Как писать красиво номер задания

Успех в получении знаний по математике начинается с правильного и аккуратного оформления тетради, так как это воспитывает у учащихся внутреннюю культуру; уважение к своему труду; уважение к педагогу и другим людям, которые смотрят тетради; последовательность и системность в работе; внимательность и мн. др. С целью формирования у учащихся навыков аккуратного ведения записей педагогу следует систематически уделять внимание каллиграфии и формированию умения оформлять выполненную в течение учебного занятия работу в тетрадях.

В процессе работы педагога на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий.

Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий на I ступени общего среднего образования в учебных тетрадях по учебному предмету «Математика»: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения геометрических заданий.

Согласно документу «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі» учебные и контрольные работы по учебному предмету «Математика» учащиеся I класса выполняют в соответствующих тетрадях на печатной основе [1]. Для выполнения учебных и контрольных работ по математике учащимся II–IV классов рекомендуется иметь 3 тетради (2 тетради для учебных работ и 1 тетрадь для контрольных работ). Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком, исправления выполняются без использования корректора. Чертежи, схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки выполняются аккуратно карандашом (при необходимости цветными карандашами, кроме красного) или ручкой, при необходимости — с применением линейки и циркуля.

Предъявляются единые требования к написа­ нию цифр в однозначных и многозначных числах. Цифры следует писать с наклоном в отдельной клетке, к правой стороне. Необходимо соблюдать соответствие между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи. Образцы написания цифр представлены в учебном наглядном пособии «Демонстрационный набор письменных цифр и математических знаков».

Начинаем писать в тетради со 2-й сверху полной клетки. Часто разлиновка в тетрадях в клетку может начинаться с «неполной» клетки, поэтому следует пропустить сверху страницы одну «полную» клетку и начинать запись со второй.

Во ІІ–ІV классах дата выполнения учебной или контрольной работы записывается посередине строки: день месяца арабской цифрой, название месяца — прописью.

Для того чтобы ученику II класса научиться определять место начала записи даты и легко
расположить дату посередине страницы, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от полей) слева 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей.

На следующей строчке (посередине) после даты в учебных тетрадях пишется Классная работа или Домашняя работа. Между датой и словами Классная работа или Домашняя работа пропускается одна клетка вниз, между словами Классная работа или Домашняя работа и заданием — 2 клетки вниз. (Рис. 1.)

Image

Рисунок 1

Следует отметить, что во II классе все буквы в тетрадях по математике учащимся удобнее будет писать аналогично письму на уроках языка — высотой в целую клетку. При повышении скорости письма высота букв может уменьшаться до 2/3 высоты клетки (в III и IV классах).

После даты, слов Домашняя работа, Классная работа, Задача точка не ставится. Желательно запись даты, слов Классная работа, Домашняя работа располагать вместе с содержанием работы, не отрывая от основного текста (не оставлять на другой странице).

Слова «примеры», «уравнения», «неравенства», «проверка навыков устного счёта» во ІІ–ІV классах не пишутся.

Для отделения одной учебной работы от второй и для выставления отметки пропускаются четыре клетки вниз.

Одним из важных видов работы является подготовка к проверке навыков устного счёта, которая проводится дважды в течение учебного года. Проходит эта подготовка в виде заданий для устных вычислений (математических диктантов). Оформление результатов диктанта может быть выполнено разными способами: в строку или в столбики. Педагогу следует обучить учащихся фиксировать ответы по-разному. Перед проверкой учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математического диктанта в строку учащиеся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа на его месте нужно поставить прочерк, что предотвратит затруднения как у учителя, так и у учащихся при проверке результатов выполненного диктанта (при самопроверке и при взаимопроверке). (Рис. 2.)

Image

Рисунок 2

Второй способ фиксации результатов — запись в столбики. Перед началом проверки навыков устного счёта учитель сообщает классу о способе фиксации результатов. Согласно пункту 2.4 документа «Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам на I ступени общего среднего образования» проверка устного счёта включает 10 заданий. Учащиеся до диктанта записывают половину порядковых номеров ответов (5) в первый столбик, а вторую половину — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговорённое количество клеток, например 10 [2]. Порядковые номера заданий записываются с круглой скобкой. В ходе выполнения диктанта учащиеся записывают ответ рядом с порядковым номером. Рядом с номерами невыполненных заданий следует поставить прочерк. (Рис. 3.)

Image

Рисунок 3

В IV классе при изучении нумерации многозначных чисел фиксация результатов проверки навыков устного счёта может осуществляться в один столбик. (Рис. 4.)

Image

Рисунок 4

В тетрадях по учебному предмету «Математика» начиная со ІІ класса при оформлении решения заданий на отдельной строке указывается вид учебной работы — задача. Между названием вида задания, решением и ответом пропускается соответственно одна клетка вниз. Слово решение перед решением задачи не записывается. Таким образом, в оформление задачи входят слово Задача, запись решения и Ответ.

Слово Задача записывается с большой буквы посередине строки. Ориентировочно, как и при записи даты, необходимо отступить от левого края страницы 10 клеток. Если запись задачи располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести воображаемую линию от первой цифры даты вниз, первая буква слова Задача будет расположена под первой цифрой даты. (См. рис. 5.)

Одним из этапов работы над задачей является анализ текста задачи и интерпретации условия задачи [3].

К видам интерпретации условия задачи относятся краткие записи текста задачи, схемы, предметные иллюстрации. Интерпретация условия — необязательный этап в работе над задачей. Необходимость в ней возникает тогда, когда учащиеся затрудняются в решении задачи. Учитель вправе выбирать и разрабатывать свои способы интерпретации условия. К задачам может быть выполнена краткая запись. Она записывается после слова Задача. Между строками пропускается одна клетка. Буквы и цифры пишутся в соответствии с рассмотренными выше требованиями.

