На чтение 6 мин Просмотров 30к. Опубликовано 17.11.2018
Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот» , сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон.
Содержание
- Если сценарий не требует снимать на смартфон, не снимай на смартфон
- Подготовь камеру
- Запасись павербэнками
- Протирай встроенный объектив
- Выбор объективов — маленький
- Средний план на телефоне работает плохо
- Разберись с фокусом
- Подумай о стабилизации
- Включи авиарежим
- 1Будь готов, что снимешь кино быстро
- 128 Гбайт — минимальный объем памяти на смену
- Заложи время на сброс материала
Если сценарий не требует снимать на смартфон, не снимай на смартфон
Сейчас все хотят снимать на смартфоны. Мне показывают сценарий, я спрашиваю: «Почему смартфон?». Действительно, почему? Зачем это обычному классическому сценарию студенческой короткометражки или сериала федерального канала? iPhone — это не передовая камера, она не лучше кинокамер. Так что если ты ставишь себе цель использовать iPhone не как средство исполнения определенной задачи, а просто как фишку, это довольно странно. Ты хочешь слабочувствительную камеру? Ты хочешь шумящую камеру? Тебе нужна мобильность? Нужно помнить, что это прежде всего изобразительное средство, которое должно соответствовать идее и выполнять задачи, которые ставит сценарий, а не маркетинг. Смартфон — это скорее инструмент документального кино.
Подготовь камеру
Если ты все-таки решил снимать на телефон, то в любом случае его необходимо подготовить. Реши, что вы будете использовать: iPhone, Samsung, Google Pixel, Nokia. Они существенно отличаются друг от друга, например, цветопередачей. Затем выбери и установи приложение. Это может быть FiLMiC Pro или ProMovie. Без подобного приложения сложнее выставлять необходимые настройки. Далее определись с объективами. И, конечно, нужно провести тесты.
Запасись павербэнками
Обязательно нужно взять с собой павербэнки, потому что iPhone и FiLMiC Pro махом сжирают энергию. Имей про запас аккумулятор, а лучше два на 20 000 mAh. При этом, когда телефон начинает садиться, падает яркость экрана. К этому присоединяется операторская паника: «Произошло ли это в кадре или только на мониторе?». Чтобы таких проблем не возникало, желательно, чтобы телефон всегда был на подзарядке. Тут все довольно просто — смартфон можно подключить к аккумулятору, а аккумулятор положить в карман.
Протирай встроенный объектив
Не забывай протирать стеклышко камеры телефона. Потому что любой отпечаток, любую грязь сразу видно. Впрочем, когда мало света, все снимается на смартфон, грязь на объективе может быть даже частью концепции.
Выбор объективов — маленький
По сути, для смартфонов сейчас есть только два-три вида объективов. Широкоугольный, телевик, который на самом деле портретный, рыбий глаз и макро. Про последние два можно сразу забыть. Фишай использовать как-то странно, если ты не скейтбордист. Применение макро тоже сильно ограничено. Для «Фагота» мы с его помощью сняли только подложку под титры — текстура голого тела и ткани. Остается широкоугольник 18мм. И портретник 60мм, который почему-то называют телевиком. Ну и встроенный стандартный объектив 30мм или 40мм. По сути, в твоем распоряжении только три фокусных расстояния. И из них мы пользовались в основном только или ничем, или портретником. У нас были комплекты линз Moment и Surui. Но, опять же, когда у тебя есть подобные ограничения, начинаешь активнее что-то придумывать.
Средний план на телефоне работает плохо
Средние планы на iPhone из-за матрицы не так хорошо работают, как в обычном кино. Общий план ты можешь чем-то наполнить: реквизитом, актерами, интерьером. Хорошо смотрится крупный план, лицо человека. А вот средний план — ни туда, ни сюда, потому что все резко, сложно создать глубину в кадре. Приходится исхитряться с переднеплановыми объектами. На съемках нового фильма «Смерть нам к лицу» мы также учитывали особенности локации и старались решать мизансцену и проблему глубины кадра за счет естественной геометрии локации. Грубо говоря, не ставь на среднем плане персонажей к стене — поставь их в коридор.
Разберись с фокусом
Возможно, есть люди, которые снимают на iPhone, прибегая к услугам фокус-пулера. Но мы на «Фаготе» пользовались автофокусом. И тут есть свои нюансы. Например, если у тебя недостаточно экспозиции, у iPhone могут возникнуть проблемы с автофокусировкой. Так как потеря фокуса не всегда уместна при съемке портрета, то желательно, чтобы у лица актера была достаточная экспозиция и различимые для камеры детали. Ведь с цифровыми камерами всегда лучше снять светлее и уже на посте сделать нужную атмосферу по яркости. С другой стороны, известно, что проблема решается установкой приложения FiLMiC Remote на планшет и выведением изображения на плейбек. Но нам такое решение не подходит.
Подумай о стабилизации
Управление сосредоточено на экране телефона, поэтому твои руки все время там. Если у тебя портретник и тебе нужно переводить фокус с героя на героя или с переднего плана на дальний план, то все начинает ходить ходуном. Нужно использовать стабилизатор. Есть вариант стабилизаторов Osmo, но с объективом его нельзя использовать. Есть Freefly Movi с набором грузов, но ему нужна долгая настройка, огромная рама, из-за чего мобильное кино перестает быть таким уж мобильным. Поэтому главный стабилизатор — это нежные руки и прямые ноги оператора. Еще стабилизатором вполне может быть обычная селфи-палка.
Включи авиарежим
Телефон в любой момент может позвонить. Более того, если телефон синхронизирован по Apple ID с какими-то устройствами, то позвонить могут они все. Например, у нас однажды зазвонил телефон у продюсера в кармане, а следом синхронизированный с ним MacBook и iPhone-камера. Авиарежим отключает тебя и от Wi-Fi и от любой другой связи. Правило кажется глупым и очевидным, но и о нем иногда можно забыть.
