Как называются вокальные номера в опере

ария

сольный оперный номер

Альтернативные описания

• вокальное произведение для одного голоса

• законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра

• крик души в музыкальном сопровождении

• музыкальное произведение для одного певца или певицы

• номер в опере, исполняемый одним певцом

• российская рок-группа

• сольная партия в опере

• эпизод в опере, оперетте, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра

• каватина

• вокальная или инструментальная пьеса

• песенка, что спета Ленским

• выходная у Мистера Икса

• вокальный монолог

• оперное соло

• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»

• выступление оперного докладчика

• первая в России хэви-металл группа

• сольный номер из оперы, кантаты

• эпизод оперы, оперетты и др., исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра

• женское имя

• фрагмент оперной партии

• часть оперной партии

• соло в опере

• сольный номер в опере

• рок-группа Кипелова

• оперный номер

• соло для тенора

• партия для голоса в опере

• та еще группа Кипелова

• … варяжского гостя в «Садко»

• эпизод оперы

• хэви-металл группа в России

• музыкальный крик души

• московская рок-группа с оперным названием

• сольный номер

• ариозо

• партия для голоса

• эпизод в кантате

• группа, в которой пел Кипелов

• оперный монолог

• кармен поет, а хор молчит

• «оперная» московская рок-группа

• оперная песня

• оперная партия

• оперная партия или московская рок-группа

• хэвиметалл группа в России

• оперное соло или московская рок-группа

• монолог оперного певца

• «речь» певца с оперной сцены

• монолог ОПЕРАтивного работника

• оперная партия для солиста

• сольное выступление в опере

• оперное пение

• оперное сольное пение

• соло на сцене оперного зала

• «номер» в опере

• оперная партия для голоса

• монолог на оперной сцене

• металлическая рок-группа

• Вокальная пьеса

• Музыкальное произведение для одного певца или певицы

• Партия в опере

• Вокальная или инструментальная пьеса

• Российская рок-группа (»Герой асфальта», »Крещение огнём»)

• Партия для голоса (в опере, оперетте, оратории или кантате) или для инструмента

• Выступление оперного докладчика

• «Монолог» оперного певца

• «Номер» в опере

• «Оперная» московская рок-группа

• «Речь» певца с оперной сцены

• … варяжского гостя в «Садко»

• вокально-инструментальный ансамбль, созданный на базе ВИА «Поющие сердца»

• выступление оперного «докладчика»

• ж. итал. песня в один голос, одиночная, одноголоска, иногда в сопровождении музыкальных орудий

• оперная партия и московск. рок-группа

• оперное соло или московск. рок-группа

• партия в опере

• росийская рок-группа

• соло оперного баритона

Вокал в оперном жанре – это подвид вокального искусства, который отличается от других стилей исполнения широтой диапазона. Иногда его называют классическим или академическим. Дело в том, что академическое пение используется преимущественно с классической музыкой, которая является неизменной частью оперетт, романсов и мюзиклов. Например, в эстрадном исполнении, голос певца поддерживает аппаратура, его обрабатывают и усиливают, а вот в академическом пении исполнителю приходиться звучать на весь зал только лишь за счёт собственного голоса. Это целое искусство, в котором задействовано буквально всё тело.

Оперное пение

Содержание

  1. Виды оперного пения
    • Певучий стиль или кантилена
    • Декламационный или речитатив
    • Колоратурное
  2. Типы голосов в опере
  3. История и развитие
    • Видные деятели в оперном искусстве
  4. Как научиться оперу — необходимые основы
    • Дыхание
      • «Книга»
      • «Свеча»
    • Опора
    • Резонаторы
    • Гортань
    • Артикуляция
    • Распевка

Виды оперного пения

Манеры исполнения подразделяются на: певучий стиль, декламационный и колоратурное пение. 

Певучий стиль или кантилена

Данный тип исполнения отличается мелодичностью. Звуки в нём тянутся, что добавляет мягкости и плавности. Именно кантилена позволяет певцу полностью раскрыть выразительное звучание своего голоса. 