Основной способ записи решения составных задач на I ступени общего среднего образования — по действиям. Запись решения выражением даётся в ознакомительном плане [3]. При записи решения составной задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставится порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Рис. 5.)

Image

У Пети 7 конфет, у Лены на 2 конфеты меньше. Сколько всего конфет у детей?

При оформлении решения задачи выражением порядковый номер в начале строки не ставится. (Рис. 6.)

Image

Рисунок 6

В III и IV классах решение может быть оформлено разными способами: по действиям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с вопросами, с планом.

Решение задачи по действиям с краткими пояснениями. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосочетанием). После наименования, записанного в круглых скобках, ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный вопрос. (Рис. 7.)

Image

Рисунок 7

Дети сделали 7 поделок из соломки и 9 поделок из бумаги. На школьную выставку взяли 10 поделок. Сколько поделок осталось?

Решение задачи по действиям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Рис. 8.)

Image

Рисунок 8

Для детского сада купили 5 ящиков груш по 24 кг в каждом. Из одной шестой части груш сварили компот, а остальные груши раздали детям на полдник. Сколько килограммов яблок раздали детям?

Решение задачи с вопросами. Запись задачи такого типа предполагает постановку вопросов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записывается действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Рис. 9.)

Image

На склад привезли 848 мешков крупы. Восьмую долю составила манная крупа, а седьмую долю остатка — гречневая крупа. Сколько мешков было с гречневой крупой?

Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Рис. 10.)

Image

В задачах, где при решении необходимо выполнить письменные вычисления, целесообразно решение сразу записывать в столбик. Если решение задачи записывается выражением, при этом необходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением.

Наименование пишется после каждого действия задачи или после выражения в скобках с маленькой буквы. В записи наименования допускаются сокращения, по языковым правилам наименование должно оканчиваться на согласный, после которого ставится точка (в случаях, если это сокращение не является общепринятым). В наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измерения веса: г, кг, т, ц, единицы измерения времени: сут, ч, мин, с точки не ставятся.

Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставится двоеточие. После двоеточия на первом месте рекомендуется записать результат решения задачи (число), а после него — пояснение к решению. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (километров — км, метров — м, километров в час — км/ч и т. п.). Ответ записывается к каждой задаче.

Если задача решается несколькими способами, необходимо записать 1 способ, 2 способ. Ответ в этом случае записывается один раз, как и если решение задачи записано по действиям, а затем выражением.

Если решение задачи выполнялось с полным пояснением, с записью вопросов по действиям, ответ может быть записан кратко. При этом записывается числовое значение и наименование либо число и словосочетание, отражающие ответ задачи. (См. рис. 8–10.)

Если решение задачи записано выражением, по действиям с краткими пояснениями или без них, то ответ задачи должен быть полным (в виде числа и предложения). (См. рис. 5–7.)

При выполнении заданий на нахождение значения математического выражения записи оформляются единообразно. Рассмотрим следующие варианты:

• математическое выражение состоит из одного действия, которое решается устно. Необходимо записать выражение в строку и рядом ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками рекомендуется пропускать в сторону 3 клетки, отсчитывая от самого длинного примера в столбце, а вниз между столбиками — 2 клетки. (Рис. 11.)

Image

• Если для решения математического выражения, которое состоит из одного действия, требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик. В строке можно разместить несколько математических выражений с письменными вычислениями при выполнении условия, что вправо между ними необходимо пропускать не менее 3 клеток. (Рис. 12.)

Image

Рисунок 12

• На одной строке может размещаться математическое выражение, а рядом с ним — проверка. (Рис. 13.)

Image

Рисунок 13

• При письменном умноже ии на трёхзначное число следует размещать на одной строке только 2 примера, так как при записи происходит сдвиг влево. (Рис. 14.)

Image

Рисунок 14

• Если необходимо выполнить несколько примеров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разместить примеры на деление, а под ними проверку. (Рис. 15.)

Image

Рисунок 15

• При решении математических выражений на порядок действий сначала необходимо записать выражение в строку, затем определить порядок выполнения действий. Записать каждое действие под выражением. Окончательный результат записать в выражение после знака «равно». В случае, если действия предполагают устные вычисления, записывать их не нужно. (Рис. 16, 17.)

Image

Рисунок 16

Image

Решение уравнения записывается в столбик и включает в себя: уравнение, способ нахождения неизвестного, результат вычисления, проверка решения уравнения. Слова Решение и Проверка не записываются. (Рис. 18.) Уравнения можно записать в столбики, пропустив между ними 3 клетки.

Image

Рисунок 18

Сравнение чисел. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Рис. 19, пример 1.)

Image

Если число необходимо сравнить с выражением, то в записи между ними оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Рис. 19, пример 2.)

При сравнении двух выражений в записи между ними оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно записать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем на верхней строке в исходном выражении. (Рис. 19, пример 3.)

Сравнение величин требует внимания к единицам их измерения. Если величины выражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение производится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между величинами после установления их равенства или неравенства. (Рис. 20, пример 1.)

Image

Рисунок 20

При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым единицам измерения; если это возможно, поставить требующийся знак. (Рис. 20, пример 2.) Если такой возможности нет, обязательным условием является приведение величин к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следующей строке. После сопоставления преобразованных величин можно поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Рис. 20, пример 3.)

При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.

Если задание предполагает только начертить фигуру, от предыдущего задания следует отступить две клетки и начертить заданную геометрическую фигуру.

