вводе) прибора учета в эксплуатацию,
— п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг – Акт проверки технического состояния прибора учета (осмотр),
— п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг – Акт сверки показаний прибора учета (достоверность данных),
13 января, 10:46, вопрос №3561376, Роман, г. Санкт-Петербург
Ситуация: На хранении были автомобильные номера, срок хранения истёк меньше месяца назад, так как была за
Здравствуйте.
Ситуация: На хранении были автомобильные номера , срок хранения истёк меньше месяца назад , так как была за границей не успела во время совершить операции для сохранении номеров , сейчас номер ушёл в архив , есть ли возможность как то вернуть себе их?
13 января, 10:41, вопрос №3561351, Яна, г. Москва
Когда уезжал машину поставил на парковку, а ключи и документы у него с собой
Живу в гражданском браке с мужчиной. Два года назад он развёлся, на развод подала жена. Есть автомобиль. Куплен был в браке, документально оформлен на жену.
Во время развода на раздел она не подала, документы на него не переоформила, и он ездил на авто.
Два месяца назад был мобилизован и сейчас проходит службу в Донецкой республике.
Когда уезжал машину поставил на парковку, а ключи и документы у него с собой.
Неделю назад бывшая жена пришла в отделение полиции и написала заявление о угоне.
Сейчас следователь всё время ему звонит, задаёт вопросы, спрашивает где машина, где документы. Он всё рассказал, кроме конечно того где она стоит. Сказал если нужны письменные объяснения пусть приезжает к нему в Донецк. Но следователь сейчас начал ездить к нему на работу, к его родителям, задаёт вопросы. Ему объясняют как есть. Он по второму и третьему разу едет.
Я понимаю что это его работа.
Не понимаю что сейчас можно сделать.
По всем этим действиям я поняла, что бывшая жена на мировое соглашение пойти не хочет, а хочет единолично на правах собственности завладеть авто.
В суд как вы понимаете он пойти не может. Служит на передовой.
Что можно сделать? Как поступить.
Машину ему жалко. Хоть и в браке куплена, но он зарабатывал на неё сам, откладывал. Она с зарплаты своей ничего не вложила в машину. Но имущество общее.
Ещё болит я если скажет точное местоположение её просто увезут на штраф стоянку.
12 января, 10:08, вопрос №3559768, Надежда, г. Москва
Есть такая поговорка: годы берут своё. Она справедлива не только в отношении человека, но и жизненного цикла автомобиля. Точнее, узлов и агрегатов, в том числе двигателя. Наравне с нарушением нормальной работы, коррозия чревата появлением ржавчины и откровенной гнили на корпусе мотора — нередко в том месте, где выбит номер. И возникает тревожный вопрос: возможна ли постановка автомобиля на учет в ГИБДД с таким дефектом?
Скажем сразу: если причиной нечитаемого номера действительно является коррозия, а не механическое вмешательство, то вы имеете все шансы зарегистрировать транспортное средство в Госавтоинспекции. Правда, следует знать о некоторых нюансах.
Является ли двигатель основным компонентом автомобиля
В действующем законодательстве четко прописано, как поставить авто на учёт: в любом регистрационном подразделении предоставляете автомобиль на осмотр, уплачиваете пошлины и подаете (обновляете) документы.
На практике нередки случаи, когда собственнику транспортного средства отказывают в совершении регистрационных действий именно из-за нечитаемости двигателя. Основанием для такого вердикта является статья 20 Федерального закона № 283-ФЗ (Закона о госрегистрации транспорта) от 3 августа 2018 года, пункт 1 которой запрещает регистрацию машины, если на основном её компоненте маркировка скрыта, изменена либо уничтожена.
Но давайте выясним, какие компоненты авто являются основными. Для этого обратимся к тому же Федеральному закону № 283-ФЗ и воспользуемся пунктом 3 статьи 4, где сказано, что основные компоненты — это кузов, рама и кабина. Двигатель не упоминается — от слова «совсем».
Таким образом, мотор не считается основным компонентом. Фактически это запчасть. Правда, ни один сегодняшний нормативно-правовой акт таким статусом его не наделяет, что приводит к путанице и недопониманию.
