Как отвлечь ребенка от телефона

ТОМСК, 3 ноя – РИА Томск. Проблема зависимости ребенка от
гаджетов – одна из самых распространенных. Когда наступает стадия зависимости и
как отучить ребенка от планшета и смартфона – рекомендациями поделилась с РИА Томск семейный психолог, ведущая тренинговой программы для родителей Ирина
Кустова.

Как ранее сообщали
«Известия», расходы на смартфоны и планшеты, которые родители
приобретают для учеников к началу учебного года, в этом году существенно
выросли по сравнению с прошлым: на смартфоны для школьников россияне стали
тратить на 30% больше, а на планшеты – на 26%. 

Кто приучил?

«Когда ко мне приходят родители с
ребенком младшего школьного возраста с проблемой зависимости малыша от гаджета,
то возникает логичный вопрос к родителям: «Кто приучил?», – говорит Кустова.

По ее словам, порой родители не всегда отслеживают, как сами приводят сына или дочь к этой зависимости, знакомя своих детей с девайсами,
в которых намного больше функций, чем необходимо ребенку. 

Ирина рассказала, что причин, по
которым родители самостоятельно вручают детям смартфоны, несколько. Первая –
занять дошкольника, чтобы он не мешал заниматься своими делами: он сидит, играет и никого не трогает.

«Вторая причина – занять его этим же гаджетом, чтобы быстро и
без истерик накормить, одеть, побрызгать больное горло и так далее. Но проходит
время, и мы уже очень возмущены, что ребенок сам себя занимает и развлекает
исключительно гаджетами», – такие причины отмечает психолог, говоря о детях
от года до шести лет.

Зачем «яблоко» школьнику?

Психолог рассказала о самой
частой причине появления «навороченных» телефонов у детей уже школьного
возраста. По ее мнению, родители видят в этом способ сблизить ребенка с
одноклассниками и сверстниками.

По словам Ирины, на вопрос, зачем
семилетнему ребенку телефон за 12 тысяч рублей, родители часто отвечают,
что у его сверстников хорошие телефоны, в которые они играют, с кнопочным «он
будет изгоем среди них».

«В такой ситуации именно эти
телефоны приводят детей и их сверстников к зависимости. Стоит ли это того?
Ведь если завтра кто-то из сверстников принесет наркотики или сигареты,
родители не пойдут покупать своим такое же, чтобы их сын был на одном уровне с
друзьями», – уточнила семейный психолог.

Начать работу над возникающими трудностями она призывает родителей
именно с того, чтобы увидеть и признать именно свою ответственность в этой
ситуации, не обвиняя ребенка.

В чем опасность

Специалист поделилась, что
различные исследования уже выявили негативные эффекты раннего приобщения к
цифровым устройствам: недоразвитие социальных навыков, проблемы с концентрацией
внимания, памятью, эмоциональной и коммуникативной сферой.

© предоставил Артур Шугуров

«Порой говорят, что
«сейчас другое время и дети другие». Я согласна, но мозг также
нуждается в развитии. Почему опасно, когда в маленьком возрасте дают гаджеты: в
этот период развиваются основные функции мозга – внимание, память, мышление,
воображение, речь, развитие моторики», – пояснила собеседница.

Частично проблема в том, что на
экране гаджета или компьютера слишком быстро мелькают кадры и не дают зрителю
сфокусироваться и осмыслить информацию.

«Ребенок становится
информативно «всеядным», а уже в 6-7 лет родители тревожатся, что
ребенку трудно сосредоточиться, выстроить сюжет, он становится рассеянным.
Почему? Потому что с ранних лет он привыкает к мельканию, его внимание не
тренировано, мышление не развивается», – сказала Кустова.

Что делать?

Шаг 1: пересмотреть отношения

«Во время консультаций я
спрашиваю: как строится ваша жизнь, сколько времени вы проводите вместе с сыном или дочерью? 80% родителей отвечают, что они каждый день вместе делают уроки. Но
это не совместная деятельность! Зачастую совместная занятость обычной семьи
заканчивается на поездках к бабушке раз в неделю или прогулке в Горсаду, но
этого мало», – говорит собеседница.

Ирина сравнивает отношения между
родителем и ребенком с отношениями мужчины и женщины.

«Представляете ситуацию: мужчина вас любит, одевает,
обеспечивает жильем и продуктами, заботится, но времени с вами не проводит, он
появляется только на два часа в неделю, чтобы с вами погулять и все. Вас
устроят такие отношения? Нет. А с детьми это нормально: накормили, одели,
обули, игрушки купили. А любовь где?» – замечает специалист.

По словам Кустовой, первый шаг –
проанализировать отношения с ребенком: сколько времени вы проводите вместе каждый
день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями,
просите ли советов.

«Если дитя уходит в
гаджет, то, скорее всего, в семье нарушены отношения с родителями. Он
чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую и
несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство», – говорит психолог.