Если задание предполагает нахождение параметров геометрической фигуры и не предполагает чертёж, то выполнение задания следует оформлять как решение задачи: слово Задача , решение (нахождение параметров геометрической фигуры), Ответ. (Рис. 21.)

Image

Рисунок 21

Длина прямоугольни ка 16 см, а ширина в 8 раз меньше. Вычислите периметр прямоугольника.

Если задание предполагает нахождение параметров геометрической фигуры и её чертёж, то оформляется это так же, как задача. Сначала проводятся вычисления, затем делается чертёж фигуры с полученными данными. Запись длин сторон фигуры выполняется ручкой. (Рис. 22, 23.)

Image

Рисунок 22

Image

Рисунок 23

Оформление чертежа отрезков (рис. 24).

• Начинаем чертить отрезок, отступая от левого края страницы 1 полную клетку.

• Отрезки следует чертить друг под другом, при этом их начальные точки должны находиться на одном расстоянии от левого края страницы.

• Пропуски между отрезками вниз составляют 2 клетки с учётом последующей записи их длины.

• Края отрезков отмечаются небольшими штрихами.

Image

Рисунок 24

Нахождение значения выражения с переменной записывается следующим образом. (Рис. 25, 26.)

Image

Рисунок 25

Image

Рисунок 26

Известно, что
a · b = 170.

Чему равны значения выражений?
(a · 10) · b
a · (b · 2)
b · (a · 4)

При каких значениях буквы а неравенство
а · 7 < 35

будет правильным? [4].

К оформлению контрольных работ предъявляются практически те же требования, что и к классным работам. В случае необходимости учащимися аккуратно делаются исправления на месте допущенных недочётов. Краткая запись к задаче, вопросы, пояснения, которые помогают при обучении решению задач, в контрольной работе не требуются. Формулировки заданий контрольной работы учащимися не переписываются, в тетради ставится порядковый номер выполняемого задания.

Порядок выполнения заданий контрольной работы учащийся может выбрать сам. Записывая решения заданий, необходимо ставить тот порядковый номер задания, под которым оно отмечено в контрольной работе. (Рис. 27.)

Image

Рисунок 27

В статье освещены отдельные случаи оформления записей по учебному предмету «Математика». Следует отметить, что рекомендации и образцы оформления являются примерными. В случае, если методическим объединением учителей начальных классов разработаны и утверждены локальные нормативные требования к оформлению письменных работ, не противоречащие методическим рекомендациям, а конкретизирующие и уточняющие их, они имеют право быть внедрены в педагогическую деятельность. Основным и важным является требование единообразия оформления записей всеми учащимися.

Без сомнения, соблюдение правил оформления тетрадей на I ступени общего среднего образования способствует воспитанию у учащихся культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей. Однако необходимо помнить, что оформление работ вместе с тем не отражает математической подготовки учащихся. Важно, чтобы записи в учебной тетради учащегося были рациональными, единообразными, экономичными, лаконичными и при этом эстетично оформленными.

Правила оформления письменных работ по русскому языку и математике

Общие положения

· Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

· Обязательно следует заполнять учащимся образцы, то есть строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги, цифры, которые требуют корректировки).

· Перед каждой «Домашней работой» следует оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки, допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).

Русский язык

1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на третьей).

2. При оформлении красной строки надо сделать отступ слева не менее 2 см (2 пальца).

3. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.

4. При оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

6. Справа дописываем до конца строки, используя перенос слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

7. При записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.

8. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки. Со 2 класса допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

9. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа над ошибками.)

10. Номера всех упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)

11. Все подчёркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки).

12. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).

Математика

1. Между классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).
2. Между видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки.
3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 3 клетки вправо, пишем на 4-ой.
4. Номера заданий следует записывать в центре строки.
5. Число пишут традиционно в центре строки.
6. При решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она помогает учащемуся.
7. При решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.

Образцы оформления заданий на уроках математики

В ходе работы на уроках математики возникают частные вопросы оформления отдельных заданий: решения задач, нахождения значения числовых выражений, уравнений, неравенств, выполнения геометрических заданий.

Рассмотрим примерные рекомендации по оформлению отдельных заданий младшими школьниками в тетрадях по математике.

Во-первых, необходимо научить младших школьников легко определять количество строк, которые следует пропускать.

Между работами — 4 клетки, внутри работы между заданиями — 2 клетки, внутри заданий между действиями — 1 клетку (образец 1).

Требования к написанию цифр как в однозначных числах, так и в многозначных предъявляются единые. Каждая цифра пишется с наклоном в отдельной клетке, прислоняясь к её правой стороне. Особенно это требование актуально при выполнении действий с многозначными числами. Образцы написания цифр представлены в учебном наглядном пособии «Демонстрационный набор письменных цифр и математических знаков».

Во II классе учащимся удобнее все буквы в тетрадях по математике писать высотой в целую клетку (аналогично письму на уроках языка). В III и IV классах высота букв при повышении скорости письма может уменьшаться до 2/3 высоты клетки.

После даты, слов Домашняя работа, Классная работа. Задача точка не ставится. Слова Примеры, Уравнения, Неравенств, Математический диктант, Контрольный устный счёт в начальных классах не пишутся.

Как ученику II класса (именно в этом возрасте они начинают записывать дату выполнения работы) научиться определять место начала записи Даты? Например, можно договориться отсчитывать от начала страницы (или от полей) 10 полных клеток, а в 11-й начинать запись даты, тогда будет достигнуто единство оформления письменных записей и ученику легко будет расположить дату посередине страницы.

