Как наносить номер на квадрокоптер

С 14 марта 2022 года нужно регистрировать все квадрокоптеры весом от 150 грамм. Поставить дрон на учет нужно в течение 10 дней с момента его приобретения. Правило касается как юридических, так и физических лиц.

Если квадрокоптер не зарегистрирован, его владельцу положен административный штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей. Итак, как же зарегистрировать квадрокоптер, чтобы избежать штрафа и пользоваться дроном легально?

Выберите один из способов регистрации квадрокоптера

Регистрацией дронов занимается «Росавиация». В нее можно обратиться самостоятельно, либо через портал «Госуслуги».

Регистрация квадрокоптера через «Госуслуги»

Это самый популярный и самый простой способ регистрации квадрокоптера.

Самый быстрый способ зарегистрировать дрон — подать заявление через «Госуслуги».

Для начала необходимо создать учетную запись на портале «Госуслуги», если ее еще нет. Далее выполните простой алгоритм действий:

  1. Авторизуйтесь на сайте «Госуслуги».
  2. В поиске вбейте «Росавиация».
  3. Среди результатов поиска выберите «Учет беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 кг».
  4. В появившемся перечне услуг найдите «Внесение информации о беспилотном воздушном судне в базу данных и формирование учетной записи и учетного номера».
  5. Заполните заявление.
  6. Ожидайте результата: отказ или учетный номер.

Обратите внимание: учетный номер придет не на портал «Госуслуги». Он окажется на вашей электронной почте, которую вы укажете в заявлении. Темой письма будет «Росавиация. Учет БВС».

Срок оказания услуги — 10 рабочих дней. Далее уведомление о постановке дрона на учет или отказ придут в течение 3 рабочих дней.

Регистрация квадрокоптера через «Росавиацию»

Зарегистрировать квадрокоптер можно через Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиацию») . Этот вариант подойдет, если нет российского гражданства, паспорта или аккаунта на «Госуслугах».

Подать заявление на регистрацию дрона через «Росавиацию» можно тремя способами:

  1. Направить данные через Портал учета беспилотных воздушных судов. На сайте нужно создать личный кабинет, подтвердить подлинность своих данных, а после — внести информацию о беспилотнике и ожидать результат.
  2. Отправить заявление с данными о квадрокоптере по почте. На конверте сделать отметку «учет БВС», в графе «Получатель» указать Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») . Адрес для отправления: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, почтовый индекс 125167.
  3. Лично или с помощью курьерской службы привезти заявление в экспедицию Росавиации.

Не отправляйте заявление в «Росавиацию» по электронной почте или через общественную приемную. Ведомство не будет рассматривать документы, поданные в такой форме.

Ведомство рассмотрит заявления в течение 10 дней с момента его попадания в «Росавиацию». Помните, что при отправке почтой срок ожидания увеличивается.

Составьте заявление для регистрации дрона

Вне зависимости от способа регистрации нужно создать заявление и подать информацию о квадрокоптере. Заранее подготовьте следующие данные:

  • Модель квадрокоптера. Например, Air 2S.
  • Серийный номер. Его можно посмотреть в мобильном приложении в разделе «Информация» или на наклейке производителя на самом дроне.
  • Тип двигателя и их количество. Например, для Air 2S — это электродвигатели в количестве 4 штук.
  • Взлетная масса в килограммах. Например, не 595 грамм, а 0,595 килограмма.
  • Полное юридическое название фирмы-производителя. Например, для фирмы DJI — это SZ DJI technology CO., LTD.
  • Фото квадрокоптера. Фотография должна быть цветная на светлом однотонном фоне. Сам дрон должен занимать 70% от общего размера снимка.

Напоминаем: учетный номер придет не на портал «Росавиации» и не на «Госуслуги». Росавиация пришлет вам на электронную почту письмо с темой «Росавиация. Учет БВС».

Как нанести регистрационный номер на квадрокоптер?

Если ваше заявление одобрят, регистрационный номер придет на электронную почту. Его нужно нанести на корпус квадрокоптера. Сделать это нужно любым способом, главное, чтобы надпись не смывалась. Например, подойдет несмывающийся маркер или гравировка.

Сама надпись должна быть четкой без наклонного шрифта и засечек. Минимальный размер букв — 5 миллиметров. Номер нужно нанести контрастным цветом. Например, черным маркером на белом корпусе дрона.

Чем больше габариты квадрокоптера, тем больше деталей нужно пометить учетным номером. Для дрона весом менее 1,5 килограмм нужно нанести номер в трех местах, а для более тяжелого коптера — в пяти.

Маркировку нужно нанести на следующие детали квадрокоптера:

  • верхнюю и нижнюю поверхности крыла;
  • боковые поверхности фюзеляжа;
  • стабилизатор;
  • киль;
  • лучи крепления двигателя;
  • обтекатели.

Что делать, если получили отказ?

Иногда вместо регистрационного номера владельцы дронов получают отказ. Это происходит, если в заявлении допущена ошибка.

Проверьте заявление, устраните неточности и отправьте его повторно. Опыт учеников школы аэросъемки Virtual Land School показывает, что после исправления ошибок легко получить регистрационный номер.

Хотите научиться круто снимать на дрон и узнать о возможностях, которые открывает аэросъемка?

Тогда приходите на бесплатный вебинар от школы Virtual Land School. На нем вы узнаете:

  • как начать профессионально снимать на квадрокоптер;
  • какие есть ошибки при съемке с дрона;
  • как зарабатывать на аэросъемке от 100 000 до 500 000 рублей в месяц;
  • какие возможности открывает съемка с дрона;
  • как совмещать хобби и работу.

Сразу после регистрации на бесплатный вебинар вы получите в подарок мини-курс по аэросъемке. К тому же все участники вебинара от Virtual Land School получат полезные материалы:

  1. Гайд «Как выбрать ракурс для красивого кадра в аэросъемке»
  2. Инструкция «Как гарантированно получить первый заказ на аэросъемку»
  3. Гайд «Как путешествовать с дроном»

Регистрируйтесь на вебинар по ссылке. Увидимся на занятии по аэросъемке от Virtual Land School.

От винта! Готовимся правильно к запуску беспилотника — от постановки на учет до разрешения на полеты

Не так давно правовое регулирование использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА) гражданского назначения отсутствовало вовсе — как в России, так и в мире. Но быстрые темпы развития беспилотной авиации заставили законотворцев задуматься о государственном контроле в этой отрасли. 

Сегодня в России существуют законодательно закрепленные процедуры регистрации и учета гражданских беспилотников, а также правила полетов. В этой статье попробуем разобраться, как легально поднять ваш беспилотник в воздух и немного поговорим о том, какие изменения нас могут ожидать в этой области в скором времени. 

В массовом сознании при произношении слов «дрон», «БПЛА» и так далее в большинстве случаев в голове разворачивается устойчивый ассоциативный ряд из картинок различных квадро-гекса-окто и прочих коптеров, то есть систем мультироторного типа (где много винтов). 

Однако беспилотники — летательные аппараты без экипажа на борту — бывают не только мультироторные, как например, модели Mavic и Mini от компании DJI. Но еще и самолетного, вертолетного типов, а также конвертопланы.

Сейчас в России нет разделения правил для беспилотников по типу их компоновки или силовых установок, вместо этого существуют различия процедур регистрации в зависимости от масса машины. В данной статье мы будем говорить об учете и полетах БПЛА самого популярного класса в России — от 0.15 до 30 килограмм.