Поэтому при осмотре автомобиля сотрудник ГИБДД традиционно обращается к номеру, выбитому на блоке цилиндров двигателя. Точнее, инспектор сверяет эти данные с теми, что указаны в ПТС (паспорте транспортного средства). Соответственно, в случае поражения ржавчиной буквенно-цифрового кода ничего сверить не получится. Тогда автовладельцу грозит криминалистическая экспертиза, в ходе которой выявляется причина отсутствия идентификатора — естественная (коррозия) либо механическая (то есть умышленные действия).
Подобное экспертное заключение непосредственным образом влияет на саму возможность постановки транспортного средства на учет в Госавтоинспекции. И если виновата коррозия, то машину в ГИБДД зарегистрируют без проблем.
VIN-код не может заменить номер двигателя?
Ответ: нет.
Обязанность сверять VIN-код прописана в пункте 19 Правил госрегистрации транспорта, утвержденных правительственным Постановлением № 1764 от 21 декабря 2019 года.
А вот практика сверки номера двигателя с данными ПТС нигде не прописана. Однако она активно применяется. И тому есть две причины.
Причина первая: несоответствие сведений на корпусе с информацией ПТС может свидетельствовать о том, что на транспортном средстве установлен другой тип мотора. А это уже является изменением конструкции, что обязательно должно регистрироваться в Госавтоинспекции. И если подтверждающие документы отсутствуют, то итогом осмотра станет отказ в постановке на учет. И это совершенно законно — в полном соответствии с пунктом 7.18 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспорта (является приложением к ПДД).
Вторая причина: посредством проверки серии и номера двигателя в базах ГИБДД можно выявить угнанное авто. Безусловно, обнаружить такой транспорт с помощью идентификатора двигателя довольно проблематично, поскольку автомобиль объявляется в розыск целиком, однако инспекторы всё равно это делают.
В силу вышеизложенного проверяющий отнюдь не удовлетворяется одним лишь VIN-кодом. Особенно в ситуации, когда обнаруживает затёршийся либо сгнивший номер двигателя — тут криминалистическая экспертиза, можно сказать, гарантирована. И если в ходе осмотра сотрудник ГИБДД не заинтересовался мотором вашего «железного коня», тем более со стертым номером, — можете считать себя счастливчиком.
Как быть, если двигатель изначально без номера?
Такое тоже бывает. Подобная ситуация предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона о госрегистрации транспорта, согласно которому отсутствие идентификационного номера на основном компоненте либо табличке изготовителя не может быть препятствием для постановки транспортного средства на учет.
Следовательно, если графа́ «Модель и номер двигателя» в ПТС содержит формулировку «б/н» (или что-то похожее), то инспектору на площадке МРЭО будет мало интересен номер мотора. Однако он обязательно проверит соответствие установленного агрегата марке и модели вашего автомобиля.
В случае разногласий, не отраженных в ПТС и СТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства), — то есть при наличии незарегистрированного изменения конструкции, — вы также получите отказ в постановке автомобиля на учет согласно пункту 7.18 Перечня неисправностей и условий, запрещающих эксплуатацию транспорта.
Сгнивший номер двигателя: алгоритм регистрации автомобиля
Итак, главная особенность постановки авто на учет в этом случае — это криминалистическая экспертиза: туда вас направят практически гарантированно. И в итоге установят, что именно стало причиной уничтожения номера двигателя — коррозия либо умышленные действия.
Если экспертиза не обнаружила следов сознательного уничтожения, то машину поставят на учет.
В этом случае порядок ваших действий следующий.
Шаг первый. Вам необходимо записаться на регистрацию автомобиля в ГИБДД через Госуслуги, чтобы не терять время в живой очереди. В назначенный день и час вы прибываете в подразделение МРЭО, откуда направляетесь на площадку осмотра.
При обнаружении заржавевшего либо сгнившего номера двигателя отметка об успешном прохождении техосмотра вам не грозит — инспектор направит автомобиль на криминалистическую экспертизу. Как правило, подразделения Госавтоинспекции сотрудничают с подобными учреждениями на постоянной основе, поэтому сотрудник ГИБДД наверняка предоставит адрес и телефон соответствующей организации.
Шаг второй. К назначенной дате вы прибываете для проведения экспертизы автомобиля, точнее, двигателя. Цель — установление серии и номера мотора. Если усилия эксперта увенчаются успехом, он тут же сверит полученные сведения с базой угона. Кроме того, оценит, спиливался ли номер, то есть уничтожались ли выбитые цифры намеренно.