При этом в компьютерных играх, в
общении в социальных сетях ребенок, наоборот, чувствует себя общительным, сильным
героем. Родители при этом теряют авторитет. И наступает ситуация, когда родители
позвали ребенка в кино или в гости, а он говорит: «Не хочу, лучше в
телефоне посижу».

На этой стадии
«нездоровых» отношений с техникой собеседница рекомендует обращаться
за помощью к специалисту и учиться по-новому выстраивать общение и отношения.

Шаг 2: найти замену

Как правило, самый популярный
метод у родителей – это отобрать гаджет. Если решили следовать ему, то
специалист рекомендует подумать о том, что дать взамен.

«Нельзя у ребенка забрать
удовольствие, не найдя приемлемой альтернативы. У любого ребенка есть
уникальность, деятельность, которая его увлекает, от чего у него загорятся
глаза. Это может быть творчество: поделки из дерева, робототехника или
плавание, катание на картингах, фотография или слайды из фотографий.
Представляете, как повысится самооценка ребенка», – поясняет Ирина.

В борьбе с гаджетами главное
оружие – это родительская мудрость. Кустова добавляет, что в ее практике были
примеры, когда ребенок пользуется Youtube или Instagram, но ищет там что-то
развивающее и полезное.

«У меня племянница увидела
на Youtube, как делают ростовые цветы, у нее появилась идея на юбилей бабушки
сделать такие же цветы, и она это сделала вместе со своей семьей. В этом случае
гаджет объединил семью и помог принести радость», – говорит психолог.

Шаг 3: общаться вживую

Специалист рекомендует завести
семейное правило: пришел домой – отключи телефон. Она приводит пример:
основатель Apple Стив Джобс запрещал своим детям активно пользоваться
гаджетами, а в семье Михалковых-Кончаловских правило: приходя домой, все отключают сотовые и для связи используют только домашний телефон.

Что страшного – выпустить из рук на
вечер телефон? И что произойдет, если мы увидим те или иные сообщения или
пролистаем ленту новостей в соцсетях не вечером, а утром?

Шаг 4: быть примером

«У нас самих у многих зависимость
(от гаджетов. – Ред.), это я и по родителям вижу. Как и чем мы наполняем свой
досуг? Какие у нас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать, какой пример
мы показываем своим детям», – поясняет собеседница.

Шаг 5: приучать к
ответственности

Отвечая на вопрос, сколько
времени ребенок может смотреть мультфильм или играть, психолог отметила, что
важно учитывать возраст. Для детей до пяти лет безопасно смотреть мультфильмы в
общей сложности от 5 до 15 минут в день.

Пяти-шестилетнему дошкольнику не
повредят полчаса в день, проведенные перед экраном или монитором, школьникам
временные границы можно расширить от часа до полутора.

При этом специалист рекомендует
совместно договариваться о временных рамках и учить ребенка самого отслеживать
время.

«Если мы – контролеры, постоянно говорим, к примеру, что час уже прошел, то мы
становимся врагом номер один, а если что-то случится с контролером, например, мама уедет в командировку, ребенок круглые сутки
будет играть?» – отметила психолог.  

Она советует в случаях нарушения договоренностей
говорить ребенку, как это влияет на ваши отношения, как ранят пустые обещания, и
искать варианты как это можно исправить.

«Наша задача – показывать
нашим детям, что их жизнь и отношения в их руках», – подытожила Ирина
Кустова.

Мы в Мегаплане решили разобраться, как найти грань, за которой использование смартфонов и других гаджетов становится опасным для ребенка: как выявить цифровую зависимость и бороться с ней. А еще подобрали несколько альтернатив смартфонам.

Современные дети относятся к поколению, которое не застало времени без интернета и цифровых устройств — компьютеров, планшетов и смартфонов. Цифровое общество диктует свои нормы и правила поведения. Часто родители чувствуют себя обязанными купить ребенку мобильный, поскольку у многих его друзей он уже есть. Чтобы ребенок не ощущал себя в классе белой вороной, ему покупают если не айфон, то точно смартфон с большим экраном.

Однако ребенку, у которого в кармане есть смартфон, бывает сложно преодолеть соблазн запустить приложение с любимой игрушкой вместо урока или залезть в TikTok, а не сделать домашнее задание. И это еще самые безобидные варианты! Интернет увлекает детей настолько, что они могут часами просиживать за гаджетами, забывая про другие дела.

По статистике, собранной в США, где уровень цифровизации один из самых высоких в мире, 47% опрошенных родителей считают, что у их ребенка цифровая зависимость. Общественность даже вынудила разработчиков мобильного ПО выпустить сервисы, ограничивающие работу и контролирующие использование устройств.

Как выявить цифровую зависимость

Если ваш ребенок давно пользуется смартфоном и вы подозреваете, что он делает это слишком активно, последите за его поведением. Вот как чаще всего проявляется цифровая зависимость у детей:

  • Появляются проблемы с концентрацией внимания, становится трудно выполнять домашнее задание.

