Нумерация вагонов на железных дорогах России представляет собой почти что целую науку. Номер вагона несет в себе всю информацию о единице подвижного состава — о его типе, дороге обслуживания и других характеристиках, необходимых работникам отрасли в повседневной работе.
И если для пассажирских вагонов внутригосударственного сообщения система нумерации достаточно проста, то в сегменте международных перевозок вагонами габарита РИЦ процесс присвоения номера более трудоемкий. Но, не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Начнем с легкого. Итак, пассажирские вагоны внутрироссийского и межгосударственного сообщения…
Что означает восьмизначный номер?
Каждый пассажирский вагон имеет восьмизначный номер, наносимый на корпус в две строчки.
Начинаются номера с нуля. «0» — это показатель того, что наша единица подвижного состава предназначена для перевозки людей.
Две другие цифры, наносимые в верхней строке, содержат в себе код железной дороги, к которой вагон приписан:
- Октябрьская 01-07;
- Калининградская 10;
- Московская 17-23;
- Горьковская 24-27;
- Северная 28-31;
- Северо-Кавказская 51-53;
- Юго-Восточная 58-60;
- Приволжская 61-62;
- Куйбышевская 63-65;
- Свердловская 76-79;
- Южно-Уральская 80-82;
- Западно-Сибирская 83-87;
- Красноярская 88-89;
- Восточно-Сибирская 90-93;
- Забайкальская 94-95;
- Дальневосточная 96-98;
- Сахалинская 99.
Первый ряд вроде бы никаких трудностей не вызывает. То есть, если мы увидим в нем цифры «017» то сразу уже будет понятно, что вагон пассажирский и находится в эксплуатации у Московской железной дороги.
Далее ряд второй или нижний. Четвертая цифра номера расскажет нам о категории вагона:
- 0 — мягкий;
- 1 — купейный;
- 2 — плацкартный;
- 3 — вагон межобластного сообщения с креслами и местами для сидения;
- 4 — почтовый и банковский;
- 5 — багажный и почтово-багажный;
- 6 — вагон-ресторан;
- 7 — служебно-технический (к примеру, дефектоскоп или путеизмеритель);
- 8 — спецвагон;
- 9 — резерв.
Таким образом, сочетание первых четырех цифр «0176» еще более прояснит ситуацию – речь идет о вагоне-ресторане, приписанном к Московской железной дороге.
Пятая, шестая и седьмая цифры – это, собственно, порядковый номер вагона. Здесь, наверное, стоит сделать ремарку и отметить, что пятый символ номера также несет особую миссию. Это касается, большей частью, купейных вагонов.
Так вот, «простым» купейным вагонам и вагонам с буфетом полагаются цифры от «1» до «3», вагонам, переделанным из штабных в «обычные» – цифра «4», для действующих штабных вагонов с радио-купе – пятым символом становится цифра «6», а вагонам, где есть купе-буфет дают цифру «7».
По такому же принципу пятым символом у «мягкого» вагона европейского габарита РИЦ будет цифра «2», а у почтового вагона, если он предназначен для перевозки ценностей, цифра «4».
А вот самая интересная — это восьмая цифра или, как ее еще называют, «контрольное число». Его придется высчитать.
Арифметику все помнят? Чудесно. Тогда попробуем: для начала следует каждую четную цифру номера вагона умножить на 1, а нечетную — на 2 и затем суммировать все произведения.
То есть, если у нас первые семь цифр, допустим, «0176123», то нам нужно сделать следующий расчет :
(0*1)+(1*2)+(7*2)+(6*2)+(1*2)+(2*1)+(3*2)=0+2+14+12+2+2+6=38.
Теперь полученное число 38 нужно дополнить до полного десятка, то есть до 40 и таким образом наша контрольная цифра будет 4, а номер вагона выглядеть следующим образом: 01761234.
Взглянув на вагон с таким номером мы теперь смело можем удивляться тем, кто не сможет сразу понять, что перед ними вагон-ресторан столичной магистрали с порядковым номером 123.
