Как пишется номер уголовного дела

Удаление сведений закон предусматривает только по достижении лицом возраста 80 лет, до этого момента при предоставлении справки из ИЦ будет указано, что дело прекращено.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.03.2010г. г. Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Коржинек Е.Л., при секретере Хлебодаровой Р.А., с участием заявителя Всеволодова А.В., представителя заявителя по доверенности Штраус М.М., представителя заинтересованных лиц ГУВД по Иркутской области, МВД России — Сушковой Н.Д., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Всеволодова А.В. к Главному Управлению внутренних дел по Иркутской области, Министерству Внутренних дел России о признании незаконным бездействия ГУВД по Иркутской области, выразившегося в неисключении сведений о судимости из ИЦ ГУВД по Иркутской области, обязании исключить из информационной базы МВД РФ и ГУВД по Иркутской области запись о судимости,

У С Т А Н О В И Л :

Всеволодов А.В. обратился в суд с заявлением к ГУВД по Иркутской области с требованиями признать незаконным бездействие ГУВД по Иркутской области, выразившееся в неисключении сведений о его судимости из ИЦ ГУВД по Иркутской области, об обязании ГУВД по Иркутской области исключить запись о его судимости по ст. ст. 285, 292 УК РФ в 1999г. из ИЦ ГУВД по Иркутской области.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Дата обезличена он обратился к начальнику УВД г. Иркутска с заявлением об исключении из базы данных МВД РФ сведений о его погашенной судимости в 1999г. по ст.ст.285,292 УК РФ однако, несмотря на это, информация о судимости не исключается.

Статья 86 УК РФ предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Полагает, что правовыми последствиями является, в том числе и исключение сведений из базы данных МВД РФ, поскольку данная информация является достоянием всех работников МВД РФ, в том числе и работников ГИБДД, которые неоднократно указывали ему на наличие судимости. Наличие данной информации умаляет его достоинство и дискредитирует его как личность, что напрямую запрещено Конституцией РФ, он уже понес заслуженное наказание, УК РФ предоставил ему возможность аннулирования всех последствий.

В дальнейшем заявитель уточнил заявленные требования, указав в качестве заинтересованного лица МВД России, и просил суд также обязать МВД РФ исключить запись о его судимости по ст. ст. 285, 292 УК РФ в 1999г. из ГИАЦ МВД РФ, при этом указал, что хранение информации о его судимости основано на п.15.2. приказа МВД РФ от 9 июля 2007 года № 612 дсп. Однако хранение информации на основании данного пункта противоречит п.2 ст.5 ФЗ РФ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ. « О персональных данных» , поскольку не соответствует целям, указанным в п.2 приказа МВД РФ от 9 июля 2007 года № 612 дсп.

Сам факт наличия такой информации нарушает его права, гарантированные ст.ст. 86 УК РФ, ст.ст.23,24 Конституции РФ. Пункт 13.2. приказа МВД РФ от 9 июля 2007 года № 612 дсп. устанавливает достаточно широкий перечень лиц, имеющий право доступа к информационной базе, что нарушает его право на неприкосновенность частной жизни. А наличие какой-либо информации о его судимости не может рассматриваться как аннулирование правовых последствий.

В судебном заседании заявитель поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в уточненном заявлении, при этом суду пояснил, что наличие информации в ИЦ ГУВД по Иркутской области о его судимости препятствует его трудоустройству в органы МВД РФ и трудоустройству его жены в судебные органы.

Представитель заявителя Штраус М.М., действующая по доверенности, уточненные требования заявителя поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель заинтересованных лиц по доверенностям Сушкова Н.Д. требования заявителя не признала, просила суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, при этом суду пояснила, что ГУВД по Иркутской области входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется МВД России.

Деятельность по формированию и ведению учетов в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с «Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетах органов внутренних дел РФ», утвержденным Приказом МВД России от 09.07.2007 №612дсп.

Указанное Наставление определяет порядок формирования и ведения (сбор, обработка, хранение и предоставление информации) централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ (п. 1).

Согласно п.п. «б» п. 8.2 Наставления — в ИЦ на оперативно-справочный учет ставятся осужденные, подозреваемые и обвиняемые на территории субъекта Российской Федерации независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения (в том числе лица, уголовные дела, в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям).

В отношении заявителя Всеволодова А.В. Ангарским городским судом Иркутской области Дата обезличена вынесен приговор, который вступил в силу Дата обезличена , в связи с чем имеются все основания данной информации быть в пофамильном учете ИЦ при ГУВД по Иркутской области.

Пунктом 15.1 приказа № 612дсп установлено, что в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

В силу подпункта «г» п. 15.2 приказа №612дсп в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки, розыскные карточки хранятся «на осужденных независимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости»

Так как, заявителю Всеволодову А.В. Дата обезличена рождения не исполнилось 80 лет, оснований для снятия информации из ИЦ при ГУВД по Иркутской области не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ст. ст. 254, 255, 258 ГПК РФ, заявление об оспаривании решения или действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признано судом обоснованным, при наличии в совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие, бездействие не соответствуют закону и нарушают права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.

В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что Всеволодов А.В. Дата обезличена г.р. Дата обезличена осужден Ангарским городским судом Иркутской области по ст. 285ч.1, ст. 292 УК РФ к 2 годам 6 месяцем лишения свободы с испытательным сроком на 3 года.

Данные сведения о судимости Всеволодова А.В. внесены в информационный центр ГУВД по Иркутской области, что подтверждается справкой ИЦ ГУВД по Иркутской области.

В соответствии с п. 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение № 2 к приказу Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399) учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом), либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Следовательно, Всеволодов А.В., в отношении которого уголовное дело прокурором направлено с обвинительным заключением в суд, подлежит учету в соответствии с п. 40 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений.

Согласно ч. 3 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской.

Согласно п.1 Положения о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004г. №927) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

На основании п.9 п.п.5 Положения о Министерстве внутренних дел РФ МВД России в целях реализации своих полномочий, в том числе имеет право формировать и вести федеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области других федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с п.17 п.п. 3 Положения о ГУВД по Иркутской области, утвержденного приказом МВД России от 04.12.2007 № 1150 ГУВД по Иркутской области в целях реализации своих полномочий имеет право формировать и вести по предметам ведения ГУВД по Иркутской области базы данных оперативно- справочной, розыскной, криминалистической и иной информации.

В соответствии п.8 п.п.4 Положения о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004г. №927) МВД России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Приказом МВД РФ от 09.07.2007 г. № 612 дсп утверждено Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Наставления, настоящее Наставление определяет порядок и формирование ведения (сбор, обработка, хранение и предоставление централизованных учетов органов внутренних дел РФ.

Пунктом 2 указанного Наставления установлено, что централизованные учеты предназначены, в том числе для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Согласно п.п. 3,5 Наставления учеты формируются и ведутся на федеральном уровне в ГИАЦ МВД России и на региональном уровне в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Ведение указанных учетов не допускается без обеспечения их средствами контроля и защиты он несанкционированного доступа к данным.

