Как запомнить номер с помощью визуализации

Как запоминать номер телефона за пару секунд

Как запоминать номер телефона за пару секунд

Все помнят такие неприятные моменты, когда вы оказываетесь без своего телефона, и срочно надо кому-то позвонить. Мы привыкли не запоминать номера наизусть, записали в контакты и порядок. А потом, когда нужно набрать номер, мы оказываемся в безвыходной ситуации. При этом наша память вполне способна запоминать десятизначные номера за самое короткое время, от одной до пяти секунд, просто надо ей немного помочь. Как это сделать, читайте ниже.

Известно, что образы запоминаются гораздо лучше, чем хаотичный набор цифр, в связи с чем некоторые советуют представлять образы к каждой цифре. Например, чтобы запомнить дату по истории, я придумывала связанные с событием образы: 2 — конь, 3 — сидящий на нем человек и т.д.

Но придумывать образ для каждой цифры из десятизначного номера занимает не две, три или пять секунд, особенно у тех людей, которые не сильно дружат с фантазией.

Метод быстрого запоминания, о котором пойдет речь, тоже основан на образах, но на уже готовых, сгенерированных автоматически. Недавно появился такой веб-сервис — Logophone, который основан на методике запоминания через забавные картинки.

Всё, что нужно — понять порядок декодирования, который подробно описан в соответствующем разделе, и запомнить специальную таблицу со значениями.

Сделать это достаточно просто. Я, пока разбиралась с декодированием, уже запомнила половину. А теперь подробнее о логотипах и расшифровке. 

Как создать логотип своего номера

Создать логотип номера вы можете и не залогинившись, но чтобы назвать его и сохранить в контактах, надо пройти стандартную процедуру регистрации.

После этого вы просто набираете номер телефона, и сайт выдает вам готовую картинку. Можно дать ей имя и фамилию контакта, сохранить и приступать к следующему номеру.

Разработчики обещают вскоре выпустить приложения для iOS и Android, ну а пока можно потренироваться в декодировании, чтобы к тому моменту, как выйдут приложения, запомнить все важные номера.

Декодирование картинок

Итак, перед вами картинка вашего номера, например, вот такая:

В разделе декодирования подробно рассказывается, какие части картинки обозначают цифры. Например, первые три цифры (номер региона или код оператора связи) зашифрованы в заднем фоне и цветной фигуре вверху логотипа.

Смотрим на нашу утку — у нас красный фон и белый вертикальный прямоугольник. Смотрим в таблицу значений: красный цвет фона — 1, белый цвет фигуры — 0, а форма фигуры, то есть, вертикальный прямоугольник — 1. Получается, что первые цифры телефона 101.

Идем дальше, первая цифра номера — это персонаж. У нас утка, значит, в соответствии с таблицей, первая цифра — 0.

Дальше обращаем внимание на цвет одежды с узором. На утке красная футболка в коричневую полоску. Цвет одежды — красный, значит, вторая цифра номера — 1.

Третья цифра — вид одежды с узором. Это футболка и её цифра по таблице — 4. Цвет полос на футболке коричневый, значит, четвертая цифра будет 8.

Пятая — вид узора, то есть, вертикальные полосы, в таблице они под номером 1. Шестую цифру изображает цвет одежды без узора. На нашей утке коричневое пальто без узора, а коричневый цвет — это 8.

Ну, и последняя, седьмая цифра, — это вид одежды без узора, пальто, значит, 9. Итак, наш номер — 1010148189

Есть ещё несколько вариаций, например, когда вместо однородного фона и фигуры представлен триколор, или вместо одежды без узора — очки. Тогда нужно смотреть на их форму и цвет. В любом случае, всё достаточно просто и понятно описано в правилах.

Так ли это просто

На первый взгляд может показаться, что запоминать все эти элементы будет трудно. На самом деле, визуальные образы запоминаются гораздо лучше чисел.

Кроме того, на сайте есть специальный раздел, где можно потренироваться в дешифровке и пройти тест на знание всех значений.

Когда вы научитесь распознавать номера по картинке, всегда можно связать мультяшного персонажа с человеком, которому принадлежит номер, и это будет гораздо проще и забавнее, чем придумывать ассоциации с цифрами.

Разработчик методики утверждает, что с помощью такого метода можно запомнить до 50 номеров. Возможно, так и есть. Почему бы вам не проверить эту технику на себе?

Лично мое мнение — это забавно. Те минуты, которые я потратила, разбираясь в цветных картинках, декодируя свой номер и номера друзей, прошли интересно — это похоже на увлекательную игру, а кто из нас не любит играть?

Веб-сервис Logophone

ЗАНЯТИЕ 8

43. Техника запоминания телефонных номеров

Восьмое занятие посвящено отработке техники запоминания телефонных номеров. Телефонные номера можно запоминать разными способами последовательно, по темам, в алфавитном порядке, с привязкой к помещению, в котором находится нужный вам телефон, с привязкой к фамилии (если образ самого человека вам неизвестен), с привязкой к отличительному признаку.

Телефонные номера запоминаются на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел: 25 «Топор», 35 «Куб»…

Первые три цифры телефонного номера (392 25 35) запоминаются путем перевода трехзначного числа в образ на основе буквенно-цифрового кода: 392 Кх Рц дТ КоРыТо. Запоминая числовую информацию, вы постепенно выучите образные коды трехзначных чисел (метод АС-1000).

В большинстве случаев можно запоминать телефонные номера на основе только двузначных чисел.

Первые три цифры в телефонных номерах вашего района можно не запоминать, как и в телефонных номерах других знакомых вам районов.

Первая цифра «1» не запоминается и добавляется при припоминании. Первые цифры «2», «3» и «4» могут быть отмечены в ассоциации соответствующим количеством следующих за ними двузначных чисел: 337 три КоСы.

Представлять 5, 6, 7, 8 и 9 образов уже сложно. Поэтому лучше применять образы, обозначаемые двумя словами — прилагательное плюс существительное. При этом прилагательное должно начинаться на соответствующую букву (в зависимости от цифры). Очень хорошо запоминаются цвет и фактура предметов. Например: 579 «Плавленый СыР», 672 «Шершавое СиТо», 785 «Соленая ВоБла», 816 «Фиолетовая ГуаШь», 935 «Резиновый КуБик».

Образы, в которых закодированы числа телефонного номера, нельзя связывать друг с другом. Для образования ассоциации используется образ, выделенный из «хозяина» данного номера. Ассоциация образуется приемом запоминания на разные части образа.

Пример. Кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. За опорный образ берется крейсер «Аврора». В нем выделяются три подобраза («Труба», «Пушка», «Якорь»). При этом всегда в определенном порядке (справа налево или наоборот). С этими подобразами создаются искусственные ассоциации: «Труба три косы (кокос)», «Пушка душ», «Якорь бочка».

После образования трех разных ассоциаций необходимо представить всю «картинку» целиком, т.е. мысленно увидеть «Аврору» со всеми образованными на ее подобразах ассоциациями. Эффект одновременного мысленного видения нескольких образов достигается путем быстрого просмотра представляемой картинки.

Пример. Запомнить телефонный номер кинотеатра «Баку» 15134-48. Преобразуем «Баку» в образ «Бак» приемом кодирования по созвучию. Выделим в этом образе три подобраза: «Внешняя часть бака», «Ручка бака» и «Донышко бака с внутренней стороны». С выделенными подобразами образуем ассоциации: «Внешняя часть (одни) погоны (51)», «Ручка бака кочан (34)», «Дно бака щавель (48)».

Последовательное запоминание. Последовательность телефонных номеров запоминается приемом «Матрешка». В последовательность связываются образы, в которых закодированы названия: Авангард Аврора Алмаз Алтай…

При последовательном запоминании нескольких десятков телефонных номеров их следует разбить на короткие цепочки (по 8-10 названий в каждой). Несколько цепочек собираются вместе приемом запоминания на невидимые части образа (прием фокусировки информации на одном образе) или методом Цицерона (каждая последовательность фиксируется на отдельном опорном образе).