  • Ребенок не выключает смартфон во время общения с домашними или друзьями.
  • Чтобы никто не заметил, ребенок пользуется смартфоном тайно (в туалете или ванной, запирается в комнате).
  • Вы замечаете у ребенка тревогу или даже панику, если он забывает смартфон дома.
  • Появляются проблемы со сном: ребенок не может заснуть или ворочается по ночам.

Долгосрочные последствия неконтролируемого увлечения гаджетами для детской психики могут быть очень серьезными. Как правило, они взаимосвязаны. Рассмотрим те из них, которые уже изучены и научно доказаны.

Бессонница

Экраны смартфонов излучают свет определенной частоты, также известный как синий свет, который влияет на способность организма вырабатывать гормон сна мелатонин. Синий свет стимулирует мозг, что помогает нам в течение дня выполнять задачи. Однако чрезмерное его воздействие, особенно на ребенка, может сделать его более возбудимым и даже вызвать у него бессонницу.

Исследования некоммерческой организации Common Sense Media свидетельствуют о том, что для подростков, проводящих более пяти часов в день за цифровым устройством, вероятность поспать менее 7 часов в сутки на 51% выше по сравнению с детьми, которые проводят с гаджетом только час.

Снижение успеваемости

Цифровое устройство может влиять на школьную успеваемость, даже если смартфон лежит на письменном столе ребенка, когда тот за уроками, потому что это его отвлекает и снижает работоспособность. Эффективность его усилий будет падать с ростом зависимости от гаджета. Надолго погружаясь в смартфон, ребенок начинает меньше времени уделять выполнению домашних заданий и хуже учиться.

Стресс

Телефон дает ребенку доступ к любому сайту, который он выберет, в том числе к взрослому контенту и видеороликам, демонстрирующим жестокость. Если родители не контролируют, на какие сайты заходит их ребенок, вредоносный контент может вызвать у него шоковую реакцию.

Нарциссизм

На фоне зависимости от гаджетов у ребенка вследствие привычки получать одобрения от интернет-друзей в виде лайков и хвалебных комментариев может развиться эгоцентризм. В реальной жизни он может проявляться в нежелании учитывать чужую точку зрения, спорах со взрослыми, упрямстве и неумении находить компромисс.

Депрессия и одиночество

Несмотря на то что дети часто используют телефон для общения в соцсетях и мессенджерах, они почти не развивают навыков реального общения в обществе. Другими словами, гаджеты отвлекают ребенка от окружающего мира. Из-за этого он может стать неразговорчивым, потерять способность понимать эмоции собеседников.

Избыточный вес

Чрезмерное увлечение гаджетами косвенно способствует детскому ожирению. В 2021 году группа ученых опубликовала исследование в «Малайзийском медицинском журнале», в котором показала взаимосвязь между малоподвижным образом жизни детей с цифровой зависимостью и их весом.

Синдром дефицита внимания

В исследовании, проведенном в Малайзии еще в 2011 году, было предложено ограничить продолжительность использования гаджетов детьми до 40 минут в день, а частоту — до трех раз в день и одного-трех дней в неделю.

Источник: «Русский медицинский журнал»

Что еще может заставить отказаться от покупки смартфона ребенку?

  • Если он часто теряет вещи, то, скорее всего, потеряет и телефон. Если покупка телефона достаточно существенна для семейного бюджета, лучше с ней повременить или остановиться на более дешевых аналогах. Также учитывайте, что многие приложения с играми платные, и эти расходы лучше сразу учесть.
  • Иногда дети настолько поглощены телефоном, что продолжают смотреть на экран даже при переходе проезжей части. И в таких случаях нередко дети, увлеченные телефоном, к сожалению, попадают в дорожно-транспортные происшествия.
  • Дети часто не задумываются, что данные, которыми они делятся в социальных сетях, могут попасть в руки мошенников. Например, они могут похвастаться предстоящей поездкой на море. Этой информацией не преминут воспользоваться грабители, отслеживающие, кто и когда покидает свои дома.
  • В интернете полно и других преступников, которые могут серьезно навредить психике ребенка. В первую очередь это педофилы, которые обманом заставляют детей присылать им свои личные фото и видео. Особенно много таких «персонажей» в социальных сетях.

К тому времени, как вы дочитаете до этого места, у вас может появиться острое желание оставить ребенка без гаджетов. Погодите! У смартфона есть много плюсов, поэтому стоит потратить время и поискать менее радикальные способы справиться с цифровой зависимостью.

Не все так плохо, как кажется

С одной стороны, смартфоны захватили все внимание детей, а с другой — они очень удобны и могут приносить пользу. Например, они упрощают доступ к образовательным ресурсам и дистанционному обучению. Особенно ярко это проявилось во время пандемии, когда дети переходили на домашнее обучение.