1Будь готов, что снимешь кино быстро
Со смартфоном кино снимается гораздо быстрее. Хотя бы потому, что нет постоянных больших перестановок: свет используешь простой и примитивный. На «Фаготе» выработка у нас была десять-пятнадцать минут. Весь фильм был снят за четыре дня. Ну, еще были досъемки, так что получилось шесть дней максимум. За счет того, что у тебя очень маленькие паузы, все происходит быстро, перестановка занимает максимум пятнадцать минут, нет времени поточить лясы.
Исходите из того, что в среднем минута материала — это один гигабайт. 256 гигов — объем, которого хватает на несколько смен. 128 гигабайт может быть вполне достаточно на смену. А вот с 64 гигабайтами можно уже попасть.
Заложи время на сброс материала
Сбрасывать материал можно через провод через iCloud, но нежелательно. У меня паранойя — мне некомфортно, когда мои исходники уходят куда-то там на китайский сервер. Поэтому я сбрасываю через AirDrop. Это, правда, не очень удобно, потому, что iPhone очень сильно нагревается и может просто вырубиться. Это происходит примерно на каждом пятом файле, после чего минут пять нужно ждать, пока телефон остынет, и его снова можно будет включать. В итоге это требует времени, так что желательно закладывать на это несколько часов после съемок. Однако если у вас есть Windows, это все упрощает. Как и Android.
В ноябре в издательстве «Альпина Нон-фикшн» выходит книга «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма» известного рекламщика и инициатора проекта Mobile Filmmake Максима Мусселя и сценариста Ольги Кононовой. В этом руководстве для начинающих режиссеров дается 100 конкретных советов: как снять на смартфон свой первый фильм — от сценария и подготовки к съемкам до финальных титров и продвижения на фестивалях. «Литературно» выбрал 15 интересных советов, которые помогут понять, как делается мобильное кино.
Оставьте сомнения
В мобильном кино еще нет авторитетов, все, что вы снимете, будет свежим и уникальным. Этот вид творчества возник не так давно, примерно в 2005 году. По крайней мере именно тогда появились специализированные конкурсы, а чуть позже фестивали большого кино стали принимать фильмы, снятые на мобильный телефон. Здесь еще нет правил и стандартов — только авторы, которые ищут новый визуальный язык. И вы можете присоединиться к ним. У вас есть шанс найти новый способ съемки, метод повествования, уникальную историю, которую можно рассказать только с помощью смартфона. Но как придумать что-то новое?
Отстройтесь
Любое обучение, а особенно самообучение, строится на копировании, переосмыслении и присваивании чужого опыта. Конечно, вам придется смотреть большое кино. Но вы постоянно должны помнить о том, что творите в принципиально новом формате, недоступном киноиндустрии. В большом кино есть бюджеты, давление продюсера, многочисленная команда, необходимость соблюдать сроки и приносить прибыль, цензура, коммерческий прокат. У вас есть мобильность, полный контроль над процессом и свободный доступ к зрителю. Ваша задача — нащупать в себе художника и создать свой творческий метод. А он складывается из вашего опыта и того, во что вы верите. Это мое или не мое? Это выражает меня или кого-то другого?
Не выдумывайте лишних препятствий
Для съемок вам нужен только смартфон. Решение сделать мобильный фильм не должно повлечь дополнительных расходов. Просто доставайте из кармана ваш гаджет и приступайте к делу. Не нужно отговорок, что модель допотопная, камера слабая и картинка выглядит, как будто некачественная пиратская копия. Берите смартфон, который есть у вас сейчас, и задайтесь вопросом, какой материал, снятый с его помощью, будет выглядеть наиболее выигрышно и интересно. Может, нечеткое изображение подойдет для истории в ретростиле, а расплывчатые тени на экране помогут создать атмосферу ужаса в хоррор-фильме. Используйте наилучшим образом те возможности, которые у вас есть.
Уточните идею
Чтобы сделать репортаж о каком-то событии, вам достаточно оказаться в нужном месте в нужное время и поймать драйв. Для игрового фильма вам уже необходим сценарий. В основе любого сценария лежит идея. Для видеоэссе сценарий необязателен, но продуманная и проработанная идея тоже нужна. Если вы единственный член съемочной группы, сценарий можно не записывать, но обязательно хорошо продумать, что именно вы собираетесь снять. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов. Что вы хотите сказать своим видео? Чем ваш ролик будет непохож на остальные? Почему зритель должен посмотреть его? Ответив на эти вопросы, вы уточните свою идею. Затем придумайте несколько вариантов ее воплощения. Как мог бы выглядеть ваш фильм? Где происходит действие? Кто или что главный герой? Может быть, герой вашей истории — это вы? Попробуйте пересказать вашу задумку друзьям. Но не для того, чтобы получить их одобрение. Сейчас вас интересует только, поняли ли они, что вы хотите сказать. Отвечая на вопросы, вы точнее сформулируете для себя, о чем будет фильм.
Изучите настройки камеры
У современных мобильных телефонов мощная камера, и ее параметров вполне достаточно для создания мобильного фильма. Обычно у вас есть возможность выбрать качество записи 720p, 1080p или 4K. Если у вашего телефона две камеры, то основная обычно снимает в более высоком разрешении, чем фронтальная (селфи-камера). Конечно, лучше всего снимать в максимальном разрешении, но не забудьте, что ролики при этом занимают много места в памяти. Оптимальным для съемки, последующего монтажа и показа онлайн сегодня считается формат 1920 × 1080 и скорость 24 кадра в секунду. Заранее установите эти параметры в настройках вашего аппарата.
Снимайте незаметно
Если не хотите, чтобы окружающие заметили, что вы снимаете видео, не стесняйтесь идти на хитрости. Сделайте вид, что фотографируете, а сами снимайте видео. Притворитесь, что разговариваете по телефону или слушаете музыку в наушниках, а сами снимайте видео. Держите телефон перед лицом на вытянутой руке и стройте глазки экрану, как будто делаете селфи, а сами включите основную камеру и снимайте видео. Изобретайте свои способы и уловки. Для мобильного режиссера важно не нарушать естественности происходящего. Невмешательство в окружающую действительность — один из ключевых принципов мобильного кино.