В соответствии с п. 6 Наставления централизованные — справочные учеты состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов.

Объектами оперативно — справочных учетов являются, в том числе граждане РФ, осужденные за совершение преступления. (п.7 п.п. «а» Наставления)

В соответствии с п. 8 указанного Наставления оперативно — справочные учеты ведутся в ГИАЦ (федеральный уровень) и ИЦ (региональный уровень) путем формирования и ведения автоматизированных банков данных, а также пофамильных и дактилоскопических картотек.

В ИЦ на оперативно-справочный учет ставятся осужденные, подозреваемые и обвиняемые на территории субъекта РФ независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения. (п.8 п.п. 2 Наставления)

Согласно п.9 п.п. «а» Наставления основанием постановки на учет является приговор суда.

Поскольку в отношении Всеволодова А.В. Ангарским городским судом Иркутской области был вынесен обвинительный приговор, сведения о его судимости правомерно внесены в автоматизированный банк данных ИЦ ГУВД по Иркутской области.

В соответствии со ст. 86 УК РФ в отношении лиц, условно осужденных, судимость погашается — по истечению испытательного срока, т. е. судимость заявителя на момент рассмотрения настоящего дела погашена в соответствии с требованиями закона, что не оспорено сторонами в судебном заседании.

Согласно п. 15.1 Наставления в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости.

[b]Подпунктом «г» п. 15.2 Наставления предусмотрено, что срок хранения учетных документов на лиц, осужденных независимо от срока и вида наказания — до достижения ими 80- летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.[/b]

Судом установлено, что Всеволодов А.В. родился Дата обезличена, таким образом, [b]в настоящее время заявитель не достиг 80 летнего возраста, что является основанием для хранения в ИЦ при ГУВД по Иркутской области сведений о его судимости, несмотря на ее погашение, в соответствии п.15.1, п.п. «г» п. 15.2 Наставления.[/b]

Согласно представленному в материалы дела по запросу суда ответу из ГИАЦ МВД РФ- оперативно-справочная картотека ГИАЦ МВД России не располагает сведениями о судимости Всеволодова А.В. Дата обезличена.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения требований Всеволодова А.В. о признании незаконным бездействия ГУВД по Иркутской области, выразившегося в неисключении сведений о его судимости из ИЦ ГУВД по Иркутской области, обязании исключить из информационной базы ГИАЦ МВД России и ИЦ ГУВД по Иркутской области запись о его судимости.

Не влияют на выводы суда доводы заявителя о том, что хранение информации о его судимости, основанное на п.15.2 приказа МВД РФ от 9 июля 2007 года № 612 дсп противоречит п.2 ст.5 ФЗ РФ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ. « О персональных данных» и не соответствует целям, указанным в п.2 приказа МВД РФ от 9 июля 2007г. № 612 дсп.

В соответствии со ст. 5 п.2 ФЗ РФ от 27.07.2006г. № 152-ФЗ. « О персональных данных» хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

[b]Таким образом, пункт 2 указанной статьи определяет сроки хранения персональных данных, которые обуславливаются целями их обработки, т.е. персональные данные подлежат уничтожению в двух случаях — при окончании их обработки и в случае прекращения их обработки.

[/b]

Пунктом 2 Наставления, утвержденного приказом МВД РФ от 09.07.2007 г. № 612 дсп установлено, что централизованные учеты предназначены для целей подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.

Пункт15.2 Наставления устанавливает срок хранения сведений о судимости лиц и не противоречит целям, указанным в п.2 Наставления.

Доводы заявителя о том, что сам факт наличия информации о его судимости нарушает его права, гарантированные ст. 86 УК РФ, являются необоснованными по следующем основаниям.

Судимость — это уголовно-правовое обременение, которое вызвано фактом состоявшегося осуждения лица к определенной мере наказания, с наличием которого закон связывает наступление неблагоприятных для лица последствий общесоциального и правового характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Тем самым правовые последствия судимости законодатель связывает только с совершением нового преступления.

Наличие судимости в этом случае:1) является препятствием к освобождению от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 75, 76, 90 УК; 2) учитывается в качестве отягчающего наказание обстоятельства (п. «а» ч. 1 ст. 63 УК); 3) учитывается при признании в деяниях лица рецидива, опасного и особо опасного рецидива (ст. 18 УК); 4) влияет на применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и др.

Хранение в ИЦ ГУВД по Иркутской области сведений о судимости Всеволодова А.В. не влечет неблагоприятных для него последствий, связанных с его судимостью, поскольку согласно ст. 86 ч.6 УК РФ при погашении судимости аннулируются все вышеуказанные правовые последствия.

Доводы заявителя о том, что в связи широким перечнем лиц, имеющим право доступа к информационной базе, установленным п.13.2 Наставления, нарушается его право на неприкосновенность частной жизни, являются необоснованными.

Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Конституционный суд РФ в своем Определении от 24.02.2005г. №87-О указал, что по своему содержанию норма ст. 152 ГК РФ является важной гарантией закрепленного ст. 23 Конституции РФ права на защиту чести и доброго имени.

Согласно ст. 150 ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежат гражданину от рождения, являются неотчуждаемыми и подлежат защите в случаях и в порядке, предусмотренном законами.

Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее определенные правовые последствия, в связи с чем сведения о судимости либо привлечении к уголовной ответственности не относятся к сфере частной жизни лица.

Доводы заявителя о том, что наличие в ИЦ ГУВД по Иркутской области сведений о его судимости препятствует его трудоустройству в органы МВД, а его жене в судебные органы суд находит несостоятельными, поскольку доказательств того, что имеющаяся в информационной базе ИЦ ГУВД по Иркутской области информация о его судимости препятствует ему и его жене трудоустроиться, заявителем суду не представлено.

Кроме того, вопрос о трудоустройстве в указанные заявителем органы регулируется соответствующими федеральными законами- запрет на работу в органах милиции (ст. 19 Федерального закона от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции»); запрет занимать должности судьи, (подп. 8 п. 1 ст. 14 Закона РФ от 29.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Всеволодова А.В. к Главному Управлению внутренних дел по Иркутской области, Министерству Внутренних дел Росси о признании незаконным бездействия ГУВД по Иркутской области, выразившегося в неисключении сведений о судимости из ИЦ ГУВД по Иркутской области, обязании исключить из информационной базы МВД РФ и ГУВД по Иркутской области запись о судимости, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 12.03.2010г.

Судья Е.Л. Коржинек

Решение на 12.03.2010г. в законную силу не вступило

Судья Е.Л. Коржинек

Вам помог ответ?ДаНет

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 824 «О введении в действие правил нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям» утверждены и введены в действие с 01.02.2017 правила нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (далее – уголовные дела и материалы проверок).