Пример нумерации пассажирских вагонов
Ну, как пример еще давайте посмотрим вот такой номер «07722556». Совершенно верно, пассажирский, Свердловская железная дорога, плацкартный, порядковый номер 255. Контрольное число «6» получилось, потому что мы округлили до полного десятка полученную в результате умножения и сложения всех предыдущих цифр число 52. Скажу по секрету, этот вагон частенько «бегает» в составе поезда Свердловск-Новороссийск. Доводилось лично видеть и не раз.
Вагоны на международных маршрутах
Что же касается пассажирских вагонов габарита РИЦ, которые курсируют на международных маршрутах, то у них номера состоят из двенадцати цифр, разделенных на пять групп, каждая из которых несет в себе информацию об единице подвижного состава – будь то способность курсировать по линиям с разной шириной колеи, код страны-собственника или порядковый номер. Последняя цифра – уже знакомое нам «контрольное число». Вижу, что сложно. Попробуем разобрать все подробнее.
Первые две цифры указывают на интероперабельность вагона, то есть на возможность его движения по линиям с разной шириной колеи.
Если первыми символами являются цифры «5» и «2», то это значит, что вагон интероперабелен, но в нем нет кондиционера.
Если стоят цифры «6» и «2», то перед нами вагон с раздвижными колесными парами и оборудованный кондиционером.
Третья и четвертая цифры – это код страны по классификации Международного союза железных дорог. У России это число «20», поэтому если мы берем в пример вагоны РЖД, то третий и четвертый символы будут неизменны.
Пятая и шестая цифры – это тип вагона и количество мест для пассажиров. Спальный вагон обозначается цифрой «7». Если в нем десять купе, то после будет стоять «0», если одиннадцать купе, то цифра «1», а если двенадцать купе, то цифра «2».
Седьмая и восьмая цифра расскажут нам о максимальной скорости, с которой вагон может следовать и напряжении, необходимом для его функционирования. В седьмой позиции цифра «1» говорит о возможности следования со скоростью до 120 км/час, «4» — до 140 км/час, «7» — до 160 км/час и «9» — свыше 160 км/час. В восьмой позиции, если речь идет о современных вагонах, как правило, указывается «0», означающий однофазный переменный ток.
Девятая, десятая и одиннадцатая цифра – это номер вагона по классификации страны-собственника. Чуть выше мы говорили о том, что мягкие вагоны обозначаются у нас как «0», а вагоны габарита РИЦ имеют в своем номере цифру «2». Не забываем об этом, ведь в данном сегменте нумерации международных вагонов российское правило работает всегда.
Завершается все контрольным числом — мы уже знаем, что это такое. Но в международном масштабе все не так просто. Нам нужно будет взять одиннадцать цифр номера и «рассчитать» их на «первый-второй», двигаясь справа налево.
Представим себя как будто на уроке физкультуры в школе. Цифры, которые у нас будут «первыми» умножить на два, а те, которые «вторые» — умножить на единицу.
Допустим, комбинация цифр у нас такая: 33844796100. Идем справа налево: 0 /первый/, 0 /второй/, 1 /первый/, 6 /второй/, 9 /первый/, 7 /второй/, 4 /первый/, 4 /второй/, 8 /первый/, 3 /второй/, 3 /первый/.
Умножаем: 0*2, 0*1, 1*2, 6*1, 9*2, 7*1, 4*2, 4*1, 8*2, 3*1, 3*2.
Теперь суммируем цифры, но с учетом того, что двухзначные числа мы разбиваем на две отдельные цифры /к примеру, из «18» делаем «1» и «8»/.
Получается: 0+0+2+6+1+8+7+8+4+1+6+3+6 =52.
Но и это еще не все. Контрольным числом у нас будет то число, которого не хватает для того, чтобы полученная сумма стала полным десятком. В нашем случае это 8. Ну, посмотрите сами: наша сумма 52, а полный десяток это 60. И если мы отнимем от 60 полученные 52, то получается 8. Понимаю, язык не повернется назвать вышеуказанные вычисления простыми, но что делать?.. Таковы международные правила.
Кстати, если сумма сразу становится полным десятком, например, «40», то контрольное число будет нулем, ибо добавлять до полного десятка ничего не надо.
Кому хочется потренироваться – вот еще пример. Допустим, что первые одиннадцать цифр номера вагона 62208691261. Каким будет контрольное число? Правильно, контрольное число будет «6».