Квадрокоптер DJI Mavic, wikipedia.org

Квадрокоптер DJI Mavic, wikipedia.org

Для начала определимся с тем, что все-таки понимать под беспилотником. В Воздушном кодексе РФ прописано такое определение:

«Беспилотное воздушное судно (БВС) — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)» (ВК РФ ст.32 п.5)

Так официально обозначаются беспилотники в государственных документах. Далее по тексту этот термин или его аббревиатура БВС будет фигурировать часто.

Сразу следует отметить, что любителей нелегальных полетов на дронах могут ждать разнообразные взыскания, начиная от сравнительно безобидной ст. 11.4 КоАП (Нарушение правил использования воздушного пространства, до 50 тысяч рублей для физлиц) до ответственности по статьям УК 276 (При несанкционированных полетах над секретными объектами) и 263 (Например, при несанкционированных полетах в диспетчерских зонах аэропортов).

Чтобы избежать всех этих неприятностей, пилот дрона должен последовательно пройти несколько шагов.

Шаг 1. Регистрация в Росавиации

В настоящее время предусмотрена единая процедура регистрации и постановки на учет для всех беспилотных аппаратов с максимальной взлетной массой (то есть с учетом всех агрегатов, аккумуляторов, максимальным запасом топлива и так далее) от 150 грамм до 30 килограмм

До марта 2022-го года нижний предел начинался с 250 грамм, и под правила не подпадало множество весьма любопытных моделей, например, DJI Mini с весом 249 грамм, но, увы, – лавочку прикрыли.

Процедура регистрации одна на всех — в независимости от компоновки БВС, типа силовой установки на борту, максимального времени полета и производителя. Последнее означает, что на учет без проблем можно поставить даже собственноручно собранный беспилотник (см. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Пункт 8, подпункт б.):

Правила не делают скидок для так называемых радиоуправляемых моделей самолетов и вертолетов. Если аппарат поднимается в воздух, управляется человеком дистанционно и весит от 0,15 до 30 килограмм, то на него распространяются все положения «Правил учета». БВС нужно регистрировать, и неважно, продали вам его как «беспилотник» или как «радиоуправляемую модель», есть ли там камера и с какими целями аппарат поднимается в воздух. В этом смысле перед законом едины и «летающее крыло» для FPV (first-person-view) полетов, и прекрасный (и весьма дорогостоящий) М5 AGRO от компании Альбатрос.

Как поставить на учет БВС

Чтобы поставить БВС на учет, нужно зарегистрироваться на Госуслугах или Портале учёта БВС. В статье мы рассмотрим первый вариант.

Далее выбираете услугу «Учёт беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,15 до 30 кг».

Вносите данные. В рамках нашего тестового заявления будем считать, что беспилотник – передовая экспериментальная модель собственного производства. Поэтому наименование присвоим произвольное, а поле «серийный номер» оставим пустым. Для модели, купленной в магазине, нужно вписать название, отпечатанное у вас на коробке, например, DJI Mini 3, и указать SN производителя.

Далее указываем силовую установку. 

Госуслуги в выпадающем списке предлагают нам следующие варианты двигателей :

  • Без двигателя (планер)

  • Внутреннего сгорания (ДВС)

  • Газотурбинный

  • Гибридная силовая установка

  • Ракетный

  • Турбореактивный

  • Электродвигатель

  • Иной

Для обычного коптера наподобие DJI Mavic следует выбрать «электродвигатель», количество «4» и внести максимальную взлетную массу, напечатанную в паспорте. Для БВС, собранного самостоятельно, следует указать расчетную максимальную массу с учетом полного запаса топлива, всех аккумуляторов и остальных агрегатов. Масса указывается в килограммах, то есть, к примеру, для БПЛА меньше килограмма значение массы записывается как «0,ххх».

Мы же пока выбираем вариант «турбореактивный» количеством две штуки и максимальной взлетной массой 25 кг.

В пункте «Информация об изготовителе» я ставлю галочку «собственное производство». Если дрон куплен, то вписываем сюда название бренда.

В пункте 5 заявления необходимо приложить четкую фотографию БВС, а лучше несколько.

Отправляем заявление и ждем положительного ответа. Положительного, потому что на данный момент мне неизвестны случаи отказа в регистрации судна. 

Через 10 рабочих дней вам пришлют уведомление. В нем будет указан учётный номер, присвоенный вашему БВС.

Пример уведомления. Источник: rchobby.pro

Пример уведомления. Источник: rchobby.pro

Номер необходимо нанести на корпус беспилотника — любым способом, обеспечивающим его читабельность и сохраняемость: фломастер, наклейка или краска. Высота шрифта — не менее 5 мм, без курсива и засечек. 

Также номер БВС должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее трёх раз для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг и пяти раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг. Сделано это, надо думать, для удобства идентификации в случае внезапного и резкого контакта поверхности и дрона с полным или частичным разрушением оного.

Отмечу, что процедуру постановки дрона на учет требуется провести в течение 10 дней с момента покупки, но никакой ответственности за превышение сроков здесь не установлено. В случае самостоятельной сборки регистрацию дрона надо провести до первого полета.

Шаг 2. Разрешение на полет — требуется или нет

После регистрации беспилотника в Росавиации вы можете приступить к полетам. В некоторых случаях вам потребуется разрешение на полёт.

Чек-лист, когда разрешение не требуется

Чек-лист, когда разрешение не требуется

Если планируемый полет соответствует всем приведенным выше требованиям, то разрешение на полет не требуется. Подача плана полета также не требуется. 

Если хотя бы один параметр не соответствует требованиям – разрешение получить придется.

Воздушное пространство G-класса

Если с большинством пунктов более-менее понятно, то по пункту — воздушное пространства G-класса возникает вопрос, что это такое и как его определить.

* Воздушное пространство класса G – так называемое неконтролируемое воздушное пространство, где не требуется двусторонняя связь с диспетчером и разрешение на полет.

Для определения класса воздушного пространства, а также границ областей, закрытых для полетов, можно использовать сайт fpln.ru. Сайт не относится к какому-либо ведомству и поставляет информацию «как есть», о чем и предупредит вас перед началом работы. Но ему доверяют все операторы дронов, которых я знаю. 

Перейдем на сайт. Слева вверху на панели под надписью «воздушное пространство» включите отображение зон и районов, зон ограничения полетов, опасных и запретных зон, а также границ местных диспетчерских пунктов (МДП) и районов полетной информации (РПИ).

 Схема воздушного пространства над Москвой

Схема воздушного пространства над Москвой

Красным обозначаются запретные зоны и зоны ограничения полетов. Зеленым и синим — контролируемое воздушное пространство класса C. Серым отмечаются границы воздушного пространства с классом G. Изучая карту в области полета, необходимо также обращать внимание на высоту, потому что воздушное пространство зависит также от эшелона (высоты). Представление об этом можно получить из картинки ниже:

Источник: russiandrone.ru

Источник: russiandrone.ru

Также будет нелишним включить отображение аэродромов и вертодромов — к ним нельзя приближаться менее чем на 5 км без разрешения диспетчерских служб. Для этого кликните на иконку с самолетом:

Определить условия полета в месте вашего предполагаемого маршрута легко: наведите курсор на интересующую вас точку (или постройте линию маршрута) и кликните левой кнопкой мыши. Вы увидите окошко информации:

Точка в д. Нестерово, Тверская область

Точка в д. Нестерово, Тверская область

По информации на картинке выше, воздушное пространство в искомой точке является пространством класса G (обозначается серым цветом) и располагается на высоте от 0 до 5577 футов (примерно 1.69 км).Как я уже писал, воздушное пространство подразделяется на классы и по площади, и по высоте (см. схему воздушного пространства выше). Надо также заметить, что высота указана для формата AMSL – Above Mean Sea Level – высота над уровнем моря.