При регистрации уголовных дел и материалов проверок с указанного времени присваивается регистрационный номер, который состоит из семнадцати разрядов и формируется следующим образом –  ХГГААББВВВВNNNNNN, где

Х – вид уголовного дела или материала проверки;

ГГ – последние две цифры года, в котором возбуждено уголовное дело, выделено уголовное дело в отдельное производство в отношении соучастника или вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

ААББВВВВ – уникальный восьмиразрядный код территориального подразделения правоохранительного органа;

NNNNNN – присвоенный при регистрации порядковый номер уголовного дела или материала проверки, который включает в себя:

NN – код территориального подразделения;

NNNN – номер уголовного дела.

О введении в действие правил нумерации уголовных дел

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 824 «О введении в действие правил нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям» утверждены и введены в действие с 01.02.2017 правила нумерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (далее – уголовные дела и материалы проверок).

При регистрации уголовных дел и материалов проверок с указанного времени присваивается регистрационный номер, который состоит из семнадцати разрядов и формируется следующим образом –  ХГГААББВВВВNNNNNN, где

Х – вид уголовного дела или материала проверки;

ГГ – последние две цифры года, в котором возбуждено уголовное дело, выделено уголовное дело в отдельное производство в отношении соучастника или вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

ААББВВВВ – уникальный восьмиразрядный код территориального подразделения правоохранительного органа;

NNNNNN – присвоенный при регистрации порядковый номер уголовного дела или материала проверки, который включает в себя:

NN – код территориального подразделения;

NNNN – номер уголовного дела.

Уголовное дело

Что такое уголовное дело в Российской Федерации

Уголовное дело — это дело, возбуждённое в установленном законом (см. Уголовно-процессуальный кодекс) порядке в случае обнаружения признаков преступления. Уголовное дело рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия.

  • Термин «уголовное дело» является одним из наиболее распространённых в уголовно-процессуальной деятельности, юридической литературе по вопросам уголовного судопроизводства, тексте Уголовно-процессуального кодекса. Так, в действующем Уголовно-процессуальном кодексе (ГПК РФ) этот словосочетание встречается более тысячи раз (в ряде случаев используется и отдельный термин «дело»).
  • Закон не раскрывает понятие «уголовное дело», однако анализ выражений, использованных законодателем, например: «…разбирательство уголовного дела», «уголовное дело подлежит прекращению …», «…о чем в деле должна иметься соответствующая справка» и др., позволяет увидеть разные оттенки, значения, которые вложены в рассматриваемое понятие.

Уголовное дело рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия, т.е. наступает уголовная ответственность. Уголовное дело возбуждается в случае наличия в деянии (действии или бездействии) лица признаков преступления.

  • Уголовное преступление – это виновное (умышленное или неосторожное), противоправное (предусмотренное одной из статей Уголовного Кодекса Российской Федерации) и наказуемое общественно опасное деяние, причиняющее вред (физический, материальный или моральный) интересам другого лица или третьих лиц.
  • Основанием для возбуждения уголовного дела служит наличие достаточных данных, указывающих на признаки состава преступления.

Анализируя статьи Уголовно-процессуального кодекса в ряде случаев можно наблюдать слияние различных значений рассматриваемого понятия. Так, используя в ч. 1 ст. 97 УПК фразу «ввиду особой сложности дела …» законодатель очевидно имел ввиду как сложность данного жизненного случая, так и сложность производства по этому случаю. В ч. 3 ст. 133 УПК, где речь идет о возвращении дела судом для производства дополнительного расследования, под термином «дело» можно, наверное, понимать документы дела, которые возвращаются следователю, и производство по делу, которое, по мнению суда, должно быть продолжено. Подобное суждение возникает и при анализе ст. 217 УПК, где говорится о направлении дела в суд после утверждения обвинительного заключения прокурором. Регламентируя порядок кассационного производства законодатель указывает, что в заседании суда второй инстанции один из судей «излагает существо дела» (ч. 3 ст. 338 УПК). Надо полагать, что здесь судья излагает обстоятельства конкретного жизненного случая и суть осуществлённого по нему процессуального производства. В ст. 26, ч. 2 ст. 195, ст. 396 УПК, где речь идёт о соединении и выделении уголовных дел, в термине «дело» можно усмотреть и производство, и документы, а иногда и жизненный случай.

Уголовные дела частного и публичного обвинения

Рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела, так же необходимо определиться в отношении видов уголовного преследования имеющими место быть в российском уголовном праве, таковыми являются: уголовное преследование в публичном, частно — публичном и частном порядке.

Наибольшую категорию уголовных дел составляют дела публичного обвинения, к таковым относятся все тяжкие, особо тяжкие составы преступлений и большая часть составов преступлений средней тяжести.

Основным отличием уголовных дел публичного обвинения является отсутствие необходимости в самом заявлении о событии преступления.

Таким образом, для возбуждения дел публичного обвинения достаточно выявления признаков состава преступления, например обнаружение трупа с признаками насильственной смерти однозначно указывает на состав преступления — убийство и является поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Уголовные дела возбуждаются, расследуются, рассматриваются в суде, а принятые по ним решения исполняются в порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Уголовным, Уголовно-процессуальным, Уголовно-исполнительным, Налоговым Кодексами РФ, Федеральными Законами РФ «О судебных приставах», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых лиц», «О милиции», «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об адвокатской деятельности», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», «Об оружии», «О противодействии терроризму», международной Конвенцией, ратифицированной РФ, о защите прав человека и его основных свобод.

Виды уголовного преследования

Виды уголовного преследования определены в ст. 20 УПК РФ. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

  1. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ст. 116.1, ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения.
  2. Все остальные дела считаются уголовными делами публичного обвинения.

Поводы для возбуждения уголовных дел публичного обвинения перечислены в ч. 1 ст. 140 УПК РФ:

  1. заявление о преступлении;
  2. явка с повинной;
  3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  4. постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела является поступившее из различных источников сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, обязывающее уполномоченные органы принять, зарегистрировать и проверить указанными в законе процессуальными средствами данное сообщение в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Если вы подверглись уголовному преследованию, то воспользуйтеь профильными услугами: адвокат по делам о наркотиках, адвокат по мошенничеству, адвокаты по удо, адвокаты по убийству, адвокат по делу о краже и адвокат по тяжким преступлениям.

Порядок возбуждения уголовного дела

Из чего состоит уголовное дело и его материалы

Порядок возбуждения уголовных дел также различается

По делам частного обвинения потерпевший обращается за защитой своих прав и законных интересов напрямую в суд с заявлением о привлечении конкретного лица к уголовной ответственности по конкретной статье УК РФ и в судебном заседании доказывает факт совершения преступления и виновность этого лица.

Обвиняемым в уголовно-процессуальном праве РФ называется один из основных субъектов уголовного процесса. Это лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование с того момента, как обвинение в совершении преступления официально сформулировано и оформлено в виде соответствующего документа. Этим документом может быть либо постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого либо обвинительный акт.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» указано, что, устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.
В таком случае процессуальные стадии досудебного производства по уголовному делу исключаются.