Запоминание по темам. Аналогично последовательному запоминанию. Отличие в том, что в каждой последовательности телефоны подобраны по тематике: одноклассники, знакомые по даче, знакомые жены (мужа), медицинские учреждения, магазины автозапчастей и т.п.

Для обозначения темы цепочки в начало последовательности вставляется образ-метка, отражающий соответствующую тему: дача «Колодец», автосервис «Домкрат», одноклассники «Парта» и т.п.

Техника запоминания телефонов в алфавитном порядке следующая. Подготавливается система опорных образов, в основе которой — образные коды букв алфавита. К каждому образу буквы алфавита привязывается ассоциативной связью любой произвольный образ. Этот образ делится на три других образа приемом выделения невидимых частей. При образовании ассоциации каждый выделенный образ необходимо представлять отдельно. Если вы к каждой букве алфавита привязали всего по одному образу (разделенному на три), то вы подготовили систему опорных образов для запоминания в алфавитном порядке 90 телефонных номеров. Например, к образному коду буквы «А» («Арка») вы привязываете ассоциацией произвольный образ «Пачка». Из этого образа выделите три подобраза: «Сигарета», «Фольга», «Коробочка». Теперь на каждый выделенный образ вы можете привязать по одному образу, в котором закодированы название кинотеатра и его телефон.

По мере заполнения образов номерами опорные образы можно добавлять, тем самым создавая дополнительные ячейки для телефонных номеров. Так, если к каждой букве алфавита вы привяжете по 10 произвольных образов (в каждом из которых выделены три других образа), то объем данной системы опорных образов будет равен 900. Это значит, что вы сможете запомнить в алфавитном порядке такое же количество телефонных номеров или любых других сведений. Чтобы такой объем информации держался в памяти, ассоциации следует образовывать очень аккуратно, с соблюдением всех правил запоминания.

Техника запоминания в алфавитном порядке очень эффектна и обычно поражает воображение непосвященных в мнемотехнику. При восприятии названия и соответствующего телефонного номера мгновенно извлеките из памяти образ соответствующей буквы алфавита. Снимите с него первый произвольный образ, разберите его на три части и выберите одну. У вас приготовлен опорный образ для запоминания телефона. На этот опорный образ привяжите ассоциацией образ, в котором закодировано название, а на образе названия запомните телефонный номер. Это долго рассказывать, но в голове это происходит практически мгновенно.

Пример. Телефонный номер: кинотеатр «Аврора» — 337-26-00. Представьте код буквы «А». Снимите с него первый образ («Пачка»). Разберите этот образ на три части («Сигарета», «Целлофан», «Фольга»). Выберите один из этих образов и представьте его мысленно. Привяжите к сигарете образ «Аврора». На образе «Аврора» зафиксируйте телефонный номер.

При воспроизведении информации, запомненной этой техникой, вы сможете припомнить телефоны последовательно строго в алфавитном порядке (при этом вы четко будете знать, сколько телефонных номеров имеется на той или иной букве). Вы сможете осуществить быстрый поиск телефонного номера по первой букве названия. Достаньте для этого образ нужной буквы и просмотрите записанные там телефонные номера. Когда нужно будет вспомнить номер конкретного названия, поиск осуществится мгновенно, без перебора образованных ассоциаций. Действительно, как только вы услышите название «Аврора», в вашем воображении сразу появится соответствующий образ, и вы сможете считать с него телефонный номер.

Привязка телефонного номера к помещению. Часто нет необходимости запоминать фамилии и имена. Иногда достаточно выделить в помещении какой-либо характерный предмет. К этому образу и привязывается номер телефона. В автосервисе это может быть гидроподъемник. В больнице — окошко регистратуры. В школе — класснал доска. В кабинете зубного врача — бормашина. Если за один день вы запоминаете более пяти телефонных номеров, зафиксируйте последовательность выделенных образов (подъемник, окошко, доска). Тогда у вас будет возможность вернуться к запомненным номерам, повторить их и закрепить в памяти.

Привязка телефонного номера к отличительному признаку. Иногда возникает необходимость запомнить телефонные номера людей, чьи имена и фамилии вам хорошо известны. Например, ваш друг или родственник купил сотовый телефон или пейджер. В этом случае выделите отличительный признак по роду деятельности, либо по увлечениям вашего знакомого. Вы также можете использовать для запоминания телефона какой-либо особенный предмет, находящийся в квартире вашего знакомого.

Привязка телефонного номера к Ф.И.О. Когда вы не знаете человека, то привязать телефонный номер можно к его фамилии. Закодируйте фамилию в зрительный образ или ассоциацию. Если фамилия кодируется двумя и более образами (Мартенсон «Марка» «Тент» «Кровать»), то к одному образу этой ассоциации привязываются имя и отчество, а к другому — телефонный номер. Если фамилия кодируется одним образом (Рогова «Рога»), то необходимо ввести дополнительный образ приемом свободных ассоциаций. Например: «Рога», «Копыта». На один образ фиксируются имя и отчество, на другой — телефонный номер.

Для закрепления новых сведений в памяти не забудьте дополнительно зафиксировать последовательность информации.

Читайте также

Этикет телефонных переговоров

Этикет телефонных переговоров

Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь.
Андре Моруа
Искусство ведения телефонных переговоров – важнейшее

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)
Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования)

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования)
Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений

Этикет телефонных переговоров

Этикет телефонных переговоров

Телефонный разговор находится на полпути между искусством и жизнью. Это разговор не с человеком, а с образом, который складывается у тебя, когда ты его слушаешь.
Андре Моруа
Искусство ведения телефонных переговоров – важнейшее

4. Приемы, методы и техника запоминания

4. Приемы, методы и техника запоминания
Приемы запоминания. Простейшие мыслительные операции над образами, словами и знаками называются приемами запоминания. Например, перевод числа в буквенный код: 35 Кх пБ, букв — в слово: К, Б — КуБик.Методы запоминания. Метод запоминания

ЗАНЯТИЕ 2 12. Как регулировать процесс запоминания

ЗАНЯТИЕ 2

12. Как регулировать процесс запоминания
Процесс запоминания контролируется и регулируется. Можно сознательно запоминать информацию со 100%-ной точностью или не запоминать вообще, запомнить на несколько часов или на очень длительное время, можно стирать

23. Техника запоминания географических названий

23. Техника запоминания географических названий
На третьем занятии вы отрабатываете эту технику на примере запоминания географических названий — штатов США. Таким же способом запоминаются и любые другие названия.Названия кодируются в образы (или ассоциации) методом

24. Техника запоминания исторических дат

24. Техника запоминания исторических дат
При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их

ЗАНЯТИЕ 4 25. Характеристики процесса запоминания

ЗАНЯТИЕ 4

25. Характеристики процесса запоминания
Скорость запоминания. Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной ассоциации). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, ваша скорость запоминания равна б-ти секундам на одно

28. Техника запоминания точных дат

28. Техника запоминания точных дат
Первоначально может показаться, что точные даты вполне можно запоминать на основе фиксированных образных кодов двузначных чисел. Ведь дату «4 апреля 1912 года» можно представить в виде последовательности цифр 1912.04.05, затем разбить эту

35. Техника запоминания формул

35. Техника запоминания формул
Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов на каждую учебную дисциплину — отдельно на физику, отдельно на математику и т.д. Мы рассмотрим общие принципы формирования образных кодов и

50. Запоминание номеров автомобилей

50. Запоминание номеров автомобилей
В России в настоящее время встречается два основных типа автомобильных номеров. Запоминаются они практически одинаково и схема запоминания не отличается от схемы запоминания адресов и телефонов. Первый тип номера — это номера с тремя

ЗАНЯТИЕ 13 61. Техника запоминания графических знаков и символов

ЗАНЯТИЕ 13

61. Техника запоминания графических знаков и символов
Техника запоминания знаков не такая скоростная, как техника запоминания телефонных номеров. На запоминание знаков нового для вас языка вам понадобится больше времени. На занятии мы рассмотрим технику

ЗАНЯТИЕ 14 64. Техника запоминания иностранных слов

ЗАНЯТИЕ 14

64. Техника запоминания иностранных слов
Необходимость запоминания большого объема новых слов — серьезное препятствие для изучающего иностранный язык. Бытует мнение, что дети хорошо запоминают иностранные слова, а взрослые — хуже. Мнемотехника показывает, что

ЗАНЯТИЕ 15 67. Техника запоминания «Матрица»

ЗАНЯТИЕ 15

67. Техника запоминания «Матрица»
Эта техника применяется для запоминания цифровых таблиц, организованных по принципу матрицы. Она позволяет осуществлять выборочное припоминание информации на пересечении горизонтальной и вертикальной строк таблицы.