Декламационный или речитатив

Уже исходя из названия можно предположить, что речитатив включает в себе элементы разговора. Это симбиоз речи и песни. Исполнитель читает нараспев, но вместе с тем, сохраняется интонация: вопросительные ноты, побудительные, восклицательные. Обычно такую манеру используют в промежутках между ариями, как переходный элемент. 

Речитатив под аккомпанемент только клавесина, называют «секко» (дословно, сухой). А вот сопровождение чтение оркестром гораздо мощнее и звучит богаче. 

Речитатив и кантилена

Колоратурное

Исполнение, требующее от исполнителя великолепного технического овладения высокими нотами. Это пении наполнено сложными приемами. Голос певца во всех регистрах звучит мягко и одновременно мощно, переходы плавные, что создаёт впечатление легкости исполнения.  Колоратура, это сложная мелодия, но и здесь есть категории для разных голосов. Так лирические колоратуры пишутся для лёгких голосов, а драматические – более крупных. Отнесение к той или иной категории зависит от диапазона голоса, его цвета. 

Типы голосов в опере

Существует множество классификаций оперных голосов. Однако чаще всего все категории сгруппированы в 7 типов и делятся они по полу и высотности.

Женский оперный вокал:

Как называется оперное пение

  • Сопрано. Женское сопрано является самым высоким голосом в целом. В сопрано, как и в других типах голосов, существует деление на подгруппы в зависимости от тембра, диапазона, цвета и веса голоса. Таким образом выделяются:
    • Субретт (роли молодых, кокетливых девушек в комедийных жанрах и опереттах).
    • Колоратурное сопрано.
    • Спинто-сопрано (цвет темнее, чем в лирическом; имеет высокие легкие ноты).
    • Лирическое сопрано.
    • Драматическое сопрано.
  • Меццо-сопрано. Отличается объемом звучания и насыщенностью. Его подгруппы: колоратурное, лирическое и драматическое. 
  • Контральто. Самый низкий певчий голос. Встречается редко. Охватывает все ноты малой октавы. Как и предыдущие типы делится на колоратурное, лирическое и драматическое.

Мужское оперное пение:

Мужское оперное пение

  • Контртенор. Самый высокий мужской голос. 
  • Тенор. Высокий мужской певческий голос. Он также подразделяется на лирический и драматический тембр.
  • Баритон. Средний по звучанию голос. Такой голос универсален и позволяет исполнять большинство героических и любовных ролей в опере. 
  • Бас. Самый низкий голос. Характеризуется глубоким звучанием. По высоте различают:
    • бас-кантанте (высокий бас; мелодичное и певучее звучание);
    • центральный (хорошее звучание в низком диапазоне);
    • бас-профундо (низкий бас; густой, раскатистый голос).

В оперном пении по вокальным номерам выделяют следующие формы: сольные и коллективные. К первым относится ария – монолог певца или певицы, которые выражает его душевное состояние. Это целое отдельное и законченное произведение.

А вот ансамбль и хор исполняются более чем одним лицом. В ансамбле могут петь двое (дуэт), трое (трио) и так далее. Хор же в отличие от других форм пения используется для создания нужной атмосферы, например, стихийных бедствий или битв. В оперном пении у коллективного характера есть своя мощь. Хор нередко становится даже главным действующем лицом всего представления. 

Дж. Верди. Набукко. Хор рабов-иудеев.

История и развитие

Жанр оперного пения появился относительно недавно – пятьсот лет назад между XVI-XVII вв. Родиной оперы считается Италия. В то время были популярны театральные постановки, где музыка являлась фоном. Первые авторы, которые сделали попытку создать новый жанр, поначалу называли его «drama per musica» (драмой на музыке). Коллективное стремление композиторов возродить древнегреческую трагедию, привело к тому, что они сами того не зная стали основоположниками совершенно нового вида искусства, пусть первоначально их пьесы значительно отличались от классической оперы.

Искусство оперного пения

Видные деятели в оперном искусстве

 В 1607 году опера «Эвридика» Мантуе К. Монтверди была наполнена драматизмом и художественностью. А уже в 1639 был введен новый термин «опера».