Производство дознания или предварительного следствия по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения в формах, установленных УПК РФ, обязательно, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 21 УПК РФ уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь и дознаватель.

По делам частного обвинения обязательность уголовного преследования сохраняется в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ независимо от волеизъявления потерпевшего.

Проверка сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела представляют собой начальную, самостоятельную стадию уголовного процесса, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие самого основания к возбуждению дела — достаточных данных, указывающих на признаки именно преступления. На этом этапе определяются обстоятельства, исключающие возбуждение дела, дается юридическая квалификация содеянного, принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дела согласно правилам подследственности и подсудности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2000 года N 1-П) (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 578-О «По жалобе гражданина Суслова Олега Борисовича на нарушение его конституционных прав частями первой, шестой и седьмой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Заявление о преступлении, явка с повинной могут быть сделаны устно, тогда они заносятся в протокол, или письменно. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ст. 141 УПК РФ), ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении установлен в ст. 144 УПК РФ

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. По мотивированному ходатайству следователя, дознавателя данный срок может быть продлен до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

При проверке сообщения отбираются объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребуются и изымаются документы и предметы, назначаются судебные экспертизы, производится осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, проводятся документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов, привлекаются к участию в этих действиях специалисты, проводятся оперативно-розыскных мероприятия.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ, уголовно-процессуальным законодательством установлены особенности уголовного судопроизводства, касающиеся порядка рассмотрения сообщения о преступлении.
Действующее законодательство, предусматривая различные процессуальные механизмы выявления налоговых правонарушений, нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, не дает оснований считать соответствующие процедурные правила противоречащими конституционным требованиям справедливости, определенности и необходимости (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2019 N 1243-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шварцберга Вадима Михайловича на нарушение его конституционных прав частью девятой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 199 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

При поступлении из органа дознания сообщения о таких преступлениях следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (по ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ) по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо в территориальный орган страховщика (по ст. ст. 199.3, 199.4 УК РФ), в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

Налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов направляет следователю заключение о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах и (или) законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу, либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства (ч. 8 ст. 144 УПК РФ).

После получения указанного заключения, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).
Уголовное дело возбуждается только при наличии к тому указанных выше поводов и оснований.

Обстоятельства совершенного деяния не должны содержать сведений, указанных в ст. 24 УПК РФ, поскольку тогда принимается решение не о возбуждении уголовного дела, а об отказе в этом.

Решение о возбуждении уголовного дела оформляется в виде постановления, копия которого направляется прокурору.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок такого обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ).

Действенным механизмом восстановления нарушенного права являются положения ст. ст. 124, 125 УПК РФ в соответствии с которыми отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении могут быть обжалованы прокурору или в суд.

Из каких документов и материалов состоит уголовное дело в РФ

Первым документов в любом уголовном деле является постановление о возбуждении уголовного дела, данное постановление выносит следователь или дознаватель по материалам проверки, собранному по обращению гражданина в правоохранительные органы.

Документы по уголовным делам – это часть доказательств. Существуют доказательства, которые могут и не существовать в виде документов: например, показания подозреваемого/обвиняемого.

Лишь только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела следователь либо дознаватель в чьем производстве оно находится вправе проводить следственные действия. В противном случаи все следственные действия будут являться незаконными.

Действия после возбуждения

После возбуждения уголовного дела должностное лицо обязано уведомить потерпевшего о принятом решении, затем составляется план оперативно-розыскных мероприятий, выдвигаются различные версии, которые должны быть проверены в ходе проведения следственных действий. По уголовному делу допрашиваются свидетели, устанавливаются возможные очевидцы при необходимости приглашаются специалисты в определенных областях, переводчики.

Следует заметить, что если вы попали под подозрение, то адвокат требуется прямо сейчас, а не потом. Так как люди зачастую обращаются к адвокату, когда уже невозможно что-то исправить или доказать.

В зависимости от специфики уголовного дела будут выполнятся различного рода следственные действия это могут быть:

  • проверка показаний на месте,
  • следственный эксперимент,
  • очная ставка,
  • выемка или обыск,
  • осмотр предметов и другие.

Некоторое следственные действия проводятся напрямую следователем либо дознавателем проводившем расследование по делу, для проведения других следственных действий необходимо разрешение суда.

Однако все следственные действия должны укладываться в сроки предварительного расследования либо дознания, если же следственные действия выходят за сроки, то они будут признаны незаконными.

Завершающим этапом в любом уголовном деле будет решение по данному уголовному делу, их может быть несколько, либо предварительное расследование (дознание) будут приостановлены по различным основаниям, предусмотренным в ст. 208 УПК РФ, либо уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом) будут направлены в суд для рассмотрения по существу, либо уголовное дело будет прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24, 25 УПК РФ.

В любом случаи о результатах расследования уведомляется потерпевшая сторона. Кроме протоколов следственных действий в любом уголовном деле должны быть всякого рода запросы, поручения в различные инстанции и организации.

Нумерация уголовного дела

В соответствии с частью 1 ст. 217 УПК РФ при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь предъявляет им подшитые и пронумерованные материалы дела. Нумерация уголовного дела производится следователем (протокола судебного заседания — секретарем) исключительно графитным карандашом. При этом каждый, кто так или иначе вовлекался в сферу уголовного судопроизводства, обращал внимание на то, что нумерация страниц многократно меняется в ходе производства уголовного дела путем стирания ранее проведенной нумерации (в некоторых случаях до дыр). Возникает вопрос, законны ли действия следователя, во-первых, изменяющего ранее поставленную нумерацию в материалах дела, во-вторых, предоставляющего материалы с пронумерованными карандашом страницами.

Данный вопрос законодательно не регламентируется. Однако думается, что изменение нумерации до предъявления материалов уголовного дела для ознакомления является личной инициативой следователя, не подлежащей регламентации. Это определяет самостоятельность следователя в ходе производства по делу, в том числе в способе оформления процессуальной документации ввиду отсутствия законных требований в их оформлении.

При этом, как представляется, все материалы уголовного дела, предоставленные для ознакомления участникам процесса, следует предъявлять исключительно пронумерованными носителем, который невозможно стереть либо вытравить, что исключает возможность замены страниц дела. Объясняется это прежде всего тем, что на практике следователи после ознакомления участников процесса с материалами уголовного дела производят «чистку» ненужной для обвинения информации, содержащейся в деле, или, напротив, «наполнение» необходимыми (в некоторых случаях и незаконно полученными) сведениями, о которых не следует знать участникам процесса со стороны защиты в ходе предварительного расследования. Не останавливаясь на законности подобных «тактических» приемов, следует указать, что представленные материалы уголовного дела, пронумерованные в соответствии с содержащейся в нем описью, носителем, который нельзя незаметно исправить, являются залогом соблюдения провозглашенных прав участников процесса знать, в чем обвиняется лицо (п. 1 ч. 4 ст. 46, п. 1 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). Пункты 1 и 3 (d) ст. 6 Европейской конвенции по правам человека в связи с этим требуют, чтобы обвиняемому была предоставлена адекватная возможность оспаривать утверждения и допрашивать свидетельствующих против него лиц.