Техника запоминания

Техника запоминания
Учить свою речь тоже лучше блоками. Но не надо специально пытаться запоминать имена, даты, определения.Все это можно и нужно записать на отдельных карточках и взять их с собой на выступление. При заучивании текста старайтесь создать образ, нарисовать

Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам.

Как работает память 

В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.

После кодировки полученная информация отправляется в сенсорную память — на несколько секунд. Внимание отфильтровывает полученные сведения и направляет часть из них в кратковременную память. Та позволяет помнить что-то крайне недолго: от 30 секунд до минуты. Например, вы услышали номер телефона, но не повторили вслух пару раз, чтобы запомнить. Через минуту уже и не вспомнить. Объем кратковременной памяти также скромный, всего около 4 (+/–1) элементов: цифр, дат, слов или фигур. Это крайне мало, потому что простой синий квадрат — уже два элемента: цвет и форма. При встрече с иностранными словами объем кратковременной памяти иссякает еще быстрее. Для русскоговорящего «диван» — единица информации, но для человека, незнакомого с языком — сразу 5 единиц.

После того как информация попала в кратковременную память, происходит консолидация памяти. Данные отправляются в долговременную память — правда, на особых условиях. Здесь важную роль играет принцип ассоциаций: чтобы мозг запомнил что-то новое, это что-то нужно связать с уже имеющимися знаниями. Мы легко забудем дату рождения знакомого — только если не заметим, что тот родился в День космонавтики. Еще лучше, если новые сведения вызовут эмоции (смех, гнев). Они обостряют фокус внимания и надежнее фиксируют данные в памяти.

Как работают мнемотехники 

Итак, мозг охотнее отправляет в долговременную память информацию с наглядными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями. С номерами телефонов, датами и фамилиями дела обстоят сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы наделить такие абстрактные и неудобные для памяти данные составляющими хорошего запоминания.

Для этого любой единице информации присваивается красочный и запоминающийся образ. Затем эти образы связываются ассоциациями, лучше всего — абсурдными и смешными (эмоции). Когда нужно воспроизвести необходимую информацию, мы сначала вспоминаем образ, потом — что им закодировано.

Принцип можно описать так:

Сложные для запоминания данные ➡️ образование связей (кодирование) ➡️ запоминание данных в удобной форме (история, рифма, аббревиатура) ➡️ декодирование (расшифровка) ➡️ нужные данные.

Чемпионы по запоминанию могут воспроизвести до 70 000 знаков числа Пи или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — как правило, благодаря не феноменальной от рождения памяти, а мнемотехникам. Исследования также подтверждают их эффект. Так, участники одного эксперимента шесть недель тренировали метод локусов (он же «Дворец памяти») и смогли воспроизвести в среднем 62 слова из 72, которые их попросили запомнить. Кто не практиковал мнемотехнику, назвал на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: у мнемонистов области, которые участвуют в памяти и познании, чаще срабатывали синхронно.

Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемотехники существенно улучшат память. Скорее — помогут быстро что-то запомнить и дольше не забывать. Правда, без повторения эффект сойдет на нет. А еще некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном, например, мнемотехники улучшили ассоциативное мышление и внимательность студентов, а вместе с ними и креативность, в другом — снизили тревожность перед экзаменационным тестированием по статистике.

7 простых мнемотехник на любой случай

Главное, что нужно помнить, когда используете мнемотехники, — что выбирать ассоциации нужно с умом. Во-первых, использовать те, что пришли в голову первыми: они самые надежные. В-вторых, представлять предметы красочно, детально и объемно, разглядывая их в своей фантазии с каждой стороны. В-третьих, подкреплять эмоциями: чем смешнее и нелепее придуманная история, тем лучше для запоминания. И совет напоследок: повторите образ вслух и с таким выражением, будто бы рассказываете сказку маленькому ребенку.

1. Метод ассоциативной истории

Подойдет для запоминания структурированной информации вроде списков или инструкций. При использовании этого метода на каждый термин, который необходимо запомнить, нужно придумать образ-ассоциацию, а затем по смыслу связать в рассказ. Лучше эти образы выстраивать в истории попарно, чтобы не забыть какой-нибудь из них.

Попробуем, к примеру, составить ассоциативную цепочку для восьми стилей в европейской архитектуре. Нам нужно запомнить не только их названия, но и последовательность, с которой они появлялись в истории. Начнем с того, что подберем для каждого стиля образ.

  • X–XII вв. Романский стиль — режиссер Романски (напоминает фамилию Полански).

  • XII–XV вв. Готика — друг Романски, принадлежит субкультуре готов.

  • Начало XV — XVI в. Ренессанс — референс (ассоциация по созвучию).

  • XVI — середина XVIII в. Барокко — пышный барашек.

  • XVIII в. Рококо — кричащая курица.

  • XVII — начало XIX в. Классицизм — классическая литература.

  • XVIII–XIX вв. Ампир — вампир.

  • Конец XVIII — начало XIX в. Романтизм — любовные отношения.

Из этих образов сложился следующая цепочка событий. Режиссер Романски и его друг-гот позируют для создания референса с пышным барашком в руках, вдруг вбегает курица с криками «ко-ко», держа в лапе книгу классической литературы, где упоминаются вампиры и романтические отношения Мастера и Маргариты.

2. Буквенно-цифровой код для номеров

Подойдет для запоминания пин-кодов, телефонных номеров и других числовых значений. В этом способе каждой цифре от 0 до 9 при кодировании присваивается определенная буква. Кодировка может быть самой разной. Простейшая присваивает цифре букву согласно первой букве слова, которым цифра обозначается на письме.

  • 0 — н (ноль);

  • 1 — р (раз);

  • 2 — д (два); 

  • 3 — т (три); 

  • 4 — ч (четыре);

  • 5 — п (пять); 

  • 6 — ш (шесть); 

  • 7 — с (семь); 

  • 8 — в (восемь); 

  • 9 — м (используем слово «много», так как «д» уже занята двойкой).

Предположим, нам нужно запомнить пароль от банковской карточки 0753. Если закодировать номер с помощью предыдущего кода, получится «НСПТ». Теперь этот набор букв надо перевести в образ. Похоже на фразу «Не СПаТь», верно? Так можно запоминать длинную последовательность чисел, превратив ее в предложения. Кстати, чтобы ассоциации рождались быстрее, мнемонисты советуют придумать код из букв, которые чаще всего встречаются в алфавите. Подсмотреть способы кодировки для русского языка можно в таблице.

Еще один вариант этого метода позволяет кодировать в одной цифре сразу две буквы, что дает большую свободу в создании образов. В нем внимание сфокусировано на принципе фонетической парности. Например, цифру 2 мы кодируем как сочетание «Д» (потому что «два») и «Т» (глухой парный звук). Цифра 5 аналогично кодируется в «ПБ». Для цифры 1 подбираем похожую по форме букву «Г». И хотя в фонетике нет подходящей пары, мы можем подобрать к «Г» букву «Ж» из-за созвучия. Если созвучие использовать нельзя, пару придется запомнить или подобрать ассоциацию по форме и другим признакам. Когда мы составляем образ, нужно убрать из каждой пары одну букву и использовать оставшуюся.

