Как делать разбор под номером 3

Морфологический разбор

Морфология – раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы.

Морфологический разбор (разбор под цифрой 3) – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.

  • Имя существительное
  • Глагол
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Наречие
  • Причастие
  • Деепричастие
  • Местоимение
  • Предлог
  • Союз
  • Частица

План разбора существительного

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

    1. собственное/нарицательное;
    2. одушевленное/неодушевленное;
    3. род;
    4. склонение.

    Непостоянные признаки:

    1. число;
    2. падеж.
  4. Синтаксическая роль.

Пример

Хрустальная ваза с сиренью3 стояла на террасе.

  1. Сиренью3 — сущ. Ваза (с чем?) с сиренью.
  2. Н.ф. — сирень.
  3. Постоянные признаки: нариц., неодуш., ж.р., 3 скл.
    Непостоянные признаки: тв.п., ед.ч.

  4. Ваза (с чем?) с сиренью (дополнение).

План разбора глагола

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (инф.).
  3. Постоянные признаки:

    1. вид;
    2. спряжение;
    3. переходность;
    4. возвратность.

    Непостоянные признаки:

    1. наклонение;
    2. число;
    3. время*;
    4. род*;
    5. лицо*.
  4. Синтаксическая роль.

* — если есть.

Пример

Вороне где-то Бог послал3 кусочек сыру.

  1. Послал3 — глагол. Бог (что сделал?) послал.
  2. Н.ф. — послать.
  3. Постоянные признаки: сов.вид, I спр., перех., невозвр.
    Непостоянные признаки: изъявит.накл., ед.ч., прош.вр., м.р.

  4. Бог (что сделал?) послал (сказуемое).

План разбора прилагательного

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч., м.р.).
  3. Постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
    Непостоянные признаки:

    1. степень сравнения*;
    2. полная или краткая форма*;
    3. род;
    4. число;
    5. падеж.
  4. Синтаксическая роль.

* — только для качественных прилагательных.

Пример

Соседи рады были угождать малейшим3 его прихотям.

  1. Малейшим3 — прил. Прихотям (каким?) малейшим.
  2. Н.ф. — малейший.
  3. Постоянные признаки: качественное.
    Непостоянные признаки: прост.прев.ст., д.п., мн.ч.

  4. Прихотям (каким?) малейшим (определение).

План разбора числительного

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Постоянные признаки:

    1. разряд по строению: простое, составное, сложное;
    2. разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.

    Непостоянные признаки:

    1. падеж;
    2. род*;
    3. число*.
  4. Синтаксическая роль.

* — если есть.

Пример

В третью3 комнату никто не зашёл.

  1. Третью3 — числ. В комнату (какую?) третью.
  2. Н.ф. — третья.
  3. Постоянные признаки: прост., порядковое.
    Непостоянные признаки: вин.п., ед.ч., ж.р.

  4. В комнату (какую?) третью (определение).

План разбора наречия

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемость;
    2. разряд по значению;
    3. степень сравнения (для качественных наречий).
  3. Синтаксическая роль.

Пример

Утром3 вся деревня утопала в снегу.

  1. Утром3 — наречие. Утопала (когда?) утром.
  2. Морфологические признаки: неизм., наречие времени.
  3. Утопала (когда?) утром (обстоятельство).

План разбора причастия

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Постоянные признаки:

    1. действительное/страдательное;
    2. время;
    3. вид;
    4. переходность;
    5. возвратность.

    Непостоянные признаки:

    1. род;
    2. число;
    3. полная/краткая форма (у страдательных причастий);
    4. падеж (у полных причастий).
  4. Синтаксическая роль.

Пример

Смотрю на лес, покрытый3 мглою.

  1. Покрытый3 — причастие (особая форма глагола). Лес (какой?) покрытый.
  2. Н.ф. — покрытый.
  3. Постоянные признаки: страдат., прош.вр., сов.в., переход., невозвр.
    Непостоянные признаки: ед.ч., м.р., полн.ф., вин.п.

  4. Лес (какой?) покрытый (определение).

План разбора деепричастия

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (инф.).
  3. Морфологические признаки:

    1. вид;
    2. переходность;
    3. возвратность;
    4. неизменяемость.
  4. Синтаксическая роль.

Пример

Благоухая3, сохли травы.

  1. Благоухая3 — деепричастие (особая форма глагола). Сохли (как?) благоухая.
  2. Н.ф. — благоухать.
  3. Морфологические признаки: несов.в., непереход, невозвр., неизм.

  4. Сохли (как?) благоухая (обстоятельство).

План разбора местоимения

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

    1. разряд по значению;
    2. лицо (для личных).

    Непостоянные признаки:

    1. род*;
    2. число*;
    3. падеж.
  4. Синтаксическая роль.

* — если есть.

Пример

Ночью кто-то3 постучал в окно.

  1. Кто-то3 — мест. Постучал (кто?) кто-то.
  2. Н.ф. — кто-то.
  3. Постоянные признаки: неопределен.
    Непостоянные признаки: им.п.