Договоритесь с вашим персонажем
Смартфоном вы можете снимать практически везде. Исключения составляют частная территория, режимные и стратегически важные объекты. В общественных местах снимать можно свободно, в том числе и людей на улице. Но если прохожие не просто фон, если вы сделали человека из толпы героем вашего произведения, то стоит договориться с вашим персонажем заранее. Если все-таки не удалось получить согласие, то снимайте так, чтобы лицо целиком не попало в кадр и его невозможно было опознать. Если вы снимаете за рубежом, изучите местные законы.
Снимайте больше
Помните, что вы снимаете не куски фильма, а материал, который потом при монтаже соберете в фильм. Чтобы было из чего выбирать, снимайте побольше материала. Поначалу вам сложно будет просчитать, что пригодится, а что нет. Это умение придет с опытом. Если вы снимаете повседневную действительность, то легко сможете доснять недостающее позже. Но если вы снимаете мероприятие или поездку, постарайтесь запечатлеть все, что вас интересует, и еще немного, просто на всякий случай.
Приложения для записи звука
Звука, записанного непосредственно во время съемки, вполне достаточно для решения большинства творческих задач. Но если хотите, то можете записать звук для фильма отдельно, чтобы использовать его потом при монтаже. Например, звон колоколов, стук колес поезда, шум дождя, чириканье воробьев. Для таких целей стоит применять дополнительные приложения для записи звука, в лучших из которых есть те же функции, что и в профессиональной звукозаписывающей технике.
Снимайте образно
Снимая фильм, вы рассказываете историю посредством изображения. Каждый кадр вашего фильма, как и слово рассказчика, должен иметь смысл. С самого начала старайтесь снимать образно. Для этого вам нужно осознать или почувствовать, что и зачем вы снимаете. Не фиксируйте все подряд в надежде, что потом что-то склеится. Старайтесь проводить отбор осмысленно. Каждое изображение на экране имеет значение и несет информацию. Поэтому, нажимая «Запись», спросите себя: «Что именно в этой картинке мне интересно? Какой образ я фиксирую?»
Создайте первое впечатление
Очень важно правильно выбрать первый кадр. Фильм может начинаться не только с изображения, но и со звука при темном экране. В любом случае первый кадр, как эпиграф, готовит зрителя к восприятию, создает нужное настроение. В первом образе, как в капле воды, отражается все последующее повествование. И, конечно, ваша задача — сразу захватить внимание зрителя.
Свободная музыка
Чтобы не быть «забаненным» за нарушение авторских прав, используйте музыку, распространяемую под так называемой свободной лицензией. В интернете достаточно музыкальных библиотек (даже на YouTube), в которых вы можете скачать такие треки. Эти хранилища созданы специально для кинематографистов, рекламщиков, репортеров — то есть и для вас тоже. Еще один вариант — научиться создавать музыку самостоятельно. Если вы не музыкант, попробуйте найти среди своих друзей или френдов в соцсетях музыканта, которого заинтересует ваш проект. Может быть, он не откажется написать музыку бесплатно.
Отправляйте фильм на фестивали
Во многих фестивалях короткого метра можно участвовать с фильмом, снятым на мобильный, главное для организаторов — художественные достоинства. Кроме того, вас приятно удивит количество фестивалей и конкурсов мобильного кино уже существующих в мире. Разошлите фильм по всем фестивалям, которые найдете в сети. Это станет началом жизни вашего фильма. Возможно, вы станете призером, а возможно, и нет. Но, помимо награды, есть и другие причины участвовать в фестивалях — вы покажете свой фильм на большом экране и пообщаетесь с единомышленниками. Фестивали по всему миру сегодня активно устраивают живые показы. Чем больше людей видят фильм, тем лучше. Фильм живет, когда его смотрят.
Упростите для себя рассылку
Если у вас недостаточно времени, чтобы рассылать фильм по сотням фестивалей самому, вы можете воспользоваться специальными сайтами-агрегаторами, например, FilmFreeway.com. Загрузите туда фильм и свою биографию, и сайт сам предложит фестивали, требованиям которых соответствует ваш ролик. Дальше вам останется просто подтвердить свое участие нажатием одной кнопки. Часто это бывает бесплатно, некоторые фестивали требуют взнос в размере от 5 до 20 долларов, сумма списывается с карточки.
Что дальше
Не останавливайтесь, пробуйте новые приемы, изучайте свой и чужой опыт, ищите новые возможности. Приступайте к созданию второго фильма в конце работы над первым. После второго не медлите с третьим, четвертым, пятым и так далее. Это поможет вам не зацикливаться на неудачах, а делать фильмы лучше и лучше. Делайте следующий фильм непохожим на предыдущий, например, каждый раз снимайте его в новом жанре. Попробовав несколько жанров и форматов, вы сможете понять, что вам интересно по-настоящему. И вот у вас уже есть опыт и направление, в котором вы хотите развиваться. Так начинается серьезная жизнь мобильного кинематографиста.
Полезные книги ( подборка от Максима Мусселя и Ольги Кононовой)
Дмитрий Долинин. Киноизображение для «чайников», Издание автора, 2009.
Остин Клеон. Кради как художник. МИФ, 2013.
Дэвид Линч. Поймать большую рыбу. «Эксмо», 2009.
Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. «Ээсти Раамат», 1973.
Роберт Родригес. Кино без бюджета. МИФ, 2014.
Андрей Тарковский. Лекции по кинорежиссуре. Журнал «Искусство кино», №7–10, 1990.
Борис Успенский. Поэтика композиции. «Искусство», 1970.
Максим Муссель и Ольга Кононова. Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма. «Альпина Нон-фикшн», 2017
Читайте «Литературно» в Telegram, Instagram и Twitter
Это тоже интересно:
Здесь была Бритт-Мари: читать или смотреть?
По вопросам сотрудничества и рекламы пишите на info@literaturno.com
На мобильный снимали Стивен Содерберг, Зак Снайдер и Мишель Гондри. По всему миру регулярно проводятся кинофестивали мобильного кино. Так что мы решили рассказать об основных правилах мобильной съемки — кто знает, может, новый блокбастер с минимальным бюджетом снимете именно вы.