Ну, вот, наверное, и все. Напоследок следует отметить, что в нумерации вагонов габарита РИЦ символы с пятого по одиннадцатый необходимо подчеркивать одной сплошной чертой, а высота цифр, наносимых на вагон, должна быть не менее 80 миллиметров.
Поделиться ссылкой:
Опытному пассажиру достаточно пристально взглянуть на поезд, чтобы разобраться в нумерации его вагонов. Неопытные путешественники, как правило, не умеют читать коды на проездных билетах и плохо ориентируются на перроне. Наша статья — им в помощь.
Номер вагона указан в билете
Будьте внимательны при покупке билетов. Кассир обязан произнести, как минимум, номер поезда, на который вы покупаете билеты, и номер вагона, в котором вам предстоит путешествовать. Если вы не услышали или забыли номер вагона — не паникуйте, он указан в ваших проездных документах. На следующем изображении номер вагона на билете выделен красным цветом.
Обратите внимание на то, что номер вагона имеет буквенно-цифровое обозначение. Цифра указывает на номер вагона, а буква — на уровень его комфорта (спальный вагон, купе, плацкарт). При поиске нужного вагона вам нужно принять во внимание только цифровое обозначение, без буквы.
Особенности нумерации вагонов
Вагоны в составе пассажирского поезда, как правило, нумеруются последовательно. Но в редких случаях встречаются исключения. Это происходит в том случае, когда на промежуточной станции к основному составу цепляют дополнительные вагоны.
Нумерация вагонов может начинаться как с головы, так и с хвоста состава. Когда диспетчер на вокзале объявляет о прибытии поезда, он обязательно указывает, откуда начинается нумерация, с головы или с хвоста поезда.
Когда вы подойдёте к поезду, читайте таблички в первых окошках, возле тамбуров. На них указаны номера вагонов. Если по каким-то причинам таблички нет, уточните у проводника, где находится ваш вагон. Проводники на станции выходят на платформу или стоят в тамбуре, проверяя билеты у входящих пассажиров. Их можно узнать по форменной одежде.
Как нумеруются вагоны в электричках
Если вы едете на электричке, то нет смысла обращать внимание на номер вагона, так как проездной документ позволяет занять любое место. А вот в случае пожара, кражи или другой непредвиденной ситуации этот номер может понадобиться. Его можно увидеть на табличке, расположенной у входа.
Для людей, любящих приходить в самый последний момент, посадка на поезд – это целое приключение. Прибегая на вокзал за пару минуту до отхода состава, они начинают судорожно искать свой вагон, хаотично бегая по перрону, и спрашивая о нужном вагоне у всех окружающих. В этот момент может становится актуальным вопрос о нумерации поезда, которая может начинаться как с головы поезда, так и с хвоста состава. Так как же определить, откуда начинается нумерация поезда, и какие факторы при этом стоит учитывать? Расскажем в нашем материале.
- Как нумеруются вагоны в поезде
- Как определить, с головы нумеруется поезд или с хвоста
- Если опоздал на поезд – что делать?
- Что это еще за номера вагонов в поезде?
- Заключение
Как нумеруются вагоны в поезде
Вагоны в пассажирском поезде могут нумероваться как с локомотива (головы поезда), так и с его хвоста. Начало нумерации может зависеть от многих факторов, таких как:
- С какой стороны поезда цепляют локомотив перед отправкой поезда;
- Меняется ли кардинально направление движения поезда в пути;
- Будут ли добавляться к составу в пути еще вагоны;
- Где формируется состав и других причин.
Обычно в составе бывает 15-25 вагонов. Композиция состава напрямую зависит от целей грузов или пассажироперевозок, маршрута поезда и других факторов. В пассажирских поездах большинство вагонов являются плацкартными – спрос на них наиболее массовый из-за их дешевизны. Купейные вагоны являются более высоким по цене сегментом, и занимают примерно треть состава.
Самыми дорогими являются билеты спального вагона или СВ. В пассажирских поездах таких вагонов один или два, билеты на них самые дорогие, и из-за этого спрос на них не высок. Обычно их выбирают обеспеченные люди или VIP-персоны.