Вот код, который часто используют мнемонисты: 

  • 1 — ГЖ 
  • 2 — ДТ 
  • 3 — КХ
  • 4 — ЧЩ
  • 5 — ПБ
  • 6 — ШЛ
  • 7 — СЗ
  • 8 — ВФ
  • 9 — РЦ
  • 0 — НM

Из телефонного номера 89231577036 получается набор букв «ВФ РЦ ДТ КХ ГЖ ПБ СЗ СЗ НМ КХ ШЛ». Далее выбираем из каждой пары букв по одной, получается «ВРТХГПСЗМХЛ». Видим фразу «ВоР ТиХ еГо ПеС ЗиМой ХиЛ».

3. Система Shaper для дат

Ассоциация по форме числа не предполагает создания единого кода, а образ создается для каждого отдельного набора цифр. Этот способ подойдет для запоминания дат. Суть в том, что к каждой дате привязывается уникальная история. Главное — подобрать такие ассоциации, которые бы по своей форме напоминали очертания чисел. Например, 2 многим напоминает лебедя, 17 — старика с тростью, 15 — инвалидное кресло и так далее. Можно использовать как двоичную, так и единичную систему записей.

Например: 

  • Можно представить дату крещения Руси (988 год) как воздушный шар, на нитке которого закреплены 2 палки. Если сложить палки, получится крест.

  • А Ледовое побоище 1242 года можно запомнить в виде меча, который держит лебедь. Им птица на замерзшем озере сопротивляется топору, которым орудует второй лебедь.

  • Дата основания Санкт-Петербурга может выглядеть как образ престарелого Петра I с тростью, который на болоте построил снеговика, — 1703. 

4. Аббревиация для последовательностей

Подойдет для запоминания последовательностей терминов. Чтобы использовать эту мнемотехнику, нужно составить фразу из первых букв каждого слова, включенного в список. Суть легко уловить на примере известной мнемонической аббревиации для запоминания цветов радуги: «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый), Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)».

Представим, что перед нами список из понятий несколько сложнее, чем цвета радуги. Например, последовательность черепных нервов: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковой, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Для их запоминания существует забавная мнемотехническая фраза: «Очнись, Зловещий Гробовщик, — Бушует Тонус Организма, Лишая Собственный Язык Безмерной Доли Пессимизма». И так можно составить фразу практически для любого структурированного списка. Главное — выбрать яркие ассоциации, а если получится — то и зарифмовать их.

5. Система «человек-действие-предмет» для больших числовых списков

Система «человек-действие-предмет» — одна из наиболее популярных методик для запоминания длинных последовательностей чисел. Телефонных номеров, например, или более длинных числовых списков. Суть метода — каждому числу от 1 до 99 присваивается образ по принципу «этот человек делает что-то с чем-то». Увы, воспользоваться техникой сразу, без подготовки не получится: сначала необходимо создать таблицу образов на три колонки.

Например, чтобы запомнить число 264 722, мы разбиваем его на три части по схеме человек (26), действие (47), предмет (22).

  • Числу 26 мы присваиваем образ Лермонтова (потому что столько лет прожил поэт), который пишет стихи. 

  • Число 47 — Шумахер (это номер гонщика) ездит на автомобиле.

  • Число 22 — лакей управляет лошадьми (ассоциация возникла из-за схожести формы числа 22 с лошадьми) 

  • Получается: «Лермонтов ведет лошадь».

6. Метод созвучия для иностранных слов

Подойдет для изучения иностранных слов или сложных терминов. Метод предполагает создание связи между словом, его звучанием и образом (поэтому его еще называют методом фонетической ассоциации). Важно, чтобы в образе присутствовало смысловое значение первоначального слова, иначе можно исказить понимание термина некорректной трактовкой.

Например:

  • Elephant — «слон». Слоны «ели фантики».
  • Puddle — лужа. «Я много раз падал в эту лужу».
  • Нога — Leg. «Я наступил ногой на деталь от ЛЕГо».

Кстати, иностранцы тоже используют этот метод при изучении русского языка. Чтобы заучить фразу «я люблю вас», представляют желто-голубой автобус — yellow-blue bus, например.

7. Метод пиктограмм для поэзии, прозы и имен

Подойдет для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков. Текст записывается в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых наглядно показывает смысл того, о чем говорится в тексте. Это дополнительно усиливает запоминание, потому что задействует и моторную (создаете пиктограммы), и визуальную память (смотрите на зарисовки). Например, в одном исследовании участники зарисовали значение слов (даже на скорую руку) и лучше запомнили их порядок, чем те, кто то же самое записал. Такое рисование можно использовать в самых разных случаях. Например:

  • Для запоминания списков, стихов, плана ораторского выступления. Если нужно воспроизвести текст в определенной последовательности, рисуйте мнемотаблицу: расчертите лист бумаги на равные блоки и в каждом из них по порядку нарисуйте изображение, которое иллюстрирует фразу в стихотворении или тезис выступления. Если порядок не важен, подойдет интеллект-карта (mind map): в центр листа помещаем главную мысль, от нее проводим линии-ветви с тезисами, объясняющими ее суть. Для составления таких карт есть онлайн-сервисы вроде Coggle или XMind. Но если рисовать их от руки, запомните лучше.

  • Для запоминания людей и их имен. Не перечисляйте имена людей в группе, не проговаривайте их про себя. Просто нарисуйте каждого, изобразите какую-то характерную особенность (ярко-рыжие волосы, например) — и подпишите напротив рисунка имя.

  • Для запоминания маршрутов. Не пытайтесь запомнить маршрут, перечисляя повороты («два направо, потом один налево…»). Посмотрите, как предлагает идти навигатор, и схематично повторите эту линию на бумаге.

Жалуетесь на плохую память? Постоянно забываете о важных встречах и не можете с первого раза купить все в магазине, если забыли список? Пришла пора осваивать мнемотехнику.

Мнемотехника – способы запоминания информации на основе визуализации. Совокупность приемов и методов, с помощью которых можно легко и эффективно запоминать и воспроизводить доступную информацию.

Методика направлена на развитие:

  • воображения,
  • мышления,
  • внимания,
  • слуховой, двигательной, зрительной и других видов памяти.

Задачи мнемотехники:

  • обучение управлению памятью и вниманием;
  • увеличение объема памяти;
  • стимулирование интеллектуального развития;
  • развитие наблюдательности и сообразительности;
  • стимулирование творческой активности.

Существует множество способов применения мнемотехники. Все они помогут запомнить такой объем информации, который еще сейчас воспринимается не запоминаемым.

Этапы освоения методики

Освоение выполняется в четыре этапа:

1. кодировка – собираются абстрактные данные;

2. объединение образов – между несвязанными исходными компонентами устанавливается связь;

3. запоминание последовательности – повторение в любой удобной форме, расшифровка абстрактных данных;

4. направление в «длительную» память и воспроизведение при необходимости.

Такая последовательность помогает обрабатывать любое количество исходных данных

С помощью мнемотехники можно запомнить обширный объем информации, развить «супер-память». Обучение можно начинать в любом возрасте, результат зависит только от количества времени, потраченного на освоение методики и приложенных стараний.

Эффективные техники

Многие из них известны нам со школьной скамьи. Помните, как учили запоминать цвета радуги? С этой целью использовался метод Акростих. По первой букве каждого слова стихотворения можно вспомнить последовательность цветов (Каждый-красный Охотник-оранжевый, Желает-желтый Знать-зеленый Где-голубой Сидит-синий Фазан-фиолетовый).

Существует множество больших и маленьких стихотворений, с помощью которых можно тренировать память. Все помнят, что биссектриса – это крыса, бегающая по углам и разделяющая угол пополам. Все это приемы мнемотехники.