Оставив на откуп законодателю существующее положение дел, мы выработали следующие тактические приемы противоборства с подобным произволом. Во-первых, когда нас уведомляют об окончании следственных действий, нами заявляется ходатайство, где выражается просьба ознакомить с пронумерованными авторучкой листами, содержащимися в материалах уголовного дела, в полном объеме, без ограничения во времени, совместно с подзащитным. В случае предоставления моим подзащитным материалов уголовного дела, пронумерованных карандашом, заявляется ходатайство, где выражается просьба проставить нумерацию страниц материалов дела авторучкой в нашем присутствии, на что, конечно, в отдельных случаях я получаю категоричный отказ как в устной, так и в письменной форме. В этом случае мы отказываемся знакомиться с материалами дела, отмечая в протоколе ознакомления причину отказа, с последующими жалобами как руководителю следственного органа и (или) прокурору в порядке статьи 124 УПК РФ, так и в суд в порядке статьи 125 УПК РФ — это во-вторых. В одних случаях поданные жалобы удовлетворяются, в других отказывают со ссылкой на Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 1998 г. №93 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» (с изм. от 21 октября 2003 г.), где в разделах «Формирование дел и надзорных производств» и «Общие принципы формирования дел и надзорных производств» в пункте 9.2.1.5 указывается, что «нумеруются листы графитным карандашом, причем каждый том отдельно. Запрещается нумеровать листы чернилами и цветными карандашами. Во все дела и перечисленные надзорные производства включается внутренняя опись документов (приложение 35) и в конце составляется и подшивается заверительная надпись (приложение 36)». При этом протоколы в соответствии с частью 2 ст. 166 УПК РФ если и пишутся от руки, то всегда авторучкой — не карандашом, а нумерация страниц должна проводиться исключительно графитовым карандашом?

Однако порядок уголовного судопроизводства на территории России в соответствии с частью 1 ст. 1 УПК РФ устанавливается только Уголовно-процессуальным кодексом, основанным на Конституции РФ. То есть выше названный указ не может определять порядок судопроизводства, являясь на основании складывающейся практики необязательным в принятии решений. Представляется, что нумерация материалов уголовного дела является частью обязательной формы процессуального документа, которая не должна видоизменяться с момента ознакомления с ним участников процесса.

В-третьих, при получении категоричного отказа на все поданные жалобы, при изучении материалов дела, пронумерованных карандашом, мной ведется протокол ознакомления с материалами, где указываются название документа и соответствующий порядковый номер страницы. При этом я прошу следователя заверить правильность составленного протокола. Данный прием в отдельных случаях также срабатывает.

В-четвертых, применим и следующий способ: при ознакомлении с материалами уголовного дела снимать все на фотоаппарат по очередности, что называется, от корки до корки. В случае несовпадения отснятого и фактического имеется прямое доказательство фальсификации доказательств по делу.

Нумерация материалов уголовного дела важна, как и любая другая часть процессуального документа, поскольку верная нумерация отражает целостность материала, отсутствие которой не позволяет надлежащим образом вникнуть в сущность расследуемого, распознать все обстоятельства совершенного преступления. Ведь право знать, в чем обвиняется лицо, заключается не только в знании существа обвинения — это право определяет возможность выяснить все выявленные сведения, подтверждающие виновность, для надлежащей защиты от них. В противном случае это означало бы не что иное, как желание органов следствия всеми способами добиться осуждения лица (к сожалению, зачастую так и происходит). Ведь действительно, если бы разницы не было, то нумеровали бы ручкой, а раз это делают карандашом — значит, это для чего-то необходимо.

Оформление уголовного дела следователем

На наш взгляд, систематизация материалов уголовного дела вносит элементы организации в работу следователя, так как облегчает их поиск, а следовательно, и использование содержащейся в ней информации для формирования базы данных, необходимой для написания обвинительного акта, разработки плана его содержания и собственно составления документа.

Более того, процесс систематизации всегда сопровождается анализом материалов следственного производства, и с этой позиции он представляет деятельность следователя по проверке качества и объема выполненной им работы, результаты которой он предполагает изложить в виде «систематизированной сводки» в итоговом обвинительном документе по делу. Представляется, что указанную связь процессов составления обвинительного акта и систематизации материалов дела установил и законодатель.

Процесс установления и продления сроков каждого уголовного дела индивидуален, но действующее законодательство ориентирует на определение 2-х месячного периода на ведение следственных мероприятий, который может увеличиваться в зависимости от ситуации до 12 месяцев, с обязательным официальным постановлением.

Закрепление срочности за действиями специалистов имеет свои преимущества:

  1. оно дает возможность способствовать скорейшему выяснению обстоятельства дела, участников случившегося, их допросу, разбирательству в деталях;
  2. не допускает медлительности действий специалистов, расследующих производство, так как они несут ответственность за оперативность и проведение полного объема процедур за назначенный срок;
  3. если срок продлевается, то этот аспект не зависит от тяжести последствия преступного деяния, совершенного злоумышленником.

Образец описи папки для бумаг следователя

  1. Рапорт об обнаружении признаков преступления; протокол принятия устного заявления о преступлении.
  2. Протокол явки с повинной.
  3. Повестки; бланки с угловым штампом.
  4. Протокол осмотра места происшествия.
  5. Протокол осмотра трупа.
  6. Обязательные вопросы различных экспертиз.
  7. СМЭ — труп.
  8. СМЭ — телесные повреждения.
  9. СМЭ — изнасилование.
  10. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии к
    производству.
  11. Протокол задержания подозреваемого.
    Сообщение о задержании подозреваем___12.
    Уведомление адвокату.
  12. Постановление о производстве освидетельствования; протокол
    освидетельствования.
  13. Поручение о производстве отдельных следственных действий
    (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий).
  14. Объяснение.
  15. Протокол допроса подозреваем____; уведомление для адвоката
    о явке в суд для избрания меры пресечения.
  16. Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваем___.
  17. Протокол допроса обвиняем___.
  18. Протокол дополнительного допроса обвиняем___.
  19. Протокол допроса несовершеннолетнего обвиняем___.
  20. Постановление о допуске заключенного ПРЕДСТ. Несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваем__).
  21. Протокол проверки показаний на месте (для подсудимого и обвиняемого).
  22. Постановление о признании потерпевш__.
  23. Протокол допроса потерпевш__.
  24. Протокол допроса несовершеннолетн__ потерпевш__ (свидетеля).
  25. Протокол допроса свидетеля (потерпевш__) с участием переводчика.
  26. Протокол допроса свидетеля.
  27. Протокол проверки показаний на месте (для свидетеля и потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).
  28. Протокол очной ставки.
  29. Постановление о назначении переводчика.
  30. Подписка о предупреждении переводчика об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод.
  31. Протокол Пред. лица для опознания.
  32. Протокол Пред. лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего.
  33. Протокол предъявления предмета для опознания.
  34. Протокол опознания трупа.
  35. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска (выемки) в жилище.
  36. Постановление о производстве обыска (выемки) в случаях, не терпящих отлагательств.
  37. Уведомление о производстве осмотра жилища, обыска (выемки) в жилище.
  38. Постановление о производстве обыска (выемки)
  39. Протокол обыска (выемки).
  40. Протокол следственного эксперимента.
  41. Постановление о получении образцов для сравнительного исследования.
  42. Протокол получения образцов для сравнительного исследования.
  43. Постановление о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательств.
  44. Протокол осмотра жилища (помещения)