Оформление математических диктантов может быть выполнено разными способами. Учащиеся I класса пишут под диктовку числа, учатся писать математические диктанты, записывая результаты в строку через запятую. Начиная со II класса результаты диктанта можно оформлять в строку или в столбики. Учащиеся должны быть научены фиксировать ответы по-разному. Перед математическим диктантом учитель оговаривает с учащимися способ записи ответов. При записи результатов математического диктанта в строку учащиеся пишут каждый последующий результат через запятую. В случае отсутствия ответа

на месте его ученик ставит прочерк. В противном случае проверка результатов выполненного диктанта вызовет затруднения, как у учителя, так и учащихся (при самопроверке и при взаимопроверке). (Образец 2.)

 Запись результатов математического диктанта может быть выполнена в столбики. Для этого перед началом диктанта учитель сообщает классу количество заданий предстоящего диктанта (10 или 12). Учащиеся до диктанта записывают половину порядковых номеров ответов (5 или 6) в первый столбик, а вторую половину — во второй, отступив вправо от записанных номеров заданий первого столбика оговоренное количество клеток, например 10. Порядковые номера заданий записываются с круглой скобкой.

В ходе выполнения математического диктанта учащиеся записывают ответ рядом с порядковым номером. Ответы, в которых учащийся сомневается, могут быть им пропущены. Заполнение их возможно и при самопроверке. Перед тем как отдать работу на проверку учителю или однокласснику, ученик должен рядом с номерами невыполненных заданий поставить прочерк. (Образец 3.)

В IV классе при изучении нумерации многозначных чисел фиксация результатов математического диктанта может производиться в один столбик. (Образец 4.)

В оформление задачи входит слово Задача, запись решения и ответа.

Слово Задача записывается с большой буквы посередине строки. Ориентировочно необходимо отступить от левого края страницы 10 клеток. Если запись слова Задача располагается на той же странице, что и дата, то учащимся удобно провести по воздуху линию от первой цифры даты вниз, так как первая буква слова будет расположена под первой цифрой даты. (См. образец 1.)

В I классе решение задачи записывается в виде числового выражения. Значение числового выражения (ответ задачи) подчёркивается. Полный ответ задачи проговаривается устно. (Образец 5.)

Со II класса пишутся слова Задача и Ответ. Второклассники учатся оформлять запись решения составной задачи. При записи решения задачи по действиям каждое действие пишется с новой строки. В начале строки ставится порядковый номер действия с круглой скобкой, отступается одна клетка и записывается действие. (Образец 6.)

Запись решения задачи может быть оформлена выражением. В этом случае порядковый номер в начале строки не ставится. (Образец 7.)

В III и IV классах решение может быть оформлено по действиям без пояснений, с полными или краткими пояснениями, с вопросами, с планом, а также выражением. Если решение задачи записывается выражением, то нет необходимости делать пояснения после действия. Результат поясняется только в ответе.

Решение задачи по действиям с краткими пояснениями

оформляется следующим образом. Пояснения к каждому из действий формулируются кратко (словосочетанием). Сразу после наименования ставится тире, и с маленькой буквы записывается пояснение, в котором заключается основной смысл ответа на поставленный вопрос. (Образец 8.)

Решение задачи по действиям с полными пояснениями оформляется следующим образом. (Образец 9.)

Решение задачи с вопросами предполагает постановку» вопросов к каждому из действий. Вопрос записывается с большой буквы с начала строки. После него ставится вопросительный знак, а затем с новой строки записывается действие. Порядковый номер действия в этом случае ставится один раз перед вопросом. (Образец 10.)

Решение этой же задачи можно оформить с планом. (Образец 11.)

При необходимости выполнить письменные вычисления решение задачи записывается сразу в столбик. (Образец 12.)

Если решение задачи записывается выражением, при этом необходимо произвести письменные вычисления, они располагаются под выражением. (Образец 13.)

Наименование пишется после каждого действия задачи или после выражения в скобках с маленькой буквы. В записи наименования допускаются сокращения (обязательно должно заканчиваться на согласный). После сокращения ставится точка, в случаях, если это сокращение не является общепринятым. Точка не ставится в наименованиях, обозначающих единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км, единицы измерения веса: г, кг, т, ц, единицы измерения времени: суг, ч, мин, с.

Слово Ответ записывается с начала строки, после него ставится двоеточие. После двоеточия на первом месте желательно записать число (результат решения задачи), а после него с_ маленькой буквы пояснение к нему. Ответ задачи может записываться как целыми словами, так и с использованием общепринятых сокращений (километров — км, метров — м, километров в час — км/ч и т. п.). Ответ записывается к каждой задаче.

В случае если задача решается несколькими способами, делается пометка «1 способ, 2 способ» и ответ записывается один раз. Если решение задачи записано по действиям, а затем выражением, то ответ тоже записывается один раз. Если решение задачи выполнялось с полным пояснением, с записью вопросов по действиям, ответ может быть записан кратко. При этом записывается числовое значение и наименование либо число и словосочетание, отражающие ответ задачи. (См. образцы 9, 10, 11.) Если решение задачи записано выражением, по действиям с краткими пояснениями или без них, то ответ задачи должен быть полным (в виде числа и предложения). (См. образцы 6, 7, 8, 12, 13.)

К задаче может быть выполнена краткая запись. Она записывается после слова Задача. Между строками пропускается одна клетка. Буквы и цифры пишутся в соответствии с рассмотренными выше требованиями.