Все это работает с помощью системы образов и ассоциаций. Связь слов с предметами поможет запомнить длинные списки. Еще проще сочинять истории, и чем смешнее, нелепее они будут, тем легче вы запомните фразы и предложения. Вот как собрать в единую цепь такие разные и не связанные между собой слова: апельсин, фортепиано, лев, пылесос, палка? Придумайте историю о том, как апельсин играл на фортепиано, но льву игра не понравилась, он включил пылесос и бросил в апельсин палкой. Чем бредовее получится рассказ, тем прочнее он засядет в памяти.

Цепочка

Можно запоминать несвязанные слова с помощью цепочек, выстраиваемых в уме в виде картинки (по типу виммельбуха). Апельсин лежит на фортепиано, за которым сидит лев, в одной руке которого пылесос, в другой – палка. Такие картинки помогают запоминать множество слов сразу, не только 5 или 10.

Метод цепочки мнемотехника

Виммельбух – детская книга для рассматривания

Локации или метод «Римской комнаты»

Для освоения метода необходимо запомнить нюансы в обстановке своего дома. Все места следует обозначить каким-то числом (входная дверь – 1, вешалка с одеждой или шкаф – 2, держатель для зонтиков – 3, дверь на кухню – 4, обеденный стол – 5 и пр.). Вспоминаем наши слова по порядку; апельсин цепляем на дверь, фортепиано ставим в шкаф (на вешалку), льва усаживаем стеречь зонтики, пылесос ставим около кухонной двери, а палку кладем на обеденный стол. Так тоже можно запоминать несвязанные слова, которые слышали совсем недавно или впервые.

Метод «Римской комнаты» - мнемотехника

Протыкание

Чтобы запомнить определенную последовательность слов, можно прибегнуть к этой технике. Так можно восстановить в памяти список покупок или любой иной перечень несвязанных между собой слов. Если вам требуется приобрести в магазине такие товары:

  • растительное масло;
  • томатную пасту;
  • молоко;
  • яблоки;
  • влажные салфетки;
  • изюм;
  • банку кукурузы;
  • сыр.

Необходимо представить себе картинку, где бутылка растительного масла протыкает банку томатной пасты. Здесь можно нафантазировать, будто из банки протекает красная выжимка из свежих томатов, масло в бутылке окрашивается, смешиваясь с пастой. Чем ярче будет картинка, тем проще в памяти восстановятся эти моменты. Дальше в списке идут молоко, яблоки, влажные салфетки и изюм. Представляем, будто яблоки плавают в молоке, которое насквозь протыкает пачка влажных салфеток с изюмом внутри. Сыр можно представить в виде салата с кукурузой из банки или тоже «проткнуть» одно наименование другим.

Этот метод один из самых простых. Здесь важно включить воображение на полную мощность и представлять самые нелепые вариации объединения разных по виду, форме, цвету и составу наименований.

Мнемотехника - метод протыкание

Созвучия или метод фонетической ассоциации

С помощью этой техники можно запоминать иностранные слова или специальную терминологию. Некоторые слова звучат схоже на разных языках, но могут обозначать разные вещи. Чтобы запомнить слово, нужно придумать созвучное ему из своего лексикона, а затем связать их воедино какой-то яркой ассоциацией. Слово «look» (смотреть) звучит совсем как наш «рыдающий» овощ лук. Подумайте, как вы смотрите на лук, плачете, но все еще не можете отвести взгляд. Смотреть – вот, что важно, когда слышите слово «look» на английском языке.

Метод фонетической ассоциации

Метод Цицерона

В основе техники лежит представление маршрута, где на ярких образах необходимо разместить всю важную информацию. Так, по дороге к офису есть автобусная остановка, небольшой магазин женского белья, автостоянка, вход в метро. Каждый из созданных вами образов прикрепляется на одном из объектов. Так можно запомнить список важных дел или покупок.

На автобусной остановке пусть лежит трубка телефона и огромная перьевая ручка (вам нужно позвонить в службу доставки и заказать канцелярию для офиса). В витрине магазина женского белья разместите ваш рабочий ноутбук с открытой страницей экселя – отчет понадобится уже к обеду. На автостоянке вместо машины стоят клиенты, которым нужно сообщить результаты работы или отправить уведомления. У входа в метро разместился налоговый инспектор, который обещал посетить вас ближе к вечеру.

Так вы не упустите ничего важного, а все дела пройдут быстро и легко.

Мнемотехника метод Цицерона

Матрешка

Техника предполагает вложение образов (ассоциаций) друг в друга, словно в русской народной игрушке. Так можно запомнить список товаров: прикрепить растительное масло на крышку банки с томатной пастой, поместить их в пачку молока, которое находится в пакете с яблоками. Убрать все в пачку влажных салфеток, куда предварительно насыпали изюм, вложить сыр в банку кукурузы и поместить все это все в тот же пакет с яблоками или в коробку с молоком – как вам больше нравится.

У этого приема есть свои преимущества: все образы здесь свободны, можно совмещать их по смыслу, а не друг за другом. Еще с помощью метода «Матрешка» можно запоминать сложные планы (курсовых, дипломных, презентаций). Каждый новый образ закрепляется на какой-то из деталей старого в виде информационных блоков

Метод матрешки - мнемотехника

С чего начать

В начале обучения следует сохранять спокойствие – не все будет получаться сразу, для получения и обработки новой информации понадобится время. Если тревожное состояние будет ассоциироваться с процессом тренировок, результат придется ждать гораздо дольше. Кодирование знаков и символов должно проходить в гармонии с самим собой и окружающими пространством.

Опытные тренеры отмечают, что запоминать разрозненные предметы и совершенно несвязанные между собой цифры сложнее, чем улавливать и устанавливать связь между известными объектами. Проще запоминать новую информацию, если она как-либо связана с уже известной. Яркие, логические, эмоциональные и образные ассоциации воспринимаются быстрее, чем малознакомые объекты, и найти их в памяти потом гораздо проще. И если ассоциативной связи не возникло, ее надо создать искусственно – это и есть суть мнемотехники.

Повторение – залог успеха

Многие люди считают сложным составление ассоциативной цепочки, потому что для запоминания даты или числа, списка или новых слов нужно сочинять целую историю. Но это только сначала трудно, со временем такие процессы будут происходить сами собой, только с помощью вашего воображения.

Любая информация будет стираться со временем, если не применять ее в жизни. Особенно, если она была получена недавно. Благодаря совокупности приемов мнемотехники можно упростить запоминание и предотвратить забывание важных данных.

ВАЖНО: забывание – еще один важный процесс, который идет параллельно с запоминанием. Чтобы мозг мог постоянно обновлять информацию, ему нужно избавляться от ненужной.

Учитывая это, необходимо закреплять важные данные в памяти. Для этого нужно активно их повторять, экспериментировать с методами и техниками. Так, билеты на экзамен или новые иностранные слова следует повторять не только в момент изучения, но еще 3-5 дней после этого.

Как правильно повторять

Метод контрольного припоминания – основной способ закрепить в памяти новые данные. Для этого надо сверить изученный материал с первоисточником, чтобы при кодировании информации не «зацепить» ошибочные данные. Благодаря контрольному припоминанию можно гарантировать правильность полученной информации. Если была допущена ошибка – нужно дополнительно повторить информацию, которая была заучена неверно.

Если выполнять до пяти повторений в день, то за месяц получится около 150 процессов закрепления информации – так она прочно «засядет» в памяти и никуда из нее денется.

Существует множество способов запоминания нужной информации. Важно выбрать подходящую для себя технику, чтобы развивать и улучшать память, внимание, восприятие новой информации.

Я застал еще те времена, когда не было мобильных телефонов, а номера стационарных приходилось учить наизусть. Либо записывать в записную книжку. И горе ждало того, кто случайно терял свои записи, а вместе с ними и огромное число важных связей. (Помню, мой отец как-то постирал свою зап.книжку)

Теперь, конечно, нет нужды держать в голове столько ненужной информации. За нас всё делают смартфоны, синхронизация, облачные сервисы… Но всё же хочу поделиться с вами одной элементарной техникой для запоминания длинной последовательности чисел, которая возможно когда-нибудь вам пригодится.