Выберите подходящий телефон
Говоря о мобильном телефоне в контексте видеосъемки, можно выделить несколько вещей, на которые стоит обратить внимание. Главный параметр — качество камеры. Хорошими значениями считаются 8-40 мегапикселей, плюс возможность записи видео в 4k. Во вторую очередь стоит обращать внимание на емкость аккумулятора и встроенную память. Совет простой — чем они больше, тем лучше.
Вот несколько моделей телефонов, подходящих для мобильной съемки прямо сейчас:
- Apple iPhone XS/XS Max/XR (60 000 — 130 000 рублей)
- Google Pixel 3XL (50 000 рублей)
- Samsung Galaxy S9+/S10+/Note 9 (50 000 — 100 000 рублей)
- Huawei Mate 20 Pro (45 000 рублей)
Купите внешнее приложение
У встроенных приложений в телефонах часто нет нужных функций, хоть и они адаптированы для любительской съемки. Например, в «родных» программах нельзя зафиксировать фокус и экспозицию. Но это очень важно при съемке, иначе нужный объект будет постоянно «замыливаться», а экспозиция — меняться, нарушая кадр. Как раз это и позволяют контролировать внешние приложения.
Несколько приложений, подходящих для съемки:
- FiLMiC Pro (1150 рублей для iOS и 990 рублей для Android)
- MAVIS (условно-бесплатно для iOS)
- Cinema FV-5 Pro (90 рублей для Android)
- ProShot (379 рублей для iOS, 269 рублей для Android и 3,99$ для Windows Mobile)
«Я думаю, что будущее за мобильным кино. Любой, кто увидит мой фильм “Не в себе”, не зная предысторию производства, даже не догадается, что его сняли на iPhone».
Стивен Содерберг, режиссер фильма «Не в себе»
Используйте аксессуары
Штатив
Для качественной мобильной съемки вам могут понадобиться дополнительные аксессуары. Начать стоит со штатива. Многие считают, что он нужен только для съемки статичных кадров, но это не так. С этим аксессуаром можно сымитировать съемки на слайдер и даже кран.
Стабилизатор
Если у вас есть бюджет, обязательно обзаведитесь стабилизатором. Это спасет от тряски кадра и необходимости выравнивать композицию на постпродакшене. Отлично подойдут приборы вроде DJI Osmo Mobile. Конечно, лучше выбирать механические стабилизаторы (например, Zhiyun Smooth Q), но это требует бюджета.
Линзы
Хорошо бы купить несколько линз для смартфона. Универсальный набор: широкоугольный, теле-, макро- и fisheye-объективы. Их можно закрепить на камере прищепкой или использовать со специальным чехлом. Второй вариант значительно надежнее.
«Мы живем в эпоху, когда iPhone превращается в кинокамеру. Как человек, который особенно заинтересован в наставничестве молодых кинематографистов, я думаю, что факт разрушения технологических барьеров между молодежью и реализацией их замыслов с помощью таких удивительных продуктов, как iPhone, — это отлично».
Зак Снайдер, режиссер фильма «Снег, пар, железо»
Держите правильное положение тела
Важно держать телефон так, чтобы не заваливался горизонт, и двигаться, избегая тряски камеры. Взяв телефон в руки, зафиксируйте кисти и не двигайте ими. При съемке движения двигайтесь сами — всем телом. На первых порах это заменит стабилизатор. Для съемки важно подобрать удобную обувь и одежду. Ничего не должно мешать концентрироваться на кино.
Не забывайте о свете
Расстановка источников света влияет на кадр не меньше техники. В материале «Как работать с хромакеем: 7 полезных советов» мы показывали схему того, как правильно выставить свет. Следуйте базовым правилам по расставлению света на съемочной площадке и используйте три источника света: рисующий, заполняющий и контровой. Рисующий добавит объема за счет создания теней, заполняющий их смягчит, а контровой создаст световой контур снимаемого объекта и отделит от фона. При этом не забывайте экспериментировать во благо художественного замысла.
«Для одной сцены мне нужно было имитировать съемки с операторской тележки. Я это сделал с помощью велосипеда: держал руль левой рукой, а в правой был телефон. На него я и снимал. Так я и ездил вокруг актеров на велосипеде и снимал. Кадры получились очень плавными».
Син Бэкер, режиссер фильма «Мандарин»
…и настройках камеры
Помните о базовых правилах съёмки. Правильное выставление баланса белого, выдержки, ISO и других параметров, — все это работает и в мобильном кино. Профессионалы рекомендуют всегда снимать с разрешением выше, чем вам нужно. Это позволит без проблем добавлять крупные планы и срезать ненужные детали на стадии монтажа.
А композиция?
Композиция — это расположение объектов в кадре. Правильно выстроить композицию нужно и при съемке на телефон. От композиции зависит то, как зритель будет воспринимать ваш фильм и на чем он будет концентрироваться.
Если вы не знакомы с правилом третей, правилом золотого сечения и другими основами теории киносъемки — потратьте несколько вечеров на их изучение. Это кардинально повлияет на ваше восприятие кинематографа в целом.
Записывайте звук на внешний микрофон
Несмотря на неплохое качество встроенных микрофонов, его не хватает для профессиональной съемки. Для кино лучше приобрести внешний микрофон. Это уберет лишние шумы и позволит сосредоточиться на источнике звука в кадре. Обратите внимание на устройства Rode iXY, Rode VideoMic Me, Rode smartLav+, Zoom iQ7, Shure MV88.
Согласен с этим и канадец Арис Тирос, участник Международного фестиваля мобильного кино от Москино в 2019 году:
«Мне нравится мобильное кино из-за его доступности. Сейчас у всех есть смартфон. Вам нужно лишь знать основы съемки, после чего можете начать воплощать свои идеи в жизнь. Главным совет от меня – всегда записывайте звук отдельно».
Арис Тирос, режиссер фильма «Как я стал убийцей в кино»
Монтаж и цветокоррекция
Когда фильм снят, отдельные видео необходимо собрать в одно, выбрав подходящую длительность для каждого. Цветокоррекция позволит создать единую концепцию, так что ни один из кадров не будет выбиваться. Возможно, вы также захотите добавить музыку к вашему видео.