Выявление следов умышленного уничтожения идентификатора двигателя чревато серьезными последствиями для виновника: от штрафа 80 000 рублей до 3-летнего лишения свободы (если деяние совершено в составе организованной группы) — в соответствии со статьей 326 Уголовного кодекса.
Если же криминальной подоплёки нет, то эксперт, предварительно сфотографировав автомобиль и сектор на двигателе с нечитаемым номером, выдает вам заключение. Документ, конечно, официальный: подпись, печать — всё как полагается.
Экспертиза — удовольствие вовсе не бесплатное. Стоимость ее колеблется от 3000 до 10 000 рублей — всё зависит от конкретного региона. Строго говоря, если ГИБДД выписывает направление на экспертизу и указывает конкретную организацию, то подобная услуга формально должна быть бесплатной. Однако уже на месте вам, скорее всего, заявят, что сама экспертиза не требует денег, а вот за демонтаж деталей моторного отсека придется заплатить.
Шаг третий. Имея на руках результаты экспертизы, вы посещаете МРЭО, конкретно — инспектора по розыску. Там вы пишете объяснительную, где указываете обстоятельства (с указанием даты и конкретного продавца) приобретения транспортного средства с «нечитаемым» двигателем.
Далее местный участковый получает материалы (вашу объяснительную и заключение эксперта) и выносит на их основании постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В документе он указывает на отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 326 Уголовного кодекса, поскольку причина уничтожения номера носит естественный характер (ржавчина, гниение, истирание). Затем документы возвращаются обратно в ГИБДД.
Шаг четвертый. Получив бумаги, сотрудники МРЭО просят вас явиться к ним. Вы снова записываетесь (через Госуслуги) для сверки номеров и регистрации транспортного средства. Посетив подразделение в назначенное время, предъявляете в ходе осмотра экспертное заключение и отказное постановление. Инспектор, в свою очередь, делает в листе осмотра отметку об успешном прохождении процедуры.
Шаг пятый. Вы уплачиваете госпошлины.
Речь идет:
- об услуге внесения изменений в ПТС — 350 рублей (245 рублей, если платеж проводится через Госуслуги, где предоставляется 30-процентная скидка);
- получения нового СТС — 500 рублей (350 рублей через Госуслуги);
- выдачи новых госномеров (если это необходимо) — 2000 рублей (1400 рублей через Госуслуги).
В том случае, если эксперт не смог идентифицировать мотор, то ПТС и СТС будут содержать пометку «отсутствует» в графах с моделью и номером двигателя. Впрочем, это никак не скажется на регистрации автомобиля — вашу «ласточку» поставят на учет в ГИБДД без проблем.
К слову, перечень ваших документов, помимо ПТС и СТС, а также гражданского паспорта (куда же без него) и заявления на регистрацию авто, должен включать договор купли-продажи (ДКП), действующую диагностическую карту (если машине более четырех лет) и полис ОСАГО. И еще квитанции об уплате госпошлин.
Повторимся, в изложенном алгоритме ваша главная задача — пройти криминалистическую экспертизу. Причем пройти так, чтобы на руки получить заключение о естественных причинах уничтожения моторного идентификатора. Такой вердикт открывает гарантированную возможность успешной регистрации автомобиля с нечитаемым номером двигателя. А вот что делать, если экспертиза выявила следы рукотворного удаления идентификатора?
Логичный вывод
Если установлено, что номер мотора сознательно приведен в нечитаемый вид, тогда, выводя за скобки интерес полиции в рамках статьи 326 Уголовного кодекса (поскольку это в данном случае не наша тема), последствие довольно логичное: отказ в постановке на учет автомобиля согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации транспорта.
Но в такой ситуации хочется понять, можно ли что-нибудь сделать или же это гарантированный отказ без вариантов. А варианты заключаются в замене двигателя либо возврате машины покупателю. Посмотрим, каковы шансы в каждом случае.
Замена двигателя: так можно?
Да, подобный вариант допустим. Более того, подчас это единственная возможность зарегистрировать проблемное авто.
Идеальное решение, конечно же, заключается в замене нечитаемого двигателя на агрегат, точно соответствующий модели вашего транспортного средства, поскольку такая модернизация не является изменением конструкции — согласно пункту 77 Техрегламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года.