  4. Постучал (кто?) кто-то (подлежащее).

План разбора предлога

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. производный/непроизводный;
    3. простой/сложный/составной.

Пример

Вставал над3 землей.

  1. Над3 — предлог.
  2. Морфологические признаки: неизм., простой, непроизводный.

План разбора союза

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. сочинительный/подчинительный;
    3. простой/составной.

Пример

Кошки и3 собаки жили дружно.

  1. И3 — союз.
  2. Морфологические признаки: неизм., простой, сочинит.

План разбора частицы

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. разряд (формообразующая/отрицательная/модальная).

Пример

Ребята, давайте3 пойдём в субботу в Третьяковскую галерею!

  1. Давайте3 — частица.
  2. Морфологические признаки: неизм., формообразующая.

Комментарии:

Добавить комментарий

Морфологический разбор слова

Морфология — раздел грамматики, изучающий слово как часть речи. В русском языке есть десять частей речи, которые принято разделять на самостоятельные, служебные и междометия.

Морфологический разбор слов проводится по определенной схеме в строгом порядке. Для того чтобы выполнить разбор слова по частям речи, нужно определить:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки (или грамматические значения);
  3. синтаксическую роль.

Анализ слова как части речи представляет собой одновременно емкую и полную характеристику отдельной словоформы с учетом грамматических особенностей его употребления. Каждая часть речи имеет постоянные и изменяемые признаки. При разборе нужно уметь определять, к какой части речи относится слово, находить его начальную форму, выделять морфологические признаки.

Морфологический разбор, пример которого представлен на нашем сайте, поможет улучшить навыки анализа.

Для того чтобы правильно выполнить морфологический разбор слова, следует запомнить последовательность и принцип анализа. Так, сначала следует выделить общие признаки частей речи, а затем найти конкретные признаки данной словоформы.

Общая схема разбора частей речи

План морфологического разбора слова следующий:

  1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
  2. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
  3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
  4. Охарактеризовать форму, в которой слово употреблено: у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
  5. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически. 

Образец морфологического разбора имени существительного:

На столе стоял кувшин с молоком.

  1. С молоком — сущ., с чем?; предм.
  2. Начальная форма — молоко.
  3. Нарицательное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение
  4. В единственном числе, в творительном падеже
  5. Дополнение.

Наш сервис использует самые современные технологии анализа морфологии и будет полезен тем, кто хочет узнать, как правильно делать морфологический разбор.

Основные правила морфологического разбора

Важно помнить, что непостоянные признаки у прилагательного определяются по слову, которому оно подчиняется. Также следует учитывать, что род у глаголов можно определить только в прошедшем времени единственного числа, а лицо — в настоящем и будущем времени.

Для определения синтаксической роли необходимо знать контекст, относящийся к слову. Так, существительное может выступать в качестве подлежащего, дополнения или обстоятельства. Прилагательное, примыкающее к существительным, является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Глагол всегда является сказуемым. Буква ё может менять значение слова, и морфологический разбор будет разным. Например, стёкла (сущ., мн.ч.) и стекла (глаг., пр.в.).

Морфологический разбор слова онлайн поможет не только правильно проанализировать словоформу, но и подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ по русскому языку.

Примеры морфологического разбора

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами морфологического разбора: поле, бобров, алей, пали, парки, полпарка, отпарка, спарка, упарка, лады, для выполнения морфологического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения,
которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог,
союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на
определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к
тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики
этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой
план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению)
материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям
существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является
понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются
более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода
материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой
экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки
виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или
убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких
карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и
звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные
части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на
вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п.
    мн.ч. = И.п. мн.ч.
    ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к
    ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.:
    ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е);
    3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не
изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О
    ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой
вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос
КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может
быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность
кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и
подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО
ДЕЛАТЬ?
” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им,
    ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/
    непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без
    предлога
    ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что
    сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал
    бы
    ? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?),
    настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы),
    3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков
нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и
подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?
(или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК
предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/
    порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением
каждой части
слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только
последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с
указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос
“КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на
ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест
    .-прил., мест. -числ
    .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе
    сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн.,
    кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от
главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос
“КАК?”
(КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК
ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и
    степени
    (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное,
личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное,
отрицательное.
)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает
СОСТОЯНИЕ
человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два
вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у
СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр.
“КАКОЙ?”
и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК
ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное
    (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-,
    -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и
“ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для
связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов:
    в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) /
    непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может
входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов
предложения
или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких
    слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо,
    однако…
    ) + группа по значению (соединительные: и; противительные:
    но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в
    составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по
    значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные:
    если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные:
    так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные:
    как будто)
  •  Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает
доп.оттенки
(какие именно: вопросительные, восклицательные,
указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или
служит для образования форм слов
(каких именно: наклонения, степени
сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые:
    неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может
входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к.
выражает различные чувства
или побуждение к действию/передают звуки живой
или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи;
производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

Морфологический разбор онлайн

Введите слово без ошибок:

Например: смотришь, чуть, быстры

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё: не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи.