Алгоритм систематизации

В следственных подразделениях России сложился следующий примерный алгоритм систематизации материалов несложного уголовного дела, когда речь идет об одном обвиняемом при небольшом количестве эпизодов/составов преступлений:

  1. Все документы уголовного дела должны быть пронумерованы, аккуратно подшиты, по возможности в твердых обложках; желательный объем 1-го тома примерно 250 листов. При необходимости можно и больше, но не желательно.
  2. Указания руководителя следственного органа о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, планы расследования по делу подшиваются перед постановлением о возбуждении уголовного дела (черновые подшивки). При подготовке уголовного дела для передачи обвиняемому и его защитнику в порядке ст. 217 УПК РФ (для ознакомления) упомянутые указания оставляются в материалах, в случае, если они носят процессуальный характер, например, обязывают следователя провести следственные действия. Если же указания касаются непроцессуальных вопросов: тактики расследования, необходимости устранения допущенных ошибок и т.п., то они изымаются из дела и приобщаются к надзорному производству (НП). Это касается и планов расследования. Это также непроцессуальные документы.
  3. При направлении уголовного дела в суд сразу после передней обложки подшивается бланк справки о результатах судебного рассмотрения, а также опись.
  4. Далее за описью в начале дела располагаются: постановление о возбуждении уголовного дела (постановление о принятии дела к производству), рапорты (заявления) и материал проверки (объяснения, справки),
    послужившие основанием для возбуждения уголовного дела. Чаще всего именно здесь размещается блок материалов доследственной проверки или результатов оперативно-розыской деятельности.
  5. Постановления об изъятии и передаче уголовного дела, постановления о принятии дела к производству, постановления о продлении сроков следствия и содержания под стражей (с постановлением о возбуждении ходатайств перед судом о продлении стражи10), постановле-ния о приостановлении и возобновлении предварительного расследования, уведомления об этом соответствующих участников процесса.
  6. Протоколы осмотра места происшествия, осмотра трупа, постановления о назначении судебных экспертиз, протоколы ознакомления обвиняемых и потерпевших с постановлениями о назначении экспертиз, заключения экспертов, протоколы ознакомления с заключениями экспертов, протоколы допросов экспертов.
  7. Постановления и протоколы о производстве выемок, обысков, осмотров ве­щественных доказательств, постановления о признании и приобщении вещественных доказательств, расписки о возврате, расписки о передаче на ответственное хранение.
  8. Постановления о признании потерпевшим, протоколы допросов потерпевшего, постановления о признании представителем или законным представителем. За протоколами допроса потерпевшего идет весь характеризующий его материал, в том числе документы, удостоверяющие его личность.
  9. Протоколы допросов свидетелей. При допросе одного и того же лица несколько раз протоколы подшиваются вместе, по хронологии (по датам).
  10. Материалы, собранные в связи с привлечением лица в качестве об­виняемого: протоколы задержания в порядке ст.ст. 91–92 УПК РФ, постановления о применении и изменении меры пресечения; ордер адвоката-защитника, показания, данные им в качестве свидетеля, подозреваемого, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, протокол допроса обвиняемого, протоколы последующих следственных действий (допросы, очные ставки, следственные эксперименты, проверки показаний на месте) с его участием (подшивать по хронологии). После протоколов следственных действий по каждому обвиняемому сразу следует подшивать характеризующий его материал.
  11. Иногда далее подшивают блок документов — результатов оперативно-розыской деятельности: отдельные поручения следователя в порядке ст. 38 УПК РФ, справки оперативников о проделанной работе, протоколы, акты применения служебно-розыскной собаки, постановления о рассекречивании сведений и др.
  12. Материалы, устанавливающие и характеризующие личность обвиняемого: копия паспорта (свидетельство о рождении, карточка формы № 1), справки о судимостях, состоянии здоровья, сос­таве семьи, наградах, характеристики, требование о судимостях, копии приговоров. При этом ответ на запрос следует подшивать сразу после соответствующего запроса. После каждого запроса должен быть ответ. Кроме того, следует подшить все ответы по судимостям за требованием о судимостях. При этом запросы с приговорами нужно расположить по хронологии (от более ранних к более поздним). Запросы и характеристики также следует подшивать не в разброс, а «блоком». Если направляются напоминания, подшивать за запросом, по которому направлено напоминание.
  13. Иное: исковые заявления, постановления о наложении ареста на имущество, вклады, протоколы наложения ареста; постановления о передаче ценностей на хранение.
  14. Постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), о выделении материалов.
  15. Представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
  16. Протокол об объявлении обвиняемому и его защитнику об окончании следствия.
  17. Протокол ознакомления потерпевшего с материалами дела (уведомления).
  18. Протокол ознакомления обвиняемого с материалами дела, графики ознакомления, ходатайства и постановления о разрешении ходатайств. По некоторым уголовным делам, например, по обвинению в совершении преступления, предусмотренного соответствующим пунктом ч. 2 ст. 105 УК РФ, здесь же подшиваются отдельные протоколы ознакомления обвиняемых с их правами по ч. 5 ст. 217 УПК РФ (вопросы суда присяжных и прочее).
  19. Обвинительное заключение со списком лиц и справкой (ст. 220 УПК РФ).
  20. Уведомление потерпевшему, а также обвиняемому и его защитникам о направлении дела в суд.
  21. Расписка в получении обвинительного заключения.

Если материалов больше, чем 1 том, целесообразно разделять документы не произвольно, а так: во 2-й (отдельный) том выделить только «блок» (следственные действия и за ними характеризующий материал) потерпевшего и «блоки» (следственные действия и за ними характеризующий материал) на обвиняемого.

При составлении документов следует обязательно оставлять поля для подшивки. Как подшить протокол следственного действия, если там не соблюдены поля? Надо вырезать полосу белой бумаги шириной 2,5 см по высоте протокола. Приложить этот вырезанный листок вплотную к левому краю протокола и склеить скотчем (вертикально од-ной полосой) с обеих сторон. Скотч ровнее ложится, если его держать за оба конца над местом склеивания и начинать опускать на листки с центральной части скотча. Затем на ту же ширину (2,5 см) загнуть по вертикали правую часть протокола и оставить в таком положении. Теперь можно подшивать. И текст в протоколе будет читаться, и протокол не будет торчать из дела. 