Вдруг, вам нужно будет срочно запомнить номер автомобиля, или не будет ручки и телефона чтобы записать номер мобильного. А может просто захочется удивить девушку или выиграть спор.

И поможет нам в этом мнемоника!

Мнемо́ника (искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). (Википедия)

Говоря простым языком, мнемотехника позволит вам запоминать сложно запоминаемую информацию. Например последовательность из ста цифр, список из нескольких телефонов, новые иностранные слова и т.д.

Мнемотехника базируется на том, что мозг автоматически переводит все слова и числа в образы. Так например читая слово «стакан» — мы представим образ (картинку), а не слово. Если же при прочтении слова образ не возник — то мы не понимаем значение этого слова. Попробуйте, например понять что такое Лукуллов Каннелюра Шуфлядка.

Есть целые школы и направления посвящённые техникам запоминания информации с помощью мнемоники. Я же хочу просто показать вам один из многочисленных способов, который меня однажды очень впечатлил. Он простой и действенный.

Итак. Для начала нужно придумать каждой цифре — образ. Очень желательно, чтобы этот образ по форме напоминал написание цифры. Лучше всего будет, если сама цифра будет как бы вписана в представляемый вами предмет.

Например представьте лебедя. По форме он очень напоминает цифру 2. Или вспомните, как выглядит коса. Очень похожа на цифру 7. Таким образом, вам нужно придумать десять предметов, по форме напоминающих цифры.

Для наглядности я нашёл пару картинок в интернете. Но вы можете (и даже лучше будет) придумать образы самостоятельно.

Теперь, когда цифры связаны с картинками вы можете с лёгкостью запоминать длинные числа. Более того, воспроизводить их в любой последовательности. С конца в начало или из середины в любую сторону.

Как это делается. Услышав или увидев номер, вам нужно придумать историю, в которой будут задействованы те образы, которые соответствуют нужным числам. И самое главное, что чем абсурдней будет история, тем быстрей и легче вы её запомните. Также желательно чтобы вы задействовали свои ощущения и звуковое сопровождение.

Например, вам нужно запомнить номер своего паспорта. Смотрим на цифры и придумываем историю. 4107 386290 (для примера возьму образы из нижней картинки).

История:
Я балансирую на одной ножке перевернутого стула, в попе у меня горящая свеча, а в зрительском зале сидит и пялится на моё шоу- солнышко, при этом улюлюкает и размахивает флагом. Внезапно на меня падает чьё-то сердце. Я поднимаю голову и вижу, что это матрёшка, которая разваливается и из неё вываливается замОк. Затем из неё вылетает лебедь с воздушным шариком в зубах, на котором нарисовано солнце.

Вот и всё. Повторите про себя несколько раз эту историю и вы запомнили номер паспорта. Теперь вы можете легко прочитать этот номер наоборот или из середины, просто вспоминая цепочку событий из своей истории. Попробуйте прямо сейчас. Возьмите любой телефонный номер из памяти вашего мобильного и запомните его с помощью мнемотехники.

А теперь небольшой лайфхак. Если хотите запомнить нечто важное и на долгие годы, то вам придётся придумать секретную комнату. В этой секретной комнате создайте сундук или сейф с картотекой. Теперь, ту историю, которую нужно обязательно запомнить, поместите в свой сундук в нужном вам разделе. (например, «важные документы»). Дальше подсознание всё сделает за вас.

Теперь в нужное время, просто откройте сундук, выберите раздел и в памяти всплывет нужная вам история.

Надеюсь было интересно и полезно.

Удачи!

Да прибудет с вами сила Джедая!

Сергей Круз.

Не секрет, что человеческая память может подвести в любое неподходящее время. Можно ли улучшить процесс запоминания и есть ли для этого какие-то приемы?

Есть, и одним из проверенных способов улучшения памяти является мнемотехника. О ней речь пойдет в статье.

Мнемотехника — что это такое и как ей пользоваться

Мнемотехника – это комплекс определенных приемов, способствующих увеличению объема запоминаемой информации и памяти в целом.  

Освоить мнемотехнику может любой человек, причем возраст и навыки не имеют никакого значения. Выполнять упражнения в технике мнемоники могут и подростки, и зрелые, и пожилые люди. Результат зависит только от того, насколько внимательно и регулярно будут проводиться занятия.

Мнемотехника: основы понятия, методы и способы использования

Следует уяснить основные принципы мнемотехники и постоянно практиковаться в изучаемом. Плюс техники в том, что наличие инструктора не обязательно, обучение можно проходить самостоятельно, используя информацию из общедоступных источников.

Читайте еще: Когнитивные способности

Мнемоника – это способ восстановить память

Мнемоника (она же мнемотехника) является одним из методов восстановления памяти через ассоциации и связи между предметами. К примеру, человеку сложно дается запоминание списков, цифровых колонок или каких-то математических последовательностей. Но легче запомнить в том случае, когда они ассоциируются уже с чем-то знакомым и известным. Приемы мнемоники основаны на воспроизведении и создании неких ассоциативных связей, позволяющих осуществить процесс запоминания информации.

Как работают приемы мнемотехники?

Приемы мнемотехники работают следующим образом. На определенную информацию накладываются некие образы, имеющие связь друг с другом. Для того, чтобы эту информацию воспроизвести, человеку требуется восстановить систему образов и вспомнить их взаимосвязь.  

Получается, что первоначальной задачей является создание алгоритма или шифра запоминания данных. В момент воспроизведения нужной информации мозг возвращается к алгоритму и занимается расшифровкой конкретного алгоритма из памяти.

Мнемотехнические приемы: теория и практика

Мнемотехнические приемы, описываемые теоретически, не всегда понятны простому обывателю.

Но доказано, что постоянное их использование на практике приводит к тому, что последующее воспроизведение алгоритма определенной ситуации в памяти производится автоматически. 

Мнемотехника является тренируемым навыком, запоминание происходит в ускоренном темпе по мере проведения тренировок. Мнемотехника основывается на использовании взаимосвязей образов, близких и понятных конкретному человеку.

Все созданные образы и связи между ними могут находиться в памяти человека неопределенное количество времени. То есть, они начнут «всплывать» именно тогда, когда будет необходимость в воспроизведении информации, непосредственно с ними связанной. Периодическое возвращение к данной теме позволит навсегда запомнить нужную информацию без образов и взаимосвязей. Но и здесь важна тренировка и постоянство.

Эти приемы способствуют развитию долгосрочной памяти.

Основные принципы системы: как научиться мнемотехнике?

Научиться мнемотехнике позволит знание её основных принципов.

Визуализация является главным и неизменным принципом развития мнемоники. Чтобы информация запомнилась надолго, ее необходимо запомнить образно, то есть визуализировать. Главными условиями визуализации являются объемное, яркое, понятное запоминание образа. К примеру, чтобы запомнить любой предмет, его следует представить во всех деталях. 

Например, помидор – красный, круглый, упругий, сочный, свежий. Метод визуализации хорошо работает в отношении определенных конкретных предметов или существ. Если же речь идет об абстрактных понятиях, таких, как счастье, удача, название города или страны, следует применить так называемую «свободную ассоциацию». 

Например, понятие «уют» может воспроизводиться путем визуализации кресла-качалки, пледа и камина. Название города «Волгоград» — с монументом «Родина-мать» и т.д.

Все понятия и образы индивидуальны. То, что понятно одному, вызовет недоумение у другого. Ассоциации могут быть странными и необычными, но тем они и результативнее.

Существуют и определенные способы запоминать информацию после визуализации. 

Способ №1: метод историй

Если требуется запомнить цепочку слов, лучше всего сочинить некую историю, в которой эти слова станут играть важную роль. История может быть юмористической, неправдоподобной, даже абсурдной или страшной, но чем она сильнее поразит воображение, тем быстрее запомнятся слова. 