К. Глюку

С того момента как зародилась классическая опера, она постоянно видоизменялась. Разные итальянские школы меняли звучание, устанавливали новые правила и формы. Происходило разделение вокальных номеров. Наиболее значимые изменения в опере принадлежат К. Глюку, где он сумел в своих трагедиях («Альцеста», «Орфей и Эвридика» и др.) соединить лучшие достижения итальянской оперы.

В. Моцарт

Нельзя не отметить влияние В. Моцарта, который создал уникальные произведения, наполненные выразительными образами и яркими эмоциями. Ему удалось вобрать лучшее от итальянских школ разных эпох и создать сложные и многогранные образы, конфликты и трагедии в своих произведениях.

Дж. Верди

Романтизм XIX века принёс в оперу новые взаимоотношения с другими жанрами, что было популярно в то время. Именно тогда огромное влияние на её развитие оказали: Дж. Верди, Р. Вагнер, М. Глинка, М. Мусоргский.

В наши дни понятие оперы в её традиционном понимание устаревает. Сегодня наряду с оркестром, режиссеры добавляют современные звучания, например, электронную музыку, накладывают городские звуки или переносят действия классических опер в нынешнюю эпоху. Опера, как и когда-то, является синтезом, музыки и театрального представления. Нельзя сказать, что изменения коснулись современного пения – оперные исполнители стали значительно моложе, однако техники и методики их обучения, правила постановки голоса и его звучания остались неизменными даже спустя пятьсот лет. 

Как научиться оперу — необходимые основы

Невозможно дать однозначный ответ на вопрос, как правильно научиться за короткий срок пению в оперном жанре.

Академический вокал, это искусство оперного пения, которое требует отточенного мастерства и упорства. Певцы годами отрабатывали технику владения своим голосом, добиваясь чистого и мощного звучания. Самостоятельно обучиться технике можно, однако без опытного педагога есть риск уже с самого начала сформировать неправильную привычку, от которой в будущем будет сложно избавиться. 

Опытные преподаватели оперного вокала утверждают, что научиться петь можно всем и в любом возрасте. Бывают психологический проблемы, если человек не уверен в себе или же какие-то физиологически особенности, которые могут мешать. В остальных случаях всё зависит от стараний и усилий. 

Как научиться оперному пению

Развитие голоса и слуха идут рука об руку. Без одного невозможно другое. Основы вокала укладываются обычно до года максимум. В отдельных случаях человек может начинает петь даже на втором индивидуальном уроке вокала с педагогом, потому что интуитивно чувствует голос, понимает, как дышать.  

Важно помнить, что для того чтобы просто красиво петь, понадобиться пару месяцев. Для развития профессионального оперного вокала этого недостаточно. Опытные певцы посвящают ежедневным практикам не один год, чтобы добиться мастерства в своём деле. Уникальные вокальные данные это редкое стечение. У всех индивидуальные особенности артикуляции, выносливости связок, силы мышц, а также слуха и чувства ритма. 

Особенности классического вокала включают в себя:

  • широкий диапазон голоса;
  • умение пользоваться природными резонаторами;
  • округлый, чистый звук.

Первое, на чём базируется весь вокал, это: правильное дыхание, артикуляция и резонаторы.

Дыхание

База, с которой начинает любой педагог. Правильное дыхание во время пения, это основа. Нужно учиться дышать животом. Благодаря способности певца опускать диафрагму ниже, становится возможно взять большой объём воздуха. А чтобы он резко не закончился нужно контролировать его выдыхание. Вот несколько упражнений, для того чтобы научиться правильно дышать животом:

«Книга»

Необходимо лечь на спину. После нескольких глубоких вдохов-выдохов, положить книгу потяжелее на живот и стараться с дыханием опускать и поднимать её. 

«Свеча»

В этом упражнение можно научиться контролировать выдох. Нужно сесть перед горящей свечой и, сделав вдох животом, медленно дуть на неё, но при этом не тушить. Чем дольше пламя будет дрожать, тем лучше.