Класс G – то, что нам нужно для полета без разрешения. Вспоминаем остальные пункты чек-листа:

Допустим, что в данной ситуации мы будем поднимать дрон не выше 150 метров от земной поверхности, в зоне прямой видимости, публичные мероприятия не проводятся, класс воздушного пространства – G, летаем в светлое время суток, никаких охраняемых мест и мероприятий поблизости нет. Что же касается аэродромов, то вблизи места полетов есть несколько посадочных площадок, но расстояние до них больше 5 километров. 

Вывод – можем летать без разрешений, но лишь в том случае, если полет планируется не над деревней непосредственно. Если маршрут дрона пролегает над населенным пунктом, то необходимо получить разрешение от органа местного самоуправления. В нашем случае это разрешение от администрации Верхневолжского сельского поселения.

Как получить разрешение на полет (общий план действий)

Что делать в случае, если план вашего полета подразумевает «выход» из-под требований (одного или нескольких) из чек-листа выше и, соответственно, требует разрешения на полет?

Общий план выглядит непросто. Рассмотрим его подробнее. Итак, что вам обязательно нужно сделать, чтобы ваш дрон мог беспрепятственно взлететь:

  1. получить все сопутствующие разрешения;

  2. составить заявку (представление) на установление режима;

  3. составить план полета.

Пункт 1. Получить все сопутствующие разрешения:

В зависимости от места полета, вам может понадобится согласовать свой полет с одной или несколькими администрациями (населенных пунктов, запретных зон и т.д.). Далее о том, в каких случаях и какие разрешения вам могут понадобиться.

  • Разрешения от органов местного самоуправления

    Требуется в случае полета дрона непосредственно над населенным пунктом. Чтобы получить разрешение, нужно направить в администрацию письменное заявление. Единой формы у заявления нет, так что пишем в произвольной форме.

Hidden text

Пункты, которые обязательно нужно указать:

  • На чье имя пишете (начальнику администрации, главе муниципального образования…)

  • От кого (ФИО, контактные данные)

  • Магическая ссылка на пункт 49 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 „Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации“ (в администрации очень вряд ли в курсе, что вообще имеют право разрешать такие вещи. Ссылаясь на этот документ, вы резко повышаете вероятность положительного ответа)

  • Время и дата полета

  • Точное место полета. Лучше указать и координаты, и конкретные географические объекты (улицы, площадь)

  • Высота

  • Модель дрона, серийный номер, взлетная масса, учетный номер

  • Цель полета (учебно-тренировочный, художественная съемка)

  • Приложение: ваш паспорт и уведомление о постановке на учет из Росавиации

В некоторых городах, в первую очередь федерального значения, предусмотрены свои формы для получений разрешения. Обычно их можно найти на официальных сайтах мэрии.

  • Разрешение от организации для полетов в запретной зоне

    Фактически главный камень преткновения. Если объект представляет собой военный аэродром или воинскую часть, закрытый полигон или НИИ, то вам могут даже не ответить, а если ответить, то отказом. Имейте это в виду, и вообще лучше избегайте полетов в таких зонах. Если решите попытаться, то в заявлении на разрешение указывайте те же данные, что и на разрешение от органов местного самоуправления.

  • Разрешения для местных аэродромов/вертодромов

    Заявление следует подать в адрес каждой такой площадки, находящейся ближе 5 километров от вашего маршрута. Шансы на успех сильно разнятся – от близкого к стопроцентному для частного аэродрома принадлежащему какому-нибудь охотхозяйству в «нулевой» сезон до минимального, если площадка ведомственная.

Пункт 2. Составить представления на установление режима

Документ, который отправляется на адрес зонального центра. Все контакты можно найти здесь. Представление должно содержать:

  • Какой режим устанавливается: местный или временный.

  • Наименование и серийный номер БЛА.

  • Дата полетов: основные и резервные дни.

  • Район полетов: обычно указывают крайние точки или радиус и координаты центра. Московский ЗЦ принимает координаты в формате N0XX°YY′ZZ″ E0XX°YY′ZZ″, но возможны варианты от центра к центру.

  • Диапазон высот, минимальная и максимальная, в двух форматах: AMSL и от земли.

  • Время начала и окончания полета в формате UTC (то есть -3 часа от московского времени).

  • ФИО оператора БЛА и его «живой» номер телефона, чтобы всегда можно было созвониться.

Выбор местного или временного режима зависит от того, будет ли проходит маршрут полета в диспетчерских зонах международных аэропортах. Если нет, то в предоставлении указываете местный режим. Если да — то временный. Местные режимы устанавливают зональные центры, а вот согласовать временный режим может только главный центр, не зональный.

В любом случае, первым делом вы будете связываться именно с вашим зональным центром. Отправляйте на почту ЗЦ представление и все сопутствующие разрешения (если планируете запускать БПЛА над населенными пунктами, запретными зонами и т.д.). Если установить требуется временный режим, то в ответ вам отправят письмо (или перезвонят), в котором будет указан email главного центра, и попросят продублировать ваше письмо туда. В некоторых случаях сотрудники ЗЦ сами пересылают ваше письмо в ГЦ, и тогда с вашей стороны действий не требуется.

Кстати, не стесняйтесь задавать сотрудникам вопросы, персонал вполне отзывчив и прояснит ситуацию при возникновении затруднений в оформлении документов.

Ниже пара образцов представлений для наглядности:

Источник: dronestroy.ru

Источник: dronestroy.ru
Источник: dronestroy.ru
Источник: dronestroy.ru

Также на сайте uavdoc.ru можно сформировать представление, заполнив простую форму, а результат получить на свою почту через минуту.

В случае положительного решения вам придет письмо от зонального центра. В письме будет указан номер режима использования воздушного пространства (ИВП). Его надо не потерять.

Пункт 3. Составить план полета

После получения режима ИВП вам необходимо направить в ЗЦ план полета. Добрые люди с того же uavdoc.ru сделали сервис, формирующий план полета за вас.

Выглядит он так:

Дальше остается только получить подтверждения от зонального центра и дождаться даты старта.

Шаг 3. Перед стартом

Перед стартом звоним в свой зональный центр, называем себя и номер режима ИВП, говорим, что собираемся взлетать. В процессе полета держим телефон включенным, чтобы всегда быть доступным для уведомлений от диспетчера. В некоторых случаях, таких как полеты в зоне аэропортов и других зон, требующих дополнительных разрешений, надо будет сделать звонки еще и туда, как до, так и после полета.

Полеты над Москвой

Рассмотрим один случай.

Допустим, мы собираемся запускать БВС около Москвы, с юго-западной стороны, в районе Коммунарки. Старт запланирован в Бутовском лесопарке на горе Высокая (N55°34′10″ E37°31′52″). Нам надо понять, можем ли мы выбрать это место в качестве старта (то есть легально ли там в принципе взлететь) и если да, то на каких условиях будет разрешено провести полет. Открываем сайт

Сразу надо сказать, что полеты над Москвой и около нее сопряжены с кучей проблем. Связано это с несколькими пунктами. Во-первых, полеты непосредственно над Москвой в пределах МКАД запрещены приказом Минтранса № 254 от 24 июля 2020 года. Несанкционированный полет может закончится для физического лица штрафом до 50 тысяч рублей. Выдачу разрешений осуществляет Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы, но мне доподлинно известен лишь один случай, когда физлицо добилось возможности полетать в городе, и это разрешение было выдано по суперуважительной причине, а именно для проведения поисково-спасательных работ.