Также в некоторых поездах могут существовать и вагоны с местами для сидения. Таких вагонов может быть один или два на состав, а цены на места в них могут быть сопоставимы с ценой на плацкартный вагон. С внедрением скоростных поездов таких вагонов с сидячими местами может стать больше.
Это пригодится: поезда онлайн в реальном времени на карте.
Как определить, с головы нумеруется поезд или с хвоста
Заранее определить, с головы или хвоста нумеруется ваш поезд, невозможно. Такая информация отсутствует на сайте РЖД, в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (Андроид, iOS), нет такой информации и в посадочном талоне. Единственным способом определить начало нумерации интересующего вас состава является объявление диспетчера по громкоговорителю, или получение информации в справочном бюро вокзала.
Информация об этом обычно становится доступной когда поезд приближается к станции или подаётся на посадку. Если же поезд курсирует по обычному маршруту одним и тем же составом , сведения по тому, где начинается нумерация вагонов поезда, может быть доступна и ранее.
Это также пригодится: льгота ФСС РЖД — что это значит.
Если опоздал на поезд – что делать?
Если по прибытию к поезду вы видите уже вот-вот отправляющийся состав, лучше не терять лишние секунды и не выяснять, с какой стороны начинается нумерация поезда. Лучше вскочить в любой вагон вашего поезда, показать проводнице билет, а затем уже пройти внутри поезда в ваш вагон.
Если же состав уже двинулся, не стоит бежать за ним с вашими чемоданами и сумками. Такое глупое геройство смотрится красиво только в фильмах, а в реальности может стоит вам здоровья, а в некоторых случаях и жизни. Лучше взять документы и паспорт, отправится в кассу железнодорожного вокзала, и сдать ваш билет.
Если ваш документ был куплен в Интернете, то будет достаточно назвать кассиру номер вашего электронного билета. Кассир выполните процедуру возврата, в ходе которой вам понадобится заполнить заявление на возврат средств. Возврат будет осуществлён на банковскую карту, с которой был куплен билет. Деньги на карту придут в течение 7-30 дней после сдачи билета.
В некоторых случаях будет лучше переоформить билет на ближайший поезд, идущий в нужную вам точку. В этом случае понадобится доплатить нужную стоимость к сумме, оставшейся после возврата старого билета.
Учтите, что возврат билета возможен только в случае, если прошло не более 12 часов после отхода поезда по внутрироссийским направлениям. Если поезд следует в страны СНГ, то возврат билета возможен не позже чем через час после отправления вашего поезда. Если же поезд следует в дальнее зарубежье, то вам следует сдать билет не позже 6 часов до отправления состава. В ином случае компенсации за возврат билета вы не получите.
Читайте также: навигатор онлайн без скачивания.
Что это еще за номера вагонов в поезде?
Кроме нумерации вагонов в поезде каждый вагон имеет свой специальный информационный номер. Благодаря ему специалист может определить:
- Тип вагона;
- Тип поезда;
- Какая железная дорога обслуживает данный вагон.
Пассажирские вагоны в РФ представлены восемью цифрами, которые наносятся в две строчки. Обычно номер пассажирских вагонов начинается с нуля, так как цифра 0 обозначает пассажирские перевозки. Следующие за нулём две цифры обозначают код железной дороги, которая обслуживает данный состав. В первом ряду указываются три цифры, а в следующем первая цифра указывает на тип данного состава.
Среди типов состава представлены:
- 0 – мягкий;
- 1 – купейный;
- 2 – плацкартный;
- 3 – перемещается между областями, и обладает типом сиденья кресло;
- 4 – четвёркой отмечены почтовые и банковские вагоны;
- 5 – данную цифру имеет багажный вагон;
- 6 – вагон-ресторан;
- 7 – вспомогательный вагон, осуществляющий различные технические работы на дороге;
- 8 – изотермический вагон, использующийся для перевозки скоропортящихся продуктов;
- 9 – вагон резерв или специальный вагон.
Зная кодификацию вагонов, вы можете считывать информацию по ним, и иметь представление о том, какой вагон находится перед вами.
