Испорченный телефон игра для дошкольников

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактическая игра » Испорченный телефон»

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры: дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребёнка, как он провёл выходные дни, а после этого громко говорит детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал, и что мне рассказал? Тогда Саша шёпотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шёпотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет тоже самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе, смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки. Когда дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

Если первому ребёнку трудно сформулировать чёткое сообщение, запустить цепочку может взрослый. Начать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная.

Дидактическая игра » Радио»

Цель игры: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Дидактическая игра » Составь предложение»

Цель игры: закрепление термина «предложение», учить составлять предложение из отдельных слов.

Ход игры: каждому ребёнку предлагается какое-либо слово, которое он должен запомнить. По сигналу воспитателя ребята должны выстроиться » в предложение».

Дидактическая игра «Кто сказал?»

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры: выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал воспитатель, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал — не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнёс эту фразу. Следующим ведущим становится ребёнок, которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывал в роли ведущего.

Дидактическая игра «Кого не хватает?»

Цель игры: развивать зрительную память, подчёркивая важность каждого ребёнка.

Ход игры: дети садятся в один общий круг. Воспитатель говорит: «Сейчас один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает». Если дети слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшегося что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу.

Дидактическая игра » Ты мне нравишься (паутина)»

Цель игры: развитие памяти, активизация словаря, умение видеть в сверстнике хорошее.

Материал: клубок цветной шерсти.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сесть в один общий круг. Пару раз обматывает свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и прокатывает клубок в сторону одного из детей. После того, как клубок передан, ребёнку говорят: «Коля (Маша, Петя!) ты мне нравишься, потому что… (всегда помогаешь другим детям, всегда вежлив с взрослыми и детьми, всегда очень аккуратен)». Выслушав обращённые к нему слова ребёнок обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого ребёнок должен подумать и решить, кому передать клубок дальше и сказать чем нравится ему выбранный сверстник. При этом можно говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нём нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так игра продолжается всё дальше и дальше. Нужно хорошо запомнить, что вам скажут, когда будут передавать клубок. Воспитатель следит, чтобы все дети были задействованы в плетении паутины. Постепенно «паутина» будет расти. Ребёнок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребёнок наматывает свою часть на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дидактическая игра » Говорящие очки»

Цель игры: развитие словарного запаса, умение видеть в сверстнике положительные качества.

Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.

Ход игры: все дети садятся в общий круг. Ведущий надевает очки, поворачивается направо и смотрит на своего соседа, который спрашивает: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Как только ребёнок в волшебных очках услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого он снимает волшебные очки и передаёт их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже бывший ведущий обращается к нему с заклинанием. И новый ведущий в волшебных очках говорит о нём добрые и приятные слова. Игра продолжается, пока очки не обойдут по всему кругу.

Дидактическая игра » Друг к дружке!»

Цель игры: закреплять знания о частях своего тела, обеспечение контакта и взаимодействие всех детей друг с другом.

Ход игры: дети выбирают партнёра по игре и пожимают ему руку. Ведущий в быстром темпе говорит, какими частями тела нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом: правая рука к правой руке, нос к носу, спина к спине, левая нога к правой ноге. А когда ведущий скажет: «Друг к дружке» нужно быстро найти себе нового партнёра и пожать ему руку и игра продолжается (называются другие части тела).

Дидактическая игра » Дотронься до…»

Цель игры: уметь ориентироваться в данной игровой ситуации, уметь уступать другому.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронутся до этого цвета. Больше двух детей до одного участника игры дотрагиваться нельзя.

Дидактическая игра » Продолжи движение».

Цель игры: развитие воображения.

Ход игры: дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас я начну делать какое нибудь движение, когда я замру, то мой сосед слева подхватит и продолжит это движение. Когда я хлопну в ладоши он замрёт, а его сосед слева продолжит дальше. И так по кругу. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему.

Дидактическая игра «Скульптуры»

Цель игры: развивать сплочённость между детьми.

Материал: каждому ребёнку по одной счётной палочке.

Ход игры: каждый из играющих берёт по одной палочке. Один начинает игру: он кладёт палочку посреди группы на пол. Второй кладёт свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Нужно расположить палочки так, чтобы из них получилась какая-нибудь фигура. Потом палочки убираются, и предлагается выложить такую же фигуру из тел, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

Дидактическая игра «. Десять вопросов»

Цель игры: развитие логического мышления, учить правильно, строить и задавать вопросы.