Но самое главное — смартфон позволяет постоянно поддерживать с ребенком связь: быстро менять планы, отслеживать его местонахождение с помощью геотрекинга, контролировать процесс обучения, созваниваться в режиме видеосвязи или записывать голосовые сообщения друг для друга. Кроме того, знакомство с технологиями в детстве может значительно облегчить их дальнейшее освоение во взрослой жизни.

Будем честны сами с собой: смартфон прежде всего удобен родителям. Но так ли сильно он нужен ребенку?

Как побороть цифровую зависимость

Самый простой способ, который приходит на ум, — запретить ребенку пользоваться смартфоном. Но тогда придется обосновать свое решение. Категорическое «нет» может только усугубить проблему, ведь, как известно, запретный плод сладок.

Однако взрослым иногда бывает сложно объяснить детям, почему вредно пользоваться смартфоном, так как сами они постоянно носят его с собой. Тогда на помощь придут более щадящие методы. Для начала достаточно сократить время, которое ваш ребенок проводит за игрой в гаджет. Для этого можно воспользоваться специальными сервисами (они бывают платные и бесплатные) или перевести внимание ребенка на другие активности.

1. Родительский контроль. Google предлагает бесплатный сервис Family Link, в айфоне ограничения устанавливаются в стандартных настройках. Через программу можно ограничить время работы смартфона, длительность его использования в течение дня, закрыть доступ к определенным сайтам.

Использование гаджетов более 120 минут в день и дольше 75 минут за одну игру рассматривается как высокоинтенсивное. Считается также, что многократное (более трех раз в день) использование гаджетов длительностью каждое по 30–75 минут вызывает привыкание.

Источник: «Русский медицинский журнал»

2. Занятия в свободное время: секции и кружки, прогулки на свежем воздухе и альтернативные игры.

Настольные игры — замечательный способ совместного времяпровождения. «Монополия», «Скрэббл» (аналог русского «Эрудита»), Pictionary (угадывание слов по рисункам) помогут детям развить математические и языковые навыки, разовьют воображение, улучшат отношения в семье. Собственный пример. Если вы сами часами не вылезаете из телефона, проверяете его во время разговора и за едой, позволяя гаджету вставать между вами и близкими, вы подаете очень плохой пример.

3. Собственный пример. Если вы сами часами не вылезаете из телефона, проверяете его во время разговора и за едой, позволяя гаджету вставать между вами и близкими, вы подаете очень плохой пример.

4. Домашние правила. Запрет на использование гаджетов в определенных обстоятельствах (например, после пяти вечера или за обеденным столом) поможет создать более здоровую атмосферу дома.

5. Больше общения. Проводите время всей семьей без мобильных устройств, обсуждайте дела и планы, общайтесь с ребенком. Только так вы сможете понять, нет ли у него проблем в школе, которые могут вызвать стресс и депрессию. Постоянное сидение в телефоне маскирует эти проблемы: так ребенок может прятаться от недружелюбной действительности.

Альтернативы смартфонам

Вот несколько гаджетов, которые могут заменить ребенку телефон:

1. Умные часы с GPS, если вам важно поддерживать связь с ребенком.

2. Кнопочный телефон, иногда без экрана, чтобы ребенок не портил зрение.

3. Киндл с экраном e-ink (на базе электронных чернил) для электронных книг.

4. MP3-плеер или для аудиокниг и любимой музыки.

Отвлечь ребенка от от цифровых гаджетов, а заодно привить любовь к ручному труду, повысить самодисциплину, расширить словарный запас и укрепить семейные связи помогут:

  • различные наборы для творчества — для гравировки, лепки, мыловарения и другие;

  • игра на музыкальных инструментах;

  • чтение бумажных книг, в том числе вслух родителями перед сном.

Когда ребенок достаточно взрослый для смартфона?

В наше время ребенку в какой-то момент неизбежно понадобится телефон. Поэтому вопрос можно переформулировать так: в каком возрасте можно смягчить ограничения для детей?

Согласно еще одному исследованию, которое провела компания Panda Security в 2019 году, 40% родителей считают, что детям нельзя пользоваться смартфоном до перехода в среднюю школу (11–13 лет). При этом почти треть опрошенных сошлась во мнении, что покупку смартфона можно отложить до старшей школы.

Например, если вашему ребенку от 7 до 10 лет, вы можете подарить ему телефон, чтобы он мог связаться с вами по пути домой из школы. Если вы не хотите, чтобы он использовался устройством для других целей, отключите на нем интернет или установите родительский контроль.

Специалисты, изучающие влияние гаджетов на здоровье детей, предлагают ограничить продолжительность использования экранных развлечений. Детям 18–24 месяцев вообще не советуют давать экранные носители (кто-то продлевает этот возраст до пяти лет). Для дошкольников время советуют ограничить одним часом в день. Дети начальной школы и подростки не должны использовать интернет-ресурсы для замены других важных занятий.