Во-вторых, окрестности Москвы изобилуют различными запретными для полетов зонами. Например, в непосредственной близости от места нашего теоретического запуска расположена штаб-квартира Службы внешней разведки, а над ней летать нельзя.

Дотошный читатель заметит, что в запретную зону залетать совершенно необязательно, и в таком случае получать разрешение не нужно. Формально – да. Но на практике в подобных местах получить кучу проблем вплоть до принудительной посадки дрона можно, не залетая в зону, а рядом с ней. Рискованно.

В-третьих, место старта находится на расстоянии менее 5 километров сразу от нескольких посадочных площадок. Чтобы взлететь, нам потребуются разрешения от оператора каждой из них.

Расстояние до ближайшей посадочной площадки — 3 км

Расстояние до ближайшей посадочной площадки — 3 км

В-четвертых, на высоте 1500 футов AMSL и выше проходит схема захода на международный аэропорт Внуково, а само место находится в радиусе диспетчерской зоны аэропорта. Если мы хотим летать здесь, это потребует установления временного режима ИВП и, скорее всего, дополнительных согласований с диспетчерами аэропорта.

Короче говоря, крайне неудачное место для полета. Именно так мне ответил оператор московского ЗЦ, когда я позвонил на горячую линию и спросил, что они думают о моем намерении летать в этой зоне :)

Резюмируя все вышесказанное – друзья, для развлекательных полетов Москва и ближнее Подмосковье нельзя назвать хорошим выбором. Гораздо приятнее прыгнуть в электричку и уехать подальше от многочисленных запретных зон и заодно бюрократической волокиты.

Случай из жизни

Кстати о бюрократической волоките. Нередко обилие бумажных препонов создает забавные казусы. В далеком 2004 году состоялось два пуска «неболета» — самодельного сверхлегкого воздушного судна. Специально для статьи я взял комментарий у пилота и создателя «неболета» Виталия Куликова о его диалоге с Росавиацией при подготовке первого полёта.

Виталий Куликов: «Когда я позвонил в Росавиацию и рассказал, что собираюсь подняться в воздух на связке воздушных шаров, мне сказали примерно следующее: Товарищ, мы тебя не знаем, ты нам не звонил.»

Из личного архива Виталия

Из личного архива Виталия

Так что в случае беспилотного дрона в 2022 году ситуация просто отличная – законодательная база существует, и ясно, что делать можно, а что нельзя.

Подробнее о полете Виталия можно прочитать по ссылкам:

Популярная механика

Комсомольская правда

Нужна ли страховка на дрон?

Поскольку любой любой дрон является воздушным судном, то, согласно ст. 131 Воздушного кодекса, подлежит обязательному страхованию ответственности. Некоторые страховые компании уже предоставляют специализированную услугу по страхованию владельцев дронов. Однако на сегодняшний день, насколько мне известно, за отсутствие страховки на дрон какого-либо взыскания не предусмотрено. Для получения разрешения на полет от органов местного самоуправления страховка тоже требуется далеко не всегда.

О самодельных БВС и перспективах в законодательстве

Выше я писал о том, что БПЛА бывают разных типов, о том, что процедура постановки на учет и получения разрешений на ИВП одна на все дроны от 0.15 до 30 килограмм, о том, что допускается собирать БПЛА самому…

Все это в сумме дает один небезынтересный эффект – можно абсолютно легально поднять в воздух высокоскоростной летательный аппарат, собранный в гараже.

Высокая скорость будет обеспечиваться ракетным или турбореактивным двигателем, например, таким — турбореактивным JetCat P 200-RX с тягой 20 килограмм-сил.

Турбореактивный двигатель JetCat P 200-RX

Турбореактивный двигатель JetCat P 200-RX

Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что максимальная скорость с точки зрения законодательства будет регламентирована 450 км/ч, согласно пункту в) Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

В итоге в воздух поднимается самодельный беспилотный аппарат, с огромной скоростью полета, существенную долю взлетной массы (которая, напомню, до 30 кг) составляет керосин/пропан/другое горючее. Страховка, по факту, не обязательна.

Такое положение дел, с одной стороны, радует. Мне, как студенту МАИ, отрадно видеть столь широкий простор для проектирования и экспериментальных полетов. С другой стороны… Все это звучит не очень безопасно, не правда ли?

Надо понимать, что реактивные модели, фактически, высшая лига среди всех остальных БЛА. Такие двигатели очень дороги, а высокие скорости полета предъявляют особые требования к точности и качеству сборки и проектирования, даже при использовании готовых кит-наборов. Все это означает высокий порог вхождения для желающих. Несмотря на это, рано или поздно законодательство даст «наш ответ Чемберлену» стремительно развивающейся отрасли БПЛА.

Каких изменений стоит ожидать?

  • Обязательная сертификация самодельных БВС.

  • Обязательное страхование гражданской ответственности для пилотов БВС.

  • Законодательное ограничение скорости БВС.

Самые логичные решения, по моему мнению. Первым решением имеет смысл ожидать обязательную сертификацию, по аналогии с уже существующими в России правилами регистрации самодельных транспортных средств и Положением о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов. Вопрос к нововведениям один – не приведет ли принятие подобных процедур к невозможности поставить на учет «самосбор» на практике?

Всё это, конечно же, предположения. Будем с большим интересом следить за событиями в мире БПЛА дальше. Спасибо, что дочитали статью до конца, ваши замечания с удовольствием прочитаю в комментариях.

Инструкция: как регистрировать дроны

С 25 сентября в России вступили в силу новые правила регистрации дронов. До 1 ноября 2019 года всем владельцам дронов необходимо поставить беспилотники на учет в Росавиации. В противном случае вы совершите административное правонарушение (ч.5 статьи 11.5 КоАП), за которое грозит  штраф до 2 500 рублей.
Рассказываем подробно, как поставить дрон на учет.

1. Составляете заявление

Если у вас несколько одинаковых дронов, пишите одно заявление, в котором перечисляете все серийные номера. Если несколько дронов разных моделей – пишите заявление на каждый дрон в отдельности.

Бланки заявлений:

Заявление о постановке БВС на учет (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)

.

Заявление о постановке БВС на учет (для юридического лица).

Заявление о постановке БВС на учет (для индивидуального предпринимателя).

2. Делайте фотографию

К заявлению необходимо приложить цветные фотографии дрона на светлом однотонном фоне. Дрон должен занимать не менее 70% от общего размера снимка. На фотографиях должны быть видны все элементы конструкции дрона. Полные требования к фотографиям можно найти вот здесь.

WhatsApp Image 2019-10-18 at 10.26.34.jpeg

3. Отправляете

Ранее сообщалось, что регистрировать дроны можно будет на портале учета беспилотных воздушных судов и на сайте Госуслуг. В данный момент такой возможности нет. Поэтому заявление и фотографии придется отправлять только по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Адрес: 125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2. На конверте на видном месте пишите «учет БВС».

Еще один вариант —  отнести заявление лично в экспедицию Росавиации, которая находится в здании Росавиации. На конверте должна быть отметка «учет БВС».

4. Получаете бортовой номер 

Через 10 рабочих дней после доставки письма Росавиация выдает вам бортовой номер (уведомление придет на адрес электронной почты и на обычный почтовый адрес).