Правильное дыхание помогает не только в вокале. Речь людей, регулярно занимающихся такими упражнениями, становится мелодичнее. Они хорошо контролируют свой голос и умеют расходовать воздух при разговоре. 

ВНИМАНИЕ! С осторожностью делать упражнения на дыхание особенно в начале обучения. Не допускать головокружения. 

Опора

Данный термин означает устойчивый звук и в пении и голосообразование. Опертый голос округлый, чистый и свободный. Это характеристика очень важна при постановке голоса для пения. 

Следующее упражнение поможет с развитие опоры.  Оно одно из самых эффективных, несмотря на сложность. 

Ноги необходимо расставить широко. Корпус наклонить вперед и свесить руки. Затем втянуть воздух животом и медленно выдыхать, при этом опуская руки вниз. Выдох должен быть бесшумным. 

А ещё можно 30 раз посвистеть. Для этого нужно набрать воздух и непрерывно выдыхать звуком «с». Когда весь воздух кончиться, повторить заново. 

Резонаторы

Это полости, которые находятся чуть ниже голосовых связок. Их функция – усиливать звук.  Считается, что существует два вида резонаторов: головной (высокие звуки отражаются в голове) и грудной (звуки резонируют в трахее и бронхах). 

ВНИМАНИЕ! Не путать голосовой регистр и резонатор! Первое, это отрезок диапазона голоса, и он позволяет петь выше или ниже. Второе – пустоты в теле, что ощущаются физически. Именно за счёт отражения звука и происходит его усиление. 

К работе с регистрами следует обращаться после того как человек научился дышать животом и опускать диафрагму. 

Для усиления голоса нужно обращать внимание на гортань. Она должна быть свободной. Мужчины при этом опускают кадык, а женщины делают это мысленно. Голос будет максимально звонким если резонанс пойдет через голову. Нужно представить, как поток попадет туда. 

Наилучшее упражнение — это «мычание». При этом необходимо слушать и постараться уловить чувство, когда в голове проявится это самое «мычание», тогда и будет верный резонанс. 

Гортань

Многие замечают, что певцы и певицы при исполнении опускают гортань. У мужчин это больше заметно из-за кадыка. Это хорошо ощущается при зевке. Задача вокалистов сделать так, чтобы звук шел не за счёт широкого открытия рта, а опускания гортани. Причём, чтобы это происходило естественно, а не насильно, иначе звук будет блеклым и невыразительным. 

Чтобы опустить гортань необходимо делать следующее:

  1. Открыть рот, зафиксировать его в таком положении, например, пытаясь откусить яблоко, и стараться чётко произнести звуки: НГО, НГУ, НГЕ, НГА.
  2. Тренировать язык, выталкивая его изо рта с такой силой, чтобы он сам возвращался назад, как у лягушки. 

ВНИМАНИЕ! Гортань, как и всё горло, должна во время пения быть максимально расслабленной.

Артикуляция

Разговор и опера, это совершенно разные вещи по артикуляции. Когда певец расслабляет горло, опускает гортань, звуки, которые он начинает издавать должны быть разборчивыми. Для этого необходимо тренировать артикуляцию. На помощь придут скороговорки, гимнастика, а также старое упражнение с использованием постороннего предмета во рту, как тренируются дикторы. 

Кстати именно поэтому у многих возникает вопрос, почему во время пения певцы и певицы странно артикулируют, будто гримасничают. Это потому, что артикуляция при разговоре и пении совершенно разные. Исполнители уделяют большое внимание правильной работе рта и голосовых связок, чтобы звук был не только чистым и мощным, но и зритель понимал текст. 

Распевка

Распевки очень важны для того, чтобы подготовить голос к усиленным нагрузкам. Начинающим певцам курса обучения вокалу взрослых советуют петь с закрытым ртом. Нужно использовать только звук «хм». Челюсти должны быть разжаты. Исполнив таким образом пару нот, нужно продолжать упражнение, но уже с открытым ртом, используя звуки «ма» «мо», «му» и тд. Достигнув максимальной высоты, постепенно опускаться назад.