Запись нахождения значения математического выражения также оформляется единообразно. Если математическое выражение состоит из одного действия, которое решается устно, ученик записывает его в строку и рядом — его ответ. При записи нескольких таких выражений между столбиками рекомендуется пропускать в сторону 3 клетки, а вниз между столбиками — 2. (Образец 14.)

Если математическое выражение состоит из одного действия, и для его решения требуются письменные вычисления, то оно сразу записывается в столбик и вычисляется. В строке можно разместить несколько математических выражений с письменными вычислениями при условии, что вправо между ними необходимо пропускать не менее 3 клеток. (Образец 15.)

При письменном умножении на трёхзначное число следует рекомендовать учащимся размещать на одной строке только 2 примера, так как при записи происходит значительный сдвиг влево. При необходимости на строке размешается математическое выражение, а рядом проверка вычислений. (Образец 16.)

Учащийся вправе сам принять решение о рациональном размещении на странице выполненных заданий. К примеру, если необходимо выполнить несколько примеров на деление многозначных чисел и сделать к ним проверку, на одной строке можно разместить примеры на деление, а под ними проверку. В таких случаях рекомендуется отступать вниз 2 клетки. (Образец 17.)

Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает устные вычисления, то учащийся сначала определяет порядок действий (его можно надписать над выражением), затем производит устные вычисления и записывает ответ. Выполнять запись устных действий не нужно. (Образец 18.)

Если математическое выражение состоит из нескольких действий, решение которых предполагает письменные вычисления, то сначала оно записывается в строку. Определяется порядок выполнения действий. Затем каждое действие записывается под выражением и выполняется. Полученный конечный результат записывается в первоначальную запись после знака «равно». (Образец 19.)

Решение простейшего уравнения записывается в столбик: само уравнение, способ нахождения неизвестного, результат вычисления (значение неизвестного), проверка решения уравнения. Можно расположить решение двух уравнений в 2 столбика. При этом между уравнениями в сторону необходимо отступить 3 клетки. Слова Решение

и Проверка, которые используются в

образце оформления уравнения на страницах учебника, в тетрадях учащимися не записываются. (Образец 20.)

Решение уравнений в два действия также записывается в столбик. Расположение двух таких уравнений также допустимо на одной строке при условии, что их решение не требует письменных вычислений. (Образец 21.)

Если при решении уравнения необходимо выполнять письменные действия с многозначными числами, их следует располагать справа от записи решения уравнения. (Образец 22.)

Сравнение чисел, выражений, величин. При сравнении двух чисел они записываются на строке с интервалом в одну клетку. В ней учащийся ставит знак. (Образец 23.)

При сравнении многозначных чисел учащийся производит сравнение поразрядно. Достаточно обратить внимание на различающиеся цифры в разрядах, начиная с высшего, подчеркнуть их. Во второй строке можно записать только те цифры, которыми различаются числа. Это будет основанием для сравнения чисел. (Образец 24.)

Если число необходимо сравнить с выражением, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значения выражения и сопоставления его с числом. (Образец 25.)

Если необходимо сравнить два выражения, то в записи между ними также оставляется клетка. Знак может быть вставлен только после нахождения значений обоих выражений. Найденные значения выражений целесообразно записать на следующей строке и после их сопоставления поставить знак сравнения между ними, а затем и  на верхней строке в исходном выражении. (Образец 26.)

При сравнении величин обращается внимание на единицы их измерения. Если величины выражены в одинаковых единицах измерения, то сравнение производится так же, как и сравнение чисел. Знак ставится между величинами после установления их равенства или неравенства. (Образец 27.)

Если сравниваются величины, выраженные в разных единицах измерения, необходимо оценить возможность их сравнения без приведения их к единым единицам измерения; если это возможно, поставить требующийся знак. (Образец 28.)

При сравнении величин, выраженных в разных единицах измерения, чаще всего обязательным условием является приведение их к одинаковым единицам (меньшим или большим). Запись лучше зафиксировать на следующей строке. После сопоставления преобразованных величин можно поставить знак равенства или неравенства и затем перенести его в исходное выражение. (Образец 29.)

Задания геометрического характера могут включать только вычерчивание геометрических фигур, только нахождение параметров геометрических фигур, либо задание на нахождение параметров и вычерчивание фигур.

Если задание предполагает только вычерчивание фигуры (фигур), от предыдущего задания отступают две клетки и чертят заданную геометрическую фигуру.

Если задание предполагает только нахождение параметров геометрической фигуры, то ученик должен оформить выполнение задания как решение задачи: слово Задача, решение (нахождение параметров геометрической фигуры), ответ. Если в задаче не требуется вычерчивание фигуры, этого и не нужно делать. (Образец 30.)

Если задание предполагает нахождение параметров и вычерчивание фигуры, то оформляется это тоже как задача. Ученик должен привыкнуть к тому, что любые вычисления (даже устные) при нахождении параметров должны быть зафиксированы письменно. Сначала проводятся вычисления, затем вычерчивается фигура с полученными данными. (Образец 31.)

В задании может быть задана длина первого отрезка. Второй и третий отрезки необходимо найти, а затем начертить. В таком случае ребёнку удобно начертить данный отрезок, вычислить размер второго отрезка (с записью действия), начертить полученный отрезок, затем найти длину третьего отрезка (с записью действия) и тогда его начертить. (Образец 32.)

Это же задание учащийся может оформить иначе. (Образец 33.)

Если к заданию было записано слово Задача, значит, к нему предполагается и Ответ.

Если необходимо произвести сравнение отрезков, значит, за                                                             писывается слово Задача, после вычерчивания отрезков записывается математическое действие, с помощью которого производилось сравнение (вычитание, деление). Завершается выполнение задания записью ответа.