Способ хорош тем, что не требует особых навыков и подготовки. Достаточно знать слова и включить воображение – и история готова. Кроме того, способ положительно влияет на развитие фантазии, формирует логическое мышление и способствует образованию новых нейронных связей.

Способ №2: цепочка 

Закрепленные образы должны быть связаны друг с другом определенным способом. На что важно обратить внимание? 

  • Пропорции предметов или образов. Они должны представляться одинаковыми, хотя в действительности могут сильно различаться. 
  • Образы должны отличаться «зрительностью» и быть яркими.
  • Выделить последовательность. Она может быть сверху вниз, слева направо и др. Все понятия необходимо сложить в одну картинку, какая бы странная она не получилась. Тогда с большей вероятностью все используемые слова удастся вспомнить и воспроизвести по памяти.

Минус второго способа в том, что если из памяти прочно выпал один элемент, последующий вспомнить будет намного сложнее.

Способ №3: метод Цицерона

Считается одним из самых действенных методов, а поэтому является очень популярным. Способ предполагает создание в воображении опорного образа, который будет объединять все прилегающие понятия. Опорный образ должен быть неизменным, основным, основополагающим, отличаться постоянством. 

Один образ связывается с другим в определенной последовательности. Запоминаемые образы следует фиксировать и концентрировать на них внимание. Образы при этом рекомендуется периодически менять, но фиксировать в памяти уже новые обязательно, чтобы не запутаться.

Чем больше слов и понятий следует запомнить, тем чаще нужно повторять цепочки и логически связанные понятия. С опорными словами запоминать намного легче, а если к каждому опорному слову «привязать» несколько сопутствующих, процесс развития памяти и вовсе пойдет быстрее.

Запоминание цифр и чисел посредством мнемотехники

С помощью мнемотехники можно ускорить процесс запоминания цифровой информации. Например, к каждой цифре, которую нужно запомнить, придумывается образ и связывается с последующей цифрой и последующим образом. Может быть использовано внешнее сходства цифры и какого-то предмета, а может быть взята какая-то определенная ассоциация из личного опыта.

Картинка должна быть живой и яркой, тогда запоминание пройдет легче и результативнее. 

Если следует запомнить длинную череду цифр, лучше разделить их на сегменты и каждому присвоить отдельную ассоциацию. 

Запоминание лиц и имен в технике мнемоники

Бывают случаи, когда необходимо запомнить человека и его имя после одной встречи. Мнемотехника советует выделить время на общение, называть человека во время разговора по имени, чтобы таким образом зафиксировать его в памяти. 

Допускается провести мысленную ассоциацию с другой известной вам персоной с таким же именем и зафиксировать этот образ у себя в памяти. Количество букв в имени, вариации имени – все используется как способ мнемоники.

Фамилию человека также лучше запоминать через ассоциацию и значение. 

Запоминание иностранных слов

Мнемотехника помогает и в изучении иностранных языков. Используя некоторые приемы, легко запоминать иностранные слова и фиксировать их значение: 

  1. Использование фонетических ассоциаций. Запоминание слов, звучащих одинаково или имеющих схожее значение.
  2. Взаимодействие всех ощущений. Иностранное слово должно сразу ассоциироваться со значением или предметом, которое оно обозначает. Только в этом случае мысленно не придется переводить с одного языка на другой, а можно будет бегло изъясняться на иностранном. Образ кота, к примеру, следует визуализировать при слове «cat», не вспоминая русское слово «кошка». 

Как улучшить память: полезные советы по использованию мнемотехники

Улучшить память с помощью мнемотехники можно только при постоянном выполнении техник и упражнений. Начать можно с самых простых вещей: запомните номер телефона, банковской карты, лицевых счетов в ЖКХ.

Заучивайте стихи и прозу, это положительно влияет на развитие ассоциативных связей и памяти в целом.

Запоминайте имена коллег, членов их семей, тренируйтесь, постоянно вспоминая эту информацию. 

Запоминайте события, происходящие с вами в течение дня, присваивайте им ассоциации и вспоминайте детали перед сном. Фиксация образов и действий помогает развить память, используя простые методы мнемоники. 

Читайте еще: Ментализм

Опорными образами считаются не только визуальные, но и запахи, чувства, ощущения, воспоминания, музыка, звуки. Чем лучше они зафиксированы в памяти, тем сильнее запомнятся связанные с ними образы.

Тренировки в системе мнемотехнике следует поначалу проводить в одиночестве и тишине. Так легче сосредоточиться и визуализировать некие образы, выделить опорные понятия.

Если мозг отвлекается, плавно возвращайте мысли в нужное русло и думайте о необходимых вещах.

Повторение ситуаций и опорных понятий, воссоздание ассоциативных цепочек поможет не только усилить нейронные связи и улучшить память, но и доведет некоторые умозаключения до автоматизма. 

Заключение

Мнемотехника представляет собой систему зрительных, тактильных или осязаемых образов, связанных между собой и выражающих определенные понятия. Образы и ассоциации строго индивидуальны, и не всегда одинаковы у разных людей.

Используется много способов мнемотехники для запоминания сложной или нелогичной информации. Постоянные тренировки и занятия на тему мнемоники позволяют улучшить память, усилить мыслительный процессы, развить воображение и логическое мышление.

мнемотехника

Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы мнемотехники и научитесь запоминать последовательности слов.

Главный принцип: визуализация

Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

Правильный образ должен быть:

  • Объемным. Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
  • Ярким. Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

Мнемотехника. С чего начать?

Изображение с сайта news.day.az
  • Понятным. Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

Мнемотехника. С чего начать?

Изображение с commons.wikimedia.org

Важно! Все ассоциации сугубо индивидуальны. Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

Способ первый: метод историй

Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача.  Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы. Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон.  – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щетка. Неожиданно пошел дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

  1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
  2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
  3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
  4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят более креативно, чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей!  Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

Способ второй: цепочка

Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

Не обращайте внимания на пропорции

Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

Соединяйте ярко

Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

Обращайте внимание на последовательность

Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

Способ третий: метод Цицерона

дворец памяти

Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку.  По 5 слов на один опорник, например.

С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и  я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

Надеюсь, мнемоника станет частью вашей жизни, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.

Желаю успеха!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

Мнемотехника: исследуем методы увеличения памяти мозга

Хорошая память нередко является врожденной особенностью некоторых людей. И потому нет смысла соревноваться с генетическими «мутантами», изматывать себя тренировками, включающими запоминание стихотворений и придумывание ассоциативных историй. Раз все записано в геноме, выше головы не прыгнешь.

Действительно, строить, как Шерлок, дворцы памяти и визуализировать любую последовательность информации не каждому дано. Если вы перепробовали основные приемы, перечисленные в статье по мнемонике в Википедии, и у вас ничего не получилось, то ничего страшного в этом нет — техники запоминания для перегруженного работой мозга становятся сверхзадачей.

Однако не все так плохо. Научные исследования показывают[1], что некоторые мнемотехники буквально физически могут поменять структуру мозга и повысить скилл управления памятью. Многие из самых успешных в мире мнемонистов, участвующих в профессиональных соревнованиях по запоминанию, начинали учиться уже в зрелом возрасте, и им удалось значительно усилить возможности мозга.

Сложность запоминания


Источник

Секрет в том, что мозг изменяется постепенно. В некоторых исследованиях[2] первый ощутимый результат достигался после шестинедельной тренировки, а заметное улучшение памяти наблюдалось через четыре месяца после начала занятий. Сама по себе память не так важна — важно то, насколько эффективно вы думаете в определенный момент времени.

К современному информационному веку наш мозг не особо приспособлен. Далеким предкам, охотникам и собирателям, не нужно было запоминать учебный план, следовать дословным инструкциям или заниматься нетворкингом, на ходу фиксируя в памяти имена десятков незнакомцев. Им требовалось помнить, где найти еду, какие растения съедобны, а какие — ядовиты, как добраться до дома — те жизненно важные навыки, от которых буквально зависела жизнь. Вероятно, поэтому мы сравнительно хорошо усваиваем визуальную информацию.