Для подростка ограничения могут быть уже менее строгими. К примеру, вы можете позволить ему скачивать приложения с детскими играми или заходить на развлекательные сайты для детей, например через сервис «YouTube Детям».

***

Кажется, в наше время оградить детей от влияния технологий почти невозможно. Это действительно сложно, но вполне можно уменьшить их негативное влияние и сконцентрироваться на позитивном. Мы подготовили для вас полезные инструкции, которые в этом помогут.

По этой ссылке вы можете скачать сводную таблицу плюсов и минусов использования телефонов детьми. А здесь найдете особенности влияния гаджетов на детское поведение в разном возрасте. Поделитесь статьей со своими друзьям, у которых есть дети.

Сергей Козлов

Гендиректор Мегаплана

Когда мне было 11 лет, у одноклассника с романтической кличкой Куба дома появилась одна из первых компьютерных игровых приставок. Она проигрывала игры с кассеты и подключалась к обычному черно-белому телевизору с выпуклым экраном. Тогда специальных мониторов не было. Технология была несовершенной, но очень увлекательной.

Мои родители выступили со строгим запретом покупки аналогичного чуда, так как справедливо боялись ухудшения зрения. Был сделан выбор в пользу здоровья глаз. Так судьба увела меня тогда от программирования. Через 20 лет пришлось запрыгивать в уходящий поезд: если не самому программировать, то хотя бы руководить разработчиками.

Я считаю, что именно через гаджеты и компьютерные игры происходит вовлечение подростка в информационные технологии. У него появляется желание самому стать создателем персонажей и чего-то нового. А еще начать изучать, как же устроен этот дивный виртуальный мир. В общем, отбирая смартфоны у детей, вы закрываете им путь в IT-отрасль, а ведь будущее и настоящее определенно за ней.

Короткая инструкция по возвращению в офлайн.

9 способов отвлечь ребёнка от смартфона

Если вы заметили, что ваш ребёнок стал раздражительным и отстранённым, возможно, он слишком много времени проводит наедине со своим гаджетом. Чтобы не пришлось углублённо изучать вопрос цифровой зависимости, предлагаем несколько рабочих методов по возвращению в офлайн.

1. Станьте примером

Если вы сами залипаете в гаджеты чаще, чем моргаете, пусть даже только по работе — вас ждёт педагогическое фиаско. Пусть ребёнок увидит в вас человека, которому интересно не только в смартфоне. Заниматься домашними делами и уж тем более отдыхать можно и без телефона в руках. Для начала попробуйте предложить всем членам семьи отказаться от гаджетов на время ужина или просмотра фильма. Соберите устройства в коробку и оставьте их там на пару часов. Сделайте такой маленький digital-детокс традицией. Это будет полезно не только детям, но и взрослым.

2. Поиграйте вместе в игры

Игры — не просто эффективный способ отвлечь ребёнка от смартфона, это ещё и возможность наладить с ним коммуникацию. Для разного возраста можно подобрать ролевые, творческие, настольные или словесные игры. Они развивают креативность и логическое мышление, тренируют память и внимание, учат строить диалог.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста игра — это способ познания мира и себя. Если ребёнка что-то волнует, то, скорее всего, это проявится во время игры. Так что есть возможность не только отвлечь его от гаджетов, но и узнать, всё ли в порядке с настроением и самочувствием.

3. Доверьте ребёнку домашние дела

Такие поручения помогают детям почувствовать причастность к общим вопросам. Чем младше ребёнок, тем с большим желанием он включится в совместную работу. Особенно если её результат заметно сказывается на жизни семьи. Отмечая успехи в домашних делах, вы мотивируете его стараться и ответственно подходить к заданиям. Исследование профессора Миннесотского университета Марти Россмана показало, что дети, которые помогали своим родителям по дому, в дальнейшем становились более самостоятельными и уверенными в себе людьми. К тому же работа по дому способствует достижению не только краткосрочных целей, но и формированию характера и привычек, напрямую влияющих на качество жизни ребёнка.

Можно организовывать семейные бранчи по выходным, где у каждого есть своя роль. Например, кто-то выбирает посуду и накрывает на стол, кто-то готовит бутерброды, кто-то идёт за покупками. Главное, чтобы роли были распределены между всеми членами семьи. В таких задачах не используйте приказной тон, обязательно подчёркивайте, что ребёнок — важный помощник в доме, и не контролируйте каждый его шаг. Давайте конкретные задания, проговаривайте их подробно и благодарите за помощь.

4. Сходите в музей или океанариум

Планируйте посещение интересных мест всей семьёй и превратите это в традицию. Океанариум — подходящее место не только для того, чтобы отвлечься от смартфонов, но и для развития эрудиции и кругозора.

По шкале Бине-Симона есть три возраста детского восприятия: в 3–7 лет ребёнок фиксирует окружающие предметы, в 7–12 лет описывает их, в возрасте старше 12 лет объясняет то, что видит.