Ход игры: дети садятся в большой круг. Ведущий предлагает задать ему десять вопросов, чтобы угадать, кого из играющих он загадал. Можно спрашивать о внешнем виде этого человека, о его особых качествах, о чертах его характера, о его одежде. Ведущий на все вопросы может отвечать только «да» и «нет». Когда у кого-нибудь возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда ведущий ответит на все десять вопросов можно высказать свои предположения о том, кого загадали.

Дидактическая игра «Найди, что изменилось»

Цель игры: развитие внимания и наблюдательности.

Материалы: счётные палочки, карточки с образцами.

Ход игры: каждому ребёнку даётся карточка с образцом (они имеют различия между собой). Каждый ребёнок из палочек выкладывает картинку, изображённую на бумаге с помощью счётных палочек. После этого дети смотрят на свою выложенную картинку и картинку другого играющего и находят отличия между выложенными картинками.

Дидактическая игра «Придумай имя».

Цель игры: учить словесной импровизации; закреплять умение делить слово на части и составлять из них новые слова.

Материалы: карточки с частями слов: «сме»-(лый); «хра»-(брый); «уме»-(лый); «ло»-(вкий); «бы»-(стрый); «сча»-(стливый); «ла»-(сковый); «ра»-(достный); «спо»-(койный); «чу»-(десный); «си»-(льный); «не»-(жный); «лю»-(бимый); «бы»-(стрый); «ве»-(жливый).

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает придумать имя своему соседу слева из слогов, написанных на карточках, и объясняет что, обозначает это имя. Придумать имя можно не только из предложенных слогов, но и из своих придуманных.

Дидактическая игра » Лунный камень»

Цель игры: учить внимательно выслушивать говорящего сверстника, развивать память, внимание.

Материал: красивый камень.

Ход игры: дети, расположившись в кругу, произносят знакомые стихотворения, скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки по одному слову по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

Дидактическая игра » Два зеркала»

Цель игры: развивать внимание, мимические и пантомимические способности детей, связную речь.

Ход игры: в игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За королевой стоит Невидимый король. Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало- молчащее, показывает мимикой, другое — говорящее. Остальные участники игры, располагаются за спиной короля (и по мере отгадывания) бесшумно по очереди занимают его место.

Инструкция королеве: «Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый король. Он стоит у тебя за спиной, но тебе нельзя оглядываться. Смотри на зеркала! Зеркала эти необыкновенные. Ира — зеркало молчащее, оно ничего не говорит, а показывает лицом, позой, движениями того человека, которого нужно отгадать. Владик — зеркало говорящее, оно словами описывает человека, но не называет его имени. Назови Невидимого короля!»

Инструкция зеркалам: «Королева не видит короля. Ты зеркало говорящее. Ты словами описывай Невидимого короля так, чтобы королева поняла, кто из детей стоит за ней. А ты зеркало молчащее. Руками, мимикой подсказывай королеве, кто стоит за ней».

Инструкция Невидимому королю: «Как только королева назвала твоё имя, уступи место другому королю».

Дидактическая игра » Неделя соберись»

Цель игры: закреплять знания детей о порядке следования дней недели; развивать внимание, память.

Ход игры: каждому играющему даётся название дня недели. Ведущий даёт задание: «Неделя соберись», дети выстраиваются в последовательности (от первого до последнего дня недели). Недельку можно выстраивать с любого дня недели (а не обязательно с понедельника).

Этап — помощь и поддержка в трудных игровых ситуациях

Дидактическая игра «Закончи рисунки.»

Цель игры: развитие фантазии.

Материалы: листы бумаги и карандаши или фломастеры.

Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать не вернётся к вам. После этого каждый составляет рассказ по нарисованной картине.

Дидактическая игра «Рукавички»

Цель игры: учить договариваться друг с другом.

Материал: рукавички с различными незакрашенными узорами, карандаши.

Ход игры: каждому ребёнку даётся вырезанная из бумаги рукавичка. Предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Дети ходят по группе и ищут свою пару. После того, как каждая пара рукавичек встретилась, дети должны договориться и раскрасить одинаково рукавички.

Дидактическая игра » Похож — не похож»

Цель игры: учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Материал: различные предметы.

Ход игры: заранее подготовленные предметы незаметно размещают в комнате. Дети садятся вокруг стола. Воспитатель предлагает выбрать ведущего. Ведущий находит в группе два похожих предмета, приносит за стол и передаёт их любому участнику игры, который должен объяснить, в чём сходство этих предметов. Если участник затрудняется в нахождении общего, то ведущий помогает ему(предметы могут быть похожи по цвету, форме, величине, материалу). Участник, нашедший сходство, становится ведущим и ищет другую пару предметов, которую передаёт другому игроку.