Отметим некоторые особенности вычерчивания отрезков.

  • Чертим отрезки, отступая от левого края страницы 1 полную клетку.
  • Все отрезки необходимо чертить друг под другом, при этом их начальные точки должны находиться на одном расстоянии от левого края страницы.
  • Пропуски между отрезками вниз составляют 1 клетку.
  • Края отрезков отмечаются небольшими штрихами.

Нахождение значения выражения с переменной записывается следующим образом. (Образец 34.)

Требования к оформлению контрольных работ. Оформление их производится так же, как и классных работ. Исправления делаются в случае необходимости аккуратно. Краткая запись к задаче, вопросы, пояснения, которые помогают при обучении решению задач, в контрольной работе не требуются, так как их использование часто влечёт множество орфографических ошибок, не отражающих реальные математические знания детей. Формулировки заданий контрольной работы учащимися не переписываются в тетрадь. Ставится лишь порядковый номер выполняемого задания.

Порядок выполнения заданий контрольной работы учащийся может выбрать сам. Записывая решения заданий, он должен ставить тот порядковый номер задания, под которым оно стоит в контрольной работе. (Образец 36.)

Хочется отметить, что далеко не все частные случаи оформления записей по математике удалось осветить в статье. Кроме того, прописанные в данной статье рекомендации являются примерными. Если учителем, методическим объединением учителей наработаны более рациональные приёмы обучения учащихся оформлению записей в тетрадях по математике без нарушения общепринятых норм, они имеют право внедрять их в свою деятельность. Важным остаётся требование единообразия оформления записей всеми учащимися.

Работа по формированию у младших школьников культуры оформления записей в тетрадях по математике кропотливая, требует терпения. Однако необходимо помнить, что эти условности, используемые школьниками, не отражают математической подготовки учащихся, поэтому не следует строго наказывать учащихся за то, что кто-то из них пропустил не 10, а 11 клеток при записи даты или допустил и прочие отклонения. Важно, чтобы записи были рациональными, единообразными, экономичными, лаконичными и при этом эстетично оформленными.

Литература:

  1. Н. Л. Ковалевская, учитель высшей категории, методист высшей категории,

г. Минск//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, 2012 г., № 10, стр. 5-12

Настоящее положение разработано в целях
упорядочения ведения и соблюдения единого
орфографического режима в школе и
распространяется на обучающихся 1–11-х классов,
обучающихся по очной и индивидуальной формам
обучения.

Требования к ведению тетрадей.

I. Общие положения.

  1. Все записи в тетрадях следует оформлять
    аккуратным, разборчивым почерком.
  2. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки
    отчеркиваются простым карандашом).
  3. Обозначать номер упражнения и задачи;
    указывать, где выполняется работа (классная или
    домашняя).
  4. Соблюдать красную строку.
  5. Обучающиеся 1-11 классов пишут шариковой ручкой
    школьного образца. Паста заправки должна быть
    только синего цвета.
  6. Проверка тетрадей учителем осуществляется
    чернилами красного цвета.
  7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно
    написанную букву, знак, слово, словосочетание или
    предложение зачеркивать ручкой косой линией; не
    заключать неверное написание в скобки.
  8. Для обучающихся 1-11 классов текст каждой новой
    работы начинать с красной строки на той же
    странице тетради, на которой написаны дата и
    наименование работы.
  9. Между заключительной строкой текста одной
    письменной работы и датой или заголовком
    следующей работы в тетрадях по русскому языку
    пропускать две линейки, а в тетрадях по
    математике и другим предметам — 4 клетки (для
    отделения одной работы от другой и для
    выставления оценки за работу).
  10. Тетради обучающихся обязательно должны быть
    обернуты.
  11. Тетради по русскому языку (в линейку) и
    математике (в клетку) должны быть не толще 18
    листов.
  12. Пользоваться “штрихом” запрещается.
  13. Начиная с 4-го класса дата в тетрадях по
    математике, физике, химии, географии, биологии,
    истории пишется арабскими цифрами на полях:

Например: 21.12.03. (без буквы “г”).

Количество и назначение
ученических тетрадей

№ п/п Учебный предмет Класс Количество тетрадей
      Текущих Контрольных Практических
(лабораторных)
Творческих
1. Русский язык 1 прописи — период обучения грамоте
    1-4 2 1 1
    5-9 2 1 1
    10-11 1 1
2. Литература 5-7 1
    8-11 1 1
3. Математика 1 прописи — период обучения грамоте
    1-4 2 1
    5-6 2 1
4. Алгебра 7-11 2 1
5. Геометрия 7-11 2 1
6. ИЗО 1-8 альбом
7. Химия 8-11 1 1 1
8. Физика 7-11 1 1 1
9. География 6-11 1 1
10. Биология 6-11 1 1 1
11. Англ. язык 2-4 1 1- словарь
    5-11 1 1 1- словарь

II. Оформление надписей на обложках
ученических тетрадей.

Единообразно выполнять надписи на обложке
тетради: указывать, для чего предназначена
тетрадь (для работ по русскому языку, математике
и т.д.), класс, номер и название школы, фамилию и
имя ученика. Надписи на тетрадях следует делать
по следующему образцу:

ТЕТРАДЬ

для творческих работ
по русскому языку
ученика(цы) 2а класса
средней школы №6
Иванова Сергея.

Образец подписи рабочей тетради по английскому
языку в 5-11 классах следует оформлять по
следующему образцу:

English 5а form
Sedova Elena.

Словарь по английскому языку в 5-11 классах
следует оформлять по следующему образцу:

Dictionary
English 5а form
Sedova Elena.