На каждом из этапов есть свои особенности восприятия информации и познания мира. Дети осваивают новое для себя с помощью игр, общения, учёбы. Это привычное окружение ребёнка, оно напрямую влияет на развитие. Для того чтобы расширять границы детского восприятия, можно использовать и дополнительные способы, например ходить в музеи, на выставки или в океанариум. Это позволит не только отвлечь ребёнка от гаджетов, но и поможет развить его когнитивные способности, заинтересовать чем-то необычным, а может, даже найти новое увлечение.

В «Москвариуме» на ВДНХ насчитывается около 12 000 видов морских животных: нерпы, кайманы, черепахи, осьминоги, скаты, акулы и сотни других видов рыб. Аквариум — живая энциклопедия мирового океана.

Чтобы изучать жителей подводного мира было удобнее, около каждого аквариума установлены информационные дисплеи. Хотите узнать больше — запишитесь на познавательную экскурсию или квест. А ещё в «Москвариуме» проводятся мастер-классы, образовательные занятия и другие мероприятия. Все они рассчитаны на разный возраст.

Купить билеты в «Москвариум»

5. Пригласите гостей

Сделайте так, чтобы приход к вам в гости друзей ребёнка был для них особенным: устройте импровизированный праздник или костюмированную вечеринку. Современным детям очень нужно то, чего нет в гаджетах — эмоции.

В живой коммуникации, в отличие от онлайн-диалогов, дети получают возможность тактильного контакта. Они могут обниматься, пожимать друг другу руки. А это положительно влияет на настроение и самочувствие. Живое общение учит детей управлять собой, развивать эмпатию, понимать собеседника, быть гибкими, адекватно оценивать происходящее в режиме реального времени и без «фильтров» социальных сетей.

6. Найдите кружки по интересам

Здесь всё просто: дети сами выбирают занятие по душе, на которое им не жалко тратить время. Прислушайтесь к тому, о чём чаще всего говорит ваш ребёнок, чем интересуется. Обеспечив его хобби, можно не волноваться о потраченном на смартфон времени. Любое офлайн-занятие поможет не только отвлечься от экрана, но и развить определённые навыки: внимание, концентрацию, силу, выносливость. Здесь важны два фактора: регулярность и детский интерес. Как только теряется один из параметров, усилия могут сойти на нет.

Даже если выбранное хобби вам не очень нравится и вы считаете, что собирание пазлов или кубика Рубика — пустая трата времени, дайте ребёнку возможность решать самому, чем ему заняться. Хобби должно доставлять удовольствие.

7. Отправляйтесь на прогулку

Домашние стены не часто располагают к приключениям, а они, между прочим, объединяют. Несколько часов на велосипедах или прогулка по парку станут хорошей альтернативой экрану смартфона. Кроме того, пребывание на свежем воздухе улучшает работоспособность и психическое здоровье. Физические нагрузки, пусть и просто ходьба, помогают снять стресс, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Прогулки не только отвлекают ребёнка от гаджета, но и помогают бороться с гиподинамией. Выделить для них пару часов в своём расписании — это не так сложно, как кажется, особенно если помнить о пользе активного отдыха. А телефон на время прогулки спрячьте в карман.

8. Устройте ребёнка на работу

Допустим, у ребёнка есть свободное время, которое он тратит так, как считает нужным. А вы, к примеру, могли бы предложить ему альтернативу — работу за деньги. Это должна быть какая-то дополнительная нагрузка, а не привычные обязанности. Можно, например, отсортировать мусор, погулять с собакой соседей или сбегать в аптеку. Но предварительно необходимо обсудить условия сотрудничества, оплату и результаты, которые вы ждёте от исполнителя.

Этот метод помогает формировать здоровое отношения к деньгам (не сделал — не заработал, сделал плохо — получил мало) и воспитывать целеустремлённость. Если ребёнок хочет больше зарабатывать, он может предложить дополнительные услуги со своей стороны.

9. Придумайте совместное хобби

Расскажите о своих увлечениях ребёнку. Возможно, он заинтересуется вашим делом и направит свою энергию на него. Вместе вы можете, например, коллекционировать фигурки супергероев, фанатеть от динозавров или даже завести совместный блог: снимать для него видео и делать крутые фотографии. Да, занятие напрямую связано с использованием гаджетов, но поиск тем, сюжетов, героев и локаций для своего канала — это работа не только в Сети, но и за её пределами. Плюс эти задачи занимают достаточно времени и требуют активно передвигаться и общаться с людьми. Тот случай, когда говорить, что ребёнок попусту тратит время на смартфон, нельзя. Ведь он занят увлекательным делом.