Дидактическая игра » Вершки и корешки»

Цель игры: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки; у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Материал: вершки и корешки по количеству детей.

Ход игры. Вариант 1.

Дети берут себе в руку вершок или корешок. И по сигналу (хлопку в ладоши) разбегаются по участку и бегают врассыпную. Когда услышат сигнал: «Раз, два, три — свою пару найди!» быстро ищут себе пару: к своему вершку — вершок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок ( или корешок ). Нельзя всё время становится в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель даёт команду: «Вершки, найдите свои корешки!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Цель игры: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сидя мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу «близко» и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовёт своё слово и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий». Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если ребёнок затрудняется при ответе другие дети помогают ему.

Дидактическая игра » Лесенка»

Цель игры: установление функциональных связей между компонентами.

Материал: 5 кубиков на гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о разных трудовых процессах, например, повара. Картинки на одном кубике изображают замысел повара приготовить салат, винегрет, испечь булочки, пожарить блины; второй кубик имеет картинки с изображением набора продуктов для данных блюд; третий — кухонные наборы инструментов, четвёртый — картинки, схематично обозначающие трудовые действия и их последовательность; пятый — готовые блюда.

Ход игры: кубики раздают детям (по одному каждому). Первый ребёнок выставляет первый кубик с замыслом повара, следующий ребёнок приставляет кубик с набором необходимых продуктов и т.д. пока не выстроится лесенка трудового процесса.

Дидактическая игра » Весёлое лото»

Цель игры: закрепление классификации предметов.

Материал: 28 карт, разделенных на 2 клетки, в каждой из них нарисованы разнообразные предметы одежды, обуви, мебели, посуды, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, школьные принадлежности.

Ход игры: игроки получают по 5 карт. Первым начинает тот, кто имеет карточку с изображением двух предметов, относящихся к одному родовому понятию. Ходят по очереди, составляя цепочку из карточек так, чтобы картинки, приставляемые друг к другу относились к одному родовому понятию. Если у игрока нужной картинки не оказывается, любой играющий может предложить ему свою.

Дидактическая игра » Соседи»

Цель игры: закреплять знания о предыдущем и последующем числе.

Материал: карточки с цифрами от 0 до 9 (2 комплекта).

Ход игры: каждому игроку раздаются по карточке с цифрой. Ведущий вытаскивает с закрытыми глазами карточку с цифрой и показывает её. Ребёнок, у которого есть это число, выходит, встаёт и поднимает свою карточку с такой цифрой. «Соседи» этого числа (дети, имеющие эти карточки — цифры) выходят и встают в определённом порядке. Остальные проверяют правильность выполнения. Выполнив задание, ведущий вытаскивает другую цифру и игра повторяется.

Дидактическая игра » Кто кем был?»

Цель игры: развитие логического мышления.

Ход игры: дети стоят шеренгой и выслушивают задания воспитателя. Тот, кто ответил, садится. Если ребёнок затрудняется с ответом, ему могут помочь другие (если помогает ещё стоящий в шеренге, то он в ней и остаётся, если помогает уже сидящий на стуле, то он встаёт вместо того, кому помог в шеренге).

Воспитатель спрашивает: «Скажите, кто кем был раньше? Дедушка был…(мальчиком, мужчиной, папой). Курица была…(яйцом). Помидор…(семечком). Стол…(деревом). Платье…(тканью, хлопком). Лошадь…(жеребёнком). Хлеб…(зерном, мукой). Рыба…(икринкой) и т.д.

Дидактическая игра » Найди нужный цвет»

Цель игры: развитие фонематического восприятия, определять в словах наличие заданных звуков.

Материал: геометрические формы разного цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает найти форму такого цвета, в названии которой есть звук р (рь, л, ль и т.д.) Дети по очереди находят формы заданного цвета, если ребёнок затрудняется найти форму, его сосед справа должен отдать ему свою фигуру, а себе найти другую.

Дидактическая игра » Волшебная палочка»

Цель игры: развитие словарного запаса детей.

Материал: палочка.

Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель с помощью детей выбирают тему, о которой будут говорить. » Будем говорить про котёнка всё, что знаем». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котёнок (подбор слов-прилагаетльных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называет слово и передаёт палочку следующему и т.д. Повторять слова нельзя. Если кто-то не может подобрать слово, другой участник может ему «подарить» своё слово. Когда палочка дойдёт до середины круга, воспитатель меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котёнок может делать (подбор слов-глаголов).