Образец подписи тетради по английскому языку
для контрольных и проверочных работ:

For tests
English 5а form
Sedova Elena.

Тетради для обучающихся первого класса
подписываются только учителем, а тетради
обучающихся 2-11 классов подписываются самими
обучающимися.

III. Оформление письменных работ по русскому
языку.

  1. После каждой классной (домашней) работы в 1-11
    классах следует отступать две строчки (пишем на
    третьей).
  2. При оформлении красной строки сделать отступ
    вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца). Оформление
    красной строки должно осуществляться с самого
    начала оформления текстов с 1-го класса.
  3. В ходе работы не пропускать ни одной строки.
    Необходимо учитывать, что при оформлении
    письменных работ по русскому языку следует на
    новой странице писать с самой верхней строки,
    дописывая до конца страницы, включая последнюю
    строку.
  4. Справа дописывать до конца строки, при этом с
    1-го класса учить нормативному переносу слов,
    используя традиционные методические подходы.
    Необоснованно пустых мест в конце каждой строки
    быть не должно.
  5. Запись даты написания работы по русскому языку
    ведется по центру рабочей строки. В первом классе
    в период обучения грамоте запись даты ведется
    учителем или обучающимися в виде числа и
    начальной буквы названия месяца.
  6. По окончании периода обучения грамоте и до
    окончания 3-го класса записывается число и полное
    название месяца.
  7. Например: 1 декабря.
  8. Начиная с 3-го класса II полугодия в тетрадях по
    русскому языку число записывается прописью:
    Например: Первое декабря.
  9. Запись названия работы проводится на следующей
    рабочей строке (без пропуска строки) по центру и
    оформляется как предложение.
    Например:
  10. Классная работа.
    Диктант.
    Сочинение.
    Изложение.
    Работа над ошибками.

  11. При выполнении домашнего задания после
    пропущенных двух строк пишется:
    Домашняя работа. (дата не пишется)
  12. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях
    по учебнику необходимо обязательно указывать.
    Например: Упражнение 56.
  13. Все подчеркивания, условные обозначения,
    чертежи, таблицы выполнять аккуратно остро
    заточенным простым карандашом по линейке.
    Допускается в некоторых видах работ и без
    линейки, что зависит от хорошо сформированного
    навыка работы простым карандашом. Выделение
    орфограмм следует выполнять простым карандашом
    или пастой зелёного цвета.
  14. В столбики слова выписываются с маленькой
    буквы, запятые не ставятся.
  15. В сточку слова выписываются следующим образом:
    первое с прописной, остальные со строчной буквы,
    запятая ставится. Словосочетания пишутся с
    маленькой буквы. Названия падежей обозначаются с
    большой буквы (И.п.).
  16. Спряжения глаголов обозначаются римскими
    цифрами (I).
  17. Род имён существительных обозначается
    маленькими буквами (м.р.).
  18. Исправлять ошибки следующим образом: неверно
    написанную букву или пунктуационный знак
    зачеркивать ручкой косой линией, часть слова,
    предложение зачеркивать тонкой горизонтальной
    линией; не заключать неверное написание в скобки.
  19. Для обучения письму в первом классе и во втором
    классе введена тетрадь, разлинованная в две
    линейке. Для обучающихся, начиная с третьего
    класса и по 11 класс введена тетрадь по русскому
    языку, разлинованная в одну линейку.
  20. Система работы по формированию навыка
    правильного соединения букв должна проводиться
    дифференцированно на протяжении всех четырех
    лет обучения в начальной школе.
  21. Упражнение по чистописанию выполняются
    обучающимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1
    классе прописывает учитель, во 2-4 классах они
    прописываются выборочно с учетом индивидуальных
    особенностей каждого ребенка. Учителю следует
    прописывать индивидуально учащимся те элементы
    букв, слоги и буквы, которые требуют
    корректировки. Объем работы — две строки в 1
    классе во втором полугодии, 2-3 строки — во 2 классе,
    3-4 строки — в 3-4 классах.
  22. В ходе проверки учителем прописанных
    обучающимися букв необходимо исправлять
    неправильно прописанные буквы и выносить
    образцы их написания на полях (подчеркнуть
    неправильные соединения, исправить и прописать
    образцы данных соединений на полях и для
    прописывания на новой строке). Также учителю
    необходимо исправлять неправильные написания в
    классных и домашних работах.
  23. Обязательна система работы над ошибками в
    тетрадях по русскому языку.

IV. Оформление письменных работ по
математике, физике, химии, географии.

  1. Между классной и домашней работами следует
    отступать 4 клеточки (на 5-й клетке писать
    следующую работу).
  2. Между видами работ отступать 2 клетки (на 3
    клетке писать).
  3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств
    и неравенств и т.п. отступать 3 клетки вправо,
    писать на четвертой.
  4. Все номера заданий и задач, которые выполняются
    в тетради, необходимо записывать посередине
    строки.
  5. В тетрадях по математике во 2-3 классах
    обозначается время выполнения работы посередине
    строки: число записывается арабской цифрой,
    название месяца — прописью.
    Например: 1 декабря.
    А через клеточку — вид работы.
    Например: Классная работа.
  6. В тетрадях по математике в 4-11 классах дата
    пишется на полях цифрами.
    Например: 23.12.03. (без буквы “г”)
  7. Слово “Задача” во 2-4 классах не пишется. Номер
    задания писать во 2-11 классах посередине.
    Например: № 15.
  8. При выполнении домашней работы во 2-11 классах в
    тетрадях пишется: Домашняя работа.
  9. Во 2-11 классах в тетрадях для контрольных работ
    пишется дата на полях и в этой же строке
    посередине пишется: Контрольная работа № 3.
    15.10.11.
    I – вариант.
  10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно
    написанную цифру, число или знак зачеркивать
    ручкой косой линией; не заключать неверное
    написание в скобки.
  11. Подчеркивания, условные обозначения, графики,
    чертежи, таблицы выполнять аккуратно простым
    карандашом, а в случае необходимости — с
    применением линейки или циркуля.
  12. В тетрадях для практических и контрольных работ
    по физике, химии, географии, биологии указывается
    номер работы.
    Например:
    Контрольная работа №1.
    Практическая работа №1.