Из чего состоит опера

Содержание:

  1. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка». IV действие (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);
  3. С. Баневич. «Пусть будет радость в каждом доме». Финал оперы «История Кая и Герды» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.
  3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.
  4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей…

(А. С. Пушкин)

За те триста с лишним лет, что прошли со дня первого оперного спектакля, многое изменилось в сложном организме оперы: раздвинулись её масштабы, обогатились выразительные средства, оркестр из скромного аккомпаниатора стал полноправным участником.

Балет и хор давно уже «прижились» в опере как неотъемлемая часть целого. Но душой оперы как был, так и остался человеческий голос с его тембровым богатством, ни с чем несравнимой динамичностью и задушевностью вокальных интонаций. Самое сочетание слова и выразительной мелодии всегда было и будет в центре внимания и композитора, и зрителя. И те формы сольного пения, в которых вокальная мелодия получила наибольшую свободу развития, естественно, оказались решающими в построении музыкально-сценического образа.

Вокальные номера

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

Ария — вокальный монолог героя (героини). В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер. Ария представляет собой развёрнутое и законченное музыкальное произведение.

Речитатив — род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Другое назначение оперного речитатива соединять номера оперы, отражать ход развития сюжета.

Ансамбль (франц., вместе) — законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами (2), трио (3), квартетами (4), квинтетами (5) и т. д.

Хор — певческий коллектив, коллективное действующее лицо оперного спектакля или «комментатор» событий. Хор — это и номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Композиторы издавна пользовались им для изображения сцен народной жизни; подобно оркестровым голосам, хор привлекался в живописных картинах празднеств, битв, стихийных бедствий, катастроф.

Певческие голоса

Главное в опере — пение. Все арии, ансамблевые номера и хоры исполняются певцами. Их голоса делятся на три группы: высокие, средние, низкие. В соответствии с высотой звучания и характерным тембром голоса оперных певцов разделяются на мужские: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Арии можно сравнить с описанием портрета героя в литературном произведении, в котором обычно передаётся его характер, душевное состояние.

Многие арии оперных произведений отличаются особой выразительностью. Примером может служить ария Снегурочки из одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова. Красивое сопрано Снегурочки передаёт сказочный, светлый образ героини: оно похоже на пение птиц, журчание весёлых ручейков.

Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства. Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери-Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена в её словах – «люблю и таю».

Музыка арии Снегурочки трепетна и проникновенна, и при этом полна самого живого и тёплого чувства.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», IV действие.

Декорации

Действие оперы развёртывается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Художник-декоратор разрабатывает эскизы декораций.

Самые известные эскизы декораций и костюмов к опере создал художник Виктор Васнецов. Тот самый, который написал «Алёнушку» и знаменитых «Богатырей». Неудивительно, что эскизы к «Снегурочке» получились потрясающими – это же настоящие картины!

Части оперы

Оперный спектакль состоит обычно из нескольких (трёх — четырёх) действий, или актов. Каждое действие в свою очередь состоит из двух — трёх картин. Перерывы между действиями называются антрактами. Это слово имеет и другое значение. Короткие оркестровые вступления к действиям оперы также называются антрактами.

Инструментальные номера

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью).

Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Один из таких примеров — «Сеча при Керженце», фрагмент оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сеча – сражение, битва). В его музыке отчётливо слышно, как сходятся борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

Каждая опера — это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский-Корсаков в своём высказывании, вынесенном в эпиграф этого раздела: каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

Вопросы и задания:

  1. Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясните на примере арии Снегурочки из оперы Н. Римского-Корсакова.
  2. Считаете ли вы, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажите на примере «Сечи при Керженце».
  3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте эскиз декораций к фрагментам известных вам оперных произведений.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» (фрагмент), mp3;
    Римский-Корсаков. Сеча при Керженце из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

  • Как называют человека который чинит телефоны
  • Как называют телефон на зоне
  • Как называют отдельные номера в балете
  • Как называют людей которые чинят телефоны
  • Как называют кнопочный телефон по другому