Дидактическая игра » Строим дом»

Цель игры: закреплять умение выделять данный звук в начале, середине, конце слова.

Материал: лист бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут строить дом (изображать его на листе бумаги). Рисует стены дома. Каждый строитель должен построить какую-либо часть дома, имеющую в своём названии звук р и рь. Дети по очереди рисуют части дома, анализируя каждое слово (крыша, труба, чердак, дверь, рама, крыльцо, дверная ручка, кирпич, деревянный дом и т.д.) После того как дом готов, можно предложить обставить дом словами с данными звуками, какие растения, деревья и кусты росли рядом.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Игра «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Игра «Гусеница»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива.

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Игра «Аэробус»

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.

Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать»».

Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.

Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать»…».

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

Учитель: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Игра»Возьми и передай»

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать положительные эмоции, радость, счастье.

Игра»Тень»

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается в точности скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост», все остальные в цепочке — «тело». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. ‘Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:
  2.  

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение «Обведи по точкам»
Цель: 
развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Упражнение «Штрихи в рисунке»
Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ

Игра «Зеваки»
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра «Не пропусти растение»
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза…

Игра»Четыре стихии»
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Команда

Движение руками

«Земля»

Дети опускают руки вниз

«Вода»

Вытягивают руки вперед

«Воздух»

Поднимают руки вверх

 «Огонь»

Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах

Игра «Нос, нос, рот»
Цель:
 развитие у детей зрительного внимания.

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: «Нос, нос, нос, рот…» При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается — выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Игра «Найди отличия»
Цель: развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра «Нарисуй по клеточкам»
Цель: развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.

Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание — показать последовательность рисования.

Игра «Запомни точки»

Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки — 1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.

Игра «Ладонь! Кулак!»
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

Игра «Делай, как я»
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу — второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Упражнение «Раскрась фигуры»
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное — аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

Упражнение «Зачеркни фигуры»
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение «»Да»и»Нет»не говорить»
Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить «Да» и «Нет»».

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Игра «Тропинка»
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.

Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.

Слово-задание

Движения

«Тропинка»

Все дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего

«Копна»

Дети направляются к центру круга, вытянув руки вперед

“Кочки»

Дети приседают, положив руки на голову

Игра «Сосед!»

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра «Летает — не летает»

Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?». Например: «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем педагог начинает игру: «Голубь летает?» — и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» — и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» — спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра «Нарисуй домик»

Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.

Учитель: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,

не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом».

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

  •  ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
  •  ♦ правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
  •  ♦ количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует на глазок.

Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Цель: развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.

Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной — по количеству детей, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.

Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.

Изображения на картинке

Слова

Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, ландыш, пирог, игла, рыба

Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, душистый, вкусный, шить, река

Упражнения на развитие зрительной памяти

1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объектов.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей — определить слово, которое является «лишним».

Примерные серии слов:

  •  • старый, дряхлый, маленький, ветхий;
  •  • храбрый, злой, смелый, отважный;
  •  • яблоко, слива, огурец, груша;
  •  • молоко, творог, сметана, хлеб;
  •  • час, минута, лето, секунда;
  •  • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
  •  • платье, свитер, шапка, рубашка;
  •  • мыло, метла, зубная паста, шампунь;
  •  • береза, дуб, сосна, земляника;
  •  • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение «Поезд»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, связанных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть одинакового размера.

Учитель: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка — это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала — фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду».

Упражнение «Сложи узор»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Детям предлагается набор «Сложи узор» (если данный набор отсутствует, можно заменить его квадратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар… У человека две ноги, а у собаки… Собака лает, а кошка… Птицы живут в гнездах, а люди… Ночью темно, а днем… Зимой идет снег, а летом… Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани… Зимой холодно, а летом… Балерина танцует, а пианист… Ты ешь ртом, а слушаешь… Дрова пилят, а гвозди… Утром мы завтракаем, а днем… Певец поет, а строитель… Птица летает, а змея… Композитор сочиняет музыку, а музыкант… Лодка плывет, а машина… В России говорят по-русски, а в Англии… Ты смотришь глазами, а дышишь… Книгу читают, а музыку…

Игра «Много — один»

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, — в единственном.

Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?».

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

Упражнение «Что было раньше»

Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, красивый — безобразный, пустой — полный, худой — толстый, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Упражнение «Соберем  портфель!»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.

Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (
Ответ: резинка, ластик.)

До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (
Ответ: ранец.)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. 
(Ответ: мел)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота! 
(Ответ: цветные карандаши)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?..  
(Ответ: тетрадь)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (
Ответ: ручка)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.  (
Ответ: книга.)