V. Оформление письменных работ по другим
предметам.

  1. Письменные работы по другим предметам ведут
    учащиеся, согласно общим положениям о ведении
    тетрадей. Однако, при оформлении письменных
    работ по английскому языку имеются свои
    особенности:
  2. Записи в тетрадях по английскому языку в 5-11
    классах вести в клетку.
  3. Словарь ведется в общей тетради с указанием
    темы.
  4. В тетрадях для контрольных и проверочных работ
    обязательно проводится работа над ошибками:
    Mistakus work.
  5. Ошибка при переводе текста подчеркивается, а на
    полях отмечается “р” (речевая ошибка).
  6. Ошибки в русском тексте исправлять следующим
    образом: неверно прописную букву или
    пунктуационный знак зачеркнуть ручкой косой
    линией, часть слова, предложения зачеркнуть
    только горизонтальной линией; вместо
    зачеркнутого надписать нужные буквы, слова,
    предложения; не заключать неверное написание в
    скобки.

VI. Порядок проверки письменных работ
учителем.

Тетради обучающихся, в которых выполняются
обучающие классные и домашние работы
проверяются:

по русскому языку в 1-5 классах и в I
полугодии в 6 классах — ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и 7 классах — 2 раза в
    неделю;
  • в 8 классах — 1 раз в неделю;
  • в 9-11 классах — по мере необходимости;

по математике в 1-5 классах и в I полугодии в
6 классах — ежедневно;

  • со II полугодия в 6 классах и в 7-9 классах —
    выборочно, но не реже 1 раза в 2 недели;
  • в 10-11 классах — по мере необходимости;

по физике — общее количество проверок — 1
раз в 2 недели.

Проверочные работы, выполненные в рабочих
тетрадях, подлежат обязательной проверке.

У слабоуспевающих учащихся и учащихся,
находящихся на индивидуальном обучении тетради
проверяются регулярно.

Проверка контрольных работ учителем
осуществляется в следующие сроки:

  • во 2-11 классах контрольные диктанты проверяются
    и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения во 2-4 классах проверяются
    и возвращаются учащимся не позже, чем через два
    дня; в 5-8 классах на проверку отводится неделя; в
    9-11 классах — отводится 10 дней;
  • во 2-6 классах контрольные работы по математике
    проверяются и оценки выставляются обучающимся к
    следующему уроку; в 7-11 классах — проверяются в
    течение недели.

Контрольные, практические (лабораторные)
работы по физике, химии, биологии, географии
проверяются к следующему уроку, но не дольше
одной недели.

У учащихся 2-11 классов, находящихся на
индивидуальном обучении контрольные диктанты,
изложения и сочинения; контрольные работы по
математике; контрольные, практические
(лабораторные) работы по физике, химии, биологии,
географии проверяются и оценки выставляются к
следующему уроку.

Во 2-11 классах после контрольного диктанта,
сочинения, изложения обязательно выполняется
работа над ошибками (дата не указывается).
Пишется тема урока посередине:

Работа над ошибками.

Во 2-11 классах с учащимися, находящимся на
индивидуальном обучении после контрольного
диктанта, сочинения, изложения работа над
ошибками проводится по мере необходимости.

Во 2-11 классах при проверке контрольных работ по
русскому языку ошибки классифицируются и
выносятся на поля: / — орфографическая ошибка

V — пунктуационная ошибка

Во 2-4 классах обязательна система работы над
ошибками в тетрадях по математике и по русскому
языку. В ходе проверки работ обучающихся
рекомендуется зачеркивать неправильный ответ
или ошибку, подчеркнуть это место и дать
возможность обучающимся самим в классе или дома
написать нужный ответ или орфограмму, хорошо
изученную на данном этапе обучения.

При проверке тетрадей и контрольных работ по
русскому языку:

— в 5-8 классах орфографическая ошибка
зачеркивается косой линией; на полях
выставляется знак “ /” (орфографическая ошибка);

— в 9-11 классах учитель подчеркивает ошибочное
написание.

При пунктуационной ошибке неверно
поставленный знак зачеркивается, а при
отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак
должен быть. На полях выставляется знак “V”
(пунктуационная ошибка).

При проверке сочинений и изложений
выставляется две оценки: за содержание и
грамотность. Первая отметка — за содержание —
включает в себя оценивание за логическое
построение, стиль, фактический материал, речевое
оформление. Вторая оценка за грамотность. При ее
выставлении учитывается количество
орфографических, пунктуационных и
грамматических ошибок. Например: 5/4.

После контрольной работы в 5-11 классах по мере
необходимости проводится работа над ошибками. В
этом случае в тетради указывается и пишут в этой
же строке:

Работа над ошибками.

В зависимости от цели проверки работ по всем
предметам учитель может исправить ошибки,
подчеркнуть или вынести на поля.

  • Как перепрошить яндекс телефон
  • Как писать корень на клавиатуре телефона
  • Как перепрошить телефон через другой телефон
  • Как писать код на телефоне
  • Как перепрошить телефон через flashtool