В то же время длительные занятия и упорство не дадут ожидаемого результата, если осваиваемые мнемотехники не будут достаточно просты. Другими словами, техника улучшения памяти должна легко связывать важную информацию с изображением, предложением или словом. В этом отношении метод локусов, в котором ориентиры на знакомом маршруте становятся информацией, которую вам нужно запомнить, не всегда подходит новичкам.

Формирование ментальных образов


Источник

Визуализация является наиболее важным аспектом запоминания и памяти в целом[3]. Мозг постоянно прогнозирует. Для этого он строит образы, визуализирует окружающее пространство (отсюда происходит феномен вещих снов). Этот процесс не требует напряжения, нет нужды смотреть на определенные объекты или специально медитировать — вы просто делаете это.

Вы хотите новую машину и представляете себя в ней. Или захотелось съесть шоколадный торт, вы мгновенно представите сладкий вкус. Более того, для мозга нет особой разницы, действительно ли вы видите некий объект или только представляете его — мысли о еде вызывают аппетит, а пугающий бабай, прыгающий со шкафа в компьютерной игре, — желание ударить и убежать.

Тем не менее вы четко осознаете разницу между реальным образом и воображаемым — эти два процесса протекают в мозге параллельно (именно поэтому вы не разбиваете монитор во время игры). Для тренировки памяти нужно схожим образом мыслить осознанно.

Просто подумайте, как выглядит то, что вы пытаетесь запомнить. Если вы можете думать о кошке, в равной степени вы сможете подумать об ОГРОМНОЙ, ТРЕХМЕРНОЙ, БЕЛОЙ и детализированной кошке с красной ленточкой на шее. Вам не нужно специально воображать историю про белую кошку, бегающую за клубком ниток. Достаточно одного большого визуального объекта — этот ментальный образ образует в мозге новую связь. Можно использовать данный метод при чтении — один визуальный образ на одну короткую главу книги. В дальнейшем вспоминать прочитанное станет гораздо легче. Возможно, эту статью вы запомните как раз благодаря БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ КОШКЕ.

Но как в таком случае запомнить много вещей подряд? Маттиас Риббинг, многократный чемпион Швеции по памяти, один из 200 человек во всем мире, претендующий на звание «Грандмастер памяти», предлагает следующий способ. Допустим, вам надо удержать в памяти десять задач одновременно. Подумайте о десяти делах, которые следует запомнить, ярко и четко визуализируйте их: дописать кусок кода, забрать ребенка из детского сада, сходить за продуктами и т.д. Для каждой задачи возьмите первое изображение, которое приходит на ум (монитор с кодом, ребенок, пакет с продуктами и пр.).

Представьте велосипед. Мысленно увеличьте его и вообразите, что он большой, как внедорожник. Затем поместите каждый визуальный образ задачи (предмет) в отдельную часть велосипеда, соединив их таким образом, чтобы «переднее колесо» стало синонимом «сумки с продуктами», «рама» — «монитор с кодом» (на работе вся жизнь держится!) и т.д.

Мозг построит новую устойчивую связь, основанную на образе фантастического велосипеда, и запомнить все десять (или более) дел будет гораздо легче.

От древних правил до новых техник


Источник

Практически все классические техники тренировок памяти можно найти в учебнике латинской риторики «Rhetorica ad Herennium», написанном где-то между 86 и 82 г. до н.э. Смысл этих техник заключается в том, чтобы взять неудобную для запоминания информацию и превратить ее в легко усваиваемые образы.

В повседневной жизни мы не обращаем внимания на банальные вещи и часто действуем в автоматическом режиме. Но если мы увидим или услышим что-то исключительно необычное, огромное, невероятное или смехотворное, то запомним случившееся гораздо лучше.

В «Rhetorica ad Herennium» подчеркивается важность целенаправленного осознанного внимания, различая естественную память и искусственную. Естественная память — это память, заложенная в уме, которая рождается одновременно с мыслью. Искусственная память укрепляется тренировкой и дисциплиной. Можно провести такую аналогию: естественная память — это аппаратное обеспечение, с которым вы родились, а искусственная — программа, с которой вы работаете.

Со времен Древнего Рима мы не далеко продвинулись в искусстве запоминания, но если у вас есть сложности с классической методикой (а такое случается часто), обратите внимание на несколько новых техник. Например, известный майндмэппинг построен на визуальных элементах, которые нашему мозгу проще усвоить. 

Другой популярный способ успешно закодировать информацию в мозге — использовать музыку.

Запомнить песню намного проще, чем длинную строку из слов или букв, например, пароль банковского счета (по этой же причине рекламодатели часто используют навязчивые джинглы). В сети можно найти множество песен для разучивания. Вот песенка, которая поможет вам выучить все элементы периодической таблицы Менделеева:

Интересно, что с точки зрения памяти запись, сделанная от руки, лучше усваивается, чем компьютерная. Рукописание стимулирует клетки мозга, так называемую ретикулярную активирующую систему (RAS). Она представляет собой большую сеть нейронов с разветвленными аксонами и дендритами, составляющими единый комплекс, который осуществляет активацию коры головного мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга.

При срабатывании RAS мозг уделяет больше внимания тому, что вы делаете в данный момент. Когда вы пишете от руки, ваш мозг более активно формирует каждую букву по сравнению с набором текста на клавиатуре. Кроме того, создавая запись вручную, мы склонны перефразировать информацию, включая тем самым более активный вид обучения. Таким образом, запомнить что-то, если записать это от руки, становится проще.

Наконец, для лучшего запоминания следует активно работать над сохранением полученной информации. Если не освежать память, в течение нескольких дней или недель данные просто сотрутся. Самый эффективный способ удержать воспоминания — делать интервальные повторения.

Начинайте с коротких интервалов запоминания — от двух до четырех дней между тренировками. Каждый раз, когда вы что-то успешно выучите, увеличивайте интервал: девять дней, три недели, два месяца, шесть месяцев и т.д., постепенно двигаясь к интервалам в годы. Если вы что-то забыли, снова приступайте к коротким интервалам.

Преодоление плато сложности

Рано или поздно в процессе улучшения памяти вы добьетесь такой эффективности, что будете в основном решать задачи на автопилоте. Психологи называют это состояние «эффектом плато» (плато означает верхние границы врожденных способностей).

Преодолеть стадию «застоя» помогут три вещи: концентрация на технике, неизменность цели и немедленная обратная связь о работе. Например, лучшие фигуристы большую часть тренировочного времени выполняют самые редкие прыжки своей программы, а начинающие фигуристы отрабатывают прыжки, которые они уже освоили.

Другими словами, обычной практики недостаточно. Как только вы достигнете предела памяти, концентрируйтесь на самых сложных и вызывающих ошибки элементах, и продолжайте тренировки уже в более быстром темпе, чем обычно — до тех пор, пока не избавитесь от всех ошибок.

На этом этапе можно воспользоваться несколькими научными лайфхаками. Так, согласно публикации в журнале «Neurobiology of Learning and Memory»[4], дневной сон на протяжении 45—60 минут сразу после обучающей практики может улучшить память в 5 раз. Также значительно улучшает память[5] выполнение аэробных физических упражнений (бег, велосипед, плавание и т.д.) примерно через четыре часа после обучения. 

Заключение

Возможности человеческой памяти не безграничны. Запоминание требует усилий и времени, поэтому лучше сосредоточиться на информации, которая действительно необходима мозгу. Довольно странно пытаться запомнить все телефонные номера, если вы можете просто вписать их в адресную книгу и сделать нужный звонок в пару тапов.

Все незначительное следует быстро выгружать во «второй мозг» — в блокнот, облачное хранилище, планировщик дел, которые идеально подходят для работы с рутинной обыденной информацией.

  • Как заполнять номер паспорта в шейн
  • Как заполнять гугл таблицы с телефона
  • Как заполнить электронный документ на телефоне
  • Как заполнить электронную почту на телефоне
  • Как заполнить электронную анкету на телефоне