Проведя замену, вы прибываете на площадку МРЭО и показываете автомобиль. А затем ваш ПТС пополняется сведениями о новом двигателе.
Возможен ли возврат автомобиля прежнему владельцу
Здесь нет однозначного ответа. Но попробовать обязательно сто́ит.
В том случае, когда вы приобрели автомобиль и в ходе осмотра на площадке МРЭО (либо по итогам экспертизы) выявили уничтоженный идентификатор мотора, вероятность успешного расторжения ДКП довольно высокая.
Итак, если с момента сделки миновала всего пара дней, предложите продавцу:
- либо компенсировать вам затраты на проведение экспертизы, эвакуатора, любых других сопутствующих услуг и, самое главное, расходов на приобретение и установку другого двигателя;
- либо аннулировать (расторгнуть) ДКП с возвратом проблемного автомобиля и получением всей уплаченной за него суммы.
Отметим, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса, эти предложения вы оформляете в письменном виде, направив продавцу досудебную претензию. И если получили отказ либо вообще не дождались ответа в 30-дневный срок, то следующий этап — обращение в суд. Если же досудебный этап пропущен, то в суде иск даже не примут.
Судебная тяжба — процесс длительный и затратный, поэтому дадим банальный, но очень действенный совет: возьмите за правило проверять перед покупкой не только работоспособность автомобиля, но читаемость VIN-кода и номера двигателя. И в случае обнаружения следов спиливания трижды подумайте, нужна ли вам эта головная боль. Принимая во внимание вышеизложенные риски, можно утверждать, что поиск других вариантов наверняка станет менее проблемным и дорогим.
А если не ставить авто на учет?
Не регистрировать купленный автомобиль в ГИБДД закон действительно разрешает, но лишь в течение первых 10 дней с даты приобретения — согласно пункту 3 статьи 8 Закона о госрегистрации транспорта.
Такой период государство дает новому владельцу для переоформления машины на свое имя. Очевидно, что нечитаемый номер двигателя гарантированно означает несоблюдение установленного срока.
Что будет в этом случае? А в этом случае, конечно же, будут штрафы.
Так, управление незарегистрированным автомобилем по прошествии 10-дневного срока грозит финансовым наказанием 500—800 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.1 КоАП.
К слову, сумму штрафа можно сократить вдвое, если уплатить в 20-дневный срок с даты постановления. В этой ситуации главное — вовремя узнать о «письме счастья». И пожалуй, лучший способ сэкономить — воспользоваться мобильным приложением «РосШтрафы». Уже через 1-2 часа с момента регистрации штрафа в базе ГИБДД вы получаете уведомление. И здесь же, в приложении, за пару кликов погашаете задолженность, что мгновенно подтверждается электронной квитанцией.
А вот повторная встреча с инспектором обернется более суровым наказанием: штрафом 5000 рублей либо конфискацией водительского удостоверения на 1—3 месяца на основании части 1.1 статьи 12.1 Административного кодекса. Скидка при уплате штрафа тут уже не предусмотрена.
Таким образом, в случае попуска 10-дневного периода для постановки автомобиля на учет вы будете вынуждены пользоваться услугами эвакуатора, чтобы транспортировать автомобиль до ГИБДД и центра проведения экспертизы.
К слову, когда вы явитесь в подразделение Госавтоинспекции, то уже там получите дополнительный штраф в размере 1500—2000 рублей за несоблюдение законодательно уставленного срока регистрации автомобиля — согласно части 1 статьи 19.22 Административного кодекса. Уплатить его с 50-процентной скидкой также нельзя.
Показать содержание
- 1.
Что изменилось в вопросе номерных агрегатов в законе? - 2.
Является ли мотор номерным агрегатом по закону 2023 года? - 3.Важное замечание!
- 4.
Двигатель – это запчасть? - 5.
Что делать при замене мотора?
У любого автомобильного мотора в 2023 году есть номер, который выбит на его корпусе. Значит ли это, что двигатель на сегодняшний день является номерным агрегатом? Или же это запчасть, не требующая никаких регистрационных действий при замене, утилизации или обновлении? Данный вопрос достаточно прост для ответа с изменениями в законодательстве от 10 июля 2017 года и 7 октября 2018. Но нужно понимать, в каких целях он возникает.