5. Наклеиваете номер на дрон

Полученный номер необходимо наклеить или нарисовать на видном месте на корпусе дрона.

Если дрон весит менее 1,5 кг, то номер должен быть на 3 элементах, если дрон тяжелее 1,5 кг — на 5.

На дроне самолетного типа номера клеятся на верхней и нижней поверхности крыла, на боковых поверхностях фюзеляжа, верхней и нижней поверхности стабилизатора, киле.

На мультироторном дроне наклейки могут быть на лучах крепления двигателя, обтекатели или иные капотирующие элементы.
  
Номер должен выделяться на дроне и быть контрастным, если номер наносится краской, то краска должна быть водостойкой, если наклейка, то прочная. На маленьких деталях можно сделать гравировку. Номер должен быть написан шрифтом без курсива и засечек размером не менее 5 мм.

Подробнее о требованиях к нанесению номеров на дрон читайте вот здесь.

6. Информируйте о всех изменениях, которые происходят с вашим дроном

В случае, если с зарегистрированным дроном что-то случилось (он разбился, вы его потеряли или его украли), об этом необходимо сообщить в Росавиацию. Все заявления можно найти на сайте Росавиации.


Источник: 

https://terradrones.ru/blog/

13 января

13 января

11 января

11 января

11 января

11 января

10 января

10 января

10 января

8 января

������������ �� ��������� ������� ������� �� �������� ����������� ������������ ���������� �����.

���������� ������� ������� �������� ��������� ����� ��� ��� �� ������� � ���������� ���� ������������ ��������: ������� � ������ ����������� ����� (����� ��������), ������� ����������� ��������, ������� � ������ ����������� �������������, ����, ��� ��������� ��������� ��������������� ���, ���������� ��� ���� ������������ �������� ��� ������������ ����.
��� ����������� �� ���� � ����������� ��� ������� ����� ������ ���� ������������� �� ���������� ��������� ����������� �� ����� ���:
3 ���� ��� ��� ������������ �������� ������ �� 1,5 ��;
5 ��� ��� ��� ������������ �������� ������ ����� 1,5 ��.
������� ����� ��� ����� ���� ������� ����� �� ��������, �������������� ���������� � ���������� ������ ��� ����������� ����, � ����� � ������ ���������� ���, � ��� ����� ��������� ������, �������������� ������������� � �����, ���������� ������ �� ������������� ��������� �����������.
������� ����� ��� ������ ���� ���� �������� � ������ ��� ������������� ����������� ���������� �������, ������ ������ �� ������ ���������� ����� 5 �����������. �� ����������� ������������ ������ � �����������, � ���� �������, ��� � ���������, ������������� ������������� �������� ������.

���������� ������. ��������� �.. �������!

� ���� �� ������ ��������, � �� ��� �� ������� ��������� �� �������…

� � ������� �� ����. ��������� � ������������ ����������, ���� ��������� ������.

������ ������������ — ��������� ����ģ�! �� ����������� (��� ��������� �������� ��̣����?) �������������� �� ��������, ���� �� ����������������.

BiG-BiN �����(�)
�� ����������� ������������ ������ � �����������, � ���� �������, ��� � ���������, ������������� ������������� �������� ������.

����-�� ����� ������� ���������� ����������.

��� �������� �� ����� ���. �������� �� �������, ���������� �� �������, � ��������� �� �������. �ӣ.

������������ ����������� � ����������?! ���� ���, �� �������� RFID-�����.

�����������, ��� ����� �� ���� �� �� ���������.

����� ��� �� ������������, � ������������� �����-��…

������������� — ��� ����������������.
������������ — ��� ������������ ���� ��� �������� ������� �����. ������� �������� ����� �����������.

� ������������� ����� �� �������������� � ������� ��-������, �������� RFID-������, ����� ��� ���������� �� ������������.

�������, ������ ��ԣ� �ģ�� )
�� ���� — ������ ������, ������ ������ �� �̣���, ������� � �� ������ ��� ������� ����. ���� � �� ���� �� ���� �� ��ϣ� ����� �� ����� ������ ������������. ����� ������� ������� � �������. � �� ����� �� �ݣ � ���������� �� ��̣�� ������ ��� ������ ��������?
p.s. ���� ���� � ���� ���������, � ��� ���������� ������. � ���� �� ��������, ��� �� ��� ������ �� ������� ����� )

������ ��� ����� ������ — ����� �����, �������� ���� ����, � ������ � ���� ����� ����. ��� ��� �� ������ — �� ��� ̣����. �� � �������� �� ����.
p.s. ��� ��̣�� � � �����, �� �� ��� ����������� ������. ��� ������. ����� �����, ��� ���� �� ���������� ���������������� �������/�����/������� ������. ����, ������, ����������, �� ������� �����, ������ �� ����.

Agent_Smith �����(�)
�������� ���� ����

�������, ��� ������ ��� ����� �� ��, � ޣ� �� ��� � ��ϣ� ����� ����� *thank-you*

���� ��, ����� ����� �� ��������� �� ))) �ӣ �� ������ � �������.

Agent_Smith �����(�)
��� ������. ����� �����, ��� ���� �� ���������� ���������������� �������/�����/������� ������

� ��� ������ ���� ���� ����������� ������ � ��� �������

742 �����(�)
� ��� ������ ���� ���� ����������� ������ � ��� �������

� �� ������ � ���. ������ ��� �ӣ ������, ���� � ������, � �� ���� ����������. � ���� � ��������.

������ � ���� ������ � ���. ������ ���� ������� ��� ��� ��� ��� ����������. ������ ��� ��� �� ���� ��������.

�� ������ ���������� ����������� �������� �� ����, ��� ��� ��� ���� ���� �� ����� � ���� � ��� ��� ��������.

������ ����.

BiG-BiN �����(�)
��� ��� ��� ���� ���� �� ����� � ���� � ��� ��� ��������.

� ����������, ��� �� � ����� ��������� ��� ��̣��� ��� �������� ������ ������. ������ � �������, �� ������ ���� � ����, �����.

�� ��������� ����� � � ��� ����. ���� ���������� Airmap, ��� ��� ����.

� ������� �� � ���� ������?

BiG-BiN �����(�)
� ������� �� � ���� ������?

� ���� ��, ����� ��� DJI…

� ���� ���� ������� ������� ��� ������������ ������� �� ������ �������� «��������������� �� ��� ����».

����������� ��������� ������.

���������������� ������ �� ������������ �������))

�������� �����������.

�� ������ ����� �� ����� �ޣ���� ������������, ���, ���, ��� ��� ��� �ӣ.

������ ��� �������������?)

С 27 сентября вступает в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотников. Оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории России, и почти все беспилотники.

Обновленные правила полетов просты, но обязательны к исполнению: теперь дроны могут сбивать, изымать и штрафовать владельца в упрощенном порядке, а каждый дроновод обязан получит номерные регистрационные знаки. Как для автомобиля.

Как не потерять все за один вылет и быстро получить регистрацию в соответствии со вступившим в действие Постановлением? Рассказываем в деталях.

Какие беспилотники нужно регистрировать?

В Постановлении Правительства от 25 мая 2019 года №658, вступающем в силу 27 сентября 2019 года, однозначно определен порядок присвоения, получения и нанесения регистрационных знаков для беспилотных летательных аппаратов.

«Беспилотные летательные аппараты» – летающие аппараты, пилот которых находится снаружи, на удалении.