Игра «Первоклассник»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.

Упражнение «Кот и лодыри»

Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.

Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», затем задает детям вопросы:

  •  — Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
  •  — Быть лодырем — это плохо или хорошо?
  •  — Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
  •  — Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
  •  — Зачем люди учатся?
  •  — Зачем дети ходят в школу?

Упражнение «Что я знаю о школе?»

Цель: уточнить знания детей о школе.

Педагог проводит блицопрос детей.

Примерные вопросы:

  •  —  Как надо обращаться к учителю?
  •  — Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  •  — Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  •  — Что такое урок?
  •  — Как узнают, что нужно начинать урок?
  •  — Что такое перемена?
  •  — Для чего нужна перемена?
  •  — Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  •  — Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  •  — Что такое отметка? Что такое каникулы?
  •  — Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  •  — Что такое школьный дневник?
  •  — В классе учатся дети одного возраста или разного?

Упражнение на сплочение дружного коллектива

Утренние приветствия

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

Дети стоят в кругу, опустив руки:
(педагог пропевает)

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване…..
(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)

 Утренние приветствия

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Утром встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет

Игра «Испорченный телефон» для детей – не только замечательное групповое развлечение, но и эффективный метод развития речи, слухового восприятия, коммуникативных навыков. История дидактической игры давняя, играть любят не только маленькие дети, но и подростки, и взрослые. Море веселья обеспечено.

Цель игры «Испорченный телефон»

Цель – совершенствование речевого слуха.

Игра спокойная, неактивная. Материалы и приспособления не требуются. Играет компания, причем чем больше участников, тем интереснее.

Хотя игра считается детской, ее часто применяют в качестве тренинга во взрослых коллективах. Цель в этом случае – демонстрация возможной степени искажения передаваемой информации. Игроки на практике убеждаются в том, насколько сильно искажаются сведения, пока дойдут от одного человека до другого. Значит, нельзя верить без проверки соседским сплетням и новостям в СМИ.

Правила игры «Испорченный телефон»

Существуют увлекательные взрослые и детские варианты игры. Играть можно в детском саду, во дворе с друзьями, на праздничной вечеринке. Группа может состоять из разновозрастных игроков, так даже интереснее и веселее.

Игровая задача – попытаться расслышать то, что скажет шепотом предыдущий участник, передать это слово товарищу. Дети становятся в ряд в произвольном порядке. Для удобства можно присесть на скамейку, длинный диван или другое подходящее место. А можно рассесться на чистом полу. Главное – игроки должны находиться на таком расстоянии друг от друга, чтобы легко дотягиваться ртом до уха соседа.

Как играть

Дети определяют ведущего, который начнет игру. Он, встав в начале ряда, произносит шепотом на ухо второму участнику какое-либо слово. Важно, чтобы остальные игроки не слышали произносимое. Плохо расслышать слово может и сам второй участник, в этом и заключается все веселье.

Второй игрок передает слово на ухо третьему, тот четвертому. Поскольку большинству детей не удается правильно расслышать произносимое, до последнего в шеренге зачастую доходит совершенно не то слово, которое сказано в начале. Последний игрок громко произносит то, что сказал ему предпоследний. Неправильный результат вызывает смех и веселье. Ведущий становится в конец ряда, а загадывает новое слово игрок, который стоял вторым.

Завершить игру можно иначе. Все дети в конце тура громко говорят, какое слово им послышалось. Так удается вычислить, с какого участника началась ошибка. Он становится ведущим.

Игру можно усложнить, использовать не отдельные слова, а фразы, целые предложения. Такой вариант подойдет для школьников и взрослых.



Слова для игры испорченный телефон

Слова следует выбирать забавные, довольно сложные, состоящие из 2-3 слогов. Так интереснее и веселее играть. Примеры подходящих слов:

  • букашка;
  • пончик;
  • варежка;
  • вареник;
  • балалайка;
  • котлета;
  • тюфяк;
  • сарделька;
  • шпилька;
  • осьминог;
  • флакончик;
  • трещотка;
  • драндулет;
  • коврижка;
  • толстяк.

Вариант игры для развития воображения

Это замечательный вариант для старших дошкольников, он учит четко и корректно выражать мысли, описывать окружающие объекты. Распечатайте картинки, изображающие понятные детям сюжеты из жизни.