Постпроизводство — это отдельная тема, но для начала можно обратиться к программам, в которых можно смонтировать снятые кадры в готовое кино прямо на телефоне:
- LumaFusion (1490 рублей)
- iMovie (бесплатно на iOS)
- KineMaster (бесплатное скачивание и пробная версия, подписка на месяц со всеми инструментами стоит 349 рублей)
- Adobe Premiere Rush (скачать и и попробовать приложение можно бесплатно, но полноценный функционал доступен по подписке за 749 рублей в месяц)
Обложка: Shutterstock
Лайфхаки
Как снять кино на смартфон
Базовые приемы для тех, кто мечтает о собственном фильме, но не знает, с чего начать
28 июля в онлайн-кинотеатре Okko вышел сериал «Взаперти» о паре, которая рассталась во время карантина и вынуждена провести вместе две недели. Все 10 серий сняты на Samsung Galaxy S20 Ultra. Поступайте как профи — снимайте фильмы на смартфон. Смартфон, мотор, начали!
Подготовьте оборудование
Минимум, который понадобится — смартфон. Другое оборудование покупать не обязательно — но если хотите облегчить работу над фильмом, используйте эти дополнения:
— Не один, а три смартфона — чтобы снимать одновременно с разных ракурсов и смонтировать более динамичное видео
— Видеоштатив с плавно двигающейся головой — чтобы кадр был ровным и не дрожал
— Стедикам — для плавной съемки в движении
— Освещение — для общего качества картинки и работы с деталями
— Дым-машина — для световых эффектов: в прозрачном воздухе лучи незаметны
— Внешний микрофон — для идеального звука
— Нейтральный светофильтр — для «мягкой» картинки на открытом воздухе
— Салфетки для оптики — чтобы протирать линзы камеры и получать максимально четкое изображение
Съемки по вашим правилам
Отрегулируйте камеру смартфона на свой вкус: откройте «Настройки» → «Ещё» → «Профессиональное видео» → вручную измените параметры ISO, диафрагмы и выдержки
Работайте над композицией кадра
Продумайте, как актеры, пейзаж, декорации, реквизит, свет и другие видимые элементы располагаются в кадре относительно друг друга — это и есть композиция. Уделите ей особое внимание: именно композиция делает кадр убедительным, направляет взгляд зрителя на нужную деталь, помогает передать информацию и подтекст. Вот некоторые приемы построения композиции:
— Правило третей. Помогает создавать естественную картинку за счет асимметричного, но органичного расположения объектов. Включите в настройках камеры опцию «Сетка» или мысленно разделите кадр на три равные части по горизонтали и так же — по вертикали. Объекты разместите в точках пересечения линий.
— Общий план. Старейший элемент, пришедший в киноязык из театра. Существует несколько видов общих планов. Например, обычный общий план показывает героя в полный рост и окружающую обстановку. Дальний общий план, наоборот, делает акцент не на персонаже, а на пространстве: прием используют, например, для демонстрации масштабных сражений. А заявочный общий план ставят в начало и в конец фильма, чтобы показать контекст, место и время — как в финале «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера, где герои наблюдают за взрывающимися зданиями.
— Крупный план. Фокусирует внимание зрителя на объекте, который важно рассмотреть, подчеркивает эмоции героя, а также демонстрирует причинно-следственную связь между событиями.
— Световой контраст. Помогает обратить внимание зрителя на самое важное. Разместите нужного персонажа или предмет в самой яркой области кадра.
— Фокус. Также служит для выделения главного: с помощью фокусировки оставляют четким нужный объект и размывают всё, что находится вокруг.
— Симметрия. Привлекает внимание к картинке за счет того, что симметричные формы почти не встречаются в природе и выглядят неестественно. Используйте прием осторожно, чтобы не отвлекать зрителей от повествования.
— Фрейминг. Внутрикадровое кадрирование, которое помогает привлечь внимание к отдельному событию, герою или детали. Поместите главные объекты композиции в обрамляющие элементы, такие как окно и дверной проем. Пример фрейминга — кадр из «Сияния» Стэнли Кубрика, где Джек ухмыляется через небольшую щель, прорубленную в двери топором.
Экспериментируйте с освещением
Хорошо выставленный свет поможет управлять тенями, подчеркнуть детали, создать нужное настроение и сделать картинку привлекательной. Можно купить лампы для видеосъемок или сделать их самостоятельно, например из LED-лент.
Есть много схем использования света: подбирайте идеальные сочетания опытным путем. Для одного из базовых сценариев необходимо четыре лампы. Самый яркий источник — основной свет, его направляют на объект съемки. Чтобы смягчить тени, напротив основного освещения установите второй, менее яркий источник. Сделать объекты объемными поможет фоновый свет, который находится сзади и выше снимаемого объекта. А боковым светом создают драматические эффекты, когда одна половина лица освещена, а вторая находится в тени.
Чтобы обойтись без ламп, снимайте при дневном свете на открытом воздухе или в помещениях с панорамными окнами.
Позаботьтесь о звуке
Если у вас Samsung Galaxy S20 Ultra, можно обойтись без дополнительного оборудования. Смартфон записывает качественный звук сразу на несколько микрофонов, причем при зуме они концентрируются на том же объекте, что и камера.
Если у вас другой смартфон, используйте внешний микрофон, например выносной, пушку или аудиорекордер.
Другой вариант добиться качественного звука — записать его отдельно, уже после съемок.
Смонтируйте фильм
Для монтаже не обязательно «пересаживаться» за компьютер: всё легко сделать здесь же, на смартфоне.
Используйте встроенное приложение Samsung Video Editor 8К — и несколько лайфхаков:
— Правило 30 градусов — чтобы разнообразить картинку. В подряд идущих кадрах перемещайте камеру относительно объекта съемки минимум на 30 градусов. Для этого можно снимать сразу на два-три смартфона — а при монтаже чередовать кадры с каждого из них.
— Резкая смена кадров — чтобы «прыгнуть» во времени. Прием использовали еще в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» 1925 года — когда броненосец стреляет, и разрушения, снятые с разных точек, резко сменяют друг друга.