Интересные видео и фото для своего блога или канала можно сделать в «Москвариуме». Если, конечно, у юного блогера хватит сил хотя бы ненадолго отвлечься от происходящего на сцене и достать из кармана смартфон. На научно-развлекательном шоу, в котором участвуют дельфины, морские львы, моржи и косатки, легко наснимать кучу необычного контента, а заодно и узнать много нового о жизни обитателей подводного мира.

Шоу «Кругосветное путешествие» основано на научных фактах. Во время представления зрители узнают тайны четырёх океанов и почти взаправду почувствуют себя на борту батискафа, отправившегося в экспедицию. 5D‑эффекты, которые используются в шоу, создают полную иллюзию присутствия: вы почувствуете порывы ветра от стаи дельфинов, снегопад на Северном полюсе и дождь во время шторма. Всё почти как если бы вы отправились в путешествие на самом деле!

Расписание шоу уточняйте на сайте «Москвариума». Кстати, по специальному тарифу «Комбо» билет в аквариум можно купить со скидкой 50%, если вы покупаете его на шоу в этот же день.

Идём на шоу

Технологии переживают период бурного роста, и как бы вы ни старались, вы не сможете полностью защитить от них своего ребёнка. В какой-то момент малыши обязательно заинтересуются гаджетами, и если вы не будете осторожны, они станут буквально одержимы ими. Но подумайте: как долго вы сами можете обходиться без смартфона? Сколько часов в день вы обычно сидите в телефоне и паникуете ли вы каждый раз, когда вы лезете в карман, а телефона там нет?

А теперь представьте, что ребёнок начал вести себя также. Не самая заманчивая картинка, не так ли? Как сделать так, чтобы ребёнок не пристрастился к смартфону? Вот десять советов, которые помогут.

Будьте хорошим образцом для подражания

Будьте хорошим образцом для подражания

Поначалу родители влияют на поведение детей в самой значительной степени. По мере того, как малыш растет, он учится подражать вашим действиям. Если вы постоянно разговариваете по телефону, а не общаетесь с окружающими, у него разовьется та же привычка. Будьте правильным примером того, каким вы хотели бы видеть ребёнка.

Если вы запрещаете ребёнку пользоваться смартфоном, убедитесь, что вы соблюдаете то же правило, когда находитесь с ним. Используйте время, которое вы проводите с малышом, для общения и установления связи с ним. Это полезно для детского развития.

Факт!

Ученые Израиля изучили количество общения и внимания, уделяемого детям 1-2 лет их мамами в зависимости от того, чем мамы были заняты – смартфоном или чтением журнала (Child Development). Так вот если в руках был смартфон, количество внимания и реакций на просьбы ребёнка оказалось в четыре раза меньше!

Выделите в доме несколько зон, свободных от смартфонов

Создайте зоны в доме, где никто, включая вас, не может пользоваться своим смартфоном. Желательно, чтобы это были места, где семья проводит большую часть времени вместе. Рекомендуемые зоны: кухня, гостиная или спальня.

Если у вас есть телефон в любой из этих комнат, убедитесь, что он не будет вас отвлекать. Уменьшите громкость уведомлений и приглушите свет, излучаемый при их получении. Используйте эти комнаты, чтобы провести время с семьей без использования гаджетов.

Создайте график использования

Это касается как ребёнка, так и взрослых. Определите часы, когда можно пользоваться телефоном или планшетом дома, и следите за тем, как ребёнок соблюдает это правило. Избегайте использования телефона во время еды или в спальне и четко дайте понять ребёнку, что он не может заменить дневной сон играми на смартфоне.

Если ребёнку нужно пользоваться телефоном для звонков, например, друзьям или родным, ограничьте его выходными или важными звонками. Если вам нужно воспользоваться телефоном, выйдите из комнаты и старайтесь общаться только по действительно срочным делам.

Не знакомьте детей с медиа в юном возрасте

Вы можете вводить экранное время, то есть знакомить с мультфильмами или играми, только в том случае, если ребёнку уже больше 18 месяцев. От одержимости гаджетами трудно избавиться, и вы точно не хотите, чтобы ребёнок стал зависимым еще до того, как научится эффективно общаться.

Эта стратегия является наиболее эффективной, поскольку она обеспечивает профилактику зависимости от смартфонов. Даже после того, как детям исполнится 18 месяцев, использование смартфона или планшета должно быть ограничено одним часом в день, при этом распределенным в течение дня, например, 4 раза по 15 минут.

Не существует достаточно веских причин знакомить детей с телефонами или телевизорами в то время, когда они должны взаимодействовать с окружающей средой для здорового роста и развития.

Не пускайте все на самотек

Правило родителя номер один: главный – это я. И это означает не только команды (и не столько команды), сколько ответственность за деятельность ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия.

Если ребёнок пользуется смартфоном, то именно родитель должен решать, как он может использовать это время. Ищите интерактивные образовательные занятия, соответствующие возрасту, или игры, которые помогут развить когнитивные способности ребёнка.