Таким образом, в обновленном законодательном акте определяется процедура регистрации любых дистанционно управляемых летательных аппаратов:

  • авиамоделей
  • кордовых моделей,
  • вертолетов,
  • мультикоптеров,
  • аппаратов на реактивной тяге,
  • планеров.

Под действие закона не попадают воздушные змеи.

Согласно Постановлению, беспилотники делятся на:

1. До 250 грамм включительно
2. От 250 грамм до 30 килограмм
3. Свыше 30 килограмм

Первая категория не требует регистрации. Вторая подчиняется Постановлению и требует регистрацию в упрощенном режиме.

Третья приравнена к самолетам и вертолетам. Такие аппараты регистрируются как полноценное пилотируемое летательное средство.

Кто может поставить беспилотник на учет?

Для постановки на квадрокоптера, авиамодели или вертолета необходимо иметь возраст старше 14 лет, являться гражданином Российской Федерации или иметь законные основания для нахождения на территории страны.

Лица младше 14 лет не допускаются к управлению или владению беспилотными транспортными средствами второй категории (0,25-30 кг).

Иностранцы обязаны регистрировать дроны в общем порядке. Беспилотные воздушные суда, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию Российской Федерации в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту, учету не подлежат.

Если дрон был ввезен для участия в спортивном мероприятии, но планируются полеты вне спортивной арены, регистрация так же потребуется.

Как зарегистрировать беспилотник?

Для регистрации дрона потребуется:
1. Заявление с необходимой информацией,
2. Фотография регистрируемого аппарата

Заявление (форма) заполняется согласно форме на сайте Росавиации. В нем указывается вся подробная информация об аппарат, включая тип, серийный номер, максимальная взлетная масса, информация об изготовителе.

Серийный номер беспилотника – заводской номер экземпляра. Можно найти в документах, батарейном отсеке либо приклеенном штрихкоде. У каждого аппарата он свой.

Физическое лицо (образец) при регистрации обязано указать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер телефона, а также адреса электронной почты и места жительства.

Юридическое лицо (образец) указывает полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес.

Фотография беспилотника должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС.

Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров.

Несколько беспилотников разных типов придется предоставить отдельные заявления на каждый.

На основании полученных данных, Росавиация заносит информацию о владельце и его летательном аппарате в базу, а так же выдает учетный номер беспилотника. Данные хранятся в течении всего срока использования беспилотника и ещё 10 лет после снятия устройства с учета.

Предполагалось, что заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через портал учета БВС на сайте Росавиации и через портал госуслуг.

На данный момент электронные варианты недоступны. Единственный способ зарегистрировать дрон – направить заказное письмо с заявлением и фотографией дрона на адрес Росавиации:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, Москва, 125993, с пометкой «учет БВС».

Вся подробная информация для постановки на учет и регистрации БПЛА уже размещена на сайте Росавиации.

Как наносить регистрационные номера?

Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.

Учетный номер необходимо нанести на на плоскую поверхность дрона:

  • 3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
  • 5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер беспилотника может быть нанесен чем угодно, но не смываться и оставаться читаемым под воздействием воды и при разрушении дрона.

Учетный номер должен должен быть нанесен контрастным с основным цветом дрона цветом, явно различим и читаем без использования специальных оптических средств. Высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров.

Не допускается использовать курсив, шрифты с орнаментами или засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?

При покупке квадрокоптера или другого беспилотника с рук прежний владелец обязан снять БПЛА с учета. Новый владелец должен зарегистрировать дрон на свое имя.

Для этого (при смене владельца беспилотного воздушного судна) необходимо направить в Росавиацию заявление по специальной форме, которую заполняют оба владельца, указывая:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна;
3. Причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна с приложением основания (чек, договор дарения и прочее);
4. Дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна, то есть передачи беспилотника.

На основе этих данных будет сформирована учетная запись, где отразят сведения о беспилотнике и его владельце. Отказать могут в случае неправильно заполненного заявления или отсутствия фотографии дрона.

Что делать при краже или утере?

При краже или утере дрона необходимо поставить соответствующие органы в известность с помощью ещё одной формы заявления, указав:

1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Основание для внесения изменений в учетную запись (утеря (хищение) беспилотного воздушного судна).

При попытке регистрации краденого или потерянного дрона на себя новый владелец столкнется с отказом, а информация будет направлена предыдущему владельцу (на данный момент процедура в разработке).

В какие сроки необходимо получить регистрацию

Зарегистрировать летательный аппарат необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза на территорию РФ. Тем, у кого беспилотники уже есть, дается месяц со дня вступления правил в силу на оформление всех процедур.

Исключение будут составлять только дроны, которые ввозятся в страну иностранцами для съемок или участия в спортивных мероприятиях.

Где и как можно летать?

На данный момент полеты беспилотников подчиняются общим правилам полетов малой авиации, в том числе и при выполнении различных воздушных работ.

Таким образом, беспилотники имеют право подниматься на высоту до 1,5 километров без ограничения дальности полета в тех случаях.

Но только в тех случаях, когда полеты проходят вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

В прочих случаях требуется согласование полетов.

Как согласовать полет

Так как беспилотники — официальные участники воздушного пространства, любой полет необходимо согласовывать в территориальном отделении Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Заявка подается в произвольной форме за 5 дней до полета и обязана включать в себя план полета, разрешение на полет местного органа самоуправления (городской или поселковой администрации).

Полеты рядом с регулируемыми аэропортами требуют письменного заявления в диспетчерскую службу, которое направляется по электронной почте. По факту все согласовывается за считанные часы.

Что будет без регистрации дрона и/или полета

Постановление Правительства не предусматривает санкций за отказ от регистрации беспилотного аппарата.

При отсутствии согласующих документов полет является административным нарушением части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации и карается штрафом как для физических, так и для юридических лиц:

  • для физических лиц от 20 до 50 тыс. рублей,
  • для юридических лиц от 250 до 300 тыс. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Полеты в запрещенных зонах трактуются квалифицируются правоохранительными органами как шпионаж и/или государственная измена с соответствующими последствиями.

Полиции не требуется ловить владельца за руку во время полета: достаточно опубликованной в социальных сетях видеозаписи или запеленгованного управляющего сигнала.

Ответственность за использование беспилотников

Постановление Правительства так же регулирует правила эксплуатации БПЛА.

Владелец несет ответственность «за предотвращение столкновений беспилотного воздушного судна с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле».

В соответствии с этим требованием сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии дано право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их.

При любых обстоятельствах силовики имеют право с помощью идентификации личности по регистрационным номерам связаться с пилотом для изменения траектории или посадки беспилотника.

При невозможности связаться с владельцем силовики могут имеющимися средствами менять траекторию полета беспилотника без его повреждения.

Если беспилотник создает угрозу для жизни и здоровья граждан или безопасности стратегических или важных объектов инфраструктуры, его полет может быть сотрудниками правоохранительных органов принудительно пресечен.

Как теперь летать? Личные рекомендации

Как активный дроновод, вращающийся в коммерческих кругах, рекомендую все же зарегистрировать. Хуже не будет. Зато факт официальной постановки на учет даст возможность “светить” регистрационными документами в спорных ситуациях.

Хотя Постановление не говорит о прямом наказании за отсутствие регистрации, незарегистрированный беспилотник автоматически становится нарушителем воздушного пространства. Штрафы слишком высоки.

Кроме того, правила обращения силовиков с дронами касаются только зарегистрированных аппаратов. Дрон без номеров является незарегистрированным участником воздушного движения – его можно сбивать, а владельца штрафовать за нарушение правил по всей строгости.