— L-переход и J-переход — чтобы зритель не терял нить повествования. При L-переходе кадр меняется, но при этом зритель слышит звуки из предыдущего кадра. При J-переходе наоборот: звук меняется «преждевременно», до появления нового кадра.
— Склейка встык — когда художественные приемы не нужны. Стандартное решение, позволяет быстро и четко перейти от одного события к другому.
— Ритм — для экшна (или наоборот). Чем быстрее кадры сменяют друг друга и чем сильнее они различаются в визуальном плане, тем динамичнее получается сцена.
— Каше, или леттербоксинг — для пущей «киношности». Речь о черных полосах сверху и снизу экрана. С их помощью раньше адаптировали кинокадр к просмотру на ТВ, а теперь используют как декоративный элемент.
Снимай кино вместе с Samsung Galaxy S20 Ultra
Как только на телефонах появились камеры, люди начали снимать видео и проводить первые фестивали мобильного кино. В 2015 году вышел фильм Шона Бэйкера «Мандарин», снятый на мобильный телефон, — его показывали в обычных кинотеатрах.
«В этот момент наступил этап, когда все авторы пытались доказать, что на мобильный телефон можно снимать не хуже, чем на большие камеры, — рассказывает Максим Муссель, автор книги «Мобильное кино: 100 шагов к созданию фильма». — На мой взгляд, самый интересный — следующий этап, в котором мы уже находимся. Теперь мы говорим, что на мобильный телефон надо снимать не так, как на большие камеры. Это другой визуальный язык, который надо нащупать, обучиться ему и использовать».
Подготовка к съемке
Первое, что нужно сделать перед съемкой на телефон, — выбрать качество видеосъемки. Как правило, это можно сделать в настройках видеокамеры. Не стоит выбирать самое высокое качество, считает Муссель, для большинства случаев и соцсетей достаточно 1080 х 1024. Более высокое качество необходимо только для сложных монтажных обработок.
В зависимости от каналов распространения нужно выбрать горизонтальную или вертикальную съемку. Для популярного формата stories подходит вертикальный формат. Для большинства других случаев стоит снимать горизонтально, отметил эксперт.
Перед съемкой не забудьте включить авиарежим — из-за случайного звонка видео может остановиться.
Главный плюс съемки на телефон — размер техники. Снимать можно в любой момент, ведь телефон почти всегда с вами. Однако проблема маленьких устройств — недостаточная стабилизация. Дрожание рук и неосторожное движение будет заметно на видео.
Стабилизировать изображение можно несколькими способами. Во-первых — амортизировать динамику телефона самому. При съемке руки должны быть согнуты в локтях, ходить нужно аккуратно, не делать резких движений.
Во-вторых, в современных телефонах есть функция стабилизации изображения. При покупке техники желательно выбирать телефон с оптической стабилизацией, говорит Максим Муссель. Она предполагает, что линзы двигаются как гироскоп и при тряске выравнивают изображение механическим способом.
В-третьих, можно приобрести внешние стабилизаторы, они крепятся на телефон. Стоимость такой техники варьируется от 5 до 15 тыс. рублей.
Для съемки на телефон можно также приобрести внешние объективы, штатив, звукозаписывающее оборудование, осветительные приборы. Все это оборудование сейчас адаптировано для мобильных устройств.
Процесс
Видео нужно снимать не меньше пяти секунд, говорит Максим Муссель. Обрезать его нетрудно, а недостающие кадры не всегда получится доснять. Старайтесь начать снимать за секунду-две до того, как что-то должно произойти, и через секунду-две после.
Если вы находитесь на концерте, вручении премии и любом другом событии, где вокруг все время что-то происходит, главная ошибка — снимать сразу все, быстро переключаясь между происходящим. Сосредоточьтесь сначала на одном действии, а потом снимайте следующее. Делайте длинные кадры, так у вас будет больше материала.
Важно: не наклоняйте телефон во время съемки и не заваливайте горизонт. В большинстве телефонов есть сетка, по которой можно выравнивать изображение. При монтаже можно немного выправить наклон, но в ограниченных пределах.
Монтаж
Для монтажа видео необязательно использовать компьютер, это можно делать и на телефоне. В iOS-устройствах (iPhone, iPad) есть встроенная программа iMovie с базовыми функциями для монтажа. Существуют также платные программы, например LumaFusion, которая предоставляет некоторые возможности профессиональных монтажных программ. Для других устройств есть много бесплатных программ, которые почти не отличаются по функционалу, отметил эксперт. Для монтажа на компьютере подходят такие профессиональные программы, как Adobe Premiere и Final Cut.
Если вас не устраивает и встроенное приложение для съемки видео, можно установить Filmic Pro или Pro Movie. Они позволяют настроить диафрагму, выдержку, подойдут для всех, кто готов разбираться с ручными настройками. Тем, кто не готов этого делать, Максим Муссель советует использовать встроенные программы.
Форматы и жанры
Видео, снятые на телефон, подходят для разных целей и жанров.
- Документальное и художественное кино. Современные режиссеры обращаются к жанру мобильного кино и доказывают, что снимать фильмы на телефон вполне возможно. Например, режиссер Стивен Содерберг с помощью мобильного телефона снял психологический триллер «Не в себе».
- Видеоблог. Классические видеоблоги с «говорящей головой» не имеют отношения к мобильному кино — их можно снимать и на фотоаппарат. А вот динамичные съемки с выставок и других событий удобнее снимать именно на мобильный. Так, например, делает журналист Юлия Панкратова.
- Travel blog. Путешествия — лучшая возможность попробовать себя в качестве режиссера мобильного кино, считает Максим Муссель. Поскольку чаще вы в этот момент находитесь на отдыхе, вам легче делать что-то творческое.
- Мобильная журналистика. С помощью телефона можно зафиксировать и значимое событие для журналистского материала. Мобильные съемки быстро монтируются, а значит журналисты смогут оперативно выпустить материал.
По словам Максима Мусселя, язык мобильного кино позволяет передать динамику и энергетику происходящего. Особенно важно для некоммерческих организаций, что такие съемки вызывают большее доверие у зрителя.