Ведущий забирает одного игрока в смежное помещение, демонстрирует изображение. Например, бабушка сидит в кресле, вяжет носки. Игрок должен подробно запомнить сюжет. В помещение входит второй ребенок. Первый рассказывает ему, что изображено на картинке. Второй игрок рассказывает третьему, третий четвертому. Последний игрок рассказывает сюжет ведущему. Ведущий показывает картинку. Дети обсуждают, что изображено, что они пересказали правильно, в чем ошиблись, что забыли упомянуть.

Более сложный вариант игры – для подростков и взрослых

Игра смешная, оптимальна для корпоративов и домашних праздников.

Ведущий пишет на бумажке несколько разных действий. Например: топнуть ногой, четырежды кивнуть, дважды прокукарекать. Он шепотом зачитывает на ухо второму участнику написанные действия, не показывая бумажку. Второй игрок передает информацию третьему. Последний в шеренге игрок встает с места, делает все, что ему сказано. Ведущий громко зачитывает с бумажки порядок действий. Игрок, выполнивший задание правильно, занимает место ведущего.

Фразы для испорченного телефона

Предложение, которое игроку торопливо прошептал ведущий, нужно срочно передать другому — рядом сидящему участнику. Следующий, услышав фразу, также пересказанную шёпотом по секрету, аналогично играет роль телефона с плохой связью.

Крайний игрок справа, наконец, произносит вслух дошедшую новость — и ведущий сравнивает исходную и конечную фразу. Выражения могут быть неожиданными и бессмысленными, тогда играть невероятно смешно. Кстати, обязательно сыграйте в Крокодила.

Фразы для испорченного телефона для детей

  1. Сладкая у кашалота шоколадка
  2. Картошка на дорожке катится немножко
  3. Радужный единорог очень строг
  4. Стол без стульчика соскучился
  5. Шипит зелёный удав, жабу ловко поймав
  6. Переписанное расписание
  7. Червячок сел на крючок и молчок
  8. Корабль пристал под девятый вал
  9. Кактус на подоконнике
  10. Малыш и Карлсон
  11. Радио бубнит да говорит
  12. Клоун под колоколом кувыркался
  13. Шахматное полотенце
  14. Стирали на постирушках мягкие игрушки
  15. Коза на полянке нюхает белые поганки
  16. Оловянный солдатик
  17. Веселье на рабочее новоселье
  18. Бабочка на лавочке усами машет
  19. Белый грибок сел под мосток
  20. Кашевар сделал на плите пожар
  21. Разрешение на угощение для прощения
  22. Выбивали ковёр, потеряли топор
  23. Зелёнка вылилась в сгущёнку
  24. Карнавальное представление
  25. Полуночная комета летела ракетой
  26. Машина застряла, колесо упало
  27. Светлячок сел на чёрный пенёк
  28. Часы бьют, стрелки бегут
  29. Сахарок течёт в полотняный мешок
  30. Скатерть с дырой рвётся в клочья порой

Фразы для испорченного телефона для взрослых

  1. Разноцветная дискотека
  2. Стеклянный абажур
  3. Искусственное покрытие корта
  4. Бейсболка под футболку
  5. Трафаретная шелкография
  6. Перекрёсток семи дорог
  7. Колотили, молотили, заколачивали
  8. Биография султана
  9. Механика органики
  10. Винт для коловорота
  11. Подковёрная плесень
  12. Привычная отмычка
  13. Деревянный водопровод
  14. Шмелиное гнездо
  15. Меховая подкладка
  16. Седло молодой коровы
  17. Средневековый ренессанс
  18. Гостиничная постель
  19. Американское графоманство
  20. Колесом по колдобинах
  21. Новостная путаница
  22. Каравай не зевай
  23. Мантия его преосвященства
  24. Закопченный паяльник
  25. Трубочист под жестяным куполом
  26. Вариативность вентилятора
  27. Перекошенный шпингалет
  28. Мероприятие на крупном предприятии
  29. Подарочная упаковка с окантовкой
  30. Метель канителится, по грунту стелется

Веселой игры!

[quads id=1]

Старинная игра «Испорченный телефон» пришла из далекого прошлого. Еще древние люди, которые жили в пещерах, забавлялись тем, что передавали сообщения другу другу с помощью устных высказываний, первобытных звуков, слов и коротких фраз. Они могли проверить, верно ли донесено их сообщение через много дней или даже месяцев. Так они подшучивали друг над другом. Иногда они получали подтверждения того, что их первоначальные слова были искажены и переиначены до неузнаваемости. «Испорченный телефон» часто используют в качестве психологического тренинга для групп людей, которые нуждаются в общении.