Систематизация материалов уголовного дела

Как известно, в деятельности следователя существенную роль играют не только его специальные знания, профессиональные навыки и интуиция, способность не только логически мыслить, но и умение ясно, точно и однозначно выражать свои мысли языковыми средствами.

Совершенно нереально предположить (это подтверждает и следственная практика), что обвинительный акт, написанный группой лиц, будет отвечать предъявляемым к нему требованиям. Вполне очевидно, что обвинительный акт, написанный разными людьми, каждому из которых присуща своя манера изложения, будет страдать стилистическим разнобоем, окажется неудобочитаемым и неясным.

По нашему мнению, обвинительный акт по многоэпизодным групповым уголовным делам должен составлять только руководитель группы.

Как устанавливаются сроки следствия уголовных дел: особенности, порядок, последствия Каждое уголовное дело в зависимости от состава преступления, его обстоятельств, собранных доказательств, показаний участников, имеет несколько этапов рассмотрения. Основным моментом запуска рассмотрения уголовного производства считается направление заявления о совершенном или готовящемся преступлении от любого гражданина или физического лица в письменной или устной форме.

Для таких дел наиболее приемлемо размещение материалов по эпизодам и лицам, участвовавшим в преступной деятельности, а именно:

  1. Первый том (группа томов):
    1. Постановление о возбуждении уголовного дела (дел), о принятии его к производству, о создании следственной группы, об изменении в ее составе.
    2. Протоколы ознакомления обвиняемых с составом следственной
      группы11.
    3. Постановления о продлении сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей.
    4. Постановления о соединении, выделении дел, указания о проведении дополнительного расследования.
    5. Материалы, полученные следователями до возбуждения дела (результаты проверочных, оперативно-розыскных мероприятий).
      Чаще всего подшивается в начало материалов по каждому из эпизодов преступлений.
  2. Второй том (группа томов) — материалы, касающиеся отдельных
    эпизодов и причастных к ним лиц:

    1. Постановления о назначении экспертиз и ревизий; заключения и акты; протоколы ознакомления с последними.
    2. Постановления и протоколы производства выемки документов,а также различные материалы, полученные из учреждений, организаций и предприятий (с запросами о них).
    3. Представления в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ.
  3. Третий том (группа томов):
    1. Материалы по конкретным эпизодам преступной деятельности в хронологическом порядке. По каждому эпизоду — показания свидетелей и потерпевших, бухгалтерские и прочие документы.
      Здесь же материалы, касающиеся всех или нескольких эпизодов и лиц. Размещение документов о мероприятиях, относящихся к нескольким обвинениям, следует описывать в справочном листке к этому тому, группе томов (неофициальный документ).
    2. Здесь же могут быть размещены данные, характеризующие потерпевших.
  4. Четвертый том (группа томов): материалы по поводу привлечения в качестве обвиняемых. По каждому обвиняемому группируются в определенной последовательности:
    1. Его показания, будучи свидетелем, подозреваемым;
    2. Само обвинение и показания по предъявленному обвинению.
    3. Протоколы последующих допросов обвиняемого. Собственноручные заявления, ходатайства.
    4. Документы, характеризующие личность: справки о судимости,
      состоянии здоровья, составе семьи, наградах, характеристики (работа, место жительства и др.), копии приговоров по предыдущим
      судимостям и т. д.
    5. Постановления и протоколы производства выемок и обысков.
    6. Постановления и иные документы по поводу ареста на имущество.
  5. Пятый том (группа томов):
    1. Постановления о прекращении дела в отношении отдельных
      лиц, в части отдельных эпизодов и др.
    2. Постановления о выделении материалов (дел) в отдельные производства и описи этих материалов.
    3. Документы по поводу окончания следствия и ознакомления
      обвиняемых и их защитников с материалами дела.
    4. Ходатайства стороны защиты и решения следователя по ним,
      включая материалы проведения дополнительных следственных
      действий.
    5. Обвинительное заключение со всеми приложениями. Документы
      о направлении дела в суд. 

Важно

Первым этапом механизма рассмотрения дела является возбуждение уголовного производства следователем, дознавателем или прокурором. Оно происходит, если факт совершения преступления полностью доказан, проведены все необходимые экспертизы и проверки. Срок возбуждения уголовного производства может длиться до 30 дней по ходатайству о продлении его следователем или дознавателем.

Контроль соблюдения законодательства

Контроль и надзор за органами производящими расследование осуществляет прокуратура. Именно это организация имеет право истребовать уголовное дело для проведения проверки. Поэтому некоторые граждане, которые недовольны ходом расследования уголовного дела могут обратиться в органы прокуратуры с жалобой на действия следователя или дознавателя, изложив подробно свои недовольства.

Анализ материалов уголовного дела на предмет выявления процессуальных ошибок

Анализ всех имеющихся материалов уголовного дела является ответственным этапом работы адвоката и одной из сложнейших юридических услуг. В ходе изучения документации защитник должен выявить возможные ошибки следствия и прочие нарушения закона. Адвоката интересуют процессуальные ошибки, допущенные не только во время предварительного расследования, но и в ходе рассмотрения дела в суде.

Этапы работы с материалами уголовного дела

Первичное ознакомление с материалами может происходить и до заключения формального соглашения адвоката с доверителем о предоставлении юридической помощи – анализируется устная информация, объяснения частных лиц. Основной этап изучения материалов начинается после допуска адвоката к делу, он вправе ознакомиться с такими документами, как протокол задержания, протоколы всех следственных действий, в которых участвовал подозреваемый, обвиняемый, постановление о применении определенной меры пресечения, и прочими документами, имеющими непосредственное отношение к подзащитному.

Адвокат проверяет:

  • Правильность применения норм уголовного законодательства в процессе квалификации преступления, а также во время назначения наказания.
  • Соблюдение уголовно-процессуальных норм (процедуры судопроизводства).

Результатом анализа будет письменное заключение, в котором подробно излагаются все процессуальные ошибки с указанием конкретных норм закона и разъяснениями соответствующих положений судебной практики.

Адвокат имеет право:

  • на полное ознакомление с материалами соответствующего уголовного дела в целях проверки на предмет возможных процессуальных ошибок (это положение относится и к вещественным доказательствам, таким как предметы, фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы);
  • на повторное обращение к любому тому уголовного дела;
  • фиксации любых сведений, копирования документов;
  • ознакомления с материалами совместно с подзащитным или раздельно .

Основной практической пользой тщательной проверки процессуального аспекта материалов дела является возможность оспаривания законности методов сбора доказательств против подзащитного. Иначе говоря, если адвокат сумеет доказать незаконный способ получения того или иного доказательства, действующего вопреки интересам клиента, оно потеряет силу во время судебного разбирательства. Также немалую пользу подзащитному принесут выявленные процессуальные ошибки, подтверждающие отсутствие реального состава преступления, заблуждения следствия, погрешности во время проведения следственных экспериментов, пробелы или противоречия в показаниях свидетелей или экспертов.