Что изменилось в вопросе номерных агрегатов в законе?
Нового появилось довольно мало, но всё это очень существенно влияет на то, является ли на сегодняшний день двигатель номерным агрегатом. Законодатели как будто хотят нас ещё больше запутать, а, возможно, сами путаются, и последнее нам кажется наиболее вероятным, потому что в действующих на 2023 год нормативных актах есть ряд противоречий.
Итак, до сегодняшнего дня в вопросе номера мотора произошло 2 важных изменения:
- 10 июля 2017 года с введением новой редакции Приказа №1001 о порядке регистрации ТС, в пункте 3 двигатель указали, что регистрационные данные не производятся, если есть несоответствие номеров номерных агрегатов представленным в документах; при этом, мотор был перечислен в списке таковых;
- 7 октября 2018 года вышеуказанный документ утратил силу и был заменён новым – Приказом №399, где появился новый пункт, где двигатель уже не был перечислен в перечне номерных агрегатов.
Является ли мотор номерным агрегатом по закону 2023 года?
Нет. И это становится понятно просто из текста нового Приказа №399. К сожалению, нигде в нормативно-правовых актах Вы не найдёте прямого утверждения, что мол двигатель не является номерным агрегатом. Но в вышеуказанном документе в числе последних значатся только 3 компонента автомобиля:
- кузов,
- рама,
- кабина.
Опустим логичность называть указанные части транспортного средства агрегатами по смыслу. Однако, везде по тексту Вы увидите только эти 3 части, относящиеся к номерным агрегатам авто.
Ещё понятнее станет тот факт, что сам термин «номерной агрегат» пришёл к нам из утратившего силу другого правового акта. Таковыми фактически считались узлы автомобиля, имеющие идентификационный номер транспортного средства и подлежащие регистрации при замене и, главное, получению документа о высвободившемся агрегате при утилизации машины и желании сохранить этот агрегат для последующего использования на другом автомобиле. Документа, как и всей процедуры высвобождения номерного агрегата, больше нет.
Ещё одна важная тонкость. В Техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колёсных ТС прямо прописано, как и куда наносятся номера, но упоминания двигателя там нет.
Таким образом, двигатель по состоянию на 2023 год не является номерным агрегатом, потому как не перечислен в числе таковых ни в Приказе №399, ни в Техрегламенте, ни где бы то ни было ещё.
Важное замечание!
Двигатель – это запчасть?
Очевидно, да. По смыслу. А вот по закону он вовсе не имеет определения запчасти, равно как определения этого термина вообще нет ни в одном нормативном акте российского законодательства.
Дело в том, что даже если бы мотор считался формально номерным агрегатом, ничто не мешает ему быть одновременно и запчастью. Наличие номера не играет в этом никакой роли, потому что номера есть на любых запчастях – даже на самых небольших подшипниках в составе автомобиля.
Что делать при замене мотора?
Очевидно, всё вышеописанное имеет значение в контексте лишь замены двигателя. И здесь у нас для Вас хорошие новости. Начиная с 7 октября 2018 года законодатели прямо прописали 2 важных тонкости в Приказе №399:
- абзац 2 пункта 17 говорит о том, сотрудники ГИБДД не имеют права требовать документы на двигатель, если он заменён на аналогичный по типу и модели,
- пункты 14-17 предписывают, что номер двигателя не относится к регистрационным данным транспортного средства, и это значит, что, как раньше, теперь не требуется вносить изменения в ПТС при замене, инспекторам достаточно лишь при осуществлении регистрационных действий внести в базу данных информацию с новым номером, равно как не нужно ставить на учёт/перерегистрировать автомобиль с менянным мотором.
А вот если Вы меняете двигатель на более мощный или с другими техническими характеристиками или другой модели, то здесь Вас ждут плохие новости. В этом случае придётся формально вносить изменения в конструкцию авто, особенно, если новый мотор не проходил испытания в составе с Вашим транспортным средством – это можно читать как «не устанавливался заводом-изготовителем» на Ваш автомобиль. Процедур внесения изменений в конструкцию достаточно многошаговая и недешёвая.
У нас есть отдельная статья о порядке регистрации замены двигателя с обновлённой информацией, согласно действующему на 2023 год законодательству.