Часто этот вид тренинга применяют для того, чтобы пояснить людям, насколько искажены могут быть факты. К примеру, это подходит тем, кто слишком доверяет желтой прессе, высказываниям некоторых друзей или соседей. Ведь изначальные данные могут быть перевернуты до такой степени, что от правды не останется и следа. Нужно понимать, что не всем словам можно доверять, не все утверждения являются верными. Сломанный телефон — это понятие актуально и в обычной жизни. Как часто мы принимаем за чистую монету то, что является всего лишь недопонятой или искаженной информацией!

В продаже имеется и вариант настольной игры «Испорченный телефон» Вы можете купить его за 1990 рублей. Здесь есть 142 карточки с разными словами, стирающиеся блокноты, маркеры, тряпочки, кубик. Это полноценная настольная игра позволит провести вам массу приятного времени в компании со своими близкими.

Быстрая навигация по статье:

  • 1 Правила игры «Испорченный телефон» для детей
  • 2 Вариант игры для детей — развиваем визуальное воображение и речевые навыки
  • 3 «Испорченный телефон» для взрослых. Варианты игры
  • 4 Перескажи рассказ. Второй вариант «Сломанного телефона»
  • 5 Тренинг «Испорченный телефон» для улучшения коммуникативных навыков
  • 6 Варианты тренинга

Правила игры «Испорченный телефон» для детей

[quads id=5]

Существуют варианты игры для детей и для взрослых. Также можно устроить забаву для праздника среди смешанных по возрасту участников. Главное то, что эта игра нравится практически всем! Цель игры «Испорченный телефон» заключается в том, что вы должны как можно точнее передать услышанное или увиденное, чтобы результат первого и последнего сообщения совпадал.

Для того чтобы было по-настоящему весело, нужно собрать как можно больше участников. Они усаживаются в ряд или становятся неподалеку друг от друга. Обычно первый игрок становится ведущим. Он придумывает какое-нибудь слово, которое передает шепотом на ухо своему соседу слева.

Важно сказать слово или короткую фразу как можно тише, чтобы его не услышали другие участники.

Следующий участник, также шепотом передает слово другому игроку. Он делает это в той интерпретации, в какой он услышал сказанное. Например, ведущий сказал: «Лечение». Второй игрок услышал: «Печенье» и шепчет это слово следующему. Тот, в свою очередь услышал: «печень» и передает это слово соседу. Когда дойдет очередь до последнего участника, он говорит услышанное вслух. Теперь ведущий называет первоначальное слово, а все остальные говорят вслух те слова, которые услышали они. Вся компания веселится от души.

"Испорченный телефон"- цель и правила игры. Тренинг для бизнеса

Есть и такой вариант, когда несколько первых игроков повторяют именно то слово, которое назвал ведущий. Ошибка закрадывается только после двух-трех участников. В этом случае, нужно выяснить, кто «испортил телефон». Для этого каждый по очереди называет вслух то слово, которое он услышал и передал. Кто первым услышал неправильное слово, тот садится на место ведущего и придумывает свое слово. Ведущий садится на его место и становится обычным игроком.

Вариант игры для детей — развиваем визуальное воображение и речевые навыки

[quads id=6]

Этот вариант очень хорош для подготовки детей к школе. Также он отлично подходит для того, чтобы научить ваших детей свободно выражать свои мысли и описывать происходящее. Итак, нужно найти несколько картинок, на которых изображены незамысловатые сюжеты. Например, их можно вырезать из старых детских журналов, книжек, настольных игр. Соберите вокруг себя от трех до 10 ребят. Чем больше, тем веселее!

Все выходят в другую комнату, с ведущим остается только один. Ему вы и показываете картинку. Допустим, на ней изображено, как мама стирает и развешивает белье. Ребенок должен посмотреть на картинку и постараться запомнить как можно больше деталей. Затем в комнату приглашают второго участника. И первый ребенок должен пересказать ему, что он увидел на картинке.

Второй пересказывает следующему, и так до тех пор, пока не останется последний участник. Он в свою очередь должен рассказать содержание. Ведущий проверяет по картинке все перечисленные детали. Затем он показывает детям картинку, и все вместе они обсуждают, что не было названо, что упущено, а что переврано.

Ведущим может стать следующий игрок, он покажет картинку очередному участнику. Побеждает тот, кто сумел назвать и перечислить наибольшее количество деталей, увиденных на картинке.

Как вариант этой игры — ее можно предложить и взрослым, которые тоже часто отличаются рассеянностью. Возможны смешанные команды, среди которых будут и взрослые и дети разных возрастов.