Согласование полетов зависит от региона. Поволжье, в котором я проживаю, достаточно толерантно даже для полетов в особых зонах – здесь структуры власти все согласовывают, а полиция не мешает их проводить.

Возможно, где-то эта практика сложнее. При любых проволочках рекомендую обратиться в центральное региональное отделение Росавиации, а в сложных ситуациях могут посодействовать ДОСААФ и авиамодельные кружки.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (38 голосов, общий рейтинг: 4.66 из 5)

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

undefined

iPhones.ru


С 27 сентября все дроны должны быть зарегистрированы.

  • Это интересно

Николай Маслов avatar

Николай Маслов

@nicmaslov

Не инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

27 сентября 2019 года – это день, который изменил судьбу российских пилотов квадрокоптеров и других подобных летательных аппаратов. Вступило в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотных летательных аппаратов. Это постановление коснулось всех лиц, которые находятся на территории Российской Федерации.

Теперь правоохранительные органы могут задерживать и штрафовать граждан, нарушивших законный порядок лётного режима, а также сбивать дроны, нарушающие определённые границы воздушного пространства и находящиеся в воздухе без разрешения. Теперь каждый пилот обязан получит номерной знак для каждого своего коптера так же, как для автомобиля.

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации и не потерять деньги, выплачивая штраф, нужно ознакомиться с основными положениями регистрации и пройти её, а также перед каждым вылетом получать разрешение на это, но обо всём по порядку.

Какие дроны подлежат регистрации?

Постановление от 25 мая 2019 года №658, которое вступило в силу с 27 сентября 2019 года, определён порядок оформления регистрационного знака и его нанесения на корпус устройства.

Регистрации подлежат следующие летательные аппараты:

  • авиамодели
  • кордовые модели
  • вертолеты
  • мультикоптеры
  • аппараты на реактивной тяге
  • планеры

Воздушные змеи не попали под действие закона.

Беспилотные аппараты разделяют на группы:

  1. До 250 грамм включительно
  2. От 250 грамм до 30 килограмм
  3. Более 30 килограмм

Если ваш дрон весит менее 250 грамм, его не нужно регистрировать. Все устройства более 250 грамм, но до 30кг проходят упрощённую регистрацию. Все летательные аппараты более 30кг регистрируются по полной процедуре, предусмотренной для гражданской и промышленной авиации.

Кто может зарегистрировать беспилотник?

Все лица старше 14 лет могут пройти процедуру получения регистрационного знака для беспилотника. Также человек должен быть гражданином РФ или иметь законное основание нахождения в России.

Дети младше 14 лет не имеют права управлять беспилотниками, относящимися ко второй и третьей категории, то есть весом более 250 грамм.

Иностранные граждане должны регистрировать свои квадрокоптеры так же, как и граждане РФ. Стоит отметить, что беспилотики, временно ввозимые на территорию России иностранцами для участия в спортивных соревнованиях не нужно регистрировать. Однако, если иностранные спортсмены планируют летать вне соревнований, регистрация обязательна.

Порядок регистрации беспилотника

Для того, чтобы зарегистрировать дрон, нужно следующее:
1. Заявление с полной информацией
2. Фотография летательного аппарата

На сайте Росавиации можно найти форму заявления и заполнить её. Убедитесь, что вы указали всю информацию о дроне, включая тип устройства, его серийный номер, максимальную полётную нагрузку и информацию об изготовителе.

Большую часть информации можно найти в прилагаемых к дрону документах. Серийный номер обычно прячется в батарейном отсеке или приклеен на корпус с изображением штрихкода.

Для физического (образец) и юридического (образец) лица форма заявления отличается.

К фотографии квадрокоптера также предъявляются определённые требования. Она должна быть цветной и сделанной на светлом однотонном фоне. Сам летательный аппарат должен покрывать более 70% площади снимка. Важно, чтобы на фото было видно все основные конструкционные элементы.

Если у вас несколько одинаковых дронов, то их все можно зарегистрировать одним заявлением. Для этого просто нужно перечислить регистрационные номера. Если же у вас разные дроны, то для каждого придётся подавать отдельное заявление.

Заявление и фотографию нужно отправить почтой на следующий адрес:

Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, Москва, 125993, с пометкой «учет БВС».

В скором времени ожидается запуск онлайн регистрации, но на данный момент эти функции недоступны.

Получив от вас данные, Росавиация присваивает каждому беспилотному аппарату свой регистрационный номер и хранит все данные о нём у себя в базе. Кроме того, данные остаются ещё в течение 10 лет, после того, как ваш аппарат будет снят с учёта по любым причинам.

Всю информацию о постановке на учет БПЛА можно найти на сайте Росавиации.

Как нанести регистрационный номер на корпус дрона?

Полученный регистрационный номер нужно нанести на корпус устройства до того, как на нём будут совершаться вылеты. Требования говорят о том, что для дронов, общей массой до 1,5 кг номер должен наноситься на корпус трижды в разных местах. Если ваш коптер весит более полутора килограмм, то придётся сделать пять номерных знаков.

Особых требований для нанесения номера нет. Вы можете написать его краской, маркером или выгравировать. Важным условием является соблюдение читаемости номера, то есть он должен быть написан контрастным цветом относительно расцветки корпуса, цифры должны быть не менее 5 миллиметров в высоту и надпись не должна смываться и оставаться целостной при попадании дрона в воду или при разрушении. Шрифт не должен быть наклонный, он не должен содержать засечки или какие-либо декоративные элементы.

Снятие с учёта и перерегистрация

Если вы решили продать дрона, вам обязательно нужно снять его с регистрации на своё имя и поставить на регистрацию на имя нового владельца.

Если меняется владелец квадрокоптера, нужно составить заявление от имени обоих участников передачи собственности. В этом заявлении должно быть указано следующее:

  1. Присвоенный ранее номер беспилотного аппарата
  2. Информация о новом владельце
  3. Причина, по которой меняется владелец с приложенным доказательством передачи имущества. Это может быть чек, дарственный договор, и прочие документы
  4. Дата, когда коптер был передан новому владельцу

Эти данные будут присвоены старому регистрационному номеру. Также можно получить отказ в регистрации, если вы не приложите фотографию квадрокоптера или неправильно заполните заявление.

Утеря или кража дрона. Что делать?

Если у вас украли ваш БПЛА или вы его потеряли, разбили, он окончательно вышел из строя и вы не планируете его ремонтировать, нужно оповестить об этом регистрирующий орган, составив ещё одно заявление. В нём должен быть указан:

  1. Номерной знак дрона
  2. Основание, на котором вносятся изменения в регистрационные данные в базе (утеря, хищение, уничтожение, утилизация…)

Если кто-то попробует зарегистрировать украденный коптер, ему будет отказано, а владелец получит оповещение с данными об этом человеке. Процедура в данный момент не утверждена, поэтому могут быть изменения в порядке фиксации краденных летательных аппаратов.

Сроки регистрации

Регистрацию нужно произвести не более, чем через 10 дней после приобретения дрона или его ввоза на территорию России. Те, кто купил квадрокоптер давно, получили один месяц на регистрацию со дня вступления в силу новых правил.

Правила полётов

Все полёты на дронах весом свыше 250 грамм должны подчиняться правилам полетов малой авиации. Это позволяет летать на высоте до 1,5 километров.

Дальность полётов не ограничена, но только если маршрут полёта не пересекается с диспетчерскими зонами, аэродромами, зонами, ограничивающими полёты, специальными зонами, местами проведения мероприятий.