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. род;
  5. склонение
  6. число;
  7. падеж;
  8. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

https://uchim.org/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova — uchim.org

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. вид;
  5. спряжение;
  6. наклонение;
  7. время (для изъявительного наклонения);
  8. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  9. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  10. число;
  11. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. вид;
  4. время;
  5. возвратное или невозвратное (для действительного);
  6. переходное или непереходное (для действительного);
  7. полное или краткое (для страдательного);
  8. род (для единственного числа);
  9. падеж;
  10. число;
  11. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. вид;
  3. возвратное или невозвратное;
  4. переходное или непереходное;
  5. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Посмотрите также Фонетический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфология и морфологический разбор
  5. Имя существительное
  6. Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой «3»: Над лугом3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

  • число;
  • падеж;

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

1. Птицу — имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма — птица (единственное число, именительный падеж — кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя — моя птица.
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу.
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу.

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Птицу

  1. Птицу — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц3.

Птиц

  1. Птиц — сущ. (кого?)
  2. Н. ф. — птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы3 — сложная, но интересная игра.

Шахматы

  1. Шахматы — сущ. (что?).
  2. Н. ф. — шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 211,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 105,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 132,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 153,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 159,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 93,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 234,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 238,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 100,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 138,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 152,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 107,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 104,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 177,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 306,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 522,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 557,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 615,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 91,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 141,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Повторение стр. 142 — 143,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 587,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 90,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 227,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 406,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 427,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 470,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 532,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 15,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 117,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 125,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 159,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 279,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 314,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 340,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 400,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник


Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

а) постоянные:

собственное / нарицательное;

одушевлённое / неодушевлённое;

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

б) непостоянные:

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Устный разбор

  1. Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

  2. Начальная форма — котёнок.

  3. Постоянные признаки:

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

Непостоянные признаки:

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Письменный разбор

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

  1. Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

  2. Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

  3. Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

в Им.п., во мн. ч.

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Русский язык. 1 кл. Рабочая тетрадь №2.

Русский язык. 1 кл. Рабочая тетрадь № 2.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником «Русский язык» (авт.: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова) в послебукварный период второго полугодия. Разнообразные упражнения помогут закрепить первоначальные знания о законах родного языка и правилах орфографии и пунктуации, а также автоматизировать навыки письма. Работа с тетрадью позволяет организовать дифференцированное обучение, обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Соответствует федеральному государственному общеобразовательному стандарту начального общего образования (2009 г.)

Купить

Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

  3. Указать признаки:

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Устный разбор

  1. Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма — красивый.

  3. В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

  4. Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Письменный разбор

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

  1. Красивая (мелодия) — прилаг.;

  2. Н.ф. — красивый;

  3. Ж.р., ед. ч., Им.п;

  4. Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные:

простое/составное,

количественное/порядковое

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

б) непостоянные:

число и род (если есть);

падеж.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Устный разбор

  1. Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

  2. Начальная форма — двое;

  3. Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

  1. Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Письменный разбор

Во дворе меня ждали двое товарищей.

  1. Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

  2. Н.ф. — двое;

  3. Прост., собират.,

В Им п.;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

  • Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе
  • Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе
  • Методика подготовки к ВПР в 4 классе: русский язык
  • Одаренные дети: как помочь таланту?
  • Проверочная работа по русскому языку для 2 класса

Морфологический разбор местоимения

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

  3. Указать признаки:

а) постоянные: лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Устный разбор

  1. Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

  2. Начальная форма — ты.

  3. Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

  4. Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Письменный разбор

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

  1. Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

  2. Н.ф. — ты;

  3. Личн.;

в ед.ч., Д.п.;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Развитие речи. 3 класс. Рабочая тетрадь.

Развитие речи. 3 класс. Рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь является дополнением к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включён в Федеральный перечень. Пособие содержит задания для организации коллективной и самостоятельной работы.

Купить

Морфологический разбор глагола

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

  3. Установить признаки:

а) постоянные:

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

б) непостоянные:

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Устный разбор

  1. Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

  2. Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

  3. 1-ое спряжение;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Письменный разбор

Снег усиливался с каждой минутой.

  1. Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

  2. Н.ф. — усиливаться;

  3. I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

  4. Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

  1. Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

  2. Морфологические признаки (неизменяемость).

  3. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Устный разбор

  1. Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

  2. Неизменяемое слово.

  3. Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

Письменный разбор

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

  1. Быстро — нареч., читала (как?) быстро;

  2. Признак действия, неизм.;

Читала (как?) быстро — обстоятельство.

#ADVERTISING_INSERT#

  • Как делать прошивку на телефоне
  • Как делать профессиональные фотографии на телефон
  • Как делать проект на телефоне
  • Как делать принтскрин на телефоне
  • Как делать подставки для телефона