«Испорченный телефон» для взрослых. Варианты игры

[quads id=1]

Эту забаву можно с успехом применять на вечеринках, корпоративах, посиделках с друзьями. Правила игры немного усложняются тем, что выбираются более сложные слова и фразы. Причем, чтобы усложнить задачу, эти слова нужно произносить нечетко, сливая между собой звуки. Лучше записать слово или фразу на бумажке, чтобы затем можно было продемонстрировать всем участникам то, что было задумано.

Второй вариант «Сломанного телефона» для взрослых еще более сложный. Но и более интересный. Нужно чтобы ведущий заранее записал на листок инструкцию к выполнению разных действий. Эту инструкцию по цепочке, шепотом нужно передать последнему участнику. Тот должен выполнить все задания.

Например, инструкция может быть такая: поднять правую ногу, хлопнуть в ладоши три раза, подпрыгнуть и два раза хрюкнуть. Всю эту длинную череду действий ведущий зачитывает по листку ближайшему к нему участнику. Но делает это так, чтобы тот не видел написанный текст. Второй игрок своими словами передает задание следующему. В итоге последний участник должен встать и выполнить все заданные действия. А ведущий проверяет по бумажке правильную последовательность. Если все верно, то он отправляется в конец шеренги, а исполнитель задания становится ведущим. Теперь его очередь дать задние.

Внимание! Чтобы исполнителями и ведущими могли стать все участники, время от времени нужно пересаживаться.

Купите настольную игру «Испорченный телефон», чтобы не раздумывать над тем, какое слово сказать. Тем более, что в настольном варианте игры есть много вариантов. Здесь содержится 142 карточки со словами, по 8 блокнотов, тряпочек и маркеров. Песочные часы помогут следить за временем.

Здесь можно посмотреть трейлер к настольной игре «Испорченный телефон»:

Перескажи рассказ. Второй вариант «Сломанного телефона»

Правила этого варианта еще более интересны. Нужно написать на листке небольшой рассказ. Его можно скачать из интернета и распечатать заранее, во время подготовки к конкурсам. Сложность рассказа зависит от участников. Чем они старше и умнее, тем сложнее он должен быть. Затем все участники выходят в коридор или другую комнату. Остаются только двое — ведущий и еще один человек. Ведущий зачитывает рассказ вслух, но не показывает текст. В комнату входит следующий игрок, которому второй участник должен своими словами пересказать содержание текста. Потом входит третий, четвертый и так далее. В конце нужно сопоставить первоначальный вариант с пересказом последнего игрока.

Можно обсудить все ошибки и выяснить, кто первый их допустил. Затем ведущие меняются и читают новый текст или заметку.

Совет! Заметки можно брать из журнала или газеты.

Конкурсы «Испорченный телефон» всегда вызывают бурное веселье. Заранее можно подготовить фразы, слова, картинки и задания.

Тренинг «Испорченный телефон» для улучшения коммуникативных навыков

[quads id=2]

Такие тренинги очень полезны для людей, которые работают с людьми. Вы хотите улучшить свои коммуникативные навыки, научиться правильно общаться с партнерами, коллегами, расширить сферы своего бизнеса? Организуйте среди своих сотрудников или подчиненных бизнес-тренинги, которые выведут вашу компанию на новый уровень.

Суть тренинга такова: все сотрудники выходят из кабинета. Затем входит первый из них. Руководитель дает ему устное поручение, которое состоит из нескольких фраз. Входит другой сотрудник, которому первый старается в точности передать задание шефа. Так задание передается по очереди всем участникам тренинга.

В итоге последний передает шефу то, что он понял и принял к исполнению. Шеф по бумажке проверяет точность передачи. Выявляется процент ошибок, неправильно понятых действий, неверно названных фамилий, названий и прочее. Также оценивается качество восприятия информации, способы донесения важных моментов.

Этот тренинг показывает, насколько сплочен коллектив, как понимают те или иные фразы ваши работники. На простых примерах можно выявить слабые места, научить всех работать в одной команде.

Варианты тренинга

Вариантами тренинга могут служить не устные сообщения шефа, а письменные распоряжения. Когда один должен пересказать текст записки следующему, а тот, в свою очередь сделать пересказ со слов первого и т.д.

Можно использовать и визуальные картинки с действиями, как описано в примере с детским вариантом игры.

В продаже имеется и настольная игра «Испорченный телефон», которую можно купить и затем использовать на каждом празднике.

Другие интересные игры:

  • Используйте телефон для детонации с4
  • Используйте рисунок укажите номера верных утверждений
  • Использовать тройку через телефон как
  • Использовать телефон как флешку через usb
  • Использовать телефон как флешку для телевизора