В прочих случаях требуется согласование полетов.

Как согласовать полет

Так как беспилотники являются официальными участниками движения в воздушном пространстве. Полёты нужно согласовывать в территориальном отделении организации воздушного движения.

Заявку необходимо подавать заранее за 5 дней до планируемой даты полета. В заявке должен быть указан план полета, дата, время и разрешение на полет от местного органа самоуправления, например, городской или поселковой администрации.

Если вы планируете летать рядом с аэропортами, нужно подать письменное заявление в диспетчерскую службу. Это можно сделать по электронной почте. Согласование обычно проходит за несколько часов.

Ответственность за полёты без регистрации

Если вы нарушили постановление о регистрации летательных аппаратов, вы будете наказаны за административное нарушение по части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации, что чревато штрафом:

  • для физических лиц от 20 до 50 тыс. рублей
  • для юридических лиц от 250 до 300 тыс. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

Если вас поймают во время полётов в запрещенных зонах, вы будете обвинены в шпионаже или государственной измене и последствия будут крайне плачевны.

Стоит понимать, что полиция может выйти на нарушителя не только, уличив его за фактом полёта, но и по опубликованным в интернете видеороликам.

Безопасность

Кроме того, что вы обязаны пройти ряд процедур по регистрации беспилотника и согласовать время, место и длительность полётов, у вас есть обязанность соблюдать правила полётов.

Пилот отвечает за предотвращение столкновений с другими летательными аппаратами и прочими препятствиями, имеющими материальную стоимость.

Имея это ввиду, стоит понимать, что сотрудники МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии имеют полное право предотвращать нарушения, уничтожая дроны.

В случае, если дрон нарушает границы воздушного пространства, угрожает жизни или здоровью граждан или же безопасности важных объектов инфраструктуры, полёт будет остановлен любыми способами.

Насколько это всё серьёзно

Очевидно, что регистрироваться нужно. В любых спорных ситуациях зарегистрированные дроны будут иметь преимущество. Незарегистрированный дрон автоматически становится устройством, нарушившим закон РФ. Стоит подняться такому дрону в воздух, и вы сразу можете попасть на внушительный штраф.

Также стоит понимать, что силовые структуры должны обходиться с дронами, имеющими регистрационный номер по закону. Незарегистрированный дрон может быть уничтожен без особых разбирательств, и вы мало что докажете. Кроме того, так как дрон без номеров не имеет права находиться в воздухе, вас накажут по всей строгости.

Также не следует забывать о согласовании полётов. В каждом регионе это проходит по-своему, например, над Москвой в пределах МКАД запрещено летать, и вы вряд ли получите на это разрешение, а вот в провинциальных городах достаточно просто согласовать полёты и даже в охраняемых частных зонах к беспилотникам относятся нормально.

Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: “dura lex sed lex”, что означает “Закон суров, но это закон“. То есть каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно всем соблюдать и выполнять.

Этот тезис вроде бы всем давно известен, но вот к законам в нашей стране отношение традиционно довольно расслабленное. Кажется, даже события последних недель, когда неосторожный поступок или прогулка в неудачном месте могли принести большие неприятности, не в силах исправить ситуацию.

Буквально на днях (27.09.2019) спустя 120 дней после подписания, вступило в силу постановление Правительства РФ от 25.05.2019 № 658 “Об утверждении Правил учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации”. С этого дня владелец любого беспилотника массой от 250 грамм обязан поставить его на учет в Федеральном агенстве по воздушному транспорту. На все дается 30 дней.

До последнего момента было совершенно неясно как проходить процедуру постановки на учет, а также согласования. Но недавно Федеральное агентство по воздушному транспорту выложило на своем сайте достаточно понятную инструкцию как все это осуществить.

Регистрация дрона квадрокоптера на сайте росавиации

По состоянию на 27 сентября заявку можно направить только почтой, но скоро обещают прикрутить возможность регистрации коптера через госуслуги.

Все вышеперечисленное я воспринял как вызов и решил в числе первых попробовать пройти процедуру регистрации: заполнил заявление для физического лица, распечатал фотографию коптера (странное требование, рекомендации ФАВТ тут) и даже сочинил нехитрое сопроводительное письмо, где попросил также разъяснить мне порядок согласования полетов.

В заявлении указываются марка и модель коптера, его серийный номер, количество и тип двигателей (4 шт, электрические), максимальная взлетная масса (списал с сайта DJI) и личные данные пилота.

Серийные номера на коптерах DJI обычно находятся на корпусе под батареей:

Схематично процедура постановки коптера на учет выглядит вот так:

как поставить квадрокоптер на учет схема

Схема постановки беспилотного летательного аппарата на учет в Росавиации

Для разных моделей квадрокоптеров нужно подавать отдельные заявления. Но если все дроны одинакового типа, то их можно указать в одном заявлении. 

Документы я отправил курьерской службой EMS днем 27.09.2019.

Буду дополнять пост новостями о прохождении регистрации дрона и первом согласованном полете. Не переключайтесь!

UPD 30.09.2019:
EMS Почта России умудрилась не вручить мое письмо. Оно и неудивительно: привезти документы в госорган в 11 вечера – надо быть человеком особого склада ума. Буду отправлять заново обычной почтой.

Показать трек EMS

Трек EMS отправления заявления на регистрацию дрона в Росавиации

UPD 14.10.2019:
Обычным почтовым отправлением мое заявление наконец-то добралось до Росавиации. Начинаем отсчет 10 дней до получения регистрационного номера.

Показать трек почтового отправления

Отправка заявление на постановку на учет коптера в Росавиацию по почте

UPD 17.10.2019:
Позвонил по горячей линии Росавиации – 8 (800) 200-6-555 (работают 24/7, дозвониться очень легко). Там девушка сообщила, что мое заявление уже рассмотрено и на электропочту направлен ответ. В итоге оказалось, что в Росавиации напутали написание почты, – направили повторно.

И вот, заветная бумага у меня на руках:

Уведомление о постановке на учет беспилотного воздушного суда от Росавиации
Странный бланк – “агенство” и “воздушного” прилипли друг к другу

Забыл рассказать о нанесении полученного учетного номера на корпус коптера. Согласно рекомендациям Росавиации:

Вне зависимости от типа и конструкции БВС учетный номер должен быть продублирован на отделяемых элементах конструкции не менее чем:
3 раза для БВС максимальной взлетной массой до 1,5 кг;
5 раз для БВС максимальной взлетной массой более 1,5 кг.

Учетный номер БВС может быть нанесен любым из способов, обеспечивающих сохранение и читаемость номера при воздействии воды, а также в случае разрушения БВС, в том числе нанесение цветом, обеспечивающим контрастность с фоном, гравировка номера на малоразмерных элементах конструкции.

Учетный номер БВС должен быть явно различим и читаем без использования специальных оптических средств, высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива, или с засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

Я придумал нанести учетный номер квадрокоптера с помощью эмбоссера:

Эмбоссер для нанесения учетного номера на квадрокоптер

Я нанес номер на заднюю часть дрона, правый бок и левый передний луч. Посмотрю как поведет себя дефолтный клей на морозе, и при необходимости, усилю состав.

В следующих сериях я попробую официально согласовать полет и расскажу как это сделать. Не переключайтесь!

  • Как нанести номер на лодку пвх
  • Как нанести инвентарный номер
  • Как нанести гидрогелевую пленку на телефон
  • Как намекнуть родителям на новый телефон
  • Как намайнить 1 биткоин на телефоне