Заключение по результатам анализа может быть использовано:

  • для подготовки к предстоящему судебному разбирательству по уголовному делу (в данном случае проверка материалов проводится по окончании предварительного следствия);
  • для адекватной оценки перспективы обжалования озвученного приговора в вышестоящей судебной инстанции или в процессе подготовки жалобы (анализ материалов проводится после провозглашения приговора).

Естественно, заключение само по себе ни в коей мере не заменит профессиональной помощи адвоката, непосредственно участвующего в разбирательстве. Следует отдельно отметить, что адвокат проверяет материалы уголовного дела для выявления следственных ошибок по копиям, от полноты предоставленных документов зависит качество результата, его польза для подзащитного.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Работа с документами в судах основывается на действующей Инструкции по судебному делопроизводству, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ №36. Любая запись несет в себе информационную нагрузку, в том числе цифры в номере дела. Расскажу на примерах, что они означают.

СодержаниеПоказать

  • 👩‍⚖ Что означают цифры в номере судебного дела
    • Индексы для регистрации материалов в производстве
    • Значение цифр в номере
    • УИД: что это такое и где указывается
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

👩‍⚖ Что означают цифры в номере судебного дела

Посмотрим для примера вот на эту запись: 3-20/2016. Вопреки впечатлению, порядок цифр не означает обычный порядковый номер документа, и присваивается он не на основании общего количества дел.

Индексы для регистрации материалов в производстве

Каждое рассматриваемое в суде дело маркируется особым индексом. Благодаря этому можно сразу определить, к какому производству (уголовному, гражданскому и т. д.) нужно отнести те или иные документы. Основные виды дел маркируются следующими индексами:

  • 1 – уголовное дело;
  • 2 – гражданское;
  • 2а – административное;
  • 3 – судебный контроль за действиями органов следствия и дознания;
  • 4 – исполнение приговоров: рассмотрение представлений и ходатайств;
  • 5 – административные правонарушения;
  • 6 – применение медицинских мер принудительного характера;
  • 7 – направление несовершеннолетних в специальные учреждения;
  • 8 – наложение штрафов и взысканий, изъятие залогов в пользу государства;
  • 9 или М – отказы в принятии заявлений к рассмотрению и возвращенные материалы дел вместе с материалами, собранными до принятия заявления к рассмотрению;
  • 9а – административное дело, по которому заявление не принято или возвращено;
  • 9у – частные обвинения, по которым заявление не принято или собранные документы возвращены;
  • 10 – уголовно-правовые апелляции;
  • 11 – гражданско-правовые апелляции;
  • 12 – рассмотрение жалоб на постановления в производствах по административным правонарушениям;
  • 13 – исполнение решений;
  • 13а – исполнение решений в административном процессе;
  • 14 – проведение оперативно-розыскных мероприятий;
  • 15 – иные материалы.

Нужно ли обычным гражданам рассказывать про расшифровки нумерации судебных документов?

Да. Лучше рассказать им правильно, чтобы не запуталисьНаверное, нужно. Вдруг придется лично столкнуться с этимНе знаю, не задумывался над этимНет. Эта информация никогда не пригодится

Значение цифр в номере

Номер складывается из трех частей:

  • первая цифра – индекс, определяемый в зависимости от типа производства;
  • цифры до дроби – порядковый номер, который присваивается делу в картотеке судебных документов;
  • указывается через дробь – год рассмотрения.

В частности, запись 5-20/2016 будет означать производство по материалам административного дела, внесенное в судебную картотеку под номером 20 и рассмотренное в 2016 году.

Если встречается запись с дополнительной цифрой, например, 1-2-34/2015, то это нужно читать так:

  • первая цифра – индекс вида судебного производства;
  • вторая цифра – код здания суда, в котором дело вносится в судебную картотеку, в том случае, если суд размещен в нескольких помещениях (строениях);
  • цифра до дроби и цифра после нее – порядковый номер в картотеке и год.

Для апелляций или кассаций цифры могут дополняться номером того дела, на основании которого материалы рассматриваются во второй инстанции. Например, в записи 1-23/2016(2-34/2015) цифры в скобках будут указывать на дело, рассмотренное в суде первой инстанции, а перед ними – на апелляционное или кассационное производство.

Такая нумерация применяется для завершенных дел. Если производство не завершено и материалы находятся на рассмотрении, в нумерацию добавляется еще одна составляющая: ~М-555/2022. Знаки ~М означают открытое производство, цифры перед дробью – номер, указывающий на рассматриваемые материалы, а цифры после дроби – текущий год.

Самый сложный вариант нумерации, например, 1-2-23/2016(1-34/2015) ~М-555/2016, читается следующим образом: апелляция (кассация) по делу №23, рассматриваемому в судебном присутствии №2 в 2016 году на основании материалов уголовного дела №34 от 2015 года. Производство по делу не завершено, в данный момент рассматриваются конкретные материалы, обозначенные номером 555. Конечно, пример схематичный, но позволяет понять, что означают цифры и их порядок в конкретном шифре.

Какими бывают сроки давности в разных правовых сферах. Различия в уголовных, административных и гражданских делах

Читать

Как вести себя на судебном заседании. 6 советов юриста

Подробнее

Что нужно учесть, если вы собираетесь обратиться в суд. Памятка

Смотреть

УИД: что это такое и где указывается

Уникальный идентификатор дела (УИД) – это тот номер, который автоматически присваивается делу при его регистрации в суде первой инстанции. УИД обязательно проставляется на обложке папки с материалами, во всех учетных карточках, регистрирующих его.

Уникальный идентификатор указывается во всех документах, сопровождающих дело при передаче его по инстанциям или по стадиям производства, а также на его заверенных копиях. В текущем деле УИД будет указан в самом начале: 11AS0001-1-2-23/2016, а в решениях и определениях судов номер будет указан уже без идентификатора.

❓ Часто задаваемые вопросы

Можно ли в интернете найти материалы дела, зная его номер?

— Можно, на сайте ГАС РФ «Правосудие». Вводите в поисковую строку данные и получаете ответ на запрос. Номер вводится в формате 1-111/2023.

Нумерация судебного дела длинная и сложная. Это просто случайный набор или он что-то означает?

— В нем нет случайных цифр, они все имеют значения, по которым можно определить вид производства по делу, дату, порядковый номер дела при его открытии в суде первой инстанции и номер, присвоенный при внесении в судебную картотеку. Можно даже определить, в каком здании суда ведется производство.

Помогите расшифровать запись 7-111/2022?

— Цифра 7 означает производство по делу о направлении несовершеннолетнего в специальные учреждения, 111 – это нумерация по судебной картотеке, 2022 – год рассмотрения.

  • Как печатать зачеркнутый текст на телефоне
  • Как пишется номер телефона со скобками
  • Как печатать в ворде на телефоне
  • Как пишется номер телефона на английском
  • Как перешить телефон на андроиде