«Одна из важнейших особенностей съемки на мобильный телефон — они вызывают колоссальный уровень доверия зрителей к тому, что они видят. Если, конечно, вы сами не перегибаете палку и не делаете это чересчур сентиментальным. Если вы честно относитесь к тому, что вы делаете, то вы честно сделаете материал и он произведет большое впечатление на зрителей», — добавил Максим Муссель.
Мастер-класс проводился в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов.
Смотреть видеозапись
Медиацентр «АСИ — Благосфера» – совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.
Как снять фильм на смартфон?
Залог успеха — четко продуманная идея
Мобильное кино — это совершенно новая стезя в кинематографе, еще до конца не сформировавшая конкретные правила. У вас может возникнуть ряд трудностей: какие программы лучше использовать при монтаже, как можно повысить качество видео мобильной съемки и т. д.
С чего необходимо начинать процесс съемки?
Процесс съемки, как это не странно, начинается еще задолго до того, как вы взяли в руки камеру. Для начала вам нужно подготовиться: решить, где вы будете снимать, сколько вам нужно людей, понадобится ли массовка, как на это действие отреагируют прохожие.
Чтобы все это не забыть, рекомендуется сделать раскадровку — она позволит четко следовать вашей идее и оптимизировать съемочный процесс. А если это трудно для вас, то самый простой способ — это записать на лист бумаги все, что может пригодиться во время съемок: место, транспорт, штатив, свет, актеры, термос с горячим чаем, еда и др.
Какую роль при съемке мобильного кино играют характеристики встроенной камеры?
Огромную! И лучше всего, если вы будете снимать на флагманское устройство или камерофон, где присутствует оптическая стабилизация, а также различные технологии по улучшению картинки и качества звука.
И мы рекомендуем снимать в разрешении 4К. Это позволит вам делать кроп кадра при постпродакшене (если конечный фильм будет в 1080р) без потери качества, что в разы расширяет границы для творчества.
Как еще можно улучшить качество видео?
Есть несколько простых правил, как можно без лишних затрат увеличить качество видео:
- Качество картинки сильно страдает при динамическом перемещении камеры мобильника в пространстве (проще говоря, тряске), поэтому старайтесь использовать любые доступные точки опоры: штативы, стулья, столы, стены, плечо друга и т. д.
- Старайтесь снимать с максимальным количеством света. Видео, снятое на мобильник в темноте, будет очень сложно использовать без множества манипуляций в монтажной программе, т. к. матрица камеры мобильного телефона будет записывать изображение с большими искажениями-шумами. Поэтому, по возможности, снимайте на улице при дневном свете, а если в помещении, то включайте все люстры, торшеры, светильники, фонарики, в конце концов, можно разжечь камин.
- Не используйте зум телефона (Если, конечно, у вас не 41 Мп или даже 20 Мп камера, как в Lumia 1020 или Lumia 950). Не ленитесь, сделайте пару шагов и выберите необходимое расстояние.
Какие программы лучше использовать при монтаже с точки зрения доступности и качества?
Наиболее просты и доступны в освоении — Movie Maker, Pinnacle, Virtual Dub и т. п. Эти программы интуитивно понятны, снабжены эффектами и шаблонами «первонеобходимости», что позволяет даже новичку смонтировать фильм. Ну и, конечно, никто не запрещает использовать профессиональный софт (Adobe Premiere, Final Cut, Edius, Sony Vegas). Правда, в этом случае придется отдать значительно больше времени на изучение и освоение.
Существуют ли какие-то стили монтирования видео, и какой из них лучше подходит для короткометражных фильмов?
Существует множество типов для монтажа. Но, по большому счету, говорить о том, какой из видов подходит для короткометражного кино, немного не уместно, так как вид монтажа, скорее, определяется идеей фильма, а не средством, на которое он снят. К примеру, в боевике будет уместен быстрый клиповый монтаж, а в детективе -строящийся, и т. д.
Каковы основные критерии качественного монтажа?
Основным критерием в оценке качества фильма в целом и, как следствие, монтажа является отсутствие в нем кадров, планов, эффектов, которые сильно раздражают зрителя. Если, конечно, вы не ставите перед собой задачу намеренно вызвать у зрителя негативные эмоции.
Слишком быстро меняющиеся кадры или, наоборот, слишком длинные, могут ввести зрителя либо в «спячку», либо вызвать раздражение. Любой ваш монтажный ход должен быть подчинен идее. Естественно, когда у вас в кадре любовная сцена с амурными делами, быстрая нарезка вызовет недоумение.
Точно так же на зрительское восприятие влияют резкие смены крупности, появление ярких цветовых пятен, дрожание камеры. Но это палка о двух концах: все это может входить в рамки вашей художественной концепции или авторского стиля.
Надеемся, при прочтении данной статьи, у вас не осталось больше вопросов о сьёмке фильма на камеру смартфона! Ну, а если вам еще не на что снимать, то предлагаем вам ознакомиться с лучшими из лучших на buyon.ru
Мечты о большом кино часто разбиваются о большие бюджеты. Затраты на мобильное кино минимальны. Большое кино требует сложной аппаратуры и участия целой группы специалистов
Аппаратура для съемки мобильного кино ограничивается мобильным телефоном, а в качестве всей съемочной группы выступаешь ты сам. Наконец, от идеи до выхода на экраны большого кино может пройти больше года, тогда как мобильное кино можно снять и запустить в прокат на этом сайте меньше, чем за один день.Вот такое оно, мобильное кино, простое и демократичное! Но все-таки это кино. И здесь недостаточно просто снимать все, что видишь. Если ты хочешь снимать большое мобильное кино, помни, что зрителям нужна идея, сюжет, ни на что не похожий твой собственный взгляд.