Заключение
В нашем материале мы разобрали, с головы или с хвоста поезда начинается его нумерация, как определить, где находится начало состава, и каковы особенности нумерации вагонов поездов в России. Поскольку не существует способов определить заранее, откуда начинается нумерация состав поезда, рекомендуем внимательно слушать объявления диктора по вокзалу. Если же такое объявление было сделано нечётко (к сожалению, такое бывает достаточно регулярно), обратитесь в информационное окно, в котором ответственный специалист предоставит вам всю необходимую информацию.
Номер пассажирского вагона
состоит из 8-ми цифр и наносится в два
ряда:
1-я цифра – тип вагона:
пассажирский – 0;
2-я, 3-я цифры – индекс дороги
приписки вагона (например: Челябинск –
81, Курган – 80, Златоуст – 82, Магнитогорск
– 83);
4-я цифра – категория
пассажирского вагона:
0 – мягкий,
1 – купейный,
2 – плацкартный,
3 – межобластной, с местами
для сидения,
4 – почтовый,
5 – багажный,
6 – вагон-ресторан,
7 – служебный,
8 – вагон принадлежащий
другим организациям и ведомствам;
5-я, 6-я, 7-я цифры – порядковый
номер приписки вагона к дороге;
8-я цифра – контрольная, для
правильности считывания номера машиной
ЭВМ.
Каждому пассажирскому
вагону присвоено сокращенное название,
указанное в билетах системы АСУ
«Экспресс»:
Л – мягкий, с 2-х местными
купе (18 мест);
К – купейный (36 мест);
П – плацкартный (54 места);
О – общий (81 место);
С – межобластной, с местами
для сидения.
5. Предрейсовая подготовка пассажирских вагонов
Полная подготовка и
экипировка в пунктах формирования
включает:
-
наружную уборку;
-
дезинфекционную обработку
вагонов; -
ремонт внутреннего
оборудования; -
смену фильтров принудительной
вентиляции; -
уборку внутренних помещений;
-
снабжение вагонов съемным
оборудованием; -
снабжение вагонов чайной
продукцией; -
заправку вагонов водой и
топливом.
Частичная подготовка в
пунктах оборота:
-
наружная уборка вагонов;
-
дезинфекционная обработка
туалетов и мусорных ящиков; -
ремонт внутреннего
оборудования (по заявке); -
уборка внутренних помещений.
Обязанности проводника в
пункте оборота:
-
снять маршрутные доски и
номера вагона; -
собрать использованное
белье, посчитать и отсортировать его
по мешкам с номерами вагонов, собрать,
сложить и посчитать подушки, матрасы,
убрать их в рундуки, на третьи полки
или наши над дверью в купейных вагонах; -
очистить мусорные ящики,
вынося мусор в специальные мусоросборники; -
протереть полки, столики,
подмести полы, а также протереть и
помыть служебное, котельное помещение
и туалеты.
6. Заправка вагонов водой
Объем баков вагона составляет
примерно 1000 л. Норма расхода на 1-го
пассажира составляет 25 литров холодной
и горячей воды в сутки.
Для заправки вагонов водой
проводник открывает запорные вентили
на наливных трубах и следит за заправкой
не допуская перелива воды. После заправки
водой, вентили на наливных трубах
закрываются.
В случае обнаружения
замораживания трубопроводов, унитазов
или сливных труб умывальников размораживать
их следует только горячей водой из
системы отопления. Сливные трубы
разрешается отогревать только изнутри
вагона.
7. Обеспечение вагонов топливом
Обогрев вагонов следует
начинать, когда температура наружного
воздуха +10 C° при этом
температура в вагоне должна быть в
пределах от +20 до +24C°, в
туалетах от +13 до +16C°.
Обеспечение топливом
вагонов производится на станции
формирования путем подвоза топлива в
мешках по 15-20 кг, из которых уголь
высыпается в специальную емкость,
находящуюся в тамбуре напротив топки.
Нельзя допускать пересыпания угля.
При топке нельзя использовать
легковоспламеняющиеся материалы,
проводник должен быть в головном уборе,
халате и рукавицах. При открывании
дверки, следует применять меры
предосторожности, так как возможен
выброс пламени и топочных газов.
Нельзя гасить топку водой
или снегом, а также выбрасывать шлак и
воду через боковые и тамбурные двери.