Вы также можете ограничить использование смартфона важными семейными звонками. Это решение зависит исключительно от вас, и оно может повлиять на будущую одержимость вашего ребёнка смартфонами.

Совет!

Если вы никак не можете справиться с иерархией в доме, возможно, ребёнок уже избалован, а вы как родитель слабоваты. Такое бывает. Важно признать это и вовремя начать действовать. 

Как именно определить проблему и что делать, мы рассказали в статье «6 признаков избалованного ребёнка и как это все исправить».

Защитите свои смартфоны паролем

Ваш телефон может быть в пределах досягаемости ребёнка, но он не должен получать доступ к содержимому. Дело в том, что информация не всегда может соответствовать возрасту. Это не обязательно связано с тем, что вы смотрите откровенный контент, но мы не способны контролировать изображения или видео, которые люди нам отправляют, или рекламу, которая выскочит в ненужный момент.

Используйте пароль для защиты своего смартфона: при этом вы также защитите своего ребёнка! Существуют также приложения и программное обеспечение, которые можно использовать для блокировки доступа к определенным сайтам.

Ищите альтернативные занятия, которые приносят удовольствие

Ищите альтернативные занятия, которые приносят удовольствие

Малыши могут ныть и капризничать, но малейшего отвлечения часто достаточно, чтобы они успокоились. Вероятно, единственная причина, по которой ваш ребёнок одержим смартфоном, заключается в том, что гаджет его отвлекает.

Планируйте занятия, которые принесут удовольствие и позволят вам сблизиться с ребёнком. Это может быть настольная игра с ребёнком любого возраста, совместное приготовление пищи – даже малыш отлично может порвать листики салата или смешать его в миске, или разбор постиранных вещей.

Узнайте, какие занятия нравятся ребёнку, и запланируйте для них время. Вы будете удивлены, увидев, что требования дать смартфон также сократится.

Прямое ограничение смартфонов в доме

Ребёнок не может диктовать вам, когда ему должен быть доступен смартфон. Он не отвечает за то, как он использует телефон. Дети не могут сказать, должны ли они его использовать. Только взрослым решать, когда наступит подходящее время.

Однако важно отметить, что реализовать это будет крайне сложно. Это также будет означать ограничение использования смартфонов для всех членов семьи в доме. Преимущество этого метода в том, что он очень эффективен. Вы только должны убедиться, что все члены семьи могут соблюдать это правило.

Ограничьте физический доступ к телефону

Прежде чем принять решение обуздать зависимость малыша смартфонами, спросите себя, имеет ли к этому какое-то отношение физическая доступность телефона. Если телефон всегда находится в пределах досягаемости ребёнка, то неудивительно, что он стал буквально одержим!

Малыши от природы любознательны, и они будут тянуться ко всему, что находится в пределах их досягаемости. Вы знаете, что нельзя класть бьющиеся предметы в места, к которым они могут получить доступ, и следует сделать то же самое со смартфонами.

Так что если вы не ожидаете важного звонка, оставляйте свой телефон в сумке или закрывайте его в шкафу в течение дня. Принцип «с глаз долой – из сердца вон» работает с малышами как нельзя лучше: их память еще недостаточно долговременна.

Будьте благоразумны

Признайте, смартфоны повсюду, и как бы вы ни хотели защитить своего ребёнка, вы можете проиграть эту битву. Да, вы будете соблюдать все правила в своем доме, но что происходит, когда ребёнок остается с няней или родственниками? Что будет происходить, когда нас не будет рядом?

Признайтесь себе, что вы не можете полностью контролировать использование смартфонов детьми. Лучшее, что вы можете сделать, это научить их безопасному использованию. Научите их, что разрешено, а что нет. Пусть они вырастут, умея различать разумное пользование гаджетами и опасные моменты – от поиска ненужной информации и знакомства с чужаками до первых признаков цифровой зависимости.

Ну а если вы сами не можете отказаться от смартфона, то вам поможет объяснение того, что происходит в это время внутри организма и как с этим бороться. Читайте об этом в статье «Дофаминовая диета: зачем отказывать себе в удовольствиях?». Кстати, если вы – мама, то там вы также узнаете, почему в отдельные дни месяца от смартфона порой просто не оторваться: ученые Рурского университета Бохума уже доказали связь между менструальным циклом и дофаминовой прокрастинацией.

Learning on hold: Cell phones sidetrack parent-child interactions / Reed J, Hirsh-Pasek K, Golinkoff RM. // Dev Psychol. 2017 Aug 53(8)

Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. // М .: КНОРУС 2016

Genetic variation in dopamine availability modulates the self-reported level of action control in a sex-dependent manner / Caroline Schlüter, Larissa Arning, Christoph Fraenz, et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience July 2019 Volume 14, Issue 7

  • Как отвлечь подростка от телефона
  • Как отвязать номер от доты
  • Как отвязать номер от дискорда
  • Как отвлечь маму от телефона
  • Как отвечать по телефону коллекторам