Мы искренне верим, что среди участников фестиваля найдутся самородки. Это те загадочные люди, которые начинают снимать все подряд, повинуясь внезапному озарению, а концепция фильма вырабатывается у них уже в процессе монтажа. Так бывает. И мобильник им в руки! Однако большинству начинающих создателей большого мобильного кино нужна отправная точка для творчества. Для них мы и решили написать небольшое пособие на тему:
Как снять кино на мобильный телефон
Признаться, поначалу мы обратились за помощью к преподавателю одного известного кинематографического ВУЗа, господину Н-скому. Он наморщил лоб, почесал правое ухо, обещал подумать и через пару недель прислал нам краткую монографию на 150 листов. И список литературы. Всего на трех страничках. Начиная от классических учебников Станиславского и заканчивая толстенной книгой 2003 года издания «Как пишут и продают сценарии в США». По словам автора, даже прочитав все вышеперечисленное, мы могли считать, что лишь слегка прикоснулись к искусству кино. А чтобы снимать его, надо учиться, хотя бы лет пять. Мы схватились за голову и закричали: «Не верим!». Практически по Станиславскому.
И нашли своего эксперта. Им стал победитель последнего фестиваля мобильного кино. Мы попросили его проштудировать литературу, а потом изложить нам азы, кратко и понятно. Он шмыгнул носом, посмотрел на левый кроссовок, сказал: «Не вопрос!» и… уже через 5 часов предоставил нам материал и готовый фильм, снятый на мобильный телефон! Вот это мы понимаем, настоящее мобильное кино! Снимаем ( извините за каламбур) шляпу.
И фильм про кота, без купюр
Скажу сразу, это довольно просто. В техническом плане. Даже смогу вас заверить, что на всё у вас уйдёт день, ну максимум два. Может, конечно, уйти и год, но если следовать моим советам, то всё должно получиться быстро.
Драматургия и сценарий
Предположим, вы уже выбрали жанр вашего художественного фильма и у вас есть сюжет. В классическом виде сюжет развивается по такой схеме: завязка — развитие действия — развязка. В моём фильме, на примере которого я буду давать советы, эта схема выглядит примерно так.
Кот проснулся утром и почувствовал нечеловеческий (что логично) голод. Он подошёл к миске, обнаружил, что она пуста, расстроился. Это завязка.
Зритель понимает, что произошло нечто ужасное. Чтобы разрешить ситуацию, наш главный герой – кот – просто обязан начать действовать! Кот мечется по кухне, залезая под стол, под стулья, на шкаф, смотрит в окно, но нигде не обнаруживает еды. Он продолжает свои поиски по всей квартире, и везде его постигают неудачи. Это развитие действия, в продолжение которого зритель находится в постоянном напряжении.
Казалось бы, что коту уже ничего не может помочь, но тут появляется другой герой — ноги хозяина, потеревшись о которые, коту удаётся получить еду. Развязка, счастливый финал, титры, смешные моменты со съёмок. Как говорится, «во время съемок не пострадало ни одной кошки, ни одного морского ежа, ни одного оператора, Гринпис может спать спокойно».
Это краткое изложение сюжета. А теперь нам нужен сценарий. Как его написать?
Не буду рассказывать все, что мне удалось почерпнуть в «краткой» монографии, любезно предоставленной г-ном Н-ским, а то мы все тут поседеем. Я предложу вам простой и весьма универсальный способ.
Для начала разобьем весь фильм на сцены. У меня получилось вот так:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутствие еды.
Сцена 2. Кот ищет еду на кухне.
Сцена 3. Кот ищет еду в коридоре, в ванной, в туалете.
Сцена 4. Кот ищет еду в комнате.
Сцена 5. (отчаяние) Кот смотрит в окно.
Сцена 6. Ноги хозяина помогают коту с едой.
Титры.
Разбив весь фильм на сцены, начинаем каждую сцену обрисовывать действием и диалогами (или монологом). И запомните, только действие и диалоги, никаких литературных описаний – у нас же мобильное кино! Вот что получилось:
Сцена 1. Кот просыпается на кухне и обнаруживает отсутствие еды.
Картинка
Звук
Кот спит. Кот просыпается. Оглядывается вокруг. Подходит к миске. Миска пуста.
Кот: О боже! Моя миска пуста! С этим что-то надо делать!
Сцена 2.
Картинка
Звук
Кот ищет еду на кухне, смотрит под столом.
Кот смотрит еду под стулом.
Кот смотрит еду под раковиной.
Кот: О мои когти, под столом еды нет!
Кот: О мои усы, под стулом еды нет!
Кот: О мой хвост, под раковиной еды нет! Надо посмотреть еду в коридоре!
Сцена 3.
Картинка
Звук
Кот заглядывает в коридор.
Кот смотрит еду в ванной, в раковине, в туалете.
Кот снова стоит в коридоре, грустно глядя вдаль.
Кот: Даже несмотря на то, что в коридоре еды нет, я вижу двери в туалет и ванну, возможно, еда есть там и я её попытаюсь найти!
Звучит трагичная музыка.
Кот: Тут вообще нигде нет еды. Но, я слышал, в этом месте должна быть ещё и комната, наверняка я смогу там найти еду.
Сцена 4.
Картинка
Звук
Кот ищет еду в комнате. Кот ищет еду под кроватью.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду на телевизоре.
Кот: Тут еды нет.
Кот ищет еду под компьютерным столом.
Кот: И тут еды нет. Наверное, еда пропала во всём мире. Нет мне спасения. Осталось уйти в глубокую депрессию и ждать голодной смерти.
Сцена 5. (отчаяние)
Картинка
Звук
Кот смотрит в окно. Кот смотрит в окно. Кот смотрит в окно…
Звучит трагичная музыка.
Сцена 6.
Картинка
Звук
Ноги хозяина помогают коту с едой. Появляются ноги хозяина, кот спрыгивает с окна, подходит к ногам.
Волшебным образом в миске появляется еда. Кот ест. Финал.
Кот: Здравствуйте, ноги хозяина.
Ноги хозяина: Привет, кот.
Кот: Может быть, вы мне поможете с едой? Ноги хозяина: Конечно, кот.
Титры.
По такому сценарию, в принципе, уже можно снимать. Но, не имея разбивки на планы, оператор, т.е. вы, не сможет снять материал для фильма в приглядном для зрителя виде. Поэтому в сценарии нужно еще прописать планы, с которых вы будете снимать каждый кадр.