В пути следования проводник
обязан периодически проверять количество
воды в системе отопления, проверять
отсутствия течи из арматуры, по термометру
бойлера систематически проверять
температуру воды в системе горячего
водоснабжения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что означает восьмизначный номер?
Каждый пассажирский вагон имеет восьмизначный номер, наносимый на корпус в две строчки.
Начинаются номера с нуля. «0» — это показатель того, что наша единица подвижного состава предназначена для перевозки людей.
Две другие цифры, наносимые в верхней строке, содержат в себе код железной дороги, к которой вагон приписан:
- Октябрьская 01-07;
- Калининградская 10;
- Московская 17-23;
- Горьковская 24-27;
- Северная 28-31;
- Северо-Кавказская 51-53;
- Юго-Восточная 58-60;
- Приволжская 61-62;
- Куйбышевская 63-65;
- Свердловская 76-79;
- Южно-Уральская 80-82;
- Западно-Сибирская 83-87;
- Красноярская 88-89;
- Восточно-Сибирская 90-93;
- Забайкальская 94-95;
- Дальневосточная 96-98;
- Сахалинская 99.
Первый ряд вроде бы никаких трудностей не вызывает. То есть, если мы увидим в нем цифры «017» то сразу уже будет понятно, что вагон пассажирский и находится в эксплуатации у Московской железной дороги.
Далее ряд второй или нижний. Четвертая цифра номера расскажет нам о категории вагона:
- 0 — мягкий;
- 1 — купейный;
- 2 — плацкартный;
- 3 — вагон межобластного сообщения с креслами и местами для сидения;
- 4 — почтовый и банковский;
- 5 — багажный и почтово-багажный;
- 6 — вагон-ресторан;
- 7 — служебно-технический (к примеру, дефектоскоп или путеизмеритель);
- 8 — спецвагон;
- 9 — резерв.
Таким образом, сочетание первых четырех цифр «0176» еще более прояснит ситуацию – речь идет о вагоне-ресторане, приписанном к Московской железной дороге.
Пятая, шестая и седьмая цифры – это, собственно, порядковый номер вагона. Здесь, наверное, стоит сделать ремарку и отметить, что пятый символ номера также несет особую миссию. Это касается, большей частью, купейных вагонов.
Так вот, «простым» купейным вагонам и вагонам с буфетом полагаются цифры от «1» до «3», вагонам, переделанным из штабных в «обычные» – цифра «4», для действующих штабных вагонов с радио-купе – пятым символом становится цифра «6», а вагонам, где есть купе-буфет дают цифру «7».
По такому же принципу пятым символом у «мягкого» вагона европейского габарита РИЦ будет цифра «2», а у почтового вагона, если он предназначен для перевозки ценностей, цифра «4».
А вот самая интересная — это восьмая цифра или, как ее еще называют, «контрольное число». Его придется высчитать.
Арифметику все помнят? Чудесно. Тогда попробуем: для начала следует каждую четную цифру номера вагона умножить на 1, а нечетную — на 2 и затем суммировать все произведения.
То есть, если у нас первые семь цифр, допустим, «0176123», то нам нужно сделать следующий расчет :
(0*1)+(1*2)+(7*2)+(6*2)+(1*2)+(2*1)+(3*2)=0+2+14+12+2+2+6=38.
Теперь полученное число 38 нужно дополнить до полного десятка, то есть до 40 и таким образом наша контрольная цифра будет 4, а номер вагона выглядеть следующим образом: 01761234.
Взглянув на вагон с таким номером мы теперь смело можем удивляться тем, кто не сможет сразу понять, что перед ними вагон-ресторан столичной магистрали с порядковым номером 123.
Пример нумерации пассажирских вагонов
Ну, как пример еще давайте посмотрим вот такой номер «07722556». Совершенно верно, пассажирский, Свердловская железная дорога, плацкартный, порядковый номер 255. Контрольное число «6» получилось, потому что мы округлили до полного десятка полученную в результате умножения и сложения всех предыдущих цифр число 52. Скажу по секрету, этот вагон частенько «бегает» в составе поезда Свердловск-Новороссийск. Доводилось